N 273 фз о противодействии. Федеральное законодательство россии о противодействии коррупции

Поиск других статей

Страницы в журнале: 115-117

О.Н. БИБИК,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского

В статье рассматриваются недостатки Федерального закона «О противодействии коррупции» и высказываются рекомендации по его совершенствованию.

Ключевые слова: понятие коррупции, противодействие коррупции, совершенствование закона о противодействии коррупции, культура и коррупция.

The law on corruption counteraction requires in essential changes

In article lacks of the Federal law «About corruption counteraction» are considered and recommendations about its perfection express.

Keywords: сoncept of corruption, corruption counteraction, perfection of the law on corruption counteraction, culture and corruption.

10 января 2009 г. вступил в силу первый в отечественной истории Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Закон), принятие которого ознаменовало качественно новый этап в реализации уголовной политики в области борьбы с коррупционными правонарушениями. Несомненно, сама идея Закона - создание нормативной базы для противодействия коррупции, в том числе формирование понятийного аппарата, закрепление принципов, организационных основ противодействия коррупции, мер по ее профилактке, - требует поддержки и одобрения. Но все эти плюсы многократно нивелируются недо статками Закона, о которых пойдет речь в настоящей статье.

Внимание Закона в основном сосредоточено на такой фигуре, как государственный (муниципальный) служащий. Статьи 8-12 Закона, предусматривающие конкретные меры по противодействию коррупции, посвящены только указанной категории чиновников. Вместе с тем следует отметить, что существуют также лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, которые не являются государственными и муниципальными служащими, следовательно, полностью исключаются из сферы действия Закона. Данное ограничение в криминологическом плане совершенно необоснованно, ведь наиболее опасными проявлениями коррупции являются преступления, совершаемые лицами, замещающими государственные и муниципальные должности (судьи, губернаторы, министры, мэры, депутаты и т. д.).

Борьба с коррупцией в России по традиции приобрела черты кампании: в погоне за показателями правоохранительные органы стали привлекать к уголовной ответственности преподавателей вузов, инспекторов ГИБДД, врачей, прочих должностных лиц, стоящих на последних ступенях современной «табели о рангах», на фоне процветающей коррупции в высших эшелонах власти. Данная «стратегия» вызывает одновременно и удивление, и отторжение подобных приоритетов, значительно снижает авторитет проводимой политики в указанной выше сфере.

Закон во многом является рамочным, содержит небольшое количество мер практической направленности. Но и эти меры представляются совершенно неэффективными, не имеют необходимого потенциала для решения поставленных задач.

Проанализируем данные меры.

1. Согласно ст. 8 Закона на служащих возложена обязанность представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Указанная мера уже предусмотрена в ст. 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Закон о госслужбе), но свою эффективность доказать не смогла. Представляется, что и после повторного закрепления в Законе она не поможет выявить нелегальные доходы служащего, изобличить его в совершении коррупционного правонарушения. Декларация о доходах и имуществе будет формально содержать указание на то денежное содержание, которое выплачивается служащему, а также на имущество, которое находится в собственности служащего и членов его семьи.

2. Предусмотрена обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (ст. 9 Закона). Данное нормативное положение вводит новый для современного российского законодательства институт доносительства о совершении преступления и правонарушения. Указанный институт в целом, видимо, не нарушает принципов демократического государства, он может использоваться и в противодействии коррупции. Однако соответствующие нормы скомпрометировали себя в советский период, и в настоящее время общественное мнение вряд ли поддержит их широкое применение. Полагаем, в силу сложившейся традиции государство все еще воспринимается не как институт, подконтрольный гражданскому обществу, а как механизм принуждения и подавления. Поэтому не стоит возлагать на ст. 9 Закона больших надежд.

3. Законом регулируются отношения при возникновении конфликта интересов на государственной и муниципальной службе - ситуации, при которой личная заинтересованность служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей (статьи 10 и 11). Порядок разрешения указанного конфликта закреплен, в частности, в ст. 19 Закона о госслужбе. Отсутствие практики применения соответствующих норм свидетельствует об их неэффективности; нет примеров, когда данные нормы предотвращали бы проявления коррупции. Действующие в органах власти комиссии по урегулированию конфликта интересов работают «для галочки».

4. На гражданина, уволенного с государственной или муниципальной службы, налагаются ограничения при заключении им трудового договора (ст. 12 Закона). Например, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы гражданин имеет право замещать должности в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в его должностные (служебные) обязанности, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению. Пункт 3 ст. 17 Закона о госслужбе содержит аналогичную норму об ограничениях, налагаемых на гражданина, уволенного с государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового договора. Ситуация аналогичная: очередное переписывание в Законе норм, уже установленных иными актами и также не применяющихся на практике.

