Земельные правоотношения

право собственность земля

Пункт 1 ст. 5 Земельного кодекса РФ тождественно с нормами ГК РФ классифицирует участников земельных отношений, под которыми понимаются: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, участвующие в отношениях по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (п. 1 ст. 3 ЗК РФ), а также в имущественных отношениях, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками.

Всех участников земельных отношений можно разделить на две группы. Первая группа - это субъекты земельных отношений, статус которых определяют нормы публичного права (конституционного, административного). Вторая группа включает в себя лиц, статус которых определяется прежде всего нормами частного права (гражданского).

Правовое положение публичных образований, каковыми являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, а также правовой статус органов власти определяются Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами, принятыми в их развитие и в соответствии с ними. Правовое положение граждан и юридических лиц определяется нормами гражданского законодательства. Под гражданами ГК РФ понимает физических лиц: граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также лиц с двойным гражданством. Для участия в земельных отношениях граждане должны обладать правоспособностью и дееспособностью. Под правоспособностью понимается способность лица иметь гражданские права и нести обязанности. Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами и оканчивается их смертью (ст. 17 ГК РФ). Содержание правоспособности гражданина раскрыто в гражданском законодательстве. Применительно к земельным отношениям граждане имеют право иметь земельные участки на праве собственности, наследовать и завещать их, совершать любые не запрещенные законом сделки, предметом которых выступают права и обязанности лиц по поводу земельных участков, а также иметь иные имущественные права на земельные участки (ст. 18 ГК РФ).

Дееспособность заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их. Дееспособность зависит от различных факторов, например возраста, гражданства, состояния психики человека. Несовершеннолетние до 18 лет не могут осуществлять сделки с земельными участками. Права по таким сделкам для указанных лиц приобретают их законные представители, под которыми закон понимает родителей, усыновителей и попечителей (ст. 26, 28 ГК РФ). См.: Гражданское право: Учебник. 6-е издание // Отв. Ред. А.П. Сергеев, Ю.К. Толстой. М., 2004. С.110.

Следует учитывать, что возможна ситуация, когда лицо приобретает дееспособность до достижения им возраста 18 лет. Так, лицо, достигшее 16 лет, может быть объявлено органом опеки и попечительства или в определенных случаях судом дееспособным, если оно работает по трудовому договору или с согласия законных представителей занимается предпринимательской деятельностью (ст. 27 ГК РФ). Лицо приобретает дееспособность в случае вступления в брак, если закон предусматривает такую возможность для лица до достижения им возраста 18 лет (п. 2 ст. 21 ГК РФ). Гражданское законодательство предусматривает случаи признания лица недееспособным и ограниченно дееспособным. В случае признания недееспособности лица по причине психического расстройства, в силу которого лицо не может понимать значения своих действий или руководить ими, реализация последних в земельных отношениях возлагается на опекуна. В случае признания лица ограниченно дееспособным по причине злоупотребления им спиртными напитками или наркотическими веществами, ставящим свою семью в тяжелое материальное положение участие в земельных отношениях осуществляется через попечителя, назначенного органом опеки и попечительства. Лицо, ограниченное в дееспособности, несет самостоятельно ответственность за совершенные им земельные правонарушения.

Пункт 2 ст. 5 ЗК РФ подчиняет содержание дееспособности иностранных граждан и лиц без гражданства в части приобретения ими в собственность земельных участков специальному правовому регулированию. Данная норма конкретизирует положение п. 1 ст. 2 ГК РФ, согласно которому особенности правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства могут быть урегулированы специальным законодательством. Нормы ЗК РФ в этом смысле выполняют роль специального законодательства (п. 6 ст. 27 ЗК РФ). Также данный вопрос могут регулировать иные федеральные законы, например, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3018..

Лица, имеющие двойное гражданство - Российской Федерации и одновременно иного государства (бипатриды), обладают всеми правами и обязанностями в области земельных отношений, что и граждане Российской Федерации. Юридическими лицами признаются организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст.48 ГК РФ). Юридическое лицо возникает с момента его государственной регистрации в качестве такового и прекращает свое существование с момента соответствующей регистрации.

