Какие вопросы решает местное самоуправление в Российской Федерации? Что такое местное самоуправление? Зачем нужно местное самоуправление

Решение вопросов местного значения население осуществляет, как правило, через создаваемые им органы местного самоуправления, путем делегирования этим органам собственных прав, принадлежащей только населению компетенции.

Таким образом, органы местного самоуправления создаются только в связи с делегированием части полномочий населения с одновременным наделением соответствующей достаточной компетенцией.

Поэтому органы местного самоуправления можно классифицировать по:

- механизму делегирования полномочий;

- качеству делегирования полномочий;

- количеству делегирования полномочий.

Классификация по механизму делегирования полномочий.

Конституция Российской Федерации закрепляет только один из возможных принципов классификации: по способу их образования, механизму делегирования населением своих полномочий.

"Местное самоуправление осуществляется гражданами через выборные и другие органы местного самоуправления ", причем для выборных органов порядок создания определяется в соответствии с законодательством и уставами муниципальных образований. Порядок создания других органов определяется в соответствии с уставами муниципальных образований.

Под "другими" тут необходимо понимать органы, созданные иным, невыборным путем (например, сформированные путем делегирования представителей других органов или организации; созданный соответствующим решением уполномоченного на то органа или должностного лица и т.д.).

Принципиальное различие между такими органами состоит в том, что через выборный механизм население напрямую наделяет соответствующие органы собственной, принадлежащей только ему компетенцией, позволяющей осуществлять управление муниципальным хозяйством в полном объеме полномочий собственника. Все остальные не выборные органы создаются именно для обеспечения делегированных полномочий и не располагают собственной компетенцией.

Уставом муниципального образования могут быть предусмотрены наличие высшего должностного лица - главы муниципального образования, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных выборных должностных лиц местного самоуправления.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией, по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Наряду с выборными должностными лицами в управлении муниципальным хозяйством, как правило, принимают участие иные должностные лица, назначаемые или утверждаемые в должности компетентным органом или должностным лицом и входящим в категорию муниципальных служащих.

Классификация по качеству делегируемых полномочий.

Кроме различного механизма делегирования полномочий (создания органов), необходимо классифицировать органы местного самоуправления по качеству делегируемых полномочий.

Такая классификация предусматривает наличие органов местного самоуправления, наделенных представительными, исполнительными и контрольными полномочиями по решению вопросов местного значения. При этом представительные и контрольные полномочия делегируются, как правило, одному органу (представительному), но население может создать и отдельный, специальный орган, наделенный контрольными полномочиями (контрольный комитет, счетная палата и т.п.).

Обязательным выборным органом, обладающим правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования, является представительный орган местного самоуправления, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление - власть, наиболее приближенная к населению. Близость определяется не столько ее местом в иерархической лестнице, сколько теми функциями, которые она выполняет. Занимаясь вопросами местного значения, она должна решать их в интересах населения. Поэтому муниципальное управление предусматривает наличие представительных органов местного самоуправления, за исключением случаев, когда их функции может выполнять сход.

Закон определяет исключительное ведение представительных органов:

1. принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования;

2. утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3. принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

4. установление местных налогов и сборов;

5. установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6. контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

К полномочиям представительных органов местного самоуправления необходимо отнести и сформулированное Л.А.Беликовым право издания обязательных постановлений. Велихов Л.А. Основы городского хозяйства.Его управлении, финансах и методах хозяйства. М.1995. По его определению, "главное отличие муниципального закона (обязательного постановления) от законов государственных состоит в том, что первый имеет силу только для территории муниципального образования и относится только лишь к вопросам местного значения, предметам муниципального хозяйства и благоустройства".

Виды нормативных актов, которые имеют право принимать органы местного самоуправления, перечисляются в уставе муниципального образования и в законах субъектов Российской Федерации. Обычно к ним относят: решения, постановления выборного органа или главы муниципального образования - по вопросам осуществления местного самоуправления; распоряжения и приказы - по вопросам внутренней организации деятельности органов местного самоуправления.

Действующее федеральное законодательство не обуславливает обязательное создание в муниципальных образованиях исполнительных органов местного самоуправления, предусматривая возможность избрания главы муниципального образования и других выборных должностных лиц, наделяемых при этом собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

Кроме того, в названном уставе помимо представительных органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы, должностные лица местного самоуправления. Под этим, как правило, и подразумевается создание органов, наделяемых компетенцией для исполнения решений, принимаемых населением муниципального образования или его представительным органом.

Говоря об общих принципах организации таких органов, О.А. Велихов справедливо отвечал следующее:

"К аппарату местного самоуправления, отвечающему своей цели, надлежит применять следующие требования. Во-первых, он должен правильно и с достаточной гибкостью отображать подлинные интересы и нужды местного сообщества; во-вторых, он должен соответствовать принципу экономии средств и сил, то есть при наименьших затратах на его содержание, работать быстро, гладко и без лишних формальностей; в-третьих, он должен выдвигать на исполнительные должности людей опытных и ответственных, создавая для них наиболее благоприятную обстановку работы".

Полномочия представительного органа, а также компетенция исполнительных органов местного самоуправления должны быть определены и закреплены в муниципальном уставе.

Виды органов местного самоуправления:

Представительные: собрание представителей, Совет депутатов, Дума, Хурал (Республика Тыва), муниципальный совет, муниципальное собрание, окружной сельский комитет (Саратовская область).

Исполнительные: местная администрация (администрация муниципального образования), волостная управа, исполком, мэрия.

Конкретные названия органов местного самоуправления, а также глав муниципального образования (глава администрации, Председатель Совета, Председатель исполкома, мэр, городской голова, и т.д.) и иных выборных должностных лиц и сроки их полномочий определяются, как правило, соответствующим законодательством субъектов Российской Федерации. Однако, в целом ряде субъектов Российской Федерации (Удмуртия, Вологодская область, Воронежская, Новгородская и другие) вопрос наименования представительных и исполнительных органов местного самоуправления отнесен к компетенции местного самоуправления, и в каждом конкретном случае определяется в уставе муниципального образования.

Классификация по количеству делегированных полномочий

Еще одной возможной классификацией может быть разделение как выборных, так и создаваемых иным способом органов по объему, количеству делегируемых полномочий на общие и специальные (отраслевые) органы.

И представительные, и исполнительные органы местного самоуправления могут создавать постоянные или временные специальные органы для реализации отдельных полномочий, как правило, выделяемых по отраслевому принципу.

