Прокурорский надзор как самостоятельная форма государственной деятельности. Прокурорский надзор как специфический вид государственной деятельности. Сущность прокурорского надзора состоит в том, что

Прокурорский надзор - это особый, самостоятельный вид государственной деятельности. Его основные отличительные признаки:

  • 1. прокурорский надзор осуществляется от имени государства;
  • 2. цели прокурорского надзора составляют обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства;
  • 3. надзор осуществляется единой федеральной системой органов прокуратуры;
  • 4. прокурорский надзор в наблюдении за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями учреждений, организаций, указанными в законе.

Прокурорский надзор составляет основную, ведущую функцию прокуратуры, определяющую ее государственное предназначение, социально-политическую значимость. Надзор за исполнением законов является наиболее эффективной и последовательной формой контроля со стороны государства в одной из наиболее важных для него сфер - сфере обеспечения законности, без которой, как известно, не может быть сильной государственной власти. Утверждая верховенство Конституции РФ, действующих на территории РФ законов, прокурорский надзор выступает действенным инструментом защиты интересов личности, общества, государства.

Прокурорский надзор оказывает сдерживающее действие на дестабилизационные процессы в обществе, в последние годы заметно активизировавшиеся. Даже имея в своей основе объективные причины, эти процессы обнаруживают вполне очевидную устойчивую связь с нарушениями законов, борясь с которыми прокуратура вносит свой вклад в укрепление дисциплины в обществе.

Своей деятельностью по охране закона прокурорский надзор постоянно подтверждает свою необходимость для обеспечения оптимального развития экономики, социальной сферы, для утверждения прочного режима законности во всех без исключения областях государственной и общественной жизни.

Реализация надзорной функции прокуратуры играет конструктивную роль в деле защиты основ федерального устройства РФ, суверенитета субъектов РФ. Органами прокуратуры России постоянно ведется на всех уровнях плодотворная работа по обеспечению соответствия актов представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Федерации федеральным законам.

Действующая в России система прокурорского надзора подчинена решению задач укрепления законности в общегосударственном масштабе. Прокурорский надзор охватывает основной массив государственных и иных органов и организаций: федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов РФ, органы местного самоуправления, органы контроля, их должностных лиц, органы управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и др.

Сущность прокурорского надзора определяется его государственно-правовой природой. Нацеленный на утверждение верховенства закона прокурорский надзор занимает особое место как в системе контролирующих органов, так в системе государственных органов в целом. Осуществляя надзорные функции в правоприменительной деятельности, прокурорский надзор непосредственно участвует в утверждении значимости права как регулятора общественных отношений, выступает в качестве проводника воли государства. Особый статус прокурорского надзора, его роль в обеспечении законности позволили дать ему в Конституции 1936 г. Наименование высшего надзора, которое затем было воспроизведено и в Конституции СССР 1977 г. Решение, безусловно, правильное. Оно способствовало укреплению авторитета прокуратуры, усилению ее влияния на стояние законности в стране. Название полностью соответствовало сущности прокурорского надзора.

Особенности прокурорского надзора, позволившие присвоить ему наименование высшего, по мнению авторитетных специалистов в области теории прокурорского надзора, заключались в следующем: учитывался тот фактор, что Генеральный прокурор назначался высшим органом государственной власти страны и принималось во внимание, что прокурорский надзор не ограничивался рамками отдельных отраслей государственного строительства, осуществлялся с позиции внедрения единой законности на всей территории страны1 1 См.: Березовская С.Г. Сущность прокурорского надзора в СССР. Правовые гарантии законности в СССР. М., 1962. С. 28; Спиридонов Б.М. Прокурорский надзор за исполнением законов // Вестн. Моск. Ун-та, Сер. Право. 1973. № 3 С. 22; и др.. Аргументы, с уверенностью можно сказать, убедительные. Тем не менее, относительно небольшая группа ученых выступила против признания прокурорского надзора высшим. Приводимые ими доводы оказались востребованными в период массированной критики прокуратуры в конце 80-х - начале 90-х гг. прошлого столетия в 1992 г.

Прокурорский надзор осуществляется органом государства, для которого охрана законов, регулирующих содержание и порядок защиты прав и свобод граждан, интересов общества и государства, составляет главное профилирующее направление его деятельности.

Основной смысл и назначение прокурорского надзора выражается в утверждении свойственными ему средствами такого режима исполнения законов, который позволял бы беспрепятственно претворяться в действительности государственной воле, выраженной в законах. Сущность прокурорского надзора заключается именно в формировании своей практикой общей правоприменительной ситуации в стране, обеспечивающей единое понимание законов федеральными государственными органами, представительными (законодательными) и исполнительными органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, другими органами, организациями и лицами, на которых распространяются надзорные полномочия прокуроров, и точное исполнение ими содержащихся в законах правовых предписаний.

Задачи прокурорского надзора определяются его государственно- правовым назначением и местом в правоохранительной системе страны. Как орган, стоящий на защите законности, прокуратура призвана обеспечить:

  • 1. своевременное выявление нарушений закона;
  • 2. своевременное и радикальное устранение нарушений закона;
  • 3. предупреждение нарушений закона.

Названные задачи отражают содержание и сущность прокурорского надзора. Их решение имеет прямое отношение к достижению стоящих перед прокуратурой целей. К определению задач можно подходить с различных позиций. Однако какие бы варианты формулировок задач ни предлагались, если прокурорский надзор не будет ориентироваться на своевременное выявление, устранение и предупреждением нарушений закона, проку не будет. В тоже время понимание задач прокурорского надзора в качестве инициирующих прокурорский надзор стимулов, в основе которых лежит стремление к получению максимально полной информации о допускаемых государственными органами, негосударственными структурами, должностными и юридическими лицами нарушениях закона; принятию мер по пресечению правонарушений; устранению их последствий, восстановлению нарушенных прав, а также предупреждению нарушений закона, с оптимальной полнотой определяет содержание и характер по выполнению прокуратурой надзорной функции.