Правоспособность юридического лица может быть общей и специальной. Согласно гражданскому законодательству общая правоспособность юридического лица состоит в возможности иметь гражданские права (вещные и обязательственные права на земельные участки), соответствующие целям деятельности, предусмотренной в его учредительных документах. Специальная правоспособность, в частности, предусматривается для государственных и муниципальных унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций. Как правило, информацию о правоспособности юридического лица можно почерпнуть из его учредительных документов - учредительного договора, устава, общих положений об организациях определенного вида (ст. 52, 113 ГК РФ). Содержание дееспособности юридического лица совпадает с содержанием его правоспособности. См.: Гражданское право. Том I. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.А.Суханова. М., 2004. С. 121.

Для определенных видов деятельности юридическое лицо должно приобрести лицензию (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Например, чтобы осуществлять геодезическую съемку земельных участков, нужно приобрести лицензию в органе государственного геодезического надзора.

В отношении иностранных лиц и лиц без гражданства нормы ЗК РФ устанавливают некоторые ограничения. Так, например, иностранные лица и лица без гражданства не могут приобрести земельные участки из государственной или муниципальной собственности в частную собственность бесплатно.

Иностранным юридическим лицом признается лицо, местом регистрации которого выступает иностранное государство. О российских юридических лицах с долей участия в них иностранного капитала ЗК РФ не упоминает.

Физические и юридические лица участвуют в отношениях, связанных с государственным управлением в сфере земельных отношений. Во всех случаях физические и юридические лица выступают объектом управленческого воздействия. Например, в случае нарушения земельного законодательства физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности.

К публичным образованиям относятся Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Указанные субъекты являются носителями властных полномочий в области земельных отношений.

Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования осуществляют властные функции через органы государственной власти или органы местного самоуправления. Среди указанных органов можно выделить специальные органы, выполняющие отдельные функции в области земельных отношений. К ним относятся органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, мониторинга, органы, уполномоченные принимать решения в сфере земельных правонарушений. Так в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.07.2000 N 536 "Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации" Постановление Правительства РФ от 18 июля 2000 г. N 536 "Вопросы Министерства имущественных отношений Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 30. Ст. 3153. на Министерство имущественных отношений РФ возложена обязанность по проведению единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений, регулированию деятельности на рынке недвижимости и в области установления рыночной или иной стоимости в отношении гражданских прав.

Публичные образования, являясь носителями прав на землю, участвуют в имущественных отношениях, связанных с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. Российская Федерация, субъекты РФ и муниципальные образования выступают в таких отношениях на равных началах с физическими и юридическими лицами. Участие публичных образований в указанных отношениях обусловливается применением к ним положений о юридических лицах (ст. 124 ГК РФ).

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 и 2 ст. 125 ГК РФ).

Пункт 3 ст. 5 ЗК РФ раскрывает понятия участников земельных отношений в зависимости от их положения в рамках абсолютных и относительных имущественных правоотношений.

Собственником земельного участка является лицо (гражданин, юридическое лицо, Российская Федерация, субъект РФ, муниципальное образование), которому земельный участок принадлежит на праве собственности (ст. 209-215, 260 ГК РФ и гл. 3 ЗК РФ).

Землепользователями выступают лица, обладающие правом постоянного (бессрочного) и правом безвозмездного срочного пользования на земельный участок (ст. 268-270 ГК РФ и ст. 20, 24 ЗК РФ).

Землевладельцами выступают лица, имеющие земельные участки на праве пожизненного наследуемого владения (ст.265-267 ГК РФ, ст.21 ЗК РФ).

Арендаторами земельных участков признаются лица, пользующиеся и (или) владеющие земельными участками на основании заключенного договора аренды (гл. 24 ГК РФ и ст. 22 ЗК РФ).

Обладателями сервитута признаются лица, имеющие право ограниченного пользования соседними земельными участками (частный или публичный сервитут), установленное на основании соглашения с их собственниками или путем издания соответствующего нормативного правового акта (ст. 274-276 ГК РФ и ст. 23 ЗК РФ).

Пункт 1 ст. 6 ЗК РФ определяет объекты земельных отношений. К этим объектам относятся земля как природный объект и природный ресурс, земельные участки, части земельных участков.

