Правоотношения социального обеспечения. Объекты правоотношений по социальному обеспечению

— это не просто совокупность общественных отношений, которые регулируются нормами права, — это система, с присущими ей признаками — целостности, наличия компонентов и устойчивых связей между этими компонентами.

Правоотношения по социальному обеспечению — это урегулированные нормами права общественные отношения, возникающие по поводу предоставления материального обеспечения или услуг гражданам в случаях наступления социального риска и отношений, тесно связанные с ними (процедурные, процессуальные, социально — страховые).
Главным принципом классификации правоотношений является то, результатом реализации которой нормы права они выступают. В связи с этим различают материальные, процедурные и процессуальные правоотношения в области социального обеспечения.
Определяющее место занимают материальные правоотношения. Именно в них удовлетворяются социально — экономические потребности престарелых, нетрудоспособных, потребности в здравоохранении, поддержке материнства и детства.

Процедурные правоотношения имеют производный характер и выполняют обслуживающую миссию: способствуют реализации прав граждан в данной области.
Процессуальные правоотношения возникают, если есть спор о праве. Их смысл заключается в субъективном праве лица на возобновление нарушенного права и обязанности соответствующего государственного органа рассмотреть спор по существу и принять решение. Все эти правоотношения являются относительными (а не абсолютными), поскольку правами и обязанностями наделены обе их субъекты, по характеру действия субъектов социально — обеспечительных отношения является активным.
Все социально — обеспечительные правоотношения по своему экономическому содержанию являются распределительными, заключаются в удовлетворении потребностей за счет специально созданных фондов и бюджета.

Особенности социально обеспечительных правоотношений
1. Как правило, правоотношение имеют ВНЕДОГОВОРНЫЙ характер. Правовой статус субъектов, т.е. объем прав и обязанностей почти всегда определяется законом. Лицо (или семья) при соблюдении установленных законом требований имеет субъективное право на получение пенсии, пособия или льготы, а государственный орган обязан ее предоставить. При этом границы этого обязательства определяются пределами требования, которая регламентирована в законе. В одностороннем порядке, или по соглашению сторон границы обязательства изменены быть не могут. В силу государственного характера социального обеспечения в нормах права устанавливается такая процедура предоставления пенсий, пособий и других видов социального обеспечения, которая запрещает нецелевое использование средств внебюджетных или бюджетных средств. Эта особенность в той или иной степени пронизывает все нормы права социального обеспечения.
2. Персонификация социально — обеспечительных отношений. Объем права на социальное обеспечение конкретного лица обусловливается суммарным периодом его трудовой деятельности, размером его заработка, семейным положением, количеством иждивенцев.
3. Реализации материальных правоотношений предшествуют (или возникают одновременно) процедурные правоотношения. Процедурные правоотношения возникают в связи с установлением юридических фактов (продолжительность трудового стажа, установление группы инвалидности, установление факта нахождения на иждивении и др.), а также в связи с принятием решения о предоставлении или отказе в предоставлении определенного вида социального обеспечения. Процедурные правоотношения также являются относительными. Кроме того, это продолжающиеся правоотношения, прекращаются вместе с вынесением решения о наличии или отсутствии обстоятельств, имеющих юридическое значение.
Другие критерии классификации правоотношений по социальному обеспечению.

Наиболее традиционная и классификация по видам обеспечения:
— Пенсионное обеспечение
— По предоставлению пособий, льгот
— По социальному обслуживанию.

По сроку действия правоотношения бывают:
— Правоотношения, прекращаются однократным выполнением обязательств (все правоотношения по поводу выплаты единовременных пособий (при рождении ребенка, на погребение), правоотношения по поводу медицинской экспертизы временной нетрудоспособности, по поводу экспертизы частичной или полной потери трудоспособности и др.).
— Правоотношения, срок осуществления которых совершенно определенный (все виды правоотношений по поводу предоставления помощи семьям с детьми, помощи по уходу за ребенком до достижения нее 1,5 летнего возраста и др.).
— Правоотношения с относительно неопределенным сроком осуществления (правоотношения по социальному страхованию, подавляющее большинство пенсионных правоотношений).
Правоотношения по социальному обеспечению можно классифицировать по объекту, источником финансирования, социальными рисками и т.д.

Социально страховые правоотношения
Это отдельный вид социально обеспечительных правоотношений.
Это отношения в сфере обязательного социального страхования, то есть:
— Отношения по сбору и аккумуляции страховых взносов;
— Отношения по распределительной деятельности страховых фондов при определении вида и размера социальных выплат и социальных услуг.
— Отношения по организации социального страхования (управление социальным страхованием, распорядительная и надзорная деятельность).
Этим отношениям характерны определенные признаки финансовых или управленческих. Но они обеспечивают аккумуляцию целевых социальных средстве, которые исключительно направлены на финансирование социальных выплат или услуг лицам в случае наступления социального риска.

Субъекты социально обеспечительных правоотношений
Социально — обеспечительные правоотношения имеют простой субъектный состав, то есть их участниками являются две стороны, которые имеют права и обязанности. Уполномоченным стороной правоотношений являются физические лица, а обязанной стороной являются уполномоченные государством органы и учреждения.

Физические лица, как субъекты социально — обеспечительных отношений:
— Граждане Украины;
— Иностранцы и лица без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины;
— Иностранцы и лица без гражданства, как и временно проживающих на территории Украины.
Нужно подчеркнуть, что инициатором материальных, процедурных или процессуальных социально — обеспечительных отношений являются граждане. Как субъект правоотношений физическое лицо характеризуется правоспособностью и дееспособностью. Правоспособность означает право лица иметь права и обязанности. Под дееспособностью в праве социального обеспечения понимают способность лица своими действиями приобретать права на отдельные виды социального обеспечения, осуществлять права и исполнять обязанности, а также нести ответственность за неправомерное поведение. В праве социального обеспечения дееспособность характеризуется некоторыми особенностями. Зависимости от социальных рисков, которые определяют содержание дееспособности различают общих и специальных субъектов социально — обеспечительных отношений.
К общим субъектов относят тех физических лиц, дееспособность которых обусловлена общеобразовательных социальными (возраст, потеря трудоспособности) или профессиональными (несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание) социальными рисками.
В отдельных правоотношениях (обеспечение в случае потери кормильца) субъектом правоотношений может выступать семья.

К специальным субъектов относятся:
— Ветеранов войны;
— Ветеранов труда;
— Военнослужащих и членов их семей и ветераны военной службы;
— Жертв нацистских репрессий;
— Реабилитированных репрессированных граждан;
— Лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы.
Правовой статус каждого определяется отдельным законодательным актом.

