Нормативные акты налогового законодательства. Харак­терные черты источников налогового права. Федеральные нормативные акты о нало­гах и сборах

Налоговое законодательство – это совокупность законов и нормативно-правовых актов, принятых непосредственно по вопросам налогообложения и действующие в сфере налогообложения.

Отношения, регулируемые налоговым законодательством, являются властными отношениями и включают в себя:

· отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ;

Законодательный орган в соответствии со статьей 1 Конституции Чешской Республики четко и недвусмысленно формулировал нормы права посредством своих исполнительных процедур в нарушение основных прав заявителя. Поскольку региональный суд хотел исправить это неправомерное поведение по неконституционному толкованию налогового законодательства, решение суда было одновременно лишено защиты имущественного права заявителя согласно статье 11 (1) в сочетании со статьей 11 (5), что также нарушило конституционный принцип ограничения основных прав, по смыслу Статьи 4 (2) Устава.

· по исчислению и уплате налогов;

· по осуществлению налогового контроля;

· по обжалованию актов налоговых органов, действий или бездействий их должностных лиц;

· по привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Формируется налоговое законодательство на трёх уровнях:

1. федеральном,

Налогообложение передачи предмета не было сделано по закону, так как закон освобождает от налогообложения переход от его адекватного или буквального толкования. Если, следовательно, из-за использования этой специфической законодательной техники возникают объяснительные проблемы, необходимо обратиться к ним, чтобы решающее значение имело правило поведения, а не то, что есть. изложенных в сноске. Судебная власть запрещена в законном государстве исправлять неправомерное поведение законодателя при формулировании правовых норм путем толкования, которое изменит конституционно конформную, но с точки зрения государственной власти невыгодный однозначный текст правового регулирования.

2. региональном,

3. местном.

На федеральном уровне формируется федеральное налоговое законодательство – это законы и нормативно-правовые акты, принятые на федеральном уровне, то есть федеральными органами власти РФ (Государственная Дума, Совет Федерации, президент). Является обязательным к исполнению на территории всей РФ.

Федеральное налоговое законодательство включает в себя:

1. Налоговый кодекс РФ,

2. Закон РФ «О налоговых органах в РФ» от 21.01.91г.,

3. Закон РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 7.12.91г.,

4. другие федеральные законы о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.

На региональном уровне формируется региональное налоговое законодательство - это законы и нормативно-правовые акты, принятые на региональном уровне, то есть региональными органами власти субъектов РФ, например: Парламент, Правительство, глава РСО-Алании. Является обязательным к исполнению на территории субъекта РФ.

Налоговое законодательство РСО-Алании включает в себя:

1. Закон РСО-Алания «О налоге на имущество организаций» от 28.11.2003г.,

2. Закон РСО-Алания «О транспортном налоге» от 26.12.2002г.,

3. Закон РСО-Алания «О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента» от 13.02.2007г.,

4. другие региональные законы о внесении изменений и дополнений в действующие нормативно-правовые акты.

На местном уровне формируется пакет нормативно-правовых актов по налогообложению – это нормативно-правовые акты, принятые на местном уровне, то есть местными органами самоуправления (Собрание представителей г. Владикавказа, городской Совет г. Моздока, Собрание представителей сельских муниципальных образований Моздокского района РСО-Алания и т. п.) по вопросам налогообложения, имеющие силу закона на территории местного образования.

На местном уровне, например, на уровне г. Владикавказа приняты следующие нормативно-правовые акты по налогообложению:

1. решение Собрания представителей г. Владикавказа «О земельном налоге» от 11.11.2005г.,

2. решение Собрания представителей г. Владикавказа «О налоге на имущество физических лиц» от 11.11.2005г.

Но, в практической жизни, в процессе налогообложения, возникают ситуации, когда одного налогового законодательства недостаточно, и необходимо использовать ещё и другие виды законов, регулирующих, в той или иной степени, вопросы налогообложения. К таким законам и нормативно-правовым актам относятся:

1. Конституция РФ,

2. Международные договоры по вопросам налогообложения,

3. Решения Конституционного Суда.

