Виды формальных источников права тгп. Понятие формы (источника) права, ее характеристика и причины многообразия. Признаки нормативных правовых актов

2.

3.

4.

5. Предмет и источники теории государства и права.

Предмет ТГП - это система знаний об объективных причинах социально-общественного развития , отраженных в государственно-правовых явлениях, их законах, механизмах государственно-правового регулирования общественных отношений и тенденциях его развития.

Источники ТГП и предпосылки возникновения ТГП, как науки:

1. Основой всех наук методологической основы является философия права.

2. Социология права (введен в 1962г.)

3. Энциклопедия права (проблемы права за 50-100 лет)

4. Общая теория права и государства

5. Теоретические наследия выдающихся юристов мира:

6. Система права и система законодательства.

Система права - это иерархически организованная совокупность отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая единство правовых норм и их специализацию.

Включает в себя три основных компонента: нормы права, институты права, отрасли права. Могут быть также выделены субинституты и подотрасли

Характеристика норм права будет дана в отдельном разделе.

Отрасль права является самым крупным элементом в системе права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.

Правовой институт представляет собой обособленную группу юридических норм, регулирующих качественно однородные общественные отношения внутри одной отрасли права или на их стыке.

Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права .

7. Теория государства и права в системе юридических наук

Все общественные науки имеют своим объектом общество.

Философия -- наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Объектом изучения философии является мир в целом, а результатом исследований -- картина мира.

Социология -- наука об обществе в целом, а также о его составляющих: социальных институтах, социальных процессах, социальных группах, отношении личности с обществом. Применительно к государству и праву социология занимается изучением их роли в обществе.

Экономическая теория -- наука, изучающая производственные отношения , т. е. такие отношения, которые связаны с производством, обменом и потреблением материальных благ, а также с собственностью на них. Применительно к государству и праву экономическая теория изучает влияние государства и права на экономику.

Политология -- наука, изучающая отношения между людьми по поводу государственной власти. Применительно к государству по-ли-тология изучает его место среди других институтов полити-ческой системы общества (политических партий, общественных объединений и др.).

История правовых и политических учений -- наука, которая изу-чает историю развития учений о государстве и праве. Теория го-су-дарства и права охватывает лишь современные учения о госу-дар-с-т-ве и праве. Таким образом, история правовых и политических учений есть история теории государства и права.

История государства и права -- наука, которая изучает воз-ни-к-но-вение и развитие государства и права конкретных обществ по хро-но-логическому принципу. Теория же государства и права изучает го-су-дарство и право в теоретической абстрактной форме, т. е. общие черты государства и права всех обществ.

Отраслевые юридические науки изучают отдельную правовую отрасль, т. е. отдельную сторону государственно-правовой действительности. Теория же государства и права изучает эту действительность в целом и акцентирует внимание на взаимной связи различных ее сторон. На основе этого теория государства и права разрабатывает систему юридических понятий, которые затем используются всеми отраслевыми юридическими науками.

8. Понятие и признаки права.

Много подходов в понимании права – его рассматривают с разных точек зрения. Право понимают в широком и узком смысле. В широком смысле – философский и социологический.

Право – это система, регулирующих человеческое поведение правил, исходящих от государства и охраняемых им.

+ Посредством норм и правил фиксируются границы норм и запрещенного.

+ Просматривается связь государства и права

- Право – это то, что исходит от государства, а не из основных положений естественного права

Философский подход: право – это идеологическое явление, отражающее справедливость, свободу человека и формальное равенство людей.

- Расплывчатое определение о праве

- Разрыв между понятиями «право» и «законы»

Социологический подход: Право – это не то, что закреплено законом, а то, что получилось в реальной жизни.

9. Основные теории происхождения государства.

1. Теологическая (Тео - Бог) – и Фома Аквинский. «Бог сотворил Землю, Государство и Законы. Нарушили законы – нарушили волю Бога.»

2. Патриархальная (во главе Патриарх). Основоположники Конфуций, Аристотель и другие. «Государство образовалось по принципу семьи»

3. Договорная. Гуго Гроций, Джон Лок, Томас Гобс (На основе установленного договоренного порядка)

4. Теория насилия. Людвиг Гумплович. (Внешнее насилие – завоевание других стран; Внутреннее насилие – принуждение к порядку).

5. Психологическая теория Тетражитский (Порядок в обществе)

6. Марксисткая теория - работа Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и капитала (Государство рождается, развивается и умирает. Стоит на страже интересов правящей верхушки)

7. Теория родового быта Кавелин (Порядок на основе бытовых законов рода)

8. Теория общинного быта Аксаков (Порядок на основе общинного быта – более высокий строй, чем родовой строй)

9. Расовая теория

10. Теория элит

Виды правотворчества:

1. Принятие нормативно правового акта (дума - законы, президент – указы, правительство – постановления)

2. Принятие нормативно правовых актов органами местного самоуправления (ФЗ № 000 «Об общих принципах самоуправления»)

3. Референдум на основе ФКЗ от 01.01.2001 «О референдуме»

4. Нормативные соглашения между субъектами федерации.

Субъекты правотворчества – определены конституцией и федеральными законами:

2. Исполнительные органы власти – для выработки механизма реализации законов (на федеральном и региональном уровне);

4. Делегированная функция

11. Организация власти и социальные нормы в первобытном обществе.

Люди с древних пор вступали в различные отношения друг с другом. По мере цивилизации человечества стали появляться законы, преобразованные из обычаев, для регулирования этих отношений. В дальнейшем развитии, развиваются и отношения, и это требует создания уже специального сложного законодательства, которое бы могло своими правовыми актами обеспечить законную систему общественных отношений. Род (первобытная родовая община) представлял собой первичную ячейку организации первобытно-общинного строя, объединенную кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства, равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода.

