Закупка электрической энергии по 44 фз. Договор на тепло- и энергоснабжение. Согласование крупных сделок

Чтобы правильно провести закупку электроэнергии у единственного поставщика по 44-ФЗ, нужно изучить:

  • закон о контрактной системе № 44 от 05.04.2013;
  • Федеральный закон 35 «Об электроэнергии» от 26.03.2003;
  • Федеральный закон № 147 «О естественных монополиях» от 17.08.1995;
  • Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442.

Они регламентируют процесс закупки электрической энергии.

Нельзя закупать услуги по технологическому присоединению к электросетям по п. 8 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ. Такие выводы сделала ФАС в Письме № АЦ/4119/15 от 03.02.2015 и Минэкономразвития в Письме № Д28и-2130 от 08.10.2014.

Существуют два типа поставщиков, осуществляющих поставку электроэнергии:

  • гарантирующий;
  • энергосберегающая организация.

Задачи гарантирующего заключаются в закупке электроэнергии и мощности на оптовых и розничных рынках, заключении договора на ее передачу с сетевой компанией, ведении расчетных отношений с потребителем электрической энергии.

На основании ст. 3 35-ФЗ, гарантирующий поставщик — это коммерческое юридическое лицо, которое обязано заключать договоры купли-продажи с любым потребителем, который обратился в организацию, чтобы получить услуги по энергоснабжению.

Энергосберегающая организация продает, а также передает произведенный или купленный энергетический ресурс иным лицам. Услуги по реализации электроэнергии являются основным видом деятельности ЭО.

Перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии и зон их деятельности опубликован на сайте ФАС.

Скачать реестр гарантирующих поставщиков

Каким способом определить поставщика

Так как практически все потребители на протяжении многих лет сотрудничают с одним гарантирующим поставщиком, то закупать электроэнергию конкурентными способами не является целесообразным — процедура проходит долго и может быть признана несостоявшейся из-за отсутствия надлежащего количества заявок (многим не выгодно участвовать в торгах).

Поэтому оптимальным вариантом заключения договора на поставку электрической энергии будет подписание контракта с единственным исполнителем, в соответствии с .

Если заказчик заключает с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения либо договор купли-продажи электрической энергии, то для него предусмотрено законодательное право заключить контракт по результатам закупки электроэнергии у единственного поставщика, п. 29 ст. 93 44-ФЗ предписывает делать это в соответствии с планом-графиком закупок. Сумма не должна превышать установленные для учреждения (ч. 2 ст. 72 БК РФ).

Обратиться к поставщику

Чтобы заключить договор, определите, к какому гарантирующему поставщику относится учреждение. Обратитесь к нему с заявлением. Возможно, потребуется предоставить копии:

  • устава (положение об учреждении);
  • документов о госрегистрации (например, выписки из ЕГРЮЛ);
  • договора (распоряжение) на пользование помещениями или выписки из ЕГРН;
  • доверенности или приказа о назначении лица, которое будет подписывать госконтракт;
  • документов на приборы учета электроэнергии.

Размещать извещение в ЕИС не требуется, достаточно просто подписать контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения опубликуйте сведения в реестре ЕИС.

Если в безвозмездное пользование или оперативное управление передали нежилые помещения и пользователи других помещений в этом же здании уже получают электроэнергию от какого-то поставщика, то можно заключить контракт с ним же по п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Не нужно публиковать извещение в ЕИС. Нужно подготовить и разместить отчет о невозможности и нецелесообразности иных способов определения поставщика и заключить контракт. В течение 5 раб. дн. после заключения договора информацию о нем должна быть размещена в реестре в ЕИС.

При закупке услуг по передаче электрической энергии заказчик должен руководствоваться положениями п. 1 ч. 1 ст. 93, так как данный вид услуг относится к сфере функционирования .

Список субъектов естественных монополий по состоянию на 01.04.2019

Составить обоснование

В закупке электроэнергии по 44-ФЗ у единственного поставщика главное, что должен сделать заказчик, — составить грамотное обоснование заключения такого контракта. В документе-обосновании необходимо указать:

  • цель закупки;
  • необходимость проведения процедуры;
  • подробное описание услуги;
  • существенные условия контракта;
  • преимущества выбранного заказчиком исполнителя;
  • причины, по которым невозможно закупить услугу конкурентными способами;
  • нормативы из действующего законодательства;
  • итоговый вывод о необходимости заключения контракта с определенным исполнителем.

При заключении договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком заказчику не нужно обосновывать целесообразность заказа неконкурентным способом.

Как рассчитать начальную максимальную цену контракта

Расчет НМЦК производится в соответствии с . ЦК на электроэнергию определяется в соответствии с п. 3, 4 ст. 23.1 35-ФЗ — на основании регулируемых государством тарифов. Цены должны быть установлены в пределах выделенных заказчику лимитов бюджетных обязательств.

