Основные аспекты закона о двойном гражданстве

В конце ноября 1991 г. в связи с прекращением существования СССР Верховный Совет принял Закон "О гражданстве". Этот нормативный акт вступил в действие в начале февраля 1992 г.

В 1997 г. Комиссия по вопросам гражданства, действовавшая при Президенте РФ, приняла решение разработать новую редакцию Закона "О гражданстве". Это было связано с тем, что первоначальная редакция создавалась в переходный период, и в ней не были учтены особенности дальнейшего развития страны, специфика взаимоотношений с независимыми государствами. Кроме того, были выявлены некоторые противоречия Конституции 1993 г. Новый ФЗ "О гражданстве" вступил в силу в июле 2002 г. Рассмотрим далее, что значить быть гражданином Российской Федерации .

Гражданство

Это понятие трактуется в трех основных значениях. Гражданство представляет собой:

  • Суверенное право государства.
  • Публично-правовой статус человека.
  • Конституционно-правовой институт.

Суверенное право

Гражданство предполагает наличие возможности государства регулировать публично-правовые отношения в одностороннем порядке.

Государство представляет собой совокупность территории, материальных и природных ресурсов, административного аппарата, населения. Последнее, в свою очередь, состоит из индивидов, постоянно живущих или временно находящихся на территории страны.

Население России неоднородно по составу и далеко не все индивиды и их группы считают государство своим и, соответственно, не все признают своим долгом защиту госбезопасности при возникновении вооруженных конфликтов. Принимая это во внимание, власть заботится об устойчивости государства. Для этого она стремится к духовному, идеологическому и формально-правовому выделению части населения, на которую она может опереться при решении тех или иных задач, и которой она доверяет участие в делах страны.

Представители власти стремятся к тому, чтобы граждане Российской Федерации составляли большинство населения, определяющего общее направление поведения людей, находящихся на территории страны в целом. Прочие группы - иностранцы и субъекты, не имеющие гражданства, - также полезны власти, однако они не принадлежат государству.

Формально-правовое выделение граждан Российской Федерации производится посредством:

  • Одностороннего определения властью порядка и условий приобретения, признания, прекращения гражданства.
  • Заключения органами госвласти международных договоров.

Гражданин Российской Федерации: определение

Если рассматривать гражданство как публично-правовое состояние человека, то оно представляет собой специфичную устойчивую связь индивида с государством. Она обладает первичным характером относительно прочих юридических связей человека и власти.

Гражданином РФ признается субъект, получивший гражданство в соответствии с законодательством. Оно может быть прекращено исключительно в порядке, установленном нормативными актами.

Гражданство является устойчивой категорией, что подтверждается его бессрочностью и неизменностью. Первичность состоит в том, что именно состояние принадлежности к РФ определяет содержание правового статуса гражданина Российской Федерации , комплекс его обязанностей, прав и свобод. В силу этого, на индивида распространяется суверенная воля власти. Вместе с тем граждане Российской Федерации находятся под покровительством и защитой государства вне зависимости от страны пребывания.

Подданство

Оно также предполагает принадлежность лица к определенному государству. Однако подданство и гражданство - это разные категории. Разница состоит в характере и степени принадлежности.

Институт подданства свойственен, как правило, монархиям. Оно рассматривается как крайняя степень принадлежности. Подданный имеет определенный комплекс свобод, обязанностей и прав, однако в качестве субъекта власти в своей стране не выступает.

Гражданство предполагает взаимную принадлежность. По закону, граждане Российской Федерации принадлежат государству, а государство - гражданам. Проще говоря, последние являются собственниками своей страны. Группа граждан является первичным субъектом власти. Гражданство определяет круг лиц, которые составляют этот коллектив.

Принцип единства

Действовавший ранее закон предусматривал вместе с общероссийским гражданством и республиканское. Это положение вытекало из квалификации республик как государств. В то время принцип единства, что республиканское и общероссийское гражданство не являются обособленными друг от друга категориями. Соответственно, эффекта двойной принадлежности не возникает.

Республиканское гражданство можно было получить только при наличии общероссийского. Для приобретения необходимо было проживать на территории республики в течение определенного времени. При этом республики не наделялись правом прекращать свое гражданство.

Действующее сегодня законодательство закрепляет только российское гражданство. Принадлежность же к конкретной республике не предусматривается, но, однако, не отрицается.

Двойное гражданство

В законодательстве, действовавшем в СССР, оно категорически отвергалось. В Законе от 1 декабря 1978 г. было указано, что за советским гражданином не признается принадлежность к другой стране.

Сегодня двойное гражданство разрешено. При этом следует обратить внимание на официальную формулировку. В Законе говорится, что гражданин РФ, имеющий другое гражданство, рассматривается исключительно как гражданин РФ. Исключения могут предусматриваться в федеральном законодательстве или международных соглашениях.

