К пожарным автомобилям основного назначения относятся. Основные пожарные автомобили общего применения. По компоновочной схеме

Первый в России пожарный автомобиль был построен в 1904 году на фабрике фирмы «Фрезе и К°». Автомобиль был оснащён одноцилиндровым двигателем мощностью 8 л.с., предназначался для доставки к месту пожара противопожарной команды из десяти человек. В состав оборудования входили две лестницы, стендер (колонка гидранта) и рукава длиной 80 саженей. В том же году пожарный автомобиль на шасси от «Даймлер», оснащённый цистерной, насосом, стендером, пожарными рукавами и предназначенный для перевозки противопожарной команды из 14 человек, был построен петербургским обществом «Г. А. Леснер». Первый пожарный автомобиль для Москвы построили также на фирме «Г. А. Леснер» в 1908 году. В 1913 г. Русско-Балтийский вагоностроительный завод выпустил несколько пожарных автомобилей на шасси «Руссо-Балт-Д24-40» .

Изображение автомобиля производства общества
«Г. А. Леснер» 1904 года на почтовой марке СССР

После революции в России осталось около десятка действующих пожарных автомобилей. В начале 20-х годов начали появляться самодельные пожарные автомобили. Старые грузовые автомобили переделывались в автолинейки . Имелись также автобочки , доставлявшие на пожар воду. Некоторые команды для оказания первой помощи использовали, так называемую, «газовку» или «газшприц». На такой машине размещали небольшую (до 500 литров) цистерну, баллон со сжатым воздухом или углекислым газом (давлением до 110 кг/см²). Подавая воздух или газ из баллона в цистерну, в ней создавали давление 2-3 кг/см², что обеспечивало дальность выброса струи до 30 м из водометного ствола. За непродолжительное время действия такой машины пожарные успевали развернуть и запустить в работу основную технику. Однако после использования запаса газа такой автомобиль оказывался бесполезным и не мог использовать мощность собственного двигателя для участия в тушении пожара. В настоящее время существует целая серия пожарных автомобилей первой помощи , у которых подача воды осуществляется вытеснением из ёмкости сжатым воздухом.

В период 1926-1932 годов в России было начато планомерное производство пожарных автонасосов . Первой такой автомашиной был автонасос АМО-Ф-15 . Грузоподъемность шасси 1,5 т, мощность двигателя 30 кВт. Коловратный насос мог подавать 720-940 л/мин воды. Её запас на машине был 350 л, противопожарный (боевой) расчёт состоял из 8 человек.

Первый пожарный автомобиль в России, предназначенный для освещения места тушения ночного пожара, изготовили сотрудники Ленинградской Государственной пожарной охраны в 1929 году. На шасси грузовика Я3 установили распределительный редуктор от пожарного автонасоса, электрогенератор мощностью 5 кВт с напряжением 127 В, понижающий трансформатор для питания прожекторных ламп на 12 В. В кузов грузили прожекторы и разнообразный инструмент. Предусматривалась возможность подключения трансформатора к ближайшей электрической подстанции. В дальнейшем прожекторный автомобиль сделали на базе автобуса ЗИС-8 . Салон разделили на три отсека. В заднем установили электрогенератор, на перегородке закрепили шесть прожекторов мощностью по 500 Вт. В среднем разместили 12 прожекторов мощностью по 250 Вт и два по 1000 Вт. Восемь катушек электрокабеля длиной по 50 метров в каждой размещались в ящиках, подвешенных к подножкам машины. В переднем отсеке размещался пульт управления освещением и боевая одежда пожарных.

Полная статья здесь: История пожарных автомобилей

Классификация пожарных автомобилей

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от направления оперативной деятельности

В данный момент принято разделять пожарные автомобили в зависимости от назначения на:
  • Основные пожарные автомобили

Основные пожарные автомобили

Основные ПА - Пожарные автомобили, предназначенные для доставки личного состава к месту вызова, тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ с помощью, вывозимых на них огнетушащих веществ и пожарного оборудования , а так же для подачи к месту пожара огнетушащих веществ от других источников .

Основные ПА общего применения предназначены для тушения пожаров в городах и других населенных пунктах .

К ПА общего применения принято относить:
Основные ПА целевого применения предназначенные для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах . К ПА целевого применения принято относить:

  • Пожарные аэродромные автомобили (АА) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами тушения и специальным пожарно-техническим вооружением для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ в аэропортах специализированными пожарными службами.
  • Пожарные автомобили порошкового тушения (АП) : Пожарный автомобиль, оборудован-ный сосудом для хранения огнетушащего порошка, баллонами с газом или компрессорной установкой, лафетным и ручными стволами и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожара.
  • Пожарные автомобили пенного тушения (АПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный одной или несколькими емкостями для хранения пенообразователя, пожарным насосом с обвязкой коммуникаций и устройством для дозирования пенообразователя и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и проведения действий на пред-приятиях нефтехимической промышленности и в местах хранения нефтепродуктов.
  • Пожарные автомобили комбинированного тушения (АКТ) : Пожарный автомобиль, обо-рудованный насосом, емкостями для хранения огнетушащих веществ и средствами их подачи и пред-назначенный для доставки к месту пожара личного состава, средств комбинированного тушения и пожарно-технического вооружения для одновременной или последовательной подачи различных по свойствам огнетушащих веществ и проведения действий на промышленных предприятиях, объектах химической, нефтехимической и газовой промышленности, транспорте.
  • Пожарные автомобили газового тушения (АГТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный сосудами для хранения сжатых или сжиженных газов, устройствами их подачи и предназначенный для доставки к месту пожара личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования и проведения действий по тушению пожаров.
  • Пожарные автомобили газоводяного тушения (АГВТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный турбореактивным двигателем, системой подачи газовой и водяной струй и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования и проведения действий при тушении нефтяных и газовых фонтанов, пожаров на технологических установках нефтеперерабатывающих и химических предприятий и их охлаждение.
  • Пожарные автонасосные станции (ПНС) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом и предназначенный для подачи воды по магистральным пожарным рукавам непосредственно к переносным лафетным стволам или к пожарным автомобилям с последующей подачей воды на пожар и для создания резервного запаса воды вблизи от места крупного пожара.
  • Пожарные пеноподъемники (ППП) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой или телескопической подъемной стрелой с пеногенераторами и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения и оборудования к месту пожара и проведения действий по тушению пожаров пеной на высоте.

