Административное приостановление деятельности компании. Административное приостановление деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица: проблемы и перспективы

Степень ответственности зависит от серьезности проступка. Рассмотрим далее два наиболее распространенных типа санкций.

Общие сведения

В отношении субъектов, совершивших правонарушение, предусмотренное статьями КоАП, наряду с другими санкциями может осуществляться:

  • дисквалификация;

Практика последних лет показывает, что последнее используется достаточно часто. Обязанность по исполнению соответствующих постановлений возлагается на ФССП.

Административное приостановление деятельности

Определение этого типа санкций разъясняется в ст. 3.12 КоАП. Административное приостановление деятельности – вид административного наказания, предполагающий временное прекращение работы коммерческих/некоммерческих субъектов. К ним относят ПБЮЛ, компании, их филиалы, структурные подразделения, производственные участки, представительства. Деятельностью, которая может попасть под запрет, может быть в числе прочего эксплуатация объектов, агрегатов, сооружений/зданий, оказание услуг, производство отдельных работ.

Типы нарушений

В ст. 5.27 КоАП определено, что административное приостановление деятельности применяется в случаях, когда функционирование фирмы несет угрозу здоровью/жизни граждан. Другими словами, временный запрет может налагаться при выявлении грубых нарушений требований пожарной безопасности и предписаний по обеспечению охраны труда, когда сотрудники подвергаются действительной опасности. Законодательство допускает административное приостановление деятельности на срок до 90 дней. Предприятие может привлекаться к ответственности при допущении ею нарушений в сферах:


Важный момент

Административное приостановление деятельности устанавливается в случаях, предусмотренных нормами Особой части КоАП. Такая ответственность предполагается и тогда, когда менее строгие санкции являются недостаточными для нарушителя. К виновному субъекту для обеспечения производства по делу может применяться временный запрет на осуществление деятельности.

Общие правила

Порядок административного приостановления деятельности определяется в ст. 109 ФЗ № 229 В соответствии с общим правилом, постановление судьи реализуется немедленно после вынесения. Следовательно, в качестве срока исполнения выступает дата возбуждения производства. По ч. 14 статьи 30 указанного выше Закона, период для добровольной реализации постановления суда не предусмотрен. Административное приостановление деятельности организации предполагает опечатывание помещений, кассы, мест хранения продукции и прочих материальных ценностей, наложение пломб. Данные мероприятия проводятся с учетом пункта 2 ст. 32.12 КоАП. Законодательство допускает предпринимать и иные меры по реализации предписаний, указанных в постановлении. Так, после разбирательства дела одной из школ, суд вынес решение, предусматривающее административное приостановление деятельности учреждения в связи с низкой температурой в классных помещениях. Директор учебного заведения издал соответствующий указ во исполнение постановления. После этого в школе была начата работа по восстановлению надлежащего температурного режима.

Ответственность субъектов за неисполнение постановления

Законодательство предусматривает административное наказание для предприятий, не выполняющих предписания пристава. В случае злостного уклонения от данной обязанности представителей власти, госслужащими, сотрудниками территориальных органов самоуправления, муниципального/государственного учреждения, коммерческого или иного предприятия законодательство допускает привлечение виновных к уголовной ответственности. Данное положение действует и в отношении субъектов, препятствующих исполнению судебного постановления, предусматривающего административное приостановление деятельности.

Прекращение санкции

Административное приостановление деятельности юридического лица или иного субъекта, привлеченного к ответственности, завершается после истечения определенного законом периода в 90 дн. До этого момента пристав контролирует соблюдение должником вмененных ограничений. Законодательство предусматривает случаи, когда административное приостановление деятельности может быть снято до истечения указанного периода. Это допускается, когда обстоятельства, ставшие основаниями привлечения к ответственности, устранены. Досрочное прекращение предусматривается 3-м и 4-м пунктами ст. 32.12 КоАП. Принятие соответствующего решения осуществляется судом в течение 5 дней с даты получения ходатайства от должника. При рассмотрении заявления уполномоченная инстанция запрашивает заключение об устранении либо неустранении обстоятельств, которые стали основанием привлечения виновного к ответственности.

