Понятия правовой основы социального государства. Нормативно-правовое обеспечение социальной политики российской федерации. Механизм правового регулирования в социальном государстве

Министерство образования и науки Российской Федерации

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»
Кафедра истории и политологии

РЕФЕРАТ
по дисциплине «Основы социального государства»
на тему:
Правовая основа социального государства

Исполнитель,
студент гр. М 502 Сайфуллоев Б.А.Новосибирск 2016
Содержание
Введение 3
1. Природа, признаки и функции социального государства 4
1.1 Этапы развития концепций социального государства 4
1.2. Понятие социальногогосударство 6
1.3 Признаки социального государство 6
1.4. Функции социального государство 7
2. Правовая основа социального государство 9
2.1 Конституционные индикаторысоциального государства 9
2.2 Механизм правового регулирования в социальном государстве 11
2.3 Нормативно правовая база социального государства 12
Заключение 13
Список использованной литературы15

Введение
Для России строительство социального государства стала конституционной задачей, провозгласившей Российскую Федерацию в ст. 7 своей Конституции социальным государством. Эта цель полностью соответствует парадигме социально-ответственного государства и налагает серьезные обязательства на властные институты в разработке иреализации соответствующей политики, которая способствовала бы преодолению углубляющегося в теории и на практике как на Западе, так и в России кризиса социального государства.
Актуальность рассматриваемой проблематике придает и тот факт, что процесс формирования правовой основы социального государства протекает трудно и противоречиво, усугубляемый современным глобальным системным кризисом. В даннойситуации анализ выбора оптимальной модели социального государства для России, способной предотвратить сползание страны вниз и открывающей перспективы движения страны к более высокому уровню цивилизационного развития, приобретает особое значение. Нельзя не учитывать и тот факт, что в последние годы появились и объективные свидетельства кризиса социально ориентированного западного общества, все менееотвечающего многим фундаментальным вызовам современности. Данное обстоятельство как бы возвращает политиков, исследователей на стадию разработки теоретической основы социального государства, выявления политических ресурсов его формирования.
Необходимо развивать правовую базу, практику функционирования и механизмы утверждения конституционных основ. Такая форма государственного устройства призвана в наиболееполной мере обеспечивать права и жизненные интересы всех категорий российских граждан.
Современному социальному государству свойственно не только закрепление соответствующего принципа в Конституции, но и наличие эффективной социальной политики и рыночной экономики, обеспечивающих занятость, достойную заработную плату, развитое социальное страхование, поддержку семьи, материнства и детства,заботу о престарелых, молодежи и многое другое.

1. Природа, признаки и функции социального государства
1.1 Этапы развития концепций социального государства
Идеи социального государства стали разрабатываться на рубеже XIX-XX вв., а затем получили законодательное закрепление в правовых системах многих европейских стран, что было обусловлено потребностью...

Сущность правового обеспечения социальной политики можно обозначить через определение понятия "закон". Социальный закон - это относительно устойчивые и систематически повторяющиеся отношения между социальными объектами, а право - социальный институт, который регулирует социальные взаимодействия в обществе путем предписаний, строго закрепленных в нормах-законах. Правовые нормы обеспечиваются принуждением со стороны государственных органов. Спецификой правового обеспечения социальной политики является целевая направленность на человека, улучшение условий и качества его жизни. Цель и задачи правового обеспечения социальной политики определяют сформулированные в нормативно-правовой базе конкретные принципы, которые обозначают ее основные направления. Это - соблюдение прав человека и гражданина в сфере социального обслуживания и обеспечение государственных гарантий; равные возможности для граждан при получении социальных услуг и добровольное согласие на их получение. К целям и задачам правового обеспечения социальной работы относятся также обеспечение государственных гарантий на доступность социального обслуживания, определение и преемственность всех видов и форм социального обслуживания, адресность. Через правовые нормы обеспечивается приоритет социального содействия гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, содействие социальной реабилитации и адаптации. Конституция РФ:

  • - содержит определение Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека;
  • - определяет основы общественного строя и государственного устройства, систему государственных органов управления, порядок их создания и деятельности. Детальное регулирование социальной политики в России осуществляется в федеральных законах и подзаконных актах.

Правовые документы, регулирующие вопросы социальной политики, принимаются па международном, федеральном, региональном, муниципальном, ведомственном уровнях.