Имея своими задачами, ограждение закона от воздействий извне, выявление, устранение и предупреждение нарушений закона, прокурорский надзор исходит исключительно из тех норм, которые содержатся в законе. Для прокурора нет других интересов, кроме обеспечения верховенства закона, формирования обстановки, необходимой для единообразного и точного применения законов, активного противодействия любым попыткам исказить смысл закона, дать ему истолкование, выгодное тому или иному субъекту правоприменения. Осуществляя надзор, прокурор независим местнических и ведомственных влияний. Для него не имеют силы соображения политического характера. Для прокурора действительна только та «политика», которая воплощена в законе. Абсолютно недопустимым для прокурора является осуществление надзорной деятельности, исходя из личных побуждений, мести, защиты групповых, клановых интересов.

В последнее время в общественное сознание внедряется мнения о принадлежности прокуратуры к разряду силовых ведомств. Несостоятельность такого мнения очевидна. Прокуратура не имеет собственной разведки и контрразведки. У нее нет подразделений специального назначения и иных вооруженных формирований. Достаточно специфичен и сам характер полномочий прокурора. Деятельность прокурора как представителя государства носит властный характер. Но действия прокурора в большей своей части не рассчитаны на применение аппарата принуждения. Прокурору не свойственна ни административная, ни судебная власть. В основном нарушения закона устраняются им непосредственно, через органы и организации, должностных и иных лиц, правомочных принимать меры для устранения выявленных прокурором нарушений. Прокурор не обладает полномочиями по применению мер уголовной, административной, дисциплинарной ответственности. Властность полномочий прокурора проявляется в обязательности исполнения его требований, вытекающих из его полномочий.

Достаточно сложен вопрос о принадлежности прокуратуры к определенной ветви власти. Наиболее убедительной следует считать позицию правоведов, считающих бесплодными попытки прокуратуры примкнуть к той или иной властной системе - законодательной, исполнительной или судебной власти. Ни в одну из них прокуратура не вписывается. Каких-либо неудобств для функционирования названных ветвей власти это не несет. Более того, особый правовой статус прокуратуры создает условия для ее результативного сотрудничества со всеми ветвями власти. Законодательной власти прокурорский надзор за исполнением принимаемых ею актов помогает в практической реализации содержащихся в них правовых норм. Исполнительная власть имеет в лице прокуратуры надежного союзника в укреплении государственной дисциплины, основывающейся на точном и единообразном исполнении законов. Действия прокуратуры по выявлению, устранению и предупреждению средствами прокурорского надзора нарушений закона позволяют органами исполнительной власти более эффективно, с меньшими затратами приводить в жизнь принимаемые управленческие решения. Наконец, участие прокурора в рассмотрении дел судами, помогает с меньшей степенью вероятности судебной ошибки разрешать правовые конфликты, возникающие в практике исполнения законов. Волевое прикрепление прокуратуры к той или иной ветви власти способно привести к крену ориентации прокуратуры в сторону соответствующей ветви власти, ограничению ее независимости, снижению возможностей объективной оценки состояния правонарушаемости в стране, принятие мер, направленных на укрепление законности и правопорядка и, что отнюдь не маловажно, утере прокуратурой роли одного из существенных элементов механизма сдержек и противовесов.

Прокурорский надзор един. Выделяемые теорией отдельные отрасли надзора не противоречат данному положению. Единство прокурорского надзора рассматривается, прежде всего, как единство его отраслей. Отрасль прокурорского надзора - это структурный элемент, составная часть единого прокурорского надзора, характеризующаяся наличием собственного предмета надзора и особыми, свойственными только данной отрасли полномочиями прокурора по надзору за исполнением законов. В настоящее время прокурорский надзор представляет пять отраслей:

  • 1. надзор за исполнением законов;
  • 2. надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
  • 3. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
  • 4. надзор за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие;
  • 5. надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

В учебнике проанализированы сущность, содержание и значение прокурорского надзора как специфического вида государственной деятельности органов прокуратуры с учетом последних изменений в действующем законодательстве. Рассмотрены вопросы истории развития прокуратуры с момента ее учреждения и до наших дней, основные направления деятельности прокуратуры на сегодняшний день, принципы организации прокурорского надзора, система органов прокуратуры и их правовой статус, особенности службы в органах и учреждениях прокуратуры и правовой статус работников прокуратуры, тактика и методика прокурорской деятельности. Он содержит подробный анализ отраслей прокурорского надзора, включая надзор за исполнением законов судебными приставами. Учебник рассчитан на студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, может быть полезен практическим работникам правоохранительных органов.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности: понятие, сущность

§ 3.1. Сущность и значение прокурорского надзора

Прокурорский надзор – это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом – централизованной единой системой органов прокуратуры, путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории РФ.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности обладает и своим особым предметом . Согласно ст. 21 Федеральный закон «О прокуратуре РФ» предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции РФ и исполнение законов, действующих на территории РФ, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Понятие прокурорского надзора тесно связано с понятием «законность», поскольку законность обеспечивается благодаря осуществлению прокуратурой надзора за соблюдением действующего законодательства в различных сферах деятельности общества и государства. Сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами действующего законодательства. Прокурорский надзор обеспечивает это неуклонное и строгое соблюдение и исполнение законодательства. На всей территории России необходимо единство законности, одинаковое ее понимание и осуществление, и единственным органом государства, способным обеспечить это единство, является прокуратура, для чего она была создана, и в этом состоит ее главная задача.

