Основания ликвидации юридического лица. Порядок ликвидации юридических лиц Удовлетворение требований кредиторов ликвидируемого юридического лица

И обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Юридическое лицо может быть ликвидировано:

1) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами , в том числе в связи:

  • с истечением срока, на который создано юридическое лицо;
  • с достижением цели, ради которой оно создано;

2) по решению суда в случае:

  • допущенных при его создании грубых нарушений закона (если эти нарушения носят неустранимый характер);
  • осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • вследствие признания его несостоятельным (банкротом), за исключением учреждения, казенного предприятия, политической партии и религиозной организации (в соответствии со ст. 65 ГК РФ).

См. также п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".

Таким образом, основания для ликвидации юридического лица можно разделить на две группы:

  1. добровольная ликвидация;
  2. принудительная ликвидация.

Требование о ликвидации юридического лица по основаниям, указанным в п. 2, может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом.

Например, Закон о регистрации в ст. 25 предусматривает право регистрирующего органа (в качестве которого выступает Федеральная налоговая служба) обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных о государственной регистрации юридических лиц. К числу неустранимых нарушений, допущенных при создании юридического лица, относится, например, отсутствие волеизъявления учредителя на создание юридического лица, зарегистрированного в результате фальсификации документов о его учреждении. Налоговые органы также вправе предъявлять иски о ликвидации организаций в соответствии с подп. 14 п. 1 ст. 31 НК РФ.

К числу иных органов, уполномоченных законом на обращение в суд с требованием о ликвидации, относятся:

Необходимо отметить, что в некоторых случаях закон предоставляет право на обращение в суд с требованием о ликвидации лицам, не относящимся к государственным органам или органам местного самоуправления. Так, ст. 116 ГК РФ позволяет обратиться в суд с требованием о ликвидации потребительского кооператива его кредиторам при невыполнении членами кооператива обязанности по внесению дополнительных взносов при убыточности деятельности кооператива.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.

Государственная корпорация или государственная компания может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом), если это допускается федеральным законом, предусматривающим ее создание. Фонд не может быть признан несостоятельным (банкротом), если это установлено законом, предусматривающим создание и деятельность такого фонда.

Какие действия обязано совершить юридическое лицо в процессе своей добровольной ликвидации? Каковы основные этапы ликвидации - от принятия решения о закрытии организации до уничтожения печати? Сколько времени займут ликвидационные процедуры? Есть ли возможность их упростить? Обо всем этом пойдет речь в настоящей статье.

Принятие решения о ликвидации

Процедура ликвидации начинается с принятия решения о ликвидации. Отношения, связанные с государственной регистрацией юридических лиц при их ликвидации, регулируются нормами ГК РФ и Закона о регистрации . В соответствии с п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников). Данная норма продублирована в п. 1 ст. 21 Закона об АО и в п. 1 ст. 57 Закона об ООО .

Пунктом 1 ст. 62 ГК РФ установлено, что учредители (участники) юридического лица, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) сведений о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Пунктом 1 ст. 20 Закона о регистрации детализировано, чтоучредители (участники) юридического лица в течениетрех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган (ФНС).

Формы сообщения, представляемые в связи с ликвидационными мероприятиями, а также порядок заполнения этих форм утверждены Приказом ФНС России № ММВ-7-6/25@ . В ходе ликвидации используются:

  1. уведомление о ликвидации юридического лица (форма Р15001);
  2. заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001).
Итак, первое, что нужно сделать в рамках информирования регистрирующего органа, - представить уведомление о ликвидации с основанием «в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица» (п. 2.1 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).

ФНС по отношению к организациям выступает одновременно и как фискальный, и как регистрирующий орган. Обязанности налогоплательщика по отношению к налоговому органу в связи с фактами хозяйственной деятельности прописаны в ст. 23 НК РФ . Обязанности организации по отношению к регистрирующему органу, которым является та же налоговая служба, установлены Законом о регистрации . До 24.08.2013 организации информировали налоговый орган в связи со своей ликвидацией дважды:

С принятием Федерального закона от 23.07.2013 №  248-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую НК РФ и некоторые другие законодательные акты РФ, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» ранее предусмотренная ст. 23 НК РФ обязанность налогоплательщиков сообщать о своей ликвидации в налоговый орган отменена. На данное обстоятельство обращаем особое внимание, поскольку форма С-09-4 из Приказа ФНС России № ММВ -7-6/362@ до сих пор не исключена.

