Разработка урока: "Социальные институты". Признаки и структурные компоненты социальных институтов

Тема: Социальные институты

Цели и задачи: 1) познакомить с основными этапами институционализации, с типологией социальных институтов, показать их взаимодействие и функции; 2) развивать умения характеризовать с научных позиций основные социальные объекты, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к потребностям общества и функциям социальных институтов, вырабатывать гражданскую позицию.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: комбинированный урок.

Ход уроков

I. Организационный момент

Древние китайцы, задумываясь о том, что определяет судьбу человека, придумали красивую легенду, где упоминались следующие понятия: «ян» и «инь», изображенные на двух сторонах веера.

«Ян» обозначало для них солнце, мужское начало и вообще все светлое, созидательное и позитивное... «Все добро происходит от мужчин, а все зло - от женщин». А вот это (веер переворачивают другой стороной) - иероглиф «инь». Он обозначал луну, а вместе с нею женщину, т. е., по мнению китайцев, «начало печальное и разрушительное».

Согласно легенде владелец этого магического предмета должен сделать выбор: повернуть веер Добром к себе, а Злом к внешнему миру. Или наоборот, Злом к себе, а Добром к внешнему миру. В первом случае желания исполняются и существование улучшится, но ухудшится окружающий мир. Во втором случае мир изменится к лучшему, но за счет того, что станет хуже человеку.

Сегодня вряд ли кто-нибудь из нас будет следовать этой легенде.

Но что же направляет поведение человека в обществе? Что регулирует его поведение? Об этом мы будем говорить на нашем уроке.

Тема урока: «Социальные институты».

План уроков

1. Понятие «социальный институт».

2. Типы социальных институтов.

3. Функции социальных институтов.

4. Социальная инфраструктура.

II. Изучение нового материала

1. Понятие «социальный институт»

Социальный институт - это широкое понятие. Социологи используют его, характеризуя современное общество. Более того, сегодня ученые широко разрабатывают институциональный подход, который позволяет рассматривать общественную жизнь сквозь призму основных социальных институтов. Рассмотрим два определения данного понятия.

Социальный институт - это устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и отражающих систему ролей и статусов.

Социальный институт - это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет общественно значимые ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества.

На основании приведенных определений выделите:

1. Главные черты социального института.

2. Сформулируйте комплекс признаков, присущих социальному институту.

(По ходу работы составляется схема.)

Авторы учебника предлагают вам провести маленькое исследование - пронаблюдать и проанализировать один день старшеклассника с момента подъема и до отхода ко сну. При этом попробуйте определить, какие социальные институты направляли ваше поведение. (Социальные институты: семья, школа, государство.)

По каким признакам социального института вы выявили семью, школу и государство?

Какие роли вы выполняли в семье? В школе? На улице?

Почему в каждом из приведенных примеров вы выбирали ту или иную модель поведения?

Скажите, социальные институты появляются сами по себе? Как появился социальный институт «школа»?

Итак, процесс возникновения социальных институтов, институционализация, - объективный процесс. Он проходит ряд этапов:

Возникновение насущной потребности, осознание ее обществом, формирование на этой основе общих целей;

Постепенная выработка социальных норм, призванных регулировать соответствующую область;

Создание особой системы знаков, символов, говорящих о принадлежности к данному институту;

Возникновение соответствующей системы статусов и ролей;

Создание материальной базы социального института;

Включение сложившегося института в существующую социальную систему, формирование набора санкций для обеспечения ожидаемого поведения.

Разбившись на группы, проиллюстрируйте на конкретных примерах становление социального института. Выбор произвольный. При работе можете опираться на изученный материал.

2. Типы социальных институтов

Работая с пунктом 2 § 2, ответьте на следующие вопросы:

1. Охарактеризуйте типологию социальных институтов.

2. Что лежит в основе типологии социальных институтов?

3. Дайте характеристику пяти главных социальных институтов:

экономического института;

политического института;

института семьи;

социально-культурного института;

института религии.

4. Чем отличаются между собой главные и неглавные социальные институты?

5. Дайте характеристику следующих неглавных институтов:

института собственности;

института брака;

института президентства;

института монархии.

6. Охарактеризуйте и проанализируйте одну из черт социального института - историчность.

7. На примере школы проследите эволюцию данного социального института.

8. Как происходит взаимодействие социальных институтов между собой?

9. Выделите несколько видов такой взаимосвязи. Приведите примеры.

10. К какому главному институту общества могут быть отнесены следующие характеристики: жесткая иерархия, историческая устойчивость, незыблемость исходных идей и утверждений, строгость предписаний в области поведения?