Специальные пожарные автомобили

Специальные ПА применяются для выполнения специальных работ на пожаре: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц , мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

К специальным пожарным автомобилям принято относить:

  • Пожарные автолестницы (АЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные коленчатые автоподъемники (АПК) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные телескопические автоподъемники с лестницей (ТПЛ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчато-телескопической стрелой (пакетом колен), последнее звено которой заканчивается люлькой, и имеющий лестничный марш, расположенный сбоку стрелы, предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  • Пожарные автолестницы с цистерной (АЛЦ) : Пожарный автомобиль, имеющий не более 3 человек боевого расчета, включая водителя, оборудованный стационарной раздвижной стрелой (пакетом колен), выполненной в виде непрерывного лестничного марша (лестницей), емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможного использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.
  • Пожарные коленчатые автоподъемники с цистерной (АПКЦ) : Пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой, телескопической или коленчато-телескопической стрелой, последнее звено которой заканчивается люлькой, емкостями для воды и пенообразователя, насосной установкой для подачи огнетушащих веществ и предназначенный для проведения спасательных работ и тушения пожаров в многоэтажных зданиях, а также для выполнения других вспомогательных операций.
  • Пожарные аварийно-спасательные автомобили (АСА) : Пожарный автомобиль, обору-дованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.
  • Пожарные водозащитные автомобили (АВЗ) : Пожарный автомобиль, оборудованный пожарным насосом, емкостью для воды, оборудованием для сбора воды и предназначенный для защиты материальных ценностей от воды и ее удаления при тушении пожара.
  • Пожарные автомобили связи и освещения (АСО) : Пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.
  • Пожарные автомобили газодымозащитной службы (АГ) : Пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.
  • Пожарные автомобили дымоудаления (АД) : Пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и пред-назначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.
  • Пожарные рукавные автомобили (АР) : Пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.
  • Пожарные штабные автомобили (АШ) : Пожарный автомобиль, оборудованный электро-генератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.
  • Пожарные автолаборатории (АЛП) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами исследования пожаров и предназначенный для проведения оперативной группой специальных анализов и измерений в зонах пожаров.
  • Пожарные автомобили профилактики и ремонта средств связи (АПРСС) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами диагностики и ремонта средств связи и пред-назначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения ремонтных работ.
  • Автомобили диагностики пожарной техники (АДПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами оценки технического состояния пожарной техники и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту проведения диагностических (ремонтных) работ.
  • Пожарные автомобиль-базы газодымозащитной службы (АБГ) : Пожарный автомобиль, оборудованный техническими средствами для обслуживания и зарядки средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.
  • Пожарные автомобили технической службы (АПТС) : Пожарный автомобиль, оборудованный средствами для оценки технического состояния и ремонта пожарной техники и предназначенный для обеспечения работы пожарной техники.
  • Автомобили отогрева пожарной техники (АОПТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный нагревательно-отопительными приборами и предназначенный для доставки личного состава и оборудования к месту пожара (аварии) и обеспечения функционирования пожарной техники при отрицательной температуре.
  • Пожарные компрессорные станции (ПКС) : Пожарный автомобиль, оборудованный компрессором и предназначенный для заправки кислородом (воздухом) баллонов средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных на передвижных базах газодымозащитной службы.
  • Пожарно-технические автомобили (АТ) : Пожарный автомобиль, оборудованный устройством для съема контейнеров и предназначенный для доставки к месту пожара боевого расчета и контейнеров с мобильными системами быстрого развертывания для проведения аварийно-спасательных работ и тушения пожаров.
  • Пожарные оперативно-служебные автомобили (АОС) : Пожарный автомобиль, оборудованный комплектом пожарно-технического вооружения и предназначенный для доставки к месту пожара (аварии) личного состава оперативной службы и оборудования для его работы.

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от величины допустимой полной массы

Классификация пожарных автомобилей в зависимости от проходимости

категория 1 - неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
категория 2 - полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
категория 3 - вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

Классификация пожарных автомобилей по посадочной формуле

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава; 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений; 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений. В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй - численность личного состава.

Классификация пожарных автомобилей по компоновочной схеме

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

Классификация пожарных автомобилей по климатическому исполнению

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы:
  1. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении (исполнение У ).
  2. Автомобили в северном исполнении (подогрев воды в цистерне, утепление цистерны, специальная компоновка со средним расположением насоса, шасси в северном исполнении) (исполнение С ).
  3. Автомобили в тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия) (исполнение Т

Специальные пожарные и аварийно-спасательные автомобили

Специальные пожарные автомобили - мобильные средства пожаротушения, предназначенные для выполнения и обеспечения специальных работ на пожаре и проведения других аварийно-спасательных работ на месте чрезвычайной ситуации.

Специальные ПА применяются для выполнения специальных работ на пожаре, таких как: спасание с высоты, освещение места пожара, вскрытие и разборка конструкций, организация связи, обеспечение работы оперативного штаба, подача огнетушащих средств, проведение технического обслуживания и ремонта техники и имущества и другие.

Специальные работы выполняет личный состав специальных пожарных автомобилей.

Основные тактико-технические требования к специальной пожарной технике сводятся к следующему :

  • их оперативная подвижность должна быть не ниже, чем у основных пожарных машин;
  • укомплектованность техническими средствами должна быть достаточной для выполнения работ по функциональному назначению;
  • технические возможности оборудования и высокая квалификация личного состава должны обеспечивать выполнение работ в максимально короткое время.

В настоящее время пожарная охрана оснащается следующими специальными пожарными автомобилями: автолестницами, автоподъемниками коленчатыми, автомобилями рукавными, автомобилями газодымозащитной службы, автомобилями дымоудаления, аварийно-спасательными автомобилями, автомобилями связи и освещения, штабными автомобилями и т.д.

В качестве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функциональное назначение, используются, например, высота подъема автолестниц, мощность генератора аварийно-спасательного автомобиля и т.д.

Также, на разных стадиях жизненного цикла (разработка типажа, создание, эксплуатация) пожарные автомобили классифицируются также по таким признакам, как колесная и посадочная формулы, компоновочная схема, полная масса автомобиля и прочим.

По числу осей и колесной формуле пожарные автомобили делятся на полноприводные с колесной формулой 4×4, 6×6, 8×8 и неполноприводные с колесной формулой 4×2, 6×2, 6×4, 8×4.

По посадочной формуле пожарные автомобили делятся на автомобили с расчетом:

  • 1+2 (или 1+1), т.е. без дополнительной кабины для личного состава;
  • 1+5 (или 1+6), т.е. с дополнительной кабиной с одним рядом сидений;
  • 1+8, т.е. с дополнительной кабиной с двумя рядами сидений.

В посадочной формуле первой цифрой обозначен водитель, второй – численность личного состава.

По компоновочной схеме базового шасси в зависимости от места расположения кабины пожарные автомобили подразделяются на автомобили с кабиной, расположенной за двигателем (задняя кабина), над двигателем (фронтальная кабина), перед двигателем (передняя кабина). Расположение кабины определяет свободное компоновочное пространство, что важно при создании пожарного автомобиля. При этом определенные преимущества имеет передняя кабина, создающая условия для снижения габаритной высоты машины.

По полной массе, пожарные автомобили подразделяются на следующие классы :

  • легкий (L-класс) – от 2 до 7,5 т,
  • средний (M-класс) – от 7,5 до 14 т,
  • тяжелый (S-класс) – свыше 14 т.

По приспособленности к климатическим условиям пожарные автомобили делятся на три группы. Для районов с умеренным климатом выпускают автомобили в нормальном (стандартном) исполнении. На базе этих автомобилей выпускают специальные автомобили в северном исполнении и тропическом исполнении (повышенная эффективность системы охлаждения при стационарной работе, специальные покрытия).

Система обозначений, охватывающая типаж пожарных автомобилей (ПА), базируется на использовании комбинированного принципа с применением буквенных и цифровых символов.

Пожарные автомобили являются оперативными транспортными средствами, окрашиваются в установленные цвета, на них имеются опознавательные знаки. Кроме того, они оборудуются специальными световыми и звуковыми сигналами. Цветографические схемы ПА, наличие, содержание и общие требования к расположению опознавательных знаков и надписей, а также технические требования к специальным световым и звуковым сигналам установлены ГОСТ Р 50574-2002.

Пожарные автомобили окрашиваются в красный цвет. Для опознавательных знаков и контрастирующих элементов установлен белый цвет. Ходовая часть машин окрашивается в черный цвет.

