Определение поставщика путем проведения запроса предложений. Запрос предложений как способ определения поставщика Открытый запрос предложений по 223 фз

Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.

Чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях, часто используется проведение запроса предложений. С помощью этой формы конкурсного отбора ищут поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов.

Это очень эффективный метод, потому что заказчик получает десятки интересных заявок, а выигрывает та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

Среднее цена контракта, заключенного по итогам проведения запроса предложений в 2017 году, составляет 20,1 млн руб . Этот показатель вырос на 87,03% по сравнению с 2016 годом.

Доля запроса предложений в общем объеме торгов в 2017 году составила 1% . По сравнению с тенденцией предыдущих лет, этот показатель немного снизился и прервал динамику роста, которая стала вырисовываться начиная с 2014 года.

Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты. Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации требований до подписания договора.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении ценового предложения или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов .

Проведение запроса предложений по 44-ФЗ

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):

    Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.

    Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.

    Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение - быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.

    Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.

    Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.

    При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.

Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок - условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.

Открытый запрос предложений

Согласно закону, условия тендера и документация размещаются в открытом доступе. Однако, если заказчик хочет получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он может послать извещение о проведении закупки.

Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считаются заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.

Если запрос предложения по 223-ФЗ или 44-ФЗ проводится повторно, заказчик имеет право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.

После того, как извещение попало в информационную систему или разослано потенциальным участникам, его содержание не может быть изменено. Несостоявшимся тендер признается, только если заказчик получил единственное предложение или вовсе ни одного.

Заключение контракта может быть отсрочено и отменено, если:

    на одну из сторон наложены судебные санкции;

    в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы;

    законодательные акты.

В случае, если одна из сторон сообщает другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывается на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.

Форма или образец заявки на участие в запросе предложений по 44-ФЗ или 223-ФЗ не предусмотрены.

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок. Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
    — цена контракта;
    — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    — квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
  7. Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
  8. Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.

На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходит участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения - на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):

Документация запроса предложений

Извещение и документация должны содержать следующую информацию:

    основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;

    требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;

    точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;

    порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);

    необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;

    преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;

    обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;

    возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);

    порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;

    проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.

Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?

Запрос предложений отличается, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей. Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивается не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки является цена контракта.

ООО МКК "РусТендер"

Материал является собственностью сайт. Любое использование статьи без указания источника - сайт запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ


20.05.2015

Спикер: Грузин Станислав



Такой нетипичный для системы госзаказа способ закупки, как запрос предложений, появился сравнительно недавно - с принятием Закона о контрактной системе. Соответственно в настоящее время нарабатывается практика проведения данной процедуры.

Понятие запроса предложений. Когда можно проводить запрос предложений

Запросу предложений в 44-ФЗ посвящена ст. 83, в которой описаны условия и порядок проведения данной процедуры.
Запрос предложений - способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупаемых для обеспечения государственных или муниципальных нужд в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса предложений, документации о проведении запроса предложений. Победителем запроса предложений признается участник закупки, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге. Суть данного определения заключается в том, что победителем в запросе предложений признается участник, направивший предложение, которое лучше всего отвечает требованиям документации. Понятие, предложенное законодателем, носит довольно общий характер, поэтому на практике заказчики сталкиваются с рядом вопросов к его трактовке при тех или иных действиях. Далее, в части 2 ст. 83 установлены случаи, в которых заказчик вправе провести запрос предложений. Исходя из этой формулировки заказчик может проводить запросы предложений и в иных случаях, если предмет закупки не подпадает под конкурс или аукцион (ст.30 Закона № 44-ФЗ).

    Случаи, в которых заказчик вправе осуществить закупку путем проведения запроса предложений:
  • Заключение контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки, необходимых для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации по олимпийским и паралимпийским видам спорта, а также для участия спортивных сборных команд Российской Федерации в Олимпийских играх и Паралимпийских играх. В этом случае заказчик вправе .
  • Заключение федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации. В этом случае заказчик также вправе установить обеспечение исполнение контракта .
  • Закупка товара, работы или услуги, являющихся предметом контракта, расторжение которого осуществлено заказчиком в одностороннем порядке в связи с неисполнением поставщиком своих обязательств по контракту. При этом в случае, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта на основании настоящего пункта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгаемому контракту, а цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги. Например, если поставщик исполнил контракт стоимостью 1 млн рублей на сумму 100 тыс. рублей, а затем перестал исполнять обязательства, и заказчик расторг с ним договор, заказчик имеет право провести запрос предложений и на оставшиеся 900 тыс. рублей закупить недопоставленный объем товаров, работ или услуг. В этом случае заказчик обязан установить обеспечение исполнение контракта .
  • Закупки лекарственных препаратов, которые необходимы для назначения пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам.
    Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" обезличивания персональных данных; вправе установить обеспечение исполнение контракта.
  • Признание повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися. Если конкурс (аукцион) признается несостоявшимся, нормой 44-ФЗ предусмотрено, что заказчик проводит повторный конкурс (аукцион). Если повторный конкурс (аукцион) также признается несостоявшимся, то заказчик имеет право провести запрос предложений, если:
    • по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем;
    • по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе;
    • аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем;
    • в случае отказа (уклонения) второго участника аукциона, признанного победителем, от заключения контракта.

    При проведении запроса предложений по этому основанию заказчик также обязан установить обеспечение исполнение контракта .

  • осуществление закупок изделий народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Заказчик вправе установить обеспечение исполнение контракта .

Сведения, включаемые в извещение и документацию о проведении запроса предложений

При формировании извещения о проведении запроса предложений в него следует внести следующие сведения:

  1. наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, ответственное должностное лицо заказчика, специализированной организации;
  2. краткое изложение условий контракта, описание объекта закупки, количество и место поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, срок поставки, НМЦК, источник финансирования;
  3. идентификационный код закупки;
  4. ограничение участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), установленное в соответствии с 44-ФЗ;
  5. способ закупки (запрос предложений);
  6. размер и порядок внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (в случае проведения ЗП при признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися);
  7. размер обеспечения исполнения контракта, порядок предоставления такого обеспечения, требования к такому обеспечению.
  8. Информация о банковском сопровождении контракта;
  9. требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 закона 44-ФЗ (например, лицензии, сертификаты о соответствии каким-либо требованиям);
  10. язык или языки, на которых предоставлена документация о проведении запроса предложений;
  11. место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений, рассмотрения и оценки таких заявок;
  12. способы получения документации о проведении запроса предложений, срок, место и порядок предоставления этой документации;
  13. плата (при ее установлении), взимаемая заказчиком за предоставление документации о проведении запроса предложений, способ осуществления и валюта платежа;
  14. срок, место и порядок подачи заявок на участие в запросе предложений;
  15. преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 закона 44-ФЗ (учреждения уголовно-исполнительной системы, социально ориентированные некоммерческие организации, субъекты малого и среднего предпринимательства).

