Граждане рф приобретают избирательные права с. Нормативно-правовое регулирование политических прав и свобод граждан

К числу политических прав относятся избирательные права - право избирать депутатов в представительные органы - парламент РФ, законодательные собрания субъектов РФ, муниципальные собрания (советы), выборных должностных лиц (Президента РФ, мэров муниципальных образований, других лиц) и быть избранным в эти органы или на такие должности. Избирательные права - очень большая тема, она заслуживает отдельной статьи, тем более что в России на разных уровнях применяются несколько избирательных систем (пропорциональная, мажоритарная система абсолютного большинства, мажоритарная система относительного большинства, "смешанная система"), наряду с прямыми выборами (голосованием граждан) используются и непрямые выборы (один из двух представителей субъекта РФ в Совет Федерации Федерального Собрания РФ избирается не гражданами, а депутатами законодательного собрания субъекта РФ). Поэтому в данном случае не можем обсуждать многие вопросы избирательного права, скажем лишь об избирательных правах граждан. Избирательное право в России соответствует принципам всеобщего, равного, прямого избирательного права и осуществляется при тайном голосовании. Принцип всеобщности означает, что в выборах могут участвовать (избирать и быть избранными) все лица, достигшие установленного возраста и удовлетворяющие требованиям закона о выборах. Выборы - равные, все граждане участвуют в них на равных основаниях (в отдельных странах иногда устанавливаются фиксированные нормы для представительства разных категорий населения, например, на Фиджи - для фиджийцев и индийцев, в Индии - для женщин, в Египте - для рабочих и крестьян, в Китае - для армии). В России выборы прямые - граждане голосуют непосредственно за кандидатов (непрямыми выборами, как говорилось, избирается один из членов от субъекта РФ в Совет Федерации). Голосуют в России, как правило, бюллетенями, но постепенно вводится электронное голосование. В российском законодательстве установлены также принципы свободы выборов (запрещены незаконные способы воздействия на избирателей), добровольности выборов (в некоторых странах, например, в Бельгии, Бразилии избиратель за неявку на голосование может быть наказан, в частности, штрафом), альтернативности выборов (при одном кандидате на одно место или при одном списке кандидатов выборы откладываются до появления соперников). Выборы в России признаются состоявшимися при любой явке избирателей. Права человека: Учебник для вузов / Отв. ред. Е.А. Лукашева. НОРМА - ИНФРА, 2009.С.78.

Избирательное право в субъективном смысле слова - это право, принадлежащее или не принадлежащее конкретному физическому лицу. Этим лицом может быть только гражданин РФ при выборах федеральных органов государственной власти (Президента РФ, Государственной Думы), законодательных собраний субъектов РФ. Им может быть иностранец и лицо без гражданства при выборах органов местного самоуправления (при определенных условиях - необходимо постоянное проживание в данном муниципальном образовании и др.). Активное избирательное право - право избирать в России принадлежит гражданам с 18 лет (в некоторых странах Востока и Латинской Америки - Иране, Бразилии и др. с 16 лет), право быть избранным (пассивное избирательное право) в представительные органы имеют лица, достигшие 21 года, на должность Президента РФ - 35 лет. В выборах не вправе участвовать лица, признанные судом умалишенными (на основании судебного решения такие лица не вносятся в списки избирателей или избирательный бюллетень. Не участвуют в выборах (не избирают и не могут быть избраны) лица, находящиеся под стражей по приговору суда, вступившему в законную силу. Если приговор еще не вступил в силу (например, в связи со сроком для обжалования), то указанные лица, а также подследственные, находящиеся под стражей, обладают избирательными правами. Предельный возраст для избрания в России не существует (в исключительных случаях в единичных странах такой возраст для некоторых должностей установлен в 65 или 70 лет). В России также нет ценза оседлости (срока проживания в муниципальном образовании для того, чтобы быть внесенным в список избирателей, например, в Японии это 3 месяца, в разных штатах США - от одного до 30 дней).

Для права быть избранным российское законодательство устанавливает целый ряд требований (за рубежом такие требования называются избирательными квалификациями или цензами). Не могут быть избранными (кроме как на муниципальном уровне) лица, имеющие иностранное гражданство (даже если они имеют его наряду с российским гражданством, хотя право голосовать такие лица имеют), осужденные за тяжкие и особо тяжкие преступления, имеющие неснятую и непогашенную судимость, осужденные за преступления экстремистской направленности с неснятой судимостью, лица, в отношении которых есть постановление суда, что они нарушали ограничения для выборов, установленные законом. От кандидатов требуется представление многих документов (сведений об имуществе, подписей избирателей в поддержку кандидата, если он выдвигался не от партий, представленных в Государственной Думе Керимов А.Д. Проблемы конституционной реформы и государственного строительства в России. М., 2009. С. 12 - 13., и др.).

Положения законодательства, относящиеся к избирательным правам граждан (а на муниципальном уровне и не граждан), с соответствующими изменениями распространяются и на участие в референдуме - голосовании по какому-либо проекту решения, предлагаемому органами государства, местного самоуправления, гражданами.

Важное значение имеет политическое право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей. Существует множество форм решающего и совещательного (консультативного) участия граждан в управлении делами государства. Наиболее значимыми формами являются выборы и референдум, о которых сказано выше. Существует множество совещательных форм участия граждан в управлении делами государства, субъекта РФ, муниципального образования, начиная от предложений граждан органам государства или местного самоуправления до более радикальных мероприятий (общественные слушания в парламенте, объявленные народные обсуждения важных вопросов государственной жизни, предложения общественных объединений правительству, подготовка совместных документов органов государства и профсоюзов, правотворческая инициатива граждан, опрос граждан (своего рода выборочное анкетирование, проводимое органами государства или местного самоуправления), обязательные муниципальные слушания на собраниях граждан о проекте муниципального бюджета и др.) Безуглов А.А., Солдатов С.А. Конституционное право России. М., 2010. Т. 1. С. 332..

