Финансовое право. Финансовые правоотношения. Особенности возникновения, изменения, прекращения и функционирования финансовых правоотношений Основания возникновения финансовых правоотношений

Возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений

Основанием возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений являются юридические факты, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия - это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными - не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События - это обстоятельства , не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений.

Например, рождение у гражданина ребенка , достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий . Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий.

Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа).

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права сложения недоимок по налогам и т.д.

Прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию , в связи с призывом в армию и т.д. Рассмотрев в данной главе понятия , основные особенности финансово-правовых отношений, а также основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений можно переходить к изучению классификации финансовых правоотношений.

Определение 1

Финансовым правом называется совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе образования, использования и распределения денежных фондов государства и муниципальных образований.

В процессе реализации норм данной отрасли права образуются финансовые правоотношения. Анализ механизма их возникновения, изменения и прекращения позволяет понять всю систему действующего в России финансового законодательства.

Возникновение, изменение и прекращение бюджетных правоотношений

Согласно Бюджетному кодексу РФ, бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и органов местного самоуправления.

Бюджет играет значительную роль в политической и хозяйственной жизни каждой страны, он призван обеспечивать необходимым финансированием социально-экономическое развитие государства, его обороноспособность и другие потребности.

В соответствии со статьей 1 Бюджетного Кодекса РФ бюджетными правоотношениями являются:

  1. отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней;
  2. отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, а также контроля их исполнения.
  3. отношения, возникающие при установлении правового статуса участников бюджетного процесса;
  4. отношения, возникающие при установлении правовых основ порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Бюджетная система нашей страны состоит из трех уровней:

  1. федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды;
  2. бюджеты субъектов Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды;
  3. местные бюджеты.

Возникновение финансовых правоотношений в бюджетной сфере осуществляется в связи с принятием бюджета соответствующего уровня. Бюджет России и государственные внебюджетные фонды разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов. Бюджеты субъектов РФ и территориальные государственные внебюджетные фонды принимаются представительными органами власти в регионах. Местные бюджеты – прерогатива муниципальной власти.

Замечание 1

Изменение финансовых правоотношений в этой сфере осуществляется при внесении поправок в бюджетное законодательство. А прекращение взаимоотношений между субъектами права происходит в результате исполнения бюджета.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о подготовке отчета об исполнении федерального бюджета.

Возникновение, изменение и прекращение налоговых правоотношений

В соответствии с Налоговым кодексом РФ, налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц и организаций в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Сбор представляет собой обязательный взнос, взимаемый с физических лиц и организаций. Его уплата является одним из условий совершения органами государственной или муниципальной власти юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги зачисляются в бюджет соответствующего уровня или государственные внебюджетные фонды и, как правило, обезличиваются в них. Этим налоги отличаются от сборов, которые взимаются на определенные цели, являются платой за оказание гражданину или организации каких-либо юридически значимых действий.

Определение 2

Налоговое правоотношение – это общественное отношение, субъекты которого наделяются определенными правами и обязанностями, возникающими при установлении, введении и взимании налогов и сборов, а также в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение правонарушений в данной сфере.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность вносить в бюджеты разного уровня соответствующие платежи.

Налоговый кодекс РФ, определяя участников налоговых правоотношений, вводит понятие о налоговых агентах, которыми признаются лица, исполняющие обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению денежных средств в бюджет. Налоговыми агентами, например, являются работодатели.

Налоговые правоотношения могут возникнуть в связи со следующими действиями:

  1. регистрация предприятия;
  2. устройство физического лица на работу;
  3. приобретение, получение в дар имущества или транспортного средства.

Следовательно, прекращение налоговых правоотношений происходит в результате закрытия предприятия, увольнения сотрудника или продажи имущества.

Изменение налоговых правоотношений возможно в случае внесения поправок в налоговое законодательство или в связи с переменами в статусе самого налогоплательщика.

Возникновение, изменение и прекращение правоотношений в сфере страхования

Страхование является самостоятельным институтом финансовой системы государства, оно имеет два аспекта: экономический и правовой. Как экономическая категория, страхование представляет собой систему образования денежных или материальных фондов, которые используются для возмещения ущерба, возникшего в результате стихийных бедствии или других непредвиденных обстоятельств.