На основании пп. 3 п. 3 ст. 28 Закона о страховых взносах о начале процедуры ликвидации следуетуведомитьтакже внебюджетные фонды.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ .

Создание и работа ликвидационной комиссии

Второй шаг после принятия решения о ликвидации - это назначение участниками организации ликвидационной комиссии или ликвидатора (п. 2 ст. 62 ГК РФ ). С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица (п. 3 ст. 62 ГК РФ ). На основании учредители (участники) юридического лица уведомляют регистрирующий орган о ликвидации по форме Р15001 в связи с формированием ликвидационной комиссии, назначением ликвидатора (п. 2.2 приложения 8 к Приказу ФНС России № ММВ-7-6/25@ ).

В соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ и Приказом ФНС России № САЭ-3-09/355@ ликвидационная комиссия помещает в журнале «Вестник государственной регистрации» объявление о ликвидации юридического лица и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации объявления о ликвидации. Объявление размещается вне зависимости от наличия кредиторов.

Представление отчетности во время процедуры ликвидации

Пока идет процедура ликвидации, организация как налогоплательщик представляет бухгалтерскую отчетность в общем порядке (Письмо ФНС России от 07.08.2012 № СА-4-7/13101 ), а как лицо, находящееся в процессе ликвидации, - промежуточный ликвидационный баланс и ликвидационный баланс.

Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ ). После составления промежуточного баланса на основании п. 3 ст. 20 Закона о регистрации в налоговый орган необходимо направить уведомление о ликвидации по форме Р15001 в связи с составлением промежуточного ликвидационного баланса (п. 2.3 Приказа ФНС России ММВ-7-6/25@ ).

Ликвидационный баланс составляется после завершения расчетов с кредиторами (п. 5 ст. 63 ГК РФ ).

Дополнительно установлены обязанности ликвидируемой организации по отношению к внебюджетным фондам. Пунктом 3 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях установлено, что организация обязана в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса представить в ПФРсведения индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц и реестр застрахованных лиц, за которых уплачены дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии.

Увольнение сотрудников

Сотрудники ликвидируемой организации подлежат увольнению в порядке, установленном ТК РФ. На основании ч. 1 ст. 81 ТК РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае ликвидации организации. Гарантии и компенсации сотрудникам в связи с ликвидацией организации, а также обязанности работодателя прописаны в ст. 178 и 180 ТК РФ .

В целях содействия занятости населения ликвидируемые организации обязаны на основании п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 №  1032-1 «О занятости населения в РФ» сообщить в службу занятости об увольнениях не позднее чем за два месяца, а в случае массового характера увольнений - не позднее чем за три месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.

Удовлетворение требований кредиторов

Ликвидационная комиссия принимает меры для выявления кредиторов и получения дебиторской задолженности, а также письменно (заказным письмом с уведомлением о вручении) сообщает кредиторам о ликвидации юридического лица.

Если имеющиеся у ликвидируемого юридического лица денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ ).

В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов либо при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица (абз. 2 п. 3 ст. 63 ГК РФ ).

После того как суд примет решение о признании ликвидируемой организации банкротом, требования кредиторов подлежат удовлетворению в порядке, предусмотренном процедурой банкротства.

Особенности ликвидации в рамках банкротства

Если в процессе ликвидации будет установлена невозможность удовлетворения требований всех кредиторов, организация подлежит ликвидации по упрощенной процедуре банкротства, установленной гл. 11 Закона о банкротстве . Упрощенный порядок предполагает, что после принятия судом решения о признании ликвидируемого должника банкротом такие меры, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (п. 1 ст. 225 Закона о банкротстве ).

Итак, при обнаружении недостаточности средств для удовлетворения требований кредиторов ликвидационная комиссия (ликвидатор) обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом (п. 2 ст. 224 Закона о банкротстве ).

