Ликвидация юридических лиц: понятие, порядок и имущественные последствия. Понятие, виды и основания ликвидации юридических лиц Понятие процедура ликвидации юридических лиц

Ликвидация предполагает полное прекращение деятельности без правопреемства. Существует несколько типов данной процедуры.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Виды ликвидации юридических лиц подразделяются по разным основаниям.

Законодательная база

Процесс ликвидации регулируется ГК РФ и . Два основополагающих акта определяют порядок прекращения деятельности и .

Они устанавливают следующие положения:

  • основания для ликвидации;
  • процесс о прекращении деятельности фирмы или ИП;
  • порядок уведомления регистрирующих органов;
  • обязанность публиковать сведения о грядущем закрытии;
  • форма работы ликвидационной комиссии, ее основные полномочия и обязанности;
  • порядок формирования ;
  • документы необходимые для закрытия;
  • внесение в ЕРГЮЛ или ЕГРИП сведений о ликвидации субъекта рынка.

Существуют также специализированные акты, которые регулируют отношения применительно к конкретным организационно-правовым формам:

  • ФЗ «Об ООО» ;
  • ФЗ «Об АО» ;
  • ЖК РФ;
  • ФЗ «О банках и банковской деятельности» ;
  • ФЗ «О производственных кооперативах» и прочее.

Особенности закрытия

Закрытие осуществляется путем прохождения следующих :

  1. Принятие решения о закрытии или вынесение соответствующего судебного вердикта.
  2. Уведомление регистрирующего органа о грядущей ликвидации.
  3. Публикация сведений в специализированном источнике.
  4. Формирование промежуточного ликвидационного баланса, его утверждение.
  5. Расчет с кредиторами.
  6. Создание окончательного ликвидационного баланса.
  7. Передача документов на регистрацию ликвидации.

Данный процесс идет несколько другим путем, если у субъекта рынка есть работники.

В этом случае появляются следующие обязанности:

  • уведомление сотрудников за 2 месяца до ;
  • уведомление за 2 недели центра занятости о сокращениях;
  • выходного пособия.

Дополнительно понадобится реализовать следующие моменты:

  • снять с учета ККМ;
  • закрыть расчетный счет;
  • уничтожить печать;
  • уведомить ПФР о закрытии, предоставить отчетность, произвести расчеты по взносам;
  • подготовить декларацию, оплатить задолженность по налогам и сборам.

Юридических лиц

При ликвидации полностью прекращают свою деятельность.

Следует помнить об особом статусе данного субъекта рынка. Он отвечает по обязательствам принадлежащим ему имуществом.

Участники же не несут ответственность своей личной собственностью, не внесенной в качестве вклада.

Следовательно, для обеспечения интересов кредиторов законодатель обязует организацию предварительно извещать их о грядущем закрытии.

Такое сообщение позволит им своевременно предъявить свои требования, для их включения в ликвидационный баланс.

Срок ликвидации должен быть не менее 2 месяцев.

Именно такой период понадобится для надлежащего извещения кредиторов. Сообщение в специализированном издании публикуется дважды.

Юридическое лицо не может инициировать процедуру официальной ликвидации при наличии долгов перед контрагентами или бюджетом.

Если таковые имеются, то он может воспользоваться альтернативными методами прекращения деятельности.

При наличии предоставляет иск в арбитражный суд о признании несостоятельности предприятия.

ООО

Правовое положение ООО регулируется ФЗ «Об ООО». Данный нормативно-правовой акт определяет процедуру принятия решения о добровольном ликвидации.

Для вынесения такого вердикта за него должны проголосовать все участники общества.

Только единогласное решение является основанием для закрытия ООО.

ИП

Ликвидация ИП может быть проведена . Причем не имеет значения природа задолженности. Это возможно, так как ИП отвечает по обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

После ликвидации своего статуса долги переходят на него, как на физическое лицо.

Сама процедура прекращения деятельности ИП производится в упрощенном порядке. Бизнесмен не публикует сообщение о грядущем закрытии в специализированном издании.

Процедура ликвидации для него выглядит следующим образом:

  1. Формирование документов для передачи в регистрирующую службу.
  2. Рассмотрение налоговой инспекцией заявления ИП.
  3. Внесение записи в ЕГРИП о ликвидации.

Виды ликвидации

Виды ликвидации подразделяются в зависимости от оснований ее проведения на добровольную и принудительную.

Кроме того, ее можно классифицировать с учетом порядка осуществления самой процедуры:

  • официальная;
  • альтернативная;
  • банкротство.

Добровольная

Проводится по решению ИП, общего собрания акционеров или участников. Прекращение деятельности связано с их волеизъявлением.

Такое решение может быть принято в связи с истечением срока, на который создавался субъект рынка, или достижения, поставленных перед ним целей.

Для подтверждения данного вердикта в регистрирующий орган передаются следующие документы:

Принудительная

Принудительная ликвидация субъекта рынка производится только по решению суда.

Данный вердикт выносится в случаях, установленных в ГК РФ. Например, если при создании организации были нарушены требования законодательства, которые носят неустранимый характер.

Принудительная ликвидация проводится, когда субъект осуществляет свою деятельность без специального разрешения (лицензии).

Альтернативная

Альтернативная ликвидация предусматривает прекращение деятельность компании не в традиционном смысле. У фирмы меняются участники, название, юридический адрес и прочие сведения, которые содержатся в ЕГРЮЛ.

Сама компания при этом продолжает свое существование. Информация о ней не исключается из ЕГРЮЛ.

Фактически ликвидация не проводится, но по отношению к участникам организации она прекращает свое функционирование.

Преимущество данного способа ликвидации в том, что таким образом можно расстаться с компанией, у которой есть задолженность.

При этом сама процедура не обладает какими-либо сложностями:

  • кредиторы не извещаются;
  • нет необходимости запрашивать разрешение у регистрирующего органа;
  • ликвидационный баланс не формируется.

К альтернативным методам относится также ликвидация путем реорганизации.