Земля как природный объект и природный ресурс - понятие достаточно аморфное, ЗК РФ не дает ему определения. Как природный объект земля выступает в виде поверхности Земли, обладает особым биохимическим составом и занимает незаменимое место в системе с иными природными объектами - водой, воздухом, недрами, флорой, фауной. Указанные природные объекты сосуществуют в постоянном взаимодействии, и неблагоприятное влияние на один из них может служить причиной негативных изменений в других. Земля как объект природы выступает объектом охранительных правоотношений по причине ее значимости для поддержания экологического равновесия в окружающей природной среде (см. ст.13 ЗК РФ).

Земля как природный ресурс представляет собой источник и главное условие существования человечества, важнейший компонент окружающей его естественной среды, используемый в процессе общественного производства для удовлетворения материальных и культурных потребностей общества. По мнению О.И. Крассова См.: Крассов О.И. Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации. М., 2002. С. 28., земля является невосполнимым природным ресурсом.

Понятие земли как объекта земельных отношений используется ЗК РФ

прежде всего для общей характеристики процессов государственного управления земельными ресурсами (разграничение земель на категории, охрана земель и т.п.).

Часть земельного участка может выступать в основном как объект имущественных отношений и только в случаях, предусмотренных законом (ст.552, 652 ГК РФ).

Непосредственным объектом земельных отношений является земельный участок либо его часть. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных отношений, он должен быть индивидуализирован, т.е. определены его размер, границы и местоположение.

Кроме того, объектом земельных отношений могут быть земли определенной категории, их часть. Например, объектами земельных отношений могут быть земли лесного фонда и земли водного фонда. Лесное и водное законодательство предусматривают право общего лесопользования и право общего водопользования, т.е. право граждан свободно пребывать в лесах и общедоступно, открыто пользоваться водными объектами для купания, рыбной ловли и т.п. целей, таким образом, земли этих категорий могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений. См.: Ерофеев Б.В. Земельное право России. Учебник. 9-е издание. М., 2004. С. 43.

Земельное отношение представляет собой правоотношение по использованию и охране земель, урегулированное нормами земельного законодательства (ст. 3 ЗК РФ), в котором участвуют следующие лица: граждане, юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования (п. 1 ст. 5 ЗК РФ). Близко к подобного рода отношениям стоят имущественные отношения, связанные с владением, пользованием и распоряжением земельными участками. Последние относятся к гражданско-правовым отношениям (п. 3 ст. 3 ЗК РФ).

Если объектом имущественных (гражданских) прав лица выступают земельный участок или часть земельного участка (ст. 128, 130 ГК РФ), то объектом отношений, связанных с охраной и использованием земель, может выступать любой объект земельных отношений.

Понятие земли как объекта земельных отношений используется ЗК РФ прежде всего для общей характеристики процессов государственного управления земельными ресурсами (разграничение земель на категории, охрана земель и т.п.).

Часть земельного участка может выступать в основном как объект имущественных отношений и только в случаях, предусмотренных законом (ст. 552, 652 ГК РФ).

Земельный участок - основной объект земельных отношений. Земельный участок является недвижимым имуществом и представляет собой часть поверхности земли (в т.ч. почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке (п. 2 ст. 6 ЗК РФ). Границы земельного участка выносятся на местность в процессе проведения землеустроительных работ по межеванию. К средствам, индивидуализирующим земельный участок, относятся план земельного участка, в котором воспроизводятся в графической и текстовой формах сведения об участке, и его кадастровый номер.

Гражданское законодательство относит земельные участки к категории объектов, ограниченных в обороте. Это означает, что земельные участки могут отчуждаться и переходить в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле (п. 3 ст. 129 ГК РФ).

Земельный участок как объект гражданского правоотношения может быть рассмотрен как объект статики или динамики гражданского правоотношения. Статика гражданского правоотношения определяет собой юридическое закрепление земельного участка за возможными субъектами. Динамика гражданского правоотношения характеризует движение земельного участка от одного правообладателя к другому (оборот).

