Роль общественных организаций и муниципальных учреждений в социализации молодежи. Сущность и особенности процесса социализации молодёжи. Этапы социализации молодёжи

Современная цивилизация, к сожалению, не даёт уверенности человеку в успешном завтрашнем дне. Многие негативные явления, которые наблюдаются сейчас среди молодежи, являются результатом неблагоприятного социального развития, то есть прямым следствием нарушений процесса социализации.

Процесс социализации является объектом изучения зарубежных и отечественных исследователей. Особое значение исследование проблем социализации приобрело в настоящее время, в связи с ростом финансово-экономического кризиса.

Мы также подтвердили важность того, чтобы государство оценивало структуру кварталов социальной уязвимости, пострадавших от социально-пространственной сегрегации, чтобы молодежь была привлекательной, имела досуг, спорт, чувствовала себя частью общества, ценила самооценку, имела доступ образование, здравоохранение и качество санитарии, поскольку без этой структуры молодой человек может чувствовать себя более уязвимым к практике преступности.

Молодой человек может считаться только будущим нации, если его ценят за то, что он есть, а не за то, что он имеет, и за то, что школа, общество, рынок труда, полиция и государство в целом должны уважать его как гражданин и как человек. Глобализация и человеческие последствия.

Термин социализация в переводе с латинского - socialis - означает общественный, и первоначально использовался в экономических науках . В последние годы понятие социализация используется и в исследованиях гуманитарных наук. Как известно, термин «социализация» был впервые употреблен американским социологом Ф.Г. Гиддингсом в 1887 г. В книге «Теория социализации» и означал «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовка человеческого материала к социальной жизни» . В настоящее время слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества .

Перевод Серхио Ламарау. 3-е издание. Неверный платеж: нищета и незаконный оборот наркотиков. 1-е изд. Малая современность. Молодежь в современном мире. Секретариат Архиерейского Синода. В этой главе не рассматривается всесторонний анализ общества или мира молодых людей, но он представляет некоторые результаты исследований в социальной области. Они полезны для решения темы распознавания призваний, чтобы «показать свою глубину и дать конкретную основу следующему этическому и духовному пути».

Рамки, установленные на глобальном уровне, должны быть адаптированы к конкретным условиям каждого региона. Хотя существуют глобальные тенденции, различия между регионами планеты остаются важными. Во многих отношениях верно утверждать, что существует множество миров молодых людей, а не только одного. Среди многих различий некоторые появляются с определенными доказательствами. Первый - это эффект демографической динамики и отделяет страны с высоким рождением, где молодые люди представляют собой значительную и растущую долю населения, где их демографический вес уменьшается.

Социализация представляется как процесс включения личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Цель социализации, таким образом, видится в формировании социально активной личности, действия которой регулируется социальными нормами и общественными интересами. Таким образом, этот процесс «обеспечивает прочность, сохранения общества и передачу его культуры между поколениями» .

Вторая разница проистекает из истории, которая делает разные страны и континенты старой христианской традиции, чья культура является носителем памяти, которая не должна быть рассеяна, страны и континенты, чья культура, с другой стороны, отмечена других религиозных традиций и где христианство является меньшинством и часто недавним присутствием. Наконец, мы не можем забыть разницу между мужским и женским жанрами: с одной стороны, это различие определяет другую чувствительность, а с другой стороны, оно является источником формы господства, исключения и дискриминации, которую все общества должны освобождать.

Социализирующее значение для молодежи имеют как материальные так и духовные процессы, формирующие социальное пространство и время, в котором, обретая определенные социальные характеристики, она интегрирует в общество. Результаты нашего исследования, которое происходило в МУ ГМЦ «Планета», среди воспитанников 15-19 лет демонстрируют, что условия жизнедеятельности, установки, ценности молодого поколения отличаются от тех, которые определяли особенности социализации старшего поколения, можно сказать их учителей и воспитателей. Так, например, люди старшего поколения видят насколько изменилась основа, на которой происходило в советское время и происходит сейчас формирование и развитие ребенка. Ребята пристрастны к детскому оружию и если раньше оно направлялось на врага, то сегодняшний телеэкран смакует стрельбу в бабушек во имя наживы. Если раньше в почете был человек труда, то сейчас «лавочник». «Почетный» ряд можно продолжать из разных сфер жизни, а ведь это тот первоначальный фундамент, который именуется первичной социализацией. Как правило, она надолго проникает в сознание, в душу ребенка и уже на нее нанизывается подростковая, юношеская, а затем и взрослая социализация.

На следующих страницах термин «молодежь» относится к лицам в возрасте от 16 до 29 лет, которые хорошо знают, что это также заслуживает адаптации к местным условиям. В любом случае стоит вспомнить, что молодежь, а не обозначение категории людей, - это этап жизни, который каждое поколение реинтерпретирует уникальным и конкретным образом.

