Должен ли гражданин проживать по месту прописки? Закон о двойном гражданстве

Поделится в соц. сетях:

Наверное каждый знает о том, что такое место регистрации. Это то место проживания, за которым официально «закреплен» человек. Именно ориентируясь на этот адрес гражданину обычно и оказываются различные госуслуги. В народе же до сих пор применим и популярен более емкий и удобный термин — «прописка».

Однако у многих возникает вопрос «Действительно ли регистрация закрепляет человека за одним адресом и не дает ему возможности жить где то еще?». Особенно этот вопрос актуален для иностранных граждан, которые просто обязаны в течение определенного времени по прибытию в РФ где — то себя прописать. В этой статье мы расскажем вам, действительно ли вы должны проживать по месту регистрации и касаются ли общие правила иностранных граждан.

Проживание гражданина РФ

Для начала рассмотрим тех, у кого есть гражданство РФ. Законодательство в целом не говорит ничего конкретного о том, должен ли проживать гражданин по месту своей регистрации или нет. Поэтому сразу перейдем к рассмотрению практики. На деле же все достаточно просто и понятно — гражданин не обязан проживать по тому месту, в котором он зарегистрирован. Однако если он всегда будет жить там, где он прописан, то ему будет проще получать различные услуги, так как большинство госслужб (и в частности ) достаточно серьезно относятся к данной «привязке».

Совсем другое дело если человек уезжает на заработки или длительное проживание в другой город. В этом случае ему все же стоит сделать себе новую временную регистрацию хотя бы для того, чтобы так же продолжить получать необходимый пакет услуг или же не нарушать множество норм (в основном, трудовых). К тому же временная регистрация не требует от вас «отписываться» от основного места жительства, что весьма удобно.

В целом же никто особенно не ограничивает право гражданина жить там, где ему угодно. В большинстве случаев место регистрации — это всего лишь еще один идентификатор физического лица . Тем более что практически во всех бланках, договорах и прочих заполняемых документах имеется отдельная строчка «Место фактического проживания», в которой гражданин может указать то место, в котором он действительно живет.

Пребывание иностранного гражданина

Теперь поговорим об иностранных гражданах. Их перемещение на территории РФ курируется значительно строже, а сами они должны проходить обязательную регистрацию при прибытии в Россию. Однако существует некоторая разница между регистрацией по месту пребывания и местом проживания. Для начала рассмотрим место пребывания. Это, как правило, отель, кемпинг или иное место жительства, которое имеет свойство быть временным. Если у находящегося в России иностранца имеется только временная регистрация по месту пребывания, то он обязан проживать именно там, где он прописан. В противном случае ему грозит выдворение или весьма крупный штраф. Кроме того, даже если иностранец сменит место первоначального пребывания на другое аналогичное, не уведомив об этом миграционную службу, его так же

Проживание иностранного гражданина

Теперь поговорим именно о проживании. Если иностранец прибыл в РФ и оформил себе место для постоянного проживания (например, с целью получить РВП, ВНЖ или даже гражданство РФ), то он будет так же обязан проживать именно там, де он зарегистрирован. Однако это — уже не настолько жесткое требование. Связано это с тем, что даже если иностранец и не появляется по месту проживания, доказать его отсутствие там бывает достаточно тяжело. Так что на практике проблемы у того иностранца, который не живет по месту регистрации, могут возникнуть в следующих ситуациях:

  • При трудоустройстве. Особенно актуально при проверках работодателя на наличие нелегальных рабочих на его предприятии. Если иностранец зарегистрирован в одном месте, а работает в другом, то ему может грозить депортация;
  • При , ВНЖ . В этом случае с точки зрения государства иностранный гражданин достаточно сильно привязан к место своей прописки. И если будет установлено, что он там просто не живет, то иностранцу могут даже отказать в разрешении на дальнейшее проживание на территории РФ;
  • При проведении проверок. Например, если гражданин иностранного государства совершил какое — то нарушение, а затем еще и оказалось, что по месту регистрации он не проживает. В этом случае ему так же грозит депортация.

Как видите, опять же складывается двоякая ситуация. Фактически, иностранный гражданин обязан постоянно проживать там, где он зарегистрирован. Практически же допускается ряд поблажек, которые могут как облегчить иностранцу передвижение и проживание в РФ, так и обеспечить ему неприятности. Так что мы настоятельно рекомендуем всем иностранцам придерживаться законодательства и проживать только по меступрописки.

Александр Еремеев

Опыт работы юристом - с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация - миграционное и гражданское право.

Многие граждане нашей страны хотят побывать за границей, чтобы посмотреть устои жизни иностранных жителей, отдохнуть и узнать много нового. Но стоит понимать, что, находясь за границей вы подпадаете под юрисдикцию другой страны, но это не отменяет того факта, что Российская Федерация по-прежнему может вас защищать в проблемных ситуациях. В данной статье мы поговорим о правах Россиян за границей , куда можно обратиться за помощью , кто должен помогать в другом государстве , и что если возникли проблемы , можно ли обратиться в посольство ?

Права Россиян за границей

Конституция Российской Федерации в статье 27 говорит о том, что любой гражданин может выезжать за пределы государства. Кроме того, данный гражданин Российской Федерации имеет право вернуться в свою страну.

Граждане могут выезжать по различным основаниям: отдых, смена временного жительства, приглашение родных и близких, образование, работа, туризм и т. д. Документом, удостоверяющим личность, по-прежнему остается паспорт, а для специальных субъектов это может быть паспорт дипломата, паспорт по службе, паспорт моряка. Связь с государством имеет важное значение, ведь именно оно взяло на себя обязанность заботится о своих граждан и защищать их права и обязанности. При контакте с государством стоит прежде всего обратить на свои права, которые первоначально даются в Конституции. Если вы контактируете с определенным государственным органом, то его деятельность регулируется либо федеральными законными, либо ведомственными актами.

Получи ответ на свой вопрос за 15 минут

Юристов готовы Вам помочь.

Таким образом, вы можете осознавать взаимные права и обязанности, и понимать их значение. Тем не менее, лучше почитать доктрину и практику по этому вопросу. Естественно стоит находить современную информацию, так как источники права могут поменяться, а информационные источники так и остаются в книгах и интернете. Практика имеет важное значение для изучения вопроса, так как несмотря на принцип законности, все же имеется масса действий, которых на самом деле производятся в нарушении нормативных норм и основополагающих принципов внутригосударственного и международного права.

