Главной функцией прокуратуры рф является. Функции прокуратуры российской федерации. Основные направления деятельности прокуратуры

Прокуратура - одна из важных структур в системе государственных органов. Ее сотрудники занимаются ведением надзора за соблюдением законодательства во всех сферах жизнедеятельности государства. Кроме этого, данная структура контролирует степень защиты свобод и правовых гарантий для граждан на территории отдельного государства, а также на орган, в соответствии с законами Российской Федерации, возлагается ряд других функций. Рассмотрим каждую из них по существу.

Общее понятие

Прокуратура - это государственная система, ведущая надзорную, координационную и правоохранительную деятельность во многих сферах государственной жизни. Основными направлениями работы прокуратуры являются обеспечение законности и верховенства права, а также защита свобод и правовых гарантий граждан. Кроме этого, орган занимается защитой прав и законных интересов не только людей, но также и самого государства. Сотрудники этой структуры занимаются представительством государства и отдельных граждан во время ведения судебных процессов, ведут расследования, а также координационную деятельность в коррупционной и преступной сферах. Все вышеперечисленные значения являются целями органов прокуратуры, которые они преследуют в процессе своей работы.

Деятельность структуры по большей части осуществляется в форме надзора. Он проводится во всех сферах, в частности, за соблюдением действующего законодательства. Кроме этого, ее представители обеспечивают надлежащее соблюдение принципа законности и верховенства права в ходе ведения расследования и судебного процесса. Структура также выполняет координационную деятельность, сотрудничая с другими органами, администрациями и исполнительной властью, разрабатывая новые программы по борьбе с преступностью.

Понятие и основные направления деятельности прокуратуры прописаны в содержании закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также в некоторых других отраслевых нормативно-правовых актах государства. Кроме этого, данный аппарат имеет свой индивидуальный узаконенный регламент, на основании которого он осуществляет свою деятельность.

Структура прокуратуры в РФ

В РФ данный орган был образован 17 января 1992 года. В настоящий момент прокуратура представляет собой большую структуру, которую возглавляет Генеральная прокуратура РФ. В ее ведомстве находятся более мелкие структурные образования - прокуратуры субъектов государства, а также городские и районные отделения. Кроме этого, в структуру органов входят специализированные подразделения ведомства, в числе которых имеются военная, пенитенциарная, транспортная, а также природоохранная прокуратуры. Имеется несколько специализированных подразделений, которые созданы на особо режимных объектах.

Будущих профессиональных сотрудников системы обучают в Академии Генпрокуратуры РФ. В ней преподают бывшие сотрудники ведомства, которые имеют отличный опыт работы и некоторые достижения. Кроме этого, имеется ряд других научных и учебных организаций, где могут готовить молодых специалистов. Примерами таковых заведений могут быть университеты, институты и академии, имеющиеся по всей территории России. Их выпускники также могут стать сотрудниками системы.

В структуру прокуратуры входят индивидуальные печатные издания и редакции, через которые производится уведомление населения о проведении основных направлений деятельности прокуратуры, а также связь с общественностью. Примерами тому могут послужить ведомственная газета "Вестник прокуратуры" и журнал "Законность".

Функции

Основные функции и направления деятельности прокуратуры также изложены в основном законе РФ, в котором регламентируются функции такого государственного органа. В нем указано, что главенствующие представители данного ведомства занимаются представлением стороны государства в ходе ведения судебного процесса. Особенно ярко данная роль заметна во время слушания дел, сутью которых являются совершенные уголовные преступления. В этом случае прокурор выступает в качестве обвиняющего со стороны государства. Также прокурор может представлять отдельных граждан в ходе проведения судебного слушания - данная практика очень широко распространена на просторах РФ.

Одно из основных направлений деятельности прокуратуры - это ведение надзора за тем, как другие государственные органы соблюдают законодательство, и правильно ли они его применяют в решении правовых вопросов. Надзор может быть проведен не только в отношении деятельности сотрудников полиции, а также над теми, кто занимается процедурой дознания, следствия в досудебном порядке, а также ведет оперативно-розыскную деятельность.

Еще одним из основных направлений деятельности прокуратуры РФ является надзор этого органа над тем, как применяется уголовное законодательство в конкретных случаях, как производится задержание заключенных под стражу или каким образом реализуются на практике другие виды наказаний за совершение преступлений. В процессе такой деятельности сотрудники оценивают справедливость применения данного вида наказания и его соразмерность содеянному в соответствии с законодательством.

Задачи

Если главная цель и основные направления деятельности прокуратуры прописаны в Конституции РФ, то более четкие задачи данного органа можно найти только в законе "О прокуратуре Российской Федерации". В нем прописаны отдельные задачи, которые представители такого ведомства должны ставить перед собой во время выполнения определенных функций.

