Относятся соблюдение конституции уважение. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы. Конституционные обязанности. Обязанность платить законно установленные налога и сборы. Обязанность охранять окружающую природную среду

Основы правового статуса человека и гражданина определяются не только правами и свободами, но и юридическими обязанностями. Некоторые обязанности сформулированы в Конституции РФ в связи с предоставлением прав и свобод (о них речь шла выше). В настоящем параграфе будут рассмотрены обязанности, получившие самостоятельное конституционное закрепление.

Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и другие законы (ст. 15 Конституции РФ). Строгое соблюдение Основного Закона государства всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями является одним из важнейших условий поддержания режима законности и правопорядка в стране, поэтому законодатель и придает этой обязанности особое значение, помещая соответствующую норму в содержание основ конституционного строя.

Статья 59 Конституции РФ устанавливает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Граждане России несут военную службу в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. «О воинской обязанности и военной службе». * Данный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву или в добровольном порядке (по контракту).


Конституция РФ предоставляет возможность замены военной службы альтернативной гражданской в случае, если несение военной службы противоречит убеждениям лица или его вероисповеданию. Условия и порядок реализации данного права должны быть определены федеральным законом, который в настоящее время еще не принят.

Обязанность платить законно установленные налога и сборы (ст. 57). Налоги - это форма принудительного изъятия государством в свою собственность части имущества (денежных средств), принадлежащего населению. В любом государстве налоги составляют основу доходной части бюджета, которая обеспечивает нормальное функционирование государственной власти, оборону и безопасность страны, осуществление государствам социально-экономических программ, проведение политики в сфере борьбы с преступностью, в сфере охраны окружающей природной среды и многое другое.

Конституция РФ установила очень важное положение, согласно которому налоги может устанавливать только закон. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться законно установленными.

Обязанность охранять окружающую природную среду (ст. 58). Природа как основа жизнедеятельности человеческого общества нуждается в особой правовой охране, поэтому обязанность сохранять окружающую природную среду, бережно относиться к природным богатствам получила закрепление на конституционном уровне. Кроме того, в Российской Федерации действует целый ряд законов, направленных на конкретизацию конституционной обязанности по охране окружающей природной среды. К ним относятся Закон РСФСР от 19 декабря 1991 г. (в редакции от 2 июня 1993 г.) «Об охране окружающей природной среды», Федеральный закон от 3 марта 1995 г. «О недрах». Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. «О животном мире» и др.

Смотрите также:

Всеобщая конституционная обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы закреплена в ч. 2 ст. 15 Основного Закона России. Всеобщность этой обязанности исходит из смысла ч. 1 ст. 15, в которой при характеристике Конституции Российской Федерации использовано понятие «высшая юридическая сила». Характеристика всеобщности относится ко всем органам государственной власти, органам местного самоуправления и гражданам. Некоторое исключение имеет место по отношению к дипломатическим и консульским представителям и их сотрудникам, пользующихся дипломатическим иммунитетом. Но и они обязаны уважать Конституцию РФ. Что же касается иностранцев - индивидуальных предпринимателей, то на них эта обязанность распространяется в равной мере как и на граждан Российской Федерации. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы распространяется на всю территорию России. Однако следует это положение толковать таким образом, что индивидуальные предприниматель - гражданин России, осуществляя свою деятельность вне пределов государства, также обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации и российские законы.

Всеобщая конституционная обязанность определяет сущность более частных конституционных обязанностей. Вместе с тем, последние выражают в обобщенном виде наиболее важные социальные потребности, обеспечивают ре!улирование общих конституционных отношений.

Как известно, важнейшим условием свободы является наличие в обществе правопорядка. Правопорядок является важнейшим условием эффективной деятельности индивидуального предпринимателя. Сущность правопорядка как государственно-правового явления состоит в упорядоченности, согласованности всех сторон социальной жизни. «Правопорядок, как отмечается в литературе, характеризуется урегулированностью системы правовых отношений и связей, основанных на реализации демократических, гуманистических принципов и нормативных основ права и законности, прав, свобод и обязанностей всех субъектов».