Закон о банкротстве особо выделяет ситуацию, когда недостаточность средств выявлена после принятия решения о ликвидации юридического лица, но до создания ликвидационной комиссии . В этом случае в соответствии с п. 3 ст. 224 Закона о банкротстве заявление о признании должника банкротом в арбитражный суд подает учредитель (участник) или руководитель ликвидируемой организации; при этом упрощенный порядок банкротства не используется (п. 3 ст. 225 Закона о банкротстве ).

Ведение дел переходит от ликвидационной комиссии к конкурсному управляющему. На основании п. 2 ст. 225 Закона о банкротстве кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом.

Завершение процедуры ликвидации

Согласно требованиям п. 1 ст. 21 Закона о регистрации для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются:
  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией (форма Р16001). В заявлении подтверждается, что соблюден установленный Законом о регистрации порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены;
  • ликвидационный баланс;
  • документ об уплате государственной пошлины (в настоящий момент государственная пошлина за регистрацию добровольной ликвидации организации на основании пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ составляет 800 руб.);
  • документ, подтверждающий подачу в территориальный орган ПФР сведений в соответствии с пп. 1 - 8 п. 2 ст. 6 , п. 2 ст. 11 Закона об индивидуальном учете и п . 4 ст. 9 Закона о пенсионных накоплениях .
На основании заявления регистрирующий орган в течение пяти рабочих дней принимает решение о государственной регистрации ликвидации юридического лица (п. 5 ст. 22 и п. 1 ст. 8 Закона о регистрации ), вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а также выдает заявителю подтверждающий документ. После внесения записи в ЕГРЮЛ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование (п. 8 ст. 63 ГК РФ ). По завершении процедуры в соответствии с п. 6 ст. 22 Закона о регистрации регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица в журнале «Вестник государственной регистрации».

Послеликвидационные мероприятия

Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица (п. 7 ст. 63 ГК РФ ). Совершение записей в бухгалтерском учете производится на основании решения собственников о распределении имущества. В соответствии с пп. 5 п. 3 ст. 39 НК РФ распределение имущества ликвидируемой организации не признается реализацией. Операции по передаче имущества участникам обнуляют баланс организации.

После этого следует выполнить заключительные действия:

  1. закрыть расчетный счет;
  2. передать документы на хранение в архив;
  3. уничтожить печати и штампы.

Закрытие расчетного счета

После проведения расчетов с учредителями (участниками) организации ликвидационная комиссия закрывает расчетный счет в банке. Следует отметить, что специальных сроков закрытия расчетного счета не установлено, ликвидационная комиссия может это сделать в любой момент. Однако ликвидационной комиссии удобнее выполнять свои функции, если она распоряжается расчетным счетом на всем протяжении процедуры ликвидации. Для этого надо, во-первых, после назначения ликвидационной комиссии внести изменения в карточку образцов подписей, а во-вторых, отложить закрытие расчетного счета до момента получения свидетельства о ликвидации организации, с тем чтобы иметь возможность рассчитаться по всем долгам, недоимкам, оплатить непредвиденные расходы. Закрытие банковского счета осуществляется по заявлению ликвидационной комиссии (ликвидатора) о закрытии банковского счета и выписке из ЕГРЮЛ. Напоминаем, что обязанность по уведомлению налоговых органов и внебюджетных фондов о закрытии расчетного счета с 01.05.2014 отменена.

Передача документов в архив

Далее следует определить судьбу документов в соответствии с архивным законодательством. Пунктом 10 ст. 23 Закона об архивном деле установлено, что при ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда РФ архивные документы, документы по личному составу, а также архивные документы, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий организует упорядочение архивных документов ликвидируемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства.

Документы на хранение передаются в упорядоченном виде. Поэтому еще на первых этапах ликвидации ликвидационная комиссия должна оценить объем работы по оформлению документов в архив. Упорядочение документов для архива, а также уничтожение документов, срок хранения которых истек, можно произвести своими силами или поручить специализированной организации. Договор хранения документов с архивом можно заключить на любом этапе ликвидации, причем лучше это не откладывать на конец.

