Принцип федерализма способствует демократизации. Федеративное устройство государства. Унитарная традиция играет значимую роль

ФИО ___________________________ Класс______ Дата_________

1. Задание 1 № 4971. Запишите слово, пропущенное в схеме

2. Задание 2 № 3806. Найдите термин, который является обобщающим для всех остальных терминов представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой он указан.

1) экологический кризис

2) угроза новой мировой войны

3) рост наркомании

4) распространение СПИДа

5) угроза XXI века

3. Задание 3 № 5307. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, связаны с деятельностью Центрального банка.

1) эмиссия

2) национализация

3) учетная ставка процента

4) амортизация

5) норма резервирования

6) лицензирование

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

4. Задание 4 № 468. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) способность к совместной преобразовательной деятельности

2) стремление к самореализации

3) умение приспосабливаться к природным условиям

4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем

5) потребность в воде, пище, отдыхе

5. Задание 5 № 319. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ

А) мужчина

Б) высшее образование

В) 25 лет

Г) инженер

1) прирожденный статус

2) приобретенный статус

6. Задание 6 № 3879. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?

1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости

2) сбор статистических данных путём анкетирования

3) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей

4) описание случаев социальной дифференциации населения

5) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов

6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости

7. Задание 7 № 1134. Найдите в приведённом ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение расходов государства на социальные программы

2) закрытие убыточных предприятий

3) изъятие «лишних» денег центральным банком

4) отказ от повышения зарплат и пенсий

5) переход на натуральный обмен вместо денежного

8. Задание 8 № 4883. Установите соответствие между объектами продажи и рынками, на которых они продаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

ОБЪЕКТЫ ПРОДАЖИ

ВИДЫ РЫНКОВ

A) Программное обеспечение

Б) Потребительские кредиты

B) Приватизационный чек

Г) Валюта

Д) Депозитный сертификат

1) Рынок финансовых услуг

2) Рынок ценных бумаг

3) Рынок интеллектуальной собственности

9. Задание 9 № 4547. Фирма Y оказывает услуги по наружной и внутренней уборке помещений. Найдите в приведённом ниже списке примеры постоянных издержек фирмы Y и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) издержки на приобретение моющих средств

2) арендная плата за офис фирмы

3) издержки на выплату окладов работникам административного аппарата

4) издержки на погашение процентов по ранее взятому кредиту

5) издержки на выплату сдельной заработной платы рабочих

6) оплата электроэнергии

10. Задание 10 № 6337. На рисунке отражено изменение предложения садового инвентаря на соответствующем рынке: линия предложения S переместилась в новое положение – S1. (P – цена; Q – количество.) Это перемещение может быть связано, прежде всего, с (со)

1) строительством новых дачных посёлков

2) сокращением количества фирм, производящих садовый инвентарь

3) ростом доходов населения

4) увеличением спроса на загородную недвижимость

11. Задание 11 № 4246. Найдите в приведённом ниже списке общности, образованные в соответствии с территориальным (поселенческим) критерием, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) украинцы

2) москвичи

3) киевляне

4) белорусы

5) молдаване

6) харьковчане

12. Задание 12 № 5517. Социологи опросили 23-летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры , под которыми они указаны.

1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие.

2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.

3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.

4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.

5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.

13. Задание 13 № 505. Найдите в приведенном списке функции государства. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) политическая

2) правоохранительная

3) социальная

4) демократическая

5) этническая

14. Задание 14 № 6211. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЯ

ОТРАСЛИ ПРАВА

А) задержка выплаты заработной платы

Б) отказ от уплаты алиментов

В) нарушение правил перевозки грузов

Г) объявление выговора за опоздание

Д) заключение брака

1) трудовое

2) административное

3) семейное

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

15. Задание 15 № 249. Найдите в приведенном списке черты, характерные для демократического политического режима. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) высший орган государственной власти избирается непосредственно народом

2) власть подчинена контролю общества

3) ограничение оппозиции

4) строгая централизация государственной власти

5) конституционно закреплено всеобщее и равное избирательное право

16. Задание 16 № 6171. Какие из перечисленных прав относятся к личным правам и свободам гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) на жилище

