Общие закономерности и противоречия правовой системы общества. Теория государства и права. Курс лекций Противоречия и закономерности развития правовой системы Обусловленная закономерностями развития правовой системы

Теория государства и права изучает общие законо-мерности возникновения, развития и функционирования государства и права. Она выделяет государство и право из всей системы общественных явлений и исследует их внутренние закономерности.

Закономерности возникновения, развития и функционирования права - это научно-познанные, объективно обусловленные, объективно необходимые устойчивые тенденции, выражающие сущность права в процессе его возникновения, развития и функциони-рования.

Закономерности возникновения права:

1. Постепенное формирование права путем выделения в особую группу наиболее значимых для общества и личности обычаев, которым принадлежит авторитет абсо-лютной непререкаемости, обеспечиваемый общественным мнением (обычное право);

2. Формирование права с приданием ему силы закона, на основе обычного права. Появление «писаного права»;

3. Формирование права в многообразных формах - законы, декреты, декларации, как системы нормативных актов.

Закономерностиразвития права:

1. Юридическое право как система законодательства по мере своего развития образует систему отраслей права;

2. Преемственность, заимствование правовых идей, правовых норм. Рецепция - восприятие институтов одной правовой системы другой правовой системой;

3. Повышение уровня общей, правовой, политической культуры;

4. Гуманизация права;

5. Демократизация права;

6. Дифференциация и интеграция правовых систем.

Закономерности функционирования права:

Стимулирование социальной активности субъектов права;

Суверенность правового регулирования. Право выше всех социальных регуляторов;

Системное регулирование;

Усиление регулятивных свойств права;

Обеспечение баланса интересов всех социальных групп, личности и общества;

Правовое регулирование поведения субъектов пра-ва осуществляется путем точного определения субъектов права, их юридических прав, обязанностей и гарантий.

Право - это система общеобязательных, формаль-но определенных юридических норм, устанавливае-мых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Правовые нормы, установленные и санкционированные государством, называются позитивным правом.

В теории права различают три основных способа пра-вового регулирования общественных отношений:

1. Дозволение - предоставление лицу права на опре-деление собственного поведения, совершение тех или иных действий (правомочия собственника на владение, пользование и распоряжение имуществом);

2. Запрещение - возложение на лицо обязанности воздерживаться от определенного поведения, совершения тех или иных действий (переход улицы на красный свет);

3. Обязывание - это возложение на лицо обязанности определенного поведения, совершения тех или иных дей-ствий (например, соблюдать Конституцию, возместить вред, уплатить долг).

Посредством дозволений, запретов и обязываний через нормы конкретных отраслей пра-во выполняет регулятивную иохранительную функции.

В юридическом смысле различают: объективное и субъективное право.

Объективное право - система общеобязательных, формально определенных юридических норм , устанавли-ваемых и обеспечиваемых государством, и направленных на урегулирование общественных отношений. Это правила поведения, существующие независимо от индиви-дов, распространяющиеся на все подпадающие под них слу-чаи и на всех индивидов.

Субъективное право - мера юридически возмож-ного поведения , призванная удовлетворять собственные интересы лица. Оно принадлежит конкретному индивиду, определяя меру его возможного поведения.

Объективное право реализуется через субъективное право, поступки людей в пределах объективного права.

Существует понятие публичного и частного права. Римс-кие юристы считали, что публичное право имеет в виду интересы государства как целого, тогда как частное право - интересы индивида.

Сущность права - это главное, основное содержа-ние, выраженное во внешнем его проявлении.

Существует несколько подходов к изучению сущности права:

  • классовый;
  • общесоциальный;
  • религиозный;
  • национальный;
  • расовый и др.

~ При классовом подходе право определяется как си-стема юридических норм, выражающих возведенную в за-кон государственную волю экономически господствующего класса, при этом право используется в интересах господствующего класса.

~ При общесоциальном подходе право используется в более широких целях, как средство закрепления и реаль-ного обеспечения прав и свобод человека, демократии.

~ При религиозном подходе интересы религии доми-нируют в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и других нормативных документах.

Сущность права — это обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности об-щества, характером классов, социальных групп населения, от-дельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

(Дзыбова С. Г.) («Российская юстиция», 2011, N 2)

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРОТИВОРЕЧИЯ ПРАВОВОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

С. Г. ДЗЫБОВА

Дзыбова С. Г., кандидат юридических наук, заведующая кафедрой конституционного права Адыгейского государственного университета.

Статья посвящена исследованию закономерностей и противоречий правовой системы общества.

Ключевые слова: правовая система, общество.

The article deals with the laws and the legal system of society.

Правовая система обладает всеми чертами объективно возникающего, исторически закономерного общественного явления, существующего независимо от воли конкретных индивидов, которые, вступая в социальную жизнь, застают уже сложившиеся правовые формы, институты и должны считаться с ними, реализуя свои интересы. В то же время правовая система — продукт творчества людей; и в этом смысле она имеет все черты явлений, относящихся к миру «искусственных вещей, сознательных процессов, произвольных действий» <1>. ——————————— <1> Кузьмин В. П. Различные направления разработки системного подхода и их гносеологические основания // Вопросы философии. 1983. N 3. С. 19.