В документацию о запросе предложений вносятся следующие сведения :

  1. информация, указанная в извещении (ст. 83 закона 44-ФЗ);
  2. наименование и описание объекта закупки, условий контракта в соответствии со статьей 33 закона 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
  3. требования к содержанию, в том числе составу, форме заявок на участие в запросе предложений и инструкция по их заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников запроса предложений или доступа к участию в закупке. Требования должны быть обоснованными и не вызывать ограничения конкуренции;
  4. информация о возможности заказчика изменить предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги при заключении контракта либо в ходе его исполнения. Заказчик может в соответствии со статьей 95 закона 44-ФЗ закрепить такую возможность;
  5. порядок проведения запроса предложений;
  6. порядок и срок отзыва заявок на участие в запросе предложений, порядок возврата таких заявок (в том числе поступивших после окончания срока их приема);
  7. критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с нормами 44-ФЗ, порядок рассмотрения и оценки таких заявок;
  8. информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса предложений должен подписать контракт, условия признания победителя запроса предложений уклонившимся от заключения контракта;
  9. информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта.
  10. закупка услуг по защите интересов Российской Федерации в случае подачи физическими лицами и (или) юридическими лицами в судебные органы иностранных государств, международные суды и арбитражи исков к Российской Федерации при необходимости привлечения российских и (или) иностранных специалистов, экспертов и адвокатов к оказанию таких услуг. Заказчик вправе установить обеспечение исполнение контракта.
  11. Закон 44-ФЗ не содержит нормы о том, что заказчик вправе отменить процедуру проведения запроса предложений или вносить в нее изменения, соответственно, заказчик не вправе отменять процедуру проведения запроса предложений и вносить в нее изменения .

    Также законом не предусмотрена обязанность заказчика осуществлять регистрацию заявок . То есть, если заявки на участие поступают не в электронной форме, заказчик не обязан их регистрировать или выдавать расписки. Тем не менее, во избежание претензий со стороны участников закупки целесообразно заявки все-таки регистрировать.

Ремарка

В законе 44-ФЗ не установлены сроки хранения документов о проведении запроса предложений (как и других способов закупки): документации, заявок, протокола и пр. Кроме того, сроки хранения данных документов не установлены и в приказе Министерства культуры РФ от 25 августа 2010 г. N 558 "Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения".

Следовательно, заказчик самостоятельно определяет сроки хранения указанных документов. Поскольку срок исковой давности составляет 3 года, целесообразно хранить эти документы не менее трех лет.

Порядок оценки и сопоставления заявок при проведении запроса предложений

В данном вопросе есть противоречие. Ранее было указано, что в соответствии с 44-ФЗ заказчик устанавливает в документации о проведении запроса предложений критерии оценки заявок. В этом вопросе закон отсылает к Постановлению Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».


В соответствии с частью 2 статьи 32 закона 44-ФЗ при проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные Законом критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные Законом величины значимости критериев.
Таким образом, ПП РФ 1085 при проведении запроса предложений носит рекомендательный характер, и заказчики вправе самостоятельно установить критерии оценки заявок, которые либо указаны в этом постановлении, либо свои, а также величины значимости этих критериев.


Порядок проведения запроса предложений

Алгоритм проведения закупки путем проведения запроса предложений начинается с размещения в ЕИС извещения, документации о закупке, проекта контракта:

  • В течение 5 календарных дней с даты размещения извещения и документации проводится прием заявок на участие в запросе предложений.
  • В день окончания срока подачи заявок осуществляется вскрытие заявок и оценка первоначальных предложений участников закупки.
  • В течение 1 дня после даты окончания срока подачи заявок составляется протокол проведения запроса предложений, производится оглашение лучшего условия исполнения обязательств, публикуется выписка из протокола.
  • В течение 1 рабочего дня участники могут подать окончательные предложения, улучшив первоначальное. Заказчик осуществляет вскрытие конвертов с окончательными предложениями. На этом этапе процедура проведения запроса предложений завершается , заказчик публикует итоговый протокол, в котором определяет победителя закупки.
  • По истечении 7 дней (но не позднее чем через 20 дней) после окончания процедуры заключается контракт по итогам запроса предложений.

Существует ряд нюансов , которые заказчикам следует учитывать при проведении запроса предложений:

