Муниципальная собственность. Особенности муниципальной собственности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РФ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет»

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в городе Твери

Кафедра экономики и менеджмента на предприятиях ГХ

Реферат по дисциплине « Комплексное развитие городов и ГХ»

Муниципальная собственность

Выполнили:

студентки 5 курса

515 «А» группы

Гребнева Валерия

Бурко Алена

Муниципальная собственность - это имущественный комплекс, в который входят различные виды имущества: земля, движимое и недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 29 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

Согласно ст. 215 Гражданского кодекса РФ под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям.

Итак, главным субъектом владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью является местное сообщество (население муниципального образования). Органы местного самоуправления лишь «управляют муниципальной собственностью». И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

· глава муниципального образования;

· представительный орган муниципального образования;

· структурные органы и подразделения местной администрации;

· орган управления муниципальным хозяйством;

· муниципальные унитарные предприятия и учреждения;

К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Стоит отметить, что в исключительной собственности муниципальных образований находятся те объекты, которые имеют особо важное значение для жизнеобеспечения определённого населённого пункта либо территории, для сохранения историко-культурного наследия. К таким объектам можно также отнести, например, городские парки, памятники культуры. Это свидетельствует о социальной направленности муниципальной собственности: во-первых, управление объектами муниципальной собственности наиболее чувствительно влияет на жизнь населения соответствующей территории (в отличие от управления многими другими формами собственности), а во-вторых, многие объекты муниципальной собственности социально ориентированы (спортивные, образовательные и другие объекты). Это одна из важнейших особенностей природы муниципальной собственности. Другой особенностью является выполнение функции экономической основы местного самоуправления: к примеру, муниципальные предприятия – в соответствии со ст. 113 ГК РФ – являются коммерческими предприятиями; к тому же имущество органов местного самоуправления составляет материальную базу, обеспечивающую их деятельность.

Субъектами является местное сообщество, то есть население муниципального образования в целом. При этом каждый член местного сообщества является собственником лишь в составе так называемого совокупного субъекта – общества. В то же время дополнительными субъектам отношений муниципальной собственности являются органы, причастные к управлению муниципальной собственностью. По данным характеристикам муниципальная собственность близка к общественной (в рамках общества, проживающего в границах муниципального образования) и государственной собственности. Можно с уверенностью утверждать, что в большей степени муниципальная собственность близка к государственной: ведь её собственником также является, в первую очередь, общество в целом (население как источник государственной власти), но в масштабах всей страны (здесь собственники в определённой степени «пересекаются»), а также для управления государственной собственности создаются специальные органы, которые – как и в случае с муниципальной собственностью – также являются дополнительными субъектами.

Объектами муниципальной собственности – как видно из приведённого выше анализа – являются, прежде всего, муниципальные земли, ресурсы, финансово- кредитные организации, предприятия и их имущество, различное движимое и недвижимое имущество. То есть в собственности муниципальных образований находятся самые разнообразные объекты, расположенные на соответствующей территории. К тому же, в исключительной собственности находятся объекты, имеющие особое значение для жизнеобеспечения местного населения. Таким образом, на лицо социальная ориентированность муниципальной собственности как одна из её особенностей. По характеру объектов собственнических отношений к муниципальной собственности наиболее близка государственная: здесь в собственности также – в первую очередь – объекты жизнеобеспечения, а также объекты производственного и социально-экономического назначения(предприятия и учреждения).

Процесс формирования муниципальной собственности во многом зависит от решения проблемы разграничения собственности между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями.

Разграничение собственности на государственную и муниципальную до сих пор вызывает много проблем. Объясняется это, прежде всего, единым публично-правовым статусом субъектов государственной и муниципальной собственности: наличием у них особых властных полномочий, позволяющих принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности, а также осуществлением своих прав собственности в публичных (общественных) интересах и отсутствием должной нормативной базы, регулирующей данные отношения.

Кроме того, право государственной собственности и право муниципальной собственности характеризуются множественностью субъектов. В роли субъектов государственной собственности выступают Российская Федерация в целом и ее субъекты - республики, края, области и т.д., но не их органы власти или управления, как указано в пункте 3 статьи 214 Гражданского кодекса РФ). Последние выступают в имущественном обороте от имени государственного образования и согласно своей компетенции лишь осуществляют те или иные правомочия публичного собственника. Субъектами права муниципальной собственности являются городские и сельские поселения и другие муниципальные образования в целом. От их имени в гражданском обороте правомочия могут осуществлять те или иные органы в соответствии со своей компетенцией (статья 125 Гражданского кодекса РФ).

