Принцип нормативно подушевого финансирования образовательных услуг. Нормативно-подушевое финансирование – прозрачный бюджет. Региональный уровень нормативного подушевого финансирования

Государственной программой развития образования РК на 2011-2020 годы (далее – ГПРО) предусмотрен переход организаций среднего образования (кроме малокомплектных школ) на подушевое нормативное финансирование.

Задачами подушевого нормативного финансирования являются:

– нормирование расходов государственного бюджета на реализацию образовательного процесса в школах республики в соответствии с едиными требованиями Государственного общеобязательного стандарта среднего образования (ГОСО);

– совершенствование системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам.

Подушевое нормативное финансирование среднего образования заключается в централизации расходов на образовательный процесс (реализацию ГОСО) на республиканском уровне и выделении пилотным школам бюджетных средств в расчете на 1-го учащегося в год.

Объем выделяемых бюджетных средств зависит от численности учащихся в школах.

Расходы на образовательный процесс включают затраты, связанные с оплатой труда работников школы, учебные расходы, а также премии и стимулирующие надбавки педагогическим работникам школ по результатам их деятельности и качества образовательных услуг.

Функция по обеспечению образовательной среды школ (коммунальные услуги, текущий ремонт, обслуживание зданий, подвоз и питание учащихся, прочее) остается в компетенции местных исполнительных органов с целью сохранения ими ответственности за состояние и развитие сети организаций среднего образования в регионах, поддержание материальной базы и инфраструктуры школ.

Подушевое нормативное финансирование не является новой формой оплаты труда, а представляет собой механизм выделения школам бюджетных средств для реализации образовательного процесса. Все гарантии в сфере оплаты труда работникам школ сохраняются. Расчет и оплата труда работников школы производится в соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий».

Размер подушевого норматива финансирования образовательного процесса (т.е. стоимость обучения 1 ученика) рассчитывается на один учебный год Министерством образования и науки РК (далее – МОН РК) на основании Методики подушевого нормативного финансирования среднего образования, утвержденной приказом Министра образования и науки РК от 30 октября 2013 года №440.

Стоимость обучения 1 ученика различается в зависимости от вида, уровня и места реализации образовательных программ.

При расчете подушевого норматива и общего объема финансирования образовательного процесса школ МОН РК учитывает:

– все существующие доплаты и надбавки за условия труда работников школ;

– нормативную наполняемость классов в городских (24 человека) и сельских (20 человек) школах;

– предельную наполняемость классов (25 человек). Стоимость обучения учащихся, которые превышают предельную наполняемость класса, уменьшается.

Исходя из размера подушевого норматива и на основании данных местных исполнительных органов о численности учащихся в разрезе классов, МОН производит расчет общего объема средств республиканского бюджета на реализацию подушевого финансирования (финансирование образовательного процесса) в каждой школе путем умножения подушевого норматива на численность учащихся конкретной школы (в зависимости от уровня образования, вида образовательной программы).

В основе механизма подушевого нормативного финансирования лежит принцип «деньги следуют за учеником». Эффектом от внедрения механизма подушевого нормативного финансирования в школах будут служить:

– развитие конкуренции между учебными заведениями, так как у школьников и их родителей появится возможность выбирать лучшую школу, а деньги в школу «придут» вместе с учеником;

– повышение качества образовательного процесса, так как угроза оттока учеников будет служить стимулом для администрации школы и местных органов власти улучшать состав учителей, материальную базу и условия учебы в школе.

«Борьба» школ за учащихся и педагогов станет важным условием повышения качества образования. При подушевом нормативном финансировании школа предлагает для повышения качества образования:

– педагогическим работникам: возможности для обучения и повышения своей квалификации, профессионального роста; премирование и стимулирование по результатам деятельности и достижении показателей качества образовательных услуг;

– учащимся: возможности участия в различных конкурсах и соревнованиях, в том числе на международном уровне; обеспечение качественным педагогическим составом, учебными материалами, учебным инвентарем и обновленной материально-технической базой.

Организация и мониторинг проведения апробации подушевого нормативного финансирования на уровне школ поручены АО «Финансовый центр».

С 1 сентября 2013 года начата апробация подушевого нормативного финансирования среднего образования республики на базе 50 пилотных школ в 4 областях республики (Актюбинская, Алматинская, Южно-Казахстанская, Восточно-Казахстанская области).

Общий контингент учащихся пилотных школ составляет около 50 тыс. человек.

Также в пилотных школах проводится апробация функционирования попечительских советов, как нового коллегиального органа управления школой (приложение 3).

В целях подготовки к апробации и последующей реализации подушевого нормативного финансирования среднего образования разработаны и утверждены следующие нормативно-правовые акты:

1) Приказ Министра образования и науки РК «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки РК от 27 декабря 2012 года № 573 «О проведении апробации функционирования попечительских советов в некоторых организациях образования» (19 августа 2013 года №350);

2) Приказ Министра образования и науки РК «Об утверждении Правил подушевого финансирования среднего образования» (30 октября 2013 года №439);

3) Приказ Министра образования и науки РК «Об утверждении Методики подушевого нормативного финансирования среднего образования» (30 октября 2013 года №440);

4) Приказ Министра образования и науки РК «О проведении апробации подушевого нормативного финансирования среднего образования» (4 ноября 2013 года №447);

5) Постановление Правительства РК от 31 мая 2014 года № 598 «О внесении дополнения в постановление Правительства РК от 29 декабря 2007 года № 1400 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий»;

6) Приказ Министра образования и науки РК «О создании рабочей группы по вопросам апробации подушевого нормативного финансирования среднего образования» (14 июля 2014 года № 279).

Подушевое нормативное финансирование образовательного процесса в пилотных школах реализуется за счет целевых текущих трансфертов из республиканского бюджета путем заключения соглашений между МОН РК и местными исполнительными органами.

По результатам апробации в 2013-2014 учебном году директора пилотных школ отмечают возросшую заинтересованность педагогов в каждом ученике, повышении качества преподавания, подъем в работе «спящих» учителей, рост мотивации учителей в личностном и профессиональном росте.

Главной целью внедрения подушевого нормативного финансирования среднего образования является повышение качества среднего образования. Объективно оценить результаты апробации и достижения главной цели подушевого нормативного финансирования за один учебный год сложно. Однако анализ промежуточных результатов апробации показал следующее.