  • Извещение, документация о проведении запроса предложений размещается заказчиком в ЕИС не позднее чем за 5 дней до даты проведения такого запроса.
  • Законодатель предусмотрел для заказчика право приглашать поставщиков для участия в запросе предложений . Для этого не позднее чем за 5 рабочих дней до даты проведения запроса предложений заказчик может направить приглашения принять участие в закупке лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами такого запроса предложений. В этом случае заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками условий их исполнения.
  • В случае проведения запроса предложений при расторжении договора (на расторгнутый объем) заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений только лицам, которые являлись участниками закупок на право заключения контракта, расторжение которого осуществлено в одностороннем порядке, и в отношении заявок которых при осуществлении данных закупок не принято решение об отклонении в связи с несоответствием таких заявок требованиям 44-ФЗ, не позднее чем за пять рабочих дней до даты проведения запроса предложений.
    Например, заказчик проводит открытый конкурс, из нескольких заявок выбирает победителя, с которым по итогам закупки заключает контракт. Контракт частично исполняется, после чего был в одностороннем порядке расторгается заказчиком. Заказчик проводит запрос предложений для того чтобы закупить недостающий объем товара. В этом случае заказчик должен направить приглашение принять участие в таком запросе предложений тем участникам, заявки которых на участие в указанном конкурсе не были отклонены .
  • Прием заявок на участие в запросе предложений прекращается с наступлением времени вскрытия конвертов с предложениями.
  • Участники подают заявки на участие в запросе предложений заказчику в письменной форме или в форме электронного документа. Нужно ли запечатывать конверты, прошивать заявку и т.д., законодатель не указал - все это должно быть прописано в закупочной документации. Однако и здесь следует быть осторожными.
  • День, время и место вскрытия заявок указываются в извещении о проведении запроса предложений. Непосредственно перед вскрытием конвертов с заявками и открытием доступа к поданным в форме электронных документов заявкам заказчик обязан публично объявить присутствующим участникам о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок.
  • Заказчик обязан предоставить всем участникам запроса предложений, подавшим заявки, возможность присутствовать при вскрытии конвертов с их заявками и открытии доступа к поданным в форме электронных документов заявкам и оглашении заявки, содержащей лучшие условия исполнения контракта. Заказчик оглашает лучшие условия, но не называет участников, которые эти условия предлагают, чтобы участники исходя из этой информации могли сделать окончательное предложение (в течение одного рабочего дня).
  • Комиссия заказчика (без присутствия участников) рассматривает заявки участников на соответствие требованиям документации. Заявки, не соответствующие требованиям документации, отстраняются и их заявки не оцениваются. Основания, по которым участник запроса предложений был отстранен, фиксируются в протоколе проведения запроса предложений.
  • Все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений. Оценки фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений, после чего оглашаются условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую единственную заявку.
  • В ЕИС в день (в течение одного дня) вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений на участие в запросе предложений размещается выписка из протокола его проведения, содержащая перечень отстраненных от участия в запросе предложений участников с указанием оснований отстранения, условий исполнения контракта, содержащихся в заявке, признанной лучшей, или условий, содержащихся в единственной заявке на участие в запросе предложений, без объявления участника запроса предложений, который направил такую заявку.
  • Предлагается направить окончательные предложения не позднее одного рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений. Если все присутствующие при проведении запроса предложений участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается. Отказ участников запроса предложений направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе проведения запроса предложений. В этом случае окончательными предложениями признаются поданные заявки на участие в запросе предложений. Участники вправе вести аудио- и видеозапись процедуры.
  • Если участник изъявили подать окончательные предложения, вскрытие конвертов с окончательными предложениями и открытие доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений и фиксируются в итоговом протоколе. Участники запроса предложений, направившие окончательные предложения, вправе присутствовать при вскрытии конвертов с окончательными предложениями и открытии доступа к поданным в форме электронных документов окончательным предложениям. Участники вправе вести аудио- и видеозапись процедуры.
  • Комиссия рассматривает окончательные предложения и выбирает наилучшее. Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. В случае, если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше. Во избежание споров и разбирательств в антимонопольной службе, рекомендуется регистрировать конверты с заявками на участие в запросе предложений и с окончательными предложениями.
  • В итоговом протоколе фиксируются все условия, указанные в окончательных предложениях участников запроса предложений, принятое на основании результатов оценки окончательных предложений решение о присвоении таким окончательным предложениям порядковых номеров и условия победителя запроса предложений. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в единой информационной системе в день подписания итогового протокола .
  • Заключение контракта осуществляется не ранее чем через 7 дней со дня размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола.
  • Контракт заключается только после предоставления участником запроса предложений обеспечения исполнения контракта в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. В случае, если победителем запроса предложений не исполнены требования об предоставлении обеспечения, такой победитель признается уклонившимся от заключения контракта. При уклонении победителя запроса предложений от заключения контракта заказчик вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением от заключения контракта, и заключить контракт с участником запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер. В случае согласия участника запроса предложений, окончательному предложению которого присвоен второй номер, заключить контракт проект контракта составляется заказчиком путем включения в проект контракта условий исполнения контракта, предложенных этим участником.

Последствия признания запроса предложений несостоявшимся

  1. Если в ходе проведения запроса предложений подана только одна заявка и такая заявка признана соответствующей требованиям закона и документации о проведении запроса предложений, то запрос предложений признается несостоявшимся и заказчику предоставляется право заключить контракт с единственным поставщиком , но с обязательным согласованием такой возможности с ФАС России или иным органом, уполномоченным на это (п.23 ч. 1 статьи 95 закона 44-ФЗ).
  2. Если до момента вскрытия конвертов с заявками не подано ни одной заявки, заказчик должен внести изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществить закупку, за исключением случая осуществления закупки по заключению федеральным органом исполнительной власти контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (здесь заказчик имеет право заключить договор с единственным поставщиком ).

