Нормативно правовые основы образовательного процесса. Нормативно-правовые основы образования. При конструировании учебного метапредмета учитывается возможность субъективного отбора методов познания одного и того же фундаментального образовательного объект

В российском законодательстве и в научной литературе отношение к понятию «правовой статус образовательного учреждения» неоднозначно. Не вдаваясь в тонкости научных споров между представителями теоретической и отраслевых юридических наук, в данном случае под правовым статусом образовательного учреждения мы будем понимать совокупность правовых норм, устанавливающих обусловленные соответствующей правосубъектностью образовательного учреждения его юридические права и обязанности (компетенцию), а также систему и механизм осуществления юридических гарантий этих прав и обязанностей.

Данная трактовка в целом соответствуют позиции, которой придерживается законодатель в Законе РФ «Об образовании». Заметим лишь следующее.

Под «соответствующей правосубъектностью» в данном случае следует понимать такиеправовые качества образовательного учреждения (правоспособность идееспособность ), которые, во-первых, характеризуют его, с одной стороны, именно как учреждение, и, с другой стороны, как юридическое лицо, а, во-вторых, отражают особенности принадлежности этого образовательного учреждения к тому или иному уровню образования и тому или иному типу и виду, той или иной организационно-правовой формы. Иными словами, содержание и особенности правового статуса образовательного учреждения того или иного типа, вида и организационно-правовой формы обусловлены, прежде всего, и главным образом особенностями образовательной компетенции того уровня системы образования, в котором это учреждения находится в каждом данном случае.

Система юридических гарантий осуществления образовательным учреждением своих прав и обязанностей включает такие правовые средства, как контроль и надзор, осуществляемые уполномоченными на то органами и лицами (Рособрнадзор, инспекционные службы, их сотрудники), а также различные меры правового принуждения, среди которые особое место занимают меры юридической ответственности, применяемые к образовательному учреждению, нарушившему нормы образовательного или иного законодательства.

Существенно важным является и выделение различных видов самого правового статуса образовательного учреждения, на что не всегда обращается внимание в литературе. В зависимости от видов правовых норм, устанавливающих права, обязанности и гарантии их осуществления, можно говорить о таких основных видах правового статуса образовательного учреждения, как:

конституционно-правовой статус,

гражданско-правовой статус,

финансово-экономический статус,

административно-правовой статус,

образовательно-правовой статус.

Все эти статусы связаны между собой, что обусловлено свойством системности права как социального регулятора. Кроме того, в зависимости от аспекта анализа деятельности образовательного учреждения и управления этой деятельностью, на передний план выходят различные виды статусов. 20

Кратко охарактеризуем представленные виды правового статуса образовательного учреждения.


Конституционно-правовой статус образовательного учреждения. Содержание и значение данного статуса непосредственно вытекает из содержания ст. 43 Конституции Российской Федерации. В соответствии с частью 2 данной статьи общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования гарантируются в государственных и муниципальных учреждениях, а часть 3 закрепляет возможность конкурсной основы бесплатного получения высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении. Тем самым образовательное учреждение является тем субъектом конституционно-правовых отношений, который непосредственно гарантирует реализацию конституционного права каждого на образование. Другими словами, образовательное учреждение (а также предприятия, о которых тоже говорится в Конституции РФ) выступаетосновным гарантом реализации данного конституционного права. И именно как гарант образовательное учреждение наделяется законодательством соответствующими правами и обязанностями, может и должно нести ответственность за нарушение конституционного права на образование.

В части 5 ст. 43 закрепляется поддержка государством различных форм образования и самообразования (индивидуальная педагогическая деятельность, семейное (домашнее) образование и др.), которые также в известной мере могут гарантировать качество образования того или иного уровня. Вместе с тем, как показывает вся практика мирового и отечественного образования, только в стенах именно образовательного учреждения может быть в полной мере реализована гарантия действительно качественного образования.

Обращая вновь внимание на органическую связь всех видов правового статуса образовательного учреждения, подчеркнем, что смысловым и политико-правовым ядром выступает именно конституционно-правовой статус, поскольку все остальные с разных сторон отражают главное: необходимость обеспечения различными правовыми средствами и способами образовательным учреждением конституционного права на образование.


Гражданско-правовой статус образовательного учреждения . Особенности данного статуса образовательного учреждения связано, прежде всего, с характеристикой его какюридического лица - одной из фундаментальных категорий гражданского права.

Действующее законодательство об образовании устанавливает, что всякое образовательное учреждение (учреждение, осуществляющее образовательный процесс) является юридическим лицом (п.2 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»).

Напомним, что юридическим лицом Гражданским кодексом Российской Федерации признается организация, имеющая обособленное имущество в собственности либо на правах хозяйственного ведения, либо в оперативном управлении (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Юридическое лицо отвечает имуществом по своим обязательствам; приобретает и реализует гражданские (имущественные и личные неимущественные) права; исполняет обязанности от своего имени; выступает истцом и ответчиком в судах общей юрисдикции, арбитражных судах, третейских судах; должно иметь самостоятельный баланс или смету.

Все юридические лица подразделяются накоммерческие инекоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ).

Некоммерческие организациям не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не вправе распределять получаемую прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, в иных целях, направленных на защиту общественных интересов.

Как следует из Закона РФ «Об образовании» (ст.ст. 11-1, 12), организации – юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность, могут создаватьсятолько как некоммерческие организации. Тем самым законодатель определил в качестве основной цели образовательных организаций не извлечение прибыли, а осуществление образовательного процесса.Иное означало бы, что учредитель образовательной организации был бы вправе предпринять все усилия для получения прибыли для себя лично и уделять минимум внимания организации, обеспечению обучения, воспитания, экономя на потребностях обучающихся.

Закрепление в нормах гражданского законодательства особого правового статуса образовательных организаций обусловлено необходимостью правовой охраны образовательной деятельности, связанной, как уже отмечалось, с реализацией конституционного права личности. Эта необходимость определяет и ряд требований к образовательным учреждениям (организациям):

Функционирование в определенных закономорганизационно-правовых формах некоммерческих организаций (для государственных и муниципальных - только в форме учреждения;

Установлениеспециальной правоспособности, т.е. права осуществлять только ту деятельность в соответствии с законом, которая прямо указана в их учредительных документах; в частности, образовательная деятельность является для таких организаций основной и должна быть указана в учредительных документах образовательной организации;

Лицензирование образовательной деятельности (ст. 33 Закона РФ «Об образовании»);

Требования к педагогическому составу, материальному оснащению, экономическому обеспечению;

Требования, связанные с реализацией конкретных образовательных программ установленных Законом РФ «Об образовании» уровней и др.

Уже этот небольшой перечень требований свидетельствует о том, что статус образовательного учреждения как юридического лица имеет значительную специфику, отличающую его от гражданско-правового статуса иных учреждений и организаций. Это позволяет даже говорить о частном юридическом статусе образовательного учреждения (С.В. Куров).

Законодательство об образовании использует понятие «образовательное учреждение» в двух аспектах:

как родовое понятие - организацию, создаваемую («учреждаемую») собственником имущества для определенных функций, не связанных с извлечением прибыли,

как установленную законом организационно-правовую форму, вид юридического лица, определяющую правовой статус, т.е. права, обязанности и правовую ответственность.

В качестве определенной организационно-правовой формы собственно «учреждение» закреплено ст. 120 ГК РФ и ст. 9 Закона о некоммерческих организациях, а правовое положение имущества такого учреждения определяется статьями 213, 296 и 298 ГК РФ. Учреждение создается (учреждается) собственником имущества, которое закрепляется за учреждением на праве оперативного управления, оно финансируется учредителем полностью или частично. В соотве6тствии с Гражданским кодексом РФ учреждение создается (учреждается) одним, единственным учредителем, собственником имущества для осуществления обусловленным им целей некоммерческого характера.

В соответствии с п. 1 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» образовательная организация, осуществляющая образовательный процесс, т.е. реализующая одну или несколько образовательных программ и/или обеспечивающая содержание и воспитание обучающихся, воспитанников, создаётся в правовой форме образовательного учреждения. Буквальное прочтение текста п. 3 ст. 12 Закона РФ «Об образовании» позволяет выделить следующие закрепленные законодательно организационно-правовые формы образовательной организации:

государственное образовательное учреждение,

негосударственное образовательное учреждение,

муниципальное образовательное учреждение.