Таким образом, Закон, по сути, не создает жизнеспособного инструментария противодействия коррупции. Характер замечаний к Закону указывает на необходимость его существенной переработки. Стоит отметить, что указанных недостатков можно было избежать, если бы Закон на стадии его разработки и принятия широко и критически обсуждался среди специалистов и в научных кругах. Искреннее удивление вызывает тот факт, что отмеченные недостатки, будучи очевидными, крайне редко анализируются практиками и учеными, слабость Закона предпочитают не замечать. Одной из немногих работ, в которых содержится конструктивная критика Закона, стала статья проф. А.В. Наумова «Новое антикоррупционное законодательство: много упущено». Хотя научное сопровождение законопроектных работ в уголовном праве приобрело образ недостижимого идеала, тем не менее, следуя принципу «юридическая наука начинается там, где она говорит законодателю “нет”» (сформулирован М.Д. Шаргородским), полагаем, надо сказать «нет» действующей редакции Закона и призвать ответственных лиц к скорейшему устранению недостатков, допущенных при разработке нормативных основ противодействия коррупции.

Критика конструктивна, если одновременно формулируются альтернативные способы решения проблемы. Предлагаем рассмотреть вопрос о внесении в Закон следующих изменений.

1. Распространить положения Закона на лиц, замещающих государственные и муниципальные должности.

2. Ввести контроль над расходами лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, прежде всего над приобретением дорогостоящих предметов, объектов недвижимости. Складывается парадоксальная ситуация: чиновники, занимающие высшие должности, получают весьма скромную зарплату, но при этом умудряются тратить баснословные суммы. Предлагается предусмотреть обязанность указанных лиц декларировать покупку недвижимости, автомобилей, иных предметов, например, стоимостью от 50 000 руб. При этом в декларации должны содержаться сведения об источниках доходов, на которые были приобретены соответствующие вещи.

3. В систему мер по противодействию коррупции включить проведение проверки лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, ее субъектов и муниципальные должности. Данная проверка может заключаться в предложениях чиновникам незаконных выгод (например, взятки). Указанная мера отвергается абсолютным большинством специалистов в том случае, если лицо впоследствии привлекается к уголовной ответственности, поскольку рассматривается как бесчестный поступок, провокация совершения преступления. Хотя мы не разделяем данную точку зрения, можно предложить другой подход: с не прошедшим проверку должностным лицом служебный контракт расторгается. При этом результаты проверки не будут использоваться в целях привлечения указанных лиц к уголовной ответственности. Необходимо задуматься о том, какова цена вопроса: может ли общество допустить к распределению благ людей (например, в статусе федерального министра), способных поддаться искушению.

4. Изменить правила назначения наказаний в отношении тяжких и особо тяжких преступлений. Следует отметить, что нередко лица, обвиняемые в совершении коррупционных преступлений, в том числе тяжких и особо тяжких, осуждаются условно, что не противоречит уголовному законодательству. Данный феномен противодействия «беловоротничковой» преступности уже давно известен криминологии. В целях совершенствования нормативных основ борьбы с коррупцией предлагается внести изменения в ст. 73 УК РФ и исключить возможность назначения наказания условно лицам, осужденным за совершение тяжких и особо тяжких преступлений.

5. Уточнить понятие коррупции. Закон определяет коррупцию через обязательный признак - получение выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера (ст. 1). Между тем коррупция может заключаться в приобретении выгоды неимущественного характера (например, карьеризм, протекционизм). Пленум Верховного суда РФ обоснованно обратил внимание на данный аспект должностной преступности в п. 16 постановления от 16.10.2009 № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». Основным признаком коррупции является использование властных ресурсов в личных целях. Поэтому предлагается дополнить определение коррупции случаями получения от коррупционного правонарушения выгод неимущественного характера.

6. Наконец, требуется серьезный комплекс мер по изменению общественного мнения о проявлениях коррупции. В отечественной культуре прочно закрепился стереотип отношения к взяточничеству, мздоимству как к неизбежному злу. Множество примеров тому встречается, в частности, в русских пословицах и поговорках, которые представляют собой глубинный срез ментальности этноса, основу народной культуры, а самое главное - многовековой житейский опыт. Они в совершенно откровенной и нелицеприятной форме свидетельствуют и об уровне правосознания людей, и о степени криминализации общества. У В.И. Даля в разделе «Суд - лихоимство» встречаем такую пословицу: «Пред Бога с правдой, а пред судью с деньгами». И там же: «Судья - что плотник: что захочет, то и вырубит», «Не бойся суда, бойся судьи», «Закон - дышло: куда хочешь, туда и воротишь», «Неправдою суд стоит», «В суд пойдешь - правды не найдешь», «Не ходи к воеводе с одним носом, ходи с приносом». В разделе «Закон» читаем: «Законы святы, да законники (или: судьи) супостаты», «Где закон, там и обида», «Если бы не закон, не было бы и преступника». Расхожей остается поговорка «Не подмажешь - не поедешь». Думается, что подобные культурные традиции существенно осложняют борьбу с преступностью. Но противодействие им должно осуществляться не силами правоохранительных органов, а на основе внутренних механизмов оздоровления культуры.