Банкротство

Банкротство – альтернативный способ закрытия фирмы. Если субъект рынка будет признан несостоятельным решением арбитражного суда, то он автоматически исключается из ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

Организация или ИП не участвуют в процедуре прекращения деятельности. Она производится на основании судебного вердикта налоговой службой.

Инициируется при выявлении признаков несостоятельности.

Для разных организационно-правовых форм утверждаются неодинаковые критерии. Например, для ИП:

  • неисполнение обязательств в течение 3 месяцев;
  • суммарная задолженность более 500 тыс. рублей.

Ликвидация представляет собой прекращение юридического лица без правопреемства, т. е. без перехода прав и обязанностей к другим лицам. Правовые основы осуществления ликвидации организаций и индивидуальной предпринимательской деятельности закреплены ГК РФ, иными актами.

Выделяют следующие виды ликвидации юридических лиц:

1. добровольная ликвидация;

2. принудительная ликвидация.

Добровольная ликвидацияосуществляется по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами. Решение о ликвидации государственного или муниципального унитарного предприятия может принять собственник имущества – соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления. Статья 61 ГК РФ содержится примерный перечень оснований добровольной ликвидации, в частности: истечение срока, на который создана организация; достижение цели, ради которой она создана и др.

Принудительная ликвидацияпроизводится на основании решения суда в следующих случаях:

· осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);

· осуществление деятельности, запрещенной законом;

· неоднократное или однократное, но грубое нарушение закона или иных правовых актов и др. (ст. 61 ГК РФ).

Приведенный перечень не является исчерпывающим. Основания принудительной ликвидации могут быть предусмотрены и другими статьями ГК РФ (например, ст. 65, 81 ГК РФ). С требованием о ликвидации может обратиться в суд государственный орган или орган местного самоуправления в случае, если такое право предоставлено ему законом. В частности, таким правом обладают ФАС РФ, ФНС РФ, Минфин России, ЦБ РФ.

Ликвидационный процесс проходит несколько этапов, приведенных ниже.

1. Принятие уполномоченными органами решения о ликвидации юридического лица.

2. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица.

Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (ст. 20 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

3. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с регистрирующим органом. С момента назначения ликвидационной комиссии (ликвидатора) к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право выступать от имени ликвидируемого юридического лица в суде.

4. Публикация о ликвидации в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. В публикации должны быть отражены: наименование ликвидируемого юридического лица; дата принятия решения о ликвидации; орган, который принял решение о ликвидации; идентификационный номер налогоплательщика и номер ликвидируемого лица в реестре; порядок и срок заявления требований кредиторами, который не может быть менее двух месяцев с момента публикации; способ связи с ликвидационной комиссией (адрес, телефон, факс).

4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами,

на руководителя и членов ликвидационной комиссии.

5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы (последние обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника), принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.

6. Выход из состава участников других юридических лиц.

7. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством.

8. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований. Баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации; согласовывается с органом, осуществляющим государственную регистрацию (куда направляется оригинал или заверенная копия баланса). Баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результат их рассмотрения. Если активов организации не достаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (ст. 224 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»). В этом случае юридическое лицо ликвидируется в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 9 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

9. Расчеты с кредиторами в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ. Удовлетворение требований кредиторов начинается со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, за исключение кредиторов пятой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения баланса.

10. Составление ликвидационного баланса, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации. Баланс должен быть согласован с регистрирующим органом.

11. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию (налоговые органы), следующих документов:

а) заявления с подтверждением соблюдения порядка ликвидации, завершения расчетов и согласования вопросов ликвидации с соответствующими государственными органами;
б) ликвидационного баланса;
в) документа об уплате государственной пошлины.

Государственная регистрация ликвидации осуществляется по месту нахождения ликвидируемого юридического лица в срок, не превышающий пяти рабочих дней.

11. Правовое положение товарных и фондовых бирж

Членами биржи являются лица, участвующие в формировании уставного капитала биржи (учредители) или внесшие членские или иные целевые взносы в ее имущество. Членам биржи предоставляется право участвовать в биржевой торговле, принимать решения на общих собраниях и участвовать в работе других органов управления, получать дивиденды, если они предусмотрены учредительными документами, и другие права. Учредителям могут быть предоставлены особые права, но на срок не более чем три года с момента государственной регистрации биржи.

В Законе о товарных биржах предусмотрены две категории членов биржи: полные и неполные. Полные члены наделены правом участвовать в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций биржи.

Неполные члены вправе участвовать в биржевых торгах в соответствующей секции (отделе, отделении) биржи и на определенное учредительными документами биржи количество голосов на общем собрании членов биржи и на общем собрании секции биржи.

Участвовать в биржевых торгах помимо членов биржи вправе посетители (постоянные и разовые), которые приобретают это право на определенный срок и за соответствующую плату. Общее число постоянных посетителей не может превышать 30 процентов от общего числа членов биржи. Постоянные члены получают право участвовать в биржевых торгах на срок не более чем три года.

Правом заключения всех видов биржевых сделок обладают биржевые посредники - члены биржи, являющиеся брокерскими фирмами и независимыми брокерами, деятельность которых по совершению фьючерсных (сделок с возможностью перепродажи контрактов) и опционных сделок (с уступкой прав на будущую передачу прав и обязанностей в отношении биржевого товара или контракта) подлежит лицензированию. Остальные члены биржи и посетители участвуют в биржевой торговле только реальным товаром и за свой счет, а также через организуемые ими брокерские конторы либо на договорной основе с брокерскими фирмами или независимыми брокерами. Разовые посетители имеют право только на совершение сделок с реальным товаром от своего имени и за свой счет.

Государственное регулирование создания и деятельности товарных бирж осуществляет специально созданная для этих целей Комиссия по товарным рынкам, руководство и обеспечение работы которой в связи с проведением административной реформы осуществляет в настоящее время Федеральная служба по финансовым рынкам*(431).

