Предложения прокуратур в советы органов местного самоуправления. Информационное письмо о практике рассмотрения органами местного самоуправления муниципальных образования камызякского района актов прокурорского реагирования. Взаимодействие прокуратуры с ор

Основные формы взаимодействия органов прокуратуры с органами местного самоуправления определены в Законе о прокуратуре, согласно которому прокуратура осуществляет надзор за исполнением органами местного самоуправления и их должностными лицами законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также за соответствием законам издаваемых указанными органами правовых актов.
В этих целях органы прокуратуры и местного самоуправления осуществляют обмен информацией (в том числе посредством актов прокурорского реагирования) об имеющихся нарушениях, принимают меры к их устранению, а также к устранению способствующих им причин и условий.
Все формы взаимодействия в зависимости от целей условно можно разделить на профилактические (превентивные), когда взаимодействие осуществляется в целях недопущения нарушений закона, принятия незаконных правовых актов, и на те формы, когда взаимодействие осуществляется в целях устранения уже совершенных нарушений чаще всего путем внесения актов прокурорского реагирования. Такие, назовем их реакционные, формы взаимодействия преобладали в практической деятельности органов прокуратуры до 2007 г. Приказами Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144, от 2 октября 2007 г. N 155 были закреплены требования, не ослабляя надзора за законностью нормативных правовых актов, принять меры к углублению сотрудничества с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления, на регулярной основе участвовать в подготовке ими проектов законов и иных нормативных правовых актов, работе комитетов, комиссий и рабочих групп, осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов и их проектов, готовить по ним заключения, использовать иные профилактические формы взаимодействия. Приказ Генерального прокурора РФ от 21 июня 2013 г. N 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями" окончательно закрепил тенденцию к снижению давления на органы местного самоуправления.
Вместе с тем в настоящее время существенное значение приобретает вопрос о том, какие формы взаимодействия органов прокуратуры и местного самоуправления (превентивные или реакционные) являются наиболее эффективными и способствуют укреплению законности.
Прокуратурой города Новосибирска наработана обширная практика использования различных форм взаимодействия с органами местного самоуправления городского округа. Наиболее характерна оценка законности проектов всех нормативных правовых актов, принимаемых Советом депутатов и мэром города Новосибирска, участие в их разработке и обсуждении в рамках рабочих групп, постоянных депутатских комиссий, президиумов мэрии города. Вопросы взаимодействия, в том числе обмена проектами нормативных правовых актов и информацией о результатах их оценки, урегулированы в трехстороннем соглашении, заключенном между прокуратурой г. Новосибирска, мэрией города и Советом депутатов, а также в регламентах работы этих органов местного самоуправления. На регулярной основе с участием прокурорских работников и муниципальных служащих проводятся совместные совещания-семинары, направленные на повышение качественного уровня правотворчества. Принимаемые меры способствуют снижению числа выявляемых органами прокуратуры незаконных нормативных правовых актов.
Однако применение органами прокуратуры превентивных (профилактических) форм взаимодействия с органами местного самоуправления не всегда имеет позитивный результат и в некоторых случаях приводит к затягиванию процесса приведения местных нормативных правовых актов в соответствие с федеральным законодательством, особенно в тех случаях, когда вопрос требует сложного правового анализа, обладает принципиальным для правоприменения характером.
Примером может служить практика взаимодействия прокуратуры и Совета депутатов г. Новосибирска с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством положений местных нормативных правовых актов, регулирующих полномочия представительного органа и его депутатов в сфере управления муниципальным имуществом.
В одном из поступивших в прокуратуру города для оценки проектов решений Совета депутатов предлагалось внести изменения в Порядок размещения временных объектов на территории г. Новосибирска. Суть изменений заключалась в закреплении права депутата, в округе которого расположен такой объект, давать согласие на заключение и продление срока действия договора аренды земельного участка под ним.
В другом случае прокуратурой города оценивался проект решения Совета депутатов города о внесении изменений в Порядок управления и распоряжения имуществом муниципальной казны города Новосибирска. Этим проектом предлагалось наделить Совет депутатов правом согласовывать решение мэрии города об использовании права требовать выкупа акционерным обществом принадлежащих городу Новосибирску акций.
Положения двух названных проектов по результатам проведенной прокуратурой города правовой оценки были признаны незаконными. Заключения с обоснованием позиции прокуратуры и предложением исключить незаконные положения до принятия в установленном порядке нормативных правовых актов были направлены в Совет депутатов. Однако с учетом того, что вопрос и в том и в другом случае имел принципиальное значение для депутатов, предложения прокуратуры города, в том числе по результатам обсуждения с участием прокурорских работников на сессии представительного органа, были отклонены. Не была поддержана и просьба прокуратуры, обращенная в письме на имя мэра города, не подписывать решение Совета депутатов, содержащее незаконные положения.
В силу п. 4.2 Приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" при выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты необходимо руководствоваться тем, что прокурор обязан безотлагательно принести протест на незаконный правовой акт. Обратиться с заявлением в суд, в соответствии с этим пунктом Приказа, прокурор может лишь в случае отклонения протеста. Для реализации указанного требования прокуратура города незаконные решения Совета депутатов после их опубликования и вступления в силу опротестовала. Протесты были рассмотрены на очередной сессии Совета депутатов. В связи с тем что позиция представительного органа не изменилась, протесты, как и ожидалось, были отклонены. Решения суда первой инстанции, которыми были удовлетворены требования прокуратуры города о признании нормативных правовых актов противоречащими федеральному законодательству, были оспорены Советом депутатов в вышестоящие судебные инстанции, однако оставлены в силе. Таким образом, правовые нормы, на незаконность которых прокуратура города указывала еще на стадии разработки проекта документа, действовали в течение недопустимо длительного срока. Подобные ситуации не единичны.
Представляется, что сокращению времени, требуемого для приведения нормативного правового акта в соответствие с федеральным законодательством, способствовала бы новая редакция п. 4.2 названного Приказа Генерального прокурора РФ N 195, которая бы не обязывала прокуроров приносить протест на те правовые акты, о незаконности которых уже указывалось принимающему их органу на стадии разработки и утверждения проекта.
Неисполнение законных требований прокурора о необходимости привести в соответствие с федеральным законодательством муниципальные правовые акты и последующее затягивание процесса восстановления законности влечет негативные последствия, в том числе и административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ, которая зачастую не применялась по причине пропуска установленного ст. 4.5 КоАП трехмесячного срока привлечения к ответственности. Поэтому представляется, что внесенные Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 434-ФЗ в ст. 17.7 КоАП изменения, дополнившие санкцию дисквалификацией виновного должностного лица и, соответственно, увеличившие срок привлечения к ответственности до одного года, будут безусловно способствовать укреплению законности в сфере муниципального правотворчества, а также повышению эффективности всех форм взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления.

