Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации. А. Относится к ведению Государственной Думы РФ

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

А. Относится к ведению Государственной Думы РФ

Задание 5. Решите задачу

16-летний Иван Прохоров стал членом садоводческого кооператива «Березка». Вскоре он удачно сдал вступительные экзамены и поступил в университет. Учеба отнимала много времени и Прохорову стало некогда заниматься делами садоводческого кооператива, в частности посещать общие собрания. В связи с этим Прохоров решил выдать доверенность на ведение дел в кооперативе своему товарищу Кремлеву 17 лет. Однако председатель кооператива заявил, что такая доверенность будет являться недействительной, поскольку доверенность могут выдавать только полностью дееспособные граждане, Прохоров же обладает ограниченной дееспособностью,так как еще не достиг 18-летнего возраста.

Имеет ли право Прохоров выдавать доверенность на ведение дел в кооперативе? Ответ обоснуйте.

Правовой нигилизм – миф или реальность.

Вариант 5

б) Субъект Российской Федерации

в) Гипотеза

1. К принципам законности относятся: А. презумпция невиновности Б. всеобщность исполнения законов В. приоритет международного права Г. единообразное понимание и применение норм права Д. равенство всех перед законом Е. взаимная ответственность личности и государства
2. Входит ли адвокатура в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления? А. да, входит Б. нет, не входит В. да входит, но только в систему органов местного самоуправления Г. да входит, но только в систему органов государственной власти
3. Срок административного задержания, по общему правилу, не должен превышать: А. 3 часа; Б. 12 часов; В. 48 часов; Г. 72 часа.
4. Основными элементами нормы права являются: А. общая часть и особенная часть Б. гипотеза, диспозиция, санкция В. правило и исключение Г. тезис, доказательство, вывод.
5. Государственный аппарат – это совокупность: А. государственных органов Б. государственных служащих В. государственных предприятий и учреждений


А. В ведении Российской Федерации находятся:

Б. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

1. регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

2. внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;

3. защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

4. установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

5. вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

6. разграничение государственной собственности;

7. судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

8. природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

9. установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

10. метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

11. административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

12. кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

Задание 5. Решите задачу

Журналист опубликовал в газете статью, в которой, ссылаясь на полученные им в ходе журналистского расследования документы, обвинил заместителя генерального директора «Рыбхоза» Иванова в том, что он продал партию креветок в Германию, а деньги присвоил, за что был уволен работы. На похищенные деньги Иванов создал свою фирму. По приговору районного суда журналист был осужден по ч.3. ст. 129 УК РФ (клевета), хотя свою вину не признал и утверждал, что он располагал достоверными данными о виновности Иваново. Как он считал имеющиеся в него доказательства, подтверждают его убежденность в причастности Иванова к присвоению денег за проданные креветки.

Кассационная инстанция приговор отменила, а дело прекратила за отсутствием состава преступления, поскольку посчитала, что из обстоятельств дела видно, что журналист добросовестно заблуждался относительно подлинности распространяемых им сведений.

Законно ли постановление суда кассационной инстанции? Ответ обоснуйте.

Задание 6. Напишите эссе на предложенную тему

Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года.


Вариант 6

Задание 1. Раскройте содержание следующих понятий

б) Диспозиция

в) Юридическая ответственность

Задание 2. Дополните предложение

Задание 3. Решите тестовые вопросы

1. Генеральный прокурор РФ НЕ назначает на должность: А. заместителей генерального прокурора РФ Б. прокуроров субъекта РФ В. прокуроров городов Г. прокуроров специализированных прокуратур
2. Какое из приведенных определений подходит под понятие правовая презумпция А. это несуществующее положение, однако признаваемое законодательством в качестве существующего и ставшее в силу этого признания общеобязательным; Б. это положение, принимаемое в юридической науке и практике без доказательств, в силу его очевидности, убедительности и истинности; В. это предположение о наличии или отсутствии определенных фактов, основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденное предшествующим опытом
3. Преступлениями против свободы, чести и достоинства личности являются: А.похищение человека; Б. торговля людьми; В. захват заложника; Г. незаконное помещение в психиатрический стационар; Д. использование рабского труда.
4. Конкретные жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращение правоотношений, - это: А. нормы права Б. события В. юридические факты
5. Первой Конституцией СССР является: А. Конституция 1918 года Б. Конституция 1924 года В. Конституция 1936 года Г. Конституция 1937 года

