Государственные нужды. Государственные (муниципальные) нужды: понятие в современном законодательстве российской федерации Источники обеспечения государственных и муниципальных нужд

Государственные нужды

потребности Российской Федерации в работах, услугах, обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников финансирования, включая государственные внебюджетные фонды Российской Федерации или субъектов Российской Федерации. (Смотри: МДС 80-17.01. Порядок проведения конкурсов на выполнение работ, оказание услуг в строительстве и жилищно-коммунальном хозяйстве в Российской Федерации.)

Источник: "Дом: Строительная терминология", М.: Бук-пресс, 2006.


Строительный словарь .

Смотреть что такое "государственные нужды" в других словарях:

    В РФ определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. См. также: Государственные нужды Кругооборот с включением правительства Бюджетная … Финансовый словарь

    Государственные нужды Энциклопедия права

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ - потребности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (органов государственного управления федерального и регионального уровня) в чем либо и связанные с выполнением этими органами целевых функций и задач, удовлетворяемые за счет… … Война и мир в терминах и определениях

    Государственные нужды - 1. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в… … Официальная терминология

    Государственные нужды - (англ state needs) в законодательстве РФ потребности РФ в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования (см. также Поставка товаров для государственных нужд) … Большой юридический словарь

    Государственные нужды - Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. ст. 525 ГК РФ … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Государственные нужды - Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Гражданский… … Словарь юридических понятий

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ - в соответствии с п. 1 ст. 495 ГК государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или ее административно территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет… … Юридический словарь современного гражданского права

    Государственные нужды Московской области - (далее областные нужды) обеспечиваемые за счет средств бюджета Московской области и внебюджетных источников финансирования потребности Московской области в продукции, необходимой для осуществления функций Московской области и выполнения в… … Официальная терминология

    В РФ потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. См. также: Государственные нужды Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Книги

  • Популярная медицинская энциклопедия , . Самое драгоценное у человека - его здоровье. Здоровье - это работоспособность, долголетие. Создание здоровых условий труда и быта, предупреждение и лечение заболеваний, содействие…
  • Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения , К. В. Кичик. В книге предпринята попытка комплексного исследования проблем правового регулирования отношений по формированию, размещению и исполнению государственных (муниципальных) заказов в России.В… электронная книга

    ПОНЯТИЕ И ПОРЯДОК ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД

    М.В. РОЗОВЕНКО

    Розовенко Мария Владимировна, аспирант кафедры гражданского и земельного права юридического факультета Горского государственного аграрного университета.