В правоотношении статики приоритет правового регулирования отдается нормам земельного законодательства, поскольку именно оно определяет, кому и на каких условиях могут принадлежать земельные участки. Вместе с тем содержание институтов прав на землю (вещных и обязательственных), на которых земельные участки могут быть предоставлены различным субъектам, должно устанавливаться гражданским законодательством.

При динамике правоотношения, объектом которого выступает земельный участок, применяются нормы ГК РФ, если нет специальных норм федерального законодательства, устраняющих их применение. Роль специальных законов о земле видится в установлении запретов, определяющих границы законного перехода земельных участков от одних правообладателей к другим.

В качестве объектов использования и охраны земельные участки выступают в отношениях административного характера, одной из сторон в которых обязательно являются органы государственной власти или органы местного самоуправления (в частности, к таким отношениям можно причислить отношения по исполнению обязанностей правообладателей земельных участков, отношения по установлению публичных сервитутов и др.).

Статья 6 Земельного кодекса РФ дифференцирует все земельные участки на делимые и неделимые. Земельный участок является делимой вещью, если он может быть разделен на части, каждая из которых впоследствии образует самостоятельный земельный участок. В данном случае часть земельного участка выступает в роли промежуточной технической категории, представляя собой переходное звено в цепи создания новой вещи - нового земельного участка. Так, после раздела образуется самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.


Введение

Список использованной литературы

Заключение


Введение

Субъектами земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ст. 5 ЗК РФ). В то же время ограничиваются права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков.

Субъекты земельных правоотношений по общему правилу могут совершать любые сделки с землей, включая куплю-продажу. Вместе с тем согласно п.3 ст.15 ЗК Президентом РФ определяются перечни территорий (приграничные, а также имеющие особое значение: стратегическое, оборонное, национальное и т.п.), которыми они не могут обладать на праве собственности, в том числе купить или приобрести на иных основаниях в собственность.

В ЗК РФ определен четкий порядок разграничения участников земельных отношений на собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.

Давая общее определение объектам земельных отношений, ЗК РФ исходит из подразделения таких объектов на землю как природный объект и природный ресурс и земельные участки, расположенные в пределах территории Российской Федерации, а также части земельных участков (ст.6 ЗК).

Цель работы рассмотреть объекты и субъекты земельных правоотношений.

Для достижения цели служат следующие задачи.

1. Раскрыть субъектов земельных правоотношений.

2. Рассмотреть объекты земельных правоотношений.


1. Субъекты земельных правоотношений

Земельным кодексом РФ установлено, что участниками земельных отношений могут быть только граждане Российской Федерации и российские юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (ст.5 ЗК РФ).

Норма п. 1 ст. 5 ЗК является императивной. Она основывается на конституционном принципе, в соответствии с которым земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции РФ).

Следует полагать, что граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования являются субъектами не только земельных, основанных на властном подчинении одной стороны другой (п. п. 1, 2 ст. 3 ЗК РФ), но и гражданско-правовых отношений (подп. 11 ст. 1, п. 3 ст. 3 ЗК РФ) . Поэтому можно предположить, что используемое понятие "земельные отношения" является собирательным (т.е. подразумеваются как публичные, так и гражданско-правовые отношения).

Во-первых, субъектами указанных отношений могут быть граждане, обладающие правоспособностью и дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством (ст. ст. 17, 18, 21, 27 ГК РФ). Граждане после достижения дееспособности в полном объеме (ст. ст. 21, 27 ГК РФ) самостоятельно реализуют свою правоспособность. Они вправе использовать земельные участки для удовлетворения личных потребностей, а также в целях осуществления предпринимательской деятельности в соответствии со ст. 23 ГК РФ.

Следует обратить внимание на отдельные категории граждан, которые вправе выступать участниками имущественных и земельных отношений.

Так, на основании ст. 26 ГК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать сделки с земельными участками с письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя.

В соответствии со ст. 28 ГК РФ сделки с земельными участками за малолетних могут совершать от их имени их родители, усыновители или опекуны. Сделку с земельным участком, принадлежащим гражданину, признанному судом недееспособным, вправе совершить опекун данного гражданина (ст. 29 ГК РФ). Если гражданин ограничен судом в дееспособности, то он вправе совершить сделку с принадлежащим ему земельным участком лишь с согласия попечителя (ст. 30 ГК РФ).

