Банковское право. Вопросы дл подготовки к зачету Банковское и финансовое право

Лекция 8.

Тема: Финансово-правовое регулирование банковской деятельности.

1. Банковское право: понятие, предмет, методы.

2. Источники банковского права.

3. Банковская система: понятие и структура.

4. Основы правового статуса Банка России.

5. Цели, функции, полномочия Банка России.

6. Национальный банковский совет и органы управления Банка России.

Вопрос 1. Банковское право: понятие, предмет, методы.

Банковское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе осуществления профессиональной предпринимательской посреднической деятельности на денежных рынках.

Предметом правового регулирования любой отрасли права являются те общественные отношения, на которые воздействуют ее нормы.

Предметом банковского права являются четыре группы общественных отношений:

Во-первых, отношения складывающиеся в процессе допуска к банковской деятельности и надзора за ее осуществлением, в ходе формирования и функционирования банковской системы РФ, в ходе деятельности Банка России по осуществлению денежно-кредитной политики (отношения по государственному регулированию банковской деятельности).

Во-вторых, отношения, складывающиеся в процессе создания, ликвидации и реорганизации кредитных организаций, создания и ликвидации их структурных подразделений, отношения между органами управления кредитных организаций, акционерами и тому подобные внутрибанковские отношения.

В-третьих, отношения, складывающиеся в процессе совершения банковских операций и сделок (отношения по осуществлению банковской деятельности).

В-четвертых, отношения с участием организаций банковской инфраструктуры, т.е. организаций, создающих условия для эффективного осуществления банковской деятельности (инфраструктурные отношения).

Методом банковского права предлагается считать совокупность приемов и способов воздействия норм банковского права на регулируемые им общественные отношения, которые направлены на обеспечение финансовой устойчивости банковской системы, укрепления доверия общества к деятельности кредитных организаций и в конечном счете на обеспечение экономической безопасности государства.



Выделяют три способа воздействия, применяемые банковским правом:

Способ императивных властных предписаний, который основан на отношениях власти-подчинения;

Способ экономического (косвенного) регулирования, который направлен на формирование у субъектов банковской деятельности заинтересованности к определенной модели поведения;

Способ дозволений, определяющий рамки экономической свободы субъектов банковской деятельности, внутри которых отношения строятся по модели юридического равенства сторон и действует принцип свободы договора и диспозитивности правового регулирования.

Вопрос 2. Источники банковского права.

По определению теоретиков права, под источником права следует понимать внешнюю форму права, способов выражения государственной воли.

Конституция РФ является основным нормативным правовым актом, который определяет не только государственное устройство РФ, но также содержит некоторые базовые нормы практически всех отраслей российского права.

К правовому регулированию банковской системы и банковской деятельности имеют отношение ст. 71, 75, 83 и 103 Конституции РФ.

Нормативные правовые акты государственных органов , регулирующие банковскую деятельность, включают только федеральные законы. Такой вывод следует из ст. 75 КРФ и ст. 2 Закона о банках и банковской деятельности, согласно которой правовое регулирование банковской деятельности осуществляется КРФ, Законом о банках и банковской деятельности, Законом о Центральном банке РФ, другими ФЗ, нормативными актами Банка России. Отсюда следует, что банковская деятельность не может регулироваться указами Президента РФ, актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и актами органов местного самоуправления.

Допустимо выделить общие и специальные законы, регулирующие банковскую деятельность. Общие законы: ГК РФ, Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс, ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле (от 10.12.2003 № 173-ФЗ), ФЗ О рынке ценных бумаг (22.04.1996 № 39-ФЗ) и др.

Специальные законы предназначены исключительно для регулирования деятельности кредитных организаций. В качестве примера можно привести ФЗ О банках и банковской деятельности от 02.12.1990 № 395-1, ФЗ О Центральном банке Российской Федерации от 10.07.2002 № 86-ФЗ и др.

Нормативные акты Банка России обладают правовыми особенностями, производными от специального статуса Банка России, который формально не включен в систему органов исполнительной власти, хотя фактически выполняет те же функции.