Тарифы на электроэнергию постоянно дифференцируются. На расчетную цену заказчика влияет уровень напряжения, выбранная ценовая категория, а также максимально возможная для конкретного потребителя мощность.

Посмотреть действующие тарифы организация-заказчик может на официальном сайте своего гарантирующего поставщика в разделе информации для юридических лиц в подразделах:

  • предельный уровень цен на электрическую энергию и мощность;
  • расчет цен на электрическую энергию.

Каков порядок публикации извещения

Если сомневаетесь нужно ли извещение, п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ электроэнергию требует поставлять без этого документа.

Но извещения публикуются в Единой информационной системе, если закупка услуг энергоснабжения осуществляется по п. 1 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то есть при заказе у естественных монополий и центрального депозитария. При закупках у единственного поставщика по п. 1 ч. 1 ст. 93 организация-заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении заказа не позднее 5 дней до момента заключения договора.

Если в договоре энергоснабжения присутствуют сведения, содержащие государственную тайну, то извещение не публикуется. То есть при заключении договора на поставку электроэнергии п. 29 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, а также п. 23 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ извещение размещать не требуют.

Пример контракта на поставку

Как производятся заключение контракта и расчеты

Результатом закупки электроэнергии по 44-ФЗ п. 29 ст. 93 устанавливает заключение контракта на поставку электроэнергии.

Но если цена контракта не превышает 100 000 руб., то организация-заказчик имеет право заключить договор поставки энергоснабжения или купли-продажи электрической энергии по по общему правилу. Или по п. 5 ч. 1 ст. 93 при ЦК, не превышающей 400 000 руб., соблюдая ограничения, установленные этими пунктами (Письмо Минфина России от 21.06.2017 № 24-05-07/38889).

Существенным условием контракта является тот факт, что гарантирующий поставщик передает, а заказчик, являющийся потребителем электроэнергии, принимает, а затем в обязательном порядке оплачивает электрическую энергию в том количестве и по тем ценам, которые установлены условиями договора.

Договор энергоснабжения — это подтип контрактов купли-продажи, поэтому в контрактных условиях присутствует обязательство о бесперебойной поставке электроэнергии со стороны исполнителя и о своевременной оплате со стороны заказчика-потребителя (ст. 539 ГК РФ).

В каждом контракте должны быть прописаны неустойки, пени и штрафы, налагающиеся на заказчика в случае ненадлежащего исполнения им своих обязательств (ч. 5 ст. 34 44-ФЗ). Но в соответствии с ч. 15 ст. 34 44-ФЗ, организация-заказчик имеет право не устанавливать требования ч. 5 ст. 34, так как договоры с единственным поставщиком по п. 1 и 29 ст. 93 могут быть составлены и подписаны сторонами в любом формате, предусмотренном ГК РФ для заключения сделок.

По нормам ФЗ об электроэнергетике, пени, устанавливаемые условиями таких контрактов, составляют 1/130 от суммы, не уплаченной исполнителю в надлежащий период, за каждый день просрочки. Для расчета величины штрафа используется ставка, действующая на дату фактической оплаты.

В контрактах на поставку услуг по энергоснабжению также обязательно должен включаться пункт об

Поставщики электроэнергии по своей природе являются монополистами. В то же время закупка электроэнергии по логике 44-ФЗ должна быть конкурсной. Явное противоречие между сутью отношений и их юридическим оформлением требует от госзаказчика особого подхода.

Чем установлена обязательность контрактной системы

По смыслу ст.539 ГК РФ, договор энергоснабжения относится к разновидностям купли-продажи. По условиям сделки энергоснабжающее предприятие обязуется бесперебойно подавать абоненту электроэнергию через сеть.

При этом потребитель должен:

  • своевременно рассчитываться (предполагается обязательное авансирование);
  • соблюдать нормативно установленный и оговоренный сторонами режим потребления;
  • поддерживать в рабочем состоянии отрезок электросети, находящийся в его ведении;
  • обеспечить наличие и исправность оборудования, в том числе – измерительных приборов.

44-ФЗ о контрактной системе госзакупок предусмотрел исключительный перечень продукции и услуг, на закупку которых его предписания не распространяются (п.2 ст.1). Договор энергоснабжения к числу исключений не отнесен. Детальнее о контрактной системе в сфере госзакупок можно узнать .

То есть, договор о поставке электроэнергии для нужд муниципального или госзаказчика может быть заключен исключительно в порядке и на условиях 44-ФЗ.

Закупка у единственного поставщика

Отсутствие заявок при проведении открытого конкурса либо наличие единой заявки предполагает признание процедуры закупки несостоявшейся (п.13 ст.51 44-ФЗ).

Загвоздка в том, что абонент уже подключен к электросети определенного поставщика и, скорее всего, работает с ним годами. В такой ситуации трудно ожидать заинтересованности в заключение контракта от других участников энергетического рынка.

Оптимальный путь – обоснование закупки электроэнергии у единственного поставщика. Такая возможность в рамках 44-ФЗ оговорена статьей 39. Актуальны два исключения.

