Основные принципы социального партнерства: понятие, формы, система и особенности

Основными принципами социального партнерства являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.

КОММЕНТАРИЙ

1. В комментируемой статье установлены основные принципы социального партнерства, которые в равной степени распространяются на всех партнеров (субъектов) социально-трудовых отношений. По своей сути основные принципы социального партнерства – это основополагающие идеи, несущие в себе основной смысл социально-трудовых отношений субъектов социального партнерства. Эти принципы были провозглашены еще в Уставе Международной организации труда и в Декларации относительно целей и задач МОТ (Филадельфия, 10 мая 1944 года).
К основным принципам социального партнерства относятся следующие.

Равноправие сторон. В Конвенции МОТ от 21.06.1976 № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» указано, что предприниматели и трудящиеся должны быть представлены на равной основе в любых органах, через посредство которых осуществляются консультации.
Равноправие предполагает независимость субъектов партнерских отношений. Но поскольку работники в трудовых отношениях обладают меньшими возможностями для реализации своих прав (являются экономически более слабой стороной в трудовом правоотношении), государство и общество обязаны обеспечить работникам соответствующую защиту против любых дискриминационных актов, направленных на ущемление свободы объединения в области труда (Конвенция МОТ от 01.07.1949 № 98 «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров»; постановление Конституционного Суда РФ от 15.03.2005 № 3-П «По делу о проверке конституционности положений п. 2 ст. 278 и ст. 279 Трудового кодекса РФ и абз. 2 п. 4 ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах» в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда Ставрополя и жалобами ряда граждан».
Законодатель указывает при этом, что не допускается ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями и органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев, предусмотренных трудовым законодательством (ч. 3 ст. 36 ТК РФ). Этим самым гарантируется равноправие работников как стороны социально-партнерских отношений в сфере труда.

Уважение и учет интересов сторон. Реализация данного принципа на практике может сопровождаться определенными трудностями. Если уважительное отношение сторон социально-партнерских отношений можно рассматривать как определенную данность, то учет всех интересов сторон на практике осуществить довольно сложно. Это обусловлено в первую очередь существенными, принципиальными противоречиями в трудовых отношениях между работниками и работодателями. Стремление работодателей получить максимальную прибыль без учета стремления работников на комфортные условия труда и достойное вознаграждение за свой труд, который в основной степени и является источником прибыли работодателя, приводит к серьезным конфликтам между ними. Способы разрешения подобного рода конфликтов необходимо искать на пути осознания сторонами трудового отношения необходимости эффективного функционирования процесса производства в организации, у индивидуального предпринимателя, как необходимого условия соблюдения взаимных интересов сторон трудового отношения. Учет мнений каждой из сторон является непременным условием соблюдения интересов субъектов социально-партнерских отношений.

Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях. Договорные отношения (коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты, трудовые договоры) в основе своей формируют нормы трудового права, регулирующие общественные отношения в сфере труда непосредственно в конкретной организации, на конкретном производстве, у конкретного предпринимателя. Поэтому стороны заинтересованы в развитии этих отношений и участии в их формировании, как одного из принципов социально-партнерских отношений.
Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе. Необходимо отметить многофункциональность участия государства в развитии социального партнерства в сфере труда.
Во-первых, органы государства (органы государственной власти и органы местного самоуправления, федеральные государственные унитарные предприятия, наниматели государственных служащих и другие субъекты) могут выступать в качестве работодателей и их представителей, и в силу наличия возможностей демонстрировать обществу более высокий уровень организации труда и социальной защищенности работников.
Во-вторых, органы государственной власти, а иногда и органы местного самоуправления осуществляют законодательно-нормативное обеспечение социально-партнерских отношений в сфере труда.

В-третьих, органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают как гаранты правовой безупречности в социально-партнерских отношениях и их стабильности.
В-четвертых, судебные органы от лица государства выступают арбитрами в разрешении споров и конфликтных ситуаций, возникающих при реализации социально-партнерских отношений в сфере труда.
В-пятых, государство как один из крупных собственников оказывает существенное влияние на всю систему общественных отношений в сфере труда, в том числе и на социально-партнерские отношения.
Соблюдение сторонами социального партнерства и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Принцип соблюдения норм трудового законодательства относится как к процедуре осуществления социального партнерства, так и к содержанию нормативных актов, принимаемых сторонами социально-партнерских отношений в сфере труда. Принимаемые сторонами социального партнерства коллективные договоры, соглашения, локальные нормативные акты не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством (ч. 2 ст. 9 ТК РФ).
Полномочность представителей сторон. Принцип полномочности представителей сторон в социальном партнерстве призван обеспечить участие в социально-партнерских отношениях представителей сторон, наделенных необходимыми полномочиями в соответствии с трудовым законодательством, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами, специальными решениями сторон.
В пункте 6 Рекомендации МОТ от 19.06.1981 № 163 «О содействии коллективным переговорам» предусмотрено, что стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделять своих соответствующих участников переговоров полномочиями, необходимыми для ведения и завершения переговоров.

Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Это значит, что стороны партнерских отношений в ходе переговоров самостоятельно определяют круг вопросов, подлежащих обсуждению, и по которым необходимо принятие коллективно-договорных актов (коллективных договоров, соглашений, локальных нормативных актов и др.). Например, в ч. 1 ст. 37 ТК РФ установлено, что представители сторон, участвующие в коллективных переговорах, свободны в выборе вопросов регулирования социально-трудовых отношений.
Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Каждая сторона партнерских отношений добровольно, без какого-либо воздействия других сторон принимает на себя обязательства по принимаемому коллективно-договорному акту.
Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. Этот принцип в значительной степени связан с принципом добровольности принятия сторонами на себя обязательств. Стороны добровольно должны включать в коллективно-договорные акты только такие обязательства, выполнение которых достижимо в силу экономических возможностей работодателя.

Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Соблюдение условий коллективного договора, соглашений является основной обязанностью работодателя (абз. 1 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). Стороны должны понимать, что возникающие в трудовых отношениях несовпадения их интересов, не должны вести к освобождению от обязательств по выполнению коллективных договоров и соглашений. Тем более что за невыполнение коллективных договоров, соглашений предусмотрены в соответствии с трудовым законодательством меры ответственности (см. комментарий к ст. 55 ТК РФ).

Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений. Контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду (см. комментарий к ст. 51 ТК РФ).
Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров и соглашений. В отношении указанных лиц, виновных в нарушении или невыполнении обязательств по коллективному договору, соглашениям, возможно применение штрафных и иных санкций в соответствии с федеральным законом (см. комментарий к ст. 55, 419 ТК РФ.).

Метки: , Предыдущая запись
Следующая запись

"Кадровик. Кадровый менеджмент", 2008, N 6

Принципы социального партнерства - это основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социально-партнерских отношений. Эти принципы впервые были закреплены в Уставе МОТ 1919 г. и в Филадельфийской декларации о целях и задачах МОТ 1944 г. Дальнейшее развитие они получили в конвенциях и рекомендациях МОТ.

К основным принципам социального партнерства относятся:

а) равноправие сторон.

В Конвенции МОТ N 144 предусмотрены, что предприниматели и трудящиеся должны быть представлены на равной основе в любых органах, через посредство которых осуществляют консультации. Равноправие означает равноправное положение, или равенство. Применительно к партнерским отношениях это означает, что:

Каждая из сторон коллективных трудовых отношений может направить письменное требование другой стороне о заключении, изменении или дополнении коллективного договора;

Для ведения коллективных переговоров стороны создают на равноправной основе комиссию из уполномоченных представителей;

Примирительная комиссия для разрешения коллективного трудового спора формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе;

б) уважение и учет интересов сторон.

Сфера труда - сложный, диалектически противоречивый процесс, в котором могут иметь место и различие, и совпадение интересов, следовательно, конфронтационные и консенсусные отношения. В зависимости от конкретных социально-трудовых, производственных ситуаций может выступать на передний план то одна, то другая сторона этих отношений.

Противоположность интересов наемных работников и нанимателей, взаимодействующих в социально-трудовой сфере, вытекает из самой их природы, целей и задач, которые они ставят перед собой, вступая в трудовые отношения. Так, собственник-работодатель, получающий доходы от использования наемного труда на принадлежащих ему средствах производства, кровно заинтересован в высокой прибыли, эффективном использовании нанятых наемных работников. Наемный же работник получает вознаграждение за продажу своей рабочей силы. Он заинтересован прежде всего в высокой оплате своего труда, в комфортных условиях трудовой деятельности.

Пути достижения благополучия собственника могут включать экономию на оплате условий труда наемного работника. Отсюда - возможность конфликтов между сторонами, конфронтация и противоборство, особенно когда они перестают искать пути компромисса, односторонне преувеличивая значимость своих интересов. В то же время наниматель и наемные работники имеют и общий интерес. Оба партнера заинтересованы прежде всего в функционировании самого производства как необходимом условии их существования и жизнеобеспечения.

Взаимоотношения и взаимодействие между работодателями и работниками могут быть выражены в образе "рукопожатия". Этот образ является наиболее приемлемым и конструктивным для осуществления интересов как работников, так и работодателей;

в) заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.

Данный принцип выражает организующий характер коллективно-договорных отношений и направлен на обеспечение интересов обеих сторон этих отношений и общества в целом. Зафиксированные в ходе договорных отношений условия найма работника позволяют работодателю заранее планировать издержки производства и предполагаемую прибыль; для работника же они являются определенными гарантиями удовлетворения его собственных интересов. Все это создает предпосылки взаимного согласия и повышения эффективности труда, что служит интересам всего общества в целом. В свою очередь, по мере роста эффективности экономической деятельности возникают возможности для повышения социальных гарантий и их закрепления в договорах;

г) содействие государства в управлении и развитии социального партнерства на демократической основе.

Этим принципом подчеркивается, что третьим участником в системе социального партнерства являются органы государственной власти и органы местного самоуправления. Эти органы - стороны социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченным на представительство законодательством или работодателями, в других случаях, предусмотренных федеральным законом и данным Кодексом.

Государство можно рассматривать как независимый регулятор социально-трудовых отношений. Оно способно устанавливать юридические нормы, направленные на защиту прав работников и нанимателей, формировать законодательную базу функционирования системы социального партнерства.

Государство является одним из крупных собственников, его политика в государственном секторе оказывает большое влияние на трудовые отношения в целом;

д) полномочность представителей сторон.

Полномочие - это право, предоставленное кому-либо на осуществление какой-либо деятельности.

Рекомендация МОТ N 163 "О коллективных переговорах" предусматривает, что стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделять своих представителей полномочиями, необходимыми для ведения переговоров и подписания соответствующих документов.

Органы системы социального партнерства должны принимать решения в рамках их полномочий;

е) свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.

При ведении договорного процесса стороны свободны в выборе вопросов, входящих в сферу труда;

ж) добровольность принятия обязательств.

