Соотношение категорий «конституционное» и «государственное» право. Общая характеристика конституционного права российской федерации

Вопросы для подготовки к экзамену по конституционному праву зарубежных стран

1. Конституционное право как отрасль права: предмет, метод, источники, система

1. Понятие КП ЗС как отрасли прав

КП ЗС – это есть основная отрасль права каждой страны, представляющая собой совокупность правовых норм регулирующих основы конституционного строя, взаимоотношения государства и личности, государственное устройство и основные органы власти, деятельность этих органов государственной власти.

Предметом КП ЗС являются 4 группы : основы конституционного строя; конституционные права, свободы и обязанности; государственное устройство; органы власти.

Методы правового регулирования : метод власти отношений (государственных властных полномочий); наделение сторон правами и обязанностями; совокупность классических принципов воздействия на участников общественных отношений: дозволение (передача прав), запрет, возложение обязанностей.

Источники КП ЗС как отрасли права.

Источники КП ЗС – основной инструмент юриста.

1) Общепризнанные принципы и нормы международного права.

2) Конституции – основной закон государства.

3) Законы ЗС: конституционные (вносят изменения в К); органические (принятые на основе бланкетных норм К); обычные (текущие) парламентские законы.

4) Нормативные акты издаваемые в порядке замещения Парламента (законы и указы, – равные по силе, различия определяются условиями и порядком принятия).

5) Акты Правительств и глав государств, к числу которых относятся указы, декреты, приказы, артофаксы. Франция – контрасигнатуры.

6) Регламенты палат Парламентов.

7) Обычаи и традиции, требующие высокого самосознания населения (англосаксонское право).

8) Нормативные акты органов конституционного надзора (КС и ВС).

9) Судебные прецеденты (решения вышестоящих судов, обязательные для нижестоящих). Характерны для англосаксонской системы права.

10) Специфические источники: нормы мусульманского права (нормы шариата).

Некоторые источники, кторые не возможно вставить в иерархию:

1) суд прецедент (если решение нижестоящего суда подтверждено вышестоящим, то решение суда можно рассматривать как судебный прецедент. Суд творит право только там, где есть пробел)

2) религиозные нормы (Ватикан, Мусульманский мир). Религиозные нормы обладают большей силой чем светское законодательство, и все законы подчиняются религиозным нормам. В таких странах нет конституции. Религ нормы могут приниматься как самостоятельные - шариат, или же закрепляться в светском законодательстве.

3) традиции и обычаи (Великобритания)

4) научные доктрины (Великобритания). Служат для того, чтобы подтвердить обычаи.

5) регламенты палат парламента или просто парламента, если он однопалатный. Регламент распространяется на ограниченный круг лиц: на депутатов, на аппарат, другие лица, ограниченные регламентом. Регламент затрагивает очень узкий круг вопросов (импичмент, о военном положении). Процедуры принятия закона подчиняются регламенту, а регламент по содержанию подчиняются закону.


2. Понятие конституции, ее юридическая и социально-политическая сущность и виды

Constitutio (лат. - установление) – выражение установлений и указов императоров. Однако при рабовладельческой и феодальной формациях не существовало Конституций, как основного закона государства. Впервые такие конституции возникли в буржуазном обществе.

Сущность любой конституции состоит в том, что она выражает соотношение политических сил на момент принятия основного закона государства. При рабовладельческом и феодальном строе – все итак ясно.

Буржуазный строй требует баланса интересов общества: буржуазия – пролетариат (политические партии и политическая жизнь).

Понятие конституции юридической и фактической.

В науке конституционного (государственного) права понятие «конституция» применяется в двух смыслах. В формальном смысле - это юридическая конституция , т.е. основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления и форму государственного устройства и правовое положение личности. Юридическая конституция представляет собой документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе практического применения предписаний юридической конституции обстановка меняется. Появляются новые учреждения, принимаются конституционные, органические и обычные законы, существенно изменяющие и дополняющие нормы юридической конституции. Иными словами, складывается на практике такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного юридической конституцией. Этот реальный порядок осуществления государственной власти называется фактической конституцией или конституцией в материальном смысле слова .

Фактическая и юридическая конституции могут как совпадать, так и расходиться.

В некоторых странах политическая элита стремится править помимо конституции. Этот процесс сопровождается как официальным культом конституции, так и теоретическим обоснованием необходимости и целесообразности внеконституционного правления.

Классическое определение : Конституция есть основной закон государства, как по форме, так и по содержанию. По форме – это закон законов, акт обладающий высшей юридической силой, это императив стоящий над государством и законом. По содержанию всякая конституция регулирует различные общественные отношения (основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, государственное устройство и деятельность высшего органа власти).

Классификация конституций ЗС (критерии классификации):

1) В зависимости от типа социально-экономической формации: буржуазные и социалистические.

2) По форме : писанные и не писанные. Писанные К можно положить в карман (РФ – 1 кодифицированный документ), а не писанные в карман не помещаются (Великобритания – большое количество документов в разных книгах).

3) По времени действия: временные и постоянные.

4) В зависимости от способа изменения: гибкие (легко меняемые) и жесткие (трудно меняемые). КРФ – супержесткая.

3. Действие конституции. Принятие, изменение и отмена конституций

Принятие, изменение и отмена конституций.