Быстро меняющийся мир

Быстрые темпы изменений и трансформации являются главной характеристикой современных обществ и культур. Сочетание большой сложности и быстрого изменения означает, что мы находимся в контексте беспрецедентной текучести и неопределенности: это факт, который следует принять, не судя априорно, проблема или возможность. Эта ситуация требует полного изучения вещей и приобретения способности планировать в долгосрочной перспективе, обращая внимание на устойчивость и последствия сегодняшнего выбора в отдаленные времена и места.

Социализация личности начинается с первых лет жизни и заканчивается к периоду гражданской зрелости человека, хотя, разумеется, полномочия, права и обязанности, приобретенные им, не говорят о том, что процесс социализации полностью завершен: по некоторым аспектам он продолжается всю жизнь. Иначе социализация означает процесс постоянного познания, закрепления и творческого освоения человеком правил и норм поведения, диктуемых ему обществом. Первые элементарные сведения человек получает в семье, закладывающей основы и сознания, и поведения. Эстафету социализации личности принимает школа. По мере взросления и подготовки к выполнению гражданского долга совокупность усваиваемых молодым человеком знаний усложняется. Социализация той части молодежи, которая приходит на работу после окончания учебных заведений (средних, профессиональных, высших), продолжается в тех конкретных условиях, которые сложились на производстве под влиянием не только общественных отношений, но и специфических особенностей, присущих данному социальному институту .

Рост неопределенности влияет на условия уязвимости, то есть на сочетание социального недомогания и экономических трудностей, а также на чувство незащищенности крупных слоев населения. Что касается мира труда, мы можем думать о явлениях безработицы, повышенной гибкости и эксплуатации, особенно несовершеннолетних, или о всех политических, экономических, социальных и даже экологических причинах объяснить экспоненциальное увеличение числа беженцев и мигрантов. По сравнению с привилегированными немногими, кто может воспользоваться возможностями, предлагаемыми процессами экономической глобализации, многие из них живут в ситуациях уязвимости и отсутствия безопасности, что влияет на их жизнь и выбор.

В ходе исследования, отмечено, что индивидуализм и рефлексивность в большей степени свойственен современной молодежи, чем их учителям и родителям 20-30 лет назад. Однако такие ценности, как образование, семья - традиционно занимают высокие позиции в ранге ценностей молодежи.

По-прежнему, востребованным у молодых является образование, представляющее одну из основных ценностей молодежи. Из 58 опрошенных респондентов, в возрасте 15-16 лет, 18 человек учатся в ССУЗах, 8 - в ПТУ и 32 - стремятся поступить в ВУЗ. Из 12 опрошенных, в возрасте 17-19 лет, 7 человек учатся в ВУЗе, 3 человек не поступили в ВУЗ ранее, но являются абитуриентами высшей школы и 2 человек учатся в ССУЗе.

На мировом уровне современный мир характеризуется «научной» культурой, в которой часто доминируют технологии и бесконечные возможности, которые она обещает открыть, в которых, однако, «формы печали и одиночества, в которых оба люди и многие молодые люди, похоже, размножаются». Как учит Энциклика, ассоциация технократической парадигмы и судорожное исследование краткосрочной прибыли лежат в основе этой культуры отказа, которая исключает миллионы людей, особенно многих молодых людей, и которая приводит к неизбирательной эксплуатации природных ресурсов и деградации природной среды, угрожая будущему следующих поколений.

По данным нашего исследования значительная часть опрошенных студентов и школьников часто отмечает желательность получения и второго высшего образования. Также студенты и школьники отметили необходимость получения дополнительных знаний и навыков на курсах и тренингах.

По данным многих исследований материальные средства, деньги приобретают сегодня для молодых большую ценность по сравнению с тем, какую роль играли эти ценности у их сверстников 20-30-лет назад .

Не следует также пренебрегать тем фактом, что многие общества всегда более многокультурны и многорелигиозны. В частности, наличие нескольких религиозных традиций является одновременно вызовом и возможностью: оно может дезориентировать больше и увеличивать соблазн релятивизма, в то время как возможности для плодотворной конфронтации и взаимного обогащения возрастают. В глазах веры это проявляется как знак нашего времени, что требует прогресса в культуре слушания, уважения и диалога.

Тот, кто сегодня молод, живет в этом состоянии в мире, отличном от мира поколений его родителей и педагогов. Не только меняется система связей и возможностей по мере развития экономических и социальных преобразований, но желания, потребности, чувства и модели отношений с другими развиваются тайно. Более того, хотя в определенной точке зрения верно, что с глобализацией молодые люди, как правило, более однородны во всех частях мира, тем не менее верно, что в местных контекстах специфики культурные и институциональные факторы влияют на процесс социализации и построения идентичности.

