Государственный контроль за использованием и охраной земель. Государственный земельный контроль

Государственный контроль за использованием и охраной земель (государственный земельный контроль) осуществляется специально уполномоченными государственными органами (ФАКом и др.) за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами.

Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 года №833 утверждено Положение о государственном земельном контроле. Тогда государственный земельный контроль осуществлялся Федеральной службой земельного кадастра России, теперь – доблестным ФАКом, Главный ФАКер является главным государственным инспектором РФ по использованию и охране земель. Государственный земельный контроль осуществляется ФАКом совместно с Федеральным агентством лесного хозяйства Министерства природных ресурсов РФ (относительно земель лесного фонда), Министерством сельского хозяйства (относительно земель сельскохозяйственного назначения), Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Министерства промышленности и энергетики РФ (относительно земель поселений).

Государственный земельный контроль осуществляется в форме плановых (не чаще одного раза в два года) и внеплановых (в частности, для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства) проверок. В ходе государственного земельного контроля, в частности, составляются и направляются уполномоченным органам и лицам протоколы об административных правонарушениях, предупреждения о возможном принудительном прекращении прав на землю за допущенное земельное правонарушение (см. приложение к Положению о государственном земельном контроле). Главный государственный инспектор РФ по использованию и охране земель, его заместители, главные государственные инспекторы субъектов РФ, городов, районов и их заместители (вместе также именуемые ФАКеры) вправе также в пределах своей компетенции, определенной Кодексом РФ об административных правонарушениях, рассматривать дела об административных правонарушениях, налагать административные штрафы, выдавать предписания о приостановлении промышленного, гражданско-жилищного и другого строительства, разработки месторождений полезных ископаемых и торфа, эксплуатации объектов, проведения агрохимических, лесомелиоративных, геологоразведочных, поисковых, геодезических и иных работ, ведущихся с нарушением прав на землю или создающих угрозу их нарушения.

49. Землеустройство: понятие, виды, порядок осуществления .

Землеустройство – институт земельного права, регулирующий индивидуальное определение земельного участка. Одно из основных мероприятий по землеустройству – межевание земель, то есть разграничение земельных участков, установление их границ (или согласование – при предоставлении земельных участков).


Виды землеустройства (ст.1 Федерального закона «О землеустройстве»):

1. Прогнозное (проектное) землеустройство – изучение состояния земель, планирование организации рационального использования земель и их охраны.

2. Территориальное (межхозяйственное) землеустройство – образование новых и упорядочение существующих объектов землеустройства, установление их границ на местности.

3. Внутрихозяйственное землеустройство – организация рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов для обеспечения их традиционного образа жизни.

Землеустроительный процесс. Стадии землеустроительного процесса:

1. Возбуждение ходатайства о проведении землеустройства в результате таких решений органов власти как решение о предоставлении земельного участка, об утверждении проекта границ земельного участка, об инвентаризации земель, о выделении земельной доли.

2. Камеральная подготовка – сбор и изучение имеющейся землеустроительной и градостроительной документации, в результате формируется задание на проектирование.

3. Обследование земельного участка для изучения состояния земель.

4. Проектирование.

5. Утверждение проектной документации (лицом, инициировавшим землеустройство, если землеустройство проводится в связи с оформлением или переоформление прав – органом местного самоуправления).

6. Установление границ земельного участка на местности (межевание), в итоге изготавливается карта (план) объекта землеустройства.

7. Изготовление землеустроительной документации, карты (плана) земельного участка и передача их соответствующему лицу – инициатору землеустроительного процесса.

В некоторых случаях (градостроительных) обязательной является также стадия авторского надзора. В определенных случаях некоторые стадии землеустроительного процесса оказываются усеченными. В соответствии с п.4 ст.69 ЗК, при проведении землеустройства обеспечивается учет законных интересов лиц, права которых могут быть затронуты при его проведении, путем извещения их в письменной форме не позднее чем за семь календарных дней до начала работ; отсутствие при проведении землеустроительных работ надлежащим образом извещенных лиц не является препятствием для проведения землеустройства; заинтересованные лица вправе обжаловать действия, ущемляющие их права и законные интересы.

