Структура правовой нормы примеры гипотеза диспозиция санкция. Что такое диспозиция уголовно правовой нормы

Норма права содержит в себе ответы на три основных вопроса:

1. Кто и в каких случаях должен ее исполнять?

2. В чем должно выражаться это исполнение?

3. Каковы последствия неисполнения нормы?

Ответом на эти три вопроса соответствуют три структурные части нормы права: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза - это часть нормы, которая указывает на условия, при наличии или отсутствии которых норма права начинает действовать, реализовываться. Гипотеза является обязательным элементом нормы права, так как ее отсутствие превратило бы норму права в безусловную, действующую всегда и при любых обстоятельствах.

Гипотеза - это предпосылка практического функционирования нормы права, ее реализации в правовых отношениях. Если сопоставлять норму права и правовое отношение, то в гипотезе указываются те юридические факты, наличие или отсутствие которых служит основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношения.

Гипотеза устанавливает обстоятельства и сферу действия нормы, очерчивает круг участников регулируемых отношений.

Диспозиция обычно понимается как часть нормы, которая содержит в себе само правило поведения. В то же время эта позиция подвергается критике, так как данное определение не позволяет выявить различие между диспозицией и самой нормой права, которая тоже является правилом поведения. Поэтому более удачным представляется определение, согласно которому диспозиция - это часть нормы, в которой определяются права и обязанности субъектов права, устанавливаются возможные и должные варианты их поведения. Диспозиция также обязательно присутствует в норме, так как если нет диспозиции, то нет и самого правила поведения.

В диспозиции получает свое выражение предоставительно-обязывающий характер нормы права, ее регулятивная роль. Диспозиция содержит модель правомерного поведения соответствующих субъектов.

Санкция - это структурный элемент нормы, в котором указывается вид и размер неблагоприятных последствий, наступающих для нарушителя нормы. Ряд авторов трактуют санкцию более широко в связи с существованием так называемых поощрительных санкций, которые определяют меры поощрения за правомерное поведение. Некоторые правовые нормы не имеют санкции (регулятивные нормы, нормы-дефиниции).

В целом структуру нормы права можно обозначить формулой «если - то - иначе». Каждый из элементов нормы права занимает особое место, имеет особое назначение, поэтому по утвердившемуся в науке суждению, без гипотезы норма бессмысленна., без диспозиции немыслима, без санкции бессильна.

Виды_ гипотез, диспозиций и санкций.

Классификации гипотез, диспозиций и санкций проводятся по следующим основаниям.

1 .Г подразд-ся наабстрактные (определяют условия наступления действия НП родовыми признаками) иказуистические (определяют условия наступления действия НП видовыми признаками) . КГ часто встреч-сь в древнем законо­д-ве (например, нормы об ответств-ти за убийство различ-сь в зависим-и от того, кто убит - простой чело­век, должн-е лицо, дворянин и т.д.), в современном за­конод-ве в основном применяются абстрактные гипо­тезы.

2. Г м разделить на. Простые связывают действие НП с 1 обстоя­т-вом, сложные - с 2-мя или > обстоят-ми, альтернат-е- с 1 из 2-х или неск-х указан­ных обст-тв.

3 .Д также делятся напростые, сложные и альтерна­тивные . Простая Д предусм-т одно правовое последствие, сложная - 2 и > последствий, альтернат-я 1 из 2-хorнеск-х указанных последствий.

4 .Важной классиф-й Д явл-ся их на простые, описательные, ссылочные и бланкетные. Простая Д лишь называет правило поведения, но не раскры­вает его. Описательная раскрывает все существенные призна­кипредписываемого варианта. Ссылочная Д не раскрывает правило поведения, а отсы­лает для ознакомления с ним к др норме того же НА, а бланкетная отсылает к норме др НА.

5. С разл-ются прежде всего по степени определеннос­ти. По этому основанию выделяютабсолютно определенные иотносит-о определенные санкции. Абсолютно определен­ная С точно указывает вид и р-р неблагопр-х последствий за нарушение соотв-ющей нормы (этот размер м.б. «привязан» к МРОТ). Относит-но определенная С указывает р-р наказания отminпредела доmaxили т-ко доmax.

6 .С подразделяются напростые, альтернативные и слож­ные (кумулятивные). Простая С предусм-т 1 вид наказания, альтернат-я - 1 из указанных видов наказания, кумулятивная - 2 или неск-ко видов наказа­ния (например, лишение свободы с конфискацией им-ва).

7 .Интересной разновидностью С явл-сяsocalledпоощрит-е санкции, сущ-ние кот-х при­знается не всеми авторами. Сторонники выделения данного вида санкций указывают на то, что роль П не сводится к наказанию, правом д поощряться правомерное поведение субъектов.

Классификация норм права.

Норма права - это установ­ленное или санкционированное государством общеобязательное, формально определенное правило поведения, обеспеченное воз­можностью применения государственного принуждения.

Классификация норм права проводится по многочисленным основаниям.

1. По предмету правового регулирования (по отраслям права) различают уголовно-правовые, гражданско-правовые нормы, нормы трудового права и т. д.

2. По юридической силе можно выделить нормы законов и нормы подзаконных актов. При этом нормы законов можно разделить на нормы конституции, нормы конституционных законов, нормы обычных законов.