Граждане Российской Федерации, которые проживают за рубежом имеют двойное подчинение законодательству, то есть они находятся под юрисдикцией Российской Федерации и правовой системы иностранного государства. В таком случае, например, если в Российской Федерации установлено правостороннее движение, а в Великобритании левостороннее, то, естественно, лицо не будет ездить по правой стороне дороги, если в РФ установлено иное. Также существуют лица с двойным гражданством, поэтому они обязана соблюдать законы так же обеих стран.

Кто должен помогать в другом государстве

Очень важно иметь ввиду статью часть 2 статьи 61 Конституции Российской Федерации, где говорится о том, что, когда гражданин выезжает за границу Российская федерация покровительствует его интересы.

Для этого создаются дипломатические и консульские учреждения в иностранных государствах для защиты прав и свобод отечественных гражданином. Кроме того, они выполняют некоторые услуги, помогающие взаимодействовать с государственными органами РФ.

По сути данные органы очень широки в своей компетенции, через них можно решать массу вопросов, связанных с государственными органами. Кроме того, данные органы помогают адаптироваться отечественным гражданам, произвести какие-либо действия, осуществляют помощь в защите прав и свобод. Таким образом, консульство и дипломатические учреждения по сути могут выполнить практически весь объем прав, которые выполняют другие органы в РФ, так как они могут выполнять лишь посреднические операции между отечественным государственным органом и гражданином.

Консульские и дипломатические учреждения руководствуется в своя деятельность в первую очередь законодательством Российской Федерации, поэтому важно отметить, что иностранное законодательство на них распространяется только в обывательских вопросах. Если же говорить о защите своих прав, то они имеют дипломатическую неприкосновенность, таким образом, они не привлекаются к ответственности в иностранном государстве. Таким образом, консулы и дипломаты могут беспрепятственно выполнять любые действия для защиты своих прав в пределах своей компетенции. Важно, что них можно разрешить практически любую проблему, связанную с различными правоотношениями. Если в отношении гражданина осуществляются незаконные действия, то ему в первую очередь стоит идти в консульство или дипломатическое учреждение.

При взаимодействии с государственными органами важно учитывать, что там люди хорошо знают свою компетенцию в виде права и обязанностей. Таким образом, доказать свою правоту в спорной ситуации может быть проблемной, учитывая, что у данных лиц есть определенные контакты с другими государственными органами. Тем не менее очень часто данные сотрудники превышают свои полномочия и не выполняют определенные обязанности, в этом случае может помочь обычная жалоба на имя начальника, либо в вышестоящий орган.

В этом случае можно рассчитывать на то, что действия сотрудника будут пресечены, а ваши права восстановлены. Кроме того, жалобы на государственные органы можно подавать до самой верховной инстанции органа, либо подать жалобу в прокуратуру, осуществляющую надзор за государственными органами. Методов защиты свои прав большое множество, просто необходимо научиться правильно пользоваться этим институтом. В этом случае вы сможете защищать свои права в любых правоотношениях, когда они были нарушены либо ущемлены.

На территории иностранного государства может случатся множество различных проблем, включая и самых критических. В этом случае Российская Федерация должна оказать любую поддержку своим гражданам, включая не только дипломатическую и консульскую, но и правоохранительную, судебную, медицинскую и др.

Куда можно обратиться за помощью

  1. Идите в полицию.А лучше возьмите свидетеля и идите в полицию. Даже если кража или нападение случились минуту назад, не пытайтесь найти воров самостоятельно. Потеряете время или нарвётесь на ещё большие неприятности.
  2. Если до поездки вы выполнили 10 перечисленных пунктов, копия паспорта у вас есть.Как и список ценных вещей. В списке подчёркиваете потерянное и вместе с копией паспорта отдаете сержанту на исполнение.
  3. Международной связи и интернета в полицейском участке, как правило, нет.Стандартная практика. С полицейским вам предоставят 10-15 бесплатных минут интернета в любом ближайшем отеле или кафе. Этого достаточно, чтобы сделать три вещи:
  4. Итак, рапорт у вас на руках.С печатью отделения полиции, подписью офицера и штампом, заверяющим подпись – без этого документ не действителен. Сделайте несколько копий.

Возникли проблемы можно ли обратиться в посольство?

При возникновении проблем именно в посольства, консульские и дипломатические учреждения необходимо обращаться в первую очередь. Некоторые ситуации, конечно, можно попробовать разобрать в иностранных государственных органах, но лучше сначала обратиться к своим соотечественникам, и выслушать их совет по этому поводу.

В иностранном государстве гражданину чужой страны тяжело защищать свои права. При спорных ситуациях с государственными органами стоит грамотно разработать последовательность действий. Возможно в данной ситуации вам понадобится юридическая помощь в зависимости от того, насколько сложная данная ситуация.

Бывает, что даже жалобу в государственные органы стоит правильно составить для того, чтобы она была правильно рассмотрена и оценена. Кроме того, ссылки на нормы права и правильное объяснение ситуации дает возможность оценить общественные отношения, указанные в жалобы с юридической точки зрения.

Таким образом, лучше первоначально обратиться за юридической консультации, где будет оценена ваша ситуация, потом юрист сможет понять, насколько вы правы и что можно сделать. Жалобы в вышестоящие органы и прокуратуру могут сыграть ключевую роль, но нельзя забывать о судебной защите граждан, которая тоже может оказать весомую роль для защиты ваших прав и свобод. В конечном итоге, реализация института защиты прав и свобод гражданина требует определенных познаний юридической сфере.

Важно! По всем вопросам прав граждан России за границей, если не знаете, что делать и куда обращаться:

Звоните 8-800-777-32-63.

Или можете задать вопрос в любом сплывающем окне, для того, что бы юрист по вашему вопросу смог Вам максимально быстро ответить и проконсультировать.

Юристы по международным вопросам и вопросам миграции, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале , постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам.

Dec. 25th, 2013 03:07 pm Чем грозит новый закон о регистрации

«В 1921 году было несколько иначе, чем в 1924 г. Именно нельзя было так ездить: снялся и поехал черт знает куда! Очевидно, те, что ведали разъездами граждан, рассуждали приблизительно таким образом:

Ежели каждый начнет ездить, то что же это получится?