Законодательством РФ указывается то, что основное направление деятельности прокуратуры в РФ - это представительство государства и отдельных лиц в ходе ведения судебного процесса. Данная деятельность подразумевает осуществление представителем этого органа всестороннего и полного рассмотрения дела по существу, а также соблюдение всех прав и обязанностей обвиняемого в ходе ведения процесса. Во время слушания дела в порядке судебного рассмотрения прокурор может вносить на рассмотрение ходатайства, жалобы, а также протесты, которые судья может как удовлетворить, так и отклонить. Кроме всего вышеперечисленного, по окончании слушания уголовного дела представитель прокуратуры должен оказать судье содействие в выборе оптимальной и соразмерной меры наказания в соответствии с действующими законными и подзаконными актами. Аналогичные задачи прокурор имеет и в делах, которые рассматриваются в порядке арбитражного или апелляционного судопроизводства.

Одной из задач в основных направлениях деятельности прокуратуры и ее структур является ведение надзора над тем, как заключенные отбывают наказания в СИЗО и иных местах содержания. В процессе ведения данной деятельности представитель органа обязан четко следить за тем, как соблюдаются права и свободы заключенных, а также законность их пребывания в данных местах.

Прокурорский надзор

Одно из основных направлений деятельности прокуратуры - это ведение прокурорского надзора за правильностью применения законодательства различными юридическими службами и структурами (органы внутренних дел, служба судебных приставов, ФСБ, таможенная служба, структуры по контролю за оборотом наркотиков и т. п.). Во время проведения такого вида деятельности сотрудники органов прокуратуры также занимаются выявлением различных нарушений закона со стороны проверяемых ведомств и служб. При наличии нарушений должен быть оговорен план их устранения, а в случае их отсутствия проводятся предупредительные работы.

Во многих странах прокуратура не относится ни к одной ветви власти. Данный орган создается исключительно для того, чтобы следить за правильностью применения и исполнения норм, прописанных в законодательной базе государства.

Направления прокурорского надзора

В отраслевом законодательстве предусмотрено пять основных направлений деятельности прокуратуры в отрасли прокурорского надзора.

  1. Контроль за исполнением различными высокопоставленными государственными структурами (министерства, органы местного самоуправления, службы военного управления, структуры исполнительной власти федерального значения и др.) своих обязанностей, а также законности принятых ими решений.
  2. Данная система контролирует законность и надлежащее качество исполнения федеральными министерствами и различными государственными службами своих обязанностей в отношении населения конкретного региона.
  3. Надзор за правильностью применения норм действующего законодательства структурами, которые занимаются осуществлением оперативной и розыскной деятельности. В данной функции прокуратура также уделяет большое внимание деятельности лиц, проводящих процедуру дознания и следствия, предшествующего судебному разбирательству.
  4. Надзор за соблюдением законности действий службы судебных приставов также входит в перечень основных направлений деятельности органов прокуратуры РФ.
  5. Проведение проверок в местах, где к лицам, признанным в совершении преступлений, применяются наказания. Примерами таковых мест могут послужить следственные изоляторы, а также изоляторы временного содержания. В ходе ведения такой деятельности отдельное внимание уделяется проверке администраций таких мест (СИЗО, Федеральная служба исполнения наказаний, ИВС).

Прокурорская проверка

Одной из разновидностей основных направлений деятельности прокуратуры является проведение проверок деятельности должностных лиц на предмет правильности применения законодательства в своей работе и отсутствие злоупотребления своими должностными полномочиями. Данная деятельность подразумевает истребование определенных документов при условии проведения надзора. В ходе такой работы прокурор имеет право ознакомиться с решениями должностных лиц в разных сферах деятельности, а также оценивать их в соответствии с законодательством. В том случае, если в решениях или в иных видах затребованных документов были обнаружены подозрения злоупотреблением предоставленными полномочиями, то в адрес виновного лица применяются меры прокурорского реагирования. В рамках данного вида деятельности прокурор может составить постановление о возбуждении уголовного дела в адрес виновного лица, протест, представление, предостережение или подать заявление в суд.

Данный вид действий, предписанных законом для совершения прокуратурой, имеет многогранное значение. Несомненно, он является очень важным, так как одна из отраслей функций в данной сфере - это борьба с преступностью и ее предотвращение. Основное ее значение состоит в том, что в результате проведенной деятельности разрабатываются планы по борьбе с преступностью, которые впоследствии реализуются, вследствие чего работа органов становится более эффективной. Кроме этого, население информируется о состоянии преступности в определенны регионах. Это тоже немаловажно. В результате осуществления координационной деятельности укрепляется правопорядок и законность в обществе, а также прогнозируются тенденции развития уровня преступности в будущем.

