Что такое превышение должностных полномочий? Постановление Пленума Верховного Суда "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" — Российская газета Т 286 ук рф

Превышение должностных полномочий , результатом которого стало значительное ущемление прав и интересов физических или юрлиц, государства или общества, входит в группу преступлений, представляющих особую опасность. В Уголовном кодексе действует специальная статья, предусматривающая ответственность за него. Приговоры по ст. 286 УК РФ различаются в зависимости от наличия отягчающих обстоятельств. Рассмотрим норму подробно.

Основной состав

Превышение должностных полномочий - осуществление действий, выходящих за пределы компетенции субъекта. Если их результатом стало значительное нарушение интересов государства, организаций или граждан, виновному грозит наказание. Его устанавливает ст. 286 ч. 1 УК РФ. Виновному может вменяться денежное взыскание. Его размер - до 80 тыс. р. или сумма доходов (зарплаты в том числе) виновного за полгода. Осужденному может быть запрещено вести какую-либо деятельность на протяжении 5 лет (конкретный вид устанавливает суд). На такой же срок может вменяться запрет занимать какой-либо пост. В качестве наказания ст. 286, ч. 1 УК РФ устанавливает также до 4-х лет принудительных работ, арест на 4-6 мес., тюремное заключение до 4-х лет.

Отягчающие обстоятельства

Указанные выше деяния могут совершаться лицом, которое находится на госслужбе федерального или регионального уровня, а также главой территориального (муниципального) органа управления. В этом случае ответственность вменяется по части второй ст. 286 УК РФ . Она может быть в виде:

  1. Штрафа в 100-300 тыс. р. или равного доходу лица за 1-2 г.
  2. Принудительных работ до 5 л.
  3. Тюремного заключения до 7 л.

Последние два наказания могут сопровождаться запретом суда на ведение какой-либо деятельности либо замещение должностей в течение трех лет.

Особо квалифицирующий состав

Приведенные выше деяния могут также совершаться с:

  1. Применением насилия или при выражении такой угрозы.
  2. Использованием оружия, спецсредств.
  3. Причинением последствий тяжкого типа.

В этих случаях субъект будет привлечен к ответственности по ст. 286, ч. 3 УК РФ . Она предусматривает тюремное заключение на 3-10 лет. Дополнительно может вменяться запрет на осуществление конкретной деятельности или пребывание на определенном посту в течение 3-х лет. Их виды устанавливает суд.

Ст. 286 УК РФ с комментариями

Рассматриваемая норма, в отличие от статьи 285, предусматривающей наказание за бездействия/действия лица в рамках компетенции вопреки служебным интересам, охватывает активные поведенческие акты, выходящие за ее пределы. Ответственность по положениям ст. 286 УК РФ наступает, если они вызвали существенное ущемление интересов и прав организаций, государства, граждан. При этом виновный понимал, что действует за рамками компетенции.

Объективная часть

Ст. 286 УК РФ (в новой редакции) устанавливает ответственность за действия:

  1. Совершение которых относится к компетенции иного служащего. При этом последний может быть как вышестоящим, так и равным по статусу лицом.
  2. Совершенные при наличии определенных обстоятельств, предусмотренных в законе или ином нормативном документе. К примеру, виновный применил оружие против несовершеннолетнего, притом что поведение подростка не представляло угрозы для жизни окружающих.
  3. Совершенные гражданином единолично. При этом существовала необходимость коллегиального их выполнения или согласования их осуществления с другими лицами или органами.
  4. Которые никто не вправе совершать ни при каких условиях. К примеру, преступление может выражаться в нанесении задержанному или находящемуся под стражей лицу побоев, причинение ущерба здоровью.

Определение пределов компетенции

При квалификации деяния по ст. 286 УК РФ необходимо выяснить, были ли осуществлены лицом действия, выходящие за пределы его обязанностей и прав. Соответственно, следует определить их объем. Служебная компетенция закрепляется в разных нормативных актах. Это может быть закон, распоряжение, должностная инструкция, постановление, трудовой договор, приказ и так далее.

Явность нарушения пределов

Очевидный выход за рамки компетенции относится к оценочным понятиям. Явность нарушения устанавливается относительно конкретных обстоятельств события. При этом о ней необходимо говорить, когда превышение полномочий носит бесспорный, очевидный характер. Некоторые разъяснения даются по этому вопросу в Постановлении Пленума ВС №19 от 16 окт. 2009 г. В п. 22 этого акта отмечается, в частности, что при разбирательстве дела следует выяснить, какие нормативные акты устанавливают обязанности и права субъекта. При этом они приводятся в приговоре, где указывается, какие именно пределы были нарушены, со ссылкой на юридические акты.