Суть двойного гражданства заключается не в том, что государство в определенных ситуациях разрешает становиться гражданином другой страны и не допускает этого, если соответствующее право гражданина Российской Федерации не закреплено нормативно. Смысл в том, что власть признает некоторые юридические факты. Само по себе получение гражданства другого государства не влечет

Правовое положение иностранцев

Оно закреплено ФЗ №115.

Согласно нормативному акту, временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется на основании разрешения (РВС), оформленного уполномоченными органами, в пределах утвержденной Правительством квоты. Срок действия РВС - 3 года.

Без учета квоты разрешение может выдаваться иностранцу, если он:

  • Родился в РСФСР и имел гражданство СССР или родился в РФ.
  • Является нетрудоспособным, но имеет дееспособного ребенка-гражданина России.
  • Имеет нетрудоспособного родителя-гражданина РФ.
  • Состоит в браке с гражданином РФ.
  • Осуществил инвестиции в РФ в размере, утвержденном Правительством.

В законодательстве могут устанавливаться и иные случаи.

Юридические возможности граждан России

Ключевым нормативным актом, определяющим их, является Конституция. В 32-й статье Основного Закона закреплены гражданские и политические (в том числе избирательные) права граждан Российской Федерации . Они конкретизируются в федеральных и региональных законах и прочих нормативных актах.

Так, специальными правовыми документами закреплено право, порядок и условия социального обслуживания граждан Российской Федерации . В этих нормативных актах установлен перечень гарантий и льгот для отдельных категорий граждан (пенсионеров, многодетных, малоимущих и пр.).

Особое значение имеют положения ФЗ № 59 "". Этот нормативный акт регулирует взаимодействие населения и представителей власти.

Во 2-й статье ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации " установлено, что субъекты могут обращаться как лично, так и посредством направления коллективных и индивидуальных сообщений в муниципальные и госорганы, должностным лицам, в муниципальные и государственные учреждения, осуществляющие публично значимые функции. Реализация права осуществляется индивидами добровольно и свободно. При этом она не должна ущемлять интересы других субъектов.

Рассмотрение всех обращений осуществляется бесплатно.

Обязанности гражданина Российской Федерации

Они, так же как и права, закреплены Конституцией. Обязанности необходимы для обеспечения гармоничного развития общества и государства. Их игнорирование и злоупотребление правами приводит к тому, что человек переступает границы дозволенного в своем стремлении получить желаемое любой ценой. Это, в свою очередь, влечет ущемление интересов других людей.

Необходимо четко понимать разницу между и гражданина. Наличие первых обуславливается непосредственно фактом бытия индивида. При признании их на официальном уровне они становятся гражданскими обязанностями. Они:

  • Направлены на защиту и развитие основных социальных ценностей.
  • Служат реализации и индивидуальных и общественных интересов.
  • Обладают высшей юридической силой.

Классификация

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации разделяют на конкретные и общие. К последним относят:

  • Соблюдение Конституции и федерального законодательства, уважение интересов и свобод других лиц, исполнение предписаний, установленных нормативными актами.
  • Бережное отношение к окружающей среде, природным богатствам.
  • Забота о сохранении культурно-исторического наследия, памятников природы.

Общие обязанности распространяются на всех российских граждан. Их выполнение обеспечивается посредством применения мер воспитательного воздействия, а при недостаточности таковых - мер уголовной и административной ответственности.

В специальную группу входят обязанности:

  • Родителей перед детьми и детей перед родителями.
  • Налогоплательщиков (своевременно и в полном объеме отчислять налоговые платежи в бюджет).
  • Военнослужащих.

Личные документы

Они необходимы каждому гражданину Российской Федерации. Документы требуются в самых разных ситуациях: при устройстве на работу, обращении в госорганы или банковские организации, поступлении в учебное заведение и пр. Большая часть личных документов оформляется компетентными госструктурами.

Документы можно разделить на различные категории. Личными бумагами гражданина продолжительного действия считаются паспорт РФ, свидетельство о рождении и загранпаспорт, для иностранцев - РВС, вид на жительство (ВНЖ). В эту же категорию включены:

  • Удостоверение лица, подлежащего призыву на службу в ВС.
  • Военный билет.
  • Водительское удостоверение.
  • Страховой медполис.

Кроме того, граждане используют свидетельства:

  • О регистрации/расторжении брака.
  • Обязательного пенсионного страхования.
  • ИНН (о постановке на учет в налоговой службе).

В качестве дополнительных документов выступают:

  • Свидетельство о праве на собственность.
  • Свидетельство о госрегистрации автомобиля.
  • Талон техосмотра.

Временными бумагами являются:

  • Свидетельство о временной регистрации.
  • Удостоверение личности. Оно выдается в случае утери паспорта на время его восстановления.

Для иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, временными считаются документы:

  • Миграционная карта.
  • Свидетельство о постановке на учет в УФМС.
  • Разрешение на ведение трудовой деятельности в России.
  • Виза.