Замечание 2

В соответствии со статьей 72 Конституции России, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий находятся в совместном ведении федеральных и региональных органов власти.

Нормы финансового права регулируют: источники формирования страхового фонда, его взаимоотношения с бюджетной системой России, порядок использования средств, компетенцию органов власти в данной сфере, процедуру обязательного государственного страхования.

Нормы гражданского права регламентируют:

  • основания возникновения различных страховых правоотношений,
  • права и обязанности их субъектов,
  • закрепляют объекты страхования,
  • предусматривают существенные условия договора страхования, его форму, условия освобождения страховщика от обязанности по страховому обязательству,
  • и т.д.

Источниками страхового права, имеющего комплексный характер, являются нормативные акты конституционного, гражданского, финансового, трудового, медицинского, административного и других отраслей законодательства Российской Федерации.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru/

Введение

Глава 1. Финансовые правоотношения: понятия и особенности

Глава 2. Субъекты финансовых правоотношений

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В финансовом праве "финансовая деятельность государства" определяется как базовая юридическая категорияпоследнее время равно применяется и понятие "финансовая деятельность государства и муниципальных образований"). Данная категория в современном понимании претерпела определенную эволюцию.

В конце XIX - начале XX века основополагающей категорией науки о финансах и науки финансового права было понятие "финансовое хозяйство" (которое отождествлялось с понятиями "публичное (государственное) хозяйство", "принудительное хозяйство"). "Финансовая наука, - писал В. А. Лебедев, - есть наука: о финансовом хозяйстве. Поэтому в нее и должно входить изучение всего, что понимается под словом "хозяйство". А хозяйство состоит из трех непосредственно связанных между собой операций: приобретения доходов, расходования их и выводов результатов хозяйничания". Именно содержание этой категории и определяло понимание системы финансового права.

Содержание категории "финансовое хозяйство" охватывало не только финансово-правовые институты как структурные элементы системы финансового права - государственный бюджет, налоги и т.д. (существующие и в настоящее время), но и правовой режим доменов - имущество, призванное приносить доход государству (например, государственные леса); регалий - почтовая, монетная, телеграфная; разработки государственных промыслов - горные, соляные и т.д. К предмету финансово-правового регулирования относили и так называемые вещные потребности - казенные подряды и поставки, отношения по поводу которых регулируются в настоящее время нормами гражданского права.

Такое смешение качественно различных категорий можно объяснить тем, что отождествлялись предмет финансовой науки и предмет финансового права вследствие имеющей место "генетической связи финансового права как правовой категории и финансов как экономической категории, обусловленной диалектикой формы и содержания".

Главной целью финансовой деятельности государств на современном этапе является финансовое покрытие публичных затрат на социальные и иные программы, обеспечивающие реализацию коллективных интересов. Эта деятельность призвана обеспечить, гарантировать выполнение не одной какой-то задачи или функции государства, а практически всех. "Расходы государства как вид финансовой деятельности являются методом осуществления его внутренних экономических, культурно-воспитательных, социальных и внешних функций". Вследствие полифункциональности финансовой деятельности государства Ю. А. Крохина считает актуальным ее деление "по сферам общественных отношений, регулируемых финансовым правом" - бюджетная деятельность, налоговая деятельность, кредитная и т.д.Финансовые отношения, возникающие в обществе, требуют правового регулирования. При этом применяются разнообразные нормы финансового права. Развитие финансового права идет бурно в условиях проводящейся в России административной реформы. Регулирование нормами финансового права затрагивает самые различные аспекты экономики страны. Поэтому тема работы является актуальной.

Цель работы состоит в рассмотрении особенностей развития понятия и правового регулирования финансовых правоотношений, которые возникают в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Для реализации этой цели в работе были поставлены следующие задачи:

Определить сферу возникновения финансовых правоотношений;

Рассмотреть особенности финансовых правоотношений и их отличия в системе смежных правоотношений;

Раскрыть содержание финансовых правоотношений, а также их виды в структуре финансовых отношений;

Проанализировать правосубъектность участников финансовых правоотношений;

Изучить особенности развития теории и практики применения финансовых правоотношений в России.