3. Функции социальных институтов

Как вы думаете, в чем главное назначение социальных институтов? (Социальные институты удовлетворяют определенные потребности.)

Выполнение данных функций зафиксировано:

В законах;

Программах;

Уставах.

Давайте познакомимся более подробно с функциями социальных институтов. Обратите внимание на таблицу.

Функции социальных институтов

Явные функции

Скрытые функции

Производство предметов потребления

Удовлетворять потребности людей через комплекс разнообразных товаров в пище, тепле, комфортной среде обитания

Производство данных вещей помогает нам повышать собственный престиж в своих глазах и глазах окружающих

Возникновение крупных промышленных предприятий

Сделать процесс производства более эффективным, а произведенные товары - более дешевыми

Работа на таких предприятиях учила рабочих точности, дисциплине, координации своих действий с другими, т. е. формировала новый тип работника

Средства массовой информации

Освещение сведений о событиях

Внедрение в сознание людей определенных установок, моделей ожидаемого поведения

В жизни общества иногда происходят следующие явления: скрытые функции приобретают негативный характер, а главные функции не реализуются. Тогда речь идет о дисфункции самого социального института. Попробуем рассмотреть этот процесс на конкретном примере.

Внимательно изучите дополнительный материал и ответьте на вопросы.

Разрастание бюрократического аппарата

Не доверяя обществу, Николай I видел главную свою опору в армии и чиновничестве. В николаевское царствование произошло небывалое разрастание бюрократического аппарата. Появлялись новые министерства и ведомства, стремившиеся создать свои органы на местах. Объектами бюрократического регулирования становились самые различные области человеческой деятельности, в том числе религия, искусство, литература, наука. Быстро росла численность чиновников. В начале XIX в. их насчитывалось 15-16 тыс., в 1847 г. - 61,5 тыс. и в 1857 г. - 86 тыс.

Усиливался, переходя все разумные пределы, управленческий централизм. Почти все дела решались в Петербурге. Даже высшие учреждения (Государственный совет и Сенат) были завалены массой мелких дел. Это породило громадную переписку, нередко носившую формальный характер: губернские чиновники строчили ответ на бумагу из Петербурга, не вникнув в суть дела и не собрав необходимых сведений.

Однако сущность бюрократического управления состоит не в исписывании большого количества бумаг и канцелярской волоките. Это его внешние признаки. Сущность же в том, что решения фактически принимаются и проводятся в жизнь не каким-либо собранием представителей, не единолично верховным носителем власти (царем) или ответственным должностным лицом (министр, губернатор), а всей административной машиной в целом. Царь же, министр или губернатор составляют только часть этой машины, хотя и очень важную. Когда министр докладывал царю то или иное дело, царь смотрел на это дело - вольно или невольно - глазами министра. Но и министр не сам писал доклад. Вся подготовка дела была поручена начальнику департамента или столоначальнику. Однажды в минуту прозрения Николай I сказал: «Россией правят столоначальники» (т. е. среднее чиновничество).

Современное государство не может обойтись без исполнительного аппарата чиновников. Однако он должен работать в строгих рамках закона, под надзором и контролем представительных органов и независимого от администрации суда. Только подлинно конституционный строй положил конец всевластию бюрократии.

1. Какую явную функцию ставил перед государством император Николай I?

2. Была ли она реализована? Почему?

3. Можно ли сказать, что речь идет о дисфункции? Позицию аргументируйте.

4. Дисфункция социального института может проявляться:

В падении его престижа в обществе;

Неопределенности;

Размытости целей;

Потере такого качества, как деперсонализация.

Работая с пунктом 3 § 2, приведите пример, демонстрирующий процесс дисфункции социального института в виде деперсонализации.

4. Социальная инфраструктура Очень часто вы слышите термин «социальная инфраструктура». Как вы его понимаете?

(После ответов учеников выстраивается схема.)

Как вы думаете, от чего зависит уровень развития социальной инфраструктуры?

Может ли отсутствие инфраструктуры оказать влияние на экономическое развитие региона?

Что способствует этому процессу, а что мешает?

Что подразумевает сегодня понятие «вандализм»? Имеет ли он место в нашей действительности?

Выскажите предположения о причинах подобного поведения людей.

Что конкретно мы можем сделать в этом направлении?

Разбившись на группы, создайте социальные проекты «Мой двор», «Моя школа», «Мой район». Работу следует представить наглядно.

III . Итог урока

Назовите основные признаки понятия «социальный институт».

Что такое институциализация?

Что лежит в основе типологии социальных институтов?

Что такое инфраструктура в широком и узком значениях этого термина?

