Отличия дознания от предварительного следствия. Сроки и формы дознания и отличие от предварительного следствия

Таким образом, важнейшее отличие – это составы уголовно-наказуемых деяний и наличие виновного лица. Дознаватели могут расследовать лишь те преступления, которые перечислены в ч.3 ст.151 УПК РФ и по которым имеется подозреваемый, в то время как следователи – любые, помимо тех, что указаны в ч.2 ст.151 УПК РФ.

Дознание проводится в течение 20 дней, при необходимости продлевается на срок до 10 суток. Если до этого времени подозреваемый не установлен, либо он не ознакомился с обвинительным заключением, проводится предварительное следствие.

Отличие дознания от предварительного следствия заключается в следующем:

1. Подозреваемый. Дознание допускается лишь по тем преступлениям, где известен подозреваемый, предварительное следствие – по остальным делам.

2. Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие – по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК РФ.

3. Итог. По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания – обвинительный акт.

4. Сроки проведения. Предварительное следствие должно быть завершено в срок до 2 месяцев, дознание – до 20 дней.

5. Продление сроков. Срок следствия может продлеваться до 6 месяцев (прокурорами района, города), до 1 года (прокурором субъекта РФ), и более (Генеральным прокурором). Дознание продлевается максимум на 10 суток.

6. Субъект. Предварительное следствие проводится следователями СК, ОВД, ФСБ, ФСКН, дознание – дознавателями ОВД, ФССПР, ГПН.

Как и предварительное следствие, дознание является процессуальной деятельностью, построенной на общих принципах и требованиях российского уголовно-процессуального законодательства. Принципиальное единство дознания и предварительного следствия в том и заключается, что органы, их осуществляющие, руководствуются едиными принципами процесса, единым процессуальным законодательством, решают единые и общие задачи уголовного судопроизводства. Являясь видами одной стадии процесса - стадии предварительного расследования, дознание и предварительное следствие все же отличаются друг от друга по ряду признаков.

1. Предварительное следствие проводится следователями, т.е. специальными должностными лицами, для которых расследование преступлений является основной и единственной обязанностью. Дознание производится указанными в законе органами и их должностными лицами, для которых ведение дознания - только одна из возложенных на эти органы обязанностей при исполнении задач, связанных с управлением или обеспечением порядка в тех или иных сферах социальной жизни.

2. При выполнении своей обязанности по расследованию преступлений следователи органов предварительного следствия используют только следственные и иные процессуальные действия. Органы дознания и дознаватели в своей деятельности сочетают следственные и иные процессуальные действия с ОРМ, которые проводятся с помощью специального подсобного аппарата, оперативной техники, научно-технических и других средств, а также посредством личного сыска. Эти действия дополняют друг друга и обеспечивают своевременное раскрытие преступления, установление лиц, их совершивших, и лиц, уклоняющихся от дознания, следствия и суда, а также уклоняющихся от уголовного наказания.

3. Дознание и предварительное следствие различаются по органам, входящим в разные ведомственные системы. Органов дознания по количеству намного больше органов предварительного следствия и они отражают разнообразие социальных сфер, требующих правового вмешательства силовых структур государства.

4. Дознание и предварительное следствие различаются по подследственности уголовных дел. К компетенции органов дознания отнесены дела о преступлениях небольшой и средней тяжести, которые чаще всего совершаются в сфере управления и охраны общественного порядка. Эти преступления являются менее опасными и сложными для расследования, вскрываются при осуществлении административных функций и обеспечении общественного порядка и безопасности. К компетенции следователей отнесены дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, представляющих большую общественную опасность, трудоемкость и сложность при их расследовании.

5. Дознание отличается от предварительного следствия по процессуальному режиму. По делам, по которым обязательно производство предварительного следствия, неотложные следственные действия проводятся не более 10 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продление этого срока законом не предусмотрено (ч. 3 ст. 157 УПК). По делам, по которым дознанием исчерпывается расследование по делу, оно проводится в течение 30 суток со дня возбуждения уголовного дела. Продлить этот срок может надзирающий прокурор, но не более чем на 30 суток (ч. 3 ст. 223 УПК).

Для производства предварительного следствия установлен двухмесячный срок расследования со дня возбуждения уголовного дела.

По окончании предварительного следствия потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их представители по ходатайству могут знакомиться с материалами законченного расследования полностью или частично, за исключением документов, указанных в ч. 2 ст. 317.4 УПК, выписывать необходимые сведения и заявлять различного рода ходатайства (ст. 216-218 УПК). По окончании дознания, которым исчерпывается расследование по делу, такими правами наделяются только потерпевший или его представитель по его ходатайству (ч. 3 ст. 225 УПК). По сравнению с предварительным следствием дознание упрощено тем, что с материалами оконченного расследования знакомятся только обвиняемый, его защитник, потерпевший или его представитель по его ходатайству.

По делам, по которым предварительное следствие обязательно, следователь вправе давать органу дознания обязательные для исполнения письменные поручения о проведении ОРМ, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие при их осуществлении (п. 4 ч. 2 ст. 38 УПК). Органы дознания не вправе давать следователю какие-либо указания и поручения, а также не вправе без письменных указаний следователя производить какие-либо процессуальные, следственные действия по делу, находящемуся в производстве следователя. Это свидетельствует о том, что по отношению к органу дознания следователь занимает положение, наделяющее его более широкими полномочиями.

5. Следователь вправе, в случае необходимости, поручить органу дознания производство следственных, розыскных или оперативно-розыскных действий в другом районе или по месту предварительного следствия. При этом следователь имеет право знакомиться с оперативно-розыскными материалами органов дознания, относящимися к расследуемому делу, давать им письменные, обязательные для исполнения поручения и указания и требовать их содействия в производстве следственных действий. Прокурор, осуществляя надзор за процессуальной деятельностью, имеет право отстранять дознавателя от дальнейшего производства расследования, изымать любое уголовное дело у органа дознания, давать указания о проведении розыскных и оперативно-розыскных мероприятий, утверждать решения дознавателя о прекращении производства по делу и т.д. Это свидетельствует о тройном подчинении дознавателя: начальнику органа дознания, от которого он получает полномочия органа дознания и с чьим утверждением он принимает важнейшие решения по делу, следователю и прокурору, а также о его меньшей процессуальной самостоятельности по сравнению с процессуальной самостоятельностью следователя.

12. Задержание подозреваемого как мера процессуального принуждения.

Меры уголовно-процессуального принуждения - меры уголовно-процессуального характера, применяемые в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что:

· применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуальный характер;

· применяются полномочными органами государства в кругу их полномочий;

· применяются к участвующим в деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создает или может создать препятствия для цельного хода уголовного судопроизводства;

· имеют конкретные цели, вытекающие из общих задач уголовного судопроизводства; имеют особое содержание и характер.

средства пресечения .

1. Задержание подозреваемого.

2. Меры пресечения:

а) подписка о невыезде;

б) личное поручительство;

е) домашний арест;

ж) заключение под стражу.

– обязательство о явке;

– привод;

– обязательство о явке;

– привод;

– денежное взыскание.

Задержание подозреваемого – мера процессуального принуждения, применяемая органом дознания, дознавателем, следователем или прокурором на срок не более 48 ч с момента фактического задержания лица по подозрению в совершении преступления (п. 11 ст. 5 УПК РФ). Суть этой меры заключается в кратковременном лишении свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, в целях выяснения его личности, причастности к преступлению и решения вопроса о применении к нему меры пресечения – как правило, заключения под стражу.

Основанием для задержания кого-либо по подозрению в совершении преступления должны быть конкретные обстоятельства, перечисленные в ч. 1 ст. 91 УПК РФ:

1) когда лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения;

2) когда потерпевшие или очевидцы укажут на данное лицо как на совершившее преступление;

3) когда на этом человеке или его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления;

4) при наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления. Их исчерпывающий перечень дан в ч. 2 ст. 91 УПК РФ.

При наличии иных данных, дающих основание подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано, если это лицо пыталось скрыться, либо не имеет постоянного места жительства, либо не установлена его личность, либо если прокурором, а также следователем или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключения под стражу.

Закон детально регламентирует порядок задержания подозреваемого, что является важной гарантией законности и обоснованности задержания и обеспечения прав задержанного. Лицо считается подозреваемым с момента фактического его задержания.