+++++++++++++++++++

ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО. ВИДЫ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВА

Землеустройство - мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности, организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Законом РФ от 18 июля 2001 г. «О землеустройстве» понятие землеустройства и его задачи определяются как мероприятия по изучению состояния земель и их охраны, образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства и установлению их границ на местности.

Задачи землеустройства (ст. 3 Закона РФ «О землеустройстве»):

1) изменение границ объектов землеустройства;

2) предоставление и изъятие земельных участков;

3) определение границ ограниченных в использовании частей объектов землеустройства;

4) перераспределение используемых гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства;

5) выявление нарушенных земель, а также земель, подверженных водной и ветровой эрозии, селям, подтоплению, заболачиванию, вторичному засолению, иссушению, уплотнению, загрязнению отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражению и другим негативным воздействиям;

6) проведение мероприятий по восстановлению и консервации земель, рекультивации нарушенных земель, защите земель от эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства и потребления, радиоактивными и химическими веществами, заражения и других негативных воздействий.

^

Вопрос 19. Контроль за использованием и охраной земель.


Контроль за использованием и охраной земель – это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

Выделяют 4 вида контроля:


  1. государственный;

  2. муниципальный;

  3. общественный;

  4. производственный.
Государственный земельный контроль .

Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием.

При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Органы, осуществляющие государственный земельный контроль:


  1. должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

  2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:

  1. за выполнением обязанности по рекультивации земель;

  2. по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

  3. за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;

  4. за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

  1. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:

  1. за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

  2. за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;
Конечным результатом этой функции является:

  1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;

  2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

  3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.
Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2 х видов: плановые и внеплановые проверки.

Юридическими фактами для проведения проверок являются:


  1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);

  • в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;

  • в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

  1. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;

  2. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;

  3. акты судебных органов.
Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца.

При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.

Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.

^ М униципальный земельный контроль . Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

^ О бщественный земельный контроль . Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

^ Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.

Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля. Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.

Информационную роль в обеспечении контроля осуществляет мониторинг земель. Мониторинг земель – это система наблюдения за состоянием земель.

Объектом мониторинга являются все земли в РФ. Выделяют подсистемы мониторинга в зависимости от категорий земель.

В процессе мониторинга проводятся изыскание, обследование, съёмки и наблюдения.

Мониторинг включает в себя следующие действия:


  1. сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение;

  2. непрерывное наблюдение за использованием земель

  3. анализ и оценка качественного состояния земель.
По результатам мониторинга составляются научные прогнозы и рекомендации, оперативные сводки и доклады.

Существует 3 вида мониторинга в зависимости от изучаемого объекта:


  1. федеральным (объектом являются все земли РФ);

  2. региональный (предметом является территория, ограниченная административными, экономическими, физико-геологическими и иными границами);

  3. локальный мониторинг (вплоть до отдельного земельного участка).
^

Вопрос 20. Охрана земель.


Охрана и защита земель – разные понятия. Законодатель отказался от легального определения охраны земель.

  1. сохранение земель;

  2. восстановление земель;

  3. улучшение благоприятного состояния земель.
Охрана земель характеризуется двумя категориями и выполняет 2 функции: превентивную (предупредительную) и восстановительную.

Превентивные мероприятия:


  1. разрабатываются программы по охране земель:

  2. проведение экологической экспертизы (государственной и общественной – в зависимости от объекта, органа, который осуществляет);

  3. установление в законодательстве экологических, санитарно-гигиенических требований и норм, в том числе установление нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву, биологических веществ, несоблюдение которых может привести к загрязнению почв окружающей среды, деградации естественных экологических систем;

  4. в законодательстве устанавливаются меры экономического стимулирования по охране и надлежащему использованию земель (напр., плата за загрязнение окружающей среды);
Восстановительные мероприятия:

  1. рекультивация земель (нормативные акты: Постановление правительства от 23.02.1994 г. № 140 “О рекультивации земель…”, Приказ Министерства природы Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67 – утверждены основные положения)

  2. мелиорация земель,

  3. консервация земель.
Рекультивация земель.

Постановление Правительства РФ от 23.02.1994 года №140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»; Приказ Министерства природы, Роскомзема от 22.12.1995 г. № 525/67.