Государственная практика стран выработала ряд способов принятия конституций, которые могут быть сведены к нескольким основным видам. Право на принятие первой или новой писаной конституции, обычно именуемое в литературе учредительной властью, может быть осуществлено трояко: представительным учреждением, избирательным корпусом и исполнительной властью. В общем виде эти три варианта реализуются так:

1. вариант принятия К представительными учреждениями в новейшей политической практике широко распространен. Он осуществляется как учредительным собраниям, которые специально для этого избираются, так и парламентам, образованным на основании предшествующих конституций.

2. вариант принятия К - принятие конституции избирательным корпусом складывается из двух этапов - разработка проекта конституции и окончательное его одобрение, после чего она вступает в силу (избирательный корпус разработать проект конституции сам не может). Обычно учредительное собрание лишь разрабатывает проект, который одобряется всенародным голосованием (референдум)

3. вариант - принятие конституции является односторонним актом исполнительной власти (октроирование), в этом случае проект конституции составляется правительственным аппаратом без какого бы то ни было участия общественности. Разработанный таким способом проект утверждается главой государства. Впервые октроирование было применено во Франции в 1814 году.

Способ принятия К имеет огромное значение, так как от него в значительной степени зависит само содержание основного закона. Референдум, как способ принятия К, обладает чертами демократизма, проект основного закона утверждается избирательным корпусом (Россия К 93г).

По общему правилу конституция изменяется в том же порядке, в каком она была принята. Жесткие конституции изменяются и дополняются в особом порядке, более сложном, чем тот, который принят для обычной законодательной процедуры. Если парламентские законы принимаются простым (50 % кворума + 1) большинством голосов, то для принятия поправок и дополнений к конституции устанавливается в самом основном законе особая процедура. Гибкие К изменяются и дополняются в том же порядке, что и обычные парламентские законы, никаких особых процедур для этого случая не предусмотрено, так как отсутствует сам писаный текст основного закона (Великобритании и Новой Зеландии).

Чаще всего К отменяются в результате революций и переворотов. К могут отменятся и в установленном ею же порядке, когда в обществе складывается новая расстановка политических сил.

4. Понятие прав человека и гражданина. Права и свободы. Права и обязанности. Классификация права, свобод и обязанностей

Понятие конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина

Конституции провозглашают права и свободы самого различного характера и содержания. Основные права и свободы можно подразделить на 3 группы в зависимости от характера отношений, возникающих между индивидуумом и государством, а также между самими индивидуумами. Во-первых , личность как член гражданского общества наделяется определенными социально-экономическими правами и свободами; во-вторых , личность как член политической общности наделяется определенными политическими правами и свободами. в-третьих , как физическое лицо личность наделяется определенными личными правами и свободами. Обязанность - это мера должного поведения человека и гражданина. Человек должен подчиняться правилам, чтобы не наносить вред другим. К обязанностям относятся : уплата налогов, воинская повинность, соблюдение законов. В демократических государствах, основным институтом является институт "прав и свобод человека и гражданина". Это существенно определяет положение человека в обществе и государстве, принципы их взаимоотношений. В этих взаимоотношений человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами права. Правовое положение человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей, которыми он наделен как субъект правоотношений. Каждая отрасль права закрепляет правовое положение человека и гражданина в определенной сфере общественных отношений: имущественных, трудовых, семейных, финансовых и т.д. В конституционном праве (в отличие от остальных отраслей права) закреплены основы правового статуса личности. Конституционные права, свободы и обязанности - это те, закреплены в тексте К и в развернутой системе устоявшихся процедурных правил. Обычно в тексте К содержится специальная глава, в конституции Испании - это глава II «Права и свободы», в России они воплощены в главе 2 Конституции РФ под названием "Права и свободы человека и гражданина". Одна из основ конституционного строя РФ сформулированной так "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью". Кроме К права и свободы закреплены системой нормативных правовых актов, в которых детально раскрывается содержание и порядок реализации (законы: "О гражданстве РФ", "О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ", "О свободе совести и вероисповеданий" и т.д.) В ряде стран в самой К может не быть гарнтий : в тексте К Франции 1958 г. ничего не сказано о правах личности, а только подтверждена Декларация прав человека и гражданина 1789 г; в США они гарантируются Биллем о правах. К Италии подробно перечисляет права, но в целом итальянский гражданин не имеет большего объема прав, чем американец или француз. Важнейшей юридической предпосылкой правового положения личности в обществе является состояние гражданства, т.е. политическая принадлежность индивидуума к данному государству, которая обусловливает характер политико-правовых отношений между личностью и государством. В индустриальном обществе государство, с одной стороны, регулирует определенные сферы деятельности гражданского общества, а с другой стороны, оно начинает осуществлять отдельные социальные функции (страхование по безработице, бесплатное начальное образование, пенсионное обеспечение, бесплатное медицинское обслуживание), что создает для личности возможность добиться осуществления своих отдельных интересов через государство.

Конституционное право — важнейшая , представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих организационное и функциональное единство общества, основы Российской Федерации, основы правового статуса человека и гражданина, федеративное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления.

Конституционное право — самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет:

  • собственный предмет правового регулирования;
  • собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права — совокупность , структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: нормы и институты.

— совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу. Институты конституционного права:

  • основы конституционного строя;
  • основы правового статуса человека и гражданина;
  • федеративное устройство государства;
  • система органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Помимо конституционного права как отрасли права, выделяется конституционное право России как наука. — совокупность идей, теорий и взглядов о конституционно-правовых институтах и отношениях, а также о практике применения норм конституционного права и его историческом развитии в России.

Наука конституционного права — самостоятельная наука. У нее есть собственный предмет изучения и специфические методы, благодаря чему она и выделяется в самостоятельную науку.

Предмет изучения науки конституционного права:

  • сущность, структура отрасли российского конституционного права, его источники;
  • фактические отношения, регулируемые нормами конституционного права;
  • практика реализации норм данной отрасли;
  • история самой науки конституционного права, построение прогнозов ее развития.

регулирования конституционного права — отношения, которые регулируются нормами конституционного права и складываются в процессе взаимодействия человека и государства по поводу устройства государства, формы правления, а также по поводу основ конституционного строя. Конституционно-правовые отношения — массовые и наиболее значимые для общества отношения, нацеленные на осуществление власти и суверенитета народа, а также на защиту прав и свобод гражданина и личности.

Возникают во всех сферах жизнедеятельности общества: конституционного строя РФ; федеративного устройства; защиты прав и свобод личности; основ государственной власти и принципов ее функционирования в РФ, иных сферах, регулируемых нормами Конституции РФ.

Конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основании юридических фактов. Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т.е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон). Особенности конституционно-правовых отношений: особое содержание и предмет; особый субъектный состав; значительное число видов.

Виды конституционных правоотношений:

  • конкретные конституционно-правовые отношения (в них четко определены субъекты, их права и обязанности);
  • правоотношения общего характера (в них не закрепляется четко субъектный состав и не определяются их права и обязанности).

В зависимости от сферы возникновения конституционных правоотношений выделяют конституционно-правовые отношения:

  • связанные с установлением конституционных основ гражданского общества;
  • конституционного строя РФ;
  • регулированием правового статуса личности РФ.

Субъекты конституционных правоотношений:

  • физические лица (граждане РФ, иностранцы, лица с двойным гражданством (бипатриды), лица без гражданства (апатриды), лица со специальной правоспособностью);
  • государственные образования (РФ, субъекты РФ, федеральные органы государства РФ и субъектов РФ);
  • общественные объединения.

Методы науки конституционного права: исторический; сравнительно-правовой; системный; статистический; конкретно-социологический и др.

Являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Следует выделить нормативные правовые акты, действующие на всей территории Российской Федерации, и акты, действующие только на территории конкретного субъекта Федерации или муниципального образования.

Среди актов первого вида, как уже было отмечено, особое место занимает Конституция России . Она является основным источником отрасли конституционного права. Конституция РФ предусматривает принятие таких законов: федеральные конституционные законы от 26.02.1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и др.; федеральные законы от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»; от 04.03.1998 г. № ЗЗ-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации»; от 10.01.2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и др.

К источникам конституционного права, содержащим нормы общефедерального значения, также относятся федеральные законы , содержащие конституционно-правовые нормы.

К источникам рассматриваемой отрасли относятся и содержащие конституционно-правовые нормы акты, принимаемые Президентом РФ, Советом Федерации, Государственной Думой, Правительством РФ. Это указы и другие нормативные правовые акты Президента , постановления палат Федерального Собрания , постановления Правительства.

Источниками отрасли конституционного права являются также регламенты палат Федерального Собрания, положения о различных органах, образуемых органами законодательной и исполнительной власти.

Особое место среди источников конституционного права занимают декларации.

К числу источников конституционного права, действующих только на территории субъектов Российской Федерации, относятся конституции республик и уставы других субъектов Федерации.

Понятие конституционного права как отрасли права

Право больше, чем форма общественных отношений. Оно есть слепок (точный или не совсем) общества. Поэтому логика становления и развития права повторяет логику становления и развития общества. В этом смысле выделение в национальном праве конституционного права стоит уподобить складыванию в обществе публичной власти. Конституционное право как совокупность конституционных и обычных норм, исходящих от государства или санкционируемых им, по отношению к иным отраслям права является их своеобразным публично-властным организатором.

По мере развития права (специализация отраслей, усложнение объектов регулирования, накопление межотраслевых различий) в нем выделяются средства, решающие общеправовые задачи, обеспечивающие единое, внутренне согласованное действие всех отраслей права. Предмет регулирования названных средств не только поведение людей, но и связи правовых норм, иных элементов права (предметом права становится само право). Вот из чего берет начало конституционное право, превращаясь по ходу развития в единственную отрасль права, непосредственно соприкасающуюся со всеми иными отраслями права, вместе взятыми. Такое положение конституционного права дает возможность охарактеризовать его в качестве общей части национального права.

Конституционное право как общая часть российского права соединяет разрозненный правовой материал в единое целое, задает его иерархию. Одна из задач конституционного права — постановка целей для национального права, закрепление исходных для всех отраслей права ценностей. Такие исходные цели, ценности в нашей стране изначально закрепляет Конституция РФ.

Единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и равная защита разных форм собственности, право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для не запрещенной законом экономической деятельности — эти положения составляют базу гражданского, предпринимательского права (ст. 8, 9, 34-36). Исходными для трудового, социального права являются, например, нормы о Российской Федерации как социальном государстве, об отнесении к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов трудового законодательства, о координации вопросов защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение (ст. 7, 72). Основу уголовного, уголовно-процессуального права составляют, например, запрет пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (ст. 21), правило о том, что обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность (ст. 49). В конечном счете в российском праве нет ни одной отрасли, которая бы не основывалась на конституционных положениях.

Важным средством обеспечения единства российского права являются вводимые конституционным правом общеправовые категории. Они должны в разных отраслях права либо означать одно и то же, либо отраслевая конкретизация названных категорий не должна искажать их конституционный смысл. В числе общеправовых категорий «суверенитет», «собственность», «природные ресурсы», «благоприятная окружающая среда», «свобода массовой информации», «индивидуальные и коллективные обращения», «арест», «правосудие».

Объединительный потенциал конституционного права раскрывается и в масштабах всего общества, ибо оно обеспечивает целостность и стабильность общества на основе собственных принципов. В совокупности ведущих принципов конституционного права (прежде всего тех, что содержатся в гл. 1 Конституции РФ) закреплены социально- экономические, политико-управленческие, духовно-культурные устои российского общества, основы правового положения человека и гражданина.

Многие конституционные нормы определяют содержание отдельных отраслей права. Это означает их одновременную принадлежность и конституционному нраву, и названным отраслям. Однако если отдельные отрасли права вбирают в себя лишь некоторый набор конституционных норм, то в рамках конституционного права осуществляется системное взаимодействие всей совокупности конституционных предписаний. Конституционно-правовая оценка действительности заключается в сравнении актов (норм) отраслевого законодательства и различного рода ситуаций не просто с отдельными конституционными положениями, а со всем их комплексом. Если для анализа (разрешения) какого-либо затруднения непосредственно привлекаются отдельные конституционные нормы, то уяснение их содержания невозможно без их сопоставления с иными конституционными положениями, а также с тем, что можно назвать конституционно-правовой средой. Именно данное обстоятельство отражает термин «конституционное право», а вовсе не обособляет нашу отрасль от других отраслей, не демонстрирует относимость конституционных актов исключительно к ее источникам. Нельзя, например, ставить вопрос так, что конституция — это источник исключительно конституционного права. Тем более термин «конституционное право» не намекает на неконституционный характер иных отраслей права.

Все призваны раскрыть содержание норм конституционного права. Чем точнее и подробнее названное раскрытие, тем действеннее конституционное право. Однако содержание конституционных предписаний не сводимо к совокупности их отраслевых конкретизации какими бы полными и точными они ни были. С учетом отмеченного следует по-новому взглянуть на институт конституционных прав, свобод человека и гражданина. Любое основное право всегда содержательно шире совокупности своих конкретных, нормативно закрепленных проявлений. Оно всегда оставляет возможность собственного распространения на неурегулированные отраслевым законодательством отношения. Так, право на труд (ст. 37 Конституции РФ) не может сводиться к праву на трудовую деятельность по смыслу трудового, гражданского или административного законодательства, в частности оно не может жестко связываться с возрастом возникновения этого права в названных отраслях. на труд принадлежит индивиду с момента распространения на него действия российской Конституции и может им осуществляться со времени появления у него способности к трудовой деятельности в самом широком смысле этого слова.

Нормы конституционного законодательства выступают вместе с нормами отраслевого законодательства, а при необходимости и вместо них, при их отсутствии или неконституционности. Конституция РФ устанавливает, что ее нормы действуют прямо, непосредственно (ст. 15, 18).

Возможность замещения конституционными нормами отраслевых норм не всегда может быть полной и распространяться на все аспекты регулирующего воздействия. Так, конституционные нормы не способны служить нормативной основой применения мер уголовной, административной, гражданской ответственности. Дело в том, что в соответствии с принципом законности каждый случай противоправного поведения должен быть связан с нарушением конкретной юридической нормы. Сказанное означает не уход конституционного права из сферы отраслевого охранительного регулирования, а лишь ограничение содержания его регулирующего действия. За конституционным правом остаются направление развития соответствующих разделов законодательства, охранительно-правовой политики, выражение их духа и принципиальных устоев, проверка конституционности конкретных охранительных норм и институтов, присутствие в правоприменительной практике в качестве оценочного аргумента ее участников. Так, ряд решений Конституционного Суда РФ посвящены анализу конституционности уголовно-процессуального законодательства.

Конституционные нормы задают объективную структуру права, предопределяют выделение в нем профилирующих отраслей (гражданское, гражданское процессуальное право; административное, административно-процессуальное право; уголовное, уголовно-процессуальное право). В то же время конституционные нормы, требуя полного раскрытия своего содержания, влекут объединение норм разных профилирующих отраслей в комплексные отрасли (экологическое, семейное, таможенное, налоговое, предпринимательское, торговое право).

учреждают принципиальные стандарты снятия межотраслевых и внутриотраслевых противоречий, служат основой для уточнения предметных полей отдельных отраслей права. В решении названных вопросов значительна роль конституционных (уставных) судов. Конституционный Суд РФ, например, обратившись к проблеме соотношения налогового и гражданского права, в результате толкования конституционных норм пришел к выводу о том, что споры по поводу невыполнения налоговых обязательств находятся в рамках публичного (налогового), а не гражданского права. В то же время взыскание налоговых платежей с физических лиц в бесспорном порядке является выходом за рамки налоговых публично-правовых отношений и вторжением в иные отношения, в том числе гражданско-правовые, в которых стороны не находятся в состоянии власти-подчинения.