Граждане РФ обладают политическими правами на уровне международных стандартов. Однако их фактическое использование зависит от множества обстоятельств: от уровня жизни значительной части населения, которая обеспокоена не столько использованием прав, сколько выживанием, от размаха коррупции в российском обществе, от неясности в течение уже двух десятилетий политики власти по вопросам модели дальнейшего развития общества, доминирования крупного капитала в жизни страны, от засилия бюрократии, слабости среднего класса и от авторитарных элементов в молодой российской демократии. Следует признать, что государство уже неоднократно не оправдывало ожидания граждан, а то и вводило их в заблуждение. Отсюда - неверие граждан, определенная пассивность значительной части населения. Правовой нигилизм, неуважение к праву, закону существует не только у определенной части населения, он распространен в различных структурах аппарата управления, причем не только низовых звеньев. Преодоление всех этих пороков и недостатков современного российского общества позволит гражданам наиболее эффективно использовать конституционные политические права на благо многонационального российского народа, общества и государства.

2. 3 Право на объединения и создания профсоюзов

политический право свобода гражданство

Одним из важнейших политических прав является право на объединение (ст. 30 Конституции РФ). Хотя путем объединения участников создаются хозяйственные организации (акционерные общества, товарищества, объединения филателистов, коллекционирующих редкие почтовые марки, кружки шахматистов и др.), а также религиозные организации, которые не вправе участвовать в политике, главной целью этого права является прежде всего обеспечение каждому возможности организованного участия в общественной жизни, в том числе для граждан - в политике. В России действует множество законов, регулирующих основные начала и порядок создания хозяйственных, общественных и религиозных объединений. Таковы законы об акционерных обществах, о кооперативах различного вида (производственных и др.), о профсоюзах, о политических партиях, об объединениях работодателей, о благотворительности и благотворительных организациях, о свободе совести и религиозных объединениях и др. Законодательство только устанавливает основы организации и деятельности объединений, вводит правило регистрации для объединений, если они желают получить права юридического лица Комментарий к Конституции Российской Федерации. / Отв.ред.В.В. Лазарев. - М.: Юрист. -2011. С.134.. Вопросы же своей внутренней организации порядка и методов деятельности они решают сами, закрепляя такие положения в принимаемых ими уставах.

Право на объединение осуществляется явочным порядком. Никаких предварительных разрешений получать не нужно. Не обязаны создатели объединения также заранее представлять властям уведомление о готовящемся создании объединения. Объединение могут создать минимум три человека (во Франции, например, два). Они могут действовать с момента создания объединения (например, собираться на свои заседания в закрытом помещении, распространять информацию о себе, но никакой собственности на имя объединения приобретать не вправе, счет в банке открыть не могут, политические акции, собрания на открытом воздухе и др. от имени такой организации проводить не вправе, пока не зарегистрируются и не получат права юридического лица).

Право на объединение имеют в России не только граждане, но и лица без гражданства и иностранцы. Они могут вступать, например, в профсоюзы, в объединения в области культуры. Вместе с тем иностранцы могут создавать некоторые свои организации, не имеющие политического характера. Таковы, например, землячества иностранных студентов, обучающихся в вузах России (они существуют в Москве, Санкт-Петербурге, в Воронеже). В России допускается также создание отделений общественных и религиозных объединений иностранных государств. Они обязаны зарегистрироваться и представлять ежегодные финансовые отчеты о расходовании средств в России. Кроме того, в нашей стране есть отделения частных зарубежных фондов и неправительственных организаций, предоставляющих гранты для развития науки и культуры, отделения международных организаций правозащитников, различных религиозных структур Кутафин О.Е. Российский конституционализм - М., Норма, 2010. С.98.. Однако объединения политического характера иностранцы и лица без гражданства создавать не вправе. Они не могут также быть членами российских политических партий. Аналогичным является законодательство и в зарубежных странах.

Запрет на создание политических партий и членство в них может быть установлен и для граждан данного государства, если они находятся на государственной и муниципальной службе. Это положение не всегда правильно понимается российскими гражданами, когда они видят известных губернаторов и министров, депутатов, председателей палат парламента, являющихся членами политических партий. Между тем следует различать государственные должности и государственную службу. Государственная служба - это профессиональная деятельность лиц, имеющих соответствующие чины, ранги, звания в государственных органах. Лица, занимающие должности на такой службе, - чиновники. В России различается федеральная государственная служба и государственная служба субъектов РФ (последняя оплачивается из их бюджетов). Муниципальная служба не относится к государственной службе (она оплачивается из муниципального бюджета, но на деле, поскольку муниципальные бюджеты недостаточны, из субвенций федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ). Различаются несколько видов государственной службы - гражданская, военная, правоохранительная, иногда выделяют дипломатическую (впрочем, во всех этих классификациях, включая муниципальную службу, предполагается реформирование). Лица, находящиеся на должностях государственной службы (перечень их должностей определяют соответствующие министерства), работники прокуратуры, судьи, военнослужащие, служащие органов милиции, государственной безопасности и др. состоять в политических партиях, иных политических объединениях не вправе. Они не могут участвовать также в акциях политического характера (например, в массовых демонстрациях).