Происхождение доисторического общества

а) 6 млн лет до н. э. существовала человекоподобная обезьяна - сахелантроп (обезьяна)

б) 3-4 млн. лет до н. э австралопитек

в) 1 млн. лет до н. э. корманьонец или неандерталец: 1.200 homo hapins (человек умелый); homo erektus (человек выпрямленный); 800 лет до н. э. homo sapiens

г) 600-400 т. лет до н. э. люди собрались в стаю

д) 300-200 т. лет до н. э. люди собирались в стадо

е) 80-60 т. лет до н. э. появляется вождь , жрец, военноначальник, правила

Основные правила первобытного общества:

40-20 т лет до н. э. ->Табу (запрет)

15-10 т. лет до н. э.->Обычаи -> традиции -> религиозные нормы

10-8 т. лет до н. э. Неолит->Нравственные нормы

3,5 т. лет до н. э. Государство

12. Функции права.

Функции права – это основные направления воздействия права на общественные отношения.

Группа внешних функций прав:

1. Политическая функция – право закрепляет политический строй в данной стране, механизмы функционирования государства и регламент политических взаимоотношений в государстве;

2. Экономическая – право устанавливает определенные отношения в экономической сфере, упорядочивает производственные отношения, закрепляет формы собственности, определяет механизмы распределения общественного богатства.

Внутренние функции:

1. Воспитательная;

2. Культурно-историческая;

3. Функция социального контроля;

4. Информационно-регулирующая функция;

5. Коммуникативная;

6. Регуляционная;

7. Правоохранительная – профилактика и расследование преступлений и юридическая ответственность

Юридические функции:

1. Компенсационная функция;

2. Ограничительная функция;

3. Восстановительная функция

13. Понятие и основные признаки государства.

1. Публичная власть, которая распространяется на все население, в пределах территории страны.

2. Государство обладает суверенитетом, полнотой и самостоятельностью законодательной, исполнительной и судебной властью. Государственный суверенитет – это

а) Верховенство государственной власти внутри страны. Проявляется:

Представлять все общество, а не отдельные социальные слои;

Власть в государстве распространяется на все население;

Только государство обладает правом издавать законы и тем самым определяет масштабы свободы всех субъектов права.

б) Независимость во внешней сфере. Определяется:

В признании данного государства международным сообществом;

В осуществлении самостоятельной политике;

В невмешательстве других стран во внутренние дела государства;

Разделение населения по территориальному принципу.

Налоги – это учрежденные государством платежи, взыскиваемые с граждан и юридических лиц для содержания публичной власти и осуществления социально-культурных программ: образование, медицина, госаппарата и прочее.

Государство располагает специальным аппаратом:

Управления

Принуждения

Кроме основных признаков государства, есть дополнительные:

Единый государственный язык;

14. Формы (источники) права.

1. Судебный прецедент (юридический)

2. Нормативно-правовой акт (конституция, федерально-конституционный закон, федеральный закон, постановления и пр.);

3. Правовой обычай (621г.): Обычай + традиции + санкции = правовой традиции. Законы Хамурапы (Вавилон) правовой обычай 30% и 70% - судебный прецедент. Африканские страны (семьи) основаны на правовом обычае;

4. Правовой Договор;

5. Религиозные тексты (Доктрины):

А) в мусульманских странах: Коран + Сунна = Законы Шариата (сунниты и шииты).

Б) Индийская система права: Буддизм + Индуизм = Законы Ману

6. Научные доктрины (доктрины Макиавелли, Монтескье и др.)

15. Государство в политической системе общества.

Политическая система общества - это совокупность государственного аппарата , социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.

Таким образом, политическая система имеет трехзвенную структуру:

· Государственный аппарат.

· Социальные объединения.

· Граждане.

В свою очередь, эти субъекты выступают представителями более общих, неформализованных групп людей - классов, элит, наций, массовых социальных общностей. К последним относятся, например, религиозные конфессии, трудовые коллективы, так называемый средний класс, нации и народности и многие другие неформализованные сообщества.

Государство занимает особое место в политической системе общества. Это определяется его суверенными признаками, то есть безусловным верховенством по отношению ко всем иным источникам власти. Управленческие акты государства обладают приоритетом перед предписаниями любых социальных объединений и обеспечиваются разветвленной правоохранительной системой. Государство - самое массовое политическое сообщество, официально объединяющее и представляющее в пределах государственных границ все население страны. Государство выражает не локальные интересы отдельной социальной группы, слоя, класса населения, но публичные интересы всего общества. Именно государство находится на вершине управленческой пирамиды социального регулирования. Взаимосвязи государства и социальных объединений достаточно многообразны.

Государство обладает монополией на правотворчество, устанавливает единый правопорядок в обществе, одинаковые условия осуществления деятельности для всех участников политической жизни. Государство поддерживает и гарантирует равенство правового статуса однородных социальных объединений - политических партий, избирательных объединений , профсоюзов, коммерческих организаций .

Государство регистрирует социальные объединения, легализует их деятельность. Государство гарантирует соблюдение прав и свобод социальных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых льгот, учитывает предложения социальных объединений по совершенствованию государственного управления , привлекает их к реализации отдельных государственных программ. Социальные объединения участвуют в выработке и реализации государственной политики.

16. Классификация нормативно-правовых актов.

Классификация нормативных правовых актов

По субъектам правотворчества:

а) государство;

б) негосударственные организации;

в) народ непосредственно.

По времени действия:

а) неопределенно-длительного действия;

б) временного действия.

По юридической силе

Юридическая сила - место данного акта в иерархической системе всех нормативных правовых актов.

1. Законы - это нормативные правовые акты, которые:

а) принимаются парламентами - выборными представительными органами государственной власти;

б) принимаются в особом порядке, установленном конституцией - законодательном процессе;

в) обладают высшей юридической силой по отношению к другим нормативным правовым актам, т. е. другие акты издаются:

На основе закона, т. е. в случаях, установленных законом;

Во исполнение закона, т. е. по вопросам, предусмотренным законом;

Должны закону соответствовать - не изменять и не отменять установленных законом норм и не устанавливать новых норм, законом не предусмотренных.