Сегодня для молодых профессия, деловая карьера и призвание часто вещи разные. Высокооплачиваемая работа часто ставится выше работы интересной. Достойная работа, по их мнению, это та, которая обеспечивает достойный образ жизни. Большую роль играет «жизненный успех». По данным экспериментального исследования ценностей в Российском обществе молодежь в возрасте 16-25 лет выше, чем другие возрастные группы ценит «свободу и любовь» . Важнее, чем для других возрастных групп, для нее оказался «достаток». Более высокое место у молодежи получила «культура». Зато «труд» находится у этой возрастной группы в самом низу приведенной иерархии ценностей - пишут авторы исследования .

В частности, проблема мультикультурализма - это молодежный мир, например, со спецификой «второго поколения» или детьми «смешанных» пар в той или иной форме. Во многих частях мира молодые люди живут в особенно суровых условиях, в которых становится трудно найти пространство для подлинных жизненных выборов в отсутствие даже минимальных полей для осуществления свободы. Давайте подумаем о молодых людях в условиях нищеты и изоляции; для тех, кто растет без родителей или семьи или у кого нет возможности ходить в школу; уличные дети и молодежь во многих пригородах; безработная молодежь, беженцы и мигранты; тем, кто является жертвой эксплуатации, торговли людьми и рабства; дети и молодежь, насильственно зачисленные в преступные группировки или нерегулярные ополченцы; женщин-детей или девочек, вынужденных вступать в брак против их воли.

Часть молодых ориентирована исключительно на гедонистические ценности и прагматизм. Молодежи сегодня свойственно более быстрое усваивание идеалов рыночной экономики. Сегодня, наряду с нежелательными последствиями сложившегося положения дел появились тенденции, которые свидетельствуют о происходящих процессах демократизации в российском обществе, успешном самоопределении молодых в новых исторических условиях. Не случайно, ещё в 1990-х гг. в докладах Правительству о положении молодежи исследователи НИЦ подчеркивали, что при всей тяжести социально-экономического положения юношества нельзя не видеть и общие позитивные результаты воздействия «перестройки» и «реформ» на молодое поколение. Молодежь получила экономическую свободу, свободу политических убеждений, свободу гражданских убеждений, свободу вероисповедания .

Слишком много - это те, кто проходит с детства до взрослой жизни и несет ответственность, которую они не смогли выбрать. Часто девочки, девочки и молодые женщины сталкиваются с еще большими трудностями, чем у их современников. Исследования, проведенные на международном уровне, позволяют выделить некоторые черты, характерные для молодежи нашего времени.

Молодые люди не воспринимают себя как категорию, находящуюся в неблагоприятном положении, или как социальную группу, которая должна быть защищена, и, следовательно, как пассивные получатели пастырских программ или политических выборов. Многие хотят принять активное участие в процессах изменения настоящего, что подтверждается опытом мобилизации и инноваций, идущими со дна, и из которых молодые люди являются основными ремесленниками, даже если они не единственные.

Тем не менее, социализация современной молодежи протекает в сложных условиях, связанных с трансформацией постсоветского российского общества, сопровождающейся процессами углубления социально-экономического неравенства; с кризисом основных институтов социализации - семьи, школы, трудового коллектива. Необходимо отметить, что система ценностных ориентаций современной молодежи находится в процессе преобразования, происходящего под влиянием ценностных ориентиров западного общества, насаждаемых средствами массовой информации, которые занимают лидирующее положение в формировании сознания и мировоззрения молодых людей. Доминирующие продукты массовой потребительской культуры во многом способствуют росту агрессии и нравственной распущенности в молодежной среде, усиливая в ней негативные тенденции.

Разрыв между пассивной и обескураженной молодежью и теми, кто предприимчив и активен, является результатом конкретных возможностей, предлагаемых каждому в социальном и семейном контексте, в котором они растут, помимо опыта значения, отношения и ценности сделанные еще до выхода на молодежную фазу. Отсутствие уверенности в себе и способности могут проявляться не только пассивностью, но и чрезмерной заботой об их имидже и конформизмом, который стоит перед нынешней модой.

Личные и институциональные ориентиры. Различные исследования показывают, что молодые люди чувствуют потребность в близких, надежных, последовательных и честных справочных данных, а также местах и ​​случаях, когда они могут проверить свою способность относиться к другим и заниматься эмоциональной динамикой. Они ищут людей, которые могут выражать гармонию и предлагать поддержку, поощрение и помощь в признании их ограничений без суждения.

Несмотря на вышеперечисленные факторы, одной из особенностей социализации сегодня является то, что молодежь все чаще воспринимается не столько как объект воздействия, сколько как активный субъект социального воспроизводства, основной инновационный потенциал общества и существенный гарант его развития .

Процесс социализации молодежи в современном обществе имеет свою специфику, связанную с особенностями социальной структуры и мобильности. В традиционном обществе жизненный путь молодого человека во многом предопределен тем, к какой социальной группе принадлежат его родители. От рождения до смерти человек последовательно проходит несколько возрастных ступеней и на каждом этапе подвергается «предварительной социализации» . Поэтому заранее невозможно подготовить человека к деятельности во всех значимых группах; в результате он сначала попадает в какую-либо группу, а затем начинает к ней адаптироваться (социализироваться). Ещё одной особенностью социализации молодежи в современном обществе, по сравнению с традиционным является множественность и взаимонезависимость агентов социализации .