На определенных местах указывается краткое обозначение типа пожарного автомобиля (АЛ, АР, АСА и др.), название города и номер пожарной части.

Надписи на поверхностях, окрашенных в основной цвет, должны выполняться контрастирующим цветом, а на поверхностях, окрашенных в контрастирующий цвет, – основным цветом. Не допускается нанесение и на наружные поверхности ПА надписей, рисунков и эмблем рекламного содержания.

Колена пожарных автолестниц и автоподъемников окрашиваются в белый или серебряный цвет, а выступающие и перемещающиеся части этих транспортных средств, представляющие опасность для обслуживающего персонала, должны быть окрашены чередующимися полосами красного и белого цвета.

Специальный звуковой сигнал создается сигнальным прибором (сиреной). В настоящее время получили распространение электрические звуковые сигналы постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В. Специальный звуковой сигнал имеет изменяющуюся основную частоту звучания.

Световая сигнализация ПА создается посредством маяков синего цвета. Сигнальный маяк (маяки) устанавливается на крыше ПА или над ней таким образом, чтобы специальный световой сигнал был виден со всех ракурсов (угол видимости в горизонтальной плоскости 360 ◦). При наличии заднего маяка (маяков) допускается уменьшение угла видимости переднего сигнального маяка до 180 ◦ , но так, чтобы маяк не был закрыт со стороны передней части ПА).

АВТОЛЕСТНИЦЫ ПОЖАРНЫЕ (АЛ)

Пожарная автолестница (АЛ) - это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной выдвижной и поворотной лестницей и предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Основными конструктивными элементами АЛ являются :

  • базовое шасси с платформой и передней опорной стойкой;
  • силовая установка;
  • опорное основание;
  • подъемно-поворотное основание;
  • комплект колен (стрела);
  • механизмы поворота башни, подъема-спускания, выдвигания - сдвигания стрелы;
  • гидросистема;
  • электрооборудование;
  • пульт (или пульты) управления с механизмами управления и блокировки.

Все механизмы и устройства автолестницы обеспечивают :

  • устойчивость, прочность и жесткость конструкции, допускающей надежную и безопасную работу на поверхности с уклоном до 60 ◦ ;
  • выравнивание подъемно-поворотного основания или комплекта колен;
  • подъем-опускание комплекта колен;
  • выдвигание-сдвигание комплекта колен;
  • поворот лестницы вокруг вертикальной оси.

Стрела (комплект колен) автолестницы по своему назначению является основным элементом конструкции, при помощи которого осуществляются все действия, предусмотренные техническими данными автолестницы. Стрела состоит из четырех, пяти, шести или семи секций (в зависимости от модели автолестницы), телескопически соединенных между собой. В технической литературе такая конструкция называется открытым ферменным телескопом. Каждое колено изготавливается из высокопрочных легированных сталей, и состоит из двух боковых ферм, каждая из которых образуется профилированной тетивой (снизу) и верхним поясом, соединёнными между собой раскосами и стойками. Боковые фермы соединены между собой в горизонтальной плоскости ступенями.

Комплекты колен высотных автолестниц в обязательном порядке оснащаются лифтом, который служит для быстрой эвакуации людей или подъёма на высоту пожарных и специального оборудования. При помощи лебедки лифт перемещается на роликах по направляющим, приваренным к верхним поясам колен. Лифт снабжен системой торможения (ловителем). В случае обрыва троса лебедки автоматически срабатывает система торможения, и лифт останавливается.

На вершине первого колена автолестницы может быть установлен съёмный лафетный ствол с ручным (канатным) или дистанционным (на основе электроприводов) управлением, либо неуправляемый коллектор (так называемая "гребёнка") для пеногенераторов ГПС-600. В последнем случае автолестница может выполнять функции пеноподъёмника.

На всех современных моделях автолестниц предусматривается использование специальной площадки крепления эластичного секционного спасательного рукава РС-С, позволяющего производить быструю эвакуацию людей, в том числе не имеющих возможности передвигаться самостоятельно.

Ряд моделей автолестниц снабжается съёмной или постоянно закреплённой на вершине подвесной люлькой. Подвесная люлька (чаще всего двухместная) придаёт автолестнице дополнительные возможности, характерные для автоподъёмников. Если автолестница оснащена пропорциональной системой электрогидроуправления, то в люльке устанавливается дополнительный пульт, с которого оператор управляет всеми движениями стрелы.

Классификация АЛ по исполнению :

  • АЛ, не оборудованная съемной люлькой и лифтом
  • АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине лестницы
  • АЛ, оборудованная лифтом, движущимся по лестнице
  • АЛ, оборудованная съемной люлькой на вершине и лифтом, движущимся по лестнице

По высоте стрелы автолестницы бывают от 10 до 60 метров, также под заказ могут быть выполнены АЛ высотой более 60 метров.

ПОЖАРНЫЕ АВТОПОДЪЕМНИКИ КОЛЕНЧАТЫЕ (АПК)

Пожарный коленчатый автоподъемник (АПК) - это пожарный автомобиль, оборудованный стационарной механизированной поворотной коленчатой и (или) телескопической подъемной стрелой, последнее звено которой заканчивается платформой или люлькой, предназначенный для проведения аварийно-спасательных работ на высоте, подачи огнетушащих веществ на высоту и возможностью использования в качестве грузоподъемного крана при сложенном комплекте колен.

Коленчатые автоподъемники по сравнению с автолесницами имеют большую маневренность, но лишены такого важного преимущества лестницы, как возможности осуществления непрерывной эвакуации людей без изменения положения стрелы. В то же время, АПК имеют более широкие по сравнению с автолестницами возможности по подаче воды на высоты, а так же при проведении эвакуации одновременно с нескольких позиций (окно, балконов, разных этажей).

Грузоподъемность шасси и размеры АПК должны быть такими, чтобы не ограничивалась их проходимость в условиях городской застройки и иметь возможность устанавливать и маневрировать АПК у объектов, вблизи которых нет асфальтобетонных покрытий. Поэтому они сооружаются на высокопроходимых шасси с колесной формулой 6x6 или 6x4 (в зависимости от массы) с двигателями, обеспечивающими их эксплуатацию в транспортном и стационарном режимах.

АПК приспособлены для установки на площадках с уклоном не более 3 ◦ и могут безопасно применяться при скорости ветра в любом направлении не более 10 м/с.

Пульты управления АПК размещаются на платформе и в люльке, если она предусмотрена в конструкции. Автоподъемники оборудуются системами автоматики и сигнализации, позволяющими контролировать и регулировать параметры, влияющие на безопасность их работы.

Грузоподъемность люлек 50-метровых автоподъемников достигает 400 кг при максимальном вылете стрелы 21 метр. С правой стороны стрелы по всей ее длине установлена телескопическая лестница, состоящая из 5-ти основных и одного концевого колен. Максимальная нагрузка стрелы автоподъемника составляет 8 человек (7 человек на лестнице и 1 в люльке).

Пожарные автоподъемники (АПК), как и АЛ, имеют неповоротную и поворотную части. Неповоротные части и механизмы поворота АЛ и АПК идентичны. Основное их различие заключается в устройстве механизмов выдвижения люльки.

Главными механизмами и агрегатами автоподъемников являются :

  • базовое шасси;
  • платформа с опорными конструкциями для транспортного положения стрелы;
  • силовая группа;
  • гидравлическая система;
  • опорное устройство, включающее раму, выносные гидравлические опоры;
  • подъемно-поворотная часть, состоящая из вращающейся башни, стрел подъемной установки и люльки;
  • встроенные водопенные коммуникации;
  • механизм раскладки стрел, поворота башни и разворота люльки вокруг вертикальной оси;
  • электрооборудование с системой блокировки и сигнализации;
  • органы управления.