3. По действию в пространстве в РФ различаются:

Нормы, действующие на всей территории РФ;

Нормы, действующие на территории субъекта Федерации;

Нормы, действующие в пределах муниципального образования.

4. По действию во времени правовые нормы могут быть:

Постоянными, т. е. действующими до своей официальной отмены;

Временными, т. е. действующими в течение определенного срока;

Чрезвычайными, т. е. действующими в условиях чрезвычайной ситуации.

5. По действию по кругу лиц нормы могут быть общими, т. е. действующими на всех лиц на данной территории; специальными, т. е. касающимися определенных групп населения (депутатов, пенсионеров и т.п.); исключительными, т. е. регулирующими деятельность определенного государственного органа (таковы, например, нормы, касающиеся деятельности Президента РФ).

6. По характеру регулируемых отношений нормы права делят на материальные и процессуальные. Последние регламентируют порядок и процедуры защиты субъективных прав, предусмотренных нормами материального права.

7. По характеру содержащихся в них предписаний различают управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы. Управомочивающие нормы предоставляют участникам общественной жизни определенные субъективные права, предоставляют им возможность совершения каких-либо действий. Обязывающие и запрещающие нормы связаны с наложением на субъектов некоторых обязанностей. Обязывающие нормы налагают обязанность совершения известных активных действий (уплата налогов). Запрещающие нормы налагают обязанность воздержаться от совершения определенных действий, т.е. обязанность не нарушать установленный запрет.

8. По роли в правовом регулировании правовые нормы делятся на регулятивные, охранительные и специализированные. Регулятивные нормы регламентируют различные виды правомерного поведения, охранительные определяют порядок осуществления юридической ответственности, регулируют меры по предупpeждению правонарушений. К специализированным нормам относятся:

Нормы-дефиниции (нормы-определения). Примером такой нормы может служить определение государственного служащего в Федеральном Законе «Об основах государственной службы РФ».

Нормы-принципы. Примерами данного вида норм служат предписания Уголовного Кодекса РФ, содержащие принципы уголовного права.

Закрепительные нормы. К закрепительным нормам относятся, например, предписания об ответственности нecoвеpшеннолетних.

Оперативные нормы. Данный вид норм вводит в действие, продлевает или отменяет действие других норм. Такие нормы, в частности, содержатся в Федеральном законе «О введении в действие части 1 Гражданского Кодекса РФ».

Коллизионные нормы. Данный вид предписаний выполняет свою регулирующую роль при коллизиях норм права. Коллизионные нормы определяют, какой из противоречащих друг другу нормативных актов или иных источников права будет действовать.

9. В соответствии с методами правового регулирования можно выделить императивные, диспозитивные, поощрительные и рекомендательные нормы.


Похожая информация.