Также к нормативным документам относятся указы и распоряжения Президента РФ, постановления и решения Правительства РФ, устанавливающие порядок осуществления социальной защиты и социального обслуживания.

На региональном уровне принимаются нормативно-правовые акты субъектов РФ. Эти документы обеспечивают реализацию федеральных законов на территории регионов, а также отражают специфику субъектов РФ. Они не должны противоречить федеральному законодательству, дополняют и конкретизируют его, исходя из региональных особенностей и возможностей.

На муниципальном уровне действуют нормативно-правовые документы муниципальных образований (принятые городскими, окружными, районными, сельскими, поселковыми органами власти).

На ведомственном уровне разрабатываются и реализуются решения, приказы, распоряжения непосредственно учреждений и организаций. Каждое ведомство социальной сферы выпускает собственные нормативные акты, обязательные для исполнения всеми, кто работает в соответствующей системе.

Международные правовые акты в области социальной политики

На международном уровне принимаются регламентирующие и рекомендательные документы (учредительные акты, декларации, пакты, конвенции, рекомендации и резолюции ООН, ВОЗ, МОТ, ЮНЕСКО, ЮНИСЕФ и других организаций). Среди них можно выделить Всеобщую декларацию прав человека и гражданина, которая закрепляет право каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и др.; провозглашает, что пенсии, пособия, другие виды социальной помощи должны обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума; требует от государств, ее подписавших, развивать систему социального страхования и обеспечения, обеспечивать защиту материнства и младенчества, права детей, инвалидов, умственно отсталых лиц, граждан, отбывавших наказание в местах лишения свободы и нуждающихся в социальной поддержке (27); декларирует право каждого человека на квалифицированную медицинскую помощь в государственной системе здравоохранения (ст. 25).

Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах признает право на социальную защиту: охрану и помощь семье - охрана материнства в течение периода до родов и после родов (предоставление оплачиваемого отпуска с достаточными пособиями), защита детей от экономической и социальной эксплуатации (ст. 10); на достаточный жизненный уровень - достаточное питание, одежду, жилище, непрерывное улучшение условий жизни (ст. 11); право на достижимый уровень физического и психического здоровья (ст. 12); социальное страхование.

Конвенция о правах ребенка: закрепляет социально-экономический, правовой статус ребенка; устанавливает возрастной критерий (18 лет), до достижения которого человек признается ребенком; признает за каждым ребенком право пользоваться системой социальной защиты, право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного, социального развития ребенка; право на имя, гражданство, заботу со стороны родителей, право на защиту от всех форм дискриминации; право ребенка на образование, профессиональную подготовку, медицинское обслуживание, восстановление здоровья (в случае необходимости); право на свободу мысли, совести, религии, создание ассоциаций, участие в мирных собраниях, защиту от любых посягательств на его честь и достоинство.

Европейская социальная хартия декларирует:

  • 1) комплекс прав, относящихся к трудовым отношениям - право на труд, справедливые условия труда, вознаграждение и др.;
  • 2) право на охрану здоровья;
  • 3) право на образование;
  • 4) право на защиту материнства и детства;
  • 5) право на социальную защиту - достойный образ жизни, предоставление всем членам общества равных возможностей, включая инвалидов, лиц пожилого возраста.

Европейский кодекс социального обеспечения:

  • - определяет минимальный уровень защиты, который государства должны предоставлять в связи с болезнью, безработицей, старостью, трудовым увечьем, профессиональными заболеваниями, материнством, инвалидностью и потерей кормильца, на содержание детей;
  • - раскрывает содержание традиционных форм социальной защиты населения: медицинского обслуживания, пособий но болезни, в случае трудового увечья, профессионального заболевания, семейных пособий по материнству, по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца.

Европейская конвенция о социальном обеспечении:

  • - закрепляет принципы: равенства граждан, договорившихся стран и лиц без гражданства; сохранения пособий независимо от места жительства;
  • - способствует развитию двусторонних и многосторонних соглашений между европейскими государствами.

Конвенция МОТ № 102 "О минимальных нормах социального обслуживания":

  • - определяет нормы о видах, размерах, условиях предоставления социальной защиты (медицинская помощь, пособия по болезни, пособия по безработице, пенсии по старости, пособия в случае производственного травматизма и профессионального заболевания, семейные пособия, пособия по беременности и родам, пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца);
  • - рекомендует установить размеры предоставляемых выплат на уровне не ниже определенных норм (например, минимальный размер пенсии по старости должен составлять не менее 40% его предшествующего заработка).