Невозможность исполнения

Несомненно, субъект, привлеченный к ответственности, будет стремиться к снятию с него санкций. Однако устранить выявленные нарушения не во всех случаях представляется возможным. Как выше было сказано, административное приостановление деятельности предполагает опечатывание помещений и наложение пломб. Это обстоятельство создает препятствия для исполнения судебных предписаний. Согласно п. 2 ст. 32.12 КоАП, не допускается применять меры, способные вызвать необратимые последствия для процесса производства, функционирования и сохранности жизнеобеспечивающих объектов. При получении постановления пристав может признать невозможность исполнения. По п. 4 ст. 73 ФЗ №229 в таком случае служащий возвращает ИЛ в суд либо иной орган, его выдавший. Так, например, если в постановлении предусматривается временная остановка эксплуатации здания районной больницы, являющейся единственным медучреждением на несколько десятков километров, такой документ не подлежит исполнению. Необходимо отметить, что санкция будет действовать по закону в течение 90 дн. По истечение этого периода, независимо от того, ликвидированы нарушения или нет, она прекращается. То есть, предприятие может возобновить работу до следующей проверки.

Дисквалификация

Эта санкция считается достаточно серьезной. Наказание вменяется также по решению суда. Эту санкцию законодательство допускает использовать в случаях, когда руководитель предприятия ранее уже был привлечен к ответственности за нарушение трудовых норм, и при проведении повторной проверки было выявлено, что обстоятельства не устранены либо совершен аналогичный проступок. Дисквалификация предполагает запрет на осуществление деятельности субъектом в течение 1-3 лет. По ст. 5.27 КоАП, гражданин на протяжении этого периода не может выполнять руководящие функции в некоммерческих и коммерческих структурах. Проще говоря, он не вправе быть директором, начальником филиала/представительства или их заместителем. При вынесении судебного постановления о дисквалификации, сотрудника необходимо освободить от руководящей должности и перевести на работу, которая не связана с исполнением управленческой функции.

Последствия

При приеме руководителя на работу, наниматель обязан убедиться в том, что кандидат не лишен права исполнять управленческие функции. В ФНС РФ создана информационная база, в которой в публичном доступе предоставлены соответствующие сведения. Запрос можно направить в любое территориальное подразделение службы. Выписка будет подготавливаться в течение 5 дн. Если при проверке будет обнаружено, что предприятием руководит дисквалифицированный директор, на фирму будет наложен штраф. Его размер может быть до 100 тыс. р. Что касается индивидуальных предпринимателей, то к ним также может применяться это наказание. При этом санкция не лишает гражданина статуса ИП. В данном случае дисквалификация предполагает только запрет на осуществление руководящей работы, медицинской или фармацевтической деятельности, а также связанной с проведением экспертиз промышленной безопасности. Основной санкцией для индивидуальных предпринимателей выступают штрафы.

Заключение

Предпринимательская и иная публичная деятельность регламентируется законодательными нормами. В правовых актах определены предписания, исполнение которых обязательно для всех субъектов. В КоАП предусматриваются разные виды наказаний. При нарушениях, не угрожающих жизнедеятельности людей, виновным вменяются, как правило, денежные взыскания. Однако если проступки будут признаны серьезными, то может последовать и более жесткое наказание. Задача субъектов хозяйствования, в первую очередь, состоит в недопущении нарушений. Если же возникли обстоятельства, выступающие в качестве основания для привлечения к ответственности, то их необходимо устранить по возможности в короткий срок. Тот факт, что приостановление деятельности по КоАП прекращается по истечении 90 дней, независимо от того, исправлены ли нарушения или нет, не говорит о том, что впоследствии не будут применены санкции. При очередной проверке неустраненные обстоятельства вновь будут выявлены. В этом случае субъект может быть дисквалифицирован или привлечен к уголовной ответственности. Безусловно, существуют случаи, когда устранить обстоятельства не представляется возможным. Для исключения таких ситуаций во время судебного разбирательства целесообразно оговорить вероятные препятствия и порядок исправления нарушений. Не следует забывать о том, что исполнение постановления осуществляется сразу же после его вынесения. Если в нем определено опечатывание помещений, то это будет произведено незамедлительно.

Андреева Любовь Александровна

канд. юрид. наук, доцент филиала Российского государственного гуманитарного университета, г. Великий Новгород

Богданов Анатолий Геннадьевич

Адвокат коллегии адвокатов «Защитник»

г. Великий Новгород

Административно-правовая политика в области административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц направлена на упорядочение деятельности этих лиц. Согласно нормам Гражданского кодекса РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность . Вместе с тем самостоятельность не означает, что предприниматель вправе не соблюдать и игнорировать нормы действующего законодательства. Деятельность нарушителей установленного порядка подлежит принудительному приостановлению. В связи с чем возникает вопрос, который требует уточнения понятия приостановления деятельности индивидуального предпринимателя и юридического лица, в том числе, по-сути является ли приостановление деятельности мерой наказания либо является мерой пресечения правонарушения.

Административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ ). Если это административное наказание, следовательно, необходимо определить субъекты, которые подвергаются этому наказания. В соответствии со статьей 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений, и назначать его вправе только суд и применяет к индивидуальному предпринимателю либо юридическому лицу. Представляется, что понятие наказуемого более чем «размытое», и следует уточнить, а кто именно наказан и виновен в совершенном правонарушении. Юридическое лицо - сложное понятие и включает в себя несколько субъектов, которые взаимосвязаны и взаимозависимы в составе юридического лица, в том числе учредители, директор и администрация и, наконец, трудовой коллектив данного предприятия.

Законодатель в статье 3.12 КоАП РФ указал, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении: деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков; эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений; осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ ). Фактически приостановление (фактическое прекращение деятельности на какой-то период), когда предприятие не работает, наступают негативные последствия: не выплачивается заработная плата работникам, не будут выплачиваться налоги, платежи в различные фонды. Таким образом, подвергаются наказанию субъекты, которые невиновны в совершении данного правонарушения, и даже не подозревали, что такая ситуация может произойти, причем не могли повлиять на данную ситуацию. Ответственность учредителя также минимизируется, так как он, в основном, напрямую не связан с производственной деятельностью, не признает себя виновным. Административное приостановление деятельности применяется при угрозе: жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами; наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы; причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, однако административный орган оценивает угрозу и устанавливает сроки для устранения нарушений.

Вместе с тем, законодатель распространил применение данного наказания и на другие правонарушения, в значительной степени отличные по составу, в частности по квалификации объективной стороны нарушения. В частности, деятельность организации может быть приостановлена в случае совершения административного правонарушения в области: оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности; правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах); порядка управления; общественного порядка и общественной безопасности; градостроительной деятельности. В целом, перечисленные составы административных правонарушений могут быть сформулированы в отдельных статьях КоАП РФ. Совмещение разных по составу правонарушений приводит в «неточному» смыслу квалификации понятия «угрозы жизни или здоровью людей», которая не охватывает нарушения правил привлечения иностранных граждан к трудовой деятельности либо нарушения иностранными организациями ограничений на осуществление отдельных видов деятельности.

Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами статьи 28.3 КоАП РФ (ч. 3ст. 23.1 КоАП РФ ).Причем меры устанавливаются одновременно с обращением в суд о наказании в виде приостановления деятельности. Например, в ситуации, когда до рассмотрения дело нарушение уже устранено, а суд наказывает юридическое лицо, приостановив деятельность, либо прекращает дело, или все-таки наказывает штрафом, так как на определенное время нарушение было совершено повторно, либо рассматривает как новое правонарушение и отказывает в приостановлении деятельности. Эта ситуация дает возможность при совершении одного и того же административного правонарушения, применять широкий спектр мер, практически подменяя законодателя, и толковать нормы практически самостоятельно, без учета основного квалифицирующего признака - угрозы жизни и здоровью, в том числе и работникам предприятия. Однако угроза жизни и здоровья работникам предприятия не рассматривается вообще, наоборот работники предприятия терпят материальные и моральные наказания, им не выплачивается заработная плата, а срок 90 дней представляет собой значительный срок в календарном году. Это, зачастую, приводит к социальной напряженности и иным тяжким последствиям. Таким образом, терпят наказание невиновные лица, как непосредственно, так и опосредованно, отсутствуют трудовые гарантии и компенсации.

Следует отметить, что орган, установивший нарушение сам решает вопрос - направлять или нет материалы в суд. В тоже время в статье 29.10 КоАП РФ указывается, что суд самостоятельно определят мероприятия, обеспечивающие исполнение судебного постановления. Таким образом, первый самостоятельно решает вопрос о направлении материалов в суд, суд самостоятельно принимает решение о приостановлении деятельности, а затем самостоятельно определяет мероприятия о приостановлении. Это представляет последовательность нескольких не связанных решений, что в целом, противоречит принципам административного права и целям наказания. В соответствии с частью 2 статьи 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия: опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс; наложение пломб; иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности. На практике суд принимает единственное решение - приостанавливает деятельность юридического лица, тем самым устанавливая причины и вину юридического лица, не вдаваясь в сам состав правонарушения, не установив в основном офисе, либо филиале совершено правонарушение, либо опасно для жизни и здоровья населения использование отдельных средств, механизмов, оборудования. Нередко действия приставов-исполнителей, опечатавших помещения, препятствуют работе бухгалтерии, отделов кадров и других подразделений, тем самым лишая юридическое лицо выполнить требования закона в отношении работников предприятия. Руководителю предприятия необходимо издать соответствующие распорядительные документы, в которых указываются дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается; мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки; лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так контроль за их выполнением. Из данной ситуации следует, что имеются многочисленные пробелы в законодательстве, которые требуют восполнения и толкования.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения. Вместе с тем, это положение не нашло четкого отражения в нормах закона, а Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении № 5 от 24 марта 2005 г. «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»(в ред. Постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 25.05.2006 № 12, от 11.11.2008 № 23, от 10.06.2010 № 13)дает толкование с точки зрения суда, не вдаваясь в суть цели наказания в виде приостановления деятельности.

