По каким вопросам принимаются федеральные конституционные законы. Федеральные конституционные законы рф

Федеральные конституционные законы представляются особым видом нормативно-правовых актов, которые принимаются по ограниченному кругу вопросов, прямо предусмотренных Конституцией РФ. Данные вопросы отнесены к предметам ведения РФ, являются наиболее важными и значимыми для деятельности государства. Именно поэтому для принятия федеральных конституционных законов установлен особый порядок, предполагающий необходимость их одобрения большим количеством народных избранников. Кроме того, именно федеральные конституционные законы занимают следующее за Конституцией место в иерархии нормативно-правовых актов страны. Это означает, что они не могут противоречить Основному закону, но все федеральные законы, подзаконные нормативные акты, законодательные акты субъектов РФ должны им соответствовать.

Какие вопросы предусмотрены Конституцией РФ?

Конституция РФ определяет следующий перечень вопросов, по которым допускается принятие федеральных конституционных законов: условия и порядок введения чрезвычайного положения, установление государственной символики России и ее описание, принятие в состав страны нового субъекта или изменение статуса существующих субъектов, порядок установления режима военного положения, определение статуса Уполномоченного по правам человека, определение судебной системы, порядок образования и работы высших судебных органов, федеральных судов, особенности деятельности Правительства РФ, порядок и случаи созыва Конституционного Собрания. Прямое толкование текста Основного закона позволяет сделать вывод о том, что приведенный перечень вопросов является закрытым, то есть федеральные конституционные законы могут приниматься исключительно по данному списку.

Ограничения для федеральных конституционных законов

В настоящее время федеральные конституционные законы приняты практически по всем перечисленным выше вопросам. При этом изменения в каждый принятый федеральный закон также вносятся федеральным конституционным законом. Следует отметить, что данные нормативные акты не могут использоваться в качестве инструмента для изменения норм самой Конституции РФ, придания им гибкости или современности, что предлагается некоторыми исследователями. Кроме того, нельзя допускать расширения перечня вопросов, по которым принимаются федеральные конституционные законы, поскольку часто звучат предложения о придании такого статуса тому или иному федеральному закону для повышения его значимости.

Федеральные конституционные законы.

В ч. 1 ст. 108 Конституции РФ провозглашено, что «федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренными Конституцией РФ». Из этого следует, что исчерпывающий пе­речень федеральных конституционных законов дан в самой Конституции. Любое дополнение этого перечня возможно лишь путем изменения Конституции. В ч. 2 ст. 108 Конституции РФ установлен особый порядок: их принятия. Они считаются принятыми, если одобрены большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Такому жесткому порядку принятия федеральных конституционных законов корреспондирует важность вопросов, по которым они должны издаваться. К их числу относятся:

Федеральные конституционные законы, принятие которых предусмотрено Конституцией

ст.56 ч.1 Закон о чрезвычайном положении

ст.65 ч.2 Закон о порядке образования в составе Российской Федерации нового субъекта

ст.66 ч.5 Закон о порядке изменения статуса субъекта Российской Федерации

ст.70 ч.1 Закон о государственном флаге, гербе и гимне Российской Федерации

ст.84 п. «в» Закон о референдуме

ст.87 ч.3 Закон о военном положении

ст.103 ч.1 п. «д» Закон об Уполномоченном по правам человека

ст.114 ч.2 Закон о Правительстве Российской Федерации

ст.118 ч.3 Закон о судебной системе Российской Федерации

ст.128 ч.3 Закон о Конституционном Суде Российской Федерации

ст. 128 ч.3 Закон о Верховном Суде Российской Федерации

ст.128 ч.3 Закон о Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации

ст. 135 ч.2 Закон о Конституционном Собрании

Федеральные законы.

Конституция Российской Федерации предусматривает принятие около 50 федеральных законов. При этом в Конституции содержится отсылка, либо к прямо поименованному федеральному закону, либо к вопросу, требующему урегулирования федеральным законом. Необходимо отметить, что часть вопросов, требующих регулирования федеральным законом, в настоящее время урегулирован законодательными актами РСФСР.

Акт референдума.

Референдум - всенародное голосование граждан РФ по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения. Юридическая сила решения, принятого на референдуме РФ заключается в том, что оно является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Более того, данное утверждение действует на всей территории РФ и может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме (ст. 40 ФКЗ). Референдумы бывают общегосударственными, республиканскими, краевыми, областными, местными. В Российской Федерации референдумы проводились 17 марта 1991 года (о введении должности Президента РФ), 25 апреля 1993 (по отношению к дея­тельности Президента РФ, Правительств РФ, по отношению к дос­рочным выборам Президента РФ, народных депутатов РФ), 12 декабря 1993 года (по принятию Конституции РФ).