Данный принцип означает право, а не обязанность заключения коллективных договоров и соглашений;

з) реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами.

Этот принцип тесно взаимосвязан с принципом добровольности принятия обязательств. Коллективные договоры, соглашения не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства. Необходимо учитывать реальные возможности сторон.

И воздерживаться от выдвижения требований, реализация которых превышает эти возможности;

и) обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.

Стороны должны действовать добросовестно, признавая, что они могут преследовать разные цели, иметь несовпадающие интересы. Они не должны уклоняться от выполнения заключенных компромиссных совместных решений. Стороны должны выполнять договоренности и исполнять принятые обязательства, в противном случае сторона, нарушившая договоренность или не исполнившая обязательство, должна понести ответственность;

к) контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.

Результативность действия этого принципа зависит от того, как организован контроль за выполнением условий коллективных договоров и соглашений;

л) ответственность сторон, их представителей за невыполнения по их вине коллективных договоров, соглашений.

Наряду с контролем важным принципом обеспечения реального выполнения коллективных договоров, соглашений является устанавливаемая в отношении его сторон ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение своих обязательств.

А.Зубкова

профессор,

заслуженный экономист

Российской Федерации

Аспирант

Московской академии

Государственного

и муниципального управления

Подписано в печать

Принципы социального партнерства – это основополагающие идеи, выражающие сущность, основной смысл социально-партнерских отношений. Эти принципы впервые закреплены в уставе МОТ 1919 г., Филадельфийской декларации о целях и задачах МОТ 1944 г. и получили дальнейшее развитие в конвенциях и рекомендациях МОТ. К основным принципам социального партнерства относятся:

1. Равноправие сторон.

В конвенции МОТ № 144 «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» предусмотрено, что предприниматели и трудящиеся должны быть представлены на равной основе в любых органах, через посредство которых осуществляют консультации. Равноправие означает равноправное положение или равенство. Применительно к партнерским отношениям это значит, что:

– каждая из сторон коллективных трудовых отношений может направить письменное требование другой стороне (выступить с инициативой) о заключении, изменении или дополнении коллективного договора (соглашения) (ч. 1 ст. 357 ТК);

Для ведения коллективных переговоров стороны создают на равноправной основе (из равного числа представителей и с равенством прав, свобод и обязанностей) комиссию из уполномоченных представителей;

– примирительная комиссия для разрешения коллективного трудового спора формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе (ст. 380 ТК);

– Национальный совет по трудовым и социальным вопросам, советы по трудовым и социальным вопросам формируются на принципах паритета и равноправия.

2. Соблюдение норм законодательства.

Субъекты социального партнерства в своей деятельности должны руководствоваться конституцией, законодательными актами Республики Беларусь, а также международными нормами права. Нормативными актами для сторон партнерских отношений являются также соответствующие коллективные договоры и соглашения. Нормы коллективных договоров и соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, являются недействительными.

3. Полномочность принятия обязательств.

Полномочие – это право, предоставленное кому-либо на осуществление какой-либо деятельности.

Рекомендация МОТ № 163 «О коллективных переговорах» предусматривает, что стороны, ведущие коллективные переговоры, должны наделять своих представителей полномочиями, необходимыми для ведения переговоров и подписания соответствующих документов.

При заключении коллективных договоров, соглашений представители сторон должны иметь документ, в котором подтверждены их полномочия (ч. 2 ст. 357 ТК).

Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников органами, созданными или финансируемыми нанимателями, государственными органами, политическими партиями. Не допускается ведение коллективных переговоров и заключение соглашений или коллективных договоров от имени работников лицами, представляющими нанимателей (ч. 3, 4 ст. 356 ТК).

Органы системы социального партнерства должны принимать решения в рамках их полномочий.

Если будет установлено, что в отраслевых (тарифных) соглашениях предусмотрены иные нормы по сравнению с коллективными договорами, необходимо проверять, заключено ли отраслевое тарифное соглашение в соответствии с компетенцией сторон. В противном случае применяются нормы коллективного договора (постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29 марта 2001 г № 2 с изм. и доп.).

4. Добровольность принятия обязательств.

Принцип добровольности принятия обязательств проявляется в следующем:

· закреплено право, а не обязанность заключения коллективных договоров и соглашений.

Данное право имеет специфический момент. В данном случае одна сторона коллективно-трудовых отношений обязана вступить в коллективные переговоры в течение 7 дней, если другая сторона выступила с такой инициативой. И в данном случае начинается определенная процедура, которая должна окончиться заключением коллективного договора, соглашения, т.е. право заключения коллективных договоров связывается с обязанностью вести их в случае инициирования.

Добровольность заключается и в том, что при этом одна сторона не обязана беспрекословно принять условия другой стороны. Разногласия разрешаются по правилам разрешения коллективных трудовых споров;

· предусмотрен лишь примерный перечень вопросов, которые могут быть включены в содержание коллективного договора (соглашения).

Стороны при соблюдении требований ст. 353 ТК самостоятельно решают вопрос о включении тех или иных условий в его содержание. Действия, имеющие своей целью способствовать учреждению организаций трудящихся под господством предпринимателей или организаций предпринимателей, или поддерживать организации трудящихся путем финансирования или другим путем с целью поставить такие организации под контроль предпринимателей или организаций предпринимателей, рассматриваются как вмешательство (конвенция МОТ № 98).

5. Учет реальных возможностей принятия реальных обязательств.