Судом может быть принято решение о возобновлении деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка, указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, устанавливается дата. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности предприятия является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ ). Требование соблюдения правил пожарной безопасности распространяется на все предприятия и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ ).

Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении, а именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ ). Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ ). При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ ). Следовательно, мера пресечения о приостановлении деятельности и наказание в виде приостановления деятельности, практически, идентичны. Применение приостановления деятельности и по другим поводам, указанным в данной статье также сомнительны, а для предпринимательства такой вид наказания неэффективен и может привести к состоянию банкротства.

Статья 3.12. КоАП РФ указывает, что административное приостановление деятельности применимо, если менее строгие виды административного наказания не могут обеспечить достижение цели административного наказания . Применение административного приостановления деятельности при рассмотрении дел об административных правонарушениях законодатель возложил на судей федеральных районных судов и арбитражных судей. Однако, исследовав применение данной нормы, авторы полагают целесообразным исключение ее из КоАП РФ.

Рассматривая административное приостановление деятельности, необходимо обратить особое внимание на установленный максимальный срок административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, но не указан минимальный срок. В связи с этим, представляется, что максимальный срок в 90 суток и отсутствие минимального срока, способствует применению данного наказания без учета вины и конкретных обстоятельств дела. Безусловно, административное приостановление деятельности как наказание является наиболее строгим и его назначением применяется в случаях угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды, однако, отсутствие низшего предела приводит к необъективной оценке деяния. Соответствующие дополнения и изменения, внесенные в отдельные статьи Особенной части КоАП РФ, существенно ужесточили санкции. Однако законодатель оставил без ответа вопрос о последствиях такого сурового наказания, если и после установленного 90-суточного срока приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица обстоятельства, послужившие основанием, предусмотренным для назначения наказания, не будут устранены. В этой ситуации налагается новое административное наказание, и административный процесс начинается вновь.

Следует учитывать, что существует несколько оснований исключающих применение мер административной ответственности, указанных в статье 227 КоАП РФ , которые исключают производство по делам административных правонарушений. Такими обстоятельствами являются: отсутствие события правонарушения, отсутствие состава правонарушения, издание акта, устраняющего применение административного взыскания, истечение сроков наложения административного взыскания либо привлечение по тому же факту к административной ответственности (постановление о наложении административного взыскания, неотмененное постановление о прекращении дела об административном правонарушении либо наличие по факту уголовного дела). В частности Пленум Верховного суда РФ указал, что наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, обстоятельства угрозы причинения вреда, должны быть указаны судьей в постановлении по делу об административном правонарушении . В постановлении по делу судья обязан решить вопрос о мероприятиях, необходимых для обеспечения его исполнения, которые в зависимости от обстоятельств каждого дела могут заключаться во временном прекращении эксплуатации тех агрегатов, объектов, зданий или сооружений, принадлежащих индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу, либо во временном прекращении осуществления индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, его филиалами, представительствами, структурными подразделениями, производственными участками тех видов деятельности (работ), оказания услуг, от которых исходит угроза причинения вреда охраняемым общественным отношениям (абзац второй части 2 статьи 29.10 КоАП РФ ).

Иными обстоятельствами являются отсутствие состава административного правонарушения, т. е. отсутствуют признаки, которые образуют в своей совокупности состав правонарушения, отграничивающее правонарушение от деяния, которое им не является.

Административное приостановление деятельности осуществляется по решению суда в том случае, если создается угроза жизни и безопасности людей. Доказывание наличия на объекте реальной угрозы жизни и безопасности людей, в соответствии с требованиями КоАП РФ, лежит на органах, установивших наличие административного правонарушения. Само по себе перечисление в административном протоколе допущенных нарушений не является доказательством наличия реальной угрозы жизни и безопасности людей. Без проведения, например, пожарно-технической экспертизы установить величину риска не представляется возможным При рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Субъективную сторону административного правонарушения составляет отношение лица к совершенному им деянию, то есть наличие вины в форме умысла или неосторожности. При этом административное приостановление деятельности возможно только при повторном совершении хотя бы одного из подобных правонарушений, то есть при установлении умысла. При внесении изменений в ст. 20.4 КоАП РФ дело может стать неподведомственным и неподсудным районному суду, т. к. приостановление деятельности, как исключительный вид наказания возможно исключительно судом и только при повторном совершении хотя бы одного из перечисленных в статье 20.4 КоАП РФ нарушений . Требование о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности зачастую неопределенно и направлено на прекращение деятельности юридического лица в целом. При назначении дела к слушанию судья должен выяснить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении и оформлены иные материалы дела. В случае применения временного запрета деятельности, дело должно быть рассмотрено судьей не позднее пяти суток с момента фактического прекращения деятельности по эксплуатации и в остальных случаях дело об административном правонарушении рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня получения судьей протокола об административном правонарушении и других материалов дела . Зачастую требование закона судом не выполняется, дела назначаются с заведомо нарушенным сроком в 1 месяц.