Во-вторых, субъектами названных отношений могут быть юридические лица всех организационно-правовых форм и видов, предусмотренных гл. 4 ГК РФ, владеющие, пользующиеся и распоряжающиеся принадлежащими им земельными участками с целью извлечения прибыли (коммерческие организации) либо для достижения иных целей, ради которых они созданы (некоммерческие организации).

Таким образом, в имущественных отношениях по владению, пользованию и распоряжению земельными участками граждане и юридические лица выступают как субъекты гражданско-правовых отношений, а в вопросах охраны земель, использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением и иных подобных отношениях указанные лица являются участниками властных отношений (см., например, ст. ст. 13, 42 ЗК РФ).

В-третьих, субъектами указанных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования. Это особые субъекты. С одной стороны, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют властные полномочия (например, ст. ст. 9, 10, 11ЗК РФ). С другой стороны, в соответствии со ст. ст. 124 - 125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования вправе выступать в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, соответственно через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Это означает, что указанные органы участвуют в гражданско-правовых сделках, например, аренды (ст. 22 Кодекса) на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Иначе говоря, в данном случае действуют основные начала гражданского законодательства, установленные ст. 1 ГК РФ.

Пункт 2 ст. 5 ЗК основывается на нормах ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, п. 1 ст. 2 ГК РФ, предусматривающих для иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц национальный режим, который в отдельных случаях может быть ограничен федеральным законом.

Норма п. 2 предусматривает определение прав (касается и ограничений прав) указанных лиц не только Кодексом, но и федеральными законами, которые могут быть приняты.

Ограничения в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц содержатся в п. 3 ст. 15, п. 1 ст. 22, п. 5 ст. 28, п. 12 ст. 30, п. 5 ст. 35, п. 9 ст. 36 ЗК.

Используемые в п. 3 ст. 5 ЗК понятия (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков), как известно, традиционно применяются в земельном законодательстве.

Указанные в данном пункте вещные права на земельные участки, принадлежащие вышеназванным субъектам, являются институтами действующего гражданского законодательства. Так, содержание права собственности - основополагающего вещного права - установлено общими нормами ст. 209 ГК РФ. Норма п. 1 ст. 216 ГК РФ к вещным правам относит, в частности, право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). Положения о всех перечисленных правах содержатся в гл. 17 ГК РФ (в частности, ст. ст. 260 - 261, 264 - 270, 274 - 276). В п. 1 ст. 216 ГК РФ не указано право безвозмездного срочного пользования, право аренды, однако, полагаем, что они относятся к вещным правам, так как данная норма не устанавливает закрытый перечень таких прав (ст. ст. 267, 270, гл. 34 ГК РФ).

Все указанные в п. 3 ст. 5 ЗК права различаются по объему правомочий, предоставляемых соответствующим субъектам.

Рассматриваемые правоотношения регулируются в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей и ограничений, установленных (п. 3 ст. 3ЗК, п. 3 ст. 209, п. 1 ст. 260 ГК РФ).

2. Объекты земельных отношений

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

В подп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ земля рассматривается как природный объект - составная часть природы - и одновременно как природный ресурс с точки зрения ее охраны и использования (извлечения полезных свойств) в целях удовлетворения различных потребностей человека (ст. 1ЗК РФ).

В подп. 2 п. 1 земельный участок рассматривается как недвижимое имущество, являющееся объектом гражданских прав (ст. ст. 128 - 130, 260 ГК РФ). Соответственно, объектом гражданского оборота может быть и часть земельного участка (подп. 3 п. 1).

Земельный участок - недвижимая вещь, а вещи согласно ст. 133 ГК могут быть делимыми и неделимыми. Земельные участки бывают как делимыми, так и неделимыми - это зависит от их размера, конфигурации, целевого назначения и разрешенного использования. В отдельных случаях запрет раздела земельного участка установлен законом - например, в отношении земельных участков крестьянских (фермерских) хозяйств. Статья 6 ЗК РФ конкретизирует и развивает применительно к земельным участкам норму ст. 133 ГК, согласно которой признается неделимой вещь, раздел которой в натуре невозможен без изменения ее назначения.

