Участники земельных правоотношений. Конспекты юриста Земельное правоотношение определение
Земельные правоотношения - это общественные отношения, урегулируемые нормами земельного права, участники которых являются носителями прав и обязанностей.
Несмотря на то, что земельное правоотношение рассматривается как единое целое, в его составе можно выделить отдельные элементы: объект, субъект, содержание (совокупность прав и обязанностей).
Объектом земельных правоотношений является вещь, которая является основой возникновения земельного правоотношения, т.е. то, по поводу чего складываются отношения. Виды объектов земельных правоотношений закреплены в статье 6 Земельного кодекса РФ: земля как природный объект и природный ресурс , т.е. весь земельный фонд РФ в целом, его составные части в пределах определенных категорий; земельные участки , как объекты недвижимого имущества и также части земельных участков.
Земельный участок возникает как объект правоотношений только после его идентификации, то есть установления индивидуально-определенных признаков.
Необходимо четко разграничивать понятие «земля» как природный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Земля как природный объект и природный ресурс - это всем привычное понятие. Как сказано в статье 9 Конституции Российской Федерации, земля - «основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». В статье 1 ЗК РФ термин «земля» рассматривается в разных значениях: как «основа жизни и деятельности человека», как «важнейший компонент окружающей среды», как «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», как «недвижимое имущество» и т. д.
В настоящее время законодательное определение земельного участка дается в новой главе 1.1 ЗК РФ «Земельные участки» (введена Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ), которая посвящена исключительно земельным участкам и способам их образования. Согласно статье 11.1 этой главы ЗК РФ,
земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
В части отдельных земельных участков в законодательстве Российской Федерации содержатся определения конкретизирующие основное понятие, но уже с точки зрения целевого использования участков. Так, в Федеральном
законе от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» приведены и используются следующие определения:
садовый земельный участок ленный гражданину или приобретенный им для выращивания пло довых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений);
огородный земельный участок - это земельный участок, предо ставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жило го строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);
дачный земельный участок - это земельный участок, предостав ленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяй ственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйствен ных культур и картофеля).
Иных определений земельного участка в российском законодательстве не содержится. Вместе с тем понятие участок используется не только в приложении к земельным отношениям. В Лесном и Водном кодексах Российской Федерации также есть определения лесного участка и водохозяйственного участка . И хотя указанные участки являются частью поверхности земли, располагаются на ней, они не идентичны по своим правовым характеристикам земельным участкам.
Субъекты земельных правоотношений – это участники этих отношений, которые имеют определенные права и обязанности. К ним относятся: физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства); российские и иностранные юридические лица ; государство (Российская Федерация), субъекты РФ и муниципальные образования . Все субъекты, как индивидуальные, так и коллективные обладают правосубъектностью, которая включает в себя две составляющие: правоспособность (способность иметь гражданские права и нести обязанности) и дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права создавать для себя обязанности и исполнять их).
Также к субъектам земельных правоотношений используются следующие понятия и определения:
собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
3.1. Граждане (физические лица)
Гражданин (физическое лицо) - это человек, основной субъект гражданских правоотношений. Правовое положение физического лица характеризуют акты гражданского состояния. Физические лица обладают гражданской правоспособностью (способностью иметь гражданские права и нести обязанности) и гражданской дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их). Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. По общему правилу, полную дееспособность граждане приобретают по достижении ими восемнадцатилетнего возраста. Возможно приобретение полной дееспособности и до достижения указанного возраста путем вступления в брак и эмансипации. Дееспособность малолетних (несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет) носит исключительный характер, поскольку большинство сделок за них осуществляют законные представители. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет носит частичный характер, поскольку они имеют право совершать некоторые категории сделок самостоятельно, а остальные - с письменного согласия законных представителей. Признание гражданина недееспособным и ограничение дееспособности гражданина возможно только по решению суда. Над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека, а над гражданином, ограниченным в дееспособности - попечительство. Гражданин может быть решением суда признан безвестно отсутствующим и объявлен умершим. Гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством.
Предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица осуществляется индивидуальным предпринимателем с момента его государственной регистрации. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства также признается индивидуальным предпринимателем. Индивидуальный предприниматель, а также крестьянское (фермерское) хозяйство могут быть признаны несостоятельными (банкротами), и к ним применяются предусмотренные законодательством процедуры банкротства.
3.2. Юридические лица
Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету, в которых указывается принадлежащее им имущество. От имени юридического лица права и обязанности приобретают его органы, которые могут быть единоличными и коллегиальными. Юридические лица могут иметь обособленные подразделения, именуемые представительствами и филиалами.
Юридическое лицо считается созданным после его государственной регистрации. Реорганизация юридического лица представляет собой прекращение юридического лица с правопреемством, т.е. с переходом их прав и обязанностей к другим юридическим лицам. Видами реорганизации являются слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Ликвидация юридического лица - это его прекращение без правопреемства. Особым случаем ликвидации юридического лица является банкротство. Процедурами банкротства являются наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение.
В зависимости от цели деятельности юридического лица выделяют коммерческие и некоммерческие организации. Основной целью деятельности коммерческих организаций является извлечение прибыли и распределение ее среди участников. Некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческими организациями являются хозяйственные товарищества и общества (полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества - открытые и закрытые), производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Некоммерческими организациями являются потребительские кооперативы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации и другие.
3.3. Публичные образования
Публичные образования (государство и муниципальные образования) выступают как участники гражданских правоотношений на равных началах с гражданами и юридическими лицами. Гражданская правоспособность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований приравнивается, за установленными законом исключениями, к правоспособности юридических лиц. Государственное и муниципальное имущество подразделяется на распределенное (переданное унитарным предприятиям и учреждениям) и нераспределенное (казну).
Земельные правоотношения можно классифицировать по различным признакам. Но главные из них - это отношения по собственности на землю и отношения по пользованию землей. По своему содержанию они могут быть имущественными (земля - объект сделок) и неимущественными (управленческие, надзорные, охранительные и др.).
Являясь классическими элементами правоотношений, элементы земельных правоотношений имеют некоторые специфические особенности, которые связаны с частной собственностью на землю и гражданским оборотом земель.
С многообразием форм собственности на землю связаны и правовые основания возникновения и прекращения земельных правоотношений. Помимо административных актов, в качестве оснований возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений выступают также сделки с землей (купля-продажа, дарение, аренда, ипотека и др.).
Земля как объект отношений имеет двойственный характер: она может выступать, с одной стороны, как недвижимое имущество (при совершении сделок, например), с другой, как природное тело (объект природы), выступая при этом в качестве средства производства. В связи с этим земельные отношения могут регулироваться как нормами земельного права, так и нормами гражданского права.
- Предмет и метод земельного права
- Понятие предмета регулирования земельного права
- Методы регулирования земельных отношений
- Принципы земельного права
- Земельные правоотношения
- Система земельного права
- Земельное право как учебная дисциплина и как наука
- Исторические предпосылки современного земельного правопорядка Российской Федерации
- Крестьянская реформа 1861 г.