Субъективная часть

Деяние, охватываемое ст. 286 УК РФ , характеризуется наличием вины в форме косвенного или прямого умысла. Нарушитель может руководствоваться разными мотивами. Это может быть карьеризм, корысть, месть. В любом случае при квалификации деяния они значения не имеют. Субъект в этом составе специальный - служащий (должностное лицо).

Ужесточение ответственности

Особую общественную опасность представляют деяния, наказания за которые установлены ст. 286, ч. 3 УК РФ . В этой части присутствует несколько пунктов. Первым установлена ответственность за преступление, сопряженное с применением насилия или угрозами его использования. Речь в данном случае о нанесении физического вреда пострадавшему. Состав преступления при этом охватывает причинение побоев, умышленный легкий или среднетяжелый вред здоровью, истязания. Деяние субъекта может квалифицироваться по совокупности статей. К примеру, превышение полномочий, сопряженное с убийством, может повлечь ответственность по ст. 286 и 105 УК. Угроза насильственных действий должна быть реальной. Это означает, что у пострадавшего должны быть основания для опасения ее фактической реализации. Угроза причинения вреда (тяжкого) или убийства охватывается рассматриваемой нормой. Дополнительная квалификация по ст. 119 не осуществляется.

Применение спецсредств

Оно предполагает фактическое использование различных предметов, способных причинить вред здоровью. Например, это может быть удар дубинкой, выстрел и пр. Применение спецсредств - это не только физическое, но также психическое влияние на потерпевшего. Оно может выражаться в ударе дубинкой рядом с рукой субъекта, выстреле мимо, но в непосредственной близости от потерпевшего, если угроза попадания воспринимается пострадавшим как реальная. Если виновный только демонстрирует спецсредство или оружие, что не представляет серьезной угрозы для другого гражданина, поведение виновного при наличии оснований квалифицируется по п. "а" части 3 рассматриваемой нормы. Для вменения наказания необходимо, кроме прочего, установить, что применение оружия либо других спецсредств осуществлялось вопреки установленным пределам, условиям их использования.

Тяжкие последствия

Их понятие считается оценочным. Тяжесть последствий определяется в соответствии с конкретными обстоятельствами события. К данной категории можно отнести, например, крупные аварии, продолжительную остановку производственного процесса или транспортного движения, нарушение деятельности предприятия, причинение существенного материального вреда, смерть по неосторожности, покушение на самоубийство или суицид потерпевшего и пр. Причинение ущерба здоровью тяжкого характера также является таким последствием. При этом дополнительная квалификация по ст. 111 не осуществляется, если наказание за нанесенный ущерб здоровью охватывается частями 1 или 2 этой нормы. В иных случаях ответственность наступает по совокупности статей.

Дополнительно

Если превышение полномочий служащим было сопряжено с убийством, совершенным умышленно, деяние необходимо квалифицировать по совокупности статей. В частности, ответственность наступает по ч. 3 рассматриваемой нормы, а также по ст. 105 (в соответствующей части). При причинении служащим среднетяжелого или тяжкого вреда, а также смерти пострадавшему при превышении пределов, установленных для необходимой обороны, либо мер, которые требуются для задержания гражданина, совершившего преступление, поведение охватывается статьями 108 или 114 соответственно. Дополнительная квалификация по рассматриваемой норме не осуществляется.

Заключение

Превышение полномочий служащими относительно недавно являлось достаточно распространенной практикой. Однако после реформы правоохранительных органов такая тенденция постепенно начала сходить на нет. Безусловно, данное преступление несет в себе серьезную опасность для общества, государства, населения. Виновные в нем должны привлекаться к ответственности по всей строгости законодательства. Их действия подрывают репутацию государственных, региональных и муниципальных органов, дискредитируют власть в глазах населения. Между тем у данного преступления существует срок давности. Ст. 286 УК РФ действует в отношении лица по части первой - 6, второй - 10, третьей - 15 лет. По окончании установленных периодов привлечь виновных к ответственности нельзя.

Новая редакция Ст. 286 УК РФ

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, -

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа местного самоуправления, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены:

а) с применением насилия или с угрозой его применения;

б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий, -

наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Статье 286 УК РФ

1. Общественная опасность преступления определяется в основном двумя моментами: 1) сознательным и очевидным выходом должностного лица за пределы его служебной компетенции; 2) существенным нарушением в результате совершения данного деяния охраняемых законом интересов. Зачастую превышение должностных полномочий сопряжено с применением насилия или угрозой его применения к гражданам, применением в отношении их оружия или специальных средств. Это, безусловно, еще более увеличивает общественную опасность преступления.

2. Объект преступного посягательства рассмотрен в коммент. к ст. 285. В качестве дополнительного объекта преступления выступают права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства, честь, достоинство, здоровье людей.