С этой точки зрения роль родителей и семей остается важной, а иногда и проблематичной. Более зрелые поколения часто склонны недооценивать потенциал, усиливать слабость и затруднять понимание потребностей молодых людей. Две наиболее распространенные реакции - отказаться от слушания и навязать свой выбор. Отсутствующие или гиперзащитные родители делают детей более хрупкими и склонны недооценивать риск или быть навязчивыми, опасаясь ошибиться.

Молодые люди, однако, не только ищут справочные данные для взрослых: стремление к открытой конфронтации с молодыми людьми своего возраста остается сильным. С этой целью существует большая потребность в возможностях свободного взаимодействия, эмоционального выражения, неформального обучения, тестирования роли и создания потенциала без напряжения или беспокойства.

Как отмечают социологи, социокультурные модели социализации могут быть различными, зависящими от условий, целей, возможностей, субъективных характеристик социума и социализирующих субъектов . В разные периоды истории общества в зависимости от целей, возможностей и характеристик социума формы и функции социализации могут меняться. Сегодняшний подход в понимании такого значимого для общества феномена как социализация требует не сводить этот процесс к одностороннему воздействию социальной среды на личность .

Тендентируя осторожность к тем, кто находится вне круга своих личных отношений, молодые люди часто питают недоверие, равнодушие или возмущение в учреждениях. Они хотели бы, чтобы он был ближе к людям, более внимательным к социальным проблемам, но не ожидайте, что это произойдет в краткосрочной перспективе. Все это происходит в контексте, когда религиозная принадлежность и религиозная практика становятся все более характерными чертами меньшинства и где молодые люди не «противостоят», но учатся жить «без» Бог представлен Евангелием и «без» Церкви, если не доверять альтернативным формам религиозности и духовности и укрываться в сектах или религиозных переживаниях с сильной идентичностью.

Культурных ценностей и образцов поведения, позволяющий молодому человеку функционировать в данном обществе.

Специфика социализации молодежи связана с ее возрастными особенностями. Социализация молодежи включает завершение первичной и начало вторичной стадий социализации.

Особенностью первичной социализации является начальное освоение индивидом окружающего мира через «понимание другого» (в веберовской трактовке). Индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со значимыми для него другими людьми, будучи направляемым ими. На этой стадии отсутствует выбор значимых других; родителям, семье принадлежит главенствующая роль как агентам социализации; объективная реальность воспринимается как неизбежность, конституируемая в языковых, интерпретационных и мотивационных схемах.

Во многих местах присутствие Церкви менее обширно, и с ней встретить труднее, тогда как доминирующая культура несет элементы, которые часто контрастируют с евангельскими ценностями, являются ли они элементами своей собственной традиции или местного склонения глобализации, отмеченной потреблением и индивидуализмом.

К подключенному поколению. Молодые поколения сегодня характеризуются взаимоотношениями с современными технологиями коммуникации и с тем, что принято называть «виртуальным миром», но которое также имеет реальные последствия. Он предлагает возможности для доступа к ряду возможностей, которые предыдущие поколения не имели и в то же время представляет некоторые риски. Очень важно подчеркнуть тот факт, что опыт ретранслированных отношений технологически структурировал мировоззрение, реальность и межличностные отношения; это то, к чему обращается пастырское действие, которое необходимо развивать адекватную культуру.

Вторичная социализация имеет принципиальное отличие, состоящее в том, что для индивида ближайшее его окружение, а также общество и сам индивид в его же представлениях оказываются другими с учетом освоенной им ранее объективной реальности. Начальный этап вторичной социализации предполагает присвоение молодом человеком социальной субъектности в формах, принятых в обществе. Социальные роли деиндивидуализируются, они воспринимаются как заменяемые. В сознании индивида постепенно происходит абстрагирование от ролей и установок конкретных других до ролей и установок вообще. Это связано с идентификацией индивида не только с конкретными значимыми другими, ориентацией на обобщенного другого (в понимании Дж. Г. Мида), но и отождествлением себя с всеобщностью других, т. е. с обществом. Начало вторичной социализации, как правило, совпадает со снижением роли родительской семьи как агента социализации молодого человека, социальность уже не воспринимается как само собой разумеющееся. С присвоением субъектности индивид пытается созидать и изменять ее. Формирование в сознании обобщенного другого - решающая фаза социализации. Сложность, кризисность социализации молодежи состоит в том, что новые адаптационные и интернализационные процессы накладываются на прежние, пройденные в период первичной социализации. Поэтому возникает проблема согласованности между первоначальными социальными адаптациями и интернализациями. Постигнутые индивидом приспособления к осваиваемому им миру значимых других, а также его изобретения (в понимании Г. Тарда) оказываются недостаточными на новом жизненном этапе.