Домашнее задание

Выучите § 2, выполните задания 3, 6.

Типология социальных институтов

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг. Семья я - также один из важных социальных институтов. ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и иных социальных норм. Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, охрана здоровья я, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т.д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии.

Р. Миллс различал главные институты:

1) экономический - институты, организующие хозяйственную деятельность;

2) политический - институты власти;

3) семейный - институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;

4) военный - институты, организующие законное наследство;

5) религиозный - институты, организующие коллективное почитание богов.

Николай Шульга разделял социальные институты на слаборесурсни и сильноресурсни.


Типы социальных институтов * 200

* 200: {Глотов М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 13-19. }

В. Ильин социальные институты разделяет на:

o институты-субъекты - это организации разного типа и масштаба (государство, партии, профсоюзы, ассоциации, церковь, фирмы и т.д. Они обладают способностью действовать как над индивидуальным субъекты, стремящиеся конструировать окружающий мир своими проектами);

o институты-механизмы - это устойчивые ценностно-нормативные комплексы, регулирующие разные сферы жизни людей (брак, семья, собственность, капитал, религия и т.д.). * 201

* 201 {Ильин В. И. Социальное неравенство. - М., 2000.}

Признаки и структурные компоненты социальных институтов

К. Панунзио различает четыре подсистемы в структуре социального института:

1) подсистемы символических и утилитарных инструментов (дома, фабрики, автомобили, флаги, знаки отличия и т.п.) * 202;

* 202: {Глотов М. Б. Социальный институт: определение, строение, классификация // Социологические исследования. - 2003. - № 10. - С. 13-19.}

2) подсистемы договорных, семейных и принудительных ассоциаций (трудовые союзы, школьные правления, политические партии, спортивные объединения и т.п.);

3) подсистемы обычаев и правил жизни и привычек (брачная церемония, обязательное посещение в школе, выборная кампания и т. П.);

4) подсистемы идей, верований, идеалов (вера в бога, идеал политической демократии и т.п.).

Похожим является подход С. Фролова, который различает пять признаков (составляющих компонентов) социальных институтов.

Проблема СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ (С. Фролов) * 203

* 203: {Фролов С. С. Социология: Учебник для вузов. - М., 1996. - С. 161-190.}


2. Символические КУЛЬТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ

Флаг Герб Печать Национальный гимн

Фабричная марка Патентный знак

Школьная эмблема

Школьные песни

Школьная форма

Крест Иконы Святыни Гимн

3. утилитарные КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Квартира Мебель

Общественные

Общественные

Магазины Фабрики Оборудование Бланки и формы

Классы Библиотеки Спортивные залы

Церковные

строения

Церковный

реквизит

Литература

Семейные запреты и допущения

Конституция Законы Указы Президента Постановления

правительства

Контракты Лицензии

Правила учеников

Церковные запреты

5. ИДЕОЛОГИЯ

Романтическая любовь Совместимость Индивидуализм

Государственное право Демократия Национализм

Монополии Свободная торговля Право на труд

Академическая свобода Прогрессивная образование

Равенство при обучении

Греко-католическая Православная Протестантизм

Дополнительно можно назвать следующие признаки социального института:

o объективность (социальный институт существует независимо от наших желаний)

o принудительность (обязательность)

o историчность (социальный институт должен пройти определенный путь для возникновения и закрепления).

Конфуций говорил, что для успешного правления нужно три вещи: достаточное количество продовольственных ресурсов, достаточно средств защиты, а также доверие к власти. В крайнем случае можно жертвовать чем угодно, но не доверием к власти.

В нашей стране государственным институтам доверяют значительно меньше, чем семь "й или согражданам.

Социальный институт - устойчивый комплекс норм, правил и символов, которые регулируют определенную сторону человеческой деятельности и организуют их в систему статусов и ролей.


К общим признакам социального института принадлежат * 204

* 204: {Гавра Д.П. "Понятие социального института" // Регион. Экономика, политика, идеология - 1999. - № 1-2.}

Социальные институты и социальные организации: общее и отличное * 205

* 205: {Гавриленко И. Н. Социология. - Кн. 1. Социальная статика: Учеб. пособие. - М., 2000.}

Социальные институты

Социальные организации

Совместное

регламентируют, координируют, перемешать, схематизирует, стереотипизують и интегрируют общественную активность людей, придают ей целесообразности и большей эффективности.

Отличное

Социальные институты объединяют глобальные человеческие сообщества.

Социальные организации объединяют относительно локальные сообщества.