Трудности познания, научного конструирования понятия правовой системы состоят как раз в том, чтобы правильно сочетать субъективное и объективное, учитывая как те закономерности ее развития и функционирования, которые от воли человека не зависят и должны соблюдаться, так и те, которые сами складываются в результате творческого процесса и зависят от разнообразной, порой противоречивой общественной деятельности. Адекватное отражение и закрепление в правовых формах господствующих общественных отношений — объективная закономерность социальной жизни. Если эта закономерность реализуется сознательно, правовая система способствует решению насущных социальных, экономических, идеологических задач; если же нет и этот процесс идет стихийно, она становится тормозом на пути общественного развития. В условиях формирования гражданского общества нет никаких объективных преград к тому, чтобы правовая система гибко улавливала все потребности общественного движения вперед, способствовала экономическому и социальному прогрессу. Общественной закономерностью является определение места правовой системы и права в данной общественной системе, отношение к ним как к инструменту социального управления. Итак, чем шире социальная база данной государственной и правовой системы, тем больше признается ее ценность, выше ее авторитет. Определяя правовую систему «как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей» <2>, мы выражаем очень важную идею — право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему. В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации. ——————————— <2> Теория государства и права / Под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 463.

Несомненно, что правовая система как сугубо социальное образование испытывает на себе в процессе становления и функционирования влияние различного рода общеполитических и общегражданских противоречий объективного и субъективного плана. К числу объективных и субъективных различий и противоречий в современных условиях относятся: несоответствие между уровнем развития общественного производства и постоянно растущими потребностями членов общества, вынуждающее ограничивать или откладывать удовлетворение некоторых потребностей; различия в видах, формах и условиях труда социально-профессиональных групп населения (труд умственный и физический, квалифицированный и неквалифицированный, механизированный и ручной, престижный и непрестижный); различия в культурно-бытовых условиях жизни людей в разных видах поселения (город, село), регионах, странах; имущественные и иные различия, вытекающие из принципа распределения по труду и связанного с этим неравенства в долях общественного продукта, получаемого отдельными лицами, и т. д. Поскольку социальные противоречия всегда выражают отношения между людьми и затрагивают их интересы, перечисленные обстоятельства, проявляясь в конкретных социальных условиях жизнедеятельности людей, сохраняют почву и для существования индивидуалистической психологии. Так, недостаточность экономической базы для полного удовлетворения всех материальных и духовных потребностей членов общества и обусловленная этим необходимость ограничивать или откладывать удовлетворение некоторых из этих потребностей способны питать индивидуалистические взгляды, порождать стремление нарушить подобные ограничения, противопоставить свой личный интерес общественной необходимости. Социальные различия и противоречия вызывают потребность в создании и функционировании системы социальных регуляторов, в том числе нормативного характера. Мощным и эффективным социальным регулятором служит правовая система во всей совокупности ее форм и проявлений. Хотя перечисленные выше общественные противоречия несомненно влияют на правовую систему, развитие ее детерминировано прежде всего ее собственными диалектическими противоречиями, которые можно подразделить на внутренние и внешние. Главное внутреннее противоречие правовой системы любого общества, на наш взгляд, состоит в том, что она содержит в себе одновременно естественные и искусственные начала, связанные с человеком и государством. Естественно-правовая основа (часть) правовой системы отражает истоки права как неотъемлемого качества человеческого бытия. В ней заложена та мера свободы, обусловленная природой и человеческим общением, которая необходима для нормального существования человека и продолжения его рода. Отсюда комплекс естественных прав и обязанностей: право на жизнь, собственность, личную независимость, счастье, обязанность не покушаться на жизнь, свободу другого человека. Государственно-правовое начало правовой системы характеризуют три основных момента: а) какие естественные права и обязанности человека и в какой мере закрепляет и гарантирует позитивное законодательство; б) какие новые правовые возможности человека, возникшие в результате развития науки, культуры, роста благосостояния общества, закрепило государство в нормативно-правовых актах; в) какие правовые привилегии или правовые ограничения установлены государством для людей, принадлежащих к определенному слою, классу, нации, расе, придерживающихся той или иной идеологии, исповедующих ту или другую религию. Это внутреннее диалектическое противоречие глубинного, сущностного порядка, предопределяющее все другие аналогичные явления. Его разрешение зависит от уровня развития экономики, политики и культуры общества. От того, насколько полно и точно учтены законодателем (государством) естественно-правовые начала в правотворческой деятельности, насколько адекватно выражена в правовых установлениях воля народа, зависит характеристика правовой системы как справедливой или несправедливой, демократической или антидемократической. К противоречиям можно также отнести и противоречия между объективным и субъективным правом, между объективными закономерностями функционирования правовой системы и субъективными пределами ее архитектурного и технологического построения, между правом и законом, между структурными элементами и компонентами правовой системы. К числу внутренних противоречий права можно также отнести свойственное всякой правовой системе противоречие между юридическими нормами как одинаковым масштабом, применяемым к людям, и индивидуальными особенностями этих людей и сложившихся для них жизненных ситуаций. Право содержит ряд инструментов для преодоления такого противоречия, для того, чтобы не допустить юридического формализма, чреватого нарушением принципа справедливости. Внутренними для правовой системы являются также противоречия: между объективностью и субъективностью в праве; тенденциями к унификации правовых норм и необходимостью учета отраслевых и местных особенностей; дифференциацией законодательства и его интеграцией <3>. Понятно, что все эти противоречия возникают, развиваются и разрешаются в каждом обществе на его собственной основе и притом разными методами и с разными результатами. ——————————— <3> Правовая система социализма: В 2-х кн. / Под ред. А. Н. Васильева. М., 1986 — 1987. Т. 1. С. 60.

