Участники земельных правоотношений. Конспекты юриста Земельное правоотношение определение

Земельные правоотношения - это общественные отношения, урегу­лируемые нормами земельного права, участники которых являются носителями прав и обязанностей.

Несмотря на то, что земельное правоотношение рассматри­вается как единое целое, в его составе можно выделить отдельные элементы: объект, субъект, содержание (совокупность прав и обязанностей).

Объектом земельных правоотношений является вещь, которая является основой возникновения земельного правоотношения, т.е. то, по поводу чего складываются отношения. Виды объектов земельных правоотношений закреплены в статье 6 Земельного кодекса РФ: земля как природный объект и природный ресурс , т.е. весь земельный фонд РФ в целом, его составные части в пределах определенных категорий; земельные участки , как объекты недвижимого имущества и также части земельных участков.

Земельный участок возникает как объект правоотноше­ний только после его идентификации, то есть установления индивидуально-определенных признаков.

Необходимо четко разграничивать понятие «земля» как при­родный ресурс и природный объект и понятие «земельный участок» как объект имущественных отношений. Земля как природный объект и природный ресурс - это всем при­вычное понятие. Как сказано в статье 9 Конституции Российской Федерации, земля - «основа жизни и деятельности народов, про­живающих на соответствующей территории». В статье 1 ЗК РФ термин «земля» рассматривается в разных значениях: как «осно­ва жизни и деятельности человека», как «важнейший компонент окружающей среды», как «средство производства в сельском и лесном хозяйстве», как «недвижимое имущество» и т. д.

В настоящее время законодательное определение земельного участка дается в новой главе 1.1 ЗК РФ «Земельные участки» (вве­дена Федеральным законом от 22.07.2008 № 141-ФЗ), которая посвящена исключительно земельным участкам и способам их об­разования. Согласно статье 11.1 этой главы ЗК РФ,

земельный участок - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответ­ствии с федеральными законами.

В части отдельных земельных участков в законодательстве Российской Федерации содержатся определения конкретизи­рующие основное понятие, но уже с точки зрения целевого ис­пользования участков. Так, в Федеральном

законе от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных неком­мерческих объединениях граждан» приведены и используются следующие определения:

садовый земельный участок ленный гражданину или приобретенный им для выращивания пло­ довых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жи­лого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйствен­ных строений и сооружений);

огородный земельный участок - это земельный участок, предо­ ставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жило­ го строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);

дачный земельный участок - это земельный участок, предостав­ ленный гражданину или приобретенный им в целях отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем или жилого дома с правом регистрации проживания в нем и хозяй­ ственных строений и сооружений, а также с правом выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйствен­ ных культур и картофеля).

Иных определений земельного участка в российском законо­дательстве не содержится. Вместе с тем понятие участок ис­пользуется не только в приложении к земельным отношениям. В Лесном и Водном кодексах Российской Федерации также есть определения лесного участка и водохозяйственного участка . И хотя указанные участки являются частью поверхности земли, располагаются на ней, они не идентичны по своим правовым ха­рактеристикам земельным участкам.

Субъекты земельных правоотношений – это участники этих отношений, которые имеют определенные права и обязанности. К ним относятся: физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства); российские и иностранные юридические лица ; государство (Российская Федерация), субъекты РФ и муниципальные образования . Все субъекты, как индивидуальные, так и коллективные обладают правосубъектностью, которая включает в себя две составляющие: правоспособность (способность иметь гражданские права и нести обязанности) и дееспособность (способность своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права создавать для себя обязанности и исполнять их).

Также к субъектам земельных правоотношений используются следующие понятия и определения:

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

3.1. Граждане (физические лица)

Гражданин (физическое лицо) - это человек, основной субъект гражданских правоотношений. Правовое положение физического лица характеризуют акты гражданского состояния. Физические лица обла­дают гражданской правоспособностью (способностью иметь граждан­ские права и нести обязанности) и гражданской дееспособностью (спо­собностью своими действиями приобретать и осуществлять граждан­ские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их). Правоспособность гражданина возникает в момент его рождения и прекращается смертью. По общему правилу, полную дееспособность граждане приобретают по достижении ими восемнадцатилетнего воз­раста. Возможно приобретение полной дееспособности и до достиже­ния указанного возраста путем вступления в брак и эмансипации. Дее­способность малолетних (несовершеннолетних, не достигших четыр­надцати лет) носит исключительный характер, поскольку большинство сделок за них осуществляют законные представители. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет носит частичный ха­рактер, поскольку они имеют право совершать некоторые категории сделок самостоятельно, а остальные - с письменного согласия закон­ных представителей. Признание гражданина недееспособным и огра­ничение дееспособности гражданина возможно только по решению су­да. Над гражданином, признанным недееспособным, устанавливается опека, а над гражданином, ограниченным в дееспособности - попечи­тельство. Гражданин может быть решением суда признан безвестно от­сутствующим и объявлен умершим. Гражданин отвечает по своим обя­зательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое взыскание не может быть обращено в соответ­ствии с гражданско-процессуальным законодательством.