Таким образом, можно сделать вывод, что сущность административной ответственности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в виде приостановления деятельности, требует исключения данного наказания из состава административных наказаний, сохранив административное приостановление деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в исключительных случаях, только при установлении факта угрозы жизни и здоровью людей, в том числе работников предприятия, только судом, и только в качестве меры пресечения. Этот срок должен определяться временем необходимым для устранения допущенного нарушения. Необходимо восполнить пробел в системе наказаний по данной категории административных правонарушений. Таким образом, система административной ответственности требует дальнейшего совершенcтвования, как мер административного пресечения, так и мер административного наказания, замены одних, изживших себя форм административной ответственности другими, имеющими предупредительное значение.

Список литературы:

1. Гражданский Кодекс Российской Федерации по состоянию на 01.05.2011 - [Электронный ресурс] Режим доступа - КонсультантПлюс - 2011

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // [Электронный ресурс]. Режим доступа. - КонсультантПлюс. ВерсияПроф - М., 2011

3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10 июня 2010 г. № 13 «О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Верховного Суда РФ» - Режим доступа. - URL: http://www.supcourt.ru/

4. Федеральный закон РФ от 03.06.2011 № 120-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам пожарной безопасности» - Режим доступа. - URL: http://base.consultant.ru/

5. Федеральный закон РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» - Режим доступа. - URL:

Административное наказание - это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

В соответствии со ст. 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений.

В ст. 3.12 КоАП РФ указано, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

Деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков;

Эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений;

Осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности применяется при угрозе:

  • жизни или здоровью людей;
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды.

Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

Примечание. Согласно п. 1 ст. 30.12 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Принятие положительного решения по жалобе дает юридическому лицу право на возмещение причиненного вреда.

Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами ст. 28.3 КоАП РФ (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Постановление судьи исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его принятия (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Судебные приставы действуют в присутствии понятых, а при необходимости - при содействии сотрудников органов внутренних дел (ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве"). По окончании исполнения постановления приставы составляют акт.

В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия:

  • опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс;
  • наложение пломб;
  • иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности.

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Проведение мероприятий судебным приставом-исполнителем не означает, что организация не может ничего предпринять. Ей следует приложить все усилия для исправления допущенных нарушений. Ведь срок, на который можно приостановить деятельность компании, достаточно велик - 90 суток.

Поэтому ее руководителю необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, в которых указываются:

  • дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается;
  • мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки;
  • лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так и за контроль над их выполнением.

При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

Если компания своевременно выполнит работы по устранению обстоятельств, явившихся причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у нее есть возможность досрочно возобновить деятельность . Для этого организации нужно подать в суд ходатайство, на основании которого он может прекратить исполнение наказания (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ).

При этом суд обязан запросить заключение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, об устранении или неустранении названных обстоятельств. Заключение дается в письменной форме. В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и анализируется в порядке, установленном в ст. 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивированно.

После исследования представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).

Дата возобновления деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Приставы контролируют исполнение нарушителем судебного постановления об административном наказании. В случае возобновления компанией деятельности до окончания срока ее приостановления пристав вправе оштрафовать нарушителя.

По истечении срока приостановления деятельности судебный пристав-исполнитель обязан отменить меры по исполнению наказания и вынести постановление об окончании исполнительного производства. Если же срок административного наказания истек, а нарушения не устранены, то пристав не вправе продлевать срок наказания. В этом случае будет иметь место новое нарушение, о совершении которого вновь составляется протокол об административном правонарушении (п. 7 Письма ВС РФ от 06.03.2006 N 1936-5/общ).

Временный запрет деятельности

Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. А именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Примечание. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ. При этом оформляется соответствующий протокол, который направляется в районный суд вместе с протоколом об административном правонарушении. Руководителю предприятия вручается копия протокола, на основании которой им издается соответствующий приказ об остановке деятельности.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). Этот срок исчисляется не с момента составления протокола, а с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ). При этом срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

В работе организациям предоставлена свобода действий, так как в соответствии с ГК РФ это самостоятельная и основанная на риске деятельность.