    УЧАСТИЕ ПРОКУРОРОВ В НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

    Р.И. ЗАГИДУЛЛИН

    Обеспечение единства правового пространства - одна из важных задач органов прокуратуры. Ввиду отсутствия у муниципальных образований достаточных материальных ресурсов и профессиональных кадров, прежде всего юридической специальности, особую актуальность приобретает обеспечение соответствия муниципальных нормативных правовых актов нормативным правовым актам органов государственной власти.
    Эта задача аккумулирует вокруг себя множество форм организации взаимодействия между органами прокуратуры и местной властью. Прокуратура Республики Татарстан прежде всего нацеливает городских и районных прокуроров на предотвращение принятия незаконных нормативных правовых актов, акцент в работе органов прокуратуры республики сделан на выявление в муниципальных актах положений, противоречащих действующему законодательству, до их принятия, т.е. на проектном уровне.
    Приказом Генерального прокурора РФ от 17 сентября 2007 г. N 144 "О правотворческой деятельности органов прокуратуры и улучшении взаимодействия с законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления" прокурорам предписано, не ослабляя надзора за законностью нормативных правовых актов, осуществлять правовую экспертизу проектов нормативных правовых актов, в том числе органов местного самоуправления. Реализация Приказа предполагает обеспечение поступления в органы прокуратуры всех разрабатываемых в муниципалитетах проектов нормативных правовых актов.
    Для исполнения поставленных задач и оказания практической помощи прокурорам городов и районов Республики Татарстан в 2012 г. прокуратурой Республики Татарстан заключены многосторонние соглашения с Министерством юстиции Республики Татарстан, Советом муниципальных образований Республики Татарстан и главами муниципальных районов Республики Татарстан о взаимодействии в сфере обеспечения единства правового пространства, законности нормативных правовых актов и полноты правового регулирования.
    В соответствии с соглашениями главы муниципальных районов обеспечивают представление органам прокуратуры всех проектов муниципальных нормативных правовых актов до их принятия и в течение 10 дней с момента принятия всех муниципальных нормативных правовых актов - для изучения их на предмет соответствия законодательству.
    Соглашение является основой для взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления. Механизм взаимодействия по вопросам представления органами местного самоуправления проектов нормативных правовых актов в органы прокуратуры для изучения, включая сроки и формы обмена документами, вырабатывается на местах.
    Следует отметить, что в Республике Татарстан сложились различные механизмы исполнения требований Приказа Генерального прокурора РФ N 144 в части обеспечения поступления в органы прокуратуры проектов муниципальных нормативных правовых актов.
    Например, в некоторых районах республики по инициативе прокуроров заключены двухсторонние соглашения между городскими, районными прокуратурами и органами местного самоуправления, в соответствии с которыми последние берут на себя обязательство представлять в органы прокуратуры все проекты муниципальных нормативных правовых актов (Агрызский, Аксубаевский, Альметьевский, Арский, Атнинский, Балтасинский, Бугульминский районы и т.д.).
    Есть практика внесения изменений в регламенты представительных органов местного самоуправления, в которых закрепляется обязанность органов местного самоуправления направлять в органы прокуратуры проекты нормативных правовых актов до их принятия.
    Так, по предложению Бавлинской городской прокуратуры в регламенты всех представительных органов муниципальных образований района были внесены изменения (изменения в регламенты советов района и городского поселения внесены в 2012 г., в регламенты сельских поселений - в 2013 году). В частности, в регламентах закреплено, что за 10 дней до принятия нормативного правового акта в прокуратуру по электронной почте представляется проект, по результатам изучения которого в органы местного самоуправления направляется соответствующее заключение. Эта модель взаимоотношений способствует также и сокращению бумажного документооборота.
    Ввиду действенности этой формы обеспечения поступления в органы прокуратуры проектов нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления в указании прокурора Республики Татарстан от 1 августа 2013 г. N 65/7у "Об исполнении Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 N 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями" прокурорам городов и районов, с целью своевременного и полного поступления проектов муниципальных нормативных правовых актов, предписано инициировать внесение изменений в регламенты представительных органов местного самоуправления, закрепив в них обязанности направлять в прокуратуру проекты нормативных правовых актов в 10-дневные сроки до их принятия. В случае нарушения установленных сроков - предусмотреть снятие с повестки дня рассмотрение соответствующего проекта.
    Представляется интересным положительный опыт прокуроров городов и районов по нормативному закреплению обязанности органов местного самоуправления направлять для изучения в органы прокуратуры проекты нормативных правовых актов.
    Так, по инициативе Азнакаевского городского прокурора порядок представления проектов муниципальных нормативных правовых актов в городскую прокуратуру был закреплен в уставах всех 29 муниципальных образований Азнакаевского муниципального района. Согласно уставам муниципальных образований проекты представляются в городскую прокуратуру не менее чем за 10 суток до дня их рассмотрения и принятия.
    В столице республики по предложению прокурора города принято Постановление Исполнительного комитета от 27 апреля 2010 года N 4330, которым нормативно закреплен порядок направления в прокуратуру города Казани проектов нормативных правовых актов Исполкома.
    В целях упорядочения процесса поступления в прокуратуру Верхнеуслонского района республики нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов и улучшения дисциплины должностных лиц органов местного самоуправления в этом вопросе прокуратурой района разработан модельный нормативный правовой акт, регламентирующий процедуру представления органами местного самоуправления нормативных правовых актов и их проектов, в том числе и в электронной форме. Модельный акт направлен прокуратурой Верхнеуслонского района во все муниципальные образования района. В настоящее время соответствующие решения приняты Советом Верхнеуслонского муниципального района и в 7 сельских поселениях. В остальных муниципальных образованиях решения находятся на стадии принятия.
    Практика нормативного закрепления обязанности органов местного самоуправления представлять в органы прокуратуры проекты муниципальных нормативных правовых актов, а также принятые нормативные правовые акты оказывает положительное влияние на обеспечение изучения прокуратурой всех проектов и принимаемых в муниципальном образовании актов.
    Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность согласно федеральным законам и законам субъектов Федерации.
    Следует отметить, что органы прокуратуры, в целях снижения нагрузки на органы местного самоуправления в рамках организации представления в органы прокуратуры республики проектов нормативных правовых актов, все активней инициируют переход на взаимодействие в электронной форме. Особенно это актуально для сельских поселений, удаленно расположенных от районного центра.
    Например, Мамадышский муниципальный район включает в себя 33 муниципальных образования. В связи с большим количеством муниципалитетов, а также в целях снижения бумажного документооборота прокуратурой Мамадышского района налажено взаимодействие с органами местного самоуправления в электронном виде. Так, проекты муниципальных актов поступают в прокуратуру района в электронной форме одним из следующих способов: путем направления их на электронный адрес прокуратуры, путем направления электронного носителя с нарочным или почтой, путем представления в прокуратуру района для копирования проектов муниципальных актов USB-накопителя. Заключения по проектам нормативных правовых актов также направляются почтой или по электронной почте. В этих целях в прокуратуре района сформирован список официальных адресов электронной почты органов местного самоуправления Мамадышского муниципального района.
    В Актанышском муниципальном районе республики между прокуратурой и органами местного самоуправления достигнуто соглашение о том, что все проекты нормативных правовых актов представительных и исполнительных органов местного самоуправления направляются для изучения в прокуратуру по электронной почте, заключения в указанные органы также направляются в электронном виде.
    Все обозначенные меры способствуют достижению поставленной цели. Так, за 9 месяцев 2013 года городскими и районными прокурорами Республики Татарстан изучено 9782 проекта, что на 3960 больше, чем за аналогичный период 2011 года. При этом по требованию прокуроров из 1819 проектов исключены не соответствующие законодательству положения.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Муниципальное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