Конвенция МОТ № 103 "Об охране материнства" требует от государств, ее принявших, установить продолжительность отпуска по беременности и родам не менее 12 недель. Размер денежного пособия по беременности и родам (ст. 4) не должен быть ниже 2/3 предшествующего заработка женщины3 (в России Федеральным законом от 19 мая 1995 г. гарантируется предоставление пособия по беременности и родам в размере 100% среднего заработка работающей женщины).

Конвенция МОТ № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца" 1967 г. рекомендует установить минимальный размер пенсии по старости и по случаю потери кормильца на уровне 45% заработка, а пенсии по инвалидности - 50% заработка.

Конвенция МОТ№ 162 "О пожилых трудящихся" (1980) рекомендует предоставлять безработным предпенсионного возраста пособие по безработице при невозможности трудоустройства, выход на пенсию осуществлять по возможности с использованием гибкого пенсионного возраста и с предоставлением досрочной пенсии (ст. 32 российского Федерального закона "О занятости населения" предусматривает право на полную пенсию по старости людям (при наличии стажа работы), если причиной их увольнения стало сокращение численности или штата организации, не ранее чем за два года до выхода на пенсию).

Конвенция МОТ № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения" (1982), которая направлена на: сохранение прав на социальное обеспечение граждан государств, заключивших международный договор, а также беженцев и лиц без гражданства; признание прав на различные виды социального обслуживания; сохранение страховых взносов (согласно Соглашению от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения" учитывается стаж граждан, приобретенный ими в любом из государств Содружества, если они переехали в другую страну СНГ).

Конвенция МОТ от 20 июня 1983 г. № 159 "О профессиональной реабилитации и занятости инвалидов" направлена на реализацию социальной политики в отношении инвалидов, создание специальных служб по вопросам профессиональной ориентации, профессионального обучения, трудоустройства, занятости инвалидов.

Ключевые слова: модельный закон, механизм правового регулирования, нормативно-правовая база, правовая основа, правовое государство, правовой акт, правовой механизм, социальное государство, социальный кодекс.

Функционирование правового государства самым тесным образом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это прежде всего право на участие в реализации власти, право на свободу слова, право на частную жизнь и т.п. В пункте 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и права на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам. К числу социально-экономических и культурных прав относятся право на труд, на справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены; право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и оплачиваемый периодический отпуск; право на социальное обеспечение, включая социальное страхование; право на участие в культурной жизни; право на использование достижений культуры» . Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получила в Конституции РФ, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оплаты труда, пенсионного обеспечения, образования и т.д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социального государства составляют не только российская законодательная база, но и соответствующие международные документы, например Европейская социальная хартия (пересмотренная), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Модельный закон, принятый Межпарламентским комитетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и др.

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя систему правил, а также контроль за их соблюдением. В условиях структурного кризиса общества (т.е. когда кризис привел к нарушению экономической, социальной, политической, культурной, правовой и др. систем) ни разработка законов, ни контроль за их выполнением не могут быть на должном уровне, поскольку законодатели в значительной степени политизированы, а исполнители чрезвычайно коррумпированы.

Федеральные законы в России принимаются Государственной Думой и Советом Федерации. Они должны действовать (на практике это не всегда так) на всей российской территории и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уровне, т.е. последние не могут отменять и корректировать федеральные законы. Именно поэтому они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Федерации и с учетом федеральных налоговых, лицензионных, таможенных, социально-трудовых и других норм.

На практике высказывание первого российского президента Б.Н. Ельцина «берите себе столько власти, сколько сможете проглотить» некоторыми регионами было воспринято как призыв к действию, и было начато внедрение в ряде регионов «своих» законов, противоречащих Конституции РФ и другим законам Российской Федерации. В результате стало нарушаться единое экономическое пространство, являющееся по сути основным условием, позволяющим осуществлять государственное регулирование рыночной экономики. Нарушение единого правового пространства может привести к разрушению единого экономического пространства и в конечном итоге к развалу всего государства.