Гипотеза, диспозиция и санкция – части нормы права. Каждая из них выполняет свою функцию. Гипотеза - такая часть нормы, которая содержит указание на те условия (фактические обстоятельства), с наступлением которых действует данная норма. Она содержит условие реализации правовой нормы. Это может быть, например, признак субъекта правонарушения, такой как возраст и его вменяемость. Гипотеза - неотъемлемый элемент нормы, ее точность и определенность есть условие реализации нормы. Отсутствие такой определенности затрудняет использование предусмотренных нормой возможностей ее адресатами - гражданами, и их объединениями. Если же норма закрепляет полномочия государственного органа, то неопределенность перечисленных в ее гипотезе обстоятельств наделяет властные структуры дискреционной властью, то есть легальной (узаконенной) возможностью поступать по своему усмотрению. В зависимости от характера закрепленных в норме обстоятельств, с которыми она связывает наступление (прекращение) юридических последствий, различают простые, сложные и альтернативные гипотезы. Простая - это гипотеза, в которой указано одно обстоятельство с наличием или отсутствием которого связывается действие нормы (наступление юридических последствий). Так, в соответствии со ст. 155 УК РФ факт разглашения тайны усыновления (удочерения) вопреки воле усыновителя, совершенное лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений квалифицируется как преступление. Такое преступление является оконченным независимо от наступления каких-либо общественно опасных последствий как для усыновителей, так и усыновленных. Иначе говоря, в данном случае достаточно одного обстоятельства - факта сообщения кому бы то ни было об имевшем место усыновлении (удочерении), чтобы деяния виновного были квалифицированы по ст. 155 УК РФ. Помимо этого каких-то других обстоятельств закон не требует. Сложная гипотеза - предполагает наличие или отсутствие одновременно двух или нескольких обстоятельств, с которыми данная норма связывает определенные правовые последствия. К примеру, в соответствии с пунктом 1 ст. 20 Федерального закона от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который соответствует следующим требованиям: зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя; имеет высшее образование; имеет стаж руководящей работы не менее чем 2 года в совокупности; сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих; прошел стажировку не менее 6 месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего; не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления; является членом одной из саморегулируемых организаций. Наличие всех этих обстоятельств (исключая одно из них - отсутствие судимости) образует сложную гипотезу - юридический факт, с которыми данная норма связывает возникновение правоотношения. Альтернативная гипотеза - связывает действие нормы с одним из нескольких перечисленных в законе обстоятельств. Так, в соответствии со ст. 311 УПК РФ подсудимый, находящийся под стражей, подлежит немедленному освобождению в зале суда в случаях вынесения: 1) оправдательного приговора; 2) обвинительного приговора без назначения наказания; 3) обвинительного приговора с назначением наказания и освобождением от его отбывания; 4) обвинительного приговора с назначением наказания, не связанного с лишением свободы, или наказания в виде лишения свободы условно. Наличие хотя бы одного из перечисленных обстоятельств достаточно для того, чтобы суд (судья) принял решение об освобождении подсудимого из-под стражи. Диспозиция - достаточно устойчивая предрасположенность личности к определенному характеру и четкой последовательности поведенческих актов. Она непосредственно формулирует правило поведения, которое является правомерным, а также раскрывает признаки поведения неправомерного. Если изучаемая вами статья относится к гражданскому праву, скорее всего, в диспозиции будут описаны принципы правомерного поведения. Напротив, в статьях уголовного кодекса вы увидите список признаков запрещенных действий. В зависимости от формы выражения диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие, Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам право на совершение предусмотренных и них положительных действий, определяют тот или иной вариант их возможного, дозволенного поведения. В качестве операторов волевого поведения субъектов в управомо-чивающих диспозициях выступают слова «вправе», «имеет право», «может». Например, диспозиция нормы, содержащейся в части 2 статьи 45 Конституции РФ: «Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не противоречащими закону». Обязывающие диспозиции возлагают на субъектов обязанность совершения определенных положительных действий, предписывают им тот или иной вариант должного поведения. В качестве операторов волевого поведения в обязывающих диспозициях используются слова: «обязан», «должен», «подлежит». Например, диспозиция нормы, закрепленной в части 2 статьи 15 Конституции РФ: «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы». Запрещающими называются диспозиции, содержащие запрет совершения определенных противоправных действий (или бездействия). Запрещающая диспозиция – требование воздерживаться от определенного варианта отрицательного поведения, которое законом признается правонарушением. Операторами волевого поведения в запрещающих диспозициях служат слова: «запрещается», «не вправе», «не может», «не допускается». Например: «При приеме на работу запрещается требовать от трудящихся документы помимо предусмотренных законодательством» (ст. 19 Кодекса законов о труде РФ). Запрещающими являются все нормы Особенной части УК РФ, поскольку диспозиция каждой из них заключается в запрете совершения определенного вида преступления под угрозой наказания. В случае нарушения диспозиции правовой нормы вступает в действие предусмотренная данной нормой санкция. Санкция - часть правовой нормы, содержащая указания на неблагоприятные последствия, наступающие при нарушении нормы. В ней указываются все правовые последствия, и негативные, и позитивные. Санкция может быть сформулирована как вид и мера наказания, а также как поощрительная мера. По степени юридической определенности различают абсолютно определенные и относительно определенные. Абсолютно определенными именуют те санкции, которые предельно точно определяют размеры (объем) неблагоприятных последствий (например, отстранение от работы работника, появившегося на работе в нетрезвом состоянии - ст. 38 Трудового кодекса РФ. Или, в соответствии с ч. 2 ст. 12.9. Кодекса РФ об административных правонарушениях, превышение установленной скорости движения автотранспортного средства на величину от 20 до 40 километров в час влечет наложение административного штрафа в размере одного минимального размера оплаты труда. Относительная определенность санкции проявляется в том, что в ней определяются рамки неблагоприятных последствий - от минимальных до максимальных неблагоприятных последствий. Формула этого вида санкций в охранительных отраслях права (прежде всего в уголовном) вписывается в схему: «наказывается «от» и «до» либо только до определенного срока. Например, похищение человека наказывается лишением свободы на срок от четырех до восьми лет (ч. 1 ст. 126 УК РФ). В действующих Уголовном кодексе РФ и Кодексе РФ об административных правонарушениях относительно определенными санкциями снабжены абсолютное большинство норм. По характеру последствий, сформулированных в норме, различают санкции штрафные, или карательные и правовосстановительные. Штрафные санкции связаны с неблагоприятными последствиями личного или имущественного характера, которые обязано претерпеть лицо, совершившее правонарушение (штраф, общественное порицание, исправительные работы, лишение свободы, конфискация имущества - в уголовном праве; компенсация морального вреда - в гражданском праве и др.). Правовосстановительные санкции направлены на восстановление нарушенного права. Это так называемые санкции «ничтожности» (признание правонарушающего нормативного акта неконституционным, сделки недействительной; приостановление деятельности общественного объединения, нарушающего закон; восстановление допущенных нарушений законности в процессуальной деятельности - ст.ст. 89, 342, 348-350 УПК РФ и др.), а также санкции, содержащие требование принудительного исполнения невыполненной обязанности (взыскание в судебном порядке алиментов на содержание детей или нетрудоспособных родителей и др.). В зависимости от характера предусмотренных санкцией последствий выделяют простые, альтернативные и кумулятивные санкции. Простые санкции характеризуются тем, что в них предусматривается только один вид наказания. Например, штраф (ст. 12.14., 12.22., 12.28.). Альтернативные санкции предусматривают, как правило, два (реже - несколько) вида неблагоприятных последствий, из которых правоприменителю надлежит выбрать только один, наиболее приемлемый. В соответствии со ст. 170 УК РФ регистрация незаконных сделок с землей наказывается штрафом в размере от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного до двух месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов. Кодекс РФ об административных правонарушениях наряду с относительно определенными отдает предпочтение альтернативной конструкции санкции (см. ст. 11.11 («Нарушение правил погрузки и разгрузки судов», 14.12. («Фиктивное или преднамеренное банкротство»), 14.21. («Ненадлежащее управление юридическим лицом») и др. Особенность кумулятивных санкций заключается в том, что правоприменитель обязан слагать все предусмотренные санкцией неблагоприятные последствия, не упуская при этом ни одного из них. Так, в соответствии со ст. 13.21. Кодекса РФ об административных правонарушениях, изготовление или распространение продукции незарегистрированного средства массовой информации влечет наложение административного штрафа на граждан - от двадцати до пятнадцати (на должных лиц - от двадцати до тридцати, на юридических лиц - от двухсот до трехсот) минимальных размеров оплаты труда с конфискацией продукции средства массовой информации или без таковой. В уголовном праве кумулятивные санкции имеют место при назначении наказания при рецидиве преступлений (ст. 68 УК РФ), назначении наказаний по совокупности преступлений (ст. 69 УК РФ) и назначении наказаний по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ). Статья 27. Каждый, кто законно находится на территории... [Конституция] [Глава 2] [Статья 27] 1. Каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации (это гипотеза), имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (диспозиция).