В соответствии со ст. 7 Закона о ЦБ России ЦБ РФ издает нормативные акты по вопросам, отнесенным к его компетенции. Нормативные акты Банка России издаются в форме указаний, положений и инструкций . Они являются обязательными для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

Помимо актов нормативного характера, ЦБ издает ненормативные акты в форме официальных разъяснений и актов технического характера.

Обычаи (банковские обычаи) являются источниками права в силу прямого указания закона (ст. 5, 836, 846, 862, 863, 867, 874 ГК РФ). В соответствии с п. 4 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ» обычай может быть применен независимо от того, зафиксирован ли он в каком-либо документе (опубликован в печати и др.)

Общепризнанные принципы и нормы международного права следует считать источником банковского права в соответствии со ст. 15 КРФ. Согласно КРФ если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

К числу указанных источников банковского права следует отнести унифицированные акты международного банковского права, международные договоры, заключенные РФ, которые содержат нормы банковского права.

В качестве примера можно назвать следующие международные договоры, принятые в рамках международной борьбы с финансированием терроризма и отмыванием доходов, полученных преступным путем:

Конвенцию ООН «О борьбе с финансированием терроризма» (пинята в Нью-Йорке 9 декабря 1999 г.);

Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности (принята 1 ноября 2000 г.) и др.

Не являются источником банковского права различные международные рекомендации. Однако они оказывают большое влияние на формирование внутренних норм банковского права России, особенно в сфере банковского надзора, и деятельности, банков по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Например:

Вольфсбергские принципы по противодействию отмыванию денег в частном банковском секторе от 30 октября 2000 г., разработанные Вольфсбергской группой ведущих банков мира при участии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Деклорация Базельского комитета по банковскому надзору «Предотвращение криминального использования банковской системы в целях отмывания денег», принятую в декабре 1988 г.

11. Уставный капитал кредитной организации. Порядок

составляется из величины вкладов ее участников и определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы ее кредиторов.

Банк России устанавливает норматив минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации, предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала. Норматив минимального размера уставного капитала кредитной организации может устанавливаться в зависимости от вида кредитной организации.

Решение Банка России об изменении минимального размера уставного капитала вступает в силу не ранее чем через 90 дней после дня его официального опубликования. Для вновь регистрируемых кредитных организаций Банком России применяется норматив минимального размера уставного капитала, действующий на день подачи документов на регистрацию и получение лицензии.

Банк России не имеет права требовать от ранее зарегистрированных кредитных организаций изменения их уставного капитала, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Не могут быть использованы для формирования уставного капитала кредитной организации привлеченные денежные средства. В целях оценки средств, вносимых в оплату уставного капитала кредитной организации, Банк России вправе установить порядок и критерии оценки финансового положения ее учредителей (участников).

Приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок одним юридическим или физическим лицом либо группой юридических и(или) физических лиц, связанных между собой соглашением, либо группой юридических лиц, являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу, более 5 % акций (долей) кредитной организации требует уведомления Банка России, более 20 % Предварительного согласия Банка России. Банк России не позднее 30 дней с момента получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении – согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован. В случае, если Банк России не сообщил о принятом решении в течение указанного срока, приобретение акций (долей) кредитной организации считается разрешенным. Порядок получения согласия Банка России на приобретение более 20 % акций (долей) кредитной организации и порядок уведомления Банка России о приобретении более 5 % акций (долей) кредитной организации устанавливаются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России.

Банк России имеет право отказать в даче согласия на приобретение более 20 % акций (долей) кредитной организации при установлении неудовлетворительного финансового положения приобретателей акций (долей), нарушении антимонопольных правил, а также в случаях, когда в отношении лица, приобретающего акции (доли) кредитной организации, имеются вступившие в силу судебные решения, установившие факты совершения указанным лицом неправомерных действий при банкротстве, преднамеренного и (или) фиктивного банкротства, и в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Под созданием кредитной организации понимается совершение заинтересованными

лицами определенной последовательности юридически значимых действий (мероприятий), направленных на создание юридического лица, обладающего правом на осуществление банковской деятельности.

