Социальная значимость феномена чтения в молодежной среде. "Я просто не люблю читать…", или Падение интереса к чтению у современных школьников Основные направления исследований в рамках социологии чтения

После 1 91 7 г. ведётся повсеместная ликвидация неграмотности. Широко издаются произведения классиков и сочинения советских писателей. В 1 91 8 - 1919 гг. издано 115 млн. экземпляров произведений классиков. Появляются материалы о читательской аудитории, но делаются они на базе библиотечной информации (изучение формуляров, беседы с читателями). Информация такого рода отрывочна и неполна. Но зато практика сбора информации помогала созданию методик и подготовке кадров.
В 20-30-х гг. XX в. активно внедрялся классовый подход к читателю (Н.К. Крупская), что влекло за собой огрубление результатов, так как не учитывались индивидуально-психологические особенности читателя.
Основными элементами перехода от «старого» нравственно- религиозного жизнеустроения к материалистическому мировоззрению становились «научное знание» и «новая книга». Именно на книгу (а шире - на литературу) возлагалась главная идеологическая функция. Для обеспечения трудящихся «полезной» литературой проводился ряд масштабных мероприятий, важнейшие из которых - строгий отбор книг для чтения и создание фонда новых «нужных книг». Установка на формирование не просто читателя, а читателя политически ориентированного входила в идеологию всех лидеров РКП(б), так или иначе выступавших в 20-е годы по вопросам литературы.
Под редакцией Н.К. Крупской в 1923 году в издательстве «Красная новь» выходят три выпуска «Сборника статей по библиотечной работе». «Научить читателя пользоваться книгой» и «научить читателя читать» - эти задачи формулировались Н. К. Крупской как политические и воспитательные для всей библиотечной сети страны. Съездом по ликвидации неграмотности было решено, что к 1 927 году - 1 0-й годовщине Октября - безграмотность среди населения РСФСР в возрасте от 18 до 35 лет должна быть уничтожена:
«Новые миллионы читателей создадутся в процессе этой работы, многие миллионы мужчин и женщин, вооружившись знанием грамоты, жадно потянутся к книге».
Однако в 1927 году итоги этой кампании подведены не были, а в год десятилетия издания закона о борьбе с неграмотностью, в 1929 году, обнаружилось, что процент грамотных в России остался практически на уровне 1914 года, составив 37% (при 35% в 1914 году). Вопрос о реальной ликвидации неграмотности в 20-е годы был оттеснен на задний план более важным вопросом: что будет читать новый миллионный массовый читатель.
Программа чтения, чистки библиотек, отбор и романтизация новых, нужных для массового читателя книг, идеология руководства чтением массового читателя - весь этот спектр вопросов 20-х годов представляет широкомасштабную картину красного террора против русской литературы, отлучения от нее читателя и его интернационализацию. Динамику идеологии чтения и руководства чтением представляют выпускавшиеся с 1920 года политико-просветительным отделом Наркомпроса инструкции по пересмотру книжного состава библиотек.
Первые опустошения библиотек начала 20-х годов, естественно, потребовали заполнения их новой литературой. На первое место выходило издание для массового читателя прежде всего газет, а также политической, антицерковной и антирелигиозной книги, задачи которой выполняли серийные издания «Народной библиотеки» и Госиздата: «Историко-революционная библиотека», «Начатки знаний», «Основы современной науки». Издание антирелигиозной литературы для массового читателя оставалось приоритетным все 20-е годы.
В 1960-е гг. была осознана необходимость исследования восприятия художественных произведений в психологическом, функциональном, эстетическом и др. аспектах, но оно не сопровождалось конкретными активными широкомасштабными мерами. Исследования были локальными по тематике, по базе исследования. В 1968 г. в Ленинграде прошёл первый Всесоюзный симпозиум «Проблемы художественного восприятия», на котором была разработана долгосрочная программа и общие основы будущих (но так и не состоявшихся полностью) исследований.
1965 - 67 гг. Государственной Библиотекой им. Ленина проводилось исследование по теме «Советский читатель»: изучалось чтение социально- демографических групп населения РСФСР и восьми союзных республик. Исследование «Книга и чтение в жизни небольших городов» - попытка разработать типы читателей в зависимости от содержания чтения, мотивов выбора и критериев оценки. Но необходимо было углублённое изучение предпосылок, характеризующих, определяющих и развивающих читательские потребности. Необходимо было исследовать динамику потребления. Данные социологических исследований чтения необходимы для определения возможностей удовлетворения потребностей в чтении; для улучшения работы библиотек; для развития книжного дела в целом (от этих данных зависит обновление тематики издаваемой продукции, её тиражи и т.д.).
В советское время проводились исследования по социологии чтения. В 70-80-е гг. XX в. был проведён ряд исследований, нацеленных на выявление следующих параметров:
активность чтения разных групп (регулярность обращения к разным источникам, объём чтения);
активность использования различных каналов литературы (библиотека, книжный магазин, подписка);
место чтения в структуре досуга и в бюджете свободного времени;
читательские предпочтения, мотивы выбора книги и оценки прочитанного.
Исследования охватывали в основном объём и содержание чтения разных социальных групп, не вдаваясь в подробности, не затрагивая культурных и социальных оснований. Эти исследования были свёрнуты, не получив широкого размаха и нигде, кроме узкоспециализированных научных изданий, не публиковались и тем более не применялись на практике. Это было связано с отношением к читателю не как к активному субъекту, выбирающему, что ему читать, а как к пассивному объекту, которому что дали, то он и читает. Зачем в этом случае изучать его интересы? Что издавать, что пропагандировать и распространять - решалось без читателя. Отсутствовали анализ покупательского спроса, система выдвижения бестселлеров, то есть не существовало как такового маркетинга. Читателей классифицировали без учёта их принадлежности к социальному слою.
Начало 90-х гг. XX в. - государственная система издания, пропаганды и распространения печатной продукции разрушена. Госзаказы составляют минимальный объём. Чтобы выжить, издательство должно сбыть свою продукцию. Чтобы продукция приобрели, нужно знать, что читатель хочет получить.

Любовь к чтению в древности считалась болезнью и даже описывалась в медицинских справочниках
Склонность к чтению не всегда считалась добродетелью. Вплоть до XVIII века страсть к книгам считалась болезненной склонностью, которая была даже описана в медицинских справочниках тех лет.
К той же эпохе относится и появление обидных прозвищ для людей, увлеченных чтением, — «книжный червь» и «книжная крыса». А в сатирической поэме Себастьяна Бранта «Корабль дураков», написанной в XV веке, судно, отплывающее в царство глупости, вели именно библиофилы.

Лишь в середине XVIII века в Европе появилась первая общедоступная библиотека — Библиотека Залуских в Речи Посполитой. Братья Юзеф и Анджей Залуские собрали уникальную коллекцию книг и рукописей, которая комплектовалась литературой из самых разных стран Старого Света на строго научной основе.

Однако судьба этой библиотеки оказалась очень трагической: после подавления Александром Суворовым польского восстания 1794 года и взятия русскими войсками Варшавы эта библиотека, составлявшая 400 тысяч томов, была объявлена военным трофеем и отправлена в Санкт-Петербург, причём по дороге книги продавали всем желающим «корзинами».

В Петербурге несколько тысяч книг сгнило в погребах, ещё несколько тысяч были проданы с аукционов.

В конце концов, оставшаяся часть коллекции составила основу открывшейся в 1814 году Императорской публичной библиотеки в городе на Неве.

До конца XVIII века читали, в основном, газеты, календари и религиозную литературу. Однако для растущей группы интеллектуалов этого было уже недостаточно. В начале XIX века появилось понятие «образцовое чтение», при котором большой вес имели мораль и обучение.

С появлением такой литературы отношение общества к книгам стало меняться на одобрительное. А вскоре любовь к литературе и страсть к чтению стали восприниматься как нечто добродетельное и, безусловно, полезное.
Книголюбов становилось всё больше.

В 1899 основано первое в Европе Общество книголюбов.

Довольно скоро подобные общества стали появляться и в России.

Даже в годы Великой Отечественной войны советское библиофильство и любовь к книге не угасли. В газетах тех лет часто встречались рассказы о том, как воины спасали горевшие библиотеки, сохраняли и передавали людям экземпляры старинных и ценных книг.

В Москве энтузиасты тоже не прекращали своей работы: в Клубе писателей 19 и 20 июня 1943 года проходил книжный базар.

В газете «Ленинградская правда» от 11 апреля 1942 года была помещена заметка: «Окопные журналы» и «Библиотечка бойца», изготовлявшихся в 4-5 экземплярах. Среди читателей этих изданий оказались коллекционеры, которые хранили окопные рукописные журналы и армейские печатные газеты, пересылали их в тыл родственникам для своих библиотек.

А в 50-е годы в СССР случился настоящий читательский бум, тем более неожиданный, что всего за полвека до этого лишь пятая часть населения страны могли считаться грамотными.

Тогда же в СССР было проведено сравнительное международное исследование. Оно показало, что жители Страны Советов тратят на чтение книг, газет и журналов почти вдвое больше времени (около 11 часов в неделю), чем англичане, американцы, французы или кто-либо ещё. У нас читали везде: в метро, на пляже, в очереди, в парке на скамейке. Так и возникло знаменитое утверждение «СССР — самая читающая страна в мире», сразу же превратившееся в один из социалистических лозунгов.