Рекультивация земель – это комплекс работ, направленных на восстановление продуктивности и народно-хозяйственной ценности нарушенных земель, а также на улучшение условий окружающей среды.

Рекультивация направлена на восстановление земель в целях использовании сельского лесного хозяйства, водного хозяйства, для строительства, рекреационных, природно-охранных и санитарно-защитных целях.

Органы, выдающие разрешения на проведение работ, разрушающих почвенный слой, органы, предоставляющие соответствующие земельные участки, обязаны определять условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для дальнейшего их использования, устанавливают порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя.

Разрабатывается проект рекультивации, в котором определены все условия. Он должен пройти экологическую экспертизу.

Приёмка рекультивированных земель проводится специальной комиссией, которая создаётся на местах.

Нарушенные земли – это земли, утратившие свою хозяйственную ценность либо являющиеся источником отрицательного воздействия на окружающую среду в связи с нарушением почвенного слоя, гидрологического режима и образования техногенного рельефа в результате производственной деятельности.

^ Мелиорация земель.

ФЗ от 10.01.1996 г. “О мелиорации земель”.

Мелиорация – это коренное улучшение земельных участков путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, агротехнических и иных мелиоративных мероприятий.

Существуют 4 типа мелиорации:


  1. гидромелиорация;

  2. агролесомелиорация;

  3. культуртехническая мелиорация (как правило, очистка земельных участков);

  4. химическа мелиорация.
Мелиорация осуществляется в целях:

  • повышения продуктивности и устойчивости земледелия;

  • обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции;

  • создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель.
Консервация земель.

Постановление Правительства РФ от 02.10.2002 г. №830 (им утверждено Положение о консервации земель и изъятия их из оборота).

Консервация земель проводится в целях:


  • предотвращения деградации земель;

  • восстановление плодородия почв и загрязненных территорий.
С учётом специальных обследований решение о консервации земель принимают уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления. После принятия такого решения разрабатывается проект землеустройства, в котором определяются сроки консервации, мероприятия, очерёдность проведения мероприятий, их стоимость, а также предложения по дальнейшему использованию после завершения мероприятий по консервации.

Органы, которые приняли решение о консервации, информируют об этом органы Росреестра.

Земельные участки, при принятии решения о консервации либо изымаются из оборота, но сохраняются за их собственниками, землевладельцами, землепользователями либо переводятся в земли запаса.

Частным случаем загрязнения является загрязнение радиоактивными химическими веществами.

В соответствии со ст. 14 ЗК РФ земли, которые подверглись радиоактивному или химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство сельскохозяйственной продукции, отвечающей установленным требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации.

На таких землях запрещается выращивание и реализация сельскохозяйственной продукции.

В целях реабилитации земель, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Разрабатываются специальные экологические программы. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному химическому загрязнению, определен в Постановлении Правительства от 27.02.2004 г. № 112.

Загрязненные земли в зависимости от степени загрязнённости могут:


  1. переводиться в земли запаса для консервации в случае невозможности обеспечения безопасности здоровья человека, необходимого качества, произведённой на этих землях продукции, и при отсутствии эффективных технологий при восстановлении таких земель;

  2. земли используются по назначению с установлением особых условий использования и режима деятельности на этих землях в целях обеспечения безопасности здоровья человека и необходимого качества производимой продукции.
Этих двух случаях устанавливаются охранные зоны, охранные знаки о том, что эти земли загрязнены.

  1. земли используются по целевому назначению без установления особых условий использования, режима деятельности, если уровень загрязнения не превышает установленных нормативов.
^ Убытки от загрязнения . Лица, в результате деятельности которых произошло загрязнение, обязаны возместить причинённые убытки, + обязаны возместить затраты на дезактивацию; расходы по приведению земель в состояние пригодное для использования земель по целевому назначению, либо возмещают стоимость земельного участка в случае перевода земель в состав земель запаса.
^

Вопрос 21. Ответственность за земельные правонарушения.