Нужно было поэтому получить разрешение.»

М. Булгаков «Богема»

Попытался тут разобраться, чем же грозит нам всем новый закон об ужесточении наказания за нарушение правил регистрации, подписанный президентом несколько дней назад . Текст закона можно посмотреть вот здесь - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156010 или http://www.rg.ru/2013/12/25/izmeneniya1-dok.html . Там много чего понаписано: внесены дополнения в «Закон о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ), Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), в «Закон о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ» и т. д.

Подробно пересказывать и разбирать все эти пункты не буду, поскольку главное для меня - понять, чем они грозят законопослушным гражданам. А грозят они появлением двух новых статей в Уголовном кодексе РФ и трёх статей - в Кодексе РФ об административных правонарушениях. То бишь, граждане, нас всех теперь дополнительно можно засудить за два уголовных и за три административных правонарушения. Сейчас попробую рассмотреть их все по порядку.

Для простоты, если отдельно не указано обратное, я объединяю понятия «постановка на миграционный учёт иностранного гражданина», «регистрация иностранного гражданина по месту жительства», «регистрация гражданина РФ по месту пребывания», «регистрация гражданина РФ по месту жительства» в одно общее понятие - «регистрация». Это всё немного разные вещи и регулируются они разными нормами, но за нарушение этих правил предусмотрены схожие санкции, а для объяснения сути дела так будет проще.

Уголовка

Итак, в Уголовном кодексе РФ появились две новые статьи и, соответственно, два новых преступления: «Фиктивная регистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в РФ и фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в РФ» (ст. 322.2 УК РФ) и «Фиктивная постановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания в жилом помещении в РФ» (ст. 322.3 УК РФ). За эту самую «фиктивную регистрацию» по обеим статьям суд может впаять огромный штраф, принудительные работы и даже три года (!) лишения свободы.

Естественно, сразу возникает вопрос, что же это за зверь такой - фиктивная регистрация. Процитируем текст закона, причём наиболее интересные места я выделил жирным шрифтом.

Так вот, фиктивная регистрация гражданина РФ - это регистрация «на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении , либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица» (новая редакция «Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», ст. 2).

Фиктивная регистрация иностранных граждан похожа по содержанию - это регистрация «на основании представления заведомо недостоверных (ложных) сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилых помещениях без намерения пребывать (проживать) в этих помещениях или без намерения принимающей стороны предоставить им эти помещения для пребывания (проживания) » (новая редакция УК РФ, ст. 322.3).

Что такое «намерение пребывать (проживать) в помещении», в чём оно выражается и как доказать его отсутствие у человека - лично мне не очень понятно. Например, мой друг зарегистрировал меня у себя дома на месяц, я у него прожил денёк и уехал в другое место - у меня было намерение проживать или нет? Или мой друг меня зарегистрировал у себя дома, и я даже громогласно заявил ему о намерении проживать у него, но, только получив регистрацию, передумал и сразу уехал - это как расценивать? Или мой друг меня зарегистрировал у себя дома, а потом говорит: «Слушай, дружище, извини, ко мне тёща с тестем приезжают, а они гостей не любят, поживи, пожалуйста, у кого-то другого» - было тут намерение «нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение» или он мне дурил голову?

В общем, когда отсутствие определённого мыслительного процесса в голове человека является неотъемлемой частью состава преступления - это выглядит несколько странно. Вы в любой момент можете сказать, что намерение у вас было, «но, знаете, как-то не сложилось». И кто, кроме вас, может достовернее сказать, что происходит у вас в голове? В общем, доказать «отсутствие намерения» в принципе невозможно, и как суды будут это делать, мне совершенно непонятно. Логика и здравый смысл подсказывают, что осудить человека по этим статьям невозможно. Но так как в российском суде возможно всё, то на логику и здравый смысл я бы, конечно, не уповал.

Разбираться в этом деле должны мировые судьи (им подсудна уголовка с наказанием не более чем на три года лишения свободы). С одной стороны, это наименее квалифицированные и компетентные судьи в российской судебной системе, с другой стороны, они ближе всего к населению и у них, возможно, ещё не атрофировано понятие о здравом смысле и справедливости, что иногда бывает с судьями вышестоящих судов. Короче, не очень понятно, как это всё будет реализовано на практике.

При этом, что характерно, в Уголовном кодексе РФ не появилось статей «Нерегистрация гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства» или «Непостановка на учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания» или что-то в этом роде. То есть неправильная регистрация наказывается, а если вы её не делаете - никакого наказания нет. Таким образом, собственник жилья будет иметь меньше стимулов регистрировать живущего у него человека. И я бы, кстати, тоже не рекомендовал делать это без лишней необходимости: как уже было сказано, российский суд может выдать какой-то кульбит и посадить вас на три года только за то, что вы прописали у себя приятеля из другого города, а он сразу свалил к себе домой. А если вы никому никакой регистрации не делали, то и повода наказывать вас нет. Вернее, есть повод наказать вас за административные правонарушения по новой статье 19.15.2 КоАП РФ или по старой статье 18.9 КоАП РФ (часть 4), но там максимальное наказание - штраф 5 тыс. р. (в Москве и Питере - 7 тыс. р.). А это, согласитесь, не так фигово, как загреметь в лагерь на три года.

Вывод такой: новый туманный и неоднозначный закон позволяет трактовать как преступные многие действия по оформлению регистрации, так что лучше без крайней необходимости никого не регистрировать. Если же вы кого-то не зарегистрировали, то это пока не считается преступлением, так что при прочих равных это более безопасный вариант.

Да, и ещё одно небольшое лирическое отступление. Я тут всё пугаю собственников жилья, а может быть, всё напрасно - вообще-то в законе недостаточно чётко указан субъект преступления. Ведь регистрация - это «фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания» (новая редакция «Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», ст. 2). То есть действие под названием «регистрация» производит «орган регистрационного учёта», а если точнее - работник Федеральной миграционной службы, которому вы относите все необходимые документы. Соответственно, это он производит регистрацию, а если вы принесли ему заведомо недостоверные документы или достоверные, но без намерения вашего гостя жить у вас, то опять же именно он производит фиктивную регистрацию, а вовсе не вы (вы же никого не регистрируете, вы только документы принесли). То есть по идее, если у вашего гостя нет намерения проживать в вашей квартире, закон предписывает наказать за фиктивную регистрацию именно этого несчастного работника ФМС. Выглядит абсурдно, так что, видимо, наказывать будут всё-таки собственника жилья. А может, и нет. Впрочем, я еще не изучал уголовное право, и могу, конечно, что-то напутать. Ау, специалисты по уголовке! Мне правильно кажется, что закон как-то хреново написан, или я просто что-то не до конца понимаю?