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица,

участие которых в кредитной организации не запрещено федеральными законами.

Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации.

Юридическое лицо-учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение ;

обладать достаточным объемом собственных средств для внесения в уставный капитал

кредитной организации; действовать в течение трех лет; выполнять обязательства

перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом за последние три года.

Кредитная организация – учредитель должна быть финансово устойчивой в течение

последних шести месяцев, предшествующих дате подачи документов для ее государственной регистрации и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также до принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитной организации.

Государственная регистрация создаваемой кредитной организации осуществляется в

соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных

предпринимателей». Решение о государственной регистрации кредитной организации

принимается ЦБ РФ, который также ведет Книгу государственной регистрации

кредитных организаций.

Лицензия на осуществление банковских операций выдается кредитной организации

после ее государственной регистрации в порядке, установленном законодательством

и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами ЦБ РФ. Кредитная организация имеет право осуществлять банковские операции с момента получения лицензии, выданной ЦБ РФ. За рассмотрение вопроса о выдаче лицензии взимается лицензионный сбор в размере 0,1 % от уставного капитала, указанного в уставе кредитной организации.

Указанный сбор поступает в доход федерального бюджета.

Этапами создания кредитной организации считаются:

1) предварительный этап;

2) подписание учредительного договора;

Банковское право как отрасль права входит в единую систему российского права и, в свою очередь, представляет собой систему последовательно расположенных и взаимно увязанных правовых норм, объединенных единством целей, задач и функций. Как и всякая система, банковское право имеет свое внутреннее строение, свою структуру, т.е. состоит из множества составных элементов (частей) и взаимосвязей между ними.

Для понимания структуры банковского права необходимо четко представлять себе его отличия по ряду признаков от гражданского, уголовного и административного права, которые хотя и являются первичными отраслями по отношению к нему, но структурно менее сложны и по содержанию в известной степени более одно­мерны, чем банковское право. Действительно, общественные от­ношения, регулируемые этими отраслями права, отличаются одно­родностью и постоянством. Поэтому при их изучении и постро­ении системы подлежит решению сравнительно простая задача классификации правовых норм на две большие группы: нормы-де­финиции и нормы-принципы, составляющие Общую часть отрас­ли; рабочие нормы, образующие Особенную часть. Поэтому уго­ловное и гражданское право давно кодифицированы, и по этим отраслям подготовлены кодексы, отличающиеся многовековой ло­гической обработанностью и высоким уровнем литературной шли­фовки 1 .

В отличие от гражданского, уголовного и административного права банковское право регулирует общественные отношения, хотя и складывающиеся в процессе осуществления банковской де­ятельности и функционирования банковской системы, но отли­чающиеся друг от друга по своей юридической природе. Сюда от­носятся организационные и экономические, вертикальные и гори­зонтальные, регулятивные и охранительные отношения. В связи со сказанным кодификация банковского права на данном этапе явля­ется весьма сложной задачей.

1. Норма банковского права

Первичными элементами структуры банковского права, опре­деляющими его исходное подразделение, являются отдельные нор­мативные юридические положения (нормы, предписания), регули­рующие банковскую деятельность, построение, функционирова­ние и развитие банковской системы России.

Норма банковского права представляет собой общее правило, предназначенное для определенного круга лиц (обязательных субъ­ектов банковской деятельности и клиентов кредитных организа­ций) и рассчитанное на неоднократное применение. Общий харак­тер правила, содержащегося в правовой норме, предполагает регу­лирование не какого-то единичного отношения, а типичных, по­вторяющихся отношений.

Внутри единой системы банковского права правовые нормы группируются в различные правовые институты и субинституты.