Порядок формирования муниципальной собственности был определен в постановлении Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» . В соответствии с приложением №3 к названному постановлению в состав муниципальной собственности подлежали передаче объекты государства, расположенные на территории городских и районных Советов (жилищный и нежилой фонды, жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, объекты инженерной инфраструктуры и т.д.). Это была первая попытка разграничить собственность муниципалитетов и собственности РФ и ее субъектов. В состав муниципальной собственности также передавались объекты, находившиеся в собственности субъектов Российской Федерации и расположенные на территории соответствующих городов. К ним относились предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта; оптово-складские мощности. Помимо этого в муниципальную собственность должны были быть переданы предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившиеся в ведении министерств и ведомств.

Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года предусмотрена возможность передачи объектов, находящихся в государственной собственности республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, в муниципальную собственность в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Такой порядок установлен Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации . В соответствии с названным Положением Совет народных депутатов города утверждает перечни объектов, передаваемых в муниципальную собственность, которые регистрируются в комитете по управлению имуществом области. Не исключенные из них объекты считаются переданными в муниципальную собственность города с момента принятия решения Советом народных депутатов области об их передаче или по истечении 2-месячного срока с момента регистрации перечня, если соответствующее решение не было принято. Таким образом, для отнесения объекта к муниципальной собственности требуется соблюдение определенного порядка, установленного вышеназванным Положением.

Территориальные органы самоуправления от лица муниципального образования призваны осуществлять деятельность, касающуюся решения вопросов местного характера в соответствии с историческими и прочими традициями, а также интересами населения. Обеспечивать защиту интересов граждан эти структуры могут не только за счет законотворческой и другой работы. Большое значение в сфере администрирования имеет и управление муниципальной собственностью. Рассмотрим эту сторону деятельности местной власти подробнее.

Актуальность вопроса

Муниципальная форма собственности выступает в качестве экономической основы местной власти. Вопросы территориального значения, которые решаются посредством распоряжения и пользования имуществом, касаются различных сфер. Это обуславливается тем, что спектр интересов населения достаточно широк. Понятие собственности само по себе относится к экономическим категориям. Юридическое ее закрепление имеет существенное значение во взаимоотношениях между субъектами.

Объекты муниципальной собственности

Понятие закрепляется в ст. 215 ГК. Объекты муниципальной собственности представляют собой имущество сельских и городских поселений. К нему в том числе относят и финансы. Они выделяются на решение вопросов, касающихся денежного обеспечения тех либо других мероприятий.

Право муниципальной собственности

На территории МО проживают граждане, которые объединены общими интересами, касающимися решения вопросов территориального характера. Население имеется в любом муниципальном образовании. Реализация власти на местах осуществляется напрямую гражданами либо через уполномоченные органы. Последние, в свою очередь, действуют в интересах населения и в соответствии со сложившимися на территории традициями. В данном случае присутствует 2 ключевых элемента:

  1. Участие населения в решении административных вопросов.
  2. Работа уполномоченных органов в интересах граждан.

П. 2 ст. 28 ФЗ, регламентирующего организацию деятельности местной власти, указывает на то, что самоуправление выступает как выражение воли населения, составляя, таким образом, один из элементов основы конституционного строя страны. Это значит, что право муниципальной собственности в первую очередь распространяется на граждан. Второстепенными субъектами выступают местные органы власти. Ими осуществляется непосредственное управление муниципальной собственностью.

Субъекты

Как выше было сказано, первым владельцем имущества выступает население. Муниципальная собственность также принадлежит:

  • Главам МО.
  • Законодательным органам.
  • Структурам и подразделениям администрации.
  • Органу, управляющему муниципальным хозяйством.
  • Унитарным предприятиям и учреждениям.
  • Прочим организациям, уполномоченным на управление собственностью.

Имущество

Муниципальная собственность в виде средств местного бюджета, а также внебюджетных фондов является финансовыми ресурсами МО. К имуществу местной власти относятся денежные средства. А также:

  • Предприятия и организации.
  • Жилищный фонд.
  • Учреждения разных отраслей.
  • Нежилые помещения.
  • Муниципальная земельная собственность (природные ресурсы, участки).
  • Финансово-кредитные учреждения.
  • Имущество местных органов власти.
  • Прочие недвижимые и движимые объекты.