АПК могут быть с шарнирными соединениями колен, телескопическими и комбинированными. Все они имеют одинаковое устройство: шасси, опоры, механизм блокировки рессор, поворотная рама, механизм подъема колен, комплект колен и люлька.

Люльки грузоподъемностью, например 300 кг, вмещают 4 человека. Они поворачиваются специальным гидроцилиндром поворота вправо и влево на 45 ◦ .

В люльках как правило устанавливаются лафетные стволы, либо оборудуются места для их крепления. Ствол может поворачиваться влево и вправо на 50 ◦ , а вверх и вниз соответственно на 65 ◦ и 40 ◦ .

Подача воды к лафетному стволу осуществляется по специальным водоводам телескопического устройства, размещенным внутри стрел, имеющих коробчатое прямоугольное сечение.

Люльки оборудованы устройством, ограничивающим грузоподъемность. В люльках имеются пульты управления.

Телескопические стрелы состоят из секций, размещенных одна в другой.

АВТОМОБИЛИ ГАЗОДЫМОЗАЩИТНОЙ СЛУЖБЫ (АГ)

Пожарный автомобиль газодымозащитной службы (АГ) - это пожарный автомобиль, оборудованный агрегатами и пожарно-техническим вооружением и предназначенный для удаления дыма из помещений, освещения места пожара, проведения аварийно-спасательных работ с помощью специального инструмента и оборудования.

АГ на профессиональном сленге получил название «газовка».

АГ предназначены для доставки к месту пожара или чрезвычайной ситуации :

  • личного состава ГДЗС;
  • средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения;
  • пожарно-технического вооружения и аварийно-спасательного инструмента;
  • дымососов, прожекторов и других потребителей электроэнергии.

Личным составом автомобиля газодымозащитной службы обеспепивается выполнение следующих задач :

  • развертывание на месте пожара, аварии, ЧС контрольного поста ГДЗС;
  • освещение места пожара, аварии, ЧС;
  • обеспечение электроэнергией на месте пожара, аварии, ЧС вывозимого электрооборудования-электроинструмента, дымососов, прожекторов и других потребителей электроэнергии необходимых для проведения действий по тушению пожара и проведения аварийно-спасательных работ.

На АГ личный состав обеспечивается средствами защиты органов дыхания и зрения с условным временем защитного действия не менее 240 минут.

АВТОМОБИЛИ ДЫМОУДАЛЕНИЯ (АД)

Пожарный автомобиль дымоудаления (АД) - это пожарный автомобиль, оборудованный дымососом и комплектом пожарно-технического вооружения для удаления дыма из помещений и предназначенный для удаления дыма из подвалов, лестничных клеток и лифтовых шахт многоэтажных зданий и помещений большого объема, получения воздушно-механической пены высокой кратности и подачи ее в помещение и на открытые очаги пожара, создания заградительных полос из воздушно-механической пены на пути распространения пламени.

Автомобиль дымоудаления состоит из :

  • базового шасси,
  • кабины водителя и пожарного расчета,
  • вентиляторной установки;
  • отсеков для пожарно-технического вооружения.

Работа вентиляторной установки осуществляется от гидравлического привода. Он состоит из гидравлического насоса, маслобака, гидромотора и трубопроводов. В отсеках автомобиля могут располагаться переносные системы дымоудаления работающие от двигателей внутреннего сгорания или электропривода.

Вентиляторная установка так же может использоваться для формирования воздушно-механической пены высокой кратности.

РУКАВНЫЕ АВТОМОБИЛИ (АР)

Пожарный рукавный автомобиль (АР) - это пожарный автомобиль, предназначенный для транспортирования пожарных рукавов и механизированной прокладки и уборки магистральных рукавных линий, тушения пожаров водяными или воздушно-пенными струями с помощью стационарного или переносных лафетных стволов.

АР обеспеченивают подачу большого количества воды на значительные расстояния. Такие автомобили используются в основном при тушении крупных пожаров. Они применяются, как правило, в комплексе с пожарными (или другими) насосными станциями или автоцистернами.

Основными задачами для АР на пожаре могут являться :

  • прокладка магистральных линий от МСП установленных на удаленные от мест пожара водоисточники;
  • формирование резерва пожарных рукавов при тушении крупных и(или) затяжных пожаров.

Пожарные автомобили рукавные (АР) – специфические специальные автомобили. Они укомплектовываются большим количеством пожарных напорных рукавов диаметром 77, 110 или 150 мм. Общая длина рукавов достигает 1000 – 5000 м.

Специфика применения АР определяет ряд особых требований. Прежде всего, они должны сооружаться на полноприводных шасси, которые позволяют прокладывать рукавные линии при движении. АР оборудуются устройствами для скатки рукавов и их погрузки в кузов автомобиля. Скатанные рукава могут транспортироваться в кузове или на крыше АР. Для сохранности рукавов в кузове предусматривается специальная вентиляция под полом кузова. Возможно проветривание кузова через одно из его окон.

Рукава соединяют и укладывают в секции «гармошкой» . Этот способ укладки наиболее удобен при автоматизированной прокладке рукавных линий на ходу. На различных моделях АР могут иметься различные особенности устройства размещения рукавов. Так, кузов автомобиля может быть заранее распределен на отсеки. Или же распределение свободного пространства может осуществляться при помощи съемных перегородок. Так же на отдельных моделях, могут применяться жесткие кассеты для рукавов.

При движении АР и открытых дверях легко осуществляется прокладка рукавных линий.

Вентиляция уложенных в кузов рукавов осуществляется через четыре специальных отверстия в полу, закрываемых крышками, а также через дверной проем или люк крыши.

В зависимости от требований заказчика, либо конкретных особенностей оперативной обстановки с пожарами в районе выезда, варианты комплектации АР могут меняться. Так, например, АР-2 (131)133 может быть укомплектован:

  • 67-ю НПР диаметром 150мм – общая длина рукавов 1340м;
  • 88-ю НПР диаметром 110мм – общая длина рукавов 1760м;
  • 102-мя НПР диаметром 77мм – общая длина рукавов 2040м.

АР оборудован устройством для загрузки скаток рукавов в кузов и газовой сиреной, также АР укомплектовывается различным оборудованием и инструментом.

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ АВТОМОБИЛИ (АСА)

Пожарный аварийно-спасательный автомобиль (АСА) - это пожарный автомобиль, оборудованный генератором, комплектом аварийно-спасательного инструмента и предназначенный для доставки личного состава, пожарно-технического вооружения, оборудования к месту пожара (аварии) и проведения действий при аварийно-спасательных работах.

АСА служат для :

  • освещения места работ;
  • проведения аварийно-спасательных работ (например: разборка строительных и технологических конструкций, проделывание в них необходимых отверстий и проемов, поднятие и перемещение грузов, ликвидация аварийных течей в коммуникациях и уборка разлившихся опасных жидкостей, спасание на высотах и на водах, локализация очагов возгорания или аварии);
  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим и т. д.

Пожарные аварийно-спасательные автомобили, входят в классификацию пожарных автомобилей, являются лишь частным случаем АСА и одновременно относятся и к собственной (довольно обширной) классификации аварийно-спасательных автомобилей.