Второй стороной правоотношений по социальному обеспечению являются уполномоченные государственные органы и учреждения:
— Министерство труда и социальной политики;
— Областные и районные управления труда и социальной защиты населения;
Социальные фонды;
— Учреждения здравоохранения;
— Территориальные центры социального обслуживания;
— Медико-социальная экспертная комиссия.

  • § 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения.
  • § 2. Содержание принципов права социального обеспечения. § 1. Понятие и общая характеристика принципов права социального обеспечения
  • § 2. Содержание отраслевыхпринципов права социального обеспечения
  • § 3. Правовые нормативные акты субъектов Российской Федерации
  • § 4. Акты социального партнерства. Локальные акты
  • Глава 5. Правоотношения в сфере социального обеспечения
  • § 2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению
  • § 3. Пенсионные правоотношения
  • § 4. Правоотношения по поводу пособий, компенсаций, субсидий, иных социальных выплат, государственной социальной помощи
  • § 5. Правоотношения по обеспечению застрахованных, пострадавших на производстве, и их семей
  • § 6. Правоотношения по поводу медицинской, лекарственной помощи, социальных услуг и льгот по системе социального обеспечения
  • § 7. Процедурные и процессуальные правоотношения, возникающие в связи с социальным обеспечением граждан
  • Раздел II. Особенная часть
  • § 2. Общий трудовой стаж
  • § 3. Специальный трудовой стаж (выслуга лет)
  • § 4. Страховой стаж
  • § 5. Специальный страховой стаж
  • § 6. Страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам
  • § 7. Исчисление трудового стажа и его доказательства
  • Глава 7. Пенсионная система россии на современном этапе
  • § 1. Задачи национальной пенсионной системы и основные этапы ее формирования
  • §2.Реализация основных направлений долгосрочного развития пенсионной системы России вновых пенсионных законах
  • §3. Общая характеристика новых пенсионных законов
  • § 4. Виды пенсий и основные сущностные признаки современной пенсионной системы
  • Глава 8. Пенсии по старости
  • § 2. Досрочные пенсии по старости
  • § 3. Накопительная пенсия
  • Глава 9. Пенсии за выслугу лет
  • § 2. Пенсия за выслугу лет военнослужащими приравненнымк ним категориямслужащих
  • § 3. Пенсия за выслугу лет гражданам из числа космонавтов
  • § 4. Пенсия за выслугу лет работникамлетно-испытательного состава
  • Глава 10. Пенсии по инвалидности
  • § 2. Страховая пенсия по инвалидности
  • § 3. Государственные пенсии по инвалидности
  • Глава 11. Пенсии по случаю потери кормильца
  • § 2.Страховаяпенсия по случаю потери кормильца
  • §3. Государственная пенсия по случаю потери кормильца
  • Глава 12. Социальные пенсии
  • Глава 13. Пенсионное и материальное обеспечение отдельных категорий граждан
  • § 2. Пенсии гражданам, признанным безработными
  • § 3. Ежемесячное пожизненное содержание судьи, пребывающего в отставке
  • § 4. Государственная доплата к пенсии и доплата к пенсии за счет средств обязательных взносов работодателей
  • § 5. Дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги
  • Глава 14. Исчисление пенсий, их индексация, повышение, перерасчет и корректировка
  • § 2. Исчисление страховых пенсий с 2015 года
  • § 3. Особенности исчисления страховых пенсий для лиц, работавших до 2015 года (расчет пенсионного капитала)
  • § 4. Индексация, повышение, перерасчет и корректировка размера пенсий
  • Глава 15. Назначение пенсий, приостановление и прекращение их выплаты. Защита права на пенсионное обеспечение
  • § 2. Выплата пенсий, приостановление и прекращение их выплаты. Удержание из пенсий
  • § 3. Защита права на пенсионное обеспечение
  • Глава 16. Пособия по системе социального обеспечения
  • § 1. Понятие пособий по системе социального обеспечения
  • § 2. Классификация пособий § 1. Понятие пособий по системе социального обеспечения
  • § 2. Классификация пособий
  • Глава 17. Пособие по временной нетрудоспособности
  • § 2. Право на пособие и сроки его выплаты
  • § 3. Размер пособия по временной нетрудоспособности
  • § 4. Назначение и выплата пособия по временной нетрудоспособности
  • Глава 18. Пособие по безработице
  • § 1. Право на пособие по безработице, понятие безработного
  • § 2. Размеры пособия по безработице и продолжительность его выплаты § 1. Право на пособие по безработице, понятие безработного
  • § 2. Размеры пособия по безработице и продолжительность его выплаты
  • Глава 19. Социальные выплаты в связи с материнством, отцовством и детством
  • § 2. Пособие по беременности и родам. Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинской организации в ранние сроки беременности
  • §3. Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до достижения им 1,5 лет
  • §4. Пособие по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком
  • §5. Единовременныепособия:при рождении ребенка; беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; при передаче ребенка на воспитание в семью
  • §6.Пособиена ребенка до достижения им 16 (учащимся – 18) лет.
  • § 7. Материнский капитал
  • Глава 20. Иные социальные пособия
  • § 2. Единовременное пособие гражданам, привлеченным для борьбы с терроризмом
  • § 3. Социальное пособие на погребение
  • Глава 21. Компенсационные выплаты и денежные субсидии
  • § 1. Понятие компенсационных выплат, их классификация
  • § 2. Субсидии по системе социального обеспечения § 1. Понятие компенсационных выплат, их классификация
  • § 2. Субсидии по системе социального обеспечения
  • Глава 22. Государственная социальная помощь, ежемесячные денежные выплаты в связи с монетизацией льгот, социальная доплата к пенсии
  • § 2. Государственная социальная помощь в связи монетизацией льгот
  • § 3. Социальная доплата к пенсии
  • Глава 23. Обеспечение по страхованию пострадавших от несчастного случая на производстве и в связи с профессиональным заболеванием
  • § 2. Круг лиц, имеющих право на страховое обеспечениеи правила установления степени утраты профессиональной трудоспособности
  • § 3. Виды страхового обеспечения, их размеры, корректировка и индексация.
  • §4. Назначение и выплата страхового обеспечения
  • Глава 24. Медицинская и лекарственная помощь. Санаторно-курортное лечение
  • § 2. Виды медицинской помощи и их содержание
  • § 3. Лекарственная помощь
  • § 4. Санаторно-курортное лечение
  • Глава 25. Социальное обслуживание
  • § 2.Формы социального обслуживания и виды социальныхуслуг
  • § 3. Социальное обслуживание инвалидов
  • § 4.Социальное обслуживание детей
  • § 5.Социальное обслуживание отдельных категорий граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию
  • Раздел III. Специальная часть
  • § 2. Содержание права отдельных субъектов на социальное обеспечение в международных правовых актах
  • Основные нормативные правовые акты1
  • Акты высших судебных органов
  • Литература Основная литература
  • Основная литература
  • § 2. Субъекты, объекты и содержание правоотношений по социальному обеспечению

    Отраслевая специфика правоотношений может быть раскрыта только на основе анализа основных их элементов. В теории права к элементам любого правоотношения относят: субъектов, объект и содержание. Рассмотрим указанные элементы применительно к правоотношениям по социальному обеспечению.