В формировании правопорядка конституционные обязанности являются важнейшим организационным началом. В деятельности индивидуального предпринимателя реализуется главная его конституционная обязанность - соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы, благодаря этому создаются нормальные условия для эффективного предпринимательства. Можно сказать, что эффективность индивидуальной предпринимательской деятельности напрямую зависит от исполнения главной конституционной обязанности - соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Следует также обратить внимание на то, что реализация конституционных обязанностей, включая главную конституционную обязанность, зависит от правосознания индивидуального предпринимателя и его правовой культуры. Правосознание - категория субъективная. Она складывается из многих элементов человеческого осознания действительности: чувств, представлений, взглядов, убеждений. Правосознание выступает как ценностно-волевой фактор, влияющий на конкретные действия людей. Если индивидуальный предприниматель отрицательно оценивает нормы права или действия властей, считает их несправедливыми, то и практические действия этого предпринимателя будут соответственными.

JI. И. Петражицкий очень глубоко охарактеризовал психологию личности и ее роль в возникновении правоотношений. Он писал: «Наши внутренние психические акты, например, гнев, радость, желание, бывают причиной возникновения правоотношений... Чувство и сознание нашей связанности по отношению к другим мы выражаем словом право. Наше право не что иное, как закрепленный законами, принадлежащий нам долг другого лица».1

Правосознание оказывает очень большое влияние на поступки личности, а часто детерминирует их. Если индивидуальный предприниматель осознает необходимость исполнять закон, в повседневной деятельности он будет законопослушным. П. П. Баранов и В. В. Русских указывают на это обстоятельство. Они пишут: «Правосознание оказывает определенное влияние на юридически значимое поведение человека, которое включает в себя две большие группы: а) поведение общественно полезное, желательное с точки зрения интересов права: социально-правовая активность, выполнение обязанностей, использование своих прав; б) поведение нежелательное и социально вредное: неиспользование прав, неисполнение обязанностей, преступление».2 Сегодня, когда средний класс, несмотря на трудности, начинает формироваться в определенный социально значимый слой общества, роль индивидуальных предпринимателей становится все более важной. Между тем правосознание этой группы лиц подвергается серьезному негативному воздействию со стороны государства и со стороны криминальных структур. Е. А. Бондарева, специально изучавшая роль малого предпринимательства в формировании правового государства, отмечала, что в настоящее время «предпринимателям приходится встречаться гораздо чаще, чем остальному населению страны, с несоразмерными налогами, противоречивым законодательством, коррумпированными чиновниками и работниками правоохранительных органов; они чаше становятся жертвами различных преступлений; в ответ на жестокие финансовые ограничения со

1 Петражнцкий J1. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. - СПб., 1909.-С. 280.

~ Баранов П. П. Избранное. Проблемы правового сознания и правового воспитания. Часть II. - Ростов-на-Дону, 2005. - С. 318-319.

стороны государства, нестабильность законодательства малый бизнес избирает такую стратегию адаптации, как уход в теневую экономику».

Правосознание индивидуального предпринимателя органически связано с его правовой культурой. Однако правовая культура - категория более широкая по своему содержанию, поскольку она включает в себя: идейно-теоретические и правовые представления, позитивные правовые чувства и творческую деятельность человека в правовой сфере. Правовой культуре индивидуального предпринимателя должно уделяться пристальное внимание государства. Многие предприниматели в последние годы стараются получить высшее юридическое образование. Это значимое явление, которое надо стимулировать различными средствами. Воспитательная, а в данном случае правовоспитательная, функция государства не должна ослабевать.

Еще по теме Конституционная обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы:

  1. Верховенство Конституции Российской Федерации в ее соотношении с федеральными конституционными законами.
  2. Обеспечение соответствия Конституции Российской Федерации и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Федерации
  3. ГЛАВА 2 Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина по Конституции Российской Федерации 1993 года
  4. АРЗУМАНОВ Сергей Георгиевич. Конституционно-правовые средства обеспечения соответствия законодательства субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству / Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук, 2002

ПОНЯТИЕ ОБЯЗАННОСТИ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИИ

Под обязанностью понимается предусмотренная законом должного поведения субъектов права, требующая от них совершения предписанных законом действий.

Конституционные обязанности можно подразделить на общие и конкретные.