В настоящее время в Российской Федерации применяется большое количество разнообразных аварийно-спасательных автомобилей, стоящих не только на вооружении подразделений пожарной охраны, но и спасательных формирований МЧС. Они активно применяются в зонах чрезвычайных ситуаций по всему миру. Назначение их может быть довольно широко – не только разбор завалов, но и проведение радиационно-химической разведки, оказание медицинской помощи, проведение мероприятий по удалению воды при наводнениях и т.д.

Пожарные аварийно-спасательные автомобили общего применения в зависимости от массы доставляемого к месту ЧС оборудования и, как следствие, технических возможностей делятся аналогично пожарным автоцистернам (хотя и условно), на:

  • легкие;
  • средние;
  • тяжелые.

Аварийно-спасательные автомобили легкого типа

Легкие АСА - автомобили быстрого реагирования - выпускаются на шасси легковых и малотоннажных грузовых автомобилей, микроавтобусов. Они доставляют универсальный аварийно-спасательный инструмент и оборудование, позволяющие боевому расчету произвести разведку чрезвычайной ситуации и выполнить самые неотложные спасательные работы.

Высокая оперативность подразделений, выезжающих на данном типе аварийно-спасательных автомобилей, обусловлена высокими тягово-скоростными характеристиками, маневренностью и проходимостью базовых шасси.

Аварийно-спасательные автомобили среднего типа

Аварийно-спасательные автомобили среднего типа оборудованы всем необходимым для ведения полномасштабных аварийно-спасательных работ при ликвидации самых разнообразных чрезвычайных ситуаций.

Аварийно-спасательные автомобили тяжелого типа

Тяжелый тип АСА отличается не только максимальной комплектностью аварийно-спасательного оборудования, но и наличием, как правило, грузоподъемного крана с гидравлическим приводом, что повышает его технические возможности, например при ликвидации завалов или оказании технической помощи аварийному автотранспорту.

АВТОМОБИЛИ СВЯЗИ И ОСВЕЩЕНИЯ (АСО)

Пожарный автомобиль связи и освещения (АСО) - это пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и освещения и предназначенный для освещения места работы пожарных подразделений на месте пожара (аварии) и обеспечения связи с центральным пунктом пожарной связи.

Для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между руководителем тушения пожара (РТП) и штабом пожаротушения, начальником тыла, начальниками боевых участков, и при необходимости с пожарными автомобилями. Связь на пожаре обеспечивает управление работой пожарных подразделений и получения от них сведений об обстановке на пожаре.

Для обеспечения управления силами и средствами используются радиостанции, громкоговорящие установки, полевые телефонные аппараты, переговорные устройства, электромегафоны. Обычно все эти средства имеются на основных пожарных автомобилях, однако, зачастую при тушении крупных пожаров, с привлечением значительного количества сил и средств, возникают ситуации, когда стандартных средств и способов организации связи, становится недостаточно для полноценной организации связи на пожаре. Это же утверждение справедливо и для организации освещения места пожара в ночное время. В таких случаях привлекаются специализированные пожарные автомобили – автомобили связи и освещения.

Такие автомобили оборудованы значительным ассортиментом средств обеспечения радио и телефонной связи, а так же средствами освещения.

Автомобили АСО состоят из следующих основных частей :

  • базового шасси с дополнительной трансмиссией для привода электросиловой установки;
  • кабины водителя;
  • салона, который должен состоять из двух отсеков: отсека для радистов и для радиотелефонистов;
  • электросиловой установки;
  • средств радиосвязи и проводной телефонной связи;
  • аппаратуры звукозаписи и звукоусиления;
  • средств вычислительной техники;
  • стационарной осветительной мачты.

По своему конструктивному исполнению пожарные автомобиле связи и освещения во многом напоминают пожарные автомобили газодымозащитной службы: на нем также установлена электросиловая установка с устройством защитного отключения, имеются коммутационные и распределительные устройства, силовые кабельные катушки, осветительная мачта.

Дальнейшее развитие АСО получили в виде пожарных автомобилей технической службы, связи и освещения. В дополнение к функциям АСО, данные автомобили так же оборудуются оборудованием и инструментом соответственно для пожарных автомобилей технической службы.

ШТАБНЫЕ АВТОМОБИЛИ (АШ)

Пожарный штабной автомобиль (АШ) - это пожарный автомобиль, оборудованный электрогенератором, средствами связи и предназначенный для доставки и обеспечения оперативной работы штаба пожаротушения на месте пожара и обеспечения связи между штабом, подразделениями и центром противопожарной службы.

АШ сооружаются на полноприводных или неполноприводных шасси. В их салонах размещены стационарные и выносные рабочие столы на 5 – 6 человек, СИЗОД, пожарно-техническое вооружение различного назначения (комплект слесарного и шанцевого инструмента, спецодежда и др.) и средства связи. В последнее время наиболее распространенными автомобилями на базе которых создаются АШ, стали шасси легковых микроавтобусов (ГАЗЕЛЬ, Mercedes и т.д.)

Различные модели АШ могут укомплектовываться по-разному. Так, на АШ-5(3205) дополнительно установлены один переносной магнитофон, звукоусилительная установка «Сталь». В комплектации имеются два групповых и четыре индивидуальных фонаря и другое оборудование. Для увеличения дальности связи на автомобиле установлена телескопическая мачта, позволяющая поднимать аппаратуру на 12 м. На АШ-5 (на шасси ГАЗ-27057) предусмотрены комплект средств спасания, ручная лебедка, трос буксировочный.

Внимание!!! Если документ не открылся, обновите страницу, возможно несколько раз. Для удобного чтения разверните документ кликнув на иконку в правом верхнем углу.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Ульяновской области

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Презентацию выполнил преподаватель УП ПС УМЦ ГОЧС Ульяновской области Мулюкин Александр Владимирович

4 слайд

Описание слайда:

Дополнительная профессиональная образовательная программа «Подготовка водителей пожарных автомобилей» № темы Наименования тем 3.1 Классификация пожарной и аварийно – спасательной техники. 3.2 Дополнительная трансмиссия специальных агрегатов пожарных АЦ и АНР. 3.3 Насосные агрегаты пожарных АЦ и АНР. 3.4 Размещение пожарно-технического оборудования и вооружениянапожарных АЦ и АНР. 3.6 Вакуумные системы пожарных АЦ и АНР.

5 слайд

Описание слайда:

Учебные цели: Изучить требования нормативных правовых документов по пожарной безопасности. Ознакомить с классификацией пожарных автомобилей. Изучить требования нормативных правовых документов по технической службе ГПС. Закрепить навыки работы на специальных агрегатах пожарных автомобилей у водительского состава.

6 слайд

Описание слайда:

Приказ МЧС России от 18.09.2012 № 555 «Об организации материально- технического обеспечения системы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ» Приказ МЧС России от 5 апреля 2011 г. N 167 Об утверждении порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны. 4. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. N 156 Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 23 декабря 2014 года № 1100н Об утверждении «Правил по охране труда в подразделениях Федеральной противопожарной службы ГПС». 6. Пожарные автомобили: Учебник водителя пожарного автомобиля. – Санкт-Петербург, 2006. – 507 с. Текст даётся в редакции А.И. Преснова и А.Я. Каменцева. ЛИТЕРАТУРА:

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования. Классификация пожарной и аварийно-спасательной техники. - Классификация основных пожарных автомобилей общего и целевого применения. - Классификация, назначение специальных пожарных автомобилей. - Вспомогательные и приспособленные пожарные автомобили для целей пожаротушения. Учебные вопросы:

9 слайд

Описание слайда:

Первый учебный вопрос Законодательство Российской Федерации в области пожарной безопасности. Основные нормы и требования. Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принятый 21 декабря 1994 года, является основным нормативным правовым актом в области обеспечении пожарной безопасности в Российской Федерации. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.