Задание 4. Установите соответствие

А. Президент Российской Федерации :

Б. Правительство Российской Федерации:

1. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

2. имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

3. формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

4. обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

5. осуществляет управление федеральной собственностью;

6. утверждает военную доктрину Российской Федерации;

7. осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

8. осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

9. назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

10. назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Задание 5. Решите задачу

Гражданин Мексики К. Петерс после удачно проведенных переговоров, находясь в состоянии алкогольного опьянения, возвращался домой. По пути он напал на прохожего, причинив серьезный вред его здоровью. Потерпевшим оказался Петров - лицо без гражданства, постоянно проживающий на территории Российской Федерации. Через несколько дней после нападения К. Петерс прибыл в Российскую Федерацию..

Можно ли К. Петерса привлечь к уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, если преступление было совершено на территории Мексики?

Если да, то, при каких условиях? Если нет, то почему?

Задание 6. Напишите эссе на предложенную тему

Любое преступление может и должно быть раскрыто – все зависит от желания тех, кто расследует его.


Вариант 7

Задание 1. Раскройте содержание следующих понятий

а) Правонарушение

б) Санкция

в) Источник права

Задание 2. Дополните предложение

Задание 3. Решите тестовые вопросы

1. Парламентом Российской Федерации является: А. Государственная Дума; Б. Совет Федерации; В. Федеральное Собрание.
2. К какой правовой семье можно отнести право Российской Федерации? А. романо-германской правовой семье; Б. англо-саксонской правовой семье; В. семье религиозно-традиционного права.
3. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: А. паспорт иностранного гражданина; Б. документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность без гражданства; В. разрешение на временное проживание; Г. вид на жительство;
4. Признаками административного правонарушения являются: А. общественная опасность; Б. противоправность; В. вредность; Г. наказуемость; Д. виновность;
5. Административная ответственность в РФ устанавливается: А. только КоАП РФ; Б. КоАП РФ и подзаконными актами; В. КоАП РФ и законами субъектов РФ; Г. КоАП РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ;

Задание 4. Установите соответствие

Б. Относится к ведению Совета Федерации РФ

1. назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты

2. утверждение изменения границ между субъектами РФ

3. назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального Банка РФ

4. утверждение указа Президента РФ о введении военного положения

5. принятие Федеральных Законов

6. отрешение Президента РФ от должности

Текст Ст. 103 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой*(22);

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

ж) объявление амнистии;

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 103 Конституции Российской Федерации

1. В части 1 комментируемой статьи определяются вопросы исключительного ведения Госдумы, которые не относятся к законодательной компетенции парламента, а связаны с реализацией принципа разделения властей, выполнением контрольной функции нижней палаты парламента.

Данный перечень не является исчерпывающим. Полномочия Госдумы определяются и другими статьями Конституции РФ, федеральными законами, постановлением Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (далее — Регламент Госдумы). Так, например, полномочия принимать федеральные законы, Регламент Госдумы, решать вопросы внутреннего распорядка своей деятельности содержатся в ст. 105 и 101 Конституции РФ. Федеральный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» конкретизировал полномочие Госдумы о принятии федеральных законов правом принимать такие законы по вопросам обеспечения режима военного положения и по вопросам прекращения или приостановления действия международных договоров Российской Федерации с иностранным государством (группой государств), совершившим (совершивших) акт агрессии против Российской Федерации, и государствами, союзными с ним (ними)*(558). Регламентом Госдумы добавлены полномочия по утверждению планов международных связей Госдумы с парламентами других государств, рассмотрению внешнеполитических вопросов, участию в консультациях при назначении и отзыве Президентом РФ дипломатических представителей в иностранных государствах и международных организациях, внесению запроса в Конституционный Суд РФ и направление представителей Госдумы в него и др.*(559)

В соответствии с комментируемой статьей к ведению Госдумы относятся следующие вопросы, по которым она принимает постановления.

1. Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.

Условия реализации Госдумой полномочий в вопросе назначения Председателя Правительства РФ являются юридическими средствами содействия выработке Госдумой и Президентом РФ общей позиции по кандидатуре Председателя Правительства РФ и элементом системы сдержек и противовесов*(560).