Правовая основа регулирования рыночных реформ в государстве, нацеленная на решение социальных проблем, с помощью определенных юридических средств и экономических мер призвана создать простор и поддержку для инициативной самостоятельной экономической деятельности граждан (физических лиц), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, производственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов, общественных объединений, фондов, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.). Подобная правовая основа может предупредить сбои в развитии реформ, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Правовая основа охватывает нормативно-правовую базу экономических реформ, весь правовой механизм реализации юридических норм, регулирующих экономическую деятельность. Подготовка и издание новых нормативных актов включает четыре основных блока нормативно-правовых актов. Первый определяет внутреннее отношение в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирование хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организацию труда в коммерческих и некоммерческих организациях. Второй блок регулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъектами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления - с другой, в том числе с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с выборными и иными органами местного самоуправления. Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банками, учреждениями по валютному регулированию и контролю. Четвертый блок регулирует отношение хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности: поставщиками, покупателями, перевозчиками, страховщиками и др.

В регулирование экономических отношений, обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательства - государственное, административное, финансово-налоговое, уголовное право и иные отрасли. Гражданское законодательство регулирует отношения рыночного, предпринимательского характера.

В ряде государств - членов СНГ, Евразийского экономического сообщества, Союзного государства Беларуси и России - сделаны первые шаги на пути создания правовых основ социальных государств и проведения ими социальной политики, направленной на обеспечение достойной жизни граждан. Важнейшим шагом в этом явилось принятие в 2001 г. Межпарламентским комитетом Евразийского экономического сообщества двух модельных законов: «Об основах социальной политики» и «О государственных социальных стандартах». Они создают методологическую основу для единого подхода стран в части выбора направлений социальной политики, определения перечня социальных стандартов для всего Сообщества.

Резюмируя, следует отметить, что работа по формированию правовых основ и механизмов социального государства, воспитания культуры социального общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс российских граждан.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Из чего складывается правовая основа социального государства?
  • 2. Назовите основные условия формирования правового социального государства.
  • 3. Что включает в себя механизм правового регулирования в социальном государстве?
  • 4. Что означает единое правовое пространство социального государства?
  • 5. Охарактеризуйте основные нормативные блоки нормативно-правовых актов.
  • 5о Цит. по: Социальное государство: мировой опыт и реалии. М., 2001. С. 33-34.

Функционирование правового государства самым тесным об­разом связано с утверждением гражданских и политических прав. Это, прежде всего право на участие в реализации власти, право на свободу слова, на частную жизнь и т.п. В п. 1 ст. 25 Всеобщей декларации прав человека говорится: «Каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилите, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, ко­торый необходим для поддержания здоровья и благополучия его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработи­цы, болезни» инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам, К числу социально-экономических и культурных прав относятся право на труд, на справедливую зар­плату и равное вознаграждение за труд равной ценности; условия работы, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, право на отдых, досуг, разумное ограничение рабочего времени и опла­чиваемый периодический отпуск; право на социальное обеспече­ние, включая социальное страхование; право на участие в куль­турной жизни; право на использование достижений культуры. Этот и другие международные правовые документы составляют основу социальной государственности и в самом общем виде обя­зывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт.

Правовая основа социального государства есть совокупность внутригосударственных и международно-правовых актов, провоз­глашающих и гарантирующих социально-экономические права личности. В социальном государстве нормативно-правовые акты закрепляют определенные социальные стандарты, соблюдение которых составляет конституционную обязанность государства. Наиболее полно свое выражение правовая основа социального государства получает в Конституция Российской Федерации, соответствующих кодексах, законах и подзаконных актах, которые устанавливают минимальные социальные критерии в области оп­латы труда, пенсионного обеспечении, обратившим и т.д.

Современное социальное государство одновременно является также и правовым государством, поскольку провозглашение прав и свобод, в том числе и в социальной сфере, нуждается в их реальном экономическом наполнении. Правовую основу социаль­ного государства составляют не только российская законодатель­ная база, но и соответствующие международные документы, на­пример, пересмотренная Европейская социальная хартия, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Модельный закон, принятый Межпарламентским коми­тетом Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызс­кой Республики, Российской Федерации и Республики Таджи­кистан и др.

2. Механизм правового регулирования в социальном государстве

Механизм правового регулирования в социальном государстве включает в себя определение так называемых «правил игры», а также контроля за их соблюдением.

Федеральные законы принимаются Государственной думой и Советом Федерации. Они должны действовать (на практике это не всегда так) на всей территории Российской Федерации и иметь верховенство над законами, принятыми на региональном уров­не. Они должны разрабатываться в строгом соответствии с Основным и другими законами Российской Фе­дерации.