Уничтожение печатей и штампов

Разделом 7 Методических рекомендаций по внедрению ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» установлены случаи, при которых печати подлежат уничтожению. Одним из таких случаев является ликвидация организации. Уничтожение производится по акту с отметкой в регистрационно-учетных формах.

Как упростить ликвидацию организации?

Если организация неработающая (нет сотрудников, кредиторов) или загодя сотрудники и обороты были переведены в другую организацию, то можно провести ликвидацию проще. Для этого необходимо реализовать активы и закрыть все расчеты до начала процедуры ликвидации как таковой. Это освободит от рассылки писем кредиторам, от реализации имущества в особом порядке, возможно, сократит время нахождения организации в процессе ликвидации. В этом случае промежуточный ликвидационный баланс не будет отличаться от окончательного баланса, так как разница между этими балансами заключается именно в наличии кредиторской задолженности. Все предлагаемые подготовительные мероприятия, конечно, не освободят от необходимости публикации в «Вестнике государственной регистрации» и ожидания сроком два месяца, ведь закон предполагает возможность ситуации, при которой могут быть выявлены кредиторы, не отраженные в учете. Некоторые особо осторожные организации не заявляют о своей ликвидации, выжидая истечения сроков давности налоговых проверок, и приступают к формальным процедурам уже после того, как прошли три полных года после завершения хозяйственных операций.

В завершение отметим, что участники организации имеют право прекратить процедуру ликвидации. Для этого надо подать в регистрирующий орган все ту же форму Р15001 с отметкой в п. 2.4, что данная форма представлена в связи с принятием решения об отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (решение об отмене решения о ликвидации юридического лица прилагается).

Ликвидация юридического лица влечёт его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

  • 1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
  • 2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
  • 3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещённой законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
  • 4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  • 5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  • 6) в иных случаях, предусмотренных законом.

С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 статьи 62) за счёт имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 статьи 62).

Юридические лица, за исключением предусмотренных статьёй 65 настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

1. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода в порядке универсального правопреемства его прав и обязанностей к другим лицам.

2. Юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано.

3. Юридическое лицо ликвидируется по решению суда:

1) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной, в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;

2) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;

3) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;

4) по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;

5) по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;

6) в иных случаях, предусмотренных законом.

4. С момента принятия решения о ликвидации юридического лица срок исполнения его обязательств перед кредиторами считается наступившим.

5. Решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) или на орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительным документом, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. Неисполнение решения суда является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (пункт 5 ) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы, необходимые для его ликвидации, эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (пункт 2 ).

6. Юридические лица, за исключением предусмотренных настоящего Кодекса юридических лиц, по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами) и ликвидированы в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Общие правила о ликвидации юридических лиц, содержащиеся в настоящем Кодексе, применяются к ликвидации юридического лица в порядке конкурсного производства в случаях, если настоящим Кодексом или законодательством о несостоятельности (банкротстве) не установлены иные правила.

Положения статьи 61 ГК РФ используются в следующих статьях:
  • Ликвидация полного товарищества
    Полное товарищество ликвидируется по основаниям, указанным в статье 61 ГК РФ, а также в случае, когда в товариществе остается единственный участник. Такой участник вправе в течение шести месяцев с момента, когда он стал единственным участником товарищества, преобразовать такое товарищество в хозяйственное общество в порядке, установленном ГК РФ.
  • Создание наследственного фонда, условия управления им и его ликвидация
    7. Ликвидация наследственного фонда осуществляется по решению суда по основаниям, предусмотренным подпунктами 1 - 4 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, а также в связи с наступлением срока, до истечения которого создавался фонд, наступлением указанных в условиях управления наследственным фондом обстоятельств или невозможностью формирования органов фонда (пункт 4 статьи 123.20-2).
  • Ликвидация юридического лица и прекращение деятельности индивидуального предпринимателя в связи с нарушением исключительных прав
    В случае, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд в соответствии с пунктом 3 статьи 61 ГК РФ при наличии вины такого юридического лица в нарушении исключительных прав может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора. Если такие нарушения допущены гражданином при осуществлении им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена при наличии его вины в нарушении исключительных прав по решению или приговору суда в установленном законом порядке.