Порядок задержания включает следующие этапы:

Фактическое задержание и личный обыск;

Составление протокола (3 часа с момента доставления в орган предварительного расследования);

Уведомление прокурора (12 часов с момента задержания);

Допрос подозреваемого не позднее 24 часов с момента фактического задержания. До начала допроса подозреваемому по его просьбе должно быть обеспечено свидание с защитником наедине, конфиденциально и в течение не менее 2 часов;

Уведомление кого-либо из близких родственников, а при их отсутствии - других родственников или предоставление возможности такого уведомления самому подозреваемому (не позднее12 часов с момента задержания).

Срок задержания не может превышать 48 ч. Продлить указанный срок вправе только судья путем вынесения решения о продлении срока задержания, но не более чем на 72 ч. По прошествии этого времени подозреваемый подлежит освобождению.

Иными словами, срок задержания подозреваемого не должен превышать в общей сложности 120 ч.

Ст. 96 УПК РФ обязывает орган дознания, дознавателя или следователя сообщить прокурору в письменном виде о произведенном задержании до истечения 12 ч с момента задержания подозреваемого.

Задержанный подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 ч с момента его фактического задержания. Однако, если не подтвердилось подозрение в совершении преступления либо отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, а также если задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, то задержанный освобождается из-под стражи.

Для некоторых категорий лиц в УПК РФ предусмотрен особый порядок задержания. В соответствии со ст. 449 УПК РФ он установлен в отношении членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей, прокуроров, Председателя Счетной палаты РФ, его заместителя и аудиторов Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий.

Основания и порядок освобождения задержанного установлены в ст. 94 УПК РФ.

По постановлению дознавателя, следователя или прокурора подозреваемый подлежит освобождению в следующих случаях:

1) если не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) если отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) если задержание произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ, устанавливающей основания, условия, мотивы задержания.

Подозреваемый подлежит освобождению по истечении 48 ч с момента задержания, если в отношении него не была избрана судом мера пресечения заключение под стражу. Исключение составляют случаи, когда одна из сторон предоставляет дополнительные доказательства, а судья принимает решение о продлении заключения под стражу на срок не более чем 72 ч. Судья указывает в постановлении дату и время, до которых он продлевает задержание, которое признано судом законным (п. 3 ч. 7 ст. 108 УПК РФ).

13. Соотношение публичности и диспозитивности в уголовном судопроизводстве

"Диспозитивность - принцип уголовного судопроизводства, в силу которого его участники, отстаивающие в деле свой личный, защищаемый или представляемый интерес, а также иные заинтересованные лица имеют возможность распоряжаться предметом уголовного процесса (обвинением) или спорным материальным правом при производстве по гражданскому иску в уголовном деле, а также распоряжаться в целях защиты отстаиваемых интересов процессуальными правами, реализация которых оказывает значительное влияние на производство по уголовному делу"

Пределы реализации потерпевшим своего диспозитивного права на распоряжение обвинением устанавливаются законодателем посредством закрепления исчерпывающего перечня составов преступлений, уголовное преследование по которым ведется в частном порядке. К таковым относятся преступления, посягающие на частные права граждан, не затрагивающие прав и интересов государства и общества в целом.

Потерпевший по делам частного обвинения имеет право распоряжаться предметом уголовного процесса, то есть по своему усмотрению принимает решения о возбуждении и прекращении производства по уголовному делу, своими действиями определяет движение процесса. На стадии возбуждения уголовного дела реализуется основное диспозитивное право пострадавшего - право на возбуждение уголовного дела частного обвинения посредством подачи соответствующего заявления мировому судье. Прекратить производство по уголовному делу потерпевший может посредством примирения с обвиняемым или отказа от обвинения, что также является формами реализации принципа диспозитивности. Законодательное регулирование института примирения сторон, являющегося одним из важнейших путей развития принципа диспозитивности и отражающего частные начала уголовного судопроизводства, имеет серьезные недостатки, а сама процедура примирения остается практически неурегулированной законом. Важно более четко отразить в законе условия и порядок примирения как основания к прекращению уголовного дела .
Диспозитивность также реализуется и при возбуждении уголовных дел частно-публичного обвинения, а также уголовных дел о преступлениях, предусмотренных главой 23 УК РФ.
При возбуждении уголовных дел частно-публичного обвинения диспозитивность проявляется в праве лица, потерпевшего от преступления, на то, что без его заявления уголовное дело частно-публичного обвинения возбуждено быть не может. Таким же образом диспозитивность проявляется при производстве по уголовным делам о преступлениях, указанных в ст. 23 УПК РФ, которые возбуждаются по заявлению руководителя коммерческой или иной организации, не являющейся государственным или муниципальным предприятием, или с его согласия. Уголовные дела этой категории, как представляется, следует отнести к делам частно-публичного обвинения.
Диспозитивность проявляется не только в производстве по делам частного и частно-публичного обвинения (полагаем, здесь уместно говорить о диспозитивности в узком смысле), этот принцип свойствен не отдельной категории дел, а судебному процессу вообще (диспозитивность в широком смысле).
Диспозитивность проявляется также в том, что производство отдельных следственных действий уголовно-процессуальный закон ставит в зависимость от усмотрения участников уголовного процесса. В частности, диспозитивность проявляется при производстве освидетельствования (освидетельствование свидетеля с его согласия), осмотра жилища (ч. 5 ст. 177 УПК РФ), эксгумации (ч. 3 ст. 178 УПК РФ).
Важным проявлением диспозитивности в уголовном судопроизводстве следует признать свидетельский иммунитет. Лицо, наделенное свидетельским иммунитетом, может отказаться от дачи показаний, а может согласиться свидетельствовать, то есть не воспользоваться своим иммунитетом. Именно это свойство и придает свидетельскому иммунитету диспозитивный характер.
Проявлением диспозитивности является также право обвиняемого в предусмотренных законом случаях выбирать вид судебного органа, на разрешение которого будет передано уголовное дело или вид судебной процедуры (альтернативная подсудность). Даже в стадии исполнения приговора присутствуют элементы диспозитивности, которые проявляются в праве осужденного в предусмотренных законом случаях обратиться в суд для решения вопросов, связанных с исполнением приговора (об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания в соответствии со статьей 79 УК РФ, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в соответствии со статьей 80 УК РФ).
Таким образом, принцип диспозитивности присутствует на всех стадиях уголовного судопроизводства и создает такой режим осуществления уголовно-процессуальной деятельности, при котором гарантируется возможность для частного лица беспрепятственно воспользоваться своими материальными и процессуальными правами в целях защиты своих личных интересов в уголовном процессе, от чего зависит ход уголовного судопроизводства и мера должного поведения должностных лиц правоохранительных органов в возникающих уголовно-процессуальных отношениях.
Уголовное судопроизводство, основанное исключительно на публичных началах, не может в максимальной степени обеспечить защиту прав и интересов личности, попавшей в сферу уголовно-процессуальной деятельности. Гарантией уважения личности, обеспечения прав и свобод человека является не только неукоснительное соблюдение государством закона, но и установление сферы активности и самостоятельности личности.
Дополнение публичного начала диспозитивным, построение уголовного процесса на основе их разумного сочетания в целях надлежащей защиты как государственных, общественных, так и личных интересов граждан, вовлеченных в производство по уголовному делу, в конечном итоге служит достижению целей уголовного судопроизводства в целом.

Публичность. Сущность принципа публичности в уголовном процессе - суд, прокурор, следователь и орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления и принять предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления, и к их наказанию.

(статьи указаны неверное) Принцип публичности опирается на положения Конституции РФ, возлагающей на государство обязанность защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Защита же прав и свобод человека в уголовном процессе осуществляется путем возбуждения уголовного дела и принятия

предусмотренных законом мер к привлечению в качестве обвиняемого. При этом правоохранительные органы должны действовать независимо от обращения к ним потерпевшего.

С характеристикой уголовного процесса, как публичного по своей природе, связано принятое в юридическом обиходе и специальной литературе деление уголовных дел на дела публичного обвинения частного обвинения и частно-публичного обвинения. К первой категории относится подавляющее большинство уголовных дел. Это дела о преступлениях, которые возбуждаются, расследуются и разрешаются независимо от воли потерпевших. Статья 126 УПК устанавливает, что дела о преступлениях, предусмотренных ст. 115, ч. 1 ст. 129 и 130 УК возбуждаются не иначе как по жалобе потерпевшего и подлежат прекращению в случае примирения его с обвиняемым. Это дела частного обвинения. В ч. 2 ст. 126 УПК названы дела частно-публичного обвинения (ч. 1 ст. 131 и ст. 146 УК). Они возбуждаются по жалобе потерпевшего, но прекращению за примирением не подлежат.

