Понятие содержание виды конституционного судопроизводства. Конституционное судопроизводство как самостоятельный вид судопроизводства. Судопроизводство: принципиальный подход

Суды конституционного судопроизводства в мире существуют уже более восьми десятилетий. В РФ они появились лишь в 1990 году, когда в декабре был организован съезд народных депутатов. С того момента была заложена система конституционной юстиции, развивающаяся и по сей день. Конституционное судопроизводство в РФ представлено судами в разных регионах, республиках, включая Свердловский уставный суд. Своеобразное наименование получил конституционный суд в РФ в Осетии-Алании - тут был создан комитет, ответственный за конституционный надзор.

Общая информация

Конституционный суд РФ - такой институт, необходимый любому современному правовому государству, который предполагает разделение власти. Основная идея, ради которой создается такой суд, - обеспечение справедливости и законности в обществе.

Невозможно представить, чтобы стадии конституционного судопроизводства соблюдались в тоталитарном государстве. Конечно, там могут создать инстанции с подобным названием, но без соблюдения сути. В прежние времена органы конституционного судопроизводства были лишь в тех странах, где устанавливалось правление единой партии при условии разграничения разных видов власти. Наибольшие перспективы для конституционного судопроизводства обеспечены общедемократическими правовыми ценностями.

Как и зачем?

Для чего в принципе создается суд такой инстанции? Основная идея - защитить Конституцию и гражданские права, обеспечить неприкосновенность закона и наказание тех, кто его нарушил.

Создание судов этой инстанции - свидетельство роста страны и правового обогащения социума. Это делает сильнее власть судов и дает дополнительные гарантии защищенности прав юридическим, физическим лицам, простым гражданам страны. Понятие конституционного судопроизводства при его воплощении в реальную инстанцию создает мощный фундамент для государственности РФ, когда Конституция становится действительно работающим правовым документом.

Новые законы и правила

В РФ принципы конституционного судопроизводства пересматривались несколько раз. Сперва был принят закон в 1993 году, годом позже - еще один. Эти два нормативных акта обеспечили статус Конституции, деятельность призванных защищать ее судов.

Реально сделать это стало лишь в 1995-м, когда Совет Федерации утвердил некоторые проекты, дополнившие, изменившие действующие законы. Важные правовые основы были установлены седьмой главой Конституции, посвященной судебной власти. В ней были фактически заложены принципы конституционного судопроизводства. Этот документ акцентирует внимание на том, что Конституционный суд - это один из элементов действующей судебной системы, но представляет собой нечто большее, нежели простой суд. На него возложены полномочия обеспечения баланса власти, соблюдения Конституции, поэтому это высший уровень в иерархии власти, находящийся на одной горизонтали с президентом, исполнительными, законодательными органами.

Возможности и права

Особенности конституционного судопроизводства обусловлены его обособленным положением. Речь идет о том, что лишь этот суд в некоторой степени близок к компетенции президента, правительства и ФС, так как его компетенции, как и этих высших органов, прописаны прямо в Конституции.

Уже в Конституции декларировано, что этот вид суда имеет специальные полномочия. Здесь же описаны юридические последствия принятых судом постановлений, их правовая сила. Специальный статус конституционного судопроизводства устанавливается для ситуации, когда президент приносит присягу: судьи этого суда обязательно присутствуют в этой торжественной ситуации.

Статус, полномочия

Конституционное судопроизводство исключительно важно для государственной власти, поскольку гарантирует: власть поступает в соответствии с действующими нормами. ФЗ, посвященный конституционным судам, описывает нормы, принципы работы этого органа. Здесь внимание уделено разным аспектам: процессуальным, организационным, материальным.

Свойственные судам этой инстанции полномочия прописаны в Конституции, ФЗ, специальных договорах. Закон регламентирует, что судопроизводство в этой инстанции самостоятельное, обладающее теми же свойствами, что и другие виды судебных инстанций - арбитраж, гражданские суды, уголовное делопроизводство.

Суды, правила и нормы

Основные правила, подчиняющие себе конституционное судопроизводство, прописаны в Конституции и соответствующем федеральном законе. Существует понятие «регламентация», связанное со следующей проблемой: Конституционный суд должен быть самостоятельной инстанцией, но деятельность его (по идее) должна регламентироваться действующим законодательством. Особенно сложен вопрос регламентации применительно к внутренней деятельности этого судебного органа. Для решения проблемы был введен регламент, полностью структурировавший и описавший внутреннюю деятельность суда.

Почему нельзя связывать Конституционный суд жесткими нормативами закона? Ответ прост: такова специфика работы судебной инстанции. То есть этот суд рассматривает довольно специфические дела, и невозможно предсказать все те ситуации, которые возникают в ходе рабочего процесса. Поэтому нельзя заранее назвать жесткие рамки деятельности, иначе инстанция перестанет быть эффективной.

Регламент: особенности

О Регламенте написано в ФЗ, посвященном Конституционному суду. В четвертой части третьей статьи декларировано право на специальный регламент, конкретизирующий особенности внутренней деятельности инстанции, а предмет Регламента четко описан в 28-й статье.

С точки зрения права как науки особенность Регламента в том, что принимается он непосредственно судом, а не органом законодательной власти, а возможно, это только благодаря полномочиям, делегированным через ФЗ и Конституцию. Регламент является нормативно-правовым актом, обязательным к исполнению для всех без исключения участников (например, адвокат в конституционном судопроизводстве обязан соблюдать его в той же степени, как судья).