Пробелы в 44-ФЗ в части регулирования порядка проведения запроса предложений

  1. Этап разработки извещения и документации о проведении запроса предложений
  • В извещение о проведении запроса предложений включаются требования о размере и порядке внесения денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в закупке, а также условия банковской гарантии (если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим федеральным законом), несмотря на то, что требование по обеспечению заявки устанавливаются только при проведении конкурса или аукциона (статья 44). Специалисты сходятся на том, что несмотря на отсутствие такого требования в других нормах закона 44-ФЗ, заказчик должен устанавливать требование о внесении обеспечения заявки на участие в запросе предложений.
  • Законом не регламентировано, что срок окончания подачи заявок и дата проведения запроса предложений являются одним и тем же днем. То есть заказчик может определить разные сроки окончания подачи заявок на участие в запросе предложений и вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений. Если разные заказчики устанавливают разные сроки, нарушается принцип единства контрактной системы. Поэтому следует считать сроком окончания подачи заявок дату вскрытия конвертов с заявками.
  • Этап подготовки заявок :
    • Отсутствует указание на возможность направления участником закупки запросов о даче разъяснений положений документации о проведении запроса предложений. А если такая возможность не предусмотрена, заказчик не обязан давать разъяснения на поступающие запросы.
    • Отсутствуют требования к составу заявки на участие в запросе предложений. Состав заявки на участие в запросе предложений заказчик определяет самостоятельно в документации о проведении запроса предложений наряду с формой заявки на участие в запросе предложений. Если разные заказчики устанавливают разные требования к составу заявки, нарушается принцип единства контрактной системы.
    • Отсутствует требование о подаче заявки в запечатанном конверте (в Законе указано лишь на то, что заявка подается в письменной форме или форме электронного документа). Косвенная ссылка на то, что заявки подаются в запечатанных конвертах, содержится в пункте 4 части 4 статьи 83: «место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений», но наличие косвенной ссылки не исключает возможности подачи заявки на участие в запросе предложений, окончательных предложений не в конвертах или в незапечатанных конвертах участниками закупки. Если заказчик хочет получать заявки прошитыми, скрепленными печатью и в запечатанных конвертах, желательно прописывать это в требованиях к составу заявки.
  • Этап вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе предложений и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе предложений
    • При вскрытии конвертов заказчик обязан публично объявить присутствующим участникам запроса предложений при вскрытии этих конвертов и открытии указанного доступа о возможности подачи заявок, изменения или отзыва поданных заявок. Не ясно, что должен делать заказчик в случае подачи участником закупки изменения заявки на участие в запросе предложений. Целесообразно устанавливать требования к оформлению изменений в состав заявки. Например, прописать, что в случае внесения изменений в состав заявки, в том числе на процедуре вскрытия конвертов, участник оформляет такие изменения так же, как саму заявку.
    • Не регламентирован состав информации, оглашаемой при проведении вскрытия конвертов, указано, что заказчик оглашает лучшие условия исполнения контракта.
    • В случае, если по окончании срока подачи заявок на участие в запросе предложений не подано ни одной заявки, запрос предложений признается несостоявшимся, но при этом не указано, что оформляется какой-либо протокол, в который вносится соответствующая информация. Логично предположить, что если не подано ни одной заявки, то в итоговом протоколе комиссия может указать, что по истечении срока подачи заявок на участие в запросе предложений не было подано ни одной заявки и запрос предложений признается несостоявшимся.
    • В случае если после окончания срока подачи заявок на участие в запросе предложений подана только одна заявка, запрос предложений признается несостоявшимся, но при этом не указано, что соответствующая информация вносится в протокол проведения запроса предложений. В этом случае целесообразно действовать так же, как в случае, если не подано ни одной заявки. Не регламентированы сроки размещения в ЕИС такого протокола.
  • Этап рассмотрения и оценки заявок
    • Полностью отсутствует описание случая, когда на этапе рассмотрения комиссия принимает решение, что единственная поданная заявка или все поданные заявки не соответствуют требованиям, установленным документаций о проведении запроса предложений. Не урегулированы сроки размещения протокола проведения запроса предложений в ЕИС. По логике законодательства такой случай приравнивается к случаю, когда не подано ни одной заявки.
    • Полностью отсутствует описание случая, когда на этапе рассмотрения комиссия принимает решение о соответствии требованиям документации о проведении запроса предложений только одной заявки. В частях 11 и 12 статьи 83 упоминается единственная заявка.
    • Неясно, как на практике заказчиками должно реализовываться положение части 11 статьи 83: «Все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений, фиксируются в виде таблицы и прилагаются к протоколу проведения запроса предложений». Должна ли комиссия по рассмотрению заявок на участие в запросе предложений и окончательных предложений перепечатать все содержание заявок в таблицу, являющуюся приложением к протоколу проведения запроса предложений, или в таблицу заносятся результаты оценки таких заявок, или в таблицу заносятся только наименования участников, подавших такие заявки.
  • Этап оглашения лучших условий исполнения контракта
    • Законом № 44-ФЗ предполагается, что оглашение лучших условий исполнения контракта происходит в присутствии участников запроса предложений, но в законе полностью отсутствует описание случая, когда на оглашении лучших условий исполнения контракта не присутствует ни один из участников запроса предложений, в том числе и подавший единственную заявку.
      Может ли заказчик в случае подачи нескольких заявок на участие в запросе предложений, признанных соответствующими требованиям документации о проведении запроса предложений, признать участника, подавшего заявку, содержащую лучшие условия исполнения контракта, победителем запроса предложений (и какой протокол оформляется в этом случае, в какие сроки размещается в ЕИС) или заказчик должен ждать рабочий день, т.к. участники могут ознакомиться с выпиской из протокола проведения запроса предложений, размещенной в ЕИС, и подать окончательные предложения. Или в данном случае запрос предложений признается несостоявшимся. Целесообразно все-таки один рабочий день подождать, чтобы участники, которые не смогли присутствовать при вскрытии конвертов, могли, увидев из протокола лучшее предложение, могли предложить в рамках одного рабочего дня направить заявку с окончательным предложением.
    • Если все присутствующие участники запроса предложений отказались направить окончательные предложения, имеет ли право заказчик признать участника, подавшего заявку, содержащую лучшие условия исполнения контракта, победителем запроса предложений.
  • Этап подачи окончательных предложений
    • Отсутствуют требования к составу окончательного предложения. Не ясно, может ли заказчик вообще устанавливать требования к такому составу. Следует хотя бы минимально отображать такие требования в закупочной документации.
    • Законом не урегулирован вопрос о возможности подачи окончательного предложения, содержащего условия исполнения контракта, которые хуже, чем оглашенные на предыдущем этапе, в том числе и для участника, подавшего единственную заявку после окончания срока подачи заявок. Логично окончательные предложения, содержащие худшие условия, не рассматривать.
    • Могут ли участники запроса предложений, отказавшиеся направить окончательные предложения, отказ которых зафиксирован в протоколе проведения запроса предложений, передумать и в течение рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений, направить окончательные предложения, и должна ли комиссия по осуществлению закупок рассматривать такие окончательные предложения.
    • Полностью отсутствует описание случая, когда подано единственное окончательное предложение. Неясно, может ли заказчик признать участника, подавшего единственное окончательное предложение, победителем запроса предложений и заключить с ним контракт, или запрос предложений признается несостоявшимся. Не ясно, имеет ли право такой участник отказаться от заключения контракта.
    • Не урегулирован вопрос о рассмотрении комиссией по осуществлению закупок окончательных предложений на предмет их соответствия требованиям документации о проведении запроса предложений. Вопрос связан с предыдущим. Если заказчик не установил требования к составу окончательных предложений, то и рассматривать окончательные предложения на предмет соответствия требованиям документации он не может. В таком случае логично просто в качестве показателя взять лучшие условия, по которым поставщик должен будет исполнить контракт. В любом случае лучше предусмотреть форму, так как это юридически значимый документ - на основании окончательного предложения заказчик заключает контракт, и если он не установит такие требования, то возникает риск неисполнения контракта должным образом.
    • Полностью отсутствует описание случая, когда из всех поданных окончательных предложений только одно соответствует требованиям документации о проведении запроса предложений. Не ясно, может ли в этом случае заказчик признать участника, подавшего такое окончательное предложение, победителем запроса предложений, или в данном случае запрос предложений признается несостоявшимся.
    • В соответствии с частью 16 статьи 83, выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом удовлетворяет потребности заказчика в товарах, работах, услугах. При этом необходимо отметить, что в извещении о проведении запроса предложений не указываются критерии, они указываются в документации о проведении запроса предложений (пункт 7 части 6).
  • Этап заключения контракта
    • Не регламентированы сроки подписания итогового протокола. Указано, что протокол размещается в день проведения процедуры вскрытия конвертов, предполагается, что в этот же день он подписывается.
    • Не регламентировано, в каком количестве экземпляров составляется итоговый протокол.
    • Не регламентировано, что один экземпляр итогового протокола направляется победителю запроса предложений.
    • Не регламентированы сроки направления победителю или участнику запроса предложений, подавшему единственную заявку, проекта контракта.