Введенное Законом РФ «Об образовании» понятие образовательного учреждения как организационно-правовой формы не является разновидностью учреждения, как отдельного вида юридического лица установленного ГК РФ. Тем самым нормы ГК РФ, закрепляющие правовой статус учреждения как такового, не должны применяться, по крайней мере, в полном объеме, к образовательным учреждениям.

В ходе происходящего реформирования (модернизации) российского образования все чаще вы сказываются мнения о необходимости широкого внедрения новой организационно-правовой формы создания и функционирования образовательных учреждений – АНО (автономная некоммерческая организация), предусмотренной ст. 10 Закона Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ

"О некоммерческих организациях". Для этой разновидности гражданско-правового статуса характерно следующее.

1. Имущество автономной некоммерческой организации (АНО), формируемое за счет добровольных взносов ее учредителей, поступает в собственность самой АНО. Нужно заметить, что Закон о некоммерческих организациях не исключает единоличного учредительства АНО.

2. Высшим органом управления АНО, имеющим исключительную компетенцию, является коллегиальный высший орган (п. 1 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). В его состав входят как учредители, так и наемные работники, которые не могут составлять более одной трети от числа членов этого высшего органа управления (п. 5 ст. 29 Закона о некоммерческих организациях). Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими АНО, а она, в свою очередь, не отвечает по обязательствам учредителей. В то же время Закон о некоммерческих организациях (п. 3 ст. 10) предписывает учредителям осуществлять надзор за деятельностью АНО, порядок осуществления которого должен быть предусмотрен учредительными документами АНО.

3. К компетенции высшего органа АНО, установленной законом исчерпывающим образом, относятся такие вопросы, как: изменение устава АНО; определение приоритетных направлений деятельности организации, принципов формирования и использования ее имущества; образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий; утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса; утверждение финансового плана некоммерческой организации; создание филиалов и открытие представительств; участие в других организациях; реорганизация и ликвидация АНО.

4. АНО занимает, по сути дела, некоторое промежуточное положение между организациями, как создаваемыми на принципах участия членов, так и теми, которые не имеют членства.

Отметим еще одно обстоятельство. Как можно видеть, гражданско-правовой статус образовательного учреждения, предусматриваемый гражданским законодательством и законодательством об образовании, имеет свои отличия.

Основные отличия правового положения образовательного учреждения от учреждения, закрепленные Законом РФ «Об образовании», состоят в следующем (С.В. Куров):

    Допускаются многоучредительство образовательного учреждения и

    его самофинансирование. При этом не требуется обязательного закрепления имущества учредителями за образовательным учреждением при его создании.

    Учредители заключают договор о совместном создании образовательного учреждения.

    Денежные средства, имущество и иные объекты собственности,

    переданные образовательному учреждению (в форме дара, пожертвования или

    по завещанию, доходы от собственной деятельности и приобретенные на эти

    доходы объекты собственности) поступают в собственность самого образовательного учреждения, в то время как денежные средства «просто» учреждения и приобретенное на них имущество поступают лишь в самостоятельное распоряжение учреждения.

4. Образовательное учреждение вправе выступать в качестве арендатора или арендодателя имущества без согласия учредителя, а средства,

полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы,

используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном

образовательном учреждении.

5. Общим у образовательного учреждения с учреждением является, во-первых, то, что имущество, закрепленное учредителем за каждым из них, находится в оперативном управлении этих видов юридических лиц; во-вторых, при недостаточности у учреждения собственных денежных средств, а у образовательного учреждения денежных средств и принадлежащего ему имущества, ответственность по их обязательствам несет учредитель.

6. Законодатель устанавливает особенности управления для государственных и муниципальных образовательных учреждений по сравнению с негосударственными.

Таковы наиболее характерные особенности государственно-правового статуса образовательного учреждения. В заключение заметим, что действующее гражданское и образовательное законодательство не свободны от известных противоречий (коллизий) в вопросах четкости определения содержания правового статуса образовательных учреждений, что нередко приводит на практике к недоразумениям различного, прежде всего, финансового, характера.

Финансово-экономический статус образовательного учреждения. Данный статус очень тесно связан с гражданско-правовым статусом образовательного учреждения, что вполне закономерно. В самом общем плане финансово-правовой статус образовательного учреждения, во-первых, отражает одну из важнейших граней многообразной деятельности образовательного учреждения – финансово-экономическую (или, в более узком смысле – финансово-хозяйственную) деятельность, а, во-вторых, его можно рассматривать как совокупность норм, регулирующих финансово-экономические отношения, субъектом которых выступает образовательное учреждение, посредством предоставления ему прав и обязанностей в области осуществления образовательным учреждением предпринимательской и иной деятельности, не связанной непосредственно с осуществлением образовательного процесса, его финансирования и налогообложения, а также юридических гарантий правомерного осуществления этих прав и обязанностей.

Самое существенное, что характеризует специфику финансово-правового статуса образовательного учреждения, заключается в том, что его финансово-экономические полномочия находятся, так сказать, в «точке пересечения» нескольких важнейших нормативно-правовых актов – Гражданского кодекса, Бюджетного кодекса, Налогового кодекса и образовательного законодательства (М.Л. Левицкий, Т.Н. Шевченко).

В самом деле, с точки зрения гражданского законодательства образовательное учреждение есть, как уже отмечалось, некоммерческая организация, созданная в форме учреждения. Бюджетный кодекс (ст. 161) рассматривает образовательное учреждение как бюджетное учреждение (если речь идет о государственном или муниципальном образовательном учреждении). В понятийном поле налогового законодательства (ч.2 ст. 11 Налогового кодекса РФ) образовательное учреждение есть просто «организация», под которой понимается юридическое лицо, образованное в соответствии с законодательством Российской Федерации (тем самым негосударственные образовательные учреждения, как и государственные, являются субъектом налоговых правоотношений). Наконец, образовательное учреждение в собственном смысле рассматривается образовательным законодательством (ст. 12 Закона РФ «Об образовании») как учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников 21 .

Таким образом, финансово-экономический статус образовательного учреждения имеет четыре, по меньшей мере, составляющие, каждая из которых, во-первых, тесно связана с другой и, во-вторых, может быть охарактеризована как относительно самостоятельная.

Бюджетный аспект . Как уже говорилось, образовательное учреждение в бюджетном отношении представляет собой бюджетное учреждение, т.е. учреждение, финансируемое из бюджета определенного уровня (федерального, бюджета субъекта РФ, местного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда). Не вдаваясь во всю сложную технологию бюджетного финансирования образовательного учреждения, достаточно будет выделить наиболее важные и характерные этапы его процесса, характеризующие особенности приобретения образовательным учреждением как бюджетным учреждением своих бюджетных прав и обязанностей (М.Л. Левицкий, Т.Н. Шевченко).

    Составление образовательным учреждением бюджетной заявки на очередной финансовый год, подаваемой главному распорядителю или распорядителю бюджетных средств (п. 5 ст. 161 БК).

    Уведомление (в течение 10 дней) получателя бюджетных средств, органом, исполняющим бюджет, бюджетного ассигнования на соответствующий период (финансовый год) (ст. 220 БК).

    После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение в течение 10 дней составляет и представляет на утверждение распорядителем бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме (ст. 221 БК).

    Утверждение сметы доходов и расходов распорядителем бюджетных средств (в течение 5 дней) и передача ее в течение одного рабочего дня органу, исполняющим бюджет (ст. 221 БК).

    Утверждение и доведение до бюджетного учреждения лимитов бюджетных обязательств (ст.ст. 222, 223¸ 224 БК) 22 . Обычно эти бюджетные обязательства распределяются поквартально, что обеспечивает, с одной стороны, относительную сбалансированность расходования бюджетных средств, а с другой, – повышает ответственность бюджетного учреждения за своевременное и целевое расходование этих средств.

    Принятие и подтверждение бюджетным учреждением своих денежных обязательств в соответствии с бюджетными обязательством (ст.225, 226 БК).