Таким образом, делегирование полномочий населения

приводит к созданию в муниципальных образованиях целой системы взаимосвязанных органов местного самоуправленияс различной компетенцией, различающихся по механизму их создания, качеству и количеству делегируемых им полномочий.

Однако, можно выявить и систематизировать основные, наиболее распространенные схемы построения таких структур.

Мировая практика показывает большое разнообразие в организационно-правовых формах используемых на местном уровне.

С учетом особенностей и специфики стран авторы по-разному подходят к классификации, выделяют до десятка организационно-правовых форм. На основании изучения мирового опыта можно предположить пять основных моделей местного самоуправления, которые схематично можно изобразить следующим образом Щтобер Р. Практическое требование и опасности местного самоуправления / Местное самоуправление. Теория и практика. М.1995. С 43.:

1. Форма "сильный совет - слабый мэр" характеризуется ограничением прав мэра по координации деятельности исполнительных органов и контроля за их деятельностью. За мэром закрепляется в основном представительские и оперативно-представительные функции. Совет обладает большим объемом прав в сфере управления, в хозяйственных и финансовых вопросах и особенно в вопросах назначения на должность.

2. Форма "сильный мэр - слабый совет". Для этой формы характерно избрание исполнительного органа (мэра) непосредственно населением, что предопределяет его весомые позиции по отношению к представительному органу. Мэр самостоятельно решает многие текущие вопросы и обладает правом отлагательного вето на решения совета, которое может быть преодолено только квалифицированным большинством голосов последовательно. Мэры городов - весьма влиятельные фигуры, облеченные значительной властью и призванные решать многочисленные проблемы населения. Этот пост традиционно рассматривается как трамплин для выхода на общенациональную политическую проблему, шаг к посту Губернатора или, даже, Президента.

3. Форма "совет - управляющий" отражает стремление "к очищениюгородской политики" и устранению коррупции, неэффективного и авторитарного управления. Управляющий представляет собой политически нейтральную фигуру, профессионала в сфере общественного управления. Назначается на должность и увольняется советом, который выбирается населением. Недостатком этой модели является невозможность или затрудненность влияния на политику, проводимую управляющим.

Основные обязанности менеджера сводятся к следующему:

Координировать и контролировать деятельность всех отделов и управлений, назначать их руководителей;

Готовить и представлять на утверждение совета годовой бюджет муниципалитета;

Контролировать исполнение решений совета;

Форма управления "совет - управляющий" продемонстрировала свою жизнеспособность. В настоящее время многие американские органы муниципального управления идут по этому пути Медведев Н.П. Местное самоуправление в зарубежных странах. МЛ 994. С. 34

4. "Комиссионная форма". Комиссия образуется из выбранных лиц - уполномоченных, каждый из которых управляет каким-либо отделом городского Правительства. В этой модели не предполагается наличие высшего должностного лица (мэра). С одной стороны, достоинство этой модели является отсутствие разделение властей, которое приводит к замедлению принятия решений. С другой стороны "комиссионная " форма управления резко критикуется специалистами, утверждающими, что поскольку она не позволяет провести принцип разделения властей, она недемократична. Считается, что она может развиваться в самых непредсказуемых направлениях и принимать уродливые формы, особенно если члены совета не будут вникать в дела других отделов и тем самым "развяжут " друг другу руки.

5. Комбинированная форма. Управляющий или главный администратор подчиняется мэру, а не совету. Наличие специалиста - управляющего обеспечивает профессионализм, а избиратели имеют возможность прямого влияния на городскую политику, поскольку, голосуя "за" или "против" мэра, который назначает или снимает управляющего, они тем самым голосуют за сохранение или замену администрации муниципального образования.

Согласно Конституции РФ местное самоуправление осуществляется на территории РФ в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций Конституция РФ. 1993. Ст. 131..

На организацию местного самоуправления оказывает влияние ряд особенностей:

Численность жителей города,

Занимаемая территория,

Наличие, либо отсутствие районов в городе,

Другие факторы.

В субъектах Федерации местное самоуправление осуществляется на территории малых и средних городов (райцентров), а также крупных городов - региональных центров с обязательным делением на внутригородские районы.

В областных центрах, район в городе не имеет самостоятельности, а является лишь структурным подразделением местной администрации по территориальному принципу. Администрация района в городе действует на основании положения о ней разработанного представительным органом местного самоуправления.

В городах федерального значения - Москве и Санкт-Петербурге существуют особенности местного самоуправления, которые заключаются в том, что городские органы власти имеют двойной статус - органов государственной власти и городских органов самоуправления. Согласно статьи 5 Устава города Москвы, жители Москвы образуют в совокупности городское местное сообщество и осуществляют самоуправление на основе норм Конституции РФ Устав города Москвы Ведомость Московской Думы. 1995. №З.Ст.5.

Правовое положение представительных и исполнительных органов власти города Москвы устанавливается Уставом города Москвы. Территориальными единицами города Москвы являются районы, административные округа, и др. части территории города, имеющие наименование границы, устанавливаемые в городских правовых актах.

Организация местного самоуправления на территории сельских подразделений подразумевает осуществление местного самоуправления на территории районов (уездов, сельских округов, станиц, деревень и т.п.) Здесь существует два пути организации местного самоуправления.

Во-первых, на территории района возможно образование единого районного муниципального образования.

Во-вторых, организация местного самоуправления на территории района может предполагать несколько отдельных, независимых друг от друга муниципальных образований.

Организация местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях относится к полномочиям органов государственной власти РФ. В данных образованиях имеются органы местного самоуправления. Территории границ закрытого территориального образования устанавливаются органом государственной власти.

Таким образом, в различных субъектах РФ организация местного самоуправления складывается исходя из многообразия организационных форм осуществления местного самоуправления, что обуславливается рядом причин:

На организацию местного самоуправления в РФ оказывают влияние Федеративное устройство государства,

Географические факторы,

Этнические процессы.

Все вышеперечисленные причины не могут не накладывать отпечаток на формы и способы организации осуществления местного самоуправления. Многообразие форм организации и осуществление местного самоуправления связано с возможностью избирать населением ту или иную модель организации местного самоуправления посредством Устава муниципального образования, согласно законодательству о местном самоуправлении субъектов Федерации.

О том, что есть некие органы местного самоуправления знает каждый россиянин. А вот что они представляют собой, для чего нужны и какими полномочиями наделены - вот с пояснением этих вопросов уже могут возникнуть затруднения. В нашей статье мы поможем читателям разобраться с тем, что же такое органы местного самоуправления в Российской Федерации.

