Государственный контроль и надзор в сфере предпринимательской деятельности. Государственный контроль (надзор) за предпринимательской деятельностью Государственный контроль предпринимательской деятельности понятие и виды

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности

представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями, а также индивидуальными предпринимателями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности.

Контроль является одним из средств государственного регулирования

экономики и предпринимательской деятельности.

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется:

1) на общий надзор, который осуществляет прокуратура за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов;

2) административный надзор.

Контроль от надзора отличается тем, что:

1) органы надзора выполняют свои функции и полномочия в отношении объектов, которые им организационно не подчинены, а органы контроля в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;

2) при контроле в отношении виновных лиц применяются меры дисциплинарного воздействия, а при административном надзоре к физическим и юридическим лицам применяются меры административного

воздействия;

3) органы контроля осуществляют проверку различных сторон деятельности подконтрольных объектов, а органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

Различают следующие виды контроля:

1) в зависимости от объема проверяемой деятельности:

а) общий контроль;

6) специальный контроль;

2) в зависимости от стадии контроля и цели проверки:

а) предварительный - предупреждение и профилактика соблюдения параметров предпринимательской деятельности;

6) текущий - оценка реально осуществляемой предпринимательской деятельности;

в) последующий - проверка исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов;

3) в зависимости от того, кем осуществляется контроль и каков характер

полномочий контролирующих органов:

а) контроль Президента РФ;

6) контроль органов законодательной (представительной) власти;

в) контроль органов исполнительной власти;

г) контроль органов судебной власти;

4) налоговый контроль;

5) валютный контроль;

6) бюджетный контроль;

7) банковский и страховой надзор;

8) транспортный контроль;

9) государственный контроль (надзор) администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях портов;

10) государственный контроль (надзор), осуществляемый в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно - эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;

11) таможенный контроль;

12) иммиграционный контроль;

13) лицензионный контроль;

14) контроль безопасности при использовании атомной энергии;

15) контроль за обеспечением защиты государственной тайны;

16) санитарно - карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в переходах Государственной границы Российской Федерации;

17) контроль объектов, которые признаются в соответствии с законодательством опасными, а также особо важных и режимных объектов;

18) контроль оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, правосудия, прокурорский надзор;

19) государственный метрологический контроль (надзор).

Принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

1) презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов;

3) установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

4) соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

5) ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ и др.

При проведении государственного контроля защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется в административном и (или) судебном порядке.

Заявления об обжаловании действий (6ездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в установленном порядке.

Контроль - одно из средств гос. регулирования экономики и ПД Поскольку гос. контроль осуществляется гос. органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти. Гос. контроль в сфере ПД представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением ком. и неком. организациями требований норм. актов при осуществлении ПД.Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за собл. Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в том числе в сфере хоз. деят-ти, и адм. надзор.

Виды контроля различаются в завис. от оснований его классификации. Так,объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и спец. контроль(напр. валютный, налоговый, бюджетный).В завис. от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварит. контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров ПД. Текущий контроль преследует цель оценки реально осущ. ПД.. Послед. контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений гос. органов в сфере ПД и соответст. результатов.В завис. от того, кем осущ. контроль и хар-ра полномочий контролир. органов, выделяются : контроль Президента РФ; контроль органов законод. (представительной) власти; контроль органов исп. власти; контроль органов суд. власти.С точки зрения предмета пр. права наиб. интерес представляет непоср. контроль за осущ. ПД. К непосредственному контролю за ПД следует отнести, например, контроль лицензир. органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий. Непосредственный гос. контроль за ПД предусмотрен при межд. автомоб. перевозках.

Видами контроля являются :1) в завис. от объема проверяемой деят-ти: а) общий контроль;б) спец. контроль;2) в зависимости от стадииконтроля и цели проверки: а) предварительный;б) текущий;в) последующий;3 ) в завис. от того, кем осущ. контроль , и характера полномочий контролирующих органов различают контроль:а) Президента РФ;б) органов законод. (представительной) власти;в) органов исп. власти;г) органов судебной власти;4 ) налоговый; 5) валютный ;6) бюджетный ;7) банковский и страховой надзор ;8) транспортный; 9) государственный, осуществляемый администрациями морских, речных портов и инспекторскими службами гражданской авиации аэропортов на территориях портов;10) государственный, осуществляемый в области обеспечения безопасности движения, экологической безопасности и санитарно-эпидемиологического благополучия на железнодорожном транспорте;11) таможенный;12) иммиграционный;13) лицензионный,14) безопасности при использовании атомной энергии;15) за обеспечением защиты государственной тайны;16) санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль в переходах Гос. границы РФ;17) объектов, которые признаются в соответствии с законодательством опасными, а также особо важных и режимных объектов;18) оперативно-розыскных мероприятий, дознания, предварительного следствия, правосудия, прокурорский надзор;19) государственный метрологический.