2. Подзаконные акты - нормативные правовые акты, изданные управомоченным органом в пределах его компетенции на основе, во исполнение и в соответствие с законом.

Подзаконные акты могут иметь разную юридическую силу, которая зависит от компетенции принявшего их органа, но вместе с тем не может превышать или быть равной юридической силе закона.

17. Государственные органы и их классификация.

Орган государства - это юридически оформленная, организационно и хозяйственно обособленная часть государственного механизма, которая состоит из государственных служащих , наделена государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций.

Орган государства - это часть государственного механизма, его основная ячейка.

Все многообразие государственных органов можно классифицировать по различным критериям. Они подразделяются на следующие виды:

Первичные органы - данная группа государственных органов устанавливается в нормах Конституции РФ, федеральных и федеральных конституционных законов, уставов субъектов Российской Федерации. Такие органы созданы непосредственно для выполнения задач и функций государства;

Вторичные органы - учреждаются в нормах подзаконных нормативных актов - постановлений и распоряжений Правительства, указов и распоряжений Президента РФ. Такие органы созданы для обеспечения исполнения первичными государственными органами своих полномочий.

Все государственные органы делятся на три основные группы (ветви власти): законодательные (представительные), исполнительные, судебные.

Все государственные органы делятся на две группы: постоянные и временные, которые в свою очередь делятся на чрезвычайные и военные.

По числу государственных служащих, состоящих на службе в государственном органе, органы подразделяют на единоличные - с одним государственным служащим и коллегиальные - с двумя и более.

В соответствии с указанным критерием выделяются следующие государственные органы:

1. Президент Российской Федерации - это глава государства.

2. Органы представительной и законодательной власти. В современном Российском государстве данная группа органов представлена в Федеральном Собрании, которое состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации является назначаемым органом, в его состав входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации. Государственная Дума является избираемым органом, в ее состав входит 450 депутатов.

Наряду с федеральными существуют также и законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Органы исполнительной власти. К числу данных органов относится прежде всего Правительство Российской Федерации, которое состоит из Председателя Правительства, его заместителей и федеральных министров.

4. Органы судебной власти. К их числу относятся Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие суды общей юрисдикции, мировые судьи, Высший Арбитражный Суд РФ и поднадзорные ему нижестоящие арбитражные суды .

5. Прокуратура Российской Федерации во главе с Генеральным Прокурором.

6. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

18. Основные правовые системы современности.

В зависимости от особенностей системы права и правовой системы общества в каждой стране формируются свои правовые системы общества. Родственные правовые системы объединяются в правовые семьи.

ü отрасли права

ü под отрасли права

ü правовые институты

Правовая система общества легла в основу правовой семьи. Она состоит из:

ü Системы права

ü Правосознания

ü Юридическая практика

ü Юридическая наука

ü Правовая культура

ü Правовые отношения

ü Юридическая техника

Существует четыре правовых семьи:

1. Континентальная (Романо-германская правовая семья), в основе которой легло Римское право и существует четкое разделение на системы права (гражданское, административное, уголовное, конституционное, трудовое право): все страны Европы, кроме Англии, Россия, Украина, Белоруссия.

2. Англо-Саксонская семья – в основе лежит судебный прецедент (нет четкого деления на отросли права) – Великобритания, Канада, США (частично).

3. Религиозная семья – национально-религиозная Индия, Малайзия

4. Правовые обычаи – Африка, Латино-американские страны.

19. Федерация и её особенности.

Федера́ция (лат. foederatio - объединение, союз) - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью.

Федеративная форма устройства - это Союзное государство, части которого государственными образованиями (имеют статус суверенитета). Федерации бывают: административно-территориальному, по национальному принципу (15 Республик по национальному).

Краев 9, одна АО (Еврейская), 4 Автономных Округа.

В России 85 субъектов, имеет президента, парламент.

В федеративном государстве, в отличие от унитарного, имеются две системы высших органов власти (федеральные и субъектов федерации); наряду с федеральной конституцией субъекты федерации имеют право принимать свои нормативные правовые акты учредительного характера (например, конституции, уставы, основные законы); они наделены правом принимать региональные законы; у субъектов федерации, как правило, есть собственное гражданство, столица, герб и иные элементы конституционно-правового статуса государства, за исключением государственного суверенитета.

При этом субъект федерации не имеет права выхода из состава федерации (сецессии) и, как правило, не может быть субъектом международных отношений . Субъекты федерации могут иметь различные наименования, которые, как правило, определяются историческими или правовыми факторами: штаты, провинции, республики, земли или федеральные земли (как в Германии и Австрии) и иное. Федерацию следует отличать от конфедерации , которая является международно-правовым союзом суверенных государств. Однако на практике различить правовую природу тех или иных образований бывает весьма затруднительно.

20. Введение в действие нормативно-правовых актов.

Нормативный правовой акт (НПА) - официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.

Стадии применения норм права:

1. Установление фактических обстоятельств дела;

2. Установление юридической основы в данном деле;

3. Решение дела;

4. Контроль за исполнением вынесенного решения.

В соответствии с действующими конституционными нормами концепция государственного устройства Российской Федерации базируется на трехуровневой организации публичной власти. Народ Российской Федерации осуществляет свою власть непосредственно (путем прямого волеизъявления) и через систему публичной власти, которая осуществляется в России в формах государственной власти Российской Федерации, государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Каждый из этих уровней публичной власти организационно обособлен, то есть самостоятелен в пределах своей компетенции.

Посредством нормативных правовых актов решаются, с учетом государственных интересов и интересов проживающих на их территории граждан, все вопросы местного значения, обеспечивается комплексное экономическое и социальное развитие муниципального образования .

Современную правотворческую практику России характеризует небывалая интенсивность в принятии нормативных правовых актов, в том числе и актов органов местного самоуправления. Для правильного практического применения вновь принятого, дополненного или измененного нормативного правового акта необходимо точно знать, с какого момента он вступает в силу и может применяться.

