Понятие казны рф. Государственная казна как объект управленческого воздействия. Сущность казны и сущность государства

Леонид Александрович РОДИОНОВ , начальник отдела № 17 УФК по Самарской области, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой гражданского права и процесса Самарского филиала Московского ГПУ, советник ГГС РФ 1-го класса. Статья посвящена правовому анализу института казны в контексте государства, его признаков и устройства.

Признаки государства

Мыслителями и политическими деятелями разных времен было высказано множество мнений и суждений об основных признаках государства. Прежде всего, это наличие аппарата власти и управления (система публичной власти). Основным признаком государства является также наличие аппарата принуждения и армия, территория государства, институт гражданства, сфера юрисдикции. Одним из основных признаков государства является суверенитет.

Другими словами, государство — это суверенная политико-территориальная организация публичной власти на определенной территории, устанавливающая правопорядок и обладающая аппаратом управления и принуждения, а также государственной казной. Казна также является признаком государства, поскольку с ней связаны такие явления, как налоги (учрежденные публичной властью поборы с населения, взыскиваемые принудительно в установленных размерах и в заранее определенные сроки), внутренние и внешние займы, государственные кредиты, долги государства, то есть все то, что характеризует экономическую деятельность государства и обеспечивает его функционирование.

Сущность казны и сущность государства

В теории марксизма отмечается, что в налогах воплощено экономическое выражение сущности государства. В литературе можно часто встретить мысль, что налоги необходимы для содержания разветвленного государственного аппарата, не принимающего непосредственного участия в производстве материальных благ, для содержания публичной власти. Сбор налогов - это один из важнейших способов формирования, пополнения государственной казны.

Основная часть доходов федерального бюджета РФ в 2011 году была обеспечена поступлениями по четырем доходным источникам: вывозным таможенным пошлинам, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль организаций. За счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой, сформировано 98,8 % общего объема поступлений в федеральный бюджет.

В дореволюционной цивилистической литературе казна определялась как государство, выступающее в качестве участника гражданских правоотношений. Понятие казны разно-образно. М. Ю. Тихомиров в юридической энциклопедии дает определение казны как средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными организациями. Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

В статье 214 Гражданского кодекса дано понятие казны как «средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями...». В пункте 2 ст. 97 Бюджетного кодекса также говорится о казне: «Государственный долг Российской Федерации полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну». Само государство выступает субъектом частноправовых отношений. Оно приобретает недвижимое и движимое имущество, становится должником или кредитором.

От имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса. Имущество казны России (государства), составляющее основу национального богатства, как признака государства является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и в основном обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности, суверенитета и возможностей пополнения активов).

Сущность казны раскрыта в функции самого государства. Инвестиции, социальная направленность и организационно-управленческая функция выражаются в обеспечении деятельности органов государственной власти. Гарантийная функция выражается в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга, займов и иных обязательств как внутри страны, так и вне ее.

Следует отметить, что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны, казна рассматривается как хранилище имущества (объект правоотношений). Данная трактовка приводится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. С другой - она выступает как субъект правоотношений1.

Формирование казны осуществляется в основном органами государственной власти различных уровней. В современных условиях развития экономики России финансы, денежные фонды, государственная казна становятся основным рычагом управления всеми сферами общественной жизни, признаком государства. В связи с этим спектр использования дефиниции «государственная казна» существенно расширяется, а само понятие наполняется новым содержанием, что обусловлено трансформацией социально-экономических отношений, становлением системы российского бюджетного федерализма, разграничением государственной собственности, а также особенностями участия РФ, субъектов РФ в имущественных и финансовых правоотношениях.

Об ответственности государства

Согласно Гражданскому кодексу Российская Федерация ее субъекты и муниципальные образования отвечают по своим обязательствам имуществом, принадлежащим им на праве собственности, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. То имущество данных субъектов, которое не закреплено за государственными предприятиями и учреждениями, а также средства соответствующего бюджета образуют согласно ст. 214 Гражданского кодекса государственную казну РФ, казну субъекта РФ и казну муниципального образования.

Российская Федерация является равноправным наряду с гражданами и юридическими лицами участником гражданских правоотношений. Эти правоотношения регулируются гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей правового положения вышеназванных субъектов. По общему правилу исполнения судебных актов о взыскании средств с юридических лиц (государства) взыскание в первую очередь обращается на денежные средства должника и только в случае их недостаточности на иное имущество. Сложно, однако, представить полное отсутствие денежных средств у Российской Федерации.

В этом смысле нужно согласиться с Р. Е. Артюхиным в том, что составной и наиболее ликвидной частью казны являются средства соответствующего бюджета. Именно на них, а не на имущество в натуральном выражении судами обращается взыскание по искам, обязанность удовлетворения которых возлагается на РФ, субъекты РФ, муниципальные образования.

Правовые отношения

Возложение ответственности на государство вызвано тем, что конкретное учреждение, действиями должностных лиц которого причинен вред, может вступить в гражданско-правовые отношения лишь в сфере реализации обычной гражданской правосубъектности юридических лиц, но не как орган, наделенный государственными полномочиями, поскольку публичные органы и их должностные лица не обладают гражданской правосубъектностью. Надлежащим ответчиком по делам о возмещении вреда за счет казны должны признаваться РФ, субъект РФ либо муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа.

Непосредственно к участию в деле привлекаются те государственные органы и органы местного самоуправления, которые согласно ст. 1071 Гражданского кодекса уполномочены представлять РФ, субъект РФ, муниципальные образования по таким делам. Гражданский кодекс гласит, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если согласно п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно ст. 158 Бюджетного кодекса обязанность выступать от имени казны РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, а также их должностных лиц по подведомственной принадлежности, возлагается на органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям средств. Бюджетный кодекс гласит, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (подп. 12.1 ст. 158 БК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ). Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени РФ, субъекта РФ, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам.

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» ст. 1081 Гражданского кодекса дополнена п. 3.1, в соответствии с которым РФ, субъект РФ или муниципальное образование в случае возмещения ими вреда по основаниям, предусмотренным ст. 1069 и 1070 ГК РФ, а также по решению Европейского суда по правам человека имеют право регресса к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено указанное возмещение. В соответствии с п. 2.1, 2.7, 3.2, 3.4 и 3.7 приказа Минфина России и Федерального казначейства от 25 августа 2006 г. № 114н/9н «О порядке организации и ведения работы по представлению в судебных органах интересов Министерства финансов РФ и интересов Правительства РФ в случаях, когда их представление поручено Министерству финансов РФ» в случаях удовлетворения судами исков о возмещении вреда, причиненного государственными органами и их должностными лицами за счет казны РФ, Министерство финансов РФ напоминает управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ о необходимости обращаться в суды с регрессными требованиями к должностным лицам, виновным в причинении вреда. А при отсутствии в судебном акте указания на виновное должностное лицо предпринимать меры, направленные на его установление.