Проиллюстрируем некоторые из указанных противоречий на примере из области уголовного законодательства. Когда создается новая уголовно-правовая норма, то возникает необходимость разрешить ряд вопросов, многие из которых связаны с неустранимыми противоречиями, свойственными самой природе некоторых юридических конструкций. Например, должна быть диспозиция нормы Уголовного кодекса обобщенной (абстрактной) или казуистической, а санкций — мягкой или суровой? Этот вопрос каждый раз требует конкретного, научно обоснованного решения. Заметим также, что сама потребность создания новой правовой нормы, с одной стороны, связана со стремлением к стабильности законодательства, а с другой — с неизбежностью его изменений. И обе цели в полной мере недостижимы: нельзя не менять содержание закона, иначе он отстанет от жизни; в то же время нестабильность нормы существенно ослабляет ее эффективность. Эти противоречивые, а по сути дела, диалектические требования к правовой норме объективны и в принципе не могут быть устранены. Некоторые из них порождены разноплановостью функций, осуществляемых правовой системой. Так, уголовное право защищает личность, и оно же наказывает человека. Задача правосудия — обеспечить такое положение, при котором ни один невиновный не будет осужден и ни один преступник не избежит наказания. Но методы для достижения этих целей различны, а подчас не вполне совместимы. Тем не менее всем названным требованиям норма права должна удовлетворять. Иногда можно найти решения, удовлетворяющие обоим противоречивым требованиям (например, путем создания нескольких взаимосвязанных правовых институтов). Иногда же противоречивые требования, предъявляемые к норме, невозможно расчленить, ибо они относятся к одному и тому же вопросу. Так, диспозиция не может быть одновременно абстрактной и казуистической, а санкция — в одно и то же время строгой и мягкой. Критерии, лежащие в основе принятия в таких случаях оптимальных решений, зависят от содержания проблемы и специфики отрасли права. Не менее сложны вопросы, связанные с противоречиями, возникающими при применении права. Наибольшее значение имеют 2 из них: а) противоречие между текстом нормы (или разными нормами действующего закона) и сложившейся практикой их применения и б) противоречие между правовой нормой и жизненными обстоятельствами конкретного дела. Последнее нередко выступает в философской и нравственной постановке вопроса как противоречие между законом и справедливостью или правом и моралью. Первое противоречие подробно рассмотрено в юридической литературе. Как отметил В. И. Никитинский, «после введения в действие новых крупных законодательных актов наступает обычно период, в течение которого иерархические противоречия в законодательстве неизбежны» <4>. Авторы, рассматривающие это противоречие, указывают ряд конкретных путей его преодоления, в частности при помощи таких юридических средств, как толкование и судебное разъяснение законов, опротестование незаконных актов, экспертные оценки возникающих коллизий, повышение уровня квалификации практических работников. Прежде всего отметим работы В. А. Ойгензихта, Е. А. Мукашева <5>. ——————————— <4> Никитинский В. И. Преодоление противоречий в законодательстве в процессе правоприменительной деятельности // Советское государство и право. 1983. N 2. С. 13. <5> Ойгензихт В. А. Мораль и право. Душанбе, 1987; Мукашев З. А. Преемственность как момент развития. Алма-Ата, 1981.

Что касается второго противоречия, то оно изучено сравнительно меньше. По существу, оно заключается, как отмечал П. С. Дагель, в противоречии между формально-нормативной стороной права и его социальным содержанием <6>. ——————————— <6> Дагель П. С. Диалектика правового регулирования общественных отношений // Правоведение. 1971. N 1. С. 53.

Если содержание правовой нормы направлено на разрешение разнообразных жизненных противоречий, то форма права стабильно закрепляет, как правило, лишь одно нормативное решение, которое именно в данном случае может оказаться и недостаточным. В результате возникает ситуация, при которой известные достоинства права — формальная определенность, стабильность, общеобязательность — оборачиваются его недостатками. Так, формальная определенность права связана с тем, что, например, не учитываются мотивы поведения участника правоотношений, хотя они были бы в данной конкретной ситуации весьма существенны. Стабильность правовой формы не дает возможности учесть изменившуюся обстановку. А общеобязательность нормы означает, что нельзя делать никаких исключений из правила. В качестве основного систематизирующего внешнего противоречия выступает противоречие между правовой системой в целом как формой существования экономических, социально-культурных и политических отношений и самими фактическими отношениями как содержанием права. Ход правового развития состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоничную правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия <7>. ——————————— <7> Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 37. С. 418.

