Какие материально правовые нормы материального права. Материальное и процессуальное право. Разница между материальным и процессуальным правом

Норма материального права - Это норма, выступает первоначальным регулятором общественных отношений: содержит правило поведения (права, обязанности, запреты), на основании которого возможно конкретное решение юридического дела. Такая норма общеобязательная, формально определена и в установленном порядке принимается, изменяется и обеспечивается государством, имеет четко определенную структуру - гипотезу, диспозицию и санкцию; по содержанию является мерой свободы и справедливости.

Норма процессуального права - Это норма, которая устанавливает оптимальный порядок реализации и защиты норм материального права.

Нормы процессуального права отличаются от норм материального права рядом особенностей:

1. Своеобразием предписаний. Это обусловлено, прежде всего, характером функций процессуальных норм, их назначению:

Если функция норм материального права заключается в непосредственном регулировании поведения, то назначение процессуальных норм состоит в регулировании общественных отношений, складывающихся в процессе применения норм материального права, содействии достижению результата, предусмотренного нормой материального права;

Все предписания процессуальных норм имеют процедурный характер, т.е. определяют наиболее целесообразный порядок осуществления правотворческой правоприменительной, учредительной и контрольной деятельности;

Много процессуальных норм определяют порядок организации органов государства и осуществление ими своей компетенции.

2. Особенностями адресатов:

Как правило, нормы процессуального права адресуются субъектам, которые наделены властными полномочиями для применения норм материального права;

Предписания этих норм выступают всегда как категорическое повеление относительно субъектов, уполномоченных организовывать правоприменительный процесс, и могут содержать диспозитивные основы по заинтересованных участников правотворческого процесса.

3. Специфической структурой. Они, как и нормы материального права, имеют трехэлементную структуру, но:

Диспозиция процессуальной нормы является формой реализации норм материального права;

В гипотезе процессуальной нормы условия, обстоятельства определяются содержанием нормы материального права, применяется, то есть в гипотезе процессуальной нормы будто имеется норма материального права;

Производная природа процессуальной нормы определяет специфику и ее санкции, прежде всего выражается в таком последствии, как отмена правоприменительного акта, принятый с нарушением этой нормы.

4. Особенностями процессуальных норм является и то, что они тесно связаны с различными приемами и способами, которые используются государственными органами при осуществлении своих полномочий.

Значение процессуально-правовых норм как в правотворчестве, так и в правоприменении заключается в совершенствовании деятельности различных органов, участвующих в управлении обществом. Процессуальное урегулирования этой деятельности обеспечивает повышение ответственности, дисциплины и укрепления законности.

Полные и логические нормы права.

Полная норма права – это норма, содержащая все три структурных элемента, а именно гипотезу, диспозицию и санкцию. Например, норма об уклонении от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 Налогового кодекса РФ) может быть представлена следующим образом: если организация или индивидуальный предприниматель собираются осуществлять какую-либо деятельность (гипотеза); то они обязаны встать на учет в налоговом органе (диспозиция); иначе с правонарушителя взыскивается штраф в размере десяти процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее двадцати тысяч рублей (санкция ).

Логическая норма права – это норма, отдельные структурные элементы которой «разбросаны» по одному или нескольким источникам права.

Регулятивные и охранительные нормы права.

Регулятивные нормы устанавливают правовой статус субъектов, условия возникновения и действия субъективных прав и обязанностей.

Охранительные нормы закрепляют условия применения к субъекту мер государственного принуждени я, характер и содержание этих мер.

Дозволяющие, обязывающие, запрещающие нормы права.

Дозволяющие нормы права содержат дозволение, то есть предоставляют лицу правомочие использовать, реализовывать некоторые предусмотренные правом возможности . Дозволяющие нормы дают право самому адресату определить - реализовать или нет предоставленные правомочия в конкретной ситуации.

Обязывающие нормы права возлагают на субъект обязанность совершить активные действия независимо от его воли и желания, не предоставляя ему свободы выбора . В случае неисполнения обязанности в добровольном порядке к лицу применяются различные меры государственного принуждения.

Запрещающие нормы права устанавливают обязанность субъекта воздержаться от действий определенного рода под угрозой применения санкций негативного характера. Они в категорической форме предусматривают модели поведения, запрещенного государством.



Императивные и диспозитивные нормы права.

Императивные нормы выражаются в категорических предписаниях , действующих независимо от воли, желания, усмотрения субъектов права. Они четко, однозначно определяют их поведение, не позволяя участникам правоотношений самостоятельно, по своему усмотрению изменить или отступить от предписанного правила.