Конституционное судопроизводство: виды

Все виды ведения дел в Конституционном суде зафиксированы в ФЗ, регламентирующем деятельность инстанции. Всего выделено семь видов деятельности, связанных с семью типами изучаемых спорных ситуаций:

  • соответствие нормативно-правовых актов, договоров, заключенных на государственном уровне, действующим нормам Конституции;
  • соответствие заключенных уполномоченными должностными лицами договоров от лица государства с другими государствами нормативам Конституции;
  • споры о компетенции;
  • нарушение прав, свобод, декларированных Конституцией;
  • инициированная другими судебными инстанциями проверка законов на соответствие Конституции;
  • толкование глав действующей Конституции;
  • выдвижение обвинения в измене президенту (а также иные подобные тяжкие преступления).

Суд: что, как и о чем

Конституционный суд представляет собой такой судебный орган, который обладает независимостью, самостоятельностью, а власть реализует через делопроизводство. Основная цель такого суда - защита основ действующего строя, граждан, их прав и свобод, обеспечиваемых Конституцией. При этом суд работает таким образом, чтобы гарантировать - Конституция управляет обществом.

Конституционный суд представляет собой самую высокую позицию в иерархии судебной системы нашей страны. Это последняя инстанция, куда можно обратиться, и она активизируется, когда прочая властная, судебная система не справляется с возникшим конфликтом. Решения этой инстанции призваны декларировать конституционное поле. Работа судей базируется на уже известной информации, но при недостатке прецедентов судьи проводят аналитическую, исследовательскую работу, научную (в области юриспруденции), позволяющую вынести справедливое определение, соответствующее духу Конституции РФ. Всего судей 19, среди них - доктора юридических наук, заслуженные научные работники и кандидаты наук.

Законы и нормативы

Проверить закон на соответствие конституционным нормам - не самая простая задача. Справиться с этим могут только действительно высококвалифицированные специалисты, ориентирующиеся в юридических тонкостях. Именно по этой причине в Конституции было уделено внимание созданию специальной инстанции, ответственной за этот вопрос и работающей коллегиально.

Конституционный суд должен работать независимо, совместно с коллегией, придерживаясь установленного в судебном делопроизводстве языка, всесторонне изучая аспекты дела. Разбирательство должно быть устным, а ведение дела - в обязательном порядке гласным. Судебные заседания Конституционного суда устанавливаются законом: непрерывные, состязательные, дающие сторонам равные права.

Судопроизводство: принципиальный подход

Судопроизводство в Конституционном суде - один из видов практикуемого в нашем государстве производства дела в судах. Во второй части 118-й статьи Конституции прямо указано на необходимость конституционного делопроизводства в стране наравне с прочими. Принципы деятельности таких судов в общих чертах повторяют принципы других видов судебного делопроизводства. Это означает, что судьи должны соблюдать независимость и беспристрастность, обеспечивать сторонам возможность состязаться в равных условиях, а само дело должно быть доступным для общественности.

Судопроизводство: независимость

По справедливости этот принцип всегда упоминают первым. Дело в том, что судьи должны в принятии решений следовать нормативам Конституции и ФЗ, посвященного этому типу судов. Судьи работают сами по себе, то есть не представляют инстанции, органы, организации, фирмы или сообщества. Они не могут отстаивать интересы некоторой группы лиц - религиозной, политической силы, территориального объединения. Судьи не могут с пристрастием относиться к некоторой нации, группе людей, объединенных другим признаком.

Принимая решение, судьи должны обеспечить максимальную защищённость от любого внешнего влияния и изъявлять свою волю свободно. Недопустимо указывать судьям (и они не могут просить такие указания), законом запрещено вмешиваться в деятельность суда. Нарушение этого правила влечет ответственность по закону.

Судопроизводство: коллегиальность

Этот принцип регламентирует, что рассмотрение любой ситуации и вынесение по ней решения должно исходить от коллегии, при этом в формировании итогового заключения могут принимать участие лишь те лица, которые до этого были задействованы в рассмотрении конфликтной ситуации. Суд вправе принимать решения в рамках пленарного заседания. Условие - 2/3 от общего числа судей. Если организовано заседание палаты, тогда для вынесения решения необходимо присутствие 3/4 коллектива судей. Рассчитывая кворум, не учитывают отстранённых от дела лиц, а также тех, чьи полномочия на время прекращены.

Аспект коллегиальности регламентирован 72-й статьей ФЗ, где указано, что путь вынесения итогов по рассматриваемому делу - открытое голосование. Судей опрашивают каждого по очереди с упоминанием имени. Председатель по списку очередности - последний. Принятым будет такое решение, за которое проголосовала большая часть участников. Впрочем, иной подход возможен, если это указано в законе, то есть рассматривается специальный случай. Есть вероятность, что голоса поделятся ровно пополам. Тогда считается, что решение - в пользу рассматриваемого закона, норматива. А вот если рассматривается толкование Конституции, тогда решение будет принято, если в пользу него высказываются 2/3 участников или больше. По закону недопустимо воздержаться от выражения своего мнения, уклониться.

Судопроизводство: гласность

Это принцип общий для судопроизводства в стране в целом. Касаемо Конституционного суда он выражается в открытости организуемых заседаний. Исключение - ситуации, прямо указанные в ФЗ. Например, из 54-й статьи следует, что все те, кто присутствует на мероприятии, могут фиксировать происходящее, находясь на своем месте. Правда, не любыми методами: чтобы снимать видео, фотографии, транслировать происходящее на радио или телевидение, нужно получить разрешение.

