Высказывания про формы государственного устройства стран мира. Государственное устройство. Добровольные и насильственные международно-государственные объединения

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО) УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. УНИТАРНЫЕ И ФЕДЕРАТИВНЫЕ ГОСУДАРСТВА. АВТОНОМИИ

"Форма государственного устройства представляет собой внутреннюю структуру государства, включающую в себя систему и характер взаимосвязей центра и составляющих государственное целое отдельные его частей" (1. страница 205)

Форма государственного устройства даёт ответы на вопросы о том, как организована территория государства, из каких частей оно состоит, каково их правовое положение, на каких принципах строятся взаимоотношения центра и мест.

Форма государственного устройства - это взаимоотношения между центральной властью и территориальными составными частями.

Государство как политическая организация, как властная система, может быть устроено по-разному. Над тем, как наилучшим образом построить государство, люди бьются с момента его зарождения. Так как от этого зависят их жизнь и благосостояние. Такие явления, как революции, гражданские войны, напрямую связаны со стремлением людей изменить устройство государства и общества.

Форма государственного устройства показывает:

  • а) из каких субъектов состоит государства;
  • б) каково правовое положение субъектов, и какие взаимоотношения между ними;
  • в) как строятся отношения между центральными и местными органами власти;
  • г) в какой государственной форме выражаются интересы каждой нации, проживающей на этой территории.

При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная (также существует - конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми). Главное различие между обеими формами заключается в том, что при унитарной форме территория государства состоит из политико-административных или административных единиц, тогда как при федеративной форме высшие территориальные единицы представляют собой государство подобные образования или даже государства - субъекты федерации.

«Унитарное государство - (унитаре - франц. единое) это единое централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, областей, краев) и не имеющее в своем других государств и государственных образований» (5. Стр 96)

Унитарное государство обычно называют простым государством, так как оно имеет одну конституцию, одно законодательство, одно гражданство, единую систему органов государственной власти и управления, одну судебную систему, единый бюджет и налоговую систему и т.д. Унитарные государства состоят из политико-административных или административных территориальных единиц, статус которых регулируется главным образом актами текущего законодательства центральной власти. Унитарное государство может быть как многонациональным, так и однонациональным.

Большинство всех ныне существующих государств являются унитарными, потому что эта форма государственного устройства хорошо управляема и твердо обеспечивает государственное единство.

Признаки унитарного государства:

  • - имеет целостную территорию
  • - территория унитарного государства делится на административные единицы, которые не имеют собственной государственности.
  • - отмечается также такой признак унитарного государства, как единое гражданство.

В зависимости от вида контроля различают унитарные государства:

  • - централизованные (как правило, государства, занимающие небольшую территорию: Норвегия, Дания). Принято считать государство централизованным, если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, которым подчинены местные органы самоуправления.
  • - децентрализованные (большая территория: Франция, Испания, Великобритания) В децентрализованных унитарных государствах местные органы государственной власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью в решении вопросов местной жизни.

«Федеративное государство - (с лат. - союз, объединение) сложное союзное государство, части которого (республики, штаты) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. (7.стр 188)

Федерацию отличают следующие особенности :

  • - она состоит из различных государственных образований (штаты, кантоны)
  • - в ней существует две системы высших органов гос. власти: федеральные органы и органы членов федерации
  • - территория федерации состоит из территорий образующих ее субъектов
  • - наличие в субъектах своей конституции, системы законодательства, гражданства
  • - наличие двухпалатного федерального парламента
  • - федерации строятся по территориальному, национальному и смешанному признакам.

Национальная федерация имеет место в многонациональном государстве. (Индия, Бельгия, Нигерия, Пакистан) При формировании территориальных федераций используется территориальный географический признак (США, Австралия, ФРГ, Аргентина, Венесуэла, Бразилия, Мексика). В смешанных федерациях формирование идёт по обоим признакам (например Россия). Способы формирования федерации в значительной мере определяют характер, содержание, структуру государственного устройства.

Автономия - это особый статус территории в государстве (или сама территориальная единица с соответствующим статусом), которая предусматривает возможность самостоятельно решать свои проблемы, которые касаются местных вопросов. Точное значение этого понятия-самоуправление.

Среди трех основных видов форму государственного устройства стоит выделить автономию, как отдельное государственное образование.

Слово “автономия ” (греч. - свой закон) обозначает самостоятельность, самоуправление. В современном понимании автономия -- это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азорские острова в Португалии). В зависимости от объема полномочий существуют две формы территориальной автономии: административная (местная) и политическая (законодательная).

В законодательной автономии ее органы имеют право издания местных законов по строго определенным вопросам, точно зафиксированным в конституции либо иных законах государства. Автономия такого рода существует, например, в Финляндии (Аландские острова, населенные преимущественно шведами).

Административная же автономия не обладает правом издавать собственные местные законы, а может издавать только постановления и иные нормативные акты), однако по сравнению с обычными административно-территориальными единицами наделена некоторыми дополнительными пра­вами (например, в Китае такие автономии могут участвовать во внешнеэкономических отношениях с другими государствами). В некоторых странах, где национальности проживают не компактно, а разрозненно, создана нацио­нально-культурная автономия. Такая автономия носит экстерриториальный характер. Представители определенной национальности этой автономии создают свои выборные органы, иногда посылают своего представителя в парламент, имеют собственное представительство при правительстве государства. С ними консультируются при решении вопросов, касающихся языка, быта и культуры.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определенные взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.

Форма государственного устройства обуславливает:

Внутреннюю структуру государства;

Правовое положение частей государства;

Интересы каждой нации, проживающей на территории государств;

Объем и качество прав и свобод граждан (подданных);

Стабильность государства, его правильное функционирование.