Диспозитивные нормы действуют постольку, поскольку субъекты самостоятельно не установили иные условия своих взаимоотношений. Они предоставляют субъекту свободу по своему усмотрению выбрать или установить любой вариант своего поведения , иногда с учетом указанных в норме условий и обстоятельств. Таким образом, отличие диспозитивной нормы от императивной не в восполнении пробелов волеизъявлением сторон, а в разрешении сторонам отступать в своих договорах от этой нормы.

Нормы материального и процессуального права.

Нормы материального права регулируют содержание правовых отношений - юридические факты, правовой статус субъектов, их права и обязанности, принципы, структуру правовых отраслей и институтов.

Нормы процессуального права устанавливают правовые формы различных видов деятельности - процедуры, порядок применения и действия норм, сроки, юрисдикцию, применение правовых санкций.

43) Источники (формы) права. Понятие и виды

Одним из признаков права выступает его формальная определенность. Правовые нормы должны быть обязательно объективированы, выражены вовне, содержаться в тех или иных формах, которые являются способом их существования, формами жизни.

Источник (форма) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

1. нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений . К их числу относятся: конституция, законы, подзаконные акты и т.п.

2. правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения , содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям. И хотя правовой обычай используется в ряде современных правовых семей (традиционной, религиозной), в российской юридической системе роль правового обычая незначительна (например, согласно ст. 5 ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота );

3. юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел. Распространен преимущественно в странах общей правовой семьи - Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т.д. Во всех этих государствах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах. Признание прецедента источником права означает признание правотворческой функции суда;

4. нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами , в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.;).

44) Закон: понятие и виды

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов :

  1. по их юридической силе (Конституция РФ, федеральный конституционный закон, федеральный закон, закон субъектов Федерации);
  2. по субъектам законотворчества (принятые в результате референдума или законодательным органом);
  3. по предмету правового регулирования (конституционные, административные, гражданские, уголовные и т.п.);
  4. по сроку действия (постоянные законы и временные);
  5. по сферам действия (общефедеральные и региональные);
  6. по степени систематизации (обычные и кодификационные, другими словами, органические - ГК РФ, УК РФ и т.д.);

45) Правотворчество: понятие, принципы, стадии, формы

Правотворчество - это деятельность прежде всего государственных органов по принятию, изменению и отмене юридических норм.

Сущность правотворчества состоит в возведении государственной воли в нормы права, т.е. в форму юридических предписаний, имеющих общеобязательный характер.

Принципы правотворчества:

  1. научность (ибо в процессе подготовки нормативных актов важно изучать социально-экономическую, политическую и иные ситуации, объективные потребности развития общества и т.п.);
  2. профессионализм (заниматься подобной деятельностью должны компетентные, подготовленные люди - юристы, управленцы, экономисты и др.);
  3. законность (данная деятельность должна осуществляться в рамках и на основе Конституции, иных законов и подзаконных актов);
  4. демократизм (характеризует степень участия граждан в этом процессе, уровень развития процедурных норм и институтов в обществе);
  5. гласность (означает открытость, "прозрачность" правотворческого процесса для широкой общественности, нормальную циркуляцию информации).
  6. оперативность (предполагает своевременность издания нормативных актов).

В зависимости от субъектов

1) непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума;

2) правотворчество государственных органов (например, парламента, правительства);

3) правотворчество отдельных должностных лиц (например, президента, министра);

4) правотворчество органов местного самоуправления ;

5) локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);

6) правотворчество общественных организаций (например, профсоюзов).

В зависимости от значимости правотворчество подразделяется на:

1) законотворчество - правотворчество высших представительных органов - парламентов, в процессе которого издаются нормативные акты высшей юридической силы - законы, принимаемые в соответствии с усложненной процедурой;

2) делегированное правотворчество - нормотворческая деятельность органов исполнительной власти, осуществляемая по поручению парламента по принятию для оперативного решения определенных проблем нормативных актов, входящих в компетенцию представительного органа;

3) подзаконное правотворчество - здесь нормы права принимаются и вводятся в действие структурами, не относящимися к высшим представительным органам - Президентом, Правительством, министерствами, ведомствами, местными органами государственного управления, губернаторами, главами администраций, руководителями предприятий, учреждений, организаций.

45) Понятие подзаконных нормативно-правовых актов и их виды

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

1. Указы Президента РФ . Обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Акты Президента публикуются в официальных изданиях.

2. Постановления Правительства РФ . Обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию не позднее 15 дней со дня их принятия.

3. Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов . Эти акты регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры.

4. Решения и постановления местных органов государственной власти

5. Решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления

6. Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов. Эти акты принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

7. Локальные нормативные акты . Это нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).