Иное дело - государственные чины: президент республики, министры, депутаты, губернаторы и некоторые другие лица. Они вправе быть членами партий, других политических объединений, возглавлять их. В России Председатель Правительства В.В. Путин является председателем партии "Единая Россия"(правда, не будучи ее членом, что не совсем понятно), некоторые министры - беспартийные, другие - члены партий, председатели палат парламента (наши журналисты называют их спикерами, что совсем не так) Герасимов М.Н. 53 вопроса и ответа о Конституции РФ - М.: Норма. 2009 являются лидерами разных партий (в Государственной Думе - "Единой России", в Совете Федерации - "Справедливой России"). Многие губернаторы состоят в "Единой России". Иногда они баллотируются на выборах и возглавляют партийные списки на пропорциональных выборах в законодательные собрания субъектов РФ. (В демократических странах этого делать нельзя, желающие баллотироваться губернаторы, некоторые другие представители исполнительной власти должны как минимум за шесть месяцев уйти в отставку со своего поста, чтобы не оказывать влияние на ход выборов. "Административный ресурс", как известно, есть во всех странах.)

Никто не может быть принужден к вступлению в общественное объединение (как и в другое) или к выходу из него (правда, в некоторых авторитарных странах за рубежом ведущие чиновники были обязаны состоять в правящей партии лидера государства). Принадлежность или непринадлежность к тому или иному общественному объединению не влечет ограничения прав или установления каких-либо преимуществ, в том числе при приеме на работу.

Выше уже говорилось, что право на объединение, учитывая его значимость в общественной жизни, может подвергаться ограничениям, что соответствует Международным пактам о правах человека. В частности, запрещается создание и деятельность объединений, преследующих антиконституционные цели (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

Конституция РФ закрепляет право граждан РФ (в данном случае речь идет только о гражданах) проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирование (ст. 31). Это - публичные мероприятия по общественно значимым вопросам. Они должны проводиться мирно, без оружия, участники не должны иметь колющих и режущих предметов. Необходимо соблюдать некоторые другие правила, которые установлены законом о публичных мероприятиях 2004 г. Все эти мероприятия в конституционно-правовом смысле могут осуществляться только гражданами РФ. Речь идет не о частных собраниях друзей, вечеринках приятелей или заседании любителей шахмат, собраний частного характера, куда доступ посторонним закрыт. Это - открытые мероприятия, в которых может участвовать любой гражданин, разделяющий убеждения организаторов митинга или демонстрации.

Собрание - это совместное присутствие граждан в специально отведенном месте для обсуждения общественно значимых вопросов (место определяется организаторами в соответствии с положениями закона и заранее закрепляется за будущим собранием). Митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. В обыденном понимании митинг - это более крупное собрание, хотя по численности участников большое собрание может быть крупнее митинга. Демонстрация - организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан в движении с использованием плакатов и других средств наглядной агитации, часто со средствами звукоусиления, массовыми краткими голосовыми выражениями протеста или согласия с чем-либо. Можно условно сказать, что это собрание или митинг в движении, хотя в отличие от собрания в ходе демонстрации постоянного организованного обсуждения вопросов не проводится. Правда, иногда демонстранты останавливаются, чтобы выслушать краткие речи их предводителей. Шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечь внимание к каким-либо проблемам. Нередко бывают религиозные шествия с иконами во время религиозных христианских праздников, в том числе вокруг церкви или монастыря. Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемая без передвижения и использования звукоусиления. Во время пикетирования один или несколько граждан находятся возле пикетируемого объекта с плакатами или иными средствами наглядной агитации, выражающими обычно отрицательное отношение к пикетируемому объекту или принятым им решениям. Все публичные мероприятия должны быть основаны на принципах законности и добровольного участия в них граждан.

При проведении публичного мероприятия заранее оповещаются возможные его участники, а также исполнительный орган субъекта РФ или местного самоуправления Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М.: ГУ - ВШЭ, 2009. С. 275 - 288. Это, по существу, уведомительный порядок (уведомление властей) осуществления данных конституционных прав, отличающийся, например, от явочного порядка осуществления свободы слова или права на объединение, хотя на практике при проведении демонстрации по объективным причинам (например, не нужно мешать движению транспорта) есть элементы разрешительного порядка.

Организаторами публичного мероприятия могут быть граждане (для митингов и собраний - с 16 лет, для демонстраций, шествий, пикетирования - с 18 лет), а также политические партии, общественные и религиозные объединения (их отделения). Организаторами не могут быть недееспособные или ограниченно дееспособные лица (если их такое состояние признано судом); лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда; партии, другие объединения, деятельность которых приостановлена или которые юридически ликвидированы судом в соответствии с законом, самораспустились. До проведения публичного мероприятия организаторы могут использовать предварительную агитацию, в том числе наглядную агитацию, совершать другие действия, не противоречащие законодательству. Они, в частности, вправе проводить сбор добровольных пожертвований и подписей под резолюциями и требованиями (после уведомления соответствующего органа государственной власти или местного самоуправления) Казанчев Ю.Д. Конституционное право РФ. - М.: Велби. 2010. С.67...

Организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления уведомление о готовящемся мероприятии в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения мероприятия (при пикетировании одним лицом уведомления не требуется, группой лиц - уведомление подается за три дня). В уведомлении указываются цель, форма мероприятия, место, маршрут движения, дата, время начала и окончания мероприятия, предполагаемое количество участников, формы обеспечения общественного порядка, организация медицинской помощи, намерение использовать средства звукоусиления, фамилии, имена, отчества организаторов, уполномоченных ими лиц, место жительства, телефоны организаторов.