  1. Контракт на электроснабжение с гарантирующим поставщиком (п.4 ст.39).
  2. Ситуация, когда сумма контракта не превышает 100 тыс. руб. при условии, что годовой объем закупок, проведенных в таком режиме, не превышает 2 млн руб. и 5% совокупного объема закупок за календарный год. К муниципальным заказчикам, находящимся в сельской местности, ограничения не применяются (п.29 ст.39).

Использование второго варианта часто невозможно. Для большинства муниципальных и госзаказчиков энергоснабжение – не самая проблемная часть закупок. Они обычно используют резерв внеконкурсных закупок для иных целей.

Как оформить обоснование

Обоснование закупки электроэнергии у единственного поставщика должно содержать следующие пункты:

  • цель и необходимость закупки товара/работы/услуги;
  • описание товара/работы/услуги, а также существенных условий договора и преимуществ контрагента;
  • объяснение причин, по которым невозможно использовать конкурентные способы определения поставщика;
  • вывод о необходимости закупки у конкретного единственного поставщика;
  • ссылки на нормы, которые установлены законами и подзаконными актами.

Заключение контракта с гарантирующим поставщиком

Таковым является предприятие, которое обязано заключить абонентский договор с любым обратившимся к нему потребителем, чьи электропринимающие устройства находятся в зоне его ответственности. Условия подключения являются техническими: состояние электросети, наличие измерительных приборов и подобное.

Статусом гарантирующего поставщика (ГП) организация может быть наделена принудительно в силу 35-ФЗ «Об электроэнергетике» либо добровольно. Перечень ГП по регионам утверждается и обнародуется Федеральной службой по тарифам в лице ее региональных структур. ФСТ РФ также является контролирующим органом в отношении ГП:

  • утверждает тарифы и сбытовую надбавку;
  • проверяет условия осуществления деятельности, в том числе касательно заключения договоров на поставку.

Госзаказчику необходимо опубликовать извещение о грядущей закупке электроэнергии у гарантирующего поставщика. Процедура заключения контракта все же подразумевает некоторые попущения: отсутствует необходимость обосновывать целесообразность закупки вне конкурса и цену контракта.

Нужно ли размещать извещение в ЕИС, если закупка будет проходить в соответствии с п. 29 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

При закупке услуг гарантирующего поставщика электроэнергии извещение размещать не нужно. Данный случай не указан в ч.2 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Когда заключить контракт с единственным поставщиком

Для каждой закупки у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя работают свои правила. Например, в одних случаях заказчик должен потребовать от участника обеспечение исполнения контракта, а в других может этого и не делать. Об особенностях каждой из закупок у единственного поставщика расскажем в рекомендации.

Ситуация: вправе ли заказчик выкупить земельные участки для строительства дороги у конкретных собственников в рамках закупки у единственного поставщика

Нет. В данной ситуации нормы Закона № 44-ФЗ не применяют.

Решение изъять земельный участок для государственных или муниципальных нужд принимает федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления. При этом нужно руководствоваться Земельным кодексом РФ (ч. 3 ст. 279 ГК РФ).

Ситуация: какой документ бюджетное учреждение подписывает с единственным поставщиком: договор или контракт

Бюджетное учреждение заключает контракт. Под ним понимают соответствующий гражданско-правовой договор (п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона № 44-ФЗ).

Государственные или муниципальные контракты бюджетные учреждения заключают, если им передали полномочия государственного или муниципального заказчика.

Закупка энергоснабжения или электроэнергии у гарантирующего поставщика

Контракт заключают на основании: пункта 29 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ.

Размещать извещение о закупке в ЕИС: не нужно.

Готовить отчет-обоснование: не нужно.

Установить обеспечение контракта: не обязательно.

Привлекать экспертов, экспертные организации: не обязательно.

Включать в контракт расчет и обоснование цены: не обязательно.

Уведомить контрольный орган: не нужно.

Заказчик вправе не проводить конкурентную процедуру, если заключает договор с гарантирующим поставщиком электрической энергии. Это коммерческая организация, которая обязана заключить договор (контракт) купли-продажи электрической энергии с любым потребителем, который к ней обратится (ст. 3 Закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ).

Журнал «Госзакупки.ру» – это журнал, на страницах которого практические разъяснения дают ведущие эксперты отрасли, а материалы готовятся при участии специалистов ФАС и Минфина. Все статьи журнала – это высшая степень достоверности.

Какими нормативными документами регулируется заключение договоров на тепло- и энергоснабжение? Каковы обязанности заказчика при заключении договора с единственным поставщиком? Что делать, если контракт закончился? Как изменился порядок уплаты авансовых платежей по таким договорам? Как отражаются в учете операции по оплате обязательств по контрактам?

Договор тепло- или энергоснабжения – основа обеспечения нормальной деятельности учреждения. О том, как заключаются подобные договоры в свете последних изменений законодательства, об их отражении в бухгалтерском учете расскажем в статье.