(Верно) Исключениями из принципа публичности являются положе­ния ст. 23, 25 У ПК РФ, порядок разрешения заявлений о пре­ступлениях, перечисленных в ст. 20 УПК РФ, а также рассмот­рения дел частного обвинения (ст. 20 УПК РФ). Но даже на рас­смотрение дел частного обвинения принцип публичности накладывает свой отпечаток. К примеру, в законе отмечено: если преступление, предусмотренное ст. 115, 116, ч. 1 ст. 129, ст. 130, ч. 1ст. 131,ч. 1ст. 136-139, ст. 145, ч. 1 ст. 146 и ч. 1 ст. 147 УК РФ, совершено в отношении лица, находящегося в зависимом со­стоянии или по иным причинам не способного самостоятельно воспользоваться принадлежащими ему правами, прокурор, а с согласия последнего - следователь и дознаватель вправе возбу­дить такое дело и при отсутствии жалобы пострадавшего. Дело, возбужденное прокурором, направляется для производства доз­нания или предварительного следствия, а после окончания рас­следования рассматривается судом в общем порядке. Такое дело не может быть прекращено за примирением потерпевшего с обвиняемым.

При поступлении непосредственно в суд заявления пострадав­шего о привлечении лица к уголовной ответственности за нанесе­ние легкого вреда здоровью, побоев, оскорбление или клевету, из которого усматривается, что в действиях лица содержатся при­знаки особо злостного хулиганства, покушения на убийство или других преступлений, предварительное следствие по которым является обязательным, судья в соответствии с требованиями закона должен (при наличии достаточных данных) направить заявление по подследственности.

Возложение на прокурора, следователя, орган дознания и дознавателя обязанности в каждом случае обнаружения призна­ков преступления принимать предусмотренные УПК РФ меры по установлению события преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении преступления, отличает рос­сийский послереволюционный уголовный процесс от большин­ства зарубежных аналогов.

14. Процессуальный порядок избрания меры пресечения – заключение под стражу.

Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер государственного принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого неисполнения.

Меры процессуального принуждения – это предусмотренные УПК РФ средства принудительного воздействия на участников уголовного судопроизводства, применяемые государственными органами и должностными лицами (дознаватель, следователь, прокурор и суд) в пределах их полномочий в целях обеспечения надлежащего поведения его участников и для предотвращения противодействия с их стороны нормальному ходу расследования и судебного разбирательства.

От других мер государственного принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уголовному делу и носят процессуально-правовой характер.

Наиболее близкие по практической значимости меры процессуального принуждения сведены законодателем в единый раздел IV УПК РФ (гл. 12–14).

По своему назначению меры уголовно-процессуального принуждения делятся на средства пресечения , предупреждения противоправного поведения и средства обеспечения надлежащего поведения .

В УПК РФ мерам уголовно-процессуального принуждения посвящен раздел IV. Сучетом конкретной направленности решаемых процессуальных задач, а также особенностей применения все эти меры подразделены натри относительно самостоятельные группы:

1. Задержание подозреваемого.

2. Меры пресечения:

а) подписка о невыезде;

б) личное поручительство;

в) наблюдение командования воинской части;

г) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;

е) домашний арест;

ж) заключение под стражу.

3. Иные меры процессуального принуждения:

а) по отношению к подозреваемому или обвиняемому:

– обязательство о явке;

– привод;

– временное отстранение от должности;

– наложение ареста на имущество;

б) по отношению к потерпевшему, свидетелю, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, эксперту, специалисту, переводчику и (или) понятому:

– обязательство о явке;

– привод;

– денежное взыскание.

Закон детально регламентирует процессуальный порядок применения мер принуждения. Они применяются по мотивированному решению соответствующих должностных лиц или суда, а наиболее строгие из них могут быть применены только по судебному решению (заключение под стражу, домашний арест, временное отстранение от должности).

Меры пресечения. Полный перечень мер пресечения, закреплен в ст. 98 УПК РФ.

Основаниями для применения мер пресечения являются подтвержденные достаточными доказательствами данные о том, что обвиняемый:

1) может скрыться от дознания, предварительного следствия или суда;

2) может продолжать заниматься преступной деятельностью;

3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу, т. е. может совершать действия, мешающие установлению истины;

4) в случае осуждения и вынесения обвинительного приговора будет уклоняться от исполнения приговора (ст. 97 УПК РФ).

При избрании меры пресечения и определении ее вида помимо оснований должны учитываться также тяжесть предъявленного обвинения, данные о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК РФ).

Избрание меры пресечения оформляется постановлением, выносимым дознавателем, следователем, прокурором, или определением, выносимым судом. Копия постановления или определения вручается лицу, в отношении которого оно вынесено. Одновременно этому лицу разъясняется порядок обжалования решения об избрании меры пресечения, установленный ст. 123–127 УПК РФ.

Для более строгих мер пресечения требуются и другие специальные гарантии их законного и обоснованного применения. Так, для применения залога следователем или дознавателем требуется согласие прокурора (ч. 2 ст. 106 УПК РФ); домашний арест и заключение под стражу применяются по решению суда (ч. 2 ст. 107, ч. 1 ст. 108 УПК РФ).

К подозреваемому меры пресечения применяются лишь в исключительных случаях и, как правило, на срок до 10 суток. Если в этот срок ему не будет предъявлено обвинение, то мера пресечения отменяется немедленно.

Мера пресечения подлежит отмене, когда в ней отпадает необходимость. При изменении оснований или условий ее избрания вместо нее назначается другая – более строгая или более мягкая мера (ч. 1 ст. 110 УПК РФ).

Мера пресечения может избираться также для обеспечения исполнения приговора.

Перечисленные основания являются общими для избрания любой меры пресечения. К специальным основаниям или условиям относятся обстоятельства избрания конкретной меры пресечения.

Специальные основания:

Несовершеннолетие (ст. 105 УПК);

Отношение к воинской службе (ст. 104 УПК);

Наличие письменного ходатайства поручителя (ст. 103 УПК);

Тяжесть совершенного преступления (ст. 108 УПК).

Заключение под стражу - самая строгая мера пресечения, которая заключается в принудительном лишении свободы путем помещения в следственный изолятор.

Помимо общих оснований, для избрания такой меры пресечения, как заключение под стражу, необходимы специальные основания:

Обвинение или подозрение в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет;

Невозможность применения иной, более мягкой, меры пресечения;

Обвинение или подозрение в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, при наличии одного из следующих условий: подозреваемый или обвиняемый не имеет постоянного места жительства на территории Российской Федерации; его личность не установлена; им нарушена ранее избранная мера пресечения; он скрылся от органов предварительного расследования или от суда.

Этапы избрания заключения под стражу в качестве меры пресечения:

· Установление общих и специальных оснований для избрания меры пресечения.

· Прокурор, а также следователь и дознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующее ходатайство, о чем выносится постановление. (Если ходатайство возбуждается в отношении подозреваемого, задержанного в порядке, установленном ст. 91 и 92 УПК, то постановление и указанные материалы должны быть представлены судье не позднее чем за8 часов до истечения срока задержания.)

· Рассмотрение судьей ходатайства об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу. Рассмотрение производится единолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня с участием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последний участвует в уголовном деле, по месту производства предварительного расследования либо по месту задержания подозреваемого в течение 8 часов с момента поступления материалов в суд.

· Принятие судьей решения:1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу, 2) об отказе в удовлетворении ходатайства; 3) об отложении принятия решения по ходатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления ею дополнительных доказательств обоснованности задержания.

Содержание под стражей при расследовании преступлений не может превышать 2 месяца. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до 2 месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен в порядке ст. 108 УПК. Предельный срок содержания под стражей на стадии предварительного расследования составляет 12 месяцев.

15. Понятие уголовного преследования и его виды. Полномочия органов и лиц по осуществлению уголовного преследования.

Уголовное преследование – процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления

В ходе уголовного преследования собираются доказательства, подтверждающие факт совершения преступления, изобличающие определенное лицо в его совершении. В процессе уголовного преследования обвинение формируется, а затем и формулируется в определенном процессуальном документе, например, в постановлении о привлечении лица в качестве обвиняемого.