Объектом исследования являются финансовые правоотношения. Предмет исследования - особенности проявления финансовых правоотношений в России.

Теоретической и методологической основой исследования являются статьи, публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, статистические данные.

Глава 1. Финансовые правоотношения: понятия и особенности

1.1 Понятия и особенности финансовых правоотношений, основные виды

финансовый правоотношение защита возникновение

Финансовые правоотношения -- это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Правовая урегулированность этих отношений необходима для достижения целей, поставленных государством и органами местного самоуправления в области финансовой деятельности. Урегулированные нормами финансового права, они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм финансового права, их участники находятся во взаимной связи через субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения) охраняются принудительной силой государства.

Следует иметь в виду, что в процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, не нуждающиеся в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной, аналитической, массово-разъяснительной и иной деятельности государственных органов и органов местного самоуправления). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целенаправленность и четкую организованность. Вне правовых отношений финансовая деятельность неосуществима. Только при взаимосвязанных юридических правах и обязанностях, реализация которых гарантируется мерами государственного принуждения, может быть обеспечено получение государством и органами местного самоуправления запланированных доходов, их распределение и использование соответственно намеченным планам и программам.

Обладая общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового образования, распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов я доходов, т.е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных отношений, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее -- финансовых ресурсов государства и муниципальных образований, используемых на общезначимые потребности. Такой объект правоотношений налицо, например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из него ассигнований; при оказании финансовой помощи органом государственного управления подведомственным организациям, между Центральным банком РФ и Правительством РФ при использовании банковского кредита для покрытия бюджетного дефицита; между государством или и органами местного самоуправления и гражданами в связи с уплатой налогов и т.д.

Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности, также обеспечивают движение финансовых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует поступление денежных средств в различные государственные (муниципальные) денежные фонды, распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие общественно необходимые потребности. При этом государственные органы наделены властными полномочиями: они вправе издавать предписания, обязательные для исполнения другими участниками финансовых правоотношений -- предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Такого рода предписания могут быть адресованы также другим государственным органам согласно подчиненности и подконтрольности. Однако государственные органы, выступая в финансовых правоотношениях от имени государства, имеют не только право властных предписаний, но и обязанности, связанные с правами других участников финансовых правоотношений. Аналогично взаимодействуют с участниками финансовых правоотношений и органы местного самоуправления. Права всех участников финансовых правоотношений находятся под защитой государства, реализация их, как и выполнение финансовых обязанностей, обеспечивается его принудительной силой.

Для финансового правоотношения должны быть налицо все рассмотренные специфические черты в комплексе, характеризующие финансовые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения.

Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т.п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана характерно для финансовых правоотношений. Договор им, как правило, не свойствен.

Властно-имущественными являются и финансовые правоотношения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного самоуправления.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов. Сами участники финансовых правоотношений о них договариваться не вправе. К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события.

Действия -- это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными -- не соответствующими им. Для финансовых правоотношений наиболее характеры такие юридические факты, как утверждение финансово-плановых актов. Соответственно общим требованиям правовых норм в них конкретно выражены права и обязанности участников правоотношений в области финансовой деятельности. После выполнения заданий, содержащихся в планах, финансовые правоотношения прекращаются, но нередко возникают вновь между этими же участниками на основе новых планов.

На основании правовых норм и финансовых планов общего значения принимаются индивидуальные финансово-правовые акты, которые также ведут к возникновению, изменению или прекращению финансовых правоотношений. Это, например, извещение налогоплательщика налоговым органом о необходимости уплаты определенной суммы налога, распоряжение министерства о передвижении средств по статьям смет подведомственных учреждений в рамках сводной сметы этого министерства, о выделении временной финансовой помощи подведомственным предприятиям и др.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (начисление пеней на невнесенную сумму налогового платежа в государственный или местный бюджет, прекращение финансирования при использовании средств не по целевому назначению и др.).

События -- это обстоятельства, не зависящие от воли людей (смерть и рождение человека, стихийное бедствие). Правовая норма может связывать с ними возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возраста влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций из вышестоящего бюджета в нижестоящий.