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Комментарий к Статье 108 Конституции РФ

1. Федеральные конституционные законы - новый для отечественной практики вид нормативных правовых актов, учрежденных Конституцией 1993 г. В Конституции определено их место в системе правовых актов и решен вопрос о юридической силе. Федеральные конституционные законы принимаются только по предметам ведения Российской Федерации. Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (см. комментарии к ст. 71, ч. 1, 3 и 5 ст. 76). При этом термин "федеральные законы" употребляется в ч. 1 и 3 ст. 76 в собственном, узком смысле, тогда как во многих иных нормах Конституции он используется как общее родовое понятие, включающее и федеральные законы, и федеральные конституционные законы. Так, в указанной ч. 5 ст. 76, трактующей, что законы и иные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам, речь, естественно, идет и о федеральных конституционных законах.

Именно в таком широком смысле следует понимать положения Конституции о федеральных законах, составляющих основы конституционного строя: о верховенстве Конституции и федеральных законов на всей территории РФ, требовании непротиворечивости законов Конституции и обязанности их соблюдения всеми (см. комментарии к ч. 2 ст. 4 и ч. 1 и 2 ст. 15). Терминами "федеральный закон" и "закон" здесь охватываются и федеральные конституционные законы. Федеральная Конституция, федеральные конституционные законы, федеральные законы имеют прямое действие на всей территории РФ (ч. 1 ст. 15, ч. 1 ст. 76).

Часть 1 комментируемой статьи, развивая названные конституционные положения, устанавливает, что федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией. Из этого следует по крайней мере следующее: федеральными конституционными законами регулируются не все отношения, охватывающие предметы ведения, а только те из них и по тем вопросам, которые прямо названы конституционным законодателем, т.е. многонациональным народом РФ, принявшим всенародным голосованием настоящую Конституцию. С этим, разумеется, не согласуются предложения урегулировать федеральными конституционными законами те или иные вопросы, прямо не предусмотренные в Конституции, а также о возможном использовании данного института для "актуализации Конституции".

Ответ на подобного рода предложения дает сама ч. 1 ст. 108, имеющая отсылочный характер. Из нее следует, что перечень вопросов, требующих принятия конкретных конституционных законов, исчерпывающе определен Конституцией. В Конституции закреплен и механизм ее "актуализации", в том числе посредством принятия опять-таки прямо названных в Конституции федеральных конституционных законов. В порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, принимаются поправки к гл. 3-8 Конституции, вступление в силу которых требует одобрения органами законодательной власти не менее чем 2/3 субъектов Федерации. В случае принятия в конституционной процедуре предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции в соответствии с федеральным конституционным законом (не принят) созывается Конституционное Собрание (см. комментарии к ч. 2 ст. 135 и ст. 136). Тем самым использование федеральных конституционных законов и для регулирования конкретных вопросов и как одно из средств возможного совершенствования Конституции - предмет исключительно конституционного регулирования и не может быть усмотрением федерального законодателя.

Конституция определяет следующий круг вопросов, по которым требуется принятие федеральных конституционных законов: условия и порядок введения чрезвычайного положения на территории РФ и (или) в ее отдельных местностях (ч. 2 ст. 56; ст. 88); принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта, изменение конституционно-правового статуса субъекта РФ (ст. 65, 66 и 137); установление государственного флага, герба и гимна РФ, их описания и порядка официального использования (ст. 70); порядок назначения референдума (ст. 84); определение режима военного положения (ст. 87); статус Уполномоченного по правам человека (ст. 103); порядок деятельности Правительства РФ (ст. 114); установление судебной системы (ст. 118); установление полномочий, порядка образования и деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и иных федеральных судов (ст. 128); созыв Конституционного Собрания (ст. 135). Из комментируемой ч. 1 ст. 108 следует, что данный перечень вопросов исчерпывающий.

В настоящее время приняты следующие федеральные конституционные законы: Законы о Конституционном Суде РФ, об арбитражных судах, о судебной системе РФ, об Уполномоченном по правам человека, о Правительстве РФ, о военных судах, о порядке принятия в РФ, о ЧП, о референдуме, Федеральные конституционные законы от 25.12.2000 N 1-ФКЗ "О Государственном флаге Российской Федерации" (в ред. от 07.03.2005), от 25.12.2000 N 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2003), от 25.12.2000 N 3-ФКЗ "О Государственном гимне Российской Федерации" (в ред. от 22.03.2001), от 30.01.2002 N 1-ФКЗ "О военном положении", от 25.03.2004 N 1-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа" (в ред. от 12.04.2006), от 14.10.2005 N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа и Эвенкийского автономного округа", от 12.06.2006 N 2-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Камчатской области и Корякского автономного округа", от 30.12.2006 N 6-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа", от 21.06.2007 N 5-ФКЗ "Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа". Таким образом, по вопросам, предусмотренным в 12 статьях Конституции, уже приняты 18 федеральных конституционных законов об особенностях законов РФ о поправках к Конституции РФ, включаемых в перечень ФКЗ (см. комментарии к ст. 134 и 136).