В соответствии со ст. 83, 103 и 111 Конституции РФ Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Госдумы. Госдума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре. Согласие Госдумы на назначение Председателя Правительства РФ считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство от общего числа депутатов Госдумы. Результат голосования оформляется постановлением Госдумы.

В случае отклонения Госдумой кандидатуры на указанную должность Президент РФ может предоставить новую кандидатуру. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 11 Конституции РФ). Процедура подтверждения полномочий назначенного Президентом Председателя Правительства со стороны вновь избранной Госдумы в Конституции РФ не предусмотрена, однако у Госдумы в любом случае имеется право инициировать вопрос о доверии Правительству Российской Федерации*(561).

В 1998 г. Президент РФ трижды представлял Государственной Думе одну и ту же кандидатуру, в результате чего Государственная Дума под страхом роспуска дала требуемое согласие, однако обратилась в Конституционный Суд РФ с запросом о толковании ч. 4 ст. 111 Конституции РФ и, в частности, попросила разъяснить, вправе ли Президент РФ вновь представить отклоненную Госдумой кандидатуру Председателя Правительства РФ и каковы правовые последствия троекратного отклонения одной и той же кандидатуры. В Постановлении от 11 декабря 1998 г. N 28-П по делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ Конституционный Суд РФ указал, что Президент РФ при внесении в Государственную Думу предложений о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ вправе представлять одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата. Право Президента РФ предлагать ту или иную кандидатуру и настаивать на ее одобрении, с одной стороны, и право Госдумы рассматривать представленную кандидатуру и решать вопрос о согласии на назначение — с другой, должны реализовываться с учетом конституционных требований о согласованном функционировании и взаимодействии участников этого процесса, в том числе, на основе предусмотренных Конституцией РФ или не противоречащих ей форм взаимодействия, складывающихся в процессе реализации полномочий Главы государства и в парламентской практике. После трехкратного отклонения представленных Президентом РФ кандидатур Председателя Правительства РФ — независимо от того, представлялся каждый раз новый кандидат либо один и тот же кандидат дважды или трижды, — Государственная Дума подлежит роспуску*(562).

И все же представляется нелогичным трехкратное предложение Президентом РФ одной и той же кандидатуры, неприемлемой для Государственной Думы. Да, Президент РФ вправе выбирать и представлять кандидатуры Председателя Правительства РФ по своей инициативе. Право выбора Государственной Думы ограничено представленными Президентом РФ кандидатурами, однако самостоятельность ее в этих рамках не может быть поставлена под сомнение. Она должна иметь реальную возможность выбирать из представленных кандидатур ту, которую считает наиболее приемлемой. Ситуация, при которой Президент РФ трижды предлагает одну и ту же кандидатуру, очевидно, говорит о том, что Президент РФ либо оказывает давление на Государственную Думу, пытаясь подчинить ее своей воле, либо не желает сотрудничать с данной государственной Думой, сознательно идет на конфликт ней и провоцирует ее роспуск*(563).

2. Решение вопроса о доверии Правительству РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 117 Конституции РФ Государственная Дума может выразить недоверие Правительству РФ. Госдума рассматривает вопрос о выражении недоверия Правительству РФ в недельный срок после его внесения, после чего принимает постановление о недоверии Правительству РФ большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Если обсуждаемый вопрос не набрал большинства голосов депутатов, он считается отклоненным.

Если Президент РФ не согласился с решением Госдумы о недоверии Правительству РФ и Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу.

В соответствии с ч. 4 ст. 117 Конституции РФ Председатель Правительства РФ может поставить перед Госдумой вопрос о доверии Правительству РФ. Данный вопрос рассматривается в Государственной Думе во внеочередном порядке. Решение о доверии Правительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, результаты голосования оформляются постановлением. Если данное решение не принимается, на голосование ставится вопрос об отказе в доверии Правительству РФ. Если ни одно из решений не принято, рассмотрение вопроса прекращается.

Возможность вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ есть проявление реального действия механизма сдержек и противовесов в системе разделения властей, что представляет собой стабилизирующий фактор во взаимоотношениях Президента РФ и Госдумы при решении вопроса о судьбе Правительства РФ*(564).

3. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ.

Назначение на указанную в комментируемой статье должность и освобождение от нее отнесено к ведению Госдумы ввиду того, что данное должностное лицо является одной из ключевых фигур в системе управления экономикой страны и призвано исходить из общефедеральных интересов при проведении кредитно-денежной политики и быть в значительной степени независимой от субъектов РФ*(565).