Знать: права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении контрольных (надзорных) мероприятий; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Уметь: готовить документы, необходимые юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при проведении контрольных (надзорных) мероприятий, а также документы, необходимые для защиты прав предпринимателей в связи с осуществлением контрольных (надзорных) мероприятий.

Владеть: навыками поиска и применения норм, регулирующих отношения по осуществлению контрольных (надзорных) мероприятий; навыками определения правового режима государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности.

Правовая основа, понятие, виды, формы государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при его осуществлении является Закон о государственном контроле.

Данным законом устанавливаются:

  • 1) порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • 2) порядок взаимодействия органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при организации и проведении проверок;
  • 3) права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок;
  • 4) права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов.

Вместе с тем будучи базовым законодательным актом, содержащим принципиальные положения, Закон о государственном контроле имеет ограниченную сферу действия. Так, в ч. 3 и 3.1 ст. 1 Закона о государственном контроле перечислены мероприятия по контролю и виды государственного контроля, организация и проведения проверок в рамках которых не регулируется названным актом.

К примеру, Закон о государственном контроле не регулирует отношения, складывающиеся при осуществлении прокурорского надзора, при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства РФ, при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности; к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и др.

К видам государственного контроля (надзора), при осуществлении которого не применяются нормы рассматриваемого закона, относятся, частности, контроль за осуществлением иностранных инвестиций; государственный контроль за экономической концентрацией; контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере; налоговый контроль; валютный контроль; таможенный контроль; контроль на финансовых рынках; банковский надзор; страховой надзор; государственный контроль за осуществлением деятельности по проведению организованных торгов; контроль за соблюдением законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.

Помимо этого, ч. 4 ст. 1 Закона о государственном контроле определены виды государственного контроля (надзора), при осуществлении которого особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами.

К указанным видам контроля (надзора), в частности, отнесены: лицензионный контроль; экспортный контроль; государственный надзор за деятельностью СРО; государственный надзор в сфере рекламы; федеральный государственный пожарный надзор; государственный строительный надзор; государственный контроль (надзор) на территории особой экономической зоны; государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий; государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством цен (тарифов) и др.

Частями 4.1 и 4.2 перечень видов контроля, проводимого с особенностями, установленными специальным законодательством, пополнен территориями опережающего социально-экономического развития и сферой государственного оборонного заказа.

Изложенное позволяет говорить о существовании в рамках правового режима государственного контроля дифференциации на:

  • а) общий режим (определен Законом о государственном контроле);
  • б) специальный режим, в рамках которого правовое обеспечение государственного контроля осуществляется:
    • - Законом о государственном контроле с особенностями, установленными специальным законодательством, либо
    • - только специальными законодательными актами.

Анализ изменений и дополнений, внесенных в рассматриваемый

закон за последние годы, позволяет выявить тенденцию постоянного расширения сфер специального режима государственного контроля. Это приводит к тому, что закон, концептуально создававшийся как базовый, постепенно утрачивает свою значимость. Данное явление, как представляется, следует оценить негативно.

При этом особенно важно, вводя специальные правила проведения контрольных мероприятий, основывать их на тех принципиальных началах защиты прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, которые определены Законом о государственном контроле. В числе таких принципов названы:

  • - презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
  • - открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов РФ, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора);
  • - проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора), их должностных лиц;
  • - ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора);
  • - недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю и др.

Государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями требований, установленных Законом о государственном контроле, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, посредством организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.

В рамках представленной в данном учебнике концепции, государственный контроль является одним из элементов государственного регулирования. Контроль также следует рассматривать как стадию, этап государственного регулирования предпринимательства. При этом с позиции предпринимательского права государственный контроль - явление не самодостаточное, а вторичное и производное, служащее обеспечению основной цели - законности предпринимательской деятельности.