Вопрос о структуре норм права является дискуссионным в отечественной и зарубежной юридической науке. Предлагают и различные подходы к соотношению и связи элементов правовой нормы.

Структура правовой нормы - это ее строение, складывающееся из определенных элементов, связанных между собой. Строение нормы выражает ее предназначение, задачу, которая состоит в регулировании общественных отношений. Юридическое регулирование начинается с описания ситуации, обстоятельств, фактов, которые подпадают под действие правовой нормы. Затем, по мысли нормоустановителя, должно наступать должное поведение, т.е. в случае, если обстоятельства и соответствующие субъекты в рамках регламентации нормы - они должны поступить соответствующим образом либо им что-то дозволяется. Отсюда следуют понятия должное и дозволенное поведение. В тех случаях, когда нет должного поведения, соответствующих действий либо субъект не может по каким-либо причинам реализовать то, что ему дозволено, предусматривается конкретная ответственность или лицо прибегает, обращается к обеспечительным мерам. С учетом этого и структурируются нормы. Рассмотрим каждый из элементов юридической нормы.

Гипотеза - часть нормы, указывающая на условия действия юридической нормы, на факты, при которых норма начинает функционировать.

Диспозиция - закрепляет права и обязанности участников правовых отношений, не связывая их с ответственностью.

Санкция - часть нормы, указывающая на принудительные меры с целью обеспечения прав и обязанностей. Санкции во многих случаях содержат конкретные виды юридической ответственности.

Структуру правовой нормы можно представить следующим образом:

Г ─── Д ──── С

"если" "то" "иначе"

Нормы, строящиеся по предложенной схеме, часто называют реальными. В системе права они практически не встречаются. Для того чтобы правильно представить из каких элементов складываются юридические нормы, необходимо учитывать фактор "разделения труда" между ними, так называемую специализацию. Такой подход предложен А.Ф. Черданцевым и, на наш взгляд, объективно отражает ситуацию*(92). При изучении структуры юридической нормы следует рассматривать и учитывать два вида специализации - предметную и функциональную.



Предметная специализация - это "разделение труда" между юридическими нормами, осуществляющими позитивное (регулятивные нормы) и охранительное (охранительные нормы) регулирование.

Позитивное регламентирование общественных отношений осуществляют нормы гражданского, семейного, трудового, земельного и др. отраслей права.

Охранительное регулирование призваны осуществлять нормы уголовного, административного и иных отраслей права. При этом следует учитывать такое свойство права, как принудительность. Принудительные меры восстановительного характера (например, передача вещи из чужого незаконного владения) и юридическая ответственность предусматриваются и регламентируются охранительными нормами. Они выступают гарантом действия позитивных норм, позитивного регулирования. Однако подчеркнем, что не все позитивные правовые нормы имеют санкцию, обеспечивающую ее гарантию. Иногда, например, суд может вынести решение, гарантирующее действие позитивной нормы на основе самой регулятивной нормы, например, обязать покупателя оплатить товар, услуги и т.д.

Функциональная специализация юридических норм - их "деятельность" в системе права, по обслуживанию действия норм, непосредственно обеспечивающих правовое регулирование. Другими словами, одни нормы права содержат непосредственно правила поведения, другие - дефиниции, принципы, правила, устраняющие коллизии между ними, и т.д. По этому принципу выделяют дефинитивные нормы, принципы, коллизионные нормы и т.д. Так называемые специализированные юридические предписания могут часто не иметь отраслевой окраски, например коллизионные правила.

Проблему структуры нормы права следует рассматривать с учетом их специализации. В этой связи регулятивные нормы (позитивное регулирование), в соответствии с их природой и задачей имеют только гипотезу и диспозицию. Гипотеза очерчивает обстоятельства и условия действия нормы, субъектов, на которые распространяется их действие; диспозиция содержит права и обязанности, оформляющие должное и управомочивающее поведение. Охранительные нормы (уголовное право, административное право и др.) призваны обеспечивать и гарантировать существующие отношения, в том числе и регламентируемые регулятивными юридическими правилами. С учетом их задачи и юридической природы, их структура такова - гипотеза и санкция. Диспозиция здесь отсутствует.