В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции РФ кандидатуру для назначения на должность или освобождении от нее Председателя Центрального банка РФ представляет Президент РФ не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий Председателя Центрального банка РФ.

Предложенная кандидатура на назначение или освобождение предварительно рассматривается на заседаниях (совместных или раздельных) Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам и Комитета Государственной Думы по кредитным организациям и финансовым рынкам. Данные комитеты вносят проект постановления Государственной Думы по указанному вопросу на рассмотрение палаты.

Председатель Центрального банка РФ считается назначенным, если за него проголосовало большинство от общего числа депутатов Государственной Думы.

В случае отклонения Государственной Думой кандидатуры Президент РФ в течение двух недель вновь представляет кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации. Одна кандидатура не может быть представлена более двух раз.

4. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты РФ и половины состава ее аудиторов.

В соответствии с Федеральным законом от 11 января 1995 г. N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» Председатель Счетной палаты РФ и половина состава ее аудиторов назначаются на должность и освобождаются от должности Госдумой. Председатель Счетной палаты и ее аудиторы назначаются сроком на шесть лет*(566).

Кандидатуру для назначения на должность или освобождения от должности Председателя Счетной палаты представляет Президент РФ. Предложения о кандидатах на должность Председателя Счетной палаты могут вноситься Президенту РФ депутатскими объединениями, комитетами Госдумы, а также депутатами в количестве не менее 1/5 от общего числа депутатов Госдумы. Кроме того, они выносят предложения о кандидатах на должность аудиторов Счетной палаты.

Представленные для назначения на должность или освобождения от нее кандидатуры Председателя Счетной палаты и ее аудиторов предварительно рассматриваются на заседании Комитета Госдумы по бюджету и налогам, который вносит проект постановления Госдумы по указанным вопросам на рассмотрение палаты.

Госдума рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Счетной палаты или освобождении от нее в двухнедельный срок со дня представления Президентом РФ кандидатуры на эту должность.

По вопросу о назначении на должность Председателя Счетной палаты Госдума принимает постановление. В случае отклонения предложенной на должность Председателя Счетной палаты кандидатуры может быть проведено повторное рассмотрение той же или новой кандидатуры, предложенной Президентом РФ.

В случае досрочного освобождения от должности аудитора Счетной палаты Госдума рассматривает вопрос о назначении на вакантную должность аудитора Счетной палаты в двухмесячный срок со дня принятия соответствующего постановления Госдумы.

5. Назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека.

Назначение на данную должность производится Госдумой в связи с тем, что в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»*(567) одной из основных его функций является совершенствование законодательства РФ по правам человека и приведение его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права. Кроме этого, Уполномоченный по правам человека в РФ вправе выступать с докладом на очередном заседании Госдумы, а также вправе обратиться в Государственную Думу с предложением о проведении парламентских слушаний и о создании парламентской комиссии по расследованию фактов нарушения прав и свобод.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается на должность и освобождается от должности Госдумой большинством голосов от общего числа депутатов тайным голосованием. Предложения о кандидатах на эту должность могут вноситься в Госдуму Президентом РФ, Советом Федерации, депутатами Госдумы и депутатскими объединениями в Государственной Думе в течение месяца (в случае досрочного освобождения — в течение двух месяцев) до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного по правам человека.

После оглашения результатов голосования по кандидатурам на должность Уполномоченного по правам человека кандидат, набравший необходимое число голосов для назначения на эту должность, приносит присягу, которая производится председательствующим на заседании Госдумы. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет, считая с момента принесения присяги.

6. Объявление амнистии.

Амнистия — это полное или частичное освобождение от уголовной ответственности и (или) наказания лиц, совершивших преступления, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким. В соответствии со ст. 84 Уголовного кодекса РФ амнистия объявляется Госдумой в отношении индивидуально не определенного круга лиц (акты амнистии могут распространяться, например, на женщин, несовершеннолетних, лиц старше определенного возраста).

Эти акты могут содержать предписания следующего характера:

об освобождении от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления;

об освобождении от наказания или его отбывания лиц, осужденных за преступления;

о сокращении назначенного наказания;

о замене назначенного наказания более мягким;

об освобождении от дополнительного наказания;

о снятии судимости*(568).

