Классификация земельно-правовых норм. Понятие и структура земельно-правовой нормы

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Таких частей в земельно-правовой норме три: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом "условие" не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Вторая часть правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция - это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не содержать самой санкции, если эта санкция содержится в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в Уголовном кодексе РФ; административно-правовые санкции - в Кодексе об административных правонарушениях. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 Гражданского кодекса, в которой указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими, например в виде формулы: убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме (ст. 62 Земельного кодекса РФ). Сам характер возмещения содержится, как было указано, в другой правовой норме.

Необходимо также иметь в виду, что любая правовая норма, в том числе и земельно-правовая, рассчитана на некие обобщенные, типичные ситуации и не всегда достаточно однозначно может быть применена к конкретным случаям. Это требует вдумчивого изучения правовой нормы и возникающих на ее основе земельных правоотношений. Процесс познания правовой нормы, т.е. уяснения ее подлинного смысла и рамок практического применения, называется толкованием правовой нормы.

Толкование может быть легальным (официальным) и научным (неофициальным). Легальное толкование дается самим законодателем или управомоченным им органом. Оно является обязательным для практического применения.

Научное толкование дается учеными-правоведами или научными учреждениями. Оно имеет рекомендательный характер и не является обязательным для практического применения. Процесс познания осложняется иногда тем, что во избежание нежелательных повторений в законодательстве о земле имеются отсылочные нормы, т.е. нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или даже иного нормативного акта.

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст. 14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