За последний учебный год в пилотных школах увеличилось число работников, повысивших свою квалификацию, с 13% до 21%.

Среднемесячная заработная плата педагогических работников пилотных школ за 2013-2014 учебный год выросла с 72,0 тыс. тенге до 105,0 тыс. тенге, или на 33,0 тыс. тенге без учета уровня инфляции.

Число кружков и секций для развития детей в пилотных школах увеличилось на 156 единиц. Доля учащихся, задействованных в работе школьных кружков и секций, составила 57% от общей численности учащихся.

Число учащихся пилотных школ – победителей, призеров, лауреатов различных конкурсов и соревнований увеличилось за 2013-2014 учебный год с 17% до 22%.

Улучшились результаты ежегодного контроля успеваемости учащихся: в среднем по всем уровням образования с 54 баллов до 56 баллов. Самый высокий средний балл успеваемости у учащихся пилотных школ Акмолинской области – 59 баллов.

Средний показатель ЕНТ в пилотных школах за последний учебный год области увеличился с 71 балла до 76 баллов. Наиболее успешно учебный год завершили также учащиеся пилотных школ Акмолинской области – со средним баллом ЕНТ – 84 балла.

Основными трудностями в реализации подушевого нормативного финансирования среднего образования являются:

1) организационно-правовая форма школ («государственное учреждение»), ограничение размеров должностных окладов работников школ действующей системой оплаты труда, «привязка» школ к соблюдению помесячных планов финансирования;

2) дефицит учебных мест, который ведет к образованию экономии по оплате труда и вызывает трудности при освоении целевых текущих трансфертов пилотными школами;

3) необходимость дополнительной регламентации процессов реализации подушевого нормативного финансирования в ходе планирования и расходования целевых текущих трансфертов пилотными школами;

4) необходимость расширения перечня расходов на образовательный процесс пилотных школ и включения в них затрат, связанных с обеспечением полноценного функционирования школ и их оснащением;

5) недостаточность управленческих знаний, умений и навыков у директоров пилотных школ, знаний бюджетного законодательства у бухгалтеров школ;

6) не достаточно открыты: работа попечительских советов в пиолотных школах, процесс расходования целевых текущих трансфертов;

7) нарушение условий подушевого нормативного финансирования: имеются случаи нарушения антикоррупционного законодательства, нецелевого использования средств республиканского бюджета.

Рассмотрением вопросов по повышению эффективности механизма подушевого нормативного финансирования занимается специально созданная при Министерстве образования и науки РК Рабочая группа.

В 2015 году планируется продолжить апробацию подушевого нормативного финансирования среднего образования в 63 пилотных школах.

Понятие подушевого финансирования в сфере образования появилось в середине 2000-х, тогда были введены кардинальные изменения в систему начисления средств на нужды образовательных организаций. Подушевое финансирование образовательных учреждений в 2019 году отличается от предыдущей системы, которая предусматривала поступление средств из двух источников:

  • областной бюджет выделяет средства на осуществление программ образования, учебные расходы и зарплату педработникам в условиях подушевого учета;
  • муниципальный бюджет по смете выделяет средства на оплату налогов, коммунальных услуг, содержание и обновление школьного имущества.

Нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений

Подушевое финансирование предполагает, что из областного бюджета средства в школу выделяются на каждого ученика. Следовательно, чем больше учащихся в образовательном учреждении, тем больше средств в фонде оплаты труда педработников. Начало подушевому финансированию положила и новая редакция ТК РФ, выпущенная в 2006 году, которая разрешила органам местного самоуправления и субъектам РФ регламентировать систему оплаты труда педработников. Практика показывает, что для расчета финансирования используются те же принципы, что и при начислении субсидий. Подушевой норматив формируется согласно приказу Минобрнауки РФ №1040 от 22.09.2015.

С 1 января 2016 года общеобразовательные организации и организации дополнительного образования перешли на нормативно-подушевое финансирование (НПФ). Нормативно — подушевое финансирование образовательных организаций вводится во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Ключевой принцип подушевого финансирования – деньги следуют за учеником . Это означает, что образовательная организации получает деньги по государственному (муниципальному) заданию на обучение каждого ребенка по числу детей. Таким образом, чем больше учеников привлечет себе школа, тем больше денег она получит. Отсюда становится ясным смыл оптимизации школьной сети: для школ — получить большее финансирование, для бюджета – сэкономить часть средств.

Считается, что подушевое финансирование автоматически должно заставить школьные коллективы работать лучше, чтобы привлечь в свои стены побольше учеников и, таким образом, иметь большую субвенцию на реализацию государственного образовательного стандарта.

Кто и каким образом устанавливает подушевой норматив?

Напомним , что в соответствии с ст.9 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ определяют нормативные затраты на обучение одного ученика органы государственной власти субъектов Российской Федерации ; на школьном сайте должен быть размещен план финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации или ее бюджетные сметы, а также отчет о поступлении финансовых и материальных средств и об их расходовании по итогам финансового года.

Начиная с 2016 года, подушевой норматив устанавливается в соответствии с Общими требованиями к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования, науки и молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ) государственным (муниципальным) учреждением (далее — Общие требования), утвержденными приказом Минобрнауки России от 22 сентября 2015 г. N 1040.

Для родителей этот документ особо важен, ибо он позволяет понять на что, например, школа получает деньги, а на что нет.

Подушевой норматив для общеобразовательных организаций

Общими требованиями установлено, что нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг для общеобразовательных организаций определяются в расчете на одного школьника по каждому уровню образования в соответствии с ФГОС с учетом:

  • форм обучения;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • другими особенностями.

Подушевой норматив для организаций дополнительного образования

Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяются в расчете на человеко-час по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом:

  • форм обучения;
  • федеральных государственных требований (при их наличии);
  • типа образовательной организации;
  • сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий;
  • специальных условий получения образования обучающимися с ОВЗ;
  • обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам;
  • обеспечения безопасных условий обучения и воспитания;
  • охраны здоровья обучающихся;
  • иных предусмотренных Федеральным законом N 273-ФЗ особенностей организации и осуществления образовательных услуг (для различных категорий обучающихся).

Объем государственных (муниципальных) услуг по реализации дополнительных образовательных программ определяется образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.