Документы, подтверждающие личность

Их достаточно часто требуют в разных организациях. Подтвердить личность в случае отсутствия паспорта можно следующими документами:

  • Свидетельством о рождении (для несовершеннолетних до 14 лет).
  • Загранпаспортом.
  • Удостоверением военнослужащего, мичмана и пр.
  • Военным билетом.
  • Справкой об освобождении из места лишения свободы.

Принцип сохранности гражданства

Он имеет особое значение для лиц, находящихся за границей. Суть принципа в том, что наличие гражданства РФ не связано с обязательным проживанием в России. Многим людям приходится выезжать за границу по тем или иным причинам. При этом срок нахождения за пределами страны может быть достаточно продолжительным. Если гражданин РФ уезжает из страны и планирует постоянно проживать за рубежом, он не будет автоматически лишен российского гражданства. Вместе с тем, субъект, проживающий в РФ, может по собственному желанию выйти из гражданства.

Стоит отметить, что в советское время эти вопросы решались несколько иначе. Так, в Указе Президиума ВС СССР от 1967 года говорилось, что лица, выехавшие в Израиль для постоянного проживания, признавались автоматически выбывшими из советского гражданства.

Обеспечение покровительства и защиты российских граждан, находящихся за границей

О нем говорится в 7-й статье Закона "О гражданстве". В ст. 4 этого же нормативного акта установлен запрет на выдачу российского гражданина иностранному государству и высылку его за пределы России.

Сегодня за границей находится довольно много россиян. Некоторые живут за рубежом постоянно, некоторые пребывают временно. Само по себе нахождение человека за пределами России нельзя рассматривать как ограничение его конституционного статуса. Несмотря на то, что он не находится в РФ, он остается ее гражданином.

В качестве формального основания для покровительства и защиты таких людей выступает документ, подтверждающий гражданство. Это может быть общегражданский, заграничный, дипломатический, служебный паспорт, удостоверение моряка. Приехав в другую страну, субъект должен встать на учет в консульском учреждении или диппредставительстве. С момента его регистрации сотрудники этих организаций должны охранять его интересы и при необходимости оказывать помощь.

Россия всегда была страной, которая притягивала большое количество переселенцев из ближнего и дальнего зарубежья. Это происходило по многим причинам – из-за войн и катаклизмом, естественного движения народов, обмена научным потенциалом и др.

При этом всегда возникал вопрос: какой правовой статус имеют иностранцы на территории РФ, какие имеют ? Чем регламентируются права иностранных граждан?

Правила въезда иностранцев на территорию Российской Федерации

  • Въезд возможен после получения визового разрешения.
  • Предыдущий пункт не касается граждан тех стран, с которыми заключен договор свободного посещения.
  • Из Казахстана, Беларуси, Украины, и Киргизии въезд в РФ осуществляется по внутренним паспортам.
  • В январе 2015 года был введен упрощенный порядок учета граждан Украины, въезжающих на территорию РФ.
  • При въезде в страну иностранец заполняет карту мигранта, в которой указывает цель визита и предполагаемые даты выезда.
  • После прибытия иностранного гражданина на территорию России, он должен пройти регистрацию. Большая часть иноземцев обязана осуществить эту процедуру в течение трех суток. Но некоторые страны имеют привилегии. Например, таджики могут проходить регистрацию до 15 суток, казахи – до 30 суток. Для белорусов границы практически нет, и они даже не заполняют миграционные карты. Они имеют большие привилегии по сравнению с жителями других государств.

Если иностранный гражданин на территории России пребывает временно, то его присутствие в стране ограничивается тремя месяцами, за исключением следующих ситуаций:

  • виза продлена или получена новая;
  • получен патент на трудоустройство;
  • иностранец подал документы на получение статуса человека, проживающего временно, или вида на жительство;
  • иностранец поступает в учебное заведение.

Трехмесячный срок пребывания в стране сокращается, если:

  • Произошел подлог или подделка документов, когда оформлялось разрешение на въезд.
  • В течение прошлых трех лет иностранец более двух раз получал административные штрафы или попадал в поле зрения правоохранительных органов (например, штрафы за нарушение правил дорожного движения).
  • При предыдущем въезде виза была просрочена без уважительных причин.
  • Иностранца депортируют на государственном уровне (например, по причине выявления шпионажа).
  • Иностранца экстрадируют на территорию страны, где им было совершено преступление.
  • Не оформлен полис добровольного страхования.
  • При пересечении границы не предоставлено свидетельство о наличии у иностранца денежных средств, достаточных для жизнедеятельности в РФ.
  • Гражданин другой страны находится в списке нон грата и ему запрещен въезд в Россию.
  • В предыдущий приезд иноземец не заплатил пошлины или не компенсировал затраты на его выдворение из страны.

Предлагаем к просмотру видео «Мигранты нужны? Опросы среди Россиян»

Иностранные граждане, которые получили разрешение временно проживать в стране, могут быть в этом статусе до трех лет.

При получении данного статуса документ не выдается. Просто ставится штамп в паспорте. Исключением являются апатриды, которым оформляют отдельный документ, с указанием основных данных: имени и фамилии, дате и стране рождения и др. Запрос на получение этого статуса можно сделать в Федеральной миграционной службе, диппредставительствах или консульствах.