Этот принцип тесно взаимосвязан с принципом добровольности принятия обязательств. Коллективные договоры, соглашения не должны заключаться формально и включать в себя невыполнимые обязательства. Необходимо учитывать реальные возможности сторон и воздерживаться от выдвижения требований, реализация которых превышает их возможности.

6. Обязательность выполнения договоренностей и ответственность за принятые обязательства.

Стороны должны действовать добросовестно, признавая, что они могут преследовать (и преследуют) разные цели, иметь несовпадающие интересы. Они не должны уклоняться от выполнения заключенных компромиссных совместных решений. Стороны должны выполнять договоренности и исполнять принятые обязательства, в противном случае сторона, нарушившая договоренность, не исполнившая или ненадлежаще исполнившая обязательство, должна понести ответственность.

Всякий коллективный договор должен связывать подписавшие его стороны, а также лиц, от имени которых он заключен (п. 3 рекомендации МОТ № 91 «О коллективных переговорах»). Ответственность сторон за неисполнение норм коллективного договора, соглашения закреплена
в ст. 376 ТК.

В статье 55 ТК предусмотрено, что за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей наниматели (уполномоченное должностное лицо нанимателя) несут ответственность, предусмотренную Трудовым кодексом и иными законодательными актами. Министерству труда и социальной защиты предоставлено право контролировать выполнение социальных гарантий, коллективных соглашений по вопросам, относящимся к его компетенции (п. 6.9 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Республики Беларусь).

7. Отказ от односторонних действий, нарушающих договоренности. Поскольку договор – это согласованная воля сторон договора, не допускается совершение односторонних действий, нарушающих договоренности.

8. Взаимное информирование сторон переговоров об изменении ситуации.

Этот принцип конкретизируется в рекомендации МОТ № 163 «О коллективных переговорах». В пункте 3 указанной рекомендации закреплено, что при необходимости должны приниматься соответствующие национальным условиям меры, чтобы стороны имели доступ к информации, необходимой для компетентного ведения переговоров.

В части пятой ст. 357 ТК указывается, что наниматели (их объединения), соответствующие органы государственного управления обязаны предоставлять информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров.

Сотрудничество нанимателей и работников обеспечивается с помощью:

· добросовестных действий со стороны организаций предпринимателей и работников;

· мер заинтересованности со стороны органов государственной власти;

· законности;

· совместного применения этих методов.

На основе определенных принципов строится взаимодействие сторон и при подготовке коллективного договора. Таковыми принципами являются:

· автономия и равноправие каждой из сторон, признание их представителей легитимными;

· паритетность сторон при формировании совместных комиссий и других рабочих органов;

· доверительность отношений при подготовке решений и осуществлении согласованных действий в целях достижения стабильного положения организации на рынке товаров (услуг);

· конфиденциальность при проведении консультаций и переговоров;

· обоснованность требований или предложений любой стороны с позиций социально-экономических и финансовых факторов, согласованность критериев их оценки.

Обе стороны признают свою ответственность за соблюдение перечисленных принципов и принимаемых обязательств.

Часть принципов, как указывают некоторые белорусские ученые, в законодательстве не отражены, а выводятся из теории, к примеру, принцип о том, что наибольшее количество льгот и гарантий для работников должен предоставлять коллективный договор. Однако этот принцип, как указывает О.В. Чесалина, не получил соответствующего отражения в трудовом законодательстве. Он не закреплен в Концепции развития системы социального партнерства в Республике Беларусь.

В наиболее полном и концентрированном виде идеи социального партнерства разработаны и реализованы в практической деятельности Международной организации труда. Главная цель и задача МОТ – содействовать установлению всеобщего и прочного мира во всем мире на основе принципов социальной справедливости. Внедрение данных принципов с помощью МОТ, государственных органов и общественных организаций позволит строить продекларированную социально ориентированную экономику более эффективно, с учетом прав работников и производственных интересов нанимателей.

Сфера труда – сложный, диалектически противоречивый процесс, в котором могут иметь место и различие, и совпадение интересов, а, следовательно, конфронтационные и консенсусные (согласительные) отношения. В зависимости от конкретных социально-трудовых, производственных ситуаций может выступать на передний план то один, то другой вид этих отношений.

Противоположность интересов наемных работников и нанимателей, взаимодействующих в социально-трудовой сфере, вытекает из самой их природы, целей и задач, которые они ставят перед собой, вступая в трудовые и социальные отношения.

В системе социального партнерства западных стран важное место занимают процедуры соглашений и консультаций на общегосударственном, отраслевом и территориальном уровнях между объединениями работодателей и профсоюзами по главным вопросам и основным направлениям социально-экономической политики, включая разработку критериев социальной справедливости и мер по защите интересов субъектов трудовых отношений. Подобная практика таких консультации, когда в них участвует правительство, получила на Западе название трипартизма.

Существуют три модели трипартизма: американская, скандинавская и европейская. Американская основывается не на законодательных актах, а на доброй воле сторон. Профсоюзы присягают идеям социального партнерства и стремятся избегать острых столкновений с работодателями. Для Европы более характерны скандинавская и европейская модели.

Европейская модель характеризуется наличием организаций социального партнерства на всех уровнях, которые, прежде всего, занимаются предупредительной работой, что позволяет не доводить дело до серьезных конфликтов. Законодательство закрепляет такое положение, заставляя предпринимателей вести периодические консультации с комитетами предприятий и профсоюзами.

Система трехсторонних органов существует в Бельгии, Австрии, Испании, где на основе равного представительства всех трех сторон создается национальный совет по труду, являющийся консультативным органом правительства. Советы также являются органами участия работников в управлении.