Необходимость правовой регламентации

Казна влияет на осуществление функций государства. Отсутствие должной правовой регламентации порядка управления государственной казной влечет за собой неурегулированность экономических и гражданско-правовых отношений в стране. Анализ действующей нормативно-правовой базы по рассматриваемой проблеме показал, что в России отсутствует система законодательных и нормативных актов, регламентирующих вопросы формирования, учета, распоряжения и управления активами казны, а также не определено понятие государственной казны.

На уровне субъектов РФ законы о казне как отдельного института действуют в семи регионах: Алтайском, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Свердловской, Читинской областях и в г. Москве. В основе этих законов положены статьи Гражданского кодекса о казне, где отсутствует классификация ряда активов казны по юридическим и экономическим признакам. Наличие элементов, обеспечивающих органы управления страны полной, точной, своевременной и надежной информацией о состоянии экономики, в том числе казны РФ, снижает риск неопределенности при принятии решений на всех уровнях системы государственного регулирования.

Казна как элемент и механизм государственного и общественного устройства, известна с древних времен, выполняя функции хранилища государственных ценностей, используемых для обеспечения вла­стных полномочий и хозяйственных целей.

В гражданском законодательстве понятие казны определяется по «остаточному принципу» как средства соответствующего бюджета и иное государственное (или муниципальное) имущество, не закреп­ленное за государственными (или муниципальными) предприятиями и учреждениями.

В соответствии с Конституцией РФ, ГК РФ государственная и муниципальная собственность подразделяется на две части:

а) государственную и муниципальную казну;

б) имущество, закрепленное за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Соответственно различают осуществление права государственной и муниципальной собственности в отношении казенного имущества и в отношении имущества, закрепленного за соответствующими предприятиями и учреждениями как самостоятельными юридическими лицами. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

Казна выступает источником обеспечения государственного долга и возмещения вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов.

Необходимость нормативного регулирования процессов формирования и управления казной определяется расширяющимся вовле­чением государственной собственности в хозяйственный оборот, с отчуждением и приобретением объектов собственности. Субъект федерации и муниципальное образование могут выступать в хозяйственном обороте в качестве должника в кредитных отношениях, в других гражданско-правовых сделках только в объеме имущества казны.

Использование хозяйствующими субъектами (в том числе унитарными предприятиями) имущества казны на основе аренды позво­ляет в случае неэффективной деятельности сохранить его от нецелевого отчуждения и защитить интересы государственно­го собственника. Казна служит одним из показателей эффективности орга­нов государственной власти и управления. Цель организационного формирования казны - повышение эффективности управления государственной собственностью, вовлечение ее в граж­данский оборот, совершенствование системы учета собственности и ее сохранности.

Казна ведет учет объектов собственности, организует поиск, вос­становление в учете ранее утраченной интеллектуальной и иной соб­ственности, регистрацию прав собственности, обеспечивает хранение имущества, перешедшего в государственную собственность, и ее рациональное содержание. Объекты собственности, зачисленные в каз­ну, не подлежат обложению налогом на имущество.



Муниципальную казну составляют в первую очередь средства соответствующего бюджета. Иными словами, основная часть казны представлена фондами финансовых ресурсов, отношения по образованию, распределению и использованию которых являются предметом финансово-правового регулирования. Вторую часть казны составляет движимое и недвижимое имущество, а также имущественные права.

В состав муниципальной казны входит имущество, находящееся в собственности муниципальных образований, и не закрепленное за муниципальными учреждениями и предприя­тиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения. Функции собственника в отношении имущества, входящего в состав казны, муниципальные образования осуществляют непосредственно. Эти положения закреплены в пункте 3 статьи 214 и пункте 2 статьи 215 ГК РФ и в пунктах 1, 2 статьи 125 ГК РФ.

Органы местного самоуправления при использовании и управлении имуществом муниципальной казны решают следующие задачи:

а) пообъектный учет имущества, входящего в муниципальную казну, своевременное отражение его движения;

б) сохранение и приумножение в составе муниципальной казны имущества, управление и распоряжение которым обеспечивает привлечение в доход местного бюджета дополнительных средств, а также сохранение в составе муниципальной казны имущества, необходимого для исполнения вопросов местного значения, возложенных законом на муниципальное образование;

в) выявление и применение наиболее эффективных способов использования муниципального имущества;

г) контроль сохранности и использования муниципального имущества по целевому назначению.

Учет имущества, составляющего муниципальную казну, и контроль его движения осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления путем занесения соответствующей информации в специальный раздел Реестра муниципальной собственности. Для проверки фактического наличия и состояния недвижимого имущества муниципальной казны в муниципальных образованиях должны проводиться его плановые и внеплановые инвентаризации.

Источниками образования муниципальной казны может быть имущество :

а) вновь созданное или приобретенное за счет средств бюд­жета муниципального образования;

б) переданное в муниципальную собственность муниципаль­ного образования в порядке, предусмотренном законодатель­ством о разграничении государственной и муниципальной соб­ственности;

в) переданное безвозмездно в муниципальную собственность юридическими и физическими лицами;

г) изъятое на законных основаниях из хозяйственного веде­ния муниципальных унитарных предприятий и оперативного управления муниципальных учреждений;

д) оставшееся после ликвидации муниципальных унитарных предприятий или муниципальных учреждений;

е) полученное в результате совершения гражданско-правовых сделок;

ж) переданное в муниципальную собственность в случаях, если это имущество в силу закона не может принадлежать лицу, в собственности которого оно оказалось;

з) приобретенное по давности владения;

и) полученное после расторжения сделок приватизации в порядке, предусмотренном действующим законодательством;

к) полученное по решению суда в случаях применения последствий недействительности сделок с недвижимым имуществом, относящимся к муниципальной казне;

л) полученное в результате совершения органами местного правления иных действий, предусмотренных действующим законодательством..

Включение в состав муниципальной казны имущества, образованного за счет вышеперечисленных источников осуществляется на основании решения уполномоченного органа местного самоуправления, устанавливающего источник и порядок образования имущества.