В общественной жизни всякое правовое учреждение рано или поздно превращается в свою собственную противоположность: ныне оно способствует удовлетворению известных общественных нужд, потом оно начинает все хуже и хуже удовлетворять эти нужды; наконец, оно превращается в препятствие для их удовлетворения <8>. ——————————— <8> Плеханов Г. В. Избранные философские произведения. М., 1956. Т. 1. С. 577.

Основное внешнее противоречие предопределяет другие, более конкретные противоречия и проявляется в них. Например, это противоречие между формальным равенством, равным масштабом устанавливаемого нормами права поведения людей и фактическим неравенством людей, к которым этот масштаб применяется, противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью правовой системы, между общим характером правовой нормы и индивидуальными особенностями конкретных отношений и их участников. В ходе разрешения противоречий, созидательного воздействия на правовую сферу людей выкристаллизовываются закономерности развития правовой системы. Будучи обусловленными всем комплексом потребностей общественного производства, тенденциями общеполитического развития, они отражают активную роль права в формировании гражданского правового общества. В качестве одной из основных закономерностей можно признать постепенное и последовательное сближение естественно-правовых и государственно-правовых начал в правовой системе, происходящее по мере роста общечеловеческой культуры, реализации нравственно-гуманистических общественных идеалов. Конституционирование этой закономерности связано с характеристиками права как меры свободы, гарантии социальной справедливости. Реализация ее зависит от осуществления таких взаимосвязанных и взаимодействующих тенденций, как повышение степени выраженности в праве общенародной воли и претворения ее в жизнь, в поведение и деятельность субъектов права; усиление роли правового регулирования; перенос центра тяжести в правовом регулировании с запретительных мер на меры дозволения, расширение и интенсивное применение методов убеждения, мер профилактики, позитивного стимулирования. Данная закономерность носит общеисторический характер, но проявляется неодинаково в различных общественных системах и на разных этапах их развития. В одних странах она действует последовательно, с нарастающей силой (Швейцария, Голландия, США), в других этот процесс развивается скачкообразно (РФ, Германия, Испания). Еще одной основной закономерностью развития правовой системы является требование соответствия правовых явлений фактическим общественным отношениям. Данная закономерность также многоаспектна и включает в себя проблемы адекватности отражения общественных потребностей в нормах права, своевременного изменения законодательства, качества правового регулирования. Она действует не автоматически, пробивается сквозь случайности и отклонения и требует активного участия людей. Для ее реализации необходим специальный организационно-правовой механизм. Кратко данный механизм можно представить следующим образом: новые или изменившиеся фактические отношения, требующие правового оформления, — правовые экспериментальные нормы (масштаб, уровни, регионы, длительность их действия определяются с учетом территориальных, национальных и иных моментов) — оценка правового эксперимента на основе социологических данных, статистики — подготовка и издание нормативного акта компетентными органамиобязательными процедурами и экспертной оценкой проекта) — изучение эффективности действия акта — внесение в него изменений, дополнений, а в необходимых случаях его отмена. Последовательность действия элементов такого механизма, возможность корректировки номенклатуры правотворческих органов, службы социологического сопровождения и все другое можно предусмотреть в законе о порядке разработки, принятия и реализации нормативно-правовых актов. Резюмируя вышеизложенное, заметим, что правовая система воплощает в принципах, институтах и нормах, во-первых, общие социально-исторические закономерности и противоречия, свойственные данному обществу; во-вторых, свои внутренние закономерности и противоречия как определенного социального феномена; в-третьих, закономерные связи первых со вторыми.

——————————————————————

Правовая система как сугубо социальное образование испытывает на себе в процессе становления и функционирования влияние различного рода общеполитических и общегражданских противоречий объективного и субъективного плана. Однако развитие ее детерминировано прежде всего ее собственными диалектическими противоречиями, которые можно подразделить на внутренние и внешние.

Главное внутреннее противоречие правовой системы любого общества, на наш взгляд, состоит в том, что она содержит в себе одновременно естественные и искусственные начала, связанные с человеком и государством.

Естественно-правовая сторона (часть) правовой системы отражает истоки права как неотъемлемого качества человеческого бытия. В ней заложена та мера свободы, обусловленная природой и человеческим общением, которая необходима для нормального существования человека и продолжения его рода. Отсюда комплекс естественных прав и обязанностей:

Право на жизнь, собственность, личную независимость, счастье;

Обязанность не покушаться на жизнь, собственность, свободу другого человека.