    Выше говорилось, что правоотношения по социальному обеспечению – это относительные правоотношения, в которых четко определены их участники и очерчено их возможное поведение. Одним из участников таких правоотношений всегда является физическое лицо (гражданин, лицо без гражданства, иностранный гражданин), а другим – государственный орган или по поручению государства иной орган (уполномоченное лицо).

    Непременным условием для того, чтобы стать участником правоотношения, является обладание таким юридическим качеством, как правосубъектность. В составе правосубъектности различают правоспособность и дееспособность.

    Правоспособность – это обусловленная правом способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, т.е. быть участником правоотношения.

    Дееспособность – это обусловленная правом способность своими соб­ственными действиями (бездействием) приобретать субъективные юридические права и обязанности, осуществлять и прекращать их.

    В теории права подчеркивается, что правоспособность и дееспособность – это две стороны одного и того же феномена – правосубъектности, которая по своей природе является единой праводееспособностью. Реальное разъединение правосубъектности на правоспособность и дееспособность происходит в основном в сфере гражданского права, и то не для всех субъектов 1 .

    Приведенные выше общие посылки крайне важны, поскольку позволяют лучше понять феномен правосубъектности в праве социального обеспечения. Суть этого феномена в данной отрасли заключается в том, что здесь отсутствует единая правосубъектность для всех субъектов.

    В теории права выделяется правосубъектность общая, отраслевая и специальная. В праве социального обеспечения однозначного подхода к определению правосубъектности граждан нет. Одни авторы, отождествляя правоспособность с самим субъективным правом на тот или иной вид социального обеспечения, считают, что она возникает одновременно с этим правом 1 . Другие выделяют общую и специальную правоспособность. Общая правоспособность возникает, по их мнению, с момента рождения человека, а специальная, дающая право на обеспечение по государственному социальному страхованию, - с момента вступления в трудовое правоотношение. В то же время наступление специальной правоспособности, дающей право на вступление в пенсионное правоотношение по старости, связывается с достижением возраста, установленного законодательством 2 .

    Главным аргументом при определении вида правосубъектности граждан в праве социального обеспечения является такой основополагающий принцип, как гарантированность социального обеспечения каждому как члену общества и как работнику в силу обязательного социального страхования. Предоставление социального обеспечения каждому члену общества вне всякой связи с его трудом влечет за собой возникновение соответствующе­го правоотношения, субъектом которого может стать любое лицо. Это означает, что в данном случае имеет место общегражданская правоспособность, возникающая с момента рождения человека. Дееспособность, как и в гражданском праве, может быть отъединена от правоспособности, и право на социальное обеспечение до наступления общегражданской дееспособности может быть реализовано законным представителем управомоченного лица. Так, право ребенка, не достигшего трех лет, на бесплатную лекарственную помощь реализуется в правоотношении одним из его родителей либо иным законным представителем.

    Субъектами правоотношений, возникающих в связи с предоставлени­ем того или иного вида обеспечения в порядке обязательного социального страхования, могут быть только лица, подлежащие либо ранее подлежав­шие обязательному (добровольному) социальному страхованию (или семья застрахованного). В этом случае необходима, следовательно, специальная правоспособность, которая возникает с момента начала уплаты страховых взносов в фонды социального страхования. Одновременно с возникновением специальной правоспособности возникает и специальная дееспособность. Например, достигший 14 лет подросток, с которым заключен трудовой договор, самостоятельно реализует право на пособие по временной нетрудоспособности, право на трудовую пенсию по инвалидности и т.д.

    Разновидностью дееспособности является деликтоспособность – способность лица нести юридическую ответственность (исполнять соответствующие юридические обязанности) за совершенные правонарушения. В праве социального обеспечения деликтоспособность граждан как субъектов правоотношений неразрывно связана с их общей или специальной дееспособностью.

    Анализ такого элемента правоотношения, как субъекты, был бы неполным без рассмотрения их правового статуса. Наиболее широкий правовой статус имеют граждане. Он формируется из правосубъектности и конституционных прав и обязанностей, которые по Конституции РФ составляют основы правового статуса личности (гл.2 Конституции). Правовой статус граждан равен для всех. В теории права предлагается наряду с понятием «правовой статус» выделять понятие «правовое положение», которое определяется как правовым статусом субъекта, так и совокупностью конкретных субъективных прав (например, правом на получение пенсии определенного вида, в установленном законом размере и т.д.).

    Правосубъектность дает юридическую возможность вступить в право­отношение, стать носителем конкретных юридических прав и обязанностей, т.е. приобрести конкретное правовое положение.

    Лица, которые по закону могут быть участниками правовых отношений, называются субъектами права.

    Субъекты права социального обеспечения – это потенциальные участни­ки правоотношений, т.е. те лица, которые могут быть носителями юридических прав и обязанностей. Субъект же правоотношения по социальному обеспечению – это субъект права, который реализовал свою правосубъектность и стал участником конкретного правоотношения по социальному обеспечению. Таким образом, любой субъект такого правоотношения – это всегда субъект права социального обеспечения, но не всякий субъект права – участник конкретного правоотношения по социальному обеспечению.

    Поскольку субъект правоотношения – это и субъект права, необходимо остановиться на видах субъектов права социального обеспечения. Прежде всего, к ним относятся физические лица – граждане, в том числе иностранные граждане и лица без гражданства, лица с двойным гражданством, за которыми закон признает право при наступлении соответствующих обстоятельств стать субъектами правоотношений по социальному обеспечению.

    Другим субъектом правоотношений по социальному обеспечению выс­тупает государственный орган, к компетенции которого отнесено осуществление социального обеспечения. По поручению государства это может быть и другой уполномоченный орган (например, работодатель, обязанный предоставлять работнику в случае его болезни пособие по временной нетрудоспособности, а в случае декретного отпуска – пособие по беременности и родам).

    Для того чтобы субъект права социального обеспечения превратился в субъекта правоотношения по социальному обеспечению, должны появиться определенные жизненные обстоятельства, с которыми связаны конкретные правовые последствия, - юридические факты. Именно юридические фак­ты приводят в действие соответствующие нормы права, которые возлагают на данных субъектов права юридические обязанности и предоставляют им юридические права, делая их тем самым участниками правоотношения. Своим существованием термин «юридический факт» обязан видному германскому правоведу Фридриху Карлу Савиньи (одному из основателей исторической школы права), который в своем труде «Система современного римского права» (1840 г.) писал: «Я называю события, вызывающие возникновение или окончание правоотношений, юридическими фактами» 1 . Юридические факты, как и всякие другие жизненные обстоятельства, весьма разнообразны и могут быть классифицированы по различным критериям.