    Расходование образовательным учреждением выделенным ему бюджетных средств путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтверждаемого бюджетного обязательства (п.1 ст. 227 БК). Данный – заключительный – этап бюджетного процесса одновременно характеризует и бюджетную дееспособность учреждения и, соответственно, дает основании я для оценки качества исполнения бюджетного законодательства.

Гражданско-правовой аспект. В гражданско-правовом отношении речь идет финансово-экономическом обеспечении предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, не связанной непосредственно с осуществлением образовательным учреждением образовательного процесса. Вся эта деятельность, во-первых, связана с оказанием образовательным учреждением предусмотренных законодательством услуг, работ и иной деятельности определенного вида, плата за которые образуют фонд внебюджетных средств учреждения, и, во-вторых, не может противоречить уставным целям образовательного учреждения и, прежде всего, целям его образовательной деятельности. В соответствии со ст.47 Закона РФ «Об образовании», к числу предпринимательской относятся следующие виды деятельности образовательного учреждения:

Торговля покупными товарами, оборудованием;

Оказание посреднических услуг;

Долевое участие в деятельности других учреждений (в том числе образовательных) и организаций;

Приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов (дивидендов, процентов) по ним;

Ведение приносящих доход иных внереализационных операций, непосредственно не связанных с собственным производством предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией.

Особое место в предпринимательстве образовательного учреждения занимает деятельность по оказанию платных образовательных услуг.

Полная характеристика гражданско-правовой составляющей финансово-экономического статуса образовательного учреждения в настоящем пособии нецелесообразна, (с ней можно ознакомиться самостоятельно, обратившись к соответствующим нормативно-правовым актам и литературе). Поэтому в данном случае будет достаточным ограничиться тем замечанием, что в настоящее время проблема «образовательного предпринимательства» приобретает исключительно острый характер в силу происходящих процессов реформирования образовательной системы, носящих преимущественно финансово-экономический, а не собственно образовательный, характер, что в значительной мере негативно сказывается на качестве образования. С этим обстоятельством связана и проблема своего рода «раздвоения» правовой ответственности образовательного учреждения: с одной стороны, речь идет об ответственности за обеспечение надлежащего (соответствующего государственным образовательным стандартам и соответствующим образовательным программам) качества образования и, с другой, – за надлежащее исполнение норм различных отраслей законодательства (бюджетного, гражданского, налогового, административного, образовательного и др.)

Налоговый аспект финансово-экономического статуса образовательного учреждения связан с характеристикой его прав, обязанностей и ответственности. В самом общем плане отметим, что образовательное учреждение в своей финансово-хозяйственной деятельности итак или иначе, но всегда сталкивается с необходимостью исчисления и уплаты самых различных налогов. Для учреждений, которые располагает только бюджетными средствами (основная масса дошкольных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования), речь идет, главным образом, о Едином социальном налоге (ЕСН), страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, взносах на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, налоге на доходы физических лиц – педагогических работников, административного, учебно-вспомогательного и иного персонала образовательных учреждений.

Не затрагивая весь обширнейший спектр отношений образовательного учреждения с налоговыми органами, важно отметить, что на образовательное учреждение как носителя «налоговых» прав, обязанностей и ответственности распространяется одна из главных идей современного российского налогового законодательства 23 –презумпция невиновности налогоплательщика (ст. 108 НК РФ). С точки зрения понимания и признания особенностей не только финансово-экономического, но и иных видов правового статуса образовательного учреждения, это положение имеет исключительно большое значение, поскольку в нем презюмируется налоговой иммунитет образовательного учреждения от чрезмерной активности (доходящей порою до злоупотребления своими правами) вмешательства налоговых органов в финансово-экономическую и хозяйственную деятельность образовательного учреждения. Иное дело, что уклонение образовательного учреждения от уплаты налогов, как умышленное, так и по неосторожности, доказанное налоговыми органами в строго установленном законодательством порядке, должно неизбежно влечь за собой ответственность по налоговому и иному законодательству.


Административно-правовой статус образовательного учреждения. В административно-правовом (управленческо-правовом) отношении образовательное учреждение имеет двоякий характер.

С одной стороны, оно выступает как объект (адресат) управленческих решений, вырабатываемых и издаваемых вышестоящими органами управления образованием (федеральными, региональными, муниципальными), в том числе решений, принимаемых в рамках контрольно-надзорной деятельности соответствующих уполномоченных органов и лиц. Скажем, в соответствии с пп. 6 и 8 ст. 28 Закона РФ «Об образовании» в компетенции федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать управленческие решения по вопросам образования (Минобрнауки РФ, Рособразование), устанавливать порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных государственных образовательных учреждений; создавать, реорганизовывать и ликвидировать образовательные учреждения федерального подчинения, проводить аттестацию и государственную аккредитацию образовательных учреждений и др. В соответствии с пп. 17 и 18 той же статьи Закона те же федеральные органы уполномочены обеспечивать финансирование федеральных государственных образовательных учреждений и образовательных услуг; ежегодно утверждать на основе экспертизы федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию и т.д.

С другой стороны, образовательное учреждение само выступает (в лице администрации) как субъект выработки и издания управленческих решений в отношении своих структурных подразделений, служб, педагогических работников, обучающихся (воспитанников), учебно-вспомогательного и технического персонала. Содержание и виды управленческих решений образовательного учреждения с различной степенью детализации прописаны в ст. 13 «Устав образовательного учреждения», ст. 32 «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» Закона РФ «Об образовании», типовых положениях об образовательных учреждениях различного типа. Так, в Уставе образовательного учреждения устанавливаются особенности порядка регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей), а также порядка управления образовательным учреждением, включающего определение: компетенции учредителя; структуры, порядка формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенции и порядка организации деятельности; порядка комплектования работников образовательного учреждения и условий оплаты их труда; порядка изменения устава образовательного учреждения; порядка реорганизации и ликвидации образовательного учреждения; прав и обязанностей участников образовательного процесса; перечня видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения и др.

Более подробно об особенностях правового регулирования управленческой деятельности образовательного учреждения говорится в последнем параграфе данной главы.

Сказанное имеет отношение, главным образом, к государственным и муниципальным образовательным учреждениям. Некоторые особенности имеет административно-правовой статус негосударственных образовательных учреждений (НОУ). Основное здесь заключается в том, что, согласно п.5 ст. 12 Закона РФ «Об образовании»¸ для НОУ типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных. Тем самым, НОУ вправе разрабатывать собственные (уникальные, индивидуальные) положения и на их основе столь же индивидуальные уставы. Это, однако, не означает, что устав НОУ может не содержать тех пунктов, которые предусмотрены ст. 13 Закона РФ «Об образовании». Речь идет лишь о том, что каждое НОУ вправе конкретизировать и дополнять данный законодательный перечень пунктами, отражающими специфику образовательной деятельности данного конкретного НОУ. Что же касается собственно административно-правовых отношений, складывающихся в самом НОУ, то они принципиально не отличаются от тех, которые имеют место в государственных образовательных учреждениях, поскольку и те, и другие образовательные учреждения функционируют и должны функционировать строго в рамках действующего законодательства.

Образовательно-правовой статус образовательного учреждения. Этот вид правового статуса образовательного учреждения является основным в том смысле, что осуществление именнообразовательной (т.е.обучающей ивоспитывающей ) деятельности определяет смысл существования и социальную роль этого общественно-государственного института-организации. Именно образовательное учреждение образует первичное организационное звено, «молекулу» всей образовательной системы в целом.

Законодательство об образовании достаточно четко определяет «образовательные» права, обязанности и гарантии их осуществления образовательными учреждениями. Перечень, содержание и объем прав и обязанностей (полномочия и компетенция) обусловливается, прежде всего, уровнем образования, типом и видом самого образовательного учреждения. Следует заметить, что в данном случае мы сталкиваемся с тем самым типом (принципом) правового регулирования, который в общей теории носит название «предоставительно-обязывающий тип». Данный тип правового регулирования основан на том, что использование предоставляемых субъективных прав есть одновременно и исполнение соответствующей и одноименной обязанности. В наиболее общем плане полномочия и компетенция, а также ответственность образовательного учреждения, независимо от его типа и вида, закреплены в ст. 32 Закона РФ «Об образовании». Выделим из представленного перечня наиболее существенные «чисто» образовательные права и обязанности и ту образовательно-правовую ответственность, которую понесет образовательное учреждение в случае неисполнения законодательных требований. Это, в частности:

подбор, прием на работу и расстановка кадров, прежде всего, педагогических работников;

использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий.