Библиография

1 См. об этом: Наумов А.В. Новое антикоррупционное законодательство: много упущено // Уголовное право. 2009. № 2. С. 101.

2 Уголовное право. 2009. № 2. С. 101.

3 Даль В.И. Пословицы русского народа. Т. 1. - Спб., 1879. С. 184, 189, 191, 290.

Коррупционное правонарушение (простыми словами «взяточничество») является одним из самых распространенных преступлений в России среди чиновников, предусмотренных УК. И хотя в 2019 году зафиксировано снижение коррупции, ни законы, ни деятельность специальных органов нельзя назвать особо эффективными в решении данной проблемы. До сих пор предприниматели и простые граждане практически ежедневно сталкиваются с произволом и вымогательством со стороны власть имущих. Что можно сделать и куда идти жаловаться в такой ситуации?

Общую информацию, в том числе основные принципы противодействия коррупции, имеет возможность найти любой человек: для этого достаточно заглянуть в ФЗ под №273 от 2008 года (с изменениями на 2019 г.). Но для того, чтобы проблема была решена максимально быстро, лучше обратиться к профессионалам.

Оставив вопрос под статьей на сайте или заполнив специальную форму внизу страницы, можно быть уверенным, что опытные юристы подскажут решение любой проблемы в течение нескольких минут. А, главное – юридическая помощь является бесплатной и предоставляется круглосуточно.

Официальное определение термина «коррупция» содержится в ФЗ РФ под №273, целью создания которого является профилактика и борьба с имущественными преступлениями чиновников. Этот российский закон так и называется: «О противодействии коррупции». Он принят еще в 2008 году, но в 2014 - 2019 годах в этот правовой акт были внесены значительные изменения.

Так что же такое коррупция? Этим понятием охвачены преступления, совершаемые должностными лицами в период своей трудовой деятельности вследствие злоупотребления служебным положением.

Российский УК в числе прочих содержит статьи, содержащие уголовную ответственность за следующие деяния:

  • получение взятки должностным лицом в любом виде (деньги, подарки, имущество, услуги и т.д.) за оказание услуг или содействие в определенном вопросе (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки – человек, предложивший взятку чиновнику или иному представителю государства, подлежит уголовному преследованию наравне с взяткополучателем (ст.291 УК РФ);
  • посредничество во взяточничестве – сама передача взятки взяткополучателю по его поручению или поручению взяткодателя (ст. 291.1 УК РФ).

Основы в борьбе с вымогательством чиновников

В 2019 году борьба со взяточничеством в РФ строится на положениях, которые отражают политику государства в этом вопросе.

Основные принципы противодействия коррупции перечислены в статье 4 ФЗ РФ под №273:

  • законность;
  • признание прав и свобод граждан;
  • комплексное использование различных мер (правовых, организационных, политических, информационных и др.) в деятельности муниципальных органов, учреждений, инстанций;
  • важность предупреждения коррупционных преступлений;
  • тесное сотрудничество государства с гражданами, общественными организациями и объединениями, в том числе международными;
  • публичность деятельности государственных органов;
  • неизбежность уголовного наказания за нарушение УК РФ и других федеральных законов.

Меры противодействия коррупции

Политиками ведется очень много разговоров о деятельности по противодействию взяточничеству и другим коррупционным преступлениям. Между тем, по состоянию на 2019 год ни УК, ни ФЗ Российской Федерации №273 не содержит какой-либо конкретной статьи, раскрывающей суть этих мер на правовом уровне.

Основываясь на тексте указанного закона №273, можно назвать следующие меры в борьбе с коррупцией:

  • анализ движения средств на счетах муниципальных учреждений;
  • мониторинг закупок для государственных нужд;
  • тщательный анализ доходов и расходов;
  • проверка достоверности сведений о доходах госслужащих;
  • выявление схем, созданных для обхода требований законодательства в сфере закупок.