    В зависимости от юридических последствий, связанных с ними, выделяются юридические факты: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие. К числу правообразующих в праве социального обеспечения можно отнести следующие: достижение соответствующего возраста; инвалидность; временную нетрудоспособность работника; рождение ребенка; смерть кормильца; бедность; трудовой стаж и выслугу лет; обращение за предоставлением того или иного вида социального обеспечения и вынесение соответствующего решения компетентным органом и др.

    К числу правоизменяющих юридических фактов следует отнести такие, как изменение группы инвалидности; волеизъявление пенсионера о переходе

    на другой вид пенсионного обеспечения; увеличение пенсионного капитала после назначения пенсии и др.

    Правопрекращающими фактами могут быть: восстановление трудоспособности; достижение членами семьи возраста, не дающего права на дальнейшее получение пенсии по случаю потери кормильца; трудоустройство безработного; смерть обеспечиваемого и т.д.

    По характеру действия юридические факты подразделяются на факты однократного действия и факты состояния. К фактам однократного действия в праве социального обеспечения можно отнести: смерть человека; рождение ребенка; вынужденное переселение и др.Факты-состояния – это инвалидность, временная нетрудоспособность, факт родства с кормильцем, иждивение и др.

    В зависимости от характера связи с индивидуальной волей участников правоотношения юридические факты делятся на юридические действия и юридические события. События могут быть абсолютными и относительными. В праве социального обеспечения основная масса юридических фактов – это события, причем события абсолютные, не связанные с волей данного че­ловека либо других лиц. Это достижение определенного возраста, инвалидность, временная нетрудоспособность, смерть и др. В то же время это могут быть и факты-действия (например, волеизъявление гражданина, вынесение решения компетентным органом о предоставлении обеспечения).

    С точки зрения соответствия правовым предписаниям деяния можно разделить на правомерные и неправомерные. Например, правомерным будет действие гражданина, обращающегося в установленном порядке за назначением пенсии, пособия, компенсации, а неправомерным – представление им при этом ложных, фиктивных документов.

    Для возникновения правоотношения в сфере социального обеспечения необходим не один, а несколько юридических фактов. Совокупность юри­дических фактов, влекущих возникновение правоотношения, именуют фактическим (юридическим) составом. Фактические составы могут быть сравнительно простыми и довольно сложными. Простой состав охватывает два-три юридических факта, а сложный - целый комплекс таких фактов. Например, для получения пособия при рождении ребенка необходимы: факт его рождения, волеизъявление заявителя и акт компетентного органа, а вот при возникновении пенсионного правоотношения необходим сложный юридический состав, в который входят несколько юридических фактов (достижение пенсионного возраста, наличие общего, а в ряде случаев и специального страхового трудового стажа, волеизъявление заявителя и акт компетентного органа).

    То, что раскрывает смысл существования правоотношения и указывает на основную цель, ради которой оно возникает, называется объектом правоотношения .

    К объектам правоотношений в теории права относят материальные и нематериальные блага. К числу нематериальных благ относятся, в частно­сти, и действия.

    Выше уже говорилось, что все правоотношения по социальному обес­печению делятся на материальные и процедурные. Объект этих правоотно­шений различный. Правоотношения материального характера возникают по поводу конкретного материального блага в виде пенсии, пособия, компенсации, медицинской помощи и лечения, бесплатной либо со скидкой лекарственной помощи, той или иной социальной услуги, предоставляемой в порядке социального обеспечения.Объектом процедурных правоотношений, которые выполняют вспомогательную роль, является не материальное благо, а определенное юридическое действие , которое обязан совершить орган, предоставляющий обеспечение. Так, в связи с обращением гражданина за назначением пенсии, пособия, компенсационной выплаты соответствующий орган обязан в установленный законом срок рассмотреть заявление гражданина, установить юридические факты и принять решение о применении нормы права. Это решение может быть как положительным, так и отрицательным. В случае принятия положительного решения возникает правоотношение материального характера.

    Еще один элемент правоотношения - это его содержание. Основные общетеоретические позиции в этом вопросе следующие: формой правоотношения являются субъективные юридические права и обязанности, а его содержанием – фактическое правомерное поведение субъектов, которые эти права и обязанности реализуют. Таким образом, форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание, формируя его 1 . Субъективное право – это вид и мера возможного поведения лица, и выражается оно в возможностях: а) совершать определенные действия; б) требовать совершения каких-либо действий от других участников правоотношения; в) обращаться за защитой своего нарушенного права.

    Юридическая обязанность – это необходимое поведение субъекта пра­воотношения, установленное для удовлетворения субъективного права и проявляющееся в необходимости: а) совершения определенных обязатель­ных действий; б) воздержания от действий, которыми могут быть нарушены права других лиц; в) несения ответственности за совершенное правонарушение.

    В правоотношениях по социальному обеспечению субъективными правами наделено всегда физическое лицо, а юридические обязанности возложены на соответствующий орган, осуществляющий социальное обеспечение. Субъективные права граждан в этих правоотношениях включают право требовать предоставления того или иного вида обеспечения (пенсии, пособия, компенсационной выплаты, социальной услуги, льготы) в установлен­ном законом размере и в определенном порядке, а также совершения обя­занным субъектом других действий в целях реализации гражданином всех предоставленных ему законом возможностей (например, индексации пен­сий; перерасчета пенсии в связи с увеличением пенсионного капитала, изменением группы инвалидности и т.д.).

    Юридические обязанности органов, предоставляющих обеспечение, корреспондируют субъективным правам граждан. Они обязаны произво­дить денежные выплаты, предоставлять услуги и льготы в установленном законом объеме, в установленные сроки и в соответствующем порядке.

    Наряду с субъективными правами граждане как субъекты правоотношений по социальному обеспечению несут и определенные обязанности. В отличие от юридических обязанностей другого субъекта, которые носят преимущественно материальный характер, их обязанности связаны с необходимостью соблюдения определенных правил процедурно-процессуального порядка: представлять документы достоверные, надлежаще оформленные; своевременно сообщать об изменениях, влияющих на размер денежной выплаты или влекущих ее прекращение; своевременно являться для перерегистрации в качестве безработного, на осмотр к врачу, на освидетельствование в учреждение медико-социальной экспертизы и т.д. Этим обязанностям граждан соответствуют права другого субъекта правоотношения по социальному обеспечению: применить правоограничительные санкции в виде, например, удержания из пенсии; прекращения выплаты пенсии, пособия или компенсации; приостановления выплаты на определенный срок пособия по безработице.