2) на жизнь

3) на образование

4) на достоинство

5) на свободу слова

6) на личную неприкосновенность

17. Задание 17 № 5271. Установите соответствие между правами человека и их видами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

ВИДЫ ПРАВ

А) на личную свободу и неприкосновенность

Б) на охрану интеллектуальной собственности

В) защиту своей чести и достоинства

Г) на охрану здоровья и медицинскую помощь

Д) на пользование результатами научного прогресса

Е) на благоприятную окружающую среду

1) гражданские

2) социальные

3) культурные

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

18. Задание 18 № 656. Студент работает над рефератом «Требования к работнику как участнику трудовой деятельности». Какие требования из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти требования указаны).

1) квалификация, соответствующая характеру труда

2) соблюдение законов о труде

3) соблюдение правил внутреннего распорядка

4) обеспечение надлежащих условий труда

5) соответствующий уровень заработной платы

6) обеспечение социальных гарантий

19. Задание 19 № 1283. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А)Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (Б)Но работодатель отказался заключить с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (В)В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (Г)Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде.

Определите, какие положения текста носят

1) фактический характер

2) характер оценочных суждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

20. Задание 20 № 4174. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Социальный прогресс - одна из форм ______(А) общества, связанная с переходом к более высокому уровню развития материальной и духовной культуры.

Прогресс как понятие можно применять как к_____(Б) в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение исследователей к ________(В) социального прогресса неоднозначно. В ряде случаев происходит застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о ________(Г), движении по кругу.

Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два____(Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает ещё один - уровень__________(Е) в обществе».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) результат

2) современное общество

3) изменение

4) нравственность

5) цикличность

6) революция

7) социальная система

8) политика

9) критерий

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.

21. Задание 21 № 103. Какие три группы принципов конституционного строя называет автор?

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Конституционный строй - это такая организация государственной и общественной жизни, при которой государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер, и в нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства.

В Конституции РФ (преамбула и гл. 1) находит выражение целостная система принципов конституционного строя.

К первой группе этих принципов можно отнести основы организации государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Российская Федерация - часть мирового сообщества.

Вторую группу принципов составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение - обязанность государства.

В8

Третья группа включает основы организации жизни гражданского общества... 

Российская Федерация - федеративное государство. Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Федерализм в России выступает прежде всего как одно из средств регулирования национальных отношений, обеспечения равноправия и самоопределения наций и народностей, проживающих на ее территории. Это получило выражение в создании различных форм национальной государственности народов Российской Федерации - республик (государств), автономной области, автономных округов, а также преобразование одних форм национальной государственности в другие.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством... Субъектами Российской Федерации наряду с национально-государственными образованиями признаются края, области, города федерального значения. Таким образом, Российская Федерация построена на сочетании территориальных и национально-территориальных начал образования ее субъектов.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление ее на основе разделения (по горизонтали) на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства.

Принцип разделения властей находит свое проявление также в разграничении (по вертикали) предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов.

(И.А. Андреева)

22. Задание 22 № 104. В каких двух формах осуществляется реализация принципа разделения властей в России? Приведите по одному примеру в качестве иллюстрации каждой из названных форм.

23. Задание 23 № 105. Данный текст характеризует Россию как демократическое, федеративное и правовое государство. Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин, назовите еще две характеристики, которые применимы к нашему государству. Прокомментируйте одну из данных характеристик.

24. Задание 24 № 106. Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

25. Задание 25 № 5725. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальный конфликт»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта, и одно предложение о причинах социального конфликта.

26. Задание 26 № 1218. Проиллюстрируйте тремя примерами взаимосвязь проблем, связанных с увеличением разрыва между развитыми странами и странами «третьего мира», с проблемой предотвращения новой мировой войны.

27. Задание 27 № 4858. В период брака Олег создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса его супруга Ирина предъявила исковое требование о разделе имущества фирмы, принадлежащей Олегу. Олег возражал, ссылаясь на то, что Ирина во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. В рамках какого процесса будет рассматриваться данное дело?

Нормы какого права должны быть применены для разрешения данного спора?

Должен ли суд удовлетворить исковое заявление Ирины? Поясните свой ответ.