47) Систематизация нормативно-правовых актов и ее виды

Систематизация - это упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Она необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, устранения устаревших и неэффективных норм права, разрешения юридических конфликтов, ликвидации пробелов.

1) инкорпорация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в сборник , где каждый из актов сохраняет свое самостоятельное юридическое значение. Принципы инкорпорации: хронологический (по времени их принятия), тематический (по определенной тематике) и др. Инкорпорация - самый простой вид систематизации. Инкорпорация подразделяется на официальную и неофициальную. К первой можно отнести Собрание законодательства Российской Федерации; ко второй - сборники нормативных материалов по отраслям права, издаваемые в учебных целях, для просвещения населения и т.п.

2) консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение. Здесь нормативные акты объединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, образование и т.п.). Например, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях» заменил собой 48 нормативных актов.

3) кодификация - форма систематизации путем объединения нормативных актов в единый, логически цельный акт с изменением их содержания . В процессе кодификации устраняются устаревший правовой материал, противоречия в нормах, создаются новые правила поведения, обеспечивается их согласованность, логичность. Поэтому кодификация - способ правотворчества, наиболее сложный и трудоемкий вид систематизации. Кодификация предполагает переработку норм права по содержанию в их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (кодексе, своде законов и т.д.). Признаки кодификации: во-первых, ею имеют право заниматься только специальные органы; во-вторых, в итоге появляется новый нормативный акт - кодекс; в-третьих, кодифицированный акт выступает основным среди всех иных актов, действующих в данной сфере. Например: кодексы, уставы, основы законодательств.

48) Коллизии в праве и способы их разрешения.

Коллизия - расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными органами и должностными лицами своих полномочий.

Причины правовых коллизий носят как объективный, так и субъективный характер. К объективным, в частности, относятся: противоречивость, динамизм и изменчивость регулируемых правом общественных отношений, их скачкообразное развитие. К субъективным причинам коллизий относятся такие, которые зависят от воли и сознания людей - политиков, законодателей, представителей власти. Это, например, низкое качество законов, пробелы в праве, непродуманность или слабая координация нормотворческой деятельности, неупорядоченность правового материала, отсутствие должной правовой культуры, юридический нигилизм, социальная напряженность, политическая борьба, конфронтация и др.

Наиболее распространенными способами разрешения юридических коллизий являются следующие:

1) толкование;

2) принятие нового акта;

3) отмена старого;

4) внесение изменений или уточнений в действующие;

5) судебное, административное, арбитражное и третейское разбирательство;

6) систематизация законодательства, гармонизация юридических норм;

7) переговорный процесс, создание согласительных комиссий;

8) конституционное правосудие;

9) международные процедуры.

На уровне практического правоприменения соответствующие органы и должностные лица при обнаружении коллизий обычно руководствуются следующими правилами:

а) если противоречат друг другу акты одного и того же органа, изданные в разное время по одному и тому же вопросу, то применяется последний ;

б) если коллизионные акты изданы одновременно, но разными органами, то применяется акт, обладающий более высокой юридической силой ;

в) если расходятся общий и специальный акты одного уровня (коллизии по горизонтали), то применяется последний; если разного уровня (коллизии по вертикали), то - общий. Например, в Конституции РФ есть норма о несменяемости судей (ч. 1 ст. 121), а в Федеральном конституционном законе "О Конституционном Суде Российской Федерации" <*> установлен определенный срок полномочий судьи Конституционного Суда (ст. 12). Действует Федеральный конституционный закон.

Конституция предусматривает право Президента РФ приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если они противоречат Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам России или нарушают права и свободы человека, до решения вопроса соответствующим судом. Особо следует отметить роль Конституционного Суда РФ.

49) Действие нормативно-правовых актов во времени

Действие нормативно-правовых актов во времени определяется двумя моментами: моментом вступления нормативно-правового акта в силу и моментом утраты им юридической силы.

Вступление в силу нормативно-правового акта может быть осуществлено одним из следующих способов:

  • через указание в тексте на календарную дату , с момента наступления которой он вступает в юридическую силу;
  • через указание на обстоятельства, с которыми связано вступление акта в юридическую силу («с момента опубликования», «с момента подписания» и т. д.)
  • в результате приложения общих установленных государством правил и сроков.

Момент утраты юридической силы определяется также волей законодателя и может быть связан:

  • с истечением срока, на который он был принят (для временных актов)
  • с наступлением срока, с которого акт объявляется отмененным (указание об утрате актом юридической силы может содержаться в отдельном акте).