    Ответы на вопросы

    Если расторгнув контракт, мы пришли к выводу, что нам необходим больший объем товаров (работ, услуг), чем остаток за вычетом исполненных обязательств, можно ли проводить запрос предложений или необходимо проводить повторный аукцион?

    Ответ: В этом случае лучше не проводить запрос предложений, потому что в его отношении есть четкое требование, что объемы закупки должны быть откорректированы с учетом поставок, совершенных до расторжения контракта. Если изменилась потребность, то целесообразно проводить новую закупку.
    Как оценить критерий «Деловая репутация», какие требовать документы?

    Ответ: Такой критерий может быть связан либо с подтверждением опыта, либо с отзывами о поставщике. Соответственно, для подтверждения репутации следует запрашивать либо исполненные контракты за определенный период (например, 5 или 10 лет), либо отзывы заказчиков (например, если есть 5 положительных отзывов, то заявке присваивается максимальное количество баллов по данному критерию). Также следует проверять отсутствие санкций по отношению к поставщику при исполнении контрактов.

    Запрос предложений является одним из наиболее популярных способов закупок по 223-ФЗ наряду с запросом ценовых котировок. Это конкурентная закупка, которая проводится в открытой форме и не предполагающая ограничений численности участников.

    Ее особенностью является то, что заказчик оценивает заявки, поступившие от участников по комплексу критериев, включая ценовые и неценовые параметры.

    Запрос коммерческого предложения и запрос предложений: различия

    Запрос предложений как форму следует отличать от запроса коммерческих предложений в рамках мониторинга рынка заказчиком. Запрос коммерческих предложений требуется заказчику для определения начальной контракта, которая будет указана им в закупочной документации. Это та цена, выше которой заказчик не планирует заключать договор на заданных условиях.

    Для определения максимальной цены контракта заказчик может использовать разные методы. Наиболее популярным методом является методика сопоставимых рыночных цен. Опираясь на данную методологию, заказчик цены у нескольких поставщиков нужного ему товара или услуги . Затем он определяет средневзвешенное значение или берет за основу наиболее высокую предложенную цену в качестве НМЦК.

    Ответ на запрос заказчика и предоставление ценового предложения не будет считаться офертой и не принуждает в дальнейшем заключить договор на предложенных им условиям.

    Целью запроса предложений как закупочной процедуры является выбор наилучших условий исполнения договора среди поступивших заявок.

    При запросе предложений как формы закупок своей участник подтверждает готовность к подписанию договора в перспективе . При его отказе или уклонении от подписания договора сведения об участнике передаются в реестр недобросовестных поставщиков, что может создать определенные сложности при участии компании в закупках.

    Законодательное регулирование

    При осуществлении закупок товаров и услуг заказчики по 223-ФЗ должны руководствоваться законодательством о закупках, Конституцией, ФЗ «О защите конкуренции», другими нормативно-правовыми актами. При этом определяющее значение при выборе закупочной процедуры принадлежит Положению о закупках , утвержденному заказчиком.

    Этап 4. Определение победителя.

    Победителем становится участник, который предложил наиболее оптимальные условия исполнения договора.

    В ходе оценки заявок на участие в запросе предложений комиссия присваивает каждому участнику свой порядковый номер с точки зрения предпочтительности. Первый номер получает победитель торгов, набравший наибольшее количество баллов.

    Если в обеих поступивших заявках содержались одинаковые условия, то побеждает та, которая была подана раньше.

    Этап 5. Публикация протокола в ЕИС.

    После того как итоги подведены, заказчик должен опубликовать на официальном сайте госзакупок итоговый протокол.

    Этап 6. договора с победителем.

    После выбора победителя ему направляется проект договора для ознакомления и подписания.

    Документация

    Заказчик по 223-ФЗ должен подготовить следующие документы по закупке:

    1. Извещение о проведении закупки.
    2. Закупочная документация .
    3. Проект договора .

    Закупочная документация должна содержать перечень требований к содержанию, оформлению, составу заявок на участие в запросе предложений. К заявке участнику необходимо приложить такие сведения:

    1. Анкета юрлица, содержащая наименование компании, реквизиты (ИНН, КПП, ОКПО), банковские реквизиты, дата постановки на учет в ФНС и пр.
    2. Копия учредительных документов .
    3. Выписка из ЕГРЮЛ/ЕГРИП .
    4. Решение об одобрении или совершении крупной сделки.
    5. Справка об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов и сборов.
    6. Доверенность, которая подтверждает полномочия юрлица на осуществление действий от имени компании.
    7. Данные о функциональных и потребительских характеристиках товаров и услуг, условиях исполнения договора и пр.
    8. Документ, который подтверждает внесение задатка .

    Сроки проведения

    В 223-ФЗ не содержится указаний на сроки проведения запроса предложений.

    В 223-ФЗ сказано только о том, что при проведении конкурса и аукциона сроки публикации сведений по 223-ФЗ должны быть не менее 20 дней до окончания приема заявок. Применительно к запросу предложений строгих временных рамок нет, их должен ограничить заказчик.

    На практике обычно сроки приема заявок при запросе предложений составляют 5-10 дней с момента публикации сведений в ЕИС. Еще столько же требуется на подписание договора. Таким образом, вся процедура занимает не более 20 дней.

    Основания для отмены

    Заказчик имеет право отменить запрос предложений при необходимости. Если он принял такое решение, то ему следует разместить его в ЕИС, а также скорректировать план-график закупки.

    Строгого перечня оснований для отмены закупки в 223-ФЗ не содержится. Заказчик вправе прописать его в Положении о закупке.

    Отменить закупку допускается не только в добровольном порядке со стороны заказчика, но и в принудительном по предписанию, выданному . Сотрудники антимонопольной службы наделены правом на отмену закупки, если она не соответствует требованиям законодательства (например, в закупочной документации содержатся противоречащие закону требования к участникам закупки).