Таким образом, совокупный предмет всех отраслей российского права является предметом и конституционно-правового регулирования, на который конституционное право воздействует с помощью своих особых средств. Существующие воззрения на предмет конституционного (государственного) права при всем их различии сходятся в том, что предмет названной отрасли рассматривается как часть предмета национального права. Ведущая же роль конституционного (государственного) права в национальном праве не означает поглощения им предметных полей иных отраслей. Так, А. И. Лепешкин в предмет государственно-правового регулирования включал «...общественные отношения, возникающие в сфере установления политических форм организации государственной власти». Причем он ограничивал и эти «политические формы» отношениями, связанными с деятельностью представительных органов государственной власти как политической основы государства. Государственно-правовые отношения, но А. И. Лепешкину, возникают в процессе не вообще всяких взаимоотношений органов государства с гражданами, а лишь в связи с участием последних в осуществлении определенных функций государственной власти (участие в выборах, в работе органов власти и т. п.).

Довольно широко очерчивал предмет анализируемой отрасли В. Ф. Коток. Он включал в него регулируемые правом отношения, определяющие основные черты социально-экономической системы и политической организации общества, выражающие суверенитет народа, а в многонациональных государствах — также и суверенность наций. Однако здесь предмет государственного (конституционного) права составляют лишь те социально-экономические, политические отношения, которые определяют не любые, а только основные черты выделенных сфер жизни. Следовательно, предмет государственного (конституционного) права рассматривается как часть предмета национального права.

Теоретические концепции, основанные на понимании предмета конституционного права как части предмета национального права, были восприняты законодателем. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» (с последующими изменениями) определил, что Конституционный Суд РФ прекращает производство по делу, когда установит, что вопрос, разрешаемый законом, иным нормативным актом, договором между органами государственной власти или не вступившим в силу международным договором Российской Федерации, конституционность которых предлагается проверить, не получил разрешения в Конституции РФ или по своему характеру и значению не относится к числу конституционных (ст. 68).

Конституционный Суд РФ воспользовался данной нормой, например, при рассмотрении дела о проверке конституционности ряда положений Закона РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». Суд посчитал, что определение проверяемым Законом конкретных видов налогов субъектов Федерации не является конституционным вопросом, и прекратил производство по делу в этой части. А вот вопрос об открытости или закрытости перечня названных налогов, с точки зрения Суда, является конституционным.

Формулировки: «не получил разрешения в Конституции», «не относится по характеру и значению к числу конституционных» — расплывчаты, способны породить субъективизм в судебных оценках. К тому же своеобразие конституционного права (за исключением его отдельных институтов) заключается в проникновении во все поры национального права, в задании общего поля и режима функционирования всех его отраслей и субъектов, а не в жестком обособлении от других отраслей на основании своих особых источников, режимов, субъектов, процедур. В этом заключается главная отличительная особенность конституционно-правового регулирования общественных отношений. Поэтому любой разрешаемый на нормативно- правовом уровне, да и в сфере правоприменения вопрос может быть соотнесен с конституционной средой, проверен на предмет его конституционности.

Конечно, Конституционный Суд не всегда может решить вопрос о соответствии той или иной нормы Конституции ввиду отсутствия прямых конституционных предписаний на сей счет (скажем, применительно к нормам обеспечения работников спецодеждой). Однако Суд способен в данном случае поставить и решить вопрос о том, противоречит или нет отраслевая норма конституционным предписаниям, используя при оценке конституционности тех или иных положений наряду с формулами «соответствует», «не соответствует» нормам Конституции формулы «противоречит», «не противоречит» нормам Конституции.

Предмет конституционного права как отрасли права

Конституционное право как обычная отрасль права имеет собственный предмет правового регулирования. Воздействует на него оно с помощью не только общерегулятивных средств (цели, принципы, исходные ценности), но и методов детальной регламентации, не передоверяя эту задачу другим отраслям права. Здесь и конкретизация по субъектам, объектам, содержанию запретов, обязываний, дозволений, и оснащение материальных норм процессуальными нормами, и установление мер конституционного принуждения, в том числе ответственности, и введение юридически значимых сроков, документальных форм. В итоге набор источников конституционного права не ограничивается только конституционными актами.

Предмет конституционного права как обычной отрасли права составляют публичные властеотношения. Однако названные отношения регулируются нормами и иных отраслей публичного права: административного, уголовного, финансового. Исключительно нормами конституционного права регулируются отношения по формированию и деятельности верховной государственной власти, понимаемой как народовластие в формах представительной и непосредственной демократии.

Феномен власти присутствует буквально во всех ячейках общества, однако логика социального взаимодействия приводит к складыванию в масштабах всего общества совершенно особого вида власти — власти верховной, призванной обеспечить устойчивое управление делами общества, выразить общие интересы всех социальных субъектов, ввести все виды существующих в обществе властеотношений в правовое русло. Именно верховная власть определяет устройство общества и государства, учреждая их основные институты. При этом устройство самой верховной власти вправе определять только она сама, т. е. она в отличие от иных видов публичной власти (исполнительной государственной власти, муниципальной власти, власти в общественных и религиозных объединениях) выводима из самой себя.