Ушакова Марина Александровна

студент 4 курса, юридического факультета ВятГГУ, г. Киров

E- mail : MaPuLLika 26@ yandex . ru

Ложкина Татьяна Евгеньевна

старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин, ВятГГУ, г. Киров

Одним из важных направлений деятельности прокуратуры является создание условий для обеспечения надлежащего взаимодействия с органами государственной власти и органами местного самоуправления. Под «взаимодействием» в данном случае понимается взаимосогласованная деятельность различных органов, имеющих общие цели, задачи .

Оптимизация взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления в настоящее время является одним из актуальных вопросов. Так, на Межведомственном совещании по вопросам взаимодействия надзорных и контролирующих органов с органами местного самоуправления Кировской области были выделены следующие проблемы :

во-первых, результаты надзорной работы свидетельствуют о многочисленности и распространённости нарушений закона в деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц. Значительное количество нарушений, связанных с принятием органами местного самоуправления незаконных правовых актов, превышением их компетенции, а также несвоевременностью приведения актов в соответствие с федеральным законодательством. В большинстве случаев это является следствием низкой квалификации муниципальных служащих, которые не обладают достаточными знаниями действующего российского законодательства, не отслеживают изменения, вносимые в региональное и федеральное законодательства;

во-вторых, надзорные и контролирующие органы продолжают практику направления большого количества запросов, в том числе с сокращёнными сроками исполнения, истребования сведений, содержащихся в официальных источниках или не относящихся к компетенции органов местного самоуправления.

За период с начала муниципальной реформы в России, органы местного самоуправления проделали большую работу. В результате всех преобразований местная власть стала наиболее приближена к населению. Ее основными функциями стали: непосредственное обеспечение повседневной жизни людей на местах, включающее управление муниципальной собственностью, формирование и исполнение местного бюджета, обеспечение граждан жильем и предоставление коммунальных услуг, а также охрану общественного порядка. В связи с этим вопросы законности в деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения находятся под надзором органов прокуратуры .

Это связано с тем, что совершенствование системы органов местного самоуправления не обходится без определенных трудностей. Практика свидетельствует, что нарушения законов среди органов местного самоуправления широко распространены и количество их практически не снижается .