Правовые средства, с помощью которых оказывается воздействие на поведение участников земельных правоотношений, составляют в своей совокупности механизм земельного права, важнейшим элементом которого являются земельно-правовые нормы. Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных отношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования и охраны земель.
Земельно-правовые нормы — это установленные государством общеобязательные правила поведения участников земельных отношений, нарушение которых влечет применение мер государственного принуждения, в том числе мер правовой ответственности.
Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т. е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Первая часть (элемент) правовой нормы — гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы.
Вторая часть правовой нормы — диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения фермерского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях — ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.
Санкция — это составная часть правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителю земельного законодательства, т. е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит в том, что санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто восстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права (устранение препятствий в пользовании землей). Кроме того, норма земельного права может не иметь самой санкции, если она содержится в других отраслях законодательства (административном, гражданском, уголовном).
Особенностями земельно-правовых норм является то, что они нередко содержатся не только в нескольких статьях закона, но и в разных нормативных актах — это касается прежде всего санкции, отделяемой от гипотезы и диспозиции.
Наряду с нормами прямого действия, определяющими, например, сроки рассмотрения ходатайств о предоставлении или изъятии земель, действуют нормы непрямого действия, которые требуют для своего применения дополнительного нормативно-правового акта (постановления правительства РФ). Так, для применения нормы закона о государственном контроле за использованием и охраной земель потребовалось принять Положение Правительства РФ “О порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации” от 23 декабря 1993 г. № 1362, которым определены органы, осуществляющие контроль, их права и обязанности.
В научной и учебной литературе классификация земельноправовых норм проводится по разным основаниям. Так, Е. Н. Колотинская в зависимости от характера предписания и способа воздействия на участников отношений выделяет материально-правовые и процессуальные земельные нормы.
Материально-правовые земельные нормы могут быть нормами положительного регулирования, устанавливающими права и обязанности субъектов земельных отношений, и нормами-гарантиями, обеспечивающими соблюдение регулятивных норм.
Регулятивные нормы, в свою очередь, бывают: а) запрещающими совершение тех или иных действий (нарушать права пользователей земельных участков); б) обязывающими совершать те или иные действия (вносить платежи по земельному налогу, арендной плате); в) уполномочивающими на совершение определенных действий (предоставление земельных участков в собственность, аренду); г) компенсационными, предусматривающими обязанность по возмещению правомерного вреда (при изъятии земель для государственных или муниципальных нужд).
Правовые нормы — гарантии — определяют меры, обеспечивающие выполнение регулятивных норм. Они могут быть в виде поощрительных норм, направленных на повышение заинтересованности пользователей земель в рациональном их использовании и охране (экономическое стимулирование), а также карательных норм, предусматривающих принуждение субъектов земельных отношений к выполнению предписаний регулятивных норм и их ответственность за виновное противоправное невыполнение этих предписаний.
Процессуальные земельно-правовые нормы, находящиеся в тесной связи и взаимодействии с материальными земельными нормами, имеют по отношению к ним служебный характер. В процессуальных земельно-правовых нормах указывается, как, каким образом следует действовать, чтобы права и обязанности, предусмотренные в материальных нормах, были претворены в жизнь. Являясь средством реализации материальных норм, процессуальные нормы регламентируют порядок деятельности государственных органов, их взаимодействие с другими субъектами земельных отношений в процессе предоставления земельных участков, проведения землеустройства, ведения мониторинга земель, разрешения земельных споров и т. д.
По содержанию процессуальные земельно-правовые нормы подразделяются на: а) правонаделительные, определяющие порядок предоставления земель; б) правообеспечительные, устанавливающие порядок проведения землеустройства; в) правоохранительные, регламентирующие порядок разрешения земельных споров; д) правопрекращающие, определяющие порядок прекращения прав на земельный участок.
По мнению Е. Н. Колотинской же, классификация земельноправовых норм может быть произведена также и по институтам земельного права (право собственности на землю, государственное управление землями и т. д.); по объектному признаку в зависимости от категории земель; по субъектам, осуществляющим пользование земельными участками (граждане, юридические лица и др.).
Ю. Г. Жариков классифицирует земельно-правовые нормы на обязывающие, запрещающие и управомочивающие.
Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 53 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, который установлен в ст. ст. 100 и 101 ЗК РФ.
Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздержаться от совершения действий, не желательных с точки зрения закона. Упомянутая ст. 53 ЗК РФ запрещает нарушать права других собственников и владельцев земли, а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами.
Управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, возводить постройки и т. д.).
Механизм реализации земельно-правовых норм складывается из административных и экономических мер воздействия на поведение участников земельных отношений.
Административно-правовой механизм реализации земельноправовых норм имеет в своей основе императивный подход к поведению участников земельных отношений, обязывающий их выполнять предписания, содержащиеся в правовых нормах. Одной из мер административного воздействия на поведение участников земельных отношений и реализацию предписаний земельно-правовых норм является установление твердого порядка предоставления и изъятия земельных участков.
Среди мер административно-правового воздействия большое значение имеет государственный контроль за использованием и охраной земель, который осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти (Госкомзем, Минприроды, Федеральная служба лесного хозяйства и др.).
Значительную долю среди мер административно-правового воздействия составляют меры административного предупреждения, пресечения, взыскания и восстановительные меры.
С началом проведения земельной реформы административный механизм реализации земельно-правовых норм был существенным образом дополнен экономическим механизмом, призванным материально заинтересовать собственников земельных участков, других лиц в использовании земли и проведении мероприятий по повышению, восстановлению почвенного плодородия.
Экономический механизм воздействия складывается из мер позитивного (положительного) и негативного (отрицательного) характера.
Гарантируя гражданам Российской Федерации право на создание крестьянских (фермерских) хозяйств, их хозяйственную самостоятельность, законодательство в целях экономического стимулирования таких хозяйств освобождает граждан, впервые организующих подобные хозяйства, от уплаты налога на первые пять лет с момента предоставления земель. Наряду с налоговыми льготами экономическое стимулирование фермерских хозяйств осуществляется также через материально-техническое обеспечение и кредитование (ст. ст. 18, 20 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 г. “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”).
Однако государство использует в необходимых случаях и негативные меры экономического механизма реализации земельно-правовых норм. В качестве примера можно назвать взимание платы за пользование землей в соответствии с Законом РФ от 11 октября 1991 г. “О плате за землю” или взимание платы за вынужденное по объективным обстоятельствам загрязнение земель. Являясь формой компенсации правомерного ущерба, наносимого землям, взимание платы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, предусмотренное Законом РСФСР от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей природной среды”, призвано экономически стимулировать предприятия, организации, иностранные юридические и физические лица сокращать и прекращать вредное воздействие на окружающую природную среду.
Значительное место среди негативных мер экономического воздействия составляет возмещение убытков, причиненных собственникам земли, землепользователям, арендаторам в связи с изъятием земель для государственных и общественных нужд или ее временным занятием, повлекшим ограничение права пользования землей и ухудшение ее качества.

Тема III Земельно-правовые нормы и правоотношения.

Понятие и особенности земельно-правовых норм.

Земельно-правовая норма – норма права, регулирующая земельные отношения, содержащаяся в источниках земельного права . Таким образом, земельно-правовая норма обладает всеми признаками правовой нормы, или нормы права:

Регулирует общественные отношения;

Регулирует типичные по своему характеру отношения;

Обращена неопределенному (непоименованному) кругу лиц;

Многократно применяема;

Обладает формальной определенностью;

Зафиксирована в нормативно-правовых актах;

Обеспечена силой государственного веления и принуждения.

Особенность земельно-правовых норм детерминирована спецификой земельных отношений, которые, в свою очередь, обусловлены уникальностью объекта правового регулирования, которым является земля как основа жизни и деятельности народов, населяющих соответствующую территорию, и проявляет себя одновременно как природный объект, природный ресурс и недвижимое имущество (см. Тему I).