Комиссия по товарным биржам выдает*(432) лицензии на организацию биржевой торговли; осуществляет или контролирует лицензирование биржевых посредников, биржевых брокеров; контролирует соблюдение законодательства о биржах; разрабатывает методические рекомендации по подготовке биржевых документов; организует рассмотрение жалоб участников биржевой торговли на злоупотребления и нарушение законодательства в биржевой торговле; разрабатывает и представляет в Правительство РФ предложения по совершенствованию законодательства о товарных биржах.

Комиссия вправе направлять биржевым посредникам предписания о прекращении противоречащей законодательству деятельности, применять к бирже или биржевым посредникам соответствующие санкции в случае нарушения ими законодательства, неисполнения или несвоевременного исполнения предписаний Комиссии, организовывать аудиторские проверки деятельности бирж и биржевых посредников, направлять в судебные органы материалы для применения предусмотренных законом санкций к биржам и их членам, нарушившим законодательство.

Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"*(433) предусматривает возможность осуществления юридическим лицом деятельности фондовой биржи в организационно-правовой форме акционерного общества или некоммерческого партнерства. В первом случае на деятельность фондовой биржи распространяется Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. "Об акционерных обществах", во втором случае - Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О некоммерческих организациях", если иное не предусмотрено в Законе о рынке ценных бумаг.

Так, одному акционеру фондовой биржи или его аффилированным лицам не может принадлежать 20 и более процентов акций каждой категории (типа), а одному члену фондовой биржи некоммерческого партнерства не может принадлежать 20 и более процентов голосов на общем собрании членов такой биржи. Данные ограничения не применяются к акционерам (членам) фондовой биржи, которые являются фондовыми биржами. Членами фондовой биржи, являющейся некоммерческим партнерством, могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг. Фондовые биржи, являющиеся некоммерческими партнерствами, могут быть преобразованы в акционерные общества при принятии решения о преобразовании членами фондовой биржи большинством в три четверти голосов всех членов этой фондовой биржи.

Деятельность по организации торговли вправе осуществлять только юридические лица, имеющие лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по организации торговли и (или) лицензию на осуществление деятельности фондовой биржи. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг производит Федеральная служба по финансовым рынкам.

Фондовая биржа не вправе совмещать указанную деятельность с иными видами деятельности, за исключением деятельности валютной биржи, товарной биржи, клиринговой деятельности, связанной с осуществлением клиринга по операциям с ценными бумагами и инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов, деятельности по распространению информации, издательской деятельности, а также с осуществлением деятельности по сдаче имущества в аренду. В случае совмещения юридическим лицом деятельности валютной биржи и (или) товарной биржи и (или) клиринговой деятельности с деятельностью фондовой биржи для осуществления каждого из указанных видов деятельности должно быть создано отдельное структурное подразделение.

Участниками торгов на фондовой бирже могут быть только брокеры, дилеры и управляющие. Иные лица могут совершать операции на фондовой бирже исключительно при посредничестве брокеров, являющихся участниками торгов.

Участниками торгов на фондовой бирже, созданной в форме некоммерческого партнерства, могут быть только члены такой биржи. Неравноправное положение участников торгов на фондовой бирже, а также передача права на участие в торгах на фондовой бирже третьим лицам не допускаются.

Государством устанавливаются и требования к организации структурных подразделений фондовой биржи*(434).

Фондовая биржа, являющаяся акционерным обществом, должна иметь совет директоров. На фондовой бирже должен быть также создан коллегиальный исполнительный орган управления. Фондовая биржа должна иметь специальный комитет совета директоров (иного уполномоченного органа, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством) по аудиту, к функциям которого относятся оценка кандидатов в аудиторы и представление результатов такой оценки совету директоров (иному уполномоченному органу) фондовой биржи, рассмотрение заключения аудитора фондовой биржи до его представления высшему органу управления фондовой биржей.

Фондовая биржа должна также иметь биржевой совет. При наличии на бирже нескольких секций (торговых площадок, подразделений и т.п.) вместо биржевого совета биржа вправе создать совет для каждой секции. Биржевой совет осуществляет предварительное обсуждение проектов наиболее важных локальных нормативных актов (правил допуска к участию к торгам; правил допуска к торгам ценных бумаг; правил проведения торгов и др.), заключения отдела листинга о включении ценных бумаг в котировальный список и об исключении их из списка и дает рекомендации по данным вопросам совету директоров биржи. Биржевой совет (совет секции) формируется из числа должностных лиц (работников) фондовой биржи, участников торгов на фондовой бирже (участников торгов на данной секции), эмитентов, управляющих компаний инвестиционных фондов и иных заинтересованных организаций, а также независимых экспертов. Количественный состав биржевого совета (совета секции) утверждается советом директоров фондовой биржи (или иным уполномоченным органом, если фондовая биржа является некоммерческим партнерством), но не может быть менее пяти человек. На заседаниях биржевого совета (совета секции) вправе присутствовать представитель, назначаемый приказом Федеральной службы по финансовым рынкам.

В качестве отдельного структурного подразделения на бирже должен быть создан отдел по листингу, который осуществляет контроль за соответствием ценных бумаг и их эмитентов установленным требованиям.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за рынком ценных бумаг, является Федеральная служба по финансовым рынкам.

Ликвидация, равно как и рассмотренная выше реорганизация, влечет за собой прекращение юридического лица, но без правопреемства. Все нрава и обязанности ликвидируемого юридического лица прекращаются в момент внесения сведений о его прекращении в ЕГРЮЛ.

Так же как и реорганизация, ликвидация - это определенная в своей последовательности совокупность действий (процедура), совершаемая с установленной законодателем целью.

В зависимости от лица, принявшего решение о ликвидации юридического лица, данную процедуру можно классифицировать на 1) добровольную и 2) принудительную.

Отдельно находится ликвидация в результате банкротства, поскольку в данном случае она может быть проведена как в добровольном, так и в принудительном порядке.

К первой группе отнесена ликвидация, осуществляемая:

1) по решению учредителей или органа юридического лица, уполномоченного уставом (учредительным договором в хозяйственных товариществах) на принятие решения по такому вопросу;

Судебная практика

В постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2014 № 06АП-2377/2014 по делу № А73-14977/2013 суд отметил, что но смыслу ст. 61 ГК во взаимосвязи со ст. 62-64 ГК решение о ликвидации юридического лица принимается его участниками исключительно по их волеизъявлению и не требует наличия каких-то иных оснований для его принятия.