Верховная власть, исходящая от народа, материализуется не в каких-то отдельных государственных учреждениях, хотя бы и высших, а в государстве в целом как способе народной самоорганизации, а также в таких его территориальных составляющих, как субъекты Федерации, автономии. Кроме того, государство вбирает в себя также граждан и способы участия последних в государственной жизни; она не сводится к государственному аппарату и своим политико-территориальным формам. Верховную власть народа воплощают:

  • государственно-территориальное (административно-территориальное) устройство; гражданство;
  • суверенные права многонационального народа государства, права составляющих его общностей: этнических, религиозных, языковых;
  • компетенция государства и его территориальных частей (субъектов Федерации, автономий, административно-территориальных единиц), формализующая суверенные права народа и переводящая их в плоскость государственной деятельности;
  • способы непосредственного государственного волеизъявления граждан (выборы, референдумы);
  • государственные органы, получающие власть непосредственно от народа в рамках конституционного процесса, а не от иных государственных органов, их компетенция и деятельность.

Перечисленные институты государства каждый сообразно своей природе обеспечивают осуществление верховной власти, ее необходимое и достаточное бытие. Остальные государственные институты формируются в условиях функционирования верховной власти, образуются первичными государственными учреждениями и служат переменными средствами их активности. Таковы неполитические формы исполнительно-распорядительной деятельности.

Указанная деятельность не относится к собственному предмету конституционного права и детально регулируется нормами других отраслей публичного права, прежде всего административного права. Если, скажем, принятие закона о государственном бюджете входит в сферу верховного управления, то исполнение бюджета относится к области подчиненного управления.

Закрепление в Конституции конкретного государственного института еще не является достаточным основанием для отнесения его к сфере верховного управления; важен также его конституционный статус в целом, то положение, в которое ставит его Конституция (устав) по отношению к иным государственным институтам. Отнесение к области верховного управления, например, Правительства РФ должно ограничиваться рядом позиций: а) обязательное функционирование Правительства как государственного органа независимо от усмотрения кого-либо; б) назначение Председателя Правительства с согласия Государственной Думы; в) политические формы ответственности Правительства; г) право Правительства на уход в отставку; д) конституционно установленные формы участия Правительства в законотворческом процессе. То же следует сказать и об органах исполнительной власти субъектов Федерации.

Соотношение конституционного и государственного права

Правовое упорядочение верховной государственной власти традиционно характеризовалось как государственно-правовое и служило для выделения в качестве самостоятельной отрасли государственного права, что вполне логично. Нет смысла и сегодня отказываться от выделения государственного права в качестве комплексной составной части конституционного права, а не в роли отдельной отрасли права. Такое поглощение объективно предопределено как минимум тремя обстоятельствами.

Во-первых, становление конституционного законодательства привело к тому, что власть народа получила выражение не просто в государственной воле, а в Конституции, вставшей над иными государственными институтами, сковавшей государственную волю юридическими императивами должного. Возвышение Конституции над государственной волей призвано учредить государство в качестве средства жизнедеятельности общества, а не цели.

Во-вторых, общество встало перед необходимостью лишения государства монополии на регулирование и защиту прав и обязанностей индивидов, их объединений. Для этого потребовался совершенно иной способ закрепления основополагающих гражданских прав и обязанностей, исходящий из их негосударственной природы.

В-третьих, конституционно-правовое регулирование в силу своей универсальности расширило рамки регламентации верховной власти за счет дополнительного упорядочения отношений по вхождению разных социальных сил в ее поле деятельности.

Формы осуществления верховной власти дополняются формами борьбы за нее. Тог, кто эффективно представлен в первичных государственных институтах, способен лучше проводить в жизнь собственные интересы и активно предлагать обществу свое видение общесоциальных интересов. Поэтому ряд субъектов явно или подпольно ведут борьбу за контроль над парламентом, правительством, ведущими партиями. Борьба за верховную власть идет по нескольким направлениям. Это:

деятельность по овладению рычагами государственной власти: получение депутатских мандатов; проведение своих людей в исполнительные органы; оказание внешнего давления на государственные учреждения. Названное направление особенно важно для сил, не имеющих нужного представительства в структурах власти; оказание давления на политических конкурентов; непосредственное воздействие на сознание масс, предполагающее широкое использование средств массовой информации; продуцирование идей, способных стать средствами концептуального управления.

Действенное участие на всех выделенных направлениях невозможно без обладания важными финансово-экономическими рычагами. Совокупная деятельность множества социальных субъектов, объединяемая верховной государственной властью и процессом формирования «дерева» целей общества, становится основой для выделения политической системы (политической организации) общества.

Рамками политической системы, а не государства, включающей государство в качестве своего ядра, очерчивается, следовательно, действительное поле формирования и функционирования верховной государственной власти. Отсюда, во-первых, правовое оформление политической системы — задача именно конституционно-правового регулирования; во-вторых, государственное право, определяющее устройство государства и не упорядочивающее статуса негосударственных субъектов политической системы (партий, групп давления), оказывается частью конституционного права.