Предпринимательская деятельность гражданина без образования юридического лица осуществляется индивидуальным предпринимате­лем с момента его государственной регистрации. Глава крестьянского (фермерского) хозяйства также признается индивидуальным предпри­нимателем. Индивидуальный предприниматель, а также крестьянское (фермерское) хозяйство могут быть признаны несостоятельными (бан­кротами), и к ним применяются предусмотренные законодательством процедуры банкротства.

3.2. Юридические лица

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собствен­ности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособ­ленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имущест­вом, может от своего имени приобретать и осуществлять имуществен­ные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ист­цом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоя­тельный баланс или смету, в которых указывается принадлежащее им имущество. От имени юридического лица права и обязанности приоб­ретают его органы, которые могут быть единоличными и коллегиаль­ными. Юридические лица могут иметь обособленные подразделения, именуемые представительствами и филиалами.

Юридическое лицо считается созданным после его государствен­ной регистрации. Реорганизация юридического лица представляет со­бой прекращение юридического лица с правопреемством, т.е. с пере­ходом их прав и обязанностей к другим юридическим лицам. Видами реорганизации являются слияние, присоединение, разделение, выделе­ние, преобразование. Ликвидация юридического лица - это его пре­кращение без правопреемства. Особым случаем ликвидации юридиче­ского лица является банкротство. Процедурами банкротства являются наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурс­ное производство и мировое соглашение.

В зависимости от цели деятельности юридического лица выделяют коммерческие и некоммерческие организации. Основной целью дея­тельности коммерческих организаций является извлечение прибыли и распределение ее среди участников. Некоммерческие организации не имеют извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяют полученную прибыль между участниками. Коммерческими организа­циями являются хозяйственные товарищества и общества (полные то­варищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответст­венностью, общества с дополнительной ответственностью, акционер­ные общества - открытые и закрытые), производственные кооперати­вы, государственные и муниципальные унитарные предприятия. Не­коммерческими организациями являются потребительские кооперати­вы, общественные и религиозные организации, фонды, учреждения, ассоциации и союзы, некоммерческие партнерства, автономные не­коммерческие организации и другие.

3.3. Публичные образования

Публичные образования (государство и муниципальные образова­ния) выступают как участники гражданских правоотношений на рав­ных началах с гражданами и юридическими лицами. Гражданская пра­воспособность Российской Федерации, субъектов Российской Федера­ции и муниципальных образований приравнивается, за установленны­ми законом исключениями, к правоспособности юридических лиц. Го­сударственное и муниципальное имущество подразделяется на распре­деленное (переданное унитарным предприятиям и учреждениям) и не­распределенное (казну).

Земельные правоотношения можно классифицировать по различным признакам. Но главные из них - это отношения по собст­венности на землю и отношения по пользованию землей. По своему содержанию они могут быть имущественными (земля - объект сделок) и неимущественными (управленческие, надзорные, охранительные и др.).

Являясь классическими элементами правоотношений, элементы земельных правоотношений имеют некоторые специфиче­ские особенности, которые связаны с частной собственностью на зем­лю и гражданским оборотом земель.

С многообразием форм собственности на землю связаны и право­вые основания возникновения и прекращения земельных правоотно­шений. Помимо административных актов, в качестве оснований воз­никновения, изменения и прекращения земельных правоотношений выступают также сделки с землей (купля-продажа, дарение, аренда, ипотека и др.).

Земля как объект отношений имеет двойственный характер: она может выступать, с одной стороны, как недвижимое имущество (при совершении сделок, например), с другой, как природное тело (объект природы), выступая при этом в качестве средства производства. В свя­зи с этим земельные отношения могут регулироваться как нормами зе­мельного права, так и нормами гражданского права.