2. Институт банковского права

Институт банковского права - это взаимосвязанная и взаимо­обусловленная совокупность правовых норм, регулирующих от­дельные виды однородных общественных отношений (или их однородные стороны) внутри отрасли права. Единство и разграни­чение институтов банковского права обусловлено единством и раз­личиями отдельных регулируемых ими видов общественных отно­шений. Так, в банковском праве существуют такие правовые ин­ституты, как институт банковского счета, институт банковского вклада, институт банковской тайны, институт безналичных денег и т.д.

Юридическим критерием обособления той или иной совокуп­ности норм в конкретный правовой институт служат, как известно, три признака:

1) юридическое единство правовых норм, которое характеризу­ется общими положениями, правовыми принципами, совокупнос­тью используемых правовых понятий, единством правового режи­ма и т.п.;

2) полнота регулирования определенной совокупности общест­венных отношений. Правовой институт включает в себя различные
виды правовых норм: дефинитивные, управомочивающие, обязы­вающие, запрещающие и иные нормы права, которые в комплексе
содержат все аспекты правового регулирования соответствующей группы общественных отношений, и вследствие этого является
уникальным, выполняет только ему присущие функции и не дуб­лируется другими структурными компонентами системы права;

3) обособление норм, образующих правовой институт, в главах, разделах, частях и иных структурных единицах законов, других
нормативных правововых актов 1 .

Следует отметить, что в банковском праве существует своеоб­разная иерархия правовых институтов, что отражает сложный, многоуровневый характер этой комплексной отрасли. Отдельные институты банковского права по обособленности предмета и обу­словленной ею специфичности (по своему назначению, содержа­нию, форме) могут охватывать правовые нормы, регулирующие от­ношения, являющиеся одновременно предметом нескольких дру­гих институтов. Так, институт безналичных денег содержит право-вовые нормы, которые регулируют также общественные отноше­ния, складывающиеся по поводу таких правовых институтов как институт банковского счета, институт банковского вклада и др. Точно так же институт банковской тайны перекрещивается с таки­ми институтами, как институт банковского вклада, институт бан­ковского счета и др.

Особенности отдельных правовых институтов банковского права, в свою очередь, предопределяют их внутреннюю структур­ную дифференциацию и обусловливают существование в рамках конкретного института соответствующих правовых субинститутов. Так, институт кредитной организации подразделяется на следую­щие субинституты: банк, небанковская кредитная организация, иностранный банк; институт банковской тайны подразделяется на субинституты банковской тайны юридических лиц, банковской тайны физических лиц, банковской тайны предпринимателей без образования юридического лица и т.д.

Порядок расположения правовых норм, институтов и субинсти­тутов внутри отрасли банковского права зависит от особенностей и взаимосвязи регулируемых ими общественных отношений и носит объективный характер.

В отличие от гражданского, трудового, уголовного и других от­раслей права в банковском праве в связи со сравнительно неболь­шим его объемом (имеется в виду число банковских законов) и значительной степенью нормативной консолидированности от­сутствует такой компонент структуры отрасли права, как подот­расль, но это никоим образом не принижает его значения, так как подотрасль в отличие от правового института не служит обязатель­ным элементом каждой отрасли права 1 .

Таким образом, структура банковского права представляет собой объективно обусловленное системой общественных отношений, возникающих в процессе осуществления банковской деятельности, внутреннее его строение, объединение и расположение разнородных (в смысле отраслевой принадлежности) норм в определенной последо­ вательности, имеющее сложный, многоуровневый характер.

При этом, как справедливо отмечает С.С. Алексеев, «слож­ность, многоуровневость структуры права - показатель степени его институционнос т и и в связи с этим уровня его совершенства, его силы, регулирующих возможностей, социальной ценности» 2 .

3. Части банковского права

Внутренняя систематизация юридических норм и институтов банковского права, как каждой отрасли права, обусловлена мето­дологическим подходом к отбору критериев, по которым следует проводить классификацию этих норм и институтов.