Общие конституционные обязанности распространяются на все без исключения группы населения. К этой группе можно отнести следующие обязанности:

    соблюдать Конституцию РФ и федеральные законы (ч. 2 ст. 15 Конституции РФ), уважать права и свободы других, нести иные установленные законом обязанности;

    сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

    заботиться о сохранении исторического и культурного наследия,

    беречь памятники истории, культуры, природы (ст. 44).

Конкретные конституционные обязанности адресованы конкретным категориям населения – родителям, налогоплательщикам и т.д. К этой группе конституционно-правовых обязанностей относятся:

    родительские обязанности (ст. 38);

    обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

1. Соблюдение Конституции РФ и законов (ч. 2 ст. 15).

Установленная в ч. 2 ст. 15 всеобщая обязанность соблюдать Конституцию и законы является одной из предпосылок формирования в России правового государства. В соответствии с частью 2 ст. 15 Конституции России органы го­сударственной власти, органы местного самоуправления, должност­ные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конститу­цию РФ и законы. Такая обязанность возлагается также на иностранных граждан, лиц без гражданства, находящихся на территории России, и на само государство.

2. Уважение прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17).

Осуществляемые человеком и гражданином права и свободы в той или иной мере затрагивают интересы других людей или общества в целом. Именно поэтому при реализации собственных прав и свобод не должны нарушаться права и свободы других лиц. Только при этом условии все граждане и люди могут беспрепятственно осуществлять свои права и свободы.

3. Забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38)

Согласно частям 2 и 3 ст. 38 Конституции РФ забота о детях и их воспитание - равное право и обязанность родителей. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях.

При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершенно­летних детей по суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к уголовной ответственности (ст. 157 УК РФ «Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей я или нетрудоспособных родителей»). Размер участия детей в содержа­нии родителей определяется судом, исходя из материального и семей­ного положения родителей и детей и других заслуживающих внима­ния интересов сторон в твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно. В отличие от обязанности содержать родителей, суд не может принудительно заставить взрослых детей проявлять к ним вни­мание. Правовым последствием пренебрежения детей своим долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов до­полнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих за ними уход. Не могут рассчитывать на защиту за­кона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от выполнения родительских обязанностей.

4. Получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43)

Согласно части 4 ст. 43 Конституции РФ основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего обра­зования.

Требование обязательности основного общего обра­зования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет си­лу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образо­вание не было получено им ранее. Предельный возраст обучающегося для получения основного общего образования в общеобразователь­ном учреждении по очной форме обучения - 18 лет. Для отдельных категорий обучающихся этот возраст может быть увеличен.

5. Сохранение исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44)

Часть 3 ст. 44 Конституции РФ гласит: «Каждый обязан забо­титься о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры».

6. Плата законно установленных налогов и сборов (ст. 57)

Конституция России в статье 57 устанавливает: «Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы».

В соответствии со статьей 12 Налогового кодекса в Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: фе­деральные, региональные (налоги и сборы субъектов РФ) и местные.

7. Сохранение природы и окружающей среды и бережное отношение к природным богатствам (ст. 58)

Эта обязанность распространяется на каждого (ст. 58 Конституции РФ), т.е. на индивидуальных субъек­тов (граждан России, иностранных граждан, лиц без гражданства), должностных лиц и организации, включая органы государства, орга­ны местного самоуправления, общественные объединения, коммерче­ские и иные структуры и т.п.

8. Защита Отечества (ст. 59)

Конституция Российской Федерации объявляет защиту Отече­ства долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (ч. 1 ст. 59). Ни иностранные граждане, ни лица без гражданства не обременены ею.

Кроме прохождения военной службы по призыву и по контракту, такая служба может быть заменена на альтернативную граждан­скую службу, представляющую собой особый вид трудовой деятель­ности в интересах общества и государства, осуществляемой гражда­нами взамен военной службы по призыву.

Это возможно в случае, если несение военной службы противоре­чит убеждениям или вероисповеданию гражданина России, а также в иных случаях, установленных федеральным законом (ч. 3 ст. 59 Кон­ституции РФ). Таким законом является Федеральный закон от 25 ию­ля 2002 г. № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе».