В СССР читали везде

Явлению читательского бума в СССР можно найти много разных объяснений. Самое простое - дефицит ярких впечатлений. Возможно, правы те, кто говорит, что советские люди не имели доступа ко многим видам досуга, популярным в других странах.

Зачитывались, чем придётся. Образцовым советским гражданам предлагалась преимущественно производственная романтика: заводские героические эпопеи, повести из жизни зарубежных рабов прошлого и настоящего, вклад личности в революцию, моральный выбор борцов за свободу своего народа, чукча-писатель, люди Среднего Приобья и т.д. Но росла потребность и в других книгах.

Более 70% населения СССР к концу 1960-х испытывали «книжный голод» на качественную литературу. Утоляли его по-разному, иногда даже незаконно: не зная, где достать книги Драйзера, Дюма и Хэмингуэя, люди нередко воровали их из библиотек, платя потом за эти книги штрафы. Одним из легальных способов решения проблемы были книжные ярмарки.

«В стране с бумагой напряженка!» — эту мысль в эпоху «развитого социализма» очень активно внушали жителям СССР. Население убеждали, что лес надо беречь, а печатать больше книг можно будет только если все дружно начнут сдавать макулатуру. Довод о бумажной напряжёнке звучал неубедительно на фоне гигантских тиражей партийных изданий, тоннами выходящих из типографий.

Однако деваться было некуда, поэтому граждане, желающие заполучить любимого Дюма или Верна, стаскивали кипы старых газет и журналов в пункты приема макулатуры (многотомник Ленина же туда не понесёшь). Там в обмен на 10-20 килограммов старой прессы можно было получить талоны на редкую литературу. В списке особо дефицитных значились Дюма, Дрюон, Конан-Дойль, Сименон, Пикуль.

Очередь у книжного магазина в Киеве

Доставали книги и через подписки на собрания сочинений. Однако подписаться на популярные сборники было не проще, чем купить женские финские сапоги в ГУМе, так что подписку тоже оформляли «по большому блату» или отстаивали очереди, записываясь ночами.

Иметь в доме хорошую литературу становилось все более престижно и модно.

Поэтому некоторые «книголюбы» стремились приобрести дефицитные книги исключительно ради того, чтобы просто их иметь.

Так в очередях за подписками или «макулатурными» изданиями рядом с истинными ценителями литературы и заядлыми книгочеями оказывались те, кому очередное собрание сочинений подходило к цвету обоев или же просто хотелось в разговоре с «нужными людьми» упомянуть об обладании дефицитным фолиантом.

Магазин подписных изданий в Челябинске. На сегодня в ассортименте только 55-томник Ленина

Другими словами, к концу 1970-х годов книги в СССР стали устойчивым и быстро растущим дефицитом и предметом спекуляции. Бесспорная истина о том, что книга — лучший подарок, зазвучала с новым смыслом. Подарить хорошую книгу, значило не просто проявить внимание, отличиться хорошим вкусом, но и предоставить драгоценную возможность читать и перечитывать любимое произведение в любой момент, не выходя из дома.

В наши дни у библиофилов появилась масса возможностей для общения, обмена книгами.
Во второй половине 90-х годов по всему миру стали появляться общественные книжные шкафы.

Еще одно новомодное веяние — буккроссинг. Книгу можно оставить в любом общественном месте — в кафе, театре, поезде, метро, отеле, просто на скамейке в парке или в зонах буккроссинга. Дальнейшую судьбу оставленного издания можно затем отследить в специальной социальной сети.

Но даже эти библиофильские веяния уже не в силах справиться с заметным охлаждением россиян к чтению.
Так что если ещё несколько десятков лет назад в нашей стране библиофилы изнывали из-за дефицита книг, то в наше время всё обстоит с точностью до наоборот: дефицитом становятся уже сами «книжные черви».

Проблема феномена «самой читающей страны» в том, что любовь к книгам власти использовали в своих внутриполитических интересах: каким-то изощренным способом стремились контролировать умы населения - любишь читать - читай труды Ленина или материалы съездов. Прочел? Можешь почитать труды Брежнева.

Доля регулярно читающей молодежи, по оценке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, составляет 28%. Уже целое поколение молодежи выросло в нестабильных социальных условиях, что существенно отразилось на формировании его жизненных позиций и в частности, на репертуаре молодежного чтения.


Чтение молодежи – актуальная проблема, которой придается государственное значение. «Повышение интереса к чтению становится, без преувеличения, общенациональной задачей», - эти слова Президента Российской Федерации В.В. Путина подтверждают актуальность проблемы молодежного чтения. Можно вспомнить и заявление главы Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева: «… поддерживать чтение в самых разных формах, в том числе самых современных, самых модерновых, лишь бы молодежь хотела читать».


В библиотечном деле сейчас появилось, активно обсуждается и внедряется новое понятие: «Библиотека 2.0». Основная суть этого понятия в том, что библиотека не должна быть просто вместилищем информации. Библиотека должна быть открытой, ориентируя свою работу прежде всего на пользователя и учитывая интересы и потребности пользователя. Но для того чтобы учитывать интересы и потребности молодых читателей, нужно прежде всего знать эти потребности и интересы.


Изучением чтения молодежи систематически занимаются многие библиотеки, в том числе Российская государственная детская библиотека. Результаты исследований говорят о том, что характеристики чтения детей, подростков и молодежи постоянно меняются. Проведенные исследования и повседневные наблюдения показывают: интерес к чтению книг падает.


Меняется и мотивация чтения: чтение для удовольствия и развития сегодня значительно уступает деловому чтению с целью освоения учебных программ. Значительную часть чтения молодежи в последние годы составляет чтение в сети Интернет.


Мы не беремся оценивать и судить – хорошо это или плохо, но считаем, что исключение книги, печатного издания из повседневной жизни обедняет духовную жизнь человека.


Молодежь – от 15 до 24 лет – составила основной контингент проведенного социологического опроса. Это более двухсот (200) учащихся старшего школьного возраста, учащиеся профессиональных училищ и колледжей, студенты техникумов и вузов, работающая и неработающая молодежь.


Специалисты организационно-методического отдела Омской областной библиотеки для детей и юношества под руководством З.П. Гурьян по заказу РОО «НАС» осуществили мониторинг чтения молодежи. Одно из исследований, проведенных в библиотеке в 2014-2015 году – «Портрет читающей молодежи». Оно является не первым исследованием подобного рода.


Целью исследования стало изучение читательских пристрастий молодых читателей библиотеки для выработки рекомендаций по повышению эффективности работы по продвижению чтения в молодежной среде.


Испытывает ли современная молодежь радость чтения? Что читают молодые люди? Что и зачем они хотят читать? Чтобы вести работу по продвижению чтения, влиять на читателя и его читательские интересы, необходимо знать ответы на все эти вопросы.


Разрабатывая план исследования, мы не ставили задачу тотального опроса, мы хотели определить литературные предпочтения прежде всего читателей библиотеки.


Для проведения исследования «Портрет читающей молодежи» была разработана анкета, содержащая 25 вопросов, и опрошены читатели в возрасте от 15 до 24 лет. Опрос проводился методом случайной выборки.


Предмет исследования – читательские интересы молодых людей.


По результатам опроса наиболее активными читателями оказались 16-17-детние девушки, именно эта читательская группа составила 85% опрошенных. Юноши – всего 15%.


«Как часто Вы посещаете библиотеку?» спросили мы у читателей. Посещаемость можно определить по читательским формулярам, но нам было важно, чтобы читатель сам ответил на этот вопрос, показав, как он определяет частоту своего общения с библиотекой. Ответы показали, что большинство опрошенных посещают библиотеку «по мере необходимости».


Вопрос «Как Вы обычно проводите свое свободное время?» был важен для нас не только потому, что мы хотели определить место чтения в досуге молодых людей, но и потому, что мы хотели узнать, какие формы организации досуга и просветительских мероприятий будут наиболее благосклонно восприняты молодыми людьми. Результат опроса получился не совсем ожидаемым. Вопреки ожиданиям, ответ «за компьютером» занял лишь пятое место (30%); на четвертом месте – прослушивание музыки – 38%; на третьем месте (44) – кино, театр, досуговые центры и дискотеки; на втором – чтение книг и журналов (67%); на первом – общение с друзьями (72%). Большой процент респондентов, назвавших чтение обычным проведением своего свободного времени, радует, но не удивляет – ведь мы опрашивали читателей библиотеки.


Ответ на вопрос «Из каких источников Вы предпочитаете брать информацию?» ожидаем: большинство респондентов ответили, что из Интернета и книг.


На вопросы «Чтение для Вас – это…» и «С какой целью Вы читаете книги?» большинство опрошенных ответили, что читают для удовольствия, отдыха, развлечения (75% и 43%); ответы «труд (задание по учебе)» - на втором месте. Это говорит о том, что досуговое чтение среди читателей библиотеки преобладает. Такой результат явно противоречит утверждению о том, что среди молодежи доминирует деловое чтение.


Большинство респондентов на вопрос «Произведения какой тематики Вам нравятся?» предпочли ответить: детективы и приключения.