Нормы, обеспечивающие функциональную специализацию, четко выраженной (закономерной) структуры не имеют и иметь не могут в силу своей природы, например, вряд ли можно говорить о гипотезе или диспозиции дефинитивной, коллизионной, оперативной и др.

Подчеркнем, в реальности правовые нормы имеют два элемента: гипотезу и диспозицию (позитивные нормы) и гипотезу и санкцию (охранительные); специализированные нормы имеют собственную структуру.

В юридической литературе нередко говорится о трехчленной структуре, как о свойстве всех юридических норм, в том числе и специализированных. Однако примеров, как правило, авторы не приводит, как справедливо отмечает А.Ф. Черданцев, что это объяснимо, ибо их в реальности нет.

Структурные элементы юридической нормы по своему характеру могут быть простыми и сложными; выделяют еще и альтернативные.

Простая гипотеза указывает на одно обстоятельство, один факт, при котором выступает в действие; сложная - два и более обстоятельства; альтернативная гипотеза предполагает разнохарактерные действия, которые законодатель по каким-либо причинам с точки зрения санкции или возникших прав и обязанностей приравнивает друг к другу.

Простая диспозиция указывает на одно юридическое последствие; сложная - на два и более, которые наступают одновременно или в совокупности; альтернативная диспозиция указывает на разные по характеру последствия по принципу "либо - либо", иногда они изложены с помощью союза "или".

Санкции с позиции такого свойства норм как определенность могут быть абсолютно-определенными и относительно-определенными. Абсолютно-определенные санкции точно, однозначно, без каких-либо альтернатив указывают на юридические последствия (штраф, передача вещи; признание недействительности чего-либо (выборов и т.д.)). Относительно-определенные санкции предлагают варианты решения, иногда альтернативные (лишение свободы или штраф в УК РФ). Это могут быть и "рамочные" юридические последствия, например лишение свободы от 2 до 5 лет.

Логическая структура правовой нормы представляет из себя внутреннюю форму организации и выражения правовой нормы (внешней является позитивное нормативное предписание).

Элементы : гипотеза, диспозиция, санкция. Правовое регулирование осуществляется по принципу «если-то-иначе».

Гипотеза - та часть, которая указывает на условия, при наличии которых необходимо руководствоваться данной правовой нормой.

Диспозиция закрепляет правило поведения, которого необходимо придерживаться при наличии условий, указанных в гипотезе.

Санкция указывает на неблагоприятные последствия, наступающие в случае нарушения диспозиции.

Проблемы возникают в связи с тем, всегда ли у правовой нормы есть гипотеза, санкция, всегда ли логическая структура правовой нормы предстаёт в виде трёх элементов, сколько на самом деле элементов.

Виды гипотез:

Простые,

Альтернативные (или),

Кумулятивные (и).

Простая указывает на одно условие.

Альтернативная : при наличии любого из двух или более условий необходимо следовать предписаниям диспозиции.

Кумулятивная : указывает два или более условия, которые должны иметься в совокупности для того чтобы необходимо было следовать предписаниям диспозиции.

Диспозиции:

Императивные,

Диспозитивные.

Императивные - однозначно предписывают тот или иной вариант поведения.

Диспозитивные - предоставляют субъектам возможность определенного выбора варианта поведения.

Не совсем правильно так делить, т.к. любая норма диспозитивна, в том числе диспозитивная. Любая диспозиция правовой нормы одновременно и диспозитивная, и императивная.

Принято говорить о разной мере проявления диспозитивности и императивности той или иной правовой нормы.

Можно говорить о разных способах выражения диспозитивности диспозиции.

Она может быть выражена в том, что субъекту предоставляется возможность выбора между двумя или более вариантами поведения. Иногда эти диспозиции называются альтернативными.

Следующая возможность - то , что диспозиция управомочивает лицо на совершение определенных действий в определенных границах, пределах (в этих границах он может самостоятельно выбирать возможности своего поведения).

Другой вариант выражения диспозитивности правовой нормы - указание на то, что субъекты могут урегулировать свои отношения некоторым иным образом, чем предписан в правовой норме («если в законе/договоре не предусмотрено иное») - многие теоретики именно такие диспозиции называют диспозитивными. Другие думают, что «если в договоре не установлено иное» - это элемент гипотезы уже новой правовой нормы (тогда та норма - с императивной диспозицией). Под понятием «диспозитивной диспозиции» объединяются диспозиции двух разных норм с разными гипотезами.


Санкция - это такой элемент логической структуры правовой нормы, который указывает на неблагоприятные последствия, которые претерпевает лицо в случае нарушения диспозиции.

Санкции бывают двух видов:

1) санкции, направленные на восстановление нормального состояния правоотношений;

2) карательные - устанавливают наказание за совершенное правонарушение и не имеющие целью восстановление нормального состояния правоотношений.

Санкции первого вида могут устанавливаться как:

Аккумулирующие - не признающие юридической силы за теми или иными действиями, совершёнными в нарушение правовых норм

Пресекательные - предписывающие прекращение неправомерных действий;

Восстановительные - предусматривающие компенсацию ущерба, причинённого неправомерными действиями.