Государственно-правовое начало правовой системы характеризует три основных момента:

а) какие естественные права и обязанности человека и в какой мере закрепляет и гарантирует позитивное законодательство;

б) какие новые правовые возможности человека, возникшие в результате развития науки, культуры, роста благосостояния общества, закрепило государство в нормативно-правовых актах;

в) какие правовые привилегии или правовые ограничения установлены государством для людей, принадлежащих к определенному слою, классу, нации, расе, придерживающихся той или иной идеологии, исповедующих ту или другую религию.

Это внутреннее диалектическое противоречие глубинного, сущностного порядка, предопределяющее все другие аналогичные явления. Его разрешение зависит от уровня развития экономики, политики и культуры общества; разрешаясь, оно каждый раз возрождается в новом качестве. От того, насколько полно и точно учтены законодателем (государством) естественно-правовые начала в правотворческой деятельности, насколько адекватно выражена в правовых установлениях воля народа, зависит характеристика правовой системы как справедливой или несправедливой, демократической или антидемократической.

К внутренним следует отнести и противоречия между объективными субъективным правом, между объективными закономерностями функционирования правовой системы и субъективными пределами ее архитектурного и технологического построения, между правом и законом, между структурными элементами и компонентами правовой системы.

В качестве основного систематизирующего внешнего противоречия выступает противоречие между правовой системой в целом как формой существования экономических, социально-культурных и политических отношений и самими фактическими отношениями как содержанием права. Ф. Энгельс подчеркивал, что ход правового развития «состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия». В общественной жизни, отмечал Г.В. Плеханов, «всякое правовое учреждение рано или поздно превращается в свою собственную противоположность: ныне оно способствует удовлетворению известных общественных нужд; ныне оно полезно, необходимо именно ввиду этих нужд. Потом оно начинает все хуже и хуже удовлетворять эти нужды; наконец, оно превращается в препятствие для их удовлетворения: из необходимого оно становится вредным, и тогда оно уничтожается».

Основное внешнее противоречие предопределяет и другие, более конкретные противоречия и проявляется в них. Например, это противоречие между формальным равенством, равным масштабом устанавливаемого нормами права поведения людей и фактическим неравенством людей, к которым этот масштаб применяется, противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью правовой системы, между общим характером правовой нормы и индивидуальными особенностями конкретных отношений и их участников.

В ходе разрешения противоречий, созидательного воздействия на правовую сферу людей выкристаллизовываются закономерности развития правовой системы. Будучи обусловленными всем комплексом потребностей общественного производства, тенденциями общеполитического развития, они отражают активную роль права в формировании гражданского правового общества.

В качестве одной из основных закономерностей можно признать постепенное и последовательное сближение естественно-правовых и государственно-правовых начал в правовой системе, происходящее по мере роста общечеловеческой культуры, реализации нравственно-гуманистических общественных идеалов.

Правовая система как сугубо социальное образование испытывает на себе в процессе становления и функционирования влияние различного рода общеполитических и общегражданских противоречий объективного и субъективного плана. Однако развитие ее детерминировано, прежде всего, ее собственными диалектическими противоречиями, которые можно подразделить на внутренние и внешние.

Главное внутреннее противоречие правовой системы любого общества, на наш взгляд, состоит в том, что она содержит в себе одновременно естественные и искусственные начала, связанные с человеком и государством. правовой интеллектуальный психологический

Естественно-правовая сторона (часть) правовой системы отражает истоки права как неотъемлемого качества человеческого бытия. В ней заложена та мера свободы, обусловленная природой и человеческим общением, которая необходима для нормального существования человека и продолжения его рода. Отсюда комплекс естественных прав и обязанностей: право на жизнь, собственность, личную независимость, счастье; обязанность не покушаться на жизнь, собственность, свободу другого человека.

Государственно-правовое начало правовой системы характеризует три основных момента: а) какие естественные права и обязанности человека и в какой мере закрепляет и гарантирует позитивное законодательство; б) какие новые правовые возможности человека, возникшие в результате развития науки, культуры, роста благосостояния общества, закрепило государство в нормативно-правовых актах; в) какие правовые привилегии или правовые ограничения установлены государством для людей, принадлежащих к определенному слою, классу, нации, расе, придерживающихся той или иной идеологии, исповедующих ту или другую религию.

Это внутреннее диалектическое противоречие глубинного, сущностного порядка, предопределяющее все другие аналогичные явления. Его разрешение зависит от уровня развития экономики, политики и культуры общества; разрешаясь, оно каждый раз возрождается в новом качестве. От того, насколько полно и точно учтены законодателем (государством) естественно-правовые начала в правотворческой деятельности, насколько адекватно выражена в правовых установлениях воля народа, зависит характеристика правовой системы как справедливой или несправедливой, демократической или антидемократической.

К внутренним следует отнести и противоречия между объективными субъективным правом, между объективными закономерностями функционирования правовой системы и субъективными пределами ее архитектурного и технологического построения, между правом и законом, между структурными элементами и компонентами правовой системы.