3. Объективная сторона выражается в совершении должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, общества или государства. Между совершением должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий, и наступившими общественно опасными последствиями должна быть установлена причинная связь.

3.1. Действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица, могут выражаться в совершении: а) действий, которые входят в компетенцию другого должностного лица (например, начальник ОВД, не будучи на то уполномочен, дает санкцию на проведение обыска); б) действий, выполненных единолично, которые могут быть осуществлены только коллегиально (например, руководитель представительного органа местного самоуправления лично принимает решение, принятие которого возможно лишь коллегиально на заседании); в) действий, выполненных при отсутствии специальных полномочий или условий, необходимых в конкретной ситуации (например, применение работником милиции оружия в момент, когда это не было вызвано необходимостью); г) таких действий, которые ни одно должностное лицо не вправе совершать (например, унижение чести и достоинства подчиненного по службе путем производства его личного досмотра (при отсутствии законных оснований), глумление над личностью, рукоприкладство и т.п. (п. "а" ч. 3 коммент. статьи).

3.2. Необходимо, чтобы каждое из перечисленных действий должностного лица было явно, т.е. очевидно, выходящим за пределы прав и полномочий, предоставленных ему соответствующими нормативными актами (закон, устав, положение, инструкция, приказ и т.д.). При этом следует установить, какой именно правовой акт и какие конкретные его положения, определяющие компетенцию должностного лица, были нарушены.

3.3. Рассматриваемая норма является общей по отношению к некоторым специальным составам превышения должностных полномочий (например, некоторые преступления, посягающие на конституционные права и свободы человека и гражданина: ч. 2 ст. 136, ч. 2 ст. 137 и др.; отдельные преступления против правосудия: ч. 3 ст. 294, ст. 299, 300 и др.). Согласно правилам квалификации в случае возникновения конкуренции между общей и специальной нормой предпочтение отдается последней.

3.4. Преступление окончено (составом, закрепленным в ч. 1) в момент наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества и государства (см. п. 3.5 коммент. к ст. 285).

4. Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом. Мотивы и цели не входят в число обязательных признаков состава преступления и не оказывают влияния на квалификацию деяния, однако они могут быть учтены при назначении наказания.

5. Субъект специальный - должностное лицо (см. п. 5 - 5.6 коммент. к ст. 285).

6. Квалифицированным видом превышения должностных полномочий (ч. 2) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, лицом, занимающим государственную должность РФ или государственную должность субъекта РФ, а равно должность главы органа местного самоуправления (см. п. 6 коммент. к ст. 285).

7. Особо квалифицированным видом рассматриваемого преступления (ч. 3) является совершение деяния, предусмотренного ч. 1 или ч. 2 коммент. статьи, если оно сопровождалось: а) насилием или угрозой его применения; б) применением оружия или специальных средств; в) причинением тяжких последствий.

7.1. Под применением насилия следует понимать любое физическое воздействие вопреки воле потерпевшего или помимо нее, которое может выражаться в нанесении побоев, истязании, причинении физической боли, телесных повреждений (в форме легкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью), а также состоящее в ограничении свободы.

Угроза применения насилия может быть выражена в действиях или высказываниях виновного, когда имеются реальные основания опасаться применения физического насилия.

7.2. В случаях причинения тяжкого вреда здоровью, предусмотренного ч. 3 - 4 ст. 111, а также при умышленном лишении жизни потерпевшего (ст. 105) содеянное должно квалифицироваться по совокупности преступлений (ч. 3 ст. 286 и ч. 3 или 4 ст. 111 либо ст. 105).

Если убийство либо тяжкий или средней тяжести вред здоровью причинены должностным лицом при превышении пределов необходимой обороны, а также при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, деяние надлежит квалифицировать только по ст. 108 или ст. 114.

7.3. Под применением оружия понимается его непосредственное использование по назначению как для физического, так и для психического воздействия на потерпевшего (см. п. 12 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4). К оружию следует относить огнестрельное, пневматическое, газовое или холодное оружие, предназначенное для поражения живой цели, для ношения и применения которого требуется специальное разрешение.

Применение оружия включает использование его поражающих свойств для причинения вреда потерпевшему. При этом не только выстрел, но и, например, удар прикладом огнестрельного оружия рассматриваются как его применение.

7.4. К специальным средствам относятся приспособления (устройства), предназначенные для пресечения нападений преступников, прекращения массовых беспорядков и иных преступных деяний (резиновые палки, слезоточивый газ, наручники, средства разрушения преград, средства принудительной остановки транспорта и т.д.) (ст. 14 Закона о милиции).

7.5. Причинение тяжких последствий - оценочный признак (см. п. 7 коммент. к ст. 285). К тяжким могут быть отнесены такие последствия преступного деяния, когда оно повлекло массовые беспорядки, крупные аварии, дезорганизацию работы государственного или муниципального органа или учреждения и др.