- Столыпинские реформы земельного правопорядка
- Земельное законодательство советского периода
- Современная земельная реформа в Российской Федерации и ее результаты
- Источники земельного права
- Понятие «источники земельного права»
- Классификация источников земельного права
- Правовые формы собственности на землю в Российской Федерации
- Земельная собственность как экономическая и правовая категория
- Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
- Конституционные правомочия собственников земельных участков
- Права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли
- Возникновение прав на землю
- Основания возникновения прав на землю
- Документы о правах на земельные участки
- Ограничение оборотоспособности земельных участков
- Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
- Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
- Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
- Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
- Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
- Особенности купли-продажи земельных участков
- Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков
- Общая характеристика прав и обязанностей
- Особые права и обязанности, обусловленные особенностями земельных участков
- Прекращение прав на землю
- Основания прекращения права собственности на земельный участок
- Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
- Основания прекращения аренды земельного участка
- Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком
- Основания прекращения сервитута
- Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами на современном этапе
- Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений
- Система государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации в области земельных отношений
- Плата за землю и оценка земли
- Законодательные основы платности пользования землей в Российской Федерации
- Правовые основы оценки земель
- Юридический механизм в сфере использования и охраны земель
- Правовая охрана земель
- Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
- Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
- Разрешение земельных споров
- Государственный мониторинг земель Российской Федерации
- Землеустройство и его виды
- Государственный кадастр объектов недвижимости
- Состояние правового регулирования государственного кадастра недвижимости
- Государственный кадастр недвижимости
- Состав сведений и документов государственного кадастра недвижимости
- Кадастровая деятельность
- Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
- Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
- Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
- Правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями
- Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества
- Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
- Правовой режим земель населенных пунктов
- Понятие «земли населенных пунктов»
- Состав земель поселений и зонирование территорий
- Правовой режим закрытых территорий
- Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения
- Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
- Правовой режим земель железнодорожного транспорта. Особенности приватизации земель железнодорожного транспорта
- Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр
- Земли особо охраняемых территорий и объектов
- Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
- Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий
- Земли рекреационного назначения
- Особо ценные земли
- Правовой режим земель лесного фонда
- Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
- Особенности управления землями лесного фонда
- Право лесопользования
- Аукционы по продаже прав на лесопользование
- Правовой режим земель водного фонда и запаса
- Понятие и общая характеристика земель водного фонда
- Право водопользования и его виды
- Организации и граждане как субъекты прав водопользования
- Понятие «земли запаса» и их правовой режим
- Общая характеристика земельного законодательства в зарубежных странах
Земельные правоотношения
По поводу использования и охраны земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, складываются определенные общественные отношения, которые, будучи урегулированными нормами земельного права, становятся земельными правоотношениями. Земельное правоотношение - основополагающий институт земельного права. Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие нескольких элементов, которые мы перечислим ниже и кратко охарактеризуем.
Норма права , которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов. В основном эти нормы содержатся в земельном законодательстве (ст. 2 ЗК РФ). Вместе с тем земельно-правовые нормы могут быть и в договорах нормативного содержания, и в правовых обычаях, и в правовых прецедентах.
Субъекты земельного права , т.е. участники земельных отношений, обладающие правами владения, пользования, распоряжения и охраны земель и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством. Основной круг данных субъектов предусмотрен в ст. 5 ЗК РФ:
- российская Федерация и ее субъекты - республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, которые являются субъектами правоотношений государственной собственности на землю; Российская Федерация - субъект федеральной собственности на землю;
- административно-территориальные единицы - районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, выступающие субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ, черты соответствующих населенных пунктов;
- все иные субъекты земельных правоотношений - органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица, которые в отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальной собственности на землю выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана земельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, являются субъектами правоотношений частной и общей, долевой и совместной собственности на землю.
Граждане и юридические лица владеют землей и используют ее на правовых основаниях (права собственности на землю, землепользование, аренда) и именуются субъектами (правообладателями) - собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами.
Для того чтобы юридические лица и граждане могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.
Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента (регистрации) утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица.
Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения.
Земельная дееспособность наступает по достижении 18 лет (кроме случаев эмансипации и вступления в брак). Действующее законодательство предусматривает значительное расширение земельной правоспособности граждан. Граждане имеют право по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством; для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом.
Объекты земельных правоотношений , которыми в соответствии со ст. 6 ЗК РФ являются:
- земля как природный объект и природный ресурс;
- земельные участки;
- части земельных участков.
Земельный участок как объект земельных отношений - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ). Земельные участки в соответствии с гражданским законодательством относятся к категории недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ), и на них распространяется правовой режим о недвижимости.
Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.
В сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь земельный фонд в целом, его составные части, а в пределах границ субъектов Российской Федерации - муниципальные образования.
В состав Российской Федерации входят следующие категории земель в зависимости от целевого назначения:
- земли сельскохозяйственного назначения;
- земли населенных пунктов;
- земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения:
- земли особо охраняемых территорий и объектов;
- земли лесного фонда;
- земли водного фонда;
- земли запаса.