В настоящее время немаловажное значение, имеет принцип подробного распределения всех земель по своему целевому назначению (ст.7 ЗК РФ). Это значит, что земли в Российской Федерации четко подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики; земли для обеспечения космической деятельности; земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

ЗК РФ предусмотрена возможность указывать вышеперечисленные категории земель в актах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления, регламентирующих порядок предоставления земельных участков, а также в договорах, предметом которых являются земельные участки, кроме того, в документах государственного земельного кадастра и документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Кодекс возлагает на Правительство РФ обязанности по отнесению земель, находящихся в федеральной собственности, к определенным категориям, а также по их переводу из одной категории в другую. За органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации ЗК РФ закрепляет определенные обязанности, в круг которых входит отнесение к той или иной категории земельных участков, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности. На органы местного самоуправления возложены обязанности по отнесению земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, к определенным категориям и их переводу из одной категории в другую. Земли, находящиеся в частной собственности, подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения и земли иного целевого назначения. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут относить земли к категориям или переводить их из одной категории в другую, в частности по землям сельскохозяйственного назначения, находящимся в частной собственности, а органы местного самоуправления могут выполнять те же функции, но в отношении земель иного целевого назначения, находящихся также в частной собственности .

Субъекты земельных правоотношений. Субъекты земельных правоотношений, т.е. носители прав и обязанностей в этих отношениях, согласно законодательству: Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные компетенцией по регулированию земельных отношений, физические и юридические лица, а также иные субъекты права.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации могут выступать участниками земельных правоотношений, прежде всего, в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ.
Земли могут находиться в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому органы местного самоуправления также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Эти органы наделены довольно широкими полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому могут быть субъектами земельных отношений в сфере управления использованием и охраной земель, а также иных.
Что касается органов государственной власти, то они являются субъектами правоотношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и в частной собственности, а также в сфере охранительных земельных правоотношений.
Юридические лица могут обладать земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. По общему правилу, юридические лица становятся участниками земельных правоотношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них конкретных прав на землю.
Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридических лиц на земельные участки в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Субъекты земельных отношений - граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Гражданами РФ являются лица, которые приобрели гражданство России в соответствии с Законом РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. от 6 февраля 1995 г.)*. Иностранным гражданином считается лицо, которое обладает гражданством иностранного государства и не имеет гражданства РФ, а лицом без гражданства - тот, кто не принадлежит к гражданству РФ и не имеет доказательств принадлежности к гражданству другого государства. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России.

* ВВС РФ. 1992. № 6. Ст. 243; СЗ РФ. 1995. № 7. Ст. 496.

Объекты земельных правоотношений. Общим объектом земельных правоотношений является земля как определенная часть земной поверхности. Это определенная территория - пространственная сфера деятельности использующего ее лица. На ней могут возводиться здания, строения и сооружения. Земля может также использоваться как средство производства для выращивания плодовых деревьев, кустарников, леса и других растений.
В зависимости от вида земельных правоотношений их объектом могут быть определенная категория земель, их часть. Например, объектами земельных правоотношений могут быть земли лесного фонда и земли водного фонда. Лесное и водное законодательство предусматривает право общего лесопользования и право общего водопользования, т.е. право граждан свободно пребывать в лесах и общедоступно, открыто пользоваться водными объектами для купания, рыбной ловли и т.п. целей. Таким образом, земли этих категорий могут использоваться физическими лицами в любое время и без каких-либо разрешений.
Непосредственным объектом земельных правоотношений является земельный участок. Для того чтобы земельный участок был признан объектом земельных правоотношений, он должен быть индивидуализирован, т.е. должны быть определены его размер, границы и местоположение.

Земельные правоотношения, как и любые правоотношения, имеют внутреннюю структуру, которую составляет единство трех элементов:

Субъекты земельных отношений,

Объекты земельных отношений

Под субъектами понимаются участники земельных правоотношений, то есть лица, обладающие земельной правосубъектностью.