    Таким образом, содержание правоотношения по социальному обеспечению может быть наиболее полно и правильно понято через корреспондирующую связь субъективных прав и обязанностей его субъектов.

    Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное благо, по поводу которого они возникают, т.е конкретный вид социального обеспечения. В процедурных правоотношениях объектом выступают действия - решение государственных органов о назначении конкретного вида социального обеспечения, без которого невозможна реализация материальных правоотношений.

    В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров вышестоящими органами в порядке подчинённости объектом является действие - решение по существу спора, т.е. по восстановлению нарушенного права гражданина на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере.

    Объектом материальных правоотношений является конкретное благо в виде выплат (пенсий, пособий, компенсаций и прочее), услуг или льгот. Причём льготы могут распространяться как на выплаты, так и на услуги.

    Каждый вид социального обеспечения (пенсии, пособия и др.) имеет ряд признаков, которые позволяют как отграничивать их от других выплат и услуг, не регулируемых нормами права социального обеспечения, так и проводить различия между ними. Существует три наиболее существенных признака пенсий:

    Во-первых, они назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает средства на содержание, имеющие алиментарное значение.

    Во-вторых источником выплат служит государственная казна или специальные фонды, созданные государством или при его содействии.

    В-третьих, необходимым условием для предоставления пенсий является прошлая служба или иная деятельность.

    Названные признаки пенсий не утратили своего значения и сегодня. Несмотря на создание пенсионного фонда и обязанности наёмных работников и других категорий занятых граждан вносить страховые пенсионные взносы трудовая пенсия остаётся социально-алиментарной выплатой, предоставляемой на безэквивалентной основе, а не в обмен на затраченный труд или на внесённые страховые взносы.

    Возможность одновременного получения любого вида пенсии и заработной платы является отступлением от целевого назначения пенсий и принципа солидарности поколений при формировании финансовой основы пенсионного страхования. Концепция пенсионной реформы 1995 года предусматривает, что в случае продолжения оплачиваемой работы пенсия по общему правилу выплачиваться не должна. При новой системе работа без получения пенсии будет вознаграждаться увеличением размера пенсии за каждый год такой работы после достижения пенсионного возраста. Вместе с тем, учитывая интересы низкооплачиваемых пенсионеров, не исключается возможность выплаты пенсий при невысоком совокупном доходе работающего пенсионера. Однако это вынужденная мера, которая обусловливается не существом пенсии, а уровнем доходов.

    Таким образом, пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата, назначаемая в связи с достижением пенсионного возраста при установлении инвалидности, потери кормильца и в других случаях, установленных законом, в размерах, пропорциональных трудовому (страховому) стажу и прошлому заработку, либо в твёрдых размерах с учётом минимальной оплаты труда или другого установленного государством стандарта.

    Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают пенсии:

    (по старости;

    (по инвалидности;

    (по случаю потери кормильца;

    (за выслугу лет.

    Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью замещения утраченного по уважительной причине заработка:

    (пособия по временной нетрудоспособности;

    (пособия по беременности и родам;

    (пособия по безработице.

    Другие - с целью социальной поддержки:

    (единовременное пособие при рождении ребёнка;

    (ежемесячное пособие на ребёнка;

    (единовременное пособие на погребение и др.

    Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками.

    В зависимости от сроков выплаты пособия можно классифицировать как:

    (единовременные;

    (ежемесячные;

    (периодические.

    Как и пенсии, пособия предоставляются на безэквивалентной основе. Этому не противоречит, в частности, факт, что право на пособие по временной нетрудоспособности зависит от того, когда наступила нетрудоспособность - в период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов или нет. Не меняет алиментарной природы пособий и разница в источниках финансирования (одни пособия выплачиваются из государственных внебюджетных фондов социального назначения, другие - из бюджетов различных уровней), а также разлиычия при исчислении их размеров (одни пособия рассчитываются пропорционально прошлому заработку, другие в твёрдых суммах или в процентах от минимальной оплаты труда).

    В последнее время система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы введены пособия по безработице. Упорядочение системы государственных пособий для граждан, имеющих детей, привело к установлению нового вида пособий.

    Учитывая вышеизложенного пособия можно определить как выплаты, назначаемые в целях замещения утраченного заработка в размерах, соотносимых с ним, либо в целях оказания социальной поддержки в строго определённых законом случаях, как правило, в твёрдых размерах.

    Также видом социального обеспечения являются компенсационные выплаты. Они могут служить основным источником средств существования либо назначаться с учётом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и других обстоятельств. Компенсационные выплаты предоставляются:

    (неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1-й группы либо престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребёнко-инвалидом в возрасте до 16 лет;

    (работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации;

    (лицам, пострадавшим от радиационного воздействия;

    (пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги и в некоторых других случаях.

    Источником финансирования компенсационных выплат являются государственные внебюджетные фонды социального назначения или средства бюджетов различных уровней.

    Удовлетворение потребностей граждан осуществляется не только с помощью назначения различных выплат, но и путём предоставления услуг. Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утверждённых государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам, т.е на возмездно-неэквивалентной основе.

    Виды услуг могут быть самыми разными:

    1) Полезные действия:

    (медицинское обслуживание и лечение;

    (экспертиза временной нетрудоспособности;

    (установление причин и группы инвалидности;

    (социальное обслуживание на дому и др.

    2) Натуральное содержание:

    (детей в детских дошкольных учреждениях;

    (престарелых и инвалидов - в домах-интернатах;

    (лиц, не имеющих места жительства - в домах ночного пребывания и пр.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    • Введение 2
    • Глава 1. Понятие правоотношения 7
    • Глава 2. Виды правоотношений в сфере социального обеспечения. 9
    • Глава 3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению. 10
    • Заключение 16
      • Список использованных источников: 17

    Введение

    Право на социальное обеспечение закреплено в ст. 39 Конституции РФ.

    Статья 39 Конституции РФ гасит:

    1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

    2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

    3.Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность . Конституция РФ, 1993 г.

    Социальное обеспечение в государственно-организованном обществе - это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках, средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.

    К конституционным признакам социального обеспечения относятся: объективные основания, вызывающие потребность в особом механизме социальной защиты граждан, направленном на поддержание или предоставление определенного уровня жизнеобеспечения (болезнь, старость, инвалидность, безработица и т.д.); особые фонды, источники социального обеспечения; особые способы предоставления средств к существованию; закрепление правил предоставления социального обеспечения в законе.