В научной и учебной литературе вопрос о соотношении понятий «контроль» и «надзор» традиционно относится к числу дискуссионных 1 . Обобщение высказанных мнений позволяет выявить следующие основные позиции: отождествление указанных понятий; рассмотрение их в качестве общего и частного (чаще - надзор как вид контроля); представление как самостоятельных способов обеспечения законности, функций государственного управления, обладающих каждый набором специфических признаков. Последняя позиция представляется в наибольшей степени соответствующей правовой природе рассматриваемых явлений. Однако в целях изучения государственного контроля как элемента и стадии государственного регулирования предпринимательской деятельности, а также учитывая ограниченный объем учебного материала, в данной главе представлены необходимые сведения, в полной мере относящиеся как к государственному контролю, так и к государственному надзору за предпринимательской деятельностью . Такой подход возможен, поскольку базовый закон - Закон о государственном контроле - определяет анализируемые понятия как синонимичные.

Классификацию государственного контроля (надзора) предпринимательской деятельности можно провести по различным основаниям:

1. В зависимости от уровня проверяющих органов власти государственный контроль может быть федеральным либо региональным.

Федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на всей территории РФ.

Региональный государственный контроль (надзор) - деятельность органов исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта РФ, осуществляемая данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Полномочия субъектов РФ по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам местного самоуправления законами субъектов РФ.

Следует отметить, что муниципальный контроль не входит в систему государственного контроля и является самостоятельным звеном общей системы контроля за осуществлением предпринимательской деятельности в России.

  • 2. В зависимости от проверяемого обязательного требования (комплекса обязательных требований) государственный контроль может быть лицензионным, налоговым, валютным, в сфере технического регулирования, в области регулируемых государством цен (тарифов) и др.
  • 3. В зависимости от вида экономической деятельности проверяемого субъекта осуществляется строительный надзор, надзор в сфере рекламы, инвестиционной деятельности, банковский надзор, контроль на финансовых рынках и др.
  • 4. В зависимости от отношений между государством и проверяемым хозяйствующим субъектом следует различать контроль в государственном секторе экономики (где государство в лице соответствующих органов власти совмещает функции проверяющего субъекта и собственника имущества) и общий государственный контроль, проводимый по одинаковым правилам для всех проверяемых субъектов, независимо от формы собственности.
  • 5. В зависимости от времени проведения государственный контроль (надзор) может быть предварительным, текущим и последующим.

Приведенной классификацией не исчерпывается видовое разнообразие государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности. Однако она позволяет системно взглянуть на государственный контроль как органическую составляющую государственного регулирования предпринимательства. Важно понимать, что различные основания приведенной классификации позволяют говорить о сочетании в каждом случае нескольких видовых характеристик государственного контроля.

Правовой формой государственного контроля (надзора) являются нормативные правовые акты и ненормативные правовые акты (акты индивидуального регулирования).

Основной организационной формой государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности является проверка.

Специфика контрольных действий предопределила необходимость использования и иных, помимо проверки, форм государственного контроля.

Так, одной из форм финансового контроля является ревизия. Ее основная цель, как отмечает Е. Ю. Грачева, «изучить специальными приемами документального и фактического контроля экономическую эффективность финансово-хозяйственной деятельности, законность, достоверность и целесообразность хозяйственных и финансовых операций» 1 .

Анализ законодательного определения государственного контроля (надзора) позволяет сделать вывод о том, что основная функция контрольной деятельности - правоохранительная.

Вместе с тем самостоятельную значимость приобретают превентивная и корректирующая функции, при реализации которых, в рамках проводимого контроля, осуществляется наблюдение за исполнением обязательных требований, анализ полученной информации, прогнозирование, оценка регулирующего воздействия и др.

Мы солидарны с Г. В. Атаманчуком, предостерегавшим от понимания контроля лишь как подведения итогов и отмечавшим, что «контроль представляет собой обратную связь, которая сигнализирует о ходе и состоянии реализации решений» .