Кто такие граждане, лица без гражданства и иностранцы

При рассмотрении вопроса о присвоении статуса направляются запросы в различные государственные структуры и на основании ответов оттуда иностранцу дают разрешение или отказывают. Весь процесс может занять до полугода.

В случае отказа, повторить запрос можно не раньше, чем через год.

Если статус получен, то иностранный гражданин обязан отчитываться о своих доходах перед миграционной службой. Разрешение на временное проживание выдается на основе квот (Таблица 1). Система квот предполагает определенное число иноземцев, которые ежегодно могут получить право временно проживать в РФ.

Без квотирования этот статус получают следующие категории иностранных подданных:

  • Люди, родившиеся в РСФСР, и имевшие паспорт СССР.
  • Имеют в России недееспособных прямых родственников или детей.
  • Заключили брачный договор с гражданином Российской Федерации.
  • Подписали контракт на службу в вооруженных силах.
  • Лица, участвующие в Госпрограммах переселения.

Таблица 1. Квоты на временное проживание (2017–2019 гг.)

Что дает право временного статуса

В случае получения временного статуса на проживание иностранец получает право:

  • на бесплатную медпомощь;
  • легальное пребывание в стране 3 года;
  • регистрацию своих бизнес-структур;
  • может свободно покидать страну и возвращаться обратно.

Запрос на получение вида на жительство разрешается подавать, если иноземец прожил в РФ больше одного года. Собрав нужные документы и отправив их в отдел по делам мигрантов (до окончания временного статуса должно оставаться не меньше полугода), иностранец должен ждать решение своего вопроса около 6 месяцев.

Еще занимательное видео по теме: «Правда? Иностранцы в России»

Более быстрое рассмотрение вопроса осуществляется для следующих групп населения:
  • Лица, родной язык которых русский, или людей, участвующих в Государственных программах по переселению.
  • Белорусских граждан или специалистов в определенных сферах (3 месяца).
  • Люди со статусом беженцев (15 дней).

В случае успешного получения вида на жительство (максимум на 5 лет с правом продления) иностранные граждане имеют право:

  • Свободно покидать и возвращаться в страну (при этом находиться в стране ежегодно не меньше 180 дней).
  • Получать одинаковые льготы и привилегии с обычными гражданами РФ, кроме права голосовать.
  • Работать без дополнительных разрешений.

Отдельные категории иностранных граждан

  • Специалисты высокой квалификации – имеют особые льготы при оформлении вида на жительство. Этот статус дается при условии заработка не менее 2 млн р. в год (для ученых или учителей/преподавателей 1 млн. руб. в год).
  • Граждане с дипломатическим иммунитетом – сотрудники диппредставительств на территории России. Они могут не подчиняться законам РФ. Это касается:
  1. Налоговых вопросов. Их работа в посольствах не подвергается налогам или сборам.
  2. Дипломатическая почта, имущество, транспорт или жилье неприкосновенно.
  3. Освобождение дипломатического багажа от таможенного досмотра и пошлин.
  • Лица, со статусом беженца, проходят упрощенную процедуру оформления документов, имеют право работать на законных условиях, бесплатно лечиться и получать пенсионные выплаты.

Образец уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания

Трудовые права иностранных граждан и лиц без гражданства

  • Право работать у частных лиц по найму, заключать контракты. При этом работодатель должен получить разрешение, кроме случаев, когда на работу устраиваются люди со статусом временного жителя или с , специалисты, дипломаты или участники государственных программ.
  • По системе квот (таблица 2), в некоторых регионах РФ брать на работу иностранцев запрещено.
  • С 2018 года иностранные граждане не имеют законного права устраиваться на работу в сферу торговли и медицины (например, работать или тем более ).

Требования для трудоустройства иностранцев:

  • Возраст не менее 18 лет.
  • Экзамен на достаточное владение русским языком.
  • Документ, разрешающий трудовую деятельность не должен по срокам превышать сроки документа, который дает право проживания в РФ.
  • Устраиваться на работу допустимо только в области или крае, где получено разрешение.
  • Работодатель должен постоянно извещать миграционные службы при приеме или увольнении иностранного гражданина. В ином случае он платит штраф от 7 000 до 1 млн. р.

При выдаче квоты на работу учитываются:

  • Наличие разрешения на въезд.
  • Актуальность профессии.
  • Наличие родственников в России.
  • Знание русского языка и присутствие недвижимого имущества в РФ.

Таблица 2. Квоты на рабочие места для иностранцев (2017-2019 гг.)