Подушевой норматив для организаций дошкольного образования

При расчете финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования , нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по реализации основных общеобразовательных программ дошкольного образования не включают в себя нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми.

Нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей , а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, включаются в финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания государственными (муниципальными) организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования.

Подушевой норматив для малокомплектных и сельских образовательных организаций

Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах, реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся.

Примечание. Согласно закону об образовании к малокомплектным образовательным организациям относятся образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся.

Что входит в нормативные затраты

Согласно Общим требованиям нормативные затраты включают в себя:

затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда педагогических работников ;

затраты на оплату труда с начислениями на выплаты по оплате труда работников , которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной (муниципальной) услуги, включая административно-управленческий персонал ;

затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг детям с ОВЗ и иными специальными потребностями, а также затраты, непосредственно связанные с обеспечением указанных потребностей, в том числе в части оплаты труда дополнительного персонала, а также приобретения материальных запасов и основных средств. При этом применяются повышающие коэффициенты;

затраты на приобретение материальных запасов, основных средств и особо ценного движимого имущества, потребляемого (используемого) в процессе оказания государственной (муниципальной) услуги;

затраты , связанные с дополнительным профессиональным образованием педагогических работников по профилю их педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;

затраты на общехозяйственные нужды , в том числе на оплату услуг связи , включая оплату трафика информационно-телекоммуникационной сети «Интернет «, транспортных услуг, коммунальных услуг , на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации , а также иных затрат, непосредственно не связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, но без которых оказание данных услуг будет существенно затруднено или невозможно.

В документе отмечено, что определение нормативных затрат осуществляется с учетом норм материальных, технических и трудовых ресурсов, используемых для оказания государственной (муниципальной) услуги, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе актами органов государственной власти и местного самоуправления, а также межгосударственными, национальными (государственными) стандартами Российской Федерации, строительных норм и правил, санитарных норм и правил, стандартов, порядков и регламентов оказания государственных (муниципальных) услуг в установленной сфере (при их наличии). При отсутствии стандартов услуг нормативные затраты в отношении соответствующей группы затрат определяются структурным методом (или экспертным методом), позволяющим рассчитать нормативные затраты на единицу государственной (муниципальной) услуги.

Как показывает практика применения подушевого финансирования общеобразовательных организаций, в этом вопросе не все так однозначно.

Так эксперты ОНФ, промониторив ситуацию с переходом ряда организаций на НПФ, пришли к таким выводам:

— механизм финансирования социальных объектов в зависимости от количества учащихся или прикрепленных пациентов должен быть более гибким. В противном случае его применение будет не улучшать, а ухудшать состояние бюджетной сферы;

— прямой зависимости между увеличением финансирования бюджетных организаций и повышением их эффективности в результате применения механизма НПФ не наблюдается;

— механизм НПФ не всегда позволяет бюджетным организациям оперативно решать проблемы финансирования насущных потребностей. По данным Счетной палаты, субъекты РФ уменьшают или не планируют расходы, которые должны быть включены в подушевой норматив финансирования за счет собственных бюджетов субъектов.

В «Учительской газете» от 25 января 2016 года » (http://ug.ru/insight/547) опубликовано «Открытое письмо Министру образования и науки России Дмитрию Ливанову, или Почему в стране не работает нормативно-подушевое финансирование?». В нем авторы письма — директор и педколлектив школы №4 города Нелидово Тверской области обращаются к Министру с просьбой прокомментировать проблемную ситуацию с финансированием школ и оплатой труда в стране и «ответить на вопрос: какая же система финансирования образовательных организаций действует в нашей стране и является ли нормативно-подушевое финансирование основой в финансовой политике системы образования и обязательным для образовательных организаций? Либо руководитель муниципалитета вправе по своему усмотрению улучшать финансовое состояние одних школ и ухудшать других? Как можно повлиять на решения чиновников?». При этом авторы письма утверждают, что «принятая в стране система не работает, и мы находимся в ситуации, когда местный начальник по своему усмотрению может к любой школе применить поправочный коэффициент, серьезно уменьшая финансирование».

При подготовке использованы материалы источников:

P.S.Выступая на съезде партии «Единая Россия», министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов предложил усилить контроль за бюджетом в сфере образования, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Он также отметил, что в бюджет заложен необходимый объем средств для выплаты зарплат педагогам, и никаких перебоев не намечается (http://www.eduhelp.info/).

Также в блоге по теме

Нормативно-подушевое финансирование – прозрачный бюджет

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО


В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 1 февраля 2008 года Департамент государственной политики в образовании Минобрнауки России направляет методические рекомендации* по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений, разработанные с учетом результатов реализации в 2008 году проекта Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 годы "Расширенная апробация в дошкольных образовательных учреждениях новых финансово-экономических механизмов: нормативно-долевого финансирования, новой системы оплаты труда, рационализации расчета и взимания родительской платы, государственно-общественных форм управления".

________________

* Приложение см. по ссылке. - Примечание изготовителя базы данных.


Предлагаемые в методических рекомендациях подходы к реализации нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений направлены на обеспечение повышения эффективности выделяемых финансовых ресурсов и повышение качества предоставляемых дошкольными образовательными учреждениями услуг.

Заместитель
директора департамента
Е.Л.Низиенко

Приложение. Методические рекомендации по введению нормативного подушевого финансирования дошкольных образовательных учреждений

Приложение

I. Общие положения

Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам России, в особенности женщинам, твердых социальных гарантий возможности устройства маленького ребенка в дошкольное образовательное учреждение с тем, чтобы получить своевременную квалифицированную педагогическую помощь в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста. Для реализации демографических задач система дошкольного образования должна стать общедоступной, и место в дошкольном образовательном учреждении должно быть предоставлено ребенку в реальные сроки. Именно решение проблемы общедоступности дошкольного образования является на сегодняшний день главной задачей в сфере дошкольного образования.

В настоящее время для наиболее полного удовлетворения потребностей населения в услугах дошкольного образования развиваются различные вариативные формы и модели дошкольного образования: как на базе традиционных дошкольных образовательных учреждений, так и на базе общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, а также в учреждениях и организациях различных организационно-правовых форм, имеющих лицензию на право реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Учитывая изложенное, более целесообразным является построение модели финансирования не образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, а модели финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования разной направленности.