Особое имущество

Существуют материальные ценности, которые включает в себя исключительно муниципальная собственность. Такое имущество имеет особое значение для жизнеобеспечения определенной территории или населенного пункта, сохранения исторического и культурного наследия. К этой категории в частности относят памятники, городские парки и проч. Наличие такого имущества говорит о том, что муниципальная собственность имеет социальную направленность. Обуславливается это существенным влиянием на жизнь граждан в пределах конкретной территории. Кроме этого, многие объекты социально ориентированы. Например, в пределах территорий существуют спортивные, культурные, образовательные, медицинские и прочие учреждения. Еще одна важная особенность состоит в том, что муниципальная собственность выступает в качестве экономической основы местной власти. Так, согласно ст. 113 ГК, предприятия МО являются коммерческими, а имущество территориальных структур формирует материальную базу, посредством которой обеспечивается их деятельность.

Сравнительная характеристика

Законодательство формулирует четкие признаки, по которым отличается частная, государственная и муниципальная собственность. В качестве основных критериев разделения выступают: субъектный круг, составы и сами понятия указанных категорий. Так, в пределах конкретной административно-территориальной единицы владение, пользование или распоряжение имуществом осуществляется населением и соответствующими органами власти. В круг субъектов государственной собственности входит непосредственно федеральная и региональная власть и их структуры. Частное владение и распоряжение осуществляется конкретными гражданами.

Методы реализации полномочий

Государственная и муниципальная собственность - достаточно близкие по своей сути категории. Схожесть, кроме субъектного состава, проявляется и в функциях, которые исполняет такое имущество. Основными выступают: стабилизация и обеспечение социально-экономического благополучия граждан. Неотъемлемой чертой является общественный характер собственности. Ею владеют, пользуются, распоряжаются сообща, а не каждый человек или орган власти отдельно. Сегодня местные структуры могут использовать как экономические, так и организационно-распорядительные методы управления. Из последних следует отметить:

  • Формирование предприятий.
  • Заключение контрактов с руководителями компаний.
  • Подписание договоров на передачу имущественных прав.
  • Внесение части в уставной капитал АО.
  • Списание и передачу на баланс имущества.
  • Лизинг, аренду.
  • Отчуждение.
  • Доверительное управление и прочие.

К экономическим методам относят:

  • Муниципальные заказы.
  • Дотации.
  • Нормативы по отчислениям с прибыли предприятий в местный бюджет.
  • Налогообложение.
  • Нормативы выплат за использование собственности МО.
  • Штрафы и другие экономические санкции.

Что касается контролирующей деятельности государства, то наиболее распространенным во всех развитых странах считается мнение о том, что концентрировать в руках власти целесообразно только такие активы, которые смогут обеспечить определенную степень влияния на администрирование предприятием. Как правило, они составляют не меньше 25-30% от капитала компании. Таким образом, обеспечивается государственное регулирование собственности, не нарушаются интересы частных владельцев. В ряде случаев, однако, целесообразнее сохранять в руках власти контрольные пакеты. В стране действуют АО, в которых 100% акций принадлежит государству. Такая ситуация характерна для сектора, в котором задействованы стратегически важные предприятия. В этих случаях полный госконтроль выступает в качестве решающего фактора экономической безопасности страны.

Заключение

Законодательство предусматривает несколько видов собственности, среди которых наибольшее общественное и социальное значение имеет муниципальная и государственная собственность. Контроль над владением, распоряжением и пользованием имуществом находится в руках населения, местных, региональных и федеральных органов власти. При определении того или иного типа собственности прежде всего рассматривается характер отношений, которые возникают между субъектами относительно определенных материальных ценностей. Именно по этим позициям формулируются основные отличия между видами.

МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

разновидность публичной собственности, субъектами которой (собственниками) являются муниципальные образования (п. 1 ст. 215 ГК РФ). М.с. - не разновидность государственной, а самостоятельный вид публичной собственности.поскольку муниципальные образования не являются государственными образованиями (хотя их положение как собственников строится по модели государственной собственности).

Субъекты права М.с. - городские и сельские поселения и другие муниципальные образования как целое, но не их органы; последние лишь осуществляют те или иные правомочия собственника в соответствии со своей компетенцией (п. 2 ст. 215, ст. 125 ГК РФ).