Существуют такие понятия как футуроспективное действие закона (обращен в будущее, рассчитан на facta futura), ретроактивное (распространение на отношения, возникшие до вступления данного акта в силу)

Обратная сила закона - это сумма принципов, определяющих возможность применения вновь принятого закона к отношениям, имевшим место в период, предшествовавший его принятию. Общепринятым исключением из принципа «закон обратной силы не имеет» является правило, согласно которому закон, отменяющий или смягчающий юридическую ответственность, может обладать обратной силой. Так, в Конституции России говориться о том, что «если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон».

50) Правовые отношения: понятие, признаки, виды

Правоотношение - урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами - носителями субъективных юридических прав, обязанностей, полномочий и ответственности - и обеспечиваемое государством.

Признаки правоотношения :

1. Представляет собой разновидность общественного отношения , социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу социального блага или обеспечения каких-либо интересов.

2. Является идеологическим отношением - результатом сознательной деятельности (поведения) людей.

3. Является волевым отношением , которое проявляется в двух аспектах:

а) в воплощении в нём воли (интереса) государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм;

б) в воплощении в нём воли (интереса) участников правоотношения - они связаны предметом интереса, достижением его результата.

4. Возникает, прекращается или изменяется, как правило, на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов .

5. Имеет, как правило, двусторонний характер и является особой формой взаимной связи между конкретными субъектами через их права, обязанности, полномочия и ответственность, которые закреплены в правовых нормах.

По отраслевой принадлежности выделяются: конституционные, или государственно-правовые, гражданские, гражданско-процессуальные, уголовные, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные, административные и другие правоотношения.

Деление их на материально-правовые и процессуальные .

Регулятивные и охранительные правоотношения . Регулятивные правоотношения являются результатом осуществления регулятивных юридических норм, закрепляющих определенный порядок отношений, создающих в обществе правопорядок. Охранительные правоотношения возникают как реакция государства и общества на неправомерное поведение субъектов права.

Различают также общие (в том числе общерегулятивные и общеохранительные) и конкретные правоотношения .

Правовое отношение имеет материальное , волевое и юридическое содержание. Материальное составляют те общественные отношения, которые опосредуются правом; волевое - государственная воля, воплощенная в правовой норме и в возникшем на ее основе правоотношении , а также волевые акты его участников; юридическое содержание образуют субъективные права и обязанности сторон правоотношения .

Субъективное право - гарантируемые законом вид и мера возможного или дозволенного поведения лица. В основе лежит юридически обеспеченная возможность.

Юридическая обязанность - вид и мера должного или требуемого поведения. В основе лежит юридически обеспеченная необходимость.

Носитель возможности называется управомоченным; носитель обязанности - правообязанным.

Субъективное право - определенная правовая возможность, но эта возможность многоплановая, она включает в себя как минимум четыре элемента :

1) возможность положительного поведения самого управомоченного, т.е. право на собственные действия;

2) возможность требовать соответствующего поведения от правообязанного лица, т.е. право на чужие действия;

3) возможность прибегнуть к государственному принуждению в случае неисполнения противостоящей стороной своей обязанности (притязание);

4) возможность пользоваться на основе данного права определенным социальным благом .

Характерной чертой субъективного права является мера поведения, обеспеченная не только законом, но и обязанностями других лиц. Каждая из дробных составных частей субъективного права обычно именуется правомочием.

Элементы юридической обязанности:

1) необходимость совершить определенные действия либо воздержаться от них;

2) необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного;

3) необходимость нести юридическую ответственность за неисполнение этих требований ;

4) необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право.

52) Субъекты правовых отношений.

Участниками правоотношений являются субъекты права , под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Понятия "субъекты права" и "субъекты правоотношений" в принципе равнозначны, хотя в научной литературе на этот счет делаются определенные оговорки.

Виды субъектов права. Субъекты права подразделяются на

  1. индивидуальные (физические лица): граждане, лица без гражданства, иностранные граждане, бипатриды.
  2. коллективные (юридические лица): государство, субъекты государства, общественные объединения, избирательные округа, государственные органы и учреждения, промышленные предприятия, иностранные фирмы, юридические лица.

Юридические лица: 1) имущественная обособленность ; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности ; 3) быть истцом и ответчиком в суде.

Правоспособность - признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности , способность быть их носителем. Правоспособностью в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. В понятии правоспособности существо заключается не в "праве", а в "способности".

Различают общую, отраслевую и специальную правоспособность.

Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить лишь при известных условиях.

Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права . Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.

Специальная (должностная, профессиональная) правоспособность - это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант . К примеру, профессия судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и др

Правоспособность юридического лица возникает в момент создания той или иной организации и прекращается вместе с ее ликвидацией.