  • См.: СпекторА. А. Предпринимательская деятельность как объект государственного контроля (надзора) (правовые аспекты): монография. М., 2012. С. 29-37; Российский Б. В., Старилов Ю. Н. Административное право: учебник. 4-е изд., переем, и доп.М.: Норма, 2009. С. 76; Административное право России: учебник/ отв. ред. Л. Л. Попов. М.: Проспект, 2006. С. 329-330.
  • При этом хотелось бы высказать мнение о необходимости дальнейшего научногоосмысления и выработки единой концепции понимания государственного контроляи государственного надзора в рамках науки предпринимательского права.
  • Грачева Е. Ю. Проблемы правового регулирования государственного финансового контроля. М.: Юриспруденция, 2000. С. 120.
  • Атаманчук Г. В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы). М., 2000. С. 118.

Контроль - одно из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Поскольку государственный контроль осуществляется государственными органами, его следует рассматривать как одну из форм реализации государственной власти.

Государственный контроль в сфере предпринимательской деятельности представляет собой систему проверки и наблюдения за соблюдением коммерческими и некоммерческими организациями требований нормативных актов при осуществлении предпринимательской деятельности .

Разновидностью контроля является надзор, который подразделяется на общий надзор прокуратуры за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе в сфере хозяйственной деятельности, и административный надзор .

Согласно науке административного права, отличие контроля от надзора сводится к следующим наиболее характерным чертам:

а) органы надзора (в том числе прокурорского) выполняют свои функции и полномочия в отношении тех объектов, которые им организационно не подчинены; органы контроля - в основном в отношении организационно подчиненных и в некоторых случаях в отношении неподчиненных объектов;

б) в процессе контроля могут применяться меры дисциплинарного воздействия в отношении виновных лиц; в процессе же административного надзора применяются меры административного воздействия к физическим и юридическим лицам;

в) органы контроля занимаются проверкой различных сторон деятельности подконтрольных объектов; органы административного надзора проверяют соблюдение специальных правил на поднадзорных им объектах.

Виды контроля различаются в зависимости от оснований его классификации. Так, объем проверяемой деятельности позволяет выделить общий контроль и специальный контроль. К специальному может быть отнесен, например, валютный контроль, налоговый контроль, бюджетный контроль и др.

В зависимости от стадии контроля и цели проверки выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. Предварительный контроль имеет своей целью предупреждение и профилактику соблюдения параметров предпринимательской деятельности. Текущий контроль преследует цель оценки реально осуществляемой предпринимательской деятельности. Последующий контроль предполагает проверку исполнения тех или иных решений государственных органов в сфере предпринимательской деятельности и соответствующих результатов.

В зависимости от того, кем осуществляется контроль и характера полномочий контролирующих органов, выделяются:

Контроль Президента РФ;

Контроль органов законодательной (представительной) власти;


Контроль органов судебной власти.

Все виды контроля так или иначе влияют на предпринимательскую деятельность.

Например, на нее оказывает влияние деятельность Счетной палаты РФ, задачами которой являются, в частности:

Организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

Определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

Оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов (хотя напрямую она не связана с контролем за предпринимательской деятельностью, однако оказывает существенное влияние на деятельность предпринимателей).

Значение налогового контроля для предпринимательской деятельности огромно. Однако он не является контролем за собственно предпринимательской деятельностью. Основная его задача заключается в проверке выполнения предпринимателем требований законодательства по выплате налогов и иных налоговых платежей.

С точки зрения предмета предпринимательского права наибольший интерес представляет непосредственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности.

К непосредственному контролю за предпринимательской деятельностью следует отнести, например, контроль лицензирующим органом соблюдения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующие органы в пределах компетенции вправе:

Проверять деятельность лицензиата на предмет соответствия осуществляемой лицензиатом деятельности лицензионным требованиям и условиям;

Запрашивать и получать от лицензиата объяснения и справки по вопросам, возникающим при проверках;

Составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

Выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

Выносить предупреждение лицензиату;

Осуществлять иные предусмотренные законодательством РФ полномочия.

Непосредственный государственный контроль за предпринимательской деятельностью предусмотрен при международных автомобильных перевозках.

Одним из характерных примеров непосредственного контроля за предпринимательской деятельностью является валютный контроль. Его цель - обеспечение соблюдения валютного законодательства при валютных операциях.

Основные направления валютного контроля:

а) определение соответствия проводимых валютных операций действующему законодательству и наличия необходимых для них лицензий и разрешений;

б) проверка выполнения резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, а также обязательств по продаже иностранной валюты на внутреннем рынке РФ;

в) проверка обоснованности платежей в иностранной валюте;

г) проверка полноты и объективности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов в валюте РФ.

Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется органами валютного контроля и их агентами.

Органы и агенты валютного контроля в пределах своей компетенции:

а) контролируют проводимые в Российской Федерации резидентами и нерезидентами валютные операции, соответствие этих операций законодательству, условиям лицензий и разрешений, а также соблюдение ими актов органов валютного контроля;

б) проверяют валютные операции резидентов и нерезидентов в Российской Федерации.

Органы валютного контроля определяют порядок и формы учета, отчетности и документации по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

Важнейшим этапом в развитии законодательства о государственном контроле (надзоре) явилось принятие Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)", который регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ.

Предмет действия названного Закона ограничен понятием государственного контроля (надзора), определение которого содержится в Законе и суть которого состоит в проведении проверки выполнения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам (работам, услугам), установленных федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.

К числу обязательных относятся, например, требования, установленные государственными стандартами, обеспечивающие безопасность продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества людей, техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость продукции, единство методов их контроля и маркировки; обязательные требования к безопасности товаров (работ, услуг) устанавливаются также санитарными и ветеринарными правилами и нормами и др.

Положения рассматриваемого Закона не применяются к отношениям, связанным с проведением налогового, валютного, бюджетного контроля, банковского и страхового надзора, таможенного, иммиграционного, лицензионного и некоторых других видов специального контроля (п.1 ст.3 Закона).

Исходя из анализа норм Федерального закона можно назвать следующие органы федеральной исполнительной власти, которые должны руководствоваться указанным Законом при осуществлении государственного контроля (надзора) за соблюдением обязательных требований к товарам (работам, услугам): Госстандарт России, Госстрой России, Минздрав России, Минэкономразвития России, МАП России, Минсельхоз России и некоторые другие.

Следует особо отметить закрепление в Законе принципов защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора), к числу которых относятся:

- презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;

Открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);

Установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;

Соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);

Ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства РФ и др.

К бесспорным достоинствам Закона следует отнести установление четких и детальных требований к организации и проведению мероприятий по контролю. К их числу относятся, в частности, требования о том, что продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц, а также то, что в отношении одного юридического лица, в том числе предпринимательской организации, или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.

С учетом всевозрастающего числа саморегулируемых организаций установлено, что в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей - членов саморегулируемой организации, солидарно несущих в соответствии с уставными документами субсидиарную ответственность за ущерб, причиненный членами указанной организации вследствие несоблюдения обязательных требований, предъявляемых к профессиональной деятельности, являющейся предметом саморегулирования, устанавливается порядок государственного контроля (надзора), предусматривающий проведение плановых мероприятий по контролю в отношении 10% от общего числа членов саморегулируемой организации, но не менее чем в отношении двух ее членов, определяемых по выбору органа государственного контроля (надзора).

В случае выявления нарушений обязательных требований членами саморегулируемой организации должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны при проведении плановых мероприятий по контролю сообщить саморегулируемой организации о выявленных нарушениях.

К числу дополнительных гарантий прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля следует отнести ряд ограничений, устанавливаемых Законом , при проведении соответствующих мероприятий, в соответствии с которыми должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

Проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;

Осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;

Требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;

Требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;

Распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

Превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

Непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;

Получать информацию, предоставление которой предусмотрено рассматриваемым Законом и иными нормативными правовыми актами;

Знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);

Обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обеспечивают по требованию органа государственного контроля (надзора) присутствие своих должностных лиц, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований, и (или) своих представителей при проведении мероприятий по контролю.

Вред, причиненный юридическому лицу и индивидуальному предпринимателю вследствие действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) при проведении государственного контроля (надзора), признанных в порядке, установленном законодательством РФ, неправомерными, подлежит возмещению.

Защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) осуществляется в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством РФ.

Заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.

Нормативные правовые акты, принятые органами государственного контроля (надзора) в нарушение законодательства РФ, признаются недействительными полностью или частично в порядке, установленном законодательством РФ.

В настоящей главе в силу ограниченности объема учебника рассмотрены лишь отдельные средства государственного регулирования предпринимательства. Не меньшее значение имеют и иные инструменты регулирования, например такие, как бухгалтерский учет и отчетность, цена, государственный заказ и др.