С учетом особенностей субъекта и объекта данных отношений земельные правоотношения подразделяются на три вида:
- по использование земель;
- по охране земель;
- по распоряжению земельными участками (имущественные).
Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. В зависимости от юридических последствий факты подразделяются следующим образом:
- правоустанавливающие, при наличии которых возникает земельное правоотношение (например, заключение договора аренды, договора залога земельного участка, покупка земельного участка и т.д.);
- правоизменяющие, при наличии которых происходит изменение в субъекте, объекте или содержании правоотношения (например, соглашение сторон об изменении договора аренды, залога земельного участка, установление сервитута на земельном участке в порядке ст. 23 ЗК РФ);
- правопрекращающие, с возникновением которых прекращается правоотношение (например, ликвидация юридического лица, которому земельный участок был предоставлен на праве пользования влечет за собой прекращение правоотношения такого пользования).
Механизм действия правовой нормы в земельных правоотношениях выражается, как правило, в определенной последовательности. Рассмотрим ее на примере правоотношения по предоставлению земельного участка в качестве служебного земельного надела.
1. Основная норма права - ст. 24 (п. 2) ЗК РФ, предусматривающая правовой режим служебного земельного надела, создающая юридическую основу для данного правоотношения.
2. Данная статья предусматривает фактический состав, являющийся основанием возникновения правоотношения по предоставлению служебного надела:
- наличие трудовых отношений физического лица, претендующего на служебный надел;
- эти отношения заключены не со всяким работодателем, а только с организацией, входящей в категорию отраслей, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и ее субъектов;
- право на служебный надел действует только в период действия этих трудовых отношений;
- предоставление служебного надела осуществляется по инициативе работника, которая должны быть выражена в форме заявления;
- удовлетворение этого заявления зависит от решения работодателя;
- служебный земельный надел может быть предоставлен не из любых земель, а только из числа земельных участков, принадлежащих этому работодателю.
3. На основании этого фактического состава (если он полностью соответствует перечисленному и в нем нет недостающих элементов) возникает действие правоотношения по предоставлению служебного надела.
4. Структура этого правоотношения будет следующей:
- объект правоотношений - земельный участок, наделенный статусом служебного земельного надела, т.е. принадлежащий работодателю, который входит в список организаций, правомочных наделять своих работников служебными земельными наделами;
- субъектный состав правоотношения - работник, заключивший трудовой договор с данной организацией работодателем и вошедший в ее кадровый состав: работодатель, владеющий данным земельным участком и правомочный предоставлять его в качестве служебного надела;
- содержание правоотношения, включающее в себя совокупность прав и обязанностей субъектов, а также их свобод и законных интересов, взаимно корреспондирующих друг другу, - право работника на подачу заявления о предоставлении служебного земельного надела и обязанность работодателя принять и рассмотреть это заявления по существу; право работника на получение служебного земельного надела и обязанность работодателя предоставить этот надел; свобода работника в выращивании на служебном земельном наделе любых культур, кроме запрещенных (наркотических и др.) и обязанность работодателя не вмешиваться в процесс эксплуатации служебного земельного надела; законный интерес работодателя в то, чтобы работник как можно дольше работал на данном месте и обеспечение этого интереса предоставлением права работодателю лишать уволенного работника служебного надела и т.д.
Земельные отношения - одна из наиболее интенсивно развивающихся сфер жизнедеятельности. Земля в России, где испокон веков развивалось крестьянское хозяйство, всегда являлась основным средством производства и вложения капитала. Земельные правоотношения - урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи, иных сделок), ис-пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. Определение понятия «земельные правоотношения» закреплено в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ), где раскрывается содержание данной юридической дефиниции. «Земельными правоотношениями» признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России. Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не оговорено особо.
Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:
Субъекты правоотношений (участники земельных отношений);
Объект, по поводу которого возникают правоотношения (в данном случае - а) земля как природный объект и природный ресурс; б) земельные участки; в) части земельных участков);
Содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой и складываются данные отношения, при этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений. Иногда в состав земельных правоотношений включают правовую норму, которая регулирует этот вид отношений. Наличие регулятивной нормы отличает правоотношения от других общественных отношений. Между тем, правило (отдельное предписание, законодательство в целом) не охватывается составом правоотношений.
Понятие «Субъекты земельных правоотношений»
Субъекты (участники земельных отношений) определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ. Ими являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.
В ЗК РФ представлены следующие понятия:
- собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
- землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;
- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
- арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
- обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);
- правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.
В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть - возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие свои имущественные интересы.
В соответствии со ст.124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.
Субъектный состав земельных правоотношений регламентируется ЗК РФ, однако может уточняться в иных нормативно-правовых актах. Участниками данного вида отношений являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута (Градостроительный кодекс РФ называет их «правообладателями земельных участков»). Их права на землю, в зависимости от категории этой земли, имеют некоторую специфику.
Граждане и юридические лица владеют землей и используют ее на правовых основаниях (права собственности на землю, землепользование, аренда) и именуются субъектами (правообладателями) - собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами. Для того, чтобы юридические лица и граждане могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.
Земельная правосубъектность физических и юридических лиц
Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента (регистрации) утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица.
Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения. Земельная дееспособность наступает по достижении 18 лет (кроме случаев эмансипации и вступления в брак). Действующее законодательство предусматривает значительное расширение земельной правоспособности граждан. Граждане имеют право по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством; для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом.
Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух качествах:
- как регуляторы общественных отношений по использованию и охране земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории, и в этих случаях их правовые акты имеют властный, публично-правовой характер, обязательный для исполнения в случае принятия их в соответствии с законодательством и в рамках компетенции;
- как собственники земельных участков, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении, и в этих случаях на равных началах с другими участниками земельных отношений, в том числе с физическими и юридическими лицами.
Земельные права иностранных граждан, лиц без гражданства
Земельные права иностранцев предусматриваются в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» от 25 октября 2001 г. и в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г., в законах об иммунитете государства, об иностранцах, о лицах без гражданства и др. Перечень приграничных территорий, на которых указанные лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержден Указом Президента РФ от 9 января 2011 г. №26. Кроме того, поскольку действие ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, быть собственниками таких земельных участков иностранцы не имеют права. Объем прав иностранцев, лиц без гражданства и иностранных компаний ограничен. Они не могут быть собственникам земель с/х назначения. Кроме того, иностранным гражданам земля не передается в собственность безвозмездно.
Субъектный состав земельных правоотношений определен статьей 5 ЗК РФ. Участниками данных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.
Правовой статус граждан как субъектов земельных отношений определяется гражданским и земельным законодательством.
Для того чтобы быть участниками земельных правоотношений, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность - это общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом (статья 8 ГК РФ). Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности (статья 22 ГК РФ).
Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это положение закона основано на статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.
Содержание правоспособности определено в статье 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.
Гражданская дееспособность, так же как и правоспособность, является своеобразным субъективным правом и защищена законом. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, и заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 ГК РФ).
В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок.
Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений. Согласно статье 48 ГК РФ под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.
Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов земельно-правовых отношений наравне с гражданами и юридическими лицами. При этом к их статусу применяются нормы, регулирующие статус юридических лиц. Права и обязанности от имени и в интересах данных субъектов осуществляют их уполномоченные органы и должностные лица в соответствии с установленной для них законом компетенцией. Статус этих субъектов в отношениях по гражданскому обороту земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с приведенными положениями с учетом особенностей, предусмотренных специальными правовыми нормами по регулированию отношений в соответствующей сфере.
Однако статус государственных и муниципальных образований в любой области общественных отношений обладает неизбежной спецификой, поскольку последние выступают не только в качестве правоуполномоченных и правообязанных субъектов как граждане и юридические лица, но и в качестве правоустанавливающих субъектов, то есть непосредственно в рамках своей компетенции устанавливают правовые нормы, регулирующие эти же отношения.