В них отличные ресурсная и действующее мощности

По социальным институтов, то цель их деятельности - скорее что-то формальное и внешнее. Они не только не достигают поставленной цели, но и не могут определить, реализована она или нет. Поэтому, например, большинство государств вообще не определяют своих целей, а производят лишь общую стратегию движения, перспективную ориентацию. Ставят перед собой цель преимущественно тоталитарные государства: нацистские - достичь мирового господства; советские - построить коммунизм; некоторые современные арабские государства сочетают техническую цивилизацию с религиозным фундаментализмом. Но такие цели не только не достигаются, но и заранее не определяются их конкретные содержание, время и пространство, а также четкие эмпирические признаки, по которым можно узнать, что цель достигнута.

Социальные организации способны не только определять границы своей деятельности, но в большинстве случаев достигать их. Для этого у них есть четко определенные критерии достижений - деньги, власть, престиж.

Жизнь социальных институтов - вечно. Они лишь меняют свой структурно-функциональный вид.

Социальные институты продолжают существовать дальше, не выполняя своих основных функции: Нет мощной структуры, которая могла бы наказать их за недостаточную функциональность.

Жизнь социальных организаций ограничено. Не достигнув цели, социальные организации прекращают свое существование: закрываются, банкротятся, самоликвидовують-ся, сливаются с другими организациями и т. Д.

У них разные не только организмы, но и болезни

Самые распространенные болезни социальных институтов - деспотическое перерождение (чрезмерная управляемость), нефункциональность (неспособность удовлетворить те коллективные потребности, ради удовлетворения которых они создаются), отчуждение (от удовлетворения коллективных потребностей и общественного контроля за их деятельностью).

Самыми распространенными болезнями социальных организаций неэффективность, потеря управляемости, бюрократизация.

Социальные институты - результат дальнейшего усложнения и развития структурно-функциональной организации общества. Их составными компонентами являются собственно социальные организации и административные органы.

Итак, социальные институты можно еще определить как упорядоченную совокупность социальных организаций и административных органов, целевым назначением которых является реализация социальных функций (удовлетворение коллективных потребностей).


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский государственный институт
сервиса и экономики
Новгородский филиал

Тема: «Социальные институты и их типы »

по курсу: ______________________________

Студент:2-го курса, з. о.
специальности 2305

Проверил:
_____________________________

Великий Новгород
2001

1 Введение 4

2 Социальные институты 5

2.1. Определение понятия социального института. 5

2.2. Типология социальных институтов 8

2.3. Функции и дисфункции социальных институтов 10

2.4. Институт как нормативная система 13

2.5. Динамика социальных институтов 15

Заключение 17

Список литературы 18

1 Введение

Термин «социология» ввел в 30-е годы 19 века Огюст Конт, которого и считают отцом – основателем новой научной дисциплины. По его представлениям, социология должна была объединить все знания об обществе как едином организме и дать им подлинно научную основу.

Как наука, социология была введена в 1989 году в связи с повышением интереса к социальным процессам. Например, процесс становления гражданского общества связан с утверждением прав и свобод человека, его духовной и экономической независимости гражданина. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможности выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод.

Свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы, самоорганизации человека становится социология. Социология изучает общество, социальные отношения, и социальные общности, их деятельность. Философия также изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения. Социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельную общую абстрактность, а как реальность.

Социология, как определенный тип знаний об обществе выходит из недр социальной философии, перенимает философскую культуру. Одновременно социология стремится к преодолению ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе социальных явлений. Социология ставит целью помочь людям разобраться в сложных проблемах жизни. Люди, создающие общество, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать на основе полученных знаний. В этом случае им на помощь приходит социология.

2 Социальные институты

2.1. Определение понятия социального института.

Социология уделяет большое внимание изучению социальных институтов общества. В социологии имеется множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах американский социолог и экономист Торстейн Веблен (1857 – 1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 году, многие ее положения не устарели до сих пор.

Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как единый компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни 1 .

Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление.

Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

    ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

    совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

    формальную и неформальную организацию;

    совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;

    обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ отличаются друг от друга. Например, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить подгруппу культурных институтов как вид частных социальных институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как культурный институт. Коммуникационные институты являются теми органами, через которые общество посредством социальных структур производит и распространяет информацию, выраженную в символах. Они являются главным источником знаний о накопленном опыте. Подвидом коммуникационных институтов являются библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты, книгопечатание, радио, кино. Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру институциональной системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т.д.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, т.к. благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и образцов поведения.