    Объективные основания социального обеспечения при всем их различии воздействуют на способность человека к труду в направлении ее временного или постоянного ограничения или полной утраты. Именно они предопределяют потребность определенного числа людей в получении от общества источника средств к существованию в обмен на новый затраченный труд и потребность в профилактико-оздоровительных мероприятиях для трудоспособных членов общества с целью нормального воспроизводства рабочей силы и охраны их здоровья и т.д. Любая из этих потребностей может быть реализована, если она будет признана обществом социально значимой, то есть, закреплена в законе. Игнорирование обществом этих потребностей не замедлит сказаться на его нормальном функционировании. Другое дело, что и степень признания, и степень игнорирования перечисленных потребностей связана с экономическим базисом общества. Вызвано это тем, что по своей экономической природе социальное обеспечение прямо или косвенно связано с распределительными и перераспределительными отношениями общества.

    Нужно отметить, что в современном обществе социальное обеспечение перестало выступать в виде доброхотства, благодетельствования, предоставляемого более обеспеченными слоями общества его менее обеспеченным категориям граждан. Оно также не может рассматриваться в качестве права-привилегии отдельных слоев общества. Социальное обеспечение как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков.

    С учетом изложенного социальное обеспечение принято определять как форму распределения материальных благ с целью удовлетворения жизненно необходимых личных потребностей (физических, социальных, интеллектуальных) стариков, больных, инвалидов, детей, иждивенцев, потерявших кормильца, безработных, всех членов общества в целях охраны здоровья и нормального воспроизводства рабочей силы за счет специальных фондов, создаваемых в обществе на страховой основе или за счет ассигнований государства в случаях и на условиях, установленных в законе.

    Переход к рынку, ухудшение условий жизни значительной части населения страны, в особенности безработных, пенсионеров, семей с детьми, выявили неспособность прежней системы социального обеспечения гарантировать каждому человеку достойный жизненный уровень. Это потребовало ее реформирования и практически полного обновления прежнего советского законодательства в области социального обеспечения.

    Законодательную базу социального обеспечения в Российской Федерации составляют следующие основные законы: Закон РСФСР от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР", Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и их семей", Федеральный закон от 12 января 1995 г. "О ветеранах", Федеральный закон от 19 мая 1995 г. "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. "О занятости населения в Российской Федерации", Федеральный закон от 2 августа 1995 г. "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", а также многие другие законы РФ.

    Законодательство в настоящее время регулирует предоставление гражданам пенсий по возрасту, пенсий за выслугу лет, пенсий по инвалидности, пенсий по случаю потери кормильца и социальных пенсий, пособий по безработице, пособий по временной нетрудоспособности, пособий по беременности и родам, шесть разновидностей пособий на детей, систему пособий и компенсационных выплат при наступлении различных юридических фактов (пособия неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, а также за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, социальное пособие на погребение, различные пособия и компенсационные выплаты гражданам, пострадавшим от радиации и т.п., и более ста видов льгот и услуг.

    Большое значение для становления эффективной системы социального обеспечения имеет такой подход законодателя, как адресность социальных выплат, льгот и услуг. При этом законодателем используются различные социально оправданные критерии дифференциации. К числу основных из них относятся:

    учет специфики видов общественно полезной деятельности (например, меры по социальной защите военнослужащих, работников органов внутренних дел, налоговой полиции, судей, государственных служащих и др.);

    категории обеспечиваемых по уровню материального достатка либо по иным критериям (например, малообеспеченные граждане, достигшие 80-летнего возраста, многодетные, граждане, пострадавшие от стихийных бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы).

    Здесь адресность достигается за счет получения такими гражданами дополнительных льгот, бесплатных или со значительной скидкой услуг, специальных пособий и компенсаций, предназначенных только для них.

    Важной положительной чертой Российского законодательства в этой области является принцип многообразия и всесторонности социальной защиты населения. Суть его состоит в том, что гражданин, имеющий право на социальную защиту, может получать одновременно различные виды социального обеспечения. Так, пенсионер наряду с пенсией (двумя пенсиями, если это инвалид войны: по старости и по инвалидности) вправе получать различные пособия на детей, скидку при приобретении лекарств, вплоть до бесплатного их получения; бесплатные государственную или муниципальную медицинскую помощь и лечение, бесплатный проезд на городском транспорте, льготы по оплате жилья, коммунальных услуг и т.д.

    Ведущими организационно-правовыми формами социального обеспечения в настоящее время выступают социальное страхование и национальная система социального обеспечения, финансируемая в основном за счет налогов. Главная особенность нынешнего социального страхования состоит в том, что впервые в нашей стране созданы Пенсионный фонд Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования Российской Федерации. Все эти фонды являются самостоятельными финансово-кредитными учреждениями, денежные средства этих фондов не входят в состав бюджетов других фондов и изъятию не подлежат, хотя и являются государственной собственностью Российской Федерации.

    Глава 1. Понятие правоотношения

    Правоотношения отражают тот аспект конкретного жизненного отношения между людьми, которое определяется нормами права. Более того, не все общественные отношения объективно могут быть юридическими. Отношение способно принять правовой характер лишь в том случае, когда речь идет об актах поведения, имеющих социальную значимость. Когда же дело касается мыслей и чувств, не отражающих их действия, говорить об их юридической природе нельзя.

    Правоотношение - это только одна сторона реального общественного отношения, определяемая нормой права, специфическая форма ее выражения.

    Правоотношение средством перевода общих установлений правовых норм (объективного права) в конкретных (субъективные) права и обязанности участников общественных отношений. Право в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, определяющих содержание прав и обязанностей персонально не определенного круга субъектов. В них содержаться предписания, относящиеся к множеству лиц, находящихся в сфере действия правовой нормы.

    Право в субъективном смысле есть индивидуализированное право. В нем общие юридические права и обязанности становятся принадлежностью конкретных лиц и таким образом переводят его в плоскость правоотношений.

    Правоотношение - это такое общественное отношение, в котором стороны связаны между собой взаимными юридическими правами и обязанностями, охраняемыми государством.

    Каковы же характерные признаки правоотношений? Во-первых, правоотношение представляет собой такую форму фактического общественного отношения, которая складывается на основе правовых норм. В процессе своей жизнедеятельности люди вступают друг с другом в различные отношения. Однако не все жизненные отношения, как известно, регулируются с помощью норм права. Многие из них регламентируются нормами морали, нормами общественных организаций, обычаями. Форму правоотношений приобретают только те отношения, которые регулируются правовыми нормами.

    Во - вторых, участники правоотношений наделяются взаимными юридическими правами и обязанностями. Если один субъект правоотношения наделен правом, то на другого возлагаются юридические обязанности. Так, по договору купли-продажи покупатель имеет право требовать от продавца вещь надлежащего качества, а продавец обязан в соответствии с законом выполнить его требования.

