1 трудовой коллектив личность индивидуальность. Личность в группе и в коллективе, влияние группы и коллектива на личность. Как происходит воспитание личности в коллективе

Существуют 4 наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и группой:

1. Личность и группа находятся в оптимальных отношениях – гармония. Между группой и личностью нет никаких противоречий. Личность чувствует себя в группе комфортно.

2. Личность и группа существуют, соблюдая формальные отношения, называясь при этом коллективом, но не являясь им по существу – сосуществование.

3. Личность подчиняется группе – конформизм. Человек может подчиняться требованиям группы естественно и добровольно, может уступать группе как внешней превосходящей силе, а может подчиняться лишь внешне, формально, при внутреннем несогласии с мнением, ценностями, нормами группы. Этот тип отношений возникает в ситуациях, когда личность стремится быть принятой в группе или не хочет конфликтов и осложнений.

4. Личность сопротивляется давлению группы или стремится подчинить ее себе – нонконформизм. Это проявляется в открытом бунте сопротивлении, конфликте либо в сохранении и демонстрации независимой позиции, взгляда, оценки. Стремление личности подчинить себе коллектив встречается не часто. Обычно свойственно сильным личностям, со своеобразными взглядами, суждениями и поступками, характеризующимися определенными лидерскими тенденциями. Если личность оказывается привлекательной для группы, то она может стать неформальным лидером.

Положение личности в группе.

Социально-психологическая (неформальная) структура группы выступает в виде различных психотипов личностей. Уникальность структуры каждой группы зависит от коммуникации составляющих ее индивидуальностей. Рассмотрим некоторые особенности личности:

Нам большее практическое значение имеет деление по темпераменту, под которым понимается определенное соотношение степени эмоциональной стабильности и ориентации либо на самого себя, либо - во внешний мир. Здесь важно учитывать:

1) принадлежность к тому или иному типу определяется генетической предрасположенностью:

2) "чистых" психотипов фактически не существует;

3) существует прямая связь между темпераментом и деловыми качествами конкретного индивида.

Начнем с холерика . У него нет устойчивых психических реакций, он неусидчив, суетлив, нетороплив, для него характерны резкость и прямолинейность, он упрям, находчив в споре, прямолинеен, зато не обидчив и не злопамятен. Отсюда следует, что он склонен к конфликтам, не умеет слушать других людей, склонен к риску, плохо работает с неодушевленными предметами, т.е. не годится для рутинной работы и требующих терпения длительных деловых переговоров. Его возможности в качестве начальника ограничены, желателен заместитель - флегматик.

Сангвиник обладает иным набором личностных качеств: начинает дело с увлечением, но редко доводит его до конца, неустойчив в симпатиях и антипатиях, быстр в принятии решений, легко приспосабливается к изменяющейся ситуации. Он контактен и легок в общении, умеет слушать других людей. Его ориентация на одушевленные предметы не позволяет ему кропотливо работать с деловыми документами. Сангвиник идеально подходит для работы с людьми, в том числе и как руководитель.

Главное качество флегматика - ориентация на неодушевленные предметы. Он спокоен и хладнокровен, последователен и обстоятелен в делах, терпелив, устойчив в симпатиях и антипатиях, равнодушен к похвале. При этом важно помнить, что его реакция на изменяющуюся ситуацию запаздывает, ему трудно установить обратную эмоциональную связь и, следовательно, общаться, вести деловой диалог. Собеседник интересен ему только в том случае, если он заинтересован в нем. Зато флегматик незаменим при работе с документацией.

"Недоразумение природы" - так некоторые называют меланхолика. Его главная черта - обостренная чувствительность к окружающему миру. Это прекрасное качество, например, для художника, но отрицательно сказывается на деловом общении. Меланхолик стеснителен и застенчив, мнителен, обидчив, не верит в свои силы, склонен к подозрительности. Наряду с этими качествами общение с другими людьми затрудняют скрытность, стремление замкнуться в себе; склонность к образному, а не понятийному мышлению затрудняет анализ деловой ситуации.

Другой критерий классификации типов личности - социально-психологические качества : социальные установки, стереотипы мышления, ценностные ориентации. Этот подход характерен для Мертона (конформистский и девиантный типы), Фромма (накопительский и эксплуататорский) и т.д. Особого внимания заслуживает классификация основателя социометрии американского ученого Я. Л. Морено, исследовавшего неформальные отношения в группе с точки зрения распределения симпатий и антипатий.

Каждый человек занимает в системе межличностных отношений место, которое называют социометрическим статусом. Статус человека в группе можно измерить с помощью методики социометрии, которая на основании выборов, сделанных членами группы, позволяет отнести человека к одному из статусов: «звезды», «предпочитаемые», «принятые», «изолированные», «отверженные». От социометрического статуса зависит степень влияния личности на других, неформальные права и обязанности в группе, значимость ее мнения. Статус человека в группе относительно устойчив и изменить его непросто.

В. М. Шепель предложил типологию рядовых членов трудового коллектива. В соответствии с ней «коллективисты» тяготеют к коллективным действиям, поддерживают общественные начинания, живут заботами коллектива, активно взаимодействуют со своими коллегами. «Индивидуалисты» тяготеют к индивидуальной работе и относительно индифферентны к делам своего коллектива. «Претензионисты», как правило; активно участвуют в общих мероприятиях, самостоятельны и настойчивы в достижении целей, но обладают повышенным тщеславием, претендуют на лидерство, при недостаточной, по их мнению, оценке своих действий становятся в позу недовольных, увлекаются критикой более удачливых товарищей и руководства. «Конформисты» часто несамостоятельны в оценках проблем коллективной деятельности, ориентируются на отношение к этим проблемам руководителей, лидеров и большинства, быстро приспосабливаются к имеющимся условиям. «Пассивные» часто стремятся активно участвовать в общеколлективных делах, но им не хватает последовательности и силы воли, поэтому все ограничивается хорошими порывами и в коллективе они занимают выжидательную позицию, равнодушны как к успехам, так и неудачам коллектива. «Изолированные» своими действиями или высказываниями отталкивают от себя большинство товарищей, что приводит к их обособленному положению в коллективе. Очевидно, что по критерию «целенаправленная активность - пассивное функциональное приспособление» указанные типы можно расположить в следующей последовательности: «индивидуалисты», «изолированные», «претензионисты», «коллективисты», «конформисты», «пассивные».

Неформальный лидер в группе.

Понятие лидерства относится к психологическим характеристикам межличностных отношений, возникающих по «вертикали» как отношения доминирования и подчинения.

Лидер является элементом неформальной структуры группы. Прежде всего именно по совпадению или несовпадению лидера и формального руководителя судят о согласованности формальной и неформальной структуры группы. В общем случае считается, что такое совпадение повышает сплоченность и эффективность группы.

Неформальные лидеры имеют не меньшее влияние в коллективах, чем руководители, хотя используют при этом свои личностные, индивидуальные качества и делают ставку на людей, их взаимоотношения. Для рабочей группы характерна постоянная смена лидеров в зависимости от смены деятельности, ситуаций и др.

В трудовом коллективе может быть несколько типов лидеров: деловой лидер (тот, кто лучше других представляет себе суть дела и имеет опыт в решении основных задач, стоящих перед группой); эмоциональный лидер (обладающий наибольшей притягательностью, аттракцией); может быть и ситуативный лидер (который лучше всех понимает сложившуюся ситуацию и знает, как поступить).

Поэтому в зависимости от специфики ситуации эффективными лидерами становятся разные члены группы. В качестве примера такого подхода можно привести модель программно-целевой группы, разработанную М. Белбиным. Действия по управлению социальным объектом подготавливаются не единолично, а командой, состоящей из:

А. «Доводчика», педантичного, взыскательного, любящего порядок и одержимого правильностью происходящего.