Лучшему представлению о финансовых правоотношениях, пониманию их содержания и особенностей помогает их классификация по разным основаниям: по кругу участников, по способам государственной защиты, по длительности и др.

Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в зависимости от структуры финансовой системы РФ. При такой классификации выделяются финансовые правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы: бюджетные, налоговые, по поводу организации финансов государственных предприятий, организации страхового дела и т.д. Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансового права по этому же признаку.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в конкретном размере или определенном виде доходов и расходов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например, на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность Правительства РФ представить в установленный срок Думе проект федерального бюджета по определенному перечню показателей. Процессуальные финансовые правоотношения осуществляются путем использования установленных форм и видов актов органов и органов местного самоуправления, соблюдения сроков тех или иных действий.

Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. По словам К. Маркса, «форма лишена всякой ценности, если она не есть форма содержания». Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав и обязанностей в области финансов, поскольку не только содержание, но и формы существенны. Поэтому одним из важных факторов повышения уровня финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления является совершенствование процессуальной стороны этой деятельности.

1.2 Основания возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений

Возникновения, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов, т.е. предусмотренные нормами финансового права действия (бездействие) или события, вызывающие возникновение, изменение или прекращение у отдельных юридических или физических лиц финансовых прав и обязанностей.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Таким нормативным актом в области финансовой деятельности государства является Закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальным нормативным актом является извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1. погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2. выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3. использование выданных бюджетных ассигнований;

4. осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5. прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например, в связи с переходом на пенсию, в связи с призывом в армию и т.д.

Глава 2. Субъекты финансовых правоотношений

Субъекты финансового правоотношения. Следует различать понятие “субъект финансового права” и “субъект (или участник) финансового правоотношения”

Субъект финансового права -- это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.

Субъект финансового правоотношения -- это реальный участник конкретных правоотношений.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права

Субъектами финансовых правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица (и организации, не наделенные правами юридического лица), государственные образования (Российская Федерация, субъекты РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью финансовых правоотношений является то, что одним из субъектов этих отношений обязательно должен быт соответствующий орган государственной власти (либо государственное или муниципальное образование в целом).

Финансовое правоотношение не может возникнуть между физическими лицами (гражданами); между физическими лицами (гражданами) и юридическими лицами, имеющими организационно-правовую форму, базирующуюся на частной собственности, а также между данными юридическими лицами. Субъектный состав финансового правоотношения определяется видом финансового правоотношения.

2.1 Классификация финансовых правоотношений

Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.

А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,

института финансового права, на следующие виды:

· бюджетные правоотношения;

· налоговые правоотношения;

· неналоговые правоотношения;

· финансовые правоотношения в области государственного кредита;

· финансовые правоотношения в области страхования;

· правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

· финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

· финансовые правоотношения, возникающие в области денежного обращения и расчетов;

· валютные правоотношения.

Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:

· возникающие между органами государственной власти; между органами государственной власти и управления общей компетенции;

· между вышестоящими и нижестоящими органами государственного управления, в том числе финансово-кредитными органами;

· между предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами и ведомствами;

· между финансовыми органами и предприятиями, учреждениями, организациями;

· между финансовыми органами и гражданами;

· между самими финансово-кредитными органами.

2.2 Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений

Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения, связанных с защитой прав в области финансовых отношений, к государственным и муниципальным органам, предприятиям, организациям, учреждениям.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты имеет свои особенности, но везде он проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими государственными органами.

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан действует административный и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу.

Судебный порядок защиты. В главе 2 Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод (ст. 46). Решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в международные органы по защите прав. Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, то есть использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ.

По Конституции России (ст. 125) и новому Закону РФ “О Конституционном Суде РФ” 1994 г. в его полномочия входит разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров о компетенции между государственными органами; по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов он проверяет конституционность законов, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится к сфере финансовых отношений.

Методы защиты финансовых правоотношений. Соблюдение правил, закрепленных в финансово-правовых нормах, означает и обеспечение прав субъектов финансового права. В этих целях широко применяется метод убеждения в различных формах, прежде всего в проведении разъяснительной работы. В результате большей частью субъектов они выполняются добровольно. В случае нарушения установленных правил в области образования, распределения и использования государственных и местных денежных фондов вводится в действие метод принуждения в различных его проявлениях (применение санкций, запретительных мер и др.). Важно, чтобы в соотношении этих методов первоочередность принадлежала методу убеждения; такая последовательность свойственна высокому правосознанию, к которому область финансов в условиях перехода к рыночным отношениям предъявляет повышенные требования.