Судебная практика

В п. 23 постановления Пленума ВС РФ № 6, Пленуме ВАС РФ № 8 от 01.07.1996, п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.08.2004 № 84, Постановлении КС РФ от 18.07.2003 № 14-П, указано, что организация может быть ликвидирована в принудительном порядке только при констатации таких неоднократных и грубых нарушений норм права, при которых ликвидация являлась мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов иных лиц.

данных кредиторов считается наступившим с момента принятия решения о ликвидации.

Последовательность действий, составляющих исследуемую процедуру, также является общей для принудительной и добровольной ликвидации и представляет собой следующие этапы.

Первый этап. Лицо, принявшее решение о ликвидации, обязано сообщить о данном решении в установленном порядке в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, по месту нахождения ликвидируемого юридического лица путем направления соответствующего уведомления в письменной форме с приложением решения о ликвидации юридического лица. Данное уведомление должно соответствовать по форме, установленной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, и неограниченному кругу лиц путем опубликования данного сообщения в СМИ.

Для исполнения данной обязанности установлен предельный срок - не более трех рабочих дней с момента принятия решения о ликвидации организации.

Судебная практика

В постановлении Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 № 7075/11 отмечено, что необходимые для государственной регистрации документы должны соответствовать требованиям закона и как составляющая часть государственных реестров, являющихся федеральным информационным ресурсом, содержать достоверную информацию.

регистрации юридического лица, сообщение о ликвидации организации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (который не может составлять минимум два месяца с момента данного опубликования).

Также ликвидационная комиссия должна уведомить каждого известного (выявленного) кредитора в письменной форме о ликвидации юридического лица.

Этот этап характеризуется не только сбором соответствующей информации, но и совершением действий, направленных на получение имущества от должников ликвидируемого юридического лица.

Основные функции ликвидационной комиссии, определенные в законе подтверждены также и судебной практикой.

Судебная практика

В определении ВАС РФ от 17.06.2013 № ВАС-7583/13 по делу № Л41-20591/2012 указано, что предусмотренная нормами ст. 61-64 ГК процедура ликвидации юридического лица предполагает действия ликвидационной комиссии (ликвидатора) по выявлению его кредиторов; предоставлению кредиторам возможности заявить свои требования; составлению ликвидационного баланса, отражающего действительное имущественное положение ликвидируемого юридического лица и его расчеты с кредиторами; определению порядка ликвидации (в том числе путем признания юридического лица несостоятельным (банкротом) - п. 4 ст. 61, ст. 65 ГК). При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана действовать добросовестно и разумно в интересах как ликвидируемого юридического лица, так и его кредиторов.

вать такого удовлетворения в судебном порядке. Данные исковые требования кредитор может заявить на любом этапе процедуры ликвидации, но до утверждения ликвидационной комиссией ликвидационного баланса (в нашем случае до шестого этапа). Если суд примет решение в пользу истца, то данный кредитор займет свое место в установленной очередности исходя из характера обязательств.

Дальнейшие действия по проведению ликвидации юридического лица зависят от того, хватает ли определенного имущества для удовлетворения требований кредиторов.

В первую очередь определяется достаточность денежных средств. При отрицательном результате продаже в установленном порядке подлежит иное имущество юридического лица. Реализация осуществляется с торгов, за исключением объектов стоимостью не более 100 тыс. руб. (данная стоимость определяется по утвержденному промежуточному ликвидационному балансу).

Следует учитывать, что в случаях, установленных законом, при недостаточности у ликвидируемого учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

Если ликвидируемое юридическое лицо не сможет удовлетворить требования кредиторов, то дальнейшие этапы, свойственные процедуре ликвидации, не применяются.

Поскольку данные обстоятельства свидетельствуют о наличии признаков несостоятельности, то ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве данного юридического лица. Дальнейшие действия осуществляются только в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Если имущества для расчетов с кредиторами ликвидируемого юридического лица достаточно, то возникает следующий этап в процедуре ликвидации.

Пятый этап. Расчеты с кредиторами. Все расчеты осуществляются в определенной последовательности, которая определяется сформированными очередями. Принадлежность к соответствующей очереди определяется главным образом характером обязательства, а следовательно, и личностью кредитора.

Следует учитывать, что независимо от характера обязательств, связывающих ликвидируемое юридическое лицо и кредитора

(кредиторов), их исполнение в пользу последних будет единым - посредством выплаты денежной суммы.

Исходя из требований ст. 64 ГК во внеочередном порядке погашаются требования, связанные с проведением самой ликвидации. Сюда относятся расходы и самой ликвидационной комиссии и тех лиц, деятельность которых связана с проведением того или иного этапа ликвидации (например, адвокатов по взысканию дебиторской задолженности ликвидируемого юридического лица) и пр. Конкретный состав кредиторов и характер обязательств, учитываемый вперед сформированных очередей, законодателем не определен. Главный критерий для этой ситуации - расходы должны быть связаны с проводимой ликвидацией.

Затем определяются и собственно очереди, которые включают в себя только требования кредиторов ликвидируемого юридического лица. Всего данных очередей четыре.

Первая очередь представлена требованиями деликтных обязательств, кредиторами которых выступают физические лица, а объектом возмещения - их жизнь и здоровье.

Вторая очередь состоит из работников ликвидируемого юридического лица, а требования сформированы в рамках трудовых правоотношений, но также и в гражданско-правовых - по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности.

В третьей очереди находятся публичные субъекты, в чью пользу следует производить налоговые и иные обязательные платежи.

Четвертая очередь состоит из всех остальных кредиторов.