разработка и утверждение компонента образовательного учреждения государственного образовательного стандарта общего образования, образовательных программ и учебных планов;

разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов и дисциплин;

самостоятельное формирование контингента обучающихся, воспитанников в пределах оговоренной лицензией квоты, если иное не предусмотрено типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида и Законом РФ «Об образовании»;

самостоятельное осуществление образовательного процесса в соответствии с уставом образовательного учреждения, лицензией и свидетельством о государственной аккредитации;

осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся образовательного учреждения в соответствии со своим уставом и требованиями Закона РФ «Об образовании»;

содействие деятельности учительских (педагогических) организаций (объединений) и методических объединений;

координация в образовательном учреждении деятельности общественных (в том числе детских и молодежных) организаций (объединений), не запрещенной законом;

выбор учебников из утвержденных федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе и др.

Что касается ответственности образовательного учреждения, то Законом РФ «Об образовании» (ст. 32) предусматриваются не меры, принимаемые к нему за те или иные нарушения, а лишь сами противоправные деяния. К ним относятся: а) невыполнение функций, отнесенных к его компетенции; б) реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих выпускников; в) жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; г) нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения; д) иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Трудно не заметить, что отсутствие законодательного закрепления мер юридической ответственности образовательного учреждения дает немало возможностей органам управления образования и правоохранительным органам, обнаружившим нарушения образовательного законодательства для усмотрения при выборе того или иного решения о привлечении образовательного учреждения к ответственности. Если в отношении нарушений, скажем, того же бюджетного, налогового, гражданского, а тем более уголовного, законодательства (взятки, оскорбление личности учащихся или педагогических работников и т.п.) уверенно применяются соответствующие санкции, то применительно к собственно образовательным правонарушениям в настоящее время говорить о наличии более или менее четкой систематизированных санкциях не приходится. Это, к слову, еще один довод в пользу необходимости создания кодифицированного закона (кодекса) об образовании, о чем в предыдущих главах уже шла речь.

Другой важной гарантией как составной частью образовательно-правового статуса образовательного учреждения являются различные формы его самостоятельного контроля за осуществляемой им же образовательной деятельностью. Рост самостоятельности образовательных учреждений влечет закономерно и развитие таких форм – самоаттестация, самоэкспертиза, внутренний мониторинг качества обучения и иные формы. Однако, все эти формы в конечном счете направлены (напомним, речь идет в данном случае именно об образовательно-правовом статусе образовательного учреждения) на обеспечение высокого уровня контроля за качеством образования. Другими словами, качество образования – это интегрированный оселок социальной успешности образовательной деятельности любого учреждения – от школы до высшего учебного заведения. Интересно заметить, что проведенный в 2004 году Институтом развития профессионального образования Российской академии образования опрос руководителей органов управления и образовательных учреждений в ряде субъектов РФ показал, что среди проблем управления на уровне образовательного учреждения первое место уверенно заняло именно качество образования 24 .

Представленная выше характеристика правового статуса образовательного учреждения дает достаточно полное представление и об основных направлениях его деятельности (образовательная, организационно-управленческая, финансово-хозяйственная и др.), а также об основах ее правового регулирования. В данном случае целесообразно обратиться к характеристике локального нормотворчества образовательного учреждения, в котором в наибольшей степени отражены особенности управления различными сторонами его деятельности.

Напомним, что локальные (или, иначе, корпоративные) нормы, внешне выражаемые и закрепляемые в соответствующих локальных нормативно-правовые актах (уставах, положениях, правилах внутреннего распорядка, инструкциях, указаниях и т.п.) призваны регулировать отношения, складывающиеся внутри организации, учреждения, предприятия. Эти акты принимаются либо единолично руководителем организации (работодателем), либо коллегиальным органом (ученым советом вуза, например) либо работодателем по согласованию с представительным органом работников (общим собранием, конференцией). К числу существенных особенностей локальных нормативных актов(М.Н. Марченко) относится то, что они:

Имеют строго подзаконный характер, заключающийся в том, что они создаются не иначе, как только на основе и в соответствии с федеральными актами и актами субъектов Российской Федерации;

Действуют только в пределах «своего» предприятия, учреждения, фирмы, ор­ганизации и др.;

Приобретают юридический характер (т.е. становятся обладателем юридической силы) не иначе, как с санкции государства в лице его соответствующего ор­гана, принимающего акт, на основе которого и в соответствии с которым принимается данный локальный акт;

Подлежат обязательной регистрации или утверждению со стороны государственных или иных, негосударственных корпоративных органов;

Имеют прямое и непосредственное действие, не предпо­лагающего, как правило, издания на их основе и в их развитие ка­ких-либо иных локальных правовых актов.

Анализ образовательного законодательства и практики локального нормотворчества российских образовательных учреждений показывает, что наиболее распространенными локальными нормативно-правовыми актами, регулирующими все разнообразные виды деятельности общеобразовательного учреждения, являются:

Устав общеобразовательного учреждения;

Коллективный договор, заключаемый между администрацией образовательного учреждения и трудовым коллективом;

Положения (о структурных подразделениях, службах, формах учебной работы и т.п.);

Инструкции (преимущественно – должностные инструкции);

Правила (распорядка дня, проживания в общежитии и т.п.).

Несомненно,Устав образовательного учреждения является основным, конституирующим основные стороны организации, структуры и функционирования образовательного учреждения, поэтому закономерно, что статус Устава и его основные элементы содержания закреплены в ст.13 Закона РФ «Об образовании». Приведем содержание этой статьи практически в полном виде.

В Уставе образовательного учреждения, независимо от его организационно-правовой формы, типа и вида, в обязательном порядке указываются:

1) наименование, место нахождения (юридический, фактический адрес), статус образовательного учреждения;

2) учредитель;

3) организационно-правовая форма образовательного учреждения;

4) цели образовательного процесса, типы и виды реализуемых образовательных программ;

5) основные характеристики организации образовательного процесса, в том числе:

а) язык (языки), на котором ведутся обучение и воспитание;

б) порядок приема обучающихся, воспитанников;

в) продолжительность обучения на каждом этапе обучения;

г) порядок и основания отчисления обучающихся, воспитанников;

д) система оценок при промежуточной аттестации, формы и порядок ее проведения;

е) режим занятий обучающихся, воспитанников;

ж) наличие платных образовательных услуг и порядок их предоставления (на договорной основе);

з) порядок регламентации и оформления отношений образовательного учреждения и обучающихся, воспитанников и (или) их родителей (законных представителей);

6) структура финансовой и хозяйственной деятельности образовательного учреждения, в том числе в части:

а) использования имущества, закрепленного за образовательным учреждением;

б) финансирования и материально-технического обеспечения деятельности образовательного учреждения;

г) осуществления предпринимательскойи иной приносящей доход деятельности;

д) запрета на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за образовательным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником образовательного учреждения;

е) порядка распоряжения имуществом, приобретенным учреждением за счет доходов, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

ж) открытия счетов в органах казначейства (за исключением Негосударственных образовательных учреждений);

7) порядок управления образовательным учреждением, в том числе:

а) компетенция учредителя;

б) структура, порядок формирования органов управления образовательного учреждения, их компетенция и порядок организации деятельности;

в) порядок комплектования работников образовательного учреждения и условия оплаты их труда;

г) порядок изменения устава образовательного учреждения;

д) порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения;

8) права и обязанности участников образовательного процесса;

9) перечень видов локальных актов (приказов, распоряжений и других актов), регламентирующих деятельность образовательного учреждения.