Конечно, отдельные стороны деятельности субъектов политической системы, как и учреждений верховной власти, регулируются нормами административного, финансового, гражданского и другого подобного законодательства, ведь их активность сочетает в себе решение множества разнообразных вопросов. Однако принципиальный статус субъектов политической системы: их организационно-правовые формы, права, обязанности в сфере общественно-политической жизни, способы образования, преобразования, упразднения относятся к предмету конституционного права.

С учетом изложенного конституционное право как общая часть российского права — совокупность конституционных норм, закрепляющих социально-экономические, политико-управленческие, духовно- культурные устои российского общества, основы правового положения человека и гражданина, задающих структуру российского права, единые цели, принципы, ценности всех его отраслей, обеспечивающих их согласованное, непротиворечивое действие.

Конституционное право как обычная отрасль российского права — совокупность конституционных и обычных норм, определяющих с помощью методов общего и детального нормирования формирование, устройство и порядок деятельности институтов верховной государственной власти, политической системы.

Эти определения характеризуют конституционное право с двух разных, но связанных между собой направлений его действия.

право»

Вопрос о наименовании рассматриваемой отрасли права относится к числу проблемных в науке конституционного права. Так, в дореволюционной России она имела название «государственное право», заимствованное из Германии, хотя уже тогда некоторые исследователи использовали в своих трудах другое наименование - «конституционное право». Правда, термин «конституционное право» употреблялся для наименования соответствующей отрасли права зарубежных стран, государственный строй которых отличался началами разделения властей и народного представительства.

В период становления советского права данная отрасль приобретает устойчивое наименование «государственное право». Так, например, после принятия Конституции СССР 1936 г. И.П. Трайнин внес компромиссное предложение именовать государственное право «конституционным (государственным) правом».

Особую остроту дискуссия по вопросу о наименовании отрасли приобрела в 60-е гг. прошлого столетия. Все советские учебники по государственному праву по содержанию соответствовали Конституции СССР. В каждом из них были главы, посвященные общественному устройству, государственному устройству, организации и принципам деятельности органов государства, основным правам и обязанностям граждан, избирательной системе. Поэтому в советской специальной литературе государственное право нередко именуется и конституционным правом.

К примеру, И.Е. Фарбер, полагал, что по предмету регулирования, по своим основным принципам, по характеру источников государственное право, несомненно, является конституционным правом. «Конечно, вопрос о наименовании отрасли права (и науки) есть вопрос в значительной мере терминологический. Старое или новое название вообще ничего не решает, а для специалистов такая смена наименования вряд ли что изменит в понимании специфики предмета регулирования или объема науки. Но, кроме специалистов-юристов, есть широкие слои населения, для которых название отрасли права и науки есть первый шаг к пониманию их сути. А знать эту суть должны, конечно, далеко не одни юристы.

Исходя из этого, нам представляется, что наименование «конституционное право» лучше отражает и предмет, и принципы, и источники государственного права, отмежевывая в массовом правосознании данную отрасль от административного, гражданского, уголовного, колхозного и других отраслей права... Думается, что распространение и пропаганда нового наименования отрасли права - конституционное право - должны выполнить доброе дело: поднять еще выше в массовом сознании авторитет советского конституционного законодательства, вызвать стремление к его глубокому изучению».

Предложение о замене государственного права конституционным вызвало возражения многих ученых-государствоведов. Противники этой идеи полагали, что дискуссия носит не терминологический характер, а связана с концепцией, касающейся понятия, содержания и объема предмета государственного права и дающей неправильное представление о сущности предмета правового регулирования данной отрасли права, исторически сложившейся именно как государственное право и имеющей свои традиции в обществе.

Возражая сторонникам переименования государственного права в конституционное, считавшим, что любая правовая норма, к какой бы отрасли права она ни относилась, устанавливается государством, и в этом смысле каждое нормативное предписание государственных органов может быть отнесено к государственному праву, А.И. Лепешкин утверждал, что группировка правовых норм в отрасли права осуществляется не по субъектам, их издающим, а главным образом по предмету правового регулирования и правовые нормы, независимо от того, кем и в какой форме они изданы, группируются по отдельным отраслям права, по особенностям характера той области общественных отношений, которую они призваны регулировать. Поэтому, по его мнению, отрасль социалистического права есть особая совокупность норм, регулирующих определенные, реально существующие в обществе специфические отношения, независимо от того, кем и в какой правовой форме они изданы, и советское государственное право как отрасль социалистического права называется так не потому, что его нормы изданы государством или его органами от имени государства, а потому что они регулируют специфический круг общественных отношений, возникающих в сфере осуществления государственной власти в определенных правовых формах ее деятельности, а также в сфере государственного устройства, установления и закрепления основ правового статуса советских граждан.

В процессе дискуссии о переименовании отрасли государственного права в конституционное ни одной из сторон не удалось доказать свою правоту, хотя многие из приведенных ими аргументов безусловно представляют научный интерес.

Конечно, для Российской Федерации в современный период названии отрасли «конституционное право» является в определенной степени условным, что объясняется незавершенностью конституционной реформы, а именно: сложностью воплощения объявленных на высшем правовом уровне - в Конституции РФ 1993 года демократических начал в государственную практику. Вместе с тем, поддерживая многих ученых, также рассчитывая на перспективу демократических преобразований, способных обеспечить стабильность конституционного строя России, термин «конституционное право» вполне обоснован, по нашему мнению, его допустимо и целесообразно использовать в наименовании соответствующей отрасли, науки и учебных курсов.