Недвижимое имущество выбывает из муниципальной казны в результате :

Внесения в уставные фонды создаваемых муниципальных унитарных предприятий либо передачи в хозяйственное ведение действующим муниципальным унитарным предприятиям;

Передачи в оперативное управление создаваемым или действующим муниципальным учреждениям;

Внесения в качестве взносов в фонды и автономные некоммерческие организации;

Внесения в качестве вкладов в акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью в случаях, предусмотренных действующим законодательством;

Отчуждения по гражданско-правовым договорам;

Обращения взыскания на недвижимое имущество (в том числе являющееся предметом залога);

Потерь, возникших вследствие причинения вреда недвижимому имуществу, а также его уничтожения либо повреждения и при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях при родного и техногенного характера;

Совершения иных действий, предусмотренных действующим законодательством.

Недвижимое имущество, выбывающее из муниципальной казны, отчуждается муниципальными образованиями в лице уполномоченных органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.

Нахождение имущества в муниципальной казне позволяет выбрать оптимальные способы его использования, приносящие максимальные блага населению муниципального образования Использование имущества муниципальной казны может способствовать развитию конкуренции в муниципальном образовании.

Основными способами использования имущества, находящегося в муниципальной казне по сложившейся практике являются:

Передача имущества во временное владение и пользование или во временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам аренды (имущественного найма);

Передача имущества в безвозмездное временное пользование юридическим или физическим лицам по договорам безвозмездного пользования имуществом (ссуды);

Передача имущества на определенный срок для осуществления управления им в интересах муниципального образования коммерческим организациям по договору доверительного управления имуществом.

Условия и порядок передачи имущества, составляющего муниципальную казну, в аренду, безвозмездное пользование, залог и распоряжение им иными способами регулируются действующим законодательством и правовыми актами органов местного управления, принятыми в пределах их компетенции, а также соответствующими договорами.

Вопросы и задания:

1. Перечислите проблемы нормативно-правового регулирования ипотеки (залога) в РФ.

  1. Перечислите основные положения договора залога. Какое имущество может быть предметом залога?

3. Перечислите права и обязанности залогодателя и залогодержателя. Приведите примеры.

4. В чём заключается сущность залога с оставлением заложенного имущества у залогодателя?

5. Каково назначение муниципального залогового фонда? В чём заключаются особенности ипотеки муниципальной недвижимости?

6. Перечислите назначение и состав государственной и муниципальной казны.

7. Перечислите цели и задачи использования имущества, находящегося в муниципальной казне.

8. Перечислите способы использования имущества, находящегося в муниципальной казне. В каких случаях недвижимое имущество выбывает из муниципальной казны?

Глава 2.6. Система внутреннего и внешнего контроля над распоряжением и использованием государственного и муниципального имущества

  • Экономика: пределы государственно-правового воздействия
  • Экономическое законодательство: к истории вопроса
    • Государственное регулирование экономики России
    • Экономическое законодательство в советский период и эпоху реформ
    • Современная российская экономика и законодательство
  • Концепции правового регулирования экономики и административное право
    • Публичное экономическое право Франции
    • Германия: право экономики, административно-хозяйственное право
    • Экономический анализ права
    • Идеи экономического права в России
  • Экономическое право - комплексная отрасль или учебная дисциплина?
  • Публичное право и регулирование экономических отношений
  • Деление права на публичное и частное
    • В поисках критерия разделения права на публичное и частное
    • Современные тенденции разделения права
  • Роль административного права в регулировании экономики
  • Конституционные принципы регулирования экономики
  • Публичные элементы в гражданском праве России
  • Участие государства в имущественных отношениях
  • Гражданская правосубъектность государства и его органов
  • Государство и казна
    • Понятие казны
    • Состав федеральной казны
  • Имущественная ответственность государства
    • Возмещение вреда, причиненного государством: теоретические подходы
    • Порядок возмещения вреда за счет казны
    • Проблема определения надлежащего ответчика по делам о возмещении вреда государством
    • Исполнение судебных решений о взыскании вреда с государства
  • Взаимодействие государства и бизнеса
  • Участие бизнеса в государственном управлении
  • Публично-частное партнерство: история возникновения и основные формы
  • Государственно-частное партнерство в России
  • Концессия как форма публично-частного партнерства
    • Возникновение и распространение концессий
    • Смешанный характер концессионного соглашения
    • Объекты и субъекты концессионного соглашения
    • Условия концессионного соглашения
    • Порядок заключения концессионного соглашения
  • Субъекты экономического регулирования
  • Экономическая компетенция органов публичной власти
    • Федеральные органы власти в сфере экономики
    • Органы по управлению государственной собственностью
  • Правовой статус «смешанных органов» в сфере экономики
    • Счетная палата РФ
    • Центральный банк РФ
  • Государственные корпорации и государственные компании
    • Общие нормы о государственных корпорациях
    • Виды государственных корпораций
    • Деятельность государственных корпораций
    • Риски при создании государственных корпораций
    • Государственная компания
  • Саморегулируемые организации: правовой статус и основы деятельности
    • Теоретические основы саморегулирования
    • Саморегулируемые организации в России
    • Правовой статус саморегулируемых организаций
    • Публично-правовые черты саморегулируемых организаций
  • Квазигосударственные органы
  • Частные организации, осуществляющие аутсорсинг административно-управленческих процессов
  • Публично-правовые способы регулирования экономики
  • Разрешительные и контрольные полномочия органов власти
    • Экономическая функция государства
    • Государственная регистрация
    • Лицензирование в экономической сфере
    • Государственный контроль и надзор
  • Экономическое прогнозирование и планирование
  • Оказание публичных (государственных) услуг в экономической сфере
  • Государственное регулирование цен и тарифов
  • Государственная поддержка
  • Управление государственной собственностью
  • Основы управления государственной собственностью
    • Состав государственной собственности
    • Формы управления государственной собственностью
    • Учет государственной собственности
  • Разграничение государственной собственности
    • Нормативные основы разграничения государственной собственности
    • Современное законодательство о разграничении государственной собственности
    • Проблема возмездности в отношениях по разграничению государственной собственности
  • Приватизация государственной собственности
    • Правовая природа приватизации
    • Основные способы приватизации
    • Национализация как антипод приватизации
  • Создание унитарных предприятий
  • Акционерная собственность государства
  • Коррупция как деструктивный фактор в экономике
  • Теневая экономика и коррупция
  • Способы противодействия коррупции в экономике
    • Нормативная база противодействия коррупции
    • Антикоррупционная экспертиза экономического законодательства
    • Административные барьеры для бизнеса
    • Административные барьеры при осуществлении легализующих функций
    • Административные барьеры при осуществлении государственного контроля
    • Административные барьеры при предоставлении публичной информации

Состав федеральной казны

Попытаемся охарактеризовать состав федеральной казны путем экскурса в действующее законодательство. Прежде всего, казна подразделяется на денежную и имущественную.