Важным условием развития системы дошкольного образования является оптимизация финансирования образовательных учреждений любой организационно-правовой формы и формы собственности, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - образовательное учреждение), на основе нормативно-подушевого подхода.

Нормативное подушевое финансирование реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основывается на следующих принципах:

прозрачность планирования расходов на финансирование образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования;

объективность распределения средств в системе дошкольного образования;

нормативный способ планирования затрат и формульное распределение средств;

четкое определение границ ответственности бюджетов за финансирование образовательных учреждений;

стимулирование развития образовательных учреждений и повышения качества образования;

обеспечение финансово-хозяйственной самостоятельности дошкольных образовательных учреждений.

Целью рационализации механизма финансирования дошкольных образовательных учреждений является не только повышение эффективности в обеспечении необходимыми и достаточными ресурсами для реализации конституционных гарантий граждан Российской Федерации, но и повышение доступности и качества дошкольного образования, создание условий для расширения видов услуг, предоставляемых населению дошкольными учреждениями, с учетом имеющейся в них потребности.

В соответствии с действующим законодательством организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях отнесена к компетенции органов местного самоуправления (пп.11 п.1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , пп.2 п.1 статьи 31 Закона Российской Федерации "Об образовании"). Субъекты Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав граждан на получение доступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях (пп.13 п.2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ; п.6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании").

В то же время в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2004 года N 12-П и от 15 мая 2006 года N 5-П указано:

"обеспечение доступности и бесплатности дошкольного образования обусловлено наличием у государства социальной функции, которая, в свою очередь, предопределяет социальную детерминацию финансовой деятельности;

бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно - они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований влечет обязанность органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять в целях сбалансированности местных бюджетов надлежащее бюджетное регулирование, что обеспечивается, в частности, посредством использования правовых механизмов, закрепленных в Бюджетном кодексе Российской Федерации (абзац третий пункта 1 и пункт 3 статьи 86 , статьи 129 и );

из положений Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их положений Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" во взаимосвязи с положениями Закона Российской Федерации "Об образовании" и Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что расходы на содержание детей в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях в той их части, в какой они осуществляются публичной властью, должны производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования - за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в порядке компенсации дополнительных расходов".

Таким образом, финансовые средства из бюджета субъекта Российской Федерации на организацию общедоступного дошкольного образования выделяются:

- для финансового обеспечения дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях - в виде субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации;

- при недостаточности средств местных бюджетов для финансового обеспечения дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях - в виде дотаций местным бюджетам.

В методических рекомендациях предлагается порядок расчета (регионального) финансового норматива на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях. Указанный порядок расчета может использоваться:

при определений размера субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях;

при определении необходимого объема финансовых средств местных бюджетов для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях или учреждениях других типов (кроме общеобразовательных), а также при расчете дотаций местным бюджетам в части реализации основной общеобразовательной программы общего образования.

II. Методика расчета нормативов финансирования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования

Методика расчета нормативов финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования имеет три уровня - региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения - и содержит порядок расчета нормативов финансирования и поправочных коэффициентов, используемых для доведения средств регионального и местных бюджетов до образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

1. Региональный уровень нормативного подушевого финансирования

1.1. При расчете регионального норматива финансирования целесообразно учитывать расходы на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации в части расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, расходов на развитие игровой среды и наглядно-методические пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов). Региональный норматив учитывается при определении субвенций или дотаций местным бюджетам.

1.2. Законы или иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, устанавливающие норматив финансирования на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, содержат порядок расчета нормативов для определения общего объема бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципальных образований в части организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

1.3. При определении регионального норматива предусматривается применение системы поправочных коэффициентов, учитывающих объективно существующие условия осуществления образовательного процесса и особенности реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

1.4. Региональный норматив финансирования (РНФ) - это минимально допустимый объем финансовых средств, необходимых для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в учреждениях данного региона в расчете на одного воспитанника в год, с учетом различий в стоимости оказываемой услуги дошкольного образования в зависимости от нахождения учреждения (городская и сельская местность), направленности образовательной программы, вида учреждения. Региональный норматив дифференцируется в зависимости от категорий воспитанников образовательных учреждений (условно здоровых детей, посещающих группы общеразвивающей направленности; детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, посещающих группы комбинированной или компенсирующей направленности; детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей, посещающий группы оздоровительной направленности). При расчете норматива могут учитываться и возрастные категории воспитанников образовательных учреждений. В связи с изложенным далее будет употребляться термин "региональный норматив финансирования для i-ой категории воспитанников".

Региональный норматив финансирования должен учитывать следующие расходы на год:

оплату труда работников образовательных учреждений с учетом районных коэффициентов к заработной плате, установленных за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также с учетом оплаты замен, больничных листов, учебных отпусков, компенсаций к отпуску и других выплат;

расходы, непосредственно связанные с обеспечением учебно-воспитательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, учебного оборудования (в т.ч. учебной мебели), расходных материалов, канцелярских товаров, оплату услуг связи в части расходов, связанных с подключением к информационной сети Интернет и платой за пользование этой сетью и др.);

иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.), за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.

1.1. Общий объем расходов, необходимых местным бюджетам, для реализации в образовательных учреждениях основной общеобразовательной программы дошкольного образования в части финансирования расходов на оплату труда работников образовательных учреждений, учебных и хозяйственных расходов (за исключением расходов на питание детей, содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), рассчитывается для каждого муниципального образования как сумма базового и дополнительного объема финансирования:

Общий объем бюджетных средств для j-го муниципального образования;

- базовый объем бюджетных средств для j-го муниципального образования;

- дополнительный объем бюджетных средств для j-го муниципального образования.

1.4. Базовый объем бюджетных средств, необходимых j-му муниципальному образованию, определяется по формуле:



- контингент k-ой категории воспитанников образовательных учреждений j-го муниципального образования.

1.6. Региональные нормативы финансирования расходов на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в рамках федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации в расчете на одного воспитанника исчисляются по формуле:


- базовый норматив финансирования оплаты труда работников дошкольных образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-ой категории;

- норматив расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса в расчете на одного воспитанника k-ой категории.