С помощью данного понятия определяется соотношение власти в центре и на местах.

С точки зрения государственного устройства государства подразделяют на унитарные и федеративные .

Унитарное государство - это цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Признаки унитарного государства:

1. Единая система государственного аппарата на территории страны, распространяющего свою юрисдикцию в отношении всех территориальных единиц.

2. Административно-территориальные единицы имеют обычно равный юридический статус по отношению к центральным органам. Местные органы обладают известной самостоятельностью. По степени их зависимости от центральных органов унитарное государственное устройство может быть централизованным и децентрализованным . Если во главе местных органов государственной власти стоят назначенные из центра чиновники, то государство централизованное (Финляндия, Чехия - местное самоуправление возглавляется губернатором, назначаемым президентом). В децентрализованном унитарном государстве местные органы избираются населением (Испания). Смешанные системы характеризуются признаками централизации и децентрализации (Франция).

3. Единое гражданство

4. Складывается единая система права, основа которой - единственная Конституция.

5. Единая судебная система.

6. Одноканальная система налогов, когда налоги вначале поступают в центр, а оттуда распределяются в регионы.

7. Межгосударственные сношения осуществляют центральные органы.

8. Единые вооруженные силы

Унитарное государство, на территории которого проживают небольшие по численности национальности, допускает национальную автономию. В Великобритании созданы автономные образования Шотландия, Северная Ирландия (Ольстер), Уэльс, данные автономии имеют собственное законодательство, свою систему судебной власти, местное самоуправление и церковь. Кроме этого, автономии могут быть административными, которые построены сугубо на началах самоуправления (автономии в рамках унитарного Китая) и политическими, имеющими небольшие признаки государства (Палестинская автономия в рамках Израиля).


В Испании все высшие админстративно-территориальные единицы являются автономиями, что дает основание выделить отдельный вид унитарного государства - региональное государство.

При всех прочих признаках, унитарное государство предпочтительнее федеративного, поскольку нет барьеров для экономического развития, развита система местного самоуправления, в основном эти государства мононациональные, и т.к. они сплочены единой националистической идеей, то нет угрозы распада или полураспада. На территории унитарного государства могут быть и национальные автономии (Швеция и Аланские острова, Украина и автономная республика Крым, КНР тоже унитарное государство, хотя в ней много национальных образований).

Федеративное государство - это союзное государство, части которого обладают определенным государственным суверенитетом при сохранении целостности государства. Таких государств примерно 1/3 в мире.

Признаки федеративного государства:

Административно-территориальное устройство федераций может строиться по географическому, экономическому, национальному и политическому признакам.

Экономический принцип учитывает естественно-географические и производственные особенности страны, размер ее территории, численность и плотность населения, его тяготение к определенным экономическим центрам, направление и характер путей сообщения, размещение производительных сил и т.п.

Политический принцип предполагает так установить административно-территориальное деление страны, чтобы приблизить органы власти и управления к населению, создать систему местного самоуправления.

Принято различать национальные , территориальные и национально-территориальные федерации.

Национальные федерации (Чехия, СССР) наряду с общими признаками федерации имеют свою специфику:

а) субъекты федерации являются национальные и национально-государственные образования, отличающиеся национальным составом, культурой, бытом, религией населения;

б) национальные образования, по сути, обладают признаками государственного суверенитета: имеют парламент, самостоятельную исполнительную власть, независимую судебную систему;

в) высшие представительные органы формируются из представителей субъектов федерации, что отражает интересы всех наций и народностей, входящих в ее состав. Центральная власть призвана координировать общефедеральные интересы;

г) правовое положение субъектов, которое связано с правом наций на самоопределение.

Территориальная федерация (США, Бразилия) характеризуется значительным ограничением суверенитета субъектов федерации:

а) субъекты федерации не являются государствами, т.к. их деятельность зависит от властных полномочий общефедеральных органов. Разграничение компетенции между центром и субъектом федерации определяется конституционными нормами. Они устанавливают перечень вопросов, по которым только общефедеральные органы могут издавать нормативно-правовые акты. Все остальные вопросы находятся в ведении субъектов федерации.

б) субъекты территориальной федерации лишены права прямого представительства в международных отношениях;

в) управление вооруженными силами осуществляется федеральными властями, субъекты федерации не имеют в мирное время создавать профессиональные вооруженные формирования.

Национально-территориальная федерация - часть субъектов таких федераций создается по территориальному принципу. В Индии 28 штатов, которые созданы по территориальному принципу, и восемь союзных территорий, созданных по национальному принципу. В Канаде все субъекты созданы по территориальному принципу, а один (Квебек) создан по национальному принципу. К таким странам относятся также Нигерия и Коморские острова.

В настоящее время практически нет ни одной национально-территориальной федерации, где была бы стабильность, и отсутствовали националистические движения. Многие авторы придерживаются точки зрения, что если не ликвидировать право наций на самоопределение, за четверть века появится 3000 государств, начнется война всех против всех, народы пожрут друг друга в совершенно бессмысленной борьбе, поэтому единственным принципом должно быть единство территориальное и единство власти. Это союзное государство, и оно объединяет в своем составе субъекты федерации. Территория федерации состоит их территорий ее субъектов, которые, не являясь государствами в полном смысле, обладают определенной самостоятельностью.

8. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру.

9. В федеративных государствах действует как федеральная Конституция, так и конституции субъектов федерации.

10. Действует двойная система права: федеральная и субъектов федерации.

11. Гражданин субъекта федерации является одновременно и гражданином федерации в целом.

12. Двуканальная система налогов.

13. Разграничение компетенции между федерацией и ее субъектами закреплено в конституции на основе исключительной компетенции федерации, совместной компетенции и исключительных полномочий субъектов федерации.