Ликвидация юридического лица - процедура, направленная на прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (п. 1 ст. 61 ГК).

Законодатель, формулируя понятие "ликвидация", таким образом, под отсутствием правопреемства имел в виду отсутствие не любого, а только универсального правопреемства , поскольку процедура ликвидации сама по себе не исключает сингулярное (частичное) правопреемство, т.е. переход отдельных прав и обязанностей ликвидируемого юридического лица к другим лицам. Так, права ликвидируемого юридического лица могут переходить к его кредиторам в результате расчетов с ними. Что же касается его учредителей (участников), они также в ряде случаев могут "наследовать" как его права (получая остаточное имущество, т.е. имущество, оставшееся после расчетов с кредиторами, - так называемую ликвидационную стоимость, или квоту), так и его обязанности (отвечая в субсидиарном порядке поего обязательством перед кредиторами).

Принципиальное отличие ликвидации от любой формы реорганизации:

  • отсутствие универсального правопреемства.

Юридическое лицо может быть ликвидировано (порядок ликвидации):

  • добровольно - по решению его учредителей (участников) либо уполномоченного органа (в том числе в связи с истечением срока, на который оно создано, и с достижением цели, ради которой создано);
  • недобровольно (принудительно) - по инициативе уполномоченных государственных или муниципальных органов и по решению суда (в случае грубых и неустранимых нарушений закона, в других случаях, предусмотренных ГК, см., например, ст. 81, 86).

Суд может возложить обязанности по ликвидации на учредителей (участников) данного юридического лица или на его орган. При осуществлении указанными лицами возложенной на них обязанности ликвидация является вынужденной, во всех иных случаях суд назначает ликвидатора сам, а ликвидация в таком случае является принудительной (п. 2, 3 ст. 61 ГК).

Основания ликвидации юридического лица:

  1. решение его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано (п. 2 ст. 61 ГК);
  2. решение суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления:
    • в случае признания государственной регистрации юридического лица недействительной , в том числе в связи с допущенными при его создании грубыми нарушениями закона, если эти нарушения носят неустранимый характер;
    • в случае осуществления юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией;
    • в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом , либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
    • в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций;
  3. по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется;
  4. в иных случаях , предусмотренных законом (например, в связи с нарушением исключительных прав - ст. 1253 ГК РФ).

Порядок ликвидации юридического лица

Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица:

  1. назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и
  2. устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с законом.

Порядок ликвидации юридического лица установлен ст. 63 ГК РФ и включает следующие действия ликвидационной комиссии (ликвидатора):

  1. Опубликование в средствах массовой информации сообщение о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.
  2. Принятие мер по выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности.
  3. Уведомление в письменной форме кредиторов о ликвидации юридического лица.
  4. Составление (после окончания срока предъявления требований) промежуточного ликвидационного баланса, который содержит:
    • сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица,
    • перечень требований, предъявленных кредиторами, результаты их рассмотрения, а также
    • перечень требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией.
  5. Утверждение промежуточного ликвидационного баланса учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. В случаях, установленных законом , промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.

В случае возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) юридического лица его ликвидация, осуществляемая по правилам Кодекса , прекращается и ликвидационная комиссия уведомляет об этом всех известных ей кредиторов. Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Подробнее о порядке ликвидации

Субъект, принявший решение о ликвидации, обязан письменно сообщить об этом в регистрирующий (налоговый) орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК, п. 1 ст. 22 Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

Права кредиторов при ликвидации юридического лица

  • в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков по заключенным с ним договорам банковского вклада и (или) банковского счета, а также требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов , в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с Законом о страховании вкладов граждан в банках и Банке России.

Принципы последовательности и пропорциональности:

исключается возможность одновременного удовлетворения требований кредиторов разных очередей:

  1. требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди (принцип последовательности);
  2. если имущества юридического лица недостаточно, оно по общему правилу (если иное не установлено законом) распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению (пп. 2, 3 ст. 64 ГК).

1.65



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...