Ограничения для госслужащих

Коррупционное правонарушение всегда связано с использованием чиновником своего служебного положения. Поэтому в статье 12.1 ФЗ №273 перечислены ограничения, которые призваны уменьшить риск возможного нарушения должностными лицами УК Российской Федерации.

Итак, в 2019 году госслужащий не имеет права:

  • замещать другие должности, предоставляющие статус государственного служащего, кроме своей (п. 1, 2 ст. 12.1 ФЗ №273);
  • заниматься предпринимательством, а также участвовать в управлении хозяйствующих субъектов (п.п.2 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • заниматься любой другой возмездной деятельностью (за исключением научной и преподавательской) (п.п.3 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • быть доверенным лицом в органах государственной власти (п.п.4 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • использовать любую информацию и материально-техническую базу в неслужебных целях (п.п.5, 11 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • получать вознаграждение за выступления и публикации (п.п.6 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • получать подарки и вознаграждение в любом виде как от физических, так и юридических лиц (п.п.7 п.3 ст.12.1 ФЗ №273), а также выезжать в служебные командировки за счет указанных лиц (п.п.9 п.3 ст.12.1 ФЗ №273);
  • участвовать в управлении иностранными некоммерческими организациями (п.п.7 п.3 ст.12.1 ФЗ №273).

Куда пожаловаться на коррупцию?

Столкнувшись с произволом чиновников в любой сфере деятельности, человек растерян и не знает, куда идти жаловаться. А ведь стоит помнить, что УК Российской Федерации содержит специальные статьи, согласно которым взятки, злоупотребление и превышение должностных полномочий, растрата государственного имущества и схожие деяния рассматриваются не иначе как преступления, влекущие за собой уголовное наказание в соответствии с законом. Поэтому гражданин, узнавший о таком деянии, непременно должен сообщить о нем в специальные организации.

По состоянию на 2019 год в России существуют следующие интернет-порталы и органы, в которые пострадавший может направить жалобу по факту коррупции:

  • Комитет по борьбе с коррупцией в Российской Федерации, являющийся общественной организацией. Принимает заявления о нарушении отдельным норм УК и других федеральных законов как в электронной форме на сайте http://com-cor.ru, так и в виде обычных писем.
  • Zastupnik(точка)org – российский ресурс, созданный в 2014 году при поддержке депутатов Госдумы РФ в целях борьбы со взяточничеством и другим произволом должностных лиц. Это эффективный проект, с помощью которого можно получить консультацию эксперта по любому правовому вопросу и пожаловаться на нарушение закона. Деятельность сотрудников Zastupnik(точка)org является правомерной и направлена на защиту интересов граждан.
  • Региональные подразделения специального отдела МВД Российской Федерации – ГУЭБиПК (Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции). Этот отдел создан в рамках реализации программы по борьбе с коррупцией должностных лиц, а также в целях пресечения попыток коммерческого подкупа чиновников. В данном случае к должностным лицам и чиновникам относятся:
    • сотрудники федеральных министерств, служб, агентств;
    • депутаты Госдумы;
    • сенаторы Совета Федерации;
    • руководители субъектов РФ;
    • иные высокопоставленные лица.

В этот орган можно жаловаться и сообщать о фактах коррупции круглосуточно, поскольку сотрудники ГУЭБиПК РФ принимают заявления граждан 24 часа в сутки, однако на прием можно предварительно записаться и по телефону.

  • Региональные подразделения еще одного специального отдела в системе Министерства внутренних дел – Главное управление собственной безопасности (ГУСБ Российской Федерации). Целью деятельности указанного отдела является пресечение и борьба с коррупцией среди сотрудников полиции. Нередки случаи, когда лица, призванные защищать граждан от беззакония, сами вымогают деньги у потерпевших. При наличии достаточных оснований полагать, что полицейский нарушает закон и совершает коррупционное правонарушение, гражданину рекомендуется жаловаться в подразделение ГУСБ своего региона, поскольку, в случае оформления жалобы в дежурной части, есть вероятность, что информация попадет «не в те руки» и произойдет срыв операции. А, следовательно, доказать состав преступления и наказать «оборотня в погонах» будет очень сложно.
  • Телефон доверия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения РФ – при денежном вымогательстве и превышении полномочий врачами муниципальных лечебных заведений.
  • Телефон доверия Министерства образования и науки Российской Федерации – при требовании взяток преподавателями учебных учреждений;
  • Отделение Генеральной прокуратуры по месту жительства – в случае произвола контролирующих инстанций в коммерческой деятельности и должностных лиц муниципальных органов. Жаловаться в этот орган можно разными способами:
    • телефон доверия;
    • оформление жалобы в электронной форме;
    • Почта России;
    • личный прием.