Следует отметить, что требования указанных очередей включают в себя только право на взыскание основного долга по соответствующему обязательству. Эти же лица (физические лица с требованиями о возмещении вреда здоровью, работники, бюджетные фонды и т.д.) е требованиями о взыскании штрафных санкций, упущенной выгоды будут отнесены к кредиторам, чьи требования подлежат удовлетворению после названных четырех очередей. Таким образом, например, требование о взыскании заработной платы работник вправе заявить в порядке второй очереди, а проценты за неправомерное удержание данной заработной платы за весь период просрочки - только после удовлетворения требований кредиторов четвертой очереди.

Каждая из указанных очередей может состоять из нескольких кредиторов. Но в каком порядке удовлетворять их требования при ликвидации, законодатель не поясняет.

Привлечение кредиторов последующей очереди возможно только после удовлетворения всех требований кредиторов предыдущей очереди. Исключение составляют кредиторы, права которых обеспечены залогом имущества ликвидируемого юридического лица. Если такой кредитор-залогодержатель по характеру своих основных требований относится к четвертой очереди, то наличие сформированного в его пользу залога переносит его в третью очередь.

Кроме надлежащего исполнения в пользу кредитора путем перечисления денежных средств требования считаются погашенными, если:

  • - ликвидационная комиссия не признала требования кредитора, а он не обратился с иском в суд;
  • - суд отказал такому кредитору в удовлетворении его требований;
  • - требования кредиторов не смогли быть удовлетворены в силу недостаточности имущества как самого ликвидируемого юридического лица, так и лиц, несущих субсидиарную с ним ответственность по заявленным требованиям. Но данное правило действует только в отношении тех юридических лиц, которые не могут быть признаны несостоятельными (банкротами) в силу законодательного установления.

Шестой этап . Завершив указанные на предыдущем этапе расчеты, ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, в котором подводятся итоги погашения требований кредиторов и остатка (при его наличии) имущества ликвидируемого юридического лица. Баланс подлежит утверждению лицом, принявшим решение о ликвидации.

Данный этап имеет место при условиях, если у ликвидируемого юридического лица после расчетов со всеми кредиторами остается имущество, и если участники (учредители) имеют вещные права на данное имущество либо корпоративные права к юридическому лицу.

В этом случае оставшееся имущество передается участникам (учредителя) в размере, определяемом соразмерно размерам их долей участия в данном юридическом лице. Данная передача осуществляется как в натуре, так и посредством передачи денежной компенсации. Последнее имеет место при возникновении между участниками спора в отношении передачи той или иной вещи. Тогда эта вещь подлежит продаже с торгов.

Иная правовая судьба у имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами у ликвидируемой некоммерческой организации. В силу специальной правоспособности, определяемой целями и задачами создания некоммерческого юридического лица, оставшееся в этом случае имущество должно быть направлено на указанные цели (задачи), но не его участникам (учредителям).

Седьмой этап. Завершающий этап ликвидации опосредуется внесением сведений о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц. С момента совершения данной записи юридическое лицо считается ликвидированным, а процедура ликвидации завершенной.

В регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица должны быть представлены следующие документы:

  • - подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@. Заявитель подтверждает, что соблюден установленный законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • - ликвидационный баланс;
  • - документ об уплате государственной пошлины;
  • - документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с поди. 1-8 и. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Допустима ситуация, когда после ликвидации юридического лица обнаруживается имущество этого субъекта. Если данное обнаружение произошло в течение пяти лет с момента совершения записи о прекращении юридического лица в ЕГРЮЛ, то любое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право. Суд может назначить процедуру распределения при наличии следующих условий:

  • - достаточно средств, для осуществления данной процедуры;
  • - есть возможность распределения обнаруженного имущества среди заинтересованных лиц.

Для проведения данной процедуры суд назначает арбитражного управляющего.

В качестве отличного от принудительной или добровольной ликвидации следует рассматривать прекращение недействующего юридического лица, предусмотренное ст. 64.2 ГК. В данном случае для прекращения организации нет воли ни ее участников (учредителей), ни воли иных, в том числе публичных, лиц.

Ликвидация по данному основанию означает правовое закрепление фактически прекратившего существование юридического лица. Если юридическое лицо в течение обусловленного срока, предусмотренного для сдачи отчетности (12 месяцев), не предоставляет отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и нс осуществляет операций хотя бы по одному банковскому счету, то данное юридическое лицо считается недействующим. В этом случае такая организация подлежит исключению из ЕГРЮЛ с правовыми последствиями, характерными для ликвидированных юридических лиц. Такое исключение не требует ни судебного решения, ни решения учредителей (участников).

Для защиты прав учредителей, кредиторов недействующего юридического лица и иных заинтересованных юридических лиц законодатель обязывает регистрирующий орган опубликовать принятое решение о предстоящем исключении в течение трех дней с момента принятия такого решения, а также сведения о порядке и сроках направления заявлений лицами, чьи права п законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.

Имеют место особенности ликвидации унитарного предприятия или государственного или муниципального учреждения по основанию изъятия у него учредителем-собственником имущественного комплекса для внесения в уставный капитал иных организаций (АО, учреждения, государственной корпорации). Основанием внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении соответствующего юридического лица является решение о государственной регистрации организации, получившей указанное имущество. В этом случае должны быть представлены следующие документы:

  • - заявление о внесении в ЕГРЮЛ записи о прекращении унитарного предприятия или учреждения в связи с передачей его имущества;
  • - решение об условиях приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия или решение органа государственной власти, на основании которого осуществлены внесение имущественного комплекса унитарного предприятия или имущества учреждения в уставный капитал АО либо передача указанных имущественного комплекса или имущества в собственность государственной корпорации в качестве имущественного взноса Российской Федерации;
  • - копия документа, подтверждающего государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения.