    Формирование и реализация правоотношений по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг для государственных нужд как сложный и длящийся процесс включает стадии определения государственных нужд, формирования госзаказа, размещения госзаказа и заключения государственного контракта, исполнения контрактных (договорных) обязательств.
    Таким образом, начальной стадией рассматриваемого процесса является определение государственных нужд, на основе которых в дальнейшем формируется госзаказ.
    В соответствии с Федеральным законом "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" к целям поставок продукции для федеральных государственных нужд относятся: создание и поддержание государственных материальных резервов Российской Федерации; поддержание необходимого уровня обороноспособности и безопасности государства; обеспечение экспортных поставок продукции для выполнения международных экономических, в том числе валютно-кредитных, обязательств Российской Федерации; реализация федеральных целевых программ (ст. 1). Таким образом, данный Федеральный закон в первоначальной редакции ограничивал перечень федеральных государственных нужд путем привязки к указанной целевой направленности поставок продукции.
    Государственные нужды субъектов РФ определяются органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с общими принципами и положениями данного Федерального закона. При этом речь идет о продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения регионов и реализации региональных целевых программ. Анализ региональных правовых актов показывает, что изначально к государственным нуждам в субъектах РФ, как правило, относился более широкий круг потребностей, чем это было предусмотрено указанным Законом в первоначальной его редакции.
    Так, в соответствии с Законом г. Москвы от 15 мая 2002 г. N 26 "О городском государственном заказе" (ныне утратил силу) под городскими государственными нуждами подразумевались потребности города в продукции, необходимой для обеспечения социальных, экономических, культурных, экологических условий жизни жителей, сохранения и развития инфраструктуры города (ст. 1). Источник финансирования госзаказа - бюджет г. Москвы.
    В соответствии со ст. 1 Закона Ульяновской области от 27 июня 1997 г. "О поставках продукции для областных государственных нужд" (в ред. Закона Ульяновской области от 31 декабря 2002 г. N 070-ЗО) областные государственные нужды определялись как потребности области в продукции, необходимой для решения экономических, социальных, природоохранных и иных задач, обеспечиваемых за счет средств областного бюджета и внебюджетных источников.
    Закон Амурской области от 16 декабря 2002 г. "О закупках и поставках продукции для областных государственных нужд" определял областные государственные нужды как "потребности области в товарах, работах и услугах, обеспечиваемых за счет средств областного бюджета и областных целевых бюджетных фондов, а также средств, представляемых в качестве государственной поддержки, включая государственные гарантии Администрации области".
    В соответствии со ст. 1 Закона Санкт-Петербурга от 21 апреля 1999 г. N 91-18 "О заказе Санкт-Петербурга" государственные нужды определялись как потребности города в товарах (включая сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие), работах, услугах, необходимых для реализации экономической, социальной, культурной политики, целевым программ и развития инфраструктуры города. Перечень государственных нужд города формируется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.
    Определения понятий "государственные нужды Российской Федерации" ("федеральные государственные нужды") и "государственные нужды субъектов РФ" закреплены в ст. 3 Закона о размещении заказов. В первоначальной редакции данного Закона федеральные государственные нужды определялись как потребности Российской Федерации в товарах (работах, услугах), необходимых для осуществления функций Российской Федерации и исполнения ее международных обязательств. Под государственными нуждами субъектов РФ понимались потребности в товарах (работах, услугах), необходимых для осуществления функций субъектов РФ. При этом законодательно установлено, что на федеральном уровне товары (работы, услуги) необходимы в том числе для реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ с участием Российской Федерации, а на региональном - для реализации региональных целевых программ. Государственные потребности удовлетворяются, соответственно, за счет средств федерального бюджета либо бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования.
    Рассматриваемые определения государственных нужд отличает следующее. Во-первых, указание на целевую направленность поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в сфере госзаказов - обеспечение осуществления функций государства. Во-вторых, отсутствие закрытого перечня целевой направленности государственных потребностей.
    Такой подход позволил расширить перечень государственных потребностей, удовлетворяемых путем поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд. Это касается, в частности, социально-экономической сферы. Ранее поставки товаров (выполнение работ, оказание услуг) применительно к данной сфере предусматривались только в связи с обеспечением реализации целевых программ.
    Поскольку Законом о размещении заказов предусмотрено определение понятия государственных нужд без ограничения целевой направленности государственных потребностей, в ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" было внесено соответствующее изменение. В соответствии с ним перечень целей поставок продукции для государственных нужд, предусмотренный данным Законом, также в настоящее время является открытым.