  • Предмет и метод земельного права
    • Понятие предмета регулирования земельного права
    • Методы регулирования земельных отношений
    • Принципы земельного права
    • Земельные правоотношения
    • Система земельного права
    • Земельное право как учебная дисциплина и как наука
  • Исторические предпосылки современного земельного правопорядка Российской Федерации
    • Крестьянская реформа 1861 г.
    • Столыпинские реформы земельного правопорядка
    • Земельное законодательство советского периода
    • Современная земельная реформа в Российской Федерации и ее результаты
  • Источники земельного права
    • Понятие «источники земельного права»
    • Классификация источников земельного права
  • Правовые формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Земельная собственность как экономическая и правовая категория
    • Конституционно признанные формы собственности на землю в Российской Федерации
    • Конституционные правомочия собственников земельных участков
  • Права на земельные участки граждан и юридических лиц - не собственников земли
  • Возникновение прав на землю
    • Основания возникновения прав на землю
    • Документы о правах на земельные участки
    • Ограничение оборотоспособности земельных участков
    • Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
    • Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, осуществляющие предоставление земельных участков
    • Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности
    • Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством
    • Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, строение, сооружение
    • Особенности купли-продажи земельных участков
  • Права и обязанности собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов при использовании земельных участков
    • Общая характеристика прав и обязанностей
    • Особые права и обязанности, обусловленные особенностями земельных участков
  • Прекращение прав на землю
    • Основания прекращения права собственности на земельный участок
    • Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
    • Основания прекращения аренды земельного участка
    • Основания прекращения безвозмездного срочного пользования земельным участком
    • Основания прекращения сервитута
    • Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд
  • Полномочия государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области управления земельными ресурсами на современном этапе
    • Общая характеристика полномочий государственных и муниципальных органов Российской Федерации в области земельных отношений
    • Система государственных и муниципальных органов управления Российской Федерации в области земельных отношений
  • Плата за землю и оценка земли
    • Законодательные основы платности пользования землей в Российской Федерации
    • Правовые основы оценки земель
  • Юридический механизм в сфере использования и охраны земель
    • Правовая охрана земель
    • Юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства
    • Возмещение убытков и потерь сельскохозяйственного производства и лесного хозяйства при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд
    • Разрешение земельных споров
  • Государственный мониторинг земель Российской Федерации
  • Землеустройство и его виды
  • Государственный кадастр объектов недвижимости
    • Состояние правового регулирования государственного кадастра недвижимости
    • Государственный кадастр недвижимости
    • Состав сведений и документов государственного кадастра недвижимости
    • Кадастровая деятельность
  • Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения
    • Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
    • Правовой режим земель крестьянских (фермерских) хозяйств
    • Правовой режим земель, используемых сельскохозяйственными коммерческими организациями
    • Правовой режим земель, используемых для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства и огородничества
    • Правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения
  • Правовой режим земель населенных пунктов
    • Понятие «земли населенных пунктов»
    • Состав земель поселений и зонирование территорий
    • Правовой режим закрытых территорий
  • Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны и безопасности, земли иного специального назначения
    • Общая характеристика земель промышленности и иного специального назначения
    • Правовой режим земель железнодорожного транспорта. Особенности приватизации земель железнодорожного транспорта
  • Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр
  • Земли особо охраняемых территорий и объектов
  • Правовой режим земель лесного фонда
    • Понятие и общая характеристика земель лесного фонда
    • Особенности управления землями лесного фонда
    • Право лесопользования
    • Аукционы по продаже прав на лесопользование
  • Правовой режим земель водного фонда и запаса
    • Понятие и общая характеристика земель водного фонда
    • Право водопользования и его виды
    • Организации и граждане как субъекты прав водопользования
    • Понятие «земли запаса» и их правовой режим
  • Общая характеристика земельного законодательства в зарубежных странах

Земельные правоотношения

По поводу использования и охраны земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, складываются определенные общественные отношения, которые, будучи урегулированными нормами земельного права, становятся земельными правоотношениями. Земельное правоотношение - основополагающий институт земельного права. Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие нескольких элементов, которые мы перечислим ниже и кратко охарактеризуем.

Норма права , которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов. В основном эти нормы содержатся в земельном законодательстве (ст. 2 ЗК РФ). Вместе с тем земельно-правовые нормы могут быть и в договорах нормативного содержания, и в правовых обычаях, и в правовых прецедентах.