В качестве основного систематизирующего внешнего противоречия выступает противоречие между правовой системой в целом как формой существования экономических, социально-культурных и политических отношений и самими фактическими отношениями как содержанием права. Ф.Энгельс подчеркивал, что ход правового развития "состоит по большей части только в том, что сначала пытаются устранить противоречия, вытекающие из непосредственного перевода экономических отношений в юридические принципы, и установить гармоническую правовую систему, а затем влияние и принудительная сила дальнейшего экономического развития опять постоянно ломают эту систему и втягивают ее в новые противоречия" В общественной жизни, отмечал Г.В. Плеханов, "всякое правовое учреждение рано или поздно превращается в свою собственную противоположность: ныне оно способствует удовлетворению известных общественных нужд; ныне оно полезно, необходимо именно ввиду этих нужд. Потом оно начинает все хуже и хуже удовлетворять эти нужды; наконец, оно превращается в препятствие для их удовлетворения: из необходимого оно становится вредным, и тогда оно уничтожается".

Основное внешнее противоречие предопределяет и другие, более конкретные противоречия и проявляется в них. Например, это противоречие между формальным равенством, равным масштабом устанавливаемого нормами права поведения людей и фактическим неравенством людей, к которым этот масштаб применяется, противоречие между динамикой развития общественных отношений и стабильностью правовой системы, между общим характером правовой нормы и индивидуальными особенностями конкретных отношений и их участников.

В ходе разрешения противоречий, созидательного воздействия на правовую сферу людей выкристаллизовываются закономерности развития правовой системы. Будучи обусловленными всем комплексом потребностей общественного производства, тенденциями общеполитического развития, они отражают активную роль права в формировании гражданского правового общества.

В качестве одной из основных закономерностей можно признать постепенное и последовательное сближение естественно-правовых и государственно-правовых начал в правовой системе, происходящее по мере роста общечеловеческой культуры, реализации нравственно-гуманистических общественных идеалов.

Конституирование этой закономерности связано с характеристиками права как меры свободы, гарантии социальной справедливости. Реализация ее зависит от осуществления таких взаимосвязанных и взаимодействующих тенденций, как: повышение степени выраженности в праве общенародной воли и претворения ее в жизнь, в поведение и деятельность субъектов права; усиление роли правового регулирования; перенос центра тяжести в правовом регулировании с запретительных мер на меры дозволения, расширение и интенсивное применение методов убеждения, мер профилактики, позитивного стимулирования. Данная закономерность носит общеисторический характер, однако проявляется неодинаково в различных общественных системах и на разных этапах их развития. В одних странах она действует последовательно, с нарастающей силой (Швейцария, Голландия, США), в других этот процесс развивается скачкообразно (Россия, Германия, Испания).

Еще одной основной закономерностью развития правовой системы является требование соответствия правовых явлений фактическим общественным отношениям. Данная закономерность также многоаспектна, включает в себя проблемы адекватности отражения общественных потребностей в нормах права, своевременного изменения законодательства, качества правового регулирования. Она действует не автоматически, пробивается сквозь случайности и отклонения и требует активного участия людей. Для ее реализации необходим специальный организационно-правовой механизм.

Кратко данный механизм можно представить следующим образом: новые или изменившиеся фактические отношения, требующие правового оформления правовые экспериментальные нормы (масштаб, уровни, регионы, длительность их действия определяются с учетом территориальных, национальных и иных моментов) оценка правового эксперимента на основе данных социологии, статистики подготовка и издание нормативного акта компетентными органами (с обязательными процедурами и экспертной оценкой проекта) изучение эффективности действия акта внесение в него изменений, дополнений, а в необходимых случаях его отмена. Последовательность действия элементов такого механизма, возможность корректировки, номенклатуру пра-вотворческих органов, службы социологического сопровождения и все другое можно предусмотреть в законе о порядке разработки, принятия и реализации нормативно-правовых актов.

Важное значение для правовой системы приобретает требование соблюдения правовой технологии, в том числе выполнения соответствующих процедур и правовых стандартов, сочетания динамизма и стабильности правовых явлений, торможения и стимулирования в праве, разрешительного и дозволительного типов правового регулирования, императивного и диспозитивного регламентирования, оптимального конструирования норм, институтов, системы в целом.

Под правовой системой понимается совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых публичная власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения, поведение людей и их объединений (закрепление, регулирование, дозволение, обязывание, запрещение, убеждение и принуждение, стимулирование и ограничение, превенция, санкции, ответственность и т.д.).

Это комплексная, интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность. По меткому выражению французского правоведа Ж. Карбонье, правовая система - это «вместилище, средоточие разнообразных юридических явлений». Он отмечает, что юридическая социология прибегает к понятию «правовая система» для того, чтобы охватить весь спектр явлений, изучаемых ею. Если бы выражение «правовая система» было лишь простым синонимом объективного (или позитивного) права, то его значение было бы сомнительным.

Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.правовой система государство

Это понятие выражает очень важную идею, а именно:

  • - право есть комплекс;
  • - составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями;
  • - все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном и том же пространстве, связаны отношениями общности, которые и объединяют их в систему.