    Согласно ст. 1 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной год и планируемый период должны быть предусмотрены федеральные государственные нужды, а также объемы их финансирования из федерального бюджета. Таким образом, предполагается отражение государственных нужд в отдельной строке бюджета.
    Следует отметить, что высшими органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации предпринимались попытки конкретизировать федеральные государственные нужды и расходы на них, в том числе путем выделения таких расходов отдельной строкой закона о бюджете. Так, в соответствии с ч. 2 ст. 51 Федерального закона "О связи" расходы на оплату услуг связи для государственных нужд должны были предусматриваться в законах о соответствующих бюджетах отдельной строкой. К сожалению, уже через год в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ эта норма утратила силу.
    На практике, таким образом, не было полной ясности по поводу того, какие из предусмотренных законом о федеральном бюджете расходов осуществляются в целях оплаты поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд. В то же время обоснования объемов финансирования применительно к сфере госзаказов регулярно проводились. В юридической литературе также отмечается отсутствие критериев отнесения тех или иных потребностей к государственным нуждам . В целях конкретизации государственных расходов, в частности, на поставку товаров для государственных нужд, предлагается выделять их в отдельной строке бюджета .
    Как уже было отмечено выше, в Законе о размещении заказов целевая направленность государственных нужд, а соответственно, поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в сфере госзаказов была привязана к обеспечению осуществления функций государства. За счет этого появилась возможность увязать отношения по определению государственных нужд и их финансированию с функциональной классификацией бюджетных расходов. Тем самым внесена некоторая ясность в решение вопроса бюджетного финансирования госзаказов. В целях конкретизации перечня государственных потребностей и расходов на их реализацию ранее предлагалось привести структуру функциональной классификации бюджетных расходов в соответствие с основными функциями, выполняемыми органами государственной власти.
    Источники финансирования государственных нужд. В соответствии с Законом о размещении заказов к источникам финансирования поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг для государственных нужд, помимо средств бюджетов различных уровней, относятся внебюджетные средства. При этом не раскрывается, на какие именно источники внебюджетного финансирования распространяется указанное правило. Имеются основания предполагать, что первоначально под внебюджетными средствами подразумевались средства государственных внебюджетных фондов. К сожалению, содержание данного понятия в законодательстве не раскрыто и толкуется расширительно. Под внебюджетными средствами понимаются любые денежные средства, не относящиеся к категории бюджетных средств.
    Примечательно, что вопросы, связанные с внебюджетными источниками финансирования, возникали еще до принятия Закона о размещении заказов. В частности, это был вопрос о необходимости руководствоваться законодательством о размещении заказов при расходовании внебюджетных средств, полученных государственным учреждением от предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности . На указанный вопрос давался ответ, что в таких ситуациях заказчики не обязаны руководствоваться законодательством о размещении заказов. В настоящее время в аналогичных ситуациях заказчикам дается прямо противоположный ответ, что они должны руководствоваться Законом о размещении заказов.
    Представляется целесообразным конкретизировать перечень внебюджетных средств применительно к сфере госзаказов. К такого рода средствам должны быть отнесены, в частности, средства государственных внебюджетных фондов.
    Таким образом, государственные нужды - это правовое понятие, имеющее самостоятельное значение. В соответствии с действующим законодательством содержание государственных нужд составляют потребности в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий как государства, так и государственных заказчиков.
    Критериями отнесения тех или иных потребностей к государственным нуждам можно считать признаки, отражающие как сущностные признаки государственных нужд, так и формально-юридические. Так, те или иные потребности в товарах должны быть признаны государством в качестве государственных нужд; государственные нужды финансируются из средств бюджета и привлекаемых в установленном порядке внебюджетных источников; государственные закупки осуществляют субъекты, получающие статус государственных заказчиков; удовлетворение государственных нужд осуществляется посредством разработки и утверждения специального правового механизма взаимодействия государства и предпринимателей, включая использование установленных законом способов размещения заказов государства и применения особой договорной конструкции - государственного контракта.
    Государственные нужды могут быть самыми разнообразными и включают в себя потребности в земельных участках и других природных ресурсах, движимом и недвижимом имуществе, результатах интеллектуальной деятельности, в том числе в товарах, работах и услугах.
    Осуществление поставок товаров, выполнения работ и оказания услуг для государственных нужд должно основываться на единых принципах формирования, размещения и исполнения заказов на закупку товаров, выполнения работ и оказания услуг для федеральных и региональных нужд.
    Классификацию государственных нужд можно проводить по различным основаниям: по уровням определения - федеральные и региональные, по видам - социальные и экономические, по способам удовлетворения - договорный и внедоговорный, по характеру воплощения - программные нужды и внепрограммные нужды, по содержанию - нужды в товарах, работах, услугах.