Ответственность нужно понимать в двояком смысле:

  1. юридическая ответственность как правовой институт (в объективном смысле) – это совокупность юридических норм, устанавливающих неблагоприятные последствия за совершение правонарушения в области использования и охраны земель и порядок их возложения на правонарушителя;

  2. в субъективном смысле юридическая ответственность – это обязанность лица, виновного в совершении правонарушения, претерпеть неблагоприятные последствия, предусмотренные законом или договором.
Основные функции ответственности:

  1. штрафная (репрессивно-карательная);

  2. предупредительно-восстановительная (превентивная);

  3. правовосстановительная (компенсационная).
Основанием ответственности является земельное правонарушение. Земельное правонарушение – это виновное противоправное деяние, нарушающее права, законные интересы и (или) правовые нормы, регулирующие отношения в области использования, управления и охраны земель.

Особенностью ответственности за земельные правонарушения является то, что привлечение виновных лиц к уголовной или административной ответственности не освобождает от обязанности возместить убытки и устранить последствия земельного правонарушения.

В состав правонарушения входят 4 элемента:


  1. объект;
Общим объектом земельных правонарушений являются правоотношения в области использования, управления и охраны земель. Специальным объектом могут быть отношения права собственности на землю, порядок ведения кадастра недвижимости, отношения в сфере управления.

  1. объективная сторона;
Выражается в форме противоправного деяния (как правило, в форме действия, либо бездействия), а так же причинной связи между последствием и причинённым вредом. Земельные правонарушения могут иметь формальный состав и материальный состав. Может характеризоваться факультативными элементами (нецелевое использование водоохранных зон – место использования);

  1. субъект;
Любые лица: граждане, юридические лиц, должностные лица. Они могут быть непосредственными участниками земельных отношений (собственниками, землевладельцами, землепользователями), либо могут быть опосредованными (при самовольном захвате земельного участка);

  1. субъективная сторона.
Это вина (умысел либо неосторожность). Как правило, правонарушения совершаются с косвенным умыслом.

Виды ответственности в сфере использования и охраны земель:


  1. административная ответственность;

  2. уголовная ответственность;

  3. дисциплинарная ответственность;

  4. гражданско-правовая ответственность;

  5. земельно-правовую ответственность.
  1. ^

    Земельно-правовая ответственность.

Вопрос о наличии, отсутствии земельно-правовой ответственности – спорный.

Земельно-правовая ответственность принимается не так часто.

Специфической санкцией земельно-правовой ответственности является земельного участка у собственника либо принудительное прекращение прав на земельный участок.

Специфический порядок применения этой санкции, он определен в ст. ст. 44–47, 54 ЗК, 284–286 ГК, ст.6 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Субъекты: собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи. Арендаторы земельно-правовой ответственности не несут , они несут гражданско-правовую ответственность.

Законодатель установил 2 различных вида порядка применения земельно-правовой ответственности:


  1. прекращение прав у землевладельцев и землепользователей;
Основание для принудительного прекращения права постоянного бессрочного пользования, право безвозмездного срочного пользования, пожизненного наследуемого владения определены в ст.ст. 45 и 47 ЗК.

Принудительное прекращение данных прав производится в следующем порядке:


  1. при наличии правонарушения, предусмотренного ст. 45 и 47 ЗК, орган государственного земельного контроля налагает административное взыскание и одновременно выносит предупреждение о необходимости устранения нарушения;

  2. в этом предупреждении указывается допущенное правонарушение (его содержание, суть), устанавливается срок для устранения допущенного правонарушения; разъясняются права земледельца, землепользователя в случае принудительного прекращения прав; указывается возможность принудительного прекращения прав;

  3. Если в течение установленного срока правонарушение не будет устранено, орган Госземконтроля направляет в суд заявление о принудительном прекращении права на земельный участок. По истечении 10 дней с момента вынесения решения, данный орган (который предоставил участок) уведомляет о таком решении орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество или сделок с ним.

  1. изъятие у собственника.
Основанием для изъятия земли у собственника являются:

  1. неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства или строительства в течение 3-х лет, если более длительный срок не предусмотрен законом (ст. 8.8 КоАП);

  2. использование земельного участка с грубым нарушением правил рационного использования земель, установленных земельным законодательством;
В соответствии со ст. 285 ГК грубым нарушением правил рационального использования понимается использование земельного участка не по целевому назначению, а также использование, которое приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо к значительному ухудшению экологической обстановки.