8. Деяния, описанные в ч. 1, относятся к категории средней тяжести, в ч. 2 и 3 - к тяжким преступлениям.

Другой комментарий к Ст. 286 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления характеризуется тремя признаками: а) общественно опасное деяние в форме действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица; б) общественно опасные последствия, текстуально указанные в законе аналогично последствиям должностного злоупотребления; в) причинная связь между действием и последствиями.

В судебной практике выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий: а) совершение действий, которые относятся к полномочиям другого должностного лица; б) совершение действий, которые могли быть совершены только при наличии особых условий, указанных в законе или подзаконном акте и отсутствовавших в данной ситуации; в) совершение действий, которые никто ни при каких обстоятельствах не вправе совершить; г) совершение единолично действий, которые могли быть совершены только коллегиально или по согласованию с другим должностным лицом или органом (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19). Во всех этих случаях действия явно, очевидно для виновного выходят за пределы его полномочий, но при этом с ними связаны. В основе превышения всегда лежит осуществление должностным лицом своих прав и обязанностей по службе, но это осуществление выходит за рамки, установленные существующими правилами.

2. Общественно опасные последствия как признак состава превышения должностных полномочий в законе описаны аналогично ст. 285 УК РФ.

3. С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом. При этом весьма характерны, но не обязательны, ложно понимаемые служебные интересы.

4. Применение насилия (п. "а" ч. 3) означает нанесение потерпевшему побоев, причинение физической боли, легкого и средней тяжести вреда здоровью, ограничение свободы (например, связывание), истязание. Причинение смерти или тяжкого вреда здоровью не охватывается составом превышения должностных полномочий и требует квалификации по совокупности с соответствующими статьями УК РФ о преступлениях против личности. охватывается комментируемой нормой.

5. Судебная практика обоснованно исходит из того, что сам по себе факт незаконного применения оружия (п. "б" ч. 3) связан с существенным нарушением прав граждан, вне зависимости от наступления каких-либо иных последствий. Специальные средства - это средства, предназначенные для применения на определенных законом основаниях в целях пресечения правонарушений и нейтрализации правонарушителей (например, резиновые палки, водометы и т.п.). Под применением оружия и специальных средств следует понимать как фактическое их использование для физического воздействия на потерпевшего, так и угрозу их применения, если у потерпевшего имелись основания считать, что его жизни и здоровью грозит опасность.

Деятельность представителей власти неотъемлемо связана с развитием государства. Нередко госслужащими допускается нарушение правового порядка.

Иногда недобросовестные чиновники преступают черту, хотя знают, что превышение должностных полномочий по ст. 286 УК РФ карается уголовной ответственностью.

Полномочия каждого сотрудника госслужбы детально описаны в этом законе. Что означает злоупотребление должностными полномочиями, и какое наказание предусмотрено за эти действия?

Согласно ст. 286 УК РФ, под этим понятием признаются конкретные действия, которые выходят за рамки служебных обязанностей должностного лица.

Превышение полномочий устанавливается только в действиях лиц:

Особенно закон уделяет внимание злоупотреблению властью чиновниками, состоящими на должностях муниципального, регионального или федерального значения.

Были разработаны нормы профильных законодательных актов, такие например, как превышение должностных полномочий сотрудником полиции, которые рассматриваются в рамках ФЗ РФ от 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Недопустимость превышения полномочий в некоторых случаях зафиксирована законодательным актом . Например, если для сотрудника полиции отсутствует угроза жизни от беременной женщины, то установлен полнейший запрет на применение огнестрельного оружия.

Также нельзя без оснований применять специальные средства, такие как наручники, резиновые палки, водометы, слезоточивый газ, бронемашины, натравливание служебных собак.

Согласно примечанию 1 ст. 285 УК РФ, к представителям власти относятся лица, осуществляющие функции представителя власти и выполняющие административные, организационные, хозяйственные и распорядительные функции в:

Должностные лица, наделенные властью, ведут свою деятельность в:

  • органах муниципалитета;
  • госаппарате;
  • аппарате Вооруженных сил РФ.

Согласно статье за превышение должностных полномочий № 286 УК РФ, к субъекту преступления не относится лицо, занимающее служебное положение не в сфере государственной власти. В качестве наказания к нему могут применить дисциплинарное взыскание.

Превышение должностных полномочий всегда ведет к нарушению прав граждан и предприятий.

Зачастую к проявлениям превышения полномочий относится использование возможностей начальства в собственных интересах. Если вышестоящее руководство знало об использовании своих прав, но не предприняло никаких действий, то к нему могут применить дисциплинарное взыскание или инкриминировать ст. 285 УК РФ.