10 слайд

Описание слайда:

В России ежегодно регистрируется до 200 тыс. пожаров, число погибших людей при них значительно превы­шает средние показатели высокоразвитых стран и достигает 15-18 тыс. человек, материальный ущерб составляет десятки миллиардов рублей. Около 30% всех пожаров в России возникает на предприятиях, в учреждениях и организациях, на них приходится 50% от общего ущерба. Около 70% возникающих пожаров и около 85-90% погибших приходится на жилой сектор. Актуальность темы: Распределение пожаров: по причинам возникновения по объектам

11 слайд

Описание слайда:

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий ФЗ, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности. Статья 2 №69-ФЗ История пожарной охраны России начинается с 30 апреля 1649 года, когда был принят «Наказ о градском благочинии», устанавливающий строгий порядок при тушении пожаров в Москве.

12 слайд

Описание слайда:

Основные причины пожаров: аварийный режим работы электрооборудования и нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования – 23%; неосторожное обращение с огнем – 19,8%; поджоги – 28,7%; нарушения правил устройства и эксплуатации печей и дымоходов. На пожарах погибло 96 человек (увеличение на 2,1%), травмировано людей – 76 человек (увеличение на 17,2%) в Ульяновске произошло 552 пожара (за АППГ - 421, рост на 31%), жертвами огненной стихии стали 28 человек (за АППГ - 22 человека), среди погибших – двое детей. Спасены 214 человек. Зарегистрированы 217 случаев поджогов, из которых 73 случая поджогов автомобилей. В 2014 году в Ульяновской области произошло 1254 пожара (увеличение на 11%)

13 слайд

Описание слайда:

Федеральные законы: № 69-ФЗ от 21.12.94г. «О пожарной безопасности» № 123-ФЗ от 22.07.2008г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». № 100-ФЗ от 6.05.2011г. «О добровольной пожарной охране». Постановления Правительства РФ: № 290 от 12.04.2012 г. «О федеральном государственном пожарном надзоре». № 1225 от 30.12.2011г. «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений». № 69 от 31.01.2012г. «О лицензировании деятельности по тушению пожаров в населённых пунктах…». № 390 от 25.04.2012г. «О противопожарном режиме». Нормативные правовые акты:

14 слайд

Описание слайда:

Нормативные правовые акты: Приказы МЧС РФ: 1. Приказ МЧС России от 5 апреля 2011 г. N 167 Об утверждении порядка организации службы в подразделениях пожарной охраны. 2. Приказ МЧС России от 31 марта 2011 г. N 156 Об утверждении порядка тушения пожаров подразделениями пожарной охраны. 2. Приказ МЧС России от 18.09.2012 № 555 «Об организации материально- технического обеспечения системы Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ» Законы Ульяновской области: № 05-ЗО от 30.01.2006 г. «О пожарной безопасности в Ульяновской области». №170-ЗО от 6.10.2011 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений пожарной охраны и добровольных пожарных в Ульяновской области». № 640-П от 23.12.2011 г. Постановление Правительства Ульяновской области "О некоторых мерах по реализации Закона Ульяновской области … (№ 170-ЗО)»

15 слайд

Описание слайда:

ПОЖАРНАЯ ОХРАНА – совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ. (№69-ФЗ) Виды пожарной охраны Государственная противопожарная служба Муниципальная пожарная охрана Добровольная пожарная охрана Ведомственная пожарная охрана Частная пожарная охрана

16 слайд

Описание слайда:

ЗАДАЧИ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ: ст.4, №69-ФЗ К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается организация и осуществление профилактики пожаров спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ

17 слайд

Описание слайда:

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны. подразделяется на: Федеральную противопожарную службу. Противопожарную службу субъектов Российской Федерации

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Назначение и классификация пожарных автомобилей В зависимости от назначения пожарные автомобили подразделяются на: ОСНОВНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ

21 слайд

Описание слайда:

ОСНОВНЫЕ ПОЖАРНЫЕ АВТОМОБИЛИ в зависимости от преимущественного использования подразделяются на автомобили: общего применения - для тушения пожаров в городах и населенных пунктах целевого применения - для тушения пожаров на нефтебазах, предприятиях лесоперерабатывающей, химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности, в аэропортах и на других специальных объектах

22 слайд

Описание слайда:

Назначение и классификация пожарных автомобилей К основным пожарным автомобилям общего применения относятся: Автоцистерна пожарная (АЦ) Автонасос пожарный (АНР) Автомобиль с насосом высокого давления (АВД) Автомобиль первой помощи (АПП)

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Авторазливочная станция (АРС-14), переоборудованная для целей пожаротушения предназначена для доставки к месту пожара боевого расчёта, пожарного оборудования и запаса огнетушащих веществ, а также для их подачи в очаг горения ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АРС-14 Шасси ЗИЛ – 131 Двигатель ЗИЛ – 131 (карбюраторный 4-х тактный 8-цилиндровый, V-образный, верхнеклапанный) Колёсная формула 6х6 (полный привод) Мах. скорость 80 км/час Число мест боевого расчёта 3 чел. Ёмкость цистерны 2700 л Полная масса 10185 кг Марка насоса НШН – 600 Тип насоса - шестерёнчатый Номинальная подача – 10 л/сек Мах. рабочее давление на выходе – до 7,5 кг/кв.см Мах. геометрическая высота всасывания – 6,5 м Время заполнения насоса с мах. геометрической высоты – 25 сек ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА авторазливочной станции (АРС – 14), переоборудованной для пожаротушения

25 слайд

Описание слайда:

Пожарно-техническое вооружение на автомобиль АРС - 14 Рукав всасывающий, длина 4м, диаметр 75 мм с полугайками Рукав напорный латексированный длина 20 м, диаметр 66 мм с полугайками 3. Рукав напорный латексированный длина 20 м, диаметр 51 мм с полугайками Сетка для всасывающего рукава СВ-75 мм с верёвкой Разветвление 3-х ходовое 66х51 (РТ-70) Головка соединительная переходная 66х51 Головка соединительная переходная 77х51 Головка соединительная переходная 77х66 Ключи для соединения рукавов Задержка рукавная Ствол «А» Ствол «Б» Лестница – палка Багор металлический длина 2,5 м Лом лёгкий Колонка пожарная Зажим рукавный 2 шт 4 шт 4 шт 1 шт 1 шт 1 шт 2 шт 1 шт 2 шт 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт 1 шт 2 шт

26 слайд

Пожары возникают и развиваются всюду, где есть горючие материа­лы и источники их воспламенения. Пожар - это неконтролируемое горе­ние. Он характеризуется большой скоростью распространения пламени, сопровождается выделением большого количества тепловой энергии и, следовательно, быстрым увеличением температуры вблизи очага горения.

Кроме того, в продуктах горения содержатся: сажа, окислы различных га­зов, ядовитые вещества и т.д.

Пожары характеризуются быстрым нарастанием . Это и создает большую опасность для жизни людей и приводит к быстрому уничтожению материальных ценностей. Следовательно, необходимо как можно быстрее ликвидировать загорание и потушить пожар, т.е. создать условия, при которых процессы горения не могут развиваться.