Дееспособность - способность осуществлять права и обязанности своими личными действиями, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. Дееспособность в полном объеме наступает с момента совершеннолетия, т.е. по достижении 18-летнего возраста. Дееспособность бывает полная, частичная и ограниченная. Полная наступает с совершеннолетием; частичная - с 14 лет; а ограниченная - когда лицо ограничивается в дееспособности по суду (хронические алкоголики, наркоманы).

Эмансипация - несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей занимается предпринимательской деятельностью.

Правосубъектность - собирательная категория. Она включает в себя четыре элемента: 1) правоспособность ; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность , т.е. способность отвечать за гражданские правонарушения (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности. Хотя последние два слагаемых охватываются в конечном счете вторым, такое расчленение понятия может способствовать более глубокому его уяснению.

53) Объекты правовых отношений

Объект правового отношения - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение.

Две концепции - монистическая и плюралистическая . Согласно первой из них, объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов , поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно реагировать на правовое воздействие. Отсюда - у всех правоотношений единый, общий объект.

Согласно второй позиции, более реалистичной и разделяемой большинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, т.е. сама жизнь.

1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности). Характерны главным образом для гражданских, имущественных правоотношений .

2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, неприкосновенность человека). Типичны для уголовных и процессуальных правоотношений.

3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты . Это главным образом правоотношения, складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.

4. Продукты духовного творчества (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения - все то, что является результатом интеллектуального труда).

5. Ценные бумаги, официальные документы (облигации, акции, векселя, лотерейные билеты, деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их утрате, восстановлении, оформлении дубликатов.

54) Юридические факты и их классификация. Фактический состав

Юридические факты - это определенные жизненные обстоятельства (условия, ситуации), с которыми нормы права связывают возникновение, прекращение или изменение правоотношений. Эти факты становятся юридическими не в силу каких-то особых внутренних свойств, а в результате признания их таковыми государством, законом.

По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия.

События - это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей.

Действия - это такие факты, которые зависят от воли людей, поскольку совершаются ими. Действия, в свою очередь, подразделяются на правомерные и неправомерные.

Правовые состояния .

По характеру последствий различают правообразующие , правопрекращающие и правоизменяющие факты.

Особую роль в динамике правоотношений играют так называемые юридические составы или сложные комплексные факты, когда для возникновения определенного правового отношения требуется не одно, а несколько условий (совокупность фактов).

Для правоотношения типа "студент - вуз" требуются следующие условия:

а) аттестат об окончании средней школы;

б) сдача вступительных экзаменов;

в) проходной балл по конкурсу;

г) приказ ректора о зачислении на первый курс соответствующего учебного заведения.

55) Понятие и формы реализации права

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.

В основу деления положена степень активности субъектов по осуществлению правовых норм. В науке различают четыре основные формы реализации права:

1) соблюдение - при соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. Реализуется пассивно и естественно, то есть обычно никак не фиксируется.

2)использование - форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности , удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность.

3) исполнение - субъекты выполняют возложенные на них обязанности , функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. Реализуется в основном в обязывающих, императивных нормах. Требует активных действий от субъекта.

4) применение - права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям.

56) Понятие и основания применения права.

Применение - это такой способ реализации права, который связан с властными действиями юрисдикционных органов и должностных лиц. Последние выступают от имени государства, выполняя возложенные на них специальные функции и полномочия.

Применять нормы права - это значит применять власть, а нередко - принуждение, санкции, наказание. Правоприменение осуществляют только специальные субъекты.

Характерные особенности применения права заключаются в следующем:

1) это - властно-императивная форма реализации права;

2) осуществляется компетентными, уполномоченными на то органами и должностными лицами;

3) носит процессуально-процедурный характер ;

4) состоит из ряда последовательных стадий , т.е. отличается стадийностью;

5) имеет под собой соответствующие юридические основания ;

6) связано с вынесением правоприменительных актов;

7) является разовым и индивидуально-определенным действием , касающимся персонифицированных субъектов;

Необходимость в применении правовых норм возникает при следующих обстоятельствах:

1) когда совершается правонарушение и требуется применить санкцию к нарушителю, привлечь его к ответственности;

2) когда нет добровольного исполнения обязательств ;

3) когда появляется препятствие на пути реализации субъектом своего права ;

4) когда возникает спор о праве и стороны не могут сами найти согласованное решение , уладить конфликт (раздел имущества, домовладения; спор о детях, наследстве и т.д.);

5) когда те или иные юридически значимые действия в силу их особой важности должны пройти контроль со стороны государства с целью проверки их правильности, законности, достоверности (сделки по купле-продаже недвижимости, регистрация нотариальным учреждением завещания, выделение земельного участка, оформление доверенности на пользование автомашиной, заверение копий различных справок, документов, дипломов, аттестатов и т.д.);