Административка

Но вернёмся к нашим баранам и поговорим о новых административных правонарушениях. Благодаря новому закону появились две новых статьи в КоАП РФ, а одна старая статья была изменена. Раньше в КоАП РФ была только статья 19.15 «Проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации». Она предусматривала наказание (максимум - штраф 2500 р.) за следующие действия: а) проживание без паспорта; б) проживание без регистрации; в) допущение собственником жилья того, что кто-то у него дома совершает «а» или «б».

Теперь все эти вещи развели по разным статьям и у нас получилось три отдельных статьи: статья 19.15 «Проживание гражданина РФ без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта)», статья 19.15.1 «Проживание гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации» и статья 19.15.2 «Нарушение правил регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении». Наказать по-прежнему можно и «регистрирующего», и «регистрируемого» - как за незаконную регистрации, и за её (регистрации) отсутствие. Штрафы за всё это дело повысили, но, к счастью, других наказаний не ввели (а могли бы и ножичком полоснуть, то есть могли бы и административный арест подвести под эту статью).

Статьи получились особенно многословными, потому что указаны некоторые категории граждан, которые могут не регистрироваться. Например, в качестве особого благодеяния могут забить на регистрацию супруг или ребёнок или родитель или бабушка и дедушка собственника жилья. Также можно забить на неё, если вы зарегистрированы в одном месте, а живёте в любом другом месте в том же регионе (при этом москвичам и питерцам можно также жить соответственно в Подмосковье и Ленобласти, и наоборот - жителям Подмосковья не нужно регистрироваться в Москве, а жителям Ленобласти - в Питере).

Но в принципе забить на регистрацию могут и все остальные граждане, поскольку закон не придумал ни новых санкций за её отсутствие, ни новых поощрений за её наличие.

Поясню подробнее - как и раньше, для граждан РФ сохранились два вида регистрации: регистрация по месту пребывания и регистрация по месту жительства. Отличаются они тем, что в первом случае гражданам выдается свидетельство о регистрации, во втором - ставится отметка в паспорт (прописка). И в первом случае регистрацию нужно сделать в течение 90 дней. Это всё раньше было прописано в постановление правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении правил регистрации…», а теперь - в «Законе о праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» (в статьях 2 и 5 в новой редакции).

То бишь по-прежнему закон формально позволяет любому гражданину России временно проживать без регистрации в любом жилом помещении на территории нашей страны, если он проводит там не больше 90 дней. А фактически - неограниченное время, поскольку никто не в состоянии достоверно доказать, что он в течение 90 дней непрерывно проживал по какому-либо адресу .

Я об этом уже писал в статье про полицию (http://www.tvoiprava.info/obzory/police#TOC--37), но тут повторюсь. Главное, с чем нужно разобраться - с понятиями «место пребывания» и «временное проживание».

1) Место пребывания - это конкретное жилое помещение с определенным адресом. Из новой редакции «Закона о праве граждан РФ на свободу передвижения…»: «место пребывания - гостиница […] либо не являющееся местом жительства гражданина РФ жилое помещение, в которых он проживает временно». То есть местом пребывания не может быть территория города или какого-то населенного пункта. Находиться в Москве или другом городе без регистрации можно любое количество времени, если вы при этом не живете по одному адресу больше трёх месяцев либо живете, например, в палатке, на вокзале или на улице.

2) Временное проживание - понятие, которое в законе четко не определено. Но формально под ним можно подразумевать непрерывное проживание в течение 90 дней с обязательным ночлегом каждую ночь по этому адресу. Ведь если вы на ночь уедете в другое место, то уже будете «временно проживать» там и по возвращении на старое место отсчет 90 дней начнется заново.

Таким образом, штрафовать за отсутствие регистрации можно, только если вы непрерывно проживаете по определенному адресу больше 90 дней. И вспомните при этом про принцип презумпции невиновности - вы не обязаны доказывать, что живете по какому-либо адресу меньше 90 дней.

Да, и рассматривать дела по статье 19.15 КоАП, равно как и по новым статьям 19.15.1 и 19.15.2 могут только участковый (КоАП ст. 23.3 ч. 2 п. 9) или сотрудник Федеральной миграционной службы (КоАП ст. 23.67). Тут ничего не изменилось, так что любой другой сотрудник полиции (чиновник, сотрудник ФСБ и т. д.) все так же не имеет права ни проверять у вас регистрацию, ни тем более оформлять протокол или постановление о её отсутствии. Так что если постовой грозит вам «выписать штраф» за отсутствие регистрации, помните - это, скорее всего, пустые угрозы.

То бишь схема действий может быть такая: подходит к вам на улице очередной полицейский, проверяет документы и спрашивает: «А регистрация где?» - «А нету» - «А вы сколько в Москве находитесь?» - «Две недели» - «А как докажете?» - «Никак не докажу, но, как следует из принципа презумпции невиновности, гражданин не должен доказывать свою невиновность, это задача правоохранительных органов доказать его виновность» - «Чё, больно умный?» - «То, что я говорю, кажется вам слишком умным?» ну и так далее.

Если спросит: «Знаете, что ввели уголовное наказание за нарушение правил регистрации?» можно сказать: «Знаю, но это касается только фиктивной регистрации, а у меня, как видите, вообще никакой регистрации нет, так что наказывать меня не за что». Или: «Знаете, что ужесточили наказание за нарушение правил регистрации?» - «Знаю, но меня это не касается - я-то ничего не нарушил, поскольку не проживал ни в каком жилом помещении больше 90 дней». В конец концов, можете сказать: «Послушайте, товарищ майор, если я что-то нарушил, то готов ответить по всей строгости закона. Пишите протокол и постановление об административном правонарушении, а я уже пойду в суд, и он разберется, виноват я в чём-то или нет». Даже если у него хватит ума выписать такое постановление, вы легко обжалуете его, и полицейский, скорее всего, получит дисциплинарное взыскание за такую глупость.