Субъекты земельного права , т.е. участники земельных отношений, обладающие правами владения, пользования, распоряжения и охраны земель и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством. Основной круг данных субъектов предусмотрен в ст. 5 ЗК РФ:

  • российская Федерация и ее субъекты - республики, края, области, города федерального значения, автономные области, автономные округа, которые являются субъектами правоотношений государственной собственности на землю; Российская Федерация - субъект федеральной собственности на землю;
  • административно-территориальные единицы - районы, города, поселки городского типа, сельские населенные пункты, выступающие субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю, находящуюся в пределах их границ, черты соответствующих населенных пунктов;
  • все иные субъекты земельных правоотношений - органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица, которые в отличие от субъектов правоотношений государственной и муниципальной собственности на землю выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана земельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, являются субъектами правоотношений частной и общей, долевой и совместной собственности на землю.

Граждане и юридические лица владеют землей и используют ее на правовых основаниях (права собственности на землю, землепользование, аренда) и именуются субъектами (правообладателями) - собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами.

Для того чтобы юридические лица и граждане могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента (регистрации) утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица.

Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения.

Земельная дееспособность наступает по достижении 18 лет (кроме случаев эмансипации и вступления в брак). Действующее законодательство предусматривает значительное расширение земельной правоспособности граждан. Граждане имеют право по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством; для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом.

Объекты земельных правоотношений , которыми в соответствии со ст. 6 ЗК РФ являются:

  • земля как природный объект и природный ресурс;
  • земельные участки;
  • части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений - это часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами (ст. 11.1 ЗК РФ). Земельные участки в соответствии с гражданским законодательством относятся к категории недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ), и на них распространяется правовой режим о недвижимости.

Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами.

В сфере государственного управления объектом земельных отношений может быть весь земельный фонд в целом, его составные части, а в пределах границ субъектов Российской Федерации - муниципальные образования.

В состав Российской Федерации входят следующие категории земель в зависимости от целевого назначения:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения:
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

С учетом особенностей субъекта и объекта данных отношений земельные правоотношения подразделяются на три вида:

  1. по использование земель;
  2. по охране земель;
  3. по распоряжению земельными участками (имущественные).

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, с которыми закон связывает определенные юридические последствия. В зависимости от юридических последствий факты подразделяются следующим образом:

  • правоустанавливающие, при наличии которых возникает земельное правоотношение (например, заключение договора аренды, договора залога земельного участка, покупка земельного участка и т.д.);
  • правоизменяющие, при наличии которых происходит изменение в субъекте, объекте или содержании правоотношения (например, соглашение сторон об изменении договора аренды, залога земельного участка, установление сервитута на земельном участке в порядке ст. 23 ЗК РФ);
  • правопрекращающие, с возникновением которых прекращается правоотношение (например, ликвидация юридического лица, которому земельный участок был предоставлен на праве пользования влечет за собой прекращение правоотношения такого пользования).

Механизм действия правовой нормы в земельных правоотношениях выражается, как правило, в определенной последовательности. Рассмотрим ее на примере правоотношения по предоставлению земельного участка в качестве служебного земельного надела.

1. Основная норма права - ст. 24 (п. 2) ЗК РФ, предусматривающая правовой режим служебного земельного надела, создающая юридическую основу для данного правоотношения.

2. Данная статья предусматривает фактический состав, являющийся основанием возникновения правоотношения по предоставлению служебного надела:

  • наличие трудовых отношений физического лица, претендующего на служебный надел;
  • эти отношения заключены не со всяким работодателем, а только с организацией, входящей в категорию отраслей, устанавливаемых законодательством Российской Федерации и ее субъектов;
  • право на служебный надел действует только в период действия этих трудовых отношений;
  • предоставление служебного надела осуществляется по инициативе работника, которая должны быть выражена в форме заявления;
  • удовлетворение этого заявления зависит от решения работодателя;
  • служебный земельный надел может быть предоставлен не из любых земель, а только из числа земельных участков, принадлежащих этому работодателю.

3. На основании этого фактического состава (если он полностью соответствует перечисленному и в нем нет недостающих элементов) возникает действие правоотношения по предоставлению служебного надела.

4. Структура этого правоотношения будет следующей:

  • объект правоотношений - земельный участок, наделенный статусом служебного земельного надела, т.е. принадлежащий работодателю, который входит в список организаций, правомочных наделять своих работников служебными земельными наделами;
  • субъектный состав правоотношения - работник, заключивший трудовой договор с данной организацией работодателем и вошедший в ее кадровый состав: работодатель, владеющий данным земельным участком и правомочный предоставлять его в качестве служебного надела;
  • содержание правоотношения, включающее в себя совокупность прав и обязанностей субъектов, а также их свобод и законных интересов, взаимно корреспондирующих друг другу, - право работника на подачу заявления о предоставлении служебного земельного надела и обязанность работодателя принять и рассмотреть это заявления по существу; право работника на получение служебного земельного надела и обязанность работодателя предоставить этот надел; свобода работника в выращивании на служебном земельном наделе любых культур, кроме запрещенных (наркотических и др.) и обязанность работодателя не вмешиваться в процесс эксплуатации служебного земельного надела; законный интерес работодателя в то, чтобы работник как можно дольше работал на данном месте и обеспечение этого интереса предоставлением права работодателю лишать уволенного работника служебного надела и т.д.