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Конституционные обязанности человека и гражданина

2. Совет Федерации

3. Гражданство Российской Федерации

Список используемой литературы

1. Конституционные обязанности человека и гражданина

Обязанности- составная часть правового статуса личности. Равенствообязанностей - этот принцип, установленный ч.2 ст.6 Конституции, касается каждого гражданина России и непосредственно связан с равенством прав и свобод. Он означает, что ни один гражданин не должен освобождаться или уклоняться от обязанностей, это бремя в равной мере распространяется на всех граждан.

Конституционные обязанности человека и гражданина - выраженные в конституционно-правовых нормах притязания конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, либо к поведению граждан данного государства независимо от места их нахождения. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В РФ конституционными обязанностями каждого, кто находится на ее территории являются: платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Конституционные обязанности только граждан РФ являются соблюдение Конституции РФ и законов и защита Отечества.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Согласно ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (ФЗ и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в т.ч. на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ), поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (например, ст.19 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (1994). Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

Часть 3 ст.17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно ст.75 Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Законом РФ «Об основах налоговой системы РФ» (1991) установлен закрытый перечень федеральных, региональных и местных налогов. Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

Однако обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы сочетается с определенными правами налогоплательщиков, установленными в законе (знакомиться с материалами проверок, обжаловать решения налоговых инспекций и др.). Конституция добавляет к этому, что законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Сохранение окружающей среды осознано мировым сообществом как первейшая задача и долг не только каждого государства, но и каждого человека планеты. Ст.57 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды» (2002). За нарушение природоохранного законодательства установлена имущественная, административная и уголовная ответственность.

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. В соответствии со ст.44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры. Данная конституционная обязанность связана с конституционным правом на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Защита Отечества. В соответствии со ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым, образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества и несение военной службы - это не одно и то же. Защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина «встать под ружье» в случае агрессии против России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.

Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», который установил, что на военную службу призываются все граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет , не имеющие права на освобождение или отсрочку от призыва. За уклонение от призыва на военную службу установлена уголовная ответственность.

Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица. Так, в ч.2 и 3 ст.38 Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан. Во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании. Во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих родителей и детей, когда они уже или еще не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности. Наряду с правовым закреплением высокоморального содержания этих конституционных предписаний государством предусмотрены соответствующие обязанности граждан, в частности материальное обеспечение. Гражданское и семейное законодательство регламентирует правоотношения, вытекающие из рассматриваемых конституционных обязанностей, обеспечивая охрану соответствующих им прав.

Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч.4 ст.43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Установление обязанности родителей носит более конкретный характер, но и здесь нарушение обязанности, к сожалению, не влечет какой-либо ответственности. Следовательно, правовой смысл данных обязанностей невелик, он сводится к разумному напоминанию людямо необходимости получения их детьми основного общего образования, без чего их жизненная адаптация окажется затрудненной.

Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы).

Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

2. Совет Федерации

Совет Федерации - верхняя палата Федерального Собрания - парламента России, включающая, согласно российской Конституции, по 2 представителя от каждого субъекта РФ -- по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Согласно ст. 11 Конституции РФ СФ относится к законодательной ветви власти.

До принятия Конституции РФ 1993 года Совет Федерации действовал как совещательный орган при Президенте РФ. Впервые был предусмотрен Положением о федеральных органах власти на переходный период Указом Президента РФ от 21.11.93 г. №1400, которым была прекращена деятельность Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ.

Согласно Федеральному закону от 5 декабря 1995 года № 192-ФЗ в Совет Федерации входили по должности главы законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, представитель двухпалатного законодательного органа определялся совместным решением обеих палат.

В 2000 году по инициативе Президента РФ В.В.Путина порядок формирования Совета Федерации изменён. Целью реформы стала замена губернаторов и глав законодательной власти назначенными представителями, которые должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе (при этом одного из них назначает губернатор, а второго -- законодательный орган региона). Главы региональной исполнительной власти были, таким образом, лишены возможности самостоятельно заниматься лоббированием своих интересов в столице и участвовать в партийной и политической деятельности на федеральном уровне. В качестве своего рода «компенсации» для региональных лидеров был создан консультативный орган -- Государственный совет, который периодически собирается в Москве и с участием президента рассматривает насущные вопросы жизни страны, но не имеет конституционного статуса.

Порядок формирования Совета Федерации определён Федеральным законом от 5 августа 2000 года № 113-ФЗ «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Согласно статье 95 Конституции РФ в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти субъектов РФ.

Членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин РФ не моложе 30 лет, обладающий избирательным правом. Член Совета Федерации от законодательного (представительного) органа субъекта РФ избирается данным органом на срок его полномочий, а при его формировании путём ротации - на срок полномочий однократно избранного депутата.

Член Совета Федерации - представитель от двухпалатного законодательного (представительного) органа избирается поочерёдно от каждой палаты на половину срока её полномочий. Кандидатуры для избрания вносятся председателем законодательного (представительного) органа (в двухпалатном представительном органе - председателями палат), альтернативные кандидатуры могут быть внесены группами депутатов не менее одной трети от их общей численности.

Представитель в Совет Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ на срок его полномочий, причем решение о назначении представителя вступает в силу, если на ближайшем заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ две трети от общего числа депутатов не проголосуют против его назначения. Кандидаты для избрания (назначения) представляют сведения о доходах и имуществе. Решения об избрании (назначении) члена Совета Федерации направляются в Совет Федерации в пятидневный срок принявшими их органами, на ближайшем заседании Совет Федерации подтверждает их полномочия.

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня вступления в силу решения о его избрании (назначении) и прекращаются со дня вступления в силу решения об избрании (назначении) нового члена Совета Федерации. Полномочия члена Совета Федерации могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом.

Основной функцией палаты в соответствии с Конституцией РФ является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов, принятых Государственной Думой, определяется Конституцией РФ и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

1. Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;

2. Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов (в порядке реализации права законодательной инициативы).

Компетенция Совета Федерации . К ведению Совета Федерации в соответствии со статьёй 102 Конституции РФ и некоторыми федеральными законами относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ, утверждение указов Президента РФ о введении чрезвычайного либо военного положения, решение вопроса о возможности использования Вооружённых Сил РФ за пределами территории РФ, назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности, назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ, его заместителей, заместителя председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов, трети членов Центральной избирательной комиссии РФ, а также рассмотрение заключаемых договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ.

Совет Федерации рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы, федеральные конституционные законы и законы о поправках к Конституции РФ в порядке, установленном Конституцией РФ, причём законы по ряду вопросов подлежат обязательному рассмотрения в Совете Федерации.

В ряде федеральных законов на Совет Федерации возложены и другие полномочия, не предусмотренные в Конституции РФ.

Совет Федерации, равно как и каждый член Совета Федерации, обладает правом законодательной инициативы. По вопросам своего ведения Совет Федерации принимает постановления большинством голосов от общего числа его членов, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией РФ.

Статус члена Совета Федерации определяется Конституцией РФ, согласно которой члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

Статус члена Совета Федерации также регулируется ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ».

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Периодичность его заседаний определяется самой палатой. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят раздельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента РФ или Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

Совет Федерации образует комитеты и комиссии из числа членов палаты. Совет Федерации вправе создавать, упразднять и реорганизовывать любые комитеты и комиссии. Комитеты Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты. Все члены Совета Федерации, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей, входят в состав комитетов. Состав каждого комитета утверждается палатой.

Комитеты осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам и по проектам федеральных конституционных законов; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов, организуют проведение парламентских слушаний и т.д.

3. Г ражданство Российской Федерации

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325.

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено согласно статье 11 Федерального закона:

По рождению;

В результате приема в гражданство РФ в общем порядке;

В результате приема в гражданство РФ в упрощенном порядке;

В результате восстановления в гражданстве РФ;

А также по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Приобретение гражданства РФ по рождению . Ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день рождения ребенка:

Оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (независимо от места рождения ребенка);

Один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является лицом без гражданства РФ, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (независимо от места рождения ребенка);

Один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой родитель является иностранным гражданином, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо если в ином случае он станет лицом без гражданства.

Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов и компетенцией принятия решения. В общем порядке решение принимает Президент РФ, в упрощенном -- руководители территориальных органов ФМС России по субъектам РФ.

Приём в гражданство РФ в общем порядке . Иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста восемнадцати лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:

Проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство РФ в течение пяти лет непрерывно;

Обязуются соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ;

Имеют законный источник средств к существованию;

Обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

Владеют русским языком.