Если же в квартиру, где вы живете без прописки и регистрации, явился участковый либо сотрудник миграционной службы, они имеют полное право проверить у вас наличие регистрации. Впрочем, и они должны доказать, что вы непрерывно живете здесь больше 90 дней. Сложно представить, как они это сделают - разве что установят за вами слежку и будут три месяца дежурить в подъезде. Конечно, если у вас есть билеты на поезд или самолет, доказывающие, что вы пробыли здесь меньше 90 дней, можете их показать. Если нет - ничего страшного. Как уже было сказано, доказывать свою невиновность вы не должны.

Если кто не понял, то всё вышесказанное касается только граждан РФ. А с иностранными гражданами вообще ничего не изменилось. Нарушение иностранцем режима пребывания в России (под которое можно подвести отсутствие регистрации) всё так же предусмотрено статьей 18.8 КоАП и всё так же наказывается штрафом в размере от 2000 до 5000 руб. «с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового» (а если дело происходит в Москве, Подмосковье, Питере и Ленобласти - то штрафом от 5000 до 7000 и уже точно «с административным выдворением за пределы Российской Федерации»). Для тех же граждан РФ, кто принял у себя иностранцев, но не зарегистрировал, предусмотрен штраф в 2000-4000 р. (КоАП РФ, ст. 18.9 ч. 4) Все подробности про «регистрацию» иностранцев я уже расписал тут - http://www.tvoiprava.info/obzory/foreign#TOC--23 , и тут - http://www.tvoiprava.info/obzory/police#TOC--38 . Но вообще иностранцев новый закон почти не касается, направлен он, в основном, против граждан России - как тех, кто живёт не по месту прописки, так и тех, кто принимает у себя других граждан России или иностранцев.

Резюме

Таким образом, в новом законе нет никакого нового «кнута» за отсутствие регистрации, равно как и нет «пряника» за её наличие. Никаких новых стимулов делать регистрацию у граждан не появилось: по-прежнему вы можете в большинстве случаев работать без регистрации в любом регионе России, по-прежнему вы можете прикрепиться к поликлинике по месту фактического проживания, по-прежнему загранпаспорт вы можете оформить в любом отделении ФМС (правда, если у вас нет прописки в данном районе, то придётся ждать четыре месяца) и так далее и тому подобное. Каких-то вещей, правда, делать не сможете (например, голосовать на местных выборах), но в целом, как и прежде, жить без регистрации можно, чем и занимаются десятки и сотни тысяч наших сограждан. А президент Владимир Путин и партия «Единая Россия», вместо того, чтобы облегчить жизнь и гражданам, и государству, написали и приняли очередной бессмысленный закон.

Впрочем, ругать их нужно не столько за новый бестолковый закон, сколько за то, что совковую процедуру регистрации они до сих пор не приведут в соответствие с логикой и здравым смыслом. Вот, к напримеру, что пишет puerrtto о регистрации в Израиле (http://ru-antivisa.livejournal.com/332369.html?thread=1163857&): «Зашел на сайт МВД в интернете, заполнил онлайн форму, нажал "send". Примерно через неделю мне по почте пришел вкладыш в паспорт с новой регистрацией. Иными словами, абсолютно уведомительная система, при которой не нужно "выбивать" и "выстаивать". Здесь можно указать любой адрес, хоть канцелярии премьера. Важно только одно - если вы по этому адресу реально НЕ проживаете, то в случае, если вас будут искать (скажем, у вас долги в банке) и не найдут - дело поступит в суд. И вы не сможете постфактум говорить, что вы давно там не живете». Так что в израильских правилах регистрации я вижу удобство, логику и здравый смысл, в российском законе - нет.

А что касается освобождения ряда категорий граждан от регистрации (близких родственников собственника квартиры, людей, живущих не по месту прописки в пределах субъекта федерации и т. д.), то это ещё больше показывает абсурдность всех нынешних правил регистрации. То бишь по идее каждый обязательно-обязательно должен зарегистрироваться, чтобы его находили органы учёта и статистики, а также суд, полиция, прокуратура, налоговая и т. д. Но теперь, например, закон позволяет москвичу снять квартиру и жить без всякой регистрации в Солнечногорске или Дубне, жителю Сахалина - приехать и жить у своих внуков в Калининграде опять же без регистрации, жителю Норильска - уехать за две тысячи километров в Минусинск и безо всякой регистрации наслаждаться чистым воздухом на берегах Енисея - и вот это уже не страшно, тут всё в порядке, органы учёта и статистики, налоговая и прокуратура переживать не будут. То есть государство считает, что в пределах страны она не сможет найти человека без регистрации, а в пределах одного региона - без проблем. Это как с постановкой на миграционный учёт иностранных граждан - всем нужно строго-настрого встать на учёт, но украинцам, белорусам и казахам мы в знак особой милости по международным соглашениям позволяем нарушать это правило. Было бы смешно, если бы не было так грустно.

Данная информация может представлять интерес для граждан, имеющих гражданство России и в том числе и гражданство Греции, или других стран или ВНЖ в Греции. Подробное толкование статьи о регистрации вашего другого гражданства в федеральной миграционной службе - что, кому, и как.

Российских граждан, имеющих двойное гражданство или ВНЖ другой страны, обязали сообщать о нем в Федеральную миграционную службу. 4 августа закон вступил в силу, а с 17 августа начинается отсчет 60-дней, срока, в который необходимо подать уведомление.

В законе также указывается, что неисполнение "обязанности гражданина уведомить ФМС России о наличии имеющегося иного гражданства (или ВНЖ)" карается высокими штрафами, впоть до уголовной ответственности.

Сообщить о втором гражданстве можно как лично, придя в отделение миграционной службы, так и по почте. Процедуру уведомления в ближайшее время разработает ФМС.

Кроме того, необходимо уведомлять ФМС о наличии второго гражданства и у детей. Данные в ФМС в этих случаях необходимо будет передавать "законным представителям гражданина РФ, не достигшего 18-летнего возраста, за исключением также категории постоянно живущих за границей".

