День работника следственных органов: дата, история праздника и пожелания. День работников следственных органов мвд рф

Работники следственных органов России отмечают свою профессиональную дату. В этот день в 1963 году вступило в действие особое распоряжение Верховного Совета Советского Союза. С этого документа и было положено начало формальной деятельности следственного управления страны. В его ключевые обязательства входило разбирательство всевозможных преступлений. При этом за представителями милиции сохранилось право ведения дознания в полноценном объеме по значительному количеству злодеяний.

Стоит учитывать, что создание такого аппарата было вынужденной мерой. Этому поспособствовала сложнейшая криминалистическая обстановка, царящая в России. И как в дальнейшем доказала практика, такая задумка оказалась верным решением. За период плодотворного труда, работники управления смогли не только усовершенствовать свои навыки и окрепнуть, но и разработать личные методики ведения дел, определить самую грамотную структуру и стилистику работы, появилось много профессиональных экспертов в данной сфере.

Возбуждением уголовных дел и их расследованием занимаются не полицейские, а именно следователи. Сотрудники полиции лишь осуществляют проверку и передают полученные данные в СК, где его работники принимают решение о возбуждении либо отклонении в ВУД. В ситуации, если дело заведено, следователь контролирует весь процесс. Он дает поручения представителям полиции и оперуполномоченным. В ходе своей работы вынужден проводить трудную и разностороннюю работу, контролируя каждый этап расследования. Может работать как в помещении за рабочим столом, так и за его пределами.

Ключевые цели профессии:

1.Прием письменного заявления о совершенном злодеянии, возбуждение уголовного дела.
2. Выезд по адресу происшествия для реализации следственных мероприятий (сбор улик, допрос очевидцев).
3. Обработка добытой информации.
4. Непосредственное расследования, предполагающее:

Определение версий преступления (установление круга подозреваемых, проработка ключевых мотивов);
- опрос подозреваемых лиц;
- доказательство выдвинутой версии;
- организация очной ставки;
- оформление отчета о проделанной работе.

Важными качествами являются честность, организованность, справедливость, выдержка, решимость, независимость и пр. Вместе с этим следователь должен быть беспристрастным, иметь способности к анализированию и обработке полученного материала, обладать хорошей интуицией и памятью, интеллектуальным умом и др. Кроме этого, следователь должен иметь юридическое образование, полученное в высшем учебном заведении. Также требуются хорошие познания в криминалистической, уголовно-правовой, психологической, философской и прочих науках.

В этот праздничный день, 6 апреля, все представители следственного отдела РФ получают искренние поздравления от своих коллег и госслужащих, а самым отличившимся вручают награды и поощряют премиями. Также встраиваются торжественные мероприятия, приуроченные этой дате.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем - органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Работники прокуратуры помогли заложить прочный фундамент в становлении профессионального ядра органов предварительного следствия МВД и оставили о себе добрую память.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным. За 40 лет органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

История становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше: согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных преобразований.

Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - по 89.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен.

В своей уже официальной биографии следственный аппарат МВД также имеет несколько этапов развития.

1963-1965 годы - период не только становления органов предварительного следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и трудоемких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории.

1965-1978 годы - расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль).

1978-1986 годы - дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях.

1987-1988 годы - проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

История становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше: согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - по 89.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен.

1963-1965 годы, период знаменит сложными и трудоемкими делами о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории.

1965-1978 годы, расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль).

1978-1986 годы, дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях.

1987-1988 годы, проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений.

Сегодня следственный аппарат МВД - крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений.

Серебряные ювелирные украшения ручной работы с необычными Агатами. Лечебные и магические свойства необечных агатов.

Идет следствие / Фото: e-a.d-cd.net

Начиная с 2014 года, в нашей стране отмечается новый профессиональный праздник - День сотрудника органов следствия Российской Федерации , установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля.



Изображение: ru.wikipedia.org

День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, т.е. сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д. А для выбора даты праздника послужило одно историческое событие.

Именно 25 июля 1713 года именным указом Петра I был учрежден первый специализированный следственный орган России – следственная канцелярия, которая стала первым государственным органом в стране, подчиненным непосредственно главе государства и наделенным полномочиями по проведению предварительного следствия.




Идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства. Руководителем данной следственной канцелярии был назначен гвардии майор Семёновского полка Михаил Иванович Волконский. Названная «майорская» она подчинялась непосредственно Петру I, и к её подследственности были отнесены дела о наиболее опасных коррупционных деяниях, посягающих на основы государственности: взяточничестве, казнокрадстве, служебных подлогах, мошенничестве. В общем, все преступления коррупционной направленности, совершаемые должностными лицами органов государственной власти, в том числе и высокопоставленными.


По сути, Петр I впервые предпринял попытку борьбы с коррупцией на государственном уровне, и она была весьма действенной. Так, в начале 18 века внимание следственных канцелярий привлекли 11 из 23 российских сенаторов, которые были привлечены к уголовной ответственности. Это, конечно же, многим чиновникам не понравилось, и после смерти Петра I «майорские канцелярии» были упразднены, тема независимого следственного органа забыта, а предварительное следствие стали рассматривать как рядовую процессуальную процедуру досудебного производства.