Объявление амнистии осуществляется Госдумой путем принятия постановлений об объявлении амнистии и о порядке применения амнистии, которые принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, подписываются Председателем Госдумы и подлежат официальному опубликованию.

7. Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Конституция РФ устанавливает, что Президент РФ может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Госдумой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления (ч. 1 ст. 93 Конституции РФ).

Порядок выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ урегулирован в гл. 22 Регламента Госдумы. Предложение о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности может быть внесено по инициативе не менее 1/3 от общего числа депутатов Государственной Думы. Это предложение должно содержать конкретные указания на признаки преступления (например, государственная измена), которое вменяется в вину Президенту РФ.

Государственная Дума образует специальную комиссию, которая рассматривает данное предложение для оценки соблюдения процедурных правил и обоснованности обвинения. Заключение этой комиссии рассматривается на заседании Государственной Думы.

По решению палаты заседание может быть объявлено закрытым. Палата большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы может обратиться к средствам массовой информации с предложением о прямой трансляции обсуждения данного вопроса.

По итогам обсуждения на заседании Государственная Дума 2/3 голосов от общего числа депутатов палаты принимает постановление о выдвижении обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления отдельно по каждому предложению о выдвижении обвинения.

Решение о выдвижении обвинения оформляется постановлением государственной Думы без дополнительного голосования, которое в пятидневный срок направляется в Совет Федерации, а также для дачи заключений в Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.

2. По всем перечисленным в ч. 1 комментируемой статьи, а также в других статьях Конституции РФ (например, ч. 1, 3 и 4 ст. 101, ч. 1, 4 и 5 ст. 105, ч. 3 ст. 107, ч. 2 ст. 108, ч. 2, 3 и 5 ст. 125, ч. 1 ст. 134, ч. 2 ст. 135, ст. 136) вопросам Госдума принимает постановления.

Госдума вправе принимать также заявления, обращения и парламентские запросы, которые оформляются постановлением палаты.

3. В части 3 комментируемой статьи определен общий порядок принятия палатой постановлений, для утверждения которых необходимо большинство голосов от общего числа депутатов Госдумы.

Общее число депутатов Госдумы составляет 450 человек. Простое большинство голосов — число голосов, превышающее в зависимости от рассматриваемого вопроса половину от общего числа депутатов Госдумы, т.е. для принятия постановления необходимо не менее 226 голосов.

Однако не все постановления Государственной Думы рассматриваются в таком порядке. Существуют и исключения, когда такие постановления принимаются квалифицированным большинством. Квалифицированное большинство голосов — число голосов, составляющее 2/3 или 3/5 голосов от общего числа депутатов Госдумы. Так, не менее 2/3 голосов требуется для принятия решения о выдвижении обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности (), преодоления «вето» Совета Федерации по федеральному закону, принятому Госдумой (); преодоления «вето» Президента РФ по отклоненному федеральному закону (), одобрения федерального конституционного закона (). Не менее 3/5 от общего числа депутатов Госдумы необходимо для поддержки предложения о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 Конституции РФ ().

Государственная Дума является палатой парламента, призванной представлять интересы населения Российской Федерации в целом.

В ст. 103 Конституции РФ определяются вопросы исключительного ведения Государственной Думы, которые, как и вопросы исключительного ведения Совета Федерации, не относятся к законодательной компетенции парламента, а связаны с реализацией принципа разделения властей, что обеспечивается системой сдержек и противовесов во взаимоотношениях властей. Так, законодательная власть в лице Государственной Думы участвует в решении вопроса о назначении Председателя Правительства России: к компетенции Думы отнесена дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства (п. "а" ч. 1 ст. 103). Согласно п. "г" ч. 1 ст. 83 свое решение Государственная Дума должна принимать по кандидатуре, представленной Президентом.

Реализация Государственной Думой рассматриваемого полномочия связана с соблюдением условий, установленных в ст. 111 Конституции. Первое условие ограничивает Думу по времени при рассмотрении вопроса о выражении согласия Президенту на назначение на должность Председателя Правительства. В соответствии с ч. 3 ст. 111 решение Государственной Думы должно быть принято не позднее недельного срока со дня внесения Президентом предложения о кандидатуре Председателя Правительства.