28. Задание 28 № 2459. Вам предстоит подготовить развёрнутый ответ по теме «Государство как институт политической системы». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированны в подпунктах.

29. Задание 29 № 4259. Выполняя задание С9, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите только одно из предложенных ниже высказываний (С9.1-С9.3). Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему (затронутую тему); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение.

При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт .

С9.1 Философия: «То, что мы знаем, ограничено, а то, чего мы не знаем, бесконечно». (П. Лаплас)

С9.2 Экономика: «Высшее призвание капитала не в том, чтобы делать деньги, а в том, чтобы делать больше денег ради улучшения жизни». (Г. Форд)

С9.3 Социология, социальная психология: «Человек - общественное существо, его жизнь... невозможна в отрыве от общества, от группы, с которыми он связан множеством самых разнообразных отношений». (Р. Роллан)

С9.4 Политология: «Человек, властвующий над другими, утрачивает собственную свободу». (Б. Шоу)

С9.5 Правоведение: «Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы понимать их смысл». (Латинское юридическое изречение)

Вопрос: Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, други...Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, други...Автор утверждает, что «Принцип федерализма способствует демократизации управления государством». Опираясь на знание обществоведческого курса, других учебных дисциплин и социальный опыт, приведите три аргумента, подтверждающих точку зрения автора.

Ответы:

От­дель­ные ре­ги­о­ны имеют ре­аль­ную са­мо­сто­я­тель­ность в ре­ше­нии во­про­сов своей жизни - слож­ное на­ци­о­наль­но-тер­ри­то­ри­аль­ное устрой­ство го­су­дар­ства от­ра­жа­ет са­мо­быт­ность от­дель­ных субъ­ек­тов Фе­де­ра­ции, поз­во­ля­ет со­хра­нить на­ци­о­наль­ную куль­ту­ру - цен­траль­ная власть ли­ше­на мо­но­по­лии на власть.

Похожие вопросы

  • На каком материке суммарная площадь крупнейших озер наибольшая?На каком материке суммарная площадь крупнейших озер наибольшая?
  • В ячейке B4 записана формула =2*A$1. Какой вид приобретёт формула, после того как ячейку B4 скопируют в ячейку C5? Примечание: знак $ используе...В ячейке B4 записана формула =2*A$1. Какой вид приобретёт формула, после того как ячейку B4 скопируют в ячейку C5? Примечание: знак $ используется для обозначения абсолютной адресации. 1) =2*A$1 2) =2*A$2 3) =2*B$1 4) =2*B$2
  • "Вказувати дорогу " одним словом! подскажите плиииз)"Вказувати дорогу " одним словом! подскажите плиииз)
  • Задание 1. Ученики посадили 4 куста красной смородины, а малины в 3 раза больше.Крыжовника они посадили на 5 кустов больше, чем малины.Сколько ку...Задание 1. Ученики посадили 4 куста красной смородины, а малины в 3 раза больше.Крыжовника они посадили на 5 кустов больше, чем малины.Сколько кустов крыжовника посадили ученики? Задание 2. Вычисли периметр прямоугольника со сторонами 3 см и 5 см.Начерти такой прямоугольник. Задание 3 . В прятки...
  • Задача по алгебре: Туристы планировали пройти маршрут за 6 дней,но из-за плохой погоды им пришлось двигаться медленнее,в место предпологаемых 30 к...Задача по алгебре: Туристы планировали пройти маршрут за 6 дней,но из-за плохой погоды им пришлось двигаться медленнее,в место предпологаемых 30 км в день они проходили только 20 км.За сколько дней они совершили весь переход?
  • Пригодный к употреблению - какое слово главное? И ещё вопрос: может ли словосочетание состоять из трёх слов? (кроме фразеологизмов), например: пре...Пригодный к употреблению - какое слово главное? И ещё вопрос: может ли словосочетание состоять из трёх слов? (кроме фразеологизмов), например: преподнести поздравительный адрес
  • (х+5/12)-1 1/6=1,25 Решите уравнение пожалуйста(х + \frac{5}{12} )- 1 \frac{1}{6} = 1,25(х+5/12)-1 1/6=1,25 Решите уравнение пожалуйста(х + \frac{5}{12} )- 1 \frac{1}{6} = 1,25
  • 15. Во время оккупации Одессы за подпольную деятельность был осужден фашистами на 25 лет тюрьмы юный подпольщик, который стал известен всему миру в...15. Во время оккупации Одессы за подпольную деятельность был осужден фашистами на 25 лет тюрьмы юный подпольщик, который стал известен всему миру в 1971 году как командир экипажа первой в мире долговременной орбитальной станции «Салют»? Назовите этого человека.