В некоторых случаях суд может назначить закрытое заседание. Это происходит, когда важно соблюсти тайну, чтобы участники были в безопасности. Также могут выбрать закрытым заседание, если посчитают, что происходящее на нем может нанести ущерб общественной нравственности. В этом случае на мероприятии могут находиться лишь судьи, стороны, представители. Председатель согласует с судьями разрешение на нахождение в зале суда сотрудников секретариата, иных участвующих в процессе лиц. Впрочем, дела, рассматриваемые за закрытыми дверьми, решаются с учетом всех тех же правил делопроизводства, как и при открытом заседании.

Прочие аспекты

Устность предполагает, что все разбирательство происходит в ходе переговоров вслух. Стороны объясняются, эксперты и свидетели дают показания, располагающие документацией по делу лица оглашают ее содержание, а судьи слушают. Документация, выданная судьям для ознакомления, а также та, чье содержание оглашалось ранее, к изложению необязательна.

Непрерывность означает, что каждое заседание - это цельное мероприятие, приостанавливаемое лишь на небольшой отдых и временные промежутки, отведенные сторонам для подготовки к выступлению. Также допустимо делать перерывы, чтобы устранить обстоятельства, не позволяющие нормально вести заседание.

Просмотрен 921 раз
Задан 2011-05-06 09:09:16 +0400 в теме "Адвокатура и судебная система" из г. Москва

Каково назначение конституционного судопроизводства,в чем его отличие от других судебных систем? Пожалуйста люди добрые,не могли бы вы помочь)

Удалить |

Ответов (1)

Роман Альбертович Лепехин

Статья 125 1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей. 2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации; б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации; в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации; г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации. 3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции: а) между федеральными органами государственной власти; б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации. 4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом. 5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации. 6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. 7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

  • Причины,определяющие отличия конституционного производства от других видов судебных производств — Причины,определяющие отличия конституционного производства от других видов судебных производств..
    1 ответ . Москва Просмотрен 143 раза. Задан 2012-04-23 14:48:00 +0400 в тематике "Гражданско-процессуальное право"
  • Здравствуйте,помогите пожалуйста! В чем отличие общественного строя от конституционного? — Здравствуйте,помогите пожалуйста! В чем отличие общественного строя от конституционного?..
    1 ответ . Москва Просмотрен 92 раза. Задан 2012-05-04 10:55:20 +0400 в тематике "Гражданско-процессуальное право"
  • В чем отличие арбитражных судов от обычных судебных органов — В чем отличие арбитражных судов от обычных судебных органов..
    1 ответ . Москва Просмотрен 199 раз. Задан 2011-12-16 11:54:25 +0400 в тематике "Другие вопросы"
  • Открытость судопроизводства в гражданском процессе — Открытость судопроизводства в гражданском процессе..
    1 ответ . Москва Просмотрен 86 раз. Задан 2012-02-27 13:46:28 +0400 в тематике "Гражданско-процессуальное право"
  • Объясните пожалуйста, в чем отличие деятельности юриста со спецальностью и правоведа специальностью хозяйственное право — Объясните пожалуйста, в чем отличие деятельности юриста со спецальностью и правоведа специальностью хозяйственное право..
    1 ответ . Москва Просмотрен 146 раз. Задан 2012-07-05 15:16:05 +0400 в тематике "Другие вопросы"
  • Каково отличие продолжаемого преступления от совокупности преступлений? — Каково отличие продолжаемого преступления от совокупности преступлений?..
    1 ответ . Москва Просмотрен 124 раза. Задан 2012-06-05 09:18:13 +0400 в тематике "Уголовное право"
  • - В чем отличие следственного эксперимента от других следственных действий? — - В чем отличие следственного эксперимента от других следственных действий?..
    1 ответ . Москва Просмотрен 209 раз. Задан 2011-04-27 12:01:48 +0400 в тематике "Уголовное право"