Считаем обоснованным мнение Генерального прокурора Российской Федерации Ю.Я. Чайки, что проблемы в данной сфере связаны с частым изменением законодательства и, соответственно, соблюдение «буквы закона» без профессионального юридического состава достаточно сложно. Однако далеко не все муниципалитеты имеют сильные юридические службы. В целях осуществления взаимодействия органов прокуратуры с органами местного самоуправления возможно проведение работы по повышению уровня правовой грамотности представителями прокуратуры, которая включает правовое обучение и повышение квалификации представителей органов местного самоуправления, муниципальных служащих .

В рамках данного направления в Кировской области на муниципальном уровне прокурорами оказывается практическая помощь органам местного самоуправления в разработке модельных правовых актов. Так, например, прокуратурой Фаленского района разработан модельный проект «О нормах предельной заполняемости территорий в местах проведения публичных мероприятий», который рассмотрен и принят.

Однако и здесь возникает проблема - «копирование» данного модельного акта без должной работы над его содержательной частью. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления рассматривают модельный акт не просто в качестве образца, требующего переработки применительно к условиям конкретного муниципального образования, а как проект правового акта, требующий его одобрения .

Согласно требованиям приказа Генерального прокурора № 243 от 24 ноября 2008 года «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» , прокурор вправе вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных нормативных правовых актов . Однако, вопрос реализации данного права, закрепленного в статье 9 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», остается актуальным и в настоящее время. Проблемы возникают в связи с тем, что в федеральном законодательстве не урегулирован вопрос наделения уставами муниципальных образований районных прокуроров правом правотворческой инициативы. В данном случае также необходимо установление взаимоотношений между органами прокуратуры и органами местного самоуправления. В целях улучшения правотворческой деятельности прокуроры направляют в представительные органы местного самоуправления предложения о внесении в уставы муниципальных образований норм, предоставляющих право правотворческой инициативы прокурору района .

Нарушение законности органами местного самоуправления, по словам главы Минрегиона России Виктора Басаргина, связано также с тем, что возрастает количество запросов от различных органов государственной власти и органов прокуратуры к органам местного самоуправления. Организация проверок между этими органами не скоординирована и для дачи ответа установлены крайне сжатые сроки. Все это негативно сказывается на эффективности работы местных органов, так как для подготовки соответствующих документов требуется большое количество времени и на осуществление своих обязанностей остается мало времени .

Прокурор Кировской области С.П. Бережицкий, говоря о взаимодействии с муниципальной властью, сообщил: за 2010 год прокуратура провела в органах местного самоуправления 3900 проверок. За 2011 год - 4300 проверок .

С.П. Бережицкий подчеркивает необходимость повышения эффективности взаимодействия, потому что руководители муниципалитетов и контрольные органы - партнёры, решающие одну задачу - улучшение жизни граждан .

Кроме этого, считаем целесообразным мнение В. Басаргина о том, что в целях повышения эффективности взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления необходимо рассмотреть вопрос о расширении практики предоставления органами местного самоуправления запрашиваемой информации в электронном виде. Это значительно сократит время на подготовку документов, необходимых для проверки и, соответственно, органы местного самоуправления смогут исполнять свои обязанности в полном объеме, что приведет к повышению эффективности в принятии ими решений .

Подводя итог выше сказанному, предлагаем следующие пути повышения эффективности взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления для решения имеющихся проблем:

во-первых, в целях улучшения правотворческой деятельности прокуроров ввести в уставы муниципальных образований нормы, предоставляющих право правотворческой инициативы прокурорам района;

во-вторых, необходимо прописать порядок проведения проверок органов местного самоуправления. Они должны проводиться с адекватной периодичностью и при наличии разумных оснований;

в-третьих, нужно запретить запрашивать открытую информацию, запретить проведение одновременных проверок сразу несколькими контрольными органами;

в-четвертых, следует законодательно установить сроки рассмотрения прокурорского запроса и прокурорского протеста. Следует ограничить право надзорных органов требовать ответа в сокращенные сроки или так называемого «немедленного ответа»;

в-пятых, необходимо изменить подходы к работе надзорных органов: целью проверок должен быть не поиск нарушений, а их профилактика, методическая поддержка.

Список литературы:

1.Винокуров В.Ю. Прокурорский надзор [Текст]: учебник для вузов / под ред. В.Ю. Винокурова. 6-е изд., перераб и доп. М.: Высшее образование, 2005. - 460 с.

2.Межведомственное совещание по вопросам взаимодействия надзорных и контролирующих органов с органами местного самоуправления Кировской области [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://prokuratura-kirov.ru (дата обращения 01.10.2013).

3.Петрова О.Н. Краткая характеристика правовых средств органов прокуратуры по обеспечению законности в сфере местного самоуправления [Текст] / Петрова О.Н. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 1. - 318 с.

4.Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 24 ноября 2008 года № 243 «Об участии органов прокуратуры в законопроектной работе законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и нормотворческой деятельности органов местного самоуправления» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс»: [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения 05.10.2013).

5.Прокуратура и муниципалитеты региона договорились о сотрудничестве [Текст] / Информационная служба ВСМС // Информационный бюллетень местного самоуправления. - 2011. - № 36. - 36 с.

6.Решение совместного совещания по проблемам взаимодействия органов прокуратуры и органов местного самоуправления [Текст] / Генеральная прокуратура РФ // Государственное управление. - 2011. - № 1. - 98 c.

ПРОКУРАТУРА ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ С ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Одной из основных задач системы органов местного самоуправления является реализация вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, что требует повышенного внимания к организации надзора за исполнением указанными органами и их должностными лицами Конституции Российской Федерации , федерального законодательства, законов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов.