Горению подвергаются материалы различного агрегатного состоя­ния. Тушение их требует применения огнетушащих веществ, обеспечи­вающих рациональный механизм тушения. Для его реализации в очаг горения должно подаваться необходимое огнетушащее вещество с опреде­ленной интенсивностью.

Таким образом, для успешного тушения пожаров следует выполнять два основных требования: как можно быстрее начать их тушение и подавать в очаг горения требуемого состава и с необходимой интенсивностью. Эти два требования отражаются в технических ха­рактеристиках пожарной техники.

Пожарная техника - это технические средства тушения пожара, ограничения его развития, защиты людей и материальных ценностей от него.

В настоящее время пожарная техника охватывает большой арсенал различных средств: первичные средства пожаротушения, пожарные маши­ны, установки пожаротушения и средства связи.

Перед началом тушения пожаров могут выполняться ряд специальных работ: разведка пожара, удаление продуктов горения из помещений, спасание людей, вскрытие конструкций и т.д. Для выполнения этих работ требуется номенклатура специальных пожарных машин со специальным оборудованием.

Пожарная машина - это транспортная или транспортируемая машина, предназначенная для тушения пожара.

Для обслуживания личного состава и пожарной техники, особенно на крупных пожарах, используются вспомогательные пожарные машины.

Классификация

Пожарные машины создаются на основе различных транспортных средств:

  • колесных и гусеничных машин,
  • плавательных и летательных ап­паратов,
  • поездов.

Пожарными автомобилями укомплектовываются подразделения Государ­ственной противопожарной службы (ГПС), а так же пожарной охраны различных министерств (железнодорожный транс­порт, лесное хозяйство и т.д.).

Пожарные автомобили состоят из: шасси (основы транспортного средства) и пожарной надстройки. Она может включать салон для боевого расчета, агрегаты различного назначения ( , механизмы автолестниц и т.д.), емкости для огнетушащих веществ, отсеки для пожарно-технического вооружения (ПТВ).

Разнообразие пожаров и условий пожаротушения, а также выпол­няемых работ при боевых действиях потребовали создания ПА различного назначения.

По основным видам выполняемых работ ПА подразделяются на:

  • основные,
  • специальные,
  • вспомогательные.
Основные пожарные автомобили Специальные пожарные автомобили
общего применения целевого применения
АЦ – автоцистерны
АНР – насосно-рукавный
АПП – первой помощи
АВД – с насосом высокого давления
АА – аэродромные
АП – порошкового тушения
АПТ – пенного тушения
АКТ – комбинированного тушения
АГТ – газового тушения
ПНС – насосная станция
АГВТ – газоводяного тушения
АЛ – автолестницы
АПК – автоподъемники коленчатые
АР – рукавные
ДУ – дымоудаления
ГДЗС – газодымозащитной службы
АСА – автомобили аварийно-спасательные
АШ – штабные

Основные ПА – предназначены для доставки личного состава под­разделений ГПС, огнетушащих веществ и оборудования к месту пожара и подачи огнетушащих веществ в зону горения.

ПА общего применения – предназначены для тушения пожаров на объектах городов и в жилом сек­торе.

ПА целевого применения – обеспечивают тушение пожаров на объектах нефтехимической промышленности, аэродромах и др.

В зависимости от проходимости ПА делятся на 3 категории:

  • категория 1 – неполноприводные ПА для дорог с твердым покрытием (нормальной проходимости);
  • категория 2 – полноприводные для передвижения по дорогам всех типов и пересеченной местности (повышенной проходимости);
  • категория 3 – вездеходы-внедорожники для сильнопересеченной местности (высокой проходимости).

Основные ПА общего применения обозначаются так:

  • автоцистерны пожарные - АЦ;
  • пожарные автомобили насосно-рукавные - АНР;
  • пожар­ные автомобили с насосами высокого давления – АВД;
  • пожарные автомо­били первой помощи - АПП.

Они характеризуются рядом параметров. Нормами пожарной безопасности установлено, что в качестве главных па­раметров, определяющих функциональное назначение ПА, используются:

  • вместимость цистерны, м 3 ;
  • подача насоса, л/с, при номинальной частоте вращения вала насоса;
  • напор насоса, м вод.ст.

Начальные буквы наименований ПА и главный параметр типа ПА положены в основу их условных обозначений.

Расшифровка АЦ

Пример 1. АЦ-5-40(4310), модель ХХХ. Автоцистерна пожарная, вместимость цистерны 5 м 3 воды, подача воды насосом 40 л/с, шасси КамАЗ 4310, первая модификация модели.

Пример 2. АКТ-0,5/0,5(131), модель 207 - автомобиль комбиниро­ванного тушения, вместимость цистерн для порошка и пенообразователя 500 л (0,5 м), шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 207.

Пример 3. ПНС-110(131)-131А - пожарная насосная станция, подача насоса 110 л/с, шасси автомобиля ЗИЛ-131, модель 131 А.

Специальные ПА применяются для выполнения разнообразных работ: подъема на высоту, разборку конструкций, освещения и др. В каче­стве главных параметров, характеристик ПА, определяющих функцио­нальное назначение, используются, например, высота подъема автолест­ниц, мощность генератора аварийного спасательного автомобиля и т.д.

Примеры условных обозначений:

АЛ-30 (4310) - пожарная автоцистерна с высотой подъема колен ле­стницы 30 м на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

АСА-20 (4310) - аварийно-спасательный автомобиль, мощность ге­нератора 20 кВт на шасси автомобиля КамАЗ 4310.

Раньше был еще термин вспомогательные автомобили (до издания приказа №555 “Об организации материально-технического обеспечения системы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, от 18.09.2012”) обеспечивали функциониро­вание пожарных подразделений. К ним относились: грузовые автомобили, топливозаправщики, передвижные ремонтные мастерские и др.

Для выделения ПА из общего транспортного потока в условиях и значительной плотности и интенсивности дорожного движения они долж­ны обладать определенной информативностью. Она осуществляется фор­мой изделия, окраской, световой и звуковой сигнализацией.

Цветографические схемы

Все изделия пожарной техники окрашиваются в красный цвет. Для усиления информативности в цветно-графической схеме используется кон­трастирующий белый цвет. Цветно-графическая схема, надписи и опознавательные знаки, а также . Разбивка окраши­ваемых поверхностей, распо­ложение надписей и обозначений устанавливаются в порядке, представленном на рисунке.

На двери кабины указываются номер пожарной части и город, на корме - тип ПА, например АЦ, - автоцистерна и номер пожарной части. Согласно цветно-графической схеме, бамперы ПА окрашивают в белый цвет, ра­му, диски колес и видимые детали ходовой части - в черный.

Колена пожарных лестниц, авто- и пеноподъемников окрашивают в белый или серебристый цвет.

При выполнении оперативного задания информативность ПА усиливается звуковым и световым сигналами.

Тревожная световая сигнализация ПА создается светопроблесковым маяком синего цвета. Они работают от бортовой сети с напряжением 12 или 24 В, обеспечивая частоту мигания (2±0,5) Гц, при этом темная фаза не должна быть менее 0,2 с.

Звуковой сигнал может создаваться сиренами постоянного тока, подающими два или более чередующихся сигнала с частотой звучания от 250 до 650 Гц. Уровень звукового давления на расстоянии 2 м от сирены дол­жен находиться в пределах 110-125 дБ.

В качестве звукового сигнала может использоваться сирена, приводимая в действие отработавшими газами двигателя.

Основные пожарные автомобили разделяются на две специфические подкатегории: пожарные автомобили общего применения и пожарные автомобили целевого применения .

Пожарные автомобили общего применения.