Земельные отношения - одна из наиболее интенсивно развивающихся сфер жизнедеятельности. Земля в России, где испокон веков развивалось крестьянское хозяйство, всегда являлась основным средством производства и вложения капитала. Земельные правоотношения - урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи, иных сделок), ис-пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. Определение понятия «земельные правоотношения» закреплено в ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее - ЗК РФ), где раскрывается содержание данной юридической дефиниции. «Земельными правоотношениями» признаются общественные отношения в области использования и охраны земель как основы жизнедеятельности народов, проживающих в России. Согласно указанному нормативному акту, к отношениям по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное и иное законодательство, специальные федеральные законы. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не оговорено особо.

Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:

Субъекты правоотношений (участники земельных отношений);

Объект, по поводу которого возникают правоотношения (в данном случае - а) земля как природный объект и природный ресурс; б) земельные участки; в) части земельных участков);

Содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой и складываются данные отношения, при этом учитываются особенности и субъекта, и объекта данных отношений. Иногда в состав земельных правоотношений включают правовую норму, которая регулирует этот вид отношений. Наличие регулятивной нормы отличает правоотношения от других общественных отношений. Между тем, правило (отдельное предписание, законодательство в целом) не охватывается составом правоотношений.

Понятие «Субъекты земельных правоотношений»

Субъекты (участники земельных отношений) определяются в соответствии со ст. 5 ЗК РФ. Ими являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования.

В ЗК РФ представлены следующие понятия:

- собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

- землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования;

- землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

- арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

- обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут);

- правообладатели земельных участков - собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков.

В качестве субъектов земельных правоотношений рассматриваются индивиды, наделенные земельной правосубъектностью (вид общегражданской правосубъектности), то есть - возможностью иметь права и нести обязанности в области землеохраны и землепользования. В этом качестве могут выступать как физические, так и юридические лица, реализующие свои имущественные интересы.

В соответствии со ст.124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований - органы местного самоуправления.

Субъектный состав земельных правоотношений регламентируется ЗК РФ, однако может уточняться в иных нормативно-правовых актах. Участниками данного вида отношений являются собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы, обладатели сервитута (Градостроительный кодекс РФ называет их «правообладателями земельных участков»). Их права на землю, в зависимости от категории этой земли, имеют некоторую специфику.

Граждане и юридические лица владеют землей и используют ее на правовых основаниях (права собственности на землю, землепользование, аренда) и именуются субъектами (правообладателями) - собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами. Для того, чтобы юридические лица и граждане могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная правосубъектность физических и юридических лиц

Земельная правосубъектность юридического лица возникает с момента (регистрации) утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства юстиции РФ и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица.

Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент рождения. Земельная дееспособность наступает по достижении 18 лет (кроме случаев эмансипации и вступления в брак). Действующее законодательство предусматривает значительное расширение земельной правоспособности граждан. Граждане имеют право по своему выбору получать в собственность, пользование, аренду земельные участки для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, личного подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства, садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных с сельскохозяйственным производством; для предпринимательской деятельности, иных целей, не запрещенных законом.

Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования выступают в земельных отношениях в двух качествах:

  • как регуляторы общественных отношений по использованию и охране земель, находящихся под их юрисдикцией на их территории, и в этих случаях их правовые акты имеют властный, публично-правовой характер, обязательный для исполнения в случае принятия их в соответствии с законодательством и в рамках компетенции;
  • как собственники земельных участков, находящихся в их владении, пользовании и распоряжении, и в этих случаях на равных началах с другими участниками земельных отношений, в том числе с физическими и юридическими лицами.

Земельные права иностранных граждан, лиц без гражданства

Земельные права иностранцев предусматриваются в п. 3 ст. 15 ЗК РФ, ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» от 25 октября 2001 г. и в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г., в законах об иммунитете государства, об иностранцах, о лицах без гражданства и др. Перечень приграничных территорий, на которых указанные лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, утвержден Указом Президента РФ от 9 января 2011 г. №26. Кроме того, поскольку действие ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для индивидуального жилищного, гаражного строительства, ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства, животноводства и огородничества, а также на земельные участки, занятые зданиями, строениями, быть собственниками таких земельных участков иностранцы не имеют права. Объем прав иностранцев, лиц без гражданства и иностранных компаний ограничен. Они не могут быть собственникам земель с/х назначения. Кроме того, иностранным гражданам земля не передается в собственность безвозмездно.