Нормативное регулирование закупки

Казенные и бюджетные учреждения в части расходования средств субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, производят закупки товаров, работ, услуг в соответствии с нормами Федерального закона № 44-ФЗ (далее – Закон № 44-ФЗ).

Автономные учреждения при осуществлении закупок руководствуются Федеральным законом № 223-ФЗ (далее – Закон № 223-ФЗ). Этим же законом регулируются закупки бюджетных учреждений в части расходования средств от приносящей доход деятельности и грантов .

Новостью 2016 года стало появление проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», подготовленного во исполнение Поручения Правительства РФ от 09.04.2016 № ДМ-П13-2934.

В случае принятия законопроекта и автономные учреждения, производя закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, с 1 января 2017 года должны будут руководствоваться положениями Закона № 44-ФЗ.

Заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии, а также договора на оказание услуг по теплоснабжению может производиться без применения конкурентных способов, то есть с единственным поставщиком. Такие виды закупок прямо поименованы в Законе № 44-ФЗ: в пп. 8 п. 1 ст. 93 – для услуг теплоснабжения, в пп. 29 п. 1 ст. 93 – для электроэнергии. Этот же порядок могут применять автономные учреждения, описав его предварительно в положении о закупках.

Вывод

Вне зависимости от нормативного акта, регулирующего закупки учреждения, закупка тепло- или электроэнергии производится у единственного поставщика.

Обязанности заказчика при заключении договора с единственным поставщиком

Закупка у единственного поставщика существенно упрощает, но не отменяет регламентные процедуры, установленные Законом № 44-ФЗ. В представленной таблице перечислены действия заказчика, которые он обязан совершить, причем именно в связи с контрактами на тепло- и энергоснабжение.

Поскольку на 2016 год все необходимые контракты уже заключены, имеет смысл уточнить, что эти действия будут совершаться учреждениями-заказчиками при планировании и осуществлении закупок 2017 года.

Действие согласно Закону № 44-ФЗ

Контракт на энергоснабжение

Контракт на теплоснабжение

Составление, утверждение и размещение плана закупок (ст. 17)

Составление, утверждение и размещение плана-графика (ст. 21)

Обоснование НМЦК (п. 4 ст. 93)

Отчет-обоснование невозможности или нецелесообразности использования иных способов определения поставщика (п. 3 ст. 93)

Размещение извещения о закупке (п. 2 ст. 93)

Включение в реестр контрактов (п. 1 ст. 103)

Информирование об исполнении контракта в ЕИС (п. 3 ст. 103)

Отчет об исполнении контракта в ЕИС (п. 9 ст. 94)

Более подробное описание перечисленных процедур можно найти в специализированных изданиях. Мы остановимся только на изменениях, ожидающих заказчиков в 2017 году.

1. С 1 января будет невозможно осуществлять закупки, которые не включены в планы-графики (п. 11 ст. 21 Закона № 44-ФЗ).

2. С этой же даты изменяется функционал единой информационной системы: к техническим функциям среды размещения добавляются функции обеспечения контроля (пп. 2 п. 1 ст. 4 данного нормативного акта). Например, контроль соответствия информации об объеме финансового обеспечения согласно планам закупок информации об объеме финансового обеспечения, доведенном до заказчика.

Сегодня информация об объеме финансового обеспечения деятельности заказчика в виде плана финансово-хозяйственной деятельности (далее – план ФХД) или сведения о показателях бюджетной сметы публикуются на официальном сайте для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (http://bus.gov.ru).

Можно предположить, что в ближайшее время появятся законодательно установленные регламенты увязки информации, отраженной в этих двух системах (http://bus.gov.ru и http://zakupki.gov.ru). Вполне возможен вариант добавления недостающей информации непосредственно в ЕИС.

Следует отметить, что план ФХД на 2017 год будет составляться учреждениями с учетом изменений, внесенных Приказом Минфина РФ № 140н . Согласно этим изменениям в состав таблиц плана включена таблица 2.1 показателей выплат по расходам на закупку товаров, работ и услуг, планируемых в соответствии с Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ.

Таким образом, план ФХД уже содержит информацию о закупках, и первичная проверка указанного соответствия производится на этапе составления плана самим учреждением.

3. С 1 января 2017 года вступает в силу ст. 20 Закона № 44-ФЗ, устанавливающая необходимость общественного обсуждения отдельных видов закупок. Регламент общественного обсуждения определен Постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

В случае осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта более 1 млрд руб. с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) будет проводиться обязательное общественное обсуждение. По его результатам могут быть внесены изменения в планы закупок, планы-графики, документацию о закупках или закупки могут быть отменены.

4. У заказчика появится обязанность указывать наименование объекта закупки при ее планировании и осуществлении в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд (п. 4 ст. 23 Закона 44-ФЗ).