Основные направления и формы координационной деятельности прокуратуры содержатся в отраслевых нормативных правовых актах РФ, а также в должностных регламентах. В рамках проведения такого типа действия сотрудники органов прокуратуры занимаются проведением анализа преступности в отдельных районах, регионах или в стране в целом. В процессе могут быть определены некоторые тенденции и составлены прогнозы, которые впоследствии могут способствовать предотвращению совершения преступления. На основании сделанных выводов сотрудники данной государственной структуры разрабатывают отдельные планы по борьбе с преступностью, а также программы. В рамках координационной деятельности органов прокуратуры могут быть представлены планы по борьбе с преступностью в региональных и федеральных масштабах, которые должны быть выполнены до наступления определенного срока.

В процессе проведения координационной деятельности органы прокуратуры занимаются информированием вышестоящих членов системы о ходе проведения операций, передают статистические данные, а также разработанные планы. Генеральный орган всей структуры, в свою очередь, занимается информированием о проведении порученной деятельности Президента Российской Федерации, Собрание, а также Правительство государства. Местные районные администрации тоже в случае необходимости могут быть проинформированы о ходе ведения борьбы с преступностью в отдельном регионе.

По результатам проведенной координационной работы сотрудники органов прокуратуры занимаются информированием общественности с помощью средств массовой информации о положительном опыте в своей работе. Это тоже одно из основных направлений деятельности органов прокуратуры.

Уголовное преследование прокуратурой

В общей характеристике основных направлений деятельности прокуратуры всегда упоминается главенствующая функция данной системы органов - ведение надзора. Однако, прокуратура - это то ведомство, которое может самостоятельно осуществлять уголовное преследование - данная возможность предусматривается законом РФ "О прокуратуре".

Что такое уголовное преследование? Это, прежде всего, деятельность, которая осуществляется следователем прокуратуры с целью изобличения подозреваемого в совершении какого-либо конкретного преступления или обвинения того лица, на которое указывают улики.

В отличие от следователя полиции или дознавателя, прокурор ведет уголовное преследование в течение всего уголовного процесса, начиная с момента дознания и заканчивая этапом вынесения приговора в зале судебного заседания. Во время досудебного этапа прокурор выступает неким организатором работы всех следственных органов. В этот момент он наделяется государством властно-распорядительными полномочиями над теми структурами, которые производят процедуру расследования.

На сегодняшний момент, в связи с особенностями действующего законодательства, прокурор не имеет права возбуждать уголовное дело - этим занимаются следственные органы. Однако, данное должностное лицо в полном праве заниматься сбором материалов, указывающих на виновность или невиновность лица, которое подозревается в совершении преступления, а также участвовать в процессе ведения всех процедур, начиная с дознания. В случае допущения в процессе расследования нарушения закона со стороны органов дознания, прокурор вправе требовать их устранения и применять определенные санкции к лицам, допустившим их. В том случае, если дело, которое было вверено следователю, было изучено не так, как положено, прокурор вправе вернуть его на дорасследование с целью обнаружения дополнительных фактов или устранения недочетов в материалах. В ходе всех действий прокурор должен утверждать все постановления следователя-дознавателя, подкрепляя их своей подписью.

Участие прокурора в судебном разбирательстве

В ходе ведения слушания по уголовному делу сторону государства представляет прокурор. Это одна из его обязанностей. В такой момент он занимается выдвижением аргументов против лица, которое обвиняется в совершении преступления, приводя рассмотренные в ходе следствия аргументы.

В зале судебного заседания и в ходе рассмотрения дела по существу прокурор имеет право подавать прошения, ходатайства, заявления, отводы, которые могут стимулировать процесс. Пребывая в качестве стороны обвинения, сотрудник прокуратуры может допрашивать свидетелей, потерпевшего и обвиняемого в зале суда, а также проводить все меры, которые способствуют обеспечению законности, справедливости и обоснованности судебных решений. Также по окончании процесса слушания по делу прокурор обязан высказать свое мнение по всему вышеизложенному, а также предложить оптимальную меру наказания для совершившего преступление.

Кроме слушания в суде первой инстанции, прокурор обязан присутствовать на заседаниях, которые проводятся в рамках обжалования приговоров нижестоящих судов. В судах апелляционной инстанции данное должностное лицо имеет те же права, обязанности и полномочия, что и на слушаниях, которые проводятся в местных судах.

В том случае, если по результатам слушания в отношении конкретного уголовного дела прокурор считает вынесенное судьей решение несоответствующим законным требованиям, несправедливым или необоснованным, он имеет полное право подать прошение о пересмотре всего дела в суде надзорной инстанции, где все материалы должны быть вновь рассмотрены по существу, но уже под началом другого судьи.

Закон о прокуратуре содержит указание на функции в ряде норм. Уже в ст. 1, определяя понятие прокуратуры, законодатель раскрывает его через основную функцию - надзор за исполнением законов, при этом подчеркивая, что "прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами". В другой норме определяется, что "на прокуратуру Российской Федерации не может быть возложено выполнение функций, не предусмотренных федеральными законами" (ст. 3).