Демократический характер Российского государства проявляется в его государственно-территориальном устройстве, основывающемся на принципе федерализма.

Принцип федерализма способствует демократизации управления государством. Децентрализация власти лишает центральные органы государства монополии на власть, предоставляет отдельным регионам самостоятельность в решении вопросов их жизни.

Основы конституционного строя включают основные принципы федерализма, определяющие государственно-территориальное устройство Российской Федерации. К ним относятся:

1) государственная целостность;

2) равноправие и самоопределение народов;

3) единство системы государственной власти; 4) разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

5) равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ст. 5 Конституции РФ).

§5. Разделение властей- выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве, как одна из основ конституционного строя. Является одним из основополагающих принципов демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Единство всей системы государственной власти предполагает, с одной стороны, осуществление её на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, носителями которой являются самостоятельные органы государства (Федеральное Собрание, Правительство РФ, суды РФ и аналогичные им органы субъектов федерации).

Принцип разделения властей находит своё проявление, с другой стороны, в разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти её субъектов.

Принцип разделения властей является предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развития человека. Разделение властей поэтому не ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами, а предполагает взаимное равновесие между ними с тем, чтобы ни один из них не мог получить преобладание над другими, сосредоточить всю полноту власти в своих руках. Это равновесие достигается системой «сдержек и противовесов», которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

В Российской Федерации принцип разделения властей впервые был провозглашён в Декларации о государственном суверенитете РСФСР, в которой разделение законодательной, исполнительной и судебной власти объявлялось «важнейшим принципом функционирования РСФСР как правового государства».

В апреле 1992 года этот принцип был внесён в Конституцию РФ - в качестве одной из незыблемых основ конституционного строя России (ст. 1)

Разделение властей - один из основных принципов действующей Конституции РФ 1993 года. В ст. 10 указывается, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную, органы которых осуществляют свои полномочия самостоятельно. Они не в праве выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом. Для того, чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в «верхних эшелонах государственной власти», но и во всей её иерархии, Конституция (ст. 5), предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ, составляющими её республиками, краями, областями, городами федерального значения, автономными областями, автономными округами и местным самоуправлением.

«В современных условиях становления конституционного строя в Российской Федерации принцип разделения властей имеет особо важное значение. Он нацелен на то, чтобы предотвратить возвышение одной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе. Он предусматривает систему «сдержек и противовесов», направленную на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонность подхода к решаемым вопросам. Он призван обеспечить в конечном счёте рационализацию и оптимизацию деятельности государства, всех его структур и на этой основе повышение эффективности всего механизма управления государственными делами».

Разделение властей - не застывшее состояние обособленных структур, это - работающий механизм, достигающий единства на основе сложного процесса согласования и специальных правовых процедур, предусмотренных на случай конфликтных состояний.

6 Государство считается демократическим и правовым, если представляет собой политическую организацию гражданского общества. Демократия осуществляется на основе принципов идеологического и политического плюрализма.

Идеологический плюрализм означает, что в Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст. 13, ч. 1,2 Конституции).

Российская Федерация провозглашается светским государством (ст.14 Конституции). Это означает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Светский характер государства проявляется также и в том, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Политический плюрализм предполагает наличие различных социально-политических структур, функционирующих в обществе, существование политического многообразия, многопартийности (ст. 13, ч.3,4,5 Конституции). Деятельность всевозможных объединений граждан в обществе оказывает влияние на политический процесс (формирование органов государственной власти, принятие государственных решений и т. д.). Многопартийность предполагает легальность политической оппозиции, способствует вовлечению в политическую жизнь более широких слоёв населения. Конституцией запрещается лишь создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Становление принципа политического плюрализма, способствующее демократизации общества, не имеет ни чего общего с попытками ввести «многовластие», нарушить стабильность в обществе или навязать ему эгоистические цели отдельных социальных групп, которые ведут к распаду социального управления.