Формирование, заполнение и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд возложено на федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок, то есть Минэкономразвития. Сам же порядок формирования и ведения в ЕИС названного каталога и правила его использования должен быть утвержден соответствующим постановлением Правительства РФ. В настоящее время его издание ожидается.

5. Еще одним нововведением стали положения о нормировании в сфере закупок.

Под нормированием в сфере закупок понимается установление требований к закупаемым заказчиком товарам (работам, услугам) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) (п. 1 ст. 19 Закона № 44-ФЗ). К числу указанных требований относятся требования к количеству, потребительским свойствам и иным характеристикам (в частности, предельной цене) товаров (работ, услуг) (п. 1 и 2 ст. 19 Закона № 44-ФЗ).

Строго говоря, данная норма вступила в силу с 2016 года, но составление планов закупок с применением нормативных затрат возможно только для планов 2017 года, поскольку они формируются в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы РФ (Письмо Минфина РФ от 17.02.2016 № 02-02-06/8815).

Обоснование закупки (количество, цена, качество) производится не только при составлении планов закупок, но и при составлении плана ФХД 2017 года. Соответствующие формы для обоснования показателей выплат добавлены в структуру плана ФХД Приказом Минфина РФ № 142н .

Расходы учреждения на оплату тепловой и/или электроэнергии расшифровываются в таблице 6.3 «Расчет (обоснование) расходов на оплату коммунальных услуг» (приложение к этому приказу).

Вывод

Информация (нормативы) о планируемых закупках тепло- и электроэнергии (об объеме, цене) включается в планы закупок и планы-графики и подтверждается расчетами плана ФХД. Сумма общего объема закупок, указанных в планах, подтверждается показателями плана ФХД или бюджетной сметы.

Согласование крупных сделок

Перед заключением контрактов на услуги теплоснабжения и поставки электроэнергии бюджетному и автономному учреждениям следует убедиться, что суммы сделок не превышают порога, по достижении которого необходимо согласовать такие сделки с учредителем (п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях») или наблюдательным советом (ст. 15 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Сразу отметим, что для казенных учреждений особого порядка совершения крупных сделок не установлено.

Сделка является крупной и требует согласования, если ее величина превышает 10% от балансовой стоимости активов учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Для сделок 2017 года последней отчетной датой будет 01.01.2017. Но поскольку планируются такие закупки до момента составления и представления отчетности за 2016 год, следует опираться на показатель строки 410 графы 10 баланса (ф. 0503730) по состоянию на 01.01.2016 с учетом предполагаемых изменений величины активов за 2016 год.

Порядок согласования (состав представляемых документов, сроки и т. п.) определяется у бюджетного учреждения учредителем, у автономного – его наблюдательным советом.

Если контракт закончился

Ближе к концу года учреждение может столкнуться с ситуацией, когда контракт, заключенный до 31.12.2016, исполнен текущей датой: услуги оказаны в полном количественном и суммовом объеме, указанном в контракте. Что необходимо предпринять учреждению для обеспечения услугами тепло- или электроэнергии до конца года?

Если требуемый объем энергии и, соответственно, цены не превышает 10% от первоначальной цены контракта, то стороны вправе увеличить контракт на недостающее количество и сумму (ч. «б» пп. 1 п. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ). Условиями контракта возможность такого увеличения (уменьшения) должна быть предусмотрена. При этом в плане-графике, размещенном в ЕИС, изменятся сведения о совокупном годовом объеме закупок. Также поправки необходимо будет отразить в реестре контрактов.

Если недостающий объем закупки превышает 10% цены контракта, то эту закупку следует произвести на основании нового контракта, заключаемого до конца года с соблюдением необходимого регламента.

Ранее заключенный контракт надо считать исполненным, поскольку заказчик приобрел и оплатил установленный объем услуг (п. 1 ст. 408 ГК РФ) несмотря на то, что срок исполнения контракта не истек. Информация об исполнении контракта в течение семи рабочих дней со дня оплаты обязательств и подписания документа о приемке результатов исполнения контракта по итогам соответствующего расчетного периода размещается в ЕИС в виде отчета об исполнении контракта (п. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, Положение № 1093). Кроме этого, информация об исполнении контракта направляется в Федеральное казначейство для внесения в реестр контрактов (пп. 10 п. 2 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, Правила ведения реестра контрактов).

Изменения в порядке авансирования

Постановлением Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год» установлена возможность осуществлять авансовые платежи получателям средств федерального бюджета в размере до 30% суммы договора (контракта), но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации РФ по договорам (государственным контрактам) о поставке товаров, выполнении работ и оказании услуг. Это же ограничение размера авансовых платежей действует и в отношении федеральных бюджетных и автономных учреждений (п. 36(1)).