14. Национальность определяется только по принципу гражданства, поэтому в США есть одна национальность - американцы, в некоторых федерациях каждый гражданин вправе самостоятельно определять свою национальность (Россия).

15. В классической федерации суверенитетом обладает только федерация в целом. Единство государственной власти означает, что она принадлежит одному субъекту власти, только народу.

16. Ни в одной федерации мира не предусмотрено право сецессии (возможность выхода субъекта федерации из состава союза).

Добровольные и насильственные международно-государственные объединения

Вступая в отношения с другими государствами, субъекты международного права поступаются собственным суверенитетом ради достижения общих для этих государств целей. Различают добровольные и насильственные международные объединения.

К добровольным формам объединения государств относятся:

Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. В них устанавливаются политико-административные органы, власть которых признается государствами-членами. Но субъекты конфедерации - полностью суверенные государства.

Конфедерация не обладает суверенитетом, ибо отсутствуют общий для объединившихся субъектов центральный государственный аппарат и единая система законодательства. В ее рамках могут создаваться союзные органы, но лишь по тем проблемам, ради решения которых они объединились, и только координирующего свойства. Исполнительные органы носят коллегиальный характер. Нормы права становятся обязательными, если они публикуются каждым государством, входящим в состав конфедерации. Вооруженные силы принадлежат каждому из государств, хотя формально могут находиться под общим командованием. Международная политика проводится совместно.

Конфедерация представляет собой непрочное государственное образование и существует сравнительно недолго; она либо распадается (как это произошло с Сенегамбией — объединением Сенегала и Гамбии в 1982-1989 гг.), либо преобразуется в федеративное государство (как это, например, произошло со Швейцарией, которая из конфедерации Швейцарский союз (1815-1848) трансформировалась в федерацию.

Содружество - объединение государств, характеризующих определенной однородностью, которая обусловлена:

· Интеграцией хозяйственных связей (страны Содружества Независимых Государств (СНГ).

· Языковым единством (Британское Содружество Наций).

· Общностью правовой системы, культуры, религии (Лига арабских стран).

Основой содружества могут быть межгосударственные договоры, декларации и др. Надгосударственные органы содружества создаются для координации действий государств-участников. Правотворческая деятельность содружества осуществляется в форме нормативных актов, например, модельный Уголовный кодекс стран СНГ.

Сообщество - объединение государств для решения вопросов, от которых зависят жизнеспособность государства и его статус в мировом сообществе. В Европейском сообществе целью является выравнивание экономического и научно-технического потенциала государств, входящих в него. А для этого упрощены таможенные и визовые барьеры вплоть до их отмены, даже введена единая валюта - евро. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устанавливается членами сообщества.

Ассоциация - объединение государств по глобальным мировым проблемам (сохранение мира, охрана окружающих среды, рациональное использование природных ресурсов и др.) Действующая Ассоциация стран тихоокеанского региона (АСЕАН : Таиланд, Малайзия, Сингапур и др.) направлена на поддержание мира и порядка в регионе.

Союзы - объединения государств, в основе которых лежат исторические корни, экономическая целесообразность, геополитические факторы и др. В союзы государства объединяются иногда вынужденно, так как в одиночку им труднее вынести давление, которые они испытывают (Балтийский союз, Союз РФ и Республики Беларусь и др.).

Кроме названных форм государственного устройства в истории имели место и некоторые другие специфические формы насильственного объединения государств — империи, протектораты и прочее. Так, империями являются государственные образования, отличительные особенности которых — обширная территориальная основа, сильная централизованная власть, асимметричные отношения господства и подчинения между центром и периферией, разнородный этнический и культурный состав населения. Империи (например, Римская, Британская, Российская) существовали в различные исторические эпохи.

Протекторат — формальная опека слабого государства более сильным, что, как правило, ведет к потере суверенитета первого и может сопровождаться его оккупацией. Так, Великобритания оккупировала Египет в 1882 г., а в 1914 г. установила над ним протекторат.

Неразрывно связаны. Изучение государства и права следует начинать с происхождения государства. Возникновению государства предшествовал первобытно-общинный строй, при котором основой производственных отношений была общественная собственность на средства производства. Переход от самоуправления первобытного общества к государственному управлению длился столетиями; в различных исторических регионах распад первобытно-общинного строя и появление государства происходили по-разному в зависимости от исторических условий.

Первые государства были рабовладельческими. Вместе с государством возникло и право как выражение воли господствующего класса.

Известно несколько исторических типов государства и права — рабовладельческий, феодальный, буржуазный. Государство одного и того же типа может иметь разные формы устройства, правления, политического режима.

Форма государства указывает, как организованы государство и право, как они функционируют, и включает следующие элементы:

  • форма правления — определяет кому принадлежит власть;
  • форма государственного устройства — определяет соотношения государства в целом и его отдельных частей;
  • политический режим — совокупность методов и способов осуществления в стране государственной власти и управления.

Форма государственного правления

Под формой правления понимается организация высших органов государственной власти (порядок их образования, взаимоотношений, степень участия народных масс в их формировании и деятельности). При одном и том же типе государства могут быть разнообразные формы правления.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу (монарху) и передаётся по наследству;

Республика — при которой источник власти — народное большинство; высшие органы власти избираются гражданами на определенный срок.

Монархия может быть:

  • абсолютная (всевластие главы государства);
  • конституционная (полномочия монарха ограничены конституцией).

Республика может быть:

  • парламентская (президент — глава государства; правительство ответственно только перед парламентом);
  • президентская (президент — глава государства; правительство ответственно перед президентом);

Президентская республика характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальным отличительным признаком президентской республики является отсутствие должности премьер- министра, а также жесткое разделение властей.