Денежную казну составляют средства федерального бюджета, следовательно, важными источниками правовых норм о казне служат Бюджетный кодекс РФ и федеральные законы о бюджете.

В состав казны включаются акции и другие ценные бумаги, доли и вклады государства. Согласно законодательству большая часть природных ресурсов находится в федеральной собственности, следовательно, включается в состав федеральной казны.

  • недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы (Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»);
  • земельные участки (Земельный кодекс РФ);
  • лесные участки в составе земель лесного фонда (Лесной кодекс РФ);
  • водные объекты (Водный кодекс РФ);
  • животный мир в пределах территории Российской Федерации (Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире»).

Необходимо отметить, что некоторые виды природных ресурсов могут находиться только в федеральной собственности (например, лесные участки в составе земель лесного фонда).

В состав казны включаются и объекты культурного наследия , находящиеся в федеральной собственности (Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 7Э-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»).

Согласно Федеральному закону от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» незакрепленную федеральную собственность образует Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней . В его составе выделяется Алмазный фонд, являющийся неделимым и неотчуждаемым, и золотой запас РФ (используется для осуществления финансовой политики государства и удовлетворения экстренных потребностей при чрезвычайных ситуациях).

В состав федеральный казны включен и государственный резерв (Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве») - особый федеральный (общероссийский) запас материальных ценностей, предназначенный для целевого использования, определенного законодательно. В состав государственного резерва входят запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации, запасы стратегических материалов и товаров, запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Запасы государственного резерва независимо от места их размещения, здания, сооружения и другое имущество входящих в систему государственного резерва организаций, а также земельные участки, на которых эти организации расположены, и участки недр, которые используются для хранения государственного резерва, являются федеральной собственностью и не могут быть использованы в качестве предмета залога. В соответствии с законодательством Российской Федерации государственный резерв не подлежит приватизации.

Еще одной составляющей государственной казны является государственная часть Музейного фонда РФ (Федеральный закон от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации»), в которую входят музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов Российской Федерации (порядок их разграничения определяется в специальном положении), независимо от того, в чьем владении они находятся (они закрепляются за государственными музеями, иными государственными учреждениями на праве оперативного управления). Музейные предметы и музейные коллекции, приобретаемые государственными музеями, иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Музейные предметы и музейные коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации, не подлежат отчуждению, за исключением случаев утраты, разрушения либо обмена на другие музейные предметы и музейные коллекции.

Согласно Федеральному закону от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации» в казну входит и Архивный фонд Российской Федерации - исторически сложившаяся и постоянно пополняющаяся совокупность архивных документов, отражающих материальную и духовную жизнь общества, имеющих историческое, научное, социальное, экономическое, политическое и культурное значение, являющихся неотъемлемой частью историко-культурного наследия народов Российской Федерации, относящихся к информационным ресурсам и подлежащих постоянному хранению.

Есть и другие виды имущества, которые попадают в федеральную казну: конфискованное и выморочное имущество, переданное в доверительное управление (но по ст. 1018 ГК на него не обращается взыскание), имущество, переданное в аренду или залог (обращение взыскания на него невозможно).

Говоря о казне, необходимо иметь в виду и гражданско-правовую классификацию вещей на оборотоспособные, ограниченные в обороте и необоротоспособные. Это необходимо при определении статуса того или иного компонента казны. На самом деле соотношение такой гражданско-правовой классификации и публичного назначения того или иного имущества неочевидно и во многом ситуативно.

Возвращаясь к пониманию государственной казны и ее составляющих, выделим (условно) следующие составные части:

  1. денежные средства (государственный бюджет);
  2. объекты, которые находятся в государственной собственности, но могут находиться и в частной (земельные участки, памятники истории и культуры);
  3. объекты специального назначения, используемые в публичных целях. Режим таких видов имущества регламентируется особо (фонд драгоценных металлов, государственный резерв, Музейный и Архивный фонды). Необходимо отметить, что гражданско-правовая категория вещей, изъятых из оборота, не учитывает всех нюансов такого особого режима;
  4. иное имущество, не закрепленное на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Поскольку объекты казны специального назначения отчуждению не подлежат, они не представляют ценности в плане гражданского права - с ними нельзя совершать сделки, обеспечивать обязательства и т.п. Да и режим денежной казны (бюджета) установлен нормами как гражданского, так и публичного (бюджетного) законодательства, что диктует необходимость учитывать при применении гражданско-правовых норм особенности публичных субъектов, установленные в том числе бюджетным законодательством, а при формировании и исполнении бюджета - наличие у публичных субъектов гражданских прав и обязанностей 1 См.: Голубцов В.Г. Правовой режим денежных средств казны: основы межотраслевого регулирования // Законодательство и экономика. 2006. № 9. .

Кстати, по Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования на государственное, муниципальное недвижимое имущество, не закрепленное за государственными, муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющее соответственно государственную казну Российской Федерации, казну субъекта Российской Федерации, муниципальную казну, проводится без взимания государственной пошлины.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http: //www. allbest. ru/

Введение

В условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.

В экономической теории государственные ресурсы (государственное имущество) включенные в казну составляют средства соответствующего бюджета и иное имущество (активы казны) принадлежащее Российской Федерации субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию на праве собственности не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями.

Имущество казны России составляющее основу национального богатства является одним из базовых ресурсов государственного регулирования экономики и в основном обеспечивает стратегический баланс между потребностями государства (в том числе для обеспечения безопасности суверенитета) и возможностями по пополнению (формированию) таких активов.

Следует отметить что сам термин «казна» применяется в двух значениях. С одной стороны, казна рассматривается как хранилище имущества и данная трактовка казны приводится в большинстве действующих законодательных и нормативных актов. Второе значение института казны - система управления федеральной собственностью, не переданной в пользование третьим лицам основное назначение которой - перераспределение государственных активов. В такой системе происходит формирование (аккумулирование) активов, поступающих из различных источников для дальнейшего их использования в интересах государства. При этом формирование казны осуществляется в основном органами государственной власти различных уровней на которые возложены функции приобретения инвентаризации учета оценки хранения контроля передачи в хозяйственное пользование и оперативное управление приватизации ликвидации соответствующих видов активов. Исходя из средне- и долгосрочных программ развития государства, указанные функции реализуются в форме самостоятельных процедур (операций) которые в свою очередь группируются по видам активов и направлениям дальнейшего использования.

1. Понятие сущность цели и задачи государственной казны

В гражданском кодексе РФ дается следующее определение государственной казны - «Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями составляют государственную казну Российской Федерации казну республики в составе Российской Федерации казну края области города федерального значения автономной области автономного округа».