Исключения из этого правила могут устанавливать федеральные законы и иные нормативные правовые акты Правительства РФ. Например, Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Постановление № 442) предусмотрен следующий порядок оплаты электрической энергии:

  • 30% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносятся до 10-го числа этого месяца;
  • 40% стоимости электрической энергии (мощности) в подлежащем оплате объеме покупки в месяце, за который осуществляется оплата, вносятся до 25-го числа этого месяца;
  • стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, за вычетом средств, внесенных потребителем (покупателем) в качестве оплаты электрической энергии (мощности) в течение этого месяца, оплачивается до 18-го числа месяца, следующего за месяцем, за который производится оплата. В случае если размер предварительной оплаты превысит стоимость объема покупки электрической энергии (мощности) в месяце, за который осуществляется оплата, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет платежа за месяц, следующий за месяцем, в котором была осуществлена такая оплата.

Никаких исключений для государственных и муниципальных учреждений в применении рассмотренного порядка Постановлением № 442 не установлено, и учреждения могут его включать в условия контрактов.

С авансовыми расчетами за теплоэнергию ситуация иная. Вплоть до 2016 года Правила организации теплоснабжения выделяли казенные и бюджетные учреждения в отдельную группу и устанавливали для нее свой порядок оплаты тепловой энергии: расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Следовательно, заключаемые контракты не должны были содержать условия авансовых платежей.

Постановлением Правительства РФ от 23.05.2016 № 452 в Правила организации теплоснабжения введен п. 34 (1) следующего содержания.

Бюджетные, казенные и автономные учреждения, казенные предприятия оплачивают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель теплоснабжающей организации по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей, и (или) по ценам, определяемым по соглашению сторон в случаях, установленных Федеральным законом «О теплоснабжении», за потребленный объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в следующем порядке, если иное не установлено договором теплоснабжения:

30 процентов плановой общей стоимости тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, потребляемой в месяце, за который осуществляется оплата, вносится до 18-го числа текущего месяца;

оплата за фактически потребленную в истекшем месяце тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель с учетом средств, ранее внесенных бюджетными, казенными и автономными учреждениями, казенными предприятиями в качестве оплаты за тепловую энергию в расчетном периоде, осуществляется до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, за который осуществляется оплата. В случае если объем фактического потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя за истекший месяц меньше договорного объема, определенного договором теплоснабжения, излишне уплаченная сумма засчитывается в счет предстоящего платежа за следующий месяц.

Таким образом, вновь заключаемые контракты на теплоснабжение, в том числе на 2017 год, могут содержать условия расчетов авансом.

Бухгалтерский учет обязательств и расчетов

При наличии у учреждения разных источников финансирования оплата коммунальных услуг должна производиться пропорционально доле каждого источника (п. 1 ст. 272 НК РФ, письма Минфина РФ от 16.03.2015 № 03-03-10/13805 и от 25.06.2015 № 03-03-10/36660). Расчет затрат на коммунальные услуги по каждому источнику финансового обеспечения следует отразить непосредственно в плане ФХД учреждения.

Бухгалтерские записи, соответствующие этапам принятия и исполнения обязательств по услугам тепло- и электроснабжения, рассмотрим на примере.

Пример

Бюджетное образовательное учреждение является получателем субсидии на выполнение государственного задания. Объем финансового обеспечения – 25 млн руб.

Учреждение осуществляет приносящую доход деятельность. Плановый годовой объем доходов – 2,5 млн руб.

Учреждение заключило контракт на теплоснабжение с единственным поставщиком на 1 млн руб. В месяцы потребления услуг теплоснабжения их плановая стоимость принимается в размере 100 000,00 руб. в месяц.

В рассматриваемом периоде фактическая стоимость потребленных услуг составила 100 000,00 руб.

В таблице мы рассмотрим бухгалтерские записи, необходимые для отражения расчетов по оплате услуг тепло- и электроснабжения.

Сумма, руб.

Первичный документ

Утверждены плановые назначения по доходам от субсидии на выполнение ГМЗ

00 00 0000000000130

00 00 0000000000130

Утверждены плановые назначения по доходам от приносящей доход деятельности

00 00 0000000000130

00 00 0000000000130

Утверждены плановые назначения по расходам на коммунальные услуги за счет субсидии на выполнение ГМЗ в доле 90%, за счет приносящей доход деятельности – в доле 10%

00 00 0000000000244

00 00 0000000000244

План закупок, план-график, план ФХД

00 00 0000000000244

00 00 0000000000244

Приняты обязательства в объеме заключенного контракта с единственным поставщиком

00 00 0000000000244

00 00 0000000000244

Контракт на тепло-, энергоснабжение

00 00 0000000000244

00 00 0000000000244

Уплачен аванс в соответствии с условиями контракта в размере 30% плановой месячной стоимости

00 00 0000000000244

00 00 0000000000610

(244 4 18 КОСГУ 223)*

Контракт, счет на оплату

Приняты к учету акты выполненных работ по коммунальным услугам за счет субсидии на выполнение ГМЗ в доле 90%, за счет приносящей доход деятельности – в доле 10%

00 00 0000000000244

00 00 0000000000244

Акт выполненных работ

00 00 0000000000244

00 00 0000000000244

Произведен зачет аванса

00 00 0000000000244

00 00 0000000000244

Бухгалтерская справка (ф. 0504833)

Произведен расчет с поставщиком за потребленные услуги

00 00 0000000000244

00 00 0000000000610

(244 4 18 КОСГУ 223)*

Акт выполненных работ, счет на оплату

00 00 0000000000244

00 00 0000000000610

(244 2 18 КОСГУ 223)*

* Отражение операций на забалансовом счете.