Вместе с тем необоснованное вмешательство прокуроров в их деятельность, проведение проверок при отсутствии к тому законных оснований, истребование значительных объемов документов и сведений, принятие мер реагирования по малозначительным нарушениям препятствуют нормальному функционированию органов местного самоуправления, затрудняют исполнение ими закрепленных полномочий. Работа органов прокуратуры по осуществлению мониторинга состояния законности и координации в сфере контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления требует дополнительной активизации, поскольку не решена проблема обеспечения законности функционирования контрольных (надзорных) органов. Не всегда предпринимаются предупредительные меры по исключению фактов необоснованного вмешательства в деятельность муниципалитетов и предъявления незаконных требований.

В целях совершенствования надзора за исполнением законодательства об органах местного самоуправления, во исполнение приказов Генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 N 252 "О совершенствовании прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства органами государственной власти, местного самоуправления, иными органами и организациями" (далее - Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.06.2013 N 252), от 21.04.2014 N 222 "О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления" (далее - Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 21.04.2014 N 222), руководствуясь ст. 18 , приказываю:

1. Заместителям прокурора края, руководителям подразделений аппарата прокуратуры края, территориальным (специализированным) прокурорам безотлагательно принять меры к совершенствованию механизма взаимодействия и конструктивного обмена информацией с органами местного самоуправления и контрольно-надзорными органами.

Исключить факты неправомерного вмешательства прокурорских работников и контрольно-надзорных органов в деятельность органов местного самоуправления и их должностных лиц. При их установлении давать правовую оценку и бескомпромиссно решать вопрос об ответственности виновных лиц.

2. Городским, районным, специализированным прокурорам:

2.1. Обеспечить надлежащее планирование надзорной деятельности, предусмотрев исключение случаев неоднократного проведения проверок соблюдения одних и тех же обязательных требований в течение короткого периода времени, а также дублирования их различными ведомствами. При планировании надзорных мероприятий в отношении органов местного самоуправления учитывать результаты ранее проведенных уполномоченными органами проверок, не подменяя при этом функции контролирующих органов.

Информировать глав муниципальных образований муниципальных районов и городских округов о запланированных территориальной (специализированной) прокуратурой мероприятиях в органах местного самоуправления в течение 15 дней с даты утверждения плана.

Проверки исполнения законов проводить в строгом соответствии с требованиями ч. 2 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" , п. 6 Приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также анализа состояния законности, других материалов о допущенных правонарушениях, требующих применения мер прокурорского реагирования. При выявлении нарушений закона принимать исчерпывающие меры прокурорского реагирования, в том числе формировать при наличии оснований материалы для направления в порядке п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ в органы предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц.

О результатах проверок информировать должностных лиц органов местного самоуправления.

2.2. Во взаимодействии с органами местного самоуправления принять меры к надлежащему исполнению требований Федерального закона от 09.02.2009 N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" .

2.3. Продолжить получение необходимой информации о деятельности поднадзорных муниципалитетов из доступных официальных источников, в том числе сети Интернет, средств массовой информации, справочно-правовых систем. Для получения истребуемых документов и сведений использовать возможности электронного документооборота. В ходе проверок исключить повторные запросы муниципальных нормативных правовых актов, имеющихся в прокуратуре, а также получение документов, материалов и сведений, явно выходящих за предмет проверки.

2.4. Не допускать необоснованного возложения на муниципалитеты обязанностей по предоставлению в прокуратуру на регулярной основе сведений и материалов, а также не предусмотренных законодательством статистических данных.

Обеспечить ведение перечня информации, запрашиваемой из органов местного самоуправления для подготовки анализа состояния законности на поднадзорной территории, докладных записок в соответствии со списком (приказов, указаний, распоряжений), по которому установлены контрольные сроки исполнения поручений с указанием периодичности. Указанный перечень ежегодно направлять в исполнительно-распорядительный орган муниципального района (городского округа) для обеспечения своевременной подготовки и предоставления сведений в органы прокуратуры, в том числе на электронных носителях.

Оперативно принимать меры к исключению из перечня информации, необходимость в которой для организации надзорной деятельности отпала.

2.5. При истребовании сведений устанавливать разумные сроки для исполнения запросов с учетом сложности поставленных вопросов и объема запрашиваемых документов. Проверки и изучение значительного объема документации практиковать непосредственно в органах местного самоуправления.

2.6. Исключить факты реализации прокурорских полномочий в отношении органов местного самоуправления в целях искусственного наращивания статистических показателей работы, дробления, тиражирования актов реагирования.

Оценивать возможные негативные последствия исполнения формальных требований прокурора, имея в виду, что акты реагирования должны быть направлены не на разрушение существующих правоотношений, а на их корректировку и приведение в соответствие с действующим законодательством.

В случаях внесения актов прокурорского реагирования, предполагающих увеличение финансовых расходов органов государственной власти края и местного самоуправления, учитывать необходимость корректировки соответствующих бюджетов и их финансовую сбалансированность.

Последовательно обеспечивать профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически информировать должностных лиц местного самоуправления о типичных нарушениях законодательства, выявляемых органами прокуратуры, внося конкретные предложения по их устранению и недопущению впредь.

2.7. Практиковать проведение межведомственных совещаний органов прокуратуры и местного самоуправления по проблемам взаимодействия, исполнения законодательства, соблюдения прав граждан.

2.8. Обеспечить на системной основе работу по повышению юридической грамотности и правовой культуры должностных лиц органов местного самоуправления на поднадзорной территории.

2.9. Осуществлять координацию деятельности контрольно-надзорных органов в отношении муниципалитетов, добиваясь исключения фактов не основанных на законе проверок. Принять меры по недопущению фактов дублирования контрольных мероприятий и привлечения к ответственности должностных лиц местного самоуправления различными ведомствами за одно и то же нарушение.

2.10. Исключить случаи согласования контрольно-надзорным органам внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, в том числе по ранее выданным предписаниям.