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Что такое реорганизация юридического лица?
  • 2. Назовите формы реорганизации.
  • 3. Какой порядок реорганизации?
  • 4. Какие последствия проведения реорганизации в соответствующей форме?
  • 5. Что такое ликвидация юридического лица?
  • 6. Какие основания определены для проведения ликвидации?
  • 7. Определите порядок ликвидации.
  • 8. Укажите моменты завершения реорганизации и ликвидации.
  • в связи с истечением срока создания юридического лица,определенного в учредительных документах;
  • но достижении цели, определенной в учредительных документах и ради которой было создано юридическое лицо. Ликвидация по последним двум основаниям осуществляетсяв случаях, если учредители (участники) или уполномоченныйорган юридического лица примут такое решение. Принудительная ликвидация возможна только по решениюсуда и при наличии оснований, предусмотренных законом. Исходяиз требований п. 3 ст. 61 ГК определить основания для принудительной ликвидации в уставных документах невозможно. В этомслучае решения, принятые учредителями (участниками) в качестве положений устава (учредительного договора), рассматриваются как основания для добровольной ликвидации. Основания для принудительной ликвидации, определенныезаконодателем, определяются наличием существенных нарушенийтребований закона. При этом ключевое значение для такой ликвидации имеет именно существенность нарушений.

Ликвидация юридического лица - процедура, направленная на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

Законодатель, формулируя понятие "ликвидация", таким образом, под отсутствием правопреемства имел в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства , поскольку процедура ликвидации сама по себе не исключает сингулярное (частичное) правопреемство, т.е. переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Так, права ликвидируемого юридического лица могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними. Что же касается его учредителей (участников), они также в ряде случаев могут "наследовать" как его права (получая остаточное имущество, т.е. имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, - так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и его обязанности (отвечая в субсидиарном порядке поего обязательством перед кредиторами).

Принципиальное отличие ликвидации от любой формы реорганизации:

  • отсутствие универсального правопреемства.

Юридическое лицо может быть ликвидировано (порядок ликвидации):

  • добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа (в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано);
  • недобровольно (принудительно) - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда (в случае грубых и неустранимых нарушений закона, в других случаях, предусмотренных ГК, см., например, ст. 81, 86).

Суд может возложить обязанности по ликвидации на учредителей (участников) данного юридического лица или на его орган. При осуществлении указанными лицами возложенной на них обязанности ликвидация является вынужденной, во всех иных случаях суд назначает ликвидатора сам, а ликвидация в таком случае является принудительной (п. 2, 3 ст. 61 ГК).

Основания ликвидации юридического лица:

  1. решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2 ст. 61 ГК);
  2. решение суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления:
    • в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной , в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
    • в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
    • в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом , либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
    • в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  3. по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  4. в иных случаях , предусмотренных законом (например, в связи с нарушением исключительных прав - ст. 1253 ГК РФ).

Порядок ликвидации юридического лица

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

  1. назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и
  2. устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ и включает следующие действия ликвидационной комиссии (ликвидатора):

  1. Опубликование в средствах массовой информации сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
  2. Принятие мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
  3. Уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
  4. Составление (после окончания срока предъявления требований) промежуточного ликвидационного баланса, который содержит:
    • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица,
    • перечень требований, предъявленных кредиторами, результаты их рассмотрения, а также
    • перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
  5. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом , промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам Кодекса , прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Подробнее о порядке ликвидации

Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Права кредиторов при ликвидации юридического лица

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ним договорам банковского вклада и (или) банковского счета, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов , в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов граждан в банках и Банке России.

Принципы последовательности и пропорциональности:

исключается возможность одновременного удовлетворения требований кредиторов разных очередей:

  1. требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (принцип последовательности);
  2. если имущества юридического лица недостаточно, оно по общему правилу (если иное не установлено законом) распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (пп. 2, 3 ст. 64 ГК).

1.65

Установленные законом способы ликвидации юридического лица предусматривают все возможные ситуации, в которых производится закрытие предприятий. Кроме того, существует единый порядок ликвидации некоммерческой организации и юридического лица, осуществляющего коммерческую деятельность.

Общее единообразие процедуры и четкое выделение отдельных пунктов, при выполнении которых процедура будет незначительно отличаться в зависимости от вида ликвидации и разновидности ликвидируемой организации, позволяет упорядочить данную процедуру и исключить двойное толкование норм и правил, согласно которым эта процедура будет осуществляться.

Существует два способа ликвидации предприятия: добровольная и принудительная. В первом случае инициатором процедуры является само юридическое лицо. Во втором ликвидация ЗАО, ООО, ОАО или некоммерческой организации производится на основании судебного решения.

Кроме обычного закрытия компании возможна ликвидация предприятия путем банкротства. Такая ликвидация тоже может быть как добровольной, так и принудительной.

Принудительная и добровольная ликвидация ЗАО, ООО, ОАО путем банкротства. Отличия от обычной принудительной и добровольной ликвидации

  • Ликвидация путем банкротства всегда осуществляется на основании решения арбитражного суда, вне зависимости от того, кто выступает ее инициатором - само предприятие, его кредиторы или уполномоченные органы.
  • Инициация процедуры банкротства является юридически признанным подтверждением того, что должник не в состоянии рассчитаться с кредиторами и/или погасить задолженность по налоговым платежам.
  • В случае, когда ликвидация ООО по решению суда производится из-за банкротства предприятия, для проведения ликвидационных процедур суд назначает независимого арбитражного управляющего. Наряду с выполнением других функций, арбитражный управляющий выявляет признаки, свидетельствующие о том, что предприятие «банкротят» умышленно.

    Поэтому данный способ закрытия стоит выбирать только в том случае, если компания действительно является финансово несостоятельной.

  • При банкротстве юридическое лицо погашает свои обязательства не полностью, а частично (в объеме имеющихся денежных средств, а также денежных средств, полученных после продажи имущества). Целью банкротства является как можно более справедливое и полное удовлетворение требований кредиторов.

Ликвидация юридического лица, стоимость и продолжительность

Общая стоимость и продолжительность ликвидации зависят от множества факторов, определяющими из которых являются:

  • Период времени работы на рынке.
  • Объем и состояние документации.
  • Наличие обстоятельств, которые могут стать препятствием к быстрому и безболезненному проведению процедуры (долги, невыполненные обязательства, грубые нарушения при ведении бухгалтерской и налоговой отчетности и т.д.).