В таких странах, как Франция, Великобритания, Германия не существует трехсторонних органов, но периодически правительство проводит консультации по социально-экономическим проблемам. Во Франции избираются комитеты, представляющие трудящихся по всем вопросам жизни предприятия. В Германии для участия работников в управлении существуют советы предприятий.

Скандинавская модель базируется на обширном социальном законодательстве. Активное участие в урегулировании трудовых споров принимают достаточно сильные профсоюзы. В Финляндии и Швеции они объединяют около 80 – 90 % трудящихся. Важную роль играет государственная система арбитража и разрешения трудовых споров. Периодически проводятся неофициальные консультации между партнерами на рынке труда.

В скандинавских странах участие работников в управлении предприятием осуществляется через органы сотрудничества, включающие равное число представителей работников и предпринимателей. Круг вопросов, решаемых с помощью этих органов, довольно широк. Так, в Финляндии он охватывает следующие вопросы: продажа и приобретение оборудования, которое может существенным образом повлиять на характер труда работников; изменение методов и организации труда; прекращение деятельности предприятия; рационализация производства; увольнение или принудительные отпуска вследствие прекращения заказов или их сокращения; порядок найма сотрудников; распространение внутризаводской информации; предоставление сотрудникам жилья и льгот в области питания.

Таким образом, в странах Западной Европы предприятие рассматривается не только как субъект производства, но и как сообщество людей, объединенных общими интересами, которые участвуют в управлении предприятием и несут ответственность за реализацию принятых решений.

И хотя западноевропейские страны различаются по степени реализации принципов социального партнерства и конкретных форм его проявления, существуют и общие понятия. В настоящее время приняты законодательные акты о создании на предприятиях всех форм собственности представительных органов трудящихся независимо от слабеющих профсоюзных организаций. Мировая статистика свидетельствует о сокращении численности профсоюзов в странах Запада, о снижении удельного веса коллективных переговоров в реализации трудовых отношений и расширении сферы применения индивидуальных трудовых контрактов.

Во многом поддержанию социального мира в этих странах способствует деятельность Международной организации труда с ее принципами трипартизма в решении социально-экономических проблем.

В западноевропейских странах социальное партнерство является ресурсом, который наилучшим образом используется в интересах развития общества и государства. Система социального партнерства располагает многочисленными средствами и возможностями регулирования социальных отношений, и задача состоит в том, чтобы эффективно их использовать. Дальнейшая организация системы социального партнерства нашей республики не может осуществляться без использования опыта социального партнерства в странах Западной Европы.

Социальное партнерство - сложный социологический феномен. Оно представляет собой, с одной стороны, систему сотрудничества работников и работодателей, с другой - идеологию такого сотрудничества.

1. Идея сотрудничества между основными классами общества, смягчения антагонизма между трудом и капиталом возникла достаточно давно и развивалась в трудах многих мыслителей, пытавшихся наметить пути конструктивного развития общественного производства, внедрить в сферу труда принципы социальной справедливости. В качестве предшественника теории социального партнерства, очевидно, надо назвать выдающегося французского социолога Эмиля Дюркгейма (1858 - 1917). Он впервые обосновал положение о существовании "органической" солидарности классов, основанной на разделении труда, подчеркивал необходимость создания профессиональных корпораций как специфических органов общественной солидарности. Взаимодействие профессиональных корпораций, по его мнению, позволит преодолеть антагонистические противоречия труда и капитала <1>.

После Второй мировой войны идея классового сотрудничества получила свое практическое воплощение в странах Западной Европы в развитии государственной поддержки коллективно-договорного регулирования трудовых отношений, участия работников в управлении организацией и формировании консультативных органов совместно с представителями работников и работодателей.

Основным назначением социального партнерства является создание и применение трудовых норм, регламентация труда. На это указывают специалисты различных областей знания <1>.

Некоторые авторы, претендующие на формирование междисциплинарного подхода к определению основ социального партнерства, рассматривают его как цивилизованную систему общественных отношений в социально-трудовой сфере, строящуюся на согласовании и защите интересов работников, работодателей, органов государственной власти и органов местного самоуправления <1>. Таким образом, выделяется еще одно качество социального партнерства: его участники (социальные партнеры) вступают в общественные отношения. Эти отношения в силу своей значимости нуждаются в правовом регулировании. В связи с этим появляется юридический аспект социального партнерства.

Трудовой кодекс включает специальный раздел, посвященный сотрудничеству в сфере труда, и предлагает легальное определение социального партнерства.

В соответствии со ст. 23 ТК социальное партнерство - это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.


Как видно из приведенного определения, ключевым словом сформулированного понятия выступает слово "отношения". Какие отношения между работниками и работодателями надо отнести к социально-партнерским? Очевидно, только те, в которых работники выступают как коллектив, обладающий общими интересами. Буквальное прочтение ст. 23 ТК приводит к выводу о том, что они должны быть связаны с регулированием отношений, входящих в состав предмета трудового права. Однако это существенно сужает представление о социальном партнерстве, которое можно сформулировать на основе анализа его форм (ст. 27 ТК).

Отношения между представителями работников и работодателем (работодателями) <1>, иначе называемые коллективными трудовыми отношениями, складываются по поводу:

Проведения коллективных переговоров и заключения коллективных договоров, соглашений или внесения в них дополнений, изменений;

Формирования постоянно действующих трехсторонних органов (комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, комитетов по занятости);

Проведения консультаций по вопросам регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования законодательства о труде;

Участия представителей работников в управлении организацией;

Участия работодателя и представителей работников в досудебном разрешении индивидуальных трудовых споров;

Участия представителей работников и работодателя (работодателей) в разрешении коллективных трудовых споров;

Участия профсоюзов и объединений работодателей в управлении внебюджетными социальными фондами.