2.11. Требования о проведении внеплановых проверок органов местного самоуправления и их должностных лиц контрольно-надзорным органам направлять при наличии поступивших в органы прокуратуры материалов и обращений, содержащих информацию о фактах нарушения законов, в порядке, установленном Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21.04.2014 N 222 , Приказом прокурора Пермского края от 30.04.2013 N 41 "Об упорядочении направления органами прокуратуры края требований о проведении проверок в территориальные подразделения федеральных органов и региональных органов контроля (надзора) и организации их учета, в том числе проводимых органами муниципального контроля".

При этом учитывать, что требования о проведении контрольно-надзорных мероприятий в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц уполномочен направлять только прокурор края.

Ответы заявителям в таких случаях давать с учетом сведений о принятых контрольно-надзорным органом мерах по результатам проведенных им мероприятий и одновременной оценкой правомерности и полноты принятых решений.

Исключить из практики случаи направления требований в отсутствие к тому оснований, а также неуполномоченным органам.

2.12. На постоянной основе проводить мониторинг состояния законности в сфере контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления и практики прокурорского реагирования в данном направлении, в том числе анализировать факты оспаривания в суде актов реагирования и их последствий.

3. Управлению по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры края (далее - Управление) во взаимодействии с заинтересованными подразделениями аппарата прокуратуры края:

3.1. Обеспечить реализацию полномочий органов прокуратуры по формированию и согласованию ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок и согласованию внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Организацию исполнения названных полномочий возложить на заместителя начальника, старших прокуроров Управления.

При необходимости начальником Управления вышеуказанные обязанности могут быть временно возложены на иных работников Управления.

3.1.1. Организацию и техническое сопровождение электронного документооборота возложить на отдел материально-технического обеспечения, эксплуатации зданий и транспорта прокуратуры края.

3.1.2. Старшему помощнику прокурора края по взаимодействию со средствами массовой информации обеспечить размещение на официальном сайте прокуратуры края в информационно-телекоммуникационной сети Интернет ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и их должностных лиц.

3.2. Сверки данных с органами государственного контроля (надзора) об осуществленных плановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводить не реже одного раза в полугодие.

3.3. Организовать учет требований о проведении проверок в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц, направляемых органами прокуратуры в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля на бумажном носителе и в электронном виде.

3.4. На регулярной основе осуществлять системный сбор, накопление и обработку информации о нарушениях прав органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении государственного контроля (надзора), включая сведения средств массовой информации.

3.5. В постоянном режиме осуществлять мониторинг размещаемой на официальных сайтах органов государственного контроля (надзора) информации, предусмотренной ч. 2.7 ст. 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" . При установлении фактов незаконного привлечения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления к ответственности давать принципиальную оценку действиям сотрудников контролирующих органов и принимать необходимые меры реагирования.

3.6. Использовать выводы и результаты обобщений для совершенствования надзорной практики.

3.7. Выносить проблемные вопросы обеспечения законности и организации прокурорского надзора на рассмотрение заседаний коллегии прокуратуры края и (или) межведомственных совещаний, рабочих групп.

4. Утвердить и ввести в действие с момента подписания настоящего Приказа Регламент согласования в прокуратуре Пермского края внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (приложение N 1); форму Акта сверки данных с органами государственного контроля (надзора) об осуществленных плановых проверках деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (приложение N 2 - не приводится); форму Журнала учета заявлений о согласовании внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (приложение N 3 - не приводится); форму Журнала учета требований о проведении проверок в отношении органов местного самоуправления и их должностных лиц, направляемых органами прокуратуры в органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля (приложение N 4 - не приводится).

5. Территориальным (специализированным) прокурорам, руководителям подразделений аппарата прокуратуры края представлять в Управление информацию:

Об исполнении п. 3 Решения окружного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и заместителе Генерального прокурора Российской Федерации по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления от 30.11.2012 - раз в полугодие к 5 июня и 5 декабря.

Установить, что конкретные требования к содержанию докладных записок и порядку их предоставления устанавливаются соответствующим дополнительным письмом прокуратуры края.

Управлению обеспечить обобщение полученной информации и подготовку докладных записок:

В Генеральную прокуратуру Российской Федерации о состоянии законности и практике прокурорского надзора в рассматриваемой сфере - каждое полугодие к 25 июля и в составе докладной записки о результатах работы за год;

В Управление Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Приволжском федеральном округе об исполнении п. 3 Решения окружного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и заместителе Генерального прокурора Российской Федерации по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления от 30.11.2012 - раз в полугодие к 20 июня и к 20 декабря.

6. Признать утратившими силу:

Указание прокурора Пермского края от 09.10.2013 N 114/7 "Об исключении из практики прокурорского надзора фактов необоснованного вмешательства в деятельность органов местного самоуправления";

Поручение первого заместителя прокурора Пермского края от 14.02.2013 N 7/3-22-2013 об организации исполнения Решения окружного совещания при полномочном представителе Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе и заместителе Генерального прокурора Российской Федерации по осуществлению контрольно-надзорной деятельности в отношении органов местного самоуправления от 30.11.2012;

Поручение первого заместителя прокурора Пермского края от 10.02.2014 N 7-19-2014 о предоставлении сведений о проверках органов местного самоуправления.

7. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителей прокурора края по курируемым направлениям деятельности.

Приказ направить заместителям прокурора края, начальникам управлений, отделов прокуратуры края, территориальным (специализированным) прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Прокурор края
государственный советник
юстиции 3 класса
А.Ю.БЕЛЫХ

Приложение N 1. РЕГЛАМЕНТ СОГЛАСОВАНИЯ В ПРОКУРАТУРЕ ПЕРМСКОГО КРАЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Приложение N 1
к Приказу
прокурора края
от 08.08.2014 N 161

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Регламент согласования в прокуратуре Пермского края внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (далее - Регламент) определяет принципы, общие условия, порядок и сроки согласования проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в прокуратуре края.