Для ускорения рассмотрения жалобы необходимо помнить о зоне ответственности каждого органа и его территориальной принадлежности. Не стоит сразу писать гневные письма важнейшему руководству страны (Президенту, Генеральному прокурору и т.д.), не пройдя перед этим нижестоящие инстанции.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 2. Правовая основа противодействия коррупции
Статья 3. Основные принципы противодействия коррупции
Статья 4. Международное сотрудничество Российской Федерации в области противодействия коррупции
Статья 5. Организационные основы противодействия коррупции
Статья 6. Меры по профилактике коррупции
Статья 7. Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции
Статья 7.1. Запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами
Статья 8. Представление сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Статья 8.1. Представление сведений о расходах
Статья 9. Обязанность государственных и муниципальных служащих уведомлять об обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
Статья 10. Конфликт интересов на государственной и муниципальной службе
Статья 11. Порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов
Статья 11.1. Обязанности служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, лиц, замещающих должности финансового уполномоченного, руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного
Статья 12. Ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора
Статья 12.1. Ограничения и обязанности, налагаемые на лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности
Статья 12.2. Ограничения и обязанности, налагаемые на работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.3. Обязанность передачи ценных бумаг, (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в целях предотвращения конфликта интересов
Статья 12.4. Ограничения, запреты и обязанности, налагаемые на работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами
Статья 12.5. Установление иных запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения
Статья 13. Ответственность физических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 13.1. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, в связи с утратой доверия
Статья 13.2. Увольнение (освобождение от должности) лиц, замещающих (занимающих) должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, в связи с утратой доверия
Статья 13.3. Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции
Статья 13.4. Осуществление проверок уполномоченным подразделением Администрации Президента Российской Федерации
Статья 14. Ответственность юридических лиц за коррупционные правонарушения
Статья 15. Реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия

Сравнительно недавно слово "коррупция" достаточно часто звучало по телевидению, появлялось в периодических печатных изданиях и в прочих СМИ. Многие люди имеют лишь отдаленное представление об этом явлении, понимая только, что оно связано с какими-то неправомерными действиями. Точно же определить, что такое коррупция, может далеко не каждый. Далее в статье рассмотрим это явление более подробно.

Терминология

Само слово имеет латинские корни. Что такое коррупция по латыни? В дословном переводе слово corrumpere означает "растлевать", а corruptio — "порча" или "подкуп". На основании этой трактовки было сформулировано общее определение. Говоря о том, что такое коррупция, в широком смысле под ней следует понимать использование должностными лицами вверенных им прав и властных полномочий, связанных с официальным их статусом возможностей, авторитета и имеющихся связей для личной выгоды. Такое поведение противоречит моральным устоям и юридическим нормам. Что такое коррупция, знают многие люди, проживающие в мафиозных странах. В них это понятие трактуется как подкуп должностного лица, его продажность. В европейских языках термин имеет более широкую семантику. Она исходит из дословной трактовки латинского понятия. Мировой банк, Transparency International и ряд других организаций также дают определение рассматриваемому явлению. Они трактуют понятие как злоупотребление вверенной властью в личных целях. В практике используются и другие определения того, что такое коррупция. Эти трактовки вносят те или иные уточнения или используют строгие юридические понятия.

Отечественное право

Коррупция в России - это злоупотребление должностным лицом служебным положением, получение или дача взятки, коммерческий подкуп или иное неправомерное использование гражданином своего статуса, противоречащее интересам страны и общества. Такое поведение направлено на получение выгоды, которая может выражаться в виде ценностей, денег или иных вещей и объектов, услуг или прав имущественного характера для себя либо других лиц. Данные деяния могут также совершаться в интересах либо от имени юрлиц.

Особенности явления

В качестве одного из характерных признаков коррупции выступает конфликт между поведением должностных лиц и интересами их нанимателей либо между действиями выборного субъекта и свободами и правами общества. Большая часть таких деяний аналогична мошенничеству. Такое поведение относится к категории преступлений, направленных против государства. Вероятность злоупотребления существует в тех институтах, в которых должностные лица обладают дискреционной властью в области распределения тех или иных ресурсов, не принадлежащих им, по собственному усмотрению. К таким подверженным коррупции субъектам можно отнести администраторов, судей, депутатов, чиновников. Коррупция в органах власти обусловливается возможностью получить высокую экономическую прибыль. Однако данное явление сдерживается риском разоблачения и наказания.