К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений статья 9 ЗК РФ относит:
Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;
Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;
Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;
Установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;
Резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд;
Разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.
К полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следует сразу заметить, что органы государственной власти, хотя и выступают от имени Федерации или ее субъектов, не перестают быть участниками рассматриваемых правоотношений. Доказательством этому служит то обстоятельство, что федеральные министерства и агентства (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) являются юридическими лицами, имеющими печать с изображением Государственного герба РФ и со своими наименованиями, иными печатями, штампами и бланками установленного образца и счетами, открываемыми в соответствии с законодательством РФ.
Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Это закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.
В то же время российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков. Перечисленные лица не могут:
Иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;
Иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
В зависимости от объема правомочий, составляющих то или иное субъективное право в отношении земельного участка и оснований возникновения этого права, участники земельных правоотношений подразделяются на пять категорий: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и, наконец, обладатели сервитутов. Землепользователями считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды. К обладателям сервитутов относятся лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.
1. Понятие и виды земельных правоотношений.
2. Субъекты, объекты и содержание земельных правоотношений.
3. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.
Смотри монографию Аксененка 1957 года
Вопрос № 1. Понятие и виды земельных правоотношений.
Земельное правоотношение – юридическое выражение фактических общественных отношений, возникающих поп поводу использования и охраны земли.
По мнению Аксененка, земельное правоотношение – это юридическая форма выражения и закрепления экономических отношений в области использования земли как своеобразного объекта собственности.
Красов земельные правоотношения определяет как общественные земельные отношения, урегулированные нормами земельного права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством. Первично именно общественное отношение.
Земельное правоотношение – это юридическая связь между субъектами, выраженная в наличии у субъектов прав и обязанностей.
Аксененок выделил следующие группы земельны правоотношений:
1. Правоотношения собственности на землю;
2. Правоотношения, производные от собственности – по пользованию землей.
Современная классификация земельных правоотношений:
1. Правоотношения в сфере собственности на землю:
a. Правоотношения, возникающие в сфере государственной собственности;
c. Муниципальной собственности и т.д.
2. Правоотношения, производные от права собственности:
a. Правоотношения вещного характера (по поводу пожизненного владения земельным участком, сервитута, постоянного бессрочного пользования и т.д.).
b. Правоотношения, имеющие обязательственный характер (например, возникающие в результате совершения договоров аренды, залога и т.д.).
c. Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением права общего землепользования – граждане могут свободно осуществлять своего право природопользования.
3. Правоотношения, возникающие в сфере управления использования и охраны земель.
a. Правоотношения по государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними.
b. Правоотношения государственного кадастра.
c. Территориального планирования, использования и охраны земель.
d. Изъятия земель.
e. Мониторинга, контроля за использованием и охраной земель.
4. Охранительные правоотношения – их цель – обеспечение земельного правопорядка, в этих правоотношениях выражается правоохранительная функция права, они направлены на регламентацию юридической ответственности за земельные правонарушения.
Правоотношения материальные и процессуальные. Например, правоотношения, которые возникают в процессе предоставления земельных участков.
Вопрос № 2. Субъекты и объекты земельных правоотношений.
Согласно статье 5 ЗК субъектами являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения – т.е., это только физическое лицо;
арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).
Согласно статьи 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части земельных участков.
В качестве объекта гражданского оборота выступают именно земельные участки как индивидуализированные объекты.
Земельный участок – предмет субъективного права.
Индивидуализация земельного участка осуществляется через его индивидуализирующие признаки: место положения, размер, границы, качество – эти характеристики фиксируются в правоустанавливающих, правоудостоверящих документах.
Согласно статьи 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.
Индивидуализация земельного участка осуществляется также путем перенесения землеустроительного проекта в натуру с обозначением границ межевыми знаками.
Специальные определения земельного участка даны в ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан.