Но во времена кризиса иногда становится необходимым закрыть компанию, тем самым обезопасив ее от убытков. При этом не обязательно запускать , если имеется возможность временной приостановки ее деятельности.

Возможные основания для такого действия

Приостановить функционирование компании могут органы контроля или ее руководство по разным причинам. После исправления нарушений и окончания срока временного запрета можно продолжить свою работу.

Итак, возможны следующие варианты:

  • Временный запрет может использоваться, если за административное правонарушение накладывается штраф в виде приостановления работы организации.
  • может выполняться при угрозе жизни и здоровью, появлении заражения, эпидемии, радиационной аварии, нанесении окружающей среде существенного вреда. Предельный срок наложения административного запрета равен 3 месяцам.
  • Добровольное приостановление является вынужденным мероприятием, которое используется при отсутствии возможности обеспечения нормального функционирования компании. Для этого может быть много причин: экономических, организационных, технических и пр. К экономическим факторам относят кризис, ошибки в управлении или негативное изменение рыночной конъюнктуры.

Принудительная приостановка

Данная процедура бывает следующих видов:

  • Административная приостановка деятельности компании согласно российским законам используется при выполнении правонарушений административного характера (в кодексе РФ установлен их список). Решение о таком наказании выносится в судебном порядке. В соответствии с ч. 2 ст. 32.12 КоАП России могут выполняться следующие действия: накладываться пломбы, опечатываться объекты и пр. При этом приглашаются понятые и составляется акт.
  • Временный запрет используется до того, как суд принимает решение о приостановке работы. По сравнению с административным нарушением прав, при временном запрете не требуется решение суда. На основании ч. 2 ст. 27.16 КоАП эти действия выполняет должностное уполномоченное лицо, составляя протокол. Длительность запрета не превышает 5 дней (от фактической остановки работы).

Перед приостановкой деятельности и подачей заявки налогоплательщик должен обратиться к налоговому инспектору, проверив долги по всем штрафам, пеням, налогам и оплатив всё при их выявлении.

После этого заполняется бланк заявления в налоговую о приостановке представления отчетов в 2 экземплярах, где указывается период (его длительность не должна быть более 5 лет). К составленной заявке прикладывается отчетность по всем разновидностям налогов, другим типам обязательных выплат, социальным отчислениям и пенсионным взносам с начала отчетного периода до времени приостановки работы компании. При этом не имеет значения, что срок сдачи очередных форм не настал.

В соответствии с заявкой, в течение 3 дней налоговая структура утверждает решение о приостановке сдачи отчетов или отказывает. Существует несколько причин для отказа:

  • существование в этот период долгов по налогам у компании;
  • отсутствие представления необходимой отчетности.

При получении отказа организация должна устранить его причины и сдать очередной пакет документации. Принятое решение плательщик налогов получает по почте или собственноручно в ФНС.

Добровольная приостановка

Для добровольного приостановления осуществляется следующий алгоритм действий:

  1. Издается приказ о приостановке работы.
  2. Сотрудникам оформляется отпуск без содержания.
  3. Оповещается налоговый орган.
  4. Выполняются обязательства компании, закрываются активные сделки и расторгаются договора об аренде, поставках и пр.
  5. Составляются и сдаются отчеты во время приостановки.
  6. Замораживаются средства на расчетном счету.

Сначала выпускается приказ на специальном бланке, с которым должны ознакомиться все работники. Его подписывает руководитель. В документе отражается причина приостановки деятельности, период ее начала и завершения. Чтобы продлить установленный срок, руководитель выпускает новый приказ. Также этот документ создается и при возобновлении деятельности.

Чтобы у компании не было затруднений, необходимо составлять налоговую отчетность и платить установленные сборы. Это необходимо для предоставления «нулевых» деклараций в налоговые органы. Не нужно закрывать банковские счета, чтобы не пришел инспектор с проверкой.

Если используется система налогообложения ЕНВД, то компания не сможет заморозить свою работу (потребуется снятие с учета для остановки зачисления налогов).

При наличии у фирмы долговых обязательств перед органами контроля и партнерами, их нужно закрыть до приостановки. Иначе нужно будет платить штрафы и пени. Кроме того, возможны судебные разбирательства с партнерскими компаниями из-за неоплаченных долгов.

Можно законсервировать деньги, которые находятся в составе имущества, но нужно будет платить .