Прокурорский надзор имеет существенное значение и в профилактике правонарушений, поскольку именно с помощью надзора достигается не только надлежащее исполнение законов, но выявление готовящихся правонарушений на ранних стадиях их формирования. Прокурорский надзор играет важную роль в защите прав человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности. Так, в сфере трудовых правоотношений прокуратура, защищая и охраняя трудовые права граждан, опротестовывает незаконные приказы, распоряжения и другие акты, ущемляющие трудовые права граждан, вносит представления, возбуждает гражданские дела и производство об административных правонарушениях. По материалам прокуратуры преступившие закон работодатели привлекаются к дисциплинарной, уголовной ответственности.

В сфере защиты нарушенных жилищных прав граждан прокуроры направляют в суд иски, вносят протесты на незаконные правовые акты, принятые по вопросам жилищного законодательства.

Незащищенной категорией населения продолжают оставаться пенсионеры. Результаты проверок свидетельствуют о том, что многие гарантированные льготы для них оказываются декларативными. Распространены случаи непредоставления им жилья, бесплатных лекарств, гарантированного перечня медицинских услуг. В связи с указанными нарушениями прокуратурой рассматриваются и разрешаются жалобы и заявления граждан, чьи права нарушены.

Прокуратура, осуществляя прокурорский надзор, выявляет многочисленные нарушения прав несовершеннолетних. За нарушение законодательства о защите прав и интересов несовершеннолетних, по материалам прокуратуры, к дисциплинарной и административной ответственности привлекаются должностные лица, возбуждаются уголовные дела.

Активизирована надзорная деятельность прокуратуры в сфере административной юстиции. Прокуроры уделяют особое внимание выявлению нарушений законности, допускаемых должностными лицами уполномоченных государственных структур. В целях устранения допущенных нарушений законов прокуратура вносит представления, привлекает виновных должностных лиц к административной ответственности, осуществляет иные полномочия по устранению нарушений законности.

Большое значение прокурорский надзор имеет и в сфере гражданского судопроизводства. Весомым аргументом в пользу этого утверждения является огромное количество обращений граждан, поступающих ежегодно в органы прокуратуры, за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.

Необходимость повышения качества судебных решений обусловливает целесообразность обеспечения тесного взаимодействия между судами и прокуратурой, в том числе по обязательствам, вытекающим из положений Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Главной целью при этом является создание подлинных гарантий для обеспечения законности и правопорядка, а также осуществление эффективной защиты прав и свобод человека и формирующегося гражданского общества.

Без надзорных полномочий прокуратуры и ее возможностей устранение нарушений законов значительно осложнилось бы, а для граждан доступ к государственной защите от правового произвола был бы крайне затруднен. Осуществляя от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ; за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; за исполнением законов судебными приставами, администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; участвуя в рассмотрении дел судами или в правотворческой деятельности, органы прокуратуры преследуют при этом главную цель – всемерную защиту прав и свобод человека и гражданина .

В то же время, исходя из положений Федерального закона «О прокуратуре РФ», можно говорить о прокурорском надзоре в узком и широком смысле слова. В широком смысле слова прокурорский надзор представляет собой специфическую государственную деятельность, осуществляемую органами прокуратуры, которая играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства. Узкое понимание словосочетания «прокурорский надзор» проистекает из положений раздела III Федерального закона «О прокуратуре РФ», в который включены лишь отдельные направления деятельности прокуратуры по надзору за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

§ 3.2. Основные направления деятельности прокуратуры. Краткая характеристика

Рассматривая прокурорский надзор в качестве вида государственной деятельности, представляющий собой, как это следует из буквального толкования ч. 1 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», основную функцию органов прокуратуры , термин «функция» (от лат. funktio ) означает круг деятельности, назначение, а также содержание самой деятельности. Следовательно, функция есть не что иное, как определенное направление деятельности. Подобной точки зрения придерживаются и авторы учебной литературы по прокурорскому надзору, определяя функцию прокуратуры как вид деятельности прокуратуры, который предопределяется ее социальным предназначением, выражается в ее задачах, характеризуется определенным предметом ведения, а также направлен на решение этих задач и требует использования присущих ему полномочий и правовых средств.Таким образом, основной функцией прокуратуры выступает надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ.

Прокурорский надзор, как основная, определяющая функция прокуратуры, реализуется в конкретных направлениях деятельности, перечисленных в ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», которые в научной правовой литературе именуются как «подфункции» функции надзора за исполнением законов.

Учитывая изложенное, исходя из положений ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», основными направлениями деятельности или подфункциями прокуратуры выступают:

во-первых, надзор за исполнением законов , включая:

надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;

надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Данные подвиды, подфункции деятельности по надзору принято называть отраслями прокурорского надзора ;

во-вторых, уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ;

в-третьих, участие прокуроров в рассмотрении дел судами ;

в-четвертых, координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью ;

в-пятых, участие в правотворческой деятельности ;

в-шестых, выпуск специальных изданий .

Все перечисленные направления деятельности прокуратуры (подфункции) тесно связаны между собой и служат единой цели – обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, в своей совокупности образуя особый, специфический вид государственной деятельности – прокурорский надзор.

Основным направлением деятельности российской прокуратуры является надзор за исполнением законов , а в зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления, органов предварительного следствия, исполнения судебных решений и др.) надзор подразделяется на отрасли (направления), которые находятся в системной взаимосвязи и взаимообусловленности. Содержание подфункции прокурорского надзора предполагает наблюдение за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, а также принятие мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. Вскрыв нарушение, прокуратура сама его не устраняет, а передает дело на рассмотрение соответствующего государственного органа или суда. Ввиду этого прокуратура не должна подменять другие государственные органы, а осуществлять надзор за тем, как эти органы выполняют возложенные на них законом обязанности по обеспечению и контролю за исполнением законов всеми органами, организациями и гражданами, на которых распространяется их компетенция.