Регион Кол-во по годам
2017 2019 2019
Центральный 38 500 26 682 21 753
Северо-Запад 10 020 13 406 6 975
Южный Федеральный 10 450 4 496 1 393
Северный Кавказ 7 250 2 363 2 180
Приволжский 19 500 10 548 5 186
Уральский федеральный 8 350 21 772 19 718
Сибирский федеральный 21 050 20 740 14 681
Дальневосточный 8 880 38 180 36 132

Данная информация может представлять интерес для граждан, имеющих гражданство России и в том числе и гражданство Греции, или других стран или ВНЖ в Греции. Подробное толкование статьи о регистрации вашего другого гражданства в федеральной миграционной службе - что, кому, и как.

Российских граждан, имеющих двойное гражданство или ВНЖ другой страны, обязали сообщать о нем в Федеральную миграционную службу. 4 августа закон вступил в силу, а с 17 августа начинается отсчет 60-дней, срока, в который необходимо подать уведомление.

В законе также указывается, что неисполнение "обязанности гражданина уведомить ФМС России о наличии имеющегося иного гражданства (или ВНЖ)" карается высокими штрафами, впоть до уголовной ответственности.

Сообщить о втором гражданстве можно как лично, придя в отделение миграционной службы, так и по почте. Процедуру уведомления в ближайшее время разработает ФМС.

Кроме того, необходимо уведомлять ФМС о наличии второго гражданства и у детей. Данные в ФМС в этих случаях необходимо будет передавать "законным представителям гражданина РФ, не достигшего 18-летнего возраста, за исключением также категории постоянно живущих за границей".

Напоминаем еще раз, что новый закон (Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ) вступил в силу 4 августа. С этого момента у всех россиян, имеющих второе гражданство, есть два месяца, чтобы уведомить о нем миграционную службу. Для жителей Крыма нововведение начнет действовать с 2016 года.

Тех, кто нарушит процедуру уведомления, накажут административным штрафом – от 500 до одной тысячи рублей. А вот россиянам, которые умолчат о своем втором гражданстве, грозит уголовная ответственность. Это штрафы до 200 тысяч рублей, либо принудительные работы на срок до 16 суток.

Между тем, в законе предусмотрены исключения. Они касаются, например, тех, кто имеет российское гражданство, но постоянно проживает на территории другой страны.

Как сообщили в ФМС России (см. видео №3. Пресс конференция ФМС), посольства и консульские отделы РФ за рубежом НЕ имеют полномочий принимать документы (уведомления) от граждан.

Однако, наверное только там можно получить подробные ответы на интересующие вас вопросы, причем в каждом конкретном случае. В том числе, получить ответ на вопрос, нужно ли именно Вам уведомлять ФМС России о наличии второго паспорта, так как есть один нюанс - в законе.

ИСКЛЮЧЕНИЕ СДЕЛАНО ДЛЯ "ГРАЖДАН РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ, ИМЕЮЩИХ ТАКЖЕ ИНОЕ ГРАЖДАНСТВО, ИЛИ ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО, ИЛИ ИНОЙ ДОКУМЕНТ, КОТОРЫЙ ПОДТВЕРЖДАЕТ ПРАВО НА ЕГО ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ".

Попадаете ли вы под эту формулировку или нет, и как понять насколько постоянно вы проживаете за рубежом, чтобы попасть под имеющуюся категорию граждан - можно, скорее всего, уточнить лишь в консульстве или непосредственно в ФМС России (которые, кстати, сами не дают точной формулировки данному понятию).

Юристы указывают на то, что закон «сырой» и в нем недостаточно четко изложены механизмы его исполнения. Например, в российском законодательстве отсутствует четкое определение, КТО ЯВЛЯЕТСЯ «ГРАЖДАНИНОМ РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИМ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ». В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ читаем: Статья 20. Место жительства гражданина 1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. «Преимущественно» – не расшифровывается. Для сравнения, в Гражданском Кодексе Украины ПМЖ прописано чётко – это место, где человек проживает более половины календарного года. «По умолчанию» такая же норма действует и в России, но далеко не во всех случаях. Мы сталкиваемся с тем, что различные юридические ситуации влекут за собой и различное толкование понятия ПМЖ.

Приведём примеры. В российском законодательстве по вопросам усыновления граждане, находящиеся на ПМЖ за пределами РФ приравниваются к иностранным гражданам и для них действуют иные законодательные нормы, нежели для граждан РФ. В этом случае юристы определяют ПМЖ следующим образом. Гражданин РФ считается постоянно проживающим за рубежом, если у него есть вид на жительство или иной документ, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории иностранного государства и подтверждающий право на свободный выезд и возвращение в это государство.

КРИТЕРИЕМ ПМЖ за рубежом является также факт снятия кандидата с постоянного регистрационного учета в РФ и постановка его на учет в посольстве РФ в соответствующем зарубежном государстве. ЕСЛИ У КАНДИДАТА СОХРАНИЛИСЬ ГРАЖДАНСТВО РФ И ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ТО ФОРМАЛЬНО ОН НЕ ВХОДИТ В КАТЕГОРИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ЛИБО ГРАЖДАН РФ, "ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ" ЗА РУБЕЖОМ.