Пятилетний срок проживания с видом на жительствона территории РФ, необходимый для получения гражданства РФ, сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

Наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладание лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для РФ;

Предоставление лицу политического убежища на территории РФ;

Признание лица беженцем.

Граждане государств, входивших в состав СССР, проходящие не менее трех лет военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях или в органах, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство РФ без условия беспрерывного проживания на территории РФ в течение пяти лет, и без представления вида на жительство.

Прием в российское гражданство в упрощенном порядке осуществляется при наличии оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 ФЗ. При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в частях 4 и 5 данной статьи, для которых достаточно иметь регистрацию по месту жительства на 1 июля 2002 или разрешение на временное проживание). В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица:

- имеющие хотя бы одного родителя, имеющего российское гражданство и проживающего на территории РФ (пункт «а» части 1 статьи 14);

- проживавшие и проживающие, в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств лица без гражданства, бывшие граждане СССР (пункт «б» части 1 статьи 14);

- получившие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование после 1 июля 2002 года в российских образовательных учреждениях граждане государств, входивших в состав СССР (пункт «в» части 1 статьи 14);

- родившиеся на территории РСФСР, и имевшие гражданство бывшего СССР (пункт «а» части 2 статьи 14);

- проживающие в РФ и состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (пункт «б» части 2 статьи 14);

- являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей -- граждан РФ (пункт «в» части 2 статьи 14);

Для приобретения гражданства в упрощенном порядке необходимо предварительно оформить разрешение на временное проживание в РФ.

Нетрудоспособные иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации до 1 июля 2002 года, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условия о сроке проживания на территории Российской Федерации и без представления вида на жительство.

Иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, зарегистрированные по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 года либо получившие разрешение на временное проживание в Российской Федерации, принимаются в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без представления вида на жительство и соблюдения условий о сроке проживания на территории Российской Федерации, а также без предоставления сведений о законных источниках дохода и подтверждения уровня владения русским языком, если они до 1 января 2006 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации.

В гражданство РФ принимаются ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения следующих условий:

- представление вида на жительство;

- беспрерывное проживание на территории Российской Федерации;

- обращение в полномочные органы иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося гражданства;

- предоставление сведений о законных источниках дохода;

- подтверждение уровня владения русским языком;

В гражданство РФ принимаются в упрощенном порядке, дети и недееспособные лица, являющиеся иностранными гражданами или лицами без гражданства:

- ребенок, один из родителей которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя и при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства РФ. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

- ребенок, единственный родитель которого имеет гражданство РФ, - по заявлению этого родителя;

- ребенок или недееспособное лицо, над которыми установлены опека или попечительство, - по заявлению опекуна или попечителя, имеющих гражданство РФ.

Восстановление в гражданстве РФ. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ. При этом срок их проживания на территории РФ с видом на жительствосокращается до трех лет. Кроме того, граждане Казахстана, Киргизии и Белоруссии могут приобретать гражданство РФ также в упрощенном порядке в соответствии с международными договорами , заключенными РФ с указанными государствами. Процедура рассмотрения заявлений о приеме в гражданство РФ сокращена и составляет три месяца со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов.

Список использованной литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с изм. и доп).

2. Федеральный Закон «О гражданстве Российской Федерации» от 17.10.2003 (с изм. и доп).

3. Козлова, Е.И. Конституционное право России: Учебник для вузов / Е.И.Козлова, О.Е.Кутафин. - М.: Юристъ, 2007. - 608 с.

4. Чиркин, В.Е. Конституционное право / В.Е.Чиркин. - М.: Юристъ, 2008. - 418 с.

5. Миронов, В.Ф. Гражданство в Российской Федерации: Российские и международные акты. Комментарии законодательства / В.Ф.Миронов, А.В. Российские и международные актыМиронов.- Издательство: ИНФРА-М, 2003. - 512 с.

Подобные документы

    Признаки конституционных обязанностей человека и гражданина в РФ. Правовой статус личности. Юридическая природа конституционных обязанностей. Защита Отечества, получение основного общего образования, обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы.