  1. ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения.
Предусмотрено ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”– ненадлежащее использование земель сельскохозяйственного назначения. Случаи должны указываться в ЗК РФ.

При наличии оснований право собственности принудительно прекращается в судебном порядке путём продажи с публичных торгов. В соответствии со ст.286 ГК требуется 2 условия для того, чтобы орган обратился в суд:


  1. необходимо заблаговременно предупредить собственника о допущенных нарушениях (п.3 ст. 53 ЗК можно использовать по аналогии);

  2. отсутствует письменное согласие собственника земельного участка на добровольное исполнение решения об изъятии земельного участка.
Лицо, которое распоряжается соответствующими земельными участками, должно уведомить собственника о решении о прекращении права собственности.

В суд с требованием об изъятии земельного участка обращается орган Госземконтроля (хотя законе прямо не определено). При изъятии земель сельскохозяйственного назначения в суд обращается орган исполнительной власти субъекта РФ или в случаях установленных законом субъекта РФ – орган местного самоуправления.

Вырученная на торгах сумма не полностью возмещается собственнику. Из неё вычитаются расходы на исполнение судебного решения (ст. 240 ГК по аналогии).

  1. ^

    Административная ответственность за земельные правонарушения.

Административное правонарушение – это противоправное, виновное действие или бездействие физического или юридического лица, за которое КоАП либо законами субъектов Российской Федерации предусмотрена и установлена административная ответственность.

Субъектами являются физические лица, в том числе должностные, и юридические лица. В земельном законодательстве юридические лица рассматривались как субъекты административной ответственности с 1991 года.

Должностное лицо – это лицо, которое наделено организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, вооруженных силах, а так же лицо, которое осуществляет функции представителя власти в силу служебного положения.

Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности с 16 лет Привлечение к административной ответственности юридического лица не освобождает от административной ответственности физическое лицо (должностное лицо).

В соответствии с требованиями земельного кодекса, если к административной ответственности привлечено юридическое лицо за ввод объекта в эксплуатацию, его строительство и в результате такого строительств (ввода) был причинен ущерб земельным участкам, то ответственности так же подлежат соответствующие должностные лица (главный инженер или другое лицо, которое выполняет соответствующие обязанности).

Основные санкции:


  1. административный штраф;

  2. предупреждение.
Можно выделить три группы составов земельных правонарушений, за которые предусмотрена ответственность:

  1. правонарушения в сфере права собственности и иных прав на землю (нап., самовольное занятие земельного участка
использование земельного участка без надлежаще оформленных документов);

  1. противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охрану (например, использование не по целевому назначению, неиспользование земельного участка для строительства);

  2. деяния, нарушающие правила управления в сфере использования и охраны земель (напр., сокрытие информации для ведения кадастра недвижимости).
Компетенция органов по привлечению виновных лиц к ответственности устанавливается гл. 23 КоАП (в основном это суды).
  1. ^

    Гражданско-правовая ответственность за земельные правонарушения.

Возможно две формы гражданско-правовой ответственность:

  1. возмещение в натуре (восстановление прежнего состояния земельного участка);

  2. возмещение убытков (ст. 15 ГК).
В соответствии с Земельным кодексом причиненный земельными правонарушениями вред подлежит возмещению в полном объеме во всех случаях (см. ст.76 и 62 ЗК).

Существует два вида гражданско-правовой ответственности:


  1. договорная – наличие договорной связи между правонарушителем и потерпевшим;

  2. внедоговорная (чаще используется этот вид ответственности).
При возмещении вреда земельному участку как природному ресурсу применяются методики и таксы в соответствии со ст.77 ФЗ «Об охране окружающей среды».

Земельный участок является не только объектом недвижимости, но и частью окружающей среды. Если вред причинен земле как имуществу, то размер убытков доказывает собственник земли.

  1. ^

    Уголовная ответственность за земельные правонарушения.

Два состава преступлений за земельные правонарушения предусмотрены в УК:

  1. порча земель (ст. 254 УК);

  2. государственная регистрация незаконных сделок.
^ Порча земель (ст.254 УК).