Организация социальной активности граждан

В России две разновидности власти:

Согласно определению МСУ (расшифровка - местное самоуправление) - организация социальной активности граждан, которая делает возможным участие населения в самостоятельном решении вопросов местного значения:

  • Обеспечение публичных интересов;
  • Управление муниципальной собственностью;
  • Развитие экономики и культурной сферы муниципалитета.

Осуществляется оно (МСУ) в муниципальных образованиях:

  • В городе (части города);
  • В селе (в нескольких селах, у которых общий район) и т. д.

Из этого видно, что государственная власть осуществляет «сверху», а вот предоставление возможности населению самому управлять своими делами, а также решать некоторые региональные вопросы обеспечивают органы местного самоуправления.

Примерами МСУ будут: муниципальный совет, муниципальная администрация и т. п.

Основы деятельности

Рассмотрим основы деятельности МСУ:

Сфера полномочий

Кратко представим описание того, какие вопросы решает местное самоуправление:

У муниципального самоуправления имеется и собственность:

Чтобы обеспечивать содержания всей этой собственности нужны финансы. Для этого муниципалитетом составляется свой бюджет. Доход в него приносят:

Права органов

Органы МСУ имеют право:

Структура МСУ

В нее включены:

  • Орган контроля;
  • Местная администрация;
  • Представительный орган.
  • Глава МСУ.

Орган контроля

Он занимается осуществлением надзора за расходами и имуществом муниципального самоуправления. Если в нем нет необходимости, то данные функции могут быть упразднены. Обычно контрольный орган представлен отделом ревизии и контрольно-счетной палатой. Подчиняется уставу, а формируется на выборах. Либо же по указу представительного органа. В ряде случаев обязанности по надзору осуществляет один человек.

Местная администрация

В ее задачи входит решение вопросов, возникающих в определенном муниципальном субъекте. Кроме этого, на местной администрации лежит обязанность по контролю за выполнением принятых законов.

Структура администрации утверждается представительным органом. В нее могут входить территориальные и отраслевые органы.

Глава МСУ

Это должностное лицо, подчиняющееся представительному органу. Согласно принятому уставу он наделяется определёнными полномочиями для решения ряда задач. Контроль за выполнением деятельности осуществляет представительный орган МСУ и население.

Прекращение деятельности полномочий главы предусмотрено Законом. Варианты досрочного прекращения:

Представительный орган

Представительный орган местного самоуправления представляет собой выборный инструмент предъявления волеизъявления народа. Состоит он из депутатов, которых выбирает народ при помощи тайного голосования. Количество депутатов определяется уставом.

Наделен полномочиями принимать решения от имени жителей населенного пункта. Кроме того, в его обязанности входит представление интересов муниципального образования и его жителей. Можно сказать, что именно этот орган реализовывает управление почти всеми вопросами.

Все решения депутаты принимают в коллегиальном порядке.

В полномочия представительного органа включено:

Получается, что органы МСУ выступают в качестве посредника между населением и государством. Основной их задачей является обеспечение создания благоприятных условий для проживания людей. Но, одновременно с этим, МСУ несут ответственность за свои действия и, в первую очередь, перед населением.

Решая правовые вопросы, нередко возникает потребность обратиться в органы местного самоуправления, однако что это значит, какие органы сюда входят, знает далеко не каждый. Многие считают, что это лишь местная администрация, на самом деле это не так.

Под данным понятием подразумевают органы, наделенные возможностями решать проблемы жителей, выбираемые населением или образованные представительным органом муниципалитета.

Вконтакте

Местное самоуправление

Исполнительные органы местного самоуправления – это не просто местная администрация определенного населенного пункта.

В России признается и реализуется местное самоуправление , не имеющее ничего общего с федеральной властью, оно функционирует самостоятельно в рамках своих возможностей.

Муниципальные органы власти создаются по принципу выбора из населения. Работа структуры касается сугубо индивидуальных вопросов, муниципального уровня, касаются они земельных отношений, личных вопросов граждан.

Форма власти осуществляется согласно законам РФ, Конституции. Под свою ответственность населением принимаются решения касающиеся истории, традиций своего народа.

Основой такого самоуправления считаются юридические , прописанные нормативно-правовыми актами, оговаривающими деятельность населения по решению экономических, территориальных, финансовых вопросов. Состав организации избирается самими жителями, иной вариант – подбирается и назначается областными структурами. Подобная организация – полноправное юридическое лицо , однако она не является звеном государственной власти.

Учитывая специфику деятельности таких организаций, определяется структура, дальнейшие функции с учетом потребностей жителей. Аббревиатура муниципальных исполнительных органов местного самоуправления – МСУ.

Структура

Органы местного самоуправления имеют четкую структуру и строгое распределение обязанностей между подразделениями . В разных субъектах РФ названия отдельных подразделений может отличаться, но суть будет подобна схеме, так как она определена Конституцией РФ и федеральными законами. Схематично эту иерархию местной власти можно изобразить так:


На практике структура МСУ формируется согласно следующим этапам:

  • созывается представительный орган;
  • определяется, кто будет главой;
  • формируется администрация с ее исполнительно-распорядительными функциями;
  • создается контрольный комитет или иная структура.

Представительный орган выполняет свои функции, если избрано как минимум 2/3 депутатов . Создается рабочий коллектив по уставу муниципального образования. Их полномочия касаются определенных сфер жизни: , спорта, молодежи, строительства, ЖКХ, образования, пр. Полномочия органов местного самоуправления не выходят за рамки закона.

Важно! Представительный орган – юридическое лицо с широкими правами, обязательно имеется в любом МСУ. Ему разрешается представлять интересы своего населения, принимать решения от его имени. Любые решения принимаются совещательно, по регламенту.

Состав представительного органа:

  • председатель, заместители;
  • комиссии, комитеты.


Состав определяется уставом, регулируется законодательством РФ. Назначается путем выбора населением (округа, района, поселения) или назначается муниципалитетом.

В небольшом поселении выполнять подобные действия могут несколько депутатов, на муниципальном уровне – это целая система.

При создании устава муниципального образования сразу прописывается, будет избираться главное должностное лицо или в этом нет необходимости.

Его функция – возглавлять общую деятельность . Выбрать главу можно из жителей, из членов представительного органа, нанять по контракту.

Структура органов местного самоуправления определяется согласно законам РФ, а членов выбирают муниципальным голосованием. Депутаты выбираются по определенным правилам.

На муниципальном районном уровне число депутатов должно быть больше пятнадцати, в представительном органе города, десять и более. Депутаты могут быть распущены досрочно, по законодательству РФ или уставу муниципального образования.