6) когда определенные права и обязанности, соответствующие им правоотношения не могут возникнуть из односторонних действий самих субъектов и требуется вынесение компетентным органом или должностным лицом содействующего правоприменительного акта (представление гражданина к награде, назначение пенсии, вступление в должность, переход на другую работу, получение премии);

7) когда по закону необходимо официально установить наличие или отсутствие какого-либо факта, события, состояния (например, признание лица безвестно отсутствующим либо умершим; нахождение на воинской службе, в родстве, в браке; приобретение или утрату гражданства).

57) Стадии применения права. Акты применения права

1. Установление и анализ фактических обстоятельств дела (стадия доказывания) - выяснение объективной истины по делу.

2. Выбор правовой нормы , по которой надлежит разрешить дело - юридическая квалификация совершенным действиям.

3. Проверка юридической силы и толкование выбранной нормы .

4. Вынесение правоприменительного акта (документально-оформительская стадия);

5. Контрольно-исполнительная стадия (реальное исполнение приговора или решения суда по гражданскому делу, доведение их до заинтересованных лиц и органов).

Правоприменительный акт - известный официальный документ, изданный компетентным органом или должностным лицом по какому-либо делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта или субъектов на основе соответствующей правовой нормы.

Наиболее характерные признаки (специфика) правоприменительных актов заключаются в следующем:

1) они имеют индивидуально-определенный характер ;

2) являются властными и обязательными для исполнения ;

4) выступают в качестве юридических фактов , порождающих конкретные правоотношения между тем, кто применяет норму, и тем, к кому применяют;

5) исчерпываются однократным применением ;

6) обеспечиваются государственным принуждением .

Классический правоприменительный акт должен обладать необходимыми внешними атрибутами (реквизитами). Он должен также иметь определенную внутреннюю структуру .

Виды правоприменительных актов :

По отраслевому признаку они подразделяются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административно-правовые, финансовые и др.

По субъектам их издания - на акты судебных органов, арбитражных, прокурорских, следственных, контрольных; органов представительной и исполнительной власти, местного самоуправления; акты президента, правительства, федеральных министерств и ведомств.

По юридической природе - на правоохранительные, правоисполнительные, правовосстановительные, правообеспечительные .

По последствиям - на правообразующие, правопрекращающие и правоизменяющие .

По форме выражения - на письменные и устные ; акты-документы и акты-действия . Акты-действия на и конклюдентные, или молчаливые.

Поощрительные и обеспечительные нормы права.

Понятие и виды охранительных норм права.

ОХРАНИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ - нормы, определяющие условия применения к правонарушителю мер государственно-принудительного воздействия, характер и содержание этих мер. Как правило, такие нормы, содержатся в основном в нормативных актах охранительных отраслей права, содержат предписание, имеющее четко выраженную гипотезу и санкцию. Диспозиция такой нормы воспроизводится путем логической операции - логического толкования. Например, статья 5.33 «Невыполнение соглашения», содержащаяся в Кодексе РФ об административных правонарушениях, гласит: «Невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры, - влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до сорока минимальных размеров оплаты труда». Диспозиция данной нормы подразумевается в названии статьи, гипотеза и санкция содержатся непосредственно в тексте. По такому образцу сформулировано абсолютное большинство норм охранительных отраслей права. Несколько по иному выглядит конструкция охранительных норм в регулятивных отраслях права (см., например, ст. 761,777, 769, 1068 - 1070 ГК РФ).

Охранительные нормы выполняют функцию охраны общественного порядка. Указанные нормы вступают в дейст­вие с момента нарушения требований регулятивных и иных правовых норм.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных мер поощрения за одобряемый государством, обществом полезный для них вариант поведения субъектов, заключающийся в добросовестном выполнении ими своих обязанностей . Это, например, нормативные предписания об орденах, медалях и так далее. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Так, право Банка России на выдачу лицензий для проведения операций в иностранной валюте, предусмотренное в ст. 21 Закона РСФСР о Центральном банке РСФСР, гарантируется нормами ст. 11–18, 35 Закона РСФСР о банках и банковской деятельности 1990 г.

МАТЕРИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА - нормы, закрепляющие права и обязанности субъектов и отвечающие на вопрос: «что следует делать для их осуществления». Данная разновидность норм преимущественно закреплена в материальных отраслях права - гражданском, трудовом, земельном и др. В то же время материальные нормы могут содержаться и в процессуальном законодательстве. Например, положения, определяющие процессуальную правоспособность лиц, участвующих в уголовном или в гражданском процессе. Примером таких норм могут служить положения



ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ НОРМЫ ПРАВА - нормы, закрепляющие процедуры (порядок) осуществления субъектами их прав и обязанностей и отвечающие на вопрос: «как следует осуществить материальные предписания». Это значит, что процессуальные нормы закрепляют процедуры совершения тех или иных процессуальных действий. Однако это самая общая из характерных особенностей процессуальных норм. В процессуальных нормах закрепляется технология (специально-юридический механизм) осуществления материальных норм права. Соответственно, процессуальные нормы определяют состава участников процессуальных отношений, закрепляют их процессуальные права, обязанности и ответственность, процессуальную компетенцию суда, фиксируют основания и перечень мер процессуальной ответственности, указывают на процессуальные гарантии, сроки и требования осуществления процессуальных действий. В процессуальных нормах определяются виды процессуальных производств, процессуальные режимы, стадии, из которых складываются эти производства и пр. В большинстве своем процессуальные нормы, закрепляющие процедуры совершения тех или иных юридически значимых действий, носят императивный характер, это разновидность обязывающих норм. Соответственно, формой их реализации является соблюдение или исполнение.

В подавляющем большинстве случае процессуальные нормы размещены в процессуальном законодательстве. Однако, учитывая то обстоятельство, что не всем материальным отраслям права соответствуют процессуальные, процессуальные нормы закрепляются в материальных отраслях права. При этом они обособляются в специальные главы, разделы. Так, в Кодексе РФ об административных правонарушениях содержится специальный раздел, включающий процессуальных 11 глав. Чаще всего процессуальные нормы содержатся непосредственно в текстах законов. В этом случае точнее говорить не о процессуальных, а о процедурных нормах - установлениях, закрепляющих порядок, правила осуществления определенного правового действия. К примеру, такие нормы содержатся в Федеральном законе от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ». Аналогичным примером может также служить Федеральный закон от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».

Применительно к юрисдикционным видам процессуальных производств процессуальные нормы реализуются исключительно в охранительных отношениях; там где имеет место неюрисдикционное производство, процессуальные нормы реализуются в регулятивных относительных правоотношениях.

По субординации в правовом регулировании различают нормы права:

1) материальные (первичный регулятор общественных отношений) - закрепляют права и обязанности субъектов права, на основании которых возможно разрешить дело по существу (право на добросовестную конкуренцию);

2) процессуальные (вторичный регулятор общественных отношений) - содержат правила о порядке реализации норм материального права и разрешения дела по существу (порядок расследования преступления, порядок вызова свидетелей в суд). Назначение норм процессуального права - установить "регламент" (фр. règlement, лат. regula - правило) осуществление прав или исполнение обязанностей, закрепленных в материальных нормах; способствовать достижению результата, предусмотренного нормой материального права; реализовывать право на защиту.

Нормы процессуального права отличаются от норм материального права: содержанием, что выражается в своеобразии их предписаний; особенностями адресата; структурой строения.

Признаки норм материального и процессуального права:

Нормы материального права:

1) регулируют фактические связи, которые служат содержанием процессуального права;

2) являются более динамичными, чем процессуальные;

3) обусловлены материальными обстоятельствами общественной жизни;

4) имеют целью обеспечивать права и свободы человека, упорядочивать отношения в обществе, устанавливать правопорядок;

5) имеют регулятивную, правоохранительную и правозащитную действие;

6) адресованы всем субъектам права;

7) отменяются в официальном порядке.

Нормы процессуального права:

1) регулируют юридические связи, которые выступают формой материального права, призванные способствовать развитию материальных норм, обеспечивать их реализацию;

2) являются более статичными, чем материальные нормы, по своей природе являются ограничительными;

3) имеют двойную обусловленность: а) материальными условиями жизни общества; б) особенностями норм той отрасли материального права, с которой они тесно связаны и потребности которой обслуживают;

4) имеют целью обеспечивать право на защиту прав, свобод и интересов человека и гражданина в сочетании с правом обращаться за такой защитой в суд, а также закреплять властные полномочия суда по рассмотрению юридических дел;

5) имеют процедурный характер (определяют оптимальный порядок осуществления юридического процесса), поэтому их еще называют процедурными;

6) адресуются обычно уполномоченным субъектам, то есть тем, которые наделены властными полномочиями по применению норм материального права (следователям, судьям, прокурорам и проч.);

7) прекращают действие с отменой норм материального права.

Виды норм процессуального права по отраслям права:

уголовно-процессуальные; гражданско-процессуальные; административно-процессуальные; хозяйственно-процессуальные и др.