В то же время в Уставе образовательного учреждения определенного типа (вида) могут быть закреплены нормы, отражающие специфику этого учреждения. Так, Устав высшего учебного заведения, а также изменения устава и дополнения к нему принимается общим собранием (конференцией) педагогических работников, научных работников, а также представителей других категорий работников и обучающихся высшего учебного заведения (п.1 ст.12 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

Второй по значимости локальный акт образовательного учреждения –Коллективный договор , наиболее распространенный в высших учебных заведениях. Это - правовой акт, направленный на урегулирование социально-трудовых отношений между работодателем (ректором вуза) и работниками этого учебного заведения. Сторонами правоотношений, возникающих на основе Коллективного договора выступают: сам вуз в лице ректора, представляющий интересы работодателя, и профсоюзный комитет работников вуза, представляющий интересы коллектива работников вуза, прав и интересы членов профсоюза.

Статус коллективного договора предусмотрен Законом РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. N 2490-I "О коллективных договорах и соглашениях". В коллективном договоре в обязательном порядке отражаются следующие разделы:

Общие положения (стороны договора, сроки его действия, сфера распространения и др.);

Основные принципы взаимоотношений администрации и трудового коллектива образовательного учреждения;

Производственная деятельность и социальные гарантии работникам учреждения;

Оплата труда;

Время отдыха и отпусков;

Охрана труда;

Социальные вопросы.

В качестве приложения к Коллективному договору, как правило, разрабатываются такие локальные акты: а) соглашение по охране труда администрации и коллектива работников; б) положения об охране труда, о премировании работников, о социальном страховании; в) правила внутреннего распорядка и др.

Наиболее многочисленными локальными нормативно-правовыми актами являются всевозможныеположения, инструкции иправила. Все они могут быть, в зависимости от главных направлений деятельности образовательного учреждения, сгруппированы в несколько групп. Так, в группу положений, регулирующих учебную работу вуза, относятся положения о факультете, о кафедре, о курсовых экзаменах и зачетах, о производственной (педагогической) практике, об итоговой государственной аттестации выпускников, о выпускной квалификационной работе, о порядке перевода, отчисления и восстановления студентов и др. В группу положений, регулирующих внеучебную, в том числе воспитательную, работу, включаются положения о Совете по воспитательной работе со студентами, о кураторе академической группы, об отряде охраны порядка, о студенческих общежитиях, правила проживания в студенческих общежитиях, должностная инструкция специалиста по внеучебной работе и др. Среди инструкций, входящих в группу актов, имеющих общее значение, – должностные инструкции, например, декана факультета, заведующего кафедрой, профессора кафедры, доцента и старшего преподавателя кафедры и др. 25


Вопросы для самопроверки и размышлений, практические задания


1. В чем суть и какова природа управления в сфере образования? Проведите разграничение между понятиями «управление», «руководство», «организация» применительно к системе образования.

2. Что представляет собой сеть (система) образовательных учреждений? Как в этой системе соотносятся между собой типы, виды и организационно-правовые формы образовательных учреждений?

3. В чем состоит значимость разграничения компетенций Российской Федерации, субъектов РФ и местного самоуправления в области образования? Подумайте, нет ли смысла в том, чтобы устранить такое разграничение в целях упрощения как управления образованием, так и самого образования.

4. Проанализируйте содержание ст. 32 Закона РФ «Об образовании» с точки зрения тех полномочий и ответственности, которые принадлежат и свойственный высшему учебному заведению, в котором Вы учитесь, найдите достоинства и недостатки в реальном локальном правовом регулировании в Вашем вузе.

5. В чем отличие правового положения образовательного учреждения от его правового статуса? Насколько юридически и практически необходимо разграничение этих понятий?

6. В чем, на Ваш взгляд, смысл и необходимость различения различных видов правового статуса образовательного учреждения? Имеет это практическое значение?

7. В период прохождения педагогической практики в общеобразовательном учреждении:

а) познакомьтесь с уставом этого учреждения. Сравните содержание этого документа с Уставом своего вуза и теми требованиями, которые предъявляются к Уставу образовательного учреждения (ст. 13 Закона РПФ «Об образовании»).Попытайтесь выявить и прокомментировать особенности содержания этих учебных заведений.

б) систематизируйте локальные акты общеобразовательного учреждения и своего вуза под углом зрения отражения в них основных направлений деятельности этих учебных заведений.

При характеристике системы образования как таковой уже говорилось выше, образовательное учреждение как таковое есть элементарное, исходное организационное звено, «молекула», из которого состоит организационное «тело» системы образования. Это нашло свое законодательное закрепление в ст. 8 «Закона РФ «Об образовании», согласно которой одним из основных элементов системы образовании в Российской Федерации является сеть реализующих образовательные программы и государственные образовательные стандарты различного уровня и направленности образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов.

Действующее образовательное законодательство понимает под образовательным учреждением учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (ст. 12 Закона РФ «Об образовании»). Однако, данное определение носит преимущественно собственно образовательный характер, в то время как образовательное учреждение осуществляет множество иных видов деятельности (хозяйственную, финансово-экономическую организационно-управленческую, правовую и др.), регулируемые нормами иных – не «образовательных» – отраслей права. Эти аспекты деятельности будут рассмотрены подробнее при характеристике правового статуса образовательного учреждения.

Обращаясь к существующей сети (системе) образовательных учреждений, следует отметить, что законодатель выделяет четыре основных критерия, в соответствии с которой выделяются и четыре группы образовательных учреждений:

Организационно-правовая форма образовательного учреждения;

Особенности учредительства;

Тип образовательного учреждения и

Вид образовательного учреждения.

Последние два критерия в значительной мере обусловлены еще двумя, которые обоснованно можно назвать первичными критериями, поскольку именно они в первую очередь обусловливают содержание соответствующих образовательных программ и государственных образовательных стандартов и, тем самым, особенности типа и вида того или иного образовательного учреждения. Это, во-первых, уровень образования и, во-вторых, направленность образования.

Под уровнем образования (образовательный уровень, образовательный ценз) в литературе по образовательному праву принято понимать минимально необходимый объем содержания образования, определяемый государственным образовательным стандартом и допустимая граница нижнего уровня освоения этого содержания (М.Ю. Федорова). Реализация (достижение) такого минимума и границы фиксируется соответствующими официальными документами об образовании того или иного уровня (справки, аттестат, дипломы и др.). Такое понимание нашло свое отражение в законодательстве образовании.

Законом РФ «Об образовании» (2012г) установлено шесть образовательных уровней (цензов):

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование;

6) послевузовское профессиональное образование.

Помимо названных основных уровней выделяются также и подуровни. Например, в общем образовании выделяются такие подуровни, как дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Кроме того, выделяется также и подуровень дополнительного образования (соответственно для детей и для взрослых), а также подуровни, отражающие специфику обучающихся и, тем самым, особенности соответствующих образовательных программ (скажем, для учащихся в физическими и умственными отклонениями в развитии).

Направленность образования - совокупность знаний, представлений, умений и навыков выпускника образовательного учреждения, приобретенных в процессе обучения по основным профессиональным образовательным программам и обеспечивающих возможность выполнения определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с присваиваемой квалификацией. На уровне высшего профессионального образования, например, выделяются такие основные направления, как: физико-математическое, естественнонаучное, гуманитарное и социальное, образовательное и педагогическое, здравоохранительное (медицинское), культурологическое и искусствоведческое, экономико-управленческое, информационное, сельскохозяйственное, техническое и др. На уровне среднего профессионального образования к числу основных направлений отнесены естествознание, социальная работа, право, издательское дело, здравоохранение, образование, геология и т.д.

По организационно-правовой форме, т.е. как разновидности юридического лица, все образовательные учреждения являются, как уже указывалось, некоммерческими организациями. В свою очередь, как некоммерческие организации, образовательные учреждения могут создаваться в форме: фонда, учреждения, автономной некоммерческой организации (АНО), объединения (союзы, ассоциации) образовательных учреждений.

В зависимости от того, кто является учредителем образовательного учреждения, последние могут быть: а) государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации); муниципальными; негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений).

В зависимости от уровня и подуровней образования закон устанавливает следующие типы образовательных учреждений (Закона РФ «Об образовании»):

1) дошкольные;

2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);

3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;

4) учреждения дополнительного образования взрослых;

5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

8) учреждения дополнительного образования детей;

9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Наконец, в зависимости как от образовательного уровня и направления образования, так и особенностей организации образовательного процесса в образовательном учреждении, последние подразделяются на виды. Поскольку понятие «вид» более узкое, чем понятие «тип», то в один тип могут входить образовательные учреждения различного вида. Вся сеть образовательных учреждений развернуто представлена главным образом в Типовых положениях об образовательных учреждений соответствующего вида.