В п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре содержится, по существу, перечень основных функций прокуратуры. Однако в нем отсутствует общее определение понятия функции. По выражению В.П. Рябцева, понятие "функция" относится к числу правовых категорий, которые раскрывают и объясняют содержание структуры и пределы деятельности того или иного государственного органа.

Основные функции прокуратуры:

1. Надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными законодательными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, ведомствами военного управления, структурами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.



3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

4. Надзор за исполнением законов судебными приставами.

5. Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

6.Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.

7.Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.(В соответствии с Положением о координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996 № 567, руководящая роль в координации возложена на органы прокуратуры.)

8.Участие в рассмотрении дел судами, арбитражными судами.

9.Опротестование противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов.

10.Участие в правотворческой деятельности. (В настоящее время 77 прокуроров субъектов РФ наделены правом законодательной инициативы конституциями (уставами) регионов. В большом числе субъектов РФ прокуроры городов и районов обладают правом нормотворческой инициативы в представительных органах согласно уставам муниципальных образований)

11.Осуществление международного сотрудничества(к примеру).

12.Участие в заседаниях федеральных органов законодательной и исполнительной власти, представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов РФ, органов местного самоуправления.

13. Проведение антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов.

Как мы видим, законодатель закрепил за прокуратурой России достаточно много полномочий. Не случайно в учебной литературе о прокуратуре России говорится как о "многофункциональном органе". Необходимо отметить, что приведённый перечень функций российской прокуратуры не является исчерпывающим. Анализ федерального законодательства и практики деятельность прокуратуры даёт нам основания выделить также функцию профилактики правонарушений; правовое просвещение граждан; правообеспечительную функцию прокуратуры (функцию обеспечения прав и свобод человека и гражданина).

Поскольку и во внутренней политике государства, и в учебной литературе, и в законодательстве проблемы обеспечения, охраны, защиты, гарантирования прав и свобод человека и гражданина являются на сегодняшний день первостепенными, постольку вопрос о выделении правообеспечительной функции прокуратуры является своевременным и правомерным. Действительно, почти все направления деятельности и полномочия российской прокуратуры (общий надзор; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина и др.) имеют единую цель - обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

По нашему мнению, правообеспечительная функция прокуратуры включает в себя:

1) деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации прав и свобод человека и гражданина;

2) деятельность прокуратуры по охране прав и свобод человека и гражданина;

3) деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, правообеспечительная функция российской прокуратуры - это предопределённая правоохранительной функцией государства, независимая, самостоятельная, активная деятельность прокуратуры по созданию предварительных условий для реализации, а также по охране и защите прав и свобод человека и гражданина.

Помимо основных функций прокуратура выполняет ряд побочных. К примеру повышение правосознания населения страны, так исходя из данных Владимира Григорьевича Бессарабова опубликованных в статье "Функции современной российской прокуратуры" мы видим что начиная с 1960 года по настоящее время количество лекций и бесед на правовые темы увеличилось почти в 10 раз.


Глава 2. Правовые основы деятельности прокуратуры Российской Федерации

Принципы деятельности, функции органов прокуратуры и другие положения содержатся в Законе о прокуратуре 1992 г.с дополнениями 1995 г.

Принципы деятельности органов прокуратуры:

1) централизация , которая подразумевает единую централизованную систему органов прокуратуры РФ;

2) независимость , выражается в неподчинении каким бы то ни было органам власти. Данный принцип подкрепляется запретом прокурорским работникам быть депутатами законодательных органов власти, являться членами общественных объединений, преследующих политические цели. Организация таких объединений в органах прокуратуры также запрещена;

3) законность , обеспечивающаяся строгим подчинением работников прокуратуры в своей деятельности законам РФ;

4) гласность , выражающаяся в отчетности о своей деятельности Генерального прокурора РФ перед палатами Федерального Собрания РФ.

3. Функции органов прокуратуры в рф

1. Надзор за исполнением законов на территории РФ, который делится на несколько направлений:

а) надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами и его структурными подразделениями, органами законодательной и исполнительной власти всех уровней, местного самоуправления, их должностными лицами, а также за соответствием их правовых актов действующим законам. При осуществлении надзора прокуроры могут использовать широкий круг полномочий, предоставленный им Законом о прокуратуре. Они вправе беспрепятственно входить в помещения перечисленных выше органов и учреждений, требовать представления необходимых документов и справок, выделения определенных специалистов для выяснения возникших вопросов, проводить проверки по поступившим материалам, вызывать граждан и должностных лиц для получения объяснений и т.д. Прокуроры следующим образом реагируют на выявленные факты нарушения законов: выносят представления об устранении нарушений, протесты на противоречащий закону правовой акт, обращаются в суд или арбитражный суд с требованием признания конкретного правового акта недействительным, выносят постановления об освобождении незаконно задержанного несудебным органом лица, постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, уголовного дела и т.д. Представления обязательно должны быть исполнены в течение месяца, протесты - в течение 10 дней с письменным уведомлением об исполнении;

б) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина всеми государственными органами, органами местного самоуправления, коммерческими организациями и др. Органы прокуратуры в плане реализации этого направления рассматривают заявления и жалобы граждан, принимают определенные меры к устранению фактов нарушения их прав и свобод;

в) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность (Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная пограничная служба РФ, Министерство внутренних дел РФ Департамент налоговой полиции РФ и др.), дознание и предварительное следствие (полномочия прокуроров в отношении органов, производящих дознание и предварительное следствие, определены Уголовно-процессуальным законодательством РФ в довольно широком объеме: отмена незаконных постановлений, проверка уголовных дел, указания следователям и дознавателям, санкции на обыск и арест и т. д.);

г) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание, а также изоляторов временного содержания и следственных изоляторов. Для осуществления данного направления надзора прокурор вправе посещать в любое время указанные учреждения, опрашивать там задержанных, заключенных под стражу, осужденных, знакомиться с документами и оперативными материалами. Прокурор обязан немедленно своим постановлением освободить незаконно содержащегося в местах лишения свободы, судебно-психиатрических учреждениях и т. д.

2. Осуществление уголовного преследования, т. е. осуществление в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ определенных действий: возбуждение уголовных дел в отношении конкретных лиц, производство предварительного следствия следователями прокуратуры, санкции в виде задержания и ареста, направление уголовного дела в суд и т. д.

3. Участие в рассмотрении дел судами. Прокурор в соответствии с УПК и Гражданско-процессуальным кодексом РФ участвует при рассмотрении уголовных и гражданских дел в судах. В судебном разбирательстве по уголовным делам прокурор поддерживает обвинение, принимает активное участие в судебном следствии, выступает с обвинительной речью и т. д. В рассмотрении гражданских дел прокурор преследует цель защиты прав граждан и государства. Он может знакомиться с материалами гражданских дел, представлять доказательства суду и т. д. В случае, если прокурор считает, что приговор или решение суда незаконным, он может вынести кассационный или частный протест. Прокурор вправе затребовать любое дело в суде, если приговор или решение суда вступили в законную силу.

4. Координация работы правоохранительных органов в области борьбы с преступностью. Прокуратура является инициатором проведения координационных совещаний с представителями органов внутренних дел, службы безопасности, налоговой полиции, таможенных органов, юстиции по заранее определенной повестке. Решения таких координационных совещаний носят рекомендательный характер, вырабатывают приоритетные направления правоохранительной деятельности, определяют формы и методы предотвращения и пресечения отдельных видов преступлений.

Вопросы для самоконтроля

1. Место военных, транспортных и специализированных прокуратур в системе органов прокуратуры.

2. Порядок назначения на должность Генерального прокурора РФ, его заместителей и других прокуроров, сроки исполнения ими своих полномочий.

3. Классные чины прокурорских работников.

4. Принципы деятельности органов прокуратуры.

5. Функции органов прокуратуры.

6. Виды надзорной функции прокуратуры.

Федеральный закон о прокуратуре указывает основную функцию прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов. Но при этом прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В п. 2 ст. 1 Закона содержится перечень основных функций прокуратуры.

Прокурорский надзор возникает не потому, что учреждается прокуратура, а потому, что с возникновением законности в государстве появляются органически связанные между собой объективные потребности в обеспечении ее единства и направленная на это функция надзора. Если правомочиями по обеспечению прав и свобод граждан, народовластия, правопорядка наделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные и иные органы, то осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов в целях обеспечения их верховенства, единства и укрепления законности - явление уникальное; в такой трактовке данная обязанность возложена только на один орган - прокуратуру РФ. Отмена этих надзорных полномочий прокуратуры возможна лишь с приданием их какому-либо иному властному органу, например, омбудсмену (уполномоченному по правам человека), и т.д. При ликвидации же надзора за исполнением законов неизбежно наступят анархия и правовой беспредел. Без независимого прокурорского надзора практически не будет механизма реагирования на нарушение законов судами. Мельников Н.В. Прокурорская власть//Государство и право. - 2002. - №2. - С.16.

Надзор за исполнением законов - сложная по содержанию функция прокуратуры, распространяется на многие урегулированные законом сферы правовых отношений. При этом акты прокурорского реагирования носят информационно-правовой характер. Когда прокурор опротестовывает незаконный правовой акт органа управления, он лишь требует от этого органа принять решение по существу установленных им правонарушений и обстоятельств, им способствовавших. Однако решение по протесту или по представлению прокурора об устранении нарушений закона принимает либо орган управления, либо суд. (Так, например, прокурором установлено, что преступление, совершенное гражданкой С. в отношении гражданина Н., предусмотренное ч. 1 ст. 107 УК РФ - убийство, совершенное в состоянии сильного душевного волнения (аффекта), вызванного насилием со стороны потерпевшего, а равно длительной психотравмирующей ситуацией, возникшей в связи с систематическим противоправным или аморальным поведением потерпевшего - стало возможным ввиду отсутствия должного контроля со стороны участкового уполномоченного милиции, обслуживающего административный участок его проживания. На основании этого прокурором Тяжинского района внесено представление начальнику ОВД по Тяжинскому району).