В соответствии со статьей 11.2. ЗК выделяют 5 способов образования земельных участков: земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Законодатель предусматривает, что за вновь образованными земельными участками сохраняется целевое назначение и разрешенное использование тех участков, из которых они образуются. Обязательным условием является согласие правообладателей, выраженное в письменной форме. Согласие не требуется только в двух случаях: 1) при образовании участков из земель, находящихся в публичной собственности и предоставленных государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям; 2) по решению суда.
Вопрос № 3. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.
Основаниями возникновения являются юридические факты:
1. Правовые акты индивидуального значения, которые, в свою очередь, подразделяются на:
a. Решения органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка.
b. Приказ, распоряжение о выделении земельного участка в качестве служебного земельного надела (ЗК предусматривает земельные наделы – служебные наделы для некоторых категорий профессий).
2. Договоры, сделки, порождающие возникновение прав на землю.
3. Судебные решения.
4. Причинение вреда (например, в результате загрязнения земли – земельно-охранительное правоотношение).
5. События (стихийное бедствие может послужить основанием для реквизиции земельного участка).
Основания прекращения земельных правоотношений:
1. Добровольный отказ.
2. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
3. Прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный земельный надел.
4. Неправомерные действия – нерациональное использование, использование участка не по целевому назначению, использование земли способами, приводящими к снижению плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшению экологической обстановки. Такое правоотношение происходит помимо воли правообладателя.
5. Бездействие – невнесение платежей за пользование земельным участком и др.
6. Событие – например, смерть пользователя и др.
Тема № 2. Право собственности на землю.
1. Общие положения права собственности на землю. Понятие формы собственности на землю.
2. Формы собственности:
a. Публичная собственность на землю. Проблемы разграничения права собственности на землю.
b. Право частной собственности.
Вопрос № 1. Общие положения права собственности на землю.
Собственность – общественно производные отношения между людьми по поводу земли как естественного условия всякого производства.
Право собственности – это юридическое закрепление данных общественных отношений.
В свою очередь, право собственности рассматривается в объективном и в субъективном смыслах. В объективном смысле право собственности на землю представляет собой комплексный межотраслевой институт.
Функции права собственности на землю как института:
1. Закрепляет право собственности на конкретный земельный участок к конкретным субъектам.
2. Нормы этого института закрепляют правомочия собственника по поводу земельного участка, принадлежащего лицу.
3. Нормы этого института устанавливают правовые средства охраны прав и интересов собственника.
Право собственности в субъективном смысле представляет собой меру возможного поведения собственника: владение, пользование и распоряжение. Владение – это правомочие, основанное на титуле, означающее возможность фактически обладать земельным участком. Пользование означает возможность эксплуатировать земельный участок, получать доходы, извлекать полезные свойства данного земельного участка и т.д., однако лишь в связи с целевым назначением земель. Распоряжение означает возможность собственника определять юридическую судьбу земельного участка, но также без изменения целевого назначения земельного участка.
Пользование собственника земельного участка, в соответствии со статьей 40 ЗК РФ, заключается в том, что собственник имеет право:
1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;
2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;
4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны :
· использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
· сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
· осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;
· своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
· своевременно производить платежи за землю;
· соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;
· не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;
· выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
Общие ограничение правомочий собственника земли определены в статье 36 Конституции РФ: можно свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей при соблюдении двух условий:
1. Непричинении вреда окружающей среде – «Экологический императив».
2. Собственник не вправе нарушать права и законные интересы других лиц.
Формы собственности на землю. Суханов считает, что форма собственности – это экономическая категория. Экономические отношения присвоения выступают в различных формах в зависимости от того, кто является субъектом (отдельный индивид, группа лиц, государство, общество в целом), соответственно, различают индивидуальные, групповые и общественные формы присвоения. ЭТИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРИСВОЕНИЯ И ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ФОРМАМИ СОБСТВЕННОСТИ.
В действительности, в содержании права собственности нет никакого различия в зависимости от форм собственности.
В зависимости от способа присвоения выделяют публичную и частную собственности.
В соответствии со статьей 56 ЗК РФ, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю :
1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;
2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;
3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;
4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК, федеральными законами.