Подфункцией или направлением деятельности прокуратуры является уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ. Согласно ст. 21, 37 УПК РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах своей компетенции осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия. В каждом случае обнаружения признаков преступления прокурор должен принять предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления. При этом требования, поручения и запросы прокурора, предъявленные в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми учреждениями, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Кроме того, после возбуждения уголовного дела прокурор вправе заключить с подозреваемым или обвиняемым досудебное соглашение о сотрудничестве.

Конец ознакомительного фрагмента.

Лекция 1 Прокурорский надзор: понятие, сущность

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности

Как вид государственной деятельности прокурорский надзор закреплен в ст. 129 Конституции Российской Федерации (далее – Конституция РФ), которая провозглашает Прокуратуру Российской Федерации как единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Данное положение находит свою конкретизацию в Федеральном законе от 17 января 1992 г. № 2202‑1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре РФ»), где в ст. 1 закреплено, что Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Исходя из этого определения, можно выделить основные черты прокурорского надзора как специфического вида государственной деятельности.

Во‑первых, прокурорский надзор осуществляется специализированной системой органов, которая носит централизованный характер . В силу этого прокурорский надзор не может осуществляться никакими другими государственными, общественными организациями, учреждениями, должностными или физическими лицами, за исключением органов прокуратуры.

Во‑вторых, прокурорский надзор осуществляется от имени Российской Федерации . Суть данного положения заключается в том, что прокурорский надзор – это вид официальной государственной деятельности, осуществляемый гласно в строго установленных законами формах полномочий прокурора, направленных не только на обеспечение точного, безусловного и единообразного соблюдения законов, но и на защиту и восстановление нарушенных прав и законных интересов человека, общества и государства. Тот факт, что прокурорский надзор осуществляется от имени государства, также подтверждает, что он является видом государственной деятельности.

В‑третьих, содержание прокурорского надзора, выражающегося в надзоре за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, свидетельствует о том, что этот вид государственной деятельности является особым и самостоятельным , поскольку не связан ни с одной ветвью (законодательной, исполнительной, судебной) власти.

Таким образом, прокуратура представляет собой самостоятельный государственный орган , который обособлен от законодательной, исполнительной, судебной ветвей власти, несмотря на их тесное взаимодействие между собой. Это специфическое положение прокуратуры позволяет уравновешивать ветви власти и обеспечивать их оптимальное функционирование.

Определяя место и роль прокуратуры в системе органов государства, следует отметить, что:

· прокуратура является неотъемлемой частью конституционной системы органов власти РФ, обеспечивая при этом выполнение только ей присущих задач по надзору за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;

· прокуратура как независимая федеральная система органов власти в своей деятельности взаимодействует со всеми без исключения органами государства.

Итак, прокурорский надзор как вид государственной деятельности – это установленный Конституцией РФ и федеральными законами особый вид государственной деятельности, осуществляемый единой федеральной централизованной системой органов прокуратуры, по надзору за соблюдением Конституции РФ и иных нормативных правовых актов в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.


Основные понятия прокурорского надзора.

Для того чтобы понять сущность и значение прокурорского надзора, определить роль прокуратуры в современном российском государстве, изучить ее структуру, необходимо сначала уяснить суть терминов и понятий, выработанных теорией и практикой прокурорского надзора и используемых в практической, научной и учебной деятельности.

Основополагающим термином является, конечно же, понятие «прокуратура». Определение этого понятия дано в ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ», согласно которой прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура, как любой государственный орган, состоит из специальных должностных лиц – прокуроров , на которых возлагается обязанность по реализации задач, стоящих перед органами прокуратуры. Согласно ст. 40.1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» прокурорами могут быть граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование, полученное в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию, и обладающие необходимыми профессиональными и моральными качествами, способные по состоянию здоровья исполнять возлагаемые на них служебные обязанности. Прокурор, как должностное лицо прокуратуры, является физическим лицом, состоящим на постоянной или временной службе в органах прокуратуры, отвечающим всем вышеперечисленным требованиям, и исполняющим возложенные на него законодательством должностные обязанности.

Понятие «прокурор» , как верно отмечается в литературе, является собирательным понятием, которое, согласно ст. 54 Федерального закона «О прокуратуре РФ», включает следующих должностных лиц: Генерального прокурора РФ, его советников, старших помощников, помощников и помощников по особым поручениям, заместителей Генерального прокурора РФ, их помощников по особым поручениям, заместителей, старших помощников и помощников Главного военного прокурора, всех нижестоящих прокуроров, их заместителей, помощников прокуроров по особым поручениям, старших помощников и помощников прокуроров, старших прокуроров и прокуроров управлений и отделов, действующих в пределах своей компетенции.

Прокурорскими работниками, согласно действующему законодательству, являются прокуроры, а также другие работники органов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания).

Полномочия прокурора – это объем прав и обязанностей, которыми располагает должностное лицо прокуратуры для осуществления возложенных на него функций.

Согласно ст. 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ», прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных органов исполнительной власти, органов представительной (законодательной) и исполнительной государственной власти субъектов РФ, местного самоуправления, военного управления, контроля, мест принудительного содержания, а также органов управления коммерческих и некоммерческих организаций;

иметь доступ к документам и материалам вышеперечисленных органов, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений , выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;

проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

Важными полномочиями прокурора и его заместителей является возможность привлечения лиц, нарушивших закон, к ответственности:

во‑первых, прокурор и его заместители могут по основаниям, установленным законом, возбуждать производство об административном правонарушении ;

во‑вторых, требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности ;

в‑третьих, предостерегает о недопустимости нарушения закона .

Кроме того, в случае установления факта нарушения закона федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, прокурор или его заместитель:

освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Для реализации своих полномочий прокурор обладает средствами прокурорского реагирования , под которыми понимаются предусмотренные законами действия и правовые акты, с помощью которых реализуются полномочия прокуроров.