Б. «Оформителя решений», объединяющего цели, идеи и практические соображения в один реальный проект.

В. «Советчика (судьи)», занимающегося взвешенным анализом концепций, не позволяющего коллективу увлечься неразумным планом и выполняющего роль критика, а не творца.

Г. «Новичка со свежим взглядом», поставляющего группе оригинальные идеи, мысли, предложения. Он привносит с собой радикальный подход к решению проблем и самое развитое воображение.

Д. «Души группы», симпатичного, приятного в общении, популярного, избегающего конфликтов, успокающего других и осуществляющего коммуникации.

Е. «Председателя», слушающего, обобщающего, формирующего решение и комбинирующего человеческие ресурсы группы, имеющего упорядоченный подход к делу и к людям, основанный на самодисциплине.

Ж, «Разведчика ресурсов», быстро узнающего обо всем новом, легко разрешающего возникающие трудности, раскованного, общительного, вызывающего к себе расположение,

3. «Практика-организатора», придающего планам реальную, выполнимую форму, стремящегося к достижению целей

Влияние группы на личность.

Влияние группы на личность может быть как положительным, так и отрицательным.

Положительное влияние проявляется в том, что:

1. группа является для личности источником идей, ценностей, социальных норм поведения и деятельности;

2. группа может оказывать воспитательное, корректирующее влияние на личность;

3. группа как образец поведения;

4. группа оказывает стимулирующее, мотивирующее воздействие на личность, «вдохновляя» ее на постановку новых целей, на повышение уровня притязаний;

5. группа как среда для самореализации;

6. группа как источник положительных эмоций.

Отрицательное влияние группы проявляется в деиндивидуализации, обезличивании человека. Р.С. Немов (1994г.) предлагает следующую схему возможных причин и следствий деиндивидуализации.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ



ОБЕЗЛИЧИВАНИЕ

Конформное поведение личности в группе.

Целостность группы выражается в единстве мыслей, чувств и действий, которое достигается за счет сближения целей деятельности, ценностей, стилей поведения и деятельности. Происходит уподобление членов одной группы друг другу, что осуществляется за счет взаимовлияния. Одной из форм влияния является давление группы на отдельную личность, которая проявляется в конформном поведении личности.

Выделяют 2 типа ситуаций группового давления:

Нормативное (индивид следует за установившимися групповыми нормами);

Информационное (индивид следует за мнением группы, так как не обладает достоверной информацией)

Н.Н. Обозов выделил факторы, определяющие меру податливости членов группы:

I Внутригрупповые факторы конформного поведения:

1. Количество членов группы, оказывающих максимальное давление на индивида, должно равняться трем. Уменьшение числа подставных лиц снижает степень влияния, а увеличение до 4, 8 и 16 не дает какого-либо значительного изменения.

2. Влияние группы зависит от положения индивида в этой группе Наименьшую конформность, независимо от ситуации, показали лица «со слабой зависимостью от группы и с сильным признанием этой группой».

3. Единообразие в группах с демократической системой отношений больше, чем в авторитарной группе, но адекватность реагирования выше во втором типе групп. Эти эффекты связаны с различной системой коммуникативных связей.

4. При высказывании мнений публично влияние их большее, нежели при сообщении письменно.

5. Податливость групповому давлению зависит от порядка высказываемого мнения. Испытуемые, высказавшие мнение раньше, влияют на реакцию последующих. Единообразное мнение нескольких лиц действует на последнего испытуемого наиболее значимо.

6. Конформность оказывается значительнее, когда расхождение с мнением группы велико, но не очень. Это положение дополняется результатами наших исследований, которые показали, что испытуемые, обнаружившие значительное отклонение от эталона (при индивидуальном обследовании), более резко изменили свои оценки в условиях группы. Таким образом, не только степень расхождения с мнением группы определяет конформность индивида, но и отклонение оценки от эталона В этом проявляется «закон социальной целесообразности».

7. В сплоченной группе оказывается большее давление на ее членов, т. е. при установившихся отношениях конформирующих взаимовлияний значительно больше. В противоположность этому оказывается, что внушающее действие номинальной группы больше, чем коллектива. Результаты исследований показывают, что сплоченность усиливает единообразие поведения членов группы, способствует нормообразованию. Обнаружена связь между сплоченностью и конформностью в группе.

8. Публичное согласие и внутреннее неприятие имеет место при угрозе наказания.

9. Интересным феноменом является соотношение и взаимовлияние нормативов, индивидуальных и выработанных в группе:

а) предварительно (при индивидуальном обследовании) сложившееся суждение снижает эффект группового давления;

б) сложившиеся в условиях группы нормы переносятся в индивидуальный эксперимент, причем при индивидуальном обследовании испытуемый показывает большую стабильность результатов.

II Личностные факторы конформного поведения.

Прежде чем перейти к описанию характеристик субъекта, необходимо определить типы поведения индивида в условиях групповых взаимовлиянии.

Конвергенция мнений и характер поведения индивидов зависят от условии, в которых эти процессы происходят. В условиях прямого давления группы па индивида (информационная ситуация) обнаруживается шесть типов его поведения. С. Аш (1956) с помощью интервью выявил как полностью несамостоятельных испытуемых, всякий раз следующих за мнением большинства, так и полностью независимых, во всех случаях дававших свою индивидуальную оценку. Но между этими двумя типами поведения обнаруживается основная масса испытуемых, у которых проявляется более сложное соотношение внутренне-внешних. реакций на давление подставной группы. Это позволило Н.Н. Обозову выделить три типа независимых и три типа несамостоятельных испытуемых.

Первый, крайний, тип независимых характеризуется полным доверием к собственному восприятию и опыту. Наиболее выразительным признаком этих испытуемых является уверенность в себе и высокая сопротивляемость групповому давлению.

Второй тип независимых характеризуется уходом от давления группы и сохранением своего мнения.

Третий тип независимых отличается значительной напряженностью и сомнением, по все же они остаются при своем мнении.

Несамостоятельные первого типа характеризуются тем, что они достаточно уверены в точности своего восприятия п оценивания, но нежелание быть отвергнутым группой заставляет их принять фальшивые суждения.

Несамостоятельные второго типа сравнительно легко принимают точку зрения большинства, так как мало доверяют точности своего восприятия и оценивания.

Несамостоятельные третьего типа не замечают, что их оценки определяются фальшивым мнением большинства.

Таким образом, из шести типов поведения три никак не относятся к конформным. Последний третий тип несамостоятельных индивидов также нельзя считать конформным, так как его реакция на давление группы неосознанная, некритичная и в ней нет внутренне-внешних противоречий.

Известно, что женщины более конформны, чем мужчины, что с возрастом степень конформности уменьшается.

По степени податливости групповому влиянию можно выделить 7 типов поведения:

1. Податливый - при большом изменении оценок в группе по сравнению с оценками, сделанными при индивидуальном обследовании (конформный),

2. Конформный - при незначительном изменении оценок, так как оценки, полученные при индивидуальном обследовании, близки к выработанного групповой норме.

между 3. Осмотрительный, осторожный (тоже конформный)-при средней оценке оценками индивида и групповыми нормами оценивания.

4. Неустойчивый - следует в оценках за группой и возвращается к своим индивидуальным оценкам.

5. Негативный - при совпадении своей оценки с групповой изменяет мнение.

6. Независимый --- чаще всего дает спою индивидуальную оценку.

7. Неопределенный -реакции его трудно интерпретировать.

Вопросы для самопроверки.