Все санкции заключаются в том , что нарушитель обязан претерпевать принудительное воздействие на него - это и есть основное содержание санкции.

Есть и другая позиция, которая не признаёт санкциями меры правовосстановительного характера, т.к. в данном случае правонарушитель не претерпевает дополнительных неблагоприятных последствий, а его лишь принуждают выполнить свою юридическую обязанность.

А сторонники первой точки зрения полагают, что само претерпевание государственного принуждения представляет собой санкцию. А цели могут быть при этом двух видов: восстановление нормального состояния правоотношений и установление наказания за совершенное правонарушение.

С точки зрения определённости предполагается деление санкций на виды:

1) определённые санкции - однозначно определяют предусмотренные вид и меру неблагоприятных последствий, которые наступают в случае нарушения диспозиции правовой нормы;

2) относительно определённые - указывают на вид неблагоприятного последствия, которое наступает в случае нарушения диспозиции правовой нормы, но допускают различную меру его проявления;

3) альтернативные - указывают на два и более неблагоприятных последствия, любое из которых может наступить в случае нарушения диспозиции правовой нормы (например, штраф или лишение свободы); в свою очередь виды могут представлять собой определенные или относительно определённые санкции;

4) кумулятивные: несколько последствий, которые одновременно наступают (например, смертная казнь с конфискацией имущества). Эти последствия могут представлять собой разные санкции с разными сроками.

Итак, три элемента правовой нормы.

Какие здесь существуют проблемы?

Во-первых, всегда ли в логической структуре правовой нормы присутствуют все три элемента?

Что есть диспозиция, не спорят.

Оспаривают обязательность наличия гипотезы и санкции.

Л. Петражицкий и некоторые другие считали, что гипотеза не является обязательным элементом логической структуры правовой нормы. Он считал, что есть условные и безусловные нормы. Условные нормы - предписания, которым необходимо следовать в силу предписаний диспозиции правовой нормы; безусловные нормы - предписания, которым необходимо следовать всегда. Например, убийство: нельзя совершать убийство (хотя тоже спорно, т.к. его можно совершать во время войны и т.д.).

Существует предельная гипотеза - предписаниям данной правовой нормы необходимо следовать всегда.

Санкция: её обязательное наличие оспаривается по двум основаниям:

Она не является способом обеспечения обязательности того или иного варианта, который может быть социально типичным для данного вида общественных отношений;

Существуют нормы, которые явно, очевидно не содержат в себе санкцию (Например: государственная власть в РФ осуществляется в соответствии с принципом разделения властей). (Однако: те или иные действия органов государственной власти, которые нарушают принцип разделения властей, могут быть признаны Конституционным Судом неконституционными. То есть можно найти положение, представляющее собой санкцию этой правовой нормы. Следовательно, любое предписание нормативного характера, любая правовая норма, чтобы носить принудительный характер, должна обеспечиваться санкцией.)

Проблема в том , что конкретные нормативные предписания редко формулируются по принципу «если - то - иначе». Как правило, логическая структура правовой нормы - «если - то». То, что принято называть санкцией обычно представляет собой другую правовую норму, тоже по форме «если - то», но: «если» будет нарушаться диспозиция первой правовой нормы, «то» последует такая САНКЦИЯ. Получается четырёхэлементная структура: «если - то, а если иначе - то».

Для европейской правовой традиции трёхкомпонентная структура нормы была не свойственна. Обычно говорили о наличии двухэлементной структуры и о наличии отдельной санкции. Поэтому весь спор, имеет ли правовая норма двух-, трёх- или четырёхкомпонентную структуру, бессмыслен, т.к. любое правило поведения включает в себя три элемента; и эти три элемента будут реально реализовываться по четырёхкомпонентной структуре; и любое одиночное конкретное правило поведения включает в себя 2 элемента: гипотезу и диспозицию.

В системе позитивного права существуют:

1) регулятивные нормы, состоящие из гипотезы и диспозиции,

2) охранительные нормы, где гипотеза - это то, что нарушено другое правило, а диспозиция указывает на то, какая санкция должна быть применена в случае нарушения условий, указанных в диспозиции.

Но всё же деление норм на охранительные и регулятивные условно, т.к. охранительные могут играть роль регулятивных, а регулятивные могут играть роль охранительных. (Например, убийство).

1) Охранительная норма: Человек должен строить свою жизнь так, чтобы не убивать других людей. Если совершено убийство, то убийца подлежит такому наказанию…

2) Регулятивная норма: Если было совершено убийство, судья должен назначить такое наказание Судьи, вынесшие незаконное решение, подлежат ответственности.)

Право в целом как определенную систему правовых норм можно тоже представить в виде правовой нормы, которая регулировала бы сферу его применения, порядок и характер действия.

Логическая структура нормативно-правового регулирования может быть представлена в виде двух таких систем в зависимости от типа правопонимания:

Позитивизм : все лица, находящиеся на территории государства или являющиеся гражданами данного государства (гипотеза), обязаны следовать праву, установленному данным государством (диспозиция). В противном случае к ним будут применены последствия, установленные правом данного государства (санкция).

Либертарная теория : все отношения являющиеся по своему характеру формально-ролевыми отношениями (гипотеза), должны регулироваться по принципу формального равенства (диспозиция), в противном случае данные отношения утратят правовой характер (санкция).