Исходя из вышесказанного, можно выделить моменты, с которых может начинаться уголовное преследование:

·
возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица

·
фактическое задержание лица по подозрению в совершении преступления

·
применение к лицу меры пресечения до предъявления обвинения

·
привлечение лица в качестве обвиняемого

·
вручение лицу, подозреваемому в совершении преступления, уведомления

Таким образом, сказанное позволяет рассматривать уголовное преследование как процессуальную деятельность по уголовному делу, осуществляемую субъектами стороны обвинения в пределах своей компетенции с целью изобличения подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления.

Виды уголовного преследования (ч.1 ст. 20 УПК): публичное, частно-публичное и частное.

Дела частного обвинения - это дела о преступлениях небольшой тяжести, предусмотренных ст. 115,116,129, ч. 1 ст. 130 УК. Уголовное дело по этой категории дел возбуждается не иначе как по заявлению потерпевшего, его законного представителя и подлежит прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым. Примирение допускается до удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.

Дела частно-публичного обвинения (ч. 3 ст. 20 УПК) возбуждаются не иначе как по заявлению потерпевшего, но прекращению в связи с примирением потерпевшего с обвиняемым не подлежат.

Все остальные уголовные дела относятся к делам публичного обвинения. Возбуждение данной категории уголовных дел не зависит от волеизъявления заинтересованных лиц и является обязанностью органов предварительного расследования и прокурора.

Производство расследования по делам публичного и частно-публичного обвинения ведется в общем порядке. Уголовное производство по делам частного обвинения специально урегулировано в гл. 41 УПК.

Характерные признаки уголовного преследования:

1. процессуальная деятельность (осуществляется в предусмотренных уголовно-процес­суальным законом формах);

2. осуществляется компетентными госу­дарственными органами и должностными лицами (толь­ко они вправе и обязаны устанавливать фактические обстоятельства дела, давать им юридическую оценку и принимать соответствующие решения по делу);

4. носит государственно-властный, публичный характер, так как обе­спечивается принудительной силой государства;

5. является основной движущей силой уголов­ного процесса, которая организует весь процесс по конкретному уго­ловному делу и определяет содержание и направление производства по нему.


Похожая информация.


Курсовой работы по дисциплине « Уголовный процесс »

Введение…………………………………………………………………..3
1. Глава 1 сущность и значение предварительного расследования как стадии уголовного процесса……………………….5
2. Глава 2 Цели предварительного следствия ……………………………..7
3. Глава 3 дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования………………………….10
4. Глава 4 Полномочия следователя………………………………………..12
5. Глава 5 Обязанности органов дознания…………………………………17
6. Глава 3 Общие условия производства предварительного

Следствия……………………………………………………….20
Заключение………………………………………………………………….26
Литература………………………….………………………………………27

Введение

Для начала ведения предварительного расследования или производства дознания существует стадия уголовного процесса, как нам известно, возбуждение уголовного дела. Отмечая значение этой стадии, нужно отметить, что она является правовым основанием для возникновения и производства любой из последующих стадий.

По прошествии данной стадии уголовного процесса наступает следующая стадия уголовного процесса является производство предварительного следствия или дознания.

Цель данной работы состоит в том, чтобы усвоить нормы уголовно - процессуального права, регулирующие общие положения производства предварительного расследования. Задача состоит в том, чтобы уяснить понятие этой стадии, её формы, организации, органы, осуществляющие её, сроки расследования уголовных дел, а так же общие условия, которые должны соблюдаться при расследовании любого дела.

Изучение стадии – предварительное расследование – и будет посвящена данная работа. Нами будут изучены нормы уголовного процессуального права, которые конкретно регулируют деятельность органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания в стадии предварительного расследования.

Изучение основных правовых положение предварительного следствия и производства дознания могут послужить ключом к усвоению конкретных положений данной стадии, правильному и быстрому производству предварительного следствия.

Кроме этого следует отметить огромное практическое значение вопросов темы для работников милиции. Каждый работник милиции в своей практической деятельности решает вопросы связанные с расследованием уголовных дел, а следовательно обязан знать и соблюдать требования норм уголовно – процессуального права, регулирующих эту стадию.

Исходя из этого, перейдем к изучению вопросов связанных с производством дознания и предварительного расследования.

сущность и значение предварительного расследования как стадии уголовного процесса

Как только возбуждено уголовное дело, многое может быть еще неизвестным: кто совершил преступление, каким способом оно совершено, какой ущерб нанесен и другие.

Все это необходимо установить, с достоверной точностью, по тому, что без этого не возможно решить вопрос о виновности лиц, совершивших преступление и применить к ним заслуженное наказание.

Выяснение картины совершенного преступления в том виде, в каком оно было в действительности, именуется расследованием.

Исходя из принципа осуществления правосудия только судом, суд обязан, выяснить, картину совершенного преступления, исследовать все его обстоятельства, решить вопрос о виновности лиц, его совершивших и применить к ним наказание. Однако суд не может самостоятельно выполнить все эти задачи. У суда нет средств, не сил для производства розыска, обыска и ряда других следственных и оперативных действий. Кроме этого, целый ряд следственных действий требует продолжительного времени, не разглашаемости поученных данных и т.д.

По этому между возбуждением уголовного дела и его направления в суд для окончательного разрешения закон устанавливает промежуточную стадию – предварительное расследование.

Наличие данной стадии не противоречит принципу осуществления правосудия только судом. Это объясняется следующим:
1. по каждому уголовному делу суд обязательно проводит судебное расследование;
2. окончательное решение во вопросу о виновности лиц, совершивших преступление, выносит только суд;
3. меры наказания к лицам, виновным в совершении преступления, применяет только суд.
4. Предварительное расследование проводится теми же органами, которые наделены правом возбуждения уголовного дела, за исключением суда и судьи.

Таким образом, предварительное расследование проводят органы дознания, следователь и прокурор.

Однако положение прокурора в этой стадии особое. Прокурор не только в праве участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях проводить его в полном объеме или отдельные следственные действия. Он обязан, следит за неуклонным соблюдением установленного уголовно-процессуальным законом порядка производства предварительного расследования.

Цели предварительного следствия

Целью предварительного расследования является установление истины при строжайшем соблюдении законности.

Перед органами, осуществляющими предварительное расследование, стоят следующие задачи:

1. быстрое и полное раскрытие преступлений, и изобличение виновных.

2. Обеспечение условия для привлечения каждого виновного в совершении преступления к ответственности в соответствии с законом

3. Возмещение причиненного преступлением материального ущерба,

4. Ограждение граждан от неосновательного обвинения

5. Устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений

6. Воспитание граждан в духе неуклонного исполнения закона

Важно не то, что бы за преступление было назначено наказание, а то, что бы не один случай преступления не проходил не раскрытым.

Отсюда вытекает, что успех борьбы с преступлениями во многом зависит от того, на, сколько быстро и полно будет раскрыто каждое совершенное преступление, изобличены и преданы суду все лица, виновные в его совершении.

При установлении причин и условий, способствующих совершению преступления, органы предварительного расследования выносят в соответствующие организации представления по принятию мер и устранению этих причин и условий.

В стадии предварительного расследования имеет большое значение, которое заключается в следующем:

1. предварительное расследование позволяет суду быстро, глубоко, всесторонне и объективно разобраться во всех обстоятельствах, совершенного преступления и вынести законный и обоснованный приговор.

2. Предварительное расследование является решающим средством раскрытия преступления, имеет необходимые возможности по установлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступления.

3. Воспитательное значение.

Усиленное раскрытие преступление, участи общественности в его раскрытии, повышает эффективность предварительного расследования и, в частности, воспитательное воздействие.

Сам факт участия в борьбе с преступностью трудящихся масс оказывает на преступника большое воспитательное воздействие. Когда преступник виде, что в его изобличении принимает самое активное участие широкие слои населения, он начинает понимать, что совершением преступления он противопоставляет себя огромному большинству народа.

Выводы: 1. Предварительное расследование – вторая стадия уголовного процесса, которая находится между возбуждением уголовного дела и направлением его в суд.

2. сущность предварительного следствия заключается в раскрытии преступлений, изобличение лиц их совершивших, а так же в установлении причин и условий, способствовавших совершению преступлению, в целях их устранения

Дознание и предварительное следствие как формы предварительного расследования

В уголовном процессе предварительное расследование производится в двух формах:
1. дознание
2. предварительное расследование.