Особенностями президентской республики являются: внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства; отсутствие парламентской ответственности, т. е. возможности роспуска парламента президентом.

В парламентарной республике провозглашается принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет политическую ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком парламентарной республики является наличие должности премьер-министра.

Во второй половине XX в. появились смешанные формы правления, сочетающие в себе черты президентской и парламентарной республик.

Формы государственного устройства

Государственное устройство — это внутренняя национально-территориальная организация государственной власти, деление территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями.

Форма государственного устройства — это элемент формы государства, который характеризует территориальную организацию государственной власти.

По форме государственного устройства государства делят на:

  • Унитарные
  • Федеративные
  • Конфедерации

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты).

Унитарное государство

Унитарные государства — это единые государства, состоящие лишь из административно-территориальных единиц (областей, провинций, губерний и т. д.). К унитарным государствам относятся: Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция.

Признаки унитарного государства:

  • существование одноуровневой системы законодательства;
  • подразделение на административно-территориальные единицы (АТЕ);
  • существование только одного гражданства;

С точки зрения территориальной организации государственной власти, а также характера взаимодействия центральных и местных органов все унитарные государства можно разделить на два вида:

Централизованные унитарные государства — отличаются отсутствием автономных образований, то есть АТЕ имеют одинаковый правовой статус.

Децентрализованные унитарные государства — имеют в своём составе автономные образования, правовой статус которых отличается от правового статуса других АТЕ.

В настоящее время четко обозначилась тенденция к росту числа автономных образований и к увеличению многообразия форм автономии. Это отражает процесс демократизации в организации и осуществлении государственной власти.

Федеративное государство

Федеративные государства — это союзные государства, складывающиеся из ряда государственных образований (штатов, кантонов, земель, республик).

Федерация облагает такими признаками:

  • союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;
  • наличие двухуровневой системы государственных органов;
  • двухканальная система налогообложения.

Федерации можно классифицировать:

  • по принципу формирования субъектов:
    • административно-территориальные;
    • национально-государственные;
    • смешанные.
  • по юридической основе:
    • договорные;
    • конституционные;
  • по равенству статусов:
    • симметричные;
    • ассиметричные.

Конфедерация

Конфедерация — временный союз государств, созданный для совместного решения политических или экономических задач.

Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствует общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства.

Различают следующие виды конфедераций:

  • межгосударственные союзы;
  • содружества;
  • сообщества государств.

Политический режим

Политический режим — система методов, приемов и средств, с помощью которых осуществляется политическая власть и характеризуется политическая система данного общества.

Политический режим может быть: демократическим и антидемократическим ; государство — правовым, авторитарным, тоталитарным .

Характеристика Российского государства

Российское государство — это демократическое федеративное государство с республиканской формой правления.

В состав России входят 89 субъектов Российской Федерации: республики, края, автономная область, области, города федерального значения, автономные округа. Все эти субъекты равны. Республики имеют свою конституцию и законодательство, остальные субъекты Российской Федерации — свои уставы и законодательства.

В ст. 1 сказано: “Российская Федерация — Россия есть суверенное федеративное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами”.

Незыблемыми основами конституционного строя России являются народовластие, федерализм, республиканская форма правления, разделение властей.

Понятие и основные положения конституционного (государственного) права

Конституционное (государственное) право является основополагающей Российской Федерации.

Конституционное право закрепляет принципы, основные отправные начала, которыми должны руководствоваться все другие отрасли права. Именно конституционное право определяет экономическую систему Российской Федерации, положение личности, фиксирует государственное устройство России, систему судебных органов.

Основной нормативный источник этой отрасли права — Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Конституция закрепила факт существования России в качестве самостоятельного независимого государства, что, как известно, произошло 25 декабря 1991 г.

Основы конституционного строя закреплены в первой главе Конституции. Российская Федерация является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Демократизм Российской Федерации проявляется прежде всего в том, что человек, его права и свободы объявлены Конституцией высшей ценностью, а государство берет на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека. Демократизм Российской Федерации состоит также в том, что власть народа проявляется во время референдумов и свободных выборов.

В состав России входит некоторое число равноправных субъектов Российской Федерации, каждый из которых имеет свое законодательство. Это и есть федеративное устройство России.

Вместе с тем федеративное устройство России основывается на государственной целостности страны и на единстве системы государственной власти.

Конституция подчеркивает, что федеральные законы имеют верховенство на всей территории России, а самой территории нашей страны обеспечивается целостность и неприкосновенность.

Правовой характер государства и права России проявляется в том, что все основные общественные отношения, все права и обязанности граждан должны определяться правом и фиксироваться прежде всего на уровне закона. Кроме того, соблюдение закона должно быть обязательным не только для отдельных граждан и организаций, но и для всех органов государственной власти, в том числе для высших органов власти и управления.

Республиканская форма правления в России определяется наличием трех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Все они находятся во взаимном единстве и вместе с тем контролируют друг друга, обеспечивают равноправие различных ветвей власти.

В конституционном праве закреплены и важнейшие принципы экономической жизни страны. Это прежде всего единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, обеспечение свободы экономической деятельности.

Основой экономических отношений являются нормы, касающиеся собственности. В России признаются и получают равную защиту частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Этот принцип, относящийся к собственности, применяется и к одному из важнейших богатств страны — к земле. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В России провозглашено и проводится в жизнь идеологическое и политическое многообразие. При этом никакая идеология не может быть установлена в качестве государственной или обязательной.

Россия — светское государство . А это значит, что никакая религия не может быть введена в качестве государственной или обязательной, а церковь отделена от государства.

В Конституции России установлены основные принципы построения правовой системы и законодательства.

Конституция России имеет высшую юридическую силу. Она является законом прямого действия, т. е. может сама по себе применяться на практике и в судах.