1.1. Организация работы в прокуратуре Пермского края по согласованию внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления строится в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" , Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21.04.2014 N 222 "О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления" , а также данным Регламентом и приказом об его утверждении.

1.3. Реализацию полномочий прокуратуры края по согласованию внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в прокуратуре края обеспечивают старшие прокуроры управления по надзору за исполнением федерального законодательства (далее - Исполнители, Исполнитель) в соответствии с Положением об управлении по надзору за исполнением федерального законодательства (далее - Управление) и распределением обязанностей. При необходимости начальником Управления исполнение отдельных полномочий по согласованию проведения внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, закрепленных за работниками Управления, может быть временно поручено иным работникам Управления.

1.4. Заместитель начальника Управления несет ответственность за надлежащую организацию и осуществление работы на данном направлении прокурорской деятельности. Контроль за работой Исполнителей осуществляет начальник Управления, а также курирующий Управление заместитель прокурора.

2. ПОРЯДОК СОГЛАСОВАНИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕПЛАНОВЫХ ПРОВЕРОК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

2.1. Прием решения органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки в отношении органа местного самоуправления, должностного лица местного самоуправления (далее - Распорядительный документ), а также прилагаемых к нему материалов осуществляется в рабочее время сотрудниками службы делопроизводства отдела общего и особого делопроизводства, обеспечивающими деятельность Управления (кабинет 509).

Распорядительные документы, поступившие по почте, незамедлительно передаются в службу делопроизводства Управления, а затем заместителю начальника Управления в порядке, установленном для рассмотрения обращений граждан и должностных лиц.

2.2. Учет всех поступивших Распорядительных документов ведется Исполнителями по установленной журнальной форме.

2.3. Принятый Распорядительный документ регистрируется и незамедлительно передается для рассмотрения заместителю начальника Управления либо начальнику Управления.

2.4. Заместитель начальника Управления после получения Распорядительного документа передает его Исполнителю для рассмотрения, оценки законности проведения внеплановой проверки и подготовки проекта решения о согласовании проведения внеплановой проверки либо об отказе в согласовании ее проведения (далее - Решение), обеспечения подписания Решения либо дает оценку и готовит соответствующие материалы самостоятельно.

2.5. Не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления Распорядительного документа, Исполнитель:

2.5.1. Рассматривает поступивший Распорядительный документ, при этом:

проверяет наличие необходимых материалов, его обосновывающих, а также их соответствие требованиям закона, в том числе по оформлению;

определяет компетенцию прокуратуры края по согласованию проведения данной внеплановой проверки;

оценивает наличие правовых оснований к проведению предполагаемой внеплановой проверки.

2.5.2. Готовит проект Решения, который вместе с Распорядительным документом и прилагаемыми к нему материалами передается для оценки и согласования заместителю начальника Управления.

2.5.3. После согласования заместителем начальника Управления проекта Решения два его экземпляра вместе с Распорядительным документом и прилагаемыми материалами незамедлительно передаются для проверки и согласования начальнику Управления.

2.5.4. По результатам изучения начальник Управления все материалы незамедлительно передает на подпись заместителю прокурора края.

В случае несогласия с проектом Решения оно возвращается Исполнителю для доработки в оперативном режиме.

2.5.5. После подписания и сдачи Решения сотрудникам службы делопроизводства отдела общего и особого делопроизводства один его экземпляр (с гербовой печатью) ими в тот же день представляется либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган государственного контроля (надзора), второй экземпляр с отметкой об отправке оригинала остается в прокуратуре края и подшивается в отдельное надзорное производство со всеми материалами, обосновывающими его принятие.

2.6. Решение и приложенные к нему документы, а также иные материалы, полученные при рассмотрении Распорядительного документа, снимаются Исполнителем с контроля:

В случае согласования проведения внеплановой проверки после размещения органом, ее проводившим, информации о результатах контрольно-надзорных мероприятий в сети Интернет. Контроль за своевременностью и полнотой размещенных сведений осуществляет Исполнитель;

В случае отказа в согласовании в течение 7 рабочих дней после окончательного формирования надзорного производства и проверки его оформления.

Важным аспектом организационной деятельности прокуратуры является обеспечение надлежащего взаимодействия с органами государственной власти, местного самоуправления и органами контроля. Под «взаимодействием» в данном случае понимается взаимосогласованная деятельность различных органов, имеющих общие цели, задачи.

Для прокуратуры обеспечение законности, защита прав и свобод человека и гражданина, законных интересов общества и государства составляют основное содержание ее деятельности. Для органов власти вопросы законности, общественной безопасности и правопорядка, выявление и устранение нарушений закона – лишь часть их деятельности по решению многих иных задач. Поэтому прокуратура в отношениях с указанными органами, хотя и имеет общие цели, но не выступает в роли координатора, а согласованные действия по вопросам правоохранительной деятельности проводит с ними в форме взаимодействия.

Учитывая, что основная часть работы прокуратуры сосредоточена в регионах и на уровне городов, районов, проблемы взаимодействия органов прокуратуры и органов власти преимущественно касаются органов представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления, а также органов контроля.

Правовую основу взаимоотношений прокуратуры и органов власти регионального и муниципального уровней, органов контроля составляют Конституция РФ, Закон о прокуратуре и другие федеральные законы.

В соответствии сост. 72 Конституции РФ органы власти субъектов РФ вместе с органами федеральной власти обеспечивают на своей территории защиту прав и свобод человека и гражданина, законность, правопорядок, общественную безопасность. Кроме того, органы исполнительной власти субъектов РФ, образуя с федеральными органами исполнительной власти единую систему исполнительной власти государства, обеспечивают охрану собственности и общественного порядка, организуют борьбу с преступностью.