Под дознанием понимается процессуальная деятельность и деятельность специально на то управомоченных административных органов государства, направленная на обнаружение и раскрытие преступлений. Розыск и изобличение лиц их совершивших.

Предварительное следствие – это процессуальная деятельность специальных должностных лиц государства следователей, направленные на раскрытие и расследование преступления.

Как видно из этих определений эти две формы предварительного расследования имеют много общего, а именно:
1. одни и те же задачи (по раскрытию преступлений, изобличению лиц их совершивших и т.д.)
2. единая для обеих форм уголовно – процессуальное законодательство (и следователи, и, лица, производящие дознание, руководствуется в своей деятельности единым уголовно-процессуальным законом).
3. Одинаковая юридическая сила следственных действий и процессуальных документов.

Однако эти формы имеют и существенные различия, которые состоят в том, что:
1. Дознание и предварительное следствие осуществляется органами;

А. Органы, которые вправе и обязаны производить дознание

Б. Органы предварительного следствия. Это следователи, прокуроры, органы внутренних дел, министры безопасности.
2. лица, производящие дознания и следователи имеют разные обязанности и права

Различие это вытекает прежде всего из того, что для органов дознания первой обязанностью является исполнение возложенных на них функций по охране, например, общественного порядка – для милиции, охраны границы – органы пограничной охраны, и т.д.

Производство дознания для них не основная обязанность.

Для следователей – проведение расследований является основной и единственной обязанностью.

Полномочия следователя

Закон, предоставляет следователю широкий круг процессуальных прав, обеспечивающих его процессуальную самостоятельность.

Все решения по делу, следователь принимает самостоятельно, за исключением некоторых случаев, когда необходимо получить согласие суда, либо санкцию прокурора.

Лицо, производящее дознание, все основные решения по делу принимает только с согласия начальника органа дознания.

Кроме этого, уголовно-процессуальный закон разделяет компетенцию всех органов расследования и производстве расследования по определенным уголовным делам, то есть определяет подследственности.

Подследственность – это юридическое свойство уголовного дела, в зависимости от которого оно подлежит, расследованию соответствующим органом дознания или предварительного следствия.

Уголовно-процессуальный закон различает три вида подследственности:
1. предметную (родовую)
2. территориальную
3. персональную

Предметная последовательность – уголовного дела зависит от юридической квалификации преступления и указывает то звено в системе органов предварительного расследования, которое будет вести расследование данного дела.
Предметная последовательность указанна в Уголовном процессуальном кодексе
РФ.

Территориальная последовательность зависит от мета совершения преступления и указывает конкретный орган дознания или следствия, который будет расследовать уголовное дело.

Территориальная последственность определяется по правилам, указанным в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

При наличии спора, о подследственности – подследственность устанавливается соответствующим прокурором.

Необходимо отметить, что предметное территориальное подследственность всегда определяется вместе.

Определения подследственности иногда бывает очень сложной.

Многие граждане совсем не знают этих вопросов и о преступлениях сообщают чаще всего в органы дознания.

Органы предварительного расследования в соответствии с уголовно процессуальным законодательством обязанным принять эти заявления, даже не своей подследственности, и принимать по ним решения, в том числе о возбуждении уголовного дела.

Среди этих дел имеются дела о преступлениях, по которым расследование проводится в форме дознания и дело о преступлениях, по которым расследование обязательно проводится только в форме предварительного расследования, то есть подследственны следователю.

Исходя из задачи – быстрого и полного раскрытия преступления, в целях раскрытия преступления « по горячим следам » и по этим делам органы дознания вправе проводить следственные действия.

В связи с этим Уголовный процессуальный кодекс Российской
Федерации предусматривает два порядка дознания:

1. дознание по делам по которым производство предварительного расследования обязательно
2. дознание по делам по которым производство предварительного расследования не обязательно.

Порядок деятельности органов дознания по первому порядку дознания установлен Уголовно - процессуальным кодексом Российской
Федерации. Этот порядок следующий:

1. при обнаружении поводов и основания орган дознания возбуждает уголовное дело и принимает его к производству;
2. об обнаруженном преступлении и начатом дознании сообщает прокурору;
3. производит неотложные следственные действия.

Неотложными являются такие, промедление с производством которых может затруднить обнаружение и закрепления следов преступления.
Уголовный процессуальный кодекс Российской Федерации относит к таким действиям осмотр (все виды), обыск, выемку, освидетельствование, задержание, допрос.

Следует имеет в виду, что этот перечень не является исчерпывающим. Органы дознания, так же могут произвести и другие следственные действия, промедление которых связанно с утерей доказательства.

Органы дознания не вправе данному порядку выносить постановления о привлечении в качестве обвиняемого, предъявлять обвинение и допрашивать обвиняемого.

4. сначала производства по делу орган дознания проводит необходимые розыскные мероприятия в целях раскрытия преступлений и изобличение преступника.

5. В необходимых случаях орган дознания может решить вопрос об избрании в отношении подозреваемого меры пресечения.

6. По выполнении неотложных следственных действий орган дознания должен передать дело следователю. Эта передача должна быть осуществлена не позднее чем через 10 суток считая с момента возбуждения уголовного дела.

7. Направление дела после выполнения неотложных следственных действий оформляется постановление о передаче дела по подследственности.

После передачи дела следователю, орган дознания по поручению следователя проводит оперативно- розыскные мероприятия, а так же выполняет отдельные следственные действия.

Если лицо, совершившее преступление, не установлено, то органы дознания не прекращают проводить по переданному уголовном делу оперативно-розыскные мероприятия, до его установления. После его установления такие мероприятия органы дознания проводят по поручению следователя.

Второй порядок дознания – по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно предусмотрен уголовным процессуальным законодательством России.

По таким делам орган дознания производит дознание в полном объеме. А именно:

1. возбуждает уголовное дело
2. принимает его к производству
3. сообщает прокурору о начатом дознании
4. принимает все предусмотренные Уголовного процессуального кодекса

Российской Федерации меры, для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию, то есть полностью расследует дело;
5. все мероприятия по делу осуществляет в месячный срок
6. после окончания расследования направляет дело с обвинительным заключением к прокурору для передачи в суд.

Обязанности органов дознания

Важнейшей обязанность органов дознания является предупреждение, пресечение и раскрытие преступления.

Для этого они используют оперативные меры связь с общественностью, а так же свои правомочия для производства расследования.

Дела, по которым проводится предварительное расследование в форме дознания по второму порядку составляет небольшой процент всех уголовных дел.

Большинство уголовных дел, предварительное расследование проводится в форме предварительного следствия.

Предварительное следствие проводится следователями, которые наделены для этого полномочиями.

На основании этого все вопросы по расследуемому делу следователь решает самостоятельно.

Следователь самостоятельно возбуждает уголовное, определяет какие действия и в каком порядке ему нужно вести. Оценивает по своему внутреннему убеждению доказательства привлеченного в качестве обвиняемого.

Однако, в целях строго соблюдения законности, некоторые вопросы следователь должен решать с санкции или согласия прокурора.

Требование санкции прокурора для решения таких случаях не умоляет самостоятельности следователя, а является дополнительной гарантией законности при разрешении вопросов, которые существенно затрагивают права и интересы граждан.

Следовать по расследуемому делу имеет право давать органам дознания поручения и указания о производстве следственных и розыскных действиях.

Поручение это предложение органу дознания совершить то или иного следственное или розыскное действие.

Поручение это разъяснение как провести выполнение поручений следователя.

При этом следователь не имеет права вмешиваться в оперативно розыскные мероприятия органов дознания.

Дела, по которым обязательно производство дополнительного следствия, следователь вправе истребовать от органов дознания и, не ожидая истечения десяти дневного срока на выполнение неотложных следственных действий. Следователь, так же как и лицо, производящее дознание, обязан немедленно приступить к производству следствия по возбужденному уголовному делу или переданному ему.

Об этом следователь сообщает прокурору, направляя ему копию такого постановления в течение 24 часов.

Затем следователь принимает все предусмотренные Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации меры для установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по расследуемому уголовному делу.

После окончания расследования следователь направляет дело с обвинительным заключением прокурору для передачи в суд. Как видно, между вторым порядком дознания и предварительным следствием много общего.

Однако, предварительное следствие – деятельность более многообразная.

Кроме того, имеются и существенные черты, отличающие эти две формы предварительного расследования, а именно:

1. при производстве дознания защитник может не участвовать

2. потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик с материалами уголовного дела, по окончанию предварительного расследования, не ознакамливается.