По такому уведомлению дается согласие соответствующих органов на проведение мероприятия (например, в Москве запрещены публичные собрания националистов, и согласие не может быть в этом случае дано). Орган, который дает согласие, может быть разным, в частности в зависимости от количества участников предполагаемого мероприятия. Этот вопрос обычно решается законами субъектов РФ. Например, в Москве согласие на проведение публичного мероприятия с численностью более 5 тыс. человек дает правительство Москвы, до 5 тыс. человек - префект, т.е. глава административного округа, объединяющего в среднем 12-13 муниципальных районов (в Москве - 10 административных округов).

Проведение публичного мероприятия запрещается в следующих местах: на территориях, примыкающих к опасным производственным объектам, путепроводах, железнодорожных магистралях, полосах отвода железных дорог, вблизи высоковольтных линий электропередачи; на территориях, непосредственно прилегающих к резиденции Президента РФ, зданиям судов, местам лишения свободы; в пограничных зонах без разрешения пограничных органов. А.Н. Кокотов, М.И. Кукушкин. /Конституционное право России: Учебник - М.: НОРМА, 2009. С.76-77.

На территориях памятников культуры может быть установлен особый порядок проведения публичного мероприятия. Порядок проведения мероприятия на территории Государственного историко-культурного музея-заповедника "Московский Кремль", включая Красную площадь и Александровский сад, определяется Президентом РФ. Публичное мероприятие может проводиться только в промежуток времени с 7.00 до 23.00 часов по местному времени.

При получении уведомления о публичном мероприятии соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления документально подтверждает его получение (обычно соответствующая расписка дается на копии текста уведомления) и затем рассматривает уведомление по существу. Орган, дающий согласие на проведение мероприятия, вправе изменить место, время, численность участников, форму публичного мероприятия (форму в том случае, если она не соответствует закону). Например, при даче согласия можно изменить место собрания (вместо оживленной площади согласиться на сквер, расположенный поблизости), предложить иной маршрут движения (вместо предложенной Тверской улицы или Садового кольца дать разрешение на движение демонстрантов по более отдаленным улицам, где транспортное движение и людские потоки менее интенсивны), вместо заявленных 50 тыс. участников дать согласие на 30 тыс. и т.д. Саидов А.Х. Общепризнанные права человека: Учебное пособие / Под ред. И.И. Лукашука. М., 2008. С. 89-90.

О своем согласии и предложенных изменениях орган государственной власти (местного самоуправления) сообщает организатору не менее чем за пять дней до мероприятия. Орган государственной власти, местного самоуправления вправе назначить своего уполномоченного представителя для оказания содействия организатору, принять меры по обеспечению общественного порядка.

Если уведомление не соответствует закону, формы проведения публичного мероприятия нарушают уголовное или административное законодательство, соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления немедленно доводит до сведения организатора публичного мероприятия мотивированное предупреждение о том, что в случае проведения мероприятия организаторы и активные участники мероприятия могут быть привлечены к ответственности.

Если согласие получено и мероприятие проводится, уполномоченный представитель органа государственной власти или местного самоуправления, присутствующий на публичном мероприятии, также вправе принять решение о приостановлении или прекращении мероприятия, если оно противоречит закону. Орган Министерства внутренних дел РФ обязан назначить своего уполномоченного на публичное мероприятие. Он должен оказывать содействие организатору, но может прекратить допуск граждан на мероприятие в случае превышения предельной заполняемости помещения, может требовать от организатора удалить с мероприятия лиц, не выполняющих установленных требований. Организатор публичного мероприятия, должностные лица, уполномоченные, другие граждане не вправе препятствовать участникам мероприятия высказывать свое мнение, совершать иные действия, если это не нарушает общественного порядка и регламента мероприятия.

Публичное мероприятие может быть приостановлено, если происходит нарушение правопорядка, не влекущее угрозы для жизни и здоровья, до устранения нарушения. Если нарушение не устранено, публичное мероприятие прекращается. Оно прекращается также в случае угрозы жизни и здоровью, совершения противоправных действий организаторами мероприятия. В этом случае уполномоченный представитель органа государственной власти или местного самоуправления дает указание организатору о прекращении публичного мероприятия и устанавливает время окончания (и дополнительное время, если это потребуется). При невыполнении этого указания сотрудники милиции принимают необходимые меры для прекращения мероприятия.

На практике полиция обычно не рассеивает несанкционированное, немногочисленное собрание, если оно протекает мирно, не сопровождается беспорядками, не характеризуется другими факторами правонарушений. Милиция в такие собрания не вмешивается, к примеру в несанкционированные собрания, которые бывают у памятника Пушкину в Москве в связи с памятными днями поэта и др., но имели место и жесткие действия милиции в Москве во время некоторых несанкционированных акций (например, несколько "маршей несогласных"), вмешательство полиции в митинги по защите Конституции РФ. Возможен отказ организаторов от намеченного публичного мероприятия. Так, по соглашению профсоюзов с органами государства была отменена в 2005 г. акция протеста в связи с повышением цен на бензин. Решения и действия органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, нарушающих право граждан на проведение публичных мероприятий, могут быть обжалованы в суд.

Это право граждан стоит в центре всех процессов формирования органов государства, то есть носит властеобразующий характер.

Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства.

Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Как верно подметил английский теоретик политического либерализма Дж.С. Милль (1806-873), идеи которого и поныне определяют развитие конституционного права, способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан выборы в органы власти - это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.

В отличие от многих зарубежных конституций Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве.