В казну поступают налоги пошлины и другие государственные доходы, а также иное имущество, приобретенное РФ республикой в составе РФ автономной областью автономным округом краем областью в соответствии с законом.

Сущность государственной казны наиболее полно проявляется в ее функциях:

1. Воспроизводственная функция. Проявляется в том, что посредством расходов из государственной казны обеспечивается финансирование различных мероприятий отраслей экономики публично-правового образования образуются доходы отдельных категорий граждан. Государственное казенное имущество в целом позволяет вступать публичному субъекту в экономические отношения инициировать и создавать благоприятные условия для функционирования как государственного, так и негосударственного сектора экономики.

2. Социальная функция. Осуществляется в связи с финансированием социально-культурных мероприятий. Кроме того, распоряжение объектами государственной казны производит опосредованный социальный эффект заключающийся в сохранении и создании новых рабочих мест.

3. Функция капитализации. Реализуется при поступлении в государственную казну ценных бумаг, а также посредством внесения вкладов в уставные капиталы хозяйственных обществ.

4. Инвестиционная функция. Выражается в том, что государственная казна может выступать инструментом проведения инвестиционной политики публично-правового образования (обеспечительная мера).

5. Организационная функция. Проявляется в обеспечении деятельности органов государственной власти публичного субъекта государственных унитарных предприятий и учреждений.

6. Гарантийная функция. Выражается в обеспечении государственным казенным имуществом государственного долга публично-правового образования (кредитных соглашений и договоров; государственных займов осуществляемых путем выпуска ценных бумаг публичного субъекта; договоров и соглашений о получении бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации и т.д.).

7. Правовая функция. Обусловливает возможность непосредственного участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях.

Социально-экономическая сущность института имущества казны проявляется в задачах управления в реализации которых она должна участвовать:

Рост социально-экономического уровня жизни населения;

Пополнение бюджетов соответствующих уровней;

Развитие конкуренции и поддержки предпринимательства;

Учет и нахождение хозяина бывшего «ничейным» или низкоэффективного государственного имущества;

Вывод общественных ресурсов из теневой экономики.

Институт имущественной казны как элемент хозяйственной структуры государства

Должен базироваться на социально-экономической политике государства. Усиление его значимости будет способствовать стабилизации и росту экономики активному участию в поддержании баланса между рыночной эффективностью и социальным блоком задач. Для придания имуществу казны социально-экономической сущности реального ресурса необходимо:

Четкое разграничение и юридическое закрепление прав собственности за субъектами общества в том числе общественно-правовыми образованиями;

Учет потенциального имущества, который должен производиться на основе социально-экономической экспертизы, определяющей реальную ценность и перспективу включения его в экономический оборот или постановки на баланс органов социального блока. Необходим ступенчатый (поэтапный) метод учета и освоения потенциального имущества.

2. Структура государственной казны России

В настоящее время в Российской Федерации отсутствуют точные сведения о количестве объектов относящихся в соответствии с действующим законодательством к казне, а также их реальных объемах. Одной из причин является то что в декабре 2004 года из Бюджетного кодекса Российской Федерации исключена одна из норм статьи 276. Указанной нормой предписывалось предоставлять в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с отчетом об исполнении федерального бюджета реестр федеральной государственной собственности на первый и последний день отчетного финансового года что привело к потере важнейшего информационного источника о состоянии имущества казны на федеральном уровне. «Детальная информация о структуре казны представлена в отчете Счетной палаты Российской Федерации «Реализация прав и полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества (за исключением средств федерального бюджета) составляющего казну Российской Федерации» утвержденном протоколом Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 26 октября 2007 года № 46К (564)»1.

К объектам имущества казны Российской Федерацией в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Бюджетным кодексом Российской Федерации кроме средств федерального бюджета Пенсионного фонда Государственного резерва Алмазного фонда социального страхования других государственных валютных и внебюджетных фондов Российской Федерации уставного капитала и иного имущества Банка России включая золотовалютные резервы относится движимое и недвижимое имущество.

В соответствии со статьей 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимому имуществу относятся земельные участки недр и все что прочно связано с землей в том числе здания сооружения объекты незавершенного строительства. К недвижимому имуществу также отнесены подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда внутреннего плавания космические объекты.

Вещи, не относящиеся к недвижимости включая деньги и ценные бумаги признаются движимым имуществом.

Таким образом к объектам имущества казны Российской Федерации в соответствии с законодательством можно отнести:

а) земельные участки, находящиеся в федеральной собственности;

б) участки леса недр водные объекты и другие природные ресурсы, находящиеся в федеральной собственности;

в) недвижимое имущество в том числе:

Здания строения сооружения, находящиеся в федеральной собственности и не закрепленные за федеральными предприятиями и учреждениями;

Объекты инженерного и коммунального назначения;

Бесхозное имущество (на период установления собственника);

Имущество и имущественные комплексы ликвидированных унитарных предприятий и учреждений;

г) движимое имущество в том числе акции (доли вклады) хозяйственных обществ и товариществ находящееся в федеральной собственности;

д) имущественные права в том числе права на объекты интеллектуальной собственности полученные за счет средств федерального бюджета;

и) иное находящееся в федеральной собственности недвижимое и движимое имущество в том числе переданное в пользование аренду залог и по иным основаниям выморочное имущество.

При этом на законодательном уровне перечень устанавливающий исчерпывающий состав имущества составляющего государственную казну Российской Федерации и подлежащего государственному учету ведению и распоряжению не определен.

В отсутствие нормативных актов устанавливающих перечень имущества казны документами Росимущества имущество составляющее казну определено как недвижимое имущество (без земельных участков) не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями в состав которого входит имущество ранее запрещенное к приватизации и выведенное из имущественных комплексов приватизированных предприятий включающее в себя объекты нежилого назначения изъятые из гражданского оборота (ограниченные в обороте) и объекты жилого фонда подлежащие передаче муниципальным образованиям. Также в состав имущества казны входят: здания различного назначения помещения (жилые и нежилые) сооружения в том числе: взлетно-посадочные полосы дороги причальные стенки инженерно-технические коммуникации объекты незавершенного строительства выморочное имущество.

3. Источники формирования государственной казны России

Источниками формирования казны являются: бесхозяйственное имущество, переданное на период оформления и переоформления прав собственности имущество, переданное безвозмездно юридическими и физическими лицами объекты собственности, выведенные из состава организаций временно либо в период оформления банкротства имущество, переданное на время оформления в части разграничения прав собственности природные ресурсы земля шельф вода. Указанные элементы казны могут использоваться расходоваться приватизироваться передаваться на возмездной или безвозмездной основе в собственность или пользование различным организациям ликвидироваться на основании решений органов исполнительной власти ответственных за формирование и (или) использование казны.