Специфика конституционного судопроизводства
Российской Федерации

Каждая модель судопроизводства имеет свой облик и свои особенности. Отличие конституционного процесса России от других форм правосудия выражается не только в его внешних появлениях, но и в процедурных нормах, институтах и стадиях рассмотрения. Становление конституционных (уставных) судов субъектов РФ происходит не системно, а спонтанно, как правило, по инициативе органов власти. Следует иметь в виду, что эти суды являются важным правовым инструментом по обеспечению защиты основ конституционного строя субъектов, прав и свобод человека и гражданина.
Хотя конституционные (уставные) суды субъектов не упоминаются в Конституции РФ, но, тем не менее, данное обстоятельство не явилось правовым препятствием для их создания. При формировании на местах этих судов в качестве образца были использованы структура, полномочия и особенности Конституционного Суда РФ. Несмотря на то, что немало общего в механизме осуществления правосудия между Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов, тем не менее, эти суды имеют свои особенности по характеру рассматриваемых обращений, по объему полномочий и вопросам подсудности пр. Все конституционные суды едины по своей природе и сущности, общность их в основном выражается в осуществлении взаимодействия при обмене опытом. Следует отметить, что данные суды не входят в единую систему конституционных судов, между ними отсутствуют процессуальные отношения как по вертикали, так и по горизонтали, как суды, рассматривающие уголовные, гражданские и административные дела и разрешающие экономические споры.
Конституционное судопроизводство в отличие от уголовного, гражданского, арбитражного и административного судопроизводства имеет свое «лицо» и свою «архитектуру». Это форма правосудия относительно новая. Если в Европе конституционная юстиция была утверждена более семи десятков лет назад, то в России – только в начале 90-х годов прошлого века. Ныне подобные суды сформированы в республиках Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Удмуртия, Саха (Якутия) и других субъектах.
По смыслу главы 7 Конституции РФ Конституционный Суд входит в судебную систему России. Полномочия Конституционного Суда довольно подробно прописаны в статье 125 Конституции РФ и Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ», согласно которых Конституционный Суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных правовых актов, договоров между РФ и субъектами, между самыми субъектами, не вступивших в силу международных договоров России и компетенции между органами государственной власти на федеральном и субъектном уровнях. Кроме указанного Конституционный Суд обладает уникальным правом давать толкование принципов и норм Конституции РФ; по запросу Совета Федерации дает заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Как видно, на Конституционный Суд законодателем возложены функции, совершенно не свойственные другим судам.
По содержанию полномочий Конституционный Суд осуществляет правосудие по чрезвычайно значимым государственным и личностным вопросам.
Этот вариант правосудия выступает не только как разновидность судебной власти, но и как равный конституционный орган наряду с федеральными звеньями президентской, законодательной и исполнительной властей.
Неординарность Конституционного Суда выражается в весомости и разнонаправленности полномочий, по объему, масштабности юридической силе и фундаментальности правовых последствий его решений. Конституционные принципы и нормы, регулирующие организационные, материальные и процессуальные отношения, отражены в Федеральном конституционном законе «О Конституционном Суде РФ».
Если сравнить требования, предъявляемые, например, к кандидатам в судьи Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ, то нельзя не заметить более высокие стандарты требований к последним.
Судьей Конституционного Суда РФ может быть назначен гражданин человек с безупречной репутацией, обладающий признанной высокой квалификацией в области права. Возрастной ценз и стаж работы по юридической профессии также выше на пять лет.
При сопоставлении статусов Председателя и заместителя Конституционного и Верховного Судов видно, что первые избираются на Пленарном заседании Конституционного Суда РФ из числа конституционных судей, вторые назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ при наличии заключения Высшей квалификационной коллегии судей РФ.
В Конституционном Суде РФ имеется такая необычная должность как судья - секретарь, осуществляющий руководство аппаратом суда; обеспечивающий подготовку и проведение заседаний суда; организующий информационное обеспечение судей. Аналогичная должность в других видах судов не предусмотрена.
По своей внутренней процессуальной структуре конституционное судопроизводство состоит из совокупность следующих последовательно сменяемых друг друга стадий:
1) внесение обращения в Конституционный Суд;
2)предварительное рассмотрение обращений;
3) принятие Конституционным Судом обращения к рассмотрению либо его отклонение;
4) подготовка к разбирательству;
5) непосредственно разбирательство;
6) принятие итогового решения;
7) опубликование и вступление в силу решения Конституционного Суда;
8) исполнение решения Конституционного Суда.
Каждая из этих стадий имеет свое предназначение. Действия суда применительно к каждой из стадий должны укладываться в процессуальные сроки. Так, предварительное изучение обращения должно быть завершено не позднее 2 месяцев со дня его регистрации. Решение о принятии обращения к рассмотрению должно быть принято не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). Не позднее чем через месяц после принятия обращения к рассмотрению принимается решение о назначении слушанию. Порядок исчисления сроков определяется Регламентом Конституционного Суда. На любой из стадий производство по делу может быть прекращено. Как правило, это происходит в случае отзыва обращения. Кроме того, Конституционный Суд вправе прекратить производство по делу, если в ходе заседания будут выявлены основания к отказу в принятии обращения к рассмотрению или будет установлено, что вопрос, разрешаемый законом, по своему характеру и значению не относится к числу конституционных.
Обращение в Конституционный Суд представляет собой выраженный в форме запроса, ходатайства или жалобы повод апеллирования определенных законом органов и лиц. Обращения - это своего рода судебный иск, с которым заявители обращаются в Конституционный Суд. В соответствии со ст. 37 Закона «О Конституционном Суде РФ» в обращении должны быть указаны необходимые реквизиты заявителя, позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование, перечень прилагаемых документов.
Конституционное судопроизводство как особый способ осуществления судебной власти и самостоятельный вид судопроизводства отличается от других моделей судопроизводства формой конституционного контроля, совмещением в нем правоприменительной, правоинтерпретационной, нормотворческой деятельности. Неповторимость конституционного правосудия объясняется общеобязательностью, многократностью применения его итоговых решений, распространенностью его вердикта на всю правовую систему государства.