В литературе предлагается классификация средств прокурорского реагирования в зависимости от цели, на достижение которой они направлены.

По цели средства прокурорского реагирования классифицируются на:

средства, направленные на выявление нарушений законов (например, вызов должностных лиц для дачи объяснений по вопросам, имеющим значение для обнаружения случаев нарушения закона; проведение проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций; опрос задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; истребование из суда любого дела или категорию дел, по которым судебный акт вступил в законную силу и др.);

средства, направленные на устранение выявленных нарушений законов (жалобы или протесты на незаконное или необоснованное решение, приговор, определение или постановление суда; вынесение постановления об освобождении лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию; требования об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия, от органов дознания и следственных органов; представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина и др.);

средства, преследующие цель предупреждения нарушений законов. В качестве примера можно привести такие средства реагирования, как дача согласия дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; предостережение о недопустимости нарушения закона и т. д.;

средства, направленные на привлечение к ответственности должностных лиц, допустивших нарушение закона. Такими средствами являются возбуждение производства об административном правонарушении; вынесение постановления о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

средства, обеспечивающие возмещение ущерба, причиненного нарушениями законов. В этих целях прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших; дает согласие дознавателю о возбуждении перед судом ходатайства о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия в целях обеспечения исполнения приговора в части гражданского иска.

В ходе своей деятельности прокурор вправе выносить соответствующие акты, так называемые акты прокурорского реагирования. Акты прокурорского надзора – это специфические правовые акты (документы), являющиеся формой реагирования на выявленные нарушения законов, выносимые только прокурорами в порядке реализации их полномочий, которые обязательны для исполнения теми органами и их должностными лицами, которым они адресованы. Согласно Федеральному закону «О прокуратуре РФ» актами прокурорского реагирования на нарушения действующего законодательства являются: протест прокурора, представление прокурора, постановление о возбуждении производства об административном правонарушении и предостережение о недопустимости нарушения закона. Выбор средств реагирования зависит от характера нарушений законов, их причин, распространенности нарушений, вредных последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителя. Акты прокурорского реагирования должны быть своевременными, оперативными, обоснованными, утверждающими, комплексными, адекватными, законченными и дополняться мерами предупредительно‑профилактического характера.

В соответствии со ст. 23 Федеральный закон «О прокуратуре РФ» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления – на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.

Еще одним средством прокурорского реагирования выступает представление прокурора . Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые уполномочены устранить допущенные нарушения. Представление прокурора приносится и на незаконные судебные решения в апелляционную, кассационную или надзорную инстанции.

Представление прокурора подлежит безотлагательному рассмотрению, и в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Если обнаруживается несоответствие постановлений Правительства РФ, Конституции РФ и законам РФ, Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ. Кроме того, Генеральный прокурор РФ вправе обращаться в Пленум Верховного Суда РФ, Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ с представлениями о даче судам разъяснений по вопросам судебной практики по гражданским, арбитражным, уголовным, административным и иным делам.

Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении производства об административном правонарушении . Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 Уголовно‑процессуального кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. № 174‑ФЗ (далее – УПК РФ) в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

Постановления выносятся прокурором и в целях освобождения каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно‑психиатрическое учреждение.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам, а при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях, содержащих признаки экстремистской деятельности, руководителям общественных (религиозных) объединений и иным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона . В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. При этом из смысла положений ч. 2 ст. 21, 22 Федерального закона «О прокуратуре РФ» следует, что предостережение прокурора должно содержать указание на конкретный федеральный закон, о недопустимости нарушения которого предупреждается должностное лицо.

Термин «прокуратура» происходит от латинского «procuro», что означает: забочусь, обеспечиваю, предотвращаю. В силу своего предназначения прокуратура призвана охранять и защищать права и свободы граждан, интересы общества и государства, укреплять законность и правопорядок, а чтобы реализовать возложенные на нее задачи, прокуратура в рамках своих полномочий осуществляет особый вид государственной деятельности – прокурорский надзор, используя предоставленные ей средства прокурорского реагирования, в целях надзора за исполнением законов в определенной сфере определенным кругом субъектов.


Похожая информация.


сформулировал понятие подложного государственного регистрационного знака, то чем оно отличается от поддельного государственного регистрационного знака? Судебная практика вынуждена руководствоваться интуицией. В основном подделкой государственного регистрационного номера транспортного средства признают действия, связанные с изменением цифровых буквенных значений государственного регистрационного знака.

Резюмируя изложенное, подделкой идентификационного номера транспортного средства целесообразно считать совершение любых действий в маркировочных площадках транспортных средств или номерных агрегатов, в результате которых образуется номерное обозначение, отличное от прежнего. Применительно к подделке

государственного регистрационного знака следует признавать: полное или частичное изменение информации, содержащейся на пластине государственного регистрационного знака, либо изготовление государственного регистрационного знака с целью его установки на транспортное средство, которому он не присваивался в установленном порядке. Подложным должен признаваться государственный регистрационный знак, соответствующий государственному стандарту, установленный на транспортном средстве, которому он не присваивался уполномоченным на то государственным органом.

На наш взгляд, такая формулировка максимально соответствует объективной реальности и устранит имеющиеся противоречия в правоприменительной деятельности.

Литература -

1. Архив Сыктывкарского федерального городского суда Республики Коми. Дело № 1-18/03.

2. Архив Зарайского районного суда Московской области. Дело № 1-65/05.

3. Архив Судебного участка №4 Альметьевского района и г. Альметьевска Республики Татарстан. Дело № 1114/04.

4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Российская газета. 2001. 31 декабря.