Все законы подлежат обязательному официальному опубликованию, без чего они не применяются.

Любые нормативные акты (а не только законы), затрагивающие , не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Наконец, поскольку Россия входит в сообщество государств мира, она применяет общепризнанные мировые принципы и нормы права. Правила международного договора, в котором участвует Российская Федерация, считаются обязательными для применения на территории России.


Прикрепленные файлы
Название / Скачать Описание Размер Скачано раз:
ред. от 30.12.2008 43 Кбайт 2665

В наши дни представляет собой многогранную структуру, которая неразрывно связана с органами центральной власти и внутренними административно-территориальными субъектами. Собственно, принципы взаимодействия между составными единицами государства и центром являются тем фактором, который и определяет организационную форму. Сложность этих отношений, степень полномочий и суверенитетов обуславливает и характер управления страной. В современном мире организация государственного устройства все чаще ориентируется на демократические ценности. Особенно это проявляется на примере федеративных и национальных государств, где учитываются интересы разных групп населения.

Общее понятие государственного устройства

В теории государства и права существует несколько подходов к рассмотрению вопросов об устройстве государства. Как правило, большинство противоречий у специалистов вызывает определение данного института с точки зрения конкретных форм - например, федеративной или унитарной. Тем не менее считается общепринятым, что государственное устройство - это территориальная структура внутри страны, которая обуславливает ее разделение на составные части, а также раскрывает взаимоотношения между органами власти. Классификация форм устройства во многом определяется степенью суверенитета у отдельных образований внутри государства. Выделяют несколько разновидностей таких форм, но принципиальное разделение прослеживается между унитарными и Также стоит отметить формы, которые не относятся к государственному устройству. Например, в этом плане стоит выделить межгосударственные содружества, союзы и сообщества отдельных государств.

Унитарное государство

Данная форма устройства характеризуется тем, что ее составные формирования, то есть административные единицы не имеют признаков широкой автономии. Тем не менее сложная форма все-таки предусматривает возможность наделения образований собственным набором правам. Можно сказать, что унитарное государственное устройство - это организация структуры страны, при которой все составные части входят в одну иерархическую систему, подчиненную власти, но при этом не имеют собственного суверенитета. Наиболее простые примеры такого рода не предусматривают и административно-территориального деления как такового. Но это встречается нечасто - например, в таких небольших странах, как Сингапур и Мальта. И напротив, примеры стран со сложной унитарной формой могут предусматривать наделение составных единиц определенной автономией, которая может быть территориальной или экстерриториальной. В первом случае, к примеру, автономия может распространяться на отдельный регион или населенный пункт, а во втором - охватывать исключительно людей определенной национальности.

Признаки унитарного устройства

Как видно, унитарные формы могут иметь некоторые различия, но для более четкого понимания этого способа организации государства следует определиться с его признаками. Итак, унитарная форма государственного устройства стран характеризуется следующими чертами:

  • Органы власти формируются в виде единой системы, ориентированной на подчинение одному центру. При этом орган законотворчества может иметь только однопалатное устройство.
  • Государственная власть сконцентрирована в целом на уровне государства, а составные образования страны не имеют суверенитета, то есть они не самостоятельны и подчинены центру.
  • Единое гражданство.
  • Система законотворчества представлена одним уровнем. При этом единая конституция действует по всей стране.

Региональная форма

Перед тем как перейти к рассмотрению стоит выделить и переходную форму - региональную. В данном случае предполагается, что отдельные образования внутри государства могут иметь автономию, причем с широкими полномочиями. Это во многом роднит данную систему с федеративным устройством, но есть некоторые отличия. К примеру, региональное государственное устройство - это форма организации страны, при которой ее субъекты наделяются широкими правами, но все же зависят от центральной власти. Последний аспект может выражаться по-разному. Так, в некоторых странах значимые решения в административно-территориальных образованиях могут приниматься только Конституционный суд. Таким же образом осуществляется и контроль над составными частями государства. Во многих случаях сама автономия носит лишь номинальный характер. Но, есть и обратные примеры, где регионы в полной мере наделены возможностями формировать местные органы власти, администрации, издавать законодательные акты и т. д.

Федеративное государство

В отличие от унитарной формы, федерация предполагает наделение субъектов государства определенным суверенитетом, но в ограниченном виде. Такой способ организации также строится на распределении полномочий по управлению между региональными образованиями и центром. По характеру образования составных частей федеративное государство делится на три категории:

  • Административная федерация. В данном случае предполагается административно-государственное устройство, в котором все его внутренние образования формировались исходя из экономических, исторических, географических и других особенностей.
  • Национальная форма образования. В такой федерации субъекты разделяются по национально-лингвистическим признакам, которые обуславливают проживающие на территории страны народы.
  • Смешанная федерация. Также ее называют национально-территориальной формой, при которой формирование составных частей происходит с ориентацией на территориальный и национальный принципы разделения.

Признаки федеративного государства

Одним из главных признаков такой формы устройства является разделение объектов ведения и полномочий между основным и субъектами федерации. Следующий признак в некоторой степени вытекает из предыдущего - это двухуровневая структура органов власти. То есть устройство государственных органов власти в данном случае предусматривает федеральную ветвь и парламент субъектов, который имеет право на формирование местной администрации. Также отличить можно по двухуровневой системе законодательства. Это означает, что конституция и законодательная база находятся как на уровне центра, так и на уровне субъектов. В некоторых случаях составные части могут устанавливать местное гражданство - наряду с общефедеральным.