Выражение «после их официального опубликования» может толковаться по-разному: и через день, и через месяц, и через год. По мнению автора, должны быть указаны точные сроки опубликования и вступления в силу уставов муниципальных образований. В частности, предлагается следующий порядок вступления в законную силу этих важнейших нормативных правовых актов местного самоуправления.

Таким образом, установление точного времени вступления в силу нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также их правоприменительных актов – важный элемент и в самом правотворчестве, и в правоприменении. К сожалению, сами создатели норм права демонстрируют неоднозначный подход к установлению точной даты для введения таких актов в действие.

Во избежание неоднозначного подхода к решению указанных выше вопросов, целесообразно разработать и принять на федеральном уровне Рекомендательный нормативный правовой акт, в котором установить, что все нормативные правовые акты органов местного самоуправления вступают в силу по истечении определенного времени после дня их официального опубликования, а правоприменительные акты индивидуального характера – со дня их получения соответствующими адресатами .

Опубликование и вступление в силу нормативных правовых актов помимо других целей, достигаемых в процессе нормотворчества, ставит и еще одну задачу – обеспечение максимального удобства для возможности ознакомления с вновь принимаемыми нормативными актами граждан и других субъектов права, предоставление им достаточного времени для получения информации о содержании акта.

В настоящее время, когда идет обновление правовой системы российского государства, реальное претворение принципа разделения властей, формирование эффективных механизмов обеспечения прав и свобод граждан – проблема опубликования и введения в действие нормативных правовых актов органов местного самоуправления приобретает особую теоретическую и практическую значимость. До тех пор, пока эти вопросы детально не урегулированы в законодательстве, будут возникать проблемы и возможности для расхождений в толковании норм о вступлении в силу нормативных правовых актов, а также и актов правоприменительного характера.

21. Судебная власть в современном государстве.

В соответствии с принципом разделения властей одной из трёх (наряду с законодательной и исполнительной властью) ветвей является судебная. Органы судебной власти от имени государства применяют меры уголовного принуждения к лицам, виновным в совершении преступлений, разрешают правовые споры (тяжбы) между конкретными лицами, а также рассматривают дела об оспаривании правовых предписаний на предмет соответствия правилам более высокой силы (законов - Конституции, подзаконных нормативных актов - законам, так называемый нормоконтроль), в отдельных случаях дают толкование правовым нормам (в основном нормам конституции страны) вне связи с конкретным спором. Суды также выполняют отдельные удостоверительные функции (признание фактов, в отдельных государствах - укрепление прав), когда для удостоверения требуется доказывание, по сложности выходящее за компетентность нотариусов.

Принцип разделения власти на три ветви наиболее последовательно реализован в англосаксонских странах. Но этот принцип сам по себе не гарантирует равновесия и равносилия властных ветвей внутри политической системы. Во многих странах мира исполнительная власть в большей или меньшей степени доминирует над двумя другими ветвями власти. Обычно, судебная власть является наиболее слабой из трёх ветвей, так как она, в отличие от исполнительной и законодательной властей, не имеет ни своего аппарата принуждения (армии, полиции), ни прямой поддержки избирателей для проведения своих решений в жизнь. Равновесие законодательной, исполнительной и судебной власти проявляется в их реальной, а не только формально провозглашённой, способности сдерживать и контролировать друг друга. Пример этого - так называемая система «сдержек и противовесов», которая наиболее полно воплощена в политической системе США. Джордж Вашингтон говорил, что "подлинное отправление правосудия является самой прочной основой хорошего правительства".

22. Систематизация нормативно-правовых актов и её виды.

Право того или иного государства по своей сущности представляет собой совокупность огромного количества правовых норм, регулирующих различные правоотношения. Однако во избежание правового и смыслового хаоса, все эти нормы должны быть согласованы, организованы, структурированы и приведены в логически непротиворечивую систему. Само понятие “система” предполагает некое целостное образование, состоящее из множества элементов, находящихся между собой в определенной связи (координации, соподчинении, функциональной зависимости и т. д.). Именно систематизация права является одним из главных критериев его развитости, показателем уровня правовой культуры и профессионального юридического правосознания .

Систематизация нормативно-правовых актов, (законодательства) -- это деятельность, направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм.

В результате систематизации устраняются противоречия между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.

В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает нормативно-правовую состоятельность прецедентов и правовых обычаев.

Каноны религиозного права (мусульманского, буддистского) не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими среди большинства населения в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовековую традицию. В современном обществе общечеловеческие, внерелигиозные, вненациональные интересы личности как общей первоосновы цивилизованного мира являются благодатной почвой для функционирования такой нормативно-правовой системы, которая гармонично координирует и всемерно учитывает разнообразие религиозных и национальных потребностей людей.

В настоящее время используются три основные формы систематизации нормативно-правовых актов: кодификация , инкорпорация , консолидация . Это деление строится на различиях в самом процессе упорядочения правового материала.

23. Типология государств: формационный и цивилизационный подходы.

Типология государств - это научная классификация государств по определенным типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования. Содействует более глубокому выявлению признаков, свойств, сущности государств, позволяет проследить закономерности их развития, структурные изменения, а также прогнозировать дальнейшее существование.

1. Формационный - При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой. Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства. Термин «Формация» – ввел К. Маркс, он сказал, что главным определяющим не религия, не культура, а экономическое развитие, в основе которого лежит способ производства материальных благ;

2. Цивилизационный - при цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.).;

3. Смешанный.

Способ производства материальных благ – это своеобразные весы, которые находятся в равновесии, где производительные силы должны ровняться производственным отношениям.

В строгом значении различают понятия «форма права» и «источник права» .