1. Перечислите основные характеристики рабочей группы.

2. Перечислите существенные признаки коллектива как высокоразвитой группы.

3. Определите этап развития известных Вам рабочих групп.

4. Какова роль психологического климата в эффективности групповой деятельности.

5. Факторы, влияющие на психологический климат рабочей группы.

6. Чем определяется эффективность групповой деятельности?

7. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния группы на человека.

8. Может ли личность влиять на группу? Приведите примеры.

9. Каковы последствия отрицательного положения человека в группе?

10. Факторы, влияющие на мотивацию трудовой деятельности работников.

11. Конформное поведение личности в группе – это положительное или отрицательное явление?

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«Комсомольский-на-Амуре государственный технический университет»

Факультет энергетики, транспорта и морских технологий

Кафедра «Психология и педагогика профессионального образования»

Р Е Ф Е Р А Т

по дисциплине «Психология и педагогика»

Личность и общественное мнение в коллективе

Введение

1. Личность и коллектив

Заключение

Введение

Коллектив как группа людей, стремящихся достичь необходимых и полезных обществу целей, оказывает сильное воздействие на формирование развития личности, и поведение человека, так как коллектив - это всегда еще и частица общества. Как частица общества он несет в себе и черты общества в целом: идеологические, политические, экономические, нравственные и т.д., поэтому воздействие на личность человека со стороны коллектива многообразно. В коллективе личность приобретает различный опыт: социальный, взаимодействия с другими людьми, достижения цели, общественного поведения. Однако и каждый член коллектива оказывает определенное влияние на коллектив в целом.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что личность и общественное мнение в коллективе - одна из тех фундаментальных проблем социально-гуманитарного познания, актуальность изучения которых не ослабевает с течением времени. Более того, с учетом реалий и мнения современного общества, необходимость изучения взаимоотношений личности и коллектива лишь усиливается.

В данной работе мы рассмотрим две основные линии взаимодействия: влияние личности на коллектив и влияние коллектива на личность.

Цель работы: рассмотреть основные характерные явления, возникающие между отношениями личности и коллективом.

В процессе исследования требуется решить следующие задачи:

Рассмотреть понятие коллектива и какую роль занимает в нём личность;

Изучить модели развития личности и коллектива;

Исследовать положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность;

Анализировать самочувствие личности в коллективе.

1. Личность и коллектив

Социальная сущность человека проявляется, прежде всего, в его деятельности, общении с другими людьми. Изолированный от других людей человек не может развиваться как личность. Лишь активная трудовая, общественная деятельность обеспечивает человеку средства к существованию и способствует выработке многих личностных качеств. Социальная среда, взаимоотношения в труде являются решающим фактором становления и развития психики, появления специфически человеческого свойства - сознания.

Исторические условия жизни привели к тому, что люди объединились в нации, государства, партии, другие общности. Человек в течение жизни непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах, оказывающих большое влияние на позицию, направленность и самооценку личности и др. Эти общности неоднородны и могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др. В зависимости от близости и глубины складывающихся отношений выделяют первичную группу .

Первичная группа - относительно устойчивое и немногочисленное по составу, связанное общими целями объединение людей, в котором осуществляется непосредственный контакт между его членами. Все, кто входит в нее, знают друг друга лично и общаются между собой в процессе решения стоящей перед ними задачи. Размер первичной группы не может быть менее двух, но не превышает 30-40 человек.

Такие объединения, как семья, производственная бригада, экипаж самолета, зимовщики полярной станции, школьный класс или студенческая группа, могут быть названы первичными группами. Человек одновременно может входить в несколько первичных групп. Контакты в первичных группах не дозированы. Каждый может общаться с каждым по мере желания и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение одним перед другими. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или деловой основе). Это так называемый круг общения, который оформляется в виде микрогруппы. Как правило, такая группа немногочисленна (2-7 человек). Человек остается членом первичной группы и не обрывает с ней контакты.

По принципу и способу образования различают реальные и условные, официальные и неофициальные группы.

Реальная и условная группы.

Реальная группа - фактически существующие объединения людей с реальными связями и взаимоотношениями их членов, с целями и задачами. Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть малой или большой.

Общность людей, составленную номинально, называют условной группой. Например, спортивные журналисты решают образовать команду, состоящую из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первой величины и объединяют их в списке. Эти люди никогда не соберутся и не будут играть вместе. Но эта группа составлена и условно существует.

Официальная и неофициальная группы. Официальная (формальная) группа создается на основе штатного расписания, устава или других официальных документов. Отделы на производстве, штат сотрудников - это примеры официальных групп. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, регламентированные документами. Они предполагают соподчинение или равенство, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Такая группа может перестраиваться, но опять-таки на основе приказа или постановления.

Взаимоотношения в официальной группе даже при одной и той же инструкции не могут быть идентичны, поскольку в контакт вступают группы с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения. Деловые отношения дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость (симпатии, уважение, дружба) цементирует официальную группу, помогает установить благоприятный психологический климат, что в конечном итоге способствует успешной работе. В официальной группе могут складываться и другие отношения, не способствующие успеху дела (антипатия, неуважение, пренебрежение, вражда).

Неофициальные группы возникают на основе единой психологической мотивации-симпатии, близости взглядов и убеждений, признания авторитетности, компетентности. Такая группа не предусматривается штатным расписанием или уставом. Так складываются группы на основе общности интересов или увлечений. Симпатии и привязанности цементируют группу. Если они исчезают, группа распадается.

По признаку отношения личности к нормам группы выделяют референтную группу.

Референтная (эталонная) группа - это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу, нормы, ценности которой признает и поддерживает, считает самыми лучшими. Тогда личность не только придерживается этих норм, но и защищает их, а порой и пропагандирует. Иногда личность, являясь членом одной группы, считает идеалом ценности другой группы.

Итак, первичная группа может рассматриваться с разных точек зрения. Но в любом случае первичная группа оказывает сильное влияние на формирование различных сторон личности. В качестве первичной группы был назван коллектив.

Коллектив - это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.

Четко и полно признаки коллектива выявил А.С. Макаренко, который определял его следующим образом: «Коллектив - это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть организация коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и вопрос отношения товарища к товарищу - это не вопрос дружбы и не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости». При этом он замечал, что коллектив объединяет наличие социально (общественно) значимых целей. Поэтому можно сказать, что всякий коллектив - это группа, но не каждая группа - коллектив.

Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направление общности. В ходе исторического взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составляющей ее духовного богатства.

Взаимоотношения личности и коллектива многообразны. Можно выделить два аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив. Влияние коллектива на личность осуществляется главным образом через так называемые малые группы, в которых человек имеет непосредственные контакты с другими людьми.

Влияние малых групп на личность рассматривается подробно особенно в последние годы, когда коллектив перестали рассматривать как некоторое однородное образование и начали признавать в нем наличие различных групп.

Как в обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко. Когда человек устраивается на работу или приходит в учебное заведение, он сразу же начинает заводить знакомых и друзей обычно из числа тех, с кем он вместе работает большую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько социальных групп. Поведение человека в таких группах под влиянием коллектива обычно претерпевает существенные изменения.

Немногочисленная группа людей, которые каждодневно работают вместе, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее обычно называют друг друга по имени. Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаются между собой не как частные личности, т.е. не просто как сотрудники, а как полноценные личности со своими надеждами и опасениями, честолюбием и притязаниями, склонностями и неприятностями, социальными и семейными проблемами и т.д. Отдельные члены группы обычно отождествляют себя со своей группой, так что они исповедуют ценности, принятые в группе, как свои собственные. В группе складывается представление о том, что есть правильное поведение ее членов.