В п. 1 ст. 5 ЗК РФ перечисляются участники земельных отношений, которыми являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Крассов О.И., комментируя данную статью дает характеристику участникам земельных правоотношений.

«Субъектами земельных отношений являются граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Граждане РФ - это лица, имеющие гражданство РФ на день вступления в силу Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", и лица, которые приобрели гражданство РФ в соответствии с названным Законом (ст. 5). Иностранным гражданином считается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений, что связано с обладанием ими земельной правоспособностью, т.е. правом на получение земельного участка для использования его в целях, предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица в сфере земельных отношений возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации. Иностранным считается юридическое лицо, учрежденное за пределами России. Юридические лица становятся участниками земельных отношений с момента реального наделения их земельными участками, возникновения у них прав на землю.

Юридические лица, созданные гражданами, вправе иметь в собственности земельные участки либо использовать землю на иных титулах. Законодательство не устанавливает особенностей содержания прав юридического лица на земельный участок в зависимости от вида его организационно-правовой формы.

Российская Федерация является участником земельных отношений, поскольку она обладает правом территориального верховенства, являющимся выражением государственного суверенитета как неотъемлемого элемента международной правосубъектности государства. Верховенство государства в пределах своей территории означает, что не существует иной власти на данной территории, чем власть этого государства по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. Эта высшая власть государства осуществляется государственными органами в законодательной, исполнительной и судебной сферах. Территориальное верховенство означает также, что в пределах своей территории государство вправе применять методы властного принуждения для соблюдения установленного в стране правопорядка. Российская Федерация является одновременно субъектом международного права и субъектом права, в том числе и земельного права. Что касается субъектов РФ, то они являются субъектами земельных отношений в качестве публичных образований.


Российская Федерация и субъекты РФ могут выступать участниками земельных отношений и в тех случаях, когда речь идет о реализации ими своих правомочий как собственников земли, поскольку земли могут находиться в федеральной собственности и собственности субъектов РФ. Являясь собственником земли, других природных ресурсов, Российская Федерация и субъекты РФ обладают точно такими же правомочиями, как и другие собственники. Они вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, могут применять в целях ее защиты способы, установленные законом.

Земли могут находиться и в собственности муниципальных образований, т.е. быть объектами муниципальной собственности. Поэтому муниципальные образования также выступают в качестве субъектов земельных отношений. Являясь публичными образованиями, эти органы наделены полномочиями в сфере регулирования земельных отношений, поэтому они могут быть субъектами земельных отношений и в сфере управления использованием и охраной земель.

Согласно ст. 125 ГК от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления. Поэтому соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления также являются субъектами земельных отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются субъектами земельных отношений обычно в сфере управления рациональным использованием и охраной земель, находящихся как в публичной (государственной и муниципальной), так и частной собственности».

Признавая иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц участниками земельных правоотношений, п. 2 ст. 5 указывает на ограниченность их прав на приобретение в собственность земельных участков. Такие ограничения устанавливаются на уровне федеральных законов в дополнении к тем ограничениям, которые установлены в отношении российских граждан и юридических лиц. Так иностранцы не могут приобретать в собственность земельные участки в пределах приграничных территорий, а так же земли сельскохозяйственного назначения. Если российским гражданам в случаях, предусмотренных законом, земельные участки могут предоставляться бесплатно из государственной и муниципальной собственности, то иностранным гражданам и юридическим лицам – только за плату.

Земельный кодекс закрепляет ряд специальных земельно-правовых понятий, обозначающих отдельные категории субъектов земельных правоотношений. Закрепление таких понятий необходимо, так как с точки зрения гражданского права некоторым из этих понятий придается иной смысл.

Исходя из п. 3 ст. 5 ЗК РФ, можно сделать вывод, что земельно-правовое понятие «собственник земельного участка» совпадает с гражданско-правовым значением этого понятия. В силу положений п. 2 ст. 9 и п.1 ст. 36 Конституции, норм гражданского и земельного законодательства, собственника земельных участков могут быть любые участники земельных правоотношений: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица.