Срок предварительного расследования уголовным процессуальным законодательством России равен 2 месяцам, в этот срок предварительное следствие должно быть законченно. Он исчисляется с момента возбуждения уголовного дела.

В случае особой сложности дела этот срок может быть продлен прокурором города, района, области военным прокурором до трех месяцев.

При возвращении судом дела для дополнительного расследования. Возобновление приостановленного или прекращенного дела срок предварительного следствия устанавливается прокурором, осуществляющим надзор за следователем, в пределах одного месяца с момента принятия дела к производству.

Дальнейшее продление срока следствия осуществляется на общих основаниях.

1. предварительное расследование осуществляется в двух формах которые имеют между собой определенные сходства и различия.

2. В зависимости от подследственности уголовных дел дознание подразделяется на два порядка.

3. Являясь основным звеном в обнаружении и раскрытии преступления, органы дознания наделены большими правами проведения не только оперативно-розыскных мероприятий, но и следственных действий.

4. Широкие полномочия следователя и большие возможности органов дознания позволяют объективно и быстро устанавливать обстоятельства совершенного преступления.

Общие условия производства предварительного следствия

В начале данной работы нами были отмечены основные задачи предварительного следствия, которые заключаются в том, чтобы полно и быстро раскрыть преступление и изобличить лицо, его совершившее.

Эти задачи могут быть осуществлены при предоставлении широких полномочий следователя позволяющих им быстро и полно раскрыть преступление, одновременно, при наличии доказательств, при достаточных гарантий прав граждан при расследовании уголовных дел.

Для осуществления этих требований Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает целый ряд общих условий предварительного следствия.

Общие условия предварительного следствия изложены в
Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, а так же некоторые положения изложенные в различных главах кодекса.
Рассмотрим эти условия:
1. первым общим условием является подчинение всего хода предварительного следствия прокурорскому надзору – эти условия, закреплены в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании положения указанного в этой главе прокурор, осуществляющий надзор за деятельностью органов предварительного следствия обязан:

А. Принимать меры к тому, чтобы ни одно преступление не оставалось не раскрытым и, не один преступник не уклонился от ответственности.

Б. Строго следить, ни один гражданин не подвергался не законному и не обоснованному привлечению к уголовной ответственности и иному ограничению в правах.

Для выполнения указанных задач прокуроры наделены широкими правами и на них возложены существенные обязанности.

Эти права и обязанности получили свое правовое закрепление в
Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации и законе о прокуратуре, где четко и ясно изложены для работников прокуратуры.

2. вторым общим условием является обязанность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела.

Условие это вытекает из принципа всестороннего, полного и объективного исследования обстоятельств дела.

Данное условие установлено в Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Ходатайство о производстве каких-либо следственных действий по собиранию доказательств могут быть заявлены обвиняемым, его защитником, подозреваемым и, потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их представителем.

Следователь не вправе отказать в удовлетворении такого ходатайства, если в нем содержится просьба установить обстоятельства которые могут иметь значение для дела.

При полном или частичном отказе в ходатайстве следователь должен внести постановление с указанием мотивов отказа.

3. третьим общим условием предварительного расследования является быстрота.

Данное условии заключено в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

4. четвертым общим условием предварительного следствия является привлечение общественности к участию в раскрытии преступления.

Данные условия содержаться в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

В практике работы органов дознания и следвия применяются различные формы привлечения общественности при расследовании дела.

Вот некоторые из них:

Обращение к населению через печать или радио с просьбой сообщить об обстоятельствах совершенного преступления

Обращение к населению с целью установления потерпевших, свидетелей.

Непосредственное обращение к лицам, работающим или проживающим в определенной местности с просьбой сообщить некоторые сведения ставившие им известными.

Информация населения с целью задержания преступника в случае совершения им повторного преступления (мошенничества, кражи).

Привлечение общественности к поиску тех или иных следов преступления.

Привлечение общественности к участию в производстве отдельных следственных действий.

Информация дружинников ДНД о приметах скрывшегося преступника с целью его задержания.

Могут быть использованы и другие формы привлечения общественности.

5. Пятым общим условием является недопустимость разглашения данных предварительного следствия.

Это условие как требование содержится в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации РФ.

В этих статьях указанно, что данные предварительного следствия могут быть переданы гласности только с разрешения следователя или прокурора.

Необходимость этого требования заключается в том, что:
Во-первых, преступник или связанные с ним лица могут скрыть доказательства, либо иные способы, чтобы затруднить расследование
Во- вторых разглашение этих данных может повредить репутации лиц, участвующих в процессе.

В необходимых случаях следователь предупреждает свидетелей, потерпевших, понятых, защитника и других лиц об обязанности не разглашения данных следствия.

В случае разглашения данных предварительного следствия виновные могут нести ответственность по статьям УК РФ.

6. Шестым общим условием является обязательное документирование каждого следственного действия.

Процессуальные документы, составленные на стадии предварительного следствия, бывают четырех видов:
(протоколы.

Общие требования, предъявляемые к протоколам содержаться в
Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Протокол – это процессуальный документ, который составляется следователем или инспектором ходе процессуального действия. В протоколе указывается место, время, участники, содержание следственного или процессуального действия, а так же обнаруженные при их производстве существенные для дела обстоятельства.

(постановление.

Требование, предъявленные к постановлению содержаться в различных статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

Постановление - это процессуальное действие, который составляется следователем, инспектором или прокурором.

В постановлении излагается решение по важнейшим вопросам расследуемого уголовного дела, с указанием места, времени и основания принятого решения.

Все основные постановления лиц, производящих дознания утверждаются начальником органа дознания

(обвинительное заключение.

Требования, предъявляемые к обвинительному заключению содержаться в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской
Федерации.

Обвинительное заключение – это процессуальный документ завершающий предварительное расследование.

Составляется он следователем, инспектором или прокурором.

В обвинительном заключении излагаются существенные обстоятельства уголовного дела со ссылкой на доказательства, устанавливающие наличие преступление и степень виновности обвиняемого, формируется предварительное обвинение, указываются статьи уголовного закона, предусматривающие данное преступление.

Другие процессуальные документы.

К ним можно отнести подписку о не выезде, подписку о не разглашении предварительного следствия, описи изъятых документов и др.

7. седьмым общим условием является возможность проведения расследования несколькими следователями.

Это положение предусмотрено в статьях Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации.

8. восьмым общим условием является участие в нем потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, защитника.

9. Девятое условие – это индивидуализация следствия.

Всесторонность полнота и быстрота требуют, чтобы по одному делу рассматривалось одно преступление против одного лица.

Соединение в одном производстве дел о преступлениях нескольких лиц, не связанных между собой преступным умыслом, мешают качественному расследованию.

С другой стороны искусственное разделение дел ведет к нарушению прав участников процесса.

Однако, в практике расследования, возникают вопросы об объединении и выделении уголовных дел. Разрешаются эти вопросы в соответствии с требовании уголовного процессуального законодательства
России.

10. Десятым общим условием является помощь следователю со стороны органов дознания.

11. Одиннадцатым общим условием является обязательное участие понятых при производстве отдельных следственных действий.

Понятые обязаны участвовать при осмотрах, освидетельствовании, выемки, предъявлении при опознании, обыске, наложении ареста на имущество, экспериментах.

Производство этих следственных действий без понятых не допустимо.

В случае необходимости в соответствии с Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации, понятые могут быть приглашены при производстве других следственных действий. Понятых должно было быть не менее двух.

Выводы:
(общие условия предварительного следствия, предоставляя широкие полномочия органам расследования обеспечивают и гарантируют права гражданам при расследовании дел
(общие условия предварительного следствия – это преломление принципов уголовного процесса в стадии предварительного расследования.

Заключение

В заключении данной работы можно сказать о том, что дознание и предварительное следствие взаимодействуют между собой в повседневной практике. Так при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, проведение ряда следственных действий, а так же общее расследование по различным категориям уголовных дел.

На ряду их сходств и различий, они представляют собой две руки, которые друг дружку моют, таким образом, обойтись друг без друга органы предварительного расследования и органы, производящие дознания не могут.

Заключая вышеизложенную работу необходимо добавить:

1. предварительное расследование – это вторая стадия уголовного процесса, основания, сущность, которой состоит в раскрытии и расследовании преступления.
2. предварительное расследование осуществляется в двух формах – дознание и предварительное следствие.
3. Общие условия предварительного следствия, является преломлением принципов уголовного процесса в данной стадии, обеспечивает выполнение задач по борьбе с преступностью при строжайшем соблюдении законности.