    Таким образом, заказчик по 223-ФЗ может провести закупку через запрос предложений, если такая возможность содержится в его Положении о закупке. Если 44-ФЗ четко регламентирует порядок запроса предложений, механизм и условия его применения, то в 223-ФЗ такие ограничения отсутствуют. Запрос предложений позволяет заказчику в сжатые сроки определить поставщика товара и услуги при относительно невысокой цене контракта и при необходимости учета как , так и прочих нестоимостных критериев.

    В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г.№223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон №223-ФЗ) заказчики должны разработать и утвердить , которое и является основным документом, регламентирующим закупочную деятельность заказчиков. Закон №223-ФЗ устанавливает ряд требований к Положению о закупках, одним из которых является обязательное включение в него способов закупки и порядка их проведения. Кроме конкурса и аукциона, указанных в законе, заказчик вправе использовать другие способы закупки, который он определяет самостоятельно.

    Поскольку проведение запроса предложений не регламентировано ни Гражданским кодексом РФ, ни 223-ФЗ, заказчику необходимо дать ему определение в Положении о закупке.

    Например, можно включить следующую формулировку: «Запрос предложений является конкурентной процедурой выбора поставщика. Выигравшим запрос предложений признается участник, который предложил лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в документации на основании положения о закупке».

    Хотя Закон №223-ФЗ не требует от заказчиков обязательного создания комиссии по закупкам, для проведения запроса предложений такую комиссию имеет смысл создавать, для оценки предложений участников в соответствии с документацией.

    Детальная регламентация процедуры запрос предложений должна содержаться в положении о закупках заказчиков, в зависимости от положения будет отличаться и алгоритм проведения запроса предложений. Целью настоящей статьи является ознакомление читателей с одним из возможных алгоритмов открытого запроса предложений в электронной форме.

    На схеме представлен пошаговый алгоритм проведения запроса предложений. Процедура разделена на условные этапы. Длительность, состав и содержание каждого этапа заказчик самостоятельно устанавливает в своем положении о закупке.

    1. Включение закупки в план

    В соответствии с п.4 Правил формирования плана закупки товаров (работ услуг), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2012 года №932 «Об утверждении правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее - Постановление №932):

    • В план не включаются закупки, не подлежащие публикации на официальном сайте в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона №223-ФЗ (закупки, составляющие государственную тайну и закупки, определенные решением Правительства Российской Федерации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2012 г. № 591 «Об утверждении правил подготовки и принятия актов Правительства Российской Федерации об определении конкретной закупки, перечней и (или) групп товаров, работ, услуг, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению на официальном сайте» (далее - Постановление №591));
    • В план могут не включаться те закупки, информацию о которых заказчик вправе не публиковать на официальном сайте в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона №223-ФЗ (стоимость которых не превышает сто тысяч рублей, либо, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей - пятьсот тысяч рублей).

    Если закупка не содержит сведений о государственной тайне, не включена в перечень, утвержденный Правительством РФ в соответствии с Постановлением №591 и стоимость такой закупки составляет больше ста/пятисот тысяч рублей - закупка должна быть включена в план.

    В соответствии с п.14 Постановления Правительства от 10 сентября 2012 года №908 «Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке» (далее - Постановление №908)в течение 10 календарных дней с даты утверждения плана или внесения в него изменений на официальном сайте публикуются:

    • Информация о внесении в него изменений.

    Также, в соответствии с п. 5 Постановления №908, изменение плана закупок осуществляется с размещением документа, содержащего перечень внесенных изменений.

    В соответствии с п.8 Постановления № 932 корректировка плана закупки может осуществляться, в том числе в случае:

    • Изменения потребности в товарах, работах, услугах, в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора;
    • Изменения более чем на 10 процентов стоимости планируемых к приобретению товаров, работ, услуг;
    • В иных случаях, установленных Положением о закупке и другими документами заказчика.

    При изменении плана закупок на официальном сайте нужно публиковать два документа: новый план и документ, содержащий перечень изменений.

    2. Разработка документации

    При проведении любой закупки, информация о которой подлежит публикации на официальном сайте, заказчик должен подготовить пакет документов, состоящий из извещения, документации и проекта договора (далее - документация).

    Кроме необходимых документов, публикуемых на официальном сайте, заказчику могут потребоваться дополнительные документы.

    Список документов, разрабатываемых при проведении запроса предложений, у разных заказчиков отличается, поскольку определен в положении о закупке.

    Примерный перечень документов, составляемых при проведении запроса предложений:

    • Извещение;
    • Документация (общая часть, информационная карта, техническое задание, проект договора к каждому лоту);
    • Извещение о внесении изменений;
    • Извещение об отказе от проведения запроса предложений;
    • Разъяснения документации;
    • Уведомления участникам;
    • Протокол вскрытия конвертов (открытия доступа к заявкам);
    • Протокол рассмотрения;
    • Протокол оценки и сопоставления (или итоговый протокол).

    Протоколы могут подписываться закупочной комиссией или представителем заказчика (в соответствии с положением о закупке).

    Требования к извещению установлены ч.9 ст.4 223-ФЗ, требования к документации - ч.10 ст.4 223-ФЗ.

    Заказчик вправе установить, что за предоставление документации на бумажном носителе взимается плата. В таком случае необходимо в документации определить размер, сроки и порядок внесения такой платы.

    Необходимо указывать, что документация предоставляется на русском языке.

    3. Публикация на электронной торговой площадке

    В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2012 г. №616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» (далее - Постановление №616), определенные закупки необходимо проводить в электронной форме. Каждый заказчик может самостоятельно выбрать электронную площадку для проведения таких закупок. Официального отбора операторов площадок не было, поэтому при выборе стоит оценивать площадки по следующим критериям:

    • опыт (количество проведенных закупок и их объем, срок работы)
    • стабильность работы (отсутствие сообщений об обратном может служить подтверждением)
    • количество аккредитованных поставщиков
    • наличие удобной технической поддержки, персонального менеджера
    • наличие аккредитации у оператора ЭТП по 44-ФЗ
    • интуитивно понятный интерфейс

    В отличие от государственных закупок, Закон №223-ФЗ не устанавливает конкретные способы закупки, которые могут быть осуществлены в электронной форме. Поэтому любой способ закупки может быть проведен в электронной форме в соответствии с положением о закупке заказчика.