Правовые основы регулирования рыночных реформ в государ­стве, нацеленных на решение социальных проблем, призваны:

создать с помощью целенаправленных юридических средств и экономических мер простор и поддержку для инициативной са­мостоятельной экономической деятельности граждан (физических лип), коммерческих (хозяйственных товариществ и обществ, .про­изводственных коллективов, государственных и муниципальных предприятий) и некоммерческих организаций (потребительских кооперативов» общественных объединений, фондов, некоммерчес­ких партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.),

предупредить, ограничить, устранить все, что препятствует экономическому и социальному прогрессу.

Подготовка и издание новых нормативных актов включает четы­ре основных блока нормативно-правовых актов. Первый блок оп­ределяет внутренние отношения в конкретной экономической структуре: порядок учреждения, конституирован не хозяйствующего субъекта, управление, самоуправление и организация труда в коммерческих и некоммерческих организациях. Второй блок ре­гулирует отношение по вертикали: между хозяйствующими субъек­тами, с одной стороны, и органами государственной власти и местного самоуправления - с другой. Третий блок опосредует соотношение хозяйствующих субъектов с банка­ми, учреждениями по валютному регулированию и контролю. Четвертый блок регулирует отношение хозяйствующих субъектов с партнерами по экономической деятельности.

В регулирование экономических отношений, обеспечение экономических реформ включены все отрасли законодательств - го­сударственное, административное, финансово-налоговое, уголов­ное, гражданское и иные.

В целом же работа по формированию правовых основ и меха­низмов социального государства, воспитания культуры социаль­ного общежития граждан требует комплексного подхода всех ветвей власти, общественных и научных организаций, включения в эту деятельность широких масс граждан России.

Лекция №6. Социальное партнерство и социальный аудит

1. Социальное партнерство в социальном государстве

2. Российская модель системы социального партнерства

3.Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально- -трудовых отношений (ВТК)

Ключевые слова: Международная организаций труда, Рос­сийская модель социального партнерства, Российская трех­сторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, Система социального партнерства, Социальное партнерство, Трипартизм.

1. Формирование правовой основы социального государства в современной России: состояние и перспективы

Правовой основой социального государства является совокупность внутригосударственных и международных правовых актов, провозглашающих и гарантирующих социально экономические права личности. Важнейшими документами признаются: Всеобщая декларация прав человека (1948); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Европейская социальная хартия…Они закрепляют социальные стандарты, обязывают государство обеспечивать приемлемый социальный жизненный стандарт, хотя есть и ограничения. В социального государстве, нормативно правовые акты закрепляют социальные стандарты, их соблюдение - конституционная обязанность государства. Этот момент нашёл отражение в Конституции, в законах и подзаконных актах РФ. Россия подписала все вышеназванные документы о правах человека. Конституция РФ 1993 определили механизм выработки федеральных законов, которая утверждается Госдумой, советом Федерации и Президентом. Федеральные законы действуют на территории всей страны, региональные законы не могут их отменять и даже им противоречить, но они имеют право на преломление федеральных законов в соответствии с региональными особенностями. В РФ созданы правовые основы регулирования рыночных реформ нацеленных на решение социальных проблем (тендерная продажа государственной собственности, т.е. пример регулирования рыночных реформ), создана нормативно правовая база реализации законов, регулирующих экономическую деятельность.

Отношения между хозяйствующими субъектами, органами государственной власти и местного самоуправления; Отношения хозяйствующих субъектов с банками, партнёрами по экономической деятельности, с учреждениями по контролю и валютному регулированию. Если федеральных законов нет, то самоуправление имеет право само регулировать эти отношения. Региональная социальная политика, как правило, представляет комплекс мер по реализации федеральных законов. Они у нас сформулированы в виде концепции приоритетных направлений (доступное комфортное жильё гражданам России 2009-1012).

Органы федерального, регионального и муниципального управления реализовывают ещё ряд направлений. Федеральный закон «об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» (2003). Федеральный закон «о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» 2006. Социальное законодательство стало заметно меняться в связи с тем, что оформилась рыночная многоукладная экономика, стабилизировался потребительский рынок, ликвидирован товарный дефицит, сложилась новая социальная структура. Однако, наметились и существенные различия между регионами в вопросах социального и эконмического развития, и уровня жизни. В нескольких регионах сохраняется дефицитность бюджета. По мнению ряда аналитиков, вопросы выравнивания уровня жизни на себя должно взять государство. Направления:

· цели и задачи государственной социальной политики;

· нормы поведение государственных органов по отношению к социальным проблемам граждан;

· необходимость создать механизм обеспечения социальных гарантий.

