Понятие и содержание права человека тгп. Основные права человека и гражданина. Понятие и признаки и виды социальных норм

Арендный блок

Права человека – это права, образующие основу правового статуса личности.

Права человека – это права, присущие природе человека, без которых он не может существовать как человеческое существо.

Права человека – это определенные нормативно структурированные свойства и особенности бытия личности, которые выражают ее свободу и являются неотъемлемыми и необходимыми способами и условиями ее жизни, ее взаимоотношений с обществом, государством, другими индивидами.

Права человека – это совокупность естественных правомочий, получивших отражение в нормативно-правовых государственных актах, и приобретенных правомочий, выработанных в ходе развития общества и государства.

1. Общее понятие и классификация прав и свобод человека.

1. Права и свободы человека мера возможного поведения человека в обществе, возможность делать все, что не запрещено законом.

Права и свободы человека в России классифицируются по трем главным основаниям:

Политические;

Социальные, экономические и культурные.

Личные права определяют статус личности в РФ, то есть человека одновременно как биологического существа (жизнь, здоровье и др.) и наделенного разумом, чувствами, способностями, имеющего свои интересы и живущего в обществе.

Политические права регулируют статус человека как участника политической жизни и члена гражданского общества.

Экономические, социальные и культурные права способствуют реализации способностей человека в обществе и создают условия его нормальной жизнедеятельности.

2. Основными называются права и свободы, которые закреплены в конституции. Данные права не могут быть изменены или отменены, кроме случая принятия новой конституции. Запрещено издавать нормативные акты, умаляющие данные права.

Невнесение каких-либо прав и свобод в текст конституции не означает отсутствия данных прав и свобод.

В Российской Федерации за человеком признаются все возможные права и свободы, то есть все то, что не запрещено законом. К основным правам и свободам в России относятся личные права:

На жизнь;

На достоинство;

На свободу и личную неприкосновенность;

На свободное определение национальности и языка;

На свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства;

Выезда из РФ и возвращения в РФ;

Свободы совести и вероисповедания;

На неприкосновенность частной жизни;

На неприкосновенность жилища;

На тайну (и свободу) переписки, телефонных переговоров и телеграф- I ных сообщений;

Свободы информации;

Свободы мысли и слова.

Основные политические права в РФ составляют:

Право на объединение;

Право на публичное выражение своего мнения (митинги, шествия, пикеты, демонстрации);

Право участвовать в управлении делами государства;

Право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления;

Право на индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти.

Спецификой политических прав является то, что некоторые из них (право участвовать в управлении делами государства, избирательное право) могут принадлежать только гражданам Российской Федерации. Избирательное право гражданин Российской Федерации приобретает с 18 лет. Пассивное избирательное право (для занятия некоторых должностей) наступает с более позднего возраста:

21 год для избрания депутатом Государственной Думы;

30 лет для избрания главой субъекта РФ;

35 лет для избрания Президентом РФ.

И активное, и пассивное избирательное право может быть ограничено

только в двух случаях:

Признания лица решением суда недееспособным;

Лишения свободы по приговору суда.

Основными экономическими правами человека в РФ являются:

Право частной собственности (в том числе на землю);

Право на предпринимательскую деятельность;

Право на защиту от монополизма и недобросовестной конкуренции;

Запрет отчуждения имущества без соответствующего решения суда. Право частной собственности подразумевает возможность владеть,

пользоваться и распоряжаться своим имуществом, включая средства производства.

Предпринимательство - это деятельность, направленная на получение прибыли.

В Российской Федерации запрещена недобросовестная конкуренция (договоры об устранении субъекта с рынка, соглашения о поддержании цен и др.), а также монополистическая деятельность (за исключением естественных монополий газовая промышленность, железные дороги, производство алкоголя и т. д.).

В Российской Федерации человек может быть лишен своего имущества только по решению суда. (Это касается и случаев правомерной потери имущества, например при невыполнении обязательств, обеспеченных залогом.)

Разновидностью экономических прав считаются трудовые права, которые регламентируют статус человека как участника трудовых отношений (как правило, в качестве наемного работника). Трудовые права включают в себя:

Право на минимальный размер оплаты труда;

Право на защиту от безработицы;

Право на безопасные и гигиеничные условия труда;

Право на индивидуальные и коллективные споры;

Право на забастовку;

Право на отдых.

Социальные права призваны обеспечить нормальные условия жизни человека, поддержать (в том числе материально) слабозащищенные категории граждан инвалидов, сирот, пенсионеров, матерей с малолетними детьми и т. д. К ним относятся:

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь;

Право на жилище (в том числе бесплатное);

Право на благоприятную окружающую среду;

Право на пенсионное обеспечение;

Право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и других случаях, установленных законом.

Права человека в области культуры и образования включают в себя:

Право на образование (в том числе бесплатное);

Право на участие в культурной жизни;

Право на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям;

право на свободу литературного, художественного, научного, технического и иных видов творчества, преподавания;

Право на охрану интеллектуальной собственности.

Особой разновидностью основных прав человека являются права в области правосудия (права по защите прав). В России это:

Равенство всех перед судом и законом;

Право на судебную защиту;

Право на обращение в межгосударственные правозащитные органы и организации;

Право на обжалование действий и решений государственных органов;

Право на юридическую помощь;

Презумпция невиновности;

Право не свидетельствовать против себя и близких родственников;

Право на возмещение вреда, вызванного незаконным осуждением.

Признаки права человека 1) Возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека. 2)складываются объективно 3)Принадлежат от рождения 4)Имеют неотчуждаемый характер 5)Являются непосредственно действующими 6)Признаются высшей социальной ценностью 7)Выступают необходимой частью права 8)Представляют принципы взаимоотношений между людьми и государством 9)Их признание и защита- обязанность государства.

Составляют ядро конституционного права правовых государств (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на). Конкретное выражение и объём этих прав в позитивном праве различных государств, как и в различных международно-правовых договорах может отличаться. В международном публичном праве известнейший документ, их закрепляющий - Всеобщая декларация прав человека ООН.

У нас самая большая информационная база в рунете, поэтому Вы всегда можете найти походите запросы

Эта тема принадлежит разделу:

Теории государства и права (ТГП), готовые ответы

Предмет теории государства и права. Готовые ответы на экзамен. шпаргалка.

К данному материалу относятся разделы:

Предмет и метод науки государства и права

Методология науки государства и права

Функции теории государства и права как науки

Государственная власть и управление понятие признаки виды

Общественное самоуправление и социальные нормы в первобытном обществе

Общие закономерности возникновения государства и права

Материалистическая теория происхождения государства

Теория возникновения государства и права

Понятие и признаки государства

Типология государства.

Основные концепции правопонимания

Соотношение права и государства

Понятие и признаки права.

Сущность и функции права.

Понятие и виды функций государства

Формы и методы осуществления функций государства.

Форма правления понятие и виды

Форма государственного устройства российский опыт

Политический режим.