Таким образом, отношения между социальными партнерами, система которых названа законодателем социальным партнерством, гораздо многообразнее, чем их участие в установлении трудовых норм.

Социальное партнерство включает как двусторонние отношения между представителями работников и работодателем (работодателями, представителями работодателей), так и трехстороннее взаимодействие - с участием органа государственной власти или органа местного самоуправления. Этот вывод вытекает из анализа конкретных форм социального партнерства.

При этом надо иметь в виду, что в системе социального партнерства участвуют не все органы государственной власти, а лишь те из них, которые прямо указаны в Трудовом кодексе или иных федеральных законах, законах субъектов РФ. К ним относятся:

Правительство РФ (ст. 35 ТК);

Министерство здравоохранения и социального развития РФ, традиционно принимающее участие в заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне;

Администрация области (края), правительство республики, органы исполнительной власти городов федерального значения, автономной области и автономных округов (в соответствии с законами субъектов РФ);

Органы службы занятости, другие заинтересованные государственные органы (ст. 20 Закона о занятости населения ).

Они направляют своих представителей для создания постоянно действующих комиссий (комитетов), участвуют в заключении соглашений на соответствующих уровнях и т.п.

Целью взаимодействия социальных партнеров является согласование интересов работников и работодателей, т.е. принятие решений, которые в равной степени учитывают необходимость обеспечения эффективной деятельности организаций и создания системы гарантий трудовых прав работников.

Такие решения принимаются на разных уровнях (ст. 26 ТК) и имеют различный характер: это и нормативные соглашения (коллективные договоры, соглашения), заключаемые в договорном порядке, и согласованные программы и планы, и государственные решения (законы, иные нормативные правовые акты, федеральные целевые программы), принимаемые с учетом мнения социальных партнеров, и локальные нормативные акты, утвержденные совместно или с учетом мнения представителей работников, и правоприменительные акты, принимаемые с учетом мнения представителей работников.

Принципами социального партнерства признаются:

1. Равноправие сторон.

2. Уважение и учет интересов сторон.

3. Заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях.

4. Содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе.

5. Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

6. Полномочность представителей сторон.

7. Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда.

8. Добровольность принятия на себя сторонами обязательств.

9. Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами.

10. Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений.

11. Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.

12. Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК).

Положения о принципах социального партнерства базируются на международно-правовых нормах о труде и сложившихся традициях ведения коллективных переговоров, участия в иных формах социального партнерства.

Основным принципом социального партнерства является равноправие сторон .

Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, обсуждению вопросов, касающихся труда и социального развития, созданию комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, иных органов социального партнерства.

Каждая из сторон может выступить инициатором проведения коллективных переговоров, предложить тот или иной вопрос для обсуждения и отражения в содержании коллективного договора, соглашения, свободно изложить свое мнение, участвовать в совместном принятии решений. Однако для создания представителям работников как более слабой в экономическом и социальном отношении стороны подлинно равных возможностей с работодателями законодательство предусматривает ряд гарантий для представителей работников. К ним, в частности, относятся обязанность работодателя создавать условия, обеспечивающие деятельность представителей работников (ст. 32 ТК), запрещение уклоняться от ведения коллективных переговоров, обязанность предоставлять необходимую информацию и т.п.

Одним из принципов социального партнерства названо содействие государства в укреплении и развитии сотрудничества сторон .

Роль государства в развитии системы социального партнерства весьма значительна. Органы исполнительной власти участвуют в деятельности трехсторонних комиссий, важные политические и правовые решения принимаются с учетом мнения социальных партнеров, представителям работников и работодателей оказывается содействие в поиске компромисса и взаимоприемлемых решений.

Содействие государства укреплению сотрудничества работников и работодателей, развитию различных форм социального партнерства проявляется и в закреплении на законодательном уровне основных правил взаимодействия сторон, предоставлении гарантий лицам, участвующим в коллективных переговорах, установлении ответственности за уклонение от участия в коллективных переговорах, нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора.

Стороны при ведении коллективных переговоров, в ходе проведения консультаций, осуществления локального регулирования трудовых отношений и использования других форм социального партнерства должны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты .

Это требование относится не только к нормам, устанавливающим процедуру совершения тех или иных действий, но и к правилам, определяющим содержание коллективно-договорных актов. Например, локальные нормативные акты должны приниматься в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами о труде, соглашением, коллективным договором (ст. 8 ТК), коллективные договоры и соглашения не могут снижать уровень прав и гарантий работников, предусмотренный законодательством о труде (ст. 9 ТК), в коллективный договор должны включаться нормативные положения по прямому предписанию законов, иных нормативных правовых актов (ст. 41 ТК) и т.п.

- Полномочность представителей сторон выступает необходимым условием нормального функционирования механизма социального партнерства. Представители сторон наделены полномочиями в соответствии с законом, иными нормативными правовыми актами, учредительными документами либо по специальному решению соответствующей стороны.

Представители сторон должны быть готовы к тому, чтобы подтвердить свои полномочия, представив соответствующие документы. Так, представители работников могут сослаться на устав профсоюза, положение о первичной профсоюзной организации, протокол об избрании органа первичной профсоюзной организации (профсоюза), заявления работников, не являющихся членами профессионального союза, уполномочивших выборный профсоюзный орган на представительство своих интересов при ведении коллективных переговоров.