В правовой системе воедино слились естественные потребности людей с их мыслями, волей и чувствами, с правовыми традициями и арсеналом технико-юридических средств, с поступками, деятельностью их объединений. Именно этим объясняются возможность соединения в правовой системе разнообразных правовых явлений, многозначность состояний, а также трудность их познания и классификации.

При изучении правовой системы общества обычно системный подход, который позволяет различать пять уровней правовой системы: субъектно-сущностный; интеллектуально-психологический; нормативно-регулятивный; организационно-деятельностный; социально-результативный.

  • 1. Субъектно-сущностный уровень выделяется для того, чтобы подчеркнуть значение субъектов права в качестве системообразующих материальных факторов правовой системы. Именно человек (гражданин, иностранный гражданин, лицо без гражданства) и его объединения (общественные организации и движения, акционерные общества, другие коммерческие и некоммерческие организации и государство в целом), обладающие правами и несущие юридические обязанности, выступают реальными элементами правовой системы.
  • 2. На интеллектуально-психологическом уровне формируется правопонимание конкретного человека и правосознание (индивидуальное и общественное). Совокупность таких, казалось бы, разнокачественных явлений, как знания, эмоции, чувства, идеологические и религиозные взгляды и догмы, нравственные постулаты, позволяют человеку воспринимать, оценивать правовую реальность, вырабатывать отношение к ней, а также выявляют мотивы правового поведения.
  • 3. Исследование нормативно-регулятивного уровня правовой системы позволяет сделать вывод о том, что определенным системообразующим фактором выступают и нормыправа. Они объективируют идеальные представления людей о справедливости и несправедливости, о важности стимулирования развития тех или иных общественных отношений. Правовые нормы входят в систему в качестве звена, с которым, так или иначе сопряжены все другие ее компоненты. В совокупности они представляют собой и характеризуют право как таковое.

Правовые нормы выступают одновременно в качестве аккумуляторов и проводников государственной воли народа, возведенной в закон, т.е. в качестве источников той политико-правовой энергии, которой заряжена вся масса нормативного ядра системы. Выступая носителем подобной энергии, они, будучи элементами правовой системы, притягивают к себе и заставляют работать все иные компоненты, в результате чего образуются структурно-функциональные блоки уже иного порядка.

Норма первой испытывает на себе изменения, с нее начинается реальное совершенствование правовой системы. Благодаря своему универсальному, сквозному значению, норма права распространяет свои свойства и на другие уровни системы, служит точкой отсчета, единицей измерения правовой материи.

Нормативный срез высвечивает основную социальную функцию правовой системы - регулирование общественных отношений, а также основные цели и направления правового воздействия на развитие общества.

  • 4. Организационно-деятельностный уровень охватывает все юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства и общества.
  • 5. Социально-результативный уровень правовой системы характеризует, с одной стороны, то, насколько человек как субъект права освоил правовую действительность, как он «живет» в ней, а с другой - то, как сформировались и насколько идентичны интересам индивида и общества различного рода режимы и состояния, позволяющие представить себе определенные результаты действия юридических норм (правовая культура, законность, правопорядок). На этом уровне заложенные в праве свободы, возможности и требования органично вплетаются в социальную и политическую материю. Здесь наиболее четко проявляются сущностные качества правовой системы, имеющие важное значение для формирования и функционирования политической системы общества.

Наряду с понятием «правовая система» в отечественной юридической литературе употребляются близкие по смыслу и объему, но имеющие самостоятельное значение термины «правовая надстройка», «механизм правового регулирования», «система права», «право».

Категория «правовая надстройка» раскрывает местоположение всех правовых явлений в общественной системе относительно экономического базиса, а понятие «правовая система» отражает внутренние (структурные) функциональные и системные связи правовых явлений. Категория «механизм правового регулирования» призвана обратить внимание на функциональную сторону, на процесс регулирования общественных отношений, тогда как правовая система показывает целостность и взаимосвязь структурных элементов, единство состояний статики и динамики права. Термин «система права» характеризует институциональное внутреннее строение нормативной основы правовой системы - права как такового, правовая же система охватывает собой все правовые явления в масштабах государства и общества.

Структуру правовой системы общества составляют три базовых звена:

1. Право- это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой.

Право как система характеризуется следующими признаками:

Во-первых, право - это органически целое правовое явление, а не случайный набор правовых норм. Система права характеризуется объективностью. Она не может создаваться по субъективному усмотрению людей, поскольку обусловлена реально существующей системой общественных отношений. Право, с одной стороны, отражает в специфической форме эту систему отношений, а с другой стороны, оказывает на нее регулирующее воздействие. Если право в своих нормах неадекватно отражает потребности общественной жизни, то оно становится тормозом общественного прогресса. Так называемые «мертвые» законы или нормы являются результатом произвольного правотворчества, не учитывающего или не познавшего объективных потребностей общественной жизни.

Во-вторых, право - это многообразное правовое явление, включающее неодинаковые по своему содержанию и объему структурные элементы.