Важнейшим критерием внутриотраслевой систематизации яв­ляется необходимость учета того, что для банковского права, как и для любой другой отрасли российского права, характерно наличие норм, закрепляющих общие для нее принципы, идеи и положения, и норм, регулирующих отдельные виды отношений, составляющих ее предмет. В связи с этим с точки зрения теории и практики пред­ставляется целесообразной группировка норм в наиболее крупные подразделения, которыми являются части. Российское банковское право состоит из двух частей - Общей и Особенной.

В Обшую часть входят институты и нормы банковского права, содержащие положения, которые применимы при регулировании всех или значительной группы институтов Особенной части, и, сле­довательно, сюда относятся институты и нормы, закрепляющие основные принципы, правовые формы и методы осуществления банковской деятельности и ее регулирование со стороны государ­ственных органов, организационно-правовое построение банков­ской системы РФ, основные черты правового положения кредит­ных организаций и их клиентов и т.д. Общая часть банковского права служит объединяющим началом для всех остальных норм, выражает общность целей и задач их объединения в отрасль права.

При этом наряду с нормами других правовых отраслей (первич­ных по отношению к отрасли банковского права), содержащимися в банковском праве в силу его комплексного характера, Общая часть рассматриваемой отрасли права включает в себя и специфи­чески «банковские» положения, которых нет ни в одной другой отрасли. Сюда прежде всего относятся нормы, называемые с уче­том их функциональной роли исходными (отправными, учреди­тельными) нормами.

К исходным нормам банковского права относятся прежде всего нормы-дефиниции, которые хотя и не являются непосредственно регулятивными, но носят правовой характер, так как устанавлива­ют общие начала, исходные положения и направления правового регулирования, участвуют в нем опосредованно, действуют в сис­темной связи и единстве с нормами - правилами поведения, дета­лизируются и реализуются через них 1 . В качестве примера в данном случае можно привести дефиниции таких понятий, как «кредитная организация», «банк», «банковская система» и др.

Общая часть банковского права позволяет обеспечить необхо­димое единство правового регулирования общественных отноше­ний, возникающих в процессе построения, функционирования и развития банковской системы России.

Нормы Общей части банковского права конкретизируются в его Особенной части, куда входят институты, имеющие узкоцелевое значение в силу специфики их объекта. При этом соответствующие правовые институты внутри Особенной части банковского права группируются в более крупные структурные подразделения - раз­делы. Таким образом, в Особенную часть входят разделы, в которых сгруппированы институты и нормы, регулирующие отношения в области:

1) операций по привлечению банковских ресурсов:

Институт банковского вклада;

Институт страхования вкладов;

Институт банковского счета;

Институт эмиссии банками собственных ценных бумаг;

2) расчетных правоотношений;

3) операций по размещению собственных и привлеченных средств:

Институт банковского кредита;

Институт лизинга;

Институт коммерческого кредита;

Институт залога;

Институт факторинга;

4) валютных операций:

Институты «иностранная валюта» и «валютные ценности»;

Институт валютного контроля;

Институт корреспондентских отношений с иностранными банками;

Институт расчетов в иностранной валюте;

5) учета и отчетности банков;

6) налогообложения банковской деятельности.


Теоретическая обоснованность структуры банковского права,ее системное построение на основе объективно складывающихся общественных отношений предполагают наиболее правильное применение соответствующих юридических норм и, значит, со­действует укреплению законности и правопорядка в сфере бан­ковской деятельности и выполнению банковским правом актив­ной роли.

Вследствие того, что банки занимают одно из центральных мест в рыночной структуре России и являются связующим звеном между различными экономическими субъектами внутри страны и зарубежными партнерами, вопрос о месте банковского права в системе российского права имеет огромное значение. По данному вопросу существует несколько основных точек зрения. Рассматриваемый вопрос тесно связан с вопросом понятия банковского права . Определение места банковского права в системе российского права напрямую зависит от точки зрения непосредственно на понятие банковского права.