ПРОКУРОРСКИМ НАДЗОР КАК ВИД ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

PROSECUTOR’S SUPERVISION AS A KIND OF PUBLIC

Ю.П. ЯКУБИНА,

кандидат юридических наук (Орловский юридический институт МВД России)

Yu. P. YAKUBINA,

Associate Professor of Criminal Procedure Department (Orel Law Institute of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Ключевые слова: прокурорский надзор, надзор за исполнением законов, государственная деятельность, полномочия.

Abstract: The article deals with the issues of procuratorial supervision of compliance with the law by the administrations of bodies and institutions, penal and applying enforcement measures by the court-appointed, the administrations of places of detention and detainees.

Key words: Prosecutor’s supervision, supervision over the implementation of laws, the State activity, power.

Надзор за исполнением законов - основное направление деятельности прокуроров, учрежденных Петром I .

Прокурорский надзор - это самостоятельный обособленный вид государственной деятельности, реализуемый особым субъектом - централизованной единой системой органов прокуратуры путем осуществления от имени Российской Федерации надзора за соблюдением законности на всей территории Российской Федерации.

Часть 2 ст. 1 Закона о прокуратуре определяет основные направления деятельности прокуратуры. Исходя из положений названного Закона к направлениям деятельности следует отнести: надзор за исполнением

законов; надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией РФ, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации. Содержание под стражей не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей. Подобные гарантии распространяются и на осужденных, отбывающих наказание. Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их

правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу в соответствии с положениями ст.1 Закона о прокуратуре является самостоятельной отраслью прокурорского надзора. Значение такого надзора сложно переоценить.

Обстановка в местах лишения свободы является сложной по причинам как объективного, так и субъективного характера. Результаты прокурорских проверок условий содержания подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, конвойных помещениях судов и на гауптвахтах свидетельствуют о наличии многочисленных нарушений требований федерального законодательства, регулирующего порядок и условия содержания под стражей.

Наиболее распространенными нарушениями продолжают оставаться несоблюдение санитарных норм в камерах, ненадлежащее материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, находящихся в местах содержания под стражей, отсутствие должного питания, непринятие необходимых мер по поддержанию режимных требований и изоляции различных категорий подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, а также нарушение сроков содержания под стражей.

Значительная часть выявленных нарушений закона связана с ненадлежащим материально-бытовым обеспечением изоляторов временного содержания вследствие недостаточного финансирования.

В целях повышения эффективности надзора за соблюдением прав граждан, содержащихся под стражей, исполнением требований Федерального закона от 15.07.1995 № 103-Ф3 «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», руководствуясь ст. 17 ФЗ

«О прокуратуре Российской Федерации», прокурорам субъектов Федерации, городов, районов, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам специализированных прокуратур, осуществляющим надзор за исполнением законов в местах принудительного содержания, следует добиваться неукоснительного соблюдения законности содержания всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению, в какой бы то ни было форме.

Прокурорам необходимо обращать внимание на основания заключения под стражу, сроки содержания, изоляцию и раздельное содержание разных категорий подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, а также лиц, арестованных в административном порядке. Обеспечить исполнение требований федерального закона в части создания подозреваемым, обвиняемым и иным лицам условий содержания под стражей, отвечающих российскому законодательству и международным стандартам, включая их личную безопасность.

В целях обеспечения общественного контроля за деятельностью специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке, изоляторов временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ и гауптвахт, прокуроры, как правило, не реже одного раза в год осуществляют проверки мест принудительного содержания совместно с представителями общественных организаций - правозащитниками. Кроме того, прокуроры осуществляют проверки мест принудительного содержания совместно с уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации или их представителями.

Реализуя свои полномочия, прокуроры обязаны незамедлительно освобождать своим постановлением каждого заключенного под стражу без законных оснований, а также лиц, срок содержания которых под стражей истек.

В ходе проверки мест содержания задержанных и заключенных под стражу прокурорам следует обращать внимание на оказание задержанным и заключенным медицинской помощи, надлежащее материально-бытовое и санитарно-гигиеническое обеспечение, соб-

людение противопожарных норм и правил.

В случае обнаружения у лица, содержащегося под стражей, телесных повреждений, получения сведений о незаконном задержании либо неправомерном применении к нему физической силы, специальных средств, иных недозволенных мер воздействия организовывать тщательную проверку.

При возникновении в местах содержания задержанных и заключенных под стражу происшествий (побег, суицид, попытка суицидальной демонстрации), согласно требованиям Генерального прокурора, руководителям территориальных, специализированных и военных прокуратур необходимо незамедлительно выезжать на места для проверки обстоятельств, выяснения и устранения причин и условий происшествий и решения вопроса о привлечении виновных к ответственности.

Материалы проверки при наличии оснований следует направлять в соответствующие следственные органы в порядке, предусмотренном п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ, для решения вопроса об уголовном преследовании.

Прокуроры обязаны проверять на соответствие федеральному законодательству каждый случай водворения подозреваемых, обвиняемых в карцер изоляторов временного содержания органов внутренних дел, пограничных органов ФСБ России, в одиночные камеры на гауптвахтах. При обнаружении нарушений закона тщательно выявлять причины и принимать меры к их устранению.

При поступлении сведений о жалобах подозреваемых, обвиняемых, подсудимых и осужденных на ненадлежащие условия содержания под стражей в Европейский Суд по правам человека работники прокуратуры обязаны проводить тщательные проверки фактов несоблюдения их прав и принимать незамедлительные меры к устранению выявленных нарушений законов.

В полной мере прокуроры должны использовать предоставленные полномочия для восстановления прав граждан, наказания виновных должностных лиц.

Прокуроры обязаны обращать особое внимание на организацию и осуществление ведомственного контроля в сфере обеспечения прав лиц, содержащихся под стражей, а также использование предоставленных финансовых средств на функционирование и деятельность специальных приемников, изоляторов временного содержания и гауптвахт.