    Электронная форма ≠ электронный аукцион.

    Запрос предложений может быть проведен в электронной форме, в том числе с использование электронной торговой площадки.

    Для того, чтобы не приходилось дважды размещать сведения о закупке, настройте интеграцию между официальным сайтом и электронной торговой площадкой.

    Постановление №616 не распространяется на закупки в случаях:

    • Если закупка не подлежит размещению на официальном сайте в соответствии с частью 15 статьи 4 Закона №223-ФЗ;
    • Если закупка осуществляется у единственного поставщика;
    • Если потребность в закупке возникла вследствие чрезвычайной ситуации.

    При проведении запроса предложений на ЭТП нужно учитывать регламент электронной торговой площадки, проверить соответствие этапов, автоматических формируемых протоколов и уведомлений участникам Положению о закупке.

    4. Прием заявок

    При проведении запроса предложений в электронной форме с использованием ЭТП заказчику не нужно самостоятельно вести прием и регистрацию заявок участников - эти действия осуществляет оператор ЭТП.

    Часто уже после публикации извещения о проведении запроса предложений заказчик обнаруживает, что ему необходимо внести изменения в документацию. Порядок внесения изменений частично определяется частью 11 статьи 4 Закона №223-ФЗ.

    Изменения размещаются на ООС в течение 3 дней со дня их принятия.

    Если при проведении конкурса или аукциона изменения внесены позднее, чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на ООС изменений до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее чем 15 дней. Относительно запроса предложений подобные ограничения в законодательстве отсутствуют, поэтому заказчик должен установить их самостоятельно в положении о закупке.

    Например, можно написать: «Заказчик вправе вносить изменения в извещение, документацию и проект договора. При этом если изменения внесены позднее, чем за 3 рабочих дня до даты окончания подачи заявок, срок подачи заявок должен быть продлен так, чтобы со дня размещения на официальном сайте извещения о внесении изменений до даты окончания подачи заявок на участие такой срок составлял не менее чем рабочих 3 дня».

    На основании п.10 ч.10 ст.4 Закона №223-ФЗ в документации также определяется порядок предоставления разъяснений положений документации. Рекомендуется устанавливать обязанность заказчика публиковать на официальном сайте запрос разъяснений, поступивший заказчику (без указания реквизитов отправителя) и официальный ответ заказчика.

    Если по итогам поступившего запроса разъяснений заказчику необходимо внести изменения в документацию, кроме разъяснения положений документации следует составить извещение о внесении изменений.

    5. Открытие доступа к заявкам

    При проведении запроса предложений не в электронной форме, данный этап, как правило, называется «Вскрытие конвертов с заявками участников». В электронной процедуре корректное название для этого этапа «Открытие доступа к заявкам».

    Рекомендуется после открытия доступа составлять и публиковать на официальном сайте протокол открытия доступа, в котором указывать количество поступивших заявок, наименования участников, предложенную цену и иные показатели, являющиеся критериями оценки.

    В соответствии с частью 12 статьи 4 Закона №223 протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются заказчиком на официальном сайте не позднее чем через три дня со дня подписания таких протоколов.

    6. Рассмотрение заявок

    После открытия доступа следует этап рассмотрения заявок.

    Заказчик рассматривает заявки участников с двух точек зрения:

    • Определение соответствия заявки требованиям документации;
    • Определение соответствия участника требованиям документации.

    На этапе рассмотрения заказчик должен определить, какие заявки допустить к оценке и сопоставлению. Ранжирования заявок не производится, критерии оценки не применяются, определяется только соответствие указанным в документации требованиям. Результатом рассмотрения является решение относительно каждого участника о допуске/не допуске к следующему этапу процедуры.

    На этапе рассмотрения заявок заказчик может направить запрос дополнительных документов участникам, предоставившим нечитаемые/неполные сведения в составе заявки. Запрос дополнительных документов можно использовать только в том случае, если такая возможность предусмотрена Положением о закупке.

    7. Отказ от проведения торгов

    Субъектами регулирования Закона 223-ФЗ являются хозяйствующие субъекты, целью которых является получение прибыли. Учитывая то, что данные субъекты действуют в условиях быстро изменяющего рынка, потребность в уже объявленной закупке может пропасть. В этом случае заказчик может отменить такую закупку.

    «Заказчик вправе отказаться от проведения запроса предложений в любое время до заключения договора. Извещение об отказе от проведения запроса предложений размещается заказчиком на официальном сайте не позднее дня, следующего за днем принятия решения об отказе от проведения запроса предложений».

    В этом случае заказчик вправе отказаться от заключения договора даже после выбора победителя.

    8. Переторжка

    После рассмотрения заявок заказчик вправе объявить переторжку (если такая возможность предусмотрена положением о закупке и документацией). Переторжка -это этап процедуры закупки, в ходе которого участники могут улучшить первоначально предложенные ими условия. Как правило, участие в переторжке не является обязательным для участников.

    Распространены две формы переторжки:

    • Очная, при которой участники делают ставки в ходе онлайн-переторжки. При проведении очной переторжки может быть улучшен только один параметр заявки участников - цена;
    • Заочная, при которой участники еще раз подают заявки (в виде электронных документов). При проведении заочной переторжки заказчик может предложить участниками улучшить любые условия, предлагаемые в заявке.

    9. Оценка и сопоставление заявок

    На этапе оценки и сопоставления заказчик оценивает допущенные ранее заявки.

    При этом оценка должна производиться в соответствии с указанными в документации критериями. Набор критериев и порядок их применения не закреплен законодательно, поэтому заказчик может определять их самостоятельно. Критерии могут быть объективными (численно измеримыми, например, цена) и субъективными (присваиваются комиссией на основе данных заявки участника, например, квалификация или качество). Важным показателем критерия является его значимость, «вес критерия». Сумма значимостей всех критериев должна быть равна 100%.

    Если заказчик применяет критерий оценки, не указанный в документации, его действия могут быть оспорены участником.

    Для повышения прозрачности закупок и качества закупочной деятельности заказчик может утвердить методику или регламент оценки и сопоставления заявок.

    По итогам этапа оценки и сопоставления заявок составляется и публикуется итоговый протокол.

    В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона 223-ФЗ протокол, составленный по результатам закупки, должен содержать объем, цену закупаемых товаров, работ, услуг и сроки исполнения договора.