Иные представители работников получают свои полномочия на представительство на общем собрании (конференции) и, следовательно, могут представить решение (протокол) общего собрания (конференции).

Представители работодателя подтверждают свои полномочия приказом о назначении на должность (если речь идет о руководителе организации), приказами или иными актами о передаче полномочий (если в системе социального партнерства уполномочен участвовать член правления или совета директоров, иное должностное лицо организации), уставом объединения работодателей, положением о том или ином органе государственной власти или органе местного самоуправления (если на него возложено представительство интересов государственных либо муниципальных предприятий).

- Свобода выбора вопросов для обсуждения и свобода дискуссии при заключении коллективно-договорных актов, проведении консультаций и т.д. необходима для полноценного взаимодействия сторон, согласования их интересов. Этот принцип базируется на положениях Конвенции МОТ N 98 "О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров" (1949) <1>.

Вместе с тем необходимо помнить, что свобода выбора не может быть безграничной. Круг вопросов, которые могут обсуждаться на коллективных переговорах и при проведении консультаций, ограничивается в соответствии с двумя критериями: во-первых, стороны не могут выходить за пределы компетенции работодателя (например, в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах нельзя определять процедуру разрешения трудовых споров, как коллективных, так и индивидуальных), во-вторых, содержание переговоров и консультаций между социальными партнерами должно ограничиваться вопросами труда и социальной поддержки работников.

- Взаимодействие в системе социального партнерства осуществляется добровольно. Закон не возлагает на работников и работодателей обязанности вести коллективные переговоры, проводить консультации и т.п. Соответственно и обязательства по коллективному договору или соглашению стороны принимают на себя добровольно.

Международная организация труда подчеркивает, что процедура ведения коллективных переговоров на добровольной основе исключительно важна и должна всемерно поощряться и поддерживаться <1>.

Добровольность участия в системе социального партнерства проявляется и в том, что стороны независимо от органов государственной власти выбирают формы сотрудничества и определяют степень взаимодействия. В одних случаях это только обмен информацией, в других - совместное принятие управленческих решений, в-третьих - использование всех возможных форм социального партнерства. Надо отметить, что ни одна форма социального сотрудничества не является для работников и работодателей обязательной. Вопреки распространенному мнению даже заключение коллективного договора в организации не признается безусловно обязательным. Стороны сами решают, есть ли необходимость в заключении договора, каким должен быть срок его действия, содержание и т.п.

- Обязательства, принимаемые сторонами, должны быть реальными. Это означает, что, заключая коллективный договор или соглашение, представители сторон должны оценивать возможность их выполнения. Нельзя включать в содержание коллективно-договорных актов положения, которые не могут быть выполнены с учетом финансово-экономических возможностей работодателя, конъюнктуры рынка, других обстоятельств. Таким образом, законодатель ориентирует стороны на добросовестное сотрудничество: обмен достоверной информацией, взвешенный подход к формированию содержания правовых актов, объективную оценку своих возможностей.

- Обязательность выполнения условий заключенных коллективных договоров и соглашений также выступает в качестве одного из принципов социального партнерства. Она обеспечивается как возможностью вступления в коллективный спор и объявления забастовки, так и установлением ответственности за нарушение или невыполнение соглашения, коллективного договора (ст. 55 ТК).

Вспомогательными способами обеспечения выполнения условий договорных актов выступают контроль за их выполнением (ст. 51 ТК) и ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения .

Социальное партнерство подчинено определенным принципам. Принципы социального партнерства - правила, которым должны следовать в ходе своей деятельности стороны социального партнерства.

Принципы социального партнерства - это основные положения, кратко отражающие суть действующего трудового законодательства. Они предопределены требованиями экономических законов организации труда в нашем обществе, служат основой для направления дальнейшего развития трудового законодательства и являются сущностной категорией трудового права, поскольку отражают кратко суть норм этой отрасли.

Принципы - это исходные начала, положения, которым в своей деятельности должны следовать все стороны социального партнерства. Такими принципами и руководствуется государство, осуществляя нормативное регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Данный тезис находит подтверждение в ст. 24 ТК РФ, поскольку закрепленная в ней совокупность принципов объединяет принципы и взаимодействия сторон социального партнерства, и законодательного регулирования отношений социального партнерства.

Основными принципами социального партнерства являются:

  • 1. равноправие сторон;
  • 2. уважение и учет интересов сторон;
  • 3. заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
  • 4. содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
  • 5. соблюдение сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
  • 6. полномочность представителей сторон;
  • 7. свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
  • 8. добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
  • 9. реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
  • 10. обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
  • 11. контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
  • 12. ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений (ст. 24 ТК РФ).

Принцип равноправия сторон обеспечивается, прежде всего, гарантиями независимости представителей работников и представителей работодателей друг от друга.

Обеспечению равноправия сторон социального партнерства служат положения ст. 5 Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях", которые не допускают ведение переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников организациями или органами, созданными или финансируемыми работодателями, лицами, представляющими работодателя, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и политическими партиями, за исключением случаев финансирования, предусмотренных законодательством .

Равноправие сторон социального партнерства также достигается особой ролью органов государственной власти, органов местного самоуправления в отношениях социального партнерства, которые выступают в них в качестве равноправных партнеров, а не носителей функций публичной власти, способных диктовать определенное поведение участникам партнерских взаимоотношений .

Принцип уважения и учета интересов сторон заключается в том, чтобы стороны социального партнерства не следовали слепо своим интересам, пренебрегая интересами другой стороны, так же основываясь на взаимном уважении друг другу.