Одни специалисты данной сферы считают, что банковское право – это подотрасль финансового права . Другие специалисты считают, что правоотношения с участием банков представляют собой хозяйственные правоотношения, следовательно, они относятся к предмету регулирования хозяйственного права. Также в юридической науке существует точка зрения, согласно которой банковское право – это самостоятельная отрасль права , так как объектом регулирования банковского права является регулирование правового положения банков. Среди зарубежных ученых существует мнение, что понятие банковского права нужно рассматривать как составную часть кредитного права. Существует и еще одна точка зрения, заключающаяся в том, что банковское право не является ни самостоятельной отраслью права, ни подотраслью какого либо права, а представляет собой просто банковское законодательство. Банковское законодательство России состоит из двух основных частей:

  1. специального банковского законодательства (ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», ФЗ «О банках и банковской деятельности», ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций »);
  2. общего банковского законодательства (Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, ФЗ «Об акционерных обществах », ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью », ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле » и т. д.).

Существует также мнение о том, что банковское право содержит нормы, регулирующие узкий круг специализированных вопросов, к которым относятся:

  1. деятельность кредитных организаций, Центрального банка РФ (ЦБ РФ);
  2. основные принципы организации банковской системы;
  3. порядок и осуществление банковских операций.

Круг указанных вопросов регулируется положениями целого ряда отраслей российского права. Например, гражданским, административным, финансовым правом. Правильным будет считать, что банковское право все же является комплексной отраслью права, которая регламентирует непосредственно банковскую деятельность.

Понятие «банковское право» стало звучать не так давно, всего около 20 лет назад, что связано с развитием банковской системы в России после принятия соответствующего закона. Банковское законодательство выделяет право в данной отрасли как ключевое понятие, и для того чтобы понять принцип действия системы, необходимо уяснить для себя суть банковского права.

Понятие банковского права (предмет, метод, источники) как комплексное понятие получило возможность развития благодаря основанию большого количества банков как государственных, так и коммерческих, а также созданию условий для их развития и процветания. Создание банками выгодных условий для привлечения населения сделало возможным дальнейшее развитие банковской системы.

Понятие «банковское право»

В основе понятия лежат отношения, возникающие между участниками банковской системы в процессе ее становления и развития, включая взаимодействия с иными государственными органами и сторонними организациями.

Теория банковского права (источники по этому предмету) описывает право как комплексное понятие, которое сочетает в себе как гражданское право и его нормы, так и финансовые правовые нормы. До того как банковское право было выделено в отдельную отрасль, оно принадлежало к финансовому праву. Однако далее ввиду своей специфичности и масштабного развития экономики страны возникла необходимость отделения банковской деятельности.

Нормы данных отношений призваны определить рамки взаимодействий между участниками банковской системы.

Предмет понятия

Если понятие банковского права связано с отношениями в банковской сфере, то предметом этих отношений являются непосредственно те действия, которые осуществляются в системе, то есть финансовые операции.

Принципы банковского права

Как и любая отрасль деятельности, банковское дело имеет ряд принципов, по которым осуществляется их деятельность. Понятие и источники банковского права связаны с принципами, такими как неприкосновенность права собственности, поощрение конкуренции в банковской сфере, развитие экономической деятельности в свободном формате, принцип охраны собственности во всех ее формах, а также возможность защиты своих интересов в суде за нарушение своих прав.

Источники банковского права - понятие, виды которого позволяют неукоснительно соблюдать принципы в области банковской деятельности.

Среди принципов банковского права отдельно можно выделить принцип независимости банковской деятельности от государственных органов. Эта независимость проявляется во всех ее сферах: финансовой, имущественной, бюджетной, кадровой и функциональной.

Понятие об источниках банковского права

Нормы банковского права должны быть выражены в материальной форме, что отражается в виде соответствующих документов. Источники банковского права - это нормативные акты.

Система, источником которой является нормативный правовой акт, имеет романо-германское происхождение. В процессе своего развития система получила и свои особенности, обусловленные развитием российской рыночной экономики.