    курсовая работа , добавлен 25.06.2011

    Сущность правового статуса человека и гражданина, его правовое регулирование в Российской Федерации. Классификация конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их нормативное содержание, меры защиты, проблемы практической реализации.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2011

    Понятие, признаки и классификация конституционных (основных) прав, свобод и обязанностей человека и гражданина. Нормативное содержание конституционных прав, свобод и обязанностей гражданина в РФ. Реализация и защита конституционных прав и свобод в РФ.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2003

    Понятие правового аспекта личности. Принципы правового статуса личности в Российской Федерации. Равенство обязанностей. Система гарантий свобод человека и гражданина. Обязанности гражданина перед обществом и государством. Классификация ограничений.

    курсовая работа , добавлен 12.05.2014

    Права и свободы человека и гражданина как центральный конституционно-правовой институт. Особенности конституционно-правового статуса личности. Конституционные обязанности человека и гражданина, гарантии и защита прав и свобод человека и гражданина.

    реферат , добавлен 05.12.2010

    Характеристика правового статуса личности и его основные виды. Права, свободы и обязанности человека и гражданина в структуре правового статуса личности. Место и роль Конституционного Суда РФ в системе конституционных гарантий правового статуса личности.

    дипломная работа , добавлен 29.12.2016

    Публичные конституционные обязанности: основные черты, классификация. Регулирование внутренних правовых отношений личности и государства, обеспечение исполнения отдельных конституционных обязанностей в РФ: уплата налогов и сборов, защита Отечества.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2012

    Понятие и структура конституционного статуса личности. Конституционные принципы правового положения человека и гражданина в РФ. Проблемы реализации личных прав и свобод после принятия Конституции РФ 1993 г. Способы и порядок защиты личных прав и свобод.

    дипломная работа , добавлен 16.04.2013

    Понятие и признаки конституционных обязанностей гражданина в Российской Федерации. Юридическая природа основных конституционных обязанностей. Дисциплина труда как важная составляющая трудового процесса. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы.

    курсовая работа , добавлен 28.02.2011

    Понятие гражданства. Принципы правового статуса человека и гражданина в РФ. Конституционные права и свободы человека и гражданина. Личные права и свободы. Политические права и свободы. Социально-экономические права и свободы. Основные обязанности.

конституционный обязанность гражданин

Человек, находясь в обществе и постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей по отношению к обществу и согражданам. Поэтому обязанности - столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать независимо друг от друга.

Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него правомерного поведения, которое соответствовало бы юридическим нормам. Для этого государство определяет свои требования к человеку в виде обязанностей, устанавливает меры юридической ответственности за их невыполнение.

Обязанность - это необходимость любого лица соблюдать или исполнять правовые нормы, воздерживаться от запрещенных законом действий, т.е. должное поведение человека.

Государство, определяя обязанности, указывает человеку и гражданину вариант поведения, который обеспечивал бы нормальное развитие общества.

Основные конституционные обязанности человека и гражданина, как было указано выше, имеют всеобщий характер, не зависят от конкретного правового статуса лица и закрепляются на высшем конституционном уровне. При этом одни конституционные обязанности возлагаются на каждого человека, другие - только на граждан РФ. В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом.

Но прежде чем начать разговор об основных обязанностях граждан Российской Федерации нужно особо отметить принцип равенства обязанностей, он закреплен в ч.2 ст.6 Конституции Российской Федерации 1993 года. В нем в частности говорится, что каждый гражданин обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. В практическом плане это означает, что ни один гражданин не должен уклоняться от обязанностей, и это правило в равной мере распространяется на всех граждан.

сказала выше, обязанности, установленные Конституцией Российской Федерации для всех едины.

> Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы

Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты.

По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах. Соблюдение Конституции РФ и законов иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы распространяется и на неграждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции и законов - всеобщее правило, без исключений.

Данную конституционную обязанность не следует ограничивать только

Конституцией Российской Федерации и собственно законодательными актами. В ней заложено более широкое содержание, которое можно определить, как законопослушание. А это значит, что граждане обязаны также соблюдать подзаконные акты, конституции и законы субъектов Федерации, акты местного самоуправления. По существу, речь идет о соблюдении действующего российского законодательства, которое включает акты не только высшей юридической силы.

Помимо обшей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты.

Так, в ч. 5 ст. 13 запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Эта норма конкретизирует конституционную обязанность гражданам, предписывая им воздерживаться от указанных действий.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...