Под источником права (в широком значении) понимаются истоки формирования и развития права, систему факторов, предопределяющих его содержание и формы выражения. Другими словами, это то, откуда право черпает своё начало, свою силу. Источники права обусловливают его существование и содержание. В таком понимании к источникам права относят социальную необходимость, требующую нормативного урегулирования, т.е. реально складывающиеся общественные отношения с учётом социально-экономических условий жизни общества. К ним относят также волю народа и волю государства, культурные и исторические традиции народа, зарубежный и собственный правовой опыт.

Понятие формы права отражает внешнюю сторону организации и выражения содержания. То есть рассматриваются во взаимосвязи понятия «содержание» и «форма». В таком понимании формой права будут выступать, например, официальные письменные документы, содержащие нормы права (законы, подзаконные нормативные правовые акты).

Если же понятие «источник права» рассматривать в узком (формально-юридическом) значении как то, откуда мы можем узнать о существующих нормах права, то понятия «источник права» и «форма права» можно использовать как равнозначные.

Источники (формы) права – это способы закрепления и выражения норм права.

Каждый источник (форма) права имеют свои особенности, свои достоинства и недостатки. Рассмотрим основные виды источников (форм) права. Их называют основными, так как именно они зачастую используются в государствах в различном сочетании. Также то, что они являются источниками (формами) права в науке считается общепризнанным.

Основные виды :

1. НПА (нормативный правовой акт) – изданный в особом порядке офици­альный акт-документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Достоинства:

    НПА может быть издан оперативно, в любой своей части изменён, что позволяет относительно быстро реагировать на социальные процессы.

    НПА, как прави­ло, определенным образом систематизированы, что позволяет легко осуществлять поиск нужного документа для применения или реализации.

    НПА позволяют точно фиксировать содержание правовых норм, что помогает проводить единую политику, не допускать произ­вольного толкования и применения норм.

    фиксирует наиболее устоявшиеся нормы поведения в рамках определённого вида общественных отношений.

    исходит от строго определённых субъектов, круг которых достаточно широк (НПА могут быть приняты законодательными и исполнительными органами государственной власти, органами местного самоуправления).

Недостатки:

    абстрактность формы не позволяет порой учитывать многообразия жизненных реалий и перед правоприменителем возникает проблема отсутствия конкретной правовой нормы для разрешения спорной ситуации. Не устраняет неопределенности и использова­ние правовой аналогии. Суд же не может отказать в правосудии из-за неполноты НПА.

    определённые проблемы возникают и при противоречивости законодательства. Требуется создание специальных правил разрешения коллизий, которые не всегда являются эффективными.

    если НПА связывает наступление определённых правовых последствий с прямым указанием на их условия в нормах права, а такие нормы отсутствуют в силу того, что НПА ещё не принят, не разработана процедура реализации норм, то возникают проблемы в области реализации.

    в тексте могут использоваться оценочные понятия, не раскрывая их содержа­ния.

2. Судебный или административный прецедент – судебное решение, принятое по конкретному юридическому делу, применяемое в качестве образца для разрешения всех других анало­гичных дел. Применяется в странах с англосаксонской правовой системой (Великобритания, США, Индия, Канада, Австралия, Новая Зеландия …). Конкретное судебное решение как индивидуальный акт приобретает нормативный характер именно в силу того, что начинает использоваться как образец для других аналогичных случаев.

Достоинства:

    быстро реагирует на изменение общественных отношений. При возникновении новых жизненных ситуаций, споров вопрос передаётся на судебное рассмотрение. То есть при возникновении ситуации впервые в рамках общества, она получает регулирования уже притом, что такие отношения ещё могут быть социально не так распространены, как это требуется для разработки и принятия НПА.

    позволяет учесть нюансы общественных отношений. Прецеденты могут отражать такие особенности отношений, которые трудно закрепить в НПА, так как отношения изменяются достаточно быстро и стопроцентно предугадать их развитие объективно невозможно.

    имеет силу закона. В странах англосаксонской правовой семьи формируется прецедентное право, особое значение имеют процессуальные нормы.

    достаточно быстрый порядок создания (путём рассмотрения дела в суде)

Недостатки :

    определённая громоздкость. Так как прецедентов, то есть решений по отдельным вопросам жизнедеятельности достаточно много, то возникают определённые трудности, связанные с необходимостью знать прецеденты в определённой сфере.

    устанавливается определённым кругом субъектов – судами, но не всеми, а только высшими.

    плохо сочетается с требованием единообразного применения норм права. Он во многом субъективен, зависит от волеусмотрения судьи, его представлений о справедливости.

    сложно изменить, так как уже принятое решение (прецедент) уже вступило в силу и исполнено в конкретном случае, а при изменении социально-экономической обстановки, когда данные общественные отношения уже оцениваются в обществе по-другому, необходимо изменить, «пересоздать» прецедент.

В разных странах судебный прецедент применяется по-разному. В российской правовой системе судебный прецедент официальным источником права не признан, хотя на вопрос о признании его таковым существуют определённые взгляды.

3. Правовой обычай – фактически сложившееся в течение длительного времени правило, регу­лирующее поведение людей, санкционированное государством. Это наиболее древний источник права. В письменной форме нигде официально содержание обычая не зафиксировано. Имеет подзаконный характер. Государственное санкционирование обычая производится путём указания в нормативном правовом акте (отсылка к обычаю) на возможность, допустимость использования обычая либо правовой обычай используется в качестве нормативной основы судебного решения. В РФ ссылка на применение международного обычая имеется в Консульском уставе, Кодексе торгового мореплавания. Гражданский кодекс говорит об обычаях делового оборота.

Не любой обычай является правовым. Например, наряжать ёлку на Новый год, отмечать заключение брака в ресторане и др. правовыми обычаями не являются. Правовые обычаи являются общеобязательными, влекут за собой юридические последствия, в случае их нарушения можно обратиться в суд.

Достоинства :

    самая демократичная форма права, поскольку вырабатывается людьми в процессе их жизнедеятельности

    позволяет учесть нюансы отношений в той или иной сфере жизнедеятельности, а так же на местном уровне (которые невозможно урегулировать НПА)

    отражает реальные потребности людей, в наибольшей степени отвечает их интересам

Недостатки :

    уходит много времени на то, чтобы он укоренился или отмер.