В сфере осуществления дознания и предварительного следствия, а также исполнения наказаний полномочия прокурора носят властно-распорядительный характер и обязательны для исполнения (за исключениями, определенными законом). (Так, например, прокурор прокуратуры Тяжинского района направил в орган предварительного следствия - руководителю Тяжинского межрайонного следственного отдела - требование об устранении нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия - требований ч. 5 ст. 208 УПК РФ).

Прокурорский надзор состоит в наблюдении за законностью решений должностных лиц органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, объединений, затрагивающих права и законные интересы граждан, общества и государства, в принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности. (Например, прокурором Тяжинского района главе Тяжинского района внесено представление об устранении нарушений требований Федерального закона «Об образовании», Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», Устава Тяжинского района в связи с несоблюдением порядка лицензирования образовательных учреждений района).

Статьей 27 Федерального закона о прокуратуре установлено, что в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде свои права и свободы, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших. Статья 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ Федеральный закон «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 г. №138-ФЗ. уполномочивает прокурора на обращение в суд в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, в случае если они по состоянию возраста, недееспособности и другим уважительным причинам не в состоянии самостоятельно отстаивать в суде нарушенные интересы. (Например, в целях защиты законных интересов несовершеннолетнего К., оставшегося без попечения родителей, прокурор Тяжинского района обратился в суд с заявлением об установлении факта признания отцовства умершего гражданина Е. в отношении данного несовершеннолетнего К.).

Каждая из отраслевых функций надзора имеет относительно самостоятельный предмет ведения, или предмет надзора, который отражает специфику деятельности органов прокуратуры в соответствующей сфере правовых отношений. Полномочия прокуроров при осуществлении надзорных функций имеют во многом общие по форме правовые средства (или акты): требование, протест, постановление, представление, которые при решении вопроса об ответственности (уголовной, материальной, гражданско-правовой, административной, дисциплинарной) получают конкретную форму и содержание. Прокурор осуществляет надзор за исполнением вступивших в установленном порядке в силу международных договоров РФ. (Например, прокурор Тяжинского района осуществляет надзор за соблюдением органом опеки и попечительства в лице Управления образования Администрации Тяжинского района п. 1 статьи 19 Конвенции о правах ребенка). Конвенция о правах ребенка. Конвенция одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., подписана от имени СССР 26 января 1990 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г. августа 1990 г. Конвенция вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.

В зависимости от сфер правовых отношений, в которых осуществляется деятельность прокуратуры, надзорная функция разделяется на подфункции:

· надзор за исполнением законов федеральными Министерствами, службами и агентствами, представительными (законодательными) (например, Совет народных депутатов Тяжинского района), и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления (например, Администрацией Тяжинского района), органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина названными выше субъектами правоприменения;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие (в частности, такой контроль в прокуратуре Тяжинского района за органом предварительного следствия - Тяжинским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Кемеровской области осуществляет заместитель прокурора);

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Прокурор участвует во всех видах судопроизводства и судебных инстанциях. Он уполномочен вносить представление на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов. При этом прокуроры не осуществляют надзор за судами, которые независимы при отправлении правосудия и подчиняются только закону.

Самостоятельная функция прокуратуры - осуществление уголовного преследования, а также надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия, а в судебном производстве - поддержание государственного обвинения. Уголовное преследование представляет собой процессуальную деятельность, которая осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Федеральный закон «Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» от 18.12.2001 №174-ФЗ. Прокурор является должностным лицом, уполномоченным в соответствии со своей компетенцией осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства. Прокуратура осуществляет эту функцию наряду с другими правоохранительными органами, наделенными функцией расследования преступлений путем предварительного следствия и (или) дознания. С принятием 5 июля 2007 года Федерального закона №87-ФЗ в связи с созданием Следственного комитета полномочия прокуроров по осуществлению уголовного преследования существенно перераспределены в пользу руководителей следственных органов, сокращены властно-распорядительные полномочия прокурора. Надзор и следствие разделили - количество претензий к следствию со стороны прокуроров возросло. Правда заключается в том, что прокуроры перестали закрывать глаза на те нарушения, которые, безусловно, и раньше имели место. И это - положительный эффект от изменения законодательства Н. Говорков. Хотели сделать лучше… //Законность. - 2008. - №7. - С.31..