Заключение

Д. В. Винницкий отмечает, что "понятие финансовой деятельности государства: с юридической точки зрения имеет значение лишь в той степени, в какой оно определяется правом как мера дозволенных или предписанных правом действий указанных субъектов, осуществление которой обеспечивается юридическими правами и обязанностями тех лиц, чьих субъективных интересов она может коснуться". Юристы-финансоведы единодушны в том, что финансовые отношения, образующиеся в ходе воздействия государства как субъекта финансовой деятельности на ее объект, не имеют место в качестве фактических общественных отношений, а существуют только в правовой форме как правоотношения.

Таким образом, важнейшим средством финансовой деятельности государства служат правовые нормы. Основной массив действий и операций, составляющих содержание финансовой деятельности, осуществляется с помощью правовых норм. Прежде всего, это объясняется тем, что право - уникальное средство, позволяющее государству донести свою волю до неограниченного круга субъектов.

Список использованной литературы

2. Воронова Л.К., Мартьянов Н.В. Советское финансовое право. - Киев: Вища школа, 1983.

3. Горбунова О.Н. Проблемы совершенствования основных финансово-правовых институтов в условиях перехода России к рынку: Автореф. дисс. : докт. юрид. наук. М., 1996.

4. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. - М.: Норма, 2001.

5. Карасева М.В. Финансовое право - политически "напряженная" отрасль права // Государство и право. 2001. N 8.

6. Коган М.Л. Хозяйственная реформа и финансовое право. М.: Знание, 1988.

7. Крохина Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. - М., 2001.

8.Казанцев Н.М. Модальная логика стратегии глобализации // Экономическая теория на пороге XXI века-7: Глобальная экономика / Под ред. Ю.М. Осипова, С.Н. Бабурина, В.Г. Белолипецкого, Е.С. Зотовой. М.: Юристъ, 2003.

9. Казанцев Н.М. Отношения государственной службы // Теоретические проблемы государственного управления и государственной службы. М.: РАГС, 1997.

10. Казанцев Н.М. Семантические критерии и преткновения административного реформирования // Информационные проблемы в сфере административной реформы. Институт государства и права РАН. М., 2005. С

11. Карасева М.В. Финансовое право. Общая часть: Учебник. М.: Юристъ, 2000.

12. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА М), 2001.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Механизм возникновения, изменения и прекращения финансовых правоотношений, система финансового права. Определение финансовых правоотношений, общие условия их возникновения. Обязывающие, запрещающие, уполномочивающие нормы; гипотезы, диспозиции и санкции.

    курсовая работа , добавлен 07.01.2010

    Области возникновения современных проблем финансовых правоотношений. Актуальные проблемы правоотношений в налоговой, финансовой и бюджетной сферах. Решение проблем в сфере современных финансовых правоотношений, их возникновение, изменение и прекращение.

    реферат , добавлен 07.01.2010

    Финансовые правоотношения: понятие, отличительные черты, виды. Классификация финансовых правоотношений: по содержанию финансово-правовых норм, особенностям объекта, по институту финансового права. Субъекты финансового права и финансовых правоотношений.

    реферат , добавлен 01.12.2008

    Понятие и особенности финансовых правоотношений. Виды финансовых правоотношений: бюджетные, налоговые правоотношения, отношения по страхованию, валютные правоотношения, правоотношения в области банковской деятельности. Нормы финансового права.

    курсовая работа , добавлен 14.08.2008

    Особенности финансовых и налоговых правоотношений, их содержание и развитие, условия возникновения и изменения. Определение сущности правоотношений по формированию бюджетов, развитие межбюджетных отношений. Основные субъекты налоговых правоотношений.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2011

    Понятие и основные элементы гражданских правоотношений. Характеристика структуры гражданского правоотношений. Особенности общественных отношений, связанных с рассмотрением оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.