Конфедерация

Как уже отмечалось, если строго подходить к институту государственного устройства, то союзы не относятся к формам его организации. Тем не менее есть исключения, в ряд которых можно включить и конфедерацию. В данном случае государственное устройство - это форма союза нескольких стран, которая реализуется для достижения экономических, политических или других целей. Собственно, основанием для рассмотрения этой формы государственного устройства является возможность перехода союза в федерацию. При этом следует учитывать и вероятность его распада на несколько унитарных государств. Формы конфедерации известны по примерам формирования государственности Швейцарии, Германии и США. В разное время эти страны представляли собой союзы, которые позднее преобразовывались в полноценное государство.

Признаки конфедерации

В современном виде конфедеративные признаки государственного устройства достаточно разноплановы и нередко входят в противоречие с реальным положением дел. Например, та же Швейцария формально продолжает оставаться конфедерацией, а фактически давно характеризуется федеративным устройством. Так или иначе, среди классических признаков конфедерации отмечаются следующие:

  • Каждое государство, которое входит в союз, может иметь собственные вооруженные силы и органы власти. При этом на уровне центра формируются лишь высшие органы для координации составных частей.
  • Внутренние образования имеют суверенитет, который выражается во всей полноте государственной власти.
  • Все входящие в союз государства имеют свою конституцию и законодательные органы, а на высшем уровне принимается общая конфедеративная конституция. Однако, единого законодательного органа на уровне союза нет.
  • Гражданство конфедерации, как правило, не предусматривается.
  • При достижении собственных целей каждое государство может по своей воле выйти из союза.

Что такое устройство?

Становление государственности редко происходит без учета особенностей национальных суверенитетов разных народностей, которые проживают на территории страны. Такой способ организации может происходить и в унитарном, и в федеративном государстве. При этом наиболее близкой к национально-государственному устройству является именно федеративная форма организации, так как она с большей вероятностью предполагает наличие множества наций в пределах одной страны. То есть для понимания, что такое национально государственное устройство, следует ориентироваться на многонациональность сообщества. Как правило, так называют систему государств, в которых проживают граждане, представляющие разные национальности.

Политический режим

Под режимом государственного устройства понимается выражаемое в совокупности методов, форм и приемов реализации отношений в обществе. Также его можно рассматривать как способ формирования и действия политической системы. На сегодняшний день актуальны такие режимы государственного устройства, как демократия, авторитаризм и тоталитаризм. Каждый из этих режимов характеризуется своими средствами осуществления власти, степенью привлечения к управлению граждан, отношением к правовым основам и т. д. Важно учитывать, что элементы формирования политического управления в рамках конкретного режима могут опираться на разные платформы, среди которых инструменты социологического, институционального, а также идеологического порядка.

Формы правления

Еще одним немаловажным элементом формы государства является способ правления. Именно он определяет, по каким принципам будут формироваться органы власти. Например, при монархии форма правления, государственный режим, государственное устройство и в целом организация власти полностью подчинены воле одного человека. И напротив, республика предусматривает участие в формировании устройства государства и системы правления со стороны общества и, в частности, каждого гражданина. В крайнем случае таким правом наделяются представительные учреждения, которые, в свою очередь, несут ответственность перед гражданским обществом.

Заключение

Формировался многие столетия, но и сегодня нельзя сказать, что есть однозначные подходы к оптимальной организации отношений между центральной властью и региональными субъектами. На данный момент государственное устройство государства предполагает несколько моделей, основными среди которых являются унитарные и федеративные формы. Каждая из них обладает своими характерными чертами, но есть и немало схожих моментов. Например, высшим органом законодательства в обоих случаях являются органы центральной власти. В то же время нельзя отрицать, что федерация обеспечивает более широкие возможности для самостоятельной организации управления субъектам в пределах их ведения.

Забота о благосостоянии граждан не должна входить в число юридических обязанностей государства, т. к. результат такой заботы не может стать правовым (т. е. всеобщим) принципом, поддающимся одинаковому применению.
Иммануил Кант

Лучший строй тот, при котором не надо строиться.
Аркадий Давидович

Государство в руках «человека массы» создаёт колоссальную опасность для всей цивилизации – масса верит в государство и помогает ему сокрушить любое меньшинство, элиту. А ведь именно творчество этих меньшинств создаёт новые проекты, выход за пределы устаревших обычаев.
Ортега и Гассет

И по тому, как дрожат жители, можно уяснить, каков фундамент государства.
Ежи Лец

Самое лучшее государство то, которого подданные веселятся и благоденствуют.
Николо Макиавелли

Государство справедливо, если правители правят, рабочие работают, а рабы остаются рабами.
Платон

Государство справедливо, если оно здорово, сильно, едино, то есть стабильно.
Платон

Лучшим государственным строем является не принуждающий к благомыслию, а облегчающий путь его.
Фридрих Шиллер

При плохом управлении лучшие законы не спасут государство от упадка, а народы – от разорения.
Дени Дидро

Решающая роль отводится не столько форме правления, сколько строгому соблюдению законов и умелому руководству государством.
Сократ

Приоритет блага большинства над благом личности означает отмену всех прав и переход власти над бессильным большинством в руки любой банды, которая объявляет себя голосом общества.
Айн Рэнд

Всякое общество есть система заклятий. Для жизни какого нибудь государства важно не то, монархическое оно, республиканское или аристократическое. Важно, чтобы политические условности разделялись большинством граждан. В морали полезны не сами нормы, которые она выдвигает, но сам факт, что она выдвигает их.
Поль Валери

Множество различных форм правления, множество законоположений, принятых под предлогом общего блага, стали у большинства народов только орудием несчастья людей.
Клод Гельвеций

Государственный строй – это музыка, а не механика.
Владимр Микушевич

Государственное управление подобно коже у животного, которая лишь обтекает его тело, но отнюдь не определяет его настроения.