В ранней юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность. Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, как индивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением о себе. В поисках нового чувства тождественности и преемственности молодым людям приходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому свои внутренние силы, и также реальных значимых других. Эта новая, финальная на этапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детских идентификаций. Новая идентичность есть чувство уверенности в том, что внутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью и непрерывностью значения индивидуума для других. Эта идентичность подтверждает готовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные и личностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека.

Термин «социализация» используется в обозначении процесса становления и развития личности с конца XIX в. (Ф. Гиддингс, Э. Дюркгейм, Г. Тард и др.). Теории социализации строились на различных подходах к рассмотрению роли объективного и субъективного факторов, к трактовке индивидуального или общественного как первичной реальности. Огромное влияние на развитие социологических теорий социализации оказала концепция К. Маркса о сущности человека как совокупности всех общественных отношений, согласно которой формирующая человека социальная среда одновременно выступает и условием, и результатом его деятельности (Маркс, 1960: 190–210). Формирование человека не тождественно пассивному приспособлению людей к социальной среде, а охватывает и их собственную практическую деятельность, в которой они, воздействуя на окружающий мир, изменяют социальную среду и вместе с тем, по выражению Маркса, «свою собственную природу», развивают дремлющие в ней силы.

Разработанная на основе объективистского подхода теория социализации Э. Дюркгейма строится на положении о двойственной природе человека. Биологическая природа человека (способности, биологические функции, импульсы, страсти) находятся в противоречии с его социальной природой, создаваемой путем воспитания (нормы, ценности, идеалы) Дюркгейм, 1996). Это обуславливает никогда не прекращающееся внутреннее беспокойство, чувство напряженности и тревоги, которое снимается только действием общества. Оно контролирует биологическую природу человека, сдерживает страсти, вводит их в определенные рамки. Если общество ослабляет свой контроль над индивидами, возникает состояние аномии. С каждым новым поколением общество оказывается почти перед tabula rasa (чистой доской), на которой ему предстоит писать заново. Дюркгейм считал необходимым для общества как можно быстрее добавить к только что родившемуся эгоистичному и асоциальному существу другое, способное вести нравственную и социальную жизнь. Основная функция социализации, по Дюркгейму, - приобщение индивидов к идее «коллективного сознания» - заключается в установлении однородности и целостности общества. Социализированной признается личность, наделенная умением подавлять индивидуальные интересы во имя общественных. Ядром дюркгеймовской концепции социализации стала теория морали как системы объективных правил поведения. Общественные функции морали Дюркгейм связывал с воспитанием, цель которого - формирование социального существа, развитие в ребенке тех качеств и свойств личности, которые нужны обществу. Он рассматривал воспитание как общественный феномен, заключающийся в методической социализации молодого поколения. Генеральным положением теории социализации Г. Тарда является принцип подражания, а отношение «учитель-ученик» провозглашается типовым во всем многообразии социальных отношений (Тард, 2012). Тард первым попытался описать процесс интернализации норм через социальное взаимодействие. Наряду с трактовкой социальности как подражательности, являющейся, по его утверждению, проявлением основного закона всего сущего - всемирного повторения, Тард связывал возможность социальной эволюции с инновациями как отклонениями от строгого повторения.

Идеи Ф. Гиддингса об определяющей роли социального принуждения легли в основу его теории социализации как «сплавления различных элементов самого разнообразного населения в однородный тип» (Giddings, 1897). С его точки зрения, в обществе действуют два основных типа сил, именуемые «волевым процессом» и силами «искусственного отбора для сознательного выбора». Гиддингс считал, что личность не может жить в себе самой, чтобы погибнуть вместе с индивидуальной жизнью. Из века в век общество, создавшее человека, преобразовывается человеком. Вполне современно звучит трактовка Гиддингсом социализации как попытку людей приспособиться друг к другу (Луков, Лукова. Электр. ресурс).

У. Джемс придавал большое значение балансу между притязаниями индивида и его достижениями, так как от этого зависит самооценка личности, ведущая либо к ее успешному развитию, либо к дисгармоническому раздвоению, соперничеству между отдельными ее сторонами (Джемс, 1991). Согласно психоаналитической концепции З. Фрейда, личность являет собой противоречивое единство трех взаимодействующих сфер: «Оно», «Я» и «Сверх-Я» (Фрейд, 1989). Фрейд разработал концепцию «защитных механизмов», призванных обеспечить целостность и стабильность личности в процессе социализации. Развернутая социологическая теория социализации разработана Т. Парсонсом (Parsons, 1964). Согласно Парсонсу, социализация является первым средством поддержания социального равновесия. Второе средство - социальный контроль как способ поддержания порядка среди людей. Процесс интеграции индивида в социальную систему осуществляется посредством интериоризации общепринятых норм, когда индивид «вбирает» в себя общие ценности в процессе общения со «значимыми другими». Важнейшим условием социализации Парсонс рассматривает адаптацию индивидов к социальной среде, что влечет за собой кристаллизацию самых важных дифференцированных ролей в одном и том же индивиде. В социализации он отводит важную роль школе, смягчающей противоречия между семьей и производством. Система образования может произвести отбор воспитанников для выполнения в будущем определенных социальных ролей и подготовить их к этому.