Конституционное право - это отрасль права, которая устанавливает и закрепляет основы государственного устройства, обеспечивает соблюдение прав человека, регулирует порядок формирования органов государственной власти и принципы их деятельности.

Конституционное право является ведущей отраслью по отношению ко всем остальным отраслям права, потому что, во-первых, общественные отношения, которые регулируются нормами конституционного права, выражают наиболее важные стороны деятельности государства; во-вторых, конституционное право ведущее по своему источнику - конституции; в-третьих, нормы конституционного права определяют основные принципы правового регулирования в целом, так как в конституции содержатся базовые нормы всех отраслей системы права. Эти нормы находят свое развитие и конкретизацию в специальных отраслях права. Именно поэтому считают, что конституционное право составляет ядро системы права.

Предметом конституционного права является система общественных отношений, которые выступают в качестве господствующих отношений в обществе, характеризуют саму природу общества и государства, его политическую, экономическую системы, положение личности в обществе. Таким образом, предметом конституционного права являются:

1) отношения, характеризующие основы конституционного строя;

2) взаимоотношения личности с обществом и государством (основы правового положения личности, т.е. права и свободы граждан);

3) установление основ федеративного устройства и национально-государственных отношений;

4) вопросы организации государственной власти и органов местного самоуправления.

Метод конституционного права. Одним из способов конституционно-правового регулирования общественных отношений является метод обязывания. Именно в такой форме провозглашается ряд норм конституционного права (например, ст. 58 Конституции РФ "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам"). В конституционном праве известен также метод дозволения, применяемый в основном к регулированию статуса граждан или для определения полномочий государственных органов (например, ст. 34 Конституции РФ " Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом деятельности"). В конституционном праве применяется и метод запрещения (например, ст. 50 Конституции РФ "Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление").

Субъекты конституционного права:

1) граждане;

2) предприятия, учреждения, организации (государственные и негосударственные);

3) государственные органы;

4) органы местного самоуправления;

5) общественные объединения;

6) территориальные образования.

Источники конституционного права:

1) Конституция (Основной Закон);

2) федеральные конституционные законы;

3) федеральные законы, регулирующие общественные отношения, составляющие предмет конституционного права (например, Закон РФ " О гражданстве Российской Федерации");

4) законы субъектов федерации по вопросам совместного ведения (ст. 72 Конституции РФ);

5) подзаконные нормативно-правовые акты (указы Президента, постановления Правительства и др.), содержащие нормы конституционного права.

Особенности норм конституционного права:

1. Большинство норм конституционного права носит обобщенный характер.

Они излагаются на уровне принципов. Например, ст. 2 Конституции РФ: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".

2. Как правило, нормы конституционного права не обладают трехчленной структурой. В них есть гипотеза и диспозиция, но лишь несколько статей Конституции РФ содержат санкцию.

3. Нормы конституционного права обладают высшей юридической силой по отношению к нормам других отраслей права. Они являются нормами прямого действия, т.е. должны применяться непосредственно без подтверждения нормами специальных отраслей права. Исключение составляют нормы международного права, которые имеют приоритет по отношению к нормам конституционного права с точки зрения свободы личности, прав человека и гражданина.

4. Нормы конституционного права носят учредительный характер, т.е. определяют правовой статус каждого субъекта конституционного права.

Особенность норм конституционного права в том, что применять их могут только государство или муниципальные органы. Граждане могут ими только пользоваться.

Виды норм конституционного права:

1) нормы-принципы (содержат общие положения правового регулирования, например, гл. 1 Конституции РФ);

2) нормы - исторические справки (эти нормы содержатся в преамбуле Конституции РФ и указывают на незыблемость существующих отношений);

3) нормы программного характера (эти нормы содержат в себе установки на перспективу развития общества);

4) констатирующие нормы (закрепляют существующие на момент принятия конституции отношения);

5) устанавливающие нормы (определяют порядок формирования органов государства и круг их полномочий, а также определяют основные права и свободы граждан).

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права или возникшие на их основе связи между субъектами конституционного права. Специфика конституционно-правовых отношений состоит в том, что большинство из них выражает всеобщность прав и обязанностей, т.е. в этих отношениях могут участвовать либо все субъекты конституционного права, либо большие группы людей. Конституционно-правовые отношения образуют основу правового регулирования в сфере политической организации государственной власти.

Конституционно-правовые отношения образуют систему конституционного права, состоящую из совокупности правовых институтов, которые располагаются в определенной последовательности и находятся во взаимодействии друг с другом.

Правовой институт конституционного права – это определенная часть конституционных норм, регулирующих отдельные разновидности общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Конституционное право состоит из следующих правовых институтов:

1) государственного и общественного устройства;

2) правого положения личности в обществе (права и свободы граждан);

3) политического многообразия и многопартийности;

4) парламентаризма;

5) президентства;

6) гражданства и др.

Таким образом, система конституционного права характеризуется объективными критериями деления отрасли на отдельные структурные подразделения, в основе которых лежат реальные общественные отношения.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...