Маленькие машины работают лучше больших, потому что в последних сильнее трение. Так же и относительно государств.
Вольтер

Государственный корабль – единственный, который дает течь на самом верху.
Джеймс Рестон

Внутренние распри в государстве возникают не по причине мелочей, но из мелочей.
Аристотель

Два всадника, сидя на одном коне, дерутся друг с другом – прекрасная аллегория государственного устройства!
Георг Лихтенберг

Государственная политика – одноглазый циклоп, и единственный глаз у него на затылке!
Сэмюэл Кольридж

Всякое государство (…) есть народное достояние.
Марк Туллий Цицерон

Основным вопросом государственной политики является не «кто будет управлять», а «как бы нам организовать политические институты таким образом, чтобы помешать плохим и несведущим руководителям причинять слишком много вреда».
Карл Поппер

Внешняя правда – Государству, внутренняя правда – Земле.
Константин Аксаков

Пока есть государство, нет свободы. Когда будет свобода, не будет государства.
Владимир Ленин

Как носители власти до сих пор смешивают у нас себя с государством, так большинство тех, кто боролся и борется с ними, смешивали и смешивают государство с носителями власти.
Петр Струве

Государство пухло, а народ хирел.
Василий Ключевский

Государство – это я.
Людовик XIV

Мы – не собрание усталых людей, мы – государство.
Александр Керенский

Государство – это мы.
Владимир Ленин

Государство – это не я!
Аркадий Давидович

Непоколебимое основание государства - справедливость.
Пиндар

Из всех форм правления, правление черни самое кровожадное, правление солдатчины самое разорительное и правление буржуазии самое притеснительное.
Чарлз К. Колтон

Зачем, управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного человека – ветер; мораль низкого человека – трава. Трава наклоняется, куда дует ветер.
Конфуций

Государства погибают тогда, когда перестают отличать дурных от хороших.
Антисфен из Афин

Для государства полезно, чтобы знатные люди были достойны своих предков.
Цицерон Марк Туллий

Как в дружбе, так и в государственной деятельности должны быть исключены притворство и лесть.
Цицерон Марк Туллий

Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы, той свободы, которая выше всех благ и которая, не будучи равной для всех, не есть свобода.
Цицерон Марк Туллий

Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы.
Тацит Публий Корнелий

Когда его (Солона), по-видимому, кто-то спросил, какое государство самое благоустроенное, он отвечал: «То, в котором необиженные преследуют судом и наказывают обидчиков не менее, чем обиженные».
Плутарх

Как в человеке, так и в государстве тяжелее всего болезнь, начинающаяся с головы.
Плиний Младший

Все честные граждане заинтересованы в том, чтобы республика была в безопасности.
Неизвестный автор

Да здравствует наше государство, да здравствует, возрастает, процветает!
Неизвестный автор

Законность - основа государств.
Неизвестный автор

Мало толку от оружия за границей, если неспокойно в своей стране.
Неизвестный автор

По своей природе свободное государство и царь - враги.
Неизвестный автор

Посвяти все заботы благу республики.
Неизвестный автор

Согласие в стране - мир за рубежом.
Неизвестный автор

То, что обеспечивает сохранение и благополучие философии, троицы Вед и учения о хозяйстве, есть жезл, управление им есть наука о государственном управлении.
«Артхашастра»

Когда государство управляется согласно с разумом, постыдны бедность и нужда; когда государство не управляется согласно с разумом, то постыдны богатства и почести.
Конфуций (Кун-цзы)

Взимание непомерных налогов - это путь, вызывающий разбой, обогащение врага, приводящий к гибели государства.
Сюнь-цзы

Когда в государстве смута - возникают «верноподданные».
Неизвестный китайский автор

Если увидишь в стране угнетение бедных,
Извращение суда и правды -
Не удивляйся таким делам:
Ибо начальник за начальником следит, а за ними - начальство…
Ветхий Завет. Екклесиаст

Если царство разделится само в себе, не может устоять царство то; и если дом разделится сам в себе, не может устоять дом тот.
Новый Завет. Евангелие от Марка

Государства приобретаются либо своим, либо чужим оружием, либо милостью судьбы, либо доблестью.
Никколо Макиавелли

Как показывает опыт, заговоры возникали часто, но удавались редко.
Никколо Макиавелли

Основой власти во всех государствах - как унаследованных, так и смешанных и новых - служат хорошие законы и хорошее войско.
Никколо Макиавелли

Было время, когда лица, исполнявшие царскую должность, были или философами, или пророками; следует полагать, что в это время государства управлялись лучше всего.
Анджей Моджевский

Государство есть осуществление суверенной властью справедливого управления многими семьями и тем, что находится в их владении.
Жан Воден

Как в природе, так и в государстве, легче изменить сразу многое, чем что-то одно.
Фрэнсис Бэкон

Требовать, чтобы люди отказывались от собственных суждений и подчинялись суждениям других, и назначать лиц, совершенно невежественных в науке или искусстве, судьями над людьми учеными - это такие новшества, которые способны довести до гибели и разрушить государство.
Галилео Галилей

Для того чтобы познать свойства государства, необходимо предварительно изучить склонности, аффекты и нравы людей.
Томас Гоббс

Только в государстве существует всеобщий масштаб для измерения добродетелей и пороков. И таким масштабом могут служить лишь законы каждого государства.
Томас Гоббс

Всякое правительство, действующее без согласия тех, кем оно правит, - вот исчерпывающая формула рабства!
Джонатан Свифт

Я не считаю, что человек теряет время, не занимаясь государственными делами. Напротив, я придерживаюсь мнения, что мы с большей пользой потратим время, если займемся тем, что не вызовет шума, не привлечет внимания.
Джозеф Аддисон

Недостаток не в деньгах, а в людях и дарованиях делает слабым государство.
Вольтер