Подавляющее большинство учащихся дали ответ «Нет» на вопрос «Любите ли Вы читать стихи?»


Ключевыми вопросами анкеты были вопросы, ответы на которые определяют источник сведений о книгах и определяют роль библиотекаря в процессе выбора книг для чтения. Как ни печально, но библиотекарь как советчик оказался на последнем месте – только 4% респондентов спрашивают, что почитать – у библиотекаря. Большая часть опрошенных читателей выбирают книги случайно, таких – 38%. Значительная часть – 30% – прислушивается к советам друзей. 25% респондентов – ориентируются на фамилию автора, то есть выбирают то, что уже известно по личному опыту или просто «на слуху». Есть «тщеславные» читатели, их 14% от числа опрошенных, они читают книги, которые сейчас в моде. Для 20% респондентов источником сведений о книгах стал Интернет.


О новинках художественной литературы и периодики, поступивших в библиотеку, большинство наших респондентов – 54% – узнают, обратившись к выставкам новых книг и журналов или 20% – спрашивают о новинках у библиотекарей.


Анкета включала 6 вопросов, отвечая на которые наши респонденты должны были назвать имя писателя. Это не случайно: нам хотелось получить как можно больше упоминаний разных книг и писателей, книг и писателей разных стран и эпох. Сам по себе опрос, заставляющий вспомнить и оценить то, что прочитано, несет в себе воспитательный момент.


«Есть ли у Вас любимые писатели? Если да, напишите, пожалуйста, какие»


«Есть ли у Вас любимая книга? Если есть, напишите, пожалуйста, какая»


«Можете ли Вы назвать книгу, которую прочитали за последнее время. Если да, напишите, пожалуйста, ее название с указанием автора»


«Какую книгу Вы бы посоветовали прочитать своему лучшему другу, подруге? Почему именно эту книгу?», -


вот такие вопросы о художественной литературе мы задали юным читателям. Ответили на них не все, но ответы были очень разнообразны и интересны.


Не единожды ребятами названы зарубежные авторы: Т. Пратчетт, Э.М. Ремарк, О. Хаксли, Дж. Оруэлл и др. Молодые люди читают классику, философскую прозу, любовные романы, фантастику. На вопрос о любимом писателе ответили большинство опрошенных читателей – 74%. В анкетах звучали имена от классики до современности, как имена российских авторов, так и зарубежных: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, М.А. Булгаков, Б.Л. Васильев, Дж.Г. Байрон, Ж. Верн, Дж. Сэлинджер, Т.Б. Серебряная, Б. Акунин и др. Любимого современного автора смогли назвать 62% опрошенных. Однако разнообразие имен свидетельствует о том, что молодежь в определенной своей части все-таки знает и читает современных авторов. В числе любимых оказались: А Гавальда, Т.Б. Серебряная, В.О. Пелевин, В.В. Ерофеев, Д.О. Силов и др.


То же самое касается любимых книг . 75% респондентов согласились с тем, что у них есть любимая книга. Не все, правда, назвали ее. Но среди названных книг фигурируют: А.С. Пушкин «Дубровский», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», О.А. Григорьева «Берсерк», Б. Акунин «Турецкий гамбит», Ж. Верн «Таинственный остров», Ф.С. Фицджеральд «Великий Гэтсби», Дж. Сэлинджер «Над пропастью во ржи» и др.


Среди книг, прочитанных за последнее время , как и ожидалось, преимущественно названы произведения, изучаемые по школьной и вузовской программам: А.И. Куприн «Гранатовый браслет», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», Б.Л. Васильев «В списках не значился», Дж. Лондон «Мартин Иден», Э.М. Ремарк «Жизнь взаймы», «Три товарища». На этот вопрос получен, например, и курьезный ответ: один читатель назвал последней прочитанной книгой «Общую биологию». Однако упоминаются именаи книги современных авторов, например, таких как «Снег» О. Памука, известного турецкого писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе, произведения П. Коэльо – знаменитого бразильского поэта и писателя, автора многих бестселлеров, книга «Как убивают Россию» А.Е. Хинштейна – известного публициста, депутата Госдумы РФ, роман «Поколение П» В.О. Пелевина – популярного российского писателя, роман «Невыносимая любовь» И. Макьюэна – британского современного писателя, лауреата Премии С. Моэма (1976) и Букеровской премии (1998) и других. Назвали книгу, которую прочитали за последнее время, 68% опрошенных читателей (это достаточно высокий показатель).


Другу советуют прочесть практически то же самое, что прочли сами в последнее время. Хотя встречались и иные ответы: М.А. Шолохов «Тихий Дон», Э. Бёрджесс «Заводной апельсин» и др. На вопрос «Почему именно эти книги?» наиболее часто встречались ответы: «потому что сюжет книги интересен и захватывающ», «в книге много полезной информации». Но были и такие ответы: «потому что эта книга уникальная и актуальна и по сей день» (о романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкина),«потому что эта книга о современном мировоззрении», «потому что это грустная правда в своеобразной и нескучной форме» (о книге «Москва – Петушки» В.В. Ерофеева), «из-за интересного развития событий» (о романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»), «эта книга заставляет задуматься, пересмотреть свое отношение к жизни, к родителям, к своим близким» (о книге П.В. Санаева «Похороните меня за плинтусом»), «книга проникнута искренними чувствами» (о повести «А зори здесь тихие» Б.Л. Васильева), «книга затрагивает душу и заставляет задуматься о жизни» (о «Парфюмере» П. Зюскинда), «можно извлечь много уроков» (о романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова), «в книге затронута тема нравственности» (о романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»). Эти ответы радуют, хотя их и немного (всего 30%), говорят о том, что для молодых читателей важно не только развлекательное чтиво, но и книги, которые заставляют задуматься, переживать искренние чувства.


Следующая группа вопросов касалась отношения молодежи к периодическим изданиям (газетам и журналам). Периодические издания – оперативный источник актуальной информации. В период нерегулярного и недостаточного комплектования, а именно таким периодом стали для библиотек два последних десятилетия, журналы и газеты были наиболее полноценным источником выполнения читательских запросов. На таких изданиях, как «Костер», «Юность», «Смена», воспитывалось не одно поколение молодежи. Однако сейчас многие современные молодежные издания изменили не только свой облик, но и содержание, размещая на своих страницах публикации гламурных новостей и сплетни из жизни звезд шоу-бизнеса. Наверное, пришло время пересмотреть отношение библиотеки к формированию фонда периодических изданий для молодежи.


Частотность чтения периодических изданий молодежью, как правило, 1 раз в неделю.


На вопрос «Есть ли такие журналы, которые Вы читаете регулярно? Если да, то напишите, пожалуйста, какие» 55% респондентов ответили «нет», 45% – ответили «да».Были названы журналы «Ромео и Джульетта», «Радио», «Юный техник», «Космополитен», «Коммерсантъ», «Мне 15», «Бурда», «Гламур», «Мир фантастики», «Штучка», «Домашний очаг», «Абитуриент», «Yes звезды», «Популярная механика», «Geo», «Ровесник», «Рок оракул», «Браво», «Искусство кино» и др.


Оказалось, что наши читатели не только не читают литературно-художественные журналы , но и вряд ли знают о них. На вопрос о чтении литературно-художественных журналов 94% опрошенных читателей ответили отрицательно.


С точки зрения тематики газет и журналов молодежь предпочитает в первую очередь следующие темы: об автомобилях, охоте, рыбалке; о спорте; о путешествиях; о бизнесе, финансах.


Как показал социологический опрос, большинство респондентов не имеют любимых журналов .


Ответ на вопрос «Чем Вас может привлечь периодическое издание?» поможет всем заинтересованным лицам при формировании фонда периодических изданий учесть предпочтения молодых читателей. Большинство респондентов – 65% привлекает интересное содержание. Оригинальность при подаче материала – 35%. Наличие приложений в журнале (дисков, постеров) – 20%. Достоверность и точность информации – 18%. Полиграфическое оформление журнала и качество изложения материала – 17%. Оперативность информации важна для 8% опрошенных читателей.


И наконец, интересно было узнать мнение молодежи по поводу того, кто, на их взгляд, больше всего любит читать. Ответы: возраст не влияет на чтение – 64%, читают в основном люди среднего возраста – 14%, больше всего читают пожилые люди – 20%. И только 2% опрошенных читателей выбрал ответ «мои сверстники». Если учесть, что именно молодежь, сверстники – обучаются в различных учебных заведениях и постоянно вынуждены читать, осваивая учебные программы, ясно, что под «чтением» респонденты подразумевают именно чтение «для души», для развлечения и саморазвития.


В целом по результатам анкетирования можно сделать следующие выводы: происходит процесс изменения отношения молодежи к чтению в целом, меняется отношение к книге, появляются другие источники информации, усложнилась структура молодежного досуга. Более продолжительным и разнообразным становится общение. Чтение молодежи отчетливо подразделяется на досуговое (для отдыха, удовольствия) и деловое (для учебы). Читают книги разные. Более половины опрошенных респондентов знают и читают современных авторов и делают это ради удовольствия и развлечения. Так что выражение «радость чтения» оказывается вполне применимо к молодым читателям.