1.7. Базовый норматив финансирования оплаты труда работников образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-ой категории в год определяется по следующей формуле:

Средний размер оплаты труда в месяц, установленный в субъекте Российской Федерации;

- среднее число часов нахождения воспитанника k-ой категории в дошкольном образовательном учреждении в день;

- плановое количество детодней, установленное для k-ой категории воспитанников (дней посещения ребенком образовательного учреждения) в год;

- среднемесячная нагрузка одного воспитателя (других педагогов) в соответствии с действующим законодательством при работе с воспитанниками k-ой категории;

- нормативная наполняемость группы образовательного учреждения для k-ой категории воспитанников;

Кстим - коэффициент увеличения фонда оплаты труда педагогических работников на стимулирующую часть фонда оплаты труда (рекомендуемое значение Кстим = 1,3);

Квсп - коэффициент, учитывающий нормативное соотношение ставок заработной платы педагогических работников и ставок заработной платы административно-управленческого, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала;

Ккомп - коэффициент, учитывающий выплаты компенсирующего характера;

Кн - коэффициент отчислений по единому социальному налогу.

Нормативная наполняемость группы образовательного учреждения устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в количестве, не превышающем предельную наполняемость, определенную федеральными нормативными правовыми актами*.
_______________
* Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении , утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 года N 666 .

1.8. Норматив расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса определяется на каждого воспитанника в процентном отношении к общему размеру норматива расходов.

Базовый норматив финансирования оплаты труда работников образовательных учреждений в расчете на одного воспитанника k-ой категории;

- процент расходов на финансирование материальных затрат по организации воспитательно-образовательного процесса от размеров базового норматива на оплату труда в расчете на одного воспитанниками k-ой категории.

Процент расходов на финансирование материальных затрат по организации воспитательно-образовательного процесса устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (рекомендуемое значение - не менее 10-15%).

1.9. Дополнительный объем бюджетных средств, необходимых j-му муниципальному образованию, определяется по формуле:

Установленная j-му муниципальному образованию на переходный период адаптационная надбавка;

- установленный j-му муниципальному образованию объем средств на учет объективно действующих условий осуществления воспитательно-образовательного процесса и особенностей реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательных учреждениях данного муниципального образования (например, расположенность учреждения в крупных городах, городах и поселках городского типа и крупных сельских населенных пунктах, в иных населенных пунктах в сельской местности).

1.10. Субъект Российской Федерации может создать фонд стимулирования качественно работающих образовательных учреждений и муниципальных образований, в которых созданы гибкие системы дошкольного образования, максимально удовлетворяющие запросы граждан на услуги дошкольного образования.

Порядок распределения средств фонда стимулирования определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в зависимости от рейтинга муниципального образования в соответствии с принятой в субъекте Российской Федерации региональной системой оценки качества образования, учитывающей оценку органов общественно-государственного управления образованием.

1.11. С целью установления необходимого объема финансирования реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования на переходный (адаптационный, не более трех лет) период для определения объема дотации (субвенции) каждому муниципальному образованию в объемах не ниже фактически сложившихся за последний финансовый год, к объему финансирования, определенного на основе подушевого принципа, для каждого муниципалитета однократно устанавливается адаптационная надбавка, позволяющая учесть фактически сложившиеся расходы. Адаптационная надбавка плавно снижается, стимулируя проведение мероприятий по оптимизации расходов и их приведение к нормативному уровню.

По истечении переходного периода установление муниципальному образованию адаптационной надбавки, как правило, не допускается.

1.12. Порядок предоставления и расходования средств, переданных из бюджета субъекта Российской Федерации органам местного самоуправления муниципальных районов (городских округов) на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

2. Муниципальный уровень нормативного финансирования

2.1. На муниципальном уровне определяется механизм использования нормативов финансирования при финансировании образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования (далее - образовательные учреждения), из бюджета муниципальных образований с учетом дотаций (субвенций) из бюджета субъекта Российской Федерации, включая установление порядка расчета поправочных коэффициентов для образовательных учреждений с учетом объективно действующих факторов, определяющих различия в стоимости образовательной услуги дошкольного образования на территории муниципального образования.

2.2. Дополнительно к финансированию по нормативам финансирования субъекта Российской Федерации осуществляется финансирование за счет местного бюджета на текущие (включая расходы на питание воспитанников, коммунальные и прочие расходы) и капитальные расходы образовательного учреждения на год. Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования по соответствующим статьям расходов (в том числе нормативы финансирования коммунальных расходов и норматив финансирования прочих расходов). Расходы на капитальный ремонт финансируются за пределами норматива в соответствии с планом капитального ремонта. Расходы на уплату налогов в бюджет (в т.ч. налог на землю и налог на имущество) в состав норматива финансирования не включаются и финансируются, исходя из налогооблагаемой базы с учетом льгот у образовательного учреждения, если таковые имеются.

2.3. Объем средств, выделяемых каждому j-му муниципальному образовательному учреждению (), рассчитывается по формуле:

Региональный норматив финансирования, установленный для k-ой категории воспитанников;


- поправочный коэффициент, учитывающий объективные условия реализации j-ым образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования, определяемый в соответствии с пунктом 2.4 настоящей методики;

- стимулирующий норматив финансирования для j-го образовательного учреждения за счет установленного j-му муниципальному образованию стимулирующего фонда . Размеры определяются в соответствии с порядком расчета и установления стимулирующего норматива финансирования для муниципального образовательного учреждения. При разработке указанного порядка органы местного самоуправления могут учитывать результаты государственной аккредитации образовательного учреждения, динамику физического здоровья воспитанников, посещаемость образовательного учреждения, степень удовлетворенности родителей (законных представителей) воспитанников качеством оказываемых образовательным учреждением услуг, результаты участия образовательного учреждения в районных, городских, региональных и всероссийских мероприятиях и др.;

- среднегодовой контингент воспитанников j-го муниципального образовательного учреждения, при этом ;

- установленная j-му муниципальному образовательному учреждению адаптационная надбавка;

- объем средств, выделенных на питание воспитанников j-го образовательного учреждения;

- объем средств, выделенных на прочие расходы и коммунальные расходы j-го образовательного учреждения, определяемый в порядке, утверждаемом органом местного самоуправления, которому подведомственно образовательное учреждение;

- объем капитальных расходов j-го образовательного учреждения, определяемый в порядке, утверждаемом органом местного самоуправления, которому подведомственно образовательное учреждение.