Специфика этого вида судоотправления объясняется еще и тем, что решения Конституционного Суда обжалованию не подлежат, в этом формате судопроизводства не предусмотрены апелляционная, кассационная и надзорная инстанции, они вступают в силу немедленно после их провозглашения. Своеобразие этого варианта судопроизводства определяется также составом суда, кругом его субъектов, неповторимостью стадий, предметом рассмотрения спора, вопросами допустимости обращений, технологией доказывания. Если уголовное и гражданское судопроизводство обслуживают процессуальные нормы УПК и ГПК, то регулирование процедур конституционного судопроизводства осуществляется посредством норм Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде РФ» и Регламента. Юридическая природа Регламента заключается в том, что он принимается не законодателем, а самим судом. В Регламенте устанавливаются порядок: определения персонального состава палат Конституционного Суда РФ; распределения дел между ними; очередности их рассмотрения, некоторые правила процедуры и этикета; особенности делопроизводства и вопросы внутреннего распорядка.
Конституционный Суд принимает к рассмотрению лишь определенную часть поступающих обращений. Суд и его Секретариат в большинстве случаев отказывают в принятии обращений к рассмотрению в качестве индивидуальных жалоб, как правило, на том основании, что не соблюдены требования ст. ст. 66 - 67 Закона «О Конституционном Суде РФ».
Следует отметить, что в отличие от других видов судов конституционные суды рассматривают дела только в коллегиальном порядке. Подобная форма правосудия позитивно сказывается на качестве выносимых решений, эта модель существенно уменьшает вероятность совершения ошибок, так как вердикт, выносимый конституционным судом, становится процессуальным продуктом коллективных интеллектуальных усилий. Спецификой Конституционного суда РФ и конституционных (уставных) судов является то, что они решают исключительно вопросы права и воздерживаются от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов.
Одной из ключевых отличий Конституционного Суда от других видов судов является наличие у него функции контроля.
Конституционный контроль относится к числу эффективных средств обеспечения верховенства конституционных предписаний, которое является главным атрибутом любого демократического государства. Основным назначением конституционного контроля, в широком смысле слова, принято считать, прежде всего, выявление правовых актов и действий государственных органов или должностных лиц противоречащих конституционным предписаниям, а так же принятие мер по устранению выявленных отклонений
Очевидно, что конституционный контроль возможен только там, где действуют писаные конституции, положения которых обладают более высокой юридической силой по сравнению с любыми другими национальными и местными нормативными правовыми актами.
Конституционный контроль базируется на принципах, которые несколько отличаются от принципов осуществления уголовного, гражданского, административного и арбитражного судопроизводств.
Базовые принципы организации конституционного контроля – это, прежде всего независимость, коллегиальность, гласность, устность разбирательства, язык конституционного судопроизводства, состязательность, непрерывность судебного заседания и равноправие сторон. Но есть и особенности. К примеру, среди конституционных принципов не упоминается принцип законности, это объясняется тем, что Конституционный Суд РФ при осуществлении своих полномочий должен руководствоваться требованиями не любого закона или соответствующего ему иного нормативного правового акта, а только Конституции РФ и Федерального закона «О Конституционном Суде РФ». Нельзя не заметить, что среди конституционных принципов не упомянуты принципы презумпции невиновности, обеспечения права подозреваемого, обвиняемого и подсудимого на защиту, участия представителей народа в отправлении правосудия, обеспечения права гражданина на судебную защиту, осуществления правосудия только судом.
Данная правовая нестыковка объяснима: Конституционный Суд РФ не вершит правосудие по конкретным гражданским, уголовным, административным и арбитражным делам. Он, руководствуясь названными принципами, реализует такую важнейшую функцию как конституционной контроль. Здесь нет обвиняемых, подсудимых и их защитников, нет истцов и ответчиков, их представителей. Гражданин может принять участие в конституционном судопроизводстве в ограниченном правовом пространстве. Он может оказаться лишь в роли лица, поддерживающего свою жалобу на то, что по его конкретному делу (гражданскому, арбитражному, административному или уголовному), рассматриваемому в соответствующем суде, применен или может быть применен закон, противоречащий Конституции РФ или ущемляющий его конституционные права и свободы.
Своеобразие принципов организации и деятельности Конституционного суда проявляется также в том, что они иногда наполняются другим содержанием по сравнению с принципами отправления других видов правосудия. Например, принцип коллегиальности конституционного судопроизводства не предполагает возможности привлечения к рассмотрению дел представителей народа, так как вопросы, по которым Конституционный Суд РФ уполномочен принимать решения, требуют от тех, кому доверено участвовать в этом, глубоких профессиональных знаний в области права. Ни у народных заседателей, ни у присяжных, нет и не может быть такого рода знаний.
Если в суде общей юрисдикции или военном суде судебное заседание может быть проведено в закрытом режиме, например, для охраны государственной тайны, а в арбитражном – еще и для охраны коммерческой тайны, то в конституционном суде основанием для ограничения гласности может послужить потребность в охране любой тайны, в том числе служебной, профессиональной, частной жизни гражданина. Рассмотрение дел, подведомственных Конституционному Суду РФ и принятие по ним решений осуществляются на заседаниях суда, которые могут проходить лишь в коллегиальном составе: в пленарном или палатном заседаниях.
На заседаниях присутствуют лица, именуемые участниками процесса, к которым по закону относятся стороны, их представители, свидетели, эксперты и переводчики. Сторонами считаются заявители (органы, лица, направившие в суд обращение, послужившее поводом для рассмотрения данного дела), органы и должностные лица, издавшие или подписавшие акт, конституционность которого подлежит проверке, а также государственные органы, компетенция которых, оспаривается. Им предоставляются права, необходимые для активного отстаивания их позиций (например, право знакомиться с материалами дела, которые выносятся на обсуждение, излагать свое мнение по возникающим вопросам, заявлять ходатайства). При этом они наделяются равными процессуальными правами. Привилегии недопустимы, этим обеспечивается состязательность производства в Конституционном Суде.
Решения, принимаемые Конституционным Судом РФ, можно подразделить на два вида: итоговые решения и иные решения. К итоговым относятся те, в которых суд формирует свои выводы по результатам разбирательства конкретного дела. В них суд подводит итог разбирательства и определяет юридические последствия. В иных решениях констатируются какие-то обстоятельства, и определяются последствия, имеющие отношение не к содержанию рассматриваемого дела, а, как правило, к организации работы суда или проведению его заседаний. Таким образом, в данной статье мною предпринята попытка фрагментарно описать те грани правосудия, которые не характерны для других моделей судоотправления.
Несмотря на то, что конституционное судопроизводство имеет общие черты, присущие и другим формам правосудия, тем не менее, оно, как видно, обладает свойственными только для этого типа судопроизводства особенностями. Более того эти специфические черты конституционной юстиции, которые выпукло обозначают самобытность и уникальность этой модели правосудия среди других видов судопроизводства, на наш взгляд, нуждаются в самом детальном и скрупулезном научном исследовании.