Проведенное социологическое исследование подтвердило интерес молодежи к ярким, красочным журналам. Однако «толстые журналы» (литературно-художественные) оказались совершенны выпавшими из поля зрения молодого читателя, что заставляет задуматься и принять меры: либо популяризировать «толстые журналы» в молодежной аудитории, либо перестать тратить средства на их комплектование.


Результатом исследования стал портрет молодого читателя. Выше приведены его основные характеристики. Однако самое важное – как применить на практике результаты, полученные в ходе исследования?


Не менее важной частью исследования стало проведение анкетирования среди педагогов (всего опрошенных – более 100 человек). 95 % всех опрошенных по понятным причинам были женщины. Средний возраст респондентов составил 47 лет. Вопросы были заданы примерны те же, но с учетом возраста и с позиций педагогической профессии.


Сбором данных и их обработкой занимались специалисты из г. Москвы и г. Грозного. Руководила рабочей группы Ерохина Е.Л., к.п.н., доцент МПГУ. В подготовке отчета принимали участие: Дощинский Р.А., Абдулмежидова Р.А., Усова Е.В. и др.


Приведем результаты анкетирования:


1. Как часто Ваши ученики посещают библиотеку?


один раз в неделю – 10%


один раз в месяц – 10%


от случая к случаю – 25%


по мере необходимости 55%


2. Как Ваши ученики обычно проводят своё свободное время?


просмотр телевизора – 15%


ничего не делают – 5%


чтение книг и журналов – 25%


кино, театр, досуговые центры, дискотеки – 30%


прослушивание музыки – 20%


прослушивание аудиокниг – 10%


за компьютером – 70%


общение с друзьями – 60%


спорт – 35%


путешествия – 5%


прикладное творчество – 15%


3. Из каких источников Ваши ученики предпочитают брать информацию?


из книг – 25%


из СМИ (ТВ, радио, газеты, журналы) – 5%


из Интернета – 90%


от друзей, знакомых – 5%


родителей – 25%


учителей – 40%


4. Чтение для Ваших учеников – это:


удовольствие, отдых, досуг – 40%


труд (задание по учёбе) – 60%


5. Произведения какой тематики нравятся Вашим ученикам?


детективы – 20%


фантастика, фэнтези – 60%


приключения – 35%


романы о любви – 35%


житейская проза – 10%


6. Любят ли Ваши ученики читать стихи?


да – 80%


нет – 20%


7. Интересует ли Ваших учеников творчество авторов ближнего и дальнего зарубежья? Если да, напишите, каких именно авторов.


да – 45%: Д. Дефо, В. Скотт, Ч. Диккенс, Дж. Остин, Дж. Лондон, М. Твен, О. Генри, Э.М. Ремарк, Дж. Оруэлл, Р. Брэдбери, Ф.С. Фицджеральд, Дж. Сэлинджер, М. Митчелл, К.С. Льюис, Дж. Толкиен, П. Коэльо, С. Кинг, М. Каку, Д. Браун, Дж. Роулинг, Н.Х. Паскару, Б.М. Канапьянов, А.В. Жвалевский и Е.Б. Пастернак и др.


нет – 20%


затрудняюсь ответить – 35%


8. Если ли у Ваших учеников любимые писатели? Если да, напишите, пожалуйста, какие.


да – 65%: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, И.А. Бунин, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев, А.А. Ахматова, С.А. Есенин, М.М. Зощенко, К.Г. Паустовский, М.А. Булгаков, Б.Л. Пастернак, Б.Н. Полевой, Э.Н. Веркин, И.М. Пивоварова, А.В. Жвалевский и Е.Б. Пастернак, Ж. Санд, М. Твен, Э. По, Р. Брэдбери, Э.М. Ремарк, Г. Гаррисон, У. Ле Гуин, Дж. Бойн, Дж. Роулинг, К. Функе и др.


нет – 5%


затрудняюсь ответить – 30%


9. Могут ли Ваши ученики назвать современных авторов, книги которых им нравятся? Если да, напишите, пожалуйста, их имена.


да – 60%: Б. Акунин «Пелагия и белый бульдог», Ю.Н. Вознесенская «Путешествие Кассандры», К.В. Драгунская, Е.В. Мурашова, Д.Р. Сабитова, М.В. Семенова, В.М. Роньшин, Э.Н. Веркин, А.В. Жвалевский и Е.Б. Пастернак, Р. Брэдбери, А. Сапковский, Н. Гейман, Дж. Дэшнер, Дж. Роулинг, С. Майер, Т. Пратчетт и др.


нет – 20%


затрудняюсь ответить – 20%


10. Как Ваши ученики выбирают книги для чтения?


случайно – 5%


по советам друзей – 70%


по советам библиотекарей – 10%


по советам продавцов в книжных магазинах – 10%


ориентируются на фамилию знакомого автора – 20%


отслеживают информацию о книгах в Интернете – 15%


следуют моде на произведения – 25%


11. С какой целью читают книги Ваши ученики?


для получения новой информации – 30%


для повышения культурного уровня – 20%


для расширения кругозора – 30%


для обогащения внутреннего духовного мира – 25%


для учёбы – 35%


для удовольствия, отдыха, развлечения – 60%


12. Есть ли у Ваших учеников любимая книга? Если есть, напишите, пожалуйста, какая.


да – 70%: А.С. Пушкин «Капитанская дочка», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», лирика В.В. Маяковского, А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля», Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке», В.М. Роньшин «Тайна танцующей коровы», книги Д.Р. Сабитовой, Дж. Остин «Гордость и предубеждение», П. Мериме «Маттео Фальконе», Ж. Верн «Таинственный остров», Э.М. Ремарк «Три товарища», Р. Брэдбери «Вино из одуванчиков», А. Сапковский «Очищение огнем», Э. Берн «Люди, которые играют в игры», Х. Ли «Убить пересмешника», Дж. Роулинг «Гарри Поттер и Дары Смерти», К. Функе «Чернильное сердце» и др.


нет – 15%


затрудняюсь ответить – 15%


13. Могут ли Ваши ученики назвать книгу, которую они прочитали за последнее время? Если да, напишите, пожалуйста, её название с указанием автора.


да – 90%: Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Белые ночи», «Идиот», рассказы Л. Толстого, А.И. Куприн «Синяя звезда», Г. Белых «Республика ШКИД», М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита», М.А. Шолохов «Тихий Дон», Б.Н. Полевой «Повесть о настоящем человеке», А.А. Лиханов «Последние холода», Э.Н. Веркин «Призрачный полк», Д.А. Глуховский «Метро 2033», Ж. Верн «20 000 лье под водой», Дж. Лондон «Белый клык», Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен», Я. Гашек «Похождение бравого солдата Швейка», К. Воннегут «Колыбель для кошки», Д. Тартт «Щегол», очередной роман Т. Пратчетт, Дж. Дэшнер «Бегущий по лабиринту», Н. Гейман «Коралина», «Звездная пыль», Э. Хантер «Коты-воители» и др.


нет – 10%


14. Какую книгу Ваши ученики посоветовали бы прочитать своему лучшему другу, подруге? Почему именно эту книгу?


Г. Белых «Республика ШКИД» (интересные судьбы, поступки), А.Р. Беляев «Голова профессора Доуэля» (торжество справедливости в финале и наказание злодея), В.Д. Иванов «Русь изначальная» (интересны исторические события), Ю.И. Коваль «Недопёсок» (главный герой – песец, который осуществляет свою мечту), В.В. Быков «Дожить до рассвета» (книга поможет задуматься о ценностях человеческой жизни), Г.П. Климов «Князь мира сего» (другой взгляд на историю советского государства), П.В. Санаев «Похороните меня за плинтусом» (доступным языком описаны проблемы современного общества), В.М. Роньшин «Тайна танцующей коровы» (детектив с очень захватывающим сюжетом), А.Д. Иванов и А.В. Устинова «Загадка закрытого люка», А.В. Богатырев «Ведро незабудок» (книга о жизни разных людей, единых верой и духом), Ж. Верн «20 000 лье под водой» (описание помещений, рыб, приборов), Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «Вино из одуванчиков» (интересные и поучительные), Дж. Оруэлл «1984» (важно не совершать ошибок прошлого, чтобы не разрушился хрупкий мир), К.С. Льюис «Хроники Нарнии», Дж. Браун «Ангелы и демоны» (захватывающий сюжет, противостояние науки и религии), Л. Оливер «Прежде чем я упаду» (книга учит жить сегодняшним днем, при этом думать не только о себе), С. Майер «Сумерки», «Гостья» (любовь и верность в сочетании с фантастикой), Дж. Дэшнер «Бегущий по лабиринту» (фантастика, триллер, приключение), Дж. Грин «Виноваты звезды», Д.Р. Сабитова «Где нет зимы» и др.


затрудняюсь ответить – 30%


15. Как часто Ваши ученики читают периодические издания (газеты, журналы)?


ежедневно – 5%


примерно 1 раз в неделю – 35%


примерно 1 раз в месяц – 60%


16. Есть ли такие журналы, которые Ваши ученики читают регулярно? Если да, то напишите, пожалуйста, какие.


да – 15%: «Популярная механика», «Комсомольская правда». «Вечерняя Москва», « Sport express », « Sport Box », « Cosmopolitan », «5 колесо», «Каламбур», «Один дома», «Дилетант» и др.