Напоминаем еще раз, что новый закон (Федеральный закон Российской Федерации от 4 июня 2014 г. N 142-ФЗ) вступил в силу 4 августа. С этого момента у всех россиян, имеющих второе гражданство, есть два месяца, чтобы уведомить о нем миграционную службу. Для жителей Крыма нововведение начнет действовать с 2016 года.

Тех, кто нарушит процедуру уведомления, накажут административным штрафом – от 500 до одной тысячи рублей. А вот россиянам, которые умолчат о своем втором гражданстве, грозит уголовная ответственность. Это штрафы до 200 тысяч рублей, либо принудительные работы на срок до 16 суток.

Между тем, в законе предусмотрены исключения. Они касаются, например, тех, кто имеет российское гражданство, но постоянно проживает на территории другой страны.

Как сообщили в ФМС России (см. видео №3. Пресс конференция ФМС), посольства и консульские отделы РФ за рубежом НЕ имеют полномочий принимать документы (уведомления) от граждан.

Однако, наверное только там можно получить подробные ответы на интересующие вас вопросы, причем в каждом конкретном случае. В том числе, получить ответ на вопрос, нужно ли именно Вам уведомлять ФМС России о наличии второго паспорта, так как есть один нюанс - в законе.

ИСКЛЮЧЕНИЕ СДЕЛАНО ДЛЯ "ГРАЖДАН РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ, ИМЕЮЩИХ ТАКЖЕ ИНОЕ ГРАЖДАНСТВО, ИЛИ ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО, ИЛИ ИНОЙ ДОКУМЕНТ, КОТОРЫЙ ПОДТВЕРЖДАЕТ ПРАВО НА ЕГО ПОСТОЯННОЕ ПРОЖИВАНИЕ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ".

Попадаете ли вы под эту формулировку или нет, и как понять насколько постоянно вы проживаете за рубежом, чтобы попасть под имеющуюся категорию граждан - можно, скорее всего, уточнить лишь в консульстве или непосредственно в ФМС России (которые, кстати, сами не дают точной формулировки данному понятию).

Юристы указывают на то, что закон «сырой» и в нем недостаточно четко изложены механизмы его исполнения. Например, в российском законодательстве отсутствует четкое определение, КТО ЯВЛЯЕТСЯ «ГРАЖДАНИНОМ РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИМ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ». В ГРАЖДАНСКОМ КОДЕКСЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ читаем: Статья 20. Место жительства гражданина 1. Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. «Преимущественно» – не расшифровывается. Для сравнения, в Гражданском Кодексе Украины ПМЖ прописано чётко – это место, где человек проживает более половины календарного года. «По умолчанию» такая же норма действует и в России, но далеко не во всех случаях. Мы сталкиваемся с тем, что различные юридические ситуации влекут за собой и различное толкование понятия ПМЖ.

Приведём примеры. В российском законодательстве по вопросам усыновления граждане, находящиеся на ПМЖ за пределами РФ приравниваются к иностранным гражданам и для них действуют иные законодательные нормы, нежели для граждан РФ. В этом случае юристы определяют ПМЖ следующим образом. Гражданин РФ считается постоянно проживающим за рубежом, если у него есть вид на жительство или иной документ, выданный в подтверждение разрешения на постоянное проживание на территории иностранного государства и подтверждающий право на свободный выезд и возвращение в это государство.

КРИТЕРИЕМ ПМЖ за рубежом является также факт снятия кандидата с постоянного регистрационного учета в РФ и постановка его на учет в посольстве РФ в соответствующем зарубежном государстве. ЕСЛИ У КАНДИДАТА СОХРАНИЛИСЬ ГРАЖДАНСТВО РФ И ПОСТОЯННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РФ, ТО ФОРМАЛЬНО ОН НЕ ВХОДИТ В КАТЕГОРИЮ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ЛИБО ГРАЖДАН РФ, "ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ" ЗА РУБЕЖОМ.

То есть, если у вас есть паспорт гражданина РФ и прописка (регистрация) на территории РФ, то никого не интересует как долго и где вы проживаете: ФОРМАЛЬНО вы относитесь к категории граждан РФ "ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ", даже при наличии второго (двойного) гражданства (см. видео №2 О втором - двойном гражданстве и их отличиях одного от другого).

В вопросах, касающихся налогообложения граждан, действуют другие нормы. В Законе о валютном регулировании и валютном контроле используется термин резидент – применительно к правам и обязанностям лиц в финансовых и налоговых правоотношениях. Ст.1, п.6 даёт определение резидента: это физические лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИХ В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ НЕ МЕНЕЕ ОДНОГО ГОДА, В ТОМ ЧИСЛЕ ИМЕЮЩИХ ВЫДАННЫЙ УПОЛНОМОЧЕННЫМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ОРГАНОМ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ИНОСТРАННОГО ГОСУДАРСТВА ВИД НА ЖИТЕЛЬСТВО, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей визы или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года. Итак, для сферы налогообложения ГРАЖДАНИН РФ, ПОСТОЯННО ПРОЖИВАЮЩИЙ ЗА ПРЕДЕЛАМИ РФ (а значит неризедент) – это любой гражданин, находяшийся за пределами РФ БОЛЕЕ ГОДА.

Однако, в Конвенции между Россией и Грецией об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы и капитал мы опять встречаем более расплывчатое определение: Если в соответствии с положениями физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся Государств, то его положение определяется следующим образом: a) оно считается резидентом только того Договаривающегося Государства, в котором оно располагает постоянным жильем; если оно располагает постоянным жильем в обоих Государствах, то оно считается резидентом того Государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов); b) если Государство, в котором оно имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жильем ни в одном из Государств, оно считается резидентом только того Государства, ГДЕ ОНО ОБЫЧНО ПРОЖИВАЕТ. «Обычно проживает» опять-таки трактуется юристами как – более 180 календарных дней в году.

А что говорится по этому поводу в подзаконных актах, касающихся консульского учёта? Приказом Министерства иностранных дел РФ в 2011 г. были введены Правила ведения дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации учета граждан Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации. В них читаем, что «Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации ведут учет граждан Российской Федерации, временно находящихся или постоянно проживающих на территории соответствующего консульского округа, в целях обеспечения их прав, интересов и безопасности...» Кто такие «временно находящихся или постоянно проживающие» и чем между собой отличаются – в документе не прописано. В Консульстве РФ регистрируют ВСЕХ ЖЕЛАЮЩИХ зарегистрироваться (но не обязывают делать это). Хотя для получения загранпаспорта в Консульстве РФ и оформления некоторых документов регистрация является обязательной .