    Литература

    1. Федеральный закон от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" (с изменениями и дополнениями от 18.07.2011) // СЗ РФ. 1994. N 34. Ст. 3540.
    2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями от 11.07.2011) // СЗ РФ. 2005. N 30 (часть I). Ст. 3105.
    3. Андреева Л.В. Правовое обеспечение государственных нужд // Российская юстиция. 1995. N 4. С. 30.
    4. Блинкова Е.В. Снабжение товарами через присоединенную сеть для государственных нужд // Государственная власть и местное самоуправление. 2004. N 6. С. 30 - 32.
    5. Борисов В., Рыбак К. Федеральные музеи и конкурсы // Конкурсные торги. 2003. Приложение к N 25 (142). С. 31 - 34.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Термин «государственные нужды» появился в законодательстве с переходом к рыночной экономике, основанной на различных формах собственности. Это не означает, что при административноплановой системе ведения хозяйства не существовало общественных потребностей, удовлетворение которых обеспечивалось государством. Однако в тот период общественно-экономического развития господствовала концепция, согласно которой государство осуществляет руководство всеми сторонами экономической жизни: производством, обменом, распределением и потреблением. Как выразитель интересов народа государство организовывало выполнение планов в области промышленного развития, строительства, транспорта, заготовок сельскохозяйственной продукции и др. Государственная собственность объявлялась всенародным достоянием, управление ею осуществлялось государством в качестве представителя народа.

Соответственно государственные и общественные интересы не разграничивались, и действовал единый централизованно-плановый механизм удовлетворения потребностей общества путем направления предприятиям плановых заданий по производству определенной продукции в необходимом объеме и распределения произведенной продукции по потребителям.

Необходимость управления закупками продукции для удовлетворения государственных нужд возникла вследствие того, что рыночный механизм в ходе своей деятельности не заинтересован заниматься многими проблемами, такими как охрана окружающей среды, поддержка обороноспособности страны, социальная помощь малообеспеченным гражданам, развитие фундаментальной науки и т. д. Все эти задачи вынуждено брать на себя государство в лице федеральных, региональных и муниципальных органов власти. В связи с выполнением этих задач и появляется такое понятие, как государственные нужды. Впервые понятие государственных нужд было дано в Законе Российской Федерации «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 г. № 2859-1.

Согласно ему государственные нужды – это потребность Российской Федерации в продукции, необходимой для решения общенациональных проблем, реализации социально-экономических, оборонных, научно-технических, природоохранных и других целевых программ, а также иных задач. Государственные нужды обеспечиваются за счет бюджетных средств и внебюджетных источников, привлекаемых для решения этих задач. Понятие «федеральные государственные нужды» было дано в Федеральном законе № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд». Суть этого определения сводится к тому, что федеральные государственные нужды – это потребности России в строго очерченных направлениях. Они включают в себя четыре элемента: материальные резервы, оборона и безопасность, экспорт на уровне государства и реализация федеральных целевых программ.

Также понятие «государственные нужды» было отражено в статье 525 части 2 Гражданского кодекса. В ней записано, что государственные нужды – это потребности двух уровней: потребности Федерации и потребности субъектов РФ. Третий уровень – «муниципальные нужды» – под понятие «государственные нужды» не подпадает. Такое положение изначально обосновывалось российскими законодателями тем, что в соответствии с законом 154-ФЗ, а затем 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления в систему органов государственной власти не входят, а поэтому они должны были по аналогии с федеральным и региональным законодательством самостоятельно разрабатывать свои нормативные акты, в которых и регулировались бы вопросы закупки продукции для муниципальных нужд. В 2005 г. был принят закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который ввел новые понятия нужд государства и впервые муниципальных нужд.

Согласно документу под государственными нуждами понимались потребности РФ либо потребности субъектов РФ в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций государственного управления, в том числе для реализации целевых программ, финансируемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников. Под муниципальными нуждами понимались обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах,

необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ. Источниками финансирования муниципальных нужд должны были выступать средства местных бюджетов и внебюджетные источники финансирования. С 1 января 2011 г. закон 94-ФЗ ввел понятие «нужды бюджетного учреждения», под которыми понимались обеспечиваемые бюджетными учреждениями (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений. Вступивший с 1 января 2014 г. в силу Федеральный закон не расшифровывает понятия государственных и муниципальных нужд, хотя и использует их по тексту. По смыслу близки этим терминам установленные законом цели осуществления закупок.