Диаграмма 1. Состав объектов казны в процентном соотношении по состоянию на 01.02.2013 (в разбивке по категориям).

Наличие таких элементов, обеспечивающих органы управления страны полной точной своевременной и надежной информацией о состоянии экономической обстановки в том числе о состоянии казны Российской Федерации снижает риск неопределенности при принятии управленческих решений на всех уровнях системы государственного регулирования.

Основная масса объектов, относящихся к имуществу казны формируется за счет имущества не вошедшего в состав подлежащих приватизации активов государственных предприятий и изымаемого собственником в соответствии с законодательством.

В соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года № 2284) в том числе не подлежали приватизации: недра лесной фонд водные ресурсы воздушное пространство ресурсы континентального шельфа территориальных вод и морской экономической зоны Российской Федерации частотный и орбитальный ресурс космических систем в том числе: охраняемые или особым образом используемые природные территории с находящимися на них объектами недвижимости; движимые и недвижимые объекты исторического и культурного наследия федерального значения водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения; портовые гидротехнические сооружения и объекты обслуживающие Северный морской путь атомный учебный гидрографический ледокольный флот имущество для проведения спасательных работ и ликвидации разливов нефти в море объекты и сооружения входящие в системы управления движением судов; объекты предприятия и оборудование для захоронения твердых и жидких радиоактивных и ядовитых химических отходов; объекты системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства; аэродромы федерального значения; защищенные объекты органов государственного управления защитные сооружения гражданской обороны материальные ценности второй группы и отдельно стоящие специализированные складские помещения для их хранения.

Источниками формирования федеральной казны также является имущество:

Созданное или приобретенное за счет средств федерального бюджета;

Переданное в федеральную собственность с другого публично-правового уровня;

Переданное юридическими или физическими лицами безвозмездно в собственность Российской Федерации;

Конфискованное арестованное;

Залоговое бесхозяйное;

Выморочное и иное имущество, обращенное в федеральную собственность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Таблица 1 Фактические поступления в федеральный бюджет по основным видам доходов, 2008 - 2013 годы (млн. руб.).

Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим РФ

Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий

Доходы, получаемые в виде арендной платы, а также средства от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности

Доходы от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений

Доходы от сдачи в аренду имущества, составляющего казну РФ

Прочие доходы

Кроме того, в соответствии с законодательством имущество может поступать в государственную казну не только общими (общегражданскими) но и специальными способами не свойственными отношениям частной собственности: с помощью налогов сборов и пошлин, а также реприватизации реквизиции конфискации и национализации.

4. Проблемы функционирования государственной казны России

В настоящее время на федеральном уровне обозначены только генеральные цели и задачи управления комплексом государственной собственности. На региональном и муниципальном уровнях в большинстве обследованных субъектах существуют нормативные правовые акты определяющие порядок использования и распоряжения имуществом казны в подавляющем большинстве обследованных субъектах Российской Федерации.

На федеральном уровне нормативные правовые акты в полной мере определяющие единообразный порядок учета использования и распоряжения имуществом казны (за исключением средств федерального бюджета) отсутствуют.

По итогам проведенного анализа отечественного законодательства можно констатировать:

Отсутствие и недостаточность нормативно-правовой базы по закреплению прав и реализации полномочий Российской Федерации в отношении федерального имущества казны;

Отсутствие нормативных правовых актов в полной мере определяющих единообразный порядок учета использования и распоряжения имуществом казны;

Отсутствие нормативных правовых актов, обеспечивающих управление имуществом федеральной казны с целью социально-экономического развития государства;

Отсутствие механизмов, обеспечивающих полноту и достоверность учета федерального имущества казны;

Отсутствие механизма, обосновывающего распоряжение федеральным имуществом казны;

Отсутствие порядка расходования средств на содержание федерального имущества казны.

Также законодательно не определен порядок списания имущества составляющего государственную казну в силу его непригодности.

В современных условиях совершенствование системы управления федеральным имуществом должно осуществляться в направлениях:

Совершенствования нормативно-правовой базы управления собственностью;

Совершенствования механизмов защиты и сохранения федерального имущества в том числе развитие системы контроля при управлении федеральным имуществом;

Развития системы учета федерального имущества анализа и методов управления повышения обоснованности и качества принятия управленческих решений;

Структурирования федеральной собственности с целью формирования инфраструктуры отраслевого и территориального управления экономикой, а также управления имущественными комплексами в регионах;

Обеспечения обоснованного процесса адресной приватизации федерального имущества на основе четких критериев экономической и социальной целесообразности.

При этом современное состояние реестров федерального имущества можно охарактеризовать как переходный интеграционный этап от начального накопления и систематизации базовых информационных ресурсов и создания коммуникационной инфраструктуры к целенаправленному построению и промышленному использованию систем Единого реестра собственности Российской Федерации всех типов.

Существенным является влияние быстро меняющегося законодательства всех уровней в области реестрового и учетного дела электронного документооборота защиты информации и персональных данных. Возрастают требования к точности актуальности и достоверности информации в электронных базах данных.

Совершенствование системы учета анализа и методов управления государственным имуществом должно осуществляться в направлении:

Консолидации разрозненных баз данных на основе создания Единого реестра федерального имущества и включения в них стоимостных и объемных характеристик соответствующих объектов.

Управление федеральным имуществом в целом и его отдельными видами

Должно осуществляться в направлении оптимизации структуры имущества на основе перспективного планирования с использованием системы критериев (экономических и социальных) а также с внедрением экономико-математических методов пообъектного и комплексного анализа отдельных сегментов федерального имущества.

Основой функционирования имущества казны Российской Федерации должна являться действующая в настоящее время практика управления при которой управление объектами имущества федеральной казны осуществляется органами исполнительной власти уполномоченными управлять использовать и распоряжаться таким имуществом.

При управлении федеральным имуществом должно обеспечиваться:

Рациональное соотношение между реализуемыми и остающимися в федеральной собственности активами на основании системы критериев оценки эффективности управления природными ресурсами недвижимостью пакетами акций и государственными предприятиями;

Поддержка оптимального соотношения между нежилыми помещениями находящимися в аренде оперативном управлении и хозяйственном ведении направленного на постепенный отказ от использования института хозяйственного ведения;

При этом попытки дальнейшего развития существующей информационной системы наталкиваются на ряд объективных технологических и методологических ограничений что может привести к неоправданному увеличению ресурсов (как материальных, так и человеческих) необходимых для дальнейшей модернизации существующего программного обеспечения.