Понятие и система государственного аппарата России.

Понятие, признаки и классификация государственных органов

Принципы организации и деятельности государственного аппарата Красноярского края

Законодательная власть общая характеристика

Исполнительная власть: общая характеристика

Судебная система

Понятие и структура политической системы общества

Сущность принципы и определение правового государства

Понятие, признаки гражданского общества. Соотношение и взаимодействие с правовым государством.

Государственное и гражданское общество вопросы взаимодействия.

Правовые нормы в их соотношении с другими видами социальных норм (политическими корпоративными религиозными)

Право и мораль единство различие противоречие

Понятие и признаки нормы права

Структура нормы права. Логическая (идеальная) норма и норма предписание (реальная норма)

Классификация правовых норм

Методы государственного управления. Нормативные правовые основы.

Понятие меры и принципы государственного принуждения

Юридическая ответственность понятие признаки виды

Цели и функции юридической ответственности

Понятие признаки и состав правонарушения

Основания (нормативные, фактические, процессуальные) и порядок применения юридической ответственности.

Виды правонарушений. Соотношение с злоупотреблением права.

Причины и условия правонарушений. Способы предупреждения правонарушений.

Общие и специальные принципы. Строение и содержание отрасли права.

Понятие и признаки и виды социальных норм

Нормативные правовые акты: понятие виды система

Действие нормативных актов во времени в пространстве. Действие в режиме ультраактивности (переживания) закона и обратная сила закона. По кругу лиц. Правовые имунитеты

Нормативно правовой акт: понятие виды. Отличие от нормативного правового договора.

Понятие признаки виды подзаконных правовых актов.

Правовое регулирование понятие и система. Способы и методы правового регулирования

Применительно к физическим лицам сложились две катего­рии прав: права человека и права гражданина.

Права человека - преимущественно международно-право­вой термин, употребляемый в международно-правовых доку­ментах. Права человека распространяются на любого человека независимо от его гражданства.

Права гражданина распространяются не на всех. Они обу­словлены гражданством лица.

Основные права граждан - это закрепленные в конституци­ях и конституционных актах права личности, составляющие ос­нову ее правового статуса в обществе.

Под гражданством (или подданством в монархических госу­дарствах) понимается политико-правовая принадлежность лица к государству, предоставляющая ему определенные права и на­лагающая определенные обязанности.

Выражение «граждане имеют право», встречающееся в пра­вовых документах, означает, что такое право принадлежит именно гражданам данного государства, а выражение «каждый имеет право» означает, что такое право принадлежит любому.человеку, находящемуся на данной территории.

Существуют два основных подхода к пониманию прав чело­века и основных прав гражданина:

1) эти права - естественные, прирожденные свойства, не зависящие от их признания государством;

2) права человека и основные права гражданина производны от государства, которое по своему усмотрению определяет их объем и «дарует» их человеку.

Именно в первом понимании заложен пафос категории «права человека и гражданина». Современным международным общественным мнением, актами международного права они рассматриваются как неотъемлемые, присущие человеку от ро­ждения, а на все государства возлагается моральная (и не толь­ко) обязанность гарантировать их. Права человека внетерриториальны и вненациональны, их признание, соблюдение и защита ныне не являются только внутренним делом того или иного государства. Права человека давно стали объектом меж­дународно-правового регулирования.

Наряду с термином «право» используется термин «свобода». Между ними нет принципиальной разницы. Вместе с тем тер­мин «право» призван подчеркнуть, что речь идет главным обра­зом о праве человека и гражданина получить от общества и го­сударства то или иное материальное, культурное или духовное благо (например, право на образование (ст. 43 Конститу­ции РФ), право на охрану здоровья (ст. 41 Конституции РФ) и др.). Термин «свобода» говорит о праве человека и гражданина совершить тот или иной поступок, о свободе от внешней, при­нудительной силы в определенной сфере человеческой деятель­ности (например, свобода мысли и слова (ст. 29 Конститу­ции РФ), свобода совести (ст. 28 Конституции РФ)).

48. Понятие регулятора общественных отношений. Виды соци­альных регуляторов.

В любом обществе исторически складывается и действует систе­ма социальных регуляторов, которые в совокупности оказывают воздействие на развитие общественных отношений, на поведение людей. Уже в первобытном обществе действовали свои регулято­ры - система мононорм, регулировавших значимые для жизни ро­довой общины наиболее важные общественные отношения.

Термин «регулирование» означает определять поведение людей и их объединений, придавать ему конкретное направление, вводить в конкретные рамки, упорядочивать.

В регулятивной системе принято выделять нормативные и не­нормативные социальные регуляторы. К нормативному относится регулирование посредством норм,

т.е. одинакового масштаба, меры поведения, путем установления конкретных , четких рамок поведения участников общественных отношений.

Регулирующее воздействие нормативных регуляторов имеет це­лью упорядочить общественные отношения, достичь определенного их состояния, в том числе с помощью механизма социального при­нуждения.

Социальное принуждение может быть:

государственным, применяемым в случае нарушения норм права;

моральным, которое выражается в общественном осуждении на­рушения норм нравственности и этических норм;

со стороны общественных объединений, когда нарушаются кор­поративные нормы, т.е. нормы уставов, положений общественных объединений и др.;

со стороны мирового сообщества - в случае нарушения обще­признанных норм и принципов международного права.

Систему нормативных регуляторов составляют нормы права, морали, политические, корпоративные нормы, обычаи, традиции, деловые обыкновения, нормативно-технические нормы и др. Разно­видностью правовых регуляторов являются: правовой обычай; су­дебный прецедент. К специфическим нормативным регуляторам относятся религиозные нормы.

Все нормативные регуляторы взаимодействуют друг с другом в процессе регулирования общественных отношений, а также с дру­гими регуляторами, которые принято обозначать как ненорматив­ные. Выделяют три вида ненормативных регуляторов - ценност­ный, директивный и информационный, также воздействующих на общественные отношения.

Ценностный регулятор определяет поведение членов общества с помощью исторически сложившейся системы социальных ценно­стей, стереотипов поведения, психологических установок. Они формируются прежде всего в культуре общества или отдельных на­родов, наций, в профессиональной среде, половозрастных группах и т. д. Ценностный регулятор складывается и закрепляется в памя­ти этноса и сохраняет свое регулирующее значение на последую­щих этапах развития общества длительное время. Он содержит в себе традиционно-ритуальные, обрядовые, символические формы, которые устойчивы, например, в сфере трудовых, семейных и на­циональных отношений.

Директивный регулятор есть способ воздействия на обществен­ные отношения с помощью директивы, приказа, указания, направ-

Глава 12. Право в системе регулирования общественных отношений

ленных на решение какой-либо важной задачи, цели. Например, /99 директивы КПСС в период административно-командной системы по различным вопросам жизни страны, в том числе в области зако­нотворчества, планирования и др.