Составом преступления считается реализация полномочий, которые недоступны должностному лицу . К превышению прав не относятся действия, когда чиновником были использованы имеющиеся возможности.

Необходимо установить причинно-следственную связь между возникшими нарушениями прав и действиями представителя власти. Мотив поступка может материальным или личным, а в части умысла нет ограничений – он может быть прямой или косвенный.

Данное преступление отличает отсутствие этапа планирования и подготовки . Главным преступным действием является наступление последствий.

Особенно тщательно рассматривают случаи, когда превышение власти привело к тяжким последствиям, с применением насилия. Потребуется дополнительно установить факт использования угроз или насилия с оружием.

При квалификации действий подследственного учитывается отграничение превышения от злоупотребления властью.

Судебная практика четко обозначает, что к уголовной ответственности можно привлечь обвиняемого лишь в случае действия. Превышением должностных полномочий не является пассивное бездействие.

Прежде всего, следует понимать отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления . Злоупотребляя своими полномочиями, госслужащий может умышленно действовать вопреки своим обязанностям, когда в качестве мотива выступают корыстные цели или месть.

Превышение полномочий соответствует общим интересам службы лица, позволяя добиваться результата незаконным путем. Например, полицейский избил гражданина, который не оказывал ему сопротивления при задержании.

Не стоит путать превышение полномочий и злоупотребление, от различий в составах преступления зависит доказательная база.

Хотя состав преступлений в разных делах может быть одинаков, тяжесть наказания степень и ответственности может быть различна.

Уголовный кодекс РФ предусматривает наказание в виде:

  • штрафа;
  • принудительных работ;
  • запрета занимать руководящую должность;
  • арест;
  • лишение свободы.

Минимальная санкция за превышение полномочий составляет 80 тыс. рублей, по максимуму можно лишиться свободы на 10 лет.

Согласно статистике, судьи редко назначают минимальное наказание, однако и максимальное наказание в судебной практике тоже применяется редко.

Тяжесть преступления снижается не из-за недостатка судебной системы, а благодаря квалифицированной работе адвокатов подзащитного.

Достаточно легко можно доказать превышение полномочий представителя по доверенности, которая может установить рамки компетенции госслужащего.

Также нарушением закона является любое неподтвержденное действие, например, начальник получил за вас деньги, но в доверенности этого пункта нет, что считается явным превышением рабочих полномочий.

Для привлечения к ответственности руководителя, перешагнувшего за пределы своей компетенции, следует подать заявление в Следственный комитет РФ, прокуратуру или полицию .

Рассмотрев ваш иск, они должны будут провести проверку и вынести решение либо отказать в возбуждении уголовного дела.

Правоохранительные органы обязаны доказывать превышение должностных полномочий.

Со своей стороны, в решении этого вопроса вы можете обратиться за помощью к адвокатам. Они оценят все обстоятельства событий при превышении полномочий, предложат тактику защиты и эффективную позицию доказывания в суде.

Для начала следственного расследования понадобится установить факт поступления заявления в следственный орган. Его может отправить любое лицо, не принимается только анонимная жалоба.

Подать иск можно лично или отправить его заказным письмом, но написан он должен быть заявителем.

Направляется жалоба в следственный отдел прокуратуры по месту пребывания обвиняемого . Для заявления не существует единого образца, однако общие правила есть.

Документ должен быть составлен на русском языке и написан разборчивым почерком. Также можно применить компьютерную технику.

Жалоба обычно состоит из:

  • название документа;
  • шапки в верхней правой части бланка, где указываются данные получателя и отправителя;
  • изложение дела с комментариями по делу без эмоциональных эпитетов;
  • указание норм правовых актов и статей КОАП РФ, которыми вы руководствуетесь;
  • дата и подпись.

Жалоба должна быть рассмотрена судебным приставом-исполнителем в течение 10 суток. По результатам следствия может быть возбуждено уголовное дело или вы получите отказ.

Советуем вам внимательно подготовить иск, изучив судебные решения по схожим делам . Для примера можно взять образцы удачных заявлений, в результате рассмотрения которых дело закончилось в пользу заявителя.

В Российской Федерации существует уголовная ответственность за превышение полномочий. Ст. 286 УК РФ устанавливает наказание, если:

  • оружия или специальных средств;
  • угроз с применением насилия;
  • тяжких последствий.

Предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком от 3 до 10 лет с лишением права занимать государственные должности.

К статье 286 УК РФ имеется комментарий, когда власть служащего была превышена с применением насилия, что может понести за собой обвинение по совокупности.

Применение санкций допускается по статьям, которые устанавливают ответственность за преступления, например, в совокупности со ст. 105 УК РФ за убийство.