Есть еще один момент, на который указазывают юристы. Дело в том, что при пересечении границы Российской Федерации на паспортном контроле пересекающих границу граждан не регистрируют. То есть Федеральная пограничная служба не ведет учёт въезжающих и выезжающих граждан и единственным доказательством сроков вашего проживания за пределами РФ является ваш загранпаспорт со штампами Паспортного контроля. Поэтому, на всякий случай, сохраняйте старые загранпаспорта (как совет, данный одним юристом).

В конце ноября 1991 г. в связи с прекращением существования СССР Верховный Совет принял Закон "О гражданстве". Этот нормативный акт вступил в действие в начале февраля 1992 г.

В 1997 г. Комиссия по вопросам гражданства, действовавшая при Президенте РФ, приняла решение разработать новую редакцию Закона "О гражданстве". Это было связано с тем, что первоначальная редакция создавалась в переходный период, и в ней не были учтены особенности дальнейшего развития страны, специфика взаимоотношений с независимыми государствами. Кроме того, были выявлены некоторые противоречия Конституции 1993 г. Новый ФЗ "О гражданстве" вступил в силу в июле 2002 г. Рассмотрим далее, что значить быть гражданином Российской Федерации .

Гражданство

Это понятие трактуется в трех основных значениях. Гражданство представляет собой:

  • Суверенное право государства.
  • Публично-правовой статус человека.
  • Конституционно-правовой институт.

Суверенное право

Гражданство предполагает наличие возможности государства регулировать публично-правовые отношения в одностороннем порядке.

Государство представляет собой совокупность территории, материальных и природных ресурсов, административного аппарата, населения. Последнее, в свою очередь, состоит из индивидов, постоянно живущих или временно находящихся на территории страны.

Население России неоднородно по составу и далеко не все индивиды и их группы считают государство своим и, соответственно, не все признают своим долгом защиту госбезопасности при возникновении вооруженных конфликтов. Принимая это во внимание, власть заботится об устойчивости государства. Для этого она стремится к духовному, идеологическому и формально-правовому выделению части населения, на которую она может опереться при решении тех или иных задач, и которой она доверяет участие в делах страны.

Представители власти стремятся к тому, чтобы граждане Российской Федерации составляли большинство населения, определяющего общее направление поведения людей, находящихся на территории страны в целом. Прочие группы - иностранцы и субъекты, не имеющие гражданства, - также полезны власти, однако они не принадлежат государству.

Формально-правовое выделение граждан Российской Федерации производится посредством:

  • Одностороннего определения властью порядка и условий приобретения, признания, прекращения гражданства.
  • Заключения органами госвласти международных договоров.

Гражданин Российской Федерации: определение

Если рассматривать гражданство как публично-правовое состояние человека, то оно представляет собой специфичную устойчивую связь индивида с государством. Она обладает первичным характером относительно прочих юридических связей человека и власти.

Гражданином РФ признается субъект, получивший гражданство в соответствии с законодательством. Оно может быть прекращено исключительно в порядке, установленном нормативными актами.

Гражданство является устойчивой категорией, что подтверждается его бессрочностью и неизменностью. Первичность состоит в том, что именно состояние принадлежности к РФ определяет содержание правового статуса гражданина Российской Федерации , комплекс его обязанностей, прав и свобод. В силу этого, на индивида распространяется суверенная воля власти. Вместе с тем граждане Российской Федерации находятся под покровительством и защитой государства вне зависимости от страны пребывания.

Подданство

Оно также предполагает принадлежность лица к определенному государству. Однако подданство и гражданство - это разные категории. Разница состоит в характере и степени принадлежности.

Институт подданства свойственен, как правило, монархиям. Оно рассматривается как крайняя степень принадлежности. Подданный имеет определенный комплекс свобод, обязанностей и прав, однако в качестве субъекта власти в своей стране не выступает.

Гражданство предполагает взаимную принадлежность. По закону, граждане Российской Федерации принадлежат государству, а государство - гражданам. Проще говоря, последние являются собственниками своей страны. Группа граждан является первичным субъектом власти. Гражданство определяет круг лиц, которые составляют этот коллектив.

Принцип единства

Действовавший ранее закон предусматривал вместе с общероссийским гражданством и республиканское. Это положение вытекало из квалификации республик как государств. В то время принцип единства, что республиканское и общероссийское гражданство не являются обособленными друг от друга категориями. Соответственно, эффекта двойной принадлежности не возникает.

Республиканское гражданство можно было получить только при наличии общероссийского. Для приобретения необходимо было проживать на территории республики в течение определенного времени. При этом республики не наделялись правом прекращать свое гражданство.

Действующее сегодня законодательство закрепляет только российское гражданство. Принадлежность же к конкретной республике не предусматривается, но, однако, не отрицается.

Двойное гражданство

В законодательстве, действовавшем в СССР, оно категорически отвергалось. В Законе от 1 декабря 1978 г. было указано, что за советским гражданином не признается принадлежность к другой стране.

Сегодня двойное гражданство разрешено. При этом следует обратить внимание на официальную формулировку. В Законе говорится, что гражданин РФ, имеющий другое гражданство, рассматривается исключительно как гражданин РФ. Исключения могут предусматриваться в федеральном законодательстве или международных соглашениях.

Суть двойного гражданства заключается не в том, что государство в определенных ситуациях разрешает становиться гражданином другой страны и не допускает этого, если соответствующее право гражданина Российской Федерации не закреплено нормативно. Смысл в том, что власть признает некоторые юридические факты. Само по себе получение гражданства другого государства не влечет

Правовое положение иностранцев

Оно закреплено ФЗ №115.

Согласно нормативному акту, временное проживание иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется на основании разрешения (РВС), оформленного уполномоченными органами, в пределах утвержденной Правительством квоты. Срок действия РВС - 3 года.

Без учета квоты разрешение может выдаваться иностранцу, если он:

  • Родился в РСФСР и имел гражданство СССР или родился в РФ.
  • Является нетрудоспособным, но имеет дееспособного ребенка-гражданина России.
  • Имеет нетрудоспособного родителя-гражданина РФ.
  • Состоит в браке с гражданином РФ.
  • Осуществил инвестиции в РФ в размере, утвержденном Правительством.