------------------

В рассмотренном примере авансовые платежи производятся за счет субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания; средства от приносящей доход деятельности не авансируются. Учреждение может установить иной порядок авансовых платежей в соответствии с общими условиями контракта и закрепить его в учетной политике. Приведем пример.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

Методологическая часть

Учет расчетов по обязательствам

Авансовые платежи по договору, оплачиваемому из нескольких источников, производятся за счет источника, имеющего в оплате большую долю, с последующей корректировкой при необходимости. В случае равных долей предоплата осуществляется из всех используемых источников.

В заключение хотелось бы еще раз отметить сближение нормативных актов, регулирующих финансовую и закупочную деятельность учреждения. Так, нормативные затраты, на основании которых рассчитывается объем субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания, должны лечь в основу расчета объема и цены производимых учреждением закупок, а информация об объеме доведенных до учреждения средств должна соответствовать его объему закупок.

По нашему мнению, эта тенденция скорее положительная, поскольку исключает возможность расхождений показателей деятельности, размещенных на разных ресурсах. И логичным развитием тенденции могло бы стать объединение множества ресурсов в действительно единую информационную систему.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

При наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до начала года в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (пп. 4. п. 2 ст. 1 Закона № 223-ФЗ).

Приказ Минфина РФ от 24.09.2015 № 140н «О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 81н».

Приказ Минфина РФ от 29.08.2016 № 142н «О внесении изменений в Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. № 81н».

Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1093 «О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения» (вместе с Положением о подготовке и размещении в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения).

Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 № 1084 «О порядке ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, и реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну» (вместе с Правилами ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками, Правилами ведения реестра контрактов, содержащего сведения, составляющие государственную тайну).

Постановление Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 «Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (вместе с Правилами организации теплоснабжения в Российской Федерации).

Очевидный ответ — п. 29 «заключение договора энергоснабжения или договора купли-продажи электрической энергии с гарантирующим поставщиком электрической энергии». Но чтобы пользоваться этим пунктом правильно, нужно знать разницу между договором энергоснабжения и договором купли-продажи электроэнергии.

По договору энергоснабжения гарантирующий поставщик не только продает электрическую энергию, но и обеспечивает ее передачу до электроприемных устройств заказчика (П. 28 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442). А по договору купли-продажи электроэнергии заказчик приобретает только электроэнергию, услуги электросетевой организации по передаче электроэнергии в этом случае закупаются отдельно. Основанием для такой закупки будет уже не п. 29, а п. 1 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Первый пункт ч. 1 ст. 93 используется для закупки услуг, относящихся к сфере деятельности естественных монополий. Услуги по передаче электрической энергии относятся к числу таковых в силу ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

Неправильный выбор основания для осуществления закупки грозит должностному лицу заказчика административной ответственностью по ч. 1 ст. 7.29 КоАП РФ (штраф 50 тыс. руб.).

Нужно ли включать в договор условие о твердой цене контракта?

При заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок его исполнения (ч. 2 ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта могут быть определены заказчиком в документации о закупке лишь в случаях, установленных Правительством РФ. Закупка электроэнергии - это закупка у единственного поставщика, документация о закупке в данном случае не составляется. Поэтому Правительство РФ и не включает электроэнергию в перечень случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта (постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19).

Получается, что заказчикам следует понуждать гарантирующих поставщиков электроэнергии ко включению в договоры условия о твердой цене контракта (См. письма Минэкономразвития России от 21.02.2017 № Д28и-846, от 06.04.2017 № ОГ-Д28-4031, от 15.07.2015 № Д28и-2159). С этой целью заказчики составляют протоколы разногласий к договорам, полученным от гарантирующих поставщиков.

Однако суды указывают, что делать этого не нужно.

Пример
При заключении договора энергоснабжения заказчик настаивал на установлении конкретного объема энергоресурса и фиксированной (твердой) цены договора на весь срок его исполнения. Не соглашаясь с этим, гарантирующий поставщик предлагал редакцию договора с указанием ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены договора.
Правовая оценка Верховного Суда РФ: из положений законодательства об электроэнергетике следует, что цена не является существенным условием договора энергоснабжения. При этом окончательная цена единицы электроэнергии за месяц устанавливается после завершения расчетного периода в рамках предельных уровней нерегулируемых цен. Таким образом, определить твердую стоимость электрической энергии на момент заключения договора не представляется возможным. Следовательно, невозможно и установить твердую цену договора.
Нормы Закона об электроэнергетике являются специальными по отношению к Закону № 44-ФЗ. В связи с этим условия договора энергоснабжения о количестве товара и его цене, а также о цене договора определяются на основании норм законодательства в сфере электроэнергетики (Определение Верховного Суда РФ от 12.05.2017 № 304-ЭС17-4309 по делу № А70-4027/2016).