Глава


Система органов местного самоуправления возглавляется главой, избираемым, назначаемым, отправляемым в отставку муниципалитетом. Глава работает по уставу, решает вопросы территориального характера.

Функциональная нагрузка главы определяется разными способами. Глава может быть включен в состав представительной системы , иметь право голоса, оставаться ее председателем, а может руководить лишь на территориальном уровне, выполняя задачи главы местной администрации.

Глава согласно уставу решает задачи муниципального значения. Является главным представителем, руководит, выполняет исполнительные, распорядительные функции. Дает отчет населению, представительному органу.

Важно! Срок полномочий главы указан в уставе и может составлять от 2 до 5 лет.

В компетенцию главы входит несколько направлений:

  • представительство;
  • нормотворчество;
  • контроль.


Охват полномочий и обязанностей напрямую связан с ролью главы в системе, то есть у руководителя администрации села и у председателя думы функции разные .

Однако на уровне представительства относительно органов власти, граждан, организаций их полномочия схожи. Причины прекращения обязанностей главы: смерть, отставка, отзыв, отрешение, и пр.

Главам запрещено быть членом Совета Федерации; депутатом Госдумы, региона. Запрещена предпринимательская деятельность, по некоторым направлениями. Зато при некоторых нюансах на их персону распространяется неприкосновенность. Сюда относится арест, допрос, обыск, уголовная ответственность.

Контрольный орган

Сложно одним словом рассказать, что такое контрольный отдел местного самоуправления. Чаще всего функциями контроля наделено одно или несколько лиц. Основная деятельность направлена на контроль того, как правильно расходуется, исполняется бюджет, соблюдается регламент, используется имущество. Анализируются отчеты об исполнении.


Контроль может выполняться следующими формами:

  • инициатива граждан правотворческого характера;
  • собрания;
  • выборы;
  • голосование;
  • слушания;
  • опрос.

В крупных представительных органах муниципального образования наличие контроля считается обязательным . Название структура получает исходя от предполагаемых функций. Это какие-то определенные отделы, например, счетная палата города, ревизионная комиссия, которая будет отслеживать движение средств и то, как используется имущество.

Учитывая специфику предполагаемой деятельности, территориального уровня такое подразделение не имеет, ведь именно оно должно вести контроль над деятельностью.

Администрация муниципального образования


Под понятием местная администрация подразумевается исполнительная структура, главный представитель – глава администрации. Конкретный человек – избирается народом, назначается властью по конкурсной основе.

Глава администрации функционирует как единственное лицо либо имеет заместителей, работающих по разным направлениям, – хозяйственной деятельности, спорту и т. д.

Занимается юридическое лицо проблемами населения, имущества, земли. Рассматривает возможные обращения, решает их по мере своих полномочий.

Работает на основе имеющегося устава, государственных законов. Принцип работы простой: глава издает положения (не касающиеся глобальных государственных вопросов), организует работу самой администрации, выполняет определенные функции, переданные государством.

Назначаются комитеты, рассматривающие экономические, социальные, текущие проблемы района. Финансирование подразделений выполняется бюджетом района, области. Администрация имеет собственный лицевой счет, считается юридическим лицом. Имеет право выставлять имущественные права, представительство в суде.


Подобная структура, учитывая то, какие вопросы решает местное самоуправление, включает управления, департаменты, службы, инспекции, комиссии, сектора. При условии больших территорий, высокого финансирования структурных организаций может быть много . Состав должностных лиц определяется на территориальном уровне.

Полномочия МСУ

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, некоторые функции государство все-таки ему передает, такое право позволяет:

  • принимать решения о назначении пособий, пенсий (социальный отдел);
  • решать вопросы попечительства, опеки, (народное образование);
  • следить за порядком;
  • издавать нормативные акты, постановления, решения, касающиеся граждан;
  • распоряжаться собственностью муниципалитета;
  • распоряжаться казной, использовать земли, угодья, леса, водоемы;
  • принимать решение о сборах определенных видов налога.

То, какие проблемы решает система, напрямую зависит от ее полномочий, объема и статуса структурного подразделения. Принимающиеся документы действуют только на территории муниципалитета , касаются его населения, угодий. Полномочия органов местного самоуправления обосновываются законами РФ.


Исходя от того, на какой территории располагается представительный орган муниципального образования, его бюджета, зависит, какие вопросы он решает. Возможности на самом деле широкие:

  • принятие актов, устава, внесение изменений, дополнений;
  • утверждение бюджета;
  • определение налогов определенного уровня, их изменение, отмена;
  • создание программ, реализация их с ведением полной отчетности;
  • распоряжение имуществом, которое считается муниципальным;
  • определять порядок создания, ликвидации, реорганизации учреждений , устанавливать тариф за их услуги;
  • определять, как будут решаться организационные, материальные, технические вопросы, проблемы определенного уровня;
  • представительный орган муниципального образования самостоятельно определяет сотрудничество с другими организациями межмуниципального уровня;
  • выполняется контроль за работой структуры, исполнением обязанностей.

Важно! Представительный орган решает вопросы, касающиеся исключительно подведомственной ему территории. Любые действия реализуются только через сформированные структуры власти, самим населением по личной инициативе, например, открытие выставок, музеев.

Полезное видео


При каждом населенном пункте обязательно существует своя система, полномочия определяются индивидуально, касаются они жилищных, земельных, культурных, образовательных, экономических, надзорных вопросов. Самоуправление наделено определенными полномочиями, правами, имеет обязанности перед населением.

Сурен Авакьян, заведующий кафедрой

конституционного и муниципального права МГУ

им. М.В. Ломоносова, доктор юридических наук,

профессор, заслуженный деятель науки РФ

С 2009 года официально вступил в силу в полном объеме принятый в 2003 году Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В недолгой современной истории России это уже третий такой закон — первый появился в 1991-м, второй в 1995 году, а им еще предшествовал Закон СССР 1990 года «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР». Местное самоуправление в России вводилось также и посредством внесения новелл в Конституцию РСФСР 1978 года, немало норм посвящено ему и в действующей Конституции Российской Федерации 1993 года.