Субъектный состав земельных правоотношений определен статьей 5 ЗК РФ. Участниками данных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования.

Правовой статус граждан как субъектов земельных отношений определяется гражданским и земельным законодательством.

Для того чтобы быть участниками земельных правоотношений, граждане должны обладать гражданской и земельной правоспособностью и дееспособностью. Гражданская правоспособность - это общая способность гражданина быть носителем гражданских прав и обязанностей, как предусмотренных, так и не предусмотренных законом (статья 8 ГК РФ). Правоспособность является особым субъективным правом, которое защищается государством от любых посягательств, прежде всего от попыток воспрепятствовать гражданину в осуществлении его правоспособности (статья 22 ГК РФ).

Правоспособность признается в равной мере за всеми гражданами. Это положение закона основано на статье 19 Конституции РФ, гарантирующей равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Конституции РФ основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Гражданская правоспособность не зависит от возраста и состояния здоровья гражданина. Она возникает в момент рождения гражданина и прекращается смертью.

Содержание правоспособности определено в статье 18 ГК РФ, согласно которой граждане могут иметь имущество на праве собственности; наследовать и завещать имущество; заниматься предпринимательской и любой иной не запрещенной законом деятельностью; создавать юридические лица самостоятельно или совместно с другими гражданами и юридическими лицами; совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; избирать место жительства; иметь права авторов произведений науки, литературы и искусства, изобретений и иных охраняемых законом результатов интеллектуальной деятельности; иметь иные имущественные и личные неимущественные права.

Гражданская дееспособность, так же как и правоспособность, является своеобразным субъективным правом и защищена законом. Она возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста, и заключается в способности гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (статья 21 ГК РФ).

В случае, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак. Приобретенная в результате заключения брака дееспособность сохраняется в полном объеме и в случае расторжения брака до достижения восемнадцати лет. При признании брака недействительным суд может принять решение об утрате несовершеннолетним супругом полной дееспособности с момента, определяемого судом. Только дееспособный гражданин имеет право распоряжаться своим земельным участком, продать его, сдать в аренду и т.п., приобрести земельный участок.

Юридические лица также могут быть участниками земельных отношений. Согласно статье 48 ГК РФ под юридическим лицом понимают организацию, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения его ликвидации.

Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования выступают в качестве субъектов земельно-правовых отношений наравне с гражданами и юридическими лицами. При этом к их статусу применяются нормы, регулирующие статус юридических лиц. Права и обязанности от имени и в интересах данных субъектов осуществляют их уполномоченные органы и должностные лица в соответствии с установленной для них законом компетенцией. Статус этих субъектов в отношениях по гражданскому обороту земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с приведенными положениями с учетом особенностей, предусмотренных специальными правовыми нормами по регулированию отношений в соответствующей сфере.

Однако статус государственных и муниципальных образований в любой области общественных отношений обладает неизбежной спецификой, поскольку последние выступают не только в качестве правоуполномоченных и правообязанных субъектов как граждане и юридические лица, но и в качестве правоустанавливающих субъектов, то есть непосредственно в рамках своей компетенции устанавливают правовые нормы, регулирующие эти же отношения.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений статья 9 ЗК РФ относит:

Установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

Государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства и ведения государственного земельного кадастра;

Установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

Резервирование земель, изъятие земельных участков, в том числе путем выкупа, для федеральных нужд;

Разработка и реализация федеральных программ использования и охраны земель.

К полномочиям субъектов РФ относятся резервирование, изъятие, в том числе путем выкупа, земель для нужд субъектов РФ; разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов РФ; иные полномочия, не отнесенные к полномочиям РФ или к полномочиям органов местного самоуправления.

К полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства РФ правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности. Субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Следует сразу заметить, что органы государственной власти, хотя и выступают от имени Федерации или ее субъектов, не перестают быть участниками рассматриваемых правоотношений. Доказательством этому служит то обстоятельство, что федеральные министерства и агентства (Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости) являются юридическими лицами, имеющими печать с изображением Государственного герба РФ и со своими наименованиями, иными печатями, штампами и бланками установленного образца и счетами, открываемыми в соответствии с законодательством РФ.