Можно ли установить в договоре возможность изменения количества электроэнергии с пропорциональным изменением цены договора?

Получатели бюджетных средств (органы государственной власти, казенные учреждения и т.д.) отражают ориентировочный объем энергопотребления в приложении к договору с гарантирующим поставщиком («соглашении о бюджетном финансировании»), где указываются доведенные заказчику «натуральные» (кВт·ч) и «денежные» (тыс. руб.) лимиты. Такие лимиты формируются главным распорядителем бюджетных средств с учетом данных о потреблении электроэнергии в предшествующие годы.

Разумеется, фактическое потребление электроэнергии никогда не совпадает с «натуральными» и «денежными» лимитами. Чтобы хоть как-то решить эту проблему в рамках Закона № 44-ФЗ, заказчики настаивают на включении в договор с гарантирующим поставщиком условия, восходящего к подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ («по предложению заказчика предусмотренное контрактом количество товара может быть увеличено не более чем на 10%, с пропорциональным изменением цены контракта»).

Но мы уже разобрались ранее, что количество электроэнергии и ее цена в принципе не могут быть зафиксированы. А раз так, то и условие об увеличении количества товара в пределах 10% от первоначального объема не имеет смысла.

Пример
Заказчик настаивал на включении в договор энергоснабжения условия о возможности применения подп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Гарантирующий поставщик отказывался это сделать, ссылаясь на несоответствие спорного условия Основным положениям функционирования розничных рынков электрической энергии (постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442), а также самой природе отношений в сфере энергоснабжения.
Правовая оценка суда: сторонами договора согласован лишь ориентировочный годовой объем электропотребления. В сфере энергоснабжения абонент имеет право на произвольное (одностороннее) сокращение / увеличение количества принимаемого и оплачиваемого им ресурса. Для этого законодательство в сфере электроснабжения не требует заключать дополнительное соглашение. Абонент не может знать, какое именно количество электроэнергии ему потребуется в определенном расчетном периоде. Электропотребление зависит от деятельности абонента и может меняться под воздействием каких-либо обстоятельств. По договору энергоснабжения абонент вправе потреблять энергию в любом необходимом ему количестве, при условии оплаты за фактическое потребление. Гарантирующий поставщик, в свою очередь, не может понудить абонента к выборке из присоединенной сети именно того количества ресурса, которое ориентировочно согласовано в договоре энергоснабжения, и в отсутствие законных оснований не может ограничить абонента в потреблении необходимого ему количества электроэнергии.
Таким образом, разумные и законные основания для включения в договор спорного пункта отсутствуют (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.06.2016 по делу № А42-3555/2015).

Каков размер ответственности заказчика за просрочку оплаты электроэнергии?

Если заказчик просрочил исполнение своих обязательств по контракту, поставщик вправе потребовать уплаты пени. Согласно ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ размер пени устанавливается контрактом в размере 1/300 действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Банка России от не уплаченной в срок суммы.

Однако ч. 2 ст. 37 Закона об электроэнергетике устанавливает иное. А именно, потребитель электрической энергии, который несвоевременно и / или не полностью оплатил электрическую энергию, обязан уплатить гарантирующему поставщику пеню в размере 1/130 ставки рефинансирования Банка России от не выплаченной в срок суммы.

Как и в случае с «твердой ценой контракта», суды отдают приоритет законодательству об электроэнергетике, а не Закону № 44-ФЗ.

Пример
Заказчик нарушил срок оплаты за потребленную электроэнергию. Гарантирующий поставщик рассчитал неустойку исходя из 1/130 ставки рефинансирования Банка России. Заказчик не согласился с этим: по его мнению, неустойка должна исчисляться исходя из 1/300 ставки рефинансирования, как это предписано ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.
Правовая оценка Верховного Суда РФ: положения Закона об электроэнергетике носят специальный характер по отношению к Закону № 44-ФЗ. Последний устанавливает лишь общие особенности участия заказчиков в гражданско-правовых отношениях и не учитывает специфику отношений в сфере энергоснабжения, в т.ч. конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере. В связи с этим при расчете неустойки следует исходить из 1/130 ставки рефинансирования Банка России (Определение Верховного Суда РФ от 18.05.2017 № 303-ЭС16-19977 по делу № А37-499/2016).

Таким образом, договоры с гарантирующими поставщиками и энергосбытовыми организациями должны заключаться и исполняться с учетом положений законодательства об электроэнергетике. Формальные требования Закона № 44-ФЗ в данном случае отступают на второй план.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...