2. Модели развития личности и коллектива

Каждый человек стремится самоутвердиться в коллективе и занять в нем желаемое для себя положение, отличается лишь степень стремления. Но по субъективным и объективным причинам достичь этого всем не удается. Не каждый может в силу возможностей добиться видимых успехов, осмыслить критически расхождения с коллективом, преодолеть застенчивость. Наибольшие трудности испытывают младшие школьники, у них еще недостаточно развита самооценка и самосознание, умение правильно оценить то, как к тебе относятся товарищи и коллектив, найти место в нем по своим возможностям. Эти причины субъективны, а среди объективных можно назвать однообразие деятельности, узкий диапазон социальных ролей, доступных для принятия школьником в коллективе, однообразные и бедные по содержанию организационные формы общения в коллективе, недостаточная культура воспитания, неумение заметить в товарище те моменты, которые заслуживают внимания.

Проведенные исследования позволили выделить самые распространенные модели развития отношений, которые складываются между личностью и коллективом:

Конформизм - личность подчиняется коллективу;

Гармония - между личностью и коллективом оптимальные отношения;

Нонконформизм - личность подчиняет коллектив себе.

Каждая из этих моделей имеет несколько линий взаимоотношений, когда, к примеру, коллектив отвергает личность или наоборот, происходит сосуществование, основанное на принципе невмешательства.

Первая модель показывает, что личность может естественно и добровольно подчиниться тем требованиям, которые к ней выдвигает коллектив, может уступить ему, как превосходящей силе, но может продолжать сохранять свою индивидуальность и независимость, при этом подчиняясь коллективу только формально, внешне. Коллектив починяет личность нормам, традициям и ценностям своей жизни, поглощая ее.

Вторая линия поведения гласит, что пути развития событий могут быть различными: личность либо сохраняет свою внутреннюю независимость, подчиняясь требованиям коллектива внешне, или личность открыто конфликтует, сопротивляется, бунтует. Различны и мотивы, которые побуждают личность приспосабливаться к коллективу, его ценностям и нормам. Самым распространенным и бытующим, например, в школьном коллективе является мотив стремления избежать ненужных и лишних неприятностей, осложнений, страх испортить характеристику. В таком случае школьник внешне воспринимает ценности и нормы коллектива, ведет себя так, как принято в коллективе и говорит то, чего от него ждет коллектив. Но вне школьного коллектива его рассуждения и мысли иные, он ориентируется на социальный опыт, сложившийся у него ранее. В таком состоянии школьник может быть временно, оно может быть переходным или оставаться навсегда. Последний вариант возникает, когда социальный опыт, сложившийся у личности, неадекватен сложившемуся опыту в коллективе, при этом его (школьника) опыт подкреплен другими коллективами (друзей во дворе, семьи и т.д.).

В наше время редко возникает открытый бунт личности против коллектива. Бунтуют лишь иногда, по вопросам непринципиальным, берет верх чувство самосохранения. Когда коллектив ломает личность, он становится жандармом, а это противоречит принципу гуманности воспитания и является поводом для педагогов задуматься, разработать пути, совершенствующие отношения между личностью и коллективом.

Очень редко встречается третья модель, при которой личность подчиняет себе весь коллектив. Но эту модель нельзя игнорировать, поскольку существуют неформальные лидеры, проявляющие свою деятельность, и двойные, а то и тройные системы ценностей в коллективе. Члены коллектива могут заметить яркую личность с определенным индивидуальным опытом. Такая личность становится привлекательной для коллектива по причине личностных качеств, необычных поступков или суждений, оригинальной позиции или статуса. Тогда возможно, что социальный опыт коллектива изменится. У такого процесса довольно двойственный характер, поскольку в случае более низкой системы ценностей неформального лидера по сравнению с уже существующей в коллективе, такое положение может привести к обеднению социального опыта коллектива, и наоборот, если его система ценностей выше - к обогащению.

Как отмечают многие психологи, очень часто члены коллективов проявляют свою индивидуальность в скрытой форме. Многие индивиды с радостью берутся за новую работу, особенно если она ответственная, мотивом их усердий выступает возможность блеснуть своими умениями и знаниями, быть на виду, продемонстрировать свое превосходство, причем, как и на фоне других, так и за счет других .

Эти модели, конечно же, не иллюстрируют все существующее разнообразие отношений, которые складываются между личностью и коллективом. При рассмотрении каждой такой ситуации нужно руководствоваться психологическими механизмами мотивации деятельности, поведения личности, закономерностями психологии и социальной педагогики.

3. Влияние коллектива на личность

Исследователи выделяют положительные и отрицательные стороны влияния коллектива на личность. Положительное влияние коллектива на формирование и развитие личности состоит в следующем:

1. В коллективе индивид встречается с людьми, которые являются для него основным источником духовной культуры.

2. Отношения между людьми, складывающиеся в коллективе, несут в себе позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, которые усваиваются личностью, включенной в систему групповых взаимоотношений.

3. Коллектив является таким местом, где индивид отрабатывает свои коммуникативные умения и навыки.

4. От участников коллектива индивид получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя, сохранять и укреплять все положительное в своей личности, избавляться от отрицательного и недостатков.

5. Коллектив снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития.

Лишь постоянное общение индивида с более развитыми, чем он сам, личностями, обладающими ценными знаниями, умениями и навыками, обеспечивает ему возможность приобщения к соответствующим духовным ценностям. Почти у каждого человека есть чему научиться у других людей, и практически в каждой группе он встречает таких людей.

Для развития у себя тех или иных достоинств индивиду необходимы соответствующие стимулы, положительные подкрепления. Их основным источником также являются люди, окружающие его в группах.

Таким образом, для развития индивида как личности группа представляется незаменимой. То же самое, и даже в еще большей степени, касается высокоразвитого коллектива. В жизни и деятельности каждого отдельно взятого человека он играет незаменимую положительную роль, о чем много писали и говорили такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др. Однако свою положительную роль в развитии личности коллектив реализует лишь тогда, когда не происходит его и ее (этой роли) идеологического искажения, когда психологическая и педагогическая теория коллектива не оказывается предметом политических манипуляций .

Если о положительном воздействии группы на индивида (коллектива на личность) много и хорошо написано и педагогической, социологической и психологической литературе, то о фактах отрицательного воздействия известно немного. Во всяком случае, до недавнего времени из-за определенной идеализации психологи и педагоги об этих фактах предпочитали умалчивать. Особенно много данных о возможном отрицательном влиянии группы на индивида накоплено в социальной психологии малых групп, начало которой было положено исследованиями отечественных и зарубежных ученых, проведенными еще в начале XX в.

Поначалу психологи, заинтересованные в решении данного вопроса, в качестве объекта исследования использовали большие социальные общности типа толпы и неорганизованной массы людей, и только затем внимание переместилось на изучение влияния коллектива на индивида.

Французский исследователь Г. Лебон в книге под названием "Психология народных масс", опубликованной в 1895 г., попытался вывести общие законы поведения человека в неорганизованной общности людей. Он утверждал, что средний человек в массе людей, в толпе обнаруживает более низкий уровень интеллекта, чем вне ее. В толпе он более доверчив, агрессивен, ожесточен, нетерпелив, аморален и даже способен вести себя на уровне животного. Очевидно, Г. Лебон преувеличивал отрицательное влияние толпы на индивида, но тем не менее в его суждениях и выводах содержалась определенная доля истины. Ее подтвердили последующие экспериментальные исследования. Те специфические изменения в психологии и поведении человека под влиянием толпы, на которые одним из первых обратил внимание Лебон, внимательно исследованы в социальной психологии под названиями "обезличивание" и "деиндивидуализация".