Информационный регулятор представляет собой воздействие на общественные процессы с помощью средств массовой информа­ции (СМИ), например использование СМИ в защите прав и свобод человека, для привлечения внимания общественности к важным вопросам жизни общества или к отдельным мероприятиям. Дейст­вие информационного регулятора, его эффективность , т.е. этот институт обеспечивает уча­стие населения в делах государства и его информирование о поло­жении дел в стране.

Ненормативные регуляторы способны как умножить действие нормативных, в том числе правовых норм, так и затормозить, бло­кировать или нейтрализовать, исказить их действие.

Не каждая норма права является социально полезной и эффек­тивной, хотя она принята в установленном порядке. Выяснение действия ненормативных регуляторов позволяет установить, что конкретно влияет на бездействующую правовую норму, обеспечен­ную государственным принуждением, какие регуляторы оказались приоритетнее правовых.

У ценностного регулятора, как известно, велика сила имита­ции, подражания массовому поведению («поступай как все»). Это древнейший из всех регуляторов. Отсюда нормы права, не учиты­вающие сложившиеся в обществе ценностные ориентиры, не будут реальными, действующими.

Директивный и информационный ненормативные регуляторы также имеют соответствующие материальные и моральные стиму­лы. Их влияние огромно, например невыполнение директив КПСС грозило исключением из партии, наложением партийных взыска­ний, увольнением с работы и др.

49. Социальные и технические нормы. Технико-юридические нормы.

Действующие в обществе нормы принято подразделять на две большие группы: социальные и технические.

Социальные нормы - это определенные образцы, стандарты, модели поведения участников социального общения. Иногда в юри­дической литературе социальные нормы характеризуют как прави­ла поведения в обществе, отражающие потребности и интересы людей. Или еще одно определение: это правила поведения общего характера, направленные на регулирование социально значимого поведения.

Технические нормы регулируют отношения между людьми и внешним миром - природой, техникой. Это отношения чело­век - машина, человек и производство. Технические нормы не имеют социального содержания, но их соблюдение важно, так как иначе неизбежны аварии, катастрофы, подобные чернобыльской.

К техническим нормам относятся биологические, санитарно-гигиенические, технологические, экологические и др. Их нельзя отождествлять с законами природы. Технические нормы создают­ся людьми, а законы природы существуют объективно, т. е. не за­висят от воли человека. Наиболее важные технические нормы за­крепляются в нормах права, приобретают юридическую силу и называются технико-юридическими. За их нарушение устанав­ливается юридическая ответственность. Это Правила противопо­жарной безопасности, Правила дорожного движения, Правила строительных работ, различные ГОСТы, стандарты и т. д.

В условиях научно-технического прогресса значение техниче­ских норм возрастает , так как технические ошибки могут привести к промышленным и экологическим катастрофам.

50. Право в системе социальных норм.

В современном обществе, о чем было сказано выше, действуют многочисленные социальные нормы (мо­ральные, правовые, политические, религиозные, кор­поративные, эстетические, нормы обычаев, традиций, правила этикета, обрядов, ритуалов и т. д.). Каждый из названных видов социальных норм в определенных жизненных ситуациях в той или иной степени взаимо­действует с правовыми нормами. Степень этого взаи­модействия неодинакова. Многое зависит от значения той или иной социальной нормы, от характера регули­руемых отношений, от роли права на определенном историческом этапе развития общества и т. д.

Вместе с тем следует отметить, что все социальные нормы, и правовые в том числе, возникают в силу их необходимости для общества. В этом заключается их общее сходство, общий качественный признак. Бес­цельных, бессмысленных, возникающих без необходи­мости социальных норм нет, как и не должно быть бесцельных и бессмысленных правовых норм. Каждая из них обусловлена социальной необходимостью и призвана регулировать определенные отношения, од­нако формы, методы, значение регулирования право­выми нормами и регулирования иными социальными нормами имеют существенные различия, поскольку в отличие от других социальных норм правовые нормы являются общеобязательными, имеют государственную поддержку и охрану, они четко определяют юридичес­кие права и обязанности для всех участников регули­руемых отношений, выступают в качестве равной меры (одинакового масштаба) оценки их поступков, и в этом качестве они формальны, как никакие другие.

Соотношение правовых и моральных норм

Правовые нормы и нормы морали являются важ­ными регуляторами общественных отношений. И пер­вые и вторые выполняют однопорядковые, с точки зрения социального назначения, функции: регулятив­ную, охранительную, воспитательную, оценочную, ЗчЬ информационную и др.

Следующее их совпадение заключается в том, что нормы права и нормы морали - это прежде всего правила поведения, т. е. они являются определенными моделями, установками для совершения тех или иных действий субъектами регулируемых отношений. Не­редко моральные и правовые требования совпадают абсолютно: не убий, не укради и т. д.

Право и мораль в любом обществе представляют собой систему правил, т. е. им присуще общее каче­ство - системность.

Право и мораль - это две взаимодействующие системы. Данное сходство объясняется наличием боль­шого числа (совокупности) моральных и юридических правил, возникающих в обществе в силу объективной потребности в них, в силу их необходимости для обще­ства.

Право и мораль имеют ряд общих исходных прин­ципов (базовых, основополагающих идей) - гуманизм, социальная справедливость , равенство. Ранее уже от­мечалось, что у права и морали в основном общий объект регулирования - общественные отношения, возникающие между их субъектами интересы, стрем­ления и вызываемые ими поступки. У права и мора­ли, в конечном счете, во многом совпадающие цели и задачи - урегулированность и упорядоченность об­щественных отношений, достижение благополучия и благоразумия в отношениях между людьми.

Наконец, нельзя не сказать о том, что право и мо­раль представляют собой несомненную социальную ценность, которую выработало человечество на своем длительном и противоречивом пути развития. Сегодня невозможно представить общество без правовых и мо­ральных основ его существования и организации. Пра­во и мораль - тот остов, на котором общество может держаться, существовать и развиваться в прогрессив­ном направлении.

Вместе с тем у права и морали имеется много несовпадений, различий и даже противоречий.

Правовые нормы - это правила, установленные государственной властью, они закрепляются в соответ­ствующих правовых актах - законах, указах, постанов­лениях, судебных решениях. Моральные нормы содержатся в сознании людей, они отражают нравственный уровень общества, в них содержится общественная оценка действий людей и всего того, что происходит в обществе, в отношениях между людьми.

Для оценки действий и поступков людей с пози­ций права используются такие понятия, как «право­мерно», «законно», «неправомерно», «незаконно», «противоправно» и т. д. У морали сформировались и используются другие критерии: «добро-зло», «хорошо-плохо», «честно-нечестно» и т. д.

Отсюда вытекает и другое различие права и мора­ли. Оценка действий и поступков людей с позиций права требует четкого оформления, строгой фиксации того, что может считаться законным, правомерным или незаконным, противоправным. Ведь в данном случае речь может идти о привлечении человека к юридичес­кой ответственности, о наказании, а для этого нужны четкие, фиксированные требования, установленные властью, которая будет привлекать правонарушителя к ответственности за их несоблюдение.