За 2013 год впервые удалось достичь значительного сокращения количества объектов недвижимого имущества государственной казны - этот показатель составляет 2,54% (2 136 объектов).

государственный казна бюджет россия

Динамика количества объектов казны с разбивкой по категориям (2013-2014 годы).

Заключение

На основании всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Отсутствует комплексная система федерального законодательства в отношении государственной собственности что существенно тормозит развитие института казны в России. Противоречивость и пробелы в регулировании режима госсобственности снижают потенциал ее использования так, как только единый собственник в лице государства способен обеспечить эффективность управления в масштабах страны.

Переходный период в экономике России характеризуется отсутствием в сфере государственной собственности сформированных организационно-экономических механизмов управления федеральным имуществом. Одним из основных элементов управления государственной собственностью в рыночных условиях должен стать институт государственной казны.

3. Практически половина объектов недвижимого имущества, относящегося к казне в 2006 году использовалась юридическими и физическими лицами в отсутствие правовых оснований. Средства от использования такого имущества в федеральный бюджет не поступают.

4. В безвозмездном пользовании находятся объекты, которые с максимальной эффективностью могли быть переданы в аренду в результате чего в федеральный бюджет ежегодно недопоступают значительные средства.

5. На договорных отношениях в аренду передано только 5 % зданий и помещений, относящихся к имуществу казны. В 2006 году по 65 % договоров поступление арендной платы в федеральный бюджет производилось на основании расчетов по методике Мингосимущества России занижающей рыночную стоимость аренды в 2 и более раза.

Список использованной литературы

1. Гринкевич Л.С. Сагайдачная Н. Государственные и муниципальные финансы России. Учебное пособие Издательство: "КНОРУС" 2013.

2. Карасева М.В. Финансовое право РФ. 2-е изд. перераб Издательство: "Юристъ" 20012.

3. Панова В.В. Особенности формирования и расходования средств государственной казны Свердловской области // Исследование проблем федерализма в России: междисциплинарный подход. Вып. 5. Российский федерализм: проблемы и перспективы. Екатеринбург: Изд-во УрО РАН 2015 г.

4. Панова В.В. Экономическое содержание понятия "государственная казна" // Сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ 2012 г.

5. Финансы. 3-е изд. перераб. и доп. Под ред. Поляка Г.Б. Издательство: "Юнити" 2012.

6. http://www.rosim.ru/ - официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом.

Размещено на Аllbest.ru

...

Подобные документы

    Федеральный бюджет как основа государственной казны. Доходы проекта федерального бюджета, анализ отчетов о его исполнении. Взаимоотношения федерального бюджета с бюджетами других уровней. Анализ источников финансирования дефицита федерального бюджета.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Состав, структура и динамика доходов государственного бюджета. Характеристика налогов, неналоговой прибыли и безвозмездных перечислений как основных видов пополнений державной казны. Разработка параметров федерального бюджета России на 2008-2010 гг.

    курсовая работа , добавлен 13.11.2010

    Понятие государственных расходов и доходов. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет – основа государственной казны. Характеристика государственных расходов. Политика Правительства РФ в области расходов. Анализ бюджета государства.

    курсовая работа , добавлен 07.12.2008

    Финансовый план государства. Потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны. Источники и размеры ожидаемых поступлений в государственный бюджет. Условия для эффективного развития экономики, решения общегосударственных задач.

    презентация , добавлен 05.01.2014

    Источники формирования государственной казны, основные причины широкого распространения акцизов, их ощутимые фискальные выгоды и высокая скорость получения. Косвенные налоги и формирование бюджета, применение казенных монополий на подакцизные товары.

    контрольная работа , добавлен 18.05.2010

    История и предпосылки возникновения финансов, происхождение термина и его значение. Главные расходы и доходы государства. Выделение государственной казны и ее полное отделение от собственности монарха. Понятия государственных финансов, бюджета и кредита.

    презентация , добавлен 06.05.2012

    презентация , добавлен 11.05.2011

    Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание, состав, структура и динамика. Проблемы и пути совершенствования налоговых доходов федерального бюджета. Структура поступлений доходов в Федеральный бюджет по видам налогов в 2007 году (в %).

    курсовая работа , добавлен 11.04.2008

    Федеральный бюджет как главный финансовый план государства, его функции и источники формирования. Налоговые и неналоговые доходы бюджета. Понятие и виды расходов бюджета. Основные показатели федерального бюджета на 2016 г. Структура налоговых доходов.

    презентация , добавлен 18.02.2016

    Теоретические основы формирования доходной части бюджета государства. Сущность доходов и источники их формирования. Бюджетная классификация доходов и ее роль в кассовом исполнении. Структура совершенствования доходов федерального бюджета России.

Курсовая на тему: Государственная казна. Ее содержание, значение, правовые основы функционирования
СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие государственной казны

1.2. Функции государственной казны, и её место в системе финансов РФ

1.3. Экономическое содержание понятия «государственная казна»

2. Гражданско-правовые способы пополнения государственной казны

2.1 Приватизация как один из способов пополнения Казны

2.2 Доходы от предпринимательской деятельности предприятий

2.3 Доходы от облигаций, находящихся в государственной собственности

2.4 Доходы от государственного имущества, сдаваемого в аренду и передаваемого в доверительное управление

3. Взыскание задолженности РФ за счет государственной казны

3.1 Обращение взыскания на имущество Казны

3.2 Порядок обращения взыскания на имущество Казны

4. Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность данной работы обусловлена тем, что в условиях мирового экономического кризиса возрастает актуальность не только экономного использования государственных ресурсов, но и оптимизации деятельности государства по их наращиванию, в том числе для достижения стратегической цели - обеспечение безусловного перехода от ресурсной экономики к инновационной экономике.
Система управления общественными финансами достаточно сложна. Она зависит от множества факторов, условий, правовых ограничений и применяемых в процессе управления бюджетных инструментов. Конкретные формы и методы государственного финансового регулирования зависят от выбора стратегических приоритетов и находят отражение в консолидированном бюджете страны и государственных внебюджетных фондах социального назначения - категориях, наиболее рельефно выражающих общественное назначение государственных финансов в целом.