Функцией прокуратуры является координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью. Эта функция состоит в обеспечении согласованного взаимодействия правоохранительных государственных структур, наделенных специальными полномочиями в сфере противодействия преступности (дознание, предварительное следствие, ОРД). Координация преследует цель наиболее успешно осуществлять меры по выявлению, раскрытию, расследованию преступлений, принимать или рекомендовать компетентным органам меры по устранению обстоятельств, способствующих совершению преступлений. Таким образом, предметом координации является упорядочивание, оптимизация взаимодействия правоохранительных органов при выполнении их общей задачи, но осуществляемой посредством присущих каждому из этих органов правовых, организационных, информационных и иных средств, форм и методов.

Одна из функций прокуратуры - участие в правотворческой деятельности.

Конституция РФ не предусмотрела Генерального прокурора РФ в числе субъектов права законодательной инициативы. Статья 9 Закона о прокуратуре отчасти компенсирует отсутствие такого права. Участвуя в правотворческой деятельности, Генеральный прокурор РФ, подчиненные ему прокуроры вносят в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении, об отмене или о принятии законов и иных правовых актов. Уставами ряда субъектов прокурорам предоставляется право законодательной инициативы в соответствующем законодательном (представительном) органе власти. (Например, п. 1 статьи 12 Устава Кемеровской области предусматривает право законодательной инициативы прокурора Кемеровской области). Закон Кемеровской области от 05 06.1997 №10-ОЗ. Устав Кемеровской области в ред. Законов Кемеровской области от 29.06. 2009 №71-ФЗ. Принят Законодательным Собранием Кемеровской области 09.04.1997.

Прокуроры всех уровней систематически накапливают и оценивают информацию о соответствии действующих законов потребностям правового регулирования общественных отношений, а также о пробелах и иных дефектах правового регулирования, о необходимости дать толкование законам и иным правовым нормам, реализуют ее путем внесения предложений о правовом регулировании компетентным органам соответствующего уровня, а при необходимости представляют ее вышестоящему прокурору.

Статья 9.1 Федерального закона о прокуратуре возлагает на прокурора обязанность по проведению антикоррупционной экспертизы правовых актов.

Прокурор в ходе осуществления своих полномочий в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, их должностных лиц.

При выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных коррупциогенных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.

Требование об изменении нормативного правового акта может быть отозвано прокурором до его рассмотрения соответствующими органом, организацией или должностным лицом. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта подлежит обязательному рассмотрению соответствующими органом, организацией или должностным лицом не позднее чем в десятидневный срок со дня поступления требования. Требование прокурора об изменении нормативного правового акта, направленное в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительный орган местного самоуправления, подлежит обязательному рассмотрению на ближайшем заседании соответствующего органа.

О результатах рассмотрения требования об изменении нормативного правового акта незамедлительно сообщается прокурору, внесшему требование.

Требование прокурора об изменении нормативного правового акта может быть обжаловано в установленном порядке.

Уже привычную всем систему государственной власти нельзя было бы считать полной без такого контролирующего органа, как прокуратура. Что такое прокуратура? В чем заключаются ее основные функции и полномочия? Что именно контролирует этот орган? В этой статье рассмотрим эти и другие вопросы.

Понятие

Прокуратурой называют единую систему федеральных органов, которая от имени государства реализует надзор за соблюдением законов РФ, защищает права и свободу граждан, а также исполняет другие функции, установленные законодательством страны.

Данная власть и общая деятельность прокуратуры определены законом «О прокуратуре РФ». Данная система власти является военизированной организацией. Здесь предусмотрена правоохранительная, военная, гражданская госслужба. К тому же прокуратура не относится ни к одной из известных ветвей власти, осуществляя свою деятельность независимо от них.

Одним словом, что такое закон и порядок нашей страны.

Немного истории

Впервые о прокуратуре как об органе, представляющем интересы государства, услышали в 1302 г. во Франции. Прокурор являлся глазами короля, и с его помощью последний мог управлять страной и контролировать в ней все происходящее.

В России прокуратура была учреждена Петром 1, тремя его указами. Прокурор не имел решающего голоса, он лишь наблюдал за производством и исполнением дел. Это и отличало эту от других видов госдеятельности. Следовательно, работа прокуратуры носила сугубо надзирательский характер, а деятельность прокурора сводилась к наблюдению за деятельностью Сената и исполнению всех указов императора.

Полномочия

Полномочия прокуратуры заключаются в следующем:

  1. Надзор за выполнением законодательных норм.
  2. Контроль федеральных министерств и ведомств, исполнительных и законодательных органов, органов контроля, самоуправления и военного управления.
  3. Контроль за соблюдением прав граждан.
  4. Контроль органов, которые выполняют оперативно-розыскную деятельность, предварительное следствие, дознание.
  5. Контроль за выполнением законодательных норм административными органами и учреждениями, исполняющими наказание, а также применяющими принудительные меры в виде содержания задержанных и заключенных.
  6. Вынесение определений на судебные постановления, которые противоречат закону.
  7. Решение письменных обращений лиц, как юридических, так и физических, которые содержат сведения о нарушении закона.
  8. за совершенные преступления.
  9. Организация работы органов по борьбе с преступностью.