нет – 85%


17. Читают ли Ваши ученики литературно-художественные журналы? Если да, то какие.


да – 5%


нет – 95%


18. Журналы и газеты какой тематики интересуют Ваших учеников?


об автомобилях, охоте, рыбалке – 15%


о моде, стиле – 50%


о компьютерах – 15%


о спорте – 35%


о путешествиях – 25%


о домашнем хозяйстве – 5%


о природе – 20%


о политике – 5%


19. Есть ли у Ваших учеников любимый журнал? Если да, то какой.


да – 20%: «Популярная механика», « Sport express », « Cosmopolitan », «Даша», «Каламбур», « Sport Box », « Marca », «Предельная глубина» и др.


нет – 35%


затрудняюсь ответить – 45%


20. Чем Ваших учеников могут привлечь периодическое издание?


интересным содержанием– 65%


достоверностью и точностью информации – 30%


оперативностью информации – 20%


полиграфическим оформлением журнала – 30%


качеством изложения материала – 10%


оригинальностью подачи материала – 25%


наличием приложений в журнале (постеры, диски и др.) – 25%


21. Как Ваши ученики узнают о новинках художественной литературы и периодики?


из выставок новых книг и журналов – 50%


из картотеки новых поступлений – 5%


спрашивают у библиотекаря – 20%


22. Кто, на взгляд Ваших учеников, больше всего любит читать?


ваши ученики – 5%


люди среднего возраста – 15%


пожилые люди – 5%


возраст не влияет на чтение – 70%


никто – 5%


Если при проведении социологического исследования молодежи специалисты опирались на опыт проведения аналогичного исследования Российской государственной детской библиотекой (Чудинова В.П. Чтение и читательские практики московских подростков: комплексное исследование. М., 2012), то при проведении социологического исследования педагогов была проявлена оригинальность. Адресуя педагогам примерно те же самые вопросы, что и учащимся, разработчики поставили перед собой главную цель – проследить, насколько педагоги совпадают в своем видении с учениками-читателями. Центральный объект исследования не менялся – это по-прежнему представитель читающей молодежи. Однако иным стал предмет исследования – представление о читающей молодежи со стороны педагогического сообщества. Очень важно было увидеть общее и отличное в восприятии юного читателя самим собой и его педагогом.

1. Ая эН. Мутанты и ангелы: книга № 1: Коронный номер тысячелетия: [фантаст. роман] / Ая эН; [дизайн обл. Е. Алёнушкиной]. — М. : АСТ: Астрель, 2009. — 477 с.


2. Боровиков, И. П. Горожане солнца: роман / Илья Боровиков; [ил. А. Худякова]. — М. : Заветная мечта, 2008. — 363 с. : ил. — (Книги «Заветной мечты»).


3. Броуч, Э. Шедевр / Элис Броуч; [пер. с англ. О. Бухиной и Г. Гимон; ил. К. Мерфи]. — М. : Розовый жираф, 2011. — 383 с. : ил.


4. Вильке, Д. Грибной дождь для героя: [рассказы и повесть] / Дарья Вильке; [ил. Д. Горелышева]. — М. : Самокат, 2011. — 199 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).


5. Воскобойников, В. М. Всё будет в порядке: повесть / Валерий Воскобойников; [ил. А. Вронской]. — М. : ОГИ, 2006. — 104 с. : ил. — (Дети ОГИ: Книжки на вырост).


6. Востоков, С. В. Зимняя дверь: [рассказы] / Станислав Востоков; [ил. М. Воронцовой]. — М. : Самокат, 2011. — 69 с. : ил.


7. Востоков, С. В. Стражи беспорядка: [повести] / Станислав Востоков; [предисл. Э. Успенского; ил. А. Воробьёва, О. Ионайтис; рис. на обл. С. Елисеева]. — М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. — 351 с. : ил.


8. Грипе, М. Навозный жук летает в сумерках… : повесть / Мария Грипе; [пер. со швед. М. Людковской]. — М. : ОГИ, 2004. — 382 с. : ил. — (Дети ОГИ: Книжки на вырост).


9. Грипе, М. Сесилия Агнес — странная история: повесть / Мария Грипе; [пер. со швед. Н. Фёдоровой; ил. Н. Шаховской]. — М. : ОГИ, 2005. — 342 с. : ил. — (Дети ОГИ: Книжки на вырост).


10. Джонс, Д. У. Ходячий замок: [роман] / Диана Уинн Джонс; [пер. с англ. А. Бродоцкой; ил. Е. Гозман]. — СПб. : Азбука-классика, 2005. — 446 с. : ил.


11. Дикинсон П. Верёвочник: [роман] / Питер Дикинсон; [пер. с англ. Д. Тимошук; ил. С. Даниловой; ил. на обл. А. Ломаева]. — СПб. : Азбука-классика, 2005. — 360 с. : ил. — (Волшебный амулет).


12. Жвалевский, А., Пастернак, Е. Время всегда хорошее / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак; [худож. В. Коротаева]. — М. : Время, 2009. — 254 с. : ил. — (Время — детство).


13. Жвалевский, А., Пастернак, Е. Москвест: роман-сказка / Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. — М. : Время, 2011. — 432 с.


14. Ибботсон Е. Звезда Казани: [роман] / Ева Ибботсон; [пер. с англ. И. Изотовой; оформл. обл. Д. Паркинса]. — М. : Росмэн, 2005. — 413 с.


15. Конигсбург, Э. Л. Из архива миссис Базиль Э. Франквайлер, самого запутанного в мире: [повесть] / Э. Л. Конигсбург; [пер. с англ. Е. Канищевой; худож. В. Калачёва]. — М. : Розовый жираф, 2010. — 223 с. : ил.


16. Ле Гуин У. Проклятый дар: [фантаст. роман] / Урсула Ле Гуин; [пер. с англ. И. Тогоевой]. — М. : Эксмо, 2007. — 315 с. — (Звёзды фантастики).


17. Лукашкина, М. Стойка на руках на уроках ботаники: записки пятиклассницы / Маша Лукашкина; худож. Е. Силина. — М. : Априори-пресс, 2008. — 111 с. : ил.


18. Маар П. Господин Белло и волшебный эликсир: [сказоч. повесть] / Пауль Маар; [пер. с нем. Е. Михелевич; ил. У. Краузе]. — М. : Самокат, 2011. — 175 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).


19. Минаев, Б. Д. Детство Лёвы: повесть в рассказах / Борис Минаев; [ил. Е. Махлиной]. — М. : Заветная мечта, 2008. — 315 с. : ил. — (Книги «Заветной мечты»).


20. Михеева, Т. Лёгкие горы: [повесть] / Тамара Михеева; [ил. В. Ермолаева]. — М. : Издательский Дом Мещерякова, 2011. — 223 с. : ил.


21. Мурашова, Е. В. Гвардия тревоги: [роман] / Екатерина Мурашова; [оформл. Т. Кормер]. — М. : Самокат, 2008. — 367 с. — (Встречное движение).


22. Мурашова, Е. В. Класс коррекции: повесть / Екатерина Мурашова; [послесл. К. Молдавской]. — М. : Самокат, 2007. — 191 с. — (Встречное движение).


23. Мурашова, Е. В. Одно чудо на всю жизнь: [повесть] / Екатерина Мурашова; [предисл. Е. Путиловой; худож. Е. Горева]. — М. : Центр «Нарния», 2010. — 362 с. : ил. — (Мир для всех: Там, где мы живём).


24. Мурлева, Ж.-К. Зимняя битва: [фантаст. роман] / Жан-Клод Мурлева; [пер. с фр. Н. Шаховской; оформл. Т. Кормер]. — М. : Самокат, 2007. — 358 с.


25. Назаркин, Н. Н. Изумрудная рыбка: палатные рассказы / Николай Назаркин; [ил. Н. Петровой; ред., авт. предисл. и послесл. М. Порядина]. — М. : Самокат, 2007. — 109 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).


26. Нёстлингер, К. Лети, майский жук! / Кристине Нёстлингер; [пер. с нем. и предисл. Э. Ивановой; ил. и оформл. К. Макаровой]. — М. : Контакт-Культура, 2006. — 223 с. : ил.


27. Нёстлингер, К. Само собой и вообще: семейный роман, где есть, о чём поразмыслить и над чем посмеяться / Кристине Нёстлингер; [пер. с нем. В. Комаровой; ил. и оформл. З. и Ф. Суровых]. — М. : Самокат, 2008. — 191 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).


28. Патерсон, К. Великолепная Гилли Хопкинс / Кэтрин Патерсон; [пер. с англ. Ф. Лурье; худож. А. Власова]. — М. : Центр «Нарния», 2003. — 216 с. : ил. — (Тропа Пилигрима).


29. Паттерсон, К. Мост в Теравифию / Кэтрин Патерсон; [пер. с англ. Н. Трауберг; худож. А. Власова]. — М. : Центр «Нарния», 2003. — 192 с. : ил. — (Тропа Пилигрима).


30. Паттерсон, К. Странствие Парка / Кэтрин Патерсон; [пер. с англ. О. Антоновой; худож. А. Власова]. — М. : Центр «Нарния», 2009. — 208 с. : ил. — (Тропа Пилигрима).