Самые общие нормы включены в ч. 2, 3 ст. 32. Установлено, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют этого права граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Позже, Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было внесено дополнение. Согласно дополнению не имеют права быть избранными граждане, имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности, а также подвергнутые административному наказанию за совершение некоторых административных правонарушений в ходе избирательного процесса или совершившие нарушения определенных положений данного Федерального закона. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами. Федеральным Собранием приняты федеральные законы о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Тем не менее общие принципы избирательного права прямо или косвенно предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам участие в выборах и референдумах.

Они также сформулированы в упомянутом Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Избирательная система (избирательное право) рассматривается в гл. 21 настоящего учебника.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Конституционное право

Конституционное право... Российской Федерации... Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений обучающихся по...

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Понятие и роль
Конституционное право - это совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в этих целях определенную систему государственной власти.

Предмет конституционного права
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений: 1) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством); 2) устройства гос

Социальная природа российского конституционного права
Марксистская теория государства, долгие годы господствовавшая в нашей стране, навязывала классовое понимание государства и права, считая сущностью конституционного права закрепление диктатуры, или

Конституционно-правовые отношения и нормы
Как уже отмечалось, в сферу конституционного права попадает только определенная часть общественных отношений. Но это не значит, что сфера конституционно-правового регулирования незначительна. На са

Конституционное право и политическая система
Эти два понятия тесно связаны между собой. Государство - составная часть политической системы, в которую входят также политические институты и учреждения (партии, общественные организации с политич


Нормы конституционного права находят свое выражение в различных формах, которые обычно именуются источниками. Эти источники носят как писаный, так и неписаный характер, они состоят из норм

Система конституционного права
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т. е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений

Коллизии в конституционном праве
Сколь совершенной ни была бы система конституционного права, в какой бы мере ни обеспечивались единство и взаимосвязь ее элементов, она не может предотвратить противоречий между нормами, называемых

Ответственность в конституционном праве
Ответственность в конституционном праве устанавливается совокупностью правовых принципов и норм, предусматривающих воздействие на органы государственной власти и должностных лиц в случае нарушения

Права России и науки о нем
В XX веке в России сменилось два типа конституционного права: 1) дореволюционное конституционное (государственное) право, отражающее переходы страны от абсолютной к конституционной монархи

Дореволюционное конституционное (государственное) право
Со второй половины XIX века (с начала царствования Александра II) начинается процесс перестройки государственной системы и перерастания абсолютной монархии в конституционную. Этот процесс проходил

Тоталитарное конституционное (государственное) право
Оно начинает складываться с 25 октября 1917 г., когда II Всероссийским съездом Советов был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот. О государственном праве собственно

Демократическое конституционное право
С конца 1980-х гг. в Советском Союзе начался процесс реформ (перестройка), который затронул и сферу государственного права. Этот процесс был связан с именем М. С. Горбачева. Наиболее важным шагом б

Конституция и государство
Первые конституционные акты или конституции в современном смысле этого слова (Великобритания, США, Франция) не случайно появились в XVII-XVIII веках, хотя государство возникло намного раньше. Именн

Прямое действие конституции
Конституция - это фундамент конституционного права, а следовательно, только часть его. Каждая норма основного закона обрастает другими нормами из различных источников. Это неизбежно, но при этом во

Виды конституций
Многообразие конституций, явившееся следствием длительного исторического развития, требует их классификации по каким-то существенным признакам. Различаются, например, писаные и неписаные к

Конституции в федеративном государстве
Федеративному государству свойственна конституционная система, состоящая из федеральной конституции и конституций субъектов федерации. Каждая федерация является объединением государственных образов

Соблюдение и охрана конституции
Прочность конституционного строя в решающей степени зависит от соблюдения конституции и прямо пропорциональна законопослушности граждан. Однако в любом обществе есть люди и организации, цели и деят

Толкование конституции
Под толкованием конституции понимается официальное общеобязательное разъяснение конкретных норм и принципов конституции, даваемое уполномоченным конституцией органом. Чтобы толкование носи

Необходимость смены Конституции
До 1993 г. в стране действовала Конституция, принятая в 1978 г. Верховным Советом РСФСР в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства. Права и свободы граждан закрепл

Конституционная комиссия
Необходимость принятия новой Конституции была осознана всеми политическими силами еще в ходе принятия Декларации о государственном суверенитете от 12 июня 1990 г. На I Съезде народных депутатов (22

Конституционное совещание
12 мая 1993 г. Президент РФ издал Указ «О мерах по завершению подготовки новой Конституции Российской Федерации», согласно которому для завершения подготовки проекта Конституции 5 июня в Москве соз

Развитие конституционного кризиса
С осени 1993 г. конституционный кризис вошел в новую фазу. И законодательная, и исполнительная власть имели свой проект Конституции и свое представление о способе ее принятия. Достижение согласия с

Референдум и выборы 12 декабря 1993 года
Возникший в стране конституционный вакуум (хотя формально старая Конституция полностью не прекратила своего действия) и отсутствие высшего представительного органа могли быть заполнены только прези

Конституционное развитие после принятия Конституции
С принятием новой Конституции и формированием Федерального Собрания закончился период президентского правления. Начался сложный и трудный процесс создания нового конституционного права, претворения

Понятие конституционного строя
Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать конституционным порядкам - иначе существование основного закона лишается смысла. Однако в понятие

Человек, его права и свободы - высшая ценность
Гуманизм - своеобразный суперпринцип всего конституционного строя. Его закрепление ст. 2 Конституции России свидетельствует о решительном отказе от тоталитарного подхода к проблеме «человек - госуд

Суверенитет народа
Эта категория относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя, казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она

Демократическое государство
Таким называется государство, устройство и деятельность которого соответствует воле народа, общепризнанным правам и свободам человека и гражданина. Демократическое государство - важнейший элемент д