Целью региональной политики стало создание условий ликвидации неравенства и социальных конфликтов. Формирование региональной социальной политики - новое явление в России. Именно на этом уровне реализуются приоритеты и национальные проекты в сфере образования, здоровья и жилищного строительства (2009-2012). В 2010-2011 принимается документ по подъёму аграрного хозяйства России. Что было вызвано снижением сельхоз производства в мире и стало заметна зависимость России от продовольственного импорта.

Таким образом, после принятия концепции социального государства в России сделан значительный шаг по формированию правовой и нормативной основы рыночного социального государства, но нормативная база не отвечает уровню социального государства, т.к. невелика роль социальности в политике.

2. Социальное партнёрство как метод регулирования социального трудовых отношений

Возникновение и развитие социальных государств в Европе, большую роль сыграли профсоюзы. В России профсоюзы есть, и они проявили себя в период кризиса, при спаде производства на 50% , процент безработных составлял 6-8% благодаря деятельности профсоюзов. Профсоюзы добились принятия федерального закона «о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который дал возможность влиять на государственную социальную политику, это право подтверждено в трудовом кодексе РФ. По закону система оплаты труда устанавливается работодателями по согласованию с профсоюзами. Профсоюзы могут предлагать законы и иные нормативные акты, касающиеся социально трудовой сферы. Профсоюзы используют своё право на содействие занятости населения. Социальное государство характеризуется развитием социального партнёрства. Социальное партнёрство - сотрудничество и взаимодействие нескольких сторон социально трудовых и социально экономических отношений. В разных обществах партнёрство определяется либо трёх сторонним взаимодействием (работодатель, хозяин капитала, трудовой коллектив - держатели акций), либо четырёх сторонние отношения в которые включается профсоюз. Но есть ещё и 5ти сторонние взаимодействия, куда включаются в некоторых странах - экологическое движение, в других - женское движение. Система взаимодействия определятся национальными, культурными и конкретными формами социальных отношений. Существуют классификации моделей социального партнёрства:

Модель 1 критерий:

Степень и форма участия работника в управлении предприятия, по этому критерию социальное партнерство делится:

1. представительская - работники участвуют в управлении на принципах избранных представителей, их избирают советы директоров в наблюдательные советы за работой предприятия. Они равны в своих правах с менеджерами по поводу любого крупного изменения в компании. Такая модель существует во Франции, Испании. Греции, Люксембург, Ирландия.

2. прямая представительская демократия - участие в управлении осуществляется через общественные организации и профсоюзы. На предприятиях заключаются коллективные договоры, предусматривается трудовой арбитраж и посредничество. Государство не вмешивается в коллективный договор на стадии его формирования, но обязано вмешаться при наличии большого конфликта (Канада, Япония, Франция).

3. Плюралистическая - характеризуется опосредованным участием работников в управлении. Коллективные переговоры ведутся только на уровне предприятий. Национальная ассоциация производителей и торговая палата США, рекомендует предпринимателям основные направления. Коллективный трудовой конфликт рассматривается федеральной службой посредничества.

Основой появления и развития социального партнёрства было создание в 1919 году международной организации труда (МОТ). Социальное партнерство особенно активно стало развиваться после второй мировой войны, т.к. по сути, становится методом борьбы с противостоянием, способом согласования интересов различных социальных групп. Все современные модели социального государства построены по принципу социального партнерства. Теоритической исходной точкой стала теория Кейнса о том, что государство выступает посредником между социальными группами с целью их взаимодействия гармоничного типа.

Социальный капитал есть человеческий потенциал, который формирует поведение людей, устраняющий конфликты и диспропорции в обществе.

В России система социального партнерства начала формироваться в ходе кризиса 90гг. Законодательным источником для оформления социального партнерства стали:

· Указ президента РФ о социальном партнерстве и разрешении трудовых споров.