Объектами М.с. могут выступать различные виды недвижимости, включая земельные участки, предприятия и Другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения,оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также предметы бытового, потребительского характера. В состав М.с. входят и принадлежащие муниципальным образованиям ценные бумаги, в частности акции приватизированных предприятий, ставших акг^ц-онерными обществами, вклады в банках и других кредитных учреждениях, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры. Государственное имущество, которое должно относиться к М.с., в основном перечислено в приложении 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1. Имуще-ство, изъятое из оборота или ограниченное в обороте, может находиться в М.с. только по специальному разрешению государственных органов. В соответствии с этим в собственности М.с. не могут быть объекты исключительной государственной собственности: участки недр, природные лечебные ресурсы (минеральные воды, лечебные грязи и т.п.). Земля и другие природные ресурсы являются объектами М.с. лишь в той мере, в какой это прямо допускается законами о земле и других природных ресурсах (п. 2 ст. 214, п. Зет. 129 ГК РФ).

Находящееся в М.с. имущество подразделяется на закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями на ограниченных вещных правах хозяйственного ведения или оперативного управления:"распределенное" муниципальное имущество, которое не может служить для обеспечения покрытия возможных долгов муниципального образования, и "нераспределенное" муниципальное имущество (прежде всего средства соответствующего бюджета), составляющее казну муниципального образования (п. 3 ст. 215 ГК РФ). Последний вид имущества может быть объектом взыскания кредиторов муниципального образования по его самостоятельным долгам(п.1 ст. 126 ГК РФ).

Суханов Е.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ" в других словарях:

    По законодательству РФ в МУНИЦИПАЛЬНУЮСОБСТВЕННОСТЬ района, города и входящих в них административно территори альных образований находятся имущество местных органов государственнойвласти и местного самоуправления, средства местного бюджета и… … Финансовый словарь

    Одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ. Так, п. 2 ст. 9 Конституции РФ гласит, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. ГК… … Юридический словарь

    МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ - одна из трех основных форм собственности, признаваемых законодательством РФ. В соответствии со ст. 9 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Ст. 212… … Юридическая энциклопедия

    МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ, собственность района, города и входящих в них административно территориальных образований. В Российской Федерации к муниципальной собственности относятся имущество местных органов государственной власти и местного… … Современная энциклопедия

    Собственность района, города и входящих в них административно территориальных образований. В Российской Федерации к числу объектов муниципальной собстсвенности относятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления,… … Большой Энциклопедический словарь

    Муниципальная собственность это имущественный комплекс муниципального образования, в который входят земельные участки, движимое и недвижимое имущество. В категорию «недвижимое имущество» входят жилой и нежилой фонд, коммунальные сети,… … Википедия

    Собственность района, города и входящих в них административно территориальных образований. В Российской Федерации к числу объектов муниципальной собственности относятся имущество местных органов государственной власти и местного самоуправления,… … Политология. Словарь.

    Муниципальная собственность - собственность муниципального образования;... Источник: Федеральный закон от 28.08.1995 N 154 ФЗ (ред. от 21.07.2005) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации … Официальная терминология

    Имущество, находящееся в распоряжении, ведении муниципальных органов власти. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    Муниципальная собственность - (англ municipal property) в РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям и др. муниципальным образованиям. М.с. новый для РФ экономико правовой институт. Местные Советы, предшественники современных … Энциклопедия права

    Собственность городских и сельских поселений, а также других муниципальных образований. От имени муниципальных образований права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции. В Российской Федерации к числу… … Энциклопедический словарь

Книги

  • Муниципальное управление (CDpc) , Парахина Валентина Николаевна, Галеев Евгений Валерьевич, Ганшина Людмила Николаевна. Учебным объектом электронного учебного курса является издание: Парахина В. Н. Муниципальное управление: учебное пособие/В. Н. Парахина, Е. В. Галеев, Л. Н. Ганшина. - М.: КНОРУС, 2007.…
  • Муниципальная собственность и ее роль в производстве коллективных благ , Белокрылова О.С.. В монографии проводится эволюционный и экономико-теоретический анализ конструкции муниципальной собственности как экономической основы производства коллективных благ, предложены направления и…

Конституция РФ определяет экономические условия местного самоуправления. Это находит свое выражение:

В признании и равной правовой защите наряду с другими формами собственности муниципальной собственности (ст. 8);

В праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять муниципальной собственностью (ст. 132).