Общая характеристика

Злоупотребление - это одна из форм, в которой выражается государственная коррупция. Однако это понятие недостаточно полно характеризует данное явление. Одна из ратифицированных в России конвенций признает коррупцию уголовным преступлением юрлиц и граждан. За одно и то же неправомерное деяние в РФ можно получить наказание по УК и КоАП. Коррупция в России отличается системным характером. Он обусловливается принудительной силой данного явления, действующей на тех, кто занимает властное положение в тех или иных институтах. По политэкономическим и макроэкономическим исследованиям коррупция причиняет существенный ущерб, формирует препятствия для роста хозяйственной и прочих систем страны, развития общества.

Пути решения проблемы

Сегодня не существует четких методов ни в менеджменте, ни в педагогике, используя которые можно было бы гарантировать "воспитание" идеальных чиновников. Однако в настоящее время существует достаточно много стран, в которых уровень коррупции довольно низок. Более того, в истории есть примеры, когда определенные действия способствовали достижению значительных успехов. Такая ситуация, например, характерна для Швеции, Португалии, Гонконга, Сингапура. Эти примеры доказывают, что существуют эффективные методы, посредством которых можно оказывать противодействие коррупции. Формально, если не будет власти, то не будет и этого явления. Однако многие государственные функции имеют достаточно веское обоснование, в связи с чем не могут быть аннулированы. К примеру, нельзя устранить неправомерное поведение в налоговых службах отменой всех обязательных отчислений в бюджет. Однако в условиях, когда коррупция достигает угрожающих масштабов, именно роспуск "особо опасных" органов можно считать одним из наиболее эффективных, хоть и радикальных, методов. Кроме этого, существуют и другие варианты устранения этого неблагоприятного явления. Рассмотрим их далее.

Внутреннее противодействие коррупции

Этот подход предусматривает усиление механизмов и стимулов, существующих непосредственно в самом административном аппарате. В частности, речь идет о формировании более четких стандартов исполнения обязанностей должностными лицами, строгом контроле над каждым сотрудником. Для обеспечения надзора выделяются особые управления, функционирующие автономно. К примеру, правоохранительные структуры зачастую находятся в подчинении главы исполнительной власти, равно как и бюрократический аппарат, существуя, однако, относительно независимо.

Внешний контроль

Борьба с коррупцией может осуществляться посредством механизмов, обладающих существенной независимостью от исполнительной власти. Многие из этих инструментов определяются в Конвенции ООН. В частности, формирование независимого судебного института, при котором бюрократ, нарушивший закон, может быть быстро признан виновным, значительно уменьшает потенциальную привлекательность коррупционной деятельности. В качестве одного из эффективных способов устранения явления выступает свобода СМИ и слова. Внешний контроль, как правило, используется в странах с либеральной демократией и рыночной экономикой. Вероятно, это обусловливается тем, что для обеспечения нормального товарооборота необходимо формирование жестких правил, создание четких механизмов реализации обязательств. В их числе и эффективная система права, обеспечивающая здоровые конкурентные условия.

Общие меры

Борьба с коррупцией предполагает ужесточение существующих и принятие новых нормативных актов, предусматривающих те или иные ограничения для граждан и юрлиц. Однако многие из них, напротив, вызывают сопротивление в обществе и провоцируют людей на совершение тех или других неправомерных действий. Исключением являются нормы, относящиеся к конституционным свободам и правам граждан. Они накладывают определенные ограничения не столько на обычных людей, сколько на институты власти. Конституционные нормы выступают в качестве гарантий против завышенных законодательных требований и наделения тех или иных органов дискреционными полномочиями.

Закон "О коррупции"

В нормативном акте установлены общие принципы, на основании которых осуществляется работа по устранению рассматриваемого явления. К ним относят следующие:


Закон "О коррупции" предусматривает определенные меры международного взаимодействия РФ с прочими странами. Данная работа осуществляется на основании соответствующих соглашений или принципа взаимности. Главной целью является выявление лиц, совершивших коррупционные действия, имущества, ставшего предметом неправомерных сделок. Взаимодействие правительств, госструктур обеспечивает обмен информацией, координацию мероприятий по профилактике и устранению нарушений и их последствий.

Основные способы и принципы противодействия коррупционным явлениям, методы борьбы с данным видом правонарушений, нормативно-правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции - все Федеральный Закон о Основные моменты, закрепленные в представленном законопроекте, будут подробно описаны в этой статье.

Общая характеристика законопроекта

ФЗ "О противодействии коррупции" был принят 25 декабря 2008 года. Законопроект предоставляет сразу два определения понятия "коррупция". В первом случае он определяет данное правонарушение как злоупотребление профессиональными полномочиями, дачу или получение взятки, коммерческий подкуп или незаконное использование своего положения должностным лицом. Во втором определении коррупция предстает такой же совокупностью представленных процессов, но уже совершаемых юридическим лицом.