Оформление сотрудников на этот период

При добровольной остановке деятельности обязательно нужно решить вопрос с оплатой труда персонала. Ведь если в компании официально числится хоть один работник, то ему нужно зачислять зарплату, платить взносы внебюджетным фондам и налоги. Не стоит принуждать специалистов оформлять уход по своему желанию из-за возможных трудностей с трудовыми инспекторами.

В составленном приказе о заморозке деятельности руководитель должен указать причину (денежные трудности) и оповестить всех работников. Из-за того, что они долго не будут получать деньги, они сами напишут заявление об уходе. А оставшихся людей можно отправить в неоплачиваемый отпуск.

Если у компании денежное положение не критично, сотрудников можно оформить на неполный день, предоставить им административный отпуск. Но им не будет начисляться отпускное пособие, а также другие дотации и компенсации, положенные законом.

В качестве альтернативы для фирмы с большим штатом возможно частичное его сокращение. Но придется платить значительные компенсации, предусмотренные при таком разрыве трудового договора.

Возможна оплата простоя работникам в размере не менее 2/3 от оклада.

Сдача отчетности и другие нюансы

Предприятие, приостановившее свою деятельность, обязано регулярно подавать отчетность. В противном случае временная приостановка работы будет приравниваться к мнимому банкротству. Из-за нулевого баланса трудностей с составлением деклараций не предвидится.

До сдачи первых отчетов после заморозки следует убедиться в полном расчете с уволенными сотрудниками. Также в компании нужно вести книгу доходов и затрат, регулярно сдавать сведения о среднем количестве работников.

Оповещение налоговой службы

Важно вовремя оповестить налоговую службу о приостановке. Оформление уведомления выполняется в виде соответствующего письма, которое нужно направить по адресу ФНС. Оно составляется на официальном бланке, скрепляется печатью и заверяется руководителем.

Его формулировка схожа с приказом, также указывается причина заморозки деятельности, ее срок (если это прописано в приказе). Это письмо отразит готовность сотрудничества организации с налоговыми органами, сделает прозрачной ее деятельность, упростит взаимоотношения с инспекторами.

Вывод основных средств из пользования

Из-за того, что основные средства не будут применяться какой-то срок, следует принять решение об их выводе из эксплуатации (в зависимости от конкретных обстоятельств). Если они не будут выведены, то производится начисление амортизации. Поэтому при долговременной остановке работы предприятия лучше добавить в приказ пункт о выводе ОС из пользования или составить акт о консервации.

Правильно выполненная приостановка работы компании позволит снять с нее денежную нагрузку и защититься от банкротства. При этом не надо проходить повторную , подбирать подходящее помещение, поднимать репутацию на рынке, оплачивать зарплату, взносы и налоги в неудачное время.