Было показано, что, когда человек испытывает на себе влияние некоторой достаточно большой социальной общности, внутренне не организованной, в его психологии и поведении в большей степени проявляется то общее, что свойственно данной группе, и в гораздо меньшей степени то, что составляет его собственную индивидуальность. Человек в толпе нередко перестает быть личностью, поэтому данный феномен получил название "обезличивание" .

4. Самочувствие личности в коллективе

Самочувствие личности в коллективе - это то общее психологическое состояние, эмоциональный и моральный настрой, который доминирует у индивида в результате длительного пребывания в данном коллективе. Для того чтобы точнее определить самочувствие большинства индивидов в группе, в психологии пользуются понятием психологический климат. Его мы уже касались раньше, а сейчас рассмотрим несколько подробнее.

С помощью этого понятия обозначаются моральная и эмоциональная стороны системы человеческих отношений, сложившихся в коллективе. Психологический климат включает в себя совокупность нравственных норм и ценностей, которыми руководствуются члены группы в своих отношениях к объединяющему их делу и друг к другу. Психологический климат существенно характеризует преобладающий в коллективе эмоциональный настрой .

Кроме общих явлений, связанных с психологическим климатом, коллектив интегрально описывает то влияние, который он, как целое, оказывает на индивида. С его стороны это влияние прежде всего выступает в форме эмоционального и морального настроя (самочувствия, настроения и т.п.).

Анализируя динамику взаимоотношений в различных микрогруппах - диадах и триадах можно сказать, что малые группы разного уровня развития по-разному влияют на отношения людей, как бы разворачивая их по отношению к делу и друг к другу то положительной, то отрицательной стороной или оставляя безразличными. Это значит, что сложившийся в коллективе психологический климат может актуализировать то лучшие, то худшие качества личности человека.

Рассмотрим, какое влияние коллектив может оказать на эмоциональное самочувствие ее членов, в частности, на снятие межличностной предубежденности и тревожности.

Практически всегда мы воспринимаем и оцениваем людей под влиянием определенной установки. Эта установка может быть постоянной и изменчивой, зависящей от обстоятельств и особенностей воспринимаемых людей. Будучи стабильной и мало связанной с личностями оцениваемых людей, такая установка может принимать форму предубеждения и порождать необъективное отношение к человеку. Тот, в свою очередь, справедливо считая, что к нему относятся предвзято, отвечает тем же. Так складываются трудные, конфликтные отношения, из которых сложно бывает найти выход, поскольку вовлеченные в него стороны не усматривают в самих себе первоисточник конфликтной ситуации.

Причиной конфликта людей, чаще всего встречающейся на практике, является непорядочное, несправедливое, недоброе, нечестное отношение одного человека к другому. Способ снятия предубежденности заключается, в свою очередь, в том, чтобы, преодолев межличностное недоверие, вызвать доверие людей друг к другу.

Имеется несколько путей снятия предубежденности в групповых отношениях:

1. Создание ситуаций, в которых люди будут воспринимать друг друга как равные по своему статусу. Это можно сделать, например, с помощью ролевых игр типа социально-психологического тренинга.

2. Развитие у каждого члена группы способности правильно воспринимать и оценивать людей, умения и навыки межличностного общения.

3. Стимулирование и поощрение прямых межличностных контактов людей, которые в отношении друг друга испытывают недоверие.

4. Обогащение индивидуального опыта предубежденного человека путем его наблюдения за отношениями других людей к тому, к кому он испытывает чувство предубеждения (имеются в виду люди, мнением которых он дорожит).

Много внимания в связи с эмоционально-мотивационными вопросами регуляции человеческого поведения в малых группах в последние несколько десятилетий привлекла тревожность, которая возникает у индивидов в коллективе (ситуационная тревожность).

Явление тревожности возникает в коллективе при эмоционально-неблагоприятных, подозрительных отношениях, связанных с недоверием друг к другу и отчужденностью. Основной способ снятия подобной тревожности - тот же, который используется для предупреждения и снятия конфликтов: повышение открытости и взаимного доверия членов группы.

Заключение

коллектив личность конформизм

В условиях демократичного воспитания, когда соблюдаются свободы и права человека, особую важность приобретает вопрос отношений коллектива и личности. В отечественной литературе вопрос о том, как формируется личность человека под воздействием коллектива, не рассматривался несколько десятилетий. Полагалось, что личность безусловно должна подчиниться коллективу. Сегодня, в соответствии с духом времени, учитывая опыт мировой педагогики и философские концепции человека, возникает необходимость искать новые решения.

То, на каком месте в системе коллектива окажется личность, наиболее зависит от индивидуального социального опыта. Он определяет характер суждений личности, линию поведения и систему ценностных ориентаций. Опыт может или соответствовать, или не соответствовать сложившимся в коллективе суждениям, традициям поведения и ценностям. Когда совпадение очевидно, то личность намного легче включается в систему уже сложившихся коллективных отношений. Когда личность имеет другой опыт, то установить взаимоотношения с коллективом ему немного труднее. Наиболее сложно положение такого индивида, чей социальный опыт противоречит принятым в коллективе ценностям, при этом практически неизбежно столкновение противоположных взглядов на жизнь и линий поведения, которые могут привести к самым непредсказуемым результатам. То, как сложатся отношения личности с коллективом, зависит и от качеств личности, и от коллектива. Согласно имеющемуся опыту, наиболее благоприятно отношения складываются в коллективе, который достиг высокого уровня развития, представляет собой силу, основанную на общественном мнении, традициях и авторитете самоуправления. Именно такой коллектив может легко установить нормальные отношения с личностью, который в него входит.

Список использованных источников

1. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - М. : Питер, 2013. - 773 с.

2. Столяренко, А. М. Психология и педагогика / А. М. Столяренко. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 526 с.

3. Гришина, Н. В. Психология конфликта / Н. В. Гришина. - СПб. : Питер, 2010. - 533 с.

4. Лебон, Г. Психология народов и масс / Г. Лебон. - М. : Академический проект, 2011. - 238 с.

5. Гуревич, П. С. Психология и педагогика: учебник / П. С. Гуревич. - М. : Юнити-Дана, 2012. - 320 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Социально-психологическая структура личности. Характеристики и классификация групп, понятие коллектива. Личность в современном обществе и её социализация. Виды взаимоотношений в группе и коллективе. Групповые нормы как регулятор межличностных отношений.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2013

    Исследование толерантности личности как психолого-акмеологического явления в многонациональном коллективе. Выявление внешних и внутренних детерминант этнической толерантности. Разработка психотехники по формированию межэтнической толерантности личности.

    дипломная работа , добавлен 14.05.2015

    Проблема структуры личности. Совместная социально-значимая деятельность. Структура и основные особенности процесса мотивации. Психологические мотивы, влияющие на поведение человека в коллективе. Компоненты социально-психологического климата коллектива.

    реферат , добавлен 26.03.2013

    Исследование психологии, социально-психологических состояний коллектива как малой группы. Связь между сплоченностью и социально-психологическим климатом в коллективе. Особенности взаимоотношений в коллективе. Классификация и структура коллективов.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Характеристика социально-психологической сущности группы и феномен межличностных отношений в коллективе. Классификация межличностных отношений в трудовом коллективе. Понятие нормы как регулятора межличностных отношений сотрудников в коллективе.

    дипломная работа , добавлен 18.08.2008

    Понятие и компоненты межличностных отношений в военном коллективе. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса. Результаты исследования социально-психологического климата в коллективе женщин военнослужащих.