    наименее формализован, появляется возможность двоякого толкования.

    участники отношений не имеют возможности узнать содержание обычая из официальных документов.

    имеет локальный характер применения.

4. Нормативный договор – соглашение двух или более сторон, определяющее пра­ва, обязанности, ответственность участников общественных отношений, распространяющееся на неопределённый круг лиц. Это основной источник международного права. Он имеет место в конституционном праве (Федеративный договор, договоры и соглашения между РФ и субъектами), трудовом праве (коллективный договор). Отличается от договора как индивидуального юридического акта (договора купли-продажи и т.п.), который устанавливает не юридические правила, а конкретные юридические права и обязанности конкретных субъектов. Поэтому необходимо анализировать, какие именно вопросы и в отношении кого регулирует договор. Если договор распространяется только на индивидуально определённых субъектов, имеет «одноразовый» характер, то такой договор нормативным не является.

Достоинства :

    имеет собственный порядок принятия, введения в действие; как правило, более быстрый, чем принятие закона

    быстро реагирует на изменяющиеся общественные отношения.

    позволяет учесть нюансы общественных отношений.

Недостатки :

    подзаконный характер, то есть не может противоречить НПА (кроме международных договоров).

    локальный характер действия (по территории или сфере действия, исключая международные договоры)

    ограниченная сфера применения.

Некоторые учёные выделяют также следующие источники права :

1. судебная и арбитражная практика. Под ней понимается единообразное решение судами одной и той же категории дел. Она имеет огромное значение для выработки единообразного понимания и применения законодательства судебными органами. Однако в качестве самостоятельного источника встречается редко (например, во Франции).

2. Юридическая доктрина – разработанные и обоснованные учёными-юристами по­ложения, конструкции, идеи, принципы и суждения о праве, которые в тех или иных правовых системах имеют обязательную юридическую силу. В целом это комплексное суждение по правовым вопросам. Сегодня правовая доктрина сохраняет своё значение и в англо-саксонском праве. Он имеет распространение и в государствах мусульманского мира.

3. Принципы права – при использовании аналогии права (отраслевые и общие).

4. Священные книги (религиозные тексты) – это сакральные (священные) тексты, в которых сформулированы религиозные правовые нормы, исходящие от Бога и признанные государством и обществом в качестве общеобязательных. (Ватикан, мусульманские государства)

5. Правосознание как совокупность идей, чувств, представлений о праве.

Формы (источники) права: понятие и виды

Понятие форм (источников) права

Форма (источник) права – это способ внешнего выражения и закрепления норм права.

Известно понятие внутренней и внешней формы права .

Первое обуславливает структуру и связи.

Существуют такие доводы, что:

1.Понятия «источник права» и «форма права» сходны

2.Понятие «источник права» шире по своему значению, нежели «форма права»

Последняя мысль доминирует сегодня. Ведь само слово «источник» означает любое начало или основание, причины исходного пункта. Применение в правовой сфере источника права подразумевается в 3-х формах:

  1. Материальное значение (формы собственности и т.п.).
  2. Идеологическое значение (правосознание и т.п.).
  3. Формально-идеологическое значение (и есть форма права)

Существуют такие основные виды источников права:

1.Нормативно-правовой договор.

2.Нормативно-правовой акт.

3.Правовой прецедент.

4.Правовой обычай.

Рассмотрим подробно каждый из этих пунктов.

Нормативно-правовой договор

И так, нормативно-правовой договор представляет собой совместный документ, включающий нормы права, которые являются результатом обоюдного согласия сторон.

Нормативно-правовой договор является один из главных источников права на международном уровне. На внутригосударственном уровне нормативно-правовой договор представлен, в том числе в виде коллективного договора.

Нормативно-правовой акт

Нормативно правовой акт – это документ в письменном виде исходящий от государственного органа, который содержит юридические нормы.

Для большинства правовых систем является фундаментальной и наиболее распространенной формой права.

Признаки нормативных правовых актов:

  • в любом случае содержит общепринятые правила (моделирование действий людей в похожих ситуациях);
  • неисчерпаемы в единичном использовании и неперсонифицированы (т. е. рассчитаны на одно действие, относящее условно к человеку, обстоятельствам места и времени). Рассчитан на регулировку в неограниченном количестве случаев, относится к неопределенному кругу лиц (граждане определенного возраста или пола) с непрерывным действием.

Нормативные акты в зависимости от юридической силы разделяются на законы и подзаконные акты, их юридическая сила напрямую зависит от органа власти издавшего нормативный акт, его полномочий и положения в государственном механизме.


Правовой прецедент

Правовой прецедент представляет собой решение органа государственного аппарата по отношению к определенному юридическому делу, которое общеобязательно для всех аналогичных и есть правовым прецедентом.

Виды правовых прецедентов различаются по их связи с судебными или административными органами власти.

Видимое место среди других форм права прецедент занимает во многих современных государствах. Впервые его понятие было введено в Англии. Грани же его действий в каждой стране разные.

Правовой обычай

Правовой обычай подразумевает разрешенный государственный обычай, обозначающий признание неукоснительных правил поведения, направленных субъектам права.

Ему присущи такие отличия как: общеобязательность и охрана государством от нарушений. Правовые обычаи имеют корни ещё с V в. до н.э., которые послужили возникновению права в целом. В сегодняшних государствах межобщественные отношения, которые регулируются с помощью данного источника права очень малы и ограничены. Примером такой формы права может быть признание общегосударственным праздником Пасхи.

В некоторых источниках религиозные догмы, имеющие значение для религиозного права, а так же юридические доктрины, выражающие в виде идей, теорий или концепций, так же относятся к формам права.