31. Пейвер М. Брат Волк: [роман] / Мишель Пейвер; пер. с англ. И. Тогоевой; ил. Н. Матюшенко. — М. : Росмэн, 2005. — 304 с. : ил. — (Хроники тёмных времён).


34. Пономарёва, С., Пономарёв, Н. Боишься ли ты темноты? : [повесть] / Светлана и Николай Пономарёвы; [послесл. О. Бухиной; худож. Н. Сапунова]. — Москва: Центр «Нарния», 2010. — 278 с. : ил. — (Мир для всех: Там, где мы живём).


35. Пратчетт, Т. Джонни Максвелл — спаситель Вселенной: [романы / Терри Пратчетт; пер. с англ. Е. Александровой, Н. Аллунан]. — М. : Эксмо; СПб. : Домино, 2006. — 527 с. : ил. — (Волшебная коллекция). Пулман, Ф. Янтарный телескоп: [роман] / Филип Пулман; [пер. с англ. В. Голышева, В. Бабкова]. — М. : Росмэн, 2007. — 653 с.


39. Пулман, Ф. Рубин во мгле: роман / Филип Пулман; [пер. с англ. Г. Кружкова]. — М. : Росмэн, 2004. — 269 с.


40. Раин, О. Слева от солнца: роман / Олег Раин; рис. Я. Ахметшиной. — Екатеринбург: Сократ, 2008. — 316 с. : ил. — (До пятнадцати и старше).


41. Риэль, Й. Мальчик, который хотел стать человеком / Йорн Риэль; [пер. с дат. Л. Горлиной; ил. П. Перевезенцева]. — М. : Самокат, 2011. — 197 с. : ил. — (Точка отсчёта).


42. Сабитова, Д. Где нет зимы: [повесть] / Дина Сабитова. — М. : Самокат, 2011. — 176 с. — (Встречное движение).


43. Сабитова, Д. Три твоих имени: [повесть] / Дина Сабитова. — М. : Розовый жираф, 2012. — 189 с. : ил. — (Вот это книга!).


44. Сашар, Л. Ямы: [роман] / Луис Сашар; [пер. с англ. М. Лахути; ил. на обл. Д. Трубина; рис. И. Гавриловой]. — М. : РОСМЭН, 2004. — 265 с. : ил. — (Мировой детский бестселлер).


45. Старк, У. Пусть танцуют белые медведи: повесть / Ульф Старк; пер. со швед. О. Мяэотс; ил. А. Вронской. — М. : Самокат, 2008. — 175 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).


46. Старк, У. Умеешь ли ты свистеть, Йоханна? ; Сикстен / Ульф Старк; пер. со швед. О. Мяэотс; худож. Я. Хорева. — М. : Самокат, 2005. — 123 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).


47. Старк, У. Чудаки и зануды / Ульф Старк; пер. со швед. О. Мяэотс; худож. А. Вронская. — М. : ОГИ, 2002. — 175 с. : ил. — (Дети ОГИ: Книжки на вырост).


48. Тор, А. Остров в море: [повесть] / Анника Тор;[пер. со швед. М. Конобеевой; ил. и обл. Е. Андреевой; предисл. Н. Мавлевич]. — М. : Самокат, 2011. — 284 с. : ил. — (Встречное движение).


49. Тор, А. Пруд Белых Лилий: [повесть] / Анника Тор; [пер. со швед. М. Конобеевой; ил. Е. Андреевой]. — М. : Самокат, 2008. — 223 с. : ил. — (Встречное движение).


50. Тор, А. Глубина моря: [повесть] / Анника Тор; [пер. со швед. М. Конобеевой; ил. Е. Андреевой]. — М. : Самокат, 2009. — 223 с. : ил. — (Встречное движение).


51. Тор, А. Открытое море: [повесть] / Анника Тор; [пер. со швед. М. Конобеевой; ил. Е. Андреевой]. — М. : Самокат, 2008. — 264 с. : ил. — (Встречное движение).


52. Тор, А. Правда или последствия: [повесть] / Анника Тор; [пер. со швед. И. Матыциной; ил., обложка и оформл. Т. Кормер]. — М. : Самокат, 2011. — 149 с. : ил. — (Встречное движение).


53. Уилсон, Ж. Разрисованная мама / Жаклин Уилсон; [пер. с англ. Е. Клиновой]. — М. : РОСМЭН, 2003. — 381 с. : ил.


54. Файн, Э. Мучные младенцы; Список прегрешений: [повести] / Энн Файн; [пер. с англ. М. Людковской, О. Мяэотс]. — М. : Самокат, 2011. — 160 + 102 с. : ил. — (Встречное движение). – (Книга-перевёртыш).


55. Файн, Э. Пучеглазый: [повесть] / Энн Файн; [пер. с англ. О. Мяэотс]. — М. : Самокат, 2011. — 208 с. : ил. — (Лучшая новая книжка).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    дипломная работа , добавлен 13.05.2014

    Литературные традиции детей и подростков в России на рубеже веков, смена "модели чтения". Разработка анкеты и социологический опрос лицеистов, определение их круга чтения. Исследование характера перемен в отношении к чтению: книга как источник информации.

    реферат , добавлен 05.01.2015

    Социология чтения как специальная область знания. Досуговая практика чтения среди детей, её история развития и направления. Данные исследований по данной проблеме Харьковского Университета имени В.Н. Каразина, проведённых в 1998-1999 и в 2013 г.

    курсовая работа , добавлен 12.11.2014

    Факторы, обуславливающие состояние страха и других социально негативных факторов. Методы преодоления и профилактики негативного социального самочувствия. Анализ уровня читаемости среди молодежи и влияния чтения на их поведение и успешность в жизни.

    отчет по практике , добавлен 27.12.2012

    Характеристика молодежи как социально-демографической группы. Сущность проблемы молодежной занятости. Социально-правовая защищенность молодежи на рынке труда. Правовое регулирование молодежной политики. Социальные последствия безработицы среди молодежи.

    дипломная работа , добавлен 09.03.2013

    Понятие и социально-психологические характеристики молодежи и молодежных субкультур. Девиации в молодежной среде и их последствия для общества. Проблемы образования и трудоустройства молодежи в России. Принципы государственной молодежной политики.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2011

    Понятие молодежи, ее классификация, структура и взаимосвязь отдельных элементов. Характеристика основных социальных проблем молодежи в современной России: миграция, жилье, уровень доходов и занятости. Обзор демографических проблем Брянской области.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2010

Кузнецова Н.П.

Молодое поколение XXI века - это поколение, которое формирует цифровые технологии. Поколение, которое выросло в новом цифровом обществе. Британские ученые из университетского колледжа Лондона утверждают, что одним из последствий цифровой революции может стать изменение способа мышления людей. Молодое поколение способно одновременно решать несколько задач, «перелетая с одного сайта на другой». Но большинство подростков не способны выполнять линейные задания, к примеру, читать и писать, поскольку внимание рассеивается. Молодое поколение не умеет самостоятельно решать поставленные задачи, а ищет готовые ответы в Интернете.

Подростковый возраст в становлении личности является наиболее сложным и определяющим дальнейшую судьбу одновременно. В данный период молодым людям приходится справляться с огромным количеством задач развития, чем в любое другое время их последующей жизни: им требуется подготовить собственный уход из родительского дома, добиться признания среди сверстников, найти друзей и партнеров, определиться с перспективой будущей профессии, разработать собственную шкалу ценностей как основу личного поведения в обществе. Неумение справляться с различными задачами может привести к нарушению адаптации и социализации, проявлениям отклонения в поведении, любым вредным зависимостям, не только токсическим, но и нехимическим.

Социальные сети прочно обосновались в русле нашей жизни. В статье А. В. Могилева «Социальные сети - школа будущего» автор приходит к выводам, что «развитие социальных сетей заставляет по- новому взглянуть на образование. Ведь в ходе общения в сетях от участника сообщества к участнику передаются социально - культурные и профессиональные знания - чем же это не обучение? Проблема в том, что оно происходит не так, как мы привыкли. Здесь нет знакомой школы, уроков. Но это говорит лишь о том, что эти привычные нам атрибуты образования становятся необязательным в наступившую эпоху. Происходит смена образовательной парадигмы».

Автор дает нам понять, что социальные сети играют не только отрицательную роль в жизни детей. С точкой зрения А. В. Могилева согласна Е. Н. Павличева. В статье «Социальные сети как инструмент модернизации образования» автор рассматривает проблему взаимодействия ребенка и социальных сетей с похожей позиции.

В последние годы нейропсихологи оживленно обсуждают популяционный синдром - синдром функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно данные особенности структуры мозга наблюдаются у людей, которые склонны к азартным играм, употреблению наркотиков, алкоголя, компьютерным играм. Такие дети неспособны к продолжительной усидчивой работе, являются импульсивными, непоследовательными и крайне эмоциональными.

Обнаружить лобную несформированность невозможно без консультации профессионального нейропсихолога. Однако существуют признаки, которые должны заставить забеспокоиться: родители и педагоги жалуются, что ребенок плохо учится, отвлекается, ничем не интересуется, тратит на домашние задания по 5 часов, а если его контролируют - хватает и одного, решает арифметическую задачу без проверки, половину слов не дописывает, пропускает буквы. Такой ребенок принадлежит к новой генерации людей с более примитивным строением мозга. Это отклонение так распространено, что может считаться нормой.