Краткие выводы

1. Государственное регулирование - объективная необходимость развития рыночной экономики. Степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений.

2. Четкое формулирование и закрепление в нормативных актах государственной экономической политики - необходимое условие эффективного применения средств и методов государственного регулирования экономики.

3. Правовое обеспечение рыночных отношений - средство государственного регулирования экономики. Применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах.

4. Необходимое условие эффективного государственного регулирования - учет интересов субъектов рыночных отношений.

5. Государственный сектор экономики - важная составная часть рынка и инструмент государственного регулирования.

6. При государственном регулировании сочетаются как прямые, так и косвенные методы.

7. Прогнозирование и планирование - инструменты не только командно-административной, но и рыночной экономики.

8. Государственный контроль и надзор - эффективное средство государственного регулирования в сфере предпринимательской деятельности.

Позитивное государственное регулирование экономики и предпринимательства неразрывно связано с государственным контролем (или, что то же самое в данном контексте,- надзором) за предпринимательской деятельностью. Различные отступления от установленных требований неизбежны по причинам объективного и субъективного характера. Нарушения в сфере предпринимательства могут затрагивать как интересы отдельных лиц: контрагентов, партнеров, клиентов, потребителей,- так и публичные интересы. Назначение государственного контроля (надзора) не только и не столько в том, чтобы применять к субъектам предпринимательской деятельности, допустившим нарушения, какие-либо санкции, сколько в том, чтобы выявить причины нарушений и предоставить предпринимателям возможность устранить эти причины и продолжать заниматься предпринимательской деятельностью в своих интересах и в общеполезных целях.

Контроль и надзор в сфере предпринимательства - это одна из функций государственного регулирования, под которой понимается осуществление действий по проверке исполнения и соблюдения субъектами предпринимательской деятельности установленных действующим законодательством общеобязательных правил поведения. Специально для осуществления государственного контроля и надзора в ходе административной реформы, закрепленной Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и рядом последующих Указов Президента РФ, в системе федеральных органов исполнительной власти выделены государственные органы такого вида как федеральные службы по надзору. Основная функция федеральной службы по надзору - функция по контролю и надзору в установленной сфере деятельности. Соответственно и название этих федеральных служб свидетельствует и об их основных задачах, и о сфере их деятельности; например: Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере связи, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, Федеральная служба по атомному надзору и др. Как правило, федеральные службы по надзору наделяются правоприменительными функциями и некоторыми другими функциями, а функции по контролю и надзору закреплены также и за другими федеральными службами; это относится к Федеральной службе по финансовым рынкам (ФСФР), Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), Федеральной службе по труду и занятости (ФСТЗ) и ряду других федеральных служб.

Кроме федеральных служб, компетенцией по контролю и надзору в сфере предпринимательства обладают и другие государственные органы исполнительной власти. Это прежде всего Прокуратура РФ, которая осуществляет прокурорский надзор за исполнением действующих на территории РФ законов и других нормативных правовых актов. Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» (Закон РФ от 17 января 1992 г. в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»), «при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения закона, требующих принятия мер прокурором». Правовыми инструментами осуществления надзорных функций Прокуратуры являются:

  • протест прокурора, который приносится на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт;
  • представление об устранении нарушений закона, которое вносится в орган или должностному лицу, имеющие полномочия по устранению допущенных нарушений;
  • постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении;
  • участие в рассмотрении дел судами.

Согласно п. 3 ст. 35 Закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства. К субъектам предпринимательской деятельности органы прокуратуры предъявляют в арбитражном суде требования о взыскании штрафов за нарушения, предусмотренные, в частности, главой 14-ой КоАП РФ «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности», а также участвуют при рассмотрении других споров, связанных с предпринимательской деятельностью.

Другие федеральные органы государственной власти и государственные органы субъектов РФ вправе осуществлять контроль и надзор за предпринимательской деятельностью только в случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством.

При осуществлении контроля и надзора между компетентными государственными органами, с одной стороны, и субъектов предпринимательской деятельности, с другой стороны, возникают публичные правоотношения, в которых орган государственного контроля реализует свои властные полномочия, а субъект предпринимательской деятельности занимает положение лица, обязанного подчиниться предписаниям государственного органа и выполнить его требования. С учетом неравного правового положения органов государственной власти и субъектов предпринимательской деятельности большое значение приобретают правовые гарантии прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности в сфере публично-правовых отношений. Таким правовым гарантиям уделяется большое внимание в действующем законодательстве. Общей правовой гарантией является запрет на совершение органами государственной власти и органами местного самоуправления актов и действий, направленных на ограничение конкуренции. В частности, как указано в п. 2 ст. 15 Закона «О защите конкуренции», запрещается … «наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами».