Ю. Хабермас является основателем «критической теории социализации» (Habermas, 1973). В рамках этой теории процесс социализации охватывает не всего человека, а только «часть» его личности, которая представляет общественную сущность индивида, его социальный характер, обеспечивающий ему функционирование в обществе. Другая же его «часть» дает ему возможность «держать некоторую дистанцию» по отношению к господствующей в обществе системе ролей, норм, ценностей, т. е. позволяет критически относится к элементам социальной среды, мешающим человеку самоутверждаться. По Н. Смелзеру, социализация имеет две цели: способствовать интеракции людей на основе социальных ролей и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению его новыми членами сложившихся в нем убеждений и образцов поведения. Успешная социализация, по Смелзеру, обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму (Смелзер, 1998).

Э. Эриксон для описания развития личности выделяет восемь последовательных стадий психосоциального становления индивида. Каждая стадия жизненного цикла личности характеризуется специфической задачей. Подростковый или ранний юношеский (5-я стадия) определяется Эриксоном как ключевая стадия для приобретения чувства идентичности, когда происходит первое цельное осознание себя и своего места в мире, которым заканчивается долгое опробование себя в различных ролях и экспериментирование в отношениях с окружающими. Конец юности и начало зрелости (6-я стадия) является переходом к решению собственно взрослых задач, поиском спутника жизни и близких дружеских связей, преодолевающим чувство одиночества Эриксон, 1996).

Разработка проблем становления и развития личности в российской социологии ведется с конца XIX в. Эта проблема была одной из самых актуальных для этико-субъективной школы (П. Л. Лавров, Н. К. Михайловский, Н. И. Кареев). В отечественной науке были выдвинуты плодотворные идеи и положения, относящиеся к процессу социализации (концепция общественного воспитания К. Д. Ушинского, идея М. М. Бахтина о диалоге как форме сосуществования личности, концепция Л. С. Выготского о соотношении индивидуального и общественного в индивиде, идеи советских психологов о возможности коррекции отклоняющегося развития детей, теория детского коллектива А. С. Макаренко и др.).

В советский период длительное время господствовало критическое отношение к анализу становления и развития личности в ракурсе социализации. В научной литературе широко применялись термины «формирование личности», «коммунистическое воспитание», «всестороннее и гармоническое развитие личности». С 1960-х гг. тематика социализации входит в проблемное поле отечественных исследователей. Значительный вклад в разработку концептуальных подходов к исследованию социализации внесли Г. М. Андреева, И. С. Кон и др. Андреевой выделены три основные сферы, в которых осуществляется социализация: деятельность, общение и самосознание, подчеркнуто, что в процессе социализации происходит не только освоение и воспроизводство социального опыта, но и преобразование, продвижение его на новую ступень (Андреева, 2007). Определяются следующие этапы социализации: дотрудовой (ранняя стадия и период обучения), трудовой и послетрудовой.

В последнее время отечественными социологами используются другие основания периодизации этого процесса, позволяющие учесть своеобразие социализации детей и взрослых. Как и в западной социологии, выделяются два основных, но качественно различных периода. Первый это «первичная социализация» от рождения человека вплоть до формирования зрелой личности. Второй этап, период «вторичной социализации», или ресоциализации, под которым понимается своеобразная перестройка (не столь, правда, существенная) личности уже в период ее социальной зрелости. По Кону, социализации включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности (Кон, 1989).

Исследователи выделяют две фазы социализации: социальная адаптация и интериоризация (интернализация). Социальная адаптация означает приспособление индивида к социально-экономическим условиям, ролевым функциям, социальным нормам, среде его жизнедеятельности. Интериоризация - это процесс включения и ценностей во внутренний мир человека. Особенность социологического изучения социализации связана и с двойственностью объекта исследования «личность - общество». Одно из компромиссных решений заключается в избегании полюсных (только объективистских или только субъективистских) подходов.