В связи с тем, что земельное право является комплексной отраслью, как система правовых норм, оно состоит из различных по своему характеру норм права, связанных между собой.

Как идеальная конструкция, земельно-правовая норма представляет единство трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Однако по способам фиксации земельно-правовые нормы можно подразделить на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы обращены ко всем участникам земельных правоотношений и устанавливают земельный правопорядок. Они определяют позитивное поведение субъектов, объем их субъективных прав и обязанностей в земельных правоотношениях. В связи с этим структура регулятивной нормы двухсоставная и представляет единство гипотезы и диспозиции .

Большая часть положений ЗК РФ и других нормативных актов, входящих в систему земельного законодательства, относится именно к регулятивным нормам. Предписывающие, дозволяющие, управомачивающие, обязывающие или запрещающие нормы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны земли могут также содержаться и в нормативно-правовых актах, относящихся к иным отраслям законодательства, однако в этом случае они будут входить в состав норм земельного права. Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 101 ЗК РФ, порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется не только земельным, но и лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель водного фонда, наряду с земельным, регулируется водным законодательством (п. 4 ст. 102 ЗК РФ). Нормы земельного права содержаться также и в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее ГрК РФ) – о порядке использования и охране земель, предназначенных и использующихся для застройки. Нормы, определяющие виды и порядок использования садовых, огородных, дачных земельных участков, содержаться в Федеральном законе «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан», хотя его нужно отнести скорее к гражданскому, чем к земельному законодательству. Перечень таких примеров можно продолжить.


Охранительные нормы направлены на защиту и охрану правопорядка, установленного регулятивными нормами. Таким образом, они обращены к участникам правоотношений, которых можно квалифицировать как «правонарушители», т.е. к лицам, которые совершили виновное противоправное деяние в области земельных отношений. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. В состав охранительной нормы обязательно входит указание на меру ответственности за нарушение правила поведения, охраняемого государством, то есть санкция.

Нужно отличать, нормы, направленные на охрану земель, которые по своему характеру являются регулятивными, так как устанавливают обязанности или запреты для лиц, использующих земельные участки и, направленные на охрану земельного правопорядка. Большая часть охранительных норм содержится в соответствующих законах, определяющих состав земельных правонарушений и санкции за земельные правонарушения: в Уголовном кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском кодексе РФ. Однако часть охранительных норм содержится в ЗК РФ и в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Их специфика заключается в том, что в качестве санкции применяется изъятие земельного участка, таким образом, сама санкция носит земельно-правовой характер, а не административный, уголовный или гражданско-правовой.

По способу (методу) воздействия на участников правоотношений нормы права подразделяются на диспозитивные и императивные. Метод регулирования является одним из критериев деления норм по отраслям. В связи с этим, классические отрасли преимущественно используют какой-то один из методов – либо императивный, либо диспозитивный, поэтому императивный метод получил также наименование «административный», а диспозитивный – «частноправовой».

Земельное право является комплексной отраслью. Это обуславливает наличие как диспозитивных, так и императивных норм в его составе . Диспозитивным методом регулируются земельные отношения, которые возникают между равноправными субъектами. Прежде всего, это отношения между собственниками земельных участков или иными правообладателями по поводу реализации и защиты своих прав и законных интересов.

Земельные отношения в области охраны и защиты земли как природного объекта и природного ресурса регулируются преимущественно императивными нормами. В таких отношениях одним из участников является государство в лице своего компетентного органа, либо иной управляющий орган, уполномоченный государством выполнять функции управления земельными отношениями (например, орган местного самоуправления).

Можно выделить и иные виды земельно-правовых норм:

Нормы-принципы, определяющие общие начала регулирования земельных отношений;

Отсылочные нормы, то есть содержащие отсылки к другим статьям того же закона, либо к другим нормативно-правовым актам;

Дефинитивные, то есть закрепляющие легальные определения юридических понятий;

Коллизионные, направленные на разрешение противоречий внутри системы права.

Многообразие земельно-правовых норм обусловлено тем, что земельное право самостоятельная комплексная отрасль в системе права России, тесно связанная со многими другими отраслями права. При этом необходимо понимать, что отношениями в обществе по поводу земли приобретают характер земельных правоотношений только в том случае, если они урегулированы нормами земельного права.

Земельно-правовая норма – это общеобязательные, формально-определнные установленные правила поведения участников земельных отношений, охраняемые силой государственного принуждения.