Порядок участия публично-правовых образований в гражданских правоотношениях закреплен в главе 5 Гражданского Кодекса РФ. При этом правовой статус указанных субъектов характеризуется рядом особенностей, важнейшими из которых можно отметить следующие: 1) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования выступают в гражданских правоотношениях от собственного имени, но представляют при этом не частный, а публичный интерес; конечной целью их участия в гражданских правоотношениях является удовлетворение интересов определенной группы людей (граждан Российской Федерации, населения отдельного субъекта Российской Федерации, муниципального образования); 2) публичные собственники в законодательном порядке в ряде случаев имеют возможность самостоятельно устанавливать для себя правила поведения как собственника (Российская Федерация и, в определенных рамках, субъекты Российской Федерации, - путем установления норм гражданского законодательства); 3) публично-правовые образования участвуют в гражданских правоотношениях в лице уполномоченных органов государственной власти и местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, либо в лице иных органов государственного управления, местного самоуправления, юридических и физических лиц - на основании специальных поручений; 4) публично-правовые образования вправе наделять вещными правами на имущество, находящееся в их собственности, создаваемые ими юридические лица (унитарные и казенные предприятия, учреждения); 5) публично-правовые образования могут выступать носителями права собственности на отдельные категории объектов гражданских правоотношений, изъятых либо ограниченных в гражданском обороте (объекты, которые могут находиться исключительно в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований).

Сформулировать и четко определить роль и значение казны в гражданском праве представляет собой достаточно сложную задачу, т.к. казна является довольно многогранным институтом, плюс ко всему данный институт играет огромную роль в общем деле пополнения бюджета Российской Федерации из чего вытекает огромная практическая и теоретическая значимость выбранной темы курсовой работы.

Работа состоит из трех глав. Первая глава – Проблема многозначного использования понятия Казна – представляет собой анализ сущности Казны по гражданскому праву, в этой главе рассматриваются формы участие государства в гражданско-правовых отношениях. Вторая глава – Гражданско-правовые способы пополнения Казны - посвящена различным источникам доходов государства, таким как доходы от приватизации государственной собственности, доходы от предпринимательской деятельности государственных предприятий, доходы от облигаций и прочим. Третья глава – Взыскание задолженности РФ за счет Казны – затрагивает проблемы взыскания долгов по гражданским обязательствам с государства в лице Казны, здесь же рассматриваются основные проблемы взыскания задолженности.

1. Понятие государственной казны

1.1. История Российского бюджета

Тема бюджета все время стоит на первом плане, когда говорят об устойчивости государства, региона или муниципалитета. Мы не замечаем сами, но большинство из нас начинает следить за ценой на нефть, когда говорят о возможных проблемах в бюджете из-за недопоступления налогов, или наоборот, когда цена на нефть у большинства аналитиков сопровождается эпитетом «перегрета».

Но для полного понимания этого вопроса, я хочу рассмотреть краткую историю зарождения бюджета на Руси, и наиболее интересные моменты построения государственных финансов.
Во времена Древней Руси впервые появилась должность казначея -хранителя княжеских ценностей, которые назывались казной. Состояние казны было предметом особой заботы для всех правителей: от великого князя до императора. В средние века государственные доходы и расходы не отделялись от доходов и расходов великого князя, царя, причем доходы поступали как в натуральной, так и в денежной форме.

С образованием Русского централизованного государства в пользу московского князя стала собираться посошная подать. Кроме того, доходы казны формировались за счет таможенного, соляного, кабацкого и других сборов.
В XV веке в России начала складываться двухзвенная бюджетная система унитарного государства, состоящая из великокняжеской казны (бюджета государства) и местных бюджетов, которые соответственно формировались за счет княжеских (т. е. государственных) налогов и местных сборов.

Местные налоги были введены в Русском государстве в ХV веке: для содержания царских наместников и волостителей, выполнения ими возложенных на них административных и судебных функций, для решения местных хозяйственных задач с населения собирались денежные и натуральные сборы.

В XVI веке сбором налогов стали ведать созданные территориальные органы - чети: Владимирская, Галицкая, Костромская, Новгородская. Население было обязано не только платить налоги, но и нести другие повинности (строительство и ремонт дорог и мостов, поставка подвод, прием на постой представителей власти). С городского населения собирались также оброки с лавок, кузниц, мастерских, мельниц и др., с народов Поволжья, Урала, Сибири - ясак, главным образом мехами. Помимо прямых налогов существовали косвенные, которые стали поступать в казну с введением винных откупов. В XVI веке появилась таможенная пошлина на заграничную торговлю, со второй половины XVI века в структуре государственной казны стала увеличиваться денежная часть и уменьшаться доля натуральных платежей и личных повинностей.

В XVII веке доходы казны формировались из трех основных источников: налогов, доходов от перечеканки монет, доходов от казенной промышленности и торговли. Также в XVII веке были предприняты попытки составления государственной сметы, стал формироваться учет казенных доходов и расходов.

Интересно: Во время правления Петра 1 был введен налог на бороду. Петр 1 повелел оценивать дворянские бороды в 60 рублей, первостатейные купеческие в 100 рублей, рядовые торговые – в 60 рублей, холопьи в 30 рублей. Крестьянин у себя в деревне носил бороду даром, но при въезде и выезде из города платил за нее 1 копейку. Банный налог – по указу 1704 года думные люди и первостатейные купцы должны были платить с домашних бань по 3 рубля, простые дворяне, купцы и всякие разночинцы – по 1 рублю, крестьяне по 15 копеек. Был принцип – или плати, или не мойся.

В 1862 году впервые были изданы правила составления сметы по росписи, улучшен контроль и на каждый год министерством финансов стал составляться проект росписи. Этот проект рассматривался и уточнялся в государственном совете и окончательно утверждался императором. В это же время началась публикация бюджета.
В 1906 году были изданы правила о порядке рассмотрения государственной росписи доходов и расходов в России, а государственный бюджет принял окончательное оформление.

Понятие государственной казны, включающей в себя государственные денежные средства, золотой запас, валютные средства, казенные земли, природные ресурсы и иное имущество, широко употреблялось в дореволюционном русском гражданском праве. Советское гражданское право исключило понятие государственной казны из гражданского законодательства. Государственная собственность была провозглашена основной формой социалистической собственности, являющейся достоянием всего советского народа 1 . При этом государство исходило из позиции закрепления основной доли государственной собственности за государственными предприятиями. В этой связи управление государственной собственностью (за исключением средств государственных бюджетов всех уровней) большей часть сводилось к регулированию хозяйственной деятельности государственных предприятий, осуществляемого на основе долгосрочного планирования. Лишь природные ресурсы (земля, ее недра, воды и леса) продолжали находиться в непосредственном управлении государства в лице уполномоченных органов и могли бы быть отнесены к современному определению государственной казны. Порядок управления данной частью государственной собственности был подробно регламентирован нормами соответствующего законодательства.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...