Когда мы представляем право в виде общей схемы правового регулирования, санкция носит характер общей санкции: отношение перестаёт быть правовым. То есть эта логическая структура указывает условия осуществления правового регулирования.

Структура нормы права - это внутреннее строение правовой нормы, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов. Элементами нормы права являются гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза указывает на жизненные обстоятельства, с которыми связывается вступление нормы права в действие, реализация ее диспозиции.
Диспозиция определяет права и обязанности субъектов права, устанавливает возможные варианты их поведения. В диспозиции выражается властный характер правовой нормы, который позволяет ей при условиях, предусмотренных гипотезой, регулировать поведение людей. Диспозиция представляет собой главный элемент нормы права, ее сердцевину. Однако диспозицию нельзя полностью отождествить с нормой права, поскольку целостное правило поведения, полноценная норма права образуется только тогда, когда все элементы правовой нормы находятся в единстве.
Санкция предусматривает последствия нарушения правовой нормы, определяет вид и меру ответственности для нарушителя ее предписаний.
Таким образом, каждый элемент правовой нормы занимает в ее структуре свое особое место и выполняет собственную функцию. Итак, структура правовой нормы как логическая взаимосвязь трех ее элементов может быть выражена формулой: «если (условие, содержащееся в гипотезе) - то (правило, установленное в диспозиции) - иначе (последствие, закрепленное в санкции)».
Если подвергнуть анализу какую-либо правовую норму, то в ней, как правило, можно обнаружить присутствие всех трех элементов. Например, ч. 3 ст. 93 Конституции Российской Федерации: «Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным». Гипотезой является условие действия данной правовой нормы - принятие Советом Федерации решения об отрешении Президента Российской Федерации от должности, диспозицией - требование принять такое решение не позднее трех месяцев с момента выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента Российской Федерации, санкцию можно определить как отклонение обвинения против Президента в случае несоблюдения Советом Федерации трехмесячного срока принятия решения.
Гипотезы как составные части правовых норм подразделяются на несколько видов. В зависимости от строения гипотезы делятся на простые, сложные и альтернативные.
Простая гипотеза предполагает наличие какого-либо одного условия, при котором реализуется правовая норма. Например:
«...Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения» (ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации).
Гипотезой является часть нормы об официальном опубликовании для всеобщего сведения нормативных правовых актов. Условие об опубликовании нормативных правовых актов, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, является единственным условием для их действия.
Таким образом, норма с простой гипотезой действует тогда, когда наличествует единственное, указанное в гипотезе условие.
Сложная гипотеза содержит несколько условий. Они формируют юридический состав и ставят действие диспозиции в зависимость от всей совокупности содержащихся в них условий.
Например: «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет» (ч. 2 ст. 81 Конституции Российской Федерации). В данном случае для действия правовой нормы (возможности избрания Президентом РФ) необходимо соблюсти одновременно три условия: состояние в российском гражданстве, достижение 35-ти лет и проживание на территории России Федерации в течение 10-ти лет.
Таким образом, норма со сложной гипотезой действует, если она содержит все условия, перечисленные в гипотезе.
Альтернативная гипотеза указывает на несколько условий, наличие лишь одного из которых позволяет руководствоваться диспозицией правовой нормы.
Например: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации). В данном случае диспозиция действует при наступлении одного из условий. Ограничение прав человека федеральным законом возможно или тогда, когда это необходимо для зашиты основ конституционного строя, или для защиты нравственности, или для защиты иных социальных ценностей, определенных в данной норме.
Для действия правовых норм, в которых имеется альтернативная гипотеза, необходимо наступление лишь одного из условий, указанных в гипотезе.
По способу изложения гипотезы подразделяются на абстрактные и казуистические.
Абстрактные гипотезы, устанавливая условия действия нормы, определяют их общими родовыми признаками. Например:
«Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях» (ч. 4 ст. 81 Конституции Российской Федерации). В данном случае полномочия Президента РФ представлять государство внутри страны и на международной арене обусловлены его статусом главы государства. Или: «Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации» (ст. 94 Конституции Российской Федерации). В данном случае полномочие Федерального Собрания осуществлять законодательную власть обусловлено его положением в системе органов государственной власти как парламента.
И в первом и во втором случаях гипотеза носит абстрактный характер. В данной гипотезе не указывается на частные обстоятельства, с которыми связывается действие правовых норм, а дается общее их определение.
Казуистические1 гипотезы связывают реализацию правовой нормы с отдельными, перечисленными в ней частными случаями, которые невозможно определить через определенные родовые признаки. Примером гипотезы такого рода может быть норма, содержащаяся в ч. 2 ст. 19 Конституции Российской Федерации: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств...». В данном случае в гипотезе перечисляются наиболее распространенные случаи ущемления равноправия человека и гражданина, в случае возникновения которых действует эта норма.
Казуистическая гипотеза правовых норм применяется в юридической технике тогда, когда сложно определить какое-либо обстоятельство через родовые признаки, требуется четко указать на совершенно определенные случаи, в которых норма права должна быть реализована.
Диспозиции подразделяются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие.
Управомочивающие диспозиции предоставляют субъектам права возможность действовать определенным образом, определяют тот или иной вариант дозволенного поведения. При изложении правил поведения в управомочивающих диспозициях используются слова: «вправе», «имеет право», «может».
Например: «Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами» (ч. 2 ст. 35 Конституции Российской Федерации).