Если иное не установлено федеральными законами или международным договором России, иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица наделяются теми же правами, что и российские граждане и юридические лица. Это закреплено в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, согласно которой иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ.

В то же время российским законодательством установлены ограничения прав иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц в отношении земельных участков. Перечисленные лица не могут:

Иметь в собственности земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом РФ в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе, и на иных установленных особо территориях РФ в соответствии с федеральными законами;

Иметь в собственности земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

В зависимости от объема правомочий, составляющих то или иное субъективное право в отношении земельного участка и оснований возникновения этого права, участники земельных правоотношений подразделяются на пять категорий: собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы и, наконец, обладатели сервитутов. Землепользователями считаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования; землевладельцами - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения. Арендаторами признаются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды или субаренды. К обладателям сервитутов относятся лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.

1. Понятие и виды земельных правоотношений.

2. Субъекты, объекты и содержание земельных правоотношений.

3. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Смотри монографию Аксененка 1957 года

Вопрос № 1. Понятие и виды земельных правоотношений.

Земельное правоотношение – юридическое выражение фактических общественных отношений, возникающих поп поводу использования и охраны земли.

По мнению Аксененка, земельное правоотношение – это юридическая форма выражения и закрепления экономических отношений в области использования земли как своеобразного объекта собственности.

Красов земельные правоотношения определяет как общественные земельные отношения, урегулированные нормами земельного права, которые возникают, существуют и прекращаются в соответствии с требованиями и по основаниям, предусмотренным земельным законодательством. Первично именно общественное отношение.

Земельное правоотношение – это юридическая связь между субъектами, выраженная в наличии у субъектов прав и обязанностей.

Аксененок выделил следующие группы земельны правоотношений:

1. Правоотношения собственности на землю;

2. Правоотношения, производные от собственности – по пользованию землей.

Современная классификация земельных правоотношений:

1. Правоотношения в сфере собственности на землю:

a. Правоотношения, возникающие в сфере государственной собственности;

b. Частной собственности;

c. Муниципальной собственности и т.д.

2. Правоотношения, производные от права собственности:

a. Правоотношения вещного характера (по поводу пожизненного владения земельным участком, сервитута, постоянного бессрочного пользования и т.д.).

b. Правоотношения, имеющие обязательственный характер (например, возникающие в результате совершения договоров аренды, залога и т.д.).

c. Правоотношения, возникающие в связи с осуществлением права общего землепользования – граждане могут свободно осуществлять своего право природопользования.

3. Правоотношения, возникающие в сфере управления использования и охраны земель.

a. Правоотношения по государственной регистрации прав на земельные участки и сделок с ними.

b. Правоотношения государственного кадастра.

c. Территориального планирования, использования и охраны земель.

d. Изъятия земель.

e. Мониторинга, контроля за использованием и охраной земель.

4. Охранительные правоотношения – их цель – обеспечение земельного правопорядка, в этих правоотношениях выражается правоохранительная функция права, они направлены на регламентацию юридической ответственности за земельные правонарушения.

Правоотношения материальные и процессуальные. Например, правоотношения, которые возникают в процессе предоставления земельных участков.

Вопрос № 2. Субъекты и объекты земельных правоотношений.

Согласно статье 5 ЗК субъектами являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

собственники земельных участков - лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения – т.е., это только физическое лицо;

арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута - лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Согласно статьи 6 ЗК РФ объектами земельных отношений являются:

1) земля как природный объект и природный ресурс;

2) земельные участки;

3) части земельных участков.

В качестве объекта гражданского оборота выступают именно земельные участки как индивидуализированные объекты.

Земельный участок – предмет субъективного права.

Индивидуализация земельного участка осуществляется через его индивидуализирующие признаки: место положения, размер, границы, качество – эти характеристики фиксируются в правоустанавливающих, правоудостоверящих документах.

Согласно статьи 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Индивидуализация земельного участка осуществляется также путем перенесения землеустроительного проекта в натуру с обозначением границ межевыми знаками.

Специальные определения земельного участка даны в ФЗ от 15.04.1998 года «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан.

В соответствии со статьей 11.2. ЗК выделяют 5 способов образования земельных участков: земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Законодатель предусматривает, что за вновь образованными земельными участками сохраняется целевое назначение и разрешенное использование тех участков, из которых они образуются. Обязательным условием является согласие правообладателей, выраженное в письменной форме. Согласие не требуется только в двух случаях: 1) при образовании участков из земель, находящихся в публичной собственности и предоставленных государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям; 2) по решению суда.