    дипломная работа , добавлен 24.08.2011

    Структура межличностных отношений в коллективе. Психологический и педагогический аспект межличностных отношений в учебном коллективе. Разработка и обоснование программы тренинга для сплоченности коллектива, результаты социометрического исследования.

    дипломная работа , добавлен 23.02.2015

    Понятие о группе и воинском коллективе. Личность и коллектив. Особенности развития воинских коллективов и психологии взаимоотношений у военнослужащих. Психологический феномен коллективного мнения в воинском коллективе. Коллективные настроения и традиции.

    контрольная работа , добавлен 01.07.2011

    Психологическая совместимость в коллективе. Основные понятие и характеристика темперамента и характера, пути формирования. Экспериментальное исследование влияния темперамента (особенностей характера) на психологическую совместимость людей в коллективе.

    курсовая работа , добавлен 10.11.2010

    Понятие гармонии личности. Становление предметного мира. Глубина дисгармонии личности. Определение собственного места в жизни и стремления к поставленным целям. Проявления здорового человека. Соразмерное существование психического и духовного бытия.

Вопрос об отношениях коллектива и личности – один из ключевых в педагогике, а в условиях демократизации воспитания, соблюдения прав и свобод человека он приобретает особую важность. В течение многих десятилетий в отечественной педагогической литературе вопрос о формировании личности ученика через воздействие на коллектив почти не рассматривался. Считалось, что личность должна безусловно подчиняться коллективу. В наши дни приходится искать новые, соответствующие духу времени решения, опираясь па глубинные философские концепции человека и опыт мировой педагогической мысли.

Процесс включения ученика в систему коллективных отношений сложен, неоднозначен, нередко противоречив, но прежде всего глубоко индивидуален. Школьники – будущие члены коллектива отличаются друг от друга состоянием здоровья, внешностью, чертами характера, степенью общительности, знаниями, умениями, многими другими чертами и качествами. Вследствие этого они по-разному входят в систему коллективных отношений, вызывают неодинаковую реакцию со стороны товарищей и в свою очередь оказывают влияние на коллектив.

Положение личности в системе коллективных отношений самым существенным образом зависит от ее индивидуального социального опыта; именно опыт определяет характер суждений, систему ценностных ориентаций, линию поведения. Он может соответствовать, а может и не соответствовать суждениям, ценностям и традициям поведения, сложившимся в коллективе. Там, где такое соответствие налицо, включение личности в систему сложившихся отношений значительно облегчается. В тех случаях, когда у школьника опыт иной (у́же, беднее или, наоборот, богаче, чем опыт социальной жизни коллектива), ему труднее устанавливать взаимоотношения со сверстниками. Особенно сложным оказывается его положение, когда индивидуальный социальный опыт противоречит ценностям, принятым в данном коллективе. Столкновение противоположных линий поведения, взглядов на жизнь здесь просто неизбежно и, как правило, приводит к различным не всегда предсказуемым результатам. Словом, как сложатся отношения личности и коллектива, зависит не только от качеств самой личности, но и от коллектива. Как подтверждает опыт, наиболее благоприятно отношения складываются там, где коллектив уже достиг высокого уровня развития, где он представляет силу, основанную на традициях, общественном мнении, авторитете самоуправления. Такой коллектив сравнительно легко устанавливает нормальные отношения с теми, кто в него входит.

Каждый человек с большей или меньшей энергией стремится к самоутверждению в коллективе, к тому, чтобы занять в нем благоприятное для себя положение. По далеко не всем это удается – мешают субъективные и объективные причины. Не каждому в силу своих природных возможностей удается добиться видимых успехов, преодолеть застенчивость, критически осмыслить расхождения в ценностных ориентациях с коллективом. Особенно трудно младшим школьникам, у которых еще недостаточно развиты самосознание и самооценка, умение правильно оценить отношение к себе коллектива, товарищей, найти то место в коллективе, которое, соответствуя возможностям, делало бы их в глазах товарищей людьми интересными, заслуживающими внимания. Помимо перечисленных субъективных факторов, существуют и объективные причины:

  • однообразие деятельности и узкий диапазон тех социальных ролей, которые школьник может играть в коллективе, с одной стороны, и
  • бедность содержания и однообразие организационных форм общения между членами коллектива, недостаток у них культуры восприятия друг друга, неумение видеть в товарище то интересное и ценное, что заслуживает внимания, – с другой.

Научными исследованиями выделены три наиболее распространенные модели развития отношений между личностью и коллективом:

  • 1) личность подчиняется коллективу (конформизм);
  • 2) личность и коллектив находятся в оптимальных отношениях (гармония);
  • 3) личность подчиняет себе коллектив (нонконформизм).

В каждой из этих общих моделей выделяется множество линий взаимоотношений, например: коллектив отвергает личность; личность отвергает коллектив; сосуществование по принципу невмешательства и т.д.

При воздействии на личность коллектив использует общественное мнение. Общественное мнение выступает как инструмент формирования личности ребёнка. Используя реальную возможность высказать критические замечания в адрес товарищей, отметить их достоинства школьники проникаются сознанием ответственности за коллектив, учатся жить интересами класса, вскрывая те или иные недостатки, негативные стороны личности учащихся коллективное обсуждение способствует активизации их самовоспитания. Общественное мнение ученического коллектива при этом выступает действенным стимулом его дальнейшего становления и совершенствования.

Непрерывно воздействуя на личность школьника, выполняя функции нравственного контроля за поведением личности, общественное мнение может предупредить возможные нарушения норм поведения.

Такие средства воздействия на личность школьника, как деятельность, соревнование, внушение, эффективно влияют на него постольку, поскольку существует определённая ситуация. Что же касается общественного мнения, то оно оказывает воздействие постоянно, независимо от той конкретной ситуации, в которой находится данный школьник.

Общественное мнение воздействует одновременно и на сознание, и на волю, и на чувства ученика. Под его воздействием общее настроение неизбежно передается человеку, нередко даже помимо его желания, и при этом захватывает всю сферу индивидуальной психики.

Находясь в атмосфере общественного мнения коллектива, школьник испытывает на себе его влияние и не будучи специально объектом его воздействия. Но это влияние значительно увеличивается, когда оно становится объектом целенаправленного воздействия общественного мнения коллектива выраженного в форме одобрения или осуждения. Общественное одобрение утверждает человека в собственной значимости, приносит ему моральное удовлетворение, вдохновение, стимулирует общий подъём

Положительная оценка коллективом оказывает благотворное влияние на внутренний мир и поведение личности потому, что человек живёт не только материальным довольствием, но и душевными радостями, среди них немалое место занимает чувства душевного подъёма, доставляемого общественным признанием его заслуг перед коллективом.

При рассмотрении данной темы нельзя не увидеть, что общественная похвала оказывается в некоторых случаях значительно весомее личного поощрения педагога.

А.С.Макаренко придерживался, как и многие современные педагоги того, что, общественное мнение - наиболее эффективное средство в воспитании личности. Он считал, что в каждый момент нашего воздействия на личность эти воздействия обязательно должны быть воздействием на коллектив. И наоборот, каждое наше прикосновение к коллективу обязательно будит и воспитанием каждой личности входящей в коллектив.

Однако общественное одобрение не должно превратиться в некоторое возвеличивание мнимых заслуг школьников, что может привести к появлению зазнайства и других отрицательных черт личности.