Не менее одного раза в полугодие проверять совместно с представителями террито-

риальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации условия содержания задержанных и арестованных в помещениях для подсудимых и конвоя судов (военных судов).

В ходе проверки работникам прокуратуры надлежит обеспечить исполнение требований закона в части надлежащего санитарнотехнического оборудования и освещения камер, а также технического оснащения зданий и помещений суда противопобе-говым оборудованием, средствами связи, сигнализацией, вентиляцией и первичными средствами пожаротушения.

Прокурорам районов, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур следует ежедневно проверять в специальных приемниках и изоляторах временного содержания органов внутренних дел условия содержания лиц, содержащихся под стражей, а при получении сведений (жалоб) о нарушении их прав проверку проводить безотлагательно.

Транспортные прокуроры проводят проверки изоляторов органов внутренних дел на транспорте, военные прокуроры - изоляторов временного содержания пограничных органов ФСБ России и гауптвахт. При поступлении в адрес транспортной прокуратуры жалоб подозреваемых, обвиняемых и иных лиц на условия и порядок содержания в изоляторах временного содержания территориальных органов внутренних дел направляют их для рассмотрения в территориальный орган прокуратуры.

Военные прокуроры организовывают проверки мест содержания задержанных и заключенных под стражу в порядке, определяемом Главным военным прокурором.

Прокуроры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные прокуроры и прокуроры специализированных прокуратур не реже одного раза в полугодие обязаны обобщать состояние законности и прокурорского надзора при содержании подозреваемых, обвиняемых и подсудимых (осужденных) в местах принудительного содержания.

Вопросы, связанные с обеспечением законности в специальных приемниках, изоляторах, на гауптвахтах, подлежат обсуждению на заседаниях коллегий, оперативных и координационных совещаниях.

Таким образом, прокурорский надзор - это специфическая государственная деятельность, осуществляемая органами прокуратуры, которая играет активную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

За период своей истории российская прокуратура неоднократно реформировалась, в отдельные времена - утрачивая свои позиции, становясь малозаметной структурой в государственном аппарате .

В современных условиях прокуратура является единственным по существу органом государства, на который возложена задача по обеспечению законности в местах лишения свободы, где в силу изоляции от общества граждане, заключенные под стражу и осужденные, остаются наименее защищенными. Прокурорский надзор предстает в качестве одной из важнейших правовых гарантий соблюдения законности в местах лишения свободы.

Литература

1. Деришев, Ю. В. Прокуратура Российской Федерации: учебное пособие / Ю.В. Деришев. - Омск, 2003.

2. Российское законодательство X-XX веков. В девяти томах. Т.4. Законодательство. - М., 1986.

1. Derishev Y The Prosecutor’s Office of the Russian Federation: the manual. Omsk, 2003.

2. Rossiyskoe legislation X-XX centuries. In nine volumes. V.4. Legislation. Moscow, 1986.

Прокурорский надзор как вид государственной деятельности представляет собой деятельность специально уполномоченных государственных органов (прокуратур), осуществляемая от имени РФ, в целях:

1) Обеспечения верховенства закона;

2) Единства и укрепления законности;

3) Защиты прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.

Выполняется с использованием предусмотренных законов полномочий и правовых средств их осуществления.

Предмет прокурорского надзора - общественные отношения, на регулирование и обеспечение законности которых направлена деятельность органов прокуратуры.

Предмет прокурорского надзора - понятие по смыслу ст. 21, 26, 29, 32 ФЗ «О прокуратуре», призванное разграничить основные направления (отрасли) прокурорского надзора в зависимости от характера правоотношений. Каждое направление прокурорского надзора имеет свой предмет – исполнение законов определенным юридическими и должностными лицами.

Объектом прокурорского надзора является предусмотренное законом о прокуратуре совокупность федеральных органов исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов власти субъектов РФ, органов власти местного самоуправления, органов военного управления, органов контроля, их должностных лиц (всех этих органов), руководители коммерческих и некоммерческих организаций , а также других органов и граждан, на которых распространяется компетенция прокуратуры.

Сущность прокурорского надзора состоит в том, что;

1) прокурорский надзор это самостоятельный специфический вид государственной деятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры.

2) прокурорский надзор осуществляется от имени государства.

3) прокурорский надзор заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов, действующих на территории РФ.

4) прокурорский надзор обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений, восстановление нарушенной законности, привлечение виновных к ответственности.

В задачах прокурорского надзора следует выделить:

2.Специальные

3. Частные.

Общие задачи характеризуют весь прокурорский надзор. Специальные характеризуют отдельные направления деятельности. Частные характеризуют частную деятельность.

Общей задачей прокурорского надзора является обеспечение законности и охраны от посягательств:

–прав и интересов граждан, предприятий и организаций, независимо от формы собственности;

Общественного и государственного строя РФ.

Частной называется задача временного характера, которую П. Н. решает на данном этапе реализации специальных задач (напр.: получение объяснений по поводу конкретного нарушения закона, истребование правовых актов для проверки их соответствия законам и т. д.).

Главная функция прокуратуры, предопределившая необходимость ее создания, - надзор за исполнением законов. Она закрепляется в ст. 1 действующего Закона о прокуратуре РФ. В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры (сферы исполнительно-распорядительной деятельности органов управления , органов предварительного следствия, правосудия, исполнения и др.), надзорная функция подразделяется на подфункции, каждая из которых сохраняет все структурные части функции, наполняя их различным содержанием. Наиболее заметны различия в особенностях предмета надзора, в процедурах его осуществления, объеме и характере полномочий прокуроров и правовых последствий применения соответствующих им правовых средств. К числу таких подфункций относятся:

Надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами , представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления , органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;
надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Средства прокурорского надзора - это часть предоставленных прокурору ФЗ «О прокуратуре» или иным федеральным законодательством полномочий для осуществления надзора. Реализуются в результате конкретных действий и, актов, которые именуются средствами прокурорского надзора.