Список использованной литературы

Курсовой работы по дисциплине «Уголовный процесс »

На тему: «дознание и предварительное следствие. Общие условия предварительного расследования».

Нормативные акты:

1. Конституция РФ по состоянию на 2003 год
2. Уголовно - процессуальный кодекс РСФСР по состоянию на 1993 год
3. Уголовно – процессуальный кодекс РФ по состоянию на 2003 год.
4. Уголовно- процессуальный кодекс ПМР от 22 июля 2002 года
5. Уголовный кодекс РФ по состоянию на 2003 год
6. Комментарий к Уголовному кодексу РФ по состоянию на 2003 год.
7. Уголовный кодекс РСФСР по состоянию на 1993 год.
8. Уголовный кодекс ПМР от 22 июля 2002 года.
9. Сборник кодексов РФ

Дополнительная:

1. Советское право учебник под ред. Дозорцева А.В. М.: 1969 год.
2. Уголовно-процессуальное право РФ отв. редактор Лупинская П.А. изд.3 перераб и доп. Учеб. М.,2000.
3. Уголовное право часть Общая и Особенная вопросы и ответы под ред.
4. Михлина А.С. М. 2000 год.
5. В. С. Орлов Субъект преступления М. 1958 г
6. Уголовное право России учеб. Под ред. Ревина В.П. М.: 1998 год.
7. Руководство для следователя под ред. проф. Н. А. Селиванова и проф. В.

А. Снегова М. 1998г.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Деятельность человека далеко не всегда носит правомерный характер. Очень часто люди выходят за рамки дозволенного. Такие деяния называются правонарушениями, потому что они фактически уничтожают существующий юридический порядок в государстве. Конечно, степень урона общественным отношениям от подобного рода действий может быть совершенно разная. Все зависит от тяжести совершенного деяния. При этом большой интерес вызывают не только правонарушения, но еще и процесс их выявления и пресечения.

В Российской Федерации этим занимаются специальные которые уполномочены на реализацию определенной деятельности законодательством. Тип правонарушения в данном случае играет большую роль. От этого фактора будет зависеть форма разбирательства и вид ведомства, который станет её непосредственно реализовывать.

Как мы знаем, наиболее опасными для общества правонарушениями являются уголовные преступления. Такие действия преследуются действующим законодательством, и за их совершение предусмотрена юридическая ответственность в соответствии с санкциями Уголовного кодекса России. Разбирательство по преступлениям, в свою очередь, осуществляется в виде досудебного расследования, которое имеет две формы: следствие и дознание. Последний тип имеет собственные особенности и специфический правовой регламент.

Расследование. Понятие

Разбирательство по преступлениям характеризуется целым рядом определенных специфических аспектов. Формы данной деятельности являются элементами одного института - расследования преступлений. В науке она представлена как ряд действий уполномоченных органов, осуществляемых с целью получения каких-либо сведений по совершенным общественно опасным деяниям.

Помимо того, расследование производится для выявления условий и причин преступления, лиц, реализовавших его, а также для применения к ним мер уголовной ответственности. Деятельность такого рода развивалась много лет подряд на территории современной РФ. На сегодняшний день расследование преступлений осуществляется представителями соответствующих правоохранительных органов России в таких формах, как предварительное дознание и следствие. Следует отметить, что оба типа имеют общие и различные черты.

Отличие дознания от следствия

Итак, мы выяснили, что дознание - это один из элементов или же форм расследования преступлений. Однако существует такое понятие, как следствие. Очень часто дознание и следствие путают между собой. Чтобы разграничить сущность терминов, необходимо разобраться в их значении.

Прежде всего, следует учитывать тот факт, что дознание и следствие - это формы расследования преступлений. То есть в обоих случаях мы говорим об установлении фактических данных о совершенном общественно опасном деянии. Но существуют свои нюансы. Основным разграничивающим фактором является тяжесть совершенных преступлений. Иными словами, дознание проводится по деяниям небольшой и средней тяжести, а следствие - по тяжким и особо тяжким.

По итогу каждой деятельности составляется собственный документ. При дознании мы имеем обвинительный акт, а при следствии - обвинительное заключение. Таким образом, представленные формы деятельности являются совершенно разными. Поэтому дознание и предварительное следствие необходимо понимать и разграничивать, так как степень применяемых мер юридической ответственности в обоих случаях будет разная.

Понятие дознания

При анализе любого явления необходимо брать во внимание его значение. Ведь именно в понятии сокрыта основная суть и возможности той или иной деятельности. Таким образом, дознание - это форма расследования преступлений, о чем уже было указано выше, целью которой является осуществление разбирательства по факту совершения преступлений небольшой и средней тяжести.

Стоит отметить, что данная форма расследования известна не только в Российской Федерации. Она активно используется во многих странах Восточной Европы и Ближнего Востока. Помимо своего чисто практического предназначения, институт дознания играет большую роль для научного изучения расследования в рамках отечественного законодательства.

Характерные особенности института

Осуществление дознания происходит в строгих процессуальных рамках. При этом существует специфика данной формы расследования, которая проявляется в нескольких определенных аспектах, а именно:

  • дознание проводится лишь по делам, в которых есть подозреваемый;
  • по итогу деятельности издается обвинительный акт;
  • проведение дознания происходит на протяжении тридцати суток;
  • продолжение срока проведения дознания допускается, но не более чем на тридцать суток;
  • описанная форма расследования реализуется разными правоохранительными органами, в которых есть отдел дознания.

Представленные особенности полностью раскрывают специфику института и его возможности в рамках расследования уголовных преступлений.

Формы дознания

При всей простоте своего регулирования описанный в статье институт может реализоваться совершенно по-разному. Алгоритм осуществления будет зависеть от формы дознания. На сегодняшний день существует несколько основных форм, если брать во внимание положения действующего уголовно-процессуального законодательства:

  1. Дознание в полной форме.
  2. Сокращенное дознание.
  3. Реализация неотложных следственных действий.

Последняя форма является наиболее простой, если сравнивать её с двумя другими. Её суть заключается в том, что органы дознания после реализуют необходимые следственные действия, целью которых является фиксация следов общественно опасного деяния. Особенностью формы является тот факт, что после осуществления всей необходимой деятельности материалы передаются следователю. То есть такой тип проведения дознания существует для обеспечения расследования целиком, дабы не допустить потери каких-либо важных сведений и т. п.

Сокращенная форма

Достаточно интересным является дознание сокращенного типа. Такого рода процессуальная деятельность вполне возможна, если брать во внимание положения отечественного законодательства. Сокращенное дознание - это производство, применимое в случае неопровержимой и неоспоримой причастности конкретного лица к преступлению. Такая форма существует для ограничения нерациональной растраты средств и сил органов расследования, которая может возникнуть вследствие разбирательства. По сути, сокращенное дознание - это возможность сэкономить время. Но для производства такой формы необходимо наличие ряда обязательных моментов.

Специфика производства

Дознание в сокращенной форме осуществляется лишь в том случае, если для этого есть определенные основания. Ключевые особенности производства представлены в главе 32(1) Российской Федерации. Следует отметить, что условия, перечисленные в законе, должны быть соблюдены все без исключения, а именно:

  • возбуждается уголовное дело по факту преступления;
  • подозреваемый полностью признает совершенное им деяние, вред, нанесенный им, а также не оспаривает правовую квалификацию;
  • обстоятельства, препятствующие осуществлению дознания, отсутствуют.

Большое значение имеет последний пункт. Его элементы представлены в

Факты, исключающие сокращенное дознание

Представленная норма, то есть статья 226(2) УПК, содержит в себе ряд обстоятельств, наличие которых не позволяет реализовать сокращенную форму дознания. К таковым моментам относятся следующие:

  • подозреваемый - несовершеннолетнее лицо;
  • существуют основания для реализации мер медицинского характера;
  • лицо совершило несколько деяний, по одному из которых проводится предварительное следствие;
  • подозреваемый не владеет языком судопроизводства;
  • против сокращенного дознания возражает потерпевший.

Наличие хотя бы одной из этих особенностей исключает проведение сокращенного порядка дознания.