В Уголовном Кодексе установлены сроки для определения возможности привлечения виновного к ответственности. Момент совершения преступления является началом этого периода, а вступление в силу судебного приговора – его концом.

В ст. 78 УК РФ установлены временные рамки в соответствии с положениями. В соответствии со степенью тяжести действия происходит градация давности.

Если превышение служебной компетенции относится к проступку средней тяжести, то срок давности будет 6 лет.

Течение срока давности приостанавливается, если обвиняемый уклоняется от исполнения наказания или следствия.

Если представителем государственной власти были совершены деяния, превышающие рамки его компетенции, то нарушителя могут призвать к дисциплинарной ответственности, согласно нормам трудового законодательства.

Если тяжесть проступка невысока и превышению полномочий не предшествовали другие дисциплинарные взыскания, то правовые последствия окажутся для виновного незначительными.

Судебные дела обычно завершаются дисциплинарным взысканием, где виновный может компенсировать ущерб. В качестве меры наказания может быть выговор или увольнение. Данные об этом вносятся в личное дело.

Признаки превышения полномочий:

  • действия, запрещенные законодательными актами;
  • противоправное поведение в коллегиальной форме, когда решение принимается единолично;
  • действия, входящие в компетенцию другого должностного лица, даже в линейном подчинении.

Должностное лицо, превышая свои полномочия, всегда совершает какие-либо действия - принимает правовые акты, дает обязательные указания, издает распорядительные акты.

Своими действиями он может нарушать интересы граждан, публичных органов власти и организаций, причиняя им материальный вред. Приведем несколько примеров превышения должностных полномочий.

Пример . Сотрудник районной администрации проходила в обеденный перерыв мимо кабинета канцелярии, и приняла документы от пенсионерки Петровой, руководствуясь чувством сострадания. Работник администрации знала, что не имеет право принимать документы от граждан и действовала из личных побуждений, без существенных последствий. Служебное расследование привело к дисциплинарному взысканию в виде выговора.

Другой пример . Глава районной администрации, совершила действия, руководствуясь личными корыстными целями. Она использовала государственное жилье из фонда для переселения жителей аварийных домов в обход общей очереди, и передала права владения имуществом своему зятю. В результате этих действий пострадала гражданка Иванова, инвалид ВОВ, не реализовав свое право на получение жилья. Мера наказания к руководителю будет применена согласно ст. 286 УК РФ.

Проанализировав данные нарушения, можно установить, что вред от действий нарушителя имеет длительный характер.

Проблема кроется также не только в причинении неимущественного или материального вреда, но и в подрыве веры в правовую систему, правовых устоев общества и верховенство закона.

Кроме самого ущерба возникает побочный вред – неуверенность в защите интересов граждан и в непоколебимости государственной власти.

Используя в личных целях инструменты государственного контроля, представитель власти может понести наказание в рамках Уголовного кодекса.

Люди, стоящие у власти, обязаны придерживаться законов и не использовать свое положение в личных целях. Но на практике все обстоит не так, превышение должностных полномочий – это совершенные должностным лицом действия, не предусмотренные его обязанностями и повлекшими нарушение конституционных интересов и прав лица или компании (статья 286 УК РФ).

Отличие превышения должностных полномочий от злоупотребления ими – наличие во втором случае корыстной или личной заинтересованности (ст. 285 ч.1). Речь идет не об использовании своего положения, а действиях, которые повлекли к нарушению интересов и прав граждан или организации.

Комментарии и понятия к статье

Это служащие, представляющие государственную власть по роду своей деятельности. К должностным лицам чаще всего относят:

  • сотрудников полиции: от сержанта патрульно-постовой службы до начальника отдела;
  • работников Прокуратуры: прокурор, заместитель, старший помощник;
  • служащих Следственного Комитета;
  • госслужащих на местном и федеральном уровне.

Дополнительно к подобным лицам относятся и те, кто не является представителем государственной власти, но на которых в перечисленных организациях возложены распорядительные, управленческие и хозяйственные функции (начальник кадров, зав. хозчастью).

Гражданин может иметь полномочия, определяющие его в качестве должностного лица, временно, постоянно либо по поручению. Разовое выполнение роли представителя государственной власти – присяжный на заседании суда, выбранный случайно.

Функции должностного лица: формы

Превышение служебных полномочий считается оконченным с момента наступления серьезных последствий в отношении физлица или общественности. Деяние рассматривается в отдельности от негативных результатов деятельности должностного лица, если они повлекли за собой действия, предусматривающие наказание по иным статьям Уголовного Кодекса.

Превышение полномочий подразделяется на несколько видов: преступное деяние и бездействие, совершаемое в личных интересах для достижения своей определенной цели, на которое служащий не имел права.