Соответственно и органы местного самоуправления, самостоятельно решая вопросы местного значения в пределах своей компетенции, также обеспечивают на своих территориях соблюдение прав и свобод граждан, охрану муниципальной собственности, общественного порядка, принимают меры по предупреждению преступлений и правонарушений.

Названный перечень вопросов свидетельствует об общности задач, которые должны решать совместными согласованными действиями органы прокуратуры и органы представительной и исполнительной власти, местного самоуправления. Их взаимодействие строится с учетом свойственных представительным и исполнительным органам власти, органам местного самоуправления формам деятельности: проведение заседаний, сессий. Прокурорам, в соответствии сост. 7 Закона о прокуратуре, предоставляется право участвовать в заседаниях органов законодательной и исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. При этом в одних случаях прокурорское участие в работе названных органов заключается в виде «присутствия», т.е. с правом совещательного голоса или наблюдателя с целью получения информации по вопросам состояния преступности и законности, оценке работы, выполненной прокуратурой и иными правоохранительными органами. В других случаях, при рассмотрении внесенных прокурором представлений и протестов на заседаниях соответствующих органов, в виде непосредственного участия прокурора. Такое участие предполагает наличие права прокурора выступить на заседании, дать анализ правонарушений, поддержать внесенные им акты реагирования, представить дополнительные разъяснения существа нарушенного закона.


Исходя из этих особенностей, кформам взаимодействия прокуратуры с представительными (законодательными)органами власти, органами местного самоуправления можно отнести следующие действия:

Взаимное информирование о состоянии законности, борьбы с преступностью и правонарушениями, по предупреждению преступлений и иным вопросам правоохранительной деятельности;

Совместную разработку и в последующем принятие соответствующим органом комплексных программ по борьбе с преступностью, а также выполнение этих программ;

Совместную деятельность по подготовке проектов нормативных правовых актов, касающихся вопросов борьбы с преступностью и правонарушениями;

Совместное определение приоритетов в сфере борьбы с преступностью;

Участие представителей соответствующих органов в координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;

Участие прокуроров в заседаниях органов представительной власти, местного самоуправления;

Предварительное ознакомление прокуроров с проектами нормативных правовых актов, принимаемых органами власти.

На практике могут применяться и иные формы взаимодействия, главное, чтобы они строились с учётом требования о соблюдении законности в пределах компетенции каждого субъекта отношения и оказывали бы положительное влияние на эффективность выполнения общих задач.

Несколько иной характер взаимоотношений у прокуратуры с органами контроля. В первую очередь следует отметить, что несмотря на различия в наименовании контролирующих органов (их называют органами межведомственного, специального контроля), речь в данном случае идет о государственных образованиях, на которые возложен надведомственный (внешний) контроль за соблюдением законов на организационно не подчиненных им объектах. Это, как правило, структурные подразделения (главные управления, департаменты, отделы, инспекции) федеральных и региональных органов исполнительной власти, наделенные полномочиями осуществлять контрольные функции в определенной области управления. Среди них выделяются государственные комитеты, некоторые федеральные министерства, государственные федеральные службы и надзоры. Они образованы специально для осуществления контрольных функций, для проведения проверок о соблюдении и исполнении на конкретном объекте действующего законодательства и целесообразности и эффективности использования предоставленных полномочий. В настоящее время насчитывается свыше пятидесяти таких государственных образований.

Особенности правовой регламентации организации и деятельности органов контроля заключаются в том, что их правовые статусы приняты во исполнение и развитие федеральных законов и указов Президента РФ, соответствуют им.

С учетом организационно-правового статуса органов контроля прокуратура призвана строить отношения с ними так, чтобы обеспечить получение более полной информации о нарушениях и нарушителях законов и обстоятельствах, способствующих нарушению законов; не подменяя органов контроля, требовать от них проведения мероприятий, направленных на выявление и устранение нарушений законов, анализировать результативность актов прокурорского реагирования на выявленные нарушения законов.

Прокуратура в соответствии с предоставленными ей полномочиями, с одной стороны, вправе обязывать органы контроля проводить проверки в подконтрольных организациях и на предприятиях, требовать выделения специалистов для выяснения возникших в надзорной деятельности вопросов, а с другой стороны – прокуроры сами проверяют законность и полноту принимаемых контролирующими органами мер для устранения выявленных нарушений и привлечения виновных к ответственности.

Эти обстоятельства позволяют выделить следующиеформы взаимодействия прокуратуры с органами контроля:

Взаимный обмен информацией по вопросам выявления и устранения нарушений законов;

Участие представителей органов контроля в рабочих группах по подготовке координационных совещаний руководителей правоохранительных органов, а также в работе таких совещаний;

Привлечение специалистов из контролирующих органов для участия в прокурорских проверках;

Участие прокуроров в рассмотрении органами контроля протестов и представлений.

На развитие форм взаимодействия прокуратуры с контролирующими органами в определенной мере повлияет совершенствование функции прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов. При выборочном, избирательном характере этого надзора органы прокуратуры основное внимание должны будут уделять надзору за исполнением законов самими органами контроля, особенно в части всесторонности и полноты выявления ими нарушений, принятии мер по их устранению и наказанию виновных. При ином, более широком предмете надзора, основные усилия прокуратуры будут направлены на проверки исполнения законов собственными силами или с привлечением необходимых специалистов, в том числе и работников органов контроля. Соответственно, в зависимости от направленности прокурорского надзора, будут изменяться прежние и появляться новые формы взаимодействия прокуроров с органами контроля.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...