Преимущества принципа политического плюрализма могут быть в полной мере реализованы только в рамках конституционности. Это означает, что необходима чёткая правовая, и прежде всего, конституционная, основа для функционирования всех социально-политических структур, способная в полной мере гарантировать право гражданам на объединение в общественные организации и защитить конституционные устои нашего общества посредством исключения в судебном порядке из общественной жизни политических организаций, угрожающих этим устоям.

Политический плюрализм - это свобода политических мнений и политических действий. Его проявление - деятельность независимых объединений граждан. Поэтому надёжная конституционно-правовая защита политического плюрализма есть необходимая предпосылка не только реализации принципа народовластия, но и функционирования правового государства.

Важным условием реализации принципа политического плюрализма является определение правового статуса политических партий, других общественных объединений, участвующих в политическом процессе и составляющих институты политического плюрализма. Они должны иметь в этом процессе все необходимые права, соответствующие юридически закреплённым обязанностям со стороны государства и его органов.

Наиболее важные объединения граждан - политические партии, выражающие политическую волю своих членов и содействующие выражению политической воли гражданского общества.

Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти.

Партийные системы современных демократических стран отличаются значительным разнообразием, что объясняется наличием социальных, национальных, исторических, религиозных и иных особенностей, свойственных каждому государству.

Необходимость многопартийности в демократических странах и её специфические черты объясняются прежде всего тем, что социальной многопартийности является само общество, состоящее из различных социальных слоёв и групп с противоречивыми интересами. Поэтому чем сложнее социальная структура общества, тем больше причин для образования различных политических партий. Кроме того, многопартийность в демократическом обществе объясняется наличием в нём конкурирующих группировок, которые борются между собой за влияние в парламентских и других выборных органах, за то, чтобы провести своих сторонников на выборные должности.

Политический плюрализм - это возможность не только состоять в любой, действующей в рамках Конституции РФ партии, но и не состоять ни в какой партии, быть беспартийным. Такая возможность гарантирует равные права гражданам на участие в политическом процессе независимо от их партийной принадлежности.

Политический плюрализм несовместим с идеологическим единообразием. Он может реализовываться лишь в условиях идеологического многообразия. Вот почему при политическом плюрализме практически невозможно существование общегосударственной и общеобязательной идеологии.

Политический плюрализм базируется на многообразии форм экономической деятельности. Это многообразие обеспечивается тем, что основу экономики РФ составляет социальное рыночное хозяйство, где обеспечивается свобода экономической деятельности, поощрение конкуренции, разнообразие и равноправие форм собственности, их правовая защита. В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В заключение можно дать следующее определение демократического государства: демократическое государство - это такое государство, в котором обеспечиваются политические права и свободы, участие народа в осуществлении законодательной власти (непосредственно и через представителей). Это предполагает высокий уровень правовой и политической культуры, развитое гражданское сознание в обществе. В демократическом государстве обеспечивается возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать индивидуальные и групповые взгляды и убеждения, что находит своё отражение в формировании и функционировании политических партий, общественных объединений, в политическом плюрализме, свободе прессы и т. п.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.1) Российская Федерация есть демократическое государство. Его демократизм находит выражение прежде всего в обеспечении в нём народовластия; разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную; идеологического и политического многообразия; местного самоуправления. К сожалению, содержащиеся в Конституции РФ нормы, характеризующие Российскую Федерацию как демократическое государство, на практике в полной мере не реализуются, а иногда и грубо нарушаются. Так, объявленный носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации её народ на деле всё больше отстраняется от реальной власти, поскольку свободные выборы, являющиеся высшим непосредственным выражением власти народа, там, где они проводятся, не могут определить волю народа, ибо в них обычно участвует незначительная часть избирателей.

Не реализуется, в полной мере на практике и принцип разделения властей. Сегодня это разделение характеризуется почти повсеместным господством исполнительной власти, а также президентской власти, стоящей над всеми другими властями.