Деградирует ли человечество или совершенствуется с появлением лобной несформированности - пока не ясно. Ясно только, что вошедшие в моду неформальные тусовки, гомосексуализм, компьютерные игры, общение в Интернете не случайны. Семейный психолог уже давно заинтересован в познании причин, например, привлекательности телевидения и видеоигр для подростков - ведь книги, театр, музыка и прочие виды искусства продолжают развиваться. Но нынешние подростки предпочитают им более примитивные - с точки зрения нагрузки на мозг - способы времяпрепровождения. Как ни странно, повинны в этом вовсе не телепродюсеры или создатели компьютерных игр. Они лишь используют естественные интересы подрастающего поколения, спрос рождает предложение.Таким образом, то, как устроен мозг индивида, определяет его увлечения, наклонности, и в то же время эти увлечения и наклонности диктует нам общество, а значит, общество участвует в эволюционных процессах, определяя особенности строения нервной системы.Девиз поколения XXI века - «будь как все». Распространение массовой литературы (детективов, любовных романов, ужастиков), глянцевых журналов, желтой прессы не могут влиять на формирование эстетических и моральных норм учащихся, на расширение их словарного запаса. Но эта литература пользуется успехом, так как понятна всем и не требует особого осмысления после прочтения. Массовая литература рассчитана на примитивное сознание. Такая литература идеально подходит для режима « нового времени». Цифровой век предлагает людям новые готовые стандарты жизни:

для девушек икона стиля - это молодая, красивая, гламурная. Для мужчины - это молодой, брутальный. И обязательно богатые и не важно, какими путями ты получаешь это богатство. Неслучайно такой популярностью пользуются глянцевые журналы. Там мы читаем про красивую жизнь. Глянцевые журналы пропагандируют роскошь, а вслед за роскошью ведется пропаганда жизни не по средствам. Молодежь желает носить дорогие, статусные вещи, которые могли бы причислить тебя к категории, в которой, по сути, ты отсутствуешь. Молодое поколение здорово поддается высококачественной манипуляции к потребительству.Завершение формирования личности происходит в период ранней юности. Тогда в том числе формируется и ее духовный облик, поэтому одно из первых мест на книжной полке должна была бы занимать классическая литература, так как это хранитель нравственных, эстетических и духовных ценностей.Лишь немногие ученики читают русскую классическую литературу, да и они читают ее для того, чтобы получить хорошую отметку или для того, чтобы сдать Единый государственный экзамен. Зарубежную литературу почти никто не читает. Многие современные подростки воспитываются на историях легкой, беззаботной жизни звезд, они наивно полагают, что счастливое будущее придет им самим в руки или, что его им обеспечат родители, богатые мужья, их красота, молодость. Но последние два фактора не навсегда. Чтение - медленный процесс, который требует временных затрат и умения сосредоточиться. Молодое поколение привыкло к быстрой смене деятельности, к быстрым и легко видимым результатам. Чтение - «это труд и творчество», а не только развлечение и удовольствие. Правильное чтение требует умственных усилий, мыслей, чувств, поэтому многие школьники и перестают читать. Нынешняя экономика формирует новый тип человека - человека - потребителя. И это все сказывает и на читательской деятельности. Если раньше чтение было глубоко интимным, глубоко личным процессом, то теперь оно носит групповой характер. Интересы читателя диктуются группой, к которой принадлежит человек, местом жительства, кругом общения.«Клиповое сознание» - особенность «компьютерного поколения». Этот термин появился в 90-х годах XX века и обозначает привычку «воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо клипа, либо теленовости. Молодежь читает художественные тексты в сокращенном варианте и пересказывает пересказ. На идеях, художественных деталях текста сознание вообще не фиксируется. Если человек не способен воспринимать целостную картину мира, то он не сможет найти место в нем, а, следовательно, определить цель своей жизни.

«Клиповое сознание», по мнению западного исследователя А. Моля, формирует «мозаичную культуру». «Клиповое сознание» постепенно вытесняет традиционное. Человек перестает быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и становится таким, каким его ожидают увидеть другие люди. Человек, который уничтожил свое индивидуальное «я» и стал «автоматом», идентичным с миллионами других «автоматов» вокруг него, не испытывает больше чувства одиночества и тревоги. Однако ценой этого становится потеря самого себя, потеря индивидуальности и растворенность в «массовом сознании». Взамен он получает иллюзию благополучия и спокойствия.

Можно предположить, что интерес молодежи к массовой литературе - это результат «клипового сознания». Опора на визуальный ряд объясняет также то, что особой популярностью среди молодежи пользуются книги, которые были экранизированы. Фильм компенсирует недостаток фантазии и воображения, создает иллюзию общения с эпохой, автором.

В XXI веке формы проведения досуга становятся все более разнообразными: телевидение, компьютер, Интернет. Книга на этом фоне, даже электронная, меркнет.

Наиболее осмысленно ученики судят о тех авторах, чье творчество изучалось в школе, и нередко, весьма примитивно - о самостоятельно прочитанных книгах. Это свидетельствует о недостаточно развитом навыке самостоятельного чтения художественного произведения.

В журнале «Воспитание школьников» В. А. Адольф и Е. В. Валяева в статье «Ценностные приоритеты учащихся старших классов общеобразовательной школы» пришли к выводам, что на первом месте ценностных ориентиров для школьников стоит счастливая семейная жизнь. Это говорит о том, что в сознании мировосприятия подрастающего поколения, несмотря на все перипетии общественной жизни, отнюдь не благоприятствующие семейным устоям, прочно сохраняются традиционные народные ценности».

Проблема чтения активно обсуждается в обществе. На сайте «Завет.ру. Информационно - просветительский проект» авторы приходят к следующему выводу, что если в семье не принято читать, то у ребенка такой потребности и не возникнет. Ребенок перенимает на себя то отношение к чтению, которое существует у его родителей. Он учится тому, что видит у себя дома. И если родители только и смотрят телевизор, то не стоит ждать от этого ребенка, что он будет читать. Дети будут читать то, что читают родители. Если папа читает журналы про рыбалку, а мама предпочитает телевизионные сериалы, то у ребенка вряд ли возникнет желание читать классическую литературу.

В статье «О пользе чтения» автор в юмористической форме призывает детей читать. Автор рассказывает о пользе чтения, так как полезное чтение расширяет кругозор, обогащает внутренний мир, положительно сказывается на памяти, увеличивает словарный запас, способствует выработке более ясного мышления. «Еще чем полезно чтение книг, это тем, что оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например «Приключения Шерлока Холмса» - небезызвестное произведение Артура Конан Дойла. Уверяю вас, после прочтения, в любой ситуации вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее, улучшиться наблюдательность и вы поймете, что читать полезно и выгодно. Читать «желтые издания» и дешевые детективы противопоказано! Отечественная и зарубежная классическая литература - это обязательная база для каждого человека».

В газете «Плюс информ» автор в статье «Кризис чтения» проводит интервью с Майей Маадыр, зав. сектором Национальной библиотеки Республики Тыва им. А. С. Пушкина. Майя Маадыр приходит к выводам, что «формирование новой электронной культуры оказывает самое непосредственное влияние на книжную культуру, ставит под вопрос будущее и книги, и чтения. Сегодня подрастает новое «компьютерное» поколение. Для него характерен совершенно иной тип восприятия информации, так называемое «клиповое» или фрагментарное восприятие. А это уже значительно сужает возможности восприятия печатных текстов. Результаты исследования позволяют утверждать, что чтение в жизни молодежи, несмотря на появление компьютерной техники, Интернета, продолжает оставаться стабильным. Однако ассортимент востребованных изданий становится гораздо беднее. Из внимания молодых людей выпадают целые пласты познавательной литературы, литературно-художественных, региональных изданий. То есть, утверждение специалистов о том, что чтение в жизни у большей части россиян перестает быть одним из основных источников духовно-нравственного обогащения, что оно все более четко распадается на прагматическое и развлекательное, вполне характерно и для молодежи нашего времени».

В статье «Интерес к чтению: как его пробудить» автор раскрывает нам смысл понятия «интерес», отмечает роль семьи в развитии чтения, приводит несколько советов родителям.

В работе «Кризис детского чтения - общемировая тенденция» автор приходит к выводам, что «одной из основных причин снижения интереса к чтению социологи считают экономическую неоднородность общества и обнищание большого слоя населения. На людей обрушилась бедность. Не стало денег на покупку книг и подписку журналов, времени на посещение библиотек и чтение «для души». Бедность стремительно обратила отечественных читателей в однообразную армию мертвых душ. Начиная с 1990-х гг. и по сегодняшний день идет процесс обнищания многих российских семей. Сильное, но также неоднозначное воздействие оказывает на чтение продолжающаяся реформа школьного образования. Рост числа альтернативных учебных заведений и создание многочисленных новых программ приводит к резкому возрастанию потребности школьников в «деловой» информации, иногда в ущерб чтению «для души». Многолетние исследования читательских предпочтений подростков 11—15 лет показывают, что пристрастие к чтению стало не только не престижно, но подвергается осмеянию сверстников, т.е. исчезает среда, стимулирующая детей к чтению» .