Процедура сокращенного производства

Существует несколько основных особенностей проведения дознания в сокращённой форме помимо ранее представленных:

  1. в сокращенной форме начинает исчисляться с момента вынесения постановления о реализации такого типа производства. При этом период расследования в данном случае составляет не более пятнадцати суток.
  2. Объем действий ограничивается наиболее неотложными и необходимыми, которые полностью доказывают вину преступника и размер нанесенного им вреда.
  3. В таком производстве в обязательном порядке участвует защитник.
  4. Наказание, назначаемое судом, не должно превышать половины размера или срока наиболее сурового вида, предусмотренного в санкции той или иной статьи.

Следует отметить тот факт, что дознание в сокращенной форме может быть прекращено и возобновлено в обычном порядке. Этот факт является основной гарантией обеспечения свобод и прав человека.

Органы предварительного дознания

Далеко не все органы и их должностные лица могут реализовать описанную в статье форму расследования. Перечень субъектов, которые имеют в своей структуре отдел дознания, представлен в статье 40 УПК Российской Федерации. Согласно её положениям, уполномоченными органами являются:

  • органы внутренних дел, а также иные правоохранительные ведомства, имеющие право реализовывать оперативно-розыскную деятельность;

  • Федеральная служба судебных приставов;
  • Военная полиция ВС РФ, командиры частей, начальники учреждений военного характера;
  • Государственный пожарный надзор;
  • капитаны судов дальнего плаванья;
  • начальники арктических станций, руководители зимовок;
  • главы консульских и дипломатических представительств.

Таким образом, исключительно представленные выше органы предварительного дознания могут реализовывать описанную форму расследования при определенных условиях.

Профессиональный праздник

Существование дознавателей в различных органах нашего государства обусловило необходимость создания особого праздника. Таковым можно назвать День дознания. Он отмечается ежегодно шестнадцатого октября. Стоит отметить, что в этот день празднует Дознание МВД и все иные органы, в структуре которых предусмотрены соответствующие отделы. Это для них особый праздник.

День дознания во многом доказывает необходимость такой деятельности и её значимую роль в процессе борьбы с преступностью на территории Российской Федерации.

Вопросы уголовного права и процесса занимают многих специалистов, а также людей, которые хотят лучше разобраться в тонкостях этой темы. Отличия дознания от предварительного следствия очень существенны. Они напрямую влияют как на статус подозреваемого (обвиняемого) лица, так и на сроки проведения проверочных мероприятий.

Дознание – это форма расследования преимущественно преступлений небольшой либо средней тяжести. По результатам проверки составляется обвинительное заключение, которое утверждается начальником органа дознания или прокурором.
Предварительное следствие – это форма расследования преступлений, перечисленных в ч.2 ст.151 УПК РФ (как правило, тяжких и особо тяжких), проводимая в случаях, когда подозреваемый не установлен. По результатам расследования составляется обвинительное заключение.

Разница между дознанием и предварительным следствием

Таким образом, важнейшее отличие – это составы уголовно-наказуемых деяний и наличие виновного лица. Дознаватели могут расследовать лишь те преступления, которые перечислены в ч.3 ст.151 УПК РФ и по которым имеется подозреваемый, в то время как следователи – любые, помимо тех, что указаны в ч.2 ст.151 УПК РФ.
Дознание проводится в течение 20 дней, при необходимости продлевается на срок до 10 суток. Если до этого времени подозреваемый не установлен, либо он не ознакомился с обвинительным заключением, проводится предварительное следствие.

TheDifference.ru определил, что отличие дознания от предварительного следствия заключается в следующем:

Подозреваемый. Дознание допускается лишь по тем преступлениям, где известен подозреваемый, предварительное следствие – по остальным делам.
Круг составов. Дознание проводится только по преступлениям средней и небольшой тяжести, предварительное следствие – по тяжкими и особо тяжким, а также по иным составам, перечисленным в ч.2 ст.151 УПК РФ.
Итог. По результатам предварительного расследования составляется обвинительное заключение, по результатам дознания – обвинительный акт.
Сроки проведения. Предварительное следствие должно быть завершено в срок до 2 месяцев, дознание – до 20 дней.
Продление сроков. Срок следствия может продлеваться до 6 месяцев (прокурорами района, города), до 1 года (прокурором субъекта РФ), и более (Генеральным прокурором). Дознание продлевается максимум на 10 суток.
Субъект. Предварительное следствие проводится следователями СК, ОВД, ФСБ, ФСКН, дознание – дознавателями ОВД, ФССПР, ГПН.

лицом, производящим дознание

Закон различает понятие и компетенцию органа дознания и лица, производящего дознание.

Орган дознания представляет его руководитель, который вправе производить дознание по любому делу, отнесенному к компетенции дознания, и осуществлять отдельные следственные действия. Орган дознания в лице его начальника руководит дознанием, назначает лиц для ведения дознания и несет полную ответственность за качество расследования. Лицо, производящие дознание, - это должностное лицо, уполномоченное органом дознания на производство дознания. Будучи самостоятельным субъектом процесса, оно тщательно исследует все обстоятельства дела и, как и следователь, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, руководствуясь законом и правосознанием. Уголовно-процессуальное право РФ под ред. П. А. Лупинской, Москва, 1997г.

Лицо, производящее дознание, несет ответственность за законность и обоснованность своих действий. Однако его процессуальная самостоятельность более ограничена, чем следователя. Это проявляется во взаимоотношениях и с руководителем органа дознания, и с прокурором. Если следователь все решения принимает самостоятельно, кроме случаев, когда требуется санкция прокурора или решение суда, то лицо, производящее дознание, многие решения принимает с согласия начальника органа дознания или по его поручению. Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ по уголовным делам (Рыжаков А.П.) Наиболее важные действия и решения совершаются и принимаются органом дознания. Только орган дознания вправе возбудить уголовное дело или отказать в его возбуждении, задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, приостановить или прекратить производство по делу. В круг его обязанностей входит выявление причин и условий совершения преступлений и принятие необходимых мер к их устранению. Практически это означает, что данные решения принимаются от имени начальника органа дознания либо им утверждаются.

В отличие от следователя на орган дознания и лицо, производящие дознание, не распространяются правила УПК. Все указания прокурора для них обязательны. При несогласии с ними орган дознания вправе обжаловать эти указания, не приостанавливая их выполнение.

К органам дознания относятся:

  • 1) органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно - розыскной деятельности;
  • 2) Главный судебный пристав Российской Федерации, главный военный судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, старший военный судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • 3) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов.

На органы дознания возлагаются:

  • 1) дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, - в порядке, установленном главой 32 настоящего Кодекса;
  • 2) выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса. Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ по уголовным делам (Рыжаков А.П.)

Возбуждение уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 настоящего Кодекса, и выполнение неотложных следственных действий возлагаются также на:

  • 1) капитанов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах;
  • 2) руководителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в части первой настоящей статьи, - по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок;
  • 3) глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации - по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных представительств и учреждений.

Полномочия органа дознания, предусмотренные пунктом 1 части второй статьи 40 настоящего Кодекса, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания.

Не допускается возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно - розыскные мероприятия.

Дознаватель уполномочен:

  • 1) самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с настоящим Кодексом на это требуются согласие начальника органа дознания, санкция прокурора и (или) судебное решение;
  • 2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

Указания прокурора и начальника органа дознания, данные в соответствии с настоящим Кодексом, обязательны для дознавателя. При этом дознаватель вправе обжаловать указания начальника органа дознания прокурору, а указания прокурора - вышестоящему прокурору. Обжалование данных указаний не приостанавливает их исполнения. Якупов Р.Х. Уголовный процесс/ Учебник под ред. Галузо В.Н. - М.: Зерцало, 1999. - 464 с.

Предварительное расследование начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем дознаватель выносит соответствующее постановление, которое должно быть согласовано с прокурором. В постановлении дознаватель также указывает о принятии им уголовного дела к своему производству.

Если дознавателю поручается производство по уже возбужденному уголовному делу, то он выносит постановление о принятии его к своему производству, копия которого в течение 24 часов с момента

На территории РФ право осуществлять 0.-р.д. предоставляется оперативным подразделениям:

  • 1. Органов внутренних дел РФ;
  • 2. Органов федеральной службы безопасности;
  • 3. Федеральных органов налоговой полиции;
  • 4. Федеральных органов гос. охраны: Главного управления охраны РФ и Службы безопасности Президента РФ;
  • 5. Органов пограничной службы РФ;
  • 6. Таможенных органов РФ;
  • 7. Службы внешней разведки РФ. Перечень органов, осуществляющих ОРД, м.б. изменен или дополнен только федеральным законом.


Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...