Не реализованы на практике в должном виде и нормы Конституции РФ о местном самоуправлении, которое там, где оно создано, носит в значительной мере формальный характер.

Всё это говорит о том, что становление в России подлинно демократического государства потребует ещё немало времени и усилий её народа для создания условий, в которых конституционные нормы, предусматривающие построение демократического государства, могли бы быть в полной мере реализованы.

Список используемой литературы:

I. Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ, М, 1993г.

II. Специальная литература:

1. Баглай М. В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право

Российской Федерации.

2. Конституционное (государственное) право зарубежных

стран, том 1, М, 1993г.

3. Деев Н. Н., Четверин В.А. Демократическое

Конституционное государство: введение в теорию, М,

4. Государственное право Российской Федерации, под

редакцией О. Е. Кутафина, М,1996г.

5. Лившиц Р. З. Государство и право в современном

обществе: необходимость новых подходов, «Государство

и право»№ 10,1990г.

6. Леванский В. А., Лысенко В.И., Новикова Т. В.,

Айвазян М. С. Обновление избирательного законода-

тельства в России, «Государство и право»№ 8,1993г.

7. Основы государства и права, под редакцией О. Е.

Кутафина, М, 1996г.

8. Общая теория права и государства, под редакцией

В. В. Лазарева, М, 1996г.

9. Общая теория права и государства, под редакцией

В. В. Лазарева, М, 1994г.

Многие современные государства - это федерации. В числе таковых - Россия. Традиции федерализма развиты также в США, Канаде, Германии и многих других западных странах. Какова специфика данной модели организации государственного устройства? Каковы особенности ее образца, сформировавшегося в России?

Определение федерализма

Что такое федерализм? Под данным термином принято понимать форму организации государственной власти, при которой политический центр делегирует часть своих полномочий на уровень субъектов федерации или же разграничивает свои управленческие компетенции с ними. В зависимости от национальной специфики государственной модели объем полномочий элементов федерации может разниться. Примеры стран, в которых федеративные субъекты обладают в достаточной мере выраженной политической самостоятельностью - США, Россия, Германия.

Федеральная модель государственного устройства в любой стране функционирует в соответствии с теми или иными принципами. Определяются они обычно в законодательном порядке. Принцип федерализма означает некую модель выстраивания политических коммуникаций, которая реализуется всеми субъектами, входящими в состав государства. Их сущность может быть выражена также и в экономическом контексте. Принцип федерализма является в данном аспекте совокупностью правил и норм, отражающих специфику бюджетной или налоговой политики. Данный механизм взаимодействия политического центра и регионов во многом предопределяет то, как осуществляется распределение полномочий между ними.

Федерализм и вопросы суверенитета: американская модель

Принципы федерализма во многом отражают такой аспект, как суверенность субъектов, формирующих государство. Но подход к интерпретации данного термина может разниться. Основные принципы федерализма, заложенные в Конституции США, предполагают, что суверенитет делится между государством на уровне политического центра и штатов в равной степени.

Российская модель суверенитета

В России единственный носитель государственного суверенитета - это политический центр. Субъекты РФ не могут выступать политически независимыми единицами. Данное обстоятельство подтверждено одним из постановлений Конституционного Суда РФ, рассматривавшего вопрос о том, обладают ли национальные республики, входящие в состав РФ, более выраженным суверенитетом, чем, например, области. Ни один из субъектов РФ не обладает полномочиями выше, чем у аналогичных политических единиц, образующих федерацию.

Факторы выбора федеральной модели

Подобная разница в подходах к пониманию суверенитета, которая наблюдается при изучении систем организации государственной власти РФ и США, имеет историческое обоснование. Дело в том, что формирование американской федерации шло в ходе центростремительных трендов: независимые изначально штаты, которые носили все признаки суверенитета, объединились в общее государство. В целом схожая ситуация и в Германии: немецкое государство в том виде, который приближен к современному, сформировалось как союз изначально независимых государств.