То есть, если у вас есть паспорт гражданина РФ и прописка (регистрация) на территории РФ, то никого не интересует как долго и где вы проживаете: ФОРМАЛЬНО вы относитесь к категории граждан РФ "ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ", даже при наличии второго (двойного) гражданства (см. видео №2 О втором - двойном гражданстве и их отличиях одного от другого).

В вопросах, касающихся налогообложения граждан, действуют другие нормы. В Законе о валютном регулировании и валютном контроле используется термин резидент – применительно к правам и обязанностям лиц в финансовых и налоговых правоотношениях. Ст.1, п.6 даёт определение резидента: это физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО ГОДА, В ТОМ ЧИСЛЕ ИМЕЮЩИХ ВЫДАННЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНОМ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Итак, для сферы налогообложения ГРАЖДАНИН РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ (а значит неризедент) – это любой гражданин, находяшийся за пределами РФ БОЛЕЕ ГОДА.

Однако, в Конвенции между Россией и Грецией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал мы опять встречаем более расплывчатое определение: Если в соответствии с положениями физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его положение определяется следующим образом: a) оно считается резидентом только того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обоих Государствах, то оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов); b) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Государств, оно считается резидентом только того Государства, ГДЕ ОНО ОБЫЧНО ПРОЖИВАЕТ. «Обычно проживает» опять-таки трактуется юристами как – более 180 календарных дней в году.

А что говорится по этому поводу в подзаконных актах, касающихся консульского учёта? Приказом Министерства иностранных дел РФ в 2011 г. были введены Правила ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации. В них читаем, что «Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации ведут учет граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории соответствующего консульского округа, в целях обеспечения их прав, интересов и безопасности...» Кто такие «временно находящихся или постоянно проживающие» и чем между собой отличаются – в документе не прописано. В Консульстве РФ регистрируют ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ зарегистрироваться (но не обязывают делать это). Хотя для получения загранпаспорта в Консульстве РФ и оформления некоторых документов регистрация является обязательной .

Есть еще один момент, на который указазывают юристы. Дело в том, что при пересечении границы Российской Федерации на паспортном контроле пересекающих границу граждан не регистрируют. То есть Федеральная пограничная служба не ведет учёт въезжающих и выезжающих граждан и единственным доказательством сроков вашего проживания за пределами РФ является ваш загранпаспорт со штампами Паспортного контроля. Поэтому, на всякий случай, сохраняйте старые загранпаспорта (как совет, данный одним юристом).

Большое количество иностранных граждан въезжают на территорию нашей страны в соответствии с миграционным законодательством, но нередко по тем или иным причинам утрачивают основания для нахождения в России, в результате чего становятся нелегальными мигрантами.

Так, иностранный гражданин может пребывать в Российской Федерации в течение срока действия выданной ему визы. В случае, если он прибыл в страну в порядке, не требующем получение визы, то срок его проживания в России ограничен 90 днями (ч. 1-2 ст. 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ " "; далее – закон об иностранных гражданах). Таким образом, иностранец обязан выехать из Российской Федерации до истечения срока его легального пребывания в стране, в противном случае его нахождение на территории России становится незаконным (ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ " "; далее – закон о порядке выезда и въезда в Российскую Федерацию).

ФОРМА
Уведомление о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства

Для нарушителей миграционного законодательства предусмотрена административная ответственность, в том числе и такая мера, как принудительное выдворение. Согласно нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от 2 тыс. до 5 тыс. руб. с административным выдворением за пределы страны. Административное выдворение заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан через государственную границу за ее пределы (). Такой вид наказания назначается судьей ().

Вместе с тем, например, Московский городской суд доводы нарушителя Д. о том, что его жена является гражданкой Российской Федерации и проживает в нашей стране, учел при назначении наказания. По его мнению, каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, и такая мера наказания, как выдворение, не может быть признана правомерной при таких обстоятельствах (решение Московского городского суда от 30.11.2016 по делу № 7-13565/2016).

Однако некоторые суды принимают во внимание наличие у нарушителя родственников в России, но не любых. Севастопольский городской суд на доводы иностранца по аналогичному делу о том, что у него имеются родственники в России – дяди и тети, в решении отметил, что у виновного отсутствуют на территории Российской Федерации семья и близкие родственники (). Напомним, что в соответствии со близкими родственниками считаются супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Отметим также, что намерение иностранного гражданина создать в России семью судами также не принимается как основание признания правонарушения малозначительным (решение Московского городского суда от 20 февраля 2017 г. по делу № 7-1772/2017). Так, по делу о привлечении гражданки Ч. к административной ответственности за нарушение режима пребывания в России суду была предоставлена справка о том, что она беременна и, с ее слов, намерена вступить в брак с гражданином Российской Федерации. Но суд посчитал, что гражданка Ч. на момент рассмотрения в суде дела в отношении нее в браке с гражданином России не состояла (заявление о регистрации брака подано уже после вынесения постановления о возбуждении дела), сведений о невозможности получения сопутствующего беременности медицинского обслуживания на территории страны гражданской принадлежности ею не было представлено. В связи с чем суд посчитал, что оснований для признания правонарушения, вмененного Ч., малозначительным или назначенного административного наказания чрезмерно суровым не имеется.