Вопрос № 3. Основания возникновения и прекращения земельных правоотношений.

Основаниями возникновения являются юридические факты:

1. Правовые акты индивидуального значения, которые, в свою очередь, подразделяются на:

a. Решения органов государственной власти или местного самоуправления о предоставлении земельного участка.

b. Приказ, распоряжение о выделении земельного участка в качестве служебного земельного надела (ЗК предусматривает земельные наделы – служебные наделы для некоторых категорий профессий).

2. Договоры, сделки, порождающие возникновение прав на землю.

3. Судебные решения.

4. Причинение вреда (например, в результате загрязнения земли – земельно-охранительное правоотношение).

5. События (стихийное бедствие может послужить основанием для реквизиции земельного участка).

Основания прекращения земельных правоотношений:

1. Добровольный отказ.

2. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

3. Прекращение трудовых отношений, в связи с которыми был предоставлен служебный земельный надел.

4. Неправомерные действия – нерациональное использование, использование участка не по целевому назначению, использование земли способами, приводящими к снижению плодородия сельскохозяйственных земель или ухудшению экологической обстановки. Такое правоотношение происходит помимо воли правообладателя.

5. Бездействие – невнесение платежей за пользование земельным участком и др.

6. Событие – например, смерть пользователя и др.


Тема № 2. Право собственности на землю.

1. Общие положения права собственности на землю. Понятие формы собственности на землю.

2. Формы собственности:

a. Публичная собственность на землю. Проблемы разграничения права собственности на землю.

b. Право частной собственности.

Вопрос № 1. Общие положения права собственности на землю.

Собственность – общественно производные отношения между людьми по поводу земли как естественного условия всякого производства.

Право собственности – это юридическое закрепление данных общественных отношений.

В свою очередь, право собственности рассматривается в объективном и в субъективном смыслах. В объективном смысле право собственности на землю представляет собой комплексный межотраслевой институт.

Функции права собственности на землю как института:

1. Закрепляет право собственности на конкретный земельный участок к конкретным субъектам.

2. Нормы этого института закрепляют правомочия собственника по поводу земельного участка, принадлежащего лицу.

3. Нормы этого института устанавливают правовые средства охраны прав и интересов собственника.

Право собственности в субъективном смысле представляет собой меру возможного поведения собственника: владение, пользование и распоряжение. Владение – это правомочие, основанное на титуле, означающее возможность фактически обладать земельным участком. Пользование означает возможность эксплуатировать земельный участок, получать доходы, извлекать полезные свойства данного земельного участка и т.д., однако лишь в связи с целевым назначением земель. Распоряжение означает возможность собственника определять юридическую судьбу земельного участка, но также без изменения целевого назначения земельного участка.

Пользование собственника земельного участка, в соответствии со статьей 40 ЗК РФ, заключается в том, что собственник имеет право:

1) использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

3) проводить в соответствии с разрешенным использованием оросительные, осушительные, культуртехнические и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарно-гигиеническими и иными специальными требованиями;

4) осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.

Собственник земельного участка имеет право собственности на посевы и посадки сельскохозяйственных культур, полученную сельскохозяйственную продукцию и доходы от ее реализации, за исключением случаев, если он передает земельный участок в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или пожизненное наследуемое владение либо безвозмездное срочное пользование;

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны :

· использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;

· сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;

· осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;

· своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;

· своевременно производить платежи за землю;

· соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

· не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

· выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Общие ограничение правомочий собственника земли определены в статье 36 Конституции РФ: можно свободно владеть, пользоваться и распоряжаться землей при соблюдении двух условий:

1. Непричинении вреда окружающей среде – «Экологический императив».

2. Собственник не вправе нарушать права и законные интересы других лиц.

Формы собственности на землю. Суханов считает, что форма собственности – это экономическая категория. Экономические отношения присвоения выступают в различных формах в зависимости от того, кто является субъектом (отдельный индивид, группа лиц, государство, общество в целом), соответственно, различают индивидуальные, групповые и общественные формы присвоения. ЭТИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ПРИСВОЕНИЯ И ПРИНЯТО НАЗЫВАТЬ ФОРМАМИ СОБСТВЕННОСТИ.

В действительности, в содержании права собственности нет никакого различия в зависимости от форм собственности.

В зависимости от способа присвоения выделяют публичную и частную собственности.

В соответствии со статьей 56 ЗК РФ, могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю :

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК, федеральными законами.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...