Как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Таких частей в земельно-правовой норме три: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом "условие" не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Вторая часть правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция - это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не содержать самой санкции, если эта санкция содержится в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в Уголовном кодексе РФ; административно-правовые санкции - в Кодексе об административных правонарушениях. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 Гражданского кодекса, в которой указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими, например в виде формулы: убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме (ст. 62 Земельного кодекса РФ). Сам характер возмещения содержится, как было указано, в другой правовой норме.


В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст. 14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

§ 3. нормы земельного права

В результате земельной реформы нормы земельного права приобрели более сложное содержание, чем прежде, поскольку они регулируют отношения, возникающие не только по поводу самого земельного участка, но и других объектов (здания, сооружения и т. д.), которые на нем расположены. В связи с этим к регулированию всех названных имущественных отношений привлекаются нормы гражданского законодательства, которые в силу необходимости учитывать особенности земельных и других приро-доресурсных отношений преобразуются (трансформируются) в нормы земельного права.

Содержание конкретных земельных правоотношений, а также их практическое проявление во многом зависит от смысла той правовой нормы, которая служит для них основанием. Как будто все просто: поступай так, как записано в той или иной статье, пункте закона или иного нормативного акта. Но как быть, если правовая норма связана с другими нормами и не может без них применяться? Если она не содержит санкций за ее нарушение? Если заинтересованные стороны по-разному толкуют ее смысл? Поэтому полезно знать, какие бывают земельно-правовые нормы, как они формулируются, какова их структура.

Структура нормы Эти нормы, как и всякие иные правовые земельного права нормы, имеют свою внутреннюю структуру,

т. е. составные части, связанные между собой

определенным логическим содержанием. Первая часть (элемент) правовой нормы - гипотеза, т. е. описание условий действия правовой нормы. При этом «условие» не обязательно должно быть подробным опи-50

санием. Обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы. Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т. д. Юридический статус субъекта земельного права служит здесь необходимым условием (фактом) для применения определенной земельно-правовой нормы. Юридическим фактом может также быть заявленное гражданином желание образовать крестьянское (фермерское) хозяйство. В гипотезе возможно указание и на факт, требующий применения нормы охраны прав пользователя землей, поскольку его нарушенные права подлежат восстановлению. В гипотезе не обязательно присутствие слова «если», указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Вторая часть правовой нормы - диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий. Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого («гипотеза»), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства. В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях - ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция Санкция - это составная часть правооохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий. Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителю земельного законодательства, т. е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы. В охранительной норме гипотезой является описание правонарушения. При этом факт, выражающийся в неправомерном действии или бездействии, служит основанием для применения мер принуждения. Здесь санкция выступает вторым элементом охранительной нормы, указывающим на юридические последствия совершенного правонарушения (изъятие участка при бесхозяйственном его использовании, штраф и т. д.). Санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права. Например, по требованию инспектора Роснедвижимости устраняются препятствия в пользовании землей, чинимые кем-либо посторонним.

Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не иметь самой санкции, если она содержится в других отраслях законодательства. Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в УК РФ, административно-правовые

санкции - в КоАП РФ. Восстановительная санкция содержится в ст. 15 и других статьях ГК РФ. В ст. 15 ГК РФ указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду. Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими (отсылочными), например в виде формулы: «Убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме в соответствии с нормами гражданского законодательства» (п. 1 ст. 62 ЗК РФ).

или иного нормативного правового акта

по-разному. Поскольку нормы земельного права действуют в опреде

ленной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют пози

тивные (положительные) действия людей, другие - правоохранитель

ные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике

сплошь и рядом допускается раздельное их формулирование. Это тре

бует вдумчивого изучения правовых нормативных актов и возникаю

щих на их основе земельных правоотношений. Процесс познания ос

ложняется еще и тем, что во избежание нежелательных повторений

в земельном законодательстве имеются отсылочные статьи, т. е. нор

мы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают

к другим статьям данного или даже иного нормативного акта. Приме

няется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой

нормы - без отсылки к другим статьям нормативного акта и т. д.

Разнообразие В любом случае для уяснения подлинного

правовых норм смысла правовой нормы необходимо ее толкование, анализ ее юридического содержания. Здесь важно установить цель правовой нормы, ответить на вопрос, какую роль данная норма призвана выполнять при регулировании конкретных земельных отношений. В связи с этим земельно-правовые нормы характеризуются не только как регулятивные и правоохранительные, о которых говорилось выше. В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это - обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 42 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, который установлен в ст. 12-13 ЗК РФ.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Так, ст. 23 и 42 ЗК РФ запрещают нарушать права других собственников и владельцев земли, землепользователей и арендаторов,

а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами.

Управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т. д.).



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...