    В-третьих, правоотношения имеют сознательно волевой характер. В отличие от экономических отношений, которые складываются объективно, вне зависимости от воли отдельного индивида, правоотношения всегда носят индивидуально-волевой характер. Сознательно-волевое содержание правоотношений имеет два взаимосвязанных аспекта. С одной стороны, они возникают на основе правовых норм, которые являются продуктом сознательно волевой деятельности людей (правотворческих органов). С другой стороны, участники правоотношений реализуют предусмотренные нормами права юридические права и обязанности также посредством своих волевых, сознательных действий.

    В-четвертых, правоотношения гарантируются государством и охраняются в необходимых случаях его принудительной силой. Государство создает необходимые экономические, социальные и другие условия для полной реализации правовых норм. Если же нарушается мера свободы правомочных или обязанных лиц, вступивших в правоотношение, государство принимает принудительные меры к их обеспечению.

    Правоотношения классифицируются по разным основаниям. Чаще всего они различаются по отраслям права. По этому основанию выделяются государственно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые, семейно- правовые, уголовно- правовые и другие отраслевые правоотношения.

    Структура правового отношения имеет четыре необходимых элемента: субъекты, объекты, право и обязанность.

    Глава 2. Виды правоотношений в сфере социального обеспечения

    Правоотношения по социальному обеспечению в реальной жизни всегда возникают и существуют в форме правовых отношений. Существует столько отношений по социальному обеспечению, сколько видов общественных отношений входит в предмет данной отрасли права.

    Все эти виды правоотношений можно разделить на три большие группы:

    Правоотношения по поводу отдельных видов обеспечения (основные или материальные) правоотношения;

    Процедурные правоотношения по установлению фактов, имеющих юридическое значение;

    Процессуальные правоотношения по рассмотрению споров между сторонами.

    Правоотношения по социальному обеспечению представляют собой

    возникающие на основании юридических фактов отношения по поводу предоставления их участникам различных денежных выплат, услуг, льгот государственными органами.

    Юридические факты - это обстоятельства или жизненные факты (события), с которыми право связывает возникновение или прекращение правоотношений или наступление иных правовых последствий.

    По срокам действия правоотношения делятся на:

    однократные (например , выплата единовременных пособий);

    с установленным сроком действия (например , пособия в связи с назначением пособий на детей);

    с неопределённым длительным сроком действия (например, выплата пенсии по старости).

    В заключение этой главы хотелось бы схематически показать виды правоотношений в сфере социального обеспечения:Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. "Право социального обеспечения".

    Глава 3. Объекты правоотношений по социальному обеспечению

    Под объектом материальных правоотношений по социальному обеспечению понимают конкретное благо, по поводу которого они возникают, т.е. конкретный вид социального обеспечения. В процедурных правоотношениях объектом выступают действия - решение государственных органов о назначении конкретного вида социального обеспечения, без которого невозможна реализация материальных правоотношений. В процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров вышестоящими органами в порядке подчинённости объектом является действие - решение по существу спора, т.е. по восстановлению нарушенного права гражданина на конкретный вид социального обеспечения в установленном законом размере.

    Объектом материальных правоотношений является конкретное благо в виде выплат (пенсий, пособий, компенсаций и прочее), услуг или льгот. Причём льготы могут распространяться как на выплаты, так и на услуги.

    Каждый вид социального обеспечения (пенсии, пособия и др.) имеет ряд признаков, которые позволяют как отграничивать их от других выплат и услуг, не регулируемых нормами права социального обеспечения, так и проводить различия между ними. Существует три наиболее существенных признака пенсий:

    Во-первых , они назначаются, когда лицо либо освобождается от обязанности трудиться, либо не может трудиться по состоянию здоровья, либо когда член семьи потерял кормильца и получает средства на содержание, имеющие алиментарное значение.

    Во-вторых, источником выплат служит государственная казна или специальные фонды, созданные государством или при его содействии.

    В-третьих, необходимым условием для предоставления пенсий является прошлая служба или иная деятельность.

    Названные признаки пенсий не утратили своего значения и сегодня. Несмотря на создание пенсионного фонда и обязанности наёмных работников и других категорий занятых граждан вносить страховые пенсионные взносы трудовая пенсия остаётся социально-алиментарной выплатой, предоставляемой на безэквивалентной основе, а не в обмен на затраченный труд или на внесённые страховые взносы.

    Возможность одновременного получения любого вида пенсии и заработной платы является отступлением от целевого назначения пенсий и принципа солидарности поколений при формировании финансовой основы пенсионного страхования. Концепция пенсионной реформы 1995 года предусматривает, что в случае продолжения оплачиваемой работы пенсия по общему правилу выплачиваться не должна. При новой системе работа без получения пенсии будет вознаграждаться увеличением размера пенсии за каждый год такой работы после достижения пенсионного возраста. Вместе с тем, учитывая интересы низкооплачиваемых пенсионеров, не исключается возможность выплаты пенсий при невысоком совокупном доходе работающего пенсионера. Однако это вынужденная мера, которая обусловливается не существом пенсии, а уровнем доходов.

    Таким образом, пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата, назначаемая в связи с достижением пенсионного возраста при установлении инвалидности, потери кормильца и в других случаях, установленных законом, в размерах, пропорциональных трудовому (страховому) стажу и прошлому заработку, либо в твёрдых размерах с учётом минимальной оплаты труда или другого установленного государством стандарта.

    Это определение характеризует пенсии как родовой объект. Объектами видовых пенсионных правоотношений выступают пенсии:

    по старости;

    по инвалидности;

    по случаю потери кормильца;

    за выслугу лет.

    Важное место в системе социального обеспечения принадлежит пособиям. Пособия имеют строго целевое назначение. Одни пособия назначаются с целью замещения утраченного по уважительной причине заработка:

    · пособия по временной нетрудоспособности;

    · пособия по беременности и родам;

    · пособия по безработице.

    Другие - с целью социальной поддержки:

    · единовременное пособие при рождении ребёнка;

    · ежемесячное пособие на ребёнка;

    · единовременное пособие на погребение и др.

    Продолжительность выплаты пособий ограничивается временными рамками. В зависимости от сроков выплаты пособия можно классифицировать как:

    единовременные;

    ежемесячные;

    периодические.

    Как и пенсии, пособия предоставляются на безэквивалентной основе. Этому не противоречит, в частности, факт, что право на пособие по временной нетрудоспособности зависит от того, когда наступила нетрудоспособность - в период работы или иной деятельности с уплатой страховых взносов или нет. Не меняет алиментарной природы пособий и разница в источниках финансирования (одни пособия выплачиваются из государственных внебюджетных фондов социального назначения, другие - из бюджетов различных уровней), а также различия при исчислении их размеров (одни пособия рассчитываются пропорционально прошлому заработку, другие в твёрдых суммах или в процентах от минимальной оплаты труда).