  • 7.Понятие, особенности и виды административно - правовых норм. Структура административно – правовых норм.
  • 1) По предмету:
  • 2) По содержанию:
  • 3) По юридической силе:
  • 8.Понятие и виды административно – правовых отношений. Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения административно – правовых отношений.
  • 1) По характеру правоотношений:
  • 2) По виду взаимоотношений, возникающих между субъектами:
  • 3) По целям:
  • 9.Понятие и виды субъектов административного права. Индивидуальные, коллективные субъекты. Административная правосубъектность (правоспособность и дееспособность).
  • 10.Административно – правовой статус граждан. Основные права и обязанности граждан в сфере исполнительной власти.
  • 11.Административно правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 12.Понятие и виды органов исполнительной власти.
  • 1.По территории действия:
  • 2. По характеру компетенции:
  • 4. По порядку разрешения подведомственных вопросов разли­чают:
  • 13. Президент рф, полномочия в сфере исполнительной власти.
  • 14.Правительство рф, общая характеристика, структура, порядок образования, компетенция.
  • 15.Федеральные органы исполнительной власти рф.
  • 16.Органы исполнительной власти субъектов рф.
  • 17.Понятие и принципы государственной службы.
  • 18. Государственная должность: понятие и классификация.
  • 19.Понятие государственного служащего и его правовое положение: права, обязанности, ограничения.
  • 20.Прохождение государственной службы.
  • 21.Поощрение и ответственность государственных служащих.
  • 22.Муниципальная служба: понятие и содержание.
  • 23.Коммерческие и некоммерческие организации как субъекты административного права.
  • 24. Понятие, и виды форм осуществления исполнительной власти.
  • 25. Понятие, виды и значение правовых актов исполнительной власти.
  • 26.Требования, предъявляемые к правовым актам управления.
  • 27.Издание правовых актов управления.
  • 28.Понятие и виды административно – правовых методов.
  • 29.Административное принуждение как один из административно – правовых методов. Понятие и особенности административного принуждения.
  • 31.Понятие административной ответственности. Специфические признаки административной ответственности, её отличие от других видов юридической ответственности.
  • 32.Понятие административного правонарушения, его признаки.
  • 33.Юридический состав административного правонарушения (проступка).
  • 34.Административное наказание: понятие и виды.
  • 35.Предупреждение и административный штраф как меры административного наказания.
  • 36.Административное приостановление деятельности и конфискация как меры административного наказания.
  • 37.Лишение специального права как мера административного наказания.
  • 38.Дисквалификация и административный арест как меры административного наказания.
  • 39.Административное выдворение за пределы рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 40.Наложение административных наказаний: общая характеристика.
  • 41.Административная ответственность юридических лиц.
  • 42.Органы, применяющие меры административного принуждения.
  • 43.Понятие и предмет административного процесса. Принципы административного процесса.
  • 44.Субъекты административного процесса, процессуальное положение участников производства.
  • 45.Понятие и система стадий производства по делам об административных правонарушениях. Возбуждение дела об административных правонарушениях.
  • 46.Рассмотрение и решение дела об административных правонарушениях.
  • 47.Обжалование (опротестование) и пересмотр постановления по делу об административных правонарушениях.
  • 48.Исполнение постановления о наложении административного наказания: общая характеристика.
  • 49.Производство по исполнению постановления о наложении административного штрафа.
  • 50.Производство по исполнению постановления о конфискации.
  • 51. Производство по исполнению постановления о лишении специального права и постановления о дисквалификации.
  • 52. Производство по исполнению постановления об административном аресте и постановления об административном выдворении за пределы рф.
  • 53.Законность в системе исполнительной власти: содержание и способы обеспечения.
  • 54.Судебный контроль.
  • 55.Понятие и виды государственного контроля в сфере исполнительной власти. Общественный контроль. Обращение граждан как средства контрольной деятельности.
  • 56.Административный надзор.
  • 57.Общий надзор прокуратуры.
  • 58.Административная юрисдикция: понятие и основные черты.
  • 59.Подведомственность дел об административных правонарушениях.
  • 60.Дисциплинарная ответственность.
  • 36.Административное приостановление деятельности и конфискация как меры административного наказания.

    Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

    Административное приостановление деятельности применяется в случае:

      угрозы жизни или здоровью людей; возникновения эпидемии, эпизоотии;

      заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами;

      наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы;

      причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды;

      совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

      совершения административного правонарушения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;

      совершения административного правонарушения в области установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности;

      совершения административного правонарушения в области правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах);

      совершения административного правонарушения в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности;

      совершения административного правонарушения в области градостроительной деятельности.

    Административное приостановление деятельности назначается судьей только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

    Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 суток.

    Судья на основании ходатайства лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, послужившие основанием для назначения данного административного наказания.

    Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

    В отличие от уголовного законодательства, где конфискация имущества как вид наказания исключена из системы наказаний и рассматривается как иная мера уголовно-правового характера, в законодательстве об административных правонарушениях конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения признается административным наказанием. Кроме того, если УК РФ допускает возможность конфискации широкого круга имущества лица, совершившего преступление, то в КоАП РФ в качестве наказания применяется конфискация строго определенных вещей - орудий совершения или предметов административного правонарушения.

    Необходимо отметить, что КоАП РФ значительно расширил применение данного административного наказания по сравнению с ранее действовавшим КоАП РСФСР. Конфискация орудий совершения и предметов административного правонарушения предусмотрена более чем в 50 статьях Особенной части КоАП РФ в качестве дополнительного вида административного наказания. Значительно расширился круг конфискуемых предметов. Ими могут быть: денежные средства, валютные ценности, этиловый спирт и алкогольная продукция, оружие, боеприпасы, орудия производства, сырье, изготовленная продукция, несертифицированные средства связи, контрафактная печатная продукция, транспортные средства, суда, летательные аппараты и др.

    Однако точно так же, как и при возмездном изъятии, у граждан, для которых охота или рыболовство - основной законный источник средств к существованию, нельзя конфисковать охотничье оружие, боевые припасы и другие дозволенные орудия охоты или рыболовства. Соответствующее положение сформулировано в ч. 2 ст. 3.7 КоАП РФ. регламентирующей применение конфискации как меры административного наказания.

    Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, как и возмездное изъятие, назначается только судьей.



    Последние материалы раздела:

    Промокоды летуаль и купоны на скидку
    Промокоды летуаль и купоны на скидку

    Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

    Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
    Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

    DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

    DHL Global Mail курьерская компания
    DHL Global Mail курьерская компания

    Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...