В Конституции РФ закреплены основные нормы налогового права:

· права и обязанности федеральных, региональных, местных органов власти в области налогообложения;

· правовой статус налогоплательщика.

Правила международного договора будут иметь приоритет над правилами национального налогового законодательства (в установленных случаях),если международный договор, касающийся вопросов налогообложения, был ратифицирован Федеральным собранием РФ.

К актам такого вида относятся :

1. соглашения об устранении двойного налогообложения, заключаемые РФ с разными странами, например: Италией, США, Швецией, Болгарией, Бельгией, Германией, Исландией, Новой Зеландией и другими,

2. соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров (работ, услуг) между странами – участницами СНГ,

3. другие.

Решения конституционного суда РФ: в соответствии с ФЗ «О конституционном Суде РФ», Конституционный суд занимается толкованием Конституции РФ. Результатом толкования является правовая позиция Конституционного суда, которая обладает нормативным значением, то есть силой закона. Постановление Конституционного суда РФ обязательны не только для участников спора, но и для других субъектов. Если норма закона признается не соответствующей Конституции РФ, то законодательные органы власти обязаны отменить указанную норму.

Вывод №1: таким образом, в сфере налогообложения применяются не только законы принятые специально по налогам, но и законы более широкого действия, устанавливающие, в том числе, и некоторые вопросы налогообложения.

В практической жизни, в процессе налогообложения, также возникают ситуации, когда необходимы дополнительные пояснения и разъяснения о порядке применения налогового законодательства и других нормативно-правовых актов. Поэтому, по вопросам налогообложения разрабатываются и принимаются многочисленные виды подзаконных актов.

Подзаконные акты – это нормативно-правовые акты, которые не имеют силу закона, но разрабатываются и издаются в целях разъяснения порядка применения налогового законодательства. Издаются только в предусмотренных законом случаях. Не могут изменять или дополнять налоговое законодательство.

Подзаконные нормативно-правовые акты можно подразделить на два вида: общей и специальной компетенции;

К подзаконным актам общей компетенции относятся:

· указы президента РФ. Могут приниматься по любым вопросам. Не должны противоречить конституции РФ и налоговому законодательству.

· Постановления Правительства РФ (обязанностью которого является проведение в РФ единой финансовой, кредитной и налоговой политики). Могут установить: ставки налогов (в случаях определенных НК), перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, порядок списания безнадежных недоимок по федеральным налогам и сборам и т.п.

К актам специальной компетенции относятся приказы, инструкции, методические указания ФНС РФ, ФТС РФ, МФ РФ, например:

· инструкции по заполнению налоговых деклараций;

· акты, определяющие порядок учета доходов и расходов индивидуальными предпринимателями;

· акты, утверждающие формы требований об уплате налогов, налоговых уведомлений, налоговых деклараций и др.

Вывод №2: таким образом, в сфере налогообложения применяются не только законы, но и подзаконные акты, поясняющие порядок применения этих законов.

Из всего сказанного, следует сделать следующий вывод №3: все вопросы, возникающие в сфере налогообложения регулируются целой совокупностью законов и подзаконных актов, которые, в свою очередь, формируют нормативно-правовую базу налогообложения.

Нормативно-правовая база налогообложения – это система нормативно-правовых актов (в том числе, законов и подзаконных актов), так или иначе содержащих в себе нормы налогового права и регулирующие все виды отношений, возникающих в сфере налогообложения.

Нормативно-правовая база налогообложения является более широким понятием по сравнению с налоговым законодательством.

Правовой статус субъектов РФ наделяет их законодательные (представительные) и исполнительные органы власти (администрации, правительства и т.д.) правом в пределах своей компетенции принимать законы и иные нормативные правовые акты, устанавливающие нормы налогового права. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов и иных нормативных правовых актов, принятых по вопросам налогообложения.