В законодательстве могут устанавливаться и иные случаи.

Юридические возможности граждан России

Ключевым нормативным актом, определяющим их, является Конституция. В 32-й статье Основного Закона закреплены гражданские и политические (в том числе избирательные) права граждан Российской Федерации . Они конкретизируются в федеральных и региональных законах и прочих нормативных актах.

Так, специальными правовыми документами закреплено право, порядок и условия социального обслуживания граждан Российской Федерации . В этих нормативных актах установлен перечень гарантий и льгот для отдельных категорий граждан (пенсионеров, многодетных, малоимущих и пр.).

Особое значение имеют положения ФЗ № 59 "". Этот нормативный акт регулирует взаимодействие населения и представителей власти.

Во 2-й статье ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации " установлено, что субъекты могут обращаться как лично, так и посредством направления коллективных и индивидуальных сообщений в муниципальные и госорганы, должностным лицам, в муниципальные и государственные учреждения, осуществляющие публично значимые функции. Реализация права осуществляется индивидами добровольно и свободно. При этом она не должна ущемлять интересы других субъектов.

Рассмотрение всех обращений осуществляется бесплатно.

Обязанности гражданина Российской Федерации

Они, так же как и права, закреплены Конституцией. Обязанности необходимы для обеспечения гармоничного развития общества и государства. Их игнорирование и злоупотребление правами приводит к тому, что человек переступает границы дозволенного в своем стремлении получить желаемое любой ценой. Это, в свою очередь, влечет ущемление интересов других людей.

Необходимо четко понимать разницу между и гражданина. Наличие первых обуславливается непосредственно фактом бытия индивида. При признании их на официальном уровне они становятся гражданскими обязанностями. Они:

  • Направлены на защиту и развитие основных социальных ценностей.
  • Служат реализации и индивидуальных и общественных интересов.
  • Обладают высшей юридической силой.

Классификация

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации разделяют на конкретные и общие. К последним относят:

  • Соблюдение Конституции и федерального законодательства, уважение интересов и свобод других лиц, исполнение предписаний, установленных нормативными актами.
  • Бережное отношение к окружающей среде, природным богатствам.
  • Забота о сохранении культурно-исторического наследия, памятников природы.

Общие обязанности распространяются на всех российских граждан. Их выполнение обеспечивается посредством применения мер воспитательного воздействия, а при недостаточности таковых - мер уголовной и административной ответственности.

В специальную группу входят обязанности:

  • Родителей перед детьми и детей перед родителями.
  • Налогоплательщиков (своевременно и в полном объеме отчислять налоговые платежи в бюджет).
  • Военнослужащих.

Личные документы

Они необходимы каждому гражданину Российской Федерации. Документы требуются в самых разных ситуациях: при устройстве на работу, обращении в госорганы или банковские организации, поступлении в учебное заведение и пр. Большая часть личных документов оформляется компетентными госструктурами.

Документы можно разделить на различные категории. Личными бумагами гражданина продолжительного действия считаются паспорт РФ, свидетельство о рождении и загранпаспорт, для иностранцев - РВС, вид на жительство (ВНЖ). В эту же категорию включены:

  • Удостоверение лица, подлежащего призыву на службу в ВС.
  • Военный билет.
  • Водительское удостоверение.
  • Страховой медполис.

Кроме того, граждане используют свидетельства:

  • О регистрации/расторжении брака.
  • Обязательного пенсионного страхования.
  • ИНН (о постановке на учет в налоговой службе).

В качестве дополнительных документов выступают:

  • Свидетельство о праве на собственность.
  • Свидетельство о госрегистрации автомобиля.
  • Талон техосмотра.

Временными бумагами являются:

  • Свидетельство о временной регистрации.
  • Удостоверение личности. Оно выдается в случае утери паспорта на время его восстановления.

Для иностранцев и лиц, не имеющих гражданства, временными считаются документы:

  • Миграционная карта.
  • Свидетельство о постановке на учет в УФМС.
  • Разрешение на ведение трудовой деятельности в России.
  • Виза.

Документы, подтверждающие личность

Их достаточно часто требуют в разных организациях. Подтвердить личность в случае отсутствия паспорта можно следующими документами:

  • Свидетельством о рождении (для несовершеннолетних до 14 лет).
  • Загранпаспортом.
  • Удостоверением военнослужащего, мичмана и пр.
  • Военным билетом.
  • Справкой об освобождении из места лишения свободы.

Принцип сохранности гражданства

Он имеет особое значение для лиц, находящихся за границей. Суть принципа в том, что наличие гражданства РФ не связано с обязательным проживанием в России. Многим людям приходится выезжать за границу по тем или иным причинам. При этом срок нахождения за пределами страны может быть достаточно продолжительным. Если гражданин РФ уезжает из страны и планирует постоянно проживать за рубежом, он не будет автоматически лишен российского гражданства. Вместе с тем, субъект, проживающий в РФ, может по собственному желанию выйти из гражданства.

Стоит отметить, что в советское время эти вопросы решались несколько иначе. Так, в Указе Президиума ВС СССР от 1967 года говорилось, что лица, выехавшие в Израиль для постоянного проживания, признавались автоматически выбывшими из советского гражданства.

Обеспечение покровительства и защиты российских граждан, находящихся за границей

О нем говорится в 7-й статье Закона "О гражданстве". В ст. 4 этого же нормативного акта установлен запрет на выдачу российского гражданина иностранному государству и высылку его за пределы России.

Сегодня за границей находится довольно много россиян. Некоторые живут за рубежом постоянно, некоторые пребывают временно. Само по себе нахождение человека за пределами России нельзя рассматривать как ограничение его конституционного статуса. Несмотря на то, что он не находится в РФ, он остается ее гражданином.

В качестве формального основания для покровительства и защиты таких людей выступает документ, подтверждающий гражданство. Это может быть общегражданский, заграничный, дипломатический, служебный паспорт, удостоверение моряка. Приехав в другую страну, субъект должен встать на учет в консульском учреждении или диппредставительстве. С момента его регистрации сотрудники этих организаций должны охранять его интересы и при необходимости оказывать помощь.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...