Нормы в сфере банковского права прописаны в Конституции РФ. Другие вопросы организации деятельности банковской системы контролируют федеральные законы, а не нормативные документы субъектов банковской сферы.

Понятие «система источников банковского права» включает в себя следующие нормативные документы, помимо Конституции РФ: федеральные законы, международные правовые нормы, решения судебных инстанций в области банковского права, внутренняя документация банков, договоры, а также документация кредитных организаций.

В некоторых источниках можно найти также информацию о том, что, помимо нормативных документов, к источникам банковского права относят также банковское правовое мышление. Это позволяет прогнозировать дальнейшее развитие отраслей банковской деятельности, оценить эффективность правовых норм и определить потребности финансово-экономического рынка.

Отражение принципов банковского права в Конституции РФ

Конституционные основы права закреплены в нескольких ее разделах. В документе отражены нормы и институты банковского права, определяющие порядок решения ряда вопросов, от назначения главы Национального Банка РФ до решения имущественного вопроса в случае наличия задолженности.

Конституция утверждает порядок решения вопросов, касающихся непосредственно банковской деятельности, а также порядок управления денежными средствами и решения спорных вопросов.

Банковское право и его источники в Конституции РФ затрагивают несколько категорий вопросов:

a) Вопросы, относящиеся напрямую к банковской деятельности.

c) Уровень решения правовых вопросов.

Другие источники банковского права

Существует ряд других документов, которые отражают принципы функционирования банковской системы наряду с Конституцией. Банковское право (источники банковского права) включает в себя не только законы, но и так называемые подзаконные акты, которые делятся на несколько категорий.

Первым актом в этом списке являются нормативные акты, издаваемые Банком России. Их содержание не должно идти вразрез с федеральными законами, в противном случае правда устанавливается в судебном порядке.

Нормативные акты могут быть в виде указаний, инструкций и положений.

Подзаконными актами являются также Указы президента, они являются приоритетными из числа этих документов. Конституция предусматривает перечень тех вопросов, которые находятся в компетенции Президента. Указы могут быть основаны на законах, а также исполняться без них.

Источники банковского права, понятие, виды банковской деятельности часто являются основой для принятия Постановлений Правительства, которые являются гарантом ведения единой политики в области финансов и банковского дела. После принятия того или иного Постановления следует его официальное опубликование, так же как и в случае с Указами президента. При опубликовании в срок 10 дней после создания Постановления или Указа через 7 дней происходит их вступление в силу.

Нормы международного права

Международное право является частью правовой системы РФ и делится на две категории.

Первая из них предполагает соблюдение определенных принципов и норм рядом государств, входящих в сообщество. В эту категорию включаются принципы международной правовой деятельности, а также международное обычное право с его нормами и те принципы правовой деятельности, которые приняты в цивилизованных государствах.

Вторая категория норм относится к международным договорам, заключенным РФ. В том случае, если положения международного договора идут вразрез с законом, то за основу принимают положения международного законодательства.

Однако особенностью Международных правовых норм является то, что нет четкого перечня тех норм и принципов, которые являются международными, в связи с чем могут возникать недоразумения в законодательной сфере. Однако обычно такими принципами и нормами являются документы ООН (Устав), Декларация о правах человека, Международные Конвенции (Женевская, Оттавская). Международное право имеет преимущество перед принципами российского права.

Структура источников банковского права

Нормативно-правовая база является определенной системой, в которой гармонично сочетаются различные источники. Система источников банковского права предполагает наличие ряда нормативных документов, имеющих разное значение и призванных выполнять разные функции.

Все они выстроены в определенном порядке, то есть имеют определенную структуру, которая определяется уровнем значимости того или иного документа. Так, структура источников банковского права предполагает главенство Конституции во многих сферах, в том числе в банковском деле.

Следующими по значимости документами являются Федеральные законы, призванные регулировать деятельность акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, к ним относятся кодексы РФ (Уголовный, Налоговый и Гражданский), законы с положениями о деятельности банков.

Последним уровнем по значимости в структуре уровней источников банковского права являются внутренние нормативные акты банков.