Важной задачей, решаемой действующей Конституцией, является повышение стабильности законодательного регулирования, в чем существенная роль отводится федеральным конституционным законам и что, безусловно, должно учитываться в работе парламента. За указанный период принято также 30 федеральных конституционных законов, вносящих изменения и дополнения в действующие федеральные конституционные законы, в том числе: в Закон о Правительстве РФ - 7; Закон о Конституционном Суде РФ - 5; Закон о судебной системе РФ - 3; Закон об арбитражных судах - 3; "О Государственном флаге Российской Федерации" - 4; Закон о референдуме - 2. Вместе с тем отсутствует регулирование в форме федерального конституционного закона полномочий, порядка образования и деятельности Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции (см. комментарий к ст. 128).

Исходя из требования непротиворечивости федеральных конституционных законов Конституции, дела о соответствии их Конституции разрешаются Конституционным Судом РФ (см. комментарии к ст. 15 и 125). Термин "соответствие Конституции федеральных законов", употребляемый в Конституции и Законе о Конституционном Суде РФ, включает все виды законов в Российской Федерации: федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов РФ.

Согласно позиции Конституционного Суда, Конституция, имеющая высшую юридическую силу и, следовательно, верховенство по отношению к федеральным конституционным законам и федеральным законам, не допускает существования нормативных правовых актов, соответствие которых Основному Закону не подлежит судебной проверке. Термином "федеральный закон" в Конституции, поскольку иное специально не оговорено, охватываются как федеральные конституционные законы, так и собственно федеральные законы. Принимаемые на основе и во исполнение Конституции федеральные конституционные законы по своей юридической природе не могут служить инструментом для изменения ее положений, т.е. должны соответствовать Конституции, тем более если ими затрагиваются конституционные права и свободы граждан, и подлежат проверке в порядке конституционного судопроизводства в соответствии со . Объектом проверки Конституционного Суда, как специализированного органа судебного конституционного контроля, обеспечивающего верховенство Конституции РФ, ее высшую юридическую силу, прямое действие и применение на всей территории РФ, являются все законы, принимаемые Федеральным Собранием - парламентом Российской Федерации (Постановление КС РФ от 21.03.2007 N 3-П*(1024)).

Конституционный Суд устанавливает соответствие формы, содержания норм и порядка принятия федерального конституционного закона, а значит предмета (вопроса) его регулирования Конституции (ст. 86 Закона о Конституционном Суде РФ).

2. Часть 2 комментируемой статьи определяет особенности порядка принятия федерального конституционного закона, условия участия в этой процедуре Совета Федерации, Государственной Думы и Президента.

Такие особенности в отличие от условий общего порядка принятия федеральных законов (см. комментарии к ст. 104, 105, 107) заключаются в следующем: федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен и Советом Федерации, и Государственной Думой; для его принятия (одобрения) требуется большинство - не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы; принятый палатами Федерального Собрания федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом в течение 14 дней.

Конституционный Суд, давая толкование ч. 2 ст. 108 и ряда других статей Конституции, установил, что под "общим числом" депутатов Государственной Думы, членов Совета Федерации понимается их конституционное число (450 депутатов и по два представителя от каждого из субъектов Федерации соответственно) и что федеральные конституционные законы принимаются палатами раздельно (Постановление КС РФ от 12.04.1995 N 2-П*(1025)). Отсюда - необходимость использования конституционных норм общего порядка принятия федеральных законов: проект федерального конституционного закона также вносится в Государственную Думу; при его одобрении в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации; сохраняется возможность создания палатами согласительной комиссии для преодоления разногласий, после чего проект подлежит повторному рассмотрению и Государственной Думой, и Советом Федерации; Правительство обязано давать заключения на проекты федеральных конституционных законов (см. комментарий к ч. 3 ст. 104).

Рассмотрение проекта федерального конституционного закона обязательно для Совета Федерации, а в случае его отклонения Государственная Дума не вправе проводить по нему повторное голосование. Принятым федеральный конституционный закон становится тогда, когда решение об его одобрении принято в каждой из палат, после чего он приобретает форму закона.