В РФ ситуация иная. В течение многих веков Россия развивалась как унитарное государство. Только после революции 1917 года были предприняты первые попытки внедрить в стране принципы федерализма, которые были закреплены в ходе формирования советской модели государственного управления. Хотя формально СССР не считался федеративным государством: на уровне Конституции страны подобной терминологии не употреблялось. После распада СССР федеративная модель устройства РФ была закреплена законодательно.

Особенности российской федеративной модели

Каковы ключевые принципы российского федерализма? Одним из таковых можно назвать равноправие субъектов, формирующих федерацию. В РФ предусмотрены шесть типов соответствующих политических единиц:

  • области;
  • края;
  • автономные округа;
  • республики;
  • автономные области;
  • города федерального значения;

Можно отметить, что федеративная структура России в современном виде в целом схожа с той, что была сформирована в советское время на территории РСФСР. Основной источник права, фиксирующий модель государственного устройства России - Конституция.

Другой важнейший принцип федерализма в РФ: каждый из субъектов федерации обладает выраженной самостоятельностью. Регионы могут обладать собственной конституцией или уставом, который носит аналогичные функции, законодательной системой, а также структурой исполнительной власти. При этом если парламенты субъектов РФ не подочетны Федеральному Собранию - высшему законодательному органу власти, то региональные правительства находятся в вертикальной субординации по отношению к соответствующей структуре исполнительной власти на уровне политического центра.

Федерализм и муниципальная власть

Интересен статус муниципалитетов РФ. Законодательно они не входят в российскую систему государственной власти. Деятельность местных парламентов и административных структур прямо не подочетна соответствующим органам власти на уровне регионов и политического центра. Однако функционирование системы местного самоуправления во многих российских регионах в значительной мере зависит от бюджетного финансирования, предоставляемого центром или региональным правительством. Рассмотрим данный аспект подробнее.

Специфика бюджетного федерализма РФ

Каковы принципы бюджетного федерализма, сформировавшиеся в России? Один из его аспектов мы обозначили выше: многие муниципалитеты зависят от финансовых поступлений, формируемых на уровне региональных бюджетов и федеральной системы государственных резервов. Но есть города и районы, которые вполне способны себя обеспечивать сами. Аналогичные закономерности характерны также и для субъектов федерации: некоторые являются регионами-донорами, другие - дотационными политическими единицами.

Для того чтобы выровнять финансовое положение между различными субъектами федерации, российские власти разработали довольно специфичную бюджетную систему. Которая, с одной стороны, позволяет реализовать ключевые принципы российского федерализма, а именно - равноправие регионов и их самостоятельность в тех или иных политических компетенциях, с другой, сохраняет их вертикальную субординацию в отношении ключевых властных структур на уровне политического центра.

Налоговый фактор

Основной источник бюджетных поступлений в РФ - это налоги и сборы. Они подразделяются на три основных типа - федеральные, региональные и местные. При этом данная классификация не предполагает, что собираться они будут соответствующими органами власти. Нет, их фактическое исчисление и перечисление осуществляют локальные структуры ФНС. Однако федеральными, региональными и местными они именуются, исходя из адресности их зачисления в аспекте бюджета соответствующего уровня.

Совместимы ли дотации с федеральной моделью?

Крупнейшие по объему налоги - федеральные. В числе таковых, например, НДФЛ, который платят все граждане, а также налоги на прибыль организаций. Получается, наибольший объем налогов уходит в федеральный центр? Не совсем так. В России организован также достаточно специфичный принцип налогового федерализма. В соответствии с ним, сборы, взимаемые в бюджет соответствующего уровня, все же могут в определенной пропорции возвращаться на уровень регионов и муниципалитетов. Это происходит на основании норм, прописанных в Бюджетном Кодексе РФ. Так, в некоторых случаях местные бюджеты могут получать порядка 90% от налогов, которые относятся к федеральным или региональным, в виде отчислений по установленным нормативам.

Другое дело, что во многих городах предприятия попросту не могут генерировать столько выручки, чтобы на ее основе формировались налоги, и, соответственно, отчисления с них по нормативам в объемах, достаточных для удовлетворения потребностей муниципалитета или региона в целом. В этом случае федеральный центр назначает меры бюджетной поддержки - дотации, субвенции, целевые кредиты и т. д.