Форма права - специфическое выражение правовых норм, приданием им свойства общеобязательности путем официального закрепления их содержания. Смысловые значения термина «источника права» (ИП):

* ИП в материальном смысле - материальные условия жизни общества, или способ бытия людей;

» ИП в идеальном смысле - предполагает те философские, или мировоззренческие, начала, что легли в основу данной правовой системы; »ИП в юридическом (формальном) смысле - различные способы внешнего выражения права; формальные источники являются носителями информации о правилах, моделях поведения субъектов права. Термин «источник права» и «форма права» используются в юридической науке как тождественные. Чаще всего рассматриваются источники в юридическом смысле. Юридические источники права - официальные формы выражения и закрепления норм права, действующих (признаваемых) в данном государстве.

Виды источников права:

* Правовой обычай - исторически первый источник права - первые законы государства представляли собой санкционированные им обычаи. Обычай приобретает правовой характер после его признания и одобрения государством. Одновременно этот обычай получает и защиту со стороны государства. Сейчас признается обычай делового оборота (Статья 5 ГК РФ) - сложившееся и широко используемое в предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком- либо документе;

«Правовой прецедент - решение судебных или административных органов по конкретному делу, которое впоследствии принимается за обязательное правило при рассмотрении аналогичных дел. Судебному прецеденту присущи следующие черты:

обладает общеобязательной юридической силой;

результат правотворческой деятельности судов;

находится в подчиненном по отношении к закону положении, т.к.:

  • а) законом может быть отменено действие судебного прецедента
  • б) суд, создавая прецедент, должен действовать в соответствии с законом;
  • в) после принятия закона прецедент прекращает свое действие.

Правовая доктрина (теории, учения) - в Древнем Риме суды обязаны были ссылаться при вынесении решений на работы пяти наиболее известных римских юристов - Ульпиана, Павла, Гая, Папиниана и Модестина. Отечественная наука и практика не признают юридическую доктрину официальным источником права - судья при рассмотрении конкретного дела не вправе в основание своего решения ссылаться на труды ученых или их комментарии; эти работы могут служить только справочным, вспомогательным материалом. Для правовой доктрины характерны следующие признаки:

она результат профессиональной научной деятельности;

служит способом выражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;

имеет особую форму выражения -- научного исследования текстового изложения каких-либо правоположений, правовых принципов и т. д.;

обладает общезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политического и духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.

Нормативные договоры - это соглашения двух или более субъектов по конкретному вопросу, в результате которых устанавливаются, конкретизируются или изменяются нормы права . Нормативные договоры служат основой для принятия последующих НПА. По содержанию нормативные договоры - это юридические акты, закрепляющие волеизъявление сторон по поводу взаимных прав и обязанностей. Например, м/н акты -конвенции, соглашения, межгосударственные договоры. Они заключаются по взаимному соглашению и устанавливают для участников соответствующие права и обязанности, которые учитываются во внутригосударственном праве. Федеративный договор 1992 года «о разграничении предметов ведения между РФ и органами власти субъектов РФ». Особенности нормативных договоров:

они ставят своей целью реализацию общественного интереса, общего блага, например, распределение компетенции между органами государства, обеспечение прав и свобод человека и гражданина и др.;

представляют собой волевое соглашение не менее двух субъектов, один из которых или оба наделены государственно-властными полномочиями;

заключаются на основе норм публичного нрава -- конституционного, административного, финансового и др.;

подлежат обязательной публикации в силу общеобязательности договорных условий;

оформляются по определенным процедурно-процессуальным

правилам;

являются источником права.

* Религиозные нормы - в первую очередь играют роль в теократическом государстве - принимаемые законы не могут противоречить религиозным нормам; мусульманское, индуистское, иудейское право основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозных органов и деятелей (Коран - священная книга всех мусульман; Сунна - предание о делах и изречениях пророка Мухаммеда; иджма - согласие исламского общества относительно обязанностей правоверного; в совокупности они образуют шариат, являющийся основным источником мусульманского права);

«Принципы права - в ГК РФ установлено, что при применении аналогии права необходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности. Виды принципов :

* Общеправовые - присущи всем отраслям права (принципы справедливости, гуманизма, законности);

»Межотраслевые - присущи нескольким отраслям права (процессуальные отрасли закрепляют принципы независимости судей, состязательности и равноправия сторон, гласности);

* Отраслевые - отражают специфику той или иной отрасли права. СП - принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях; в ТП - принцип свободы труда, охраны труда и здоровья работников и т.д.

» Судебная практика - в РФ: суды имеют право оценить НПА на его соответствие закону; отменить акты, противоречащие закону; разъяснения Пленумов Верховного Суда РФ и высшего арбитражного Суда РФ служат нередко основанием к новому пониманию и применению норм права - это вторичный источник права, они дополняют закон. Судебная практика все больше утверждается как источник права. Применительно к современной России это означает, что:

  • * в соответствии с Конституцией у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов и иных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ «суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Ранее суд выражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования, уясняя смысл и цель закона. Теперь одного толкования недостаточно. Суд должен оценить закон с точки зрения его соответствия Конституции и общепринятым нормам и принципам международного права. И если такого соответствия нет, то суд не должен применять данный закон или акт;
  • * существенно расширена правозащитная функция судов: в судебном порядке можно обжаловать практически любые решения, Действия и бездействие государственных органов и органов МСУ, общественных объединений и должностных л иц, которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для Реализации прав и свобод граждан или незаконно возложены какие-либо обязанности. Кроме того, существенно расширены полномочия судов на дачу санкции на заключение под стражу, продление
  • * М/н право - конституции большинства государств закрепляют, что общепризнанные нормы и принципы м/н права и договоры между государствами являются источником внутригосударственного права, а нередко имеют приоритет перед последними.

«Нормативный правовой акт (НПА) - акт правотворческих органов государства, содержащий нормы права, принимаемый в особом порядке и в конкретной письменной форме, а также состоящий в иерархических отношениях с другими актами; Характеристики :

письменная форма;

исходят от государства: государственных органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их;

принимаются в особом порядке, называемом правотворческий процесс»;

иерархическая подчиненность актов.