Федеративное государство
Государственное устройство России основывается на принципе федерализма. Это означает, что государство состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (республики) называются в Ко

Правовое государство
Так характеризуется государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву и главной своей целью считает обеспечение прав и свобод человека. Для создания правового государства недостаточ

Социальное государство
Так называется государство, которое берет на себя обязанность заботиться о социальной справедливости, благополучии своих граждан, их социальной защищенности. Это государство не стремится к уравнило

Светское государство
Такая характеристика означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга. Давая такую характеристику Российскому государству,

Органы государственной власти
Закрепление системы федеральных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, является составной частью понятия основ конституционного строя. Перечень таких органов являетс

Местное самоуправление
Конституция РФ рассматривает местное самоуправление как одну из форм осуществления народом своей власти (ст. 3), признает и гарантирует его (ст. 12). Включение этих статей в число основ конституцио

Принципы рыночной экономики
В Конституции РФ нет термина «рыночная экономика», но содержащиеся в ней нормы не оставляют сомнений в том, что государство охраняет основные принципы именно рыночной экономики. Тем самым кардиналь

Собственность
Отношение к вопросу о собственности в решающей степени определяет реальный статус свободы личности, экономическую и политическую систему любого общества. В тоталитарном государстве господствуют гос

Земля и другие природные ресурсы
Конституция РФ коренным образом изменила статус земли и других природных ресурсов. В тоталитарный период земля, ее недра, воды, леса рассматривались как обезличенное общенародное достояние, находил

Идеологическое и политическое многообразие
Гражданское общество предполагает широкий идеологический и политический плюрализм, вытекающий из свободы человека выражать свои взгляды и участвовать в политической деятельности. Люди от природы не

Общественные объединения
В это понятие включаются как политические партии, так и разного рода общественные организации - профсоюзы, молодежные, женские организации и др. Число таких организаций в развитом обществе всегда в

Учение о свободе
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это сердцевина конституционного строя.

Природа конституционных прав и свобод
В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания (по своим делам и интересам), он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового

Права человека и права гражданина: в чем отличие?
Эти две категории прав обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание не тождественно. Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина - из позитивного, хотя и те и

Международно-правовой базис прав человека
После Второй мировой войны началось интенсивное осознание мировым сообществом планетарного значения проблемы прав человека. Из чисто внутренней эта проблема стала превращаться в международную, в ре

Ограничения прав и свобод
Развитие гражданского общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить отдельные гражданские права и свободы. Вопрос, однако, заключается в том, кто, на каком основании, на

Равенство и равноправие
Конституционному праву известны два сходных понятия: равенство и равноправие. Первое означает одинаковое юридическое положение граждан (и неграждан) перед законом, т. е. совпадение всего комплекса

Право на жизнь
Это право провозглашается Конституцией РФ (ст. 20) и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая нор

Достоинство личности
Это качество человека равнозначно неотъемлемому праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство пр

Право на свободу и личную неприкосновенность
Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, то есть возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лип

Право на частную жизнь
Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность е

Неприкосновенность жилища
По существу, это составная часть права на частную жизнь, являющаяся также непременным элементом личной свободы и достоинства человека. «Мой дом - моя крепость» -гласит английская поговорка, утвержд

Национальная принадлежность
Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного населения. Во многих зарубежных странах (США, Франция, ФРГ) нацио

Свобода передвижений и места жительства
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие

Свобода совести и вероисповедания
Под свободой совести понимается право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога. Эта свобода особ

Свобода мысли и слова
Мысль - неотъемлемое свойство человека, основа его действий и поступков. «Я мыслю - значит, я существую», - писал великий французский философ Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состо

Свобода печати и информации
Без всякого преувеличения можно сказать, что это коренной вопрос демократии, поскольку без свободы печати нет ни гражданского общества, ни правового государства. Информированность общества и каждог

Право на объединение
Для осуществления жизненных целей и реализации прав часто необходимо объединение усилий, т. е. создание разного рода союзов и организаций, способных выявлять, выражать и представлять коллективные и

Право на мирные собрания и публичные манифестации
В Российской Федерации это право принадлежит только ее гражданам, хотя Международный пакт о гражданских и политических правах закрепляет его без такого ограничения («признается право на мирные собр

Право участвовать в отправлении правосудия
Это право призвано обеспечить демократический порядок формирования судебных органов. Оно предоставляет каждому гражданину возможность без всякой дискриминации занять должность судьи, быть присяжным

Право обращений
Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные послания в государственные органы и органы местного самоуправления. Это право предусматривает возможно

Право на экономическую деятельность
Данное право предусматривает свободное использование человеком своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34 Конституции РФ

Право частной собственности
Это право с одинаковым основанием можно рассматривать в качестве категории как экономических, так и личных прав. Оно принадлежит каждому человеку и является одним из краеугольных камней свободы лич

Трудовые права и свободы
Эта группа прав и свобод (ст. 37 Конституции РФ) включает: свободу труда; право на труд и на защиту от безработицы; право на забастовку; право на отдых.