Детальному правовому регулированию подвергается порядок осуществления контроля и надзора компетентными государственными органами; регулируются прежде всего процедуры проведения проверок деятельности хозяйствующих субъектов. Эти процедуры применительно к различным сферам экономических отношений регулируются соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Например, порядок налоговых проверок урегулирован Налоговым кодексом РФ (ст.ст. 87-103), порядок проведения проверок и ревизий органами милиции в связи с получением данных, указывающих на признаки преступления, урегулирован Инструкцией о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел России (МВД) от 2 августа 2005 г. № 636.

Процедурным вопросом проверок и правовым гарантиям хозяйствующих субъектов специально посвящен Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Как следует из названия Закона, он регулирует отношения в области защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) уполномоченными государственными органами, а также муниципальными органами.

По кругу регулируемых отношений действие Закона ограниченно определенными рамками. Во-первых, Закон не применяется к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Во-вторых, Закон не применяется к тем отношениям, в сфере которых порядок контроля урегулирован специальным относительно данного Закона законодательством. Виды контроля (надзора), на которые не распространяется действие Закона, перечислены в п. 3 и 4 ст. 1: налоговый, валютный, финансово-бюджетный, таможенный, иммиграционный, лицензионный контроль и некоторые другие виды контроля. В результате названных ограничений сфера применения Закона оказывается весьма суженной.

Вряд ли такое построение законодательства в этой области можно признать оптимальным. Было бы целесообразно придать нормам Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ значение общих положений с тем, чтобы специальные нормы о порядке осуществления государственного контроля, содержащиеся в других федеральных законах, были бы согласованы с положениями Закона № 294-ФЗ.

В Законе (ст. 3) закреплены принципы защиты прав хозяйствующих субъектов при проведении государственного контроля; к ним, в частности, относятся: презумпция добросовестности юридического лица и индивидуального предпринимателя, соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля, возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля, нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством, ответственность органов государственного контроля и их должностных лиц за нарушение законодательства при осуществлении государственного контроля (надзора).

Проверки, проводимые при осуществлении государственного контроля на основании Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, делятся на два вида: плановые и внеплановые.

Плановая проверка (плановое мероприятие по контролю) в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля может быть проведена не чаще, чем один раз в три года. Так же и относительно субъекта малого предпринимательства первая плановая проверка может быть проведена не ранее, чем через три года с момента его государственной регистрации.

Внеплановые проверки (внеплановые мероприятия по контролю) могут проводиться в исключительных случаях, прежде всего, для проверки исполнения хозяйствующим субъектом предписаний об устранении нарушений, выявленных при проведении плановых проверок. Решение уполномоченного государственного органа о проведении внеплановой проверки должно быть мотивировано конкретными причинами.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели при проведении проверок наделяются определенными правами. В частности, должностные лица и представители хозяйствующих субъектов имеют право:

  • непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  • получать информацию, предоставление которой предусмотрено … Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами;
  • знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
  • обжаловать действия (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации» (ст. 21 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ).

Если при проведении проверок хозяйствующему субъекту причинен вред, он подлежит возмещению в соответствии с гражданским законодательством. При определении размеров убытков учитываются расходы хозяйствующего субъекта, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг) или на финансовые результаты его деятельности, а также затраты, которые произведены или должны быть произведены для получения квалифицированной юридической или иной профессиональной помощи.

Естественно, что хозяйствующие субъекты вправе осуществлять защиту своих прав, в том числе в связи с проведением мероприятий по государственному контролю (надзору), в судебном или административном порядке. В Законе от от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ подчеркивается, что в защиту прав хозяйствующих субъектов обращаться в суд могут объединения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также иные некоммерческие организации, причем эти обращения могут быть направлены в суд … «в защиту прав неопределенного круга юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (ст. 24).

Такие правовые возможности являются достаточно эффективными правовыми гарантиями, обеспечивающими защиту прав и интересов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении проверок их деятельности государственными органами исполнительной власти.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...