Среди них выделяются следующие: 1) достижения целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами; 2) исполнения международных обязательств Российской Федерации, реализации межгосударственных целевых программ, участником которых является Российская Федерация; 3) выполнения функций и полномочий государственных органов Российской Федерации, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов управления территориальными внебюджетными фондами, муниципальных органов.

Данилова С. Н.

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

Государственные нужды

"...1. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации). Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений..."

Источник:

Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 20.07.2012, с изм. от 16.10.2012) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Государственные нужды" в других словарях:

    Государственные нужды - в РФ определяемые в установленном законом порядке потребности РФ или субъектов РФ, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. См. также: Государственные нужды Кругооборот с включением правительства Бюджетная … Финансовый словарь

    Государственные нужды Энциклопедия права

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ - потребности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (органов государственного управления федерального и регионального уровня) в чем либо и связанные с выполнением этими органами целевых функций и задач, удовлетворяемые за счет… … Война и мир в терминах и определениях

    государственные нужды - потребности Российской Федерации в работах, услугах, обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников финансирования, включая государственные внебюджетные фонды Российской… … Строительный словарь

    Государственные нужды - (англ state needs) в законодательстве РФ потребности РФ в товарах (работах, услугах), обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования (см. также Поставка товаров для государственных нужд) … Большой юридический словарь

    Государственные нужды - Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. ст. 525 ГК РФ … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право

    Государственные нужды - Государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования. Гражданский… … Словарь юридических понятий

    ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НУЖДЫ - в соответствии с п. 1 ст. 495 ГК государственными нуждами признаются определяемые в установленном законодательством порядке потребности Республики Беларусь или ее административно территориальных единиц, обеспечиваемые, как правило, за счет… … Юридический словарь современного гражданского права

    - (далее областные нужды) обеспечиваемые за счет средств бюджета Московской области и внебюджетных источников финансирования потребности Московской области в продукции, необходимой для осуществления функций Московской области и выполнения в… … Официальная терминология

    Федеральные государственные нужды - в РФ потребности РФ в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны и для реализации федеральных и межгосударственных целевых программ. См. также: Государственные нужды Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

Книги

  • Популярная медицинская энциклопедия , . Самое драгоценное у человека - его здоровье. Здоровье - это работоспособность, долголетие. Создание здоровых условий труда и быта, предупреждение и лечение заболеваний, содействие…

Правовой институт отрасли права должен включать такой набор норм, которые призваны обеспечивать беспробельность регулирования общественных отношений, составляющие предмет данного института. Соответственно, регулирование контрактной системы в сфере закупок зависит от качества законодательства, которое в первую очередь выражается в понятийном аппарате, юридических терминологиях.

Как отмечает Туранин В.Ю.: «определение понятий, которым оперирует право, - это условие эффективности его норм» . Также уместно привести высказывание Ю.А. Тихомирова о том, что «отсутствие дефиниций в законе, регламентирующем экономическую деятельность, вполне оправданно относится к специальным критериям коррупциогенности нормативного акта» .

Государственные и муниципальные нужды являются ключевыми элементами контрактной системы в сфере закупок в связи с тем, что от правильного определения потребностей зависит эффективное распределение фондов денежных средств и удовлетворение публичных интересов в целом.

Дефиниция «государственные (муниципальные) нужды» отсутствует в Федеральном законе от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» , что обуславливает теоретические и практические проблемы, связанные со сложностью определения потребностей, которые признаются в качестве государственных (муниципальных).

Следует отметить, что в Федеральном законе от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 94-ФЗ) содержалось довольно полное определение государственных и муниципальных нужд.

В бюджетном законодательстве понятие государственной (муниципальной) нужды связывается с государственными (муниципальными) бюджетными расходами.

В соответствии с ч.6 ст. 21 БК РФ, устанавливающий классификацию расходов бюджетов, едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации группами и подгруппами видов расходов являются в том числе: 2) группа «Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», которая выделяется в отдельную группу и отличается от иных групп бюджетных расходов.