Специфика социологического анализа социализации состоит в выделении социально-типического как совокупности доминирующих параметров и характеристик процессов интеграции индивидов в общество. Общество обуславливает социально-типическое в личностях, что необходимо для обеспечения предсказуемости поведения индивидов, достижения упорядоченности социального взаимодействия, сохранения социального целого, его самовоспроизводства, самоуправляемости. Общество выставляет эталоны социализации и задает индивидам типические социальные черты (язык, ценности, информация, картины мира, способы поведения и т. д.), ориентируя на обретение одобряемых качеств личности и моделей поведения. Эти эталоны, как правило, примерны, привлекательны и понятны. Их достижение не бывает слишком сложным. Оно посильно для большинства членов общества. Общество не только типизирует, но и индивидуализирует осваиваемые в процессе социализации одобряемые модели поведения и социальные качества. Общество обустраивает процесс передачи социального опыта новым поколениям в институциональных формах (см. Институты социализации молодежи). Чем шире пласт социальности с ее типическими и нетипическими свойствами осваивается индивидом, тем богаче его личность и ярче его индивидуальность. Мера социально-типического и нетипического обусловлена сходством и различиями , культурных ценностей, способов поведения и социализационных практик на уровне различных общностей и групп. Чем больше таких различий, тем сильнее люди отличаются друг от друга. Баланс социально-типического и индивидуально-личностного в процессе социализации варьируется как объективными, так и субъективными факторами, среди которых объективным факторам принадлежит определяющая роль. Причем, на определенном этапе объективные процессы опережают личностные изменения. Но субъективные процессы могут оказаться более динамичными в случае, когда в ходе социализации активизируется неадаптивность личности, связанная с отрицанием определенных и ценностей, созданием новых образцов. Это может привести к новому качеству личностного потенциала общества, к другой совокупности типических личностных черт. В таком случае субъективные процессы, опережая объективные, становятся первостепенным фактором общественных изменений. Социализация, являясь сложным многосторонним процессом, может быть классифицирована по различным критериям. Прежде всего критериален характер самой социальности общества по ее основным параметрам. По этому критерию, отражающему условия осуществления процесса социализации, выделяются следующие ее типы: естественный, примитивный, сословный, стратификационный, единообразный, регламентированный, патерналистский, конформистский, гуманистический, моносоциокультурный, полисоциокультурный ( , 1996). В каждом обществе обнаруживается широкий спектр типов социализации с преобладанием того или иного типа. В качестве другого классификационного критерия рассматривается содержание социализационного процесса, позволяющее различать такие типы социализации, как познавательная, профессиональная, правовая, политическая, трудовая, экономическая и др. Третий критерий, связанный с результативностью социализации, позволяет выделить успешную, нормативную, кризисную, отклоняющуюся, принудительную, реабилитационную, преждевременную, ускоренную, запаздывающую социализацию.

Социология изучает также проблемы нормы и отклонения социализации. В общем виде социализационная норма выступает результатом действия общественного механизма воспроизводства социальной сущности человека ( , Луков, 1999, 2012). Социализационная норма определяется: во-первых, как результат успешной социализации, позволяющей индивидам воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности данного общества и обеспечивать их дальнейшее развитие; во-вторых, как многомерный эталон социализированности человека с учетом его возрастных и индивидуально-психологических характеристик; в-третьих, как устоявшаяся в обществе совокупность правил передачи и культурных ценностей от поколения к поколению. Социализационная норма тесно связана с социальной нормой, но не сводима к ней. Суть различия состоит в назначении той и другой нормы: для таким назначением является регуляция поведения индивида и группы, для социализационной - регуляция вместе с освоением нормы. Социализационная норма обусловлена параметрами социальности данного общества. Ее регуляторами выступает культура, и ценности. В ее изменениях не просматривается тенденция к тотальной упорядоченности и всестороннему контролю процессов социализации индивидов. Социализационная норма коррелируется с социальными типами личности, доминирующими в обществе, с возрастной характеристикой индивида, его статусными притязаниями. Формализация такой нормы осуществляется в законодательных и иных нормативных правовых актах, имеющих прямое или косвенное отношение к социальному воспроизводству человеческого потенциала общества, фиксируется в различных Уставах, программах, положениях, инструкциях и других документах, регулирующих жизнедеятельность людей в социальных институтах и организациях, выступающих агентами социализации индивидов. Социализационная норма представлена в ценностном сознании членов общества, а также является важнейшим компонентом общественного мнения, выступающего важнейшим неформальным регулятором поведения людей. Социализация не всегда бывает успешной. Социализация индивида почти всегда имеет отклонение, которое определяется несоответствием социализации как объективного и субъективного процесса сложившейся в данном обществе на конкретном историческом этапе социализационной норме. Отклоняющаяся социализации проявляется в различных формах отклоняющегося поведения, а также обнаруживается как несоответствие личностного развития индивида эталонам, установленным в обществе ( , Реут, 2001).

Реформирование российского общества обусловило изменение эталонов успешной социализации молодежи, совокупности правил передачи и культурных ценностей от поколения к поколению. Основными особенностями социализации российской молодежи с учетом перехода от советской модели социализации (единообразной по нормативности, с равными стартовыми возможностями и гарантиями, обеспечивающей предсказуемость жизненного пути) к другой модели (вариативной, стратифицированной) стали следующие: трансформация основных институтов социализации; деформация ценностно-нормативного механизма социальной регуляции и становление новой системы социального контроля; дисбаланс организованных и стихийных процессов социализации в сторону стихийности; изменение соотношения общественных и личных интересов в сторону расширения автономии формирующийся личности и пространства для самодеятельности, творчества и инициативы человека ( , 2003, 2007, 2012).