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи придерживаются различных определений социального института, то они по-разному понимают его внутреннее строение, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных элементов. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того же. По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е. общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять:

    установки и образцы поведения (привязанность, лояльность, ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и субординация в государстве);

    символические культурные признаки (обручальное кольцо, флаг, герб, крест, иконы и др.);

    унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);

    устный и письменный кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);

    идеология (романтическая любовь в семье, демократизм в государстве, свобода торговли в экономике, академические свободы в образовании, православие или католицизм в религии).

2.2. Типология социальных институтов

Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:

    экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;

    политический - институт власти;

    семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;

    военный – институт, организующий законное наследие;

    религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных институтов в человеческом обществе всего пять. Их предназначение - удовлетворять важнейшие жизненные потребности коллектива или общества в целом.

Пять основных потребностей и институтов:

    потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

    потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);

    потребность в средствах существования (экономические институты, производство);

    потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);

    потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.

Как уже говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, которые называются также социальными практиками или обычаями . У каждого главного института существуют свои системы наработанных практик, методов, процедур. Например, экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок и т.д. Также внутри института семьи и брака, находятся и институты материнства и отцовства, родовой мести, побратимства, наследования социального статуса родителей и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом социальной практики ухаживания. В отличие от основного института неосновной институт выполняет специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Типология социальных институтов может строиться по различным основаниям.

В зависимости от сферы действия и их функций институты подразделяются на:

Реляционные, определяющие ролевую структуру общества по самым разным критериям от пола и возраста до индивидуальных занятий и способностей;

Регулятивные, определяющие допустимые рамки действий и санкций, карающие за выход из них (сюда относятся все механизмы социального контроля);

Культурные, связанные с идеологией, религией, искусством и т.п.;

Интегративные, связанные с социальными ролями, ответственными за обеспечение интересов социальной общности как целого.

На основе содержательных задач можно провести деление институтов:

Экономические, к которым причисляют все те институты, которые занимаются производством благ и услуг, регулированием денежного обращения, организацией и разделением труда и проч.;

Политические, или институты, связанные с установлением, выполнением и поддержанием власти (правительства, парламент, политические партии, милиция – полиция и др.);

Культурные, или все те институты, которые созданы для развития культуры, для социализации молодого поколения, передачи ему культурных ценностей общества как целого (семья как воспитательный институт, школа, вуз, учреждения культуры и др.);

Институты социальные или общественные в узком значении этого слова;

Политические институты (государства, партии, армия);

Экономические институты (разделение труда, собственность, налоги);

Институты родства, брака и семьи;

Институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и т.п.).

Социологи еще подразделяют социальные институты на формальные (создаются официально, обычно в рамках государства, имеют строго очерченные границы) и неформальные (не имеют жесткой регламентации). Пример первых – социальный институт здравоохранения, вторых – религия как социальный институт.

Развития социальной системы по сути сводимо к эволюции общественных институтов. В разные эпохи и в разных обществах могут доминировать разные институты. В первобытном обществе, конечно, это была семья, ныне в число приоритетных выходит наука и образование.

4.4. Функции социальных институтов

Главная функция любого социального института, как и социальных институтов в целом – это удовлетворение основных общественных потребностей. Так, например, институт брака и семьи, санкционируя форму половых отношений, удовлетворяет общественную потребность в воспроизводстве населения, социализации подрастающего поколения. Институт религии позволяет людям удовлетворять потребность в осознании смысла жизни, понимании моральных ценностей (добро, зло и др.).

В том случае, если изменившиеся социальные потребности не находят адекватного отражения в структуре и функциях соответствующих институтов, возникает дисфункция.

Такое несоответствие ведет либо к снижению роли такого института, а значит и вырождению функций (бюрократия), либо использование его для корыстного злоупотребления (коррупция).

Когда возникает расхождение между провозглашенными (официально признанными) целями и объективными последствиями, начинает действовать латентная, скрытая функция. Следует заметить, если признанная функция социального института носит произвольный («управляемый») характер, то латентная функция является непреднамеренной, неосознаваемой. Например, если явной функцией запрета на алкоголь или азартные игры является их прекращение, пресечение, то латентной функцией соответствующих действий становится создание подпольной сети (самогоноварение, действие игровых автоматов под видом тренировочных аппаратов и т.д.).

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

      Что означает в социологии понятие «общество»?

      Общность и общество: одно и то же?

      Какие сферы охватывает общественная жизнь?

      Какое понятие является в социологиинаиболее емким и важным: общественное или социальное?

      Что такое социальные институты?

      Какова типология социальных институтов?

      Какие функции выполняют социальные институты?

      Приведите примеры основных социальных институтов в современном обществе. Дайте им краткую характеристику.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...