Судья Конституционного Суда
Республики Дагестан,
доктор юридических наук Х.У. Рустамов

В ходе рассмотрения дела следует учитывать, что в соответствии со ст. 53 ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» стороны обладают равными процессуальными правами. Стороны и их представители вправе знакомиться с материалами дела, излагать свою позицию по делу, задавать вопросы другим участникам процесса, заявлять ходатайства, в том числе об отводе судьи. Сторона может представлять на обращение письменные отзывы, подлежащие приобщению к материалам дела, знакомиться с отзывами другой стороны.

Стороны или их представители обязаны явиться по вызову Конституционного Суда РФ, дать объяснения и ответить на вопросы. Неявка стороны или ее представителя в заседание не препятствует рассмотрению дела, за исключением случаев, когда сторона ходатайствует о рассмотрении дела с ее участием и подтверждает уважительную причину своего отсутствия.

Требования Конституционного Суда РФ о предоставлении текстов нормативных актов и других правовых актов, документов и их копий, дел, сведений и других материалов, о заверении документов и текстов нормативных актов, о проведении проверок, исследований, экспертиз и т.д., обязательны для всех органов, организаций и лиц.

Расходы, связанные с выполнением государственными органами и организациями требований Конституционного Суда РФ, несут эти органы и организации.

Расходы иных организаций и граждан возмещаются из средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством РФ.

Срок для решения в пленарном заседании по вопросу о принятии либо непринятии обращения к рассмотрению установлен в пределах месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями). О принятом решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, в том числе и по ходатайству стороны или ее представителя, Конституционный Суд РФ может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом РФ.

Участвуя в процессе конституционного судопроизводства, стороны и их представители дают объяснения с приведением правовых аргументов в обоснование своей позиции, отвечают на вопросы судей и другой стороны, по окончании судебного исследования выступают с заключительным выступлением. При этом в своих заключительных выступлениях они не вправе ссылаться на документы и обстоятельства, не исследовавшиеся Конституционным Судом РФ.

Если Конституционный Суд РФ после заключительных выступлений сторон признает необходимым выяснить дополнительные обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела, или исследовать новые доказательства, он выносит решение о возобновлении рассмотрения вопроса. По окончании дополнительного исследования стороны и их представители имеют право на повторное заключительное выступление, но лишь в связи с новыми обстоятельствами и доказательствами.

Особенностью конституционного судопроизводства является то, что решение Конституционного Суда РФ является окончательным и не подлежит обжалованию. Закон о Конституционном Суде РФ предусмотрел лишь возможность исправления неточностей в решении суда и разъяснения этого решения. Вопросы, связанные с разъяснением решения, регламентируются ст. 83 Закона о Конституционном Суде РФ. Решение может быть официально разъяснено только самим Конституционным Судом РФ в пленарном заседании или заседании палаты, принявшей это решение. Основанием для разъяснения служит ходатайство органов и лиц, имеющих право на обращение в КС РФ, других органов и лиц, которым решение направлено. Рассмотрение ходатайства происходит с участием органа или лица, заявившего его. На заседание приглашаются также органы и лица, выступавшие в качестве сторон по рассматриваемому делу. О разъяснении решения Конституционного Суда РФ выносится определение.

Помимо процессуальных правил, включенных в Закон о Конституционном Суде РФ, многие организационные вопросы его деятельности решены в Регламенте Конституционного Суда РФ, принятом пленарным заседанием Конституционного Суда РФ на основании ст. 21 и 28 Закона о Конституционном Суде РФ.

В Регламенте подробно определяется процедура избрания председателя, заместителя председателя и судьи-секретаря, уточняются полномочия этих должностных лиц, регламентируется порядок формирования палат КС РФ.

Адвокату, участвующему в конституционном судопроизводстве, необходимо тщательно изучить как процессуальные нормы Закона о Конституционном Суде РФ, так и упомянутый выше Регламент, особенно в части, касающейся подготовки дел к судебному разбирательству и других вопросов, с которыми может столкнуться адвокат-представитель и по которым ему придется высказывать свое мнение или готовить письменное заключение.

В своей практической деятельности адвокату приходится принимать участие не только в работе Конституционного Суда РФ, но и в конституционных и уставных судах субъектов Российской Федерации.

Конституционные суды субъектов РФ - это судебные органы конституционного контроля, имеющие задачей защиту конституционного строя республики (иного субъекта), основных прав и свобод граждан, утверждения законности на территории их действия. Их функционирование основано на определенных процессуальных принципах, что сближает их с Конституционным Судом РФ и судами общей юрисдикции.

В законе о конституционных, а также уставных судах субъектов Российской Федерации содержатся сходные, как правило процедурные, нормы судопроизводства. Например, Закон г. Москвы «Об Уставном суде города Москвы» от 13 февраля 2002 г. № 10 определил, что Уставный суд города Москвы является судебным органом уставного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством уставного судопроизводства как разновидности конституционного судопроизводства. Уставный суд входит в единую судебную систему Российской Федерации, состоит из пяти судей и в соответствии с его подведомственностью:

  • разрешает дела о соответствии Уставу: законов города Москвы; нормативных правовых актов Московской городской Думы, мэра Москвы, Правительства Москвы, иных органов и должностных лиц исполнительной власти города Москвы; уставов муниципальных образований; нормативных правовых актов органов местного самоуправления и их должностных лиц; отдельных положений указанных выше нормативных правовых актов;
  • дает официальное толкование Устава;
  • реализует законодательную инициативу;
  • осуществляет иные полномочия, предусмотренные Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», настоящим Уставом и Законом о нем.

Уставный суд осуществляет свою деятельность на основе принципов законности, независимости, коллегиальности, гласности, состязательности и равноправия сторон, использования в своей деятельности русского языка - государственного языка Российской Федерации с предоставлением возможности участникам процесса пользоваться родным языком.

