Особенности закупок через подотчетных лиц. Закупки через подотчетных лиц. О чем следует помнить Подотчет по 44 фз в году

Является ли закупка товаров, совершенная работником организации по авансовому отчету, контрактом, заключенным в соответствии с п. 4. ч. 1. ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика ( подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых заказчиками для муниципальных нужд сельских поселений.

Кроме этого, согласно ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае заключения контракта на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 настоящего закона контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ) для совершения сделок.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Так, п. 1 ст. 159 ГК РФ установлено, что сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

С учетом изложенного, заказчик вправе заключить контракт в устной форме, оплатив поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу наличными денежными средствами с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. При этом подтверждением заключения такого контракта будет являться кассовый чек.

Таким образом, закупка товаров, совершенная работником организации по кассовому чеку (по авансовому отчету), является контрактом, заключенным в соответствии с п. 4. ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Цитировать

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся:
3) заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт);

Цитировать

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
...
3) закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта
...
8) государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд;

То есть закупка должна осуществляться только путем заключения гражданско-правового договора (контракта). Контракт заключается от имени заказчика. Заказчик это юридическое лицо, соответственно форма сделки может быть только в письменной форме (ст.161 ГК РФ). Право заключать договора от имени заказчика у должностных лиц нет (может быть ошибаюсь, но не нашла)...
Если с точки зрения бухучета - обязательства должны возникнуть через 302 счет... Через подотчет можно только деньги в кассу сдать...

Принимать ТМЦ у работника в рамках 44-ФЗ нет оснований, только заключая с физ.лицом - работником договор, а опять же это обязательство по договору, который должен вписаться в 44-ФЗ...

Относительно, командировочный расходов - оплата проживания и покупка билетов, думаю может пройти вне рамок 44-ФЗ, так как это не закупка для государственных (муниципальных) нужд, а обязательство работодателя перед работников оплатить эти расходы, если оплата производилась работником от его имени...

P.S.: Тема на самом деле очень интересная в интернете по этому поводу полемика достаточно разная, но каких-либо убедительных доводов я не нашла, из того что просмотрела. Рассуждаю как ревизор... Но с точки зрения заказчиков, относительно незначительных покупок - это большая проблема...

Министерства разъясняют

Совсем недавно вышло совместное письмо от 05.08.2014 Минэкономразвития России № 18505-ЕЕ/Д28и и Минфина России № 02-02-04/39043 о позиции указанных министерств по некоторым вопросам применения норм Закона № 44-ФЗ (далее - Совместное письмо).
Авторы Совместного письма разъяснили два случая закупок через подотчетных лиц: при направлении работников в командировку и при осуществлении заказчиком закупки через подотчетных лиц.

Направление работника в служебную командировку

Трудовым законодательством предусмотрены случаи предоставления работникам компенсаций, в том числе произведенных работником расходов на оплату товаров, работ, услуг. Указанные затраты работника возмещаются в силу положений статьи 164 ТК РФ, если они связаны с исполнением им трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя (ст. 165 ТК РФ).
Гарантии и компенсации касаются не только служебных командировок, но и исполнения государственных или общественных обязанностей (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие). Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Что касается командировок, то, согласно положениям статьи 167 ТК РФ, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Данные расходы должны быть произведены с разрешения или с ведома работодателя.
Соответствующие правила установлены пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 .
В соответствии со статьей 168 ТК РФ работодатель обязан возмещать работнику:

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных (муниципальных) органах, работникам государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (части 2 и 3 ст. 168 ТК РФ). Так, в отношении сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти применяется постановление Правительства РФ

Можно ли как-то в рамках 44-ФЗ учесть представительские расходы? или расходы на хоз. нужды предприятия? (чай, кофе, салфетки).

Да, можно.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги государственными и муниципальными унитарными предприятиями (ч. 1 ст. 1 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Поэтому по умолчанию любые сделки гражданско-правового характера по приобретению товаров, работ, услуг унитарным предприятием должны проводиться в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В том числе розничные сделки, закупки осуществляемые через подотчетных лиц от имени унитарного предприятия и т.д.

Для таких закупок обычно применяют основание, установленное пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (малые закупки до 100 тысяч рублей). При закупках по данному основанию не требуется:

  • размещать извещение об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч. 3, 4 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • оформлять документы о проведении проверки соответствия участников закупки требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, а также осуществлять описание закупки и разрабатывать техническое задание для осуществления закупки товаров, работ, услуг (письмо Минэкономразвития России от 19.10.2015 № Д28и-3139);
  • составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта с приложением документов о приемке (ч. 9 ст. 94 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • направлять информацию в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • оформлять контракт в письменной форме (ч. 15 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Относится ли закупка товаров на деньги, выданные работникам под отчет, к закупкам у единственного поставщика?

Закупка товаров на деньги, выданные работникам под отчет, относится к закупкам у единственного поставщика.

Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, то оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения. Поэтому приобретение им за наличные деньги товаров (работ, услуг) от имени заказчика квалифицируют как закупку, которая должна совершаться в соответствии с правилами Закона о контрактной системе .

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что если на суммы, выданные подотчетным лицам, закупают товары (работы, услуги) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд или нужд учреждений, то такие отношения регулируются положениями Закона о контрактной системе и указанные средства должны быть учтены в плане-графике размещения заказов в 2015 году (письмо Минэкономразвития России от 28 марта 2014 г. № Д28и-385).

«Мелкие» закупки

Рассмотрим подробнее, чего при закупке малого объема делать не надо.

Не требуется составлять отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта. Случаи оформления этого отчета регламентированы частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Не нужно размещать на сайте извещение о закупке. Но при некоторых закупках у единственного поставщика его все же надо опубликовать – не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Кроме того, нет необходимости устанавливать обеспечение исполнения контракта. Ведь заказчик обязан это делать только в ситуациях, предусмотренных частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

На заметку

Контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, в том числе и в устной.

Сведения о такой закупке не включают в реестр контрактов (ст. 103 Закона о контрактной системе). Отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе) по форме, определенной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 , тоже не составляют.

При закупке небольшого объема заказчик может отступать от требований статьи 34 Закона о контрактной системе.

Требования к закупке

Информацию о закупках, которые планируется совершать в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указывают в плане-графике одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по закупкам товаров, работ, услуг, не превышающих 100 тыс. руб. и не превышающих 400 тыс. руб. При этом расчет допустимого объема «мелких» закупок на период до конца 2015 года производится без учета плана-графика.

Предельный размер расчетов наличными для учреждений – 100 тыс. руб.

Заказчик должен корректно определить свой общий совокупный годовой объем закупок, то есть утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

До 2016 года такой расчет делают исходя из бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности заказчика. До следующего года эти понятия не связаны с планом-графиком.

Для закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., заказчику надо выбрать схему расчета объема «мелких» закупок: или общее количество таких закупок не должно превышать 2 млн руб. в год, или нужно ориентироваться на 5 процентов совокупного годового объема закупок.

Первый вариант подойдет заказчику с небольшими объемами закупок, второй – заказчику с крупными объемами. При проведении закупок в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе надо помнить, что сумму таких закупок не учитывают при вычислении минимального объема закупок, которые заказчик обязан проводить с ограничением для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...