    10. Заключение договора

    По результатам процедуры закупки в форме запроса предложений заказчик обязан заключить договор с победителем, если указания на обратное не содержалось в Положении о закупке и документации.

    Порядок заключения и исполнения договора Закон 223-ФЗ не регламентирует, соответственно, такой порядок необходимо включить в положение о закупке.

    В положении заказчик должен определить, в том числе, кто подписывает договор первым (заказчик или поставщик) и сроки подписания договора.

    11. Реестр недобросовестных поставщиков (РНП)

    В случае если победитель запроса предложений или иное лицо, обязанное заключить договор, уклоняется от заключения договора, сведения о таком участнике заказчик обязан направить в уполномоченный орган для включения в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом „О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц“».

    Дальнейший порядок действий заказчика в случае уклонения победителя или иного лица от заключения договора должен быть определен в положении о закупке. Рекомендуем предусмотреть возможность заключения договора с участником, занявшим второе место в запросе предложений, возможность проведения процедуры закупки повторно или заключения договора с единственным поставщиком.

    12. Внесение изменений в договор

    В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона № 223-ФЗ, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор на официальном сайте размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

    При изменении объема, цены и срока исполнения договора необходимо в течение десяти дней опубликовать на официальном сайте информацию.

    В РФ существуют две основные государственные закупочные процедуры – открытый конкурс и запрос предложений. Какие отличия значатся между двумя вариантами мероприятий?

    Открытый конкурс: что это?

    Открытый конкурс проводится на основании федерального закона №44 «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Многие начинающие предприниматели избегают участия в подобных процедурах, так как боятся сложности подготовки конкурсных заявок. В то же время открытый конкурс создает основу для дальнейшего продвижения на современном рынке и завоевании дополнительных преимуществ, позволяющих выгодно отличиться от конкурентов.

    Открытый конкурс представляет собой конкурс, при котором заказчик сообщает сведения о закупке неограниченному числу лиц. Для сообщения используется ЕИС (расшифровывается как единая информационная система). Изначально определяются требования к документации участников и существующие единые требования.

    Победитель должен предложить лучшие условия для исполнения контрактного соглашения с учетом критериев, указанных в действующей конкурсной документации. Процедура регламентируется статьями 48 – 55 федерального закона №44, поэтому обязательным становится проведение запланированных мероприятий с учетом действующего законодательства.

    Любой открытый конкурс предусматривает поэтапное проведение мероприятий:

    1. Предварительная подготовка к проведению мероприятия. На этом этапе заказчик должен решить провести закупку и выбрать подходящий формат мероприятия, организовать и распланировать предстоящую закупку, создать конкурсную единую комиссию и определить ее состав, разработать и утвердить положение для конкурса, привлечь специализированную организацию.
    2. На втором этапе выполняется подготовка конкурсной документации, которая приобретет юридическую силу только после утверждения.
    3. После успешной подготовки осуществляется публикация извещения о проведении конкурса . Извещение публикуется на государственном сайте, доступном по адресу www.zakupki.gov.ru. Информация дополняется установленным пакетом конкурсной документации. С 2016 года извещение одновременно происходит в Единой информационной системе. Правильная публикация позволяет успешно привлечь всех заинтересованных граждан.
    4. В последующем становится доступен прием заявок с их обязательной регистрацией . Заказчик должен принимать заявки от лиц, которые планируют стать участниками открытого конкурса. Регистрация заявки становится возможной только, если она соответствует всем существующим критериям.
    5. Все заявки должны быть официально вскрыты и зарегистрированы.
    6. Теперь становится возможным полноценное рассмотрение заявок с обязательным подведением результатов . Заказчик оценивает все предложения с учетом своих предпочтений и пожеланий. В обязательном порядке составляется протокол рассмотрения. Заказчик должен вернуть денежные средства, которые были внесены в качестве обеспечения подаваемых заявок, всем участникам. Победитель получает свои финансы только после успешного заключения контракта.
    7. Завершающий этап – подписание контрактного соглашения с выбранным победителем . На этом этапе заказчик должен внести важные сведения в договор и отправить его победителю. Перед подписанием проводится проверка внесенного обеспечения или банковской гарантии. Оформление контракта и возврат финансового обеспечения заявки становятся началом плодотворного сотрудничества.

    Запрос предложений: что это?

    Запрос предложений – государственное мероприятие, которое позволяет находить организации для исполнения крупных заказов на самых выгодных условий. Данная форма конкурсного отбора позволяет искать сторон для реализации крупных и значимых проектов на государственном уровне:

    • Поставщиков.
    • Подрядчиков.
    • Исполнителей.

    Заказчик получает многочисленные интересные заявки. Победителем становится организация, которая сделала самое выгодное и достойное предложение.

    Запроса предложений – это документ, который издается фирмой, заинтересованной в покупке товаров или заказе ее услуг, своем продвижении в определенной нише. В документе представлена действующая декларация требований к товарам или услугам.

    Запрос предложений предусматривает возможность отсрочки или отмены заключенного контракта , если какая-либо сторона получила судебные санкции, произошли обстоятельства непреодолимой силы, приняты соответствующие законодательные акты.

    Запрос предложений всегда проводится по определенным этапам.

    1. На начальной стадии формируется комиссия для рассмотрения заявок участников и определения победителя тендера.
    2. После формирования комиссии выполняется подготовка документации.
    3. На следующем этапе проводится прием заявок с обязательным их открытием. Заявки должны включать в себя документы о кандидатах и обязательное платежное поручение для обеспечения заявки.
    4. Перед определением победителей рассматриваются все заявки. Победитель должен полностью соответствовать существующим требованиям.
    5. Оглашение лучшей заявки в обязательном порядке проводится на официальном уровне. Речь включает в себя следующие моменты: условия контракта, стоимость заявки, преимущества предложения.
    6. После оглашения лучшей заявки другие участники могут улучшить свои предложения.
    7. Победителем становится тот участник, который соблюдает установленные кредиты и предоставил лучшее предложение.
    8. В завершении подписывается контракт на определенных условиях.

    Открытый конкурс и запрос предложения: важные отличия

    Запрос предложений отличается от открытого конкурса возможностью улучшения первоначального предложения путем отправления окончательных предложений для повышения шансов на победу.



    Последние материалы раздела:

    Промокоды летуаль и купоны на скидку
    Промокоды летуаль и купоны на скидку

    Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

    Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
    Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

    DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

    DHL Global Mail курьерская компания
    DHL Global Mail курьерская компания

    Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...