Исторически все системы права условно включают в себя право частное и публичное. Такое деление возможно только в сфере реализации права, то есть в сфере правоотношений. Как система норм, исходящих от специфической организации общества, право призвано охранять интересы всего общества, всемерно учитывая интересы составляющих его индивидов. Охраняя собственные интересы, государство посредством правовых установлений охраняет в первую очередь интересы своих граждан. В идеальном случае частные и публичные интересы, отраженные в праве, должны совпадать.

Мировая юридическая наука считает деление права на частное и публичное в известной мере условным, но необходимым. Естественным основанием для деления права на частное и публичное является характер правовых взаимоотношений между индивидуумом и государственно-организованными структурами общества. Всякое право, будь оно частное или публичное, заключает в себе отношения конкретного лица не только к другим лицам, но и к государству и обществу в целом. В зависимости от того, каково отношение субъекта права к общим государственным интересам, право будет частным или публичным. Те права, где индивидуальное лицо является независимым, самостоятельным субъектом права, - это права частные. Если же субъект выступает как часть социального целого, ему подчиненная, - это права публичные. В правовом государстве частные и публичные права гармонически сочетаются.

2. Правовая идеология, которая представляет собой совокупность идей, творений, взглядов, представлений, принципов, которые в концентрированном виде отражают и оценивают правовую действительность; теоретико-философское, а также обыденно-бытовое осмысление права как целостного инструмента регулирования важнейших сфер общественных отношений, его необходимости и социальной роли, путей дальнейшего развития.

Правовые идеи или, собирательно, правовая идеология включают:

  • - представления людей о желаемых правовых нормах, о желаемых законах;
  • - их отношение к существующим законам, их одобрение или неприятие.

Специфика правовой идеологии, ее отличие от других сфер идеологии заключается в специфике самого права, в его роли как средства общественного порядка, социального регулятора.

Разносторонние интересы людей - экономические, национальные и прочие - осознаются ими как интересы правовые. В правовых идеях формулируются намерения людей претворить свои разносторонние интересы в нормы, установить на основе своих интересов и с их учетом определенный порядок в обществе. Правовые идеи включают обращенность к настоящему - отношение к существующим нормам, отношение позитивное или негативное, а также обращенность к будущему - представления о желаемых правовых нормах.

Существенную роль в формировании правовой идеологии играет уровень правовой культуры общества. Уровень правовой культуры - это обобщенный показатель, отражающий место и роль права в жизни общества.

Правовая культура включает уважение к праву, правовую информированность людей, знание ими законов, готовность соблюдать и выполнять законы, уважение к правосудию, потребность обращения в суд за защитой своих прав, отказ от использования противозаконных силовых средств разрешения конфликтов и т.п. В уровне правовой культуры находит отражение историческое развитие страны и народа. Поэтому для каждой страны характерен свой уровень, в нем сочетаются правовые нормы вчерашнего и сегодняшнего дня и одновременно закладывается завтрашний день развития права.

3. Юридическая практика - представляет собой полиструктурное образование, которое включает пространственную, логическую, временную и стохастическую структуры. То есть это своеобразное строение, которое позволяет обеспечить ей целостность и сохранение необходимых свойств или функций во время воздействия на нее различных факторов реальности.

Характеризуя юридическую практику необходимо иметь в виду, что ей как одной из основных разновидностей социально-исторической практики свойственны черты, присущие любой практике. Однако вовлеченная в правовую систему общества, в процесс правового регулирования,практика получает некоторые новые, в частности юридические, качества, позволяющие рассматривать ее как относительно самостоятельный тип практики. При этом действия субъектов и участников юридической практики, использование ими определенных средств и методов, способы оформления вынесенных решений и закрепление накопленного опытаурегулированы, упорядочены правовыми нормами и иными юридическими предписаниями. Без юридической практики немыслимо возникновение, развитие и функционирование правовой системы общества. Именно она играет существенную интегрирующую роль в правовой системе, связывая в единое целое правовые нормы и индивидуально-конкретные предписания, субъективные права и юридические обязанности, правовые идеи и принимаемые на их основе решения. Она же способствует целенаправленному юридическому изменению общественной жизни. Это достигается при помощи издания новых или изменения уже существующих норм права, их толкования и конкретизации, использования и применения. Большинство практических действий и вынесенных в ходе рассматриваемого вида практики решений требует закрепления в строго определенных официальных актах -документах.Общественная, коллективная природа юридической практики проявляется в том, что, во-первых, она обусловлена другими типами социальной практики. Во-вторых, любая юридическая деятельность предполагает соответствующие формы сотрудничества между ее субъектами и участниками, обмен информацией и результатами. В-третьих, накапливаемый социально-правовой опыт является совокупным продуктом совместной деятельности. Юридическая практика в той или иной степени влияет на все стороны жизни общества, способствуя развитию происходящих в нем процессов либо тормозя их. Это методологически важное положение следует иметь в виду при формировании и реализации любых планов и программ экономического, политического, социального и иного переустройства общества.

В целом можно сделать вывод, что юридическая практика занимает относительно самостоятельное место в правовой системе общества и играет существенную роль в механизме правового регулирования.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...