За порчу земель предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность (в зависимости от последствий).

Порча земель – это ухудшение физических и биологических свойств почвы, снижение ценности земли.

Объект – это общественные отношения в области использования и охраны земель.

Объективная сторона – это действие или бездействие в форме отравления, загрязнения или иной порчи земель вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке.

Необходимым условием является наступление последствий:

Этот состав материальный. Необходимым условием является вред, который выражается в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.

Причинение вреда окружающей среде может выражаться в гибели леса; гибели животных; загрязнении водных объектов, атмосферы воздуха; гибели водных биоресурсов.

Вред здоровью человека может выражаться:


  • причинение вреда тяжелой, средней, легкой степени;

  • временная или постоянная утрата трудоспособности;

  • расстройство здоровья.
Субъект – специальный, это лицо, достигшее 16-летнего возраста, осуществляющее хранение, использование или транспортировку соответствующих веществ.

^ Субъективная сторона – умысел (как косвенный, так и прямой), при смерти человека – неосторожность к данному последствию.

Квалифицирующие составы:


  1. ч. 2 предусматривает совершение деяния в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации;

  2. ч. 3 – причинение по неосторожности смерти человека.
Государственная регистрация незаконных сделок с земельными участками (ст.170 УК).

3 состава объективной стороны:


  1. регистрация незаконной сделки с земельным участком, т.е. предание юридической силы сделке без достаточных правовых оснований;

  2. искажение учётных записей кадастра недвижимости, т.е. их несоответствие фактическим, качественным, количественным, правовым характеристикам земельного участка;

  3. умышленное занижение размеров платежей за землю (т.е. уменьшение земельного налога или арендной платы).
Объект – общественные отношения в области учета и оборота земельных участков.

Субъект – это должностные лица, использующие своё должностное положение (должностные лица Росреестра, должностные лица налоговых органов).

Субъективная сторона – прямой умысел, обязательным элементом субъективной стороны является корысть или иная личная заинтересованность.

  1. ^

    Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения.

В основе лежит дисциплинарный проступок. Дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.

Субъект – специальный, это лицо, которое состоит с работодателем в трудовых, служебных отношениях, т.е. является работник, в обязанности которого входит соблюдение или исполнение норм земельного законодательства (землеустроители, агрономы, механизаторы и иные лица).

Объектом являются трудовые и земельные отношения (в сфере использования, управления, охраны земель).

Меры дисциплинарной ответственности установлены в ТК (общие: замечание, выговор, увольнение). Порядок применения предусмотрен в ТК РФ, законодательством о государственной и муниципальной службе, законодательством о дисциплинарной ответственности глав администраций, федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами РФ и субъектов РФ. ФЗ, уставами, положениями о дисциплине могут предусматриваться дополнительные меры ответственности.

В течение месяца с момента обнаружения должны быть применены соответствующие санкции.

Приказ о наложении взыскания объявляется под расписку. Он может быть обжалован в КТС и в суд.

Контроль за использованием и охраной земель – это деятельность компетентных органов, направленная на обеспечение соблюдения земельного законодательства, требования охраны и использования земель.

Выделяют 4 вида контроля:

1. государственный;

2. муниципальный;

3. общественный;

4. производственный.

Государственный земельный контроль .

Объектом государственного земельного контроля являются земельные участки и отношения, связанные и их предоставлением, использованием и изъятием.

При осуществлении государственного земельного контроля используются сведения Государственного кадастра недвижимости; Государственного мониторинга земель; производственного земельного контроля; Государственного фонда данных, полученных в результате землеустройства и иные сведения; проводятся съёмки, обмеры земельных участков и иные действия, предусмотренные законодательством РФ.

Органы, осуществляющие государственный земельный контроль:

1. должностные лица и органы Росреестра осуществляют государственный земельный контроль в отношении всех категорий земель и, в частности, осуществляют контроль за соблюдением порядка переуступки права пользования земельными участками, выполнения требований земельного законодательства о недопущении самовольного занятия земельных участков, самовольного обмена земельными участками и использования земельных участков без документов, разрешающих определённую хозяйственную деятельность на данном участке; выполнение требований о наличии и сохранности межевых знаков, о соблюдении порядка предоставления сведений о состоянии земель, за соблюдением исполнения предписаний по вопросам соблюдения земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных правоотношений; направление по выполнению требований земельного законодательства по использованию земель по целевому назначению и выполнению обязанности по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению.

2. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в частности осуществляет контроль:

1) за выполнением обязанности по рекультивации земель;

2) по выполнению требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от процессов, ухудшающих качественное состояние земель;

3) за соблюдением выполнения требований законодательства о недопущении использования участков лесного фонда для определенных целей без специальных разрешений;

4) за соблюдением режима использования земельных участков и лесов, в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов.

3. Федеральная служба по ветеринарному, фитосанитарному контролю осуществляет контроль на землях сельскохозяйственного назначения и на земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель населённых пунктов в частности:

1) за соблюдением мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

2) за соблюдением требований по самовольному занятию, перемещению и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с опасными веществами и отходами производства и потребления;

Конечным результатом этой функции является:

1. выявление и обеспечение устранения нарушений земельного законодательства;

2. исполнение нарушителями земельного законодательства соответствующих предписаний об устранении нарушений земельного законодательства;

3. привлечение виновных лиц к административной ответственности.

Формой земельного контроля являются проверки, которые бывают 2 х видов: плановые и внеплановые проверки.

Юридическими фактами для проведения проверок являются:

1. планы проведения проверок (утверждаются руководителями территориальных органов Росреестра ежеквартально, не позднее чем за 15 дней до планируемого периода);

· в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей плановые проверки по каждому земельному участку проводятся не чаще, чем 1 раз в 2 года;

· в отношении субъекта малого предпринимательства плановая проверка проводится не ранее, чем через 3 года с момента его государственной регистрации.

2. жалобы и обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, физических и юридических лиц о том, что есть нарушение земельного законодательства;

3. сообщение в СМИ о нарушениях земельного законодательства;

4. акты судебных органов.

Сроки проведения проверки устанавливаются распоряжением о проведении проверки. Срок не должен превышать 1 месяц. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, срок может быть продлён до 1 месяца.

При осуществлении проверки в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей должны соблюдаться требования ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля, надзора и муниципального контроля”.

Постановлением Правительства от 27.01.2009 г. земельный контроль был отнесён к одному из видов государственного экологического контроля.

Муниципальный земельный контроль . Муниципальный земельный контроль осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами и распространяется на территорию муниципального образования. Муниципальный земельный контроль осуществляется в порядке, установленном нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный земельный контроль . Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления (ТОС), иными общественными организациями за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия органами власти, органами местного самоуправления решений, затрагивающих права и законные интересы, предусмотренные Земельным Кодексом, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.

Производственный земельный контроль . Осуществляется собственниками, землевладельцами, землепользователями, арендаторами в ходе осуществления хозяйственной деятельности на конкретном земельном участке.

Лица, использующие земельный участок обязаны по письменному запросу Росреестра (но не чаще 1 раза в год) предоставлять сведения об организации производственного земельного контроля. Руководители территориальных органов Росреестра разрабатывают и утверждают годовые планы получения сведений о производственном земельном контроле.

Информационную роль в обеспечении контроля осуществляет мониторинг земель. Мониторинг земель – это система наблюдения за состоянием земель.

Объектом мониторинга являются все земли в РФ. Выделяют подсистемы мониторинга в зависимости от категорий земель.

В процессе мониторинга проводятся изыскание, обследование, съёмки и наблюдения.

Мониторинг включает в себя следующие действия:

1. сбор информации о состоянии земель, её обработку и хранение;

2. непрерывное наблюдение за использованием земель

3. анализ и оценка качественного состояния земель.

По результатам мониторинга составляются научные прогнозы и рекомендации, оперативные сводки и доклады.

Существует 3 вида мониторинга в зависимости от изучаемого объекта:

1. федеральным (объектом являются все земли РФ);

2. региональный (предметом является территория, ограниченная административными, экономическими, физико-геологическими и иными границами);

3. локальный мониторинг (вплоть до отдельного земельного участка).