Нормативные правовые акты представляют собой пирамиду, верхушку которой занимает Конституция, далее следуют законы разнообразного вида, в том числе конституционные, затем подзаконные акты, к которым относятся указы Президента, Постановления Правительства, министерств, государственных комитетов, федеральных служб.

1134 25.06.2019 4 мин.

Государство устанавливает правовые нормы или правила поведения. Они изложены в соответствующих документах, которые помогают ознакомить с их положениями широкие слои населения. Правовые нормы должны иметь формальную определенность, которая помогает им существовать и выполнять регулирование взаимоотношений между гражданами государства. Когда они становятся правовой нормой, то официально признаются источниками права. А формой права является способ внедрения государственной воли.

Термин «источник права»

Под общепризнанным определением с правовой точки зрения под «источником» следует понимать силу, которую это право создает. Власть государства является этой движущей силой. Определенные государственные органы принимают решения, контролируют их выполнение и тем самым участвуют в общественной жизни, учитывая потребности граждан и их возможности. Про источники информационного права в РФ узнайте .

Правовая норма является лишь одним из правил поведения, для ее осуществления надо, чтобы она была законной со стороны государства и охранялась им. В результате чего любая форма, закрепляющая правовые нормы должна быть официальной, иначе она всего лишь желаемое, а не действительное право.

Понятие источников права многогранно и может рассматриваться с трех сторон:

  • идеологической;
  • материальной;
  • юридической.

Под первый раздел подпадают доктрины, правовые учения и правосознание. Ко второму относятся материальные условия, потребности общества и их формы собственности. С юридической стороны выступает форма права. Она имеет две стороны: внешнюю и внутреннюю. Последняя состоит из нормативных предписаний, отраслей и институтов права. Внешняя ее сторона включает в себя целое объединение юридических источников, закрепляющих правовые явления. Они позволяют формально ознакомиться с ними и использовать их как правовую основу.

На видео-понятие и виды форм источников права:

Виды

Сейчас в ТГП выделяют пять разновидностей правовых норм:

  1. нормативный акт;
  2. правовой обычай;
  3. нормативный договор;
  4. постулаты юридической науки (идеи и доктрины).

Нормативный акт содержит права и нормы, которые помогают регулировать общественные отношения. Он выступает доминирующим документом в любом государстве. Как пример: в каждой стране мира есть своя Конституция, в которой указаны все права и обязанности граждан, а затем уже на ее основе формируются соответствующие законы и создается правовая база.

Этот акт носит государственный характер и выражает его волю. К его основным признакам относятся:

  • он обладает юридической силой;
  • находится под защитой государства, его выполнение может происходить в принудительном порядке;
  • издается уполномоченными государственными органами или гражданами в установленной последовательности;
  • акт занимает свое место в иерархии системы права;
  • он имеет документальную основу, выполнен в установленной форме. На нем присутствуют все необходимые реквизиты: время и место его принятия, подписи нужных должностных лиц. В таком документе содержатся четкие предписания о его действии.

Юридический прецедент – является эталоном или образцом судебного решения аналогичных дел. Он выступает примером разъяснения закона. К таким показателям относятся толкования-постановления Арбитражных судов и конституционного.

Этот источник был известен еще с древности, но по мере формирования общества в него вносились поправки и в разных странах он имеет свои толкования.


Если говорить кратко, то для него характерно:

  • Множественность . Юридический прецедент создают многие инстанции, поэтому существует большое количество прецедентного права.
  • Казуистинность . Прецедент рассматривает определенную ситуацию – казус.
  • Противоречивость и гибкость . Так как решение по сходному делу в разных судебных инстанциях могут быть разным, то вполне закономерны их противоречия друг другу. Это влечет за собой гибкость в трактовке любого закона и принятого решения, согласно ему.

Существует два вида юридического прецедента: административный и судебный. Их разделение обусловлено тем, что в государстве есть как административные, так и судебные органы.

Правовой обычай – многократное повторение правила, применяющегося для определенных ситуаций, и которое было переведено на правовую основу. Это исторически сложившийся источник, который появился раньше всех остальных.

Ему свойственны такие отличительные черты:

  • продолжительное формирование и существование;
  • устный характер. Этот источник права передается каждому последующему поколению с разъяснением о последствиях его применения;
  • носит локальный характер, то есть распространяется только на определенной территории;
  • имеет юридическую силу только в случае признания его государственными органами.

Нормативный договор содержит правовое правило, которые обязаны выполнять лица, участвующие в этом соглашении.

Для его вступления в силу нужно:

  • согласованность желаний двух или большего количества лиц;
  • взаимное принятие волеизъявления всех участников договора;
  • осуществимость содержания воли.

Нормативным договором закрепляются выраженные добровольные волеизъявления сторон, пришедших к соглашению. Этот документ не издается правотворческими органами, но содержит правовые нормы.

Юридические доктрины представляют собой свод правил, которые определяют обязательные нормы поведения в обществе. Примером может служить: Библия, Коран и другие подобные писания.

Соотношение понятий

Чаще всего эти два термина отождествляются между собой, но на самом деле они разные.

Под источниками права понимаются обязательства, которые стимулируют появление права и определяющие его действия. К ним относится волеизъявление государства и народа, а также отношения в обществе.

А форма права – способ, помогающий формировать правовые взаимоотношения. В большинстве случаев он помогает формировать сознание людей и подводит к их принятию соответствующих общепризнанных норм общения друг с другом.

Возможно вам так же будет интересно узнать про предпринимательское право, понятие, предмет, а так же метод принципы источники. Вся информация подробно расписана в данной

В современном государстве четко ограничено, что является обязательным, а что нет. Собирательный термин «источники права» устанавливает эти границы, а с помощью форм они доносятся до граждан государства и устанавливают определенные рамки, без которых жизнь в обществе была бы неопределенной.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...