В то же время Верховный Суд Российской Федерации недавно дал ответ на вопрос, следует ли назначать в отношении иностранных граждан, имеющих семью и детей на территории Российской Федерации, административное наказание в виде выдворения за пределы Российской Федерации при нарушении ими режима пребывания на территории России ().

Так, по делу гражданки Д., которая по истечении разрешенного срока временного пребывания не выехала за пределы Российской Федерации, суд первой и надзорной инстанции определили ей наказание в виде штрафа с административным выдворением в виде самостоятельного контролируемого выезда из Российской Федерации (постановление Ногликского районного суда Сахалинской области от 1 октября 2013 г. по делу № 5-31/2013 , постановление Сахалинского областного суда от 11 января 2016 по делу № 4а-1/2016). На доводы защитника Д. о том, что нарушитель находится в брачных отношениях с гражданином Российской Федерации и имеет несовершеннолетнего ребенка, суды посчитали, что эти обстоятельства не освобождают ее от обязанности соблюдать иммиграционное законодательство и не являются основанием к невозможности применения к ней наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации.

ВС РФ с позицией судов первой и надзорной инстанций не согласился (). По мнению суда, назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к виновному лицу такой меры ответственности. Кроме того, суд считает, что такая мера наказания назначается в случае, если это единственно возможный способ достижения баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Суд также отметил, что согласно данный кодекс основывается на , общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации. В силу положений (далее – Конвенция) каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни и не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права. Вместе с тем иностранному гражданину въезд в Российскую Федерацию не разрешается в течение пяти лет со дня административного выдворения (). Таким образом, суд пришел к выводу, что такая мера наказания, как выдворение, не исключает серьезного вмешательства со стороны государства в осуществление права Д. на уважение семейной жизни.

Кроме того, ВС РФ подчеркнул, что признал, что устанавливаемые в правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, личность правонарушителя, но и гарантировать тем самым адекватность порождаемых последствий тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.

Так, с учетом личности Д., а также конкретных обстоятельств (ее семейного положения), суд принял решение, что назначение Д. административного наказания в виде административного выдворения противоречит требованиям .

Таким образом, постановления судов первой и надзорной инстанции подлежат изменению путем исключения из них указания на назначение ей административного наказания в виде административного выдворения, постановил ВС РФ.

Многие граждане нашей страны хотят побывать за границей, чтобы посмотреть устои жизни иностранных жителей, отдохнуть и узнать много нового. Но стоит понимать, что, находясь за границей вы подпадаете под юрисдикцию другой страны, но это не отменяет того факта, что Российская Федерация по-прежнему может вас защищать в проблемных ситуациях. В данной статье мы поговорим о правах Россиян за границей , куда можно обратиться за помощью , кто должен помогать в другом государстве , и что если возникли проблемы , можно ли обратиться в посольство ?

Права Россиян за границей

Конституция Российской Федерации в статье 27 говорит о том, что любой гражданин может выезжать за пределы государства. Кроме того, данный гражданин Российской Федерации имеет право вернуться в свою страну.

Граждане могут выезжать по различным основаниям: отдых, смена временного жительства, приглашение родных и близких, образование, работа, туризм и т. д. Документом, удостоверяющим личность, по-прежнему остается паспорт, а для специальных субъектов это может быть паспорт дипломата, паспорт по службе, паспорт моряка. Связь с государством имеет важное значение, ведь именно оно взяло на себя обязанность заботится о своих граждан и защищать их права и обязанности. При контакте с государством стоит прежде всего обратить на свои права, которые первоначально даются в Конституции. Если вы контактируете с определенным государственным органом, то его деятельность регулируется либо федеральными законными, либо ведомственными актами.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

Юристов готовы Вам помочь.

Таким образом, вы можете осознавать взаимные права и обязанности, и понимать их значение. Тем не менее, лучше почитать доктрину и практику по этому вопросу. Естественно стоит находить современную информацию, так как источники права могут поменяться, а информационные источники так и остаются в книгах и интернете. Практика имеет важное значение для изучения вопроса, так как несмотря на принцип законности, все же имеется масса действий, которых на самом деле производятся в нарушении нормативных норм и основополагающих принципов внутригосударственного и международного права.

Граждане Российской Федерации, которые проживают за рубежом имеют двойное подчинение законодательству, то есть они находятся под юрисдикцией Российской Федерации и правовой системы иностранного государства. В таком случае, например, если в Российской Федерации установлено правостороннее движение, а в Великобритании левостороннее, то, естественно, лицо не будет ездить по правой стороне дороги, если в РФ установлено иное. Также существуют лица с двойным гражданством, поэтому они обязана соблюдать законы так же обеих стран.

Кто должен помогать в другом государстве

Очень важно иметь ввиду статью часть 2 статьи 61 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что, когда гражданин выезжает за границу Российская федерация покровительствует его интересы.