Как видим, конституционно-законодатель­ная основа местного самоуправления развивалась постоянно. Да и сейчас нельзя сказать, что процесс ее совершенствования остановился. Достаточно наглядны такие факты: намеченная в Федеральном законе от 6 октября 2003 года дата его вступления в силу - 2006 год — оказалась нереальной и неоднократно переносилась, пока законодатель не определил для этого 2009 год. После появления зако­на, начиная с 2004 года, в него непрерывно вносятся изменения и дополнения, до конца декабря 2008 года был принят 41 федеральный закон о внесении поправок, причем сре­ди них есть как относительно мелкие, так и обширные. Однако процесс не остановился и после полномасштабного введения закона в действие, и уже в мае 2009 года в него вновь вносятся исправления. А вопрос, вынесенный в заголовок нашего материала, все равно остается! Так все же есть у нас местное самоуп­равление? Можно спросить и по-другому: будет ли местное самоуправление в России?

  1. Прежде всего все связано с тем, что в России предпочли, по моему мнению, абсолютно нереальную модель местного самоуп­равления.

В основном все формы организации местной власти можно свести к трем вариантам: а) местное самоуправление существует отдельно от государственной власти, государственного управления; б) местное самоуправление является частью, продолжением государствен­ной власти, государственного управления на своем уровне, предполагая передачу в его ве­дение многих дел от государственных орга­нов; в) возможен и вариант соединения общественного и государственного начал в мест­ном самоуправлении, в этом случае существу­ет модель «местные советы есть органы госу­дарственной власти и народного самоуправ­ления». На протяжении более чем двух веков в различных странах мира идет «состязание» между этими формами организации власти на местах, причем каждая из них показывает как свои достоинства, так и недостатки.

В России предпочли первую модель — ме­стное самоуправление, отделенное от госу­дарственной власти. Это отразили в статье 12 Конституции Российской Федерации 1993 го­да, которая гласит: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуп­равление. Местное самоуправление в преде­лах своих полномочий самостоятельно. Орга­ны местного самоуправления не входят в си­стему органов государственной власти». Хотели как лучше – подчеркнуть самостоятельность местного са­моуправления, его независимость от государ­ственной власти. Но получилась странная и нереальная формула: местное самоуправле­ние существует ведь в государстве, и что же – оно независимо от него? Местное самоуправ­ление не в состоянии жить на свои доходы, во всем мире оно получает финансовые влива­ния из государственного бюджета, это неиз­бежно, но, выходит, опять же независимо от своего «благодетеля»? Местное самоуправле­ние, занимаясь территориальными делами, принимает решения, и порой непопулярные, но нужные, и в их реализации не может обой­тись без поддержки государства — и оно неза­висимо от государства? На территории мест­ного самоуправления может случиться навод­нение, пожар, пройдет ураган, совершаются преступления — вряд ли со всем этим можно справиться без государства, а тут снова гово­рят о самостоятельности местного самоуправ­ления от государства!

И возникают резонные мысли: такая само­стоятельность никому не нужна; местное са­моуправление и государственная власть при­званы взаимодействовать. Но если это фор­мально, юридически не определить, начина­ются всякие перекосы: государственная власть заявляет местному самоуправлению: ты само­стоятельно от меня, вот и действуй как хо­чешь; если же ты просишь у меня помощи и поддержки тогда уж изволь быть частью вла-ной «упряжки», я буду тобой руководить. Та­ким образом, вместо цивилизованных отно­шений местного самоуправления и государ­ственной власти рождаются всякие закулис­ные варианты нездоровых контактов: хочешь места у государственной «кормушки», изволь быть подчиненным и зависимым.

В попытках отделить местное самоуправ­ление от государства создатели существую­щей модели местного самоуправления приду­мали категорию «вопросы местного значе­ния». Идея вроде привлекательная - есть или должны быть местные дела, обозначаем их как вопросы местного значения, и тогда они решаются сугубо местным самоуправлением, а государственные органы вроде не вмешива­ются. Однако это абсолютно неправильный подход. Дело в том, что любой вопрос местно­го значения на самом деле есть продолжение вопроса государственного значения. Другое дело, что решать его надо с учетом местных условий. Возьмем, к примеру, просвещение. Есть большие села, и там нужна просторная школа; есть и увядающие деревни, но и там ведь надо учить детей с учетом наполняемос­ти классов. И учить-то детей надо везде по го­сударственному стандарту, этого требует не только жизнь, но и Конституция Российской Федерации. По всей стране нужно изучать классику литературы, математику, осваивать компьютеры и т. д. Таким образом, нет вопро­сов местного значения в образовании, есть местные условия реализации конституцион­ного права на образование.

И еще одно. Когда местное самоуправле­ние отделили в Конституции от государства и государственной власти, довольно скоро воз­ник вопрос: а что за институция есть местное самоуправление? Это общественная структу­ра? Если так, то почему она управляет террито­рией, по каким основаниям принимает реше­ния, обладают ли они властной силой? И мест­ные депутаты, и особенно главы муниципаль­ных образований, местных администраций, да и население — все хотели в этом ясности. К то­му же на территории местного самоуправле­ния есть ведомственные объекты, их руково­дители считаются лишь с теми, у кого в руках реальная власть. И если местное самоуправле­ние есть власть, но не власть государственная, тогда какая? Вопрос дошел до Конституцион­ного Суда Российской Федерации, и он обоз­начил в ряде своих постановлений, что мест­ное самоуправление есть одна из форм пуб­личной власти, куда оно входит наряду с госу­дарственной властью, и его решения, следова­тельно, в такой же мере общеобязательны.

В итоге снова стало ясно, что модель мест­ного самоуправления, отделенного от госу­дарственной власти, больше создает голо­вной боли, чем дает преимуществ.

  1. Другая причина «неприживаемости» в России местного самоуправления состоит в том, что у него фактически ничего своего нет: ни финансов, ни хозяйства, ни серьезных сфер ведения, ни органов.

С финансами проблема извечная и, к со­жалению, плохо решаемая. Свои налоговые источники дают местному самоуправлению очень мало. Основные налоги сконцентриро­ваны в руках государства, местное самоуправ­ление живет на отчисления от них. А государ­ство предпочитает централизацию, оно не пе­реводит ряд налогов даже на уровень субъек­тов Федерации, тем более в разряд муници­пальных. Нет и твердости в бюджетной обес­печенности местного самоуправления. Вроде как минимальные стандарты в расчете на од­ного жителя определены, но и они не соблю­даются, каждый год идет перекраивание доходов. Приходится местному самоуправле­нию руководить территорией «с протянутой рукой», это неэффективно, не говоря уж о том, что и унизительно, ставит в ту самую зависи­мость от вышестоящей власти, о которой уже было сказано.