Другим условием, в определенной степени сдерживающим свободу Государственной Думы при определении своей позиции по кандидатуре на должность Председателя Правительства, является положение ч. 4 ст. 111. В Конституции установлено, что в случае трехкратного принятия Думой решения об отклонении представленных Президентом кандидатур на должность Председателя Правительства Президент без предварительного согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

Условия реализации Государственной Думой полномочий в вопросе назначения Председателя Правительства являются юридическими средствами содействия выработке Государственной Думой и Президентом общей позиции по кандидатуре Председателя Правительства и элементом системы сдержек и противовесов.

К исключительной компетенции Государственной Думы отнесено решение вопроса о доверии Правительству (п. "б" ст. 103), что является юридической формой ответственности Правительства перед парламентом.

Согласно Конституции вопрос о доверии Правительству может решаться Государственной Думой по собственной инициативе (ч. 3 ст. 117) либо по инициативе Председателя Правительства (ч. 4 ст. 117). В зависимости от того, кто является инициатором рассмотрения вопроса, в ч. 3 и 4 ст. 117 устанавливается различный режим отношений Президента и Государственной Думы в случае принятия последней решения о недоверии Правительству. Общим и главным моментом здесь является то, что выражение Государственной Думой недоверия Правительству не влечет обязанности Президента принять решение об отставке Правительства. Кроме того, важно подчеркнуть, что реализация полномочия по решению вопроса о доверии Правительству связана с возможностью роспуска Думы Президентом при его несогласии с выраженной ею позицией недоверия Правительству.

К ведению Государственной Думы отнесено назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации (п. "в" ст. 103). В соответствии с п. "г" ст. 83 инициатива в подборе кандидатуры на должность Председателя Центрального банка и в освобождении от этой должности принадлежит Президенту, который представляет Думе кандидатуру для назначения на эту должность и ставит перед ней вопрос об освобождении от этой должности. Таким образом, содержание полномочия Государственной Думы по персональному назначению Председателя Центрального банка состоит в принятии или непринятии предложений Президента по этому вопросу.

К компетенции Государственной Думы относится также формирование части состава Счетной палаты. Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов (п. "г" ст. 103).

Пункт "д" ст. 103 Конституции учреждает новую для нашей страны должность Уполномоченного по правам человека, назначаемого Государственной Думой, предусмотрено также принятие федерального конституционного закона об Уполномоченном по правам человека. Согласно мировой практике его деятельность состоит в оперативной защите личности от злоупотреблений должностных лиц и государственных органов. На такую должность назначается лицо, обладающее большими знаниями в области юриспруденции, пользующееся авторитетом у широкой общественности. Уполномоченный действует на основании поступивших жалоб или по собственной инициативе. Должность Уполномоченного по правам человека позволяет выявить общие недостатки деятельности государственных органов, главным образом органов исполнительной власти, обобщить типичные нарушения прав личности, предложить пути их устранения.

Согласно п. "е" ст. 103 в ведении Государственной Думы находятся вопросы амнистии, она принимает решение об объявлении амнистии. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут. Эти вопросы - исключительная компетенция Российской Федерации в лице Государственной Думы (п. "о" ст. 71).

Амнистия - это полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо замена этим лицам назначенного судом наказания более мягким; амнистия может предусматривать и снятие судимости с лиц, ранее отбывших наказание.

Установленное п. "ж" ст. 103 полномочие Государственной Думы по выдвижению обвинения против Президента для отрешения его от должности означает, что только Государственная Дума может выступать инициатором процедуры импичмента. Конституционная процедура отрешения от должности Президента установлена в ст. 93. Основаниями выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента для отрешения его от должности может быть совершение им государственной измены или иного тяжкого преступления.

В ч. 2 ст. 103 определяется форма актов Государственной Думы, принимаемых по вопросам, не относящимся к сфере законодательства, - это постановления. Постановлениями, в частности, должны оформляться решения Государственной Думы по вопросам ее исключительного ведения.

Общий порядок принятия этой палатой постановлений определен в ч. 3 ст. 103: они принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Думы. Установлено также, что постановления могут приниматься в ином порядке, если это предусмотрено Конституцией. Так, в ч. 2 ст. 93 указывается, что решение Государственной Думы о выдвижении обвинения против Президента должно быть принято 2/3 голосов от общего числа депутатов каждой палаты Комментарий к Конституции РФ / под ред. Л.А. Окунькова изд. «БЕК» М.; 1997.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...