По форме действия классифицируются:

  • деяния, попадающие под деятельность других вышестоящих лиц (дознаватель за начальника);
  • действия, которые должны выполнять другие органы власти (ответственный по общежитию осуществляет обыск в помещениях);
  • единоличное деяние, которое выполняется только коллегиально (судья принимает решение по делу, которое должны вести несколько уполномоченных лиц);
  • выполнение действий в отсутствии особых обстоятельств, условий (неправомерное использование оружия);
  • совершение деяния, на которое никто не имеет права: начальник применяет силу к своему подчиненному (ППВС п. 19 от 2009 года №19).

Если к ребенку в детском саду или школе предвзятое отношение, с целью взимания средств на нужды госучреждения, что стало причиной его нервного расстройства или отставания по предметам, родители имеют право обратиться с жалобой о злоупотреблении служебными полномочиями.

Ответственность за превышение должностными обязанностями

Злоупотребление рассматривается, как выполнение определенных действий субъектом, выходящих за рамки его полномочий, что ведет к ущемлению интересов и нарушению прав гражданина и общественности.

Согласно ст. 286 УК РФ части 1, за подобные деяния предусмотрено пять наказаний:

  • отстранение от определенного вида должности;
  • запрет на деятельность, предусмотренную законом на срок 5-ть лет;
  • штрафные санкции, арест на 4-6 месяцев;
  • принудительная трудовая деятельность до 48 месяцев;
  • заключение под стражу до 4-х лет.

В ч.2 отражен квалификационный состав преступления – совершение противозаконного деяния главой МО либо государственным служащим одного из субъекта РФ.

За подобные действия ему грозит обязательный труд до 60 месяцев, штраф, с лишением возможности занимать или осуществлять конкретную деятельность (не всегда) либо уголовная ответственность – отбывание наказание в исправительном учреждении сроком до 7 лет с отстранением от должности до 3-х лет.

Уголовный Кодекс РФ ч.3 квалифицирует совершение преступлений, предусмотренных частью 1 и 2-ой следующим образом:

  • Причинение тяжкого вреда – авария на дороге, остановка коммерческой деятельности организации, серьезный ущерб.
  • Насильственные действия или угроза к их применению.
  • Использование спецсредств, оружия: резиновые дубинки, слезоточивый газ, бронемашины, водометы.

Совершение таких деяний предусматривает наказание в форме лишения свободы от 3-х до 10-ти лет. При этом должностное лицо не сможет осуществлять определенный вид деятельности или претендовать на конкретную вакансию на протяжении 3-х лет.

Судебная практика: примеры

Следователь отдела по предотвращению экономических преступлений задержал обвиняемого в мошеннических действиях служащего, причинившего огромный ущерб одному из предприятий. На основании полученного материала, он заключил его под арест, затем направил дело в суд. На протяжении всего процесса, до вынесения приговора, обвиняемый находился в изоляторе на незаконных основаниях, в течение 4-х месяцев.

Постановление Пленума ВС – необходимо придерживаться закона, соблюдая всего его правила и исключить издержки судебного производства, необоснованность вынесения обвинительного приговора, улучшить его качество. Но в то же время, следует установить факт нарушения и наказать лицо, уличенное в превышении своих обязанностей.

Судебная практика сталкивается с множеством случаев. Так, например капитан судна, перевозящего товары для последующей реализации на территории РФ, уличил члена экипажа в крупной краже. Он поместил его под стражу, стал осуществлять следственные мероприятия, дознание.

Капитан имел на это полномочия, так как сотрудники полиции были недоступны. Но корабль побывал в многочисленных портах, в одном из которых он должен был передать подозреваемое в преступлении лицо уполномоченным органам. Из-за продолжительного пребывания под арестом, у матроса ухудшилось состояние здоровья, и он получит инвалидность. Здесь на лицо превышение должностных обязанностей.

Преступные деяния против госвласти – противоправные действия, с использованием положения занимаемого на службе. Должностное лицо действует вопреки целостной организованной системе, что вызывает противодействие, которое может привести к негативным последствиям для самого инициатора.

УК РФ ст. 286 с комментариями содержит всю необходимую информацию, которую следует изучить должностным лицам во избежание крупного штрафа или уголовной ответственности в виде заключения под стражу от 3-х до 10 лет и лишения права заниматься предпочтительным видом трудовой деятельности.

СТ 286 УК РФ .

1. Совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий
и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо
охраняемых законом интересов общества или государства, -
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо
принудительными работами на срок до четырех лет, либо арестом на срок от четырех до шести
месяцев, либо лишением свободы на срок до четырех лет.

2. То же деяние, совершенное лицом, занимающим государственную должность Российской
Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, а равно главой органа
местного самоуправления, -
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере
заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо
принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные
должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или
заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они
совершены:
а) с применением насилия или с угрозой его применения;
б) с применением оружия или специальных средств;
в) с причинением тяжких последствий, -
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Комментарий к Ст. 286 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона характеризуется тремя обязательными признаками.