Принципы федерализма в бюджетном выражении отражают специфику экономического развития субъектов РФ. Дело в том, что в России есть регионы, которые объективно развиты лучше, чем другие, а есть те, что сильно отстают в аспекте хозяйственной модернизации. В США подобная ситуация выражена не так сильно - уровень развития штатов в целом сопоставим. И потому американская бюджетная модель характеризуется большей децентрализацией, чем в РФ. Хотя дотации - не чуждое явление и для штатов США.

Федерализм в РФ: нюансы региональной политики

Мы выяснили, что принципы федерализма в РФ в экономическом аспекте выражаются в том, что бюджетная система России, с одной стороны, децентрализована - регионы и муниципалитеты имеют самостоятельную финансовую систему. С другой стороны, соответствующие административно-политические единицы часто не могут быть в полной мере независимыми от центра в силу специфики экономического развития.

Но как обстоят дела в политическом аспекте взаимодействия российского политического центра и субъектов федерации?

Ситуация неоднозначна. В период с 1991 по 2005 годы главы субъектов федерации избирались населением региона. В 2005-2011 годах они назначались политическим центром. Теперь население вновь выбирает главу региона. Также в субъектах РФ возможно принятие законов, по которым глава будет выбираться локальным парламентом. Справедливо ли говорить о том, что при большем уровне демократии регионы обладают более выраженной политической самостоятельностью?

Трактовка имеет значение

Все зависит от способа интерпретации соответствующих процедур. С одной стороны, у нас есть формальный повод говорить о том, что при выборах глав регионов населением самостоятельность субъектов выше. С другой стороны, принципы федерализма, озвученные в Конституции РФ, предполагают, что, вне зависимости от механизма формирования ключевых должностей в регионах, развитие субъекта должно осуществляться при условии самостоятельного определения им политических приоритетов. То есть то, как именно избирается глава региона - не определяющий фактор, если придерживаться рассматриваемой интерпретации. Главное - это фактическое наполнение его полномочий. Которое, если рассматривать конституционные принципы федерализма, представляется достаточно весомым.

Нужен ли России федерализм?

По мнению ряда исследователей, реальная независимость субъектов федерации в России возможна при условии выраженного экономического суверенитета. Принцип финансового федерализма, реализованный в РФ, пока объективно не позволяет субъектам федерации быть в значительной мере независимыми от политического центра. Однако это вовсе не предопределяет каких-либо сложностей в организации системы государственного управления РФ. И во многом опять же по историческим причинам: традиции, отражающие функционирование централизованной политической системы, в России были развиты несопоставимо дольше, чем федерализм.

Нужно ли России стремиться к выстраиванию федеративного государства, приближая стандарты организации политического управления к западным? Ответ на этот вопрос, во-первых, зависит от процессов экономического развития регионов и от их готовности развиваться независимо от дотаций: выше мы определили, что политический суверенитет не может быть реализован без экономического. Во-вторых, исключительно важно, чтобы и граждане РФ были готовы к соответствующей модернизации системы государственного управления.

Исторический аспект государственного устройства России

Оба процесса не должны происходить в форсированном режиме. История России неоднократно доказывала деструктивность резких переходов от одной системы политической организации к другой. Вполне возможно, что текущая геополитическая ситуация способствует как раз таки планомерному отказу от взятого в начале 90-х годов курса на федеративное обустройство страны. И этот путь, по крайней мере, не будет противоречить политической традиции РФ, которая, как мы определили, исторически являлась унитарным государством.

Касательно данного тезиса есть возражения, основанные на том аргументе, что РФ - многонациональная страна и народы России будут желать особого статуса. Однако опять же возвращаемся к истории.

Унитарная традиция играет значимую роль

Российская Империя была столь же многонациональным государством. Результаты переписи населения, проводимые во времена правления царя, показывают, что на территориях многих губерний, совпадающих с сегодняшними национальными республиками, процент коренных народов был выше, чем сейчас. Только в советское время в них стали активными темпами приезжать русские, украинцы, белорусы, принося с собой элементы восточнославянской культуры и свои языки. При этом малые национальности в Российской Империи отлично чувствовали себя в условиях унитарного государства.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...