Принцип заинтересованности сторон в участии в договорных отношениях определяются самим характером отношений социального партнерства, материальным продуктом которых является договор, регулирующий трудовые и непосредственно связанные с ними отношения. В процессе его заключения неизбежно происходит согласование воли соответствующих сторон.

Принцип содействия государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе говорит о том, что государство не может диктовать свою волю сторонам, а должно быть одной из равноправных сторон социального партнерства и содействовать его демократическому развитию. Государство не может издавать законы и иные нормативные правовые акты, нарушающие права сторон социального партнерства.

Соответствующие органы государственной власти, как правило, обеспечивают деятельность комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Государство также содействует сторонам социального партнерства в разрешении разногласий, возникающих в процессе коллективных переговоров.

Принцип соблюдения сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права обеспечивается ТК РФ и иными нормативно правовыми актами и четко определен нормами права. Он обеспечивается установлением юридической ответственности сторон социального партнерства.

Принцип полномочности представителей сторон говорит о том, что соответствующие представители должны обладать полномочиями на принятие обязательств, имеющих юридическую силу и для себя самих, и для представляемых ими лиц. Полномочность представителей субъектов социального партнерства может устанавливаться либо законом, либо посредством наделения лица полномочиями на участие в конкретных переговорах. При отсутствии необходимых полномочий на представительство, заключенное с участием такого лица, соглашение не будет являться правовым актом социального партнерства, поскольку права и обязанности по такому соглашению возникнут исключительно у представителя, но не у представляемых им лиц .

Содержание принципа свободы выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда, состоит в том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе обязать представителей сторон социального партнерства вести переговоры по каким-либо определенным вопросам. И уж тем более стороны не должны принуждать друг друга к обсуждению определенных вопросов, если одна из сторон не хочет этого делать.

Принцип добровольности принятия сторонами на себя обязательств говорит о том, что никакие лица, в том числе и государственные органы, не вправе принудить к принятию решения, которые принимаются в партнерском порядке. При этом стороны коллективного договора, соглашения не могут включать в данные акты условия, снижающие уровень прав и гарантий, установленный для работников трудовым законодательством.

В силу принципа реальности обязательств, принимаемых на себя сторонами, следует включать в коллективный договор, соглашение только те обязательства, которые они в состоянии исполнить. Реальность того или иного обязательства определяется сторонами в процессе коллективных переговоров на основании анализа представленной информации, характеризующей экономическое положение организации, компетенцию органа, уполномоченного осуществлять регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений.

Принцип обязательности выполнения коллективных договоров, соглашений основан на характеристике коллективного договора, соглашения как правовых актов, регулирующих социально-трудовые отношения (устанавливающих общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений). Исполнение данного принципа обеспечивается установлением юридической ответственности за нарушение или невыполнение коллективного договора, соглашения .

Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений - один из способов, обеспечивающих развитие отношений социального партнерства. При надлежащей организации контрольной деятельности обеспечиваются наличие и постоянное обновление оперативной информации о ходе развития взаимоотношений между представителями работников и работодателей, о соблюдении трудовых прав работников. Без осуществления постоянного контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений невозможно обеспечить их выполнение .

Принцип ответственности сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективного договора, говорит о том, что стороны должны понимать, что если они нарушают договор, то их ждет юридическая ответственность, установленная законом. За нарушение трудового законодательства стороны социального партнерства могут быть привлечены к дисциплинарной и административной ответственности. Согласно статье 195, работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников. В случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Принципы действуют на всех уровнях социального партнерства, начиная уровнем Российской Федерации, и заканчивая уровнем каждой конкретной организации. Принципы социального партнерства обязательны для всех и дают гарантию развития социального партнерства в Российской Федерации .

Определяя принципы социального партнерства, законодатель в полной мере учел мировую практику и опыт Международной организации труда, конвенции и рекомендации которой предполагают наличие в национальном законодательстве норм, регламентирующих право на создание объединений как работниками, так и работодателями, право на ведение коллективных переговоров, право сторон самостоятельно определять предмет переговоров, а также норм, обеспечивающих гарантии реализации представителями работников своих прав.

Так, Конвенция МОТ № 98 "О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров" гарантирует трудящимся надлежащую защиту против любых дискриминационных действий, направленных на ущемление свободы объединения в области труда .

Все правовые принципы классифицируются по сфере их действия на:

  • 1. общеправовые, т.е. свойственные всем отраслям права, в том числе и трудовому,
  • 2. законности;
  • 3. демократизма;
  • 4. равноправия;
  • 5. гуманности;
  • 6. отраслевые, т.е. отражающие специфику норм данной отрасли права;
  • 7. внутриотраслевые, отражающие суть норм конкретного института данной отрасли права, принципы:
  • 8. разрешения трудовых споров;
  • 9. обеспечения занятости населения.

Перечень принципов социального партнерства не исчерпывается теми, что закреплены в ст. 24 ТК РФ. Принято выделять еще принцип примирительного разрешения разногласий, возникающих в отношениях социального партнерства, означающий, что конфликтная ситуация в ходе партнерского взаимодействия должна разрешаться на основе общих принципов и процедур, сложившихся в отношениях социальных партнеров, - самими сторонами социального партнерства, их представителями .

Принципы правового регулирования труда являются фундаментом всего трудового права. Они определяют создание, реализацию и защиту норм трудового законодательства, но не устанавливают диспозиции и санкции.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...