Для этого создаются дипломатические и консульские учреждения в иностранных государствах для защиты прав и свобод отечественных гражданином. Кроме того, они выполняют некоторые услуги, помогающие взаимодействовать с государственными органами РФ.

По сути данные органы очень широки в своей компетенции, через них можно решать массу вопросов, связанных с государственными органами. Кроме того, данные органы помогают адаптироваться отечественным гражданам, произвести какие-либо действия, осуществляют помощь в защите прав и свобод. Таким образом, консульство и дипломатические учреждения по сути могут выполнить практически весь объем прав, которые выполняют другие органы в РФ, так как они могут выполнять лишь посреднические операции между отечественным государственным органом и гражданином.

Консульские и дипломатические учреждения руководствуется в своя деятельность в первую очередь законодательством Российской Федерации, поэтому важно отметить, что иностранное законодательство на них распространяется только в обывательских вопросах. Если же говорить о защите своих прав, то они имеют дипломатическую неприкосновенность, таким образом, они не привлекаются к ответственности в иностранном государстве. Таким образом, консулы и дипломаты могут беспрепятственно выполнять любые действия для защиты своих прав в пределах своей компетенции. Важно, что них можно разрешить практически любую проблему, связанную с различными правоотношениями. Если в отношении гражданина осуществляются незаконные действия, то ему в первую очередь стоит идти в консульство или дипломатическое учреждение.

При взаимодействии с государственными органами важно учитывать, что там люди хорошо знают свою компетенцию в виде права и обязанностей. Таким образом, доказать свою правоту в спорной ситуации может быть проблемной, учитывая, что у данных лиц есть определенные контакты с другими государственными органами. Тем не менее очень часто данные сотрудники превышают свои полномочия и не выполняют определенные обязанности, в этом случае может помочь обычная жалоба на имя начальника, либо в вышестоящий орган.

В этом случае можно рассчитывать на то, что действия сотрудника будут пресечены, а ваши права восстановлены. Кроме того, жалобы на государственные органы можно подавать до самой верховной инстанции органа, либо подать жалобу в прокуратуру, осуществляющую надзор за государственными органами. Методов защиты свои прав большое множество, просто необходимо научиться правильно пользоваться этим институтом. В этом случае вы сможете защищать свои права в любых правоотношениях, когда они были нарушены либо ущемлены.

На территории иностранного государства может случатся множество различных проблем, включая и самых критических. В этом случае Российская Федерация должна оказать любую поддержку своим гражданам, включая не только дипломатическую и консульскую, но и правоохранительную, судебную, медицинскую и др.

Куда можно обратиться за помощью

  1. Идите в полицию.А лучше возьмите свидетеля и идите в полицию. Даже если кража или нападение случились минуту назад, не пытайтесь найти воров самостоятельно. Потеряете время или нарвётесь на ещё большие неприятности.
  2. Если до поездки вы выполнили 10 перечисленных пунктов, копия паспорта у вас есть.Как и список ценных вещей. В списке подчёркиваете потерянное и вместе с копией паспорта отдаете сержанту на исполнение.
  3. Международной связи и интернета в полицейском участке, как правило, нет.Стандартная практика. С полицейским вам предоставят 10-15 бесплатных минут интернета в любом ближайшем отеле или кафе. Этого достаточно, чтобы сделать три вещи:
  4. Итак, рапорт у вас на руках.С печатью отделения полиции, подписью офицера и штампом, заверяющим подпись – без этого документ не действителен. Сделайте несколько копий.

Возникли проблемы можно ли обратиться в посольство?

При возникновении проблем именно в посольства, консульские и дипломатические учреждения необходимо обращаться в первую очередь. Некоторые ситуации, конечно, можно попробовать разобрать в иностранных государственных органах, но лучше сначала обратиться к своим соотечественникам, и выслушать их совет по этому поводу.

В иностранном государстве гражданину чужой страны тяжело защищать свои права. При спорных ситуациях с государственными органами стоит грамотно разработать последовательность действий. Возможно в данной ситуации вам понадобится юридическая помощь в зависимости от того, насколько сложная данная ситуация.

Бывает, что даже жалобу в государственные органы стоит правильно составить для того, чтобы она была правильно рассмотрена и оценена. Кроме того, ссылки на нормы права и правильное объяснение ситуации дает возможность оценить общественные отношения, указанные в жалобы с юридической точки зрения.

Таким образом, лучше первоначально обратиться за юридической консультации, где будет оценена ваша ситуация, потом юрист сможет понять, насколько вы правы и что можно сделать. Жалобы в вышестоящие органы и прокуратуру могут сыграть ключевую роль, но нельзя забывать о судебной защите граждан, которая тоже может оказать весомую роль для защиты ваших прав и свобод. В конечном итоге, реализация института защиты прав и свобод гражданина требует определенных познаний юридической сфере.

Важно! По всем вопросам прав граждан России за границей, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по международным вопросам и вопросам миграции, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...