Так, в перечень видов образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста входят: а) начальная школа-детский сад; б) начальная школа-детский сад компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся; в) прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.

К видам общеобразовательных учреждений относятся: такие, как: а) начальная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательную программу начального общего образования); б) основная общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего и основного общего образования); в) средняя общеобразовательная школа (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования); г) средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов (реализует общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по одному или нескольким предметам); д) гимназия (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам гуманитарного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования); е) лицей (реализует общеобразовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, обеспечивающие дополнительную (углубленную) подготовку обучающихся по предметам технического или естественно-научного профиля, и может реализовывать общеобразовательную программу начального общего образования).

На уровне начального профессионального образования выделяются такие виды образовательных учреждений, как: а) профессиональное училище; б) профессиональный лицей - центр непрерывного профессионального образования; в) учебно-курсовой комбинат (пункт), учебно-производственный центр, техническая школа (горно-механическая, мореходная, лесотехническая и др.), вечернее (сменное) и другие образовательные учреждения данного уровня.

Типовым положением об учреждением среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) предусмотрены два основных вида таких учреждений: техникум (училище) - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня, и колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня.

В Федеральном законе «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», к видам высших учебных заведений в Российской Федерации относятся: а) университет - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования по многим направлениям подготовки (специальностям); осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации, научных и научно-педагогических работников; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования по широкому спектру наук; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; б) академия - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников высшей квалификации для определенной области научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования преимущественно в одной области науки или культуры; является ведущим научным и методическим центром в области своей деятельности; в) институт - высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего профессионального образования, а также, как правило, образовательные программы послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и (или) повышение квалификации работников для определенной области профессиональной деятельности; ведет фундаментальные и (или) прикладные научные исследования.

Кроме этих основных видов высших учебных заведений данный документ предусматривает и возможность создания такого своеобразного вида, как университетский комплекс, основное назначение которого – повышение эффективности и качества образовательного процесса, использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов для подготовки специалистов и проведения научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы. Организационный смысл таких комплексов в том, что на базе университета (как «высшего», основного вида вузов) объединяются образовательные учреждения, которые реализуют образовательные программы различных уровней, иные учреждения и некоммерческие организации или выделенные из их состава структурные подразделения, что позволяет интегрировать для достижения указанных целей их кадровые, научно-педагогические, технические, материальные и финансовые ресурсы.

К специфическим видам образовательных учреждений относятся, например, детские дома, интернаты, школы и лицеи, находящиеся в местах лишения свободы и т.д.

В текстах законодательных и подзаконных актов встречается и еще одна группа образовательных учреждений – категории образовательных учреждений. Например, в п.23 Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, утвержденного приказом Минобразования РФ от 22 мая 1998 г. № 1327 говорится, что «государственный статус образовательного учреждения устанавливается с учетом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации». Однако ни в этом Положении, ни в других законодательных и подзаконных актах не дается определения понятия «категория образовательного учреждения». На это обстоятельство неоднократно указывают исследователи и практические работники образования, поскольку отсутствие четкости («чистоты») в юридической терминологии вообще, и в образовательном законодательстве, в частности, может служить условием для возникновения различного рода коллизионных ситуаций как в правотворческой, так и правоприменительной деятельности в сфере образования.

Такова в общем плане разветвленная система образовательных учреждений, что обусловливает и сложность как ее управления, так и его правового регулирования.

13. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ КАК ОБЛАСТЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

История педагогики и образования как область научного знания знакомит с основами формирования, функционирования и развития образования и педагогической мысли на фоне различных эпох, политических, экономических и культурных факторов; знакомит с ведущими именами, философскими и педагогическими системами, рассматривает воспитание и образование многих поколений на протяжении всей истории человечества.

Школа и педагогика прошли многовековой исторический путь. На этом пути педагогика постепенно из суммы идей и концепций превращалась в науку. Позитивные педагогические идеи часто утрачивались, а затем возрождались, но уже в ином облике. Развитие образовательно-воспитательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом, уровень, масштабы и результаты которого с течением времени становились все более весомыми.

Изучение истории школы и педагогики - важное условие формирования общей и педагогической культуры, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики воспитания и образования и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

Одной из самых актуальных и острых проблем человечества на рубеже тысячелетий является проблема образования и воспитания. Жизнь в динамичном, беспокойном и взрывоопасном мире, в ситуации, угрожающей самому существованию человечества (а в России принявшей особенно драматический характер), делает необходимым преодоление многих стереотипов мышления, закрепленных образованием и воспитанием, но по существу исчерпавших себя.

Дальнейшее повышение объема знаний не оправдывает себя – оно все равно не может угнаться за стремительным ростом информации. Не являются выходом также узкая специализация и профессионализация. Напротив, современные проблемы чаще всего возникают на стыке различных дисциплин, требуя широкого, разностороннего взгляда, умения видеть взаимосвязи и их динамику. Сегодня особенно очевидна пагубность искусственного разделения «гуманитарного» и «точного» образования. Не менее опасен и разрыв образования с воспитанием.

Неприемлемо насилие и принуждение и в образовании, которое оказывается эффективным только тогда, когда служит условием максимальной самореализации, постоянного поиска, роста и развития.

Объективно общим делом для человечества в XXI в. становятся образование и воспитание, формирование поколения, готового к стремительности и глубине происходящих изменений. Не случайно именно образование и воспитание были заявлены в девизе последнего в XX столетии Всемирного философского конгресса (Бостон, 1998), который, подводя итоги уходящей эпохи, в то же время наметил насущные проблемы и перспективы века грядущего.

Чтобы глубже понять современные проблемы и перспективы образования, необходимо обратиться к истории образования и педагогической мысли, которая должна быть не просто хронологическим описанием исторически сменявшихся образовательных идей и педагогических воззрений, механическим запоминанием имен их авторов, а представлять собой их анализ в максимально широком и многообразном социально-культурном контексте.

Анализ истории образования и его современного состояния подтверждает его неразрывность с конкретным временем: в любую эпоху и в любом обществе сама система образования, ее идейные основы, цели и задачи, методика и методология, структура и организация образования выражают как наличное состояние общества, так и тенденции его развития. В свою очередь, именно образование оказывается решающим для реализации тех или иных социально-культурных тенденций, перспектив общественного развития.

Важно осознавать, что не только глобальные проблемы образования, но и самые частные и конкретные вопросы педагогики, ее методы, приемы, «технологии» производны от общей концепции образования, его основных принципов, ведущих идей и положений, т. е. восходят в своих основах к философским проблемам. Различие педагогических школ и течений – не что иное, как выражение различных концепций образования, имеющих глубокую социально-культурную обусловленность.

Изменения, которые произошли в образовании, вызвали необходимость перевести на педагогический язык новые тенденции мирового сообщества. Одна из главнейших тенденций - прогресс воспитания и образования, которые являются центром духовности и приобщения к национальным и общечеловеческим культурным ценностям.

Обращение к истории педагогики и школы позволяет полнее уяснить ход и результаты взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики - с другой. Возникает система знаний о том, как школа и педагогика воспроизводили сообщества и цивилизации, как в сфере воспитания и обучения закреплялись приобретенные культурные ценности. Формируется представление, что школа и педагогика всегда были заметным двигателем культурной и общественной эволюции.

Школа и педагогика - арена столкновения экономических, классово-сословных, политических, этнических и иных общественных интересов. В отдельные периоды подобные столкновения выливались в бурные конфликты, в результате которых возникали серьезные перемены в воспитании и образовании. История школы и педагогики подводит к осмыслению этой постоянной тенденции.

Изучение истории педагогики и образования помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые научные знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.

Вопросы для изучения:

1. Понятие, виды и компетенция образовательных организаций

2. Порядок создания, реорганизации и ликвидации образовательных организаций

3. Лицензирование образовательной деятельности

4. Аккредитация и аттестация образовательных организаций

5. Управление образовательными организациями.