ФЗ "О противодействии коррупции" определяет также понятие, указываемое уже в названии закона. Противодействием называют определенную деятельность федеральных государственных органов, направленных на предупреждение коррупции, устранение ее причин, минимизацию последствий рассматриваемых правонарушений и т. д.

Помимо представленного законопроекта (№273 ФЗ от 25 декабря 2008 года), стоит также выделить некоторые федеральные и федеральные конституционные акты, постановления Правительства и Президента РФ, а также некоторые муниципальные правовые акты.

Основные принципы

Нормативно-правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции базируется на основных принципах, указанных в статье 3 рассматриваемого законопроекта. Здесь стоит выделить следующее:

Отдельно стоит рассказать про довольно важный принцип борьбы с коррупцией - международное сотрудничество (статья 4 ФЗ). Российская Федерация является государством, активно сотрудничающим с мировыми организациями в следующих целях:

  • обмен информацией, связанной с вопросами о противодействии коррупционным проявлениям;
  • установление личностей, подозреваемых в совершении преступления;
  • определение имущества, получаемого в ходе коррупционных сделок;
  • координация работы, связанной с профилактикой коррупционных проявлений;
  • предоставление для экспертиз различных веществ, образцов, предметов и т. д.

Таким образом, рассматриваемый Федеральный Закон закрепляет достаточно большое количество принципов деятельности, направленной на борьбу с коррупцией.

Организационные основы

Нормативно-правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции закрепляет полномочия отдельных инстанций и должностных лиц. В частности, стоит выделить полномочия Президента России:


А какие действия должны осуществлять федеральные органы РФ? Согласно рассматриваемому законопроекту, Федеральное Собрание РФ должно обеспечивать разработку и принятие законов, гласящих о Ветвь законодательной власти также должна контролировать действия исполнительных органов. Российское Правительство должно заниматься распределением функций по борьбе с коррупцией между органами исполнительной власти, которыми, собственно, само Правительство и руководит. Все остальные органы - в частности муниципальные, должны заниматься противодействием коррупции в рамках своих полномочий.

Правоохранительные органы РФ обязаны своевременно информировать все остальные инстанции о совершении коррупционных преступлений. Антикоррупционная экспертиза нормативных и правовых актов также относится к сфере ведения органов, занимающихся охраной права.

Профилактические меры

Нормативно-правовое регулирование деятельности по противодействию коррупции, в частности, рассматриваемый законопроект (статья 6), закрепляет основные меры профилактики коррупции. Здесь следует выделить следующие меры:


Таким образом, представленный законопроект закрепляет довольно четкие и ясные меры профилактики коррупционной деятельности.

Направления деятельности

Правовые основы борьбы с коррупцией определяют важные направления деятельности государственных инстанций. Статья 7 рассматриваемого закона говорит о том, что борьба с коррупционными проявлениями должна проходить в соответствии со следующими функциями органов власти:

  • проведение государственной политики в сфере противодействия коррупции;
  • создание специальных механизмов, направленных на взаимодействие государственных и правоохранительных органов с парламентскими и общественными комиссиями по вопросам борьбы с коррупцией;
  • принятие административных, законодательных или других мер, основным направлением которых является привлечение муниципальных и государственных служащих к активной борьбе с коррупционными проявлениями;
  • формирование в обществе негативного отношения к фактам коррупции;
  • введение специальных антикоррупционных стандартов, включающих в себя ряд ограничений, запретов или дозволений;
  • проведение унификации прав муниципальных и государственных служащих;
  • обеспечение независимости СМИ;
  • модернизация порядка прохождения государственной службы;
  • удаление необоснованных экономических запретов и ограничений;
  • обеспечение добросовестности, порядочности, открытости при осуществлении муниципальными или государственными органами закупок для обеспечения нужд.

О доходах и расходах является основным методом борьбы с коррупцией в государственных органах. Об этом и будет рассказано далее.

Предоставление сведений о доходах и расходах

Сведения о доходах, об имеющейся собственности, об обязательствах имущественного характера, а также о доходах семьи должны представлять своему работодателю следующие лица:

  • граждане, претендующие на места в государственных органах;
  • граждане, желающие занять рабочие места в Центральном Банке РФ;
  • лица, претендующие на места в органах муниципальной службы и многие другие лица, так или иначе, связанные с властными инстанциями, занесенные в отдельные перечни, устанавливаемые нормативными актами РФ, работники государственных корпораций и т. д.