К таким авто относятся автоцистерны, автонасосы, а также машины первой помощи.

Автоцистерны оборудованы специальными резервуарами для жидкости и насосами. Данная спецтехника используется для транспортировки огнетушащих субстанций, различных устройств и оборудования непосредственно к месту пожара. В качестве огнетушащей жидкости может использоваться вода или пена.

Автоцистерны являются наиболее распространённым видом пожарной техники. Существует несколько типов соответствующих пожарных машин:

  • лёгкие, ёмкость которых не превышает 2000 литров. Примером такого ТС является автоцистерна марки АЦ30(53А);
  • средние, ёмкость которых составляет 2-4 метра кубических. Примером подобных ТС являются цистерны марок АЦ30(130), АЦ40(375);
  • тяжёлые, емкость которых превышает 4 метра кубических.

Стоит отметить, что автоцистерны выполняются на базе автомобилей ЗИЛ (объём водяного бака – 3,5м3, объём пенообразователя – 210л производительность насоса – 40 литров в секунду). Также используются автомобили КамАЗ (водяной бак – 5м3, пенообразователь 350л, производительность насоса – 40л/с) и Урал (объём бака для воды – 15м3, пенообразователь – 900л, производительность насоса – 100л/с).

Автонасосы имеют конструкцию, схожую с автоцистернами. Однако оснащаются большим количеством соответствующего оборудования. Также установки оснащаются увеличенными ёмкостями для транспортировки пенообразователя. Применяются такие автомобили совместно с АЦ или самостоятельно. Чаще всего такие ТС исполняются на базе шасси КамАЗ. При этом диаметр рукава, через который подаётся огнетушащая субстанция, может составлять 51 или 77 миллиметров. Общая длина рукавов на авто может составлять 3500-5000 метров. Производительность насоса равна 100 литров в секунду.

Машины первой помощи используются для оперативной доставки расчёта, малогабаритного оборудования и огнетушащей субстанции к месту пожара. С помощью этих транспортных средств выполняется локализация пожара до прибытия более мощной техники. Исполняются автомобили первой помощи на базе шасси ГАЗ. При этом объём водяного бака равен 500 литров, объём пенообразователя – 50л, производительность помпы – 0,8л/с.

Пожарные автомобили целевого применения.

Установки пенного тушения. Данная спецтехника применяется для доставки огнетушащей субстанции, оборудования и вспомогательных приспособлений к месту пожара. От автоцистерн эти машины отличаются наличием двух переносных устройств, обеспечивающих подъём генераторов пены на определённую высоту (до тринадцати метров). Также в состав такой конструкции могут входить такие агрегаты и приспособления:

  • стационарный лафетный ствол (комбинированный);
  • две дозирующие вставки;
  • генераторы пены (шесть штук).

Техника исполняется на базе шасси Урал. Объём ёмкости для перевозки пенообразователя – 180л. Производительность насоса – 2400л/с.

Установки порошкового тушения. Эта спецтехника используется для ликвидации возгораний на различных промышленных объектах (предприятия по переработке нефти, химическая промышленность, атомная энергетика). Подобные транспортные средства были сняты с производства в 1986 году, однако в отдельных пожарных частях используются по сегодняшний день.

Установки газового тушения. Этот вид техники применяется для тушения горящего электрооборудования, которое находится под напряжением. Также соответствующие транспортные средства используются для ликвидации возгораний в архивах, музеях. С помощью этих агрегатов можно тушить легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, разлитые по поверхности или находящиеся в резервуарах.

Исполняется такая спецтехника на базе шасси ЗИЛ, КамАЗ, Урал. Основным функциональным механизмом авто является установка газового тушения. Также в конструкции ТС присутствуют баллоны с углекислотой. Подача огнетушащего вещества осуществляется через специальный ствол.

Автомобили газо-водяного тушения. Такая техника оборудуется турбореактивным двигателем. Благодаря этому создаётся мощный поток газа, который обладает большим коэффициентом кинетической энергии. Используются такие машины при тушении газонефтяных фонтанов. Авто создаются на базе шасси КамАЗ. Производительность насоса, подающего газо0водяную смесь – 150 литров в секунду.

Установки комбинированного тушения. Такая спецтехника обеспечивает последовательную подачу специальной пены и ОПС непосредственно к очагу пожара. Комплектация соответствующих машин определяется типом базового шасси и установки надстройки.

Транспортное средство может исполняться на шасси КамАЗ. Объём цистерны для воды составляет 6м3. Масса огнетушащего порошка – 1000 килограмм. Производительность насоса – 80л/с.

Аэродромные автомобили. Эта техника используется при спасении экипажей и пассажиров воздушного транспорта, а также при ликвидации пожаров на авиатранспорте и последствий соответствующих аварий. Аэродромные машины разделяются на два вида:

  • стартовые автомобили, локализирующиеся непосредственно возле взлётных полос. Примером такой техники является транспортное средство АА40(131), выполненное на базе шасси ЗИЛ;
  • основные автомобили, располагающиеся в пожарной части. Примером такой машины является авто модели АА60(7310), выполненное на базе МАЗ.

Также аэродромная пожарная спецтехника может исполняться на шасси КамАЗ. Транспортное средство имеет производительность насоса – 40 литров в секунду. Объём цистерны для воды – 5м3. Масса перевозимой углекислоты – 50 килограмм.

Насосные станции. Такая техника применяется для подачи жидкости по магистралям к мобильным стволам или пожарным машинам. Насосные станции выполняются на шасси ЗИЛ, а также на прицепах. Производительность насосов таких установок –110 литров в секунду.

Специальные пожарные автомобили

В эту группу машин входят следующие транспортные средства:

Рукавный автомобиль. Техника используется для транспортировки определённого количества рукавов к месту возгорания либо для прокладки магистралей на ходу. Выполняются ТС на базе шасси ЗИЛ. Количество транспортируемых рукавов зависит от их диаметра.

Скорость выкладки шлангов в одну линию составляет 9 километров в час.

Машины для организации освещения и связи. Техника используется освещения территории возле горящего объекта. Кроме того, агрегаты позволяют устанавливать полноценную связь рабочей бригады с центральным штабом. Примером такой машины служит агрегат АСО12(66)90А. Мощность генератора спецтехники – 12кВт. В комплекте присутствуют радиостанции (переносная стационарная), громкоговоритель, телефон, прожектор. Монтирована установка на шасси ГАЗ.

Пожарные автолестницы. Устройства применяются для подъёма сотрудников пожарной службы на верхние этажи. Классификация этих машин осуществляется с учётом длины самой лестницы и типа приводного мкханизма:

  • лестница малой длины. Пример – авто АЛ18(52А)Л2. Длина – не более 20 метров;
  • лестница средней длины. Пример – авто АЛ30(131)Л21. Длина – до 30 метров;
  • лестница большой длины. Пример – авто АЛ45(257)ПМ109. Длина – 30 метров и более.

Приводы автолестниц бывают на электрической тяге, гидравлические, механические, комбинированные.

Вспомогательные пожарные автомобили

В эту группу пожарных машин входят легковые автомобили, которые используются для перевозки сотрудников штабов и частей. Также сюда включены грузовые транспортные средства, часто используемые для транспортировки разнообразного инвентаря, ценностей и прочих вещей. Помимо этого к вспомогательной спецтехнике относятся бензовозы, передвижные мастерские, мобильные лаборатории, автокраны, экскаваторы и трактора, а также прочие транспортные средства.

Статью прислал: Ellada



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...