Библиографический список

Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 22. Ст. 768. (В ред. Законов РФ от 21 февраля 1992 г. и от 2 июня 1993 г.).
Закон РФ от 19 декабря 1991 г. “Об охране окружающей природной среды” // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1992. № 10. Ст. 457; 1993. № 29. Ст. 1111.
Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ “О мелиорации земель” // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 142.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 26. Ст. 3009.
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 109-ФЗ “О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 29. Ст. 3510.
Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ “О гидрометеорологической службе” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 30. Ст. 3609.
Указ Президента РФ от 16 декабря 1993 г. № 2162 “Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 51. Ст. 4935.
Указ Президента РФ от 13 августа 1998 г. № 961 “О Государственном комитете РФ по охране окружающей природной среды и гидрометеорологии” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 33. Ст. 3965.
Постановление Правительства РФ от 15 июля 1992 г. № 491 “Об утверждении Положения о мониторинге земель в Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 4. Ст. 183.
Положение о порядке консервации деградированных сельскохозяйственных угодий и земель, загрязненных токсичными промышленными отходами и радиоактивными веществами. Утверждено постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 555 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 8. Ст. 505.
Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 “Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации” // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994. № 2. Ст. 78.
Постановление Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. № 140 “О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя земли” // Российская газета. 1994. 5 марта.
Постановление Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. № 1425 “Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды” // Собрание законодательства РФ. 1997. № 47. Ст. 5410.
Постановление Правительства РФ от 18 мая 1998 г. № 460 “Об утверждении Положения о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных образованиях, на режимных, особо режимных и особо важных объектах Вооруженных Сил Российской Федерации и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 21. Ст. 2237.
Постановление Правительства РФ от 12 августа 1998 г. № 938 “О государственном энергетическом надзоре в Российской Федерации” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 33. Ст. 4037.
Постановление Правительства РФ от 4 декабря 1998 г. № 1439 “Вопросы Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды” // Собрание законодательства РФ. 1998. № 50. Ст. 6157.
Дикусар В. М. Правовое регулирование разрешения земельных споров в Российской Федерации: Автореф. дис... канд. юрид. наук / М., 1997. 37 с.
Иконицкая И. А. Проблемы эффективности в земельном праве. М.: Наука, 1979. 183 с.

За соблюдением земельного законодательства, охраной и использованием земель состоят в обеспечении исполнения установленных требований (норм, правил, нормативов) пользования землей, в проверке выполнения мероприятий по охране земель органами государственной власти , местного самоуправления , юридическими лицами , их должностными лицами, а также гражданами . Данный контроль является всеобщим (охватывает все категории земель и распространяется на всех собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков) и постоянным (неограничен какими-либо сроками).

Контроль за рациональным использованием и охраной земель осуществляется государством в лице его уполномоченных органов и должностных лиц, а также иными (невластными) субъектами - общественными организациями, собственниками земельных участков, землевладельцами, землепользователями, арендаторами.

Государственный контроль за использованием и охраной земель призван обеспечить исполнение земельного законодательства, соблюдение установленных требований, выполнение мероприятий по охране земель органами государственной власти , местного самоуправления, юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. В своевременных условиях государственный контроль за рациональным использованием земель приобретает еще большее значение, чем раньше.

Законодательство о земельной реформе предоставляет собственникам, землевладельцам, землепользователям, арендаторам широкие права по самостоятельному хозяйствованию на земле. Такая деятельность не должна, как указано в ст. 36 Конституции РФ , наносить ущерб окружающей природной среде и нарушать права и законные интересы иных лиц. Углубление земельной реформы и формирование новых земельных отношений, основанных на введении частной собственности на землю, при сохраняющемся потребительском отношении к ее использованию вызывает необходимость усиления государственного контроля за использованием и охраной земель.

Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования согласно ст. 72 Земельного кодекса РФ осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством РФ и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Общественный земельный контроль имеет немалое значение для сохранения благоприятной окружающей природной среды. Активная деятельность природоохранных организаций по предотвращению нарушения земельного законодательства, по принятию мер к восстановлению нарушенных природных комплексов способствует восполнению пробелов в надлежащем исполнении требований земельного законодательства по охране земель.

Производственный земельный контроль согласно ст. 73 Земельного кодекса РФ осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...