Порядок представления информации о доходах и расходах устанавливается отдельными Федеральными законами и нормативно-правовыми актами РФ. При этом все полученные государством сведения будут иметь ограниченный доступ. Если гражданин не смог поступить на государственную должность, на которую претендовал, то все поданные им сведения должны будут подлежать уничтожению. Лица, виновные в распространении предоставленных человеком сведений о доходах и расходах, будут подлежать ответственности в соответствии с законодательством РФ.

О конфликте интересов

Проблема коррупции в России остается актуальной по множеству причин. Одна из них - наличие так называемого конфликта интересов при расследовании коррупционных проявлений. Об этом явлении рассказано в статье 10 рассматриваемого законопроекта. Что в данном случае имеется в виду?

Под конфликтом интересов подразумевается ситуация, при которой гражданин, лично заинтересованный в оказании влияния на беспристрастное и объективное исполнения им своих обязанностей, может нарушить действующий закон. Проще говоря, речь идет о банальном превышении полномочий. Получение доходов в виде имущества, денег или иных услуг по результатам выполненных работ или получения каких-то выгод порой может считаться незаконным. Урегулирование конфликта интересов является обязанностью следующих органов:

  • Центральный Банк РФ;
  • публично-страховые компании;
  • Пенсионный Фонд РФ и некоторых других инстанции.

Порядок предотвращения конфликта интересов в данном случае устанавливается статьей 11 рассматриваемого ФЗ. Работники названных выше инстанций должны принимать меры по недопущению конфликта интересов. Они обязаны предупредить работодателя о возникшей ситуации и попросить его помощи. Работодатель же обязан принять все возможные меры по урегулированию возникшего конфликта. Если заинтересованное лицо так и не приняло мер по предотвращению сложившейся ситуации, то можно будет говорить о прямом правонарушении со стороны лица, являющегося источником конфликта.

Ограничения

Борьба с коррупционными проявлениями была бы попросту невозможной без введения действующим законодательством определенных антикоррупционных запретов, требований, ограничений по государственной службе и т. д. Все эти элементы помогают предотвратить коррупцию как явление среди работников муниципальных, государственных, правоохранительных и прочих органов. Статья 12 рассматриваемого Федерального Закона закрепляет основные ограничения, которые должны накладываться на сотрудников перечисленных инстанций.

Так, гражданин, в течение двух лет после увольнения из государственных органов имеет возможность исполнять отдельные функции муниципального или федерального служащего в целях урегулирования конфликтов интересов (но только с разрешения соответствующей комиссии). Также лицо, уволенное с государственной службы, обязано подавать сведения о бывшем месте работы. Более того, работодатель, принявший трудиться к себе бывшего работника государственных органов, обязан своевременно сообщать в последнее место работы трудящегося отдельную информацию (как правило, касающейся заключения трудового договора, возложенных на гражданина функций и обязанностей и т. д.). Если работодатель нарушит эту обязанность, то подобное действие можно будет считать правонарушением, за которое последует ответственность. Стоит также отметить следующее:

  • лица, работающие в гос. органах, не должны замещать другие государственные должности (если нет исключений, установленных в федеральных законах);
  • государственные служащие не вправе заниматься предпринимательской деятельностью - ни прямо, ни косвенно.
  • служащим запрещено использовать доверенную им информацию во внеслужебных целях;
  • служащие не должны принимать награды, гонорары или вознаграждения, не предусмотренные законодательством РФ.

И это далеко не все ограничения, устанавливаемые представленным Федеральным Законом.

Об ответственности

За совершение коррупционных преступлений на российских граждан, а также на иностранцев может быть возложена административная, уголовная, гражданско-правовая или дисциплинарная ответственность. Физическое лицо, чья вина в совершении коррупционных действий считается доказанной, по решению суда может быть лишено возможности занимать определенные государственные или муниципальные должности.

Увольнение лиц, замещающих государственные должности, может быть реализовано в силу следующих причин:


Ответственность юридических лиц за коррупцию устанавливают судебные инстанции по запросу соответствующих органов. Если установлена вина юридического лица, то не освобождается от ответственности и виновное физическое лицо. Оба лица будут подвергнуты ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Рассматриваемый Федеральный Закон не очень много говорит об ответственности граждан за коррупцию. Статья 13 ФЗ "о противодействии коррупции" скорее делает отсылки к другим кодексам, где как раз указаны меры наказаний за рассматриваемый вид правонарушений.

Проверки

Комитет по борьбе с коррупцией при Президенте РФ, Администрация Президента РФ, а также некоторые другие органы имеют право осуществлять специальные проверки:


При этом стоит отметить, что проверки должностных лиц органами противодействия коррупции могут осуществляться независимо от других проверок, осуществляемых должностными лицами, специальными комиссиями или подразделениями.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...