Моральные же требования существуют в обще­ственном мнении, они не оформлены в виде четких статей кодексов, уставов, положений и инструкций. Это идеальные требования , предъявляемые общественным сознанием к человеку и дающие оценку его поступкам.

С точки зрения морали, определенный поступок плохой, а человек его совершивший бессовестный, с позиций права - это правонарушитель, которого сле­дует привлечь к ответственности, поскольку совершен­ный им проступок противоправен.

Следует также отметить, что юридические нор­мы - это не просто записанные, четко сформулиро­ванные правила, а они представляют собой взаимо­связанную систему с присущей ей структурой и иерархией (конституционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансовые, административ­ные и т. д. нормы). Любое государство стремится к тому, чтобы весь этот огромный комплекс правовых явлений не был противоречивым, чтобы правовые требования были однозначными, способными эффек­тивно регулировать общественные отношения.
У моральных норм такой системности и однознач­ности нет. Они возникают по другим причинам и осно­ваниям, нежели правовые нормы, действуя в раз­личных слоях общества в зависимости от моральных воззрений и установок этого слоя (а не как правовые - формально и однозначно в любой социальной группе). Время действия моральных норм не определено, они возникают и исчезают независимо от воли законодате­ля, их создает само общество, оно же их или сохраняет на длительное время, в нем они постепенно угасают (исчезают). Моральные нормы имеют более широкую панораму воздействия во времени и пространстве, в этом их преимущество перед правовыми и в этом их большая социальная ценность.

Еще раз приходится подчеркнуть, что правовые нор­мы характеризуются конкретностью, они всегда записаны и четко сформулированы, а нормы морали не ограниче­ны четкими словесными формулировками, они достаточ­но широки по своему смыслу и содержанию. Например, оценка с точки зрения морали- «хороший человек». Здесь можно очень долго перечислять достоинства этого человека, так и не исчерпав их полностью. Для права по­добные оценки и расплывчатые формулировки должны быть исключены. И когда к ним прибегает законодатель, это порождает бесконечные споры , судебные тяжбы. На­пример, ст. 6 ГК РФ, использующая понятия «добросове­стность», «разумность», «справедливость», которые весь­ма подвержены субъективным оценкам.

Различие между правом и моралью состоит в оцен­ке мотивов поведения. Для права в абсолютном боль­шинстве случаев на первом месте стоит формальное правоисполнение, выполнение возложенной юриди­ческой обязанности в установленный срок, в установ­ленной форме и т. д. Для морали важно, чтобы мотивы, побуждения этого выполнения были добросовестными, искренними, без злости и возмущения. Скажем, одно дело платить алименты на содержание ребенка по решению суда, т. е. по принуждению, и другое - доб­ровольно, честно, с искренним желанием оказать по­мощь в воспитании ребенка.

Весьма заметно различие права и морали в спосо­бах (методах) их обеспечения. Нормы права не только создаются государством, но и охраняются им от нарушения. В государстве имеется система правоохранительных органов - суды, проку­ратура, полиция, судебные исполнители, задачей кото­рых является обеспечение требований, содержащихся в нормах права, привлечение к ответственности нару­шителей этих норм, восстановление нарушенного пра­ва. Совсем другое дело - обеспечение требований норм морали. Их исполнение зиждется на общественном осуждении поведения нарушителя моральных норм, т. е. здесь главный инструмент охраны - общественное мнение, а не государственное принуждение. С точки зрения морали какой-либо человек является весьма непорядочной, отрицательной личностью (хам, циник, эгоист), но с юридических позиций его нельзя считать правонарушителем, так как требований закона не нару­шает, его поступки не переходят грани закона, когда, например, он грубит коллегам или не дает взаймы ни рубля ни при каких обстоятельствах.

Ответственность за нарушение норм права и мора­ли также существенно различна. За нарушение право­вых требований наступает юридическая ответственность, реализуемая в особых охранительных правоотношениях с участием государства, которое обеспечивает реализа­цию этой ответственности, принуждая виновное лицо возместить ущерб, уплатить штраф, отбыть уголовное наказание. Процесс привлечения к юридической ответ­ственности и ее реализации строго регламентируется законодательством, самодеятельность в данном случае не допускается, ибо это особая ответственность, она всегда сопряжена с государственным принуждением , ее несе­ние всегда связано с отрицательными последствиями для правонарушителя в виде материального, организацион­ного или личного характера.

Моральная ответственность осуществляется по-иному. Она не имеет той строгой регламентации, кото­рая присуща юридической ответственности, для ее ре­ализации нет специальных органов и механизмов. Главное здесь - моральное осуждение, общественное порицание нарушителя, придание ему отрицательной

Ш характеристики (молвы), неприятие его в определен­ной среде общества, исключение из коллектива и т. п.

Виды подзаконных актов: 1) указы и распоряжения Президента РФ; 2) постановления и распоряжения Правительства РФ акты исполнительного органа государства, наделенного широкой компетенцией по управлению общественными процессами; 3) приказы, инструкции, положения министерств, ведомств, государственных комитетов регулируют, как правило, общественные отношения, находящиеся в пределах компетенции данной исполнительной структуры; 4) решения и постановления местных органов государственной власти; 5) решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления; 6) нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; 7) локальные нормативные акты - это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации (например, правила внутреннего трудового распорядка). В зависимости от особенностей правового положения субъекта привотворчества все нормативные акты подразделяются на: - нормативные акты государственных органов; - нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.); - нормативные акты совместного характера (государственных органов и иных социальных структур); - нормативные акты, принятые на референдуме. В зависимости от сферы действия нормативные акты делят на: - общефедеральные; - нормативные акты субъектов Российской Федерации; - нормативные акты органов местного самоуправления; - локальные нормативные акты. В зависимости от срока действия нормативные акты классифицируются как: - нормативные акты неопределенно-длительного действия; - временные нормативные акты.

72. Особенности соотношения нормативных актов в федеральном государстве.

НПА принимаются различными органами в различное время, в различных пространственных пределах и по разному поводу. Такая ситуация не может не влиять на природу действующих законов и подзаконных актов, которые порой могут между собой находиться в противоречии. Поэтому прежде чем общественные отношения будут упорядочены, необходимо, чтобы сами нормативные акты были в порядке, чтобы они были приведены в соответствующую систему.

Система НПА совокупность всех видов НПА:

1) По юридической силе все нормативно-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно-правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

2) Нормативно-правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни. Хозяйственное, торговое, военное, морское законодательство примеры комплексных нормативно-правовых актов.

3) По объему и характеру действия нормативно-правовые акты подразделяются: - на акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; на акты ограниченного действия распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящихся на данной территории; на акты исключительного (чрезвычайного) действия. Их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт (военных действий, стихийных бедствий).

4) По основным субъектам государственного правотворчества нормативно-правовые акты можно подразделить на акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти (подзаконные акты); акты судебной власти (юрисдикционные акты общего характера).

73. Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц.

Дей ст вие нор ма тив ных ак тов по вре ме ни

Установление пределов действия нормативно-правовых актов необходимо для правильной реализации норм права.

Нормативно-правовые акты начинают действовать с момента вступления их в силу.

1. Акт вступает в силу с момента его принятия правотворческим органом.

2. Акт начинает действовать по истечении определенного срока после его опубликования. Так, в России законодательные акты вступают в силу на всей ее территории через 10 дней с момента их опубликования в официальном издании зак власти.

3. НПА вступает в силу со времени, указанного в самом акте или в специальном акте о введении его в действие.

Установление точного срока вступления, в силу нормативных актов важно потому, что именно с этого момента их предписания подлежат исполнению.

Действие нормативных актов в пространстве

Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве определяются территорией, на которую распространяются его предписания. Под территорией понимается земная поверхность, недра, водное и воздушное пространства в пределах государственной границы, территория посольств за рубежом, военные корабли в открытом море и в иностранных территориальных водах, невоенные суда в открытом море, кабины летательных и космических аппаратов в атмосфере.

Действие нормативных актов по кругу лиц

Существует правило, согласно которому действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц, проживающих на данной территории. Законы и другие нормативные акты на территории государства действуют применительно ко всем гражданам, государственным и общественным организациям. Их действие распространяется также не иностранных граждан и лиц без гражданства. Этим лицам гарантируются предусмотренные национальным законодательством права и свободы. Они могут обращаться в суд в другие органы государства для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав. Иностранные граждане, лица без гражданства, находящиеся на территории определенного государства, должны уважать его конституцию и соблюдать законы.

Нормативные акты могут распространять действие не на всех граждан и должностных лиц данной территории, а только на определенные категории (военнослужащих, учителей, лиц сельской местности и других). В таких случаях в правовых актах точно определяется круг лиц, подпадающих под их действие.

74. Правообразование и правотворчество: понятие и соотношение.

Правообразование образование права, процесс обр пр норм в об-ве независимо от гос-ва: 1) формирование, 2) восприятие органами гос власти через непоср и представ демократию (формируется правосознание), 3) правотворчество.

Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество госуд-ая деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой (исключ. правом) гос-ва.

75. Правотворчество и законотворчество. Понятие, этапы и основные стадии законотворчества.

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм. Субъектами правотворчества выступают государственные органы, негосударственные структуры (органы местного самоуправления, профсоюзы и т.п.), наделенные соответствующими полномочиями, а также народ при принятии законов на референдумах. Правотворческая деятельность осуществляется в рамках установленных процессуальных норм (процедур), содержащихся в Конституции, регламентах, уставах и т.п. Правотворчество заключается в принятии новых норм права, отмене либо совершенствовании старых путем внесения изменений и дополнений. Правотворчество характеризуется тем, что: - оно представляет собой деятельность активную, творческую, государственную; - основная продукция его юридические нормы, воплощающиеся главным образом в нормативных актах (кроме этого, в нормативных договорах, правовых обычаях, юридических прецедентах); - это важнейшее средство управления обществом, здесь формируется стратегия его развития, принимаются существенные правила поведения; - уровень и культура правотворчества, а соответственно и качество принимаемых нормативных актов, - это показатель цивилизованности и демократии общества. В зависимости от значимости правотворчество делится на: 1) законотворчество (правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой); 2) делегированное правотворчество (нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, прежде всего правительства, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа); 3) подзаконное правотворчество (здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - президентом, правительством, министерствами, ведомствами, государственными комитетами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций). Далеко не все юридические нормы необходимо принимать на уровне законотворчества. Есть целый спектр ситуаций, когда юридические нормы целесообразнее принимать на уровне подзаконных актов, нормативных договоров и в иных формах. Кроме

Право – это система общеобязательных, формально определенных, обеспеченных государством норм (правил дозволенного и не дозволенного поведения), которые выражают возведенные в закон волю политической элиты и всего общества, и выступающих в роли общественных отношений.

В современной юридической литературе, термин право принято употреблять в нескольких значениях:

Во-первых, под правом понимается социально-правовые притязания людей , обусловленные природой человека и самого общества (право на жизнь или на личную неприкосновенность). Это право принято рассматривать в естественном смысле, так как оно принадлежит человеку от рождения и неотъемлемо для него.

Во-вторых, правом называют систему юридических норм – это право в объективном смысле, так как нормы не зависят от воли и сознания людей, а устанавливаются законодателем и гарантируются силой государства.

В-третьих, право понимается, как официально признанные возможности физических лиц и организаций (право избирать, право собираться мирно и без оружия). Это право в субъективном смысле, так как оно принадлежит отдельному лицу, субъекту права.

Признаки права:

1. Нормативность – означает, что право состоит из норм, а нормы это правила поведения общего характера, мера дозволенного и не дозволенного поведения, тем самым, право регулирует общественные отношения.

2. Системность – право представляет собой совокупность юридических норм, взаимосвязанных между собой и взаимообусловленных.

3. Формальная определенность и закрепленность – этот признак означает, что право имеет строго установленную форму (закон, указ, постановление), письменно закреплено в документе. Определенность, означает, что правовые предписания отличаются ясностью, понятностью и не подлежат двусмысленному толкованию.

4. Общеобязательность права состоит в том, что право обязательно для исполнения для всех на кого оно распространяется.

5. Обеспеченность права институтом государственным принуждением , т.е. если кто-то полностью или частично не исполняет требования правовых норм, то государство заставляет (принуждает) их исполнять.

6. Волевой характер права – воля это сознательно-обусловленное психологическое состояние человека, вороженное в целенаправленном поведении. Правовые нормы не создаются спонтанно, они всегда выражают чью-то волю, создаются людьми сознательно, для регулирования общественных отношений и в чьих-то интересах.

Сущность права

Сущность права заключается в том, чью волю оно выражает. В теории права принято выделять:

1. Классовый подход к сущности права

2. Общесоциальный подход к сущности права

3. Диалектический подход к сущности права

Функции права

Функции права – это основные направления его воздействия на общество. Принято выделять две группы функций права:

Общесоциальные функции права – в рамках данных функций государство использует право для достижения своих интересов, поэтому функции права и государства здесь совпадают:

1. Экономическая функция права

2. Политическая функция права

3. Воспитательная функция права

Специальные юридические функции (собственно-правовые функции)

1. Регулятивно-статистическая функция права – отражают статистику правовой системы (в правовой системе есть элементы, обладающие стабильностью и статичностью). Регулирование общественных отношений здесь происходит посредством закрепления права и запретов.

2. Регулятивно-динамическая функция права – регулирование общественных отношений осуществляется посредством установления (будущего поведения человека) обязанностей.

3. Охранительная функция права – ее назначение заключается в охране регулятивных норм от нарушения. Посредством этой функции в праве закрепляются меры ответственности.

4. Оценочная функция права – право позволяет оценить поведение человека.