Вступившие в силу решения и иные документы Уставного суда г. Москвы по вопросам, отнесенным к его подведомственности, обязательны для всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц на всей территории Российской Федерации. Решение Уставного суда, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

Закон Свердловской области «Об Уставном суде Свердловской области» (принят 11 марта 1997 г.) устанавливает, что Уставной суд Свердловской области является органом государственной власти Свердловской области как субъекта Российской Федерации. Он входит в единую судебную систему Российской Федерации, осуществляет официальное толкование Устава Свердловской области, рассматривает дела о соответствии Уставу Свердловской области:

  • законов Свердловской области и постановлений палат Законодательного собрания Свердловской области;
  • нормативных актов губернатора и Правительства Свердловской области;
  • нормативных актов органов местного самоуправления.

Устав предусматривает обычные для судопроизводства принципы

деятельности Суда: независимость, коллегиальность, устность, непосредственность, непрерывность разбирательства, состязательность, равноправие сторон. В разделе II Устава содержатся подробные правила судопроизводства (поводы и основания рассмотрения дел в Уставном суде, общие требования к обращению и документам, прилагаемым к нему, предварительное рассмотрение обращений и пр.).

Конституционный судебный процесс - самостоятельный вид судопроизводства

Конституционный судебный процесс: понятие, содержание и назначение

Понятие конституционного судебного процесса, его особенности и соотношение со смежными понятиями

Конституционный судебный процесс представляет собой разновидность юридической деятельности, регулируемой нормами конституционного права. Становление и развитие конституционного судебного процесса связаны с учреждением и функционированием органов конституционного судебного контроля - Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Поэтому можно сказать, что конституционный судебный процесс - это система последовательно осуществляемых процессуальных действий, совершаемых конституционным судом и другими участниками конституционного судопроизводства в связи с рассмотрением и разрешением конкретного дела.

Из данного определения вытекают следующие признаки конституционного судебного процесса:

Одним из его субъектов обязательно является конституционный

  • - действия, которые совершаются судом и участниками процесса, - юридические, конституционные судебные процессуальные действия;
  • - объектом конституционного судебного процесса являются дела, подведомственные конституционным судам.

Термин «конституционный судебный процесс» часто употребляется наряду с такими близкими по смыслу категориями, как «конституционное правосудие», «конституционный судебный контроль», «конституционное судопроизводство», «конституционная судебная процессуальная форма».

Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ осуществляют правосудие, связанное с применением Конституции РФ, конституций (уставов) субъектов РФ, законов и вынесением судебных решений, обязательных для граждан, органов власти, других субъектов права. Конституционный суд является единственным органом, осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Таким образом, термином «конституционное правосудие » охватывается только деятельность конституционного суда по отправлению правосудия, а понятием «конституционный судебный процесс» - деятельность и других участников данного процесса.

Конституционный контроль осуществляют глава государства, парламент, суды, иные органы власти. Может быть создан специализированный внесудебный орган конституционного надзора (конституционный совет, комитет конституционного надзора), решения которого носят предварительный, консультативный характер и могут быть преодолены компетентными органами (парламентом).

Первый специализированный орган конституционного надзора был учрежден в СССР в 1989 г. - Комитет конституционного надзора СССР. Он был правомочен принимать заключения о неконституционное™ актов Съезда народных депутатов СССР, конституций союзных республик. Комитет не мог отменить поднадзорные ему акты. Для принятия окончательного решения он направлял свои заключения Съезду народных депутатов СССР, который мог отклонить их. Комитет был правомочен проверять конституционность проектов законов СССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Съезда, а также законность актов Кабинета министров СССР.

Принятие Комитетом заключения о несоответствии акта Конституции СССР приостанавливало действие данного акта. Акты, нарушающие права и свободы граждан, теряли силу с момента принятия Комитетом такого заключения.

Комитет конституционного надзора СССР просуществовал до декабря 1991 г. и рассмотрел около 30 дел.

Конституционный судебный контроль является разновидностью конституционного контроля, направленного на обеспечение верховенства Конституции РФ. Данный вид конституционного контроля более эффективен, потому что его осуществляет специализированный судебный орган, решения которого имеют окончательный характер и не нуждаются ни в чьем утверждении. Этот орган независим, он играет роль арбитра в системе государственной власти и защитника прав и свобод личности.

Конституционный судебный контроль представляет собой особый род государственной деятельности, осуществляемой органами судебной власти в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и поддержания режима конституционной законности.

В литературе приводятся разные определения конституционного судебного контроля. Так, Б. С. Эбзеев под конституционным судебным контролем понимает официальную деятельность специально уполномоченного Конституцией и иными актами органа, которая осуществляется посредством особой процедуры в целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ, предупреждения существования в правовой системе неконституционных актов, толкования Конституции и проч. 1

В. Б. Евдокимов фактически ставит знак равенства между конституционным судебным контролем и конституционным судопроизводством .

Конституционное судопроизводство является самостоятельной судебной процессуальной формой наряду с гражданским, административным и уголовным судопроизводством (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ). Судопроизводство означает порядок рассмотрения в суде определенной категории дел.

В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия «судопроизводство». Судопроизводство определяется как: 1) средство, способ осуществления судебной власти; 2) порядок или процессуальная форма осуществления правосудия; 3) деятельность суда по рассмотрению и разрешению юридических дел; 4) система процессуальных правоотношений; 5) совокупность процессуальной деятельности и правоотношений; 6) единство трех составляющих: процессуальной деятельности, процессуальных отношений и процессуальной формы .