Основные понятия и категории: правовой статус образовательной организации, типы и виды образовательных организаций. Регламентация деятельности, перечень документов и актов.

Виды самостоятельной работы: подготовка к обсуждению предложенных вопросов.

Формы контроля:

1. В чем особенности правового статуса автономных образовательных организаций?

2. Составьте проект устава общеобразовательной организации.

3. В чем особенности ликвидации государственных и муниципальных образовательных организаций (бюджетных и автономных)?

4. Каков порядок лицензирования образовательной деятельности?

5. В каком порядке осуществляется аттестация образовательных организаций?

6. Является ли государственная аккредитация обязательной процедурой для образовательной организации?

7. Что такое общественная аккредитация и в чем ее значение?

8. Чем отличается управление государственной (муниципальной) образовательной организации от управления негосударственной образовательной организаций?

9. В чем различия правового статуса ректора и президента вуза?

Тест. Нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

1.Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …

· Муниципальными организациями местного самоуправления

· Образовательной программой

2.Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …

· Типовое положение об общеобразовательном учреждении

· Закон Российской Федерации «Об образовании»

· Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

· Федеральная целевая программа развития образования

3.Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …

· гимназии

· профессиональные училища

· колледжи

· негосударственные образовательные учреждения

4.Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …

· демократии

· децентрализации

· светскости

· непрерывности образования

5.Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …

· создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности

· обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования

· сохранение школьных традиций

· получение образования на родном языке

6.В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …

· федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ

· частное лицо

· коммерческая организация

· орган местного самоуправления

7.Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …

· договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением

· соглашением

· контрактом

· приказом

8.Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет

9.Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· Законом Российской Федерации «Об образовании»

· администрацией школы

· Советом школы

10.Совет образовательного учреждения формируется в соответствии с …

· Уставом общеобразовательного учреждения

· приказом руководителя

· желаниями учащихся

· трудовым договором

11.В Уставе образовательного учреждения в обязательном порядке указывается …

· статус образовательного учреждения

· характеристика материальной базы

· расписание занятий

· структурное подразделение образовательного учреждения, имеющее право осуществлять образовательный процесс

12.Типовое положение об образовательном учреждении утверждается …

· Постановлением Правительства Российской Федерации

· Государственной думой

· Министерством образования Российской Федерации

· муниципальным органом управления образованием

13.Нормативный документ, характеризующий цели, задачи, структуру определенных типов учебных заведений и устанавливающий порядок деятельности школ, - это …

· Устав образовательного учреждения

· Типовое положение об образовательном учреждении

· Программа деятельности образовательного учреждения

· Концепция развития школы

14.Типовое положение об образовательном учреждении регламентирует деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений одного(ой) …

· организационно-правовой формы

· уровня образования

Список литературы:

1. Алферова, Л. В. Организационно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учреждения: практическое пособие / Л. В. Алферова. – М.: АРКТИ, 2006. – 304 с.

2. Байбородова, Л. В. Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в сельской школе[Текст] / Л. В. Байбородова; Л. В. Байбородова // Вестник образования. - 2011. - N 17. - С. 23-37.

3. Гринько, В. С. Модели и механизмы создания автономных учреждений / В. С. Гринько // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2009. - N 2. - С. 22-36.

4. Дошкольное образование России в документах и материалах: Сб. действующих норм.-правовых документов и программно-метод. материалов. - М. : Изд-во "ГНОМ и Д", 2001. - 472 с.

5. Дубровина, Э. Н. Локальные нормативные акты / Э. Н. Дубровина; Дубровина Э. Н. // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 2. - С. 65-70.

6. Законы для Е-Learning // Платное образование. - 2006. - N 12. - С. 17.

7. Камалов, Р. Р. Нормативное обеспечение деятельности образовательного учреждения как информационный ресурс муниципальной системы образования / Р. Р. Камалов, А. А. Иванова // Информатика и образование. - 2007. - N 1. - С. 107-109

8. Кирдянкина, С. В. Устав Общественного Фонда поддержки и развития школы / С. В. Кирдянкина // Завуч: управление современной школой. - 2008. - N 4. - С. 126-134.

Понятие образования в правовом аспекте; роль и задачи образования в современном обществе, условия развития российского образования; система образования в Российской Федерации; конституционные основы функционирования системы образования в Российской Федерации;

правовой статус образовательных учреждений; типы и виды образовательных учреждений и организаций.

Филиалы, отделения, структурные подразделения образовательных учреждений, объединения, союзы, ассоциации. Регламентация их деятельности; учредительные документы, регистрация образовательных учреждений; автономия образовательных учреждений; права и обязанности, ответственность образовательных учреждений; типовые положения о соответствующих типах и видах образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизация и ликвидация; требования к уставу образовательного учреждения, его правовой статус; учредители образовательных учреждений и организаций.

Тематика семинарских занятий (6 часов).

Тема I. Нормативно-правовые основы деятельности образовательного учреждения (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

1. Типовые положения о соответствующих типах и видах, образовательных учреждений, порядок их создания, реорганизации и ликвидации, органы управления образовательными учреждениями.

2. Понятие качества образования и его правовые основы. Система контроля образования на уровне образовательного учреждения (промежуточная, итоговая аттестация учащихся, экзамены).

3. Критерии оценки содержания и качества подготовки по образовательным программам различной длительности и направленности.

4. Правовой статус учащихся образовательных учреждений. Социальная защита учащихся. Права и обязанности родителей (законных представителей) в образовательных отношениях.

5. Правовой статус работников общеобразовательных учреждений

Задания к семинару:

1. Заполните таблицу, используя типовые положения об образовательных учреждениях:

Тип образовательного учреждения Предназначение Особенности
Общеобразовательное учреждение.
Вечернее (сменное) общеобразовательное учреждение.
Специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.
Образовательное учреждение дополнительного образования.
Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Образовательная школа-интернат.
Оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Межшкольный учебный комбинат.

2. Классифицируйте высшие учебные заведения по их задачам и структуре.

образовательных учреждений. Отличия между российской и зарубежными системами аккредитации.

Тема II. Основные правовые акты международного образовательного законодательства. Соотнесение российского и зарубежного законодательства в области образования (2 часа).

Вопросы для обсуждения:

Поскольку сфера образования представляет собой совокупность субъектов, взаимодействующих между собой и с другими субъектами, безусловно необходимо знать установленные правила, механизмы и процедуры этого взаимодействия.

На международном уровне образование осуществляется на основании следующих нормативных документов.

Среди документов ООН, посвященных образованию, выделяют Декларацию прав ребенка, Конвенцию о защите прав человека и основных свобод 1950 г. с Дополнительным Протоколом 1952 г., Международный пакт "О гражданских и политических правах", Декларацию "О социальных и правовых принципах", касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче детей на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, Декларацию "О праве на развитие", Конвенцию "О сотрудничестве в области культуры, образования, науки, информации в Черноморском регионе", Конвенцию, отменяющую требование легализации иностранных официальных документов .

Всемирная декларация "Об обеспечении выживания, защиты и развития детей", Нью-Йорк 1990 г. в качестве одной из целей продекларировала обязательство предоставления базового образования и обучения грамоте всех детей планеты, осуществление программ по снижению неграмотности, создание условий для получения образования в течение всей жизни, которые дадут возможность ощущения поддержки в благоприятных социальных и культурных условиях.

Конвенция Международной организации труда № 107 "О защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни в независимых странах" 1957 г. указывает, что лица, входящие в составы заинтересованного населения, пользуются такими же правами, возможностями профессионального обучения, что и остальные граждане. В этих целях правительства государств создают особые, предназначенные для них средства обучения. Данные средства предоставляют заинтересованным лицам возможность получения подготовки для таких занятий, к которым данное население издавна проявляло способность. Такая возможность представляется на всех ступенях образования наравне с остальным общегосударственным коллективом. Образовательные программы, предназначенные для заинтересованного населения, согласуются со степенью его социально-экономической и культурно-бытовой интеграции в общегосударственный коллектив. При этом дети заинтересованного населения обучаются грамоте на своем родном языке или, в случае невозможности, на языке, наиболее распространенном в той этнической группе, к которой они принадлежат.