На муниципальном уровне нормативные правовые акты о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, муниципальные исполнительные органы имеют право издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением.

В соответствии с п. 5 ст. 3 НК РФ законы субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах принимаются в целях установления, изменения или отмены соответственно региональных или муниципальных налогов. Однако субъекты РФ и органы местного самоуправления могут вводить только те налоги и сборы, перечень которых предусмотрен Налоговым кодексом РФ как федеральным законом. Данное правило следует из ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным зако-ном, а налог всегда является ограничением права частной собственности. Развивая положения Конституции РФ, ст. 12 НК РФ и п. 1 ст. 64 БК РФ прямо запрещают субъектам РФ и органам местного самоуправления вносить элементы новизны в налоговую систему России. Следовательно, относительно установления региональных и местных налогов и сборов региональное и муниципальное правотворчество носит усеченный (ограниченный) характер и распространяется только на сферу введения налогов, отнесенных Налоговым кодексом РФ к региональным или местным.

Правотворчество субъектов РФ и муниципальных образований в налоговой сфере носит характер предварительно санкционированного со стороны государства. Однако это не говорит о мало- значимости региональных и муниципальных источников налогового права, поскольку у субъектов РФ и муниципальных образований есть собственная налоговая компетенция, относительно регулирования которой акты региональных и местных органов обладают высшей юридической силой. Поэтому финансово-правовые нормы, создаваемые субъектами РФ и органами местного самоуправления в пределах соответствующей компетенции, обладают свойством общеобязательности и гарантированности со стороны государства, т.е. свойствами правовых норм. Правовые акты, содержащие такие нормы и регулирующие вопросы нало-гообложения, в полной мере относятся к нормативно-правовым и включаются в общероссийскую правовую систему.

Региональное и муниципальное правотворчество по вопросам налогообложения осуществляется различными методами. Анализ

Конституции РФ, Налогового кодекса РФ и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003 г. позволяет сделать вывод, что в налоговой сфере государство санкционировало региональное и муниципальное правотворчество только относительно регулятивных норм. Охранительные нормы, содержащие меры государственного принуждения к нарушителям налогового законодательства, субъекты РФ и органы местного самоуправления создавать не вправе.

Во многих субъектах РФ и муниципальных образованиях принятие решений по вопросам налогообложения осуществляется по усложненной процедуре: как правило, рассмотрение проектов налоговых нормативно-правовых актов представительным органом возможно только при наличии заключения исполнительного органа или согласия главы региональной (местной) администрации. Так, согласно Уставу города Саратова решения городской думы относительно расходования городских финансовых и материальных ресурсов, изменения налогов, сборов, пошлин и иных платежей либо изменения структуры финансовой компетенции исполнительных органов местного самоуправления вступают в силу при наличии согласия мэра города (ст. 19). Однако сказанное не означает подчиненности в сфере финансовых отношений представительного органа местного самоуправления исполнительному. Напротив, решения выборных представительных органов местного самоуправления имеют наибольшую юридическую силу, обусловленную финансовой компетенцией и выборным (представительным) характером принимающего их органа.

Таким образом, нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований в качестве источников налогового права имеют следующие характерные признаки:

обязательное соответствие Налоговому кодексу РФ;

пространственная ограниченность их юридической силы (действуют только в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования);

обязательность для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями, расположенными в границах соответствующего субъекта РФ или муниципального образования;

необходимость регистрации со стороны федеральных органов государственной власти (Министерства юстиции РФ);

возможность со стороны субъектов налогового права обжалования в судебном порядке или опротестования в порядке прокурорского надзора.?

Еще по теме 3.3. Нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в системе источников налогового права:

  1. 2.2.8. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления
  2. Глава 14 Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
  3. ЗАКОНЫ И ИНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГОВОМУ ПРАВУ
  4. § 3. Нормативно-правовые основы местного самоуправления в Российской Федерации на современном этапе
  5. Глава 8. Задачи и полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в сфере организации местного самоуправления


Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...