Помимо этого, в полномочия прокуратуры, и прокурора в частности, входит:

  • При предъявлении документа входить на территории указанных в законе помещений, проверять документы и материалы на соответствие закону.
  • Просить у руководителей и иных лиц предъявления к проверке документов и материалов, проводить проверки по поступившим жалобам.
  • Приглашать граждан для объяснений причин нарушений закона.

Прокуратура области, города или района может:

  • На законных основаниях возбуждать производство, требовать привлечения лиц к ответственности, а также предостерегать о недопустимости нарушения законов.
  • При установлении нарушения:
    • освобождать лицо от незаконного административного задержания;
    • опротестовывать противоречащие закону нормативные документы, обращаться в судебные инстанции для признания данных документов недействительными;
    • вносить представление об устранении нарушений;
    • использовать полномочия, указанные в законе.

Структура

Рассмотрим, что такое прокуратура и какова ее структура. Прокуратура - централизованная система органов, где нижестоящие чины подчиняются генеральному прокурору РФ. Система прокуратуры представляет собой следующую лестницу:

  • Генеральная прокуратура.
  • Академия генеральной прокуратуры.
  • Прокуратура субъектов.
  • Прокуратура области, города, района и т.д.
  • Транспортная, природоохранная, пенитенциарная прокуратура.
  • Научные, учебные организации.
  • Печатные издания прокуратуры.

Все действия, которые осуществляются органами прокуратуры, выполняются генеральным прокурором. В свою очередь, генерального прокурора освобождает от должности или назначает на нее Совет Федерации.

Ответственность и правовой статус сотрудников

Сотрудники прокуратуры также могут понести наказание за бездействие или неисполнение своих обязательств. Различают следующие виды наказаний:

  • выговор;
  • замечание;
  • строгий выговор;
  • понижение в чине;
  • лишение нагрудных знаков;
  • предупреждение о ;
  • увольнение.

Для того чтобы работать в органах прокуратуры, необходимо:

  1. Наличие российского гражданства.
  2. Отсутствие иного гражданства.
  3. Присутствие деловых, профессиональных, моральных качеств.
  4. Пригодность к службе в органах прокуратуры (по состоянию здоровья).
  5. Отсутствие судимостей.
  6. Обязательная дееспособность.
  7. Отсутствие судебного решения о запрете данному лицу заниматься государственной службой.

Обращение в прокуратуру

Любой гражданин может обратиться в прокуратуру, если им выявлено нарушение законодательных норм, а также ограничение, не основывающееся на законах РФ. Достаточно написать заявление с указанием выявленных нарушений. Но обращение в прокуратуру может оставаться без рассмотрения, если:

  • Заявление лишено смысла.
  • Написано официальное письмо о прекращении переписки с лицом.
  • Заявление уже подавалось, и на него был дан ответ.
  • Заявление содержит нецензурные выражения.

После того как сотрудник прокуратуры рассмотрит заявление гражданина, может быть принято следующее:

  • Удовлетворение обращения и реакция органов.
  • Отклонение обращения.
  • Дача разъяснения.
  • Направление обращения в другие органы.

Прокурорский надзор

Исходя из определения, что такое прокуратура, можно сказать, что главной ее деятельностью является надзор.

Прокурорский надзор направлен на предупреждение, профилактику и пресечение противозаконных действий, восстановление прав и привлечение лиц к ответственности.

Учитывая закон «О прокуратуре», выделяют следующие виды надзора:

  1. За выполнением закона министерствами, комитетами, службами и другими органами власти.
  2. За соблюдением прав граждан.
  3. За выполнением закона органами, которые осуществляют дознание, предварительное следствие, оперативно-розыскную работу.
  4. За выполнением работы приставами.
  5. За следованием законам органов, применяющих меры наказания, назначенные судом.

Закон «О прокуратуре» регламентирует следующие законодательные акты, которые непосредственно связаны с деятельностью прокуратуры:

  • Ст.23 «Протест прокурора».
  • Ст.24 «Представление прокурора».
  • Ст.25 «Постановление прокурора».
  • Ст.25.1 «Предостережение о недопустимости нарушения закона».

Участвует ли прокуратура в судах?

Согласно законодательству, сотрудники прокуратуры принимают участие в судебных разбирательствах в следующих случаях:

  1. Когда участие прокурора требуется для защиты прав гражданина, а также для охраны интересов общества или государства. Прокурор имеет право в данном случае обратиться в суд самостоятельно или присоединиться к судебным тяжбам на любой стадии.
  2. Когда идут заседания в Верховном суде или Высшем Арбитражном суде. В данном случае участие может принимать генеральный прокурор.
  3. Когда нарушены конституционные права и свободы человека. Имеет место быть обращение генерального прокурора в КС России.


Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...