До середины 19 века расследованием преступлений занимались различные структуры – полицмейстерская канцелярия, сыскной приказ, нижние земские суды, управы благочиния… Всё это было весьма неэффективно, и к тому же привело к росту коррупции в данной сфере. В 1860 году в ходе судебной реформы Александр II попытался реорганизовать систему предварительного следствия, однако не по «петровской» модели, а принял решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их судам. Позже данная судебная модель легла в основу системы военных следователей, которые состояли при военно-окружных судах.


Cледственное оборудование / Фото: sledcom.ru

После 1917 года следственные подразделения появились практически при всех правоохранительных органах. В 1929 году функции расследования преступлений перешли к следственному отделу Прокуратуры РСФСР, а военные следователи перешли в подчинение военной прокуратуры. В 1938–1939 годах следственные подразделения были учреждены также в органах госбезопасности и милиции (подведомственных в то время НКВД СССР), в 1963-м – и в Министерстве охраны общественного порядка (позже оно стало Министерством внутренних дел).

Лишь в 2007 году принятые изменения в уголовно-процессуальное законодательство России и в закон «О прокуратуре Российской Федерации» исключили из компетенции прокуроров полномочия по процессуальному руководству следствием. Несмотря на ведомственную подчинённость, эти меры позволили сделать следственный аппарат прокуратуры относительно независимым и самостоятельным ведомством. Окончательное же возвращение модели развития следственных органов к «петровской» системе произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года «О Следственном комитете Российской Федерации», согласно которому руководство деятельностью этого нового органа осуществляет Президент России, а Председатель Следственного комитета назначается Президентом без одобрения органа законодательной власти.

Таким образом, в настоящее время Следственный комитет РФ (СК России) подчиняется непосредственно главе государства и не входит в структуру ни одного из органов государственной власти. А дата 15 января отмечается как День образования Следственного комитета РФ. Независимость же СК России создала предпосылки для более эффективной борьбы с коррупцией, в том числе, в высших органах исполнительной и законодательной власти.

Торжественное собрание, посвященное Дню сотрудника органов следствия Российской Федерации / Фото: sledcom.ru


В свой же профессиональный праздник все сотрудники органов следствия получают поздравления от руководства и коллег, а особо отличившиеся в раскрытии преступлений получают благодарности и поощрения от начальства. Кстати, тот факт, что 25 июля 2013 года исполнилось 300 лет со дня издания указа Петра I, позволил Следственному комитету РФ пополнить наградную ведомственную систему новой наградой – памятной медалью «300 лет первой следственной канцелярии России».

В Российской Федерации в августе 2013 года день 25 июля был учрежден как профессиональный праздник работников следственных органов. В первый раз на основании правительственного Постановления День следователя отмечали в 2014 году.

Дата была приурочена к событию, которое явилось днем рождения независимых следственных органов. В 1713 году в этот день Петром I была создана канцелярия, как орган, в обязанности которого входило проведение предварительного следствия. Он подчинялся напрямую царю. В его ведении находились расследования взяточничества, мошенничества, служебных подвохов, казнокрадства. Находясь в подчинении царя, канцелярия не зависела от высших чиновников и могла проводить объективное расследование.

В СССР также отмечали профессиональный праздник, но дата его была 6 апреля . Праздновали День следственного работника в СССР в день принятия в 1963 году Президиумом ВС СССР Указа, которым было делегировано право проведения предварительного расследования определенной структуре органов Министерства, позже преобразованного в МВД. Официальным праздником этот день не являлся, но традиционно его отмечали работники следственных органов, а официальные лица и представители чиновничьего аппарата направляли поздравления. Считалось, что 6 апреля является днем рождения органов следствия МВД. С 2014 года праздник получил статус официального как День работника Следственного комитета России.

История становления

Сегодня Следственный комитет РФ функционирует на основании принципов, установленных Петром I, и напрямую подчиняется руководителю государства.

История комитета длинная. После смерти Петра I деятельность независимой канцелярии была прекращена. Следствие в виде предварительного дознания было поручено нескольким государственным структурам: сыскному приказу, полицмейстерской канцелярии, земским судам.

Только в 2011 году произошел возврат к петровской идее независимых органов путем вывода Следственного комитета РФ из подчинения Прокуратуры. В честь чего и был учрежден в 2013 году День работника Следственного комитета РФ.

Этому событию предшествовали следующие преобразования органов следствия в России и СССР:

  • судебная реформа Александром II от 1860 года перевела следственные органы из подведомственных полиции в распоряжение судов;
  • после революции 1917 года во всех правоохранительных органах функционировали следственные подразделения;
  • в 1928 году следствие подчинили Прокуратуре;
  • в 1939 году следственные органы появились в КГБ и милиции, которые были подведомственны НКВД;
  • в 1963 - в Министерстве охраны общественного порядка, преобразованного позже в МВД. С тех пор стал отмечаться День работника следственных органов.

В этот день следователи принимают поздравления. Производится премирование лучших сотрудников.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...