Метод общественного обсуждения, выраженного в форме порицания, гнева, негодования и других искореняет плохие черты подростков, помогает им в формировании правильного поведения в коллективе, защищает коллектив от произвола своевластия, от капризов отдельных личностей. Публичное осуждение вызывает чувство стыда, неловкости, неприятных переживаний перед своими товарищами. Оно способно вызвать у подростка быструю перестройку его желаний, чувств, стремлений и воплотиться в позитивные для педагога действия. В данном случае особо интересным представляется мнение А.С.Макаренко, который, рассматривая данную ситуацию, замечал, что потрясенные в самой сущности своих отношений к коллективу и поставленные перед необходимостью принять решение, подчиняясь эмоциональному влиянию коллектива ученики «взрывают» в себе очень многие прежние представления.

При применении того или иного метода необходимо учитывать то к кому применяется этот метод. Тот же метод публичного обсуждения у определённой личности может вызвать душевную боль, которая она пронесёт через всю жизнь. После применения этого метода чувствительный к замечаниям человек будит в последствии испытывать дискомфорт при нахождении в данном коллективе, или даже в каком - либо ином. Личность может замкнуться в самой себе, что создаст её жизни много различного рода проблем. Но, не смотря на все сложности применения данного метода, нельзя закрывать глаза на его результативность и потенциал. Необходимо его углублять и развивать с учётом современных достижений.

Разрабатывая проблему «взрыва» А.С.Макаренко раскрыл соотношение медленных изменений и скачка в развитии личности подчеркивал, что медленные изменения являются необходимой стороной, что они, подготавливают какие то предрасположения в духовной структуре, которые ведут к коренным качественным изменениям. Чтобы в сознании ученика произошёл перелом, общественное воздействие на личность должно удовлетворять следующим требованиям :

  • 1 выражать непримиримую волю всего коллектива;
  • 2 быть выразительным, эмоционально насыщенным;
  • 3 отражать истину, быть объективным и справедливым.

Особенно важно последнее требование, так как отсутствие его приведёт к тяжёлому нравственному травмированию личности. При применении общественного мнения коллектива для осуждения того или иного поступка совершённого личностью необходимо учитывать: характер проступка, индивидуальные особенности личности и её душевное состояние, отношения коллектива к личности и личности к коллективу, а также другие факторы.

Коллектив, единодушно осуждающий какой-либо проступок товарища, убеждается в своей силе, что очень важно для всей его деятельности. Но при использовании общественного мнения больше всего следует опасаться формального осуждения, когда большинство присутствующих равнодушно, молча сочувствуют провинившемуся, или, что ещё хуже, поддерживают его. Поэтому, собираясь подвергнуть какой - либо проступок ученика общественному воздействию необходимо тщательно продумать, готов ли коллектив, способен ли он к искреннему осуждению этого поступка. Это необходимо сделать так как, если он будет не готов то «проработка» поведения учащихся ничего дать не может или приведёт только к озлоблению ученика, против такого использования общественного мнения выступал В.А Сухомлинский. Считая общественное мнение сильным инструментом воздействия на личность, он указывал на большую опасность «подвергнуть перегибу палки», превратив его в средство расправы над школьниками, он рекомендовал прибегать к коллективному осуждению в крайних случаях .

Лишь тогда, когда актив коллектива является не только творцом, но и выразителем подлинного общественного мнения, его воздействие плодотворно. Общественное мнение является только тогда подлинным, когда оно возникает в процессе общения детей в виде тех требований, правил и оценок, которые нужны им самим и творцом которых они сами выступают. При этом требования педагога должны усваиваться не одним активом, а всем коллективом или его абсолютным большинством. Если же их усваивает только актив, создаётся формальное общественное мнение, которое используется им как средство принуждения и давления на остальную массу детей. В подобных ситуациях органы детского самоуправления могут превращаться в помощников учителей выполняющих преимущественно дисциплинарные функции.

Специфика общественного суждения состоит в том, что даже тогда, когда его предметом становится конкретная личность, требования коллектива обращены не только к данной личности. Общественное мнение в это же время влияет и на других. Оно носит предупреждающий характер, останавливая тех учеников, которые могли бы совершить плохой поступок заставляет их задумываться над собственным поведением.

Эффективность общественного мнения в детской среде в значительной степени основана на том, что оно представляет позицию, разделяемую большинством в коллективе. Поэтому индивидуальное мнение вольно или невольно отступает перед его авторитетом, общественное мнение добивается принятия своих требований благодаря двум основным социально-психологическим механизмам: солидаризации и комфортности. Для того человека, который вполне осознанно принимает коллективные нормы без какого-либо психологического принуждения, руководствуются ими в действиях, и признаёт их требования вполне справедливыми и обоснованными, общественное мнение оказывает своё воздействие посредствам механизма солидаризации со своим коллективом, своей группой.

Однако, восприятие требований общественного мнения не всегда происходит осознанно. Иногда подросток подчиняется требованиям и оценкам общественного мнения, не меняя своих взглядов установок, ценностных ориентаций. В таком случае происходит внешнее формальное согласие являющееся результатом психологического давления, нежелания или боязни идти против большинства. В подобных случаях общественное мнение добивается принятие своей позиции, используя социально - психологический механизм комфортности.

Прямое воздействие общественного мнения на личность может быть применено далеко не в каждом коллективе, эффектность его влияния во многом определяется уровнем зрелости и сплочённости ученического коллектива, опытом его борьбы с отступлениями и нарушениями общепринятых норм поведения. Из этого, однако, вовсе не следует, что в слабых коллективах в обще нельзя прибегать к этому средству. Если речь идёт о положительных фактах, то вокруг них можно и должно создавать общественное мнение на любой стадии развития коллектива. Что же касается отрицательных поступков то для обсуждения в таком классе лучше взять факт, вызвавший возмущение и гнев всего коллектива.

Прямое воздействие - самая распространённая и прочно утвердившаяся в школе форма использования общественного мнения. Но есть и другой способ его применения - методика опосредованного воздействия она характеризуется тем, что внимание общественного мнения приковывается не к конкретной личности, а к таким явлениям и событиям в жизни коллектива которые требуют общей оценки, обязывающей всех членов коллектива к определённому поведению. Оно преследует цель, превратить всех членов коллектива в активных носителей педагогического требования в ревнителей коллективной дисциплины выработанных правил и норм. Метод опосредованного воздействия в отличие от прямого воздействия, не даёт ежеминутного результата, хотя влияние его на коллектив оказывается порой более значительным чем, широко практикуемые в школе обсуждения не дисциплинированных учеников.

Таким образом, общественное мнение в детском коллективе может быть использовано как средство прямого педагогического воздействия на личность и как средство опосредованного воздействия на коллектив и отдельных лиц путём создания устойчивых правил, традиций, норм отражающихся в коллективном сознании и поддерживаемых авторитетом совместного мнения.

Необходимо заметить, что при рассмотрении необходимости прямого воздействия (обсуждении ученика на собрании) - необходимо учитывать наличие у детей сформировавшейся социальной нормы в отношении рассматриваемой ситуации. Если такая норма создана, обсуждение положительно влияет на личность, если нет - обсуждение не достигает цели или оборачивается против личности и против коллектива. Цель руководства формированием общественного мнения - создать такое общественное мнение, которое выражало бы социальные нормы, ценности представления о хорошем и плохом, должном и недолжном, служила бы основанием для образования устойчивых традиций и правил.

Необходимо отметить и тот факт, что общественное мнение до определённого времени не получает официального выражения. Оно существует в мнении отдельных лиц. Но вот тогда, когда обстоятельства требуют выражение к явлению, факту, поступку личности, оно получает официальное выражение, как правило, прежде всего через органы ученического коллектива.