Суть деятельности ЮНЕСКО - способствование сближению и взаимному пониманию народов путем использования всех средств информации, поощрение развитию народного образования, сохранение, увеличении и распространении знаний.

Важным шагом в изменении подхода ЮНЕСКО к проблеме образования явилась XI сессия Генеральной Конференции ООН 1960 г. утвердившая приоритет просвещения в программах ЮНЕСКО. ЮНЕСКО сотрудничает с рядом международных организаций, работающих в области образования: - Международным бюро просвещения, Международной Ассоциацией университетов, Всемирной Организацией дошкольного воспитания, Международной федерацией детских домов и другими в проведении совместных исследований по вопросам развития и подготовки национальных кадров, организации конференций и совещаний.

В целях объединения усилий государств - членов Совета Европы, защиты прав человека на образование, была принята Конвенция о защите прав человека и основных свобод. При подписании Конвенции страны Европы договорились о том, что никому не может быть отказано в праве на образование. В статье 4 Конвенции сказано: "Государство при выполнении любых обязанностей, которое оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать детям такое образование, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям".

Нижеприведенные конвенции Совета Европы предусматривали практически все ситуации и коллизии, которые могли возникнуть в сфере академического признания между подписавшими их западно - европейскими странами. Этими документами являются: Конвенция "О признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы", Всемирная декларация "Об образовании для всех и Региональные рамки действий для стран Европы и Северной Америки"; Европейская конвенция "Об эквивалентности дипломов, открывающих доступ в университеты" 1953 г.(№ 15); Европейская культурная Конвенция, Европейская конвенция "Об эквивалентности университетских периодов обучения" 1956 г. (№ 21), Европейская конвенция "Об академическом признании университетских квалификаций" (№ 32), Европейское соглашение "О сохранении выплат стипендии студентам, продолжающим обучение за рубежом" 1969 г., Конвенция "О защите архитектурного наследия Европы" 1985, 1992 гг., Конвенция "О признании квалификаций, касающихся высшего образования в Европейском регионе"1997 г.

Основные правила взаимодействия субъектов Российской Федерации между собой и другими субъектами установлены следующими документами:

Гражданским кодексом Российской Федерации;

Федеральным Законом Российской Федерации "Об образовании";

Другими законодательными и нормативными актами.

Гражданский кодекс Российской Федерации, будучи главным документом, определяющим основные условия участия организаций в гражданских (равноправных) отношениях, выделяет ряд особенностей для некоммерческих организаций. Важно отметить, что Кодекс допускает наличие таких особенностей у различных видов учреждений и разрешает, если допустимо так выразиться, их регулирование "законодательными и иными нормативными актами".

Конституционные положения обычно не реализуются непосредственно. Они конкретизируются в положениях других законодательных актов. В области образования такая конкретизация осуществлена принятым 10 июля 1992г. основополагающим для системы образования Законом Российской Федерации "Об образовании". Принятие Закона было очень важным шагом в становлении правового пространства, определяющего порядок функционирования системы образования в условиях рыночной экономики. Положения Закона были и остаются предметом дискуссий и анализа, по результатам которых в него вносятся изменения и дополнения. 13января 1996г. Закон был издан в новой редакции, которая к настоящему времени также претерпела существенные изменения.

Закон "Об образовании" важен следующими своими положениями:

В практику были введены определения образовательного процесса, образовательного учреждения и ряд других;

Был установлен единый подход к определению понятия образовательного учреждения - это юридическое лицо, не коммерческая организация в форме учреждения (в последней редакции было сделано дополнение для того, чтобы образовательную деятельность могли осуществлять и иные не коммерческие организации), осуществляющая образовательный процесс;

Установлены пределы компетенции по уровням управления образованием и определен круг функций и задач, реализуемых в сфере образования органами власти и управления на каждом уровне;

Определены экономические отношения в сфере образования: введено понятие „не предпринимательской деятельности" в сфере образования, определено содержание экономической автономии образовательного учреждения, отношения собственности в системе образования, обозначена необходимость налоговых льгот для образовательных учреждений;

Закон в значительной мере уравнял государственные и не государственные образовательные учреждения в возможностях осуществления образовательной деятельности, закрепив, правда, и некоторые существенные отличия: не государственным образовательным учреждениям в первой редакции Закона было предоставлено право получать бюджетное финансирование при наличии у них государственной аккредитации, но в дальнейшем такая возможность была оставлена только для учреждений, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию;

Государственные и муниципальные образовательные учреждения получили право осуществлять приносящую доходы деятельность, причем не только в сфере образования и науки, но и по другим направлениям.

Привлечение внебюджетных источников финансирования в образовательную отрасль регламентировано серией законодательных актов, среди которых кроме Федерального закона "Об образовании" можно выделить Федеральные законы "Об общественных объединениях и общественных организациях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О некоммерческих организациях" и ряд других.

Безусловно, важным фактом явилось и определение набора государственных гарантий приоритетности сферы образования. Это обстоятельство трудно оценить однозначно:

С одной стороны, государство взяло на себя определенные обязательства по отношению к сфере образования, что, безусловно, положительно;

С другой стороны - эти обязательства стабильно не выполнялись, постоянно поднимался вопрос об отмене установленных льгот и обязательств, что порождало социальную напряженность в системе, и, в итоге, в большинстве своем эти гарантии были отменены.

Право ведения приносящей доход деятельности предоставлено образовательным учреждениям законодательно:

Статьей 50 Гражданского кодекса Российской Федерации: "Некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям". Важно, что образовательные учреждения, будучи некоммерческими организациями, могут осуществлять деятельность, приносящую доходы;

Статьей 43 Закона Российской Федерации "Об образовании": "Образовательное учреждение вправе с согласия собственника использовать закрепленные за ним финансовые средства и иные объекты собственности в осуществляемой им деятельности, связанной с получением дохода. В этом случае собственник получает право на часть дохода от использования закрепленных за ним объектов собственности в размере, определенном договором между собственником и образовательным учреждением".

Собственник - это государство, поэтому было бы логичнее часть дохода перечислять в бюджет, что, говоря формально, сейчас и делается, но, как всегда, "сплеча". В соответствии со статьей 41 Бюджетного кодекса доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, относятся к неналоговым доходам соответствующих бюджетов. Добавим сразу, что на эти средства в полном объеме распространяются положения Бюджетного кодекса, регламентирующие учет и движение бюджетных средств.

Статьей 48 Закона "Об образовании" от 13.01.1996г. образовательным учреждениям предоставлено право осуществления платной образовательной деятельности. "Образовательное учреждение независимо от его организационно - правовой формы вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые, в том числе валютные, средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц". Более того, там же указано, что привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение его финансирования из средств учредителя.

Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы :

а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 11.07.1991 №1 "О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР"; от 24.12.1996 №1759 "О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и др.);

Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 "Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг", от 18.10.2000 №796 "Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности", от 05.04.2001 №264 "Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации"), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 "Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти").

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

Нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года - Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 "Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования" и т.д.);

Нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: а) "профильные", т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах") и б) "непрофильные", в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 "О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах", приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 "О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации" и др.).

Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется также следующими нормативными документами:

Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Для негосударственных образовательных учреждений типовые положения об образовательных учреждениях выполняют функции примерных;

Разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений;

Иными нормативными документами, устанавливающими порядок решения конкретных проблем в сфере образования.

Отдельно следует выделить законодательные и нормативные акты, не относящиеся прямо к системе образования, но определяющие условия функционирования образовательных учреждений и организаций. К ним относятся в первую очередь документы по налоговому регулированию, организации бюджетного финансирования, бухгалтерскому учету и отчетности и т.д. .

Вся совокупность действующих законодательных и нормативных актов определяет условия функционирования образования. И их, безусловно, необходимо учитывать в практической деятельности всем образовательным организациями, независимо от того, являются ли они государственными или нет.

Подводя итоги обзора правовых основ функционирования системы образования, допустимо сделать следующие выводы:

Условия функционирования сферы образования определены законодательно и, следовательно, изменить их можно также только законодательно;

Конкретные проблемы в области экономики образования необходимо рассматривать с учетом всей законодательной базы, включая законы, не относящиеся впрямую к образованию.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...