Деяние представляет собой действия, явно выходящие за пределы полномочий должностного лица (совершение преступления путем бездействия невозможно).

Выделяются четыре типовые формы превышения должностных полномочий:

действия относятся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по статусу);

действия могут быть совершены только при наличии особых обстоятельств, указанных в законе или подзаконном акте;

действия совершаются должностным лицом единолично, однако могут быть произведены только коллегиально либо в соответствии с порядком, установленным законом, по согласованию с другим должностным лицом или органом;

никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать такие действия (см. п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19).

2. Преступление окончено с момента наступления последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; кроме того, требуется установить причинную связь между деянием и наступившими последствиями. В отсутствие последствий содеянное образует, как правило, дисциплинарный проступок или административное правонарушение.

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, в отличие от ст. 285 УК мотивы не имеют значения для квалификации преступления. При этом лицо должно осознавать, что оно совершает действия, которые явно выходят за пределы его полномочий.

4. Субъект специальный: должностное лицо.

5. Признаки квалифицированного состава (ч. 2) совпадают с аналогичными признаками в ст. 285 УК; признаки особо квалифицированного состава (ч. 3) раскрываются в п. 20 - 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19.

Второй комментарий к Ст. 286 УК РФ

1. В качестве дополнительного объекта выступают права и законные интересы граждан и организаций, а при обстоятельствах, предусмотренных в ч. 3 ст. 286 УК, и здоровье граждан.

2. Объективная сторона характеризуется совершением действий, явно выходящих за пределы полномочий должностного лица, и наступлением общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Если при должностном злоупотреблении виновный незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему полномочия, то при превышении должностных полномочий он совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции. Поэтому при квалификации деяния по ст. 286 УК необходимо точно установить объем полномочий должностного лица, определенный законом, уставом, инструкцией, приказом или иным нормативным актом, и выяснить, какие конкретно нормативные положения были нарушены и в чем выразились нарушения.

4. Превышение должностных полномочий может выражаться в совершении действий:

1) относящихся к полномочиям другого должностного лица (вышестоящего или равного по рангу; данного или другого ведомства);

2) которые могли бы быть совершены данным должностным лицом, но лишь при наличии особых условий, отсутствовавших в реальной ситуации (например, применение оружия в отношении несовершеннолетнего, если его действия не создавали реальной опасности для жизни других лиц; задержание лица при отсутствии оснований, указанных в ст. 91 УПК РФ);

3) составляющих исключительную компетенцию коллегиального органа, но совершенных должностным лицом единолично (например, единоличное составление вердикта о виновности подсудимого старшиной присяжных заседателей);

4) которые никем и ни при каких условиях не могут быть совершены, поскольку не входят в компетенцию никого из должностных лиц (например, производство начальником охраны государственного учреждения личного обыска его сотрудников) (п. 19 постановления от 16.10.2009).

6. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

7. Субъект преступления - должностное лицо, не занимающее государственных должностей либо должности главы органа местного самоуправления.

8. Квалифицированный состав данного преступления (ч. 2) характеризуется его совершением лицом, занимающим государственную должность РФ, государственную должность субъекта РФ или должность главы органа местного самоуправления (см. комментарий к ч. 2 ст. 285 УК).

9. Особо квалифицированный состав (ч. 3) предполагает совершение данного преступления:

а) с применением насилия или угрозы его применения; б) с применением оружия или специальных средств;

в) с причинением тяжких последствий.

Применение насилия означает физическое воздействие на потерпевшего путем причинения ему побоев, физической боли, легкого или средней тяжести вреда здоровью, лишения свободы и т.п.

Угроза применением насилия - это психическое воздействие, при котором должностное лицо запугивает потерпевшего реальным применением любого физического насилия, вплоть до угрозы убийством.

Применение оружия или специальных средств означает их фактическое использование для физического или психического воздействия на потерпевшего: для устрашения (например, выстрелы поверх голов), для причинения физической боли или вреда здоровью, для ограничения личной свободы потерпевшего и т.д.

Под оружием понимаются предметы и устройства, отнесенные к оружию в соответствии с Федеральным законом «Об оружии» (подробнее характеристику оружия см. при анализе ст. 222 УК).

Под специальными средствами понимаются водометы, слезоточивые газы, наручники, резиновые палки, специальные транспортные и иные технические средства поддержания общественной безопасности, правопорядка и личной безопасности граждан, состоящие на вооружении полиции, внутренних войск, иных государственных и муниципальных органов (п. 20 постановления).

10. О причинении тяжких последствий см. комментарий к ч. 3 ст. 285 УК.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...