При определении общего объема бюджетных средств, выделяемых каждому j-му муниципальному образовательному учреждению, учитываются поступления в местный бюджет от родительской платы за содержание ребенка в образовательном учреждении.

При этом родительская плата дотируется для установленных категорий родителей за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, а также дополнительно может дотироваться через социальные программы за счет средств местного бюджета.

В случае распределения муниципального задания на оказание услуг дошкольного образования на конкурсной основе среди учреждений любой организационно-правовой формы и формы собственности, реализующих программы дошкольного образования, для учреждений кроме муниципальных дошкольных образовательных учреждений и общеобразовательных учреждений финансирование реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования осуществляется без учета:

объема средств, выделяемых на прочие расходы и коммунальные расходы j-го образовательного учреждения ();

объема капитальных расходов j-го образовательного учреждения ().

2.4. При определении общего объема средств, выделяемых каждому муниципальному образовательному учреждению, могут вводиться поправочные коэффициенты, учитывающие объективные условия реализации муниципальным образовательным учреждением основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Могут быть установлены поправочные коэффициенты:

для различных видов групп образовательного учреждения (групп общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной или комбинированной направленности);

по времени пребывания детей и условиям функционирования (в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8-10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания);

по режиму работы (5-дневной и 6-дневной рабочей недели, работающих в выходные и праздничные дни);

учета особенностей материальной базы учреждения (наличия бассейна, размещения в нескольких зданиях и др.);

учета других объективно существующих особенностей осуществления воспитательно-образовательного процесса и особенностей реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Размер поправочного коэффициента для каждого муниципального образовательного учреждения определяется по следующей формуле:

Коэффициент учета условий осуществления воспитательно-образовательного процесса, действующий по отношению к k-ой категории воспитанников;

- число воспитанников k-ой категории в j-ом муниципальном образовательном учреждении;

- общее число воспитанников j-го муниципального образовательного учреждения; при этом должно выполняться равенство:

2.5. Размеры поправочных коэффициентов, связанных с объективно существующими условиями осуществления воспитательно-образовательного процесса в малокомплектных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации по перечню учреждений, отнесенных к данной категории, и применяются при расчете субвенций по отношению к числу воспитанников в данных муниципальных образовательных учреждениях.

2.6. Объем расходов на организацию питания воспитанников j-го образовательного учреждения определяется по формуле:

Установленные органом местного самоуправления нормативы финансирования расходов на питание k-ой категории воспитанников;

- среднегодовой контингент k-ой категории воспитанников j-го муниципального образовательного учреждения;

- плановое количество детодней, установленное для k-ой категории воспитанников (дней посещения ребенком образовательного учреждения) j-го муниципального образовательного учреждения в год.

3. Уровень образовательного учреждения

3.1. Третий уровень предусматривает реализацию принципа нормативного подушевого финансирования на уровне образовательного учреждения. Данный принцип заключается в самостоятельности образовательного учреждения при определении доли расходов в общем объеме средств на оплату труда работников и расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса, а также самостоятельности в определении конкретных направлений материально-технического обеспечения и оснащения воспитательно-образовательного процесса и обеспечения функционирования учреждения.

3.2. Объем средств , выделенных j-му муниципальному образовательному учреждению, распределяется данным учреждением по статьям расходов, группируемым по следующим направлениям расходов:

Объем фонда оплаты труда j-го муниципального образовательного учреждения (финансируется за счет субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации и средств местного бюджета, выделяемых на выплату надбавок и доплат, установленных органами местного самоуправления),

- объем расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса j-го муниципального образовательного учреждения (финансируются по нормативу);

- объем расходов на питание воспитанников j-го муниципального образовательного учреждения;

- объем расходов на прочие расходы и коммунальные расходы j-го муниципального образовательного учреждения;

- объем капитальных расходов j-го муниципального образовательного учреждения.

3.3. Распределение средств по статьям расходов сметы осуществляется самостоятельно муниципальным образовательным учреждением с учетом обязательств по созданию необходимых условии для реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Образовательное учреждение самостоятельно:

в распределении выделенных средств по статьям расходов сметы образовательного учреждения с учетом принятых в субъекте Российской Федерации и муниципальном образовании нормативных правовых актов;

в установлении штатного расписания и заработной платы работников в соответствии с принятой в муниципальном образовании системой оплаты труда;

в определении базовой и стимулирующей части фонда оплаты труда;

в определении соотношения фонда оплаты труда педагогического и учебно-вспомогательного и административно-хозяйственного персонала;

в порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда в соответствии с принятыми в регионе и муниципальном образовании нормативными правовыми актами.

3.4. Смета расходов муниципального образовательного учреждения согласовывается с органом государственно-общественного управления образовательного учреждения (советом Учреждения, управляющим советом) и утверждается в порядке, установленном органом местного самоуправления.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
файл-рассылка

О нормативно-подушевом финансировании в сфере образования речь идет уже довольно давно. Финансирование образовательных учреждений дошкольного, основного и среднего общего образования уже в основном осуществляется по такому принципу. Учреждения же высшего профессионального образования находятся в процессе перехода на нормативно-подушевое финансирование.

В рамках реализации комплексных мер по модернизации системы образования в Российской Федерации начиная с 2008 г. осуществлен переход на новую систему оплаты труда педагогических работников и реализуются меры по переходу образовательных учреждений всех без исключения уровней на систему нормативно-подушевого финансирования.
Так, Минобрнауки России Письмом от 13.09.2006 N АФ-213/03 довело до учреждений Модельную методику введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования (далее - Модельная методика).
Рекомендации по расчету (регионального) финансового норматива на реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях доведены в Письме Минобразования России от 01.12.2008 N 03-2782 (далее - Письмо N 03-2782).
Учреждения же высшего профессионального образования осуществляют переход на нормативно-подушевое финансирование только в настоящее время. Соответствующие нормативно-правовые акты были приняты в 2013 и 2014 гг.:
- Постановление Правительства РФ от 03.06.2013 N 467 "О мерах по осуществлению перехода к нормативно-подушевому финансированию имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего профессионального образования" (далее - Постановление N 467);
- Приказ Минобрнауки России от 02.08.2013 N 638 "Об утверждении методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки" (далее - Методика N 638);
- Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 N 1405 "Об утверждении порядка определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества в федеральных государственных образовательных организациях высшего образования, федеральных государственных организациях профессионального образования, федеральных государственных образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство образования и науки РФ" (далее - Порядок N 1405).