Своего, то есть местного, хозяйства у очень многих муниципальных образований нет. Му­ниципальных унитарных предприятий, кото­рые приносили бы приличные прибыли и со­ответственно доходы в местные бюджеты, на­считываются единицы. Энергетические, газо­вые, водные и т. п. объекты разобраны по ве­домствам. Местному самоуправлению сбро­сили свою жилищную и социальную сферу (жилые дома, детские учреждения и др.) за­воды и фабрики, процветавшие в советский период. Все это требует огромных затрат, а средств нет.

Многое подкосила неразумная приватиза­ция. Вместо того чтобы держать в муници­пальной собственности здания, пристройки, первые этажи и т. д., сдавать их в аренду и от этого получать подпитку в местный бюджет, все отдали, как правило за бесценок, в част­ные руки. А без своего «хозяйства» даже ко­роль Лир, как известно, стал изгоем. Дело до­шло до того, что даже булочные негде стало размещать, и теперь некоторые города кичат­ся тем, что создают магазины в «шаговой до­ступности» для населения, стыдливо умалчи­вая — ведь это же было раньше, при охаянной «административной» системе.

  1. Довольно решительно проводимая в стране централизация управления коснулась не только субъектов Российской Федерации, но и местного самоуправления. Казалось бы, действительно какие-то сферы управления должны быть в ведении государства, но если решение вопросов происходит на местах, почему к этому не имеют никакого отношения органы местного самоуправления! И обратим внимание, что это самые жизненные сферы, в соответствующие органы идет просто наплыв населения, люди стоят в очередях, порой не только днями, но и ночами. А что же местное самоуправление? Да ничего, все эти сферы вне его ведения. Чтобы не быть голословным, посмотрим конкретику.

Служба регистрации имущес­тва. В связи с приватизацией квартир, зе­мельных участков буквально толпы людей хлынули в управления (филиалы) Федераль­ной регистрационной службы в районах и го­родах, там даже на прием нельзя попасть. Ме­стное самоуправление ничего не вправе сде­лать.

Земельные комитеты, бюро технической инвентаризации. Ситуация во многом сходная. Подчиняются они соответствующим комитетам, управлени­ям субъектов Федерации, от местного самоу­правления независимы.

Налоговые службы. Есть в каждом районе, городе. Независимы от местного самоуправления, хотя туда обращаются тысячи граждан, проживающих на его территории.

Служба занятости, бюро по трудоустройству. Занимаются тем, что помогают населению в трудоустройстве, ведут учет нуждающихся в работе. Обслуживая жи­телей городов и районов, организационно не­зависимы от местного самоуправления.

Органы внутренних дел. Обеспечивают правопорядок на территории городов и районов. Когда-то были отделами внутренних дел исполнительных комитетов районных и го­родских Советов, теперь находятся в верти­кальном подчинении. Предусмотренная зако­ном муниципальная милиция так и не создана.

Служба безопасности движе­ния автотранспорта. Соответственно находится в ведомственном подчинении МВД. Обслуживает население городов и рай­онов, туда по поводу оформления и регистра­ции транспортных средств обращаются еже­недельно сотни граждан.

Миграционная служба. С недавних пор ведает не только внешними мигран­тами, но и регистрацией граждан Российской Федерации, выдачей всех видов паспортов. Есть подразделение в каждом районе, городе, обслуживает местное население, но входит в единую федеральную систему.

Органы записи актов граж­данского состояния. Известные каждому из нас службы есть везде, но они тоже находятся в ведомственном подчинении.

Пенсионный фонд. Ранее существовали отделы социального обеспечения исполко­мов районных, городских Советов. Теперь есть общегосударственный и страшный монстр – Пенсионный фонд РФ. Это организация, без преувеличения, создана для издевательства над самой беззащитной частью общества — пожи­лыми людьми. Достаточно один раз туда прий­ти, увидеть толпы несчастных старых людей, по­слушать, как с ними разговаривают, чтобы убе­диться, что автор нисколько не преувеличивает.

Интересно, что процесс централизации не останавливается. К примеру, во многих муни­ципальных образованиях финансовые отде­лы, занимающиеся составлением и реализа­цией муниципальных бюджетов, ликвидиру­ются, а их функции на легальной основе, по договору передаются подразделениям Феде­рального казначейства.

Если сегодня войти в здание местной адми­нистрации, настораживает тишина в коридо­рах — мало посетителей. А зачем туда идти, ес­ли эти органы ничего не решают. Есть, к приме­ру, городской архитектор, но когда надо про­ложить трубы отопления прямо по земле, не зарывая в землю, его уговорят дать согласие, и он это сделает, мотивируя необходимостью спа­сать население от зимних холодов. Есть жи­лищные отделы, которые примут заявления от нуждающихся в жилье, а дальше разведут ру­ками — квартир-то все равно нет. Есть отделы, занимающиеся приватизацией квартир, но ос­новной поток посетителей там прошел.

А названные выше ведомственные службы, где, повторяем, не иссякают очереди, не зави­сят от местного самоуправления. Как быть?

Тут мы сталкиваемся с очередным парадок­сом нашего законодательства о местном само­управлении. В советский период, когда власть на местах была частью единой государствен­ной власти, для местных органов управления использовалась не такая уж плохая модель, которая называлась двойным подчинением. Отраслевой отдел, например народного обра­зования, подчинялся по горизонтали исполко­му районного, городского Совета, по вертика­ли — аналогичному отделу, управлению ис­полкома областного, краевого Совета. Что это давало? Во-первых, необходимость учета ме­стных условий и зависимость от районного, городского советского и партийного руковод­ства; во-вторых, требование сочетания мест­ных условий с общетерриториальными (обще­государственными) интересами и опять же за­висимость от вышестоящего руководства. Ес­тественно, бюрократического элемента при этом хватало. Но в то же время отраслевой от­дел учитывал в связке все требования.

Что происходит сейчас? На деле, как мы уже сказали, все равно руководящие указания сверху приходят. И тот же районный, город­ской отдел народного образования (или де­партамент, так стало модно называть), входя­щий в систему местной администрации, рабо­тает реально в контакте, под руководством областного, краевого департамента, минис­терства народного образования.

Но перечисленные выше ведомственные органы не входят в структуру местной адми­нистрации. Они независимы от депутатов, главы муниципального образования, главы местной администрации. Более того, кое-где между ними не складываются деловые отно­шения, ведомственные руководители «посы­лают» подальше муниципалов.

Увы, ни Конституция, ни Закон о местном самоуправлении не дают шансов исправить положение. Вертикаль управления для мест­ного самоуправления запрещена. А средств влияния на ведомственные системы просто нет. Даже кандидатуры на соответствующие должности и то реально не согласовываются с главой муниципального образования.