Однако управомочивающие диспозиции могут быть сформулированы и иным способом. Например: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними» (ст. 28 Конституции Российской Федерации); или «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» (ст. 32, ч. 4 Конституции Российской Федерации). Однако в любом из этих случаев их содержание недвусмысленно говорит о том, что некоему субъекту предоставляется возможность действовать определенным образом.
Обязывающая диспозиция возлагает на субъектов права обязанность совершить определенные положительные действия, она предписывает определенный вариант должного поведения. В формулировках таких диспозиций используются слова: «обязан», «должен», «подлежит».
Например: «Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации); или: «...Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» (ст. 2 Конституции Российской Федерации); «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59, ч. 1 Конституции).
Обязывающая диспозиция может быть изложена и другим способом. Например: «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом» (ст. 59, ч. 2 Конституции Российской Федерации). Хотя в данном случае отсутствует указание на обязанность гражданина, но диспозиция по своему смыслу является обязывающей.
Запрещающие диспозиции устанавливают запрет определенного поведения, они указывают, что некоторые действия (или бездействие) запрещаются государством. В формулировках диспозиций такого рода могут быть использованы слова: «не допускается», «не может», «не должен», «не вправе», «запрещается».
Например: «Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни» (ч. 5 ст. 13 Конституции Российской Федерации); или: «...Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (ч. 1 ст. 14 Конституции);
«Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию...» (ч. 2 ст. 21 Конституции).
Третий элемент правовой нормы - санкцию - можно подразделить в зависимости от установленных в ней правовых последствий на два вида.
Правовосстановительные (возместительные) санкции направлены на то, чтобы полностью устранить или сократить ущерб, причиненный неисполнением предписаний, закрепленных в диспозиции.
Например: «Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются...» (ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации). В данном случае санкцией является запрет применять законы, неопубликованные официально для всеобщего сведения.
Кроме того, Правовосстановительные санкции могут предусматривать лишение юридической силы закона, противоречащего Конституции России; отмену незаконного нормативного правового акта или индивидуального акта; возмещение причиненного ущерба в денежном выражении; возложение на нарушителя обязанности совершить определенные действия в пользу пострадавшей стороны и т.п.
Штрафные (карательные) санкции направлены на то, чтобы причинить определенные лишения или страдания нарушителю правовой нормы. Перечень штрафных санкций закреплен в законе исчерпывающим образом.
К такого рода санкциям относятся: предупреждение, выговор, штраф, конфискация имущества, принудительные работы, запрет занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью, административный арест, лишение свободы. Следует заметить, что штрафные санкции, даже имеющие имущественный характер (штраф, исправительные работы, конфискация имущества), отличаются от правовосстановительных санкций, поскольку выполняются в пользу государства, а не пострадавшего лица.
В зависимости от отраслевой принадлежности нормы права санкции подразделяются на:
- уголовно-правовые - установленные нормами Уголовного кодекса (штраф, конфискация имущества, лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенную должность, лишение свободы и иные, закрепленные в У К);
- административно-правовые - закрепленные в нормах административного права (предупреждение, штраф, конфискация имущества, явившегося орудием совершения правонарушения, лишение специального права, исправительные работы, административный арест сроком до 15-ти суток);
- дисциплинарные - предусматриваются трудовым законодательством и законодательством о государственной службе (замечание, выговор, перевод на нижеоплачиваемую работу, увольнение). Особой разновидностью данных санкций является материальная ответственность - обязанность правонарушителя возместить вред, причиненный по его вине работодателю (предприятию, учреждению, организации).
- гражданско-правовые - предусматриваются нормами гражданского права или договорами за невыполнение гражданско-правовых обязательств (неустойка, пеня, штраф, возмещение убытков, принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения, принудительное выполнение обязанности).
В зависимости от степени определенности санкции правовых норм подразделяются на:
- абсолютно-определенные - они точно указывают на меру государственного воздействия на правонарушителя.
Например: «Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные несоответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях» (ч. 3 ст. 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации»1);
- относительно-определенные санкции устанавливают низший и высший или только высший пределы меры государственного воздействия на субъект права в случае несоблюдения им предписаний правовой нормы.
Например: «Совершение взрыва, поджога или иных действий, направленных на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, путей и средств сообщения, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности Российской Федерации, - наказывается лишением свободы на срок от десяти до пятнадцати лет» (ст. 281, ч. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации2); или: «Получение должностным лицом взятки за незаконные действия (бездействие) - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет» (ст. 290, ч. 2 Уголовного кодекса). В данном случае срок лишения свободы определен в промежутке «от... до... лет», а срок лишения права занимать определенные должности - в промежутке «до... лет».
альтернативные санкции устанавливают несколько мер государственного принуждения и позволяют правоприменителю самостоятельно выбрать один из них, исходя из обстоятельств дела.
Например: «Неправомерный отказ должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан, - наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет» (ст. 140 Уголовного кодекса Российской Федерации). В этом случае правоприменитель может оштрафовать должностное лицо или лишить его права занимать определенные должности. Выбор меры принуждения зависит в данном случае от тяжести совершенного деяния.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...