Сила влияния общественного мнения зависит самым существенным образом от авторитета того, кто является его выразителем. Вот почему так важно проявлять постоянную заботу об авторитете органов самоуправления, использующих как рупор общественное мнение. Высокий моральный авторитет органов детского коллектива ведёт к повышению эффективности общественного мнения, и, наоборот, отсутствие авторитета способно свести на нет и дискредитировать его как действенный воспитательный метод.

Таким образом, хотелось бы отметить, что общественное мнение становится результативным воспитательным средством, если использование его связано с проявлением чуткости, внимания, доверия к личности, если оно побуждает и стимулирует развитие лучших черт характера, апеллирует к совести личности, к её социальным чувствам.

При глубоком анализе данной темы в философской, педагогической и методической литературе, определив факторы, при помощи которых коллектив воздействует на личность, можно точно сказать, что воспитание личности ребенка в коллективе и через коллектив - есть важнейшая задача школы. Решение данной проблемы происходит не только во время учебных занятий, но и во внеурочное время. Разработка специальных программ и занятий по ним представлена данной курсовой работой в приложении № 2.

Есть смысл некоторые внеклассные часы посвятить именно развитию и коррекции поведения личности в коллективе, влиянию коллектива на формирующуюся личность подростка, а особенно решению личных проблем и трудностей подростка в общении через коллектив и с помощью коллектива.

Социальная сущность человека проявляется прежде всего в его деятельности, общении с другими людьми. Изолированный от других людей не может развиваться как . Лишь активная трудовая, общественная деятельность обеспечивает человеку средства к существованию и способствует выработке многих личностных качеств. Социальная среда, взаимоотношения в труде являются решающим фактором становления и развития психики, появления специфически человеческого свойства – сознания.

Исторические условия жизни привели к тому, что люди объединились в нации, государства, партии, другие общности. в течение жизни непосредственно общается с другими людьми, реализуя свою социальную сущность. Это общение происходит в группах и коллективах, оказывающих большое на позицию, направленность и самооценку личности и др. Эти общности неоднородны и могут быть классифицированы по нескольким основаниям: близости и глубине складывающихся отношений, принципу образования, отношению личности к нормам группы и др. В зависимости от близости и глубины складывающихся отношений выделяют первичную группу.

Такие объединения, как семья, производственная бригада, экипаж самолета, зимовщики полярной станции, школьный класс или студенческая , могут быть названы первичными группами. Человек одновременно может входить в несколько первичных групп. Контакты в первичных группах не дозированы. Каждый может общаться с каждым по мере желания и необходимости. Практически же члены группы отдают предпочтение одним перед другими. Они общаются чаще, контакты носят близкий характер (на личной или деловой основе). Это так называемый круг общения, который оформляется в виде микрогруппы. Как правило, такая группа немногочисленна (2-7 человек). Человек остается членом первичной группы и не обрывает с ней контакты.

По принципу и способу образования различают реальные и условные, официальные и неофициальные группы.

Реальная и условная группы.

Реальная группа – фактически существующие объединения людей с реальными связями и взаимоотношениями их членов, с целями и задачами. Реальная группа может существовать кратковременно или длительно, быть малой или большой.

Общность людей, составленную номинально, называют условной группой. Например, спортивные журналисты решают образовать команду, состоящую из лучших футболистов мира. Они отбирают звезд первой величины и объединяют их в списке. Эти люди никогда не соберутся и не будут играть вместе. Но эта группа составлена и условно существует.

Официальная и неофициальная группы. Официальная (формальная) группа создается на основе штатного расписания, устава или других официальных документов. Отделы на производстве, штат сотрудников – это примеры официальных групп. Между членами такой группы устанавливаются деловые контакты, регламентированные документами. Они предполагают соподчинение или равенство, большую или меньшую ответственность за выполнение задачи. Такая группа может перестраиваться, но опять-таки на основе приказа или постановления.

Взаимоотношения в официальной группе даже при одной и той же инструкции не могут быть идентичны, поскольку в контакт вступают группы с неповторимыми чертами характера, темперамента, способностей, стиля общения. Деловые дополняются личными, не предусмотренными инструкциями. Психологическая близость (симпатии, уважение, дружба) цементирует официальную группу, помогает установить благоприятный психологический климат, что в конечном итоге способствует успешной работе. В официальной группе могут складываться и другие , не способствующие успеху дела (антипатия, неуважение, пренебрежение, вражда).

Неофициальные группы возникают на основе единой психологической мотивации-симпатии, близости взглядов и убеждений, признания авторитетности, компетентности. Такая группа не предусматривается штатным расписанием или уставом. Так складываются группы на основе общности интересов или увлечений. Симпатии и привязанности цементируют группу. Если они исчезают, группа распадается.

По признаку отношения личности к нормам группы выделяют референтную группу.

Референтная (эталонная) группа – это реально существующая или воображаемая группа, взгляды, нормы которой служат образцом для личности. Личность может входить в группу, нормы, которой признает и поддерживает, считает самыми лучшими. Тогда не только придерживается этих норм, но и защищает их, а порой и пропагандирует. Иногда личность, являясь членом одной группы, считает идеалом другой группы.

Итак, первичная группа может рассматриваться с разных точек зрения. Но в любом случае первичная группа оказывает сильное на формирование различных сторон личности. В качестве первичной группы был назван .

Коллектив – это группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества.

Четко и полно признаки коллектива выявил А.С. Макаренко, который определял его следующим образом: «Коллектив – это есть целеустремленный комплекс личностей, организованных, обладающих органами коллектива. А там, где есть коллектива, там есть органы коллектива, там есть организация уполномоченных лиц, доверенных коллектива, и отношения товарища к товарищу – это не дружбы и не вопрос любви, не вопрос соседства, а это вопрос ответственной зависимости». При этом он замечал, что объединяет социально (общественно) значимых целей. Поэтому можно сказать, что всякий коллектив – это группа, но не каждая группа – коллектив.

Личность в коллективе связана с другими личностями и вместе с ними выражает направление общности. В ходе исторического взаимодействия с материальным миром и общения с людьми личность не только приобретает индивидуальный опыт, на основе которого формируются индивидуальные черты, свойства, но и присваивает общественный опыт, который становится важнейшей составляющей ее духовного богатства.

Взаимоотношения личности и коллектива многообразны. Можно выделить два аспекта: влияние коллектива на личность и влияние личности на коллектив. Влияние коллектива на личность осуществляется главным образом через так называемые малые группы, в которых человек имеет непосредственные контакты с другими людьми.

Влияние малых групп на личность рассматривается подробно особенно в последние годы, когда коллектив перестали рассматривать как некоторое однородное образование и начали признавать в нем наличие различных групп.

Как в обществе в целом, так и в отдельных организациях социально изолированный индивидуум встречается чрезвычайно редко. Когда человек устраивается на работу или приходит в учебное заведение, он сразу же начинает заводить знакомых и друзей обычно из числа тех, с кем он вместе работает большую часть времени, и вскоре оказывается вовлеченным в одну или несколько социальных групп. Поведение человека в таких группах под влиянием коллектива обычно претерпевает существенные изменения.

Немногочисленная группа людей, которые каждодневно работают вместе, составляет настоящую социальную группу (коллектив). Члены ее обычно называют друг друга по имени. Они лучше узнают друг друга в результате тесных личных контактов. Они общаются между собой не как частные личности, т.е. не просто как сотрудники, а как полноценные личности со своими надеждами и опасениями, честолюбием и притязаниями, склонностями и неприятностями, социальными и семейными проблемами и т.д. Отдельные члены группы обычно отождествляют себя со своей группой, так что они исповедуют ценности, принятые в группе, как свои собственные. В группе складывается представление о том, что есть правильное поведение ее членов.


Просмотров: 7463
Категория: НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ » Общая психология



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...