Нормы процессуального права нельзя отождествлять с процедурными нормами материального права, хотя и те и другие являются процедурными по характеру. Процедурные нормы материального права является необходимым условием реализации ряда материальных регулятивных норм и связей и существуют почти во всех его отраслях. Они неотделимы от всей другой системы норм материальных отраслей права и регламентируют порядок реализации норм права благодаря такой ее особой форме, как применение нормы права соответствующими государственными органами. Каждая материально-процедурная норма связана с соответствующим регулятивным отношением и является обязательным условием его нормальной реализации. Содержание материально-процедурной нормы определяется содержанием "своих" основных материальных регулятивных правоотношений и не может быть использован для осуществления "чужих". Например, материальные нормы, объединенные в институт избирательного права, не могут быть использованы для процедуры обмена жилых помещений.

Чтобы предотвратить путаницу между процедурными нормами материального права и нормами процессуального права, необходимо четко осознать существующую между ними разницу: процедурные нормы материального права регламентирующих оперативно-исполнительная форма применения права, в то время как нормы процессуального права регламентирующих правозащитную форму применения права. Основным отличительным признаком является то, что оперативно-исполнительная форма применения права направлена на непосредственную реализацию права (государственная регистрация прав на охрану права интеллектуальной собственности), а правозащитная, направленная на решение дел об правонарушениях, на восстановление или компенсацию нарушенных прав.

В отличие от процедурных норм материального права, нормы процессуального права создаются для регулирования отношений будто "извне". Они имеют качество универсальности, приспособленности, обеспечивающие реализацию юридических обязанностей, которые регулируются различными отраслями материального права, и следовательно, выполняют служебную роль - регламентируют порядок применения норм материального права и деятельность компетентных органов по защите прав.

Все правовые нормы нужны для урегулирования общественных отношений.

Рассмотрим в статье понятие и нормы материального права.

Материальное право

В любой правовой системе есть процессуальное право и материальное право. Право процессуальное, как правило, обеспечивает закрепление определенных общественных отношений и придает конкретный юридический характер.

Материальное право всегда направлено на реализацию определенных положений. Устанавливая положения, государство может вместе с этим определить и порядок для выполнения их.

Можно сказать, что материальное право - это такой комплекс, который включает уголовные акты, конституционные, административные и гражданские акты. Такая система может обеспечивать воздействие на отношения в обществе правительственной власти при помощи прямого регулирования.

Нормы материального права

Нормы и порядок реализации их закреплены в процессуальных положениях. Положения обеспечивают условия для защиты их. Система разделяется на различные дисциплины и на институты.

К институтам относятся:

  • Пенсионное право.
  • Избирательное право.
  • Право собственности.
  • Другие направления.

Такая система дает отражение уже существующих экономических отношений в государстве. Материальное право также обеспечивает, так называемое, обслуживание структур, развиваясь и изменяясь с ними.

Предмет материального права - общественные отношения. Они обычно связаны с условиями жизни общества. Нормы процессуального права могут регулировать общественные отношения, а отношения формируются еще в ходе реализации материальных прав.

Можно сказать, что процессуальная отрасль - это форма реализации, а форму определяет непосредственно государство. Материальное право, в свою очередь, имеет большее воздействие в отношении обеспечении законности в стране, чем процессуальное.

Правопорядок и законность в любой стране обеспечивается непосредственно процессуальными актами, а нормативные акты права материального уже обеспечивают регулирование гражданских и общественных отношений, которые уже существуют.

Без законодательства и процессуальных положений правоотношение не может появиться. Эти нормы другими словами являются определенной формой существования положений материальных, обеспечивая все процессы реализации.

Нормы материального и процессуального права очень тесно взаимосвязаны. От их взаимодействий всегда будет зависеть непосредственно состояние правопорядка в стране и законность. Разделение всех правовых норм на материальные либо процессуальное можно ясно понять в силу законодательной сущности определенной отрасли.



Последние материалы раздела:

Промокоды летуаль и купоны на скидку
Промокоды летуаль и купоны на скидку

Только качественная и оригинальная косметика и парфюмерия - магазин Летуаль.ру. Сегодня для успешности в работе, бизнесе и конечно на личном...

Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce
Отслеживание DHL Global Mail и DHL eCommerce

DHL Global Mail – дочерняя почтовая организация, входящая в группу компаний Deutsche Post DHL (DP DHL), оказывающая почтовые услуги по всему миру и...

DHL Global Mail курьерская компания
DHL Global Mail курьерская компания

Для отслеживания посылки необходимо сделать несколько простых шагов. 1. Перейдите на главную страницу 2. Введите трек-код в поле, с заголовком "...