  1. Соответственно раз нет хозяйства, нет своих органов и влияния, федеральный закон в определении полномочий местного самоуправ­ления и его органов зачастую использует обте­каемые и мало что дающие формулировки.

Например, в ст. 14 Федерального закона 2003 года, определяющей вопросы местного значения поселения, включены такие позиции, как организация в границах поселения элек­тро-, тепло-, газо- и водоснабжения населе­ния, водоотведения, снабжения населения топливом; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения; обеспечение малоимущих граждан, прожива­ющих в поселении и нуждающихся в улучше­нии жилищных условий, жилыми помещения­ми в соответствии с жилищным законодатель­ством, организация строительства и содержа­ния муниципального жилищного фонда, со­здание условий для жилищного строительства; создание условий для предоставления транс­портных услуг населению и организация транс­портного обслуживания населения в границах поселения; участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселе­ния; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в грани­цах поселения; создание условий для обеспе­чения жителей поселения услугами связи, об­щественного питания, торговли и бытового об­служивания; создание условий для организа­ции досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры; создание ус­ловий для развития местного традиционного народного художественного творчества, учас­тие в сохранении, возрождении и развитии на­родных художественных промыслов в поселе­нии; обеспечение условий для развития на территории поселения физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровитель­ных и спортивных мероприятий поселения; со­здание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация ос­вещения улиц и установки указателей с назва­ниями улиц и номерами домов; содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства и т. д.

Когда читаешь все это, возникает лишь один вопрос: как поселение, особенно сель­ское, будет это делать? Чаще всего напрашива­ется ответ, отраженный в народном афоризме «и мы пахали». Разрешил открыть торговый ки­оск — вроде и «создал условия» для развития торговли, принял к сведению, что сельхозкоо­ператив ремонтирует участок дороги — значит, поучаствовал в «дорожной деятельности».

Ведь совсем другое дело, когда читаешь в законе, что к ведению поселения относится «со­здание, содержание и организация деятельно­сти аварийно-спасательных служб и (или) ава­рийно-спасательных формирований на терри­тории поселения». Понятно, что это конкретно. И таких вопросов местного значения и полно­мочий хотелось бы видеть побольше.

  1. Федеральный закон 2003 года остав­ляет немало вопросов, касающихся террито­риальной организации и уровней местного са­моуправления.

Закон ввел пять территориальных видов муниципальных образований: сельское посе­ление, городское поселение, муниципальный район, городской округ, территориальное об­разование в городе федерального значения.

Но критерии их создания размыты. Вроде надо бы учитывать численность населения, для го­родов – экономический потенциал. В допол­нение к этому вначале установили, что муни­ципальный район и городской округ могут на­деляться отдельными государственными пол­номочиями. Но попозже и за поселениями за­крепили такое право.

Для сельской местности закон предусмот­рел на верхнем уровне муниципальные райо­ны, на низовом — сельские и городские посе­ления (это бывшие города районного подчи­нения). Однако используя термины «верхний», «низовой», «вышестоящий», «нижестоящий», я рискую сразу получить критику в свой адрес. Дело в том, что, как и предыдущие акты, Закон 2003 года проводит линию на отказ от соподчиненности уровней местного самоуправле­ния. Не очень-то понятно, почему это делается. Ведь местное самоуправление, как уже сказа­но, публичная власть. Есть уровни ее осущест­вления. Каждый самостоятелен, но в рамках своих предметов ведения и полномочий. Каж­дый уровень обязан считаться с законными ре­шениями органов вышестоящих уровней.

Для городской местности закон ввел два понятия — городское поселение, входящее в состав муниципального района, и городской округ, находящийся за пределами муниципального района. Закон разрешил включать в состав городского округа не только конкрет­ный город, но и окружающие его сельские на­селенные пункты. И вот тут-то начался не­сколько неожиданный процесс. Дело в том, что при реализации прежнего Закона о мест­ном самоуправлении 1995 года во многих субъектах Российской Федерации отказались от сельских муниципальных образований, ос­тавили единое муниципальное образование -муниципальный район. Внедрение норм Фе­дерального закона 2003 года требовало те­перь воссоздать сельские муниципальные об­разования, а значит, разделить с ними соб­ственность.. Районы не захотели этого и вос­пользовались недоработкой Закона 2003 года — если он разрешает включать в городской ок­руг не только город, но и села, деревни, поче­му бы не преобразовать муниципальный рай­он в городской округ? По нашим данным, это сделали в Калининградской области где-то по шести-семи единицам, в Московской области по трем, а в Свердловской области практичес­ки по всем районам. Мы ничего не имеем про­тив этого, когда речь идет о таких крупных и сильных агломерациях, как, например, быв­ший район, теперь Домодедовский городской округ. Однако каждый такой случай требует конкретной оценки. А главное - даже в городском округе вполне возможно введение само­управления населения в конкретных террито­риальных единицах. Надо в этом случае резко увеличить роль территориального обществен­ного самоуправления.

Закон 2003 года разрешил местное самоуп­равление на внутригородских территориях только двух городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга. Остальным горо­дам, в том числе и с миллионным населением, дается статус муниципального образования – городского округа с внутригородским админи­стративным управлением. Вряд ли это стоит поддержать. Ведь при такой системе население реально не имеет местного самоуправления на уровне города, но оно не участвует и в управле­нии районами городов, в которых проживает.

  1. Завершая свой критический анализ, не могу не сказать еще об одном – о юридичес­ком исполнении и терминологии закона. К счастью, ему далеко до избирательных зако­нов, где одна статья акта может растягиваться на 3-5 страниц. Статьи Закона 2003 года поко­роче. Однако в нем есть не до конца проду­манные конструкции.

В частности, совсем неясно, нужно ли и можно ли теперь принимать законы субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении, или Закон 2003 года становится актом прямого действия. И как тогда это совместить с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции Рос­сийской Федерации, которая относит к совме­стному ведению РФ и ее субъектов «установле­ние общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления».

Или еще пример — «шедевр», включенный в закон в 2005 году: «Избирательная комиссия муниципального образования является муни­ципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления» (пункт 2 статьи 39).