Большая империя, как и большой пирог, легче всего объедается с краев.
Бенджамин Франклин

В реках и плохих правительствах наверху плавает самое легковесное.
Бенджамин Франклин

Многие почему-то думают, что несправедливые завоевания менее позорят государства, чем кражи - отдельных лиц.
Клод Адриан Гельвеций

Самым мужественным государством бывает то, в котором лучше всего награждается доблесть и сильнее всего наказывается трусость.
Клод Адриан Гельвеций

Государство, которое неспособно видоизменяться, неспособно и сохраниться.
Эдмунд Бёрк

Государство есть совокупность граждан, достаточная для самодовлеющего существования.
Аристотель

Тот, кто в силу своей природы (…) живет вне государства, (…) либо животное, либо божество.
Аристотель

Государство есть то человеческое сообщество, которое (…) претендует (с успехом) на монополию легитимного физического насилия.
Макс Вебер

Государство есть машина для угнетения одного класса другим.
Владимир Ленин

Инструменты, которыми располагает государство, слишком велики для небольших задач и слишком малы для больших.
Льюис Лафем

Где существует тиран, там не просто дурное государство, а вообще не существует никакого государства.
Марк Туллий Цицерон

Чем более растягивается связь общественная, тем более она слабеет; и вообще государство малое относительно сильнее большого.
Жан Жак Руссо

Есть два признака благополучия государства: богатство и доверие к государству.
Демосфен

Государства – это большие машины, которые движутся медленно.
Фрэнсис Бэкон

Государство – не Бог, оно не имеет права отнимать то, что не может вернуть, если захочет.
Антон Чехов

Государства, в которых правит толпа, отрекаются от законов так же легко, как и от веры своих отцов.
Жан Массийон

Благосостояние государства обеспечивают не те деньги, которые оно ежегодно отпускает чиновникам, а те, что оно ежегодно оставляет в карманах граждан.
Йожеф Этвес

В тех демократических государствах, где решающее значение имеет закон, демагогам нет места, там на первом месте стоят лучшие граждане; но там, где верховная власть основана не на законах, появляются демагоги.
Аристотель

Государство есть некая совокупность объединившихся частных домов и сильно лишь в том случае, если преуспевают его граждане - каждый в отдельности.
Плутарх

Государством называется самое холодное из всех холодных чудовищ.
Фридрих Ницше

При отсутствии справедливости, что такое государства, как небольшие разбойничьи шайки; так как и самые разбойничьи шайки что такое, как не государства в миниатюре?
Августин

Репутация государства точнее всего определяется суммой, которую оно способно взять в долг.
Уинстон Черчилль

Императорская казна - лиана, от процветания которой хиреют остальные растения.
Траян, римский император

Когда государство повернулось липом к человеку, человек закричал от ужаса.
Виктор Шендерович

Коли нету здравого ума,
Не будут долговечными державы,
Где перемен сплошная кутерьма.
Никколо Макиавелли

Тоталитарное государство устанавливает неопровержимые догмы и меняет их со дня на день.
Джордж Оруэлл

Роскошь и чрезмерная изысканность предрекают верную гибель государству, ибо свидетельствуют о том, что все частные лица пекутся лишь о собственном благе, нисколько не заботясь о благе общественном.
Франсуа де Ларошфуко

За последнее столетие мы столько раз жертвовали собой для государства, что пора бы государству пожертвовать собой для нас.
Фридрих Дюрренматт

Если бы природа имела столько законов, как государство, сам Господь не в состоянии был бы управлять ею.
Людвиг Берне

Не спрашивай, что твое государство может сделать для тебя, но спрашивай, почему оно этого не делает.
Герхард Кохер

Государство - не что иное, как намордник для усмирения плотоядного животного, называющегося человеком, для придания ему травоядного характера.
А. Шопенгауэр

Государство - особый аппарат для систематического применения насилия и подчинения людей насилию.
В. Ленин

Государство получило технические возможности, до которых оно не доросло ни нравственно, ни интеллектуально, – и экспериментирует с ними, как режиссеры на заре немого кино.
К. Ижиковский

Государство существует не для того, чтобы превращать земную жизнь в рай, а для того, чтобы помешать ей окончательно превратиться в ад.
Н Бердяев

Если государство могущественно, оно нас расплющивает. Если государство слабо, мы погибли.
П. Валери

Может, и родится тот, кто обманет государство, но оно уже обмануло тех, кто еще не родился.
С. Ардашов

Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа достаточно, чтобы оно пало в прах.
Д. Байрон

Чем больше государство планирует, тем труднее становится планировать индивиду.
Ф. Хаек

Считается, что основная функция государства - это защита личности, но, как показывает практика, нередко личность нуждается в защите от произвола самого государства.
В. Зубков

Благоденствие для государства - то же, что зрелость для плодов: оно заключает в себе предрасположение к гнили.
О. Мирабо

Лучшее государственное устройство для любого народа – это то, которое сохранило его как целое.
Мишель де Монтень

Для спасения государства достаточно одного великого человека.
Вольтер

Никто не считается менее способным к управлению государством, нежели теоретики или философы.
Б. Спиноза

Темно в государстве, где негодяи вышли в светочи.
Е. Лец

Чем мельче граждане, тем больше кажется империя.
Станислав Ежи Лец

Вредные для государства глупости и ошибки, на которые министр толкает своего повелителя, лишь укрепляют подчас его положение: он как бы еще теснее связывает себя с монархом узами сообщничества.
Н. Шамфор

Государственное хозяйство - это такое хозяйство, в котором все хотят есть, но никто не желает мыть посуду.
В. Финк

Государственное образование, именовавшееся Священной римской империей, не было ни священной, ни римской, ни империей.
Вольтер



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...