В учебной и научной литературе даются упрощенное и развернутое определения конституционного судопроизводства.

Под конституционным судопроизводством чаще всего понимают правовой порядок рассмотрения дел, отнесенных к компетенции конституционного суда. В. А. Кряжков и Л. В. Лазарев понимают под конституционным судопроизводством урегулированную специальными процессуальными нормами совокупность процессуальных действий и правоотношений, складывающихся между Конституционным

Судом РФ и другими субъектами при рассмотрении и разрешении дел, связанных с охраной Конституции РФ 1 .

Термин «конституционное судопроизводство» по своей сути наиболее близок к словосочетаниям «конституционный судебный процесс» и «конституционная судебная процессуальная форма». В. В. Маклаков пишет, что конституционное судопроизводство складывается из общей процедуры (порядок ведения дел, ведения судебных заседаний и вынесения решений) и специальных процедур (предусматривающих, в частности, круг лиц, уполномоченных возбуждать по соответствующей категории дел производство в конституционном суде, особенности этого производства, правовые последствия различных возможных решений суда, положения об исполнении) .

Необходимо понимать, что «конституционный судебный процесс» и «конституционный процесс» - не совпадающие понятия, а соотносящиеся как часть и целое. В конституционном праве много процессуальных норм, связанных с реализацией основных прав и свобод граждан, их обязанностей, полномочий органов власти и др. Часть процессуальных норм конституционного права связана с деятельностью Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Именно эти нормы и регулируют конституционный судебный процесс.

Конституционному судопроизводству присущи признаки, характерные для любого вида судопроизводства : 1) государственно-властный характер; 2) формализованность; 3) наличие процессуальных стадий; 4) целенаправленность; 5) возникновение в ходе осуществления судопроизводства процессуальных правоотношений; 6) наличие системы процессуальных гарантий .

В отличие от иных видов судопроизводства конституционное судопроизводство имеет ярко выраженный публично-правовой характер, представляет собой наивысшую форму судебной защиты, поскольку конституционный суд обеспечивает единство правотворческой и правоприменительной, в том числе судебной, практики. Отдельные элементы конституционного судопроизводства закреплены в ст. 125 Конституции РФ (круг заявителей, наделенных правом обращения в Конституционный Суд РФ, потенциальные ответчики, предмет разбирательства и правовой характер выносимых решений). Благодаря конституционному судопроизводству обеспечивается непосредственное действие Конституции РФ.

Процессуальные правила конституционного судопроизводства содержатся не в кодексе, а в Законе о Конституционном Суде РФ, обладающем кодифицирующим характером в силу его универсальности, полного охвата конституционно-судебных отношений, ведущей роли в закреплении статуса Конституционного Суда РФ. Содержание процессуальных норм Закона не столь подробно и точно, как в гражданском и уголовном судопроизводстве, где несоблюдение процессуальных норм влечет отмену судебного решения. Как пишет немецкий ученый А. Бланкенагель, жесткие процедурные правила в конституционном судопроизводстве нецелесообразны, так как неизбежно возникают ситуации, не предусмотренные никакими процедурными нормами, и в подобных случаях конституционный суд должен иметь право действовать по своему усмотрению 1 . Конституционный Суд РФ вправе самостоятельно формулировать недостающие процедурные элементы, новые правила процесса и уточнять некоторые его стороны в своих решениях и Регламенте.

В ряде своих решений Конституционный Суд РФ интерпретировал нормы Конституции РФ и Закона о Конституционном Суде РФ в отношении оснований допустимости обращения; возможности оспаривания по жалобам граждан не только законов в собственном смысле слова, но и ряда подзаконных актов; права на обращение в Конституционный Суд РФ не только граждан, но и лиц без гражданства, что свидетельствует о высокой степени судебной дискреции (усмотрения).

В конституционном судопроизводстве, как правило, не устанавливаются фактические обстоятельства дела, а решаются вопросы права, сверяются акты органов власти с конституцией, ее принципами. Этим обеспечивается верховенство Конституции РФ и верховенство конституций (уставов) субъектов РФ в системе региональных правовых актов. Учитывая такую значимость конституционного судопроизводства, Н. С. Бондарь называет Конституционный Суд «судом над властью» .

В конституционном судопроизводстве отсутствует инстанцион-ность. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ принимают свои решения самостоятельно, Конституционный Суд РФ не может их отменить. Однако если они ориентируют правоприменителя на законодательство, противоречащее Конституции РФ, Конституционный Суд РФ, подтвердив это своим решением, фактически нуллифицирует решения конституционных (уставных) судов субъектов РФ.

Итогом конституционного судопроизводства является вынесение Конституционным Судом РФ решения, которое является окончательным и не подлежит обжалованию.

Как отмечает сам Конституционный Суд РФ, его решения, по существу, имеют такую же сферу действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, как и решения нормотворческого органа, и, следовательно, такое же, как и нормативные акты, общее значение, не присущее правоприменительным по своей природе актам иных судов (постановление Конституционного Суда РФ от 16 июня 1998 г. № 19-П). Фактически они приравниваются, как и нормативные акты, к источникам права.

Существуют и другие процессуальные особенности конституционного судопроизводства. В общих чертах можно сказать, что конституционное судопроизводство является не правоприменительной деятельностью в собственном смысле этого слова, а больше связано с анализом, творчеством при осуществлении конституционного контроля.

Таким образом, конституционный судебный процесс можно определить как:

  • - систему (совокупность) процессуальных действий по отправлению конституционного правосудия;
  • Бондарь Н. С. Конституционный Суд России: не «квазисуд», а больше, чем суд // Журнал конституционного правосудия. 2010. № 3. С. 30.


Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...