    реферат , добавлен 21.02.2014

    Общее понятие соблюдения и защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений. Административный, судебный порядки защиты субъектов финансовых правоотношений. Особенности защиты прав субъектов налоговых, бюджетных и валютных отношений.

    контрольная работа , добавлен 02.03.2011

    Особенности, субъекты и объекты гражданских правоотношений. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений. Абсолютные и относительные, вещные и обязательственные, правоотношения имущественного и неимущественного характера.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2015

    Классификация финансово-правовых норм. Финансовые правоотношения. Юридические факты в финансовом праве. Классификация финансовых правоотношений. Субъекты финансового права. Защита прав субъектов финансовых правоотношений. Норма финансового права.

    реферат , добавлен 02.06.2008

    Основания возникновения маркетинговых правоотношений. Исследование маркетингового права. Юридические факты – это предусмотренные в законе обстоятельства, которые являются основанием для возникновения (изменения, прекращения) конкретных правоотношений.

Читайте также:
  1. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма.
  2. Абсолютная монархия в Англии. Предпосылки возникновения, общественный и государственный строй. Особенности английского абсолютизма. (лекция)
  3. Агентский договор может быть прекращен как по общим, так и по специальным основаниям, предусмотренным ст. 1010 ГК.
  4. Акционерные общества и их виды. Правовое регулирование статуса, образования, функционирования и прекращения деятельности
  5. Анализ деловых и финансовых рисков предприятия во взаимосвязи с уровнем рентабельности
  6. Анализ и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости организации.
  7. Анализ платежеспособности организации: понятие, цели, информационная база, методика расчета показателей, оценка их изменения. По данным бухгалтерской отчетности проведите анализ.
  8. Анализ состава и динамики прибыли. Анализ финансовых результатов.

Финансовые правоотношения - это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов.

Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег, денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.

В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: государственно-властный и имущественный.

Возникновение финансово-правовых отношений обычно осуществляется на основании правового нормативного или индивидуального юридического акта. Такой нормативный акт в области финансовой деятельности государства - закон о федеральном бюджете, который принимается ежегодно. Индивидуальный нормативный акт - извещение финансовым органом гражданина о необходимости уплатить какой-либо налог.

Изменение финансовых правоотношений не может быть произведено по волеизъявлению их участников. Оно совершается на основе нормативного акта в связи с изменением предусмотренных в нем фактов и событий. Например, факт увеличения или уменьшения размера бюджетных ассигнований вызывает изменение данного правоотношения.

Прекращение финансовых правоотношений наступает во многих случаях. Из них наиболее часто встречаются следующие:

1) погашение финансового обязательства в результате уплаты суммы в срок или взыскания недоимки (просроченного платежа);

2) выполнение задания по государственным доходам по бюджету или внебюджетным фондам;

3) использование выданных бюджетных ассигнований;

4) осуществление компетентными органами права взыскания недоимки по налогам;

5) прекращение правоотношений по налогам с населения происходит по достижении определенного возраста, предусмотренного законом, например в связи с переходом на пенсию, призывом в армию и т.д.

Порядок, органы и методы защиты финансовых правоотношений. Для защиты прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, применяется административный и судебный порядок защиты.

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных условий или юридических фактов.

Под юридическим фактом понимают конкретное жизненное обстоятельство (действие, событие, ситуацию), в результате которого возникают, изменяются и прекращаются правоотношения.

Юридические факты делятся на действия (такие факты, которые связаны с волей хотя бы одного из участников правоотношения) и события (такие факты, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения).

В свою очередь действия подразделяются на правомерные (юридические акты и юридические поступки) и неправомерные (противоправные).

Под юридическими актами понимают действия, совершенные с намерением породить юридические последствия. Некоторые из них имеют властный характер.

Юридические поступки, в отличие от юридических актов, представляют собой действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, однако в силу определенных обстоятельств обусловившие наступление этих последствий. Причем это происходит независимо от воли, желания и намерений этих лиц.

События же, в отличие от действий, не зависят от воли человека, но при этом влекут за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Юридическими фактами – событиями могут быть, например, рождение, болезнь или смерть человека; пожары, эпидемии, наводнения.