Минимальная стоимость официальной ликвидации с участием консалтинговой компании - около 50 тыс. рублей. Минимальная продолжительность процедуры - около полугода.

Статья 63. Порядок ликвидации юридического лица

(в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

1. Ликвидационная комиссия опубликовывает в средствах массовой информации, в которых опубликовываются данные о государственной регистрации юридического лица, сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Ликвидационная комиссия принимает меры по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также уведомляет в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.

2. После окончания срока предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных, промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

3. В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам настоящего Кодекса, прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

4. Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица, на которое в соответствии с законом допускается обращение взыскания, с торгов, за исключением объектов стоимостью не более ста тысяч рублей (согласно утвержденному промежуточному ликвидационному балансу), для продажи которых проведение торгов не требуется.

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом).

5. Выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 настоящего Кодекса, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом со дня его утверждения.

После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных, ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

7. В случаях, если настоящим предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества учреждения или казенного предприятия по обязательствам этого учреждения или этого предприятия, при недостаточности у ликвидируемых учреждения или казенного предприятия имущества, на которое в соответствии с законом может быть обращено взыскание, кредиторы вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества этого учреждения или этого предприятия.

8. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или корпоративные права в отношении юридического лица, если иное не предусмотрено, иными правовыми актами или учредительным документом юридического лица.

При наличии спора между учредителями (участниками) относительно того, кому следует передать вещь, она продается ликвидационной комиссией с торгов. Если иное не установлено настоящим Кодексом или другим, при ликвидации некоммерческой организации оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество направляется в соответствии с уставом некоммерческой организации на цели, для достижения которых она была создана, и (или) на благотворительные цели.

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Гражданским законодательством предусмотрены добровольная и принудительная формы ликвидации юридических лиц.

Принудительная ликвидация производится по решению суда и связана, как правило, с грубыми нарушениями в деятельности организации. Добровольная ликвидация осуществляется по решению учредителей и предполагает ряд административных процедур, которые должны быть реализованы в установленные сроки в строгом соответствии с требованиями закона. Отдельно следует выделить ликвидацию по завершении процедур банкротства, особенности которых регламентированы Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Введение процедур банкротства осуществляется по решению суда в тех случаях, когда организация не может погасить свои долги перед кредиторами в полном объеме.

Каждая из возможных форм ликвидации имеет свои нюансы и «подводные камни», обойти которые может только грамотный специалист с практическим опытом работы. Так, например, процедура банкротства, инициированная организацией, требует постоянного участия в судебных заседаниях, подготовки различного рода специфических документов и т.д. Важно при этом исключить признаки фиктивного банкротства, т.к. в данном случае возможно привлечение к ответственности, в том числе и уголовной по ст. 197 Уголовного кодекса РФ.

Добровольная ликвидация производится только при отсутствии задолженности, поэтому законодательно предусмотрена обязанность ликвидируемой организации опубликовать уведомление о ликвидации, после чего кредиторы в течение двух месяцев могут заявить свои требования, которые подлежат удовлетворению. Кроме того в рамках процедуры добровольной ликвидации создается ликвидационная комиссия, направляется соответствующее уведомление в налоговый орган, предпринимаются действия по уведомлению кредиторов и сбору дебиторской задолженности, составляется ликвидационный баланс и заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией. Все эти этапы должны быть реализованы строго в рамках закона и в установленные сроки, документы должны быть подготовлены по утвержденным формам согласно требованиям к их оформлению.

Обратим внимание, что непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 14.25 КоАП РФ).

Некоторые действия в ходе ликвидации могут быть расценены как уклонение от уплаты налогов и кредиторской задолженности, преднамеренное или фиктивное банкротство, что влечет за собой уголовную ответственность, вплоть до лишения свободы. Таким образом, ликвидация организации представляет собой сложную административную процедуру, сопровождение которой, во избежание негативных последствий, лучше доверить надежному специалисту.

Какие бывают виды ликвидации фирмы?

Ликвидация фирмы может проходить в нескольких законных вариантах и зависит от того, имеет ли она долги или нет. Для предприятий-должников ликвидация может быть в форме банкротства (по решению участников), альтернативой ликвидации со сменой участников и руководителя и реорганизации в форме присоединения или слияния.

Добровольное закрытие по решению участников

Добровольная или полная официальная ликвидация предприятия (в соответствии со ст.61-64 ГК РФ) включает следующие этапы:

  1. Сообщение о ликвидации фирмы налоговому органу и внебюджетным фондам в трехдневный срок со дня принятия решения — 3 дня после принятия решения.
  2. Назначение ликвидационной комиссии (ликвидатора) учредителями (участниками) лица или органом, принявшим решение о ликвидации по согласованию с регистрирующим органом — 3 дня после принятия решения.
  3. Публикация о ликвидации ООО в органах печати, в которых обычно публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц — 3 дня после принятия решения, затем 2 месяца ждем претензий кредиторов.
  4. Переоформление банковской карточки с образцами подписи лиц, имеющих право распоряжаться находящимися на счету денежными средствами, на руководителя и членов ликвидационной комиссии — 3 дня после принятия решения.
  5. Формирование активов и пассивов организации. С этой целью ликвидационной комиссией выявляются кредиторы — они обязательно письменно уведомляются о ликвидации должника — принимаются меры к получению дебиторской задолженности, проводится инвентаризация имущества.
  6. Увольнение работников в соответствии с требованиями, предусмотренными трудовым законодательством — через 2 месяца с момента уведомления работников.
  7. Составление промежуточного ликвидационного баланса по окончании срока, отведенного кредиторам для предъявления требований — т.е. через 2 месяца после выхода публикации.
  8. Расчеты с кредиторами.
  9. Налоговая проверка.
  10. Составление ликвидационного баланса.
  11. Закрытие расчетного счета в банке.
  12. Снятие с учета в налоговом органе и внебюджетных фондах (ФСС, ФОМС, ПФ).
  13. Получение в регистрирующем органе свидетельства об исключении из ЕГРЮЛ (ликвидации) и компания перестает существовать.