И о терминологии. В словарях русского языка — и это общепризнанно - поселением называют населенный пункт. Поэтому слова статьи 131 Конституции Российской Федерации о том, что местное самоуправление «осуществ­ляется в городских, сельских поселениях и на других территориях», создателям закона надо было понимать буквально - в городах, сель­ских населенных пунктах, а вот «другим терри­ториям», где тоже осуществляется местное са­моуправление, следует давать названия, что­бы не было путаницы. И дореволюционные ус­троители территориального деления страны это понимали и делали. Тогда был термин «во­лость», что означало группу сел и деревень. Путаница появилась в советское время, когда сначала органы власти — сельские Советы — создавались в каждой без исключения дерев­не, а потом деревни стали объединять одним, общим для них сельским Советом, а террито­рию, недолго думая, стали называть сокра­щенным словом «сельсовет». Пришло время новых законов, и вместо того чтобы вернуться к волости и исправить путаницу, ее еще и уси­лили новым понятием «сельское поселение», которое может быть приложено и к одному сельскому населенному пункту, и к несколь­ким, соединенным в одном муниципальном образовании. А ведь ничего не меняется, люди как жили в селе, деревне, поселке, так и про­должают жить (я уж молчу, что по словарю В. Даля поселением называли порой место жи­тельства ссыльных).

Не лучше обстоят дела и с понятиями «го­родское поселение», «городской округ». По за­кону, кстати, городской округ — тоже городское поселение, но только большое и не входящее в муниципальный район. Но самое интересное состоит в том, что и городское поселение, и го­родской округ — город, хотя и с возможными примыкающими к нему сельскими населенны­ми пунктами. И не очень-то ясно, город — это отдельная административно-территориальная единица или нет? По всей вероятности, наше население и далее будет считать, что оно живет не в городском поселении, а в городе, входя­щем в состав муниципального района, не в го­родском округе, а в городе, входящем в состав такого округа. А понятиями «городское поселе­ние» и «городской округ» закон вольно или не­вольно поддержал амбиции городов на рас­ширение зоны своего влияния за счет приго­родных (и вообще прилегающих) территорий.

Итак, у местного самоуправления нет своих финансов, своего хозяйства, своего влияния на ведомственные структуры. Нет, кстати, и то­го, о чем рамки статьи не позволили сказать – отлаженных механизмов институтов непосред­ственной демократии, в целом народовластия.

В чем же пока сила местного самоуправле­ния? В том, что оно владеет большими ресурса­ми земли и еще какой-то долей общественного имущества. Поэтому и идут битвы за муници­пальные должности. Чтобы сидел на посту свой руководитель, помогал в отводе участков под застройку, в приватизации земель и строений. А совсем не для того, чтобы улучшал жизнь лю­дей. Когда все поделят, совсем сникнет и без того чахлое местное самоуправление.

В ГК РФ установлено, что органы местного самоуправления являются юридическими лицами и действуют от своего имени самостоятельно. “Приобретение, осуществление имущественных и личных неимущественных прав и обязанностей от имени муниципального образования возлагаются только на органы местного самоуправления. Для населения таких прав и обязанностей ни в Конституции РФ, ни в ГК РФ не предусмотрено”.

Органы местного самоуправления – это органы местных самоуправляющихся территориальных сообществ, которыми они формируются и перед которыми они несут ответственность за надлежащее осуществление своих полномочий.

Органам местного самоуправления принадлежит особое место в демократической системе управления обществом и государством. Это место определяется, прежде всего, тем, что наличие органов самоуправления обеспечивает такую децентрализацию системы управления, которая делает эту систему управления наиболее пригодной к обеспечению интересов населения на местах с учетом исторических и иных местных традиций.

Органы местного самоуправления – это не только способ децентрализации управления, но и способ организации и осуществления власти на местах, который обеспечивает самостоятельное решение гражданами вопросов местной жизни, организационное обособление управления местными делами в системе управления обществом и государством.

Органы местного самоуправления, не являясь органами государственной власти, осуществляют деятельность, которая носит властный характер, поскольку они выступают одной из форм реализации власти народа. Поэтому, принимаемые ими в пределах своих полномочий, решения обязательны на территории муниципального образования для всех юридических, физических и должностных лиц

По Конституции, местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Однако это не означает, что органы местного самоуправления могут действовать независимо от действующих в стране законов и других актов органов государственной власти. Эти акты являются для них обязательными.

Будучи относительно самостоятельными, органы местного самоуправления тесно связаны с государственными органами. Они могут наделяться отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом качестве органы местного самоуправления выступают как государственно-властные органы, деятельность которых по реализации переданных им полномочий подконтрольны государству.

Единство системы местного самоуправления проявляется в разграничении предметов ведения и полномочий между различными формами ее осуществления. Это проявляется также и в том, что все организационные формы системы действуют совместно, находятся в тесной взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. В рамках этой взаимосвязи и взаимозависимости одни формы единой системы являются производными от других или связаны между собой отношениями руководства, подотчетности и ответственности или подотчетности и подконтрольности. Между всеми организационными формами местного самоуправления существует тесная организационно – правовая связь.


Согласно закону наличие выборных органов местного самоуправления муниципального образования является обязательным. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в решении вопросов местного значения. Они управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Органы местного самоуправления организуют исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ. Они оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляют координацию деятельности органов территориально общественного самоуправления (ТОС).

Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими. Правовая регламентация муниципальной службы, включает требования к должности, статус муниципальных служащих, условия и порядок прохождения муниципальной службы, управление службой определяются уставом муниципального образования.

Органы и должностные лица местного самоуправления принимают или издают правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию этих актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования.

Виды органов местного самоуправления:

1) Представительные органы являются ведущими в системе всех органов местного самоуправления, ими являются думы, муниципальные собрания, муниципальные комитеты и советы и т.п. Они избираются населением на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с законодательством и выражают волю всего населения муниципального образования, придавая ей, общеобязательный характер и, осуществляя, таким образом, муниципальную власть (которую реализуют в пределах своих полномочий и другие органы местного самоуправления).

2) Главное должностное лицо муниципального образования может избираться населением, на основе равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо избираться представительным органом из своего состава, либо наниматься представительным органом на контрактной основе.

Главное должностное лицо муниципального образования: наделяется собственной компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования; осуществляет оперативно-распорядительные функции, представляет муниципальное образование, руководит исполнительным органом; подотчетно как населению, так и представительному органу, свою деятельность осуществляет на принципах единоначалия, ответственности и законности.

3) Исполнительный орган местного самоуправления является неотъемлемой частью системы органов муниципального управления. Именно на эти органы возлагаются функции оперативно-распорядительного характера, по выполнению законов и решений представительных органов местного самоуправления. В системе местного самоуправления, как и в государстве, одни органы должны принимать решения, другие организовывать их исполнение. Исполнительные органы являются звеном цепи, обеспечивающим выполнение принятых решений.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...