В статье В. К. Васильева «Личностно значимое восприятие художественного произведения учащимися как процесс саморазвития и самоусовершенствования» рассматривается проблема личностно значимого восприятия художественных произведений учащимися. Для развития личности и саморазвития подростков актуализируется использование на уроках литературы метода творческого чтения, направленного на развитие эстетического восприятия, творческого воображения и совершенствование личного жизненного опыта.

В журнале «Литература в школе» Е. С. Романичева в статье «Не потерять школьника как читателя» пришла к выводам, что « на этапе перехода из начальной школы в среднюю происходит потеря школьника как читателя. На этапе перехода из начальной школы в среднюю ученики перестают читать для удовольствия. Одна из причин не чтения учащихся средней школы становится то, что на языке науки называется « Дефицитом в репертуаре чтения». Автор уделяет внимание дефициту литературы, то есть подростки нуждаются в книгах о своих сверстниках. Это книги, которые помогут подростку познать окружающий мир. С распадом СССР огромная часть книг для юношества ушла в прошлое, так как освоение этих книг требует объемное освоение историко-культурологического комментария. Советское детство оказывается непонятным современному юному читателю.

В журнале «Воспитание школьников» Э.М. Щербаненко в статье «Чтение - лучшее учение» автор приходит к следующим выводам, что к 2010 году показатель не читающих людей вырос до 60 %. Понятие семейное чтение для большинства людей потеряло смысл. « Постарайтесь привить иммунитет к низкопробной литературе. И не медлите в этом важном деле: психологи утверждают, что 12 лет - рубеж, перейдя который не просто будет привить любовь к чтению. Человек, уже научившийся жить без книги, будет нуждаться в переучивании, а это более сложный и нудный процесс».

Автор уделяет особое внимание семейному чтению. Дети не будут читать, если не будут читать их родители. С ребенком надо заниматься. Читать ему вслух, читать с ним вместе, просить его, чтобы он вам читал. Если родители этого не делают, то ребенок и не будет читать. Школа в этом процессе не занимает главную позицию. Она только дополнительный фактор в формировании любви к чтению.

В журнале «Аlma mater» Д. В. Васев в статье «Исследование влияния культуры чтения на обучение и развитие молодежи» автор приходит к выводам, что « чтение перестает быть формой получения социального опыта, когда через образы « книжных героев»: формировались культурные качества личности: развивалось образное мышление, обогащался язык, прививалась грамотность, расширялся кругозор, приобретался жизненный опыт».

В журнале « Педагогика» В.С. Собкин в статье «Отношение учащихся основной школы к художественной литературе» автор приходит к выводам, что «в ряду предпочтений различных видов деятельности и форм проведения досуга чтение занимает лишь 9 ранговую позицию, что уступает общению с друзьями, слушанью музыки и т.д.».

В статье Л. Н. Чернышевой «Кризис детского чтения — общемировая тенденция», автор приходит к выводам, что проблема чтения стоит остро не только в России, но и за рубежом. Л. Н. Чернышева выделяет одной из проблем отсутствия чтения в России - это обнищание многих российских семей. Снизились возможности семьи покупать детские книги и другие материалы, водить детей в учреждения культуры и досуга.

В статье В.Я. Аскаровой «Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: опыт исследования в рамках проекта «Год детского чтения в Челябинской области», автор приходит к выводам, что «среди основных причин, обуславливающих кризис явления подросткового чтения — изменение структуры и содержания семейного досуга, характера внутрисемейного общения. Массовое «отпадение» взрослого населения от читательской деятельности девальвировало ее в глазах детей. Подростки утверждают, что «родители читают меньше нас», «не разбираются в литературе», «не покупают нам книги», а главное, «не могут объяснить своими словами, зачем нужно читать».

Как мы видим, если в семье даже не могут объяснить, зачем нужно читать, будет ли читать подросток, нет.

Вывод по статье: На основе этого анализа можно сделать вывод, что многие причины влияют на кризис чтения в стране.

  1. Яркое возникновение популяционного синдрома. Популяционный синдром - синдром функциональной несформированности лобных отделов, в основном левого полушария. Именно эти особенности строения мозга наблюдаются у людей, имеющих склонность к азартным играм, наркотикам, алкоголю, компьютерным играм. Такие дети неспособны к длительной усидчивой работе, импульсивны, непоследовательны, крайне эмоциональны. Психологов уже давно интересует, в чем причина, например, привлекательности телевидения и видеоигр для подростков - ведь книги, театр, музыка и прочие виды искусства продолжают развиваться. Но нынешние подростки предпочитают им более примитивные - с точки зрения нагрузки на мозг - способы времяпрепровождения.
  2. На кризис чтения влияет и появление «клипового сознания». При клиповом сознании мы воспринимаем мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо клипа, либо теленовости. Можно предположить, что интерес молодежи к массовой литературе - это и есть результат «клипового сознания». Распространение массовой литературы (детективов, любовных романов, ужастиков), глянцевых журналов, желтой прессы не могут влиять на формирование эстетических и моральных норм учащихся, на расширение их словарного запаса. Но эта литература пользуется успехом, так как понятна всем и не требует особого осмысления после прочтения. Массовая литература рассчитана на примитивное сознание.
  3. Ассортимент востребованных изданий становится гораздо беднее. Среди востребованных изданий выступает массовая литература. Печатные издания отвечают требованиям аудитории. Поэтому из внимания молодых людей выпадают целые пласты познавательной литературы, литературно-художественных, региональных изданий.
  4. Роль семьи в формировании читательских интересов. Автор уделяет особое внимание семейному чтению. Массовое «отпадение» взрослого населения от читательской деятельности девальвировало ее в глазах детей. Подростки утверждают, что «родители читают меньше нас», « не разбираются в литературе», « не покупают нам книги», а главное, « не могут объяснить своими словами, зачем нужно читать». Школа в этом процессе не занимает главную позицию. Она только дополнительный фактор в формировании любви к чтению.
  5. Социологи считают одной из основных причин снижения интереса к чтению экономическую неоднородность общества и обнищание большого слоя населения. На людей обрушилась бедность. Не стало денег на покупку книг и подписку журналов, времени на посещение библиотек и чтение «для души». Бедность стремительно обратила отечественных читателей в однообразную армию мертвых душ.
  6. Дефицит литературы. Подростки нуждаются в книгах о своих сверстниках. Это книги, которые помогут подростку познать окружающий мир. С распадом СССР огромная часть книг для юношества ушла в прошлое, так как освоение этих книг требует объемное освоение историко-культурологического комментария. Советское детство оказывается непонятным современному юному читателю.

Помимо этого проводится ряд исследований по выявлению читательской грамотности. Исследование PISA - это Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в возрасте 15 лет. Исследование PISA является мониторинговым, оно позволяет выявить и сравнить изменения, происходящие в системах образования в разных странах и оценить эффективность стратегических решений в области образования.

Результаты читательской грамотности PISA

2000 год 2003 год 2006 год 2009 год

27-29 место 32- 34 место 37-40 место 41 — 43 место

Результаты PIRLS

PIRLS - это международный проект «Изучение качества чтения и понимания текста». По данным 2011 года учащиеся Гонконга, России, Финляндии и Сингапура оказались самыми успешными в овладении чтением, четвероклассники этих стран показали лучшие результаты среди всех стран — участниц.

В 2001 году Россия заняла 12 место из 35 стран — участниц. В 2006 году результаты России повысились: первое место в рейтинге из 44 стран — участниц.

2001 год 2006 год 2011 год

12 место 1 место 2 место

Список использованной литературы

  1. Могилев А. В. Социальные сети - школа будущего// Народное образование. - 2012. - № 6.
  2. Павличева Е. Н. Социальные сети как инструмент модернизации образования// Народное образование. - 2012. - №1.
  3. Адольф В. А., Валяева В. Е. Ценностные приоритеты учащихся старших классов общеобразовательной школы// Воспитание школьников. - 2012. - № 10.
  4. О пользе чтения (дата обращения 03. 05. 2013).
  5. Качан И. Кризис чтения (дата обращения 03. 05. 2013).
  6. Петрова Е. В. Интерес к чтению: как его пробудить (дата обращения 16. 03. 2013).
  7. Чернышева Л. В. Кризис детского чтения - общемировая тенденция (дата обращения 18. 04. 2013).
  8. Васильев В. К. Личностно значимое восприятие художественного произведения учащимися как процесс саморазвития и самоусовершенствования // Известия Уральского государственного университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2010. - № 9. С. 15-21.
  9. Романичева Е. С. Не потерять школьника как читателя// Литература в школе. - 2012. - № 4.
  10. Щербаненко Э. М. Чтение - лучшее учение// Воспитание школьников. - 2012. - №8.
  11. Васев Д. В. Исследование влияния культуры чтения на обучение и развитие молодежи // Alma mater. - 2012. - №6.
  12. Собкин В. С. Отношение учащихся основной школы к художественной литературе// Педагогика. - 2012. - №7.
  13. Аскарова В. Я Читающий подросток в фокусе разнообразных представлений: опыт исследования в рамках проекта « Год детского чтения в Челябинской области// Поддержка и развитие чтения: тенденции и проблемы. (дата обращения 18. 04. 2013).


Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...