Определение нормативно-подушевого финансирования

Что собой представляет нормативно-подушевое финансирование? Это финансирование образовательной организации в расчете на одного обучающегося: утвержденный норматив стоимости обучения на одного обучающегося умножается на их количество. Данная мера направлена на повышение эффективности бюджетного финансирования и качества образовательной услуги общего образования в сочетании с недопущением снижения фактически сложившегося финансирования отдельных образовательных учреждений.
Норматив финансового обеспечения образовательных учреждений на одного обучающегося, воспитанника (региональный подушевой норматив финансового обеспечения) - это минимально допустимый объем бюджетных ассигнований, необходимых для реализации в образовательных учреждениях данного региона образовательной программы в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта в расчете на одного обучающегося в год. Он определяется с учетом направленности образовательных программ, форм и профилей обучения, категории обучающихся, вида образовательного учреждения и иных особенностей образовательного процесса, а также затрат рабочего времени педагогических работников образовательных учреждений на урочную и внеурочную деятельность.
Региональный подушевой норматив финансового обеспечения должен учитываться при составлении проектов бюджетов для планирования бюджетных ассигнований на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), составлении бюджетной сметы казенного учреждения, а также для определения объема субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания бюджетным или автономным учреждением. Осуществление бюджетным и (или) автономным учреждением приносящей доход деятельности не может влечь за собой снижения нормативов финансового обеспечения этого учреждения за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.
В 2011 - 2012 гг. в рамках реализации Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" бюджетные и автономные учреждения перешли на финансирование в виде субсидий на выполнение государственного задания и субсидий на иные цели. Стоит обратить внимание, что размер предоставляемых субсидий на выполнение государственного задания определяется на основе расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг. Он, в свою очередь, связан с расчетом их себестоимости. Порядок осуществления данных расчетов регламентирован целым рядом нормативных документов. Один из них - совместный Приказ Минфина России и Минэкономразвития России N 137н/527 от 29.10.2010, которым утверждены Методические рекомендации по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений (далее - Методические рекомендации N 137н/527). В силу данного документа нормативные затраты могут определяться:
- отдельно по каждому учреждению;
- в среднем по группе учреждений;
- по группе учреждений с использованием корректирующих коэффициентов, учитывающих особенности учреждений.
Рассмотрим основные особенности нормативного подушевого финансирования дошкольного, школьного и профессионального образования.

дошкольных образовательных учреждений

В соответствии с Письмом N 03-2782 Методика расчета нормативов финансирования дошкольного образования имеет три уровня - региональный, муниципальный и уровень образовательного учреждения - и содержит порядок расчета нормативов финансирования и поправочных коэффициентов, используемых для доведения средств регионального и местных бюджетов до образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования.
Региональный норматив финансирования должен учитывать следующие расходы на год (п. 1.4 Письма N 03-2782):
- оплата труда работников образовательных учреждений с учетом районных коэффициентов к заработной плате, отчисления по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование, а также с учетом оплаты замен, больничных листов, учебных отпусков, компенсаций к отпуску и других выплат;
- расходы, непосредственно связанные с обеспечением учебно-воспитательного процесса (приобретение учебно-наглядных пособий, технических средств обучения, учебного оборудования (в том числе учебной мебели), расходных материалов, канцелярских товаров, оплата услуг связи в части расходов, связанных с подключением к Интернету и платой за пользование этой сетью, и др.);
- иные хозяйственные нужды и другие расходы, связанные с обеспечением образовательного процесса (обучение, повышение квалификации педагогического и административно-управленческого персонала образовательных учреждений, командировочные расходы и др.), за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов.
Муниципальный уровень нормативного финансирования (п. 2.2 Письма N 03-2782) является дополнением к региональному уровню. За счет его осуществляются текущие (расходы на питание воспитанников, коммунальные услуги и пр.) и капитальные расходы образовательного учреждения на год. Органы местного самоуправления могут устанавливать нормативы финансирования по соответствующим статьям расходов (в том числе нормативы финансирования коммунальных расходов и финансирования прочих расходов).
Следует обратить внимание, что при расчете данных нормативов не могут учитываться расходы:
- на капитальный ремонт, которые финансируются за пределами норматива в соответствии с планом капитального ремонта;
- на уплату налогов в бюджет (в том числе на землю, на имущество), так как они финансируются исходя из налогооблагаемой базы с учетом льгот, если таковые у образовательного учреждения имеются.
Согласно п. 2.4 Письма N 03-2782 при определении общего объема средств, выделяемых каждому муниципальному образовательному учреждению, могут вводиться поправочные коэффициенты, учитывающие объективные условия осуществляемой деятельности.
Уровень образовательного учреждения. На данном уровне реализуется принцип нормативного подушевого финансирования непосредственно в образовательном учреждении. Он заключается в самостоятельности учреждения при определении доли расходов в общем объеме средств на оплату труда работников и расходов на обеспечение воспитательно-образовательного процесса, а также при определении конкретных направлений материально-технического обеспечения и оснащения воспитательно-образовательного процесса и обеспечения функционирования учреждения (п. 3.1 Письма N 03-2782). Объем выделенных учреждению средств оно самостоятельно распределяет по статьям расходов.
Учредителям дошкольных образовательных организаций при разработке методики расчета нормативов затрат, используемых при определении объемов финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания на оказание услуг, следует руководствоваться Методикой расчета нормативов затрат на оказание услуги по обеспечению организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в государственных (муниципальных) образовательных организациях, а также создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных (муниципальных) образовательных организациях. Она приведена в Письме Минобрнауки России от 01.10.2013 N 08-1408.

Нормативно-подушевое финансирование общеобразовательных учреждений

Нормативно-подушевое финансирование образовательных учреждений, реализующих образовательные программы основного и среднего общего образования, осуществляется в соответствии с Модельной методикой. Она также имеет три уровня расчета нормативов:
- региональный;
- муниципальный;
- уровень образовательного учреждения.
На данных уровнях реализуются те же принципы и порядок осуществления расчетов финансового обеспечения общеобразовательных учреждений, что и для рассмотренных нами выше дошкольных образовательных учреждений.