Теория государства и права Морозова Людмила Александровна

32.2 Классификация прав человека

Классификация прав человека

Различают три поколения прав человека в зависимости от времени их провозглашения.

К первому поколению относятся гражданские и политические права, которые призваны ограждать человека от незаконных вмешательств со стороны как государства, так и иных субъектов.

Второе поколение составляют социально-экономические права, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь.

Считается, что если первое поколение прав воплотило ценности либерального общества - свободу личности от произвольных действий государства, то второе поколение прав отражает ценности социально ориентированного общества и расширяет патронажную роль государства по отношению к обществу, обязывая государство помогать социально ущемленным слоям.

Третье поколение образуют так называемые коллективные (солидарные) права, или права народов. В это поколение прав входят права, принадлежащие коллективу людей, а не отдельному человеку, и они не могут быть реализованы отдельной личностью. Сюда относятся право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на самоопределение, на осуществление власти.

Применяются и другие классификации прав человека, например, в главе 2 Конституции РФ использована классификация в зависимости от сферы применения тех или иных прав человека и гражданина.

В юридической литературе широко используется классификация, предложенная отечественным государствоведом Л. Д. Воеводиным. Он подразделил права и свободы человека, а также их обязанности на три группы : в сфере личной безопасности и частной жизни; в области государственной и общественно-политической жизни; в области экономической, социальной и культурной деятельности.

Данная классификация выделяет самостоятельный подинститут (субинститут) в институте прав человека, который регулирует конкретную область жизни и деятельности человека.

Первую группу прав составляют естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Их иногда называют личными, или гражданскими, правами, и они определяют автономность личности , ее свободу от государственной власти. Эти права защищают личность от произвольного вмешательства государства в жизнь человека. В эту группу входят право на жизнь, на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности, ее жилища, частной жизни, право на национальную идентификацию (национальную принадлежность), свобода передвижения и выбора места жительства, свобода совести.

Вторую группу прав образуют политические права, которые предназначены для непосредственного участия граждан данного государства в управлении обществом, способствуют развитию политической активности личности, гарантируют равный доступ к государственной службе. Эти права принадлежат только гражданам конкретного государства. К ним относятся: свобода мысли, слова, информации, право на объединение, право на проведение публичных мероприятий, право на участие в ведении государственных дел, равный доступ граждан к государственной и муниципальной службе, право на участие в отправлении правосудия, право петиций, избирательные права.

Третья группа (социально-экономические) прав обеспечивает материальные и духовные потребности личности и включает право частной собственности, свободу экономической деятельности, свободу труда, защиту от безработицы, право на забастовку, право на социальное обеспечение, право на жилище, на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, право на образование, на свободу творчества и культурную деятельность.

Право на жизнь закреплено в ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и в ст. 20 Конституции РФ.

Право на жизнь является абсолютным правом , т. е. оно не подлежит никаким ограничениям. Только государство может в отдельных случаях применять смертную казнь за особо тяжкие преступления против жизни и по приговору суда. В России смертная казнь является временной мерой и не применяется к трем категориям преступников: к лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет; к мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговора суда 65 лет; к женщинам. Обвиняемый, которому может быть назначена смертная казнь, имеет право на рассмотрение его дела судом присяжных, что служит гарантией беспристрастного рассмотрения дела. После вступления нашей страны в Совет Европы наложен мораторий на применение смертной казни. Согласно заключению Конституционного Суда РФ этот мораторий не противоречит Конституции РФ.

Надо отметить, что смертная казнь сохранена почти в 90 государствах мира.

Государство должно также гарантировать безопасность своих граждан при чрезвычайных и военных обстоятельствах, например при актах внешней агрессии, межнациональных конфликтах, стихийных бедствиях, насильственном изменении конституционного строя и массовых беспорядках, сопровождающихся насилием.

Применение огнестрельного оружия работниками правоохранительных органов строго регламентируется законом. Запрещено применять оружие в нашей стране в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден, кроме случаев совершения ими вооруженного или группового нападения.

Право на охрану чести и достоинства личности также принадлежит к абсолютным правам, поскольку никакие обстоятельства, в том числе чрезвычайное или военное положение, не могут служить оправданием унижения человеческого достоинства. Запрещается подвергать человека пыткам, бесчеловечному и унижающему его достоинство обращению или наказанию. Разновидностью пытки мировое сообщество обоснованно считает длительное или незаконное содержание под стражей. Разновидностью насилия и жестокости являются принудительные медицинские, научные и другие опыты и эксперименты над людьми. Поэтому для проведения какого-либо опыта необходимо, во-первых, добровольное согласие лица на проведение эксперимента; во-вторых, понимание им последствий эксперимента; в-третьих, чтобы лицо было совершеннолетним и полностью дееспособным.

Неприкосновенность личности, частной жизни и жилища по своей значимости сопоставима лишь с правом на жизнь, так как отсутствие свободы человека, возможности проявления своей воли, действовать в соответствии со своими желаниями и интересами лишает любые права смысла. Оказание медицинской и психиатрической помощи возможно по общему правилу с согласия пациента. Гражданин России обладает правом на необходимую оборону, т. е. он вправе защищать свою личную неприкосновенность от преступных посягательств путем причинения посягающему вреда.

Личная неприкосновенность может быть нарушена незаконным арестом, заключением под стражу и содержанием под стражей. Все эти действия в отношении личности регламентируются законодательством, на практике нередко нарушаемым.

Неприкосновенность частной жизни предполагает, что каждый человек вправе строить свою жизнь вне служебной и деловой сферы, свои взаимоотношения с другими людьми по собственному желанию, не нарушая при этом законодательство, права и интересы других людей и не создавая опасности для окружающих. Гарантией права неприкосновенности частной жизни служит охрана личной и семейной тайны. Конституция РФ не допускает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, закрепляет право личности на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24).

Другой гарантией неприкосновенности частной жизни служит право на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Это право может быть ограничено только по решению суда.

Неприкосновенность жилища также служит гарантией права на неприкосновенность частной жизни. Поэтому проникновение в жилище вопреки воле проживающих там лиц, в том числе тайное, открытое, обманное или насильственное, считается нарушением неприкосновенности жилья. Аналогично расценивается прослушивание или наблюдение за происходящим в жилище с помощью технических или иных средств. Законодательством предусмотрены случаи, когда проникновение в жилище помимо воли проживающих лиц считается законным: 1) для обнаружения, пресечения или раскрытия преступления или задержания лиц, подозреваемых в совершении преступления; 2) для устранения опасности, возникшей вследствие стихийного бедствия, аварии, взрыва, пожара и иных подобных причин.

Право на национальную идентификацию означает право каждого человека определять свою этническую принадлежность, указывать или не указывать свою национальность. Граждане Российской Федерации, относящиеся к определенной этнической общности, имеют право на получение основного общего образования на национальном языке и на выбор языка воспитания и обучения в рамках возможностей государства.