Прокурорская проверка – одно из основных правовых средств выявления и пресечения преступлений.

Виды проверок:

Целевая (проверяется исполнение конкретного закона или группы законов, либо конкретный факт нарушения закона).

Комплексная (проверка исполнения нескольких законов одним субъектом).

Сквозная (проверка исполнения конкретного одного закона по всем подразделениям, структурам).

Совместная (проверка с другими государственными органами).

Первичная.

Повторная/Контрольная (проверка полноты выполнения всех предписаний органов П).

Показательная (обычно проводиться наиболее опытными прокурорами в целях повышения профессионального мастерства других прокуроров).

Свойства проверки:

    Своевременность. Полнота (весь круг вопросов должен быть охвачен достаточно глубоко).

Охватываемые прокурорскими проверками периоды редко превышают шестимесячный срок, но в зависимости от решаемых задач они могут иметь и большую продолжительность.

Различаются проверки также в зависимости от исходных материалов, на основании которых принимается решение по их производству. Основная масса проверок относится к категории проверок текущего характера. Поводом для их проведения служит поступающая в прокуратуру информация о фактах нарушения закона. Такая информация содержится в письмах, заявлениях и жалобах граждан, актах проверок, проведенных контролирующими органами, сообщения средств массовой информации , письма руководителей коммерческих и некоммерческих организаций и др.

В настоящее время российская прокуратура имеет возможность поддерживать необходимый с точки зрения закона баланс между полномочиями органов местного самоуправления и правами граждан, не допуская злоупотребления правом и иного рода произвол. Специфическое место прокуратуры в системе органов государственной власти позволяет прокурорам беспристрастно ощущать грань дозволенного, руководствуясь только законом, а не иного рода источниками, решительно и бескомпромиссно реагировать на допущенные нарушения.

В утвержденных Указом Президента РФ от 01.01.01 г. № 000 Основных положениях государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации указан ряд общих проблем становления местного самоуправления в современных условиях. К ним отнесены:

    несогласованность и несистематизированность законодательства РФ о местном самоуправлении, наличие актов, противоречащих Конституции РФ; неполное и непоследовательное законодательное регулирование вопросов организации и деятельности местного самоуправления. несоблюдение законодательства РФ о местном самоуправлении; бездействие органов государственной власти субъектов РФ, отсутствие нормативного регулирования вопросов, связанных с осуществлением местного самоуправления; отсутствие четкого разграничения полномочий между органами государственной власти (федеральными и субъектов РФ) и органами местного самоуправления; недостаточное обеспечение финансово-экономической самостоятельности муниципальных образований ; несовершенство механизмов судебной защиты местного самоуправления.

Правовое регулирование сферы местного самоуправления характеризуется многоканальной регламентацией прав и обязанностей местных сообществ. Основные принципы формирования и деятельности муниципальных образований закреплены в Конституции Российской Федерации , которая определяет местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, гарантирует территориальную, организационную и финансовую самостоятельность местных сообществ и возлагает на органы и должностных лица местной власти обязанность обеспечивать и защищать права и свободы граждан.

Основы деятельности органов местного самоуправления определяются такими федеральными законами, как: «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации»; «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и рядом других. Надлежащее соблюдение и исполнение указанных законов имеет особую важность в условиях федеративных отношений, поскольку от этого зависит их нормальное функционирование в нужном направлении без значительных отклонений, упорядочивание деформированной вертикали власти, предотвращение угрозы децентрализации государства, реализация прав граждан на местное самоуправление.

Органы местного самоуправления самостоятельны в решении обозначенных вопросов, что гарантировано законом и обеспечено судебной защитой. Вместе с тем, весь этот круг вопросов регламентирован каждым муниципальным образованием по-разному, поскольку каждая территория специфична и управляема разными людьми с собственными представлениями и стереотипами. Закон об общих принципах местного самоуправления не может создать единую модель муниципального образования, а лишь раскрывает основные принципы Конституции РФ, а также содержит правовые основы, в рамках которых создается и развивается управление на местах.

Следует также помнить, что в ведении муниципальных образований находятся также и отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Предметом прокурорского надзора в системе местного самоуправления является: - соблюдение законов органами местного самоуправления и их должностными лицами; - соответствие законам их правовых актов; - соблюдение прав и свобод человека и гражданина органами местного самоуправления и их должностными лицами. Это, если так можно выразится, триединая сущность прокурорского надзора за соблюдением органами местного самоуправления законодательства РФ. В случае выявления несоответствия положений правового акта органа местного самоуправления или его должностного лица Конституции РФ, закону либо нарушений закона в их деятельности, а также несоблюдения ими прав и свобод человека и гражданина прокурор использует предусмотренные законом правовые меры реагирования. В тоже время отметим некоторые недостатки законодательства об ОМСУ. В частности, ст. 77 вышеуказанного ФЗ устанавливает, что органы прокуратуры и другие уполномоченные федеральным законом органы осуществляют надзор за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов. Однако представляется, что эта статья неудачна по ряду причин. Во-первых, надзорные функции присущи только органам прокуратуры. Во-вторых, предмет прокурорского надзора необоснованно расширяется путем включения в него проверок исполнения не только законодательства, но и муниципальных правовых актов, которые в свою очередь могут быть изданы с нарушениями федерального законодательства. Вместе с тем законодательство о местном самоуправлении должно соблюдаться также федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Контролируется прокуратурой и важнейший вопрос для ОМСУ – бюджетная обеспеченность, в частности полнота принимаемых мер ОМСУ по формированию бюджета. Кроме того, прокуратурами устанавливаются факты совершения незаконных действий, в том числе и преступлений главами администраций ОМСУ.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...