Защита материнства, детства и семьи
Конституция РФ устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38). Тем самым признается, что рождение детей и браки не являются только частным делом, а имеют

Право на социальное обеспечение
Непререкаемым принципом демократического общества является то, что каждый человек обязан обеспечить свое существование сам. Но в любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или с

Право на жилище
Из этого права вытекает возможность для человека пользоваться имеющимся у него на законном основании жилым помещением без опасения, что кто-то сможет лишить его этого помещения по каким-либо сообра

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь
Охрана здоровья - комплексный институт, который включает подготовку медицинских кадров, многочисленные социальные, организационные, экономические, научно-медицинские, санитарно-эпидемиологические и

Право на образование
Образование - важнейший фактор экономического, социального и духовного прогресса общества, необходимая предпосылка развития каждого человека, его культуры и благополучия. Развитое общество не жалее

Свобода творчества
Эта свобода гарантируется каждому, кто занимается творческим трудом (ч. 1 ст. 44 Конституции РФ). Писатель, например, вправе создавать литературное произведение (роман, повесть, рассказы и т. д.) н

Право на участие в культурной жизни
Это право (ч. 2 ст. 44 Конституции РФ) также распространяется на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Государство обязано обеспечивать доступность театров, художеств

Самозащита прав и свобод
Наряду с обязанностью государства обеспечивать защиту прав и свобод существует право человека и самому защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Способы самоз

Судебная защита
Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (ст. 46). Такая защита наиболее эффективна и доступна каждому человеку, поскольку в суд могут быть обжалованы любые реше

Международная защита
Конституция РФ предоставляет каждому право обращаться с жалобой в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч. 3 ст. 46). Это право обусловлено наличием соответствующих международ

Возмещение вреда
Нарушение прав и свобод часто сопровождается причинением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нарушенное право и обеспечить его реали

Возраст
Конституцией РФ установлено, что российский гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ключевыми словами в этой норме являются слова «самостоятел

Гарантии подсудности
Для человека важно, чтобы его дело рассматривалось в том суде и тем судьей, которые в соответствии с законом должны его рассматривать, о чем он заранее должен быть извещен. Определение законом тако

Право на юридическую помощь
Это право предполагает, что каждый, кто нуждается в квалифицированной юридической помощи, может получить ее, обратившись к адвокату. Адвокат независим и строит свои отношения с клиентом на основе к

Презумпция невиновности
Данная гарантия запрещает кому бы то ни было обращаться с подозреваемым, обвиняемым или подсудимым как с преступником до тех пор, пока не вынесен и не вступил в законную силу приговор суда. Суд и т

Права потерпевших от преступлений и злоупотребления властью
Если в результате преступления или злоупотребления властью человеку причинен моральный, физический или имущественный вред, то этот вред подлежит возмещению. Государство обеспечивает потерпевшим дос

Запрет обратной силы закона
Динамичность жизни порождает потребность в изменении законов. Они могут меняться в сторону усиления или, наоборот, ослабления ответственности за какие-то деяния. Но это порождает опасность того, чт

Соблюдение Конституции и законов
Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ. По сути, она распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживаю

Получение основного общего образования
Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4

Уплата налогов и сборов
Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственно

Сохранение природы и окружающей среды
Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая зад

Защита Отечества
Конституция РФ объявляет защиту Отечества «долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации» (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем сам

Понятие гражданства
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закрепленные в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается устойчивая правовая свя

Двойное гражданство
Такое правовое состояние возможно, когда, например, женщина выходит замуж за иностранца, а по законам его государства жена обязана принять гражданство мужа. В таком же состоянии находится ребенок,

Гражданство и брак
Заключение брака между мужчиной и женщиной, имеющими разное гражданство, может породить для них и их детей известные трудности. Значительные трудности возникают также при разводе и связанном с ним

Приобретение гражданства
В настоящее время гражданами России признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории Российской Федерации на день вступления в силу Закона РФ «О гражданстве Российской Феде

Прекращение гражданства
Этот институт регламентирует правовую возможность прекратить состояние гражданства. Демократические государства провозглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства, но требуют для этого

Государственные органы по делам гражданства
Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов

Правовое положение иностранцев
В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать - постоя

Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев
Как всякая демократическая страна, Россия сталкивается с проблемой миграции. Перемещения больших групп людей из других стран в Россию и на территории России в основном являются следствием распада С

Право на политическое убежище. Экстрадиция
В соответствии с данным правом каждый человек, преследуемый за убеждения, может искать убежище в других странах и пользоваться этим убежищем. В таком виде это право закреплено во Всеобщей деклараци

Понятие и формы государственного устройства
Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. С

Исторические этапы российского федерализма
В своем развитии российский федерализм прошел три основных этапа: 1) создание основ социалистического федерализма (1918-1936); 2) утверждение фактического унитаризма в государстве

Общая характеристика современного российского федерализма
Конституция 1993 года продолжила процесс совершенствования федеративных отношений. Она закрепляет положение, которое позволяет преодолеть крайние подходы к государственному устройству, которые куль

Государственный язык
На всей территории Российской Федерации государственным языком является русский язык. Эта норма Конституции (ч. 1 ст. 68) очень важна в государстве, в котором проживают лица более 100 национальност

Таможенная, денежная и налоговая системы
С экономической точки зрения Российская Федерация являет собой единый рынок. На ее территории не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободн

Организация исполнительной власти. Федеральные округа
Организация исполнительной власти в федеративном государстве - сложный вопрос. Органы этой власти не могут составлять слишком жесткую вертикаль, ибо это ведет к фактическому унитаризму и парализует

Единая судебная власть и прокуратура
Согласно Конституции РФ судебная система России устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом. Судебная власть осуществляется как федеральными судами, судьи которых назначаю

Участие в межгосударственных объединениях.
Содружество Независимых Государств. Важным элементом конституционно-правового статуса Российской Федерации является ее право неограниченно участвовать в межгосударственных объедине

Государственные символы и столица
Обязательным атрибутом государства являются государственные флаг, герб и гимн. Эти символы Российской Федерации устанавливаются федеральными конституционными законами: «О Государственном флаге Росс