Муниципальная собственность, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения закрепляют также ГК РФ, Закон об общих принципах организации местного самоуправления, другими законами и нормативными правовыми актами.

Понятие «муниципальная собственность» было введено в Российской Федерации Законом РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР», утратившим силу после введения в действие части первой ГК РФ с 1 января 1995 г.

Муниципальная собственность – имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ).

Управление муниципальной собственностью осуществляется органами местного самоуправления, что не делает их собственниками муниципального имущества.

В соответствии со ст. 215 ГК РФ и ст. 29 Закона об общих принципах организации местного самоуправления права собственника муниципального имущества принадлежат муниципальному образованию. От его имени эти права реализуют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, непосредственно само население.

Имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части: одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления, а другая (средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями) составляет, согласно ст. 215 ГК РФ, муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления устанавливает, то в состав муниципальной собственности входят:

Средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

Имущество органов местного самоуправления;

Муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

Муниципальные предприятия и организации;

Муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

Муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения;

Муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта;

Другое движимое и недвижимое имущество (ст. 29). Перечень объектов муниципальной собственности муниципального образования определяется особенностями его социально-экономического развития, размерами территории, а также другими факторами.

Процесс формирования муниципальной собственности начался после принятия закона РСФСР о местном самоуправлении.

Порядок ее формирования был установлен постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».

Согласно Положению 3 к этому постановлению в муниципальную собственность передавались объекты государственной собственности, расположенные на территории городских и районных Советов. К ним относились: жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, а также жилищно-эксплуатационные и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие вышеназванные объекты; объекты инженерной инфраструктуры и другие объекты, находящиеся в оперативном управлении местной администрации.

В муниципальную собственность передавались также объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации и расположенные на территории соответствующих городов: предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания; оптово-складские мощности; учреждения и объекты здравоохранения, народного образования, культуры и спорта.

В постановлении предусматривалась передача в муниципальную собственность предприятий розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания, находившихся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий.

Передача указанных объектов в муниципальную собственность осуществлялась по решению представительных органов государственной власти; субъектов Федерации на основании предложений представительных органов власти местного самоуправления, подаваемых ими в соответствующий комитет по управлению имуществом. Представительный, орган государственной власти обязан был рассмотреть эти предложения и принять окончательное решение в двухмесячный срок со дня их регистрации в соответствующем комитете по управлению имуществом. Если по истечении этого срока решение соответствующими представительными органами не было принято, то предложения, вносимые представительными органами местного самоуправления, считались удовлетворенными и принятие объектов в собственности оформлялось решением представительного органа, внесшего предложения.

Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» было установлено, что передача объектов, относящихся к муниципальной собственности, в государственную собственность субъектов РФ или федеральную собственность осуществляется с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда.

На формировании муниципальной собственности существенным образом сказывался процесс приватизации, на который, однако, органы местного самоуправления (прежде всего небольших районных городов, поселков, сельских населенных пунктов) практически не оказывали какого-либо заметного влияния.

Начало приватизации муниципального имущества относится к 1992 г. Ее правовой основой послужили Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (1991 г.) и Государственные программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской федерации. Первая программа была утверждена постановлением Верховного Совета РФ от 11 июня 1992 г. С учётом опыта и результатов проведения приватизации 1992 - 1993 гг. Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 г. была утверждена новая Государственная программа приватизации, введенная в действие с 1 января 1994 г. В связи с окончанием срока действия приватизационных чеков 22 июля 1994 г. утверждены Основные положения Государственной программы приватизации государственных муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 г.

Приватизация – длительный процесс формирования широкого слоя частных собственников как экономической основы рыночных отношений; создание конкурентной среды; ускорение развития сферы торговли и услуг на основе приватизации большинства объектов «малой приватизации»; содействие в реализации мероприятий по социальной защите населения.

Организационные и правовые основы преобразования отношений собственности в нашей стране посредством приватизации государственного и муниципального имущества в целях повышения эффективности экономики устанавливаются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. «О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации». При этом под приватизацией муниципального имущества понимается возмездное отчуждение находящегося в собственности муниципальных образований имущества (объектов приватизации) в собственность физических и юридических лиц.