Принятый федеральный конституционный закон в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту для подписания и обнародования (см. комментарий к ст. 107). Принятый с соблюдением конституционной процедуры федеральный конституционный закон Президент не вправе отклонить.

В аналогичном порядке рассматриваются и проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в действующие федеральные конституционные законы. Требованиям конституционного порядка принятия федеральных конституционных законов должны соответствовать Регламент Совета Федерации и Регламент Государственной Думы.

Особенности принятия ФКЗ:

1) На рассмотрение ГД выносятся проекты ФКЗ лишь по вопросам предусмотренным К.

2) ФКЗ считается принятым, при одобрении 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД.

3) Принятый ФКЗ в течение 14 дней подлежит обязательному подписанию Президентом РФ и обнародованию (без права отлагательного вето).

Статус депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.

Полномочия членов палат ФС определяются КРФ и ФЗ от 8 мая 1994 г. «О статусе депутата СФ и статусе депутата ГД ФС РФ».

Депутаты рассматр. Поступившие письма гр-н, ведут прием граждан, информируют избирателей о своей деятельности. Они обязаны соблюдать правила депутатской этики, не допускать антисемитские выступления и т.д.

Гарантии прав депутатов.

1. Депутаты обладают правом законодат. Инициативы

3. Вправе обратиться с запросами ПР-ву, Ген. Пркурору, председ. Центробанка. Эти органы обязаны им дать ответ в течение 15 дней.

4. Вправе обращ. С вопросами к любому члену Пр-ва, что явл. Основанием для приглашения его на заседание.

5. Должны обеспечиваться справочно-информ. Материалами ФС, администр. Пр-ва, Конст. Суда и т.д.

6. Члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

7. Депутаты пользуются преимущ. Правом выступать по вопросам своей д-ти в СМИ.

8. Жизнь и здоровье депутата подлежит обязат. Гос. Страхованию за счет федерального бюджета.

9. В случае причинения депутату увечья ему ежемесячно выплачивается компенсация в размере разницы между ежемесячн. Денежн. Вознаграждением и пенсией.

10. Депутаты освобождаются на срок их полномочий от призыва на в/с.

11. по окончании срока полномочий депутату ГД предоставл. Прежняя работа, а при отсутствии – равноценная.

12. Члену СФ возмещ. Расходы, связанные с осуществлением его полномочий, а депутату ГД – 5 МРОТ.

13. Депутату ГД устанавл. Ежемесячн. Оклад и надбавки в размере федер. Министра.

14. Депутаты имеют право бесплатно пользоваться воздушным, водным, ж/д и всеми видами городск. Транспорта.

15. Иногор. Депутату предоставл. Служебная жилая площадь в Москве и т.д.

Порядок формирования Правительства Российской Федерации, его состав и срок полномочий.

В соотв. с К. (ст. 110,111, 112).

Формирование Правительства:

1) В теч. 2 недель после отставки старого прав-ва или избрания нового Президента, Президент предлагает ГД кандидатуру председателя прав-ва. ГД в теч. недели рассматривает и утверждает кандидатуру председателя (после трехкратного отклонения Президент назначает председателя прав-ва и распускает ГД).

2) Председатель прав-ва в теч. недели предлагает Президенту стр-ру ФОИВ (Конст. ст. 112). Президент своим указом утверждает ее.

3) Председатель прав-ва предлагает Президенту кандидатуры заместителей (в т.ч. первых).

Состав правительства: Председатель, зам-ы, фед. министры.

Компетенция и акты Правительства Российской Федерации.

Правительство РФ – орган исп. Власти общей компетенции.

Полномочия Правительства РФ:

1) разрабатывает и представляет ГД на утверждение проект фед. Бюджета, обеспечивает его исполнение, представляет ГД отчет о его исполнении.

2) обеспечение проведения в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики.

3) обеспечение проведения в РФ единой гос. Политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии.

4) осуществление управления фед. Собственностью.

5) обеспечение обороны страны, гос. Безопасности, реализации внеш. Политики РФ.

6) обеспе­чение прав и свобод граждан, охраны собственности и общественного порядка, борьбы с преступностью.

А также иные полномочия, возложенные Конституцией РФ, ФЗ, указами Президента РФ.

Акты Правительства РФ.

Правительство РФ издает в рамках своей компетенции два вида актов: постановления и распоряжения ~ носят подзаконный характер. Постановления и распоряжения издаются на основании и во исполнение Конституции, ФЗ, нормативных указов Президента.

1) они обязательны к исполнению на всей территории РФ.

2) постановления носят нормативный характер, а распоряжения являются, актами по текущим вопросам.

3) Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФЗ или указам Президента РФ м.б. отменены Президентом.

5) Акты Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и собрании законодательства РФ в течение 10 после дня их подписания.

6) Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус ФОИВ, а также организаций, вступают в силу по истечении 7 дней после дня их первого официального опубликования.

7) Иные акты Прави­тельства РФ, в том числе акты, содержащие сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

8) В актах Правительства РФ может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Структура федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.

1) Федеральные министерства, федер-е службы и федер-е агентства, руководство деятельностью которых осущ-ет президент РФ, федер-е службы и федер-е агентства, подведомственные этим федер-м министерствам:

МВД (федер-я миграц-я служба)

Министерство РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям

Министерство юстиции (федер-я служба исп-я наказаний, федер-я регистрац-я служба, федер-я служба суд-х приставов)

Госуд-я фельдъегерская служба РФ

Служба внешней разведки РФ

ФС РФ по контролю за оборотом наркотиков

ФС охраны РФ

Управление делами Президента РФ

2) Федеральные министерства, руководство которыми осущ-ет Правит-во РФ, федер-е службы и федер-е агентства, подведомственные им:

Минздравсоцразвития

Минист-во культуры и массовых коммуникаций РФ

Мин-во образ-я и науки РФ

Мин-во природных ресурсов РФ

Мин-во промыш-ти и энергетики

Мин-во регион-го развития РФ

Мин-во с/х РФ

Мин-во транспорта РФ

Мин-во информ-х технол-й и связи

Мин-во финансов РФ

Мин-во экон-го развития и торговли РФ

3)Федер-е службы и федер-е агентства, руководство которыми осущ-ет Правит-во РФ:

Федер-я антимонопольная служба

Фед-я аэронавигационная служба

Фед-я служба по тарифам

ФС по гидрометеорологии и мониторингу окр. Среды

ФС госуд-ой статистики

ФС по фин-ым рынкам

ФС по экологич-му, технологич-му и атомному надзору

Фед-я таможенная служба

Федер-е космическое агентство

Ф агентство по туризму

ФА по физ-ой культуре и спорту

Конституционные основы судебной системы Российской Федерации.

1. Правосудие в РФ осуществляется только судом.

2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и ФКЗ. Создание чрезвычайных судов не допускается.

4. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

5. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных ФЗ.

6. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

7. В случаях, предусмотренных ФЗ, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

8. Финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Судьи КС РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

2. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

Федеральные законы

Федеральные законы принимаются Государственной Думой. Принимаются они большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом, обе палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего этот закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый закон в течение пяти дней направляется Президенту для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его. Если Президент в течение этого срока с момента поступления закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленным Конституцией порядке вновь его рассматривает. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Подзаконные акты

К подзаконным актам относятся акты органов исполнительной власти, акты органов местного самоуправления, а также акты, регламентирующие внутреннюю структуру и распорядок деятельности предприятий, учреждений, организаций.

Под подзаконными следует понимать акты, изданные на основе и во исполнения законов. Такие акты не могут противоречить закону, выходить за рамки закона и за рамки полномочий издающего его органа, предоставленным ему законом. Таким образом, соответствие закону и законным полномочиям субъекта правотворчества является главным признаком подзаконности нормативных актов. Подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти характеризуются также тем, что они направлены на организацию исполнения закона. При этом всякое исполнительное действие, в том числе и издание правовых актов (инструкций, приказов), должно соответствовать закону.

Указания и распоряжения Президента Российской Федерации

Нормативные указы Президента Российской Федерации связаны в основном с конкретизацией и детализацией действующих федеральных законов. Юридической базой для принятия указов нередко являются положения самой Конституции Российской Федерации. В частности, в соответствии с Конституцией и федеральными законами Президент Российской Федерации определяет основные направления внутренней и внешней политики государства (ч.3 ст.80). Естественно, что такое определение осуществляется в форме многочисленных указов. Указом Президента Российской Федерации утверждается военная доктрина России, назначается референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом (п. «з» ст. 83, п. «в» ст.84)

Нормативными являются указы президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам гражданства и помилования.

Ненормативные указы издаются Президентом Российской Федерации по вопросам применения права. Такими указами производятся назначения определенных должностных лиц, награждение орденами и медалями, присвоение почетных званий, высших воинских и специальных званий, предоставление политического убежища, помилование отдельных граждан, решение организационно-административных вопросов и т.п.

Таким образом указы Президента по ныне действующей Конституции Российской Федерации представляет собой подзаконный акт, обладающий после федерального закона наибольшей юридической силой. Содержание указа определяется конституционным статусом Президента Российской Федерации как главы государства.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...