Централизация и унификация социальных стандартов лишь в некоторой степени затрагивает процессы интеграции молодежи в общество, оставляя значительное пространство для многообразия индивидуальных социализационных практик. Упорядоченные и управляемые процессы социализации, заданные нормативы личностного развития всегда дополняются неконтролируемыми стихийными процессами и альтернативны­ми стереотипами поведения. Поэтому реальный, «статистический» человек бывает далек от нормативного образца.

Социологическое исследование социализации молодежи целесообразно вести с учетом различных уровней абстракции, поскольку социализационные процессы происходят как с индивидуальными субъектами, действующими на микроуровне, так и в объективно существующем обществе, т. е. на макроуровне. Здесь неизбежно упрощение самого общества как многомерного социального феномена, который в рамках предмета исследования приходится рассматривать как самостоятельно развивающийся организм. При этом свершается абстрагирование от того, что оно состоит из индивидов и движется индивидами. Еще больше упрощение происходит на уровне индивида, ибо учесть индивида - значит учесть каждого индивида, а в свете задач данного исследования - учесть особенности социализации каждого молодого человека.

Параметры социальной реальности обуславливают процесс социализации, происходящий с индивидами в конкретных условиях общественной действительности. Вместе с тем обнаруживается зависимость социальной реальности от того, как социальность воплощена в личностях.

Социальная реальность детерминирует меру освоения социальных качеств человеком, баланс и глубину объективных и субъективных сторон социализации. Она определяет фактические границы социализации ее ценностно-нормативные основания, институциональные и неинституциональные составляющие, вариантивность. В демократическом обществе оказывается более важным способность человека не подчиняться схемам формализованного поведения, а рассматривать их как набор инструментов своего личностного развития. Тогда смена этих инструментов перестает носить драматический, а порой и трагический характер для человека. Он чувствует себя тем более свободным, чем в меньшей мере ощущается настойчивое давление властных структур. Всякое принуждение прямое или косвенное ущемляет пра­ва личности, ограничивает возможности индивидуального выбора.

Лит .: Андреева, Г. М. (2007) Социальная психология. 5-е изд., испр. и доп. М. : Аспект Пресс. 363 с.; Джемс, У. (1991) Психология / под ред. Л. А. Петровской. М. : Педагогика. 368 с.; Дюркгейм, Э. (1996) Социология образования: пер. с фр. / научн. ред. В. С. Собкин, В. Я. Нечаев; вступ. ст. В.С. Собкина. М. : Интор. 80 с.; , А. И. (2003) Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, // Социол. исследования. 2003. № 1. С. 109–114; , А. И. (2007) Проблемы результативности социализации молодежи в изменяющемся обществе // Вестник Международной академии наук (Русская секция). № 1. С. 73–77; , А. И. (2012) Методологические проблемы исследования социализации // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 19–24; , А. И., Луков, В. А. (1999) : Теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.; , А. И., Луков, В. А. (2012) Социализация: социально-философский, социологический и социально-психологический аспекты понимания // Философия и культура. №3. С. 27–35; , А. И., Реут, М. Н. (2001) Социализация неслышашей молодежи. М. : Социум. 222 с.; Кон, И. С. (1989) Психология ранней юности: кн. для учителя. М. : Просвещение. 255 с.; Луков, В. А., Лукова, Е. Е. О теории социализации Франклина Гиддингса [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». 2014. № 3 (май - июнь). URL: http://www.zpu-journal.ru/e-zpu/2014/3/Lukovs_Theory-Socialization-Giddings] (дата обращения: 14.12.2015); Маркс, К. (1960) Капитал. Т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. М. : Госполитиздат. Т. 23. С. 1–907; Смелзер, Н. (1998) Социология: пер. с англ. М. : Феникс. 688 с.; Тард, Г. (2012) Законы подражания: пер. с фр. М. : Кн. по треб. 378 с.; Фрейд, З. (1989) Психология бессознательного: сб. произведений / сост., науч. ред., авт. вступ. ст. М. Г. Ярошевский. М. : Просвещение. 448 с.; Эриксон, Э. (1996) Идентичность: юность и кризис: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М. : Прогресс. 342 с.; Giddings, F. H. (1897) The Theory of Socialization: A Syllabus of Sociological Principles for the Use of College and University Classes. N. Y. ; L. : MacMillan & Co., Ltd. XIV, 47 p.; Habermas, J. (1973) Stichworte zur Theorie der Sozialisation // Habermas, J. Kultur und Kritik. Frankfurt a. M. : Suhrkamp. S. 118–194; Parsons, T. (1964) The Social System. N. Y., 1964. N. Y. : The free press, 1964. 575 p.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...