    В последнее время система пособий динамично развивается. В частности, в связи с появлением безработицы введены пособия по безработице. Упорядочение системы государственных пособий для граждан, имеющих детей, привело к установлению нового вида пособий.

    Учитывая вышеизложенного пособия можно определить как выплаты, назначаемые в целях замещения утраченного заработка в размерах, соотносимых с ним, либо в целях оказания социальной поддержки в строго определённых законом случаях, как правило, в твёрдых размерах.

    Также видом социального обеспечения являются компенсационные выплаты. Они могут служить основным источником средств существования либо назначаться с учётом прожиточного минимума, совокупного дохода семьи и других обстоятельств. Компенсационные выплаты предоставляются:

    неработающему трудоспособному лицу, осуществляющему уход за инвалидом 1-й группы либо престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном постороннем уходе по заключению лечебного учреждения или достигшим 80 лет, а также за ребёнко-инвалидом в возрасте до 16 лет;

    работникам, находящимся в отпусках без сохранения заработной платы в связи с вынужденным временным прекращением работы организации;

    лицам, пострадавшим от радиационного воздействия;

    пенсионерам в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги и в некоторых других случаях.

    Источником финансирования компенсационных выплат являются государственные внебюджетные фонды социального назначения или средства бюджетов различных уровней.

    Удовлетворение потребностей граждан осуществляется не только с помощью назначения различных выплат, но и путём предоставления услуг. Отличительными признаками услуг в области социального обеспечения является их бесплатность для индивидуальных потребителей в пределах утверждённых государством минимальных стандартов или оплата по льготным тарифам, т.е. на возмездно-неэквивалентной основе.

    Виды услуг могут быть самыми разными:

    Полезные действия:

    медицинское обслуживание и лечение;

    экспертиза временной нетрудоспособности;

    установление причин и группы инвалидности;

    социальное обслуживание на дому и др.

    Натуральное содержание:

    детей в детских дошкольных учреждениях;

    престарелых и инвалидов - в домах-интернатах;

    лиц, не имеющих места жительства - в домах ночного пребывания и пр.

    Заключение

    В заключение данной контрольной работы хотелось бы подвести итог всему вышеописанному, а именно еще раз дать определение объектов правоотношений по социальному обеспечению. Объектом правоотношений по социальному обеспечению служит круг общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением граждан конкретным видом социального обеспечения. Они возникают из общественных отношений регулируемых нормами Российского права.

    Естественно чтобы добиться высокого уровня правовых норм и убрать все пробелы и дыры в праве, нашему государству, как и другим, потребуется очень много времени. И будем надеяться на то, что люди которые проработали почти всю жизнь на государство будут обеспечиваться должным образом и в размерах реальных не только для питания, но и для заслуженного отдыха за свой долгий труд. Также это касается и лиц, которые в силу тех или иных жизненных ситуациях были поставлены в такое положение, при котором они не в состоянии обеспечить себя стабильным заработком, а также хорошим лечением или отдыхом.

    Список использованных источников:

    Нормативный материал :

    1. Конституция РФ 1993 г., Москва: 1996 г.

    2. Сборник законов Российской федерации.

    Монографии, научные статьи, литература :

    1. Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения. Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1999. - 176 с.

    2. Голенко Е.Н., Ковалёв В.И. Право социального обеспечения. Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 1999. - 192 с.

    3. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. - М.: 1997. - 208 с.

    4. Анисимов Л.Н. Трудовое и социальное право России. Учебное пособие - М.: ВЛАДОС,1999. - 432 с.

    Подобные документы

      Возникновение права человека на социальное обеспечение. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений. Страховой стаж и его значение. Общий трудовой стаж. Государственные пособия. Защита прав граждан в сфере социального обеспечения.

      дипломная работа , добавлен 01.08.2015

      Понятие и виды правоотношений по социальному обеспечению, его объекты и субъекты, особенности. Главным аргументом при определении вида правосубъектности граждан в данной сфере. Юридические факты: правообразующие, правоизменяющие и правопрекращающие.

      курсовая работа , добавлен 12.01.2015

      Понятие и функции социального обеспечения. Объекты правоотношений по социальному обеспечению. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению. Трудовой (страховой) стаж. Исчисление непрерывного стажа работы.

      контрольная работа , добавлен 09.09.2012

      Понятие, характеристика социально-экономических прав. Правовые гарантии реализации социально-экономических прав и свобод граждан. Обеспечение конституционных прав граждан в отраслевом законодательстве. Судебная защита социально-экономических прав граждан.

      дипломная работа , добавлен 10.01.2010

      Понятие, классификация и виды правоотношений по социальному обеспечению, их объекты. Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению. Лица–получатели и лица-предоставители благ по социальному обеспечению.

      курсовая работа , добавлен 05.09.2013

      Социальное обеспечение как форма выражения социальной политики государства, ее правовое обеспечение. Основные субъекты и объекты правоотношения. Принципы права социального обеспечения. Особенности классификации правоотношений по социальному обеспечению.

      шпаргалка , добавлен 18.12.2014

      Понятие и природа конституционных прав и свобод граждан в Республике Беларусь. Анализ социально-экономических прав граждан. Формы, системы, размеры оплаты труда. Основные признаки отпуска. Право на благоприятную окружающую среду и социальное обеспечение.

      курсовая работа , добавлен 11.03.2014

      Объекты правоотношений по социальному обеспечению. Содержание социально-обеспечительных правоотношений, ряд признаков, которые отличают их от иных правовых отношений. Понятие трудовой пенсии по старости. Общие основания, определяющие право на нее.

      контрольная работа , добавлен 20.04.2015

      Законодательное закрепление в России конституционного права на социальное обеспечение. Установление федеральным законом государственной поддержки в виде пенсий, пособий. Механизм финансирования реализации прав граждан в сфере занятости населения.

      курсовая работа , добавлен 11.04.2015

      Социальное обслуживание населения. Субъекты и объекты правоотношений по социальному обслуживанию, характеристика их содержания. Виды социальных услуг, основные формы социального обслуживания. Процедурные правоотношения по социальному обслуживанию.

    Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

    В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

    В основных материальных правоотношения х объектом будет реализация прав на данный вид обеспечения, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

    В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение.
    Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

    Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений - по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам - уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.

    Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.


    Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

    Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

    Юридические факты в социальном обеспечении - это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

    С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

    Большинство юридических фактов в социальном обеспечении - это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты - действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.



    Последние материалы раздела:

    Промокоды летуаль и купоны на скидку
    Промокоды летуаль и купоны на скидку

    Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

    Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
    Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

    DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

    DHL Global Mail курьерская компания
    DHL Global Mail курьерская компания

    Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...