Свобода передвижения зафиксирована статьей 12 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966) и включает в себя: во-первых , право свободно передвигаться и выбирать место жительства в пределах территории государства, где лицо находится на законных основаниях; во-вторых , право покидать страну, в том числе свою собственную, и возвращаться в нее; в-третьих , недопустимость ограничения данного права, кроме интересов охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.

В соответствии с нормами международного права свобода передвижения ограничивается в пограничной полосе, в закрытых военных городках, в зонах экологического бедствия, на территориях, где введено военное или чрезвычайное положение, и др.

Свобода совести и свобода вероисповедания вытекают из провозглашения России светским государством. При рассмотрении типологии государств давалась подробная характеристика светского государства. Институт прав человека предполагает, что каждый человек может иметь как религиозные, так и атеистические убеждения. Соответственно он вправе осуществлять религиозные обряды, воспитывать своих детей в религиозном духе, создавать и участвовать в деятельности религиозных объединений. В настоящее время право человека на свободу совести и правовое положение религиозных объединений регулируются в России Федеральным законом от 19 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с послед. изм.).

Переходя к политическим правам , отметим особую значимость свободы мысли, слова и информации, которая является, с одной стороны, компонентом частной жизни человека, а с другой - важным аспектом свободной личности. Конституцией РФ (ст. 13) признаются идеологическое разнообразие, многопартийность; никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Каждый человек может иметь различные убеждения и взгляды на те или иные события, по-разному их оценивать, но не вправе навязывать свои убеждения другим. Данная свобода имеет три ограничения:

1) выражая свое мнение, следует уважать права и репутацию других лиц;

2) связанные с охраной государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения;

3) запрещаются пропаганда и агитация, разжигающая национальную, расовую, религиозную или иную социальную вражду и ненависть, в частности проявления фашизма и другого экстремизма.

Неразрывно связано с данной свободой право на информацию, которое состоит в свободе искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Государственные информационные ресурсы объявлены в нашей стране открытыми и общедоступными , за исключением информации, составляющей государственную тайну или имеющей конфиденциальный характер, которые отнесены законодательством к информации ограниченного доступа.

Перечень такой информации определяется федеральными законами.

В России установлена свобода массовой информации, что предполагает отмену цензуры, т. е. необходимости согласования средствами массовой информации распространяемых сообщений и материалов, в том числе с государственными органами, должностными лицами, общественными объединениями. Не допускается также наложение запрета на эти материалы или их части.

Право на объединение согласно Конституции РФ принадлежит каждому: гражданам России, иностранцам, лицам без гражданства. Вместе с тем политические права принадлежат только российским гражданам, поэтому политические партии вправе создавать только граждане России, поскольку они ставят своей главной целью овладение государственной властью.

Право на объединение включает в себя право: а) добровольно создавать общественные объединения по интересам или для достижения общих целей; б) вступать в существующие объединения; в) воздерживаться от вступления в какие-либо организации; г) беспрепятственного выхода из любых объединений.

Государство определяет правовое положение общественных объединений, устанавливает пределы их деятельности и вместе с тем создает условия для их нормального функционирования, не вмешиваясь в деятельность последних, если они не нарушают закон.

Законодательство ограничивает создание общественных объединений в государственном аппарате: не допускается образование политических партий, религиозных и иных организаций, за исключением профсоюзов. Аналогичные ограничения предусмотрены для судей, прокуроров, следователей, органов внутренних дел. Военнослужащим разрешается состоять в общественных объединениях, не преследующих политические цели, но участвовать в их деятельности возможно, только не находясь при исполнении военной службы.

Право на проведение публичных мероприятий включает следующие формы: собрания, митинги, уличные шествия, пикетирование. Данное право обусловлено рядом требований:

1) не должны нарушаться права и свободы других лиц, общественный порядок, должна обеспечиваться сохранность частной собственности, окружающей природы и др.;

2) должны преследоваться мирные цели, т. е. исключается угроза общественной безопасности, нормальному функционированию предприятий, в том числе предприятий транспорта, а сами граждане имеют право собираться только без оружия.

Право на участие в ведении государственных дел предусмотрено статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966). Содержание данного права составляют:

право участвовать в ведении государственных дел как непосредственно, так и через свободно выбранных представителей;

право избирать и быть избранным на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании;

допуск к государственной службе в своей стране на условиях равенства.

Что касается равного доступа граждан к государственной и муниципальной службе, то обязательными условиями поступления на службу в России являются: наличие российского гражданства; достижение 18-летнего возраста; обладание полной дееспособностью, свободное владение государственным языком.

Существуют и специальные требования к поступлению на службу, например наличие определенной профессии или специальности, запрещение государственному служащему заниматься предпринимательской деятельностью и т. д.

Право на участие в отправлении правосудия принадлежит только российским гражданам. Оно реализуется в двух формах: занятие должности судьи; участие в качестве заседателя (присяжного, народного, арбитражного). Требования к лицам, претендующим на занятие должности судьи, предусмотрены Федеральным законом от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», к судьям Конституционного Суда РФ - Федеральным конституционным законом от 12 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации», к арбитражным судьям - Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах Российской Федерации».

Определенные требования предъявляются и к заседателям. Возрастной ценз для них определен в 25 лет, исключается наличие судимости и др.

Право петиций - это письменные или устные обращения граждан в государственные или муниципальные органы, которые содержат в себе коллективное или личное мнение, оценки, требования, просьбы, пожелания и т. д. Считается, что право на петицию является одной из форм участия граждан в управлении делами общества и государства.

Выделяют следующие формы обращений:

а) предложение - обращение граждан, направленное на улучшение организации и деятельности, учреждения различных структур государственного аппарата и др.;

б) заявление - обращение по поводу подтверждения принадлежащего гражданину права или конкретного статуса;

в) ходатайство - просьба признать какое-либо право или совершить определенное действие;

г) жалобу - обращение в связи с нарушением прав лица или созданием препятствий для реализации его прав и интересов.

Все обращения надлежит разрешать в срок до одного месяца, а не требующие дополнительной проверки - до 15 дней. Жалобы и заявления военнослужащих и их семей рассматриваются в федеральных органах в течение 15 дней, а в местных органах - безотлагательно, но не позднее 7 дней.

Надзор за соблюдением установленных сроков возложен на органы прокуратуры.

К третьей группе прав человека относится право частной собственности, обеспечивающее экономическую свободу личности. Его содержание определяется следующими моментами: во-первых , каждый человек может иметь в собственности имущество, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; во-вторых , государство гарантирует право наследования имущества; в-третьих , лишение имущества возможно только по решению суда; в-четвертых , принудительное отчуждение имущества для государственных нужд возможно лишь при предварительном и равноценном возмещении имущественных потерь собственности; в-пятых , российские граждане вправе иметь в частной собственности землю и другие природные ресурсы. При этом реализация права частной собственности оговорена двумя условиями: не должны наноситься ущерб окружающей среде и нарушаться права и законные интересы других лиц.