Действие Закона не распространяется на:

а) приватизацию имущества муниципальных образований, находящегося в совместной собственности с физическими и юридическими лицами;

б) приватизацию земли;

в) приватизацию природных ресурсов;

г) приватизацию муниципального жилищного фонда;

д) приватизацию объектов социального и культурного, назначения, историко-культурного наследия и природных объектов, а также некоторых других объектов (ст. 3).

Отчуждение данных объектов муниципального имущества регулируется дру­гими федеральными законами.

В соответствии с Законом основы приватизации муниципального имущества устанавливаются Федеральным законом и государственной программе приватизации государственного имущества в Российской Федерации проект которого ежегодно должно представлять Правительство РФ одновременно с проектом Федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год в Государственную Думу РФ.

Процесс формирования муниципальной собственности еще не завершен, как нельзя считать завершенным и процесс формирования муниципальных образований. Закон об общих принципах организации местного самоуправления содержит ст. 61 о формировании муниципальной собственности, в соответствии с которой субъекты Федерации должны передавать в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в их собственности но необходимые для решения вопросов местного значения. Передача данных объектов в собственность местного самоуправления должна осуществляться в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Федерации и муниципальными образованиями: При этом споры, которые могут возникнуть в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке.

Порядок передачи объектов собственности субъектов Федерации в муниципальную собственность регулируется органами государственной власти субъектов Федерации.

Кроме того, возможна передача объектов федеральной собственности в муниципальную собственность. Порядок такой передачи должен регулироваться федеральными законами.

Муниципальная собственность – одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования. Но вместе с тем, согласно ст. 61 Закона об общих принципах организации местного самоуправления, отсутствие муниципальной собственности на территории муниципального образования на момент вступления в силу Закона не может служить основанием для упразднения или преобразования соответствующего муниципального образования либо отказа в образовании нового муниципального образования..