Нормативно-подушевое финансирование учреждений профессионального образования

Расчет нормативных затрат на оказание государственных услуг по уровням профессиональной подготовки до настоящего времени осуществлялся в соответствии с Порядком определения нормативных затрат на оказание государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений профессионального образования, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Минобрнауки, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 27.06.2011 N 2070 (далее - Порядок N 2070).
Во исполнение положений Постановления N 467 Минобрнауки России разработаны Методика N 638 и Порядок N 1405. В связи с разработкой и принятием Порядка N 1405 Порядок N 2070 утрачивает силу.
Переход на нормативно-подушевое финансирование учреждений профессионального образования поможет поставить их в относительно равные финансовые условия. В рамках данного процесса необходимо оптимизировать численность преподавателей и студентов. Для этого необходимо перейти от действующих соотношений численности преподавателей и студентов, установленных нормативными актами для отдельных образовательных учреждений, к такому соотношению, которое определено по специальностям и направлениям подготовки.
Методикой N 638 установлены правила и порядок расчета нормативных затрат, понятийный аппарат, а также полномочия органов исполнительной власти (государственных органов) в части определения нормативных затрат. Она разработана с целью методического обеспечения перехода к нормативно-подушевому финансированию основных профессиональных образовательных программ высшего образования и должна учитываться учредителями при формировании государственных заданий учреждениям.
Согласно п. 6 Методики N 638 базовые нормативные затраты на оказание государственной услуги по специальностям и направлениям подготовки включают в себя нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием услуги, и нормативные затраты на общехозяйственные нужды.
В составе нормативных затрат, непосредственно связанных с оказанием государственной услуги, учитываются следующие расходы (п. 7 Методики N 638):
- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда профессорско-преподавательского состава;
- на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания соответствующей государственной услуги;
- на приобретение учебной литературы, периодических изданий, издательских и полиграфических услуг, электронных изданий, непосредственно связанных с оказанием услуги;
- на приобретение транспортных услуг, в том числе расходы на проезд профессорско-преподавательского состава до места прохождения повышения квалификации и обратно, расходы на проезд до места прохождения практики и обратно для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих педагогических работников;
- на организацию учебной и производственной практики, в том числе затраты на проживание и оплату суточных для обучающихся, проходящих практику, и сопровождающих преподавателей, с учетом затрат на проведение медицинского осмотра;
- на повышение квалификации профессорско-преподавательского состава, включая затраты на суточные и расходы на проживание профессорско-преподавательского состава на время повышения квалификации.
В составе нормативных затрат на общехозяйственные нужды учитываются следующие расходы (п. 8 Методики N 638):
- на коммунальные услуги, в том числе затраты на холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и котельно-печное топливо, рассчитанные с учетом п. 21 Методических рекомендаций N 137н/527;
- на содержание объектов недвижимого и особо ценного движимого имущества, эксплуатируемого в процессе оказания государственной услуги, закрепленного за образовательной организацией учредителем или приобретенного образовательной организаций за счет средств, выделенных ей на это учредителем, в том числе затраты на проведение текущего ремонта и мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований, противопожарной безопасности, охранной сигнализации;
- на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-хозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции);
- на организацию культурно-массовой, физкультурной, спортивной и оздоровительной работы со студентами;
- на приобретение основных средств стоимостью до 3000 руб. включительно за единицу.
В соответствии с п. 9 Методики N 638 базовые нормативные затраты определяются по стоимостным группам специальностей и направлений подготовки. Стоимостные группы формируются на основе следующих параметров (п. 10 Методики N 638):
- использование лабораторного оборудования и степень его сложности;
- соотношение численности преподавателей и студентов очной формы обучения по специальностям и направлениям подготовки;
- приоритеты государственной политики в сфере высшего образования, установленные актами Президента РФ и Правительства РФ.
Перечень стоимостных групп специальностей и направлений подготовки формируется на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов с учетом экспертных оценок и приоритетов государственной политики в сфере высшего образования на текущий момент времени (п. 11 Методики N 638).
Для стоимостной группы специальностей и направлений подготовки, предусматривающей минимальный размер базовых нормативных затрат, их значения рассчитываются на основании требований федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных нормативов, санитарных норм и правил. При их отсутствии расчет производится экспертным методом с учетом объема средств федерального бюджета, предусмотренного на указанные цели сводной бюджетной росписью федерального бюджета и бюджетной росписью главных распорядителей средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год и плановый период (п. 12 Методики N 638).
Базовые нормативные затраты в отношении стоимостных групп специальностей и направлений подготовки определяются путем увеличения отдельных составляющих базовых нормативных затрат в зависимости от параметров формирования стоимостной группы специальностей и направлений подготовки (п. 13 Методики N 638).
К отдельным составляющим базовых нормативных затрат применяются корректирующие коэффициенты, отражающие особенности реализации образовательных программ по специальностям и направлениям подготовки и/или объективные характеристики групп образовательных организаций, которые оказывают влияние на величину составляющих нормативных затрат, а также отражающие корректировку затрат по формам обучения, формам реализации образовательных программ, по используемым образовательным технологиям.
Согласно Приложению к Методике N 638 к таким объективным характеристикам групп образовательных учреждений, оказывающим влияние на величину составляющих нормативных затрат, относятся:
- географическое положение образовательной организации;
- право организации самостоятельно устанавливать образовательные стандарты реализации профессиональных образовательных программ высшего образования;
- индивидуально установленные для образовательных организаций соотношения численности преподавателей и студентов очной формы обучения;
- статус особо ценного объекта культурного наследия народов РФ;
- специализация организации по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования в отношении студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Мы рассмотрели порядок реализации принципов нормативно-подушевого финансирования в образовательных учреждениях. Основная задача реализации такого принципа - поставить все образовательные организации в примерно равные условия финансового обеспечения. В статье приведены нормативные документы и их основные положения, в соответствии с которыми учредители учреждений производят расчеты нормативных затрат на оказание того или иного вида государственных услуг в сфере образования и определяют их стоимость. Учреждения, ознакомившись с данными документами, смогут понять, как и почему им выделяется определенный объем финансирования и от чего он зависит.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...