В то же время, если в гражданско-правовом смысле «землепользователи», это лица, осуществляющие использование земельного участка, при том, что оно может быть не сопряжено с владением, то ЗК РФ сужает это понятие до обозначения обладателей двух земельно-правовых титулов, в название которых входит слово «использование» В законе зафиксировано: землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования. Одновременно законодатель раскрыл содержание данных прав, в которое входят правомочия по владению и пользованию земельным участком, но не по распоряжению им. Поэтому землепользователь всегда сам, самостоятельно владеет и пользуется земельным участком, в отличие от собственника, который может передать эти правомочия другому лицу (например, арендатору), при этом, не теряя титул собственника.

Круг субъектов права постоянного (бессрочного) пользования в настоящее время очень узок. В силу ст. 20 ЗК РФ, в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших исполнение своих полномочий, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются. Однако граждане все еще могут носить данный титул на законном основании, так как земельные участки, предоставленные гражданам на этом праве до введения в действие ЗК РФ, за ними сохраняются без установления обязанности и срока их переоформления. Однако им предоставляется право переоформить в упрощенном порядке право постоянного (бессрочного) пользования на право собственности (п. 3 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Иная ситуация с юридическими лицами, которым земельный участок был предоставлен до введения в действие ЗК РФ и которые не вошли в перечень, установленный п. 1 ст. 20 ЗК РФ. Они были обязаны переоформить земельные участки в аренду или приобрести в собственность до 1 июля 2012 года (п. 2 ст 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»). Так как срок уже истек, то лица, не выполнившие данную обязанность, сохраняют титул землепользователя, но становятся правонарушителями. Исключение составляют религиозные организации, которые могли переоформить право постоянного (бессрочного) пользования на право безвозмездного срочного пользования, садоводческие, огороднические, дачные некоммерческие объединения граждан и гаражные потребительские кооперативы, переоформление права которых сроком не ограничивается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ»).

Субъектный состав земельных правоотношений определен статьей 5 ЗК РФ. Участниками данных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Правовой статус граждан как субъектов земельных отношений определяется гражданским и земельным законодательством.

Для того чтобы быть участниками земельных правоотношений, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность - это общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом (статья 8 ГК РФ). Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности (статья 22 ГК РФ).

Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это положение закона основано на статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Содержание правоспособности определено в статье 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность, так же как и правоспособность, является своеобразным субъективным правом и защищена законом. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, и заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 ГК РФ).

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений. Согласно статье 48 ГК РФ под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов земельно-правовых отношений наравне с гражданами и юридическими лицами. При этом к их статусу применяются нормы, регулирующие статус юридических лиц. Права и обязанности от имени и в интересах данных субъектов осуществляют их уполномоченные органы и должностные лица в соответствии с установленной для них законом компетенцией. Статус этих субъектов в отношениях по гражданскому обороту земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с приведенными положениями с учетом особенностей, предусмотренных специальными правовыми нормами по регулированию отношений в соответствующей сфере.

Однако статус государственных и муниципальных образований в любой области общественных отношений обладает неизбежной спецификой, поскольку последние выступают не только в качестве правоуполномоченных и правообязанных субъектов как граждане и юридические лица, но и в качестве правоустанавливающих субъектов, то есть непосредственно в рамках своей компетенции устанавливают правовые нормы, регулирующие эти же отношения.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений статья 9 ЗК РФ относит:

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

Установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

Резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд;

Разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следует сразу заметить, что органы государственной власти, хотя и выступают от имени Федерации или ее субъектов, не перестают быть участниками рассматриваемых правоотношений. Доказательством этому служит то обстоятельство, что федеральные министерства и агентства (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) являются юридическими лицами, имеющими печать с изображением Государственного герба РФ и со своими наименованиями, иными печатями, штампами и бланками установленного образца и счетами, открываемыми в соответствии с законодательством РФ.

Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Это закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В то же время российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков. Перечисленные лица не могут:

Иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

Иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В зависимости от объема правомочий, составляющих то или иное субъективное право в отношении земельного участка и оснований возникновения этого права, участники земельных правоотношений подразделяются на пять категорий: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и, наконец, обладатели сервитутов. Землепользователями считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды. К обладателям сервитутов относятся лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...