Особенности правового статуса автономий
В Российскую Федерацию входят одна автономная область (Еврейская автономная область) и десять автономных округов. Что касается автономной области, то ее сохранение является скорее данью тр

Понятие органа государственной власти
Органы государственной власти обладают суммой определенных признаков, порождаемых природой и функциями государства. Государство осуществляет свою деятельность через органы государственной власти. Э

Федеральные органы государственной власти с особым статусом
Как в любом государстве, в Российской Федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти

Значение выборов в демократическом государстве
Органы государственной власти формируются двумя способами: путем выборов и путем назначения. Однако и назначения на высшие посты в органах исполнительной и судебной власти осуществляются выборными

Понятие избирательной системы и избирательного права
Эти два понятия во многом совпадают, а в обиходе часто употребляются как идентичные. Тем не менее определенное различие между ними все же имеется. Понятие избирательной системы складываетс

Система правовых актов о выборах и референдуме
Легитимность выборов на всех уровнях требует, чтобы они опирались на прочную правовую базу. Буквально все этапы избирательного процесса, начиная от создания избирательных комиссий и кончая объявлен

Международно-правовые стандарты
С окончанием холодной войны укрепилась глобальная тенденция к демократизации общественного устройства. В связи с этим в бывших тоталитарных государствах возрос интерес к стандартам по проведению вы

Референдум
Понятие референдума. Право на участие в референдуме. В мировой практике референдум - это осуществляемое путем тайного голосования утверждение (или неутверждение) гражданами проекта какого-либо доку


Понятие главы государства. Пост главы государства существует при всех формах правления. В монархических государствах это наследственный монарх, в республиках - выборный президент.

Прекращение его обязанностей
Выборы Президента РФ осуществляются на основе Конституции РФ, Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации» и других федеральных законов. Общие условия выборов Президента

Исторические корни принципа народного представительства
В XVII-VIII веках в ходе борьбы против тирании феодальных монархов европейские народы пришли к убеждению, что носителем суверенитета и единственным источником власти в демократическом государстве д

Порядок выборов депутатов Государственной Думы
Выборы депутатов Государственной Думы строятся на основе Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», многие положения которого повторя

Внутренняя организация палат. Регламенты
Федеральное Собрание является постоянно действующим органом. Этим оно отличается от Верховного Совета РСФСР в советский период, а также от Съезда народных депутатов РФ, которые собирались на кратко

Порядок принятия федеральных законов
Законодательный процесс. Принятие закона состоит из нескольких следующих одна за другой стадий, совокупность которых называется законодательным процессом. Закон считается принятым и вступившим в си

Общая характеристика роли исполнительной власти
Роль исполнительной власти в жизни общества. В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа. Эта власть включает в себя основную массу г

В системе органов государственной власти
Разделение властей и Правительство. Правовое положение. Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст.

Общая характеристика организации и функций судебной власти
Роль судов в демократическом государстве. В правовом демократическом государстве действует правило, согласно которому как само государство, так и объединения граждан и отдельные свободные личности

Конституционно-правовой статус судей
Общие требования к судьям. Правовое положение судей, их права и обязанности, порядок назначения и смещения регулируются Конституцией РФ и Законом РФ «О статусе судей в Российской Федерации». Закон

Органы исполнительной власти
Исполнительная власть в субъектах РФ занимает ведущее место в системе органов государственной власти, она наделяется широкими полномочиями и регламентируется более подробно, чем федеральная исполни

Органы судебной власти
В соответствии с положениями Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» федеральные суды, а также конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ со

Конституционно-правовые основы
Понятие и истоки. Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией и федеральными законами, самостояте

Органы и должностные лица местного самоуправления
Местное самоуправление реализуется через выборные и невыборные органы, образуемые в соответствии с федеральным и региональными законами, а также с уставами муниципальных образований. Тем самым в ме

Формы прямого волеизъявления граждан
Местный референдум. По вопросам местного значения может проводиться местный референдум, который по своей юридической силе выше актов органов местного самоуправления. Референдум необходим по крайней

Финансово-экономическая основа местного самоуправления
Экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, местные финансы, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местно

Гарантии местного самоуправления
Самой общей гарантией выступает закрепленный Законом запрет на ограничение прав местного самоуправления. Закреплено также, что решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органо

Местного самоуправления
Органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом. Их отв

Правомочной изменять конституцию
О значении и возможности изменения конституции. Теперь, когда рассмотрены содержание Конституции РФ и основные конституционно-правовые институты, мы можем понять логику закрепленного в Конституции


Это право граждан стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. носит властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства.
Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Как верно подметил английский теоретик политического либерализма Дж. С. Милль (1806-1873), идеи которого и поныне определяют развитие кон-ституционного права, способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан выборы в органы власти - это нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.
В отличие от многих зарубежных конституций Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы включены в ч. 2, 3 ст. 32. Установлено, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют этого права граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Позже, Федеральным законом от 5 декабря 2006 г. в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было внесено дополне- ние. Согласно дополнению не имеют права быть избранными граждане, имеющие неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности, а также подвергнутые ад-министративному наказанию за совершение некоторых административных правонарушений в ходе избирательного процесса или совершившие нарушения определенных положений данного Федерального закона. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (ст. 81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами. Федеральным Собранием приняты федеральные законы о выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
Тем не менее общие принципы избирательного права прямо или косвенно предусмотрены Конституцией РФ в виде ряда прав, обеспечивающих гражданам участие в выборах и референдумах. Они также сформулированы в упомянутом Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Избирательная система (избирательное право) рассматривается в гл. 21 настоящего учебника.


Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...