Согласно ст. 21 БК РФ к каждому виду расходов присваивается свой код в рамках бюджетной классификации. В свою очередь, КБК входит составной частью в идентификационный номер закупки согласно требованиям Федерального закона №44-ФЗ. Выделение бюджетным законодательством закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд в отдельную группу расходов со своим кодом КБК не позволяет отнести иные виды расходов к данной категории.

Из анализа положений Федерального закона № 94-ФЗ следует, что под нуждой нужно понимать потребность, что соответствует обыденному пониманию нужды как недостатка, требующего удовлетворения.

В научном сообществе к определению понятия «государственных и муниципальных нужд» уделено достаточно широкое внимание.

В основном исследователи к признакам государственных нужд относят: 1) субъект потребности – публично-правовые образования, а именно Российская Федерация и субъекты РФ; 2) предмет потребности - товары, работы, услуги, необходимые для осуществления функций и полномочий России, государственных заказчиков; 3) источник обеспечения потребности - средства федерального бюджета, бюджета субъекта РФ или внебюджетного источника финансирования .

Особый признак выделяет Яровой А.В.: «цель удовлетворения государственных нужд - осуществление и защита того или иного государственного (общественного) интереса» .

Таким образом, из анализа различных подходов в научном сообществе можно сделать вывод, что определение «государственных нужд» зависит от источника финансирования, предмета и субъекта. Аналогичные признаки присущи и потребностям, относимым к муниципальным нуждам.

Следует отметить, что попытки выработки универсального определения государственных (муниципальных) нужд в научном сообществе привели исследователей к дискуссии о разграничении государственных (муниципальных) нужд и собственных нужд заказчиков, в ходе, которой образовалось две противоположные точки зрения. Данная дискуссия велась до принятия Федерального закона № 44-ФЗ в период действия Федерального закона №94-ФЗ, однако сформулированные точки зрения не теряют своей актуальности и в настоящее время.

Одни исследователи категорически отрицали наличие собственных нужд. Так, Андреева Л.В. указывает: «государственный аппарат не может иметь собственные интересы, отличающиеся от общегосударственных интересов» . Другая группа исследователей считала, что у заказчиков могут быть собственные нужды, прежде всего у государственных и муниципальных учреждений. Так, Болдырев В.А. отмечает: «в полной мере логично и соответствует духу права понимание под государственными нуждами не только нужд Российской Федерации и ее субъектов, но и нужд государственных заказчиков – государственных органов и бюджетных учреждений» .

Таким образом, собственные нужды включаются в государственные (муниципальные) нужды на основании статуса заказчиков, в связи с чем необходимо сформировать расширенное понимание государственных (муниципальных) нужд, включив в признаки, характеризующие нужды государственными (муниципальными) – уровень публичности. Данный уровень публичности зависит как от статуса заказчика (статус бюджетных учреждении, унитарных предприятии), так и от финансирования закупки за счет централизованных денежных средств.

Список литературы:

  1. Бюджетный Кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31.Ст. 3823.
  2. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2013. № 14. ст. 1652.
  3. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ// "Собрание законодательства РФ", 25.07.2005, N 30 (ч. 1), ст. 3105,
  4. Андреева Л.В. Закупки товаров для федеральных государственных нужд // Правовое регулирование. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 296.
  5. Болдырев В. А. Юридические лица - не собственники в системе субъектов гражданского права: монография. М. 2010.С. 340.
  6. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// Борисов А.Н., Краев Н.А. М.: Деловой двор. 2013. С. 292.
  7. Тихомиров Ю.А. Обеспечение законности // Власть, закон, бизнес. Сер. научные доклады: независимый экономический анализ. М., 2005. № 168. С. 216.
  8. Туранин В.Ю. Сущность и значение дефиниции в современном законодательном тексте //Современное право. М.: Новый индекс, 2006 г. С.43.
  9. Яровой А.В. Поставка товаров для государственных нужд: автореф. дис. канд. юрид. наук Екатеринбург, 2005. С. 16 - 17.


Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...