Структура банковского права

Банковское право – довольно объемное понятие, состоящее из нескольких компонентов.

В структуре права различают следующие составляющие:

  • Нормы права – это источники банковского права, о которых упоминалось выше. Это перечень документов, которые определяют порядок совершения тех или иных действий.
  • Институт права предполагает ряд норм, предусмотренных для совершения действий в определенном разделе банковской деятельности. Для примера можно привести институт банковского вклада, счета и т.д.
  • Деление на части банковского права. Многогранность банковского права вызвала необходимость его деления по нескольким критериям. По частям различают Общую и Особенную части банковского права. Специальные принципы и источники банковского права позволяют в Общую часть включить те нормы, которые относятся к регулированию норм Особенной. Исходя из названия, можно сказать, что Общая часть заключает в себе обобщенные принципы банковской деятельности, которые конкретизируются далее, в Особенной части.

Нормы банковского права в зависимости от их назначения могут быть общими и пруденциальными. Общие содержат ряд положений о принципах организации банковской деятельности, ряд правовых норм, организационных пунктов. Пруденциальные содержат ряд мер, направленных на снижение риска банкротства. Они могут быть регулятивными и охранительными. С целью регуляции банковской деятельности происходит контроль над деятельностью кредитных организаций, а также над лицензионной деятельностью.

К охранительным нормам относят материальные нормы и процессуальные. Они имеют отношение к соответствующим разделам права.

Внутреннее строение нормы права

Рассматривая структуру нормы права с другой стороны, можно сказать о том, что в структуре различают гипотезу, диспозицию и санкцию.

Необходимо разобраться с тем, что представляет собой каждый из этих пунктов. Банковское право и его источники предписывают определенные правила поведения в банковской сфере.

Гипотеза содержит непосредственно указание на правила поведения в процессе банковской деятельности, а также возможности реализации такого поведения и действия при возникновении различных ситуаций.

Диспозиция как основная часть в процессе банковской деятельности описывает подробно положения нормы права, границы допустимого поведения.

Санкция – это ряд мер, направленных на предупреждение ситуации нарушения правил поведения в системе банковских взаимоотношений.

Характеристика структурных элементов норм права

С первого взгляда может показаться, что гипотеза и диспозиция – это одно и то же, и для того чтобы опровергнуть это, необходимо разобраться подробнее с этими понятиями. Гипотеза предполагает указание на те условия, в которых применимы те или иные нормативные документы. Диспозиция ставит своей задачей изложение сути ситуации, в которой применим тот или иной документ.

Источники банковского права могут содержать разную информацию, и в зависимости от содержания нормативного акта диспозиция может быть разных видов.

Различают простую, описательную, банкетную и ссылочную диспозицию. Простая диспозиция ставит своей задачей указание к действию. Описательная должна содержать подробное описание того или иного действия. Например, в таком случае будет описано подробно, какие действия относят к правомочным, а какие - к противозаконным. В ссылочной диспозиции имеется указание на другой источник банковского права. В банкетной диспозиции описывается ситуация и применяемые в данном случае нормативные акты.

Каждая диспозиция подразумевает определенную санкцию, некоторые из них – несколько. Санкция является критерием определения тяжести правонарушения. Санкции, так же как и диспозиция, могут быть определенными, относительно определенными и альтернативными. Кумулятивные санкции предполагают применение нескольких мер наказания в ответ на нарушение.

Виды диспозиции

Существует и классификация диспозиций на сложную и простую. Простая предлагает только один вариант решения того или иного вопроса, сложная – несколько. Кроме того, простая диспозиция часто предлагает вариант решения проблемного вопроса, однако не раскрывает его подробно.

Сложная диспозиция может быть кумулятивной и альтернативной.

Изложение материала может быть максимально раскрытым и понятным, и это относится к простой диспозиции. Кроме того, материал может быть относительно определенным, неопределенным и сложно-альтернативным в зависимости от степени раскрытия информации.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...