Свобода экономической деятельности закреплена в нашей стране в ст. 34 Конституции РФ и расшифровывается как право свободно использовать свои способности и имущество для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Экономическая деятельность должна осуществляться в определенных правовых пределах, которые устанавливаются законодательством. Экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, объявлена на конституционном уровне недопустимой. Во многих государствах действует развитое антимонопольное законодательство. Имеется оно и в России.

Право на свободу труда означает, что каждый человек вправе решать вопрос о своей трудовой деятельности, в том числе не заниматься ею. Иначе говоря, обязанности трудиться в нашей стране не установлено.

Свобода труда предполагает:

а) свободный выбор по своему желанию рода деятельности и профессии, соответствующих способностям, наклонностям и образованию лица;

б) запрет на принудительный труд, т. е. тот, который возлагается на человека под угрозой наказания. Международные акты содержат перечень работ, которые не могут расцениваться как принудительные. Это обязательная военная служба, работа по приговору суда, выполнение гражданских обязанностей, мелкие работы общинного характера, работа в условиях чрезвычайных обстоятельств;

в) обязанность работодателя обеспечить здоровые и безопасные условия труда;

г) защиту от безработицы;

д) право на забастовку, которое ограничивается при введении чрезвычайного положения в стране, а также для некоторых категорий государственных служащих, в частности работников правоохранительных органов.

Право на социальное обеспечение предполагает возможность получения гарантированной государственной пенсии или пособия. При этом размер пенсии или пособия зависит от многих факторов, в том числе и от уровня материального благосостояния общества. В статье 39 Конституции РФ указаны обстоятельства, при которых каждый вправе рассчитывать на социальное обеспечение: достижение пенсионного возраста; наступление болезни или инвалидности; потеря кормильца; для воспитания детей и др. Поскольку данный перечень является открытым, государство по мере роста благосостояния общества и своих возможностей может предусмотреть и иные обстоятельства.

Право на жилище относится к важнейшим социальным благам и входит в понятие «достойный жизненный уровень человека». Обязанность обеспечить жизненный уровень населения возлагается на государство и муниципальные органы. Данное право означает, что никто не может быть произвольно лишен жилища. В нашей стране малоимущим и нуждающимся в жилье лицам оно может быть предоставлено бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов.

Право на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является комплексным и включает в себя право на медицинскую помощь и право на благоприятную окружающую среду. Последнее право означает право человека получать от соответствующих органов достоверную информацию о состоянии окружающей среды; право требовать от физических и юридических лиц соблюдения эколого-правовых нормативов; право на возмещение вреда, причиненного здоровью неблагоприятным воздействием окружающей природной среды.

Государство обязано обеспечивать населению, проживающему на его территории, экологическую безопасность, устанавливая нормативы качества природной среды, предотвращая или ликвидируя экологические катастрофы или бедствия, возмещая вред здоровью или имущественные потери в случае возникновения экологических бедствий.

Право на образование призвано способствовать духовному и культурному росту как отдельного человека, так и общества в целом. В Российской Федерации установлено обязательное основное общее образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Что касается высшего образования, то оно осуществляется на конкурсной основе.

Завершает группу прав человека в культурной сфере право на культурную деятельность и свободу творчества. В юридической литературе содержание данного права раскрывается через право:

а) на личную культурную самобытность, т. е. свободный выбор нравственных, эстетических, идеологических и других ценностей;

б) на приобщение к культурным ценностям, т. е. доступ к государственным музеям, библиотекам, архивам и т. д.;

в) на гуманитарное и художественное образование, в том числе выбор его форм и видов;

г) собственности на историко-культурные ценности, в том числе на коллекции, собрания, здания, сооружения и т. д.;

д) создавать творческие союзы, гильдии, иные культурные общественные объединения;

е) на свободу творчества, которая может осуществляться как на профессиональной, так и непрофессиональной основе. При этом государство должно обеспечивать защиту авторских прав, интеллектуальной собственности, оказывать помощь в развитии творчества.

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

СТАТЬЯ 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их

Из книги Комментарий к Федеральному закону «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» автора Ефимичев С П

Статья 6. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина, прав юридического лица при осуществлении государственной судебно-экспертной деятельности Государственная судебно-экспертная деятельность осуществляется при неуклонном соблюдении равноправия граждан, их

Из книги Шпаргалка по международному праву автора Лукин Е Е

69. ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РФ Конституция Российской Федерации 1993 г. предвосхитила собой поворот к открытой правовой системе цивилизованного правового государства, ответственного члена международного сообщества.«Российская Федерация, – говорится в

Из книги Шпаргалка по криминалистике автора Аленников Андрей Геннадьевич

23. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА. ПРАВИЛА ОПИСАНИЯ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА ПО МЕТОДУ СЛОВЕСНОГО ПОРТРЕТА. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Признаки внешности человека подразделяются на две основные группы:1) анатомические (статические),

Из книги Энциклопедия юриста автора Автор неизвестен

Из книги Конституционное право России. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

Из книги Теория государства и права: конспект лекций автора Шевчук Денис Александрович

103. Конституционный статус человека и гражданина в РФ и институт основных прав и свобод человека и гражданина в РФ Правовое положение (статус) человека и гражданина в полном объеме характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделяется как

Из книги Правоведение автора Мардалиев Р. Т.

104. Классификация основных прав и свобод человека и гражданина Конституционные права и свободы принято классифицировать на три группы:1) личные;2) политические;3) социальные, культурные, экономические.Личные права включают: право на жизнь,право на свободу и личную

Из книги Право. 10–11 класс. Базовый и углублённый уровни автора Никитина Татьяна Исааковна

§ 3. Основные права и свободы человека и их классификация Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах и конституциях конкретных государств. Одним из общепринятых критериев их классификации являются сферы жизнедеятельности

Из книги Проблемы теории государства и права: Учебник. автора Дмитриев Юрий Альбертович

Понятие и принципы правового статуса личности в РФ. Классификация основных прав и свобод человека Под правовым статусом личности понимается юридически закрепленное положение личности в обществе.Основы правового статуса личности включают в себя:? принципы основ

Из книги автора

Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Возможность ограничения прав и свобод Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина (п. 2 ст. 80). Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод посредством законодательной деятельности.

Из книги автора

§ 34. Нарушения прав человека Нарушения прав человека многообразны, как и деятельность людей. Есть жестокие и циничные, варварские нарушения прав человека. Жертвами нарушений становятся многочисленные группы людей, а подчас и целые народы. Именно эти вопиющие нарушения

Из книги автора

§ 1.2. Понятие и классификация прав человека Одной из высших ценностей человеческой цивилизации, охватывающей различные стороны индивидуального и общественного бытия, являются права человека - неотъемлемые свойства и возможности, определяющие меру его свободы,

Из книги автора

§ 1.5. Соотношение прав человека и прав гражданина Права человека и права гражданина рассматриваются обычно вместе, однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина - из позитивного, хотя и те и другие носят



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...