При неисполнении участниками финансовых правоотношений своих обязанностей возникают правоотношения, связанные с применением мер ответственности (взыскание штрафа в связи с невнесением налогового платежа в государственный или местный бюджет).

Наконец, возникновение, изменение или прекращение финансовых правоотношений, как было отмечено ранее, может быть связано с событиями. Например, рождение у гражданина ребенка, достижение лицом определенного возрас­та влияют на правоотношения по поводу налоговых платежей; в связи со стихийными бедствиями, эпидемиями возникают правоотношения по поводу предоставления субвенций пострадавшим субъектам РФ из федерального бюджета.

Субъекты ФП

Субъект финансового права – это лицо, обладающее право­субъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями.

Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. В то же время субъект финансового права, вступая в кон­кретные правоотношения при реализации своих прав и обязан­ностей, приобретает новые свойства – он становится субъектом (участником) правоотношения.

Круг субъектов российского права состоит из трех основных групп:

Государство и его территориальные подразделения.

Коллективные субъекты.

Индивидуальные субъекты.

Так, в первую группу входят:

1) Российская Федерация;

2) субъекты РФ (республики, края, облас­ти, города федерального значения, автономная область, автономные округа);

3) муниципальные образования (городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа, внутригородские территории городов федерального значения);

4) административно-территориальные образования особого ре­жима (закрытые административно-территориальные образова­ния (ЗАТО)).

Вторую группу субъектов финансового права образуют коллективные субъекты (го­сударственные, муниципальные и общественные организации), к числу которых относятся:

1) государственные органы представительной и испол­нительной власти;

2) органы местного самоуправления;

3) предпри­ятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности.

Третью группу субъектов финансового права образуют индивидуальные субъекты, или физические лица. Речь идет о гражданах РФ, иностранных гражданах и лицах без гражданства.

Защита прав субъектов финансовых правоотношений

Административный порядок действует главным образом в случае применения мер государственного принуждения в данной области к органам государства и местного самоуправления, предприятиям, организациям, учреждениям.

Административный порядок защиты везде проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства). Например, при защите прав государства на получение налоговых платежей - бесспорный порядок взыскания их с предприятий, организаций, учреждений по решению налогового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ).

В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке и, во-вторых, обратиться в суд или арбитражный суд.

В Конституции РФ каждому гарантирована судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т.е. использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения).

Важной стороной защиты прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осуществления обязанностей ущерб - возмещению.

25. Финансовый контроль: понятие, значение. Государственная финансовая дисциплина

Финансовый контроль - это контроль соблюдения законнос­ти и целесообразности действий в области образования, рас­пределения и использования государственных, муниципальных и иных денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях эффективного социально-экономичес­кого развития страны в целом и ее регионов.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются:

1) соблюдение установлен­ного в области финансовой деятельности правопорядка всеми органами государственной власти и местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами;

2) экономическая эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства и муниципальных образований.

В результате реализации задач финансового контроля укрепля­ется финансовая дисциплина. Финансовая дисциплина - это четкое соблюдение уста­новленных предписаний и порядка образования, распределения и использования денежных фондов государства, субъектов местно­го самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Тем самым финансовый контроль обеспечивает интересы государства, муниципальных образований, а также способствует соблюдению прав и интересов конкретных граждан, предприятий, учреждений (например, контроль за соблюдением законодательст­ва о предоставлении льгот по платежам в бюджет).

Виды финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям.

Так, в зависимости от времени проведения контроль может быть:

Предварительным (проводится до совер­шения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов);

Текущим (осуществляется в процессе со­вершения денежных операций);

Последующим (проводится после совершения финансовых операций).

В зависимости от волеизъявления субъектов контрольных правоотношений контроль подразделяют на:

Обязательный (проводится в силу требований законодательства, либо по решению компетентных государственных органов);

Инициативный (осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов: собственными силами (внутренний контроль), либо посредством привлечения аудиторов или аудиторской организации).

В зависимости от особенностей правового статуса субъектов контрольной деятельности выделяют:

Государственный,

Муниципальный,

Общественный

Ауди­торский финансовый контроль.

В зависимости от содержания финансовый контроль делится на:

Бюджетный,

Налоговый,

Страховой,

Валютный,

На рынке ценных бумаг.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...