· О коллективных договорах и соглашениях

· О профсоюзах

· О порядке разрешения коллективных трудовых споров…

Принципы социального партнерства:

1. равноправие сторон

2. уважение и учет интересов сторон (компромисс)

3. содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе

4. добровольность принятия на себя обязательств

5. реальность обязательств

6. контроль за соблюдением договоров (взаимный)

7. ответственность сторон за невыполнение

Социальное партнерство осуществляется на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом, территориальном, локальном уровнях.

Практика социального партнерства осуществляется в формах:

1. коллективные переговоры и заключение договоров

2. взаимные консультации по вопросам регулирования трудовых отношений

3. участие работников в управлении организацией и разделении трудовых споров

Законодательно в социальном партнерстве могут участвовать:

1. профсоюзы

2. представители, избираемые работниками

3. представители государственных органов

4. работодатель или его представитель

В системе социального партнерства важную роль играют комиссии по регулированию социально трудовых отношений, в которые входят представители всех партнеров.

В системе социального партнерства действует трех сторонние комиссии, которые имеют право участвовать в формировании и реализации государственной политики в сфере труда.

Трех сторонняя комиссия действует на основе закона РФ, который называется: «о российской трехсторонней комиссии по регулированию социально трудовых отношений» 1999г

Таким образом, российская трех стороння комиссия (РТК) стала важным инструментом в реализации принципов социального партнерства и социального государства в целом.

3. Социальный аудит

Концепция социального аудита зародилась в 40 гг. 20 века, ее авторы:

Частный бизнес получал результаты обследования и согласился с выводами ученых:

1. положительный социальный имидж предприятия повышает его конкурентоспособность.

2. отрицательный имидж приводит к конфликтам и к давлению общества на бизнес.

В 1977 г в США конгресс принял закон «о реинвестициях в местном сообществе».

1. вкладывать деньги в социальную инфраструктуру

2. заниматься благотворительностью

3. а во Франции обязывали предприятия предоставлять ежегодный социальный отчет.

На законодательном уровне социальный отчет требуется в Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, Франции, Великобритании.

В 2001г европейская комиссия приняла «зеленую книгу о корпоративной социальной ответственности».

Принятие данной конвенции увеличила социальную отчетность и привело к необходимости принятия международных стандартов по отчетности.

Принятие стандартов дало возможность частному бизнесу получить оценку экологических и социальных программ корпораций. Социальный аудит из института возможного контроля превращается в инструмент регулирования социальных отношений и позволяет достигнуть консенсуса между бизнесом и социальным капиталом.

В началу 21 века социальный аудит проводили у себя более 40% крупнейших американских компаний, а в Европе ~70%. Социальный аудит институализируется (организация, учреждения, школа): законы, стандарты, готовятся специалисты, появляются агентства, бюро и институты.

Социальный аудит - анализ эффективности социальных программ компании и проверка их соответствия, выбранным стандартам; способ нахождения баланса между индивидуальными групповыми и корпоративными интересами: между экономическими и социальными функциями предприятия.

После распада СССР в основу государственной политики России были положены неолиберальные идеи. Россия избрала курс «шоковой терапии», чем сняла с себя всякую социальную ответственность за последствия реформ. Но в 1993г Конституция провозглашает социальное государство с его принципами.

Россия, как государство социальное берет на себя ответственность за общество и каждого гражданина, но в частном бизнесе господствует идеология олигархии (власть немногих богатств). Социальная ответственность они сводили только в уплате налогов. И только с принятия законов о социальном партнерстве, компании вынуждены были сотрудничать и участвовать в социальном аудите.

В России время между периодом появления социального партнерства и социального аудита было небольшим. Они развивались параллельно, поэтому российский социальный аудит имеет сове своеобразие :

1. быстрая интеграция в систему социального партнерства.

2. Все три стороны социального партнерства заинтересованы в социальном аудите.

3. На развитие социального аудита оказывает влияние цивилизационные элементы (западные стандарты), исторические элементы (низкий доход населения), национальный менталитет, социальная безответственность буржуазии.

10% богатых - чуть более 30% денежных доходов населения, а доля 10% бедных - 2% денежных доходов населения.

Поэтому социальный приоритет РФ - решение проблемы богатых и бедных. Модель социального аудита в России опирается на теорию социоэкономики и концепцию социального партнерства. По разным причинам частных бизнес, профсоюзы и власть не в полной мере понимает значение социального аудита, что поддерживает сложившиеся негативные стереотипы друг о друге.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...