право муниципальной собственности) - отдельная, самостоятельная форма собственности наряду с государственной, частной и другими основными формами собственности; собственность муниципальных образований. Впервые в России как самостоятельная форма собственности была выделена в Законе РСФСР «О собственности » 1990 и закреплена в Конституции РФ 1993 (ст. 8, 9, 130, 132). Экономически М.с. представляет собой способ прямого или опосредованного через органы местного самоуправления присвоения общественных материальных благ отдельными «территориальными коллективами», географически ограниченными рамками самоуправляющихся, обладающих правами юридического лица административно-территориальных (муниципальных) образований. Во многих зарубежных странах политико-правовая концепция муниципализации местного управления вместе с ее материальной основой - юридически и организационно обособленной М.с. (франц. - Ыепз соттипаих, англ. - гштс1ра1 ргореггу) служит одним из основополагающих принципов государственного устройства. Право М.с. составляет совокупность норм, регулирующих отношения собственности, принадлежащей муниципальным образованиям. Воплощается в правомочиях владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом. Право М.с. - отдельное, самостоятельное право собственности, имеющее свои конституционные и гражданско-правовые источники, особый субъектный и объектный состав. Как собственники, муниципальные образования самостоятельно участвуют в гражданском обороте, действуя от своего имени и в своем интересе. Вместе с тем право М.с. нераздельной и неотъемлемой частью входит в институт вещного права, в сферу общих гражданских правоотношений. В более развернутом виде право М.с. сформулировано в ГК РФ (ст. 124-126,215,294-300). Регламентируется также в ряде других нормативных актов. Субъектами права М.с. являются муниципальные образования (города, села, деревни, рабочие, дачные, курортные поселки и т.п., признанные субъектами М.с). От имени муниципального образования правомочия владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом осуществляют органы местного самоуправления, которые в зависимости от особенностей организации местного самоуправления в том или ином субъекте РФ могут именоваться по-разному: местные советы, думы, администрации, префектуры, собрания народных представителей и др. В случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, права собственника в отношении имущества, входящего в состав М.с, могут осуществляться непосредственно населением муниципального образования. Объектом права М. с может быть не всякое имущество, а только такое, которое имеет целевой характер, предназначено для удовлетворения потребностей населения, проживающего на территории конкретного муниципального образования. В состав М.с. входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в М. с, муниципальные предприятия как объекты гражданского права, муниципальный жилищный фонд и нежилые помещения, имущество муниципальных учреждений образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество. М.с, как и государственная собственность, при реализации отношений собственности призвана обеспечивать достижение общественных, публичных интересов. Обе эти формы собственности отличаются от частной собственности, использование которой подчинено частным, индивидуальным интересам ее обладателя. Кроме того, право государственной собственности и право М.с. осуществляется органами публичной власти, создаваемыми соответственно государством и муниципальным образованием. Государственная собственность может преобразовываться в М.с и, наоборот, М.с. может преобразовываться в государственную собственность посредством особых государственных правовых или административных актов. Правомочия собственника в отношении М.с. реализуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции. Среди объектов государственной собственности есть такие, которые не могут быть объектами М.с. (основные полезные ископаемые, территориальное море и др.). Пообъектный состав М.с. предопределяется функциональным назначением, особенностями размещения, возможностями использования объектов собственности (их предметным составом, натуральным обликом, качественными характеристиками, гражданской оборотоспособностью и т.п.). По правовому режиму использования объекты М.с. делятся на два вида. Одна часть муниципального имущества закрепляется на ограниченном вещном праве (хозяйственного ведения или оперативного управления) за муниципальными предприятиями и учреждениями как самостоятельными участниками гражданского оборота, действующими от собственного имени и за свой счет (см. Право хозяйственного ведения, Право оперативного управления). Право М.с. реализуется в этом случае опосредованно, через муниципальные, юридические лица, юридически независимые звенья. Другая часть муниципального имущества составляет средства казны муниципального образования, владение, пользование и распоряжение которой осуществляют непосредственно органы местного самоуправления. СЛ. Сосна, КН. Васильева Конституция РФ, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет его экономические условия. Это находит свое выражение прежде всего в признании и равной правовой защите М.с. наряду с другими формами собственности (ст. 8), а также в праве органов местного самоуправления самостоятельно управлять М.с. (ст. 132). М. с, порядок ее образования, владения, пользования и распоряжения регламентируются ГК РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 1995 и др. М.с. является имущество, принадлежащее на праве собственности городским, сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. От имени собственника муниципального имущества эти права осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов Федерации и уставами муниципальных образований, население непосредственно. Как отмечено, имущество, находящееся в собственности муниципального образования, делится на две части: одна часть закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления; другая (средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями) составляет муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования. В состав М.с. входят: а) средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды; б) имущество органов местного самоуправления; в) муниципальные земли и другие природные ресурсы; г) муниципальные предприятия и организации; д) муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; е) муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения; ж) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; и) другое движимое и недвижимое имущество. Конкретный перечень объектов М.с. во многом определяется особенностями социально-экономического развития муниципального образования, размерами его территории и другими факторами. Процесс формирования М.с. начался после принятия Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991, порядок ее формирования был установлен постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» порядок передачи объектов федеральной собственности в муниципальную должен регулироваться законом. Субъекты Федерации передают в собственность муниципальных образований объекты, находящиеся в их собственности, но необходимые для решения вопросов местного значения, в соответствии с разграничением полномочий между субъектами Федерации и муниципальными образованиями, а также между отдельными муниципальными образованиями. В случае, если в границах территории муниципального образования (за исключением города) имеются другие муниципальные образования, объекты М. с, источники доходов местных бюджетов разграничиваются законом субъекта Федерации, а в отношении внутригородских муниципальных образований - уставом города. Споры, возникающие в связи с передачей объектов государственной собственности в муниципальную, разрешаются посредством согласительных процедур или в судебном порядке. Передача объектов, относящихся к М.с, в государственную собственность осуществляется только с согласия органов местного самоуправления либо по решению суда. Порядок и условия приватизации М.с. в соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяется населением непосредственно или представительными органами местного самоуправления самостоятельно. При этом доходы от приватизации объектов должны поступать в полном объеме в местный бюджет. Органы местного самоуправления вправе передавать объекты М.с. во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, определяя в договорах и соглашениях условия их использования. Органы местного самоуправления вправе также сдавать М.с. в аренду, совершать с муниципальным имуществом иные сделки в соответствии с законом. Представительные органы местного самоуправления устанавливают порядок управления и распоряжения М.с, осуществляют контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в этой области, принимают и другие общеобязательные правила: порядок передачи и продажи муниципального жилья в собственность граждан и организаций, сдачи муниципального жилья в аренду; правила пользования земельными ресурсами и др. М.с. - одно из обязательных условий существования самостоятельного муниципального образования. В.И. Фадеев



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...