Сроки

Срок исполнения — от 4 месяцев.

Банкротство: понятие, цены, сроки

Законная ликвидация ООО с долгами - это, в первую очередь, банкротство . Такую процедуру обычно обходят — это долго (6-12 мес.), дорого (от 70 000 руб.), тяжело.

Ваше ООО признается банкротом, когда оно «неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей». Так гласит ФЗ «О несостоятельности и банкротстве». Простыми словами, если ваше предприятие имеет крупные долги, кредиты и не приносит прибыли, то процедуры банкротства вам не избежать.

Что оно влечет за собой? Есть как положительные стороны, так и отрицательные. Минусы в том, что банкротство имеет затяжной характер и затрагивает интересы всех участников ООО, а также его работников. Плюсы здесь очевидны: процедура полностью законна, вы оздоравливаете бизнес-среду и избавляетесь от балласта долгов за счет имеющегося имущества.

Альтернативная ликвидация — смена учредителей

Если Вы не готовы пройти все этапы добровольной ликвидации ООО по решению участников предлагаем воспользоваться альтернативными способами прекращения деятельности юридического лица.

Смена учредителей или реорганизация: выбор за вами. Официальная (законная) ликвидация ООО — банкротство — долговременный и ресурсоемкий процесс. Поэтому некоторые организации выбирают такой вариант, как альтернативная ликвидация фирм. В чем ее смысл?

Смена учредителей — является наиболее распространенным способом альтернативной ликвидации ООО, поскольку предполагает смену учредителей, генерального директора или главного бухгалтера компании. Проблема в том, чтобы найти тех, кому доверите свои дела. Наша задача — предоставить вам их и оформить акт приема-передачи.

Реорганизация

Реорганизация — представляет собой преобразование одного юридического лица в другое путем ликвидации первого и его исключения из ЕГРЮЛ.

И здесь тоже нужен действующий правопреемник, а не мертвая фирма в другом городе. Ликвидация фирмы путем реорганизации занимает от нескольких недель до нескольких месяцев и обойдется вам несколько дороже ликвидации через смену учредителей.

Существует 2 основных способа ликвидации фирмы путем реорганизации - слияние и присоединение.

В случае слияния двух юридических лиц появляется третье, которому передаются все права и обязанности и которое отвечает по всем обязательствам первых двух компаний.

В случае присоединения ликвидируемое юридическое лицо входит в состав нового (стороннего). Выход участников из действующего бизнеса происходит путем замены учредителей и руководителя. Затем в течение 2 недель регистрируются изменения в учредительных документах. Этот способ также распространен в случаях с ликвидацией ООО.

Юристы компании «Правовой Стимул» всегда готовы бесплатно проконсультировать Вас о более подходящей схеме ликвидации Вашей фирмы по тел. 437-39-84, а также провести быстро и профессионально все этапы ликвидации.

Если возникала необходимость ликвидировать юридическое лицо, рекомендуем вам прочесть эту статью. Здесь мы расскажем вам поэтапно, как происходит процесс ликвидации юридического лица.

Для начала поговорим о самом понятии «ликвидация юридического лица». Что это такое и как он происходит? Ликвидация юридического лица осуществляется в случае реорганизации, деления (добровольная ликвидация) или в случае признания юрлица банкротом (судебная).

Пошаговая инструкция ликвидации ЮЛ:

  1. Первый этап – принимается решение о необходимости ликвидировать юридическое лицо. Такое решение может быть принято на собрании собственников юридического лица или в соответствии с постановлением суда в порядке признания юрлица банкротом.
  2. Второй этап – создание комиссии, которая будет заниматься прекращением юридического лица.
  3. Третий этап – необходимо уведомить государственный регистрационный орган о том, что начата процедура ликвидации юридического лица, в некоторых случаях на этом этапе задействуется налоговая служба.
  4. Четвертый этап – понадобится поставить в известность всех своих кредиторов, чтобы удовлетворить их требования. Если у юридического лица остается имущество после того, как требования кредиторов удовлетворены, нужно назначить распорядителя имуществом.
  5. Пятый этап – после того как все предыдущие действия были проделаны и на балансе юрлица не осталось средств, необходимо внести запись ЕГРЮЛ о прекращении существования юрлица.

Вкратце мы описали порядок того, как проводится ликвидация юридического лица, теперь рассмотрим его более детально, чтобы вы учли все нюансы этой процедуры.

Решение о ликвидации юрлица

Обычно, независимо от формы юрлица, решение о его ликвидации принимается на собрании собственников последнего. Также ликвидируется юрлицо в судебном порядке, когда он признан банкротом. После того как решение принято, выбираются члены в ликвидационную комиссию, а также в нормативных документах фиксируются сроки и порядок ликвидации.

По решению собственников или суда обязанности главы ликвидационной комиссии может исполнять руководитель ЮЛ. С момента создания комиссии все управление передается ему в руки. Что касается документального оформления этого этапа, то решение о ликвидации утверждается протоколом.

Если ЮЛ – один собственник, то можно оформить ликвидацию, подготовив такой документ, как решение.

В протоколе фиксируются такие данные:

  • причины для ликвидации;
  • сколько участников ЮЛ проголосовало за ликвидацию и сколько присутствовало на собрании;
  • члены, выбранные в ликвидкомиссию;
  • сроки ликвидационной процедуры и ее последовательность.

Для регистрации в ЕГРЮЛ подается нотариально заверенная копия протокола.

Дальше нам необходимо сообщить о своем решении или решении суда в ЕГРЮЛ. После того как регистрационный орган был уведомлен, он вносит данные о начале ликвидационной процедуры в госреестр. Если посмотреть отечественное законодательство, то увидим, что на протяжении трех дней после принятия решения о ликвидации мы обязаны сообщить об этом в регистрационный орган.

Требования, которые выдвигаются к регистрационным документам:

  • документы подаются по месту регистрации ЮЛ;
  • составление документов на государственном языке;
  • в решении о